Налоговый контроль это – Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля — Налоговое право

Налоговый контроль

Есть разные подходы к пониманию налогового контроля:

1) налоговый контроль – это деятельность по проверке исключительно законности, а также вопроса выполнения норм права

2) налоговый контроль также охватывает вопросы целесообразности тех или иных операций.

НК исходит из узкого понимания налогового контроля.

Налоговый контроль – это деятельность компетентных органов в установленных налоговым кодексом формах по проверке выполнения налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений положений законодательства о налогах и сборах.

Проверке подлежит законность, но не целесообразность действий.

Основным субъектом полномочий по осуществлению контрольных мероприятий выступают налоговые органы (пока Министерство по налогам и сборам, в дальнейшем согласно Указу Президента «Об изменениях в составе Правительства» будет Государственная налоговая служба).

Под налоговым органом понимается конкретное территориальное подразделение Министерства.

НК и закон «О налоговых органах» подробно не регламентируют вопрос о разграничении по территории компетенции территориальных налоговых органов => возникает много технических проблем.

Например: в ожидании выездной налоговой проверки налогоплательщик (организация) вносит изменения в свой устав и меняет место своей деятельности (например, переезжает в другой город). Если нарушения налогоплательщика значительны и есть основания для возбуждения уголовного дела или ведения оперативно-розыскных мероприятий – компетенция органов и их действия регламентированы законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Если проверка осуществляется в соответствии с НК – взаимодействие территориальных органов не урегулировано законом.

Согласно НК в качестве субъектов полномочий по осуществлению мероприятий по налоговому контролю могут выступать внебюджетные фонды и таможенные органы.

Таможенные органы

НК чётко ограничивает круг их полномочий – они вправе проверять правильность исчисления и уплаты налогов и сборов, взимаемых при пересечении таможенной границы.

Внебюджетные фонды

Во внебюджетные фонды поступают отчисления в составе единого социального налога. Размеры их исчисления не контролируются администрацией внебюджетных фондов (это полномочия налогового органа). Компетенция администрации внебюджетных фондов связана с другими обязательными платежами в эти фонды (платежами в порядке обязательного пенсионного страхования и страхования работодателем от несчастных случаев) – формально эти платежи не рассматриваются как налоговые. С практической точки зрения важно иметь в виду, что законодательство предусматривает применение положений гл.14 НК к деятельности внебюджетных фондов по проверке уплаты названных платежей.

Подконтрольные субъекты:

1) налогоплательщики

2) налоговые агенты

3) плательщики сборов

4) иные лица, которые в силу специальных указаний закона выполняют те или иные обязанности налогоплательщика или налогового агента:

Виды налогового контроля: 1) предварительный налоговый контроль

2) текущий налоговый контроль

3) последующий налоговый контроль

вид контроля

описание

например

предварительный налоговый контроль

мероприятия по осуществлению предварительного налогового контроля всегда предшествуют подконтрольной операции

мероприятия по постановке на учёт налогоплательщика или налогового агента

текущий

налоговый контроль

это такой контроль, который предполагает проверку законности совершаемой операции в момент её осуществления

камеральная проверка поданной налоговой декларации

последующий налоговый контроль

это такой контроль, когда контрольные мероприятия совершаются после выполнения подконтрольной операции

выездная налоговая проверка (охватывает также 3 предыдущих года)

Предварительный налоговый контроль

НК достаточно подробно регламентирует вопрос об осуществлении такой формы предварительного налогового контроля как налоговый учёт.

НК предусматривает несколько оснований для налогового учёта:

1) налоговому учёту подлежит сам субъект (налогоплательщик или налоговый агент)

По общему правилу, налоговому учёту подлежит налогоплательщик, налоговый агент – речь идёт об определённых органах государственной власти или органах местного самоуправления.

В зависимости от вида субъекта, подлежащего постановке на налоговый учёт, законодатель подразделяет случаи, когда:

1) постановка на налоговый учёт требует активных действий со стороны лица

2) постановка на налоговый учёт не требует активных действий со стороны лица

физическое лицо, если оно не осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность, не обязано само осуществлять активные действия; в этом случае налоговый орган сам (на основе имеющейся у него информации из органов регистрации актов гражданского состояния) поставить налогоплательщика на учёт. Теоретически – с момента рождения. Организации обязаны предпринимать для постановки на налоговый учёт активные действия, т.е. подавать заявление.

