Наличие прав и свобод в тоталитарном режиме – Основные признаки тоталитарного политического режима – отсутствие прав и свобод граждан, всеобъемлющий контроль

реализуются ли основные права и свободы граждан в -тоталитаризме-авторитаризме-демократия???

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые) , основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах) . В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Личные
Являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

Право на жизнь
Право на свободу и личную неприкосновенность
Право на достоинство личности
Право на неприкосновенность частной жизни
Право на неприкосновенность жилища
Право на национальную и культурную самоидентификацию
Свобода совести и свобода мысли
Свобода передвижения и выбора местожительства;
Свобода выбора национальности и языка общения
Право на судебную защиту
Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)
Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции [2])

Политические
Основнаые: Политическая свобода

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

Свобода слова (свобода информации)
Право на гражданство
Право на объединение (свобода союзов)
Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)
Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
Право на участие в отправлении правосудия
Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

Свобода средств массовой информации
Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)
Право на образование

[Социально-экономические
К социально-экономическим правам относятся:

Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
Право на частную собственность
Трудовые права (право на труд и свободу труда)
Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
Право на социальное обеспечение
Право на жилище
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Если одно из этих Ваших Прав нарушено. Предлагаю помощь по отстаиванию Права в Суде.

Что касается любого режима, то он переписывает Конституцию с «базовой шпаргалки». А вот выполнение — и контроль — проблема общества. Если в государстве живут бараны, то их стригут….

otvet.mail.ru

4. Авторитарный режим.

Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Среди ученых до сих пор продолжаются споры по вопросу о соотношении авторитарного и тоталитарного режимов. Некоторые рассматривают тоталитарный режим как особую, наиболее реакционную разновидность авторитарного режима, другие считают эти режимы самостоятельными типами.

Конечно, нельзя не отметить, что они имеют как значительное сходство, так и существенные различия. Объединяет их диктатура, а различает то, что

тоталитаризмдиктатура государства, а авторитаризмдиктатура личности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей, которые позволяют рассматривать их как самостоятельные типы политических режимов.

Авторитарные режимы не уничтожают все альтернативные базы власти в обществе. Сохранение «рассеянной» экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарный и обеспечивает возможность их трансформации (Бразилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов XX века).

Основные признаки авторитарного режима:

Характер и мера осуществления власти. Контроль и насилие не носят всеобщий характер. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже есть сферы, не контролируемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан.

Формирование власти. Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет механизма преемственности власти. В современных условиях часто заканчивается тем, что объявляются свободные выборы.

Отношение людей к власти. Также как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее.

Роль идеологии в обществе. Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.

Характер лидерства. Складывается режим личной власти. Роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматический. На него распространяется представление об отчуждении от власти.

Сфера допустимого и запретного

. Разрешено все, кроме политики.

Положение средств массовой информации. Частичный контроль над средствами массовой информации.

Наличие демократических прав и свобод. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.

Изменения в социальной структуре общества. Авторитарный режим не стремится к формированию особой структуры общества.

Изменения в политической системе общества. Запрещена или ограничена деятельность политических партий. Главная роль принадлежит исполнительным органам власти. Представительные учреждения ликвидированы или их роль сильно ограничена. Из общественных организаций действуют те, которые не носят политического характера.

Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При авторитаризме возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью.

Выделяют четыре основных вида авторитарных режимов: тирания, абсолютистские диктатуры, военные режимы и однопартийные режимы.

Тирания – это режим личной власти, направленный на удовлетворение эгоистических желаний тирана. Она гибнет, как правило, вместе со смертью диктатора.

Абсолютистские диктатуры (или династические режимы) отличаются от тираний тем, что власть организована и осуществляется на основе строгих правил и процедур. Обычно власть разделяется между членами семьи монарха, передается по наследству и является легитимной в силу традиций (Саудовская Аравия, Султанат Бруней, Объединенные Арабские Эмираты).

Военные режимы являются достаточно распространенной формой авторитарных диктатур. По некоторым данным, это две трети молодых государств. Военные могут управлять государством как прямым путем, беря на себя все функции правительства, так и косвенным, осуществляя контроль за гражданским правительством.

Авторитарные однопартийные режимы используют единственную политическую партию как средство для мобилизации массовой поддержки правительству. Однако партия не превращается в самодовлеющую силу, как при тоталитаризме, и конкурирует за влияние с другими центрами власти (армией, церковью, корпорациями).

Все формы авторитаризма, за исключением династического правления, не имеют легальных механизмов преемственности власти. Поэтому ее передача из одних рук в другие осуществляется бюрократическим путем, нередко путем переворотов с использованием насилия.

studfiles.net

наличие прав и свобод в обществе;

Недавно по ТВ посмотрел обзор по результату референдума Швейцарии от-но разрешения курения в общ местах. 
Показали карту Швейцарии, с разметкой кантонов, — с указанием штрафов. 
Поразило, что во всех кантонах – местное самоуправление местными референдумами само решило эту тему. 
Есть кантоны, где при абсолютном запрете и штраф – до 2о. ооо евро (за курение в общ месте) . 

