Наглядный материал для правового воспитания – Материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Учебно-методическое пособие «Дидактические игры по правовому воспитанию дошкольников» | скачать бесплатно

Правовое воспитание школьников

Развитие гражданского общества диктует новые ориентиры системе образования и воспитания. Проведенный в этом году Съезд учителей обществознания рассматривал перспективу введения правового образования уже в младшей школе. Однако, в наших школах уже сейчас тем или иным образом прививают уважение к закону, начиная с первого класса. Учителя и классные руководители не оставляют без внимания вопросы граждановедения на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях. Практически всегда это неотъемлемо связано с воспитанием патриотизма.

 

Понятие правового воспитания школьников

 

Правовое воспитание человека формирует его общую правовую культуру и правосознание. Целью правового воспитания в школе является передача маленькому гражданину самых важных юридических знаний и привитие ему элементарного уважения законов. В частности, нужно сформировать общее представление о системности права в нашей стране, воспитать четкую правовую позицию и уважение к закону. Теорию нужно подкреплять практикой, так ребенок научится ориентироваться в юридической сфере, принимать собственные правовые знания в разных ситуациях, привыкнет действовать в рамках закона, отрицая любую противоправную деятельность.

Воздействуя на личность разными формами, педагог может добиться двух видов правового воспитания, это:

 

— общее правовое воспитание школьников, сюда можно отнести основные вопросы права, рассматриваемые на лекциях, лекториях, тематических классных часах. На школьников можно воздействовать и публикациями в локальных и национальных СМИ;

— специальное правовое воспитание школьников, более целенаправленное в виде факультативов, элективных и спецкурсов. На старшей ступени это будет содействовать профориентации обучающегося и поступлению его в средние и высшие образовательные учреждения для получения юридического образования.

 

Формы и методы правового воспитания школьников

 

Педагогам известны и широко применяются на разных этапах воспитания такие формы правового воспитания детей, как правовая пропаганда, обучение, самовоспитание и юридическая практика. Другие классификации предлагают более разветвленную систему: устные (беседы, лекции, просмотр видеофрагментов), печатные (наглядный материал, стенгазеты, книги, журналы). Однако, какую бы форму преподаватель не выбрал, везде доложен главенствовать принцип правовой активности.

К методам правового воспитания школьников можно причислить такие виды психологического и педагогического воздействия, как личный пример (как учителя, так и родителей), беседы, убеждения, принуждение, поощрение и др.

 

Правовое воспитание школьников в ходе уроков

 

Воспитание и обучение составляют неразрывное единство педагогического процесса. Правовое воспитание школьников может являться одной из целей урока, а чаще цепочки уроков гуманитарного и художественного цикла. Важно заметить, что воздействовать на личность с целью воспитать гражданина России можно не только на специализированных занятиях, но и на уроках истории, литературы, иностранного языка и даже музыки и изо.  Важно подчеркивать школьникам необходимость знания законов, прав и обязанностей, вплетая это в канву урока, согласуя с темой и общей целью.

Особенное внимание правовому воспитанию школьников, разумеется, уделяют учителя обществознания, разрабатывая серии уроков по правоведению и граждановедению. Ребята с удовольствием участвуют в деловых играх, учатся действовать в рамках учебных задач, упражнений разного типа и даже судебных дел, подкрепляя практику теоретической базой.  Часто учителя приглашают на свои уроки уполномоченных лиц и профессиональных юристов, проводящих теоретические и практические занятия по правовому воспитанию школьников.

На уроках и на внеклассных мероприятиях всех возрастных ступеней много внимания уделяется не только букве закона, но и моральным понятиям «доброта», «честность», «порядочность». Так, постепенно происходит формирование добросовестных, законопослушных и ответственных граждан.

 

Правовое воспитание школьников через внеклассные мероприятия

 

Сама современная жизнь требует обязательного правового воспитания детей и подростков, развития у них уважения друг к другу. С младших классов проводится внеклассная работа по формированию установок на соблюдение гражданских прав и обязанностей. Во внеклассной работе особенно многое можно сделать для формирования норм и правил общества, которых наши дети будут придерживаться, и которым они научат будущие поколения. Внеклассную работу по правовому воспитанию школьников следует организовать в рамках следующих видов деятельности:

 

  • спецкурсы и факультативы, дополнительное образование;
  • юридические консультации;
  • подготовка к олимпиадам и конференциям;
  • посещение юридических вузов и предприятий;
  • лекции со специалистами;
  • экскурсии, походы в музей;
  • внутришкольные мероприятия в рамках декад права и др.

 

Автор статьи: Погодаева Ольга Александровна

www.rastut-goda.ru

Формы и методы работы по правовому воспитанию с родителями и детьми

МДОУ « Октябрьский детский сад»

Формы и методы работы

по правовому воспитанию

с родителями и детьми

в старшей группе

Доклад на методическом объединении

Воспитатель: Гармоза Ксения

Николаевна

с. Октябрьское

2010г.

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. « Дети не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в думах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью»

Януш Корчак.

Знакомы ли родители с правами своих детей?