2) создание организацией территориально обособленного подразделения

Организация подлежит постановке на налоговый учёт по месту нахождения каждого территориально обособленного подразделения.

3) владение недвижимым имуществом

4) владение транспортными средствами

в этих случаях место постановки налогоплательщика на учёт определяется местом регистрации имущества

В практике возникают случаи, когда у организации имеется одновременно несколько оснований для постановки её на налоговый учёт

(например: в одном районе организация имеет территориально обособленное подразделение, владеет транспортным средством и недвижимым имуществом) – достаточно постановки организации на налоговый учёт по одному из перечисленных оснований. Не требуется повторная подача заявления.

От этого следует отличать случаи, когда лицо ставится на налоговый учёт по принципиально различным основаниям. Например: согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании». Физическое лицо как индивидуальный предприниматель подлежит постановке на учёт в том числе и в органах пенсионного страхования. Одновременно это лицо может содержать домашнюю прислугу (т.е. выступать в качестве иного субъекта) => подлежит постановке на учёт и как индивидуальный предприниматель и как физическое лицо–работодатель.

Однако подобные случаи не содержатся в НК.

Проблемы текущего и последующего

налогового контроля

Основная форма контроля – налоговая проверка.

Налоговые проверки подразделяются:

1) в зависимости от вида налога

2) на обычные и встречные

НК предусматривает лишь деление налоговых проверок на выездные и камеральные.

Основание такого деления – объём проверяемых документов и место проведения проверки.

studfiles.net

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы.

 

Формы и методы налогового контроля

Виды налогового контроля

Формы и методы налогового контроля в РФ

Итоги

 

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

О том, планируются ли выездные проверки, читайте в статье «Налоговые проверки в 2018 году — список организаций».

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О способах подачи пояснений читайте в публикации «В какой форме представлять пояснения, если есть обязанность отчитываться электронно?».

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация, осуществление которой регламентируется положением, утвержденным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 № ГБ-3-04/39.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторингновая форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге смотрите здесь.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

О нюансах налоговой проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2017-2018 годах».

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

nalog-nalog.ru

Государственный налоговый контроль.

  1. Сущность государственного налогового контроля.

  2. Формы и методы государственного налогового контроля. Учёт налогоплательщиков.

  3. Налоговые проверки.

  4. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.

  5. Защита прав налогоплательщика.

1

Государственный налоговый контроль – это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства в части налоговых доходов.

Налоговый контроль, как элемент управления налогообложением, является необходимым условием существования эффективной налоговой системы государства, так как обеспечивает обратную связь между налогоплательщиками и органами государственного управления.

С другой стороны, налоговый контроль, как завершающая стадия управления налогообложения, – это один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета. При этом, во-первых, сопоставляются потребности государства с уровнем налоговых поступлений в бюджеты, и проводится мониторинг налогового законодательства.

Задачами государственного налогового контроля являются:

  1. обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней всех, предусмотренных законодательством, обязательных налоговых платежей;

  2. воспрепятствование уходу от налогообложения, то есть налоговый контроль – это проверка исполнения законов, исправление ошибок и нарушений.

Объектом государственного налогового контроля является вся совокупность налоговых отношений, в процессе которых образуются денежные фонды государства в части налоговых доходов.

Предметом налогового контроля в каждом конкретном случае могут выступать различные проявления налоговых отношений: законность, достоверность, своевременность, обоснованность, целесообразность и так далее.

Можно выделить следующие основные принципы государственного налогового контроля, которые одновременно являются критериями его эффективности:

законность; объективность; независимость; гласность; системность.

Субъектами государственного налогового контроля, то есть органами, осуществляющими налоговый контроль, являются:

    • налоговые органы в лице федеральной налоговой службы и её подразделений;

    • таможенные органы: это федеральная таможенная служба и её подразделения;

    Правоохранительные органы участвуют в проведении выездных налоговых проверок по запросу налоговых органов

    Мероприятия налогового контроля осуществляются в отношении Фискально обязанных лиц, то есть физических и юридических лиц, которые, согласно НК РФ, признаются налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами.

    Статья 31 НК РФ установила права налоговых органов

    Самостоятельно ст.31.

    Статьёй 32 НК РФ определены обязанности налоговых органов.

    Самостоятельно ст.32.

    Статья 33 НК РФ определила обязанности должностных лиц налоговых органов. Они обязаны:

    • действовать в строгом соответствии с Налоговым Кодексом;

    • в пределах своей компетенции реализовать права и обязанности налоговых органов;

    • корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, не унижать их честь и достоинство.

    НК РФ установил в обязанностях налоговых органов соблюдение налоговой тайны (статья 102). Налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, за исключением следующих сведений:

    • разглащённых налогоплательщиком самостоятельно;

    • об ИНН;

    • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за них;

    • предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами;

    • предоставляемым избирательным комиссиям в соответствии с законодательством РФ (о доходах кандидата и его супруга и об его имуществе).

    Таможенные органы обладают правами и обязанностями налоговых органов в пределах своей компетенции.

    2

    Общее условие осуществления налогового контроля регулируются главой 14 НК РФ.

    Можно выделить следующие основные формы налогового администрирования при осуществлении мероприятий налогового контроля:

    1. регистрация и учёт налогоплательщиков;

    2. приём и обработка отчётности;

    3. учёт поступлений налогов, сборов, иных платежей;

    4. осуществление налоговых проверок;

    5. реализация материалов налоговых проверок.

    Учёт налогоплательщиков является одной из обязанностей налоговых органов и налогоплательщика.

    Постановка на учёт организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской или иной профессиональной деятельностью, осуществляется на основании заявления налогоплательщика не зависимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

    Постановка на учёт в налоговых органах физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую или иную профессиональную деятельность, осуществляется налоговым органом на основе данных, поступающих от государственных органов, осуществляющих регистрацию места жительства, акты гражданского состояния, учёт и регистрацию имущества и сделок с ним. Обязанность этих государственных органов, а также учреждений и организаций – представлять данную информацию, установленную статьёй 85 НК РФ.

    Постановка на учёт и снятие с учёта осуществляется налоговым органом бесплатно. При этом каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

    Для организации ИНН – это 10-значный цифровой код NNNNXXXXXC, где NNNN – код налогового органа, осуществившего постановку на учёт; XXXXX – собственно порядковый номер; C – контрольное число, которое рассчитывается по специальному алгоритму, установленному ФНС.

    Для физических лиц ИНН – это 12-значный цифровой код NNNNXXXXXXCC. Значения те же.

    В связи с особенностями учёта налогоплательщиков-организаций дополнительно к ИНН организации присваивается код причины постановки на учёт (КПП). КПП – это 9-значный цифровой код NNNNPPXXX, где NNNN – код налогового органа, осуществившего постановку на учёт: а) по месту нахождения организации; б) по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации; в) по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения. PP – это код причины постановки на учёт (от 01 до 50 для российских организаций и с 51 до 99 для иностранных организаций). XXX – собственно порядковый номер по каждой причине постановке на учёт.

    ИНН и КПП должны указываться налогоплательщиком во всех документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.

    НК РФ определяет место нахождения имущества налогоплательщика (то есть места постановки на учёт), в том числе:

    • для морских, речных и воздушных транспортных средств: это место приписки, а при отсутствии – место государственной регистрации;

    • для транспортных средств (кроме тех, которые указаны выше): это место государственной регистрации, а при его отсутствии – место нахождения или жительства собственника имущества;

    • для иного имущества: место фактического нахождения имущества.

    Для учёта налогоплательщиков налоговый кодекс установил признаки обособленного подразделения организаций:

    1. территориальная обособленность;

    2. наличие рабочих мест, находящихся под контролем налогоплательщика, которые созданы на срок не менее 1 месяца;

    3. осуществление деятельности через указанное подразделение.

    Учёт крупнейших налогоплательщиков осуществляется федеральной налоговой службой в специальном порядке.

    Статьи 80, 81 НК РФ определяют общие условия представления налоговых деклараций и внесения в них изменений – самостоятельно (в том числе: что такое единая упрощённая декларация, форма подачи декларации, изменение декларации, уточнённая декларация).

    3

    НК РФ выделяет 2 вида налоговых проверок (с 1 января 2008 года):

    В зависимости от объёма проведения проверки выделяют тематическую или комплексную проверку.

    Проверки могут быть внезапные или плановые. При этом НК РФ не запрещает сообщать налогоплательщику о назначении выездной налоговой проверки.

    Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и других документов в течение 3-х месяцев со дня представления деклараций или другой отчётности.

    Для проведения камеральной проверки специального решения руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка – это текущая работа инспектора.

    При выявлении ошибок в заполнении налоговой декларации и (или) противоречии между сведениями в разных формах отчётности об этом сообщается налогоплательщику с требованием в течение 5 дней представить необходимые пояснения и внести исправления.

    При обнаружении факта налогового правонарушения инспектор оформляет акт камеральной проверки, который направляется налогоплательщику.

    Схема проведения проверки – смотреть в распечатке.

    studfiles.net

    Налоговый контроль — это эффективный инструмент налоговой политики

    Налоговый контроль – это профессиональная деятельность уполномоченных органов, реализуемая в определенных формах для получения информации по вопросу соблюдения норм соответствующего законодательства с последующей проверкой своевременности и полноты уплаты обязательств плательщиками.

    Формы налогового контроля

    Современные виды налогового контроля можно классифицировать, исходя из времени его проведения.

    Принимая за основу место проведения, подразделяется налоговый контроль на выездной и капитальный.

    Однако наиболее распространенными сегодня являются четыре основные формы контроля:

    — государственный;

    — мониторинг и постоянный оперативный контроль;

    — выездной и камеральный;

    — административный.

    Ответственность за качественное проведение любой из перечисленных форм в РФ лежит на налоговых органах. Итак, остановимся подробнее на каждой из них.

    Налоговый контроль – это форма учета, воздействие которой направлено на решение задач по учету субъектов хозяйствования, имеющих определенные налоговые обязательства, а также на достижение других целей, имеющих огромное значение для налогообложения.

    Основные задачи налогового контроля, связанного с мониторингом, находятся в плоскости получения оперативной информации в деятельности любого налогоплательщика. В данную категорию может быть включен и учет налоговых поступлений.

    Основу выездного и камерального налогового контроля составляет отслеживание своевременности уплаты налоговых обязательств. За инструмент осуществления такого контроля принимаются различные проверки.

    Административный налоговый контроль – это осуществление контроля участников различных отношений в сфере налогообложения. Данные участники наделяются некоторыми полномочиями при проведении налогового администрирования.

    Основные функции

    Функции налогового контроля тесно взаимодействуют с функциями налогов. Другими словами, контроль в сфере налогообложения должен осуществлять фискальную, экономическую и контролирующую функции.

    Так, его фискальная функция заключается в использовании специальных методов проведения контроля с целью сведения к минимуму количества плательщиков, которые уклоняются от уплаты своих обязательств. Экономическая функция заключается в своевременном определении высокой вероятности возникновения рисков по снижению налоговых поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней. Контролирующая функция не требует дополнительных пояснений и расшифровок, ее сущность заключается в самом названии.

    Налоговый контроль как инструмент государственной политики

    Подытоживая сказанное выше, можно с уверенностью утверждать, что налоговый контроль – это совокупность специальных элементов общей системы, в числе которых находятся и налоговые органы, и инструменты, с использованием которых он осуществляется (начиная от математических методов и заканчивая аудитом). Данное понятие относится к эффективным механизмам государственной налоговой политики.

    fb.ru

    Налоговый контроль — это… Что такое Налоговый контроль?

    
    Налоговый контроль
    Налоговый контроль

    специализированный контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчислений, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами.

    Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011.

    .

    • Налоговая скидка/льгота
    • Насдак

    Смотреть что такое «Налоговый контроль» в других словарях:

    • Налоговый контроль — (англ. tax control) по законодательству РФ о налогах и сборах вид гос ного контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством …   Энциклопедия права

    • Налоговый контроль — (англ. tax control) по законодательству РФ о налогах и сборах вид гос ного контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков,… …   Большой юридический словарь

    • НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ — система обязательных процедур, регламентируемых гл. 14 (ст. 82 105) НК, проводимых должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль осуществляется посредством: налоговых проверок; получения объяснений… …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

    • Налоговый контроль — 1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом…… …   Официальная терминология

    • НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ — (англ. tax control) – контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Н.к. понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    • НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА — комплекс мероприятий с целью установления соответствия крупных расходов физического лица его доходам, предусмотренный ст. 86.1 86.3 НК, введенный Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154 ФЗ. Действует с 1 января 2000 г. Налоговому контролю… …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

    • Налоговый механизм — это комплекс трех взаимодействующих финансово бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства, определяющих установление и оценку плановых, фактически используемых и… …   Википедия

    • Контроль налоговый — проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    • контроль налоговый — Контроль, осуществляемый должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра… …   Справочник технического переводчика

    • НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ — основной федеральный закон, который должен установить систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов. 31 июля 1998 г. принята, пока что лишь Часть первая НК, содержащая семь разделов: Общие… …   Энциклопедический словарь конституционного права

    Книги

    • Налоговый контроль. Налоговые проверки, Болтинова О.В.. В пособии рассматривается один из основных институтов налогового права налоговый контроль. Раскрываются этапы становления и развития налогового контроля в России, его виды, формы и методы,… Подробнее  Купить за 927 грн (только Украина)
    • Налоговый контроль. Налоговые проверки. Учебное пособие, Лана Арзуманова,Ирина Лагкуева,Виктор Мачехин,Р. Ткаченко,Александр Ситник,Юлия Цареградская. В пособии рассматривается один из основных институтов налогового права — налоговый контроль. Раскрывваются этапы становления и развития налогового контроля в России, его виды, формы и методы,… Подробнее  Купить за 927 грн (только Украина)
    • Налоговый контроль в налоговом процессе Учеб., Осокина И., Косов М.. В учебнике всесторонне рассмотрен налоговый процесс и его важнейший элемент — налоговый контроль. Освещены теоретические основы налогового процесса, охарактеризованы структура и задачи… Подробнее  Купить за 399 руб
    Другие книги по запросу «Налоговый контроль» >>

    dic.academic.ru

    Налоговый контроль. Что это?

    Налоговый контроль. Что это?

    Налоговый контроль. Что это?

    Налоговая проверка (налоговая проверка контрагента, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка ) - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Согласно подпункта 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Определение налогового контроля дано в п. 1 ст. 82 НК РФ, согласно которому налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

    Сущность налогового контроля изложена в абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ — налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим НК РФ. Налоговый контроль — это цель, а мероприятия налогового контроля (виды налоговых проверок — камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка) — средства достижения данной цели. Налоговый контроль реализуется посредством проведения определенных мероприятий. Мероприятия налогового контроля - это определенные фактические действия налогового органа, осуществляемые в целях реализации налогового контроля. Согласно части 1 статьи 87 НК РФ, к видам налоговой проверки, проводящиеся налоговыми органами налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, относятся: камеральные налоговые и выездные налоговые проверки. Данные проверки призваны отчасти разрешать налоговые споры, возникающие в процессе хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Результатом такой проверки будет являться акт налоговой проверки.

    Согласно части 2 НК РФ, целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Отличия камеральной и выездной налоговых проверок заключается в том, что камеральная налоговая проверка проводится на основании представленных документов, деклараций, по которых проводились начисление налога. Выездная налоговая проверка по замыслу законодателя проводится на территории проверяемого предприятия, хотя на практике это совсем не так. Сроки проведения камеральной и выездной налоговых проверок также отличаются, Выездная налоговая проверка проводится на основании результатов проведенной ранее камеральной налоговой проверки, допустим, при сомнении и недоверии налогового органа к предоставляемой проверяемым лицом информации, при нарушениях и ошибках в исчислении налогов.

    Также в налоговой инспекции может присутствовать план проведения выездных налоговых проверок, который составляется на год, как пример — план налоговых проверок на 2017 год.

    Если возникает необходимость провести камеральную проверку расчетов финансовых результатов в отношении инвестиционного товарищества, то это осуществляется по месту учета участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

    Все представленные документы и пояснения, должностное лицо налогового органа обязано рассматривать в установленные сроки законом. Если после рассмотрения представленных документов и пояснений либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки. Если налоговая декларация не представлена налогоплательщиком — контролирующим лицом организации в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации, установленного законодательством о налогах и сборах.

    Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. При этом документы, полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика

    Выездная налоговая проверка

    Выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков — иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации — по месту нахождения обособленного подразделения такой организации. Выездная налоговая проверка проводится только при вынесении решения налогового органа по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентов РФ. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Выездная налоговая проверка не может длиться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основание и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

    Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки принимает руководитель налогового органа для:
    1. истребования документов;
    2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
    3. проведения экспертиз;
    4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

    Приостановление проведения выездной налоговой проверки, может проводиться не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя налогового органа, проводящего указанную проверку. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. По причине того, что проверка была приостановлена, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца. На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, не действуют. При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

    Сотрудники ООО Юридическая компания «ЛИК» (300028,РФ,г.Тула,ул.Седова,д.7,второй этаж, офис 206, https://www.yuristlic.ru, E-mail:[email protected] Тел: +7 (4872) 33-74-65, +7 (930) 895-55-35, +7 (920) 797-00-70) окажут Вам полное содействие и помощь в разрешении данных непростых вопросов (от проведения консультации до полного юридического сопровождения, в том числе и в суде). Вопрос серьезный!!! Доверьтесь профессионалам!!!

    www.yuristlic.ru

    Налоговый контроль — это… Что такое Налоговый контроль?