Таковое гос-ное устр-во заимствовано от США. 

Каждый штат имеет свою юр / пруденцию, свою налоги (региональные) , свои пенс отчисления. 

В США чрезвычайно устойчивая власть на местах. 

Независимые ГенПрокуратура, Верховный Суд, Антимонопольный Комитет. 
Именно независимость этих структур – гарантия соблюдения Закона, интересов Государства, но не отдельно взятой личности, партии. 

В США простой прокурор Гарриман засудил действующего президента, — довёл до импичмента (УотерГейт) . Агенты АНБ, исполнители прихотей президента, — получили реальные сроки. 

агенты ФБР, не далее как лет 5 тому, именно «прикупили» конгрессмена за 5 (пять) лимонов зелёных. Под видом представителей некоего арабского шейха. Конгрессмена, — заметьте. 
Недавно засудили преемничка Обамы (на посту губера) , — тем же манером. 
И никто и нигде даже не ставился вопрос о легитимности действий ФБР. 
Бо Инициатива идёт от правоохранительных органов, но не от «обижёнки» . 
Почувствуйте разницу! В каких ежовых рукавичках Боги. 

Предвыборная компания кандидатов, ролик про Обаму. 
Обратил внимание на повторяющуюся линейку встречающих в каждом а/порту: Обама здоровается сначала с местным ПрофБоссом, затем с губером, следом – однопартийцы, ну и тэ дэ. Однако! Первый ВСЕГДА ПрофБосс! 

О силе ПрофСоюзов и богатстве Пенсионных Фондов, — нам остаётся только мечтать. 

Например, позапрошлым летом проскочило сообщение, что Верховный Суд рассмотрел иск ПрофСоюзов и постановил новую минимальную планку з/платы за час. 
Не какого-то президента, партии, конрессмена, но ПрофСоюзов всей страны. 

Гуру капитализма – Г. Форд: 

Основа бизнеса – стабильность политическая. 

Основа политической стабильности в максимальном удовлетворении потребителя как по ассортименту услуг, так и по доступности. 
Максимально высокая з/плата рабочих при максимально низкой стоимости продукта/товара/услуги. 
На конвейерах Форда безграмотные зарабатывали более чем профессура. 
Одна и та же модель выпускалась свыше 40 лет по ОДНОЙ цене. 

Причем разработанные/новые узлы имели те же посадочные места. 
И если в первые годы собственная себестоимость машины была 880 у. е, то в последние годы выпуска 340 у. е. 
Все конкуренты этого класса – «ушли» с рынка, прибыль (за счет усовершенствования технологий) – колоссальная. 

Продажа своих заводов – идея Форда. ГАЗ, КамАЗ, тракторные, консервные и прочие, – чьи заводы? 

2 – пятилетки индустриализация Сталина, модернизация Дэна с «лёгкой руки» … 

Гордость амеров – Бил Гейтс, — паренёк тупо унифицировал волшебную игрушку – компьютер. 
Создал ПК = игрушкой «Собери сам» , и – тупо так — захватил рынок. 

История США, успехи – по сию пору – замалчиваются нашими патриотами (хотят как лучше) . 

Вообще замалчиваются любые (и США и КНР и Швейцарии и пр гос-в) успехи. 

Выискивая промахи, раздувая ошибки передовых гос-в (с пеной у рта) . 

КНР: Мао: прыжки, скачки, но – голод… 
Вики: Дэн Сяопин: причины успеха реформ: всего 4: одна из 4-х это раздел (заметьте, раздел! ) гос-ва на разные экономически регионы – с разной юр / пруденцией! 
Успех перестройки Дэна очевиден, КНР экспортирует рис! 

К теме: 

Кремлёвские мудрецы думают кого сажать, или какую кукурузу – сразу и везде… 
Сусанины – родимчики ведут нас особым путём… 

Выбрать, назначить, «привести к власти» — ещё одного родимчика?

Хватит. 

Искать, выдумывать особые пути. 

Велосипеды изобретать.

И Мао, и Дэн — диктаторы. Но судят по результатам.. .

Скажи дураку — молиться.. .

otvet.mail.ru

Авторитарный политический режим


Авторитаризм (термин происходит от латинского «авторитас» — власть, влияние) как научное понятие стал в последнее время занимать важное место при анализе политических режимов различных стран современного мира. Актуальность исследования данной категории, прежде всего, объясняется характером современной эпохи перехода от авторитарных и тоталитарных режимов к демократическому государству.