После анализа данных анкетирования, оказалось, что многие родители вообще ничего не знают о Конвенции ООН о правах ребёнка.

Поэтому, нами были приняты план работы по правовому воспитанию, задачи, концепция, основные принципы:

ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с основными документами по защите прав детей;

Развивать уважение и терпимость, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности языка, вероисповедания, пола, возраста;

Способствовать формированию чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;

Активизировать словарь ребёнка с расширением его кругозора.

ОСНОВНОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ – является воспитание правовой культуры на основе Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

1.доступность предлагаемого материала;

2.системетичность и постепенность его усвоения;

3.наглядность и практическое применение;

4.индивидуальный подход;

5.учёт возрастных особенностей;

6.коллективное взаимодействие;

7.Гуманизация (сотрудничество с ребёнком, умение встать на позицию ребёнка, не игнорировать его чувства и эмоции)

В план работы по правовому образованию, как детей, так и их родителей было включено:

-поведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по теме « В гостях у Конвенции»;

— оформление наглядно-информационного стенда « Ребёнок и его права;

-анкетирование родителей;

-проведение консультаций с родителями;

-выставка совместных творческих работ родителей и детей.

Оформлен наглядно-информационный стенд « Ребёнок и его права», в котором размещены нормативно правовые документы по охране прав детства.

Родителям было предложено ответить на вопросы анкет: « Какой вы родитель?», «Уголок ребёнка дома», « О наказании» с целью выявления нарушения прав детей в семье.

В ходе анкетирования выявлена констатация факта использование физических наказаний» в исключительных случаях» в 1 % семей.

Была подготовлена выставка творческих работ родителей и детей по ознакомлению с Конвенцией под общим названием « Право на любовь».

На совместной встрече родителей, детей, педагогов ( родительском собрании), родители имели возможность познакомиться с историей создания Конвенции ООН о правах ребёнка, с нормативно-правовыми документами по охране детства, обсудить сложные педагогические ситуации, поделиться опытом семейного воспитания. Был затронут вопрос о необходимости наказания в процессе воспитания детей, формах наказания , ознакомились с « Семью правилами для всех» известного российского психолога Александра Леви. Так же заслушана аудиозапись мнений самих детей по этому поводу. Дети отвечали на вопросы о том, как часто их наказывают, за что, что они испытывают, будут ли они наказывать своих детей, когда будут мамами и папами.

Для ознакомления и внедрения в семейную практику родителям было предложено поработать со сказкой ( в каждом литературном произведении можно найти правовой аспект, рисунки детей по теме).

Были даны домашние творческие задания родителям на тему « Домашние обязанности вашего ребёнка», сочинение « Мой ребёнок».

Родители так же откликнулись на участие в конкурсе семейных газет на тему» Под крышей дома моего», где отразили свой совместный отдых, труд, увлечения.

Особое внимание уделялось к привлечению родителей к участию в занятиях, развлечениях. Занятия поводятся один раз в неделю, в игровой форме, поощрительной оценкой, вниманием к каждому ребёнку. Преимущественными методами являются игра, драматизация ситуаций, беседа, диалог.

Моя задача состоит в том, что бы не требовать от детей безошибочного знания прав и обязанностей, а способствовать развитию правового мировоззрения, нравственных представлений.

Так, например, на занятии на тему « Отношение к больному человеку» поставлена цель – учить чувству сострадания, стремлению помочь больным, одиноким, пожилым людям, замечать боль других, сопереживать; закрепить статью о праве ребёнка-инвалида на особую заботу и обучение. Дети рассматривали картинки по сказке « Приключения Буратино», где художник изобразил Кота Базилио с повязкой на глазу, а лису Алису с костылём. Дети высказывались, ка можно помочь им избавиться от болезней. Предлагалось руками закрыть последовательно глаза, уши, нос, представить и рассказать, что они при этом почувствовали. Вообразить, что сломана и не двигается рука или нога. Это задание нельзя превращать в шутливую игру: дети должны почувствовать, чего лишён человек, который из-за тяжёлой болезни потерял слух, зрение, возможность самостоятельно двигаться. Обсуждались сюжеты картинок, изображающих людей, попавших в беду.

Ребята познакомились с родословным древом семьи, увидели как оно составляется. Был оформлен альбом рисунков « Я и моя семья».

В практику внедрена система специально-организованных дидактических игр, цель которых:

Помочь ребёнку в накоплении социального опыта;

Расширить область правовых знаний;

Формировать чувство само ценности;

Обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.

Детям были предложены игры.

« Кто я такой?»

( на развитие чувства индивидуальности)

Дети создают книгу о себе. Начинается она с автопортрета на обложке. В эту книгу ребёнок собирает все рисунки, поделки из бумаги.

« Круговая беседа»

Дети садятся в круг, который включает воспитателя. Воспитатель говорит фразы:

— Больше всего мне нравится в себе…

-Я хотел быть…

-Моя любимая игра…

— Я чувствую себя счастливым, когда…

Каждую фразу дети дополняют по очереди.

