Налог на имущество здания – Объект налогообложения по налогу на имущество организаций

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций

По общему правилу объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество российской организации, учитываемое на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть на счете 01 «Основные средства» или на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (Письмо Минфина от 26.10.2009 N 03-05-06-01/68).

И в части недвижимого, и в части движимого имущества есть свои нюансы. Но прежде чем переходить к их рассмотрению, разберемся, какое имущество в принципе не является объектом налогообложения.

Что не относится к объекту налогообложения

Объектом налогообложения по налогу на имущество не являются в частности (пп. 1,8 п. 4 ст. 374 НК РФ):

Это два основных пункта из всего списка имущества, не образующего объекта налогообложения, которые могут быть актуальны для обычной коммерческой организации. Иное имущество, поименованное в перечне, – скорее экзотика для бизнеса. Например, объекты культурного наследия народов РФ федерального значения, ядерные установки, используемые для научных целей, космические объекты и др. (пп. 3,4,6 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Движимое имущество, как объект налогообложения

С учетом сказанного выше движимое имущество не является объектом налогообложения по налогу на имущество, если относится к 1 или 2 амортизационной группе (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Что касается движимого имущества из 3-10 амортизационных групп, то оно не подлежит налогообложению, если было принято на учет в качестве ОС после 1 января 2013 года. В отношении него применяется льгота. Однако она не применяется, если имущество было принято на учет в результате реорганизации или ликвидации организации, либо было получено от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ, Письмо Минфина от 23.12.2016 N 03-05-05-01/77572).

Таким образом, движимое имущество подлежит налогообложению в том случае, если оно было принято на учет как ОС до 1 января 2013 года, либо принято после этой даты, но попало в число тех исключений по льготе, которые описаны выше.

Недвижимое имущество, как объект налогообложения

Недвижимость на балансе организации, учтенная в качестве ОС, является объектом налогообложения по налогу на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Если же у организации есть жилая недвижимость, которая не учтена на балансе, то с нее платить налог на имущество нужно исходя из кадастровой стоимости, если это установлено законом субъекта РФ (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Как вы помните, есть и другие объекты недвижимости, которые облагаются налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости. И платить налог по ним должны не только организации на ОСН, но и компании на спецрежимах.

glavkniga.ru

Налог на имущество с кадастровой стоимости

 

 

Рассмотрим обзор позиций ВС РФ, направленных налоговым органам для использования в работе  Федеральной налоговой службой Письмом от 21.12.2016 N БС-4-21/[email protected] в отношении налогообложения объектов недвижимости налогом на имущество по кадастровой стоимости.

 

На основании п. 1 ст. 378.2 НК РФ налог исходя из кадастровой стоимости недвижимости уплачивается в отношении следующего имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  2. нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов;
  3. объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Сразу скажем, что далее мы будем рассматривать споры, касающиеся первых двух подпунктов.

 

Согласно п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с установленным порядком.

Оформленным с нарушением признается акт обследования, если он составлен сотрудником, не входящим в состав утвержденной комиссии, и подписан членами комиссии, не осуществлявшими обследование объекта (Определение ВС РФ от 16.06.2016 N 49-АПГ16-23).

Бывает, что недвижимость включается в перечень объектов «кадастрового» налогообложения на основании актов обследования, составленных без доступа в здание (строение, сооружение), а потому не отражающих реальной картины использования объекта. В таком случае организация вправе обратиться в уполномоченный орган с просьбой о повторном  проведении обследования в целях определения фактического использования объекта недвижимости либо в судебном порядке обжаловать приказ (постановление) об утверждении перечня объектов «кадастрового» налогообложения.

Примечание. Ниже мы убедимся в том, что не повторное, а очередное обследование (то есть обследование в целях формирования перечня на следующий год) не позволяет добиться исключения объекта из перечня (см. раздел «Когда акт обследования не поможет добиться исключения здания из перечня?»).

Так, из Апелляционного определения ВС РФ от 07.07.2016 N 5-АПГ16-28 следует, что здание было включено в перечень на основании акта обследования, согласно которому 76,2% общей площади здания фактически используется для размещения офисных помещений. Однако было установлено, что, поскольку организация не предоставила доступ в здание для обследования, вывод о фактическом использовании был сделан:

  • по результатам осмотра фасада здания;
  • на основании полученной из Интернета информации о размещении по данному адресу коммерческих организаций;
  • с учетом вывесок организаций на контрольно-пропускном пункте, через который осуществляется проход на территорию, где расположено здание.

Повторное обследование здания работниками уполномоченного органа (госинспекции) с представителем организации показало, что офисы занимают только 0,8% от общей площади здания. Остальная площадь используется для производственных целей и размещения складов. Поэтому суд признал недействующим соответствующий пункт перечня.

Схожие ситуации описаны в Апелляционных определениях ВС РФ от 14.07.2016 N 5-АПГ16-31 и N 5-АПГ16-32. В них отмечено: сведения из ЕГРЮЛ и Интернета, свидетельствующие о нахождении в здании нескольких торговых организаций, сами по себе не подтверждают, что для размещения офисов используется более 20% помещений в здании.

Таким образом, если вывод о фактическом использовании здания сделан госинспекцией на основании осмотра фасадов и информации, размещенной в Интернете, без доступа в помещения, у налогоплательщиков есть возможность добиться исключения здания из перечня объектов «кадастрового» налогообложения. Причем если уполномоченный орган отказал в проведении

повторного обследования, то доказательством непревышения 20%-ного лимита площади может быть составленный налогоплательщиком расчет, основанный на фактических сведениях (Апелляционное определение ВС РФ от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42).

 

Из содержания п. 3 и 4.1 ст. 378.2 НК РФ следует, что площадь парковок учитывается при решении вопроса, подпадает ли здание (строение, сооружение) под «кадастровое» налогообложение.

К сведению. В частности, согласно п. 3 здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование,

парковки). Аналогично фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу п. 4.1 здание (строение, сооружение) считается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование,
парковки
), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Однако из указанных норм не следует, что парковки, представляющие собой самостоятельные объекты недвижимости, в любом случае должны включаться в перечень объектов «кадастрового» налогообложения. Верховный суд в Определении от 02.06.2016 N 49-АПГ16-18 подчеркнул: спорная парковка не является сопутствующей офисной инфраструктурой административно-делового центра, а представляет собой самостоятельный объект недвижимости — 4-этажную автостоянку. Согласно акту обследования фактического использования здания автостоянка занимает 13 135,9 кв. м площади здания, остальная часть здания сдается в аренду (размещены автомойка, ресторан, клиринговая компания). Сданная в аренду площадь составляет 1 370,7 кв. м, то есть меньше 20% от общей площади здания. Следовательно, здание многоуровневой автостоянки было необоснованно включено в перечень объектов «кадастрового» налогообложения.

 

Расположенные в производственном здании кабинеты, в которых размещается административно-управленческий аппарат, а также помещения столовой, оказывающей услуги работникам предприятия, не свидетельствуют о том, что здание и помещения в нем фактически используются в качестве офисов и (или) объектов общественного питания.

Подтверждение тому — позиция ВС РФ, выраженная в Апелляционных определениях от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42 и от 25.08.2016 N 5-АПГ16-59. В обоих случаях уполномоченный орган включил здание в перечень объектов «кадастрового» налогообложения в связи с тем, что общая площадь кабинетов превысила установленный 20%-ный лимит.

Обратившись в суд, налогоплательщики сослались на то, что кабинеты административно-управленческого персонала не имеют самостоятельного офисного назначения, а используются для обслуживания производственной деятельности.

Судьи учли, что основным видом деятельности организации является производство продукции. Занимаемые административно-управленческим персоналом кабинеты не соответствуют понятию «офис», поскольку:

  • используются самим налогоплательщиком для целей осуществления его хозяйственной деятельности;
  • в аренду третьим лицам помещения не сдаются.

Размещение офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

Дополнительно ВС РФ указал: столовая, созданная в целях удовлетворения потребностей работников, а не для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности, опосредованно используется в производственной деятельности организации и не относится к объектам общественного питания, о которых идет речь в ст. 378.2 НК РФ. Помещения столовой, используемой не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а только для улучшения условий труда работников организации, не учитываются в составе площади, которая определяет объект «кадастрового» налогообложения.

 

Региональные законы о «кадастровом» налогообложении устанавливают размеры площадей, при соответствии которым конкретное здание включается в перечень. В случае если фактическая площадь здания не дотягивает до установленной, оно не признается объектом «кадастрового» налогообложения независимо от видов осуществляемой деятельности. Однако иногда этот факт приходится доказывать в судебном порядке.

В частности, в Определении от 18.08.2016 N 5-АПГ16-37 Верховный суд согласился с мнением нижестоящего суда, который решил: здание общей площадью 1 628 кв. м не соответствует критерию по размеру площади (2 000 кв. м), а потому необоснованно включено в перечень независимо от того, что согласно акту обследования 100% площади используется при осуществлении торговой деятельности.

 

Положения федерального и регионального законодательства предусматривают отнесение недвижимости к административно-деловому или торговому центру (комплексу) в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, его площади и (или) вида его фактического использования.

Верховный суд в Апелляционном определении от 25.08.2016 N 5-АПГ16-60 указал: виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов «кадастрового» налогообложения, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Минэкономразвития России N 39 (Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»), а именно:

  • код 1.2.5 — земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • код 1.2.7 — земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, — земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, — относится к группе видов разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.9 и не соответствует кодам 1.2.5 и 1.2.7. Таким образом, здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Акт обследования, проведенного по просьбе организации, подтверждает, что 100% общей площади здания фактически используется под размещение склада, не связанного с торговлей.

При таких обстоятельствах включение спорного здания в перечень объектов «кадастрового» налогообложения противоречит закону.

Еще один схожий случай описан в Апелляционном определении ВС РФ от 29.09.2016 N 5-АПГ16-58. В данном случае земельный участок, на котором расположено спорное здание, имел вид разрешенного использования «использование территории для дальнейшей эксплуатации зданий под административный и складской корпуса». Судьи указали:

  • этот вид использования однозначно не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • вопрос о правомерности включения здания в перечень «кадастровых» объектов должен решаться с учетом фактического использования объекта недвижимости.

Согласно проведенному обследованию 86,6% общей площади здания используется под склад, 12,35% составляют помещения общего пользования и 1,05% — технические помещения. Следовательно, здание включено в перечень необоснованно.

 

Некоторые налогоплательщики полагают, что обращение в суд с требованием об исключении того или иного объекта из перечня бессмысленно, поскольку судебные разбирательства могут тянуться долго и, скорее всего, к моменту вступления в силу решения суда перечень уже будет неактуальным, ведь его действие ограничено одним налоговым периодом. Эти опасения беспочвенны.

Верховный суд неоднократно указывал, что соответствующий пункт перечня признается недействующим не с момента вступления в силу решения суда, а с даты принятия приказа об утверждении перечня. В противном случае решение суда не позволяет восстановить нарушенные права организации. Предположим, перечень был утвержден в 2015 году в целях исчисления налога в 2016 году, а решение суда в пользу организации принято в 2017 году. Соответственно, исключение объекта из перечня в 2017 году, когда перечень уже не действует, не имеет смысла и не позволяет организации избежать уплаты налога исходя из кадастровой стоимости за 2016 год. Именно поэтому ВС РФ не раз подтверждал обоснованность мнения тех судов, которые признавали незаконным включение объекта в перечень с момента его утверждения (см. Определение от 02.06.2016 N 49-АПГ16-18, Апелляционное определение от 07.07.2016 N 5-АПГ16-28 и др.).

 

Если обследование проведено государственной инспекцией для формирования перечня объектов «кадастрового» налогообложения на следующий год, такой акт не позволит доказать необоснованность включения здания в перечень на текущий год. Поясним этот вывод на примере ситуации, описанной в Апелляционном определении ВС РФ от 08.09.2016 N 5-АПГ16-43.

Согласно акту обследования от 30 сентября 2014 года 84,1% от общей площади здания фактически используется для размещения офисов, 15,9% — в иных целях. Здание включено в перечень на 2015 год.

Акт, составленный 27 ноября 2015 года, свидетельствовал о том, что объект недвижимости фактически не используется для размещения офисов.

Организация обратилась в суд, указав на следующие обстоятельства:

  • в первом акте отражено, что при проведении обследования доступ в здание был частично ограничен;
  • вывод о том, что здание фактически используется для размещения офисов, сделан сотрудниками госинспекции на основании его визуального осмотра и поэтажного плана здания.

При этом организация не отрицала факт сдачи части помещений в здании в аренду, но настаивала на том, что доля офисов существенно ниже установленного законодателем 20%-ного порога. В связи с этим включение данного здания в перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Сотрудник госинспекции, подписавший акт обследования и допрошенный судом в качестве свидетеля, подтвердил, что при обследовании здания дальше проходной их не пропустили, фотографии делать не разрешили, в связи с чем в акте указано: частично ограничен доступ в здание, вывод о его фактическом использовании для размещения офисов сделан на основе результатов визуального осмотра фасада здания, сведений, содержащихся в Интернете, и экспликации здания.

Суд решил: в 2015 году обследование проведено в целях формирования перечня на очередной налоговый период (на 2016 год), то есть обследование не являлось повторным (осуществлялось не для разрешения спора в отношении перечня на 2015 год). Поэтому второй акт, согласно которому объект не используется для размещения офисов, не опровергает вывод о наличии офисов в указанном здании по состоянию на дату составления первого акта, поскольку второй акт оформлен существенно позже даты обследования здания, результаты которого послужили основанием для включения объекта недвижимости в перечень на 2015 год.

 

В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) считается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Соответственно, фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% общей его площади для размещения вышеуказанных объектов.

Судебная коллегия ВС РФ в Апелляционном определении от 22.09.2016 N 91-АПГ16-3 отметила следующее.

Отнесение здания (строения, сооружения) к объектам налогообложения на основании п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ производится не в случае одновременного использования площадей здания для размещения офисов и торговых объектов, а в случае, когда для таких объектов используется более 20% площади здания, но менее 20% под торговую деятельность и менее 20% под офисную, что не позволяет признать здание ни административно-деловым, ни торговым центром (комплексом).

Судебная коллегия также указала, что если собственниками административно-делового или торгового центра (комплекса) выступают несколько лиц, то каждый собственник уплачивает налог исходя из кадастровой стоимости помещения, собственником которого он является. При этом если принадлежащие собственнику нежилые помещения фактически не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то налог на имущество организаций уплачивается таким собственником также исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых помещений.

 

В качестве заключения

Мы рассмотрели позиции ВС РФ по некоторым спорным вопросам, связанным с отнесением имущества к объектам «кадастрового» налогообложения. Этими позициями будут руководствоваться в своей работе налоговые органы. Надеемся, данный материал поможет налогоплательщику оценить правомерность своей точки зрения и целесообразность и перспективы судебного разбирательства.

Март 2017 г.



Статьи по теме:

www.pnalog.ru

Налог на имущество по коммерческим помещениям с 2015 года. Кто платит и по каким объектам. Разъясняем еще раз.

09.09.2014

Компании на УСН и ЕНВД

С 2015 года компании и индивидуальные предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), будут обязаны уплачивать налог на имущество  в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ.

Напомним, что на сегодняшний момент согласно п.2 ст.346.11 НК РФ применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.3 и 4 ст.284 НК РФ),
  • налога на имущество организаций.

Организации, применяющие УСН, также не признаются налогоплательщиками по НДС.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

С 2015 года согласно новой редакции п.2 ст.346.11 НК РФ, применение УСН организациями освобождает их от обязанности по уплате налога на имущество, за исключением:

  • налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с положениями Налогового кодекса.

Соответственно, все компании, владеющие коммерческой недвижимостью и применяющие УСН, с 2015 года должны будут не только платить налог на имущество (рассчитанный исходя из кадастровой, а не среднегодовой стоимости), но и предоставлять налоговую декларацию.

В связи с тем, что налог на имущество будет исчисляться с кадастровой стоимости соответствующего имущества, платежи в бюджет могут составить значительную для плательщиков сумму.

 

Иные компании, ранее исчислявшие налог от балансовой или учетной (БТИ) стоимости

С 2014 года законами субъектов РФ могут не только предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, но и особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Данное дополнение напрямую связано с изменениями, внесенными в статью 375 НК РФ:

Если раньше налоговая база определялась исключительно как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то с 2014 года, в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база определяется как их кадастровая стоимость*.

*По состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Налогом на имущество облагаются движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество:

  • переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление,
  • внесенное в совместную деятельность,
  • полученное по концессионному соглашению,

учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.

Налоговым кодексом предусмотрено, что законами субъектов РФ устанавливаются ставки по налогу (в пределах, установленных Налоговым кодексом в соответствии с п.1 и п.3

Имущество, являющееся объектом налогообложения

Статья 374 Налогового кодекса устанавливает, какое именно имущество признается объектом налогообложения налогом.

Налогом на имущество облагается движимое имущество и недвижимое имущество*, либо только недвижимое имущество, в зависимости от категории налогоплательщика.

*В соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса, к недвижимому имуществу (недвижимости) относятся:

1. Земельные участки.

2. Участки недр.

3. Все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

  • здания,
  • сооружения,
  • объекты незавершенного строительства.

Кроме того, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации:

  • воздушные и морские суда,
  • суда внутреннего плавания,

космические объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п.2 ст.130 ГК РФ).

Имущество, не признаваемое объектом налогообложения

В соответствии с п.4 ст.374 НК РФ (с 1 января 2013 года), к имуществу, не облагаемому налогом, относится:

  • движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС (пп.8 п.4 ст.374 НК РФ).

С 2013г. также не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций, в соответствии с новой редакцией п.4 ст.374 НК РФ (ранее нижеперечисленное имущество освобождалось от налогообложения в соответствии со ст.381 «Налоговые льготы» НК РФ):

  • Объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  • Ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.
  • Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания.
  • Космические объекты.
  • Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Как и прежде, в соответствии с п.4 ст.374 НК РФ, не признаются объектами налогообложения:

  • Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
  • Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налогообложение отдельных объектов недвижимого имущества (НК РФ)  от кадастровой стоимости

К таким объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется, как их кадастровая стоимость, в соответствии с п.1 ст.378.2 НК РФ, относятся:

  • Административно-деловые центры и помещения в них.

Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, строение, сооружение (далее — здание), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п.3 ст.378.2 НК РФ):

·         

    • Здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
    • Здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
  • Здание признается предназначенным для такого использования, если назначение помещений общей площадью не менее 20% площади этого здания, в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая:
  • централизованные приемные помещения,
  • комнаты для проведения встреч,
  • офисное оборудование,
  • парковки.
  • Фактическим использованием здания в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая:
  • централизованные приемные помещения,
  • комнаты для проведения встреч,
  • офисное оборудование,
  • парковки.
  • Торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п.4 ст.378.2 НК РФ):

    • Здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение:
  • торговых объектов,
  • объектов общественного питания/бытового обслуживания.
    • Здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания /объектов бытового обслуживания. При этом:
  • Здание признается предназначенным для такого использования, если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания/ объектов бытового обслуживания.
  • Фактическим использованием здания в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания/ объектов бытового обслуживания.
  • Нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение:
  • офисов,
  • торговых объектов,
  • объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Либо которые фактически используются* для размещения:

  • офисов,
  • торговых объектов,
  • объектов общественного питания и бытового обслуживания.

*Согласно п.5 ст.378.2, фактическим использованием нежилого помещения в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения:

  • офисов,
  • торговых объектов,
  • объектов общественного питания/объектов бытового обслуживания.

Закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимого имущества, может быть принят:

  • только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов такого недвижимого имущества.

Согласно п.6 ст.378.2 НК РФ, в случае, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется:

  • как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

В соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

  • Определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее — перечень).
  • Направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости.
  • Размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;

В случае, если кадастровая стоимость была определена в соответствии с законодательством РФ в течение налогового (отчетного) периода и/или указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений ст.378.2 НК РФ;

3) объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого имущества, если иное не предусмотрено главой 30 НК РФ.

Обратите внимание: В случае, если в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пп.3 п.1 статьи 378.2 НК РФ, кадастровая стоимость не определена, в отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю (п.14 ст.378.2 НК РФ).

Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (для г. Москвы)

В соответствии с положениями ст.1.1 Закона г.Москвы от 05.11.2003г. №64 «О налоге на имущество организаций», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них*, если соответствующие здания** (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

*Кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений.

**За исключением многоквартирных домов.

2) зданий (строений, сооружений), которые в соответствии с п.3 и 4 ст.378.2 НК РФ предназначены для использования или фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Перечень объектов недвижимости на 2014 год утвержден Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013г. №772-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год».

В данном перечне можно увидеть те объекты недвижимости Москвы, по которым компании, не применяющие УСН платят налог на имущество (с кадастровой стоимости) в 2014 году и, соответственно, в 2015 году данные объекты будут облагаться уже и у компаний, применяющих УСН.

Кадастровую стоимость соответствующих объектов недвижимости в 2014 году можно узнать в режиме онлайн на сайте Росреестра.

Налоговые ставки по налогу на имущество

В соответствии с п.1 ст.380 НК РФ,  налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

Согласно пп.1 п.1 ст.380 НК РФ, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для Москвы: в 2014 году — 1,5%, в 2015 году — 1,7%, в 2016 году и последующие годы – 2%;

2) для иных субъектов РФ: в 2014 году — 1,0%, в 2015 году — 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%.

Статья 380 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

  • категорий налогоплательщиков,
  • имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным п.1 и п.3 статьи 380 НК РФ.

При этом, если законами субъектов РФ в будущем будут приняты ставки ниже предусмотренных НК РФ, такие законы могут иметь обратную силу.

В соответствии с п.2 ст.2 Закона №64, в Москве налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах:

1) 0,9 процента — в 2014 году;

2) 1,2 процента — в 2015 году;

3) 1,5 процента — в 2016 году;

4) 1,8 процента — в 2017 году;

5) 2,0 процента — в 2018 году.

Источник базовой информации: Клерк.Ру

Количество просмотров —

Расскажи друзьям о том, что ищешь недвижимость и подари им интересную ссылку!

www.expert-russia.ru

Налог на имущество при строительстве (реконструкции) зданий, сооружений

 

Для принятия завершенного строительством объекта в состав ОС факт государственной регистрации не имеет значения, поэтому, если объект капитального строительства передан по акту приема-передачи в эксплуатацию и организацией на объекте фактически ведется хозяйственная деятельность, его стоимость включается в налоговую базу независимо от наличия госрегистрации. Данной позиции Минфин придерживается уже на протяжении нескольких лет (Письма от 11.04.2007 N 03-05-06-01/30, от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35). Суды поддерживают указанную точку зрения, соглашаясь, что лицо, имеющее возможность извлекать полезные свойства имущества, должно уплачивать налог независимо от оформления прав на данное имущество, поскольку это оформление зависит от воли самого налогоплательщика (Постановления ФАС УО от 03.08.2009 N Ф09-4797/09-С3, ФАС МО от 20.11.2008 N КА-А40/10068-08 и др.).

Итак, в данном случае определяющим для целей налогообложения является факт передачи готового объекта в эксплуатацию. Некоторые предприятия, чтобы сэкономить на налоге, пытаются завуалировать использование объекта в производственной деятельности и не переносят отраженные на счете 08-3 «Строительство объектов основных средств» затраты в дебет счета 01. Такая тактика чревата негативными последствиями, ведь при выявлении этих фактов уплатить в бюджет придется не только сумму самого налога, но еще пени и штраф. В подобной ситуации рассчитывать на судебную защиту не приходится. Например, ФАС ЗСО в Постановлении от 16.09.2009 N Ф04-5476/2009(20066-А45-26), Ф04-5476/2009(19374-А45-26) указал, что учитываемые на счете бухгалтерского учета 08 «Вложения во внеоборотные активы» объекты недвижимого имущества, права на которые не зарегистрированы в соответствии с законодательством, но которые фактически используются организацией для производства продукции, подлежат налогообложению налогом на имущество в общеустановленном порядке, независимо от наличия документов о вводе его в эксплуатацию. Тот факт, что здание производственного корпуса перестало быть объектом незавершенного строительства, инспекторы доказали следующим образом. Во-первых, суду был представлен протокол осмотра (обследования), свидетельствующий о выпуске готовой продукции в спорном здании. Во-вторых, в материалы дела были переданы протоколы допроса свидетелей — генерального директора предприятия, начальника и мастера цеха, — которые в совокупности подтверждали факт эксплуатации спорного имущества в производственной деятельности.

Примечание. Нахождение ОС в стадии реконструкции является формой его использования и не позволяет списать его с бухгалтерского учета и исключить его стоимость из налоговой базы по налогу на имущество (Постановление ФАС ВВО от 02.09.2009 N А17-2589/2008).

И вновь акцентируем внимание читателей на формировании первоначальной стоимости строящегося (реконструируемого) объекта. Для целей применения ПБУ 15/2008 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» такой объект признается инвестиционным активом. Соответственно, если предприятие использовало в целях строительства объекта ОС заемные средства (в том числе кредиты), суммы процентов, начисленные за пользование привлеченными денежными средствами, включаются в бухгалтерском учете в первоначальную стоимость недвижимости (Письмо Минфина России от 02.11.2009 N 03-03-06/1/720).



Статьи по теме:

www.pnalog.ru

Налог на Имущество 2019

Налог на Имущество      Налог на Прибыль         

Справочная Информация

 

 

Объекты налогообложения по налогу на имущество

Основные Средства Понятие Оценка Документы

Выбытие Основных Средств Проводки и Примеры

 

 

Налог на имущество

 

С 01.01.2019 движимые ОС больше  считатаются объектом налогообложения и платить налог на имущество организации будут только с принадлежащей им недвижимости.

В связи с этим декларация по налогу на имущество организаций обновлена с 1 квартала 2019 года.

Приказ ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/[email protected]

Как было в 2018 году

В Налоговом кодексе  нет льготы по движимому имуществу. Освобождают организацию от налога на имущество или нет, власти  регионов теперь решают теперь сами.

Ставку налога тоже устанавливают региональные власти.

Некоторые регионы уже приняли такие законы.

Таблица льгот по регионам Скачать.docx 

 

Льгота по движимому имуществу отменена

Однако региональные власти могут ее ввести сами. Регионы вправе полностью освободить организацию от налога по движимому имуществу или предусмотреть пониженные ставки.

 

Исчисление налога

Правила исчисления налога по движущемуся имуществу тоже устанавливают регионы.

Если  власть региона не предусмотрела ставку по налогу на имущество, то начисляйте налог из максимума — 1,1 процента.

Такую максимальную ставку для 2018 года чиновники прописали в НК РФ для движимого имущества, которое принято на учет в 2013 году и позже.

 

Регионы могут утвердить пониженную ставку или льготу после 1 января. Послабления в пользу компаний могут иметь обратную силу (ст. 5 НК). Поэтому даже если на начало года в регионе не было закона о льготе, нужно перепроверить норму на отчетную дату.

.

.

.

Объекты обложения

Объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество:

  • переданное во временное владение, 
  • в пользование и распоряжение, 
  • в доверительное управление,
  • внесенное в совместную деятельность.

 

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, а в отношении отдельных объектов недвижимого имущества — как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января.

Налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Письмо Минфина N 03-05-05-01/1019

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации определены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).

Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, когда одновременно выполняются условия, установленные п. 4ПБУ 6/01 — когда объект доведен до состояния, пригодного для использования в деятельности организации.

Объекты незавершенного строительства не отвечают требованиям п. 4 ПБУ 6/01, в связи с чем не признаются основными средствами и, следовательно, не являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

 

Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 ГК РФ.

 

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

В силу законодательства РФ здания, сооружения, объекты незавершенного строительства относятся к недвижимому имуществу.

Объект недвижимого имущества принимается в состав основных средств при его передаче. 

. . .

Транспортный Налог   Основные Средства при УСН

Налог на Имущество    Налог на Прибыль    Справочная Информация 

ibport.ru

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций

Общие сведения о налоге на имущество организаций

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций

Особенности уплаты налога с движимого имущества

Нюансы налогообложения недвижимости

 

Общие сведения о налоге на имущество организаций

Правовую основу взимания налога на имущество организаций составляет гл. 30 НК РФ и местные законодательные акты, поскольку данный налог является региональным. Налог на имущество организаций должны платить фирмы на ОСН, а с некоторого имущества — спецрежимники и ИП. Чиновники на федеральном и региональном уровнях могут предоставить некоторым организациям полное или частичное освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Например, компании, участвующие в подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году (который пройдет в России), не платят налог на имущество.

Кто не платит налог на имущество, узнайте из публикации.

Налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается по данным о среднегодовой стоимости движимого и недвижимого имущества компании. При этом средняя стоимость имущества считается исходя из остаточной стоимости объектов учета, то есть от первоначальной стоимости имущества отнимается стоимостная оценка износа.

Пример расчета налога на имущество исходя из его среднегодовой стоимости, смотрите здесь.

По ряду объектов налоговая база может рассчитываться на основании данных кадастровой оценки.

Пошаговая инструкция по расчету «кадастрового» налога на имущество размещена по ссылке.

ВАЖНО! Если имущество оценивается по среднегодовой стоимости, то налоговая ставка по нему не может быть выше 2,2%. А вот региональные власти вправе устанавливать собственную налоговую ставку ниже этой цифры, причем она может отличаться для разных категорий имущества. У объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, максимальная налоговая ставка составляет 2%. А для стратегических объектов, к примеру газопроводов и объектов добычи газа, налоговая ставка и вовсе равна нулю.

Как изменялась ставка налога на имущество за последние годы, узнайте из материала.

Отчитываться по налогу на имущество организаций плательщики должны ежеквартально — рассчитывая и перечисляя авансовые платежи (если они предусмотрены региональными актами). Раз в год фирмы сдают декларацию по налогу на имущество. Региональные власти вправе изменять сроки уплаты авансовых платежей и сдачи отчетности. К примеру, в субъекте РФ может быть разрешено не платить авансы по налогу, а рассчитываться с бюджетом один раз в год — по итогам налогового периода.

Кому, когда и как уплачивать авансы по налогу на имущество, расскажем в статье.

Помимо иных послаблений налогового бремени по налогу на имущество организаций региональные чиновники могут формировать список льготников-организаций или льготного имущества.

О льготах по налогу на имущество узнайте здесь.

А также из публикаций:

Налог на имущество организаций за последние 3 года стал едва ли не самым обсуждаемым налогом. В 2014 году законодатели приняли решение взимать налог с ряда объектов по кадастровой стоимости. Причем его обязали платить и те компании, которые ранее были освобождены от уплаты имущественного налога: в 2014 году это право отняли у плательщиков ЕНВД, а с 2015 года налог на имущество платят и упрощенцы. Конечно, это возможно при условии, что региональные власти сформировали список кадастровой недвижимости и издали приказ о взимании налога с такого имущества с указанием размера ставок.

О том, какие изменения в расчете налога на имущество принес нам 2016 год, расскажет статья «Налог на имущество: изменения 2016».

Нововведения 2017 года в налоге на имущество представлены в материале.

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций определяет ст. 374 НК РФ. Согласно законодательству, им считается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе у плательщика налога как основное средство.

ВАЖНО! По имуществу, которое компания передала во временное пользование, доверительное управление или внесла в совместную деятельность, налог на имущество тоже нужно платить. Нюанс только в том, кто является плательщиком такого налога.

Для иностранных организаций, которые работают через постоянные представительства, объект налогообложения — то имущество, которое они получили по договору концессии. Если у фирмы-иностранца нет постоянного представительства, то налогом облагается имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной компании на праве собственности, а также имущество, полученное по договору концессии.

Что не может облагаться налогом на имущество? Земельные участки и другие природные объекты (озера, леса), объекты культурного наследия, ядерные установки, ледоколы, космические объекты, имущество некоторых федеральных органов. Также не облагаются налогом основные средства, относящиеся к 1 и 2 амортизационным группам. Пример — дорогостоящий принтер для нужд бухгалтерии. 

Недвижимое имущество в данном случае — то, что нельзя передвинуть: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Операции с недвижимостью подлежат обязательному учету в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Движимое имущество для целей обложения налогом на имущество — оборудование, станки, автомобильный и грузовой транспорт.

ВАЖНО! Законодательство разных стран может один и тот же объект относить в одном государстве к недвижимости, а в другом — к движимому имуществу. В таких случаях действует норма Гражданского кодекса (ст. 1205), по которой принадлежность объекта к определенному типу имущества определяется по законам той страны, где объект фактически находится.

В материале «Ст. 374 НК РФ (2017): вопросы и ответы» наши специалисты собрали наиболее часто возникающие вопросы по определению объекта обложения налогом на имущество и подготовили на них подробные ответы с учетом последних изменений в законодательстве, писем Минфина, ФНС и арбитражной практики.

Особенности уплаты налога с движимого имущества

Движимым имуществом организация может признать те объекты основных средств, которые обладают мобильностью, то есть их можно переместить, например: тестораскаточная машина, полиграфическое оборудование, упаковочный станок, автомобиль предприятия. Деньги и ценные бумаги тоже являются движимым имуществом предприятия, но они не удовлетворяют другому признаку отнесения имущества к объекту налогообложения — имущество должно учитываться как основное средство согласно ПБУ 6/01. Налогообложение «движимости» за последние годы претерпело ряд изменений. В 2013–2014 годах действовала норма, по которой объекты движимого имущества, принятые к учету на 01 счет, не являлись объектом налогообложения. Однако с 2015 года чиновники пересмотрели порядок взимания налога.

Как теперь нужно платить налог с движимого имущества и какие предусмотрены послабления налогового бремени для компаний, читайте в этой публикации.

Последние новости о льготах по движимому имуществу смотрите здесь.

В 2014-2015 годах многие компании провели процедуру реорганизации: внесение поправок в ГК РФ привело к тому, что из законодательства убрали понятия «закрытое акционерное общество» и «открытое акционерное общество». ОАО и ЗАО перерегистрировались в ООО, АО или ПАО. Влияет ли смена наименования на обязанность уплачивать налог на движимое имущество?

Ответ вы найдете в этой статье.

Много вопросов у бухгалтеров и юристов возникает с движимым имуществом, которое было собрано из материалов, приобретенных у зависимого лица (например, у фирмы, уставный капитал которой более чем на 25% состоит из доли вашей компании).

В каких случаях взаимозависимость влияет на расчет налога на имущество, а когда нет — читайте в материалах:

Специалисты нашего сайта подготовили для вас ряд публикаций, которые помогут прояснить учет взаимозависимой «движимости». Например, движимое имущество построено из материалов, которые вы купили у зависимого лица. Платить ли налог на имущество?

Ответ находится здесь.

О том, может ли предприятие рассчитывать на льготу по имуществу из 1 и 2 амортизационных групп, но собранному из материалов взаимозависимого лица, расскажут вам эксперты сайта в этой публикации.

Порядок обложения движимых объектов налогом на имущество законодатели не устают менять, поэтому мы вам советуем регулярно сверяться с действующими нормами. И в этом наш сайт готов вам всегда помочь.

Нюансы налогообложения недвижимости

По объектам недвижимости в части уплаты налога на имущество законодательство также заметно изменилось за последние 3 года. Главное нововведение — расчет налога с кадастровой стоимости. Чем кадастровая оценка отличается от оценки имущества по остаточной стоимости?

Для оценки недвижимости по остаточной стоимости бухгалтер берет первоначальную стоимость сооружения и отнимает сумму износа. Износ определяется в соответствии с амортизационной группой основного средства. А первоначальная стоимость соответствует данным БТИ и инвентаризационной оценки здания.

Специалисты БТИ оценивают недвижимость по сугубо объективным факторам: размеры здания, материал стен, крыш, количество окон, дверей. Рыночные факторы во внимание при этом не берутся. Кадастровая же оценка учитывает субъективные факторы, такие как престиж района расположения недвижимости, расстояние от здания до остановок общественного транспорта, коммуникации ЖКХ и массу других. То есть одно и то же здание по инвентаризационной стоимости может быть в разы дешевле, чем по кадастровой. Таким образом, взимание налога с объекта недвижимости по кадастровой стоимости увеличивает поступления в бюджет от данного налога.

Однако исчисление налога с кадастровой стоимости ввели не для всех объектов недвижимости. Ст. 378.2 определяет, с каких зданий и сооружений взимается такой налог: это торговые, административные, деловые центры, объекты общепита, бытового обслуживания и некоторые другие помещения.

Какие объекты недвижимости относятся к торговым зданиям — читайте здесь.

И еще выделим несколько нюансов по недвижимым объектам:

  • Если у вас есть жилое помещение, то по нему тоже может быть рассчитан налог к уплате исходя из кадастровой стоимости. Почему — читайте в нашей статье.
  • С какого момента компания-владелец здания должна платить налог на имущество организаций? Если у вас есть незавершенное строительство, то вам будет полезен материал «Налог на имущество — объект незавершенного строительства».
  • Нужно ли платить налог на имущество, если у фирмы есть разрешение на ввод в эксплуатацию здания, но фактически оно не используется, расскажет статья.
  • Если организация еще не получила разрешение на ввод в эксплуатацию, то следует руководствоваться материалом «Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию не освобождает от налога на имущество».
  • Если фирма решила перестроить здание и перевела основное средство на реконструкцию, то нужно ли ей платить налог на имущество, ведь фактически здание не используется в деятельности фирмы? Рекомендуем вам ознакомиться с этой публикацией, чтобы не совершить ошибок в учете, не занизить налоговую базу и не получить от инспекторов предписание об уплате штрафов и пени по налогу во время проверки.
  • При сдаче недвижимости в аренду возникает вопрос: кто должен платить налог на имущество — арендатор или владелец здания? А если арендатор производит в здании улучшения, которые признаются неотделимыми, то как быть в таком случае? Ответы на эти вопросы содержатся в этой статье.

Объект налогообложения по налогу на имущество организаций регулируется как федеральным законодательством, так и региональными законодательными актами. Поскольку в расчет налога на имущество за последние годы чиновники внесли множество изменений, постарайтесь регулярно отслеживать все нововведения и разъяснения государственных органов. Наша рубрика «Объект налога на имущество организаций» поможет вам не ошибиться в расчетах и обезопасить себя в спорах с налоговыми инспекторами.

nalog-nalog.ru