Наука и общественное развитие – § 5. Наука как «всеобщий духовный продукт общественного развития» (К. Маркс) : Философия и методология науки (Монография)

Тема 1. Наука и ее роль в развитии общества

1.1. Понятие науки

Понятие «наука» имеет несколько основных значений.

Во-первых, под наукой (греч. episteme, лат. scientia) мы понимаем сферу человеческой деятельности, направленную на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности.

Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний.

В-третьих, термин «наука» употребляется для обозначения отдельных отраслей научного знания.

В-четвертых, науку можно рассматривать как отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. В ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу общества и важнейший социальный институт.

Непосредственные цели науки – это получение знаний об окружающем мире, предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. В широком смысле ее цель – теоретическое отражение действительности. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления. К основным задачам науки можно отнести:

1) открытие законов движения природы, общества, мышления и познания;

2) сбор, анализ, обобщение фактов;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

Правильность научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Будучи неотъемлемой, от практического способа освоения мира, наука как производство знания представляет собой весьма специфическую форму деятельности, отличную как от

деятельности в сфере материального производства, так и от других видов духовной деятельности.

Если в материальном производстве знания используются лишь в качестве идеальных средств, то в науке их получение образует главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель — в виде ли теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки экспериментальных данных или формулы какого-либо препарата. В отличие от видов деятельности, результат которых зачастую известен заранее или задан до начала деятельности, научная деятельность правомерно называется таковой лишь постольку, поскольку она даёт приращение нового знания, т.е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.

От эстетического (художественного) способа освоения действительности, носителем которого является искусство, науку отличает стремление к обезличенному, максимально обобщённому объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художественного познания неотделимы от индивидуально-неповторимого личностного элемента. Часто искусство характеризуют как «мышление в образах», а науку — как «мышление в понятиях», имея целью подчеркнуть, что первое развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческой способности человека, а наука — в основном интеллектуально-понятийную. Однако эти различия не означают непроходимой грани между наукой и искусством, которые объединяет творчески-познавательное отношение к действительности. С одной стороны, в построениях науки, в частности в конструкции теории, в математической формуле, в схеме эксперимента или его идее, существенную роль нередко играет эстетический элемент, что специально отмечали многие учёные. С другой стороны, произведения искусства несут, помимо эстетической, и познавательную нагрузку.

Сложный характер имеет взаимосвязь между наукой и философией как специфическими формами общественного сознания. Философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов. Философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Высшего воплощения это стремление достигает в диалектическом материализме — философии, которая сознательно и открыто связывает себя с наукой, с научным методом, делая предметом своего изучения наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и, опираясь при этом на результаты науки.

Развитию науки свойствен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в её общий фонд, не перечёркиваясь последующими успехами познания, а лишь уточняясь и перерабатываясь.

Преемственность науки приводит к единой линии её поступательного развития и необратимому его характеру. Она обеспечивает также функционирование науки как особого вида «социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения её законами.

Процесс развития науки находит своё выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний. Он затрагивает также всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм — фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятием стиля мышления. Например, для античного стиля мышления характерно было наблюдение как основной способ получения знания; наука нового времени опирается на эксперимент и на господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее не разложимых первоэлементов исследуемой реальности. Современная наука характеризуется стремлением к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов.

Каждая конкретная структура научного мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути развития науки, что приводит время от времени к научным революциям, т.е. радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов науки. Чередование экстенсивных и революционных периодов развития, характерное как для науки в целом, так и для отдельных её отраслей, рано или поздно находит своё выражение также и в соответствующих изменениях форм организации науки.

Всю историю науки пронизывает сложное диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции; освоение всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению её на всё более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции науки. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку — сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для современной науки становится всё более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определённой крупной теоретической или практической проблемы. Так возникло значительное количество стыковых (пограничных) наука типа биофизики и т.п. Их появление продолжает в новых формах процесс дифференциации науки, но вместе с тем даёт и новую основу для интеграции прежде разобщенных научных дисциплин.

Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки выполняют философия, которая обобщает научную картину мира, а также отдельные научные дисциплины типа математики, логики, кибернетики, вооружающие науку системой единых методов.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов. Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы: объект – то, что изучает конкретная наука. Например, объектом теории финансов являются основные закономерности возникновения и развития финансов, их сущность, назначение и функционирование; субъект – конкретный научный работник, специалист, исследователь, научная организация; научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, методы для обнаружения законов действительности.

Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.

Путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике.

Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. Но хотя факты — это необходимый материал для ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде.

Факты систематизируют и обобщают с помощью простейших абстракций — понятий (определений), являющихся важными структурными элементами науки. Наиболее широкие понятия называют категориями. Это самые общие абстракции. К категориям относятся философские понятия о форме и содержании явлений, в экономической теории — это товар, стоимость и т. д.

Важная форма знаний — принципы (постулаты), аксиомы. Под принципом понимают исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).

Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы, отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме определенного соотношения понятий, категорий.

Наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний является теория. Под теорией понимают учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей.

studfiles.net

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания.

Влияние науки на развитие общества

Наука все глубже проникает в сущность явлений и процессов мироздания, раскрывает более полно картину мира.

Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу и наблюдали за ней, но ставили эксперименты, высказывали гениальные догадки, создавали теории. Важнейшая закономерность исторического развития науки – возрастание ее роли в производстве и управлении обществом, ее значения в общественной жизни. С древних времен истории человека, наука возникает как ответ на практические, прежде всего производственные, потребности  общества. Появление  астрономии, математики и механики было вызвано становлением ирригации, мореплавания, строительства крупных общественных сооружений.

Возрастание роли науки в жизни общества идет параллельно ее собственному бурному прогрессу, причем во взаимодействии науки и производства последнему принадлежит, безусловно, решающая роль. Возрастание общей суммы знаний оказывает мощное влияние на структуру науки, поскольку требует все большего разделения труда между учеными. Фактор дифференциации научного знания способствует возрастанию самостоятельности науки, поскольку в условиях разветвленного и дробного разделения труда подготовка ученых и замена одних лиц другими становится все более сложным делом.

Самостоятельность науки, тем не менее, была и остается относительной. Ее прогресс и в XX веке, и  XXI  обусловлен, в конечном счете, развитием практики, потребностями производства, управления обществом, военными нуждами, необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. От развития науки зависит развитие техники, производства, орудий труда, а так же мастерства, знаний и умений людей, а значит прогресс науки затрагивает в целом все основы общественной жизни – экономической базис и надстройку. За наукой будущее нашей цивилизации.

Научная деятельность — интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новыхзнаний для:  решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем;  — обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Научное знание система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.  Научное знание:   является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности;  — социально обусловлено; и  — обладает различной степенью достоверности.

2 Основными элементами научного знания являются: • твердо установленные факты;  • закономерности, обобщающие группы фактов;  • теории, как правило, представляющие собой знания системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности; • научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Классификации научного знания

 

Научные знания классифицируются по разным основаниям (см., например, [8]):

·         по группам предметных областей знания делятся на математические, естественные, гуманитарные и технические;

·         по способу отражения сущности знания классифицируются на феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные). Феноменталистские знания представляют собой качественные теории, наделяемые преимущественно описательными функциями (многие разделы биологии, географии, психология, педагогика и т.д.). В отличие от них эссенциалистские знания являются объяснительными теориями, строящимися, в основном, на количественных средствах анализа;

·         по функциональному назначению научные знания классифицируются на фундаментальные и прикладные; и так далее.

Классификаций научных знаний существует множество.

Для данной работы наиболее существенной является классификация научного знания по отнесению к формам мышления – разделение знаний наэмпирические и теоретические. Поскольку, очевидно, именно здесь кроетсянаиболее существенное отличие докторской диссертации от кандидатской.

Эмпирическое знание – это установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы. Соответственно, эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на эмпирические, опытные данные.

Эмпирическое знание, будучи совершенно необходимой ступенью познания, т.к. все наши знания возникают в конечном счете из опыта, все же недостаточно для познания глубоких внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта.

 Теоретическое знание – это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

studfiles.net

Наука как всеобщий духовный продукт общественного развития (К. Маркс)

В концепции К. Маркса наука предстает как специфическая, относительно самостоятельная, дифференцированная сфера человеческого труда, институциальная форма деятельности: «всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников. Совместный труд предполагает непосредственную кооперацию индивидуумов».1 Рассмотрение науки как сферы труда, как особой отрасли, формы духовного производства — непреходящая заслуга К. Маркса. Он был первым, кто превратил идею о взаимовлиянии науки и общества, о возникновении и развитии науки, об общественно-исторических «измерениях» научного знания и познания в обоснованную философски-социологическую концепцию науки.

Маркс предсказал, что наука превратится в непосредственную производительную силу. Основой такого предвидения была теория, в частности, марксово учение о науке как особой области духовного производства. Маркс всесторонне исследовал науку как социально-историческое явление, разработал теоретические и методологические принципы, на основе которых возможно было построить систематическое учение о науке, опирающееся на факты, опыт и предполагающее практические выводы.

Подход Маркса с самого начала строился на диалекти-ко-материалистическом понимании сущности науки. Поскольку деятельность людей в науке, по его мнению, есть социально-исторический процесс, то и основные формы существования науки, ее связи с другими сферами социальной реальности, механизмы действия и взаимодействия субъектов, осуществляющих исследовательский процесс, его результаты — все это распадается на две сферы: якобы социально-нейтральное всеобщее знание (объект гносеологии, логики науки) и общественно-исторические условия (объект социальной философии, социологии науки).

Осуществляясь в ходе человеческой истории, на основе определенных социальных предпосылок, процесс научно-исследовательской деятельности всегда протекает в рамках науки как особой формы общественного сознания; наука, в свою очередь, связана с другими сферами общественной жизни, сохраняя при этом относительную самостоятельность, имея особый социальный статус.

Теория науки К. Маркса ставит во главу угла выяснение ее социально-исторической и социально-индивидуальной природы, а также тщательное выявление механизмов взаимодействия общества в целом и науки. При этом требуется внутренним для науки образом исследовать ее социальные условия, формы, измерения — так, чтобы логико-гносеологический материал, характеризующий науку «изнутри» (как особое знание и познание), также нашел свое место в диалектическом анализе науки как целостном духовном формообразовании.

Духовная деятельность, как и всякий труд, есть расходование сил, энергии человека, напряжение воли. К нему вполне приложимо то, что К. Маркс сказал о художественной деятельности: это «дьявольски серьезное дело, интенсивнейшее напряжение». Будучи человеческим трудом, научный труд также предполагает выделение, существование, обработку и изменение объектов, «предметов» этого труда, специфика которых состоит в том, что при обязательной материализации (в приборных ситуациях, схемах, формулах и т.п.) они по своей сути являются идеальными объектами, результатами предшествующей идеализирующей деятельности человека и человечества.

В научном труде формируются и используются особые «орудия» труда — материальные (приборы наблюдения, измерения, эксперимента) и интеллектуальные (методика, формулы, расчеты, понятия, концепции), технология, необходимая для получения новых научных результатов. Предметы и орудия научного труда вместе составляют «средства духовного производства». В единстве со средствами производства знания субъекты исследовательской деятельности составляют производительные силы этой отрасли духовного производства.

Фактически все элементы производительных сил и в материальном, и в духовном производстве включают в себя «опредмеченное», воплощенное в вещах, явлениях человеческое знание, которое по своей природе представляет результат коллективного труда, продукт исторического трудового процесса. Знание, этот идеальный духовный фактор, всегда выступает своеобразным «участником» процесса производства; люди, главная производительная сила, действуют на основе знания, с его помощью. Производство, использование знания и сознания так или иначе осуществляются во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому, согласно К. Марксу, развитие науки, этого идеального и вместе с тем практического богатства, является лишь одной из сторон, одной из форм, в которых выступает развитие производительных сил человека.

Именно благодаря тому, что уже в материальном производстве, а затем и появившихся до науки областях духовного производства вырабатываются особые способы «работы» с идеальным (с знанием как своего рода «объектом»), и может возникнуть наука. Но если в других производствах «работа» с объективным знанием, его создание является побочной, вспомогательной задачей, средством достижения цели (создания материальных продуктов, художественных ценностей и т.д.), то в науке продуцирование такого знания, «развитие производительных сил человека» посредством создания «идеального богатства» из средства превращается в цель, в основную социальную функцию.

Стремясь выявить специфическое отличие научно-исследовательского труда, К. Маркс подчеркнул: результат этого труда — истинные научные знания — представляют собой всеобщий духовный продукт общественного развития, соответственно, научный труд является всеобщим трудом. Научная деятельность по преимуществу есть идеальное отображение действительности, постоянное воспроизведение идеального. В определенном смысле и наука есть сфера бытия идеального, а творчество — форма его развития. Во все эпохи наука представляла собой такую сферу деятельности, где осуществлялось активное творческое. теоретическое отражение мира человеком.

Вместе с тем Маркс показал, что наука не сводится к теоретической рефлексии над определяющей формой деятельности — материальным производством. Она выходит за его пределы, обладает самостоятельным отношением к миру, своим своеобразным видением мира в целом. Другое дело, что, по словам Маркса, материальное производство предоставляет средства для теоретического покорения природы. Однако содержание научного познания и его имманентные цели не покрываются только целями материального производства. Одной из таких важных «вне-производственных целей» науки является, в частности, ее «участие» в формировании самого человека.

Собственный самостоятельный статус науки позволяет ей, как подчеркивал Маркс, «говорить языком самого предмета», выражать своеобразие его сущности. Благодаря этому идеалом научно-теоретического отношения к действительности, освоением ее в мышлении выступает та «универсальная независимость мысли», которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи, т.е. объективно. Освоение наукой действительности требует, как показала история познания, определенных методологических средств. В решении и этого вопроса К. Маркс совершил поистине «коперниканский переворот», сущность которого можно свести к двум основным моментам.

Во-первых, создание материалистического понимания истории: общественное бытие (материальное производство, труд, практика) — первично, общественное сознание — вторично. Это понимание позволило вскрыть материальную основу общественной жизни и провести последовательно материалистический взгляд на мир в целом — не только на природу, но и на общество и на познание (мышление).

Во-вторых, «переворачивание» гегелевской диалектики «с головы на ноги», т.е. разработка, развитие и применение (особенно в «Капитале») диалектического метода не на идеалистической основе, а на основе материализма, «охватывающего и общество». Иначе говоря, диалектика Маркса — это не «исправленная» и «дополненная» диалектика Гегеля, а принципиально новое философское формообразование. Как в этой связи писал сам Маркс, «мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель. — В. К) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Провозгласив первичность общественного бытия по отношению к сознанию, Маркс тем самым в материалистическом понимании истории нашел ту фундаментальную основу, которая и позволила объединить, слить в высшем синтезе, целостном единстве материализм и диалектику (ранее оторванные друг от друга), адекватно интерпретировать совпадение диалектики, логики и теории познания. Естественное, органическое объединение материализма и диалектики и на этой основе последовательное проведение принципа отражения позволили обнаружить, что законы диалектики присущи бытию (природе и обществу) и сознанию, мышлению.

students-library.com

Развитие знаний об обществе. Общественные науки.

Место религии в системе отношений человека и окружающего мира. Мировые религии.

 

1.

В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. Назовем те из них, которые подробно изучаются в школьном курсе обществознания.

1. Познание общества в форме мифологического сознания (предания и мифы народов мира).

2. Философские учения древности об обществе и общественном развитии (древнеиндийские Веды, даосская школа, конфуцианство, учения Платона и Аристотеля).

3. Социальные учения средневековья (Фома Аквинский, схоластика).

4. Философия нового времени (теории общественного договора Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, экономическое учение А. Смита, теории социалистов-утопистов, социологическое учение О. Конта, марксистская теория).

5. Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, технократизм, экзистенциализм).

Общественные науки, как следует из их названия, занимаются изучением общества, его различных сфер. Таковы социология, политология, культурология, история, религиоведение, экономика и многие другие.

Особенности общественных наук определяются спецификой социального познания.

1. Оно является процессом самопознания: общество познает само себя, ученые включены в общественную жизнь, которую они изучают.

2. Социальное познание тесно связано с интересами общественных классов, слоев, групп, страт.

3. Социальная реальность — продукт сознательной деятельности людей. Выводы ученых-обществоведов не могут в силу этого обладать той точностью, какая свойственна заключениям ученых, изучающих природу.

4. Ученые, исследующие общество, имеют ограниченные возможности изучать интересующие их явления и процессы на основе непосредственного эксперимента, наблюдения, опыта.

5. В общественных науках особенно значительна роль гипотез, интерпретаций, субъективных оценок. Научная истина об обществе, как правило, складывается из множества различных предположений и заключений, по сути своей есть результат диалога.

2.

Религияявляется одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Религиозная вера складывается из:

1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;

2) знания наиболее существенных положений вероучения;

3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;

4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).

Крупнейшие религии сегодня:

Христианство 1024 млн чел.

Ислам 529 млн чел.

Индуизм 478 млн чел.

Конфуцианство 305 млн чел.

Буддизм 268 млн чел.

Синтоизм 60 млн чел.

Даосизм 52 млн чел.

Иудаизм 14 млн чел.

О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.

1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.

2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.

3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.

 

 

Билет № 16

Цивилизации и формации.

Наука и общество.

 

1.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит к марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация». Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.

В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главным среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляют способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства (орудия, предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, перехода к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-экономических формаций.

В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930-м годам сформировалась и получила характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;

2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;

3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает острый кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

Понятие «цивилизация» — одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «… это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.

Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

2.

Наукойпринято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX— XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом — духовным производством.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

а) познавательно-объяснительная — заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

б) мировоззренческая — помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней.

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальном заказе, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между тем именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

 

 

Билет № 17




infopedia.su

Общественное развитие. Человек и общество

Приветствую, дорогих читателей сайта сдать-егэ.рф!

Темой сегодняшнего поста будет «Общественное развитие». В прошлом посте мы говорили о концепциях развития общества. Обществознание, как наука, выделяет два направления развития общества — прогресс и регресс. Разберем каждое из этих направлений по отдельности и им дадим краткое определение. Прогресс — движение вперед, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. А регресс в свою очередь — развитие по нисходящей линии, переход от высшего к низшему. В пример регресса и прогресса давайте рассмотрим развитие науки. Период античности, как Вы знаете из курса «Всеобщей истории», несомненно был временем прогресса — можно сказать, что наука в то время двигалась семимильными шагами, а вот период Средневековья, конечно же в свою очередь был временем научного регресса — наука почти стояла на месте, именно поэтому Средние века называют «темными».

Понятие общественный прогресс довольно сложно применить к обществу, но считается, что это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности. То есть как Вы видите, в это понятие входят, как материальные, так и не материальные, то есть духовные аспекты.

Критерий общественного прогресса множество, но различные ученые-обществоведы по разному к ним подходят, но мы выделим те критерии, которые ни у кого не вызывают сомнения. Итак первый критерий-рост благосостояния и социальной защищенности людей. Чем лучше живут люди, чем комфортнее они себя в нем чувствуют, тем выше данное общество по своему развитию. Ослабление конфронтации между людьми, тоже один из критериев общественного прогресса. В политической сфере критерием общественного прогресса считается утверждение демократии. В духовной сфере — рост нравственности и духовности общества. Также критерием общественного прогресса является совершенствование человеческих отношений. Также важным критерием считается мера свободы, которую общество в состоянии представить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Кроме направлений развития общества, выделяют еще и формы развития общества (социальной динамики) — эволюция, революция и реформа. Давайте разберемся…

Эволюция — постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом. Вот например эволюция науки и техники проходит чрезвычайно медленно. Представьте, что например древние люди смогли сразу бы изобрести ядерную бомбу — невозможно, нет багажа знаний! Эволюция всегда проходит очень плавно и медленно.

А вот XX век охарактеризовался революцией в науке и технике, тогда произошли быстрые и качественные изменения, коренной переворот в жизни общества.

А реформа — соответственно, комплекс мероприятий, направленный на преобразование, изменение тех или иных сторон общественной жизни. И отличие реформы от эволюции, как правило состоит в том, что реформу почти всегда проводят сверху. С этим вроде разобрались…

С общественным развитием вроде все. Рекомендую Вам как-нибудь законспектировать данный пост, чтобы получше понять его суть. На сегодня все, подпишись на обновления блога. До встречи в следующих постах.

©  Иван Некрасов 2014

xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

Современное общественное развитие — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Современное общественное развитие

Cтраница 1

Современное общественное развитие выдвигает проблемы, носящие по преимуществу комплексный характер, требующие для своего решения объединенных усилий представителей различных областей знания. Философская наука обязана больше брать на себя инициативную роль в привлечении внимания ученых к этим проблемам, исследовать всеобщие, существенные, закономерные связи и отношения, интерпретируя их в широком мировоззренческом, культурно-историческом плане, раскрывая возрастающее значение социально-этических аспектов научной деятельности. Необходимо расширять и укреплять завещанный В. И. Лениным союз философов с представителями конкретных естественных, технических и общественных наук, совместные исследования ими крупных народнохозяйственных, социально-политических, культурных проблем.  [1]

Современное общественное развитие требует выработки новых идей в отношении революционной стратегии в развитых капиталистических странах. Речь идет о широком круге социальных сил, которые являются потенциально революционными: рабочем классе, который сам меняется и растет количественно, о молодежи и студентах, об интеллигенции. Революционная стратегия должна также выдвигать новые виды социальных требований экономического, политического и морального характера. В особенности необходимо учитывать глубину и силу новых демократических требований и форм действий, которые бросают вызов каждому аспекту и способу господства монополистического капитала: самому государству, включая его функции определения внешнеполитического курса и объявления войны; бюрократическому контролю и манипулированию людьми — рабочими на гигантских обезличенных предприятиях, учащимися в школах и университетах; манипулированию людьми как членами общества с помощью средств массовой пропаганды, осуществляющих контроль над мыслями.  [2]

Современное общественное развитие выдвигает проблемы, носящие по преимуществу комплексный характер, требующие для своего решения объединенных усилий представителей различных областей знания. Философская наука обязана больше брать на себя инициативную роль в привлечении внимания ученых к этим проблемам, исследовать всеобщие, существенные, закономерные связи и отношения, интерпретируя их в широком мировоззренческом, культурно-историческом плане, раскрывая возрастающее значение социально-этических аспектов научной деятельности. Необходимо расширять и укреплять завещанный В. И. Лениным союз философов с представителями конкретных естественных, технических и общественных наук, совместные исследования ими крупных народнохозяйственных, социально-политических, культурных проблем.  [3]

Современное общественное развитие отличается бурным ростом городов и городского населения, становлением и развитием городской цивилизации. Города и городские агломерации становятся основным сосредоточением деятельности людей, их материальной и духовной культуры, высокоразвитых форм жизни. Если в начале XX века насчитывалось немногим более 20 млн. горожан, то в 1990 году — около 2 4 млрд. При этом наивысший прирост городского населения происходил именно в последнее сорокалетие ( 1950 — 1990 гг.) и составил 1 6 млрд. человек.  [4]

Однако современное общественное развитие далеко от идеала. Все государства развиваются согласно собственным общенациональным законам хозяйствования, которые существенно различаются. Различны, следовательно, и принципы построения налоговых систем. Для про-мышленно развитых стран эти принципы наиболее приближены к классическому варианту. Для стран, вступающих на путь рыночных преобразований, применение классических принципов построения налоговых систем затруднено из-за названных выше причин.  [5]

Одна из тенденций современного общественного развития, особенностей научно-технического прогресса при социализме заключается в том, что труд приобретает все более творческий характер.  [6]

Научно-техническая революция относится к числу самых фундаментальных процессов современного общественного развития. Отличительная черта научно — технической революции — превращение науки в непосредственную производительную силу. В результате все более тесной взаимосвязи науки, техники и производства мощным источником роста производства становятся сегодня не только технические, но также естественные и общественные науки. Значительно возрастает роль естествознания в жизни общества, поскольку именно естествознание выступает в качестве теоретической основы техники и производства. Марксистско — ленинская общественная наука, воздействуя на сознание людей, способствуя формированию научного, диалектико-материалистического мировоззрения, являясь методологической основой всех конкретных наук, оказывает все более глубокое и всестороннее влияние на развитие как материального производства, так и других сфер жизни общества.  [7]

Научно-технический прогресс не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного развития, но и порождает новые. Более того, его негативные проявления могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества.  [8]

Масштаб и значение социального заказа в области изучения религиозности как реального фактора современного общественного развития сегодня несопоставимы с реальным состоянием и возможностями отечественной социологии религии.  [9]

Этот динамический вариант закона упорядоченности заполнения пространства и пространственно-временной определенности справедлив и для современного общественного развития — человечество будет развиваться успешнее, если мировое сотрудничество расширится, а конфронтация угаснет.  [10]

Наблюдается отставание в исследовании фундаментальных теоретических проблем, всесторонне раскрывающих механизм действия закономерностей современного общественного развития. Недостаточно глубоко и комплексно разрабатываются теоретические вопросы политической экономии социализма, повышения эффективности общественного производства, осуществления экономической политики на современном этапе. Мало уделяется внимания качеству и глубине философских обобщений новейших достижений естествознания, изучению проблем социальной психологии, коллектива и личности, общества и государства, развития социалистической демократии в условиях коммунистического строительства. До последнего времени не были в достаточной мере широко развернуты конкретные социальные исследования, а их научно-методическая основа остается весьма эмпиричной. В научно-исследовательской работе все еще мало внимания уделяется прогнозированию социального развития, разработке научно обоснованных моделей народнохозяйственных планов.  [11]

Считать необходимым переработать учебные программы, нацелив их содержание на широкий охват проблем современного общественного развития, на творческое изучение опыта КПСС по руководству коммунистическим строительством, на формирование и развитие у слушателей таких качеств, которыми должен обладать партийный и советский работник.  [12]

Наблюдается отставание в исследовании фундаментальных теоретических проблем, всесторонне раскрывающих механизм действия закономерностей современного общественного развития. Недостаточно глубоко и комплексно разрабатываются теоретические вопросы политической экономии социализма, повышения эффективности общественного производства, осуществления экономической политики на современном этапе. Мало уделяется внимания качеству и глубине философских обобщений новейших достижений естествознания, изучению проблем социальной психологии, коллектива и личности, общества и государства, развития социалистической демократии в условиях коммунистического строительства. До последнего времени не были в достаточной мере развернуты конкретные социальные исследования, а их научно-методическая основа остается весьма эмпиричной.  [13]

Трудовой коллектив — это такая социальная общность людей, в которой фокусируются многие тенденции и противоречия современного общественного развития. Трудовой коллектив выступает центральной ячейкой реформ всех сфер общественной жизни. В связи с процессами приватизации, деполитизации, департизации возникает необходимость нового подхода к осмыслению роли трудовых коллективов в социально-политической деятельности.  [14]

Анализ работ по модернизации, которая, как утверждают все исследователи, отнюдь не представляет собой законченную логическую конструкцию, а скорее совокупность концепций современного общественного развития, позволяет тем не менее вычленить осевые стратегические направления в этом развитии, совпадающие по сути с требованиями, уже осознанными мировой социологической, экономической и политической мыслью как несомненно принадлежащие модернизации: в плане технологических проблем общество должно характеризоваться высокотехничным уровнем производства, ускоренными темпами научно-технического прогресса, определенным уровнем эффективности этого производства; в плане общеэкономических проблем общество должно существовать в рыночных координатах, причем местные локальные рынки должны иметь тенденции интегрирования в рынок международный; в плане политических проблем общество должно характеризоваться определенным уровнем демократических свобод, наличием структуры гражданского общества и характеристик современного правового государства: в социальном плане личность должна иметь правовые гарантии демократических свобод, а общество в целом — приоритет общечеловеческих моральных норм, в обществе должна осознаваться ценность и значимость нововведений, а со стороны личности должна демонстрироваться готовность адаптации к нововведениям, обществом и личностью должна разделяться ценность и значимость разнообразия в социокультурных образцах и демонстрироваться готовность интегрирования в общечеловеческое социокультурное пространство.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

РОЛЬ НАУКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

РОЛЬ НАУКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Призвание науки – добывать новые знания. Современный человек постоянно пользуется достижениями науки: телевизор, компьютер и.т.д.

Науку можно рассматривать с 3 точек зрения:

1.особая система знаний;

2. система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (вузы, научно-исследовательские институты)

Как особый вид деятельности – систему научных исследований.

Особенность научных знаний заключается в проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, предсказать дальнейшее его развитие.

Непосредственные цели науки: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, т.е. в широком смысле её теоретическое отражение.

Наука – это мышление в понятиях, искусство — в художественных образах.

Наука испытывает на себе влияние общества:

1.потребности развития общества часто являются фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым.

2. состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки, но наука обладает и относительной самостоятельностью.

Особенности научного знания:

1.оно отражает закономерное, существенное, как уже доказанную совокупность знаний или существует в виде научных гипотез;

2. является систематизированным знанием, выраженным системой понятий и суждений;

3. истинное знание;

4. существует в формах научного факта, проблемы, научной программы, гипотезы, закономерности, теории, научной картины мира;

5 получено на основе специальных методов и средств;

6. обладает доказательностью;

7. служит основой предвидения.

НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ.

Наука – это часть культуры. По уровню развития науки можно судит о развитии общества, функция науки культурно-мировоззренческая.

В культуре общества наука характеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни и самого себя. Научная сфера – элемент содержания жизнедеятельности общества как культурной жизни, показатель развитости общества.

 

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

 

Наименование модели Её содержание
1 Постепенное развитие науки Истоки любого научного знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников. При таком подходе картина мира не изменяется, а лишь расширяется.
2 Развитие науки через научные революции (амер. ученый Т Кун) Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм». Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать мировоззренческие и практические задачи. Развитие науки происходит циклически, волнообразно.    
3 Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
4 Развитие через интеграцию научного знания Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных дисциплин: использование теорий и методов из других наук.

 

ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ НАУКИ В УСЛОВИЯХ НТР.

НАУКА КАК «ЛОКОМОТИВ» НТП.

Анализ исторического развития науки показывает, что она часто опережает время и результаты научного познания находят применение в будущем. Это ещё раз доказывает значение науки и её роль в развитии НТП и социального прогресса.

НТР означает скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний, относится к сер 50-х гг 20 века.

Составляющие НТР:

1.НТР характеризуется процессом сближения науки и производства;

2. новая техника и технология требует высококвалифицированного работника;

3. возрастает сложность производства;

4. НТР носит универсальный характер, преобразует весь процесс производства;

5. происходит слияние индустриальных технологий с электроникой.

 

НТР порождает и проблемы:

1.НТР проходит в обществе неравномерно;

2. НТР ведет к безработице;

3. повышается психологическая нагрузка на работника;

4. проблема обеспечения безопасности и надежности техники.

Те периоды, когда появляется и становится господствующим новый метод научного объяснения действительности, называются научными революциями. Научные революции обусловлены как развитием материального производства, от которого наука получает толчок, так и развитием самого научного метода.

ЭТИКА УЧЕНОГО.

Этика ученых складывается:

1. на основе вечных ценностей, ориентации на высшее благо;

2. на основе профессионально-специфических норм;

3. на основе понимания свободы и социальной ответственности ученых в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни.

С древности ученые проявляли интерес к морали, но и часто своими взглядами, поступками формировали моральные нормы.

Правило Гиппократа «Не навреди» — по сути первое моральное обязательство. А. Смит – совесть – вершитель всех наших действий.

Сплав добра и совести образовали новое качество – добросовестность, ставшим одним из требований к научному труду, оно проявляется в:

— продумывание и точное проведение эксперимента;

— доказательность новых научных знаний, их проверка;

— научная честность и объективность.

Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности, на полученные ими результаты – норма этики ученого.

Достижения науки привели к возрастанию гуманизирующего влияния науки и социальной ответственности ученых за их действия. Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, которые могут нанести вред людям. Так, НТП – одна из причин экологического кризиса, а развитие отдельных отраслей военного производства опасно для жизни людей.

Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты – неотъемлемая часть этики науки.

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ С ОБРАЗОВАНИЕМ.

Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки – пустой звук.

Обеспечение конкурентной способности новыми технологиями требует не только фундаментальных исследований, но и участие в них подготовленных людей исследовательского труда. Выдвижение и реализация новых идей в гуманитарном секторе науки требует образованных людей. Так наука и образование создают богатство страны и сами выступают в качестве одной из ценностей, без которых невозможно развитие общества и формирование личности.

Наука и образование – сообщающиеся сосуды, имеющие общим источником текущие и перспективные запросы общества. Именно социальное развитие, быстрое умножение научного богатства планеты, требуют периодической модернизации образования.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

С понятием научная картина мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы, идеи.

Научная картина мира понимается как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее способ научного мышления.

В научной картине выделяют:

1) центральное теоретическое ядро – устойчивость;

2) частные теоретические модели – постоянно изменяются и совершенствуются.

3 этапа эволюции научной картины:

1.классическая — основана на принципе жесткого детерминизма (Лаплас), обозначающий, что все просчитано и предсказано;

2. неклассическая – конец 19 – нач 20 в, учитывает роль случая;

3. постнеклассическая – во 2 трети 20 в, развитие может пойти в одном или нескольких направлениях, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором.

 

РОЛЬ НАУКИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Призвание науки – добывать новые знания. Современный человек постоянно пользуется достижениями науки: телевизор, компьютер и.т.д.

Науку можно рассматривать с 3 точек зрения:

1.особая система знаний;

2. система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (вузы, научно-исследовательские институты)



infopedia.su