    
    Налоговый контроль
    НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (англ. tax control) — по законодательству РФ о налогах и сборах вид гос-ного контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в др. формах, предусмотренных НК РФ* (ст. 82). Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют Н.к. за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном гл. 14 НК РФ. При этом они пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные гл. 14 НК РФ для налоговых органов.

    Налоговые, таможенные органы, органы гос-ных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, принятых мерах по их пресечению, проводимых ими налоговых проверках, осуществляют обмен др. необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

    При осуществлении Н.к. не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ*, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

    Статья 861 НК РФ определяет основные правила Н.к. за расходами физического лица. Контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом РФ, приобретающего в собственность определенные виды имущества, с целью установления соответствия крупных расходов физического лица его доходам.

    К имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты: недвижимое имущество, кроме многолетних насаждений; механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимости; акции открытых акционерных обществ, гос-ные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты; культурные ценности; золото в слитках. Н.к. производится должностными лицами налогового органа путем получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию указанного имущества, сделок с ним и прав на него. Обязанность организаций или уполномоченных лиц, связанных с Н.к. за расходами физического лица, установлена ст. 862 НК РФ.

    Если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, то налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества. Физические лица при получении такого требования обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа. Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней копии документов, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающих указанные в ней сведения. По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации. Форма специальной декларации разрабатывается МНС РФ по согласованию с Минфином РФ.

    Налоговый контроль за расходами — см. Налоговый контроль.

    Энциклопедия права. 2015.

    • Налоговый агент
    • Налоговый кредит

    Смотреть что такое «Налоговый контроль» в других словарях:

    • Налоговый контроль — специализированный контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчислений, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами.… …   Финансовый словарь

    • Налоговый контроль — (англ. tax control) по законодательству РФ о налогах и сборах вид гос ного контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков,… …   Большой юридический словарь

    • НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ — система обязательных процедур, регламентируемых гл. 14 (ст. 82 105) НК, проводимых должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль осуществляется посредством: налоговых проверок; получения объяснений… …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

    • Налоговый контроль — 1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом…… …   Официальная терминология

    • НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ — (англ. tax control) – контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Н.к. понимается как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    • НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА — комплекс мероприятий с целью установления соответствия крупных расходов физического лица его доходам, предусмотренный ст. 86.1 86.3 НК, введенный Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154 ФЗ. Действует с 1 января 2000 г. Налоговому контролю… …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

    • Налоговый механизм — это комплекс трех взаимодействующих финансово бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства, определяющих установление и оценку плановых, фактически используемых и… …   Википедия

    • Контроль налоговый — проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    • контроль налоговый — Контроль, осуществляемый должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра… …   Справочник технического переводчика

    • НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ — основной федеральный закон, который должен установить систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов. 31 июля 1998 г. принята, пока что лишь Часть первая НК, содержащая семь разделов: Общие… …   Энциклопедический словарь конституционного права

    Книги

    • Налоговый контроль. Налоговые проверки, Болтинова О.В.. В пособии рассматривается один из основных институтов налогового права налоговый контроль. Раскрываются этапы становления и развития налогового контроля в России, его виды, формы и методы,… Подробнее  Купить за 927 грн (только Украина)
    • Налоговый контроль. Налоговые проверки. Учебное пособие, Лана Арзуманова,Ирина Лагкуева,Виктор Мачехин,Р. Ткаченко,Александр Ситник,Юлия Цареградская. В пособии рассматривается один из основных институтов налогового права — налоговый контроль. Раскрывваются этапы становления и развития налогового контроля в России, его виды, формы и методы,… Подробнее  Купить за 927 грн (только Украина)
    • Налоговый контроль в налоговом процессе Учеб., Осокина И., Косов М.. В учебнике всесторонне рассмотрен налоговый процесс и его важнейший элемент — налоговый контроль. Освещены теоретические основы налогового процесса, охарактеризованы структура и задачи… Подробнее  Купить за 399 руб
    Другие книги по запросу «Налоговый контроль» >>

    encyclopediya_prava.academic.ru