Интерес к авторитаризму особенно возрос за последние годы. Это обуславливается тем, что многие государства современности характеризуются наличием авторитарных режимов. Диапазон их разновидностей в современном мире чрезвычайно широк.

Международная организация «Freedom Hause» («Дом Свободы») в 1992 году провела исследование 186 стран мира и пришла к выводу, что с точки зрения уважения прав и свобод человека — важнейшего критерия демократии — 75 стран мира являются «свободными», 73 — «частично свободными» и 38 — «несвободными». Россия — «частично свободная» страна, по уровню свободы, установленному этой международной организацией.

Исходя из этой классификации для всех «частично свободных» и большинства «несвободных» стран характерны авторитарные режимы. В данной связи чрезвычайно актуален вопрос об их сущности, характерных чертах и основных формах. С этой целью необходимо, на наш взгляд, рассмотреть основные черты и отличия авторитаризма и тоталитаризма. Оба этих режима сходны недемократической формой осуществления политической власти. Ряд характерных черт тоталитаризма присущ и авторитаризму. Будучи родственным тоталитарному режиму по сути, авторитарный режим имеет и во многом сходные с ним признаки:

1. Отчуждение народа от власти. Авторитарное государство характеризуется тем, что в нем сужена или сведена на нет сфера применения принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению. При авторитаризме принцип всеобщего избирательного права отменяется или превращается в фикцию, происходит ограничение или имитация участия широких народных масс в решении жизненно важных проблем общественной жизни, господствует принцип назначения. Выражением такого вышеназванного ограничения выступает отсутствие или непостоянное и малозначительное для населения функционирование избранных народом органов власти. Для авторитарного режима характерно сужение числа субъектов, формирующих органы власти, вплоть до одного человека. Массы в центре и на местах от власти отчуждаются.

2. Значительный централизм в руководстве обществом. В центре и на местах происходит концентрация и централизация власти в руках определенной личности, группы людей или нескольких тесно взаимосвязанных государственных (либо партийных) органов, решения которых должны выполняться беспрекословно. Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом, государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. Происходит принижение роли представительных государственных органов. Поскольку власть сосредотачивается в руках главы государства, представительные органы из ведущих превращаются во второстепенные, декоративные, марионеточные учреждения, а нередко вообще упраздняются. Парламент реального влияния на выработку политического курса, законотворчество не оказывает и деятельность исполнительных органов власти не контролирует. Парламентские выборы носят формально-показной характер, так как проводятся в обстановке отсутствия или ограничения легальной борьбы партий (часто вообще на безальтернативной основе), а потому фактически представляют собой назначение. Органы самоуправления на местах обычно отсутствуют, заменяясь назначаемыми из центра чиновниками. Исполнительные органы власти наделены законодательными и судебными полномочиями (юридически или фактически). Реальная политическая власть сосредотачивается в руках правящей группы (генералитет, верхушка партии и т.п.) или одного лица (гражданского или военного диктатора, лидера партии) — главы государства. Типичная черта авторитарного режима — монополия на власть со стороны какой-либо политической или социальной группы, одного или нескольких лиц, фактическое отстранение населения от власти.

3. Руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном командно-административными, приказными методами. На всех уровнях государственного механизма господствует правило жесткого обязательного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества. Из процесса принятия и реализации политических решений полностью или в основном исключается применение метода взаимного согласования позиций в ходе обсуждения государственных проблем.

4. Доминирование в политической системе одной, правящей партии. Авторитарный режим, как определяет его испанский ученый X. Линц — это «способ правления с ограниченным плюрализмом». Разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Авторитаризм характеризуется тем, что государство терпит легальную оппозицию, но суживает пространство для ее деятельности. При авторитарном режиме может существовать многопартийная система, но правящая партия господствует в политической сфере. Данная партия обычно сращивается с государственным аппаратом, а ее монополия на власть закрепляется законом. Деятельность других общественных объединений допускается лишь при условии их подчинения власти и регулируемости с ее стороны. Общественные объединения, а также СМИ, выступающие против режима, подвергаются репрессиям и запрещаются.

5. Наблюдается во многом неправовой характер деятельности власти. Роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные.

Конституция не рассматривается в качестве основного закона и основы правопорядка. Ее подменяют указы главы государства, партийные директивы или армейские приказы, приобретающие силу закона. Право здесь не обладает приоритетом над государством, а потому деятельность власти в целом часто носит неправовой характер. Это создает условия для беззакония и произвола. С целью удержания населения в повиновении режим прибегает к насилию, становящемуся важным инструментом общественного регулирования. Гипертрофированную роль в обществе приобретают карательные органы. Суд, другие правоохранительные органы лишаются самостоятельности и являются исполнителями велений власти. Государство становится не правовым.