« Лунные люди»

Рассказать детям, что где-то на луне живут «лунные люди», поговорить о них с детьми, пофантазировать, как «лунные люди» носят брюки, какие у них есть домашние животные. « Перенести» ситуацию на Землю. Пофантазировать в отношении « Земных людей», « людей моря» и т.д.

Работа по правовому образованию детей и родителей ещё не завершена. Но уже даёт положительные результаты. Родители проявляют интерес к данной теме. Активные предлагают помощь при подготовке и проведении совместных мероприятий по правовому воспитанию, более внимательно изучают наглядный материал.

Дети учатся выражать своё мнение о правах человека при чтении художественной литературы, при выполнении творческих работ.

ИСПОЛЬЗУЕМЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Р.А.Жукова

« Правовое воспитание» разработки занятий в старшей и подготовительной группах/издат.» Корифей»/2007г.

2.С.В.Чиркова

« Родительские собрания в детском саду»/ « ВАКО»/ Москва, 2008г.






sundekor.ru

Правовое воспитание школьников (1) (Учебное пособие)

Огромное значение на сегодняшний день имеет правовое воспитание школьников. Праву принадлежит особое место в дополнительном образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия в дополнительном образовании направленные на правовое воспитание личности оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения ребенка.

Данная методическая разработка направлена на правовое воспитание школьников в дополнительном образовании и предназначена для использования на занятиях педагогами дополнительного образования, а также классными руководителями общеобразовательных школ для обучающихся 5-7 классов.

Предлагаемый методический материал представляет собой занятие в рамках воспитательной подпрограммы по профилактики правонарушений безнадзорности среди несовершеннолетних в учебном объединении

Данная разработка составлена с применением интерактивной формы обучения.

  1. Цель: Дать более глубокие по сравнению с основной школой знания в теме право и мораль.

Задачи:

  1. Научить различать признаки права и морали.

  2. Сформировать правовое мировоззрение воспитанников.

  3. Воспитать правильную правовую позицию школьников.

Актуальность: Присутствие слабой системы правового воспитания школьников, самым отрицательным образом сказывается на повышение преступлений совершаемых несовершеннолетними подростками. Я считаю актуальной всемерную активизацию работы по пропаганде и разъяснению законодательства среди школьников. Сегодня основные методические инновации, по существу, связаны с применением активных (интерактивных) методик или диалоговых методов обучения. Работая в группах, позволяет воспитанникам учиться размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решения проблемы, получают навык устного выступления, развивают умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Новизна: предложенный Материал изложен в игровой форме в виде сказки в доступной форме для данного возраста.

При разработке данного материала были использованы информационные технологии.

Результат:

  1. Умение различать признаки права и морали.

  2. Умение формировать свое мнение по сложившимся обстоятельствам.

  3. Умение работать в группах сообща анализируя сложившиеся обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения.

Методические рекомендации:

  1. При подготовке к правовому занятию педагог строго подбирает учебный материал, чтобы не было перегрузки информации. Контакт с первоначальной информацией лучше проводить интерактивной формой обучения. 2. В начале занятия учебная группа разбивается на две команды(2-3мин). Вместе с воспитанниками систематизируем понятия по сферам право и мораль: право, правопорядок, справедливость, договор, зло, свобода совести Воспитанникам предлагается правовая сказка «Путешествие по галактике». Оформляя в форме «коллажа» воспитанники должны придумать истории о трех планетах, где «все можно», где «все нельзя», где «есть право и закон». Время работы 20-30 минут. Педагогу важно следить за работой детей и корректировать их действия. Далее на обсуждение выноситься то, что было неверно сказано, представлено. Сообща учащиеся «отсеивают» первоначально ложную информацию о праве и углубляют представление об этом понятии

Реквизиты для проведения: иллюстрации, фломастеры , клей, ножницы, цветная бумага, интерактивная доска.

Ведущий: здравствуйте, уважаемые друзья! С момента появления на Земле людей возник главный вопрос: что разрешено, а что — нет? Поэтому со временем появились декларации прав человека, конституция и другие законодательные акты. В законах всегда четко прослеживаются права человека. А какие вы знаете права ? (если дети не справляются можно воспользоваться наводящими вопросами

Например:

1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться на то, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка из одноимённой сказки, зайка из русской народной сказки «Лубяная избушка».)

  1. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Лягушка-путешественница)

  2. Когда Буратино продал азбуку, каким правом он не воспользовался? (Правом на бесплатное образование.)

  3. Какое право Буратино нарушили кот Базилио и лиса Алиса, когда отняли у героя деньги? (Право на неприкосновенность имущества.)

  4. Какое право нарушили полицейские, ворвавшиеся в каморку Папы Карло? (Право на неприкосновенность)

  5. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался посягательствам на свою жизнь? («Колобок».)

  6. Кто и в какой сказке держал кукол в рабстве, тем самым, нарушая право на свободу и свободный труд? (Карабас- Барабас из сказки А.П. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

Из зала: право на жизнь, право на образование и т.д.

Ведущий: Молодцы!!! Хорошо! А теперь скