Налоговые риски предприятия – Налоговые риски предприятия

Содержание

оценка, анализ, аудит и управление


Налоговый консалтинг может помочь снизить финансовые риски, которые угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке.

Актуальные услуги…


В рамках услуги «Аналог выездной налоговой проверки» юристы и аудиторы могут оценить степень налоговых рисков и разработать решения по их минимизации.

Подробнее об услуге…


В рамках оказания услуги «Подготовка и сопровождение выездной налоговой проверки» специалисты по налоговому консалтингу проводят проверку различных документов, в том числе:
  • налоговых деклараций;
  • регистров налогового учета;
  • счетов-фактур;
  • книг покупок и продаж.
Подробнее об услуге…



Процедуры по возмещению НДС — один из самых сложных видов работ с государственным бюджетом, поэтому их стоит доверить опытным специалистам.

Получить консультацию…

Большинство толковых словарей трактуют понятие риска как возможную опасность потерь, вытекающую из специфики явлений природы либо тех или иных видов человеческой деятельности. Аналогичным характером обладает и понятие налогового риска, причем для всех участников налоговых правоотношений — налогоплательщиков, налоговых агентов и даже для налоговых органов.

Понятие и виды налоговых рисков

Само определение налогового риска появилось сравнительно недавно. Налоговый риск — это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого компания, организация или частное лицо, принявшие то или иное решение в сфере налогообложения, могут потерять или не получить ресурсы, утратить предполагаемую выгоду или понести дополнительные финансовые либо имиджевые убытки. Проще говоря, налоговые риски угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.

Это определение подразумевает существование налоговых рисков не только для налогоплательщиков, но и для государства в лице органов исполнительной власти. В этом случае налоговые риски состоят в возможном снижении поступления суммы налогов, которые являются основной составляющей бюджета.

Налоговые риски, которые можно оценить в денежном выражении, относятся к категории финансовых, поскольку и сами налоговые отношения являются частью финансовых отношений. Нефинансовыми можно назвать только те риски, которые связаны с уголовной ответственностью, поскольку она не может быть оценена в денежном выражении, по крайней мере, законным образом.

Главными характеристиками налогового риска являются:

  • отсутствие возможности благоприятного исхода;
  • высокий уровень субъективной оценки и возможность возникновения новых рисков, предусмотреть появление которых в момент принятия решения было сложно или невозможно;
  • тесная связь с неопределенностью экономической и правовой информации;
  • негативный характер для всех участников налоговых отношения, в отличие от других видов риска;
  • разное проявление для каждого участника налоговых отношений.

Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Самым распространенным среди них является риск доначисления налогов в результате выявления нарушений в ходе налоговой проверки. Но кроме него также существуют риски неэффективного налогообложения, риски усиления налогового бремени, риски уголовной ответственности.

На возникновение налоговых рисков оказывают влияние две группы факторов: внешние и внутренние.

Внешние факторы:

  1. Информационные: налоговые проблемы контрагентов, изменение позиции налоговых, судебных и финансовых органов по вопросам налогообложения, несвоевременное получение информации от госорганов.
  2. Экономические: финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, изменение состава налогоплательщиков, изменение перечня налогов, изменение налоговых ставок или других элементов налогообложения, изменение штрафных санкций.
  3. Социальные: социальная политика, коррупция.
  4. Политические: конфликт с органами власти.

Внутренние факторы:

  1. Организационные: недостаточная квалификация работников налоговых департаментов компаний, взаимодействие структурных подразделений между собой и с налоговыми органами в процессе начисления налогов, низкая осведомленность руководства о налоговых рисках.
  2. Технические: отсутствие налогового планирования, несовершенная технология учета и обработки информации при исчислении и уплате налогов.
  3. Экономические: затратность содержания налогового подразделения или использования услуг аудиторско-консалтинговых компаний, ухудшение финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
  4. Социальные: конфликт интересов собственника и менеджмента организации.

Обычно налоговые риски возникают там, где имеется неопределенность. Но если с другими видами рисков отечественные бизнесмены уже научились более или менее эффективно бороться, то отношение к налоговым рискам в России, в отличие от всего остального цивилизованного мира, является не слишком серьезным. Нередко руководство компании узнает об обременительных налоговых последствиях той или иной сделки уже после ее завершения, когда уже поздно принимать меры по их снижению.

Почему рисками нужно управлять

Как правило, предприниматели, активно развивающие свой бизнес, вместе с этим воспроизводят и налоговые риски, поэтому наиболее дальновидные и опытные компании, особенно средние и крупные, стали создавать у себя отдельные подразделения, которые и занимаются управлением налоговыми рисками.

Основные задачи риск-менеджмента:

  1. Сбор и хранение информации об изменениях во внутренней и внешней среде, например, о новшествах в налоговом законодательстве.
  2. Определение совокупности факторов налоговых рисков для конкретной компании.
  3. Установление уровня угроз, связанных с этими рисками.
  4. Выработка тактики и стратегии борьбы с ними.
  5. Разработка программы мероприятий по снижению уровня налоговых рисков и введение ее в работу.
  6. Ведение управленческого учета и финансовой отчетности по решениям, которые могут вызвать возникновение налоговых рисков.

Несмотря на общую актуальность проблемы управления налоговыми рисками, российские и зарубежные риск-менеджеры эти риски видят по-разному. Для отечественных компаний самым важным является снижение угрозы предъявления претензий со стороны налоговой инспекции и доначисления налогов, а также наложения штрафов. Иностранные компании под риском понимают еще и риск переплаты налогов. Именно такое, более широкое понимание налогового риска стимулирует внедрение в организации полноценной системы внутреннего контроля, направленной не только на избежание доначислений, но и на выбор оптимальной системы налогообложения.


На заметку
В Нидерландах наличие у компании собственной формализованной системы внутреннего контроля налоговых процессов, корректность которой подтверждена независимым аудитором, является веским основанием для освобождения от налоговой проверки.

Согласно опросу, проведенному среди компаний из стран-участниц БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), только 10% российских компаний уделяют налоговому планированию время в своей повседневной деятельности. Для сравнения — в остальных странах БРИК, например, этим занимаются 20% фирм. Еще одной отечественной проблемой остается отсутствие внутрикорпоративных коммуникаций по вопросам налогов. Только 24% из опрошенных заявили, что регулярно отчитываются перед руководством (в других странах БРИК — 45%).

На сегодня методы анализа и управления налоговыми рисками на российских предприятиях существенно отличаются друг от друга в зависимости от размера организации, ее публичности и уровня развития корпоративного управления.

Методы оценки налоговых рисков

Для того чтобы дать налогоплательщикам возможность самостоятельной оценки налоговых рисков, Федеральная налоговая служба РФ разработала концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Эта концепция утверждена приказом ФНС от 30 мая 2007 года № MM-3-06/333@.

Теперь каждый налогоплательщик может самостоятельно проанализировать деятельность своей компании, чтобы понять, относится ли она к высокорисковой или же нет. Всего налоговой службой принято 12 ключевых признаков:

  1. Уровень налоговой нагрузки ниже среднего по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли.
  2. Отражение убытков в бухгалтерской отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в отчетности крупных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Рост расходов превышает рост доходов от реализации товаров или услуг.
  5. Среднемесячная заработная плата в компании ниже, чем средняя по другим компаниям в этом же виде экономической деятельности в России.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению, установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, дающих право на применение специальных налоговых режимов.
  7. Отражение суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода за один календарный год.
  8. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия обоснованных экономических или других причин.
  9. Непредоставление по требованию налогового органа пояснений по поводу выявленных несоответствий показателей деятельности, непредоставление запрашиваемых документов, наличие информации об их порче или уничтожении.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности компании от уровня рентабельности, характерной для данной сферы деятельности.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Пользуясь этим перечнем, налогоплательщик сможет своевременно оценить налоговые риски и уточнить налоговые обязательства. Если риски действительно высоки, то налоговые органы рекомендуют компании исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за конкретный период, уведомить налоговые органы о принятых мерах для снижения рисков.

Если же компания ведет свою деятельность в высокорисковой области и не принимает никаких мер, то, скорее всего, ее включат в план выездной налоговой проверки, по результатам которой с большей или меньшей очевидностью будут начислены штрафы, пени или назначено иное наказание, вплоть до уголовной ответственности.

Методы налогового риск-менеджмента

Снижение степени риска — это сокращение вероятности и объема возможных потерь. Для этого применяется целый спектр методов оценки налоговых рисков, каждый из которых способен принести реальную пользу компании:

  • Диверсификация. Она представляет собой процесс заключения однотипных сделок в различных вариантах, которые варьируются по степени налогового риска от нуля до допустимого в компании уровня. Одним из видов диверсификации может быть расширение присутствия на территориях с разными условиями налогообложения, например, в офшорах. Но свести налоговые риски к нулю с помощью диверсификации невозможно.
  • Лимитирование сумм сделок. Под ним понимают установление ограничений предельных сумм, на которые могут быть проведены сделки, являющиеся рискованными с точки зрения налогообложения. Лимитирование — один из важнейших и наиболее эффективных приемов снижения налоговых рисков, обычно оно применяется компаниями в случае наличия значительных портфельных рисков.
  • Создание системы внутреннего мониторинга процессов, связанных с налогами. Такая система подразумевает отслеживание всех мероприятий по исчислению и уплате налогов. Для этого для всех структурных подразделений компании разрабатываются и вводятся в действие нормативные документы, регламентирующие это процесс: внутренние регламенты, методологические указания, формализованные процедуры расчета налогов, должностные инструкции, система KPI.
  • Формализация налоговых процессов внутри компании. Позволяет эффективно выявлять, собирать и анализировать информацию о возможных налоговых рисках с целью принятия необходимых решений по их минимизации. Построение формата системы управления рисками зависит от особенностей бизнес-процессов в конкретной компании. Большинство организаций реализуют ее через внутренние приказы, регламенты, конкретные процедуры, ужесточая при этом требования к документам системы внутреннего контроля.

На заметку
В большинстве крупных международных и некоторых российских компаниях общие принципы в сфере налогообложения формализованы в собственной налоговой стратегии, которая согласована с топ-менеджментом и утверждена внутренним приказом.

  • Автоматизация процессов, в том числе, документооборота. Для этого применяется или обновляется программное обеспечение, отвечающие за автоматизацию бизнес-процессов компании, включая и налоговые процедуры.
  • Повышение осведомленности специалистов и руководства. В рамках этого метода проводится постоянный мониторинг налогового законодательства, включая консультации в налоговых органах или со специалистами аудиторско-консалтинговых фирм. Еще один путь повышения осведомленности — проведение дью дилидженс контрагентов, с целью получения исчерпывающий информации об их надежности с точки зрения налоговых рисков.
  • Повышение квалификации сотрудников налогового департамента и оптимизация штатного расписания в этой области. Для повышения квалификации сотрудников, отвечающих за исчисление и уплату налогов, необходимо обеспечить условия для отслеживания всех изменений в законодательстве, изучения и применения новейших компьютерных программ. Для оптимизации штатного расписания в компании может быть выделена группа, осуществляющая налоговый учет, или введена должность специалиста по налоговым расчетам.
  • Создание внутренней системы аудита налоговых рисков или привлечение внешних аудиторов (налоговый инициативный внутренний и внешний аудит). Эффективный метод налогового риск-менеджмента, заключающийся в создании в компании службы, отвечающей за соблюдение установленного порядка исчисления и уплаты налогов. Внутренний налоговый аудит проводится в интересах компании и регламентируется ее внутренней документацией, все проверки такого рода осуществляются собственными силами организации. Отдел внутреннего аудита целесообразно создавать только в больших фирмах, поэтому небольшие и средние организации обычно привлекают для минимизации налоговых рисков внешних аудиторов.
  • Налоговый консалтинг. Постоянное сотрудничество с консалтинговыми фирмами по вопросам налогообложения также может стать одним из эффективных методов снижения рисков, поскольку эксперты владеют информацией по самым последним изменениям в законодательстве и имеют большой практический опыт работы в области налогообложения.
  • Самострахование. Этот метод заключается в том, что компания предпочитает страховаться сама, нежели покупать страховку, экономя таким образом средства. Самострахование — это форма создания резервных фондов непосредственно на самих предприятиях.
  • Страхование. Сущность этого метода — в отказе компании от части дохода для того, чтобы нивелировать риск. По сути, организация готова заплатить за снижение его степени до нуля, приобретая страховку. Несклонные к риску фирмы стараются застраховаться так, чтобы обеспечить максимальное возмещение финансовых потерь, которые они только могут понести.

При выборе того или иного метода снижения налогового риска налогоплательщик должен заранее оценить его возможные последствия. Уменьшение налоговых рисков до приемлемого уровня требует высокого профессионализма в сфере налогообложения, в бухгалтерском учете и судебной практике. Часто оказывается, что компания, особенно небольшая, в состоянии сделать это только с помощью внешних специалистов.

www.kp.ru

классификация, виды и система управления

Двадцать пять лет назад начался отсчет становления и развития новой налоговой системы России. В 1991 году вновь созданная налоговая инспекция воспринималась бывшими кооператорами, в одночасье ставшими бизнесменами, не как источник многочисленных угроз, а как почти факультативное веление времени. Предписания государства платить несущественные по тем временам налоги воспринимались вполне естественно. Отрезвление произошло достаточно быстро, налоговые риски вошли в состав основных угроз предпринимательской деятельности, и с тех пор эволюционируют, непрерывно совершенствуясь.

Понятие налоговых рисков

Понятие налоговых рисков, к сожалению, в законодательстве не раскрыто. Это странно, поскольку явление долгие годы четко проявлено как на государственном уровне бюджетного устройства, так на корпоративном уровне экономической деятельности. Безусловно, современные вызовы (международный терроризм, санкции, экономический кризис) сдвигают акценты в оценке угроз и опасностей. Тем не менее, налоговые риски были и остаются одними из ключевых для всех субъектов социальных, финансово-правовых, фискальных и производственных отношений нашего общества.

Настоящие проблемы стоят не только перед Россией. Цивилизационные преобразования, скорее всего, неминуемы. Они во многом трансформируют и бюджетную структуру устройства национальных экономик. Следовательно, и налоговые системы ждут изменения. Взять, к примеру, вопросы социальных обязательств государства, среди которых один из ключевых – вопрос пенсионного возраста. Альтернатив его решения нет, есть только отсрочка. Все это означает, что налоговые риски находятся, скорее всего, в преддверии существенных структурных преобразований. И к этому нужно быть готовыми, а значит, требуется системное видение и понимание вероятностей неблагоприятных событий в данной сфере.

Если обратиться к базовому определению рисков и на его основе попытаться определить понятие налоговых рисков, то получится следующее. Налоговый риск – это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение в сфере налогообложения, теряет или недополучает ресурсы, утрачивает ожидаемую выгоду или несет дополнительные финансовые и имиджевые издержки. В настоящем определении предпринята попытка уравновесить интересы противоположных сторон: государства и бизнес-организации.

Из общего объема представленного выше понятия намеренно исключены субъекты-налогоплательщики, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. К ним относятся физические лица, некоммерческие и иные организации из числа государственных институтов. Бизнес, как известно, является основным донором бюджетных средств за счет установленной фискальной нагрузки на его экономику. В данном вопросе интересы плательщиков и фискальных органов разнонаправлены. Налицо диалектическое противоречие. Государство заинтересовано в лучшем наполнении бюджета, а организации стремятся снизить налоговое бремя для целей максимизации прибыли и успешности деятельности.

Налоговый риск как специфическая форма риска обладает следующими чертами:

  • отсутствие вероятности благоприятного исхода;
  • значительная удаленность по времени принятого решения и рискового события;
  • высокий уровень субъективности оценки риска;
  • состав вероятности факторов не стабилен во времени;
  • возможность возникновения новых рисков, предусмотреть которые было сложно в момент принятия решения;
  • фискальный риск относится одновременно к финансовым и правовым категориям.

Классификационные виды фискальных рисков

В первую очередь, виды фискальных рисков рассматриваются с позиции двух сторон бюджетно-налогового процесса: государства как законодателя и собирателя средств в форме налогов и организаций, которые выступают в роли налогоплательщиков. Для организации-налогоплательщика имеются три основных подхода к принятию решения, способного предопределить налоговые последствия.

  1. Подход, полностью соответствующий предписаниям финансового и налогового законодательства. Данный подход не может на 100% исключить некоторые виды фискальных рисков.
  2. Подход, характеризующийся относительной законностью принимаемого решения. Решение строится на противоречиях между гражданским, финансовым и налоговым правом, на судебной прецедентной практике, на «дырах» в законодательстве. Формально в таком подходе нет нарушений, и умысел практически недоказуем.
  3. Использование незаконных схем минимизации налогов.

Виды различных налоговых рисков сопутствуют также законотворческой и фискальной функции государства. Система налоговых правоотношений – достаточно сложная и многофакторная. Она тесно связана со всеми отраслями права и многочисленными экономическими механизмами макро- и микроуровней. Данные риски возникают в моменты принятия решений:

  • в сфере изменения и развития системы налогов и сборов;
  • по уточнению обязанностей и прав участников налоговых правоотношений;
  • о заключении международных соглашений в сфере регулирования вопросов налогообложения;
  • в ходе выполнения контрольных функций;
  • в ходе споров и судебных разбирательства с налогоплательщиками.

Классификация налоговых рисков также предусматривает в своем составе признаками, которые отделяют интересы государства и налогоплательщика. Основные критерии для деления рисков на классы в своем составе насчитывают семь групп. Классификационная таблица представляется вашему вниманию ниже.

Деление видов налоговых рисков по основным классификационным признакам

Каждый из указанных в таблице признаков заслуживает отдельного рассмотрения. Мы же остановимся лишь на первом признаке уровня вероятности реализации. Рассмотрим каждый из обозначенных по нему видов.

  1. Высокий налоговый риск. Критерии для данного вида включают факты: нарушение налогового законодательства, позиция Минфина и (или) ИФНС обоснована и неблагоприятна, судебная практика свидетельствует против организации либо отсутствует.
  2. Средний налоговый риск. К нему относятся следующие выполненные критерии: отсутствие формального факта нарушения налогового кодекса, позиция ИФНС и (или) Минфина РФ сформировалась против решения налогоплательщика, а судебных прецедентов нет, или позиция судов не ясна.
  3. Низкий риск. Удовлетворены следующие критерии для данного вида: судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков, позиция фискальных органов неблагоприятна, нарушений законодательства нет.

Система управления налоговыми рисками на предприятии

Работа с фискальными угрозами строится в едином русле корпоративной системы риск-менеджмента. Управление налоговыми рисками организационно относится к функциональному составу финансового департамента управления компании. Алгоритм действий традиционный: выявить (идентифицировать), оценить, снизить вероятность последствий.

Управление налоговыми рисками на предприятии мы понимаем как процесс выявления, качественной и количественной оценки фискальных угроз, разработки комплекса мероприятий по их нейтрализации и снижению опасности налоговых и иных санкций. Предупреждение фискальных угроз является одной из основных задач главного бухгалтера и финансового директора, но бремя ответственности несет руководитель компании.

Процесс реализуется в несколько этапов.

  1. Анализ существующей налоговой нагрузки.
  2. Внутренний и внешний аудит.
  3. Анализ действующего финансового и налогового законодательства и перспектив их развития.
  4. Анализ перспектив деятельности компании с позиции налоговой базы.
  5. Выявление и оценка основных факторов риска.
  6. Анализ налоговых рисков.
  7. Выбор методов и форм снижения рисков, выработка решений по их минимизации.
  8. Выполнение плана мероприятий.
  9. Изменение соответствующих политик в финансовой сфере: учетной, налоговой, заимствований, кредитной и т.д.
  10. Мониторинг и контроль хода выполнения плана мероприятий и соблюдения политик, текущий аудит учетных действий.

Схема факторов, определяющих фискальные риски

Выше размещена схема основных внешних и внутренних факторов налоговых рисков. Основой для выявления факторов для компании является ясность в восприятии позиции инспекторов ИФНС по отношению к соблюдению критериев риска, описанных выше. В налоговой службе действует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В документе сформулированы критерии самостоятельной оценки организациями возможных налоговых рисков. Их состав представлен далее.

Состав критериев самооценки фискальных рисков. Источник: Приказ ФНС от 30 мая 2007 г. за № ММ-3-06/333

Новейшая история развития экономики демонстрирует постепенное сужение гаммы средств, позволяющих снижать уровень фискальных рисков. Это связано с двумя причинами. Первая из них обусловлена продуктивностью законодательства и контролирующих органов. Стоит признать, что профессиональный уровень ИФНС вырос. Вторая причина вызвана большим числом трактовок учетных событий, имеющих двойственное толкование, рассматриваемое в судах в пользу бюджета.

К сожалению, налоговые риски, для их уменьшения до приемлемого уровня, требуют такой концентрации профессионализма в учете, налогообложении, судебной практике, что заниматься ими в малом и среднем бизнесе становится невыгодно. Наблюдая эту картину, я терпеливо жду, когда же придут лучшие времена, и государство вложится в изменение ситуации. Это непростая задача, но альтернатив нет.

projectimo.ru

Оценка налоговых рисков предприятия — Сайт о кадрах и управлении

Предпринимательская деятельность всегда тесно связана с рисками. Риск представляет собой вероятность возникновения убытков и потерь. К числу предпринимательских рисков относятся налоговые риски. Подробнее о том, что они собой представляют и как осуществляется их оценка, вы можете узнать из следующей статьи.

Содержание статьи:

Налоговые риски предприятия

Налоговые риски представляют собой опасность возникновения финансовых потерь и неблагоприятных правовых последствий. Они подразделяются на несколько видов.

Есть еще такое понятие — налоговое бремя. О нем отдельная статья на нашем сайте

По характеру появления налоговые риски делятся на:

  • Внешние, которые не зависят от деятельности фирмы. Они могут быть связаны с политическими изменениями и макроэкономическими факторами, приводящими к изменениям в системе обложения налогами.
  • Внутренние, которые появляются в результате деятельности фирмы. К примеру, переход компании на другую систему обложения налогами, увеличение численности персонала и прочее.

По времени появления выделяют две группы рисков:

  • Текущие. Например, срок предоставления декларации истекает в ближайшее время. Если фирма не успеет ее заполнить и сдать, появляется риск приостановления операций по счетам.
  • Перспективные – действия компании в настоящее время могут привести к возникновению негативных последствий в будущем.

Также, существуют следующие основные группы налоговых рисков:

  • Риск контроля со стороны налоговой инспекции – риск доначислений по итогам проведенных проверок;
  • Риск увеличения обязательств по выплате налогов;
  • Правовые риски – подразумевают неопределенность налогового законодательства. Она приводит к различным толкованиям правовых норм.

Оценка налоговых рисков

Оценка налоговых рисков представляет собой установление размера доп. начислений налогов и взносов и штрафных санкций по ним путем моделирования расчетов, осуществляемых при проверке.

При оценке риска осуществляют анализ двух его составляющих: вероятность наступления и возможный размер ущерба.

См. также полезную статью по теме — «Центры финансовой ответственности (ЦФО)»

Критерии оценки налоговых рисков

Выделяют следующие критерии, при помощи которых фирма самостоятельно может провести оценку своих налоговых рисков:

  1. Налоговая нагрузка у плательщика налогов меньше, чем ее средний уровень по хоз. субъектам в определенной отрасли.
  2. На протяжении сразу нескольких периодов отчета в бух. и налоговых отчетов отображаются убытки.
  3. В налоговых отчетах отражены слишком большие суммы вычетов за конкретный период.
  4. Темп роста затрат превышает тем роста прибыли от реализации продукции или услуг.
  5. Размер среднемесячной з/п, приходящейся на одного сотрудника, меньше среднего уровня по определенному виду деятельности в субъекте РФ.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению размера показателей, определенных НК РФ, позволяющих плательщикам налогов применять спец. режимы.
  7. Размеры затрат и доходов ИП почти одинаковы.
  8. Финансово-хозяйственная деятельность фирмы построена на основе подписании контрактов с посредниками или перекупщиками без наличия деловой цели.
  9. Плательщик налогов не предоставил пояснение на уведомление налоговой инспекции об обнаружении расхождений показателей деятельности.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на него плательщика налогов по причине изменения места его расположения.
  11. Осуществление деятельности с высоким уровнем налогового риска.
  12. Размер рентабельности по сведениям бухучета сильно отличается от размера рентабельности для данной области деятельности по статистическим сведениям.

z-motiv.ru

Налоговые риски предприятия — оценка и управление налоговыми рисками предприятия, анализ и критерии минимизации рисков.

Налоговые риски являются обязательной составляющей любого бизнеса.

В современном мире бизнес немыслим без риска, так как успех в нем зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности и принятых решений, но и от учета вероятности критических ситуаций. Возложенная государством на граждан и организации обязанность по уплате налогов сама по себе является фактором риска, поскольку наличие такой обязанности само по себе предполагает повышенное внимание к налогоплательщику со стороны налоговых и правоохранительных органов.

Малому и среднему бизнесу столкновение с подводными камнями налоговых рисков дается особенно болезненно. И еще более неприятно узнавать потом, задним числом, что столкновения могло и не быть. Поэтому принимая решение заключить сделку, каждая компания должна проанализировать условия этой сделки, а также те юридические последствия, которые порождает данная сделка, с точки зрения рисков, связанных с налогами.

Налоговые риски — это вероятность наступления в будущем для налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий. Реализованный риск влечет за собой увеличение налоговой нагрузки и прямые финансовые потери в виде различных налоговых санкций к организации (штраф, пеня), которые (в зависимости от характера нарушения) могут применяться не только к организации, но и должностным лицам юридического лица. Несмотря на то, что налоговый кодекс были принят относительно (по историческим меркам) недавно налоговыми и правоохранительными органами к настоящему времена разработаны специальные методики, позволяющие налоговикам практически безошибочно определять компании, находящиеся в зоне рисков по налогам.

Перечень налоговых рисков предприятия

К налоговым рискам предприятия могут относиться следующие:

1) налоговая нагрузка, существенно отличающаяся от средней по соответствующей отрасли;

2) отсутствие персонала и имущества при относительно высокой выручке; 3) наличие среди контрагентов налогоплательщика большого количества организаций-посредников;

4) заниженный (в сравнении со средними показателями по отрасли) фонд заработной платы и т.п.

Указанные факторы, зачастую провоцируют налоговые проверки, выезды трудовой инспекции, приглашение на налоговые комиссии, приостановку операций на банковских счетах, а иногда и вынужденную приостановку деятельности организации в целом. Управленческий учет направлен прежде всего на оценку и снижение факторов, привлекающих повышенное внимание контролирующих органов. Поэтому рискованные операции нужно анализировать с учетом тенденций развития налогового законодательства. Именно в этом Вам смогут помочь специалисты по налогам ГК Юринформ.

Наши налоговые юристы помогут определить размер налоговых обязательств, как по предполагаемой, так и по уже совершенной сделке, характер претензий, которые могут возникнуть в ходе налоговых проверок, а также порекомендовать возможные варианты выхода из ситуации в целях минимизации налоговых рисков.

Наши налоговые специалисты также помогут понять причины возникновения налоговых рисков в конкретных ситуациях, их уровень и в определенной степени спрогнозировать вероятность налогового риска.

Для успешной деятельности и функционирования предприятия необходим профессиональный подход к разработке системы внутрифирменного налогового планирования и контроля, поэтому налоговые юристы ГК Юринформ помогут в создании такой системы с учетом всех пожеланий клиента, а так же особенностей его деятельности.

   Мы будем рады видеть Вас и Вашу компанию в ряду наших клиентов. Юристы ЮРИНФОРМ подберут Вам оптимальный для Вашего бизнеса вариант юридического обслуживания и расчета налоговых рисков.

www.urinform.ru

Налоговые риски организации и их оценка

В статье представлены теоретические аспекты анализа налоговой устойчивости организации. Предложены мероприятия по повышению налоговой устойчивости организации.

Налоговые риски имеют большое значение в системе управления финансами, так как налоговые отношения являются важным фактором, определяющим их результат. Последствия налоговых рисков могут быть как положительными, так нейтральными или отрицательными. При этом управление финансовыми рисками должно строиться на определенных принципах. Основными приемами управления налоговыми рисками являются избежание риска, снижение степени риска, принятие риска. В финансовой деятельности предприятия система управления налоговыми рисками должна быть самостоятельной системой. В финансовой деятельности предприятия управление налоговыми рисками, предполагает возможность целенаправленного уменьшения вероятности возникновения рисков и минимизацию негативных последствий, связанных с процессом налогообложения, а эффективность организации управления риском во многом зависит от классификации риска.[3]

Неопределенность как внешней, так и внутренней среды обусловливает наличие рисков при осуществлении менеджмента. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано со множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск неполучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием товарно-денежных отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в хозяйственной деятельности.[1]

Предпринимательства без риска не бывает так как наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, неизвестность условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем выше и степень риска. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Как известно все рыночные оценки носят многовариантный характер. Главная цель менеджмента это добиться того, чтобы при худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но не стоял вопрос о банкротстве.[4]

Риском можно управлять или использовать различные меры, позволяющие в определенной мере прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Под налоговыми рисками чаще всего понимают неопределенности, которые могут вести к негативным последствиям. Налоговые платежи – одна из значительных статей расходов для большинства компаний, поэтому необходимо управление налоговыми рисками и их мониторинг как часть внутреннего контроля над рисками. Подобное системное управление дает возможность более осмысленно подойти к процессу принятия управленческих решений, ликвидировать или снизить налоговые риски.

Налоговые риски предприятия – это неотъемлемая часть любого бизнеса. Успех компании напрямую зависит от того, насколько правильная стратегия применяется на предприятии, а также от учета рисков – то есть критических ситуаций, которые могут возникнуть.[2]

Повышенное внимание к налогоплательщику со стороны правоохранительных и налоговых государственных органов не способствует сокращению налоговых рисков организации.

Компания малого или среднего бизнеса нуждается в профессиональной оценке налоговых рисков. Ведь мало кому понравится узнать, что можно было избежать той или иной критической точки. Поэтому, принимая решение о заключении сделки, каждая компания должна проанализировать условия этой сделки, то есть произвести расчет налогового риска.

Актуальной остается проблема применения дефинциального подхода в области рисков и их оценки, с прогнозными расчетами результатов и эффективности противостояния внешним и внутренним факторам.[5]

Таким образом в данной статье выявлены, изменения, вносимые в законодательство о налогах и сборах, могут служить фактором риска как для налогоплательщиков, так и для государства. Поэтому в ходе исследования было выявлено, что при внесении изменений в него следует проверять их на соответствие критерию Парето, согласно которому любое изменение, никому не причиняющее убытки и вместе с тем приносящее некоторым людям и пользу (по их собственной оценке), является улучшением.

novainfo.ru

виды, факторы, последствия, анализ и оптимизация

В процессе ведения хозяйственной деятельности предприниматели довольно часто сталкиваются со всевозможными рисками, от которых нередко зависит успех в бизнесе. Такая стратегия вполне может быть оправданной, так как условия жёсткой конкуренции требуют своевременного внедрения новых идей и технологий. Решаясь на такой шаг, предприниматель должен адекватно оценивать степень риска и уметь им управлять.

Природа возникновения риска

Такое понятие, как налоговый риск, можно рассматривать с двух позиций: предпринимателя и налоговой инспекции. С одной стороны коммерсанты могут попасть в сложную ситуацию, вызванную повышением налоговой ставки или сокращением определённых льгот, а с другой стороны контролирующие органы рискуют недополучить необходимую сумму в бюджет в связи с ужесточением режима и изменением налоговой политики.

Многие факторы налоговых рисков бизнесмены научились определять заранее. В связи с этим непредвиденные ситуации возникают в большинстве случаев по причине неопределённости или недостаточного знания законодательства. Умение правильно просчитать ситуацию на много шагов вперёд значительно смягчает последствия, и позволяет заранее защититься от неприятностей.

Первый шаг в сторону управления рисками

Довольно часто российские коммерсанты не уделяют должного внимания налоговой системе, в результате запланированная тактика ведения бизнеса оказывается убыточной из-за чрезмерных налоговых отчислений. Особенно обидно бывает обнаружить такую неприятность после совершения сделки, причём о негативных последствиях могут сообщить сами налоговые органы.

Естественно, в такой ситуации начинают искать того, кто виноват в создавшейся ситуации, и думать, как теперь исправлять последствия налоговых рисков. Ответ в такой ситуации очевиден. Вместо того чтобы обвинять бухгалтера, финансового директора или налогового консультанта в неверности расчётов или надеяться на то, что последствия будут не такими значительными, правильнее всего было бы научиться управлять рисками. Но для этого нужно правильно понимать природу возникновения критической ситуации, а также её масштаб.

Как не упустить момент возникновения налогового риска

Как ни странно, искать причину проблемы нужно не в тот момент, когда налоговый риск привёл к возникновению задолженности по платежам, а намного раньше, когда сделка была на стадии разработки. При использовании грамотного налогового планирования в 90% случаев можно избежать негативных последствий. Политика агрессивного ведения бизнеса, основанная на устранении конкуренции любым путём, не совместима с рациональным снижением налогового бремени.

Современная структура бизнеса устроена таким образом, что в процессе финансовой деятельности одни создают риски, а другие их предугадывают. Компании, которые только начинают развитие своего бизнеса, должны наиболее активно контактировать с контролёрами налоговых обязательств. На практике же такие стороны предпочитают оставаться на разных полюсах. Например, нередки такие ситуации, когда о совершенной сделке бухгалтер узнаёт довольно поздно, и что-либо изменить не представляется возможным. В связи с такой ситуацией многие солидные компании создают у себя специальные структурные подразделения, которые обязаны просчитывать все возможности возникновения налогового риска.

Виды налоговых рисков и причины их возникновения

Если рассматривать негативные последствия с точки зрения их возникновения, то риски можно разделить на отдельные группы.

Российское законодательство довольно часто имеет неоднозначное толкование, чем пользуются некоторые коммерсанты. В погоне за получением прибыли руководители предприятий пытаются склонить суть спорного нормативного документа в свою пользу, в связи с чем они автоматически попадают в зону риска, так как пытаются снижать налоговое бремя. В такой ситуации требуется предельная осмотрительность и хорошее знание нормативной базы.

Довольно обидно, когда налоговый риск возникает по причине несогласованности управленческого аппарата. Бухгалтерская структура и менеджеры не имеют возможности предварительного обсуждения планируемой сделки, в результате чего страдает весь бизнес.

Неоднозначное толкование закона и документальные нарушения

Риск возникновения негативных налоговых последствий наиболее вероятен при заключении необычных договорных отношений, финансовый механизм которых не до конца продуман.

Финансовые налоговые риски нередко появляются в связи с некачественным оформлением документации или её отсутствием. По статистике основная масса доначисленных налоговых платежей появилась по причине отсутствия бумажного подтверждения проведённой операции. Это происходит от того, что руководители, получив деньги, не придают должного значения оформлению их появления.

Портфельные и внешние риски

Так называемые портфельные риски несут скрытую опасность, особенно, если компания имеет большую сеть филиалов или дочерних предприятий. Ситуация может стать угрожающей, когда отдельные риски объединятся в одно целое. На первый взгляд негативная ситуация, сложившаяся в отдельно взятом филиале, может показаться пустяковой, но когда такие проблемы начинают носить массовый характер, то фирме становится довольно трудно нейтрализовать последствия.

Изменения налогового законодательства, судебные разбирательства, смена руководства — все эти факты относятся к внешним рискам. Региональные особенности налогообложения могут усугубить обстановку, так как в нашей стране некоторые ставки налогов устанавливаются на местном уровне. А если компания ведёт внешнюю торговлю, то в таком случае учёт налогов ещё более усложняется.

Кто должен управлять рисками

То, что рисками можно и нужно управлять, не вызывает сомнения. Для поиска правильных решений и путей выхода из кризиса в современном бизнесе создаются профессиональные консультационные фирмы. Для управления налоговым риском существует ряд приёмов и методов, которые позволяют прогнозировать вероятность наступления нежелательного события.

Экономическая деятельность в сфере управления рисками носит довольно специфический характер и требует от профессионалов своего дела глубоких знаний в области налогообложения, гражданского и уголовного права. Основной целью при решении задач по налогообложению является поиск оптимального сочетания доходной части и возможного риска. Эта формула особенно важна при воплощении в жизнь высоко прибыльных проектов, так как известно, что чем выше доход, тем больше риск.

Золотые правила риска

Как и в любой другой сфере, управление рисками подчиняется определённым правилам, соблюдение которых приводит к положительному результату:

  • Для получения сравнительно небольшой выгоды нельзя рисковать многим.
  • Всегда нужно чётко представлять последствия проводимых действий.
  • В бизнесе никогда нельзя ставить на кон больше, чем имеешь.

Этих экономических констант вполне достаточно, чтобы удерживать бизнес в рамках допустимого риска. Соблюдение таких принципов порождает основные приёмы предупреждения рискованных ситуаций. Говоря иначе, риск можно избежать, принять или снизить.

Избежание риска является наиболее предпочтительным приёмом. В его основе лежит полный отказ от совершения сделки в случае обнаружения негативных последствий. Но отказ от запланированной модели ведения бизнеса означает также потерю прибыли. Так что, исключая налоговый риск, нужно соразмерять его с другими потерями. Кроме того, отказ от одного рискованного дела может повлечь за собой цепочку других негативных последствий.

Принятие налоговых последствий может быть полным или частичным. В этом случае бизнесмен обязан отвечать собственными активами за все последствия, которые возникнут в результате осуществления той или иной операции.

Снижение налоговых рисков является наиболее трудоёмким и в то же время эффективным путём решения сложных экономических ситуаций.

Уход от налогов

В нашей стране уклонение от налогов является противоправным действием, за которое предусмотрены разные меры наказания. Последствия целенаправленного уклонения от налоговых обязательств могут быть разделены на криминальные действия и некриминальные.

Нарушение налогового и правового законодательства, неправильное ведение бухгалтерского учёта, занижение реальной стоимости товара, арифметические ошибки, допускаемые при расчёте налогов, являются некриминальными действиями в зависимости от суммы преступления.

Лидером среди всех схем незаконного уклонения от налогов является скрытая реализация.

Этот самый простой, и в то же время криминальный способ, основан на непроведении части выручки по счетам бухгалтерского и налогового учёта. Сокрытие доходов может осуществляться путём нарушения режима использования ККТ, недостоверного отражения договорных платежей и превышения лимита наличных взаиморасчётов между юридическими лицами. При использовании этих методов учёт налогов ведётся с помощью двойной бухгалтерии, в которую внесены заведомо ложные данные.

В соответствии с уголовным законодательством такая «оптимизация» налогов, в зависимости от суммы причиненного ущерба, наказывается лишением возможности вести ту или иную коммерческую деятельность. Также виновные лица могут быть арестованы на срок до полугода и лишены свободы до трёх лет.

Легальная оптимизация налогов

Законная оптимизация налогообложения базируется на определённых принципах, которые соблюдаются при взаимоотношениях между коммерсантами и контролирующими органами:

  • Налоги необходимо платить в соответствии с установленным законодательством.
  • Начисления должны быть оплачены не позже последнего дня установленного срока.
  • Организация вправе начислять минимальные налоги без нарушения законодательства.

Законную оптимизацию налоговых платежей нужно отделять от преднамеренного уклонения. Для того чтобы не перейти эту грань, в компании должно быть организовано профессиональное планирование и контроль. Налоговые риски договора, который заключается с партнёром, должны быть своевременно оценены и оптимизированы. Каждый руководитель должен хорошо осознавать степень ответственности, которая будет возложена на него в случае нарушения закона.

fb.ru

Налоговый риск

Налоговый риск (Tax risk) — один из видов финансовых рисков, характеризующих вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с введением новых видов налогов, увеличением размеров налоговых ставок по действующим налогам, отменой используемых предприятием налоговых льгот или «налоговых каникул», изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей.

Налоговый риск включает опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.

Налоговые риски возникают и в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений. В этом случае налоговые риски налогоплательщика возникают в связи с применением ими рискованных схем минимизации налогообложения, попытками использовать в своих интересах двойственность положений налоговых законов, а также из-за проведения хозяйствующим субъектом неэффективной налоговой политики.

Налоговые риски рассматриваются с позиции государства и налогоплательщика. Таким образом, четко прослеживаются существенные отличия в системах факторов возникновения налоговых рисков у государства (в лице уполномоченных органов управления в налоговой сфере) и налогоплательщиков, в результате чего наблюдаются и различия в проявлении налоговых рисков.

 

Выделяют три основных группы налоговых рисков.

Группа

Расшифровка

I — явная угроза привлечения к налоговой и даже к уголовной ответственностиРиски возникают в случае грубого уклонения от уплаты налогов. В таких ситуациях опасность привлечения к ответственности очень велика. На практике все чаще встречаются случаи, когда при рассмотрении уголовных дел суды дают виновным реальные сроки лишения свободы.
II — опасности привлечения к налоговой ответственности, вызванные неточностью и неопределенностью законодательных нормРиски возникают, когда в налоговом законодательстве нет однозначного ответа на какой-либо вопрос. Эксперты, аудиторы, Минфин расходятся во мнениях, судебная практика не единообразна, а Высший апелляционный суд еще не сформировал свою правовую позицию. Даже если организация руководствуется положительной арбитражной практикой, существует вероятность, что Высший Арбитражный Суд примет иное решение.
III — риски субъективного планаРиски личных суждений налоговых инспекторов и их трактовки налогового законодательства и деятельности проверяемой организации. Риски обнаружения при проверке фирм-однодневок среди контрагентов организации, тогда как компании часто по объективным причинам не могут проверить всех своих контрагентов и не имеют на это полномочий.

Финансовые налоговые риски могут быть оценены в денежном выражении (кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений). Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.

Можно выделить несколько видов налоговых рисков:

  • риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают;
  • риски усиления налогового бремени — эти риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот;
  • риски уголовного преследования — существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом.

discovered.com.ua