6. Ущемление прав и свобод граждан. Для авторитаризма характерно «неприятие» демократических прав и свобод. Авторитарный режим отменяет юридически или сводит на нет фактически большинство демократических прав и свобод граждан. Особенно это касается политических и личных прав граждан. Последние по обыкновению только провозглашаются, а в практической жизни полностью не реализуются. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования. Устанавливается абсолютный примат интересов власти над интересами отдельного гражданина. Суверенитет, неприкосновенность личности в должной мере не обеспечивается. Плюрализм мнений. существует в строго ограниченных рамках. Закон преимущественно стоит на страже интересов государства, а не личности.

7. Армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционных сил, выступающих против режима. Армия становится основной опорой власти. Большое, в некоторых странах даже преобладающее влияние в политической сфере имеют внеконституционные органы, в которых главная роль принадлежит военным.

8. Все средства массовой информации и само ее содержание берутся под строгий контроль государства. Хотя при авторитарном режиме СМИ разрешается критиковать отдельные недостатки государственной политики и отдельных должностных лиц. Но в целом СМИ должны сохранять лояльность по отношению к режиму. Может существовать цензура как специальный государственный институт.

Указанные признаки свидетельствуют, что авторитаризм, действительно, своими глубинными свойствами напоминает тоталитаризм, составляет близкий ему режим. Вместе с тем полностью отождествлять тоталитаризм и авторитаризм нельзя, поскольку между ними имеются немалые различия. В сравнении они могут быть представлены следующим образом:

1. Различие в основном элементё политической системы. Тоталитаризм характеризуется тем, что основным звеном политической структуры выступает партия — носитель той идеологии, которая создала и легитимирует данный политический режим. Государство, в условиях тоталитарного режима, как справедливо заметил Р. Арон, превращается во всеохватывающий и всемогущий инструмент партии. Государственные институты перестают быть институтами чисто публичной власти и становятся главными орудиями осуществления власти идеологической. «Отношение между двумя источниками власти — между государством и партией — есть отношения между официально-показной и реальной властью, так что правительственная машина… фасад, который скрывает и защищает реальную власть партии. Всей реальной властью облекаются только институты тоталитарного движения». Государственные органы дублируются партийными. Происходит поглощение партией государства. Партия превращается в несущую конструкцию государственной системы власти. В отличие от тоталитаризма основным элементом политической системы при авторитарном режиме выступает государство. Опираясь на гражданскую и военную бюрократию, оно способствует сохранению абсолютной власти и является решающей политической силой общества.

2. Роль идеологии в жизни общества. Тоталитаризм есть в первую очередь идеологический режим. В условиях тоталитарного режима существует лишь одна официальная идеология, которая является одновременно идеологией правящей партии и государственной идеологией. Эта идеология пронизывает все сфере общества, лежит в основе деятельности режима, обосновывает его право на существование. Она абсолютно нетерпима по отношению к другим идеологиям и общеобязательна для всех членов общества, какие-либо иные противоречащие официальной идеологии взгляды, инакомыслие запрещены и преследуются. Важная особенность тоталитарной идеологии — ее мессианский характер, который проявляется не только в идеологическом охвате всех и каждого, но и в том, что эта идеология претендует на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни, претендует на всеобщее (тотальное), универсальное, единственно верное истолкование объективной реальности, объяснение всего существующего, на воплощение истины в последней инстанции. Стержнем идеологии является убеждение в возможности и необходимости переустройства общества. Многие исследователи тоталитаризма отмечают, что тоталитарная идеология приобретает характер квазирелигии, основанной на вере, а не на рациональном анализе и критике. Эта идеология требует принятия многих своих постулатов на веру, «Благодаря» тоталитарной идеологии рассматриваемый режим ориентирован не только вовнутрь, то есть на создание совершенного общества в какой-либо отдельной стране, но и вовне (навязывание аналогичного общественного строя другим странам). Авторитаризм же, как правило, не располагает систематизированной государственно-обязательной идеологией. Авторитарный режим допускает некоторый ограниченный и контролируемый плюрализм в политической сфере и даже мирится с наличием некоей «полуоппозиции». В условиях авторитаризма идеология не доводится до такой степени детализации и догматизации как при тоталитаризме. Авторитарный режим во многом идеологически индифферентен. Он опирается на присущие данному обществу обычные традиционные ценности и какой-то мессианской системы взглядов не выдвигает. Авторитарные государства не ставят своей задачей осуществление глубоких изменений в сознании общества.

3. Механизм установления политического режима. Тоталитарный режим устанавливается при самом активном участии народных масс. Политическая власть при тоталитаризме как бы навязывается народом самому себе. Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства или, в лучшем случае, без его поддержки и согласия. Большинство населения негативно относится к политическому руководству страны. То есть, народ остается в стороне от политического противоборства, вследствие чего авторитарный политический режим устанавливается в основном путем верхушечных, «дворцовых», военных переворотов. При авторитаризме политическая власть навязывается меньшинством большинству. Тоталитарные режимы опираются, прежде всего, на массовые движения, партии, вожди которых, как правило, не входили в старые структуры власти, а авторитарные режимы всегда пользуются поддержкой традиционных сил порядка — армии, церкви, бюрократии.

4. Отношение масс к режиму. Тоталитаризм, возникая, довольно часто, с согласия и при непосредственном участии населения, опирается на массовую социальную базу, на широкое общественно-политическое движение. Поэтому легитимность его большинством общества не оспаривается, так как люди верят в то, что режим действительно представляет их интересы. Народ и власть здесь едины, во всяком случае, не противостоят друг другу. Авторитаризм, возникая путем верхушечных переворотов и без участия значительной части населения, массовой социальной базы, широкого общественно-политического движения не имеет. Поэтому его легитимность большинством, или значительной частью населения ставится под сомнение. Иными словами, при авторитаризме народ и политическая власть противостоят друг другу. Кроме того, тоталитарный режим требует активной демонстрации преданности партии и государству, авторитаризм же, как правило, довольствуется отсутствием открытого противодействия своих противников.

5. Отношение масс к политическому лидеру. При тоталитаризме единство народа и власти, как правило, в первую очередь выражается в единстве масс и лидера. Массы нередко воспринимают тоталитарного лидера как неотъемлемую часть самих себя, а возникающий его культ — как культ власти самого народа. Только в условиях тоталитарного режима может существовать культ личности национального вождя — лидера партии и государства. При авторитаризме между массами и лидером существует значительная дистанция. Массы часто видят в нем своего антипода, даже врага. И культ личности авторитарного лидера, за редким исключением, невозможен.

6. Характер взаимоотношений государства и гражданского общества. Гражданское общество при тоталитаризме полностью политизируется, лишается самостоятельности, разрушается и поглощается тоталитарной системой. Роль гражданского общества при этом ничтожна, тоталитарный режим не признает такого понятия. Отсутствует обратная связь между индивидом и властью. Разрушаются все горизонтальные формы общения между людьми. Все сферы гражданского общества регулируются руководимыми правящей партией государственными структурами. Саморегулирование общественных звеньев и элементов отсутствует. При авторитаризме, несмотря на значительную централизацию власти, государство и гражданское общество в известной степени разделены, режим не очень интенсивно вмешивается в жизнь гражданского общества. Государство хотя и следит за гражданским обществом, держит его под контролем, все же создает ему для саморегулирования определенные условия. Гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство.

7. Характер контроля над обществом. Тоталитаризм, вследствие этатизации гражданского общества, приводит к установлению всеохватывающего контроля над массой и личностью, растворению личности в массе. Причем при тоталитарном режиме предполагается выполнение функции контроля всем населением. Конечно, и в тоталитарном государстве существуют специальные институты контроля, но они воспринимаются не как аппарат власти, а как инструменты самого Народа, выполняющие его волю. Авторитаризм, смятая в значительной мере этатизацию общества, ослабляет контроль над массой и личностью, предоставляя последней известную автономию и возможность выбора. Функцию контроля выполняют главным образом только специальные органы.

Тотальность контроля — сущностный и главный признак тоталитаризма, давший название этому типу политического режима. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизни общества. Тоталитарный режим характеризуется нерасчлененностью сфер общественной власти. Духовная, политическая и экономическая власть слиты воедино. При их объективной взаимосвязи, имеющей место в любом обществе, их органическое единство обеспечивается субъективными факторами, важнейшим из которых является централизованное целенаправленное вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности. Стираются границы между гражданским обществом и политической системой, между политической и неполитической сферами. В условиях тоталитарного режима над всем социумом господствует одна сила — государство. Авторитарная же система, обеспечивая любым путем, политическую власть и не допуская в этой сфере никакой конкуренции, не вмешивается в те области жизни, которые не связанны с политикой непосредственно. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура и т.д. Авторитарное общество построено по принципу «разрешено все, кроме политики». Авторитарная власть отказывается от претензий на полный контроль. Выделяется лишь несколько сфер, в которых режим оставляет управление за собой — это общественная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п. Таким образом, авторитарные режимы довольствуются политическим контролем над обществом.

8. Степень вовлеченности населения в политическую жизнь. Тоталитаризм, опираясь на массовую социальную базу и широкое общественно- политическое движение, стремится каждого человека включить в активную политическую деятельность, используя всю энергию народа в своих целях. Поэтому тоталитарному режиму свойственна сильная политизация общественной жизни. Политический абсентеизм не только не приветствуется, как при авторитаризме, но и рассматривается как большое зло. Авторитаризм, не имея подобной базы и подобного движения, напротив, препятствует активной самостоятельной политической деятельности масс, видя в ней для себя угрозу. Поэтому авторитаризму свойственен абсентеизм (от латинского «абсентис» — отсутствующий), то есть уклонение граждан от активного участия в политике. В тоталитарном государстве человек отождествляет себя с государством и выступает субъектом (хотя на самом деле субъектом политики является только лидер партии и государства), а в авторитарном — государство противостоит человеку и он является объектом политической власти.

www.jourclub.ru

3. Тоталитарный режим.

Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Тоталитарный режим характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.

Термин «тоталитаризм» появился в двадцатые годы двадцатого века. Автором его был Б. Муссолини. Появление термина связано с зарождением фашизма, который его теоретики назвали «тотальной концепцией жизни«. Противники фашизма взяли этот термин на вооружение, придав ему противоположное содержание. Постепенно он проник во многие страны и во многие языки. Сначала его использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые годы начали применять по отношению к СССР.

Тоталитарный режим, как никакой другой, особенно сложен для понимания. Трудно сразу ответить на вопрос, через какие характеристики его легче описать: через изменения, происходящие в политической системе общества, или через его психологические проявления. Особый характер этого режима проявился и в том, что именно художественная литература (Е.Замятин, Б.Платонов, С.Керстер, Д.Оруэлл, А.Солженицын) дала возможность показать во всей полноте не только политические процессы, происходящие в обществе при этом режиме, но и психологическое перерождение общества, которое порой трудно описать сухим языком научных категорий.

Рассмотрим этот тип политического режима на основании критериев, обозначенных в вопросе №2.

Характер и мера осуществления власти. Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, все становится политикой.

Формирование власти. Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Отношение людей к власти. Общество полностью отчуждено от власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о «слиянии общества с властью».

Роль идеологии в обществе. Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – «идеология у власти». Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Как правило, роль идеологии заключается в том, чтобы дать критику старого общества или определенного правительства, сформировать представления о «светлом будущем», дать рекомендации, как этого будущего достичь. Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство общества на основе новых ценностей. Идеологией заведует партия, которая осуществляет контроль за умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Любое инакомыслие пресекается.

Характер лидерства. Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. Лидер всегда харизматический, на него распространяется ощущение слияния с народом.

Сфера допустимого и запрещенного. Запрещено все, кроме того, что приказано (разрешено).

Положение средств массовой информации. Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно «закрытое» общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое «правильное», лучшее в мире. Знакомство с внешним миром разрушает царство мифов, срывает пелену и тем самым подрывает его устои.

Наличие демократических прав и свобод. Демократические права и свободы носят декларированный, формальный характер, хотя государство выполняет определенные социальные функции. Оно гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание и т.д.

Изменения в социальной структуре общества. При тоталитарном режиме происходит последовательное деклассирование общества вследствие отчуждения граждан от собственности. Общество приобретает двухмерную структуру: управляемые («винтики») и управляющие. Из живого организма оно превращается в механизм, произвольно сконструированный властью. В нем уничтожаются всякие горизонтальные структуры, отношения и связи.

Изменения в политической системе общества. Между компонентами политической системы общества складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в собственном значении этого термина. Происходит слияние государственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций. В обществе формируются особые отношения «власть – собственность». У государства превалируют особые функции распределения, роль представительных учреждений и институтов власти сводится к минимуму, происходит разрастание репрессивного аппарата, он получает особые полномочия.

Политическая культура. Для тоталитарного режима характерно стремление создать «нового человека» с особыми политическим сознанием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации, стремится сформировать и новый тип политической культуры общества, для которого характерны сакрализация власти (ее обожествление), ощущение слияния с властью и любовь к ней, представление о государстве как об источнике распределения всех благ, энтузиазм в политическом поведении.

Завершая анализ тоталитарного режима, можно отметить, что в научной литературе оформилась в основном модель тоталитаризма, которая включает в себя следующие компоненты:

— признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление ее диктатуры;

— господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание ее членам общества;

— существование всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной с применением методов подавления;

— всеобщий контроль за всеми средствами массовой коммуникации;

— централизованное руководство и управление экономикой.

studfiles.net

25. Характеристика тоталитарного и авторитарного политического режима.

Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека[3][4]. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, на практике, как правило, не реализуются;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

studfiles.net

Тоталитарный режим

Маркетинг Тоталитарный режим

просмотров — 221

Классификация политических режимов

Факторы дифференциации политических режимов

Понятие политического режима включает в себя ряд базовых критериев:

— характер и мера осуществления власти;

— механизм формирования власти;

— взаимоотношения общества и власти;

— роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;

— характер существующих в обществе запретов;

— роль идеологии в жизни общества;

— характер политического лидерства;

— соотношение прав и свобод граждан;

— положение средств массовой информации;

— роль политических партий;

— соотношение между законодательной и исполнительной властью;

— роль и значение органов подавления;

— тип политического поведения.

В научной литературе существует большое многообразие классификаций политических режимов. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. При этом следует отметить, что большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности.

Первые сведения о демократии и тирании, диктатуре и охлократии дают античные времена. Уже с тех давних пор стало очевидным, что в любом управляемом сообществе, в том числе и в неполитических структурах, есть два взаимоисключающих способа взаимодействия: авторитарность как единоличное властвование и безоговорочное подчинœение, и демократичность как равноправие, соглашение, свобода выбора. В реальной жизни практически невозможно выделить абсолютно «чистые» типы политических режимов. Все их классификации в определœенной мере условны.

Наиболее общим принципом типологии режимов является делœение их на демократические и авторитарные, всœе остальные рассматриваются как их модификации. Вместе с тем, существуют и другие подходы. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой всœе режимы делятся на:

1) тоталитарные;

2) авторитарные;

3) демократические.

Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов.

Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Тоталитарный режим характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населœения.

Термин «тоталитаризм» появился в двадцатые годы двадцатого века. Автором его был Б. Муссолини. Появление термина связано с зарождением фашизма, который его теоретики назвали «тотальной концепцией жизни«. Противники фашизма взяли данный термин на вооружение, придав ему противоположное содержание. Постепенно он проник во многие страны и во многие языки. Сначала его использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые годы начали применять по отношению к СССР.

Тоталитарный режим, как никакой другой, особенно сложен для понимания. Трудно сразу ответить на вопрос, через какие характеристики его легче описать: через изменения, происходящие в политической системе общества, или через его психологические проявления. Особый характер этого режима проявился и в том, что именно художественная литература (Е.Замятин, Б.Платонов, С.Керстер, Д.Оруэлл, А.Солженицын) дала возможность показать во всœей полноте не только политические процессы, происходящие в обществе при этом режиме, но и психологическое перерождение общества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ порой трудно описать сухим языком научных категорий.

Рассмотрим данный тип политического режима на основании критериев, обозначенных в параграфе 1.

Характер и мера осуществления власти.

Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует всœе сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, всœе становится политикой.

Формирование власти.

Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Отношение людей к власти.

Общество полностью отчуждено от власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о «слиянии общества с властью».

Роль идеологии в обществе.

Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – «идеология у власти». Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всœех сферах. Как правило, роль идеологии состоит по сути в том, чтобы дать критику старого общества или определœенного правительства, сформировать представления о «светлом будущем», дать рекомендации, как этого будущего достичь. Тоталитарная идеология провозглашает всœеобщее переустройство общества на основе новых ценностей. Идеологией заведует партия, которая осуществляет контроль за умонастроением общества, процессом социализации личности, над всœеми средствами массовой коммуникации. Любое инакомыслие пресекается.

Характер лидерства.

Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на всœе общество. Лидер всœегда харизматический, на него распространяется чувство слияния с народом.

Сфера допустимого и запрещенного.

Запрещено всœе, кроме того, что приказано (разрешено).

Положение средств массовой информации.

Власть осуществляет полный контроль над всœеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно «закрытое» общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое «правильное», лучшее в мире. Знакомство с внешним миром разрушает царство мифов, срывает пелœену и тем самым подрывает его устои.

Наличие демократических прав и свобод.

Демократические права и свободы носят декларированный, формальный характер, хотя государство выполняет определœенные социальные функции. Оно гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание и т.д.

Изменения в социальной структуре общества.

При тоталитарном режиме происходит последовательное деклассирование общества вследствие отчуждения граждан от собственности. Общество приобретает двухмерную структуру: управляемые («винтики») и управляющие. Из живого организма оно превращается в механизм, произвольно сконструированный властью. В нем уничтожаются всякие горизонтальные структуры, отношения и связи.

Изменения в политической системе общества.

Между компонентами политической системы общества складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются всœе политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в собственном значении этого термина. Происходит слияние государственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций. В обществе формируются особые отношения «власть – собственность». У государства превалируют особые функции распределœения, роль представительных учреждений и институтов власти сводится к минимуму, происходит разрастание репрессивного аппарата͵ он получает особые полномочия.

Политическая культура.

Для тоталитарного режима характерно стремление создать «нового человека» с особыми политическим сознанием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации, стремится сформировать и новый тип политической культуры общества, для которого характерны сакрализация власти (ее обожествление), чувство слияния с властью и любовь к ней, представление о государстве как об источнике распределœения всœех благ, энтузиазм в политическом поведении.

Завершая анализ тоталитарного режима, можно отметить, что в научной литературе оформилась в основном модель тоталитаризма, которая включает в себя следующие компоненты:

— признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление ее диктатуры;

— господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание ее членам общества;

— существование всœеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной с применением методов подавления;

— всœеобщий контроль за всœеми средствами массовой коммуникации;

— централизованное руководство и управление экономикой.

Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р.Даниэлс: «Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии». (Цит. по: Основы политологии. Курс лекций под редакцией Пугачева В.П. – М. – 1994. – С. 203).

Авторитарный режим

Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Среди ученых до сих пор продолжаются споры по вопросу о соотношении авторитарного и тоталитарного режимов. Некоторые рассматривают тоталитарный режим как особую, наиболее реакционную разновидность авторитарного режима, другие считают эти режимы самостоятельными типами.

Конечно, нельзя не отметить, что они имеют как значительное сходство, так и существенные различия. Объединяет их диктатура, а различает то, что тоталитаризмдиктатура государства, а авторитаризмдиктатура личности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей, которые позволяют рассматривать их как самостоятельные типы политических режимов.

Авторитарные режимы не уничтожают всœе альтернативные базы власти в обществе. Сохранение «рассеянной» экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарный и обеспечивает возможность их трансформации (Бразилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов XX века).

Основные признаки авторитарного режима:

Характер и мера осуществления власти.

Контроль и насилие не носят всœеобщий характер. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже есть сферы, не контролируемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан.

Формирование власти.

Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет механизма преемственности власти. В современных условиях часто заканчивается тем, что объявляются свободные выборы.

Отношение людей к власти.

Также как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. При этом оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее.

Роль идеологии в обществе.

Идеология сохраняет определœенную роль в обществе и частично контролируется.

Характер лидерства.

Складывается режим личной власти. Роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматический. На него распространяется представление об отчуждении от власти.

Сфера допустимого и запретного.

Разрешено всœе, кроме политики.

Положение средств массовой информации.

Частичный контроль над средствами массовой информации.

Наличие демократических прав и свобод.

Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.

Изменения в социальной структуре общества.

Авторитарный режим не стремится к формированию особой структуры общества.

Изменения в политической системе общества.

Запрещена или ограничена деятельность политических партий. Главная роль принадлежит исполнительным органам власти. Представительные учреждения ликвидированы или их роль сильно ограничена. Из общественных организаций действуют те, которые не носят политического характера.

Авторитарный режим чаще всœего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При авторитаризме возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью.


Читайте также


  • — Тоталитарный режим

    Причины возникновения Ливия Страны с несвободными режимами в начале 21 века — 50 стран. Демократические страны Политические режимы Составные части вопроса • Формы политических режимов • Формы правления • Формы… [читать подробенее]


  • — Тоталитарный режим

    Термин “тоталитаризм” происходит от средневекового латинского слова “totalis”, что означает “весь”, “целый”, “полный”. В политический лексикон он был введен в 1925 г. Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы… [читать подробенее]


  • — Тоталитарный режим

    5 декабря 1936 г. была принята «сталинская» Конституция СССР. По этой Конституции советская система формально носила демократический характер. В Советы всех уровней – от Верховного до местных – регулярно проводились выборы. Правда, слово «выборы» не совсем верно отражало… [читать подробенее]


  • — Тоталитарный режим

    Авторитарные; Тоталитарные; Классификация политических режимов Факторы дифференциации политических режимов Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев: — характер и мера осуществления власти; — механизм формирования власти; -… [читать подробенее]


  • — Тоталитарный режим

    Авторитарные; Тоталитарные; Классификация политических режимов Факторы дифференциации политических режимов Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев: — характер и мера осуществления власти; — механизм формирования власти; -… [читать подробенее]


  • — Тоталитарный режим

    Классификация политических режимов Факторы дифференциации политических режимов Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев: — характер и мера осуществления власти; — механизм формирования власти; — взаимоотношения общества и власти; -… [читать подробенее]


  • — Тоталитарный режим

    Авторитарный режим Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода “компромисс” между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но, с другой стороны, жестче, антинароднее, чем… [читать подробенее]


  • — Тоталитарный режим

    Тоталитаризм — система политического господства, при которой государственная власть, сосредоточенная в руках узкого круга лиц, ликвидирует конституционные гарантии прав и свобод личности путем насилия, полицейских методов влияния на население, духовного порабощения,… [читать подробенее]


  • — Тоталитарный режим

    Термин “тоталитаризм” был введен в политический оборот в 1925г. Б. Муссолини и означает всеохватывающий, полный, всеобъемлющий характер власти государства, его контроль над всеми сферами жизни общества. Рассматриваемое понятие использовалось для обозначения фашистского… [читать подробенее]


  • — Тоталитарный режим

    Полной противоложностью демократии является тоталитаризм. Тоталитаризм – это политический режим, при котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека и… [читать подробенее]


  • oplib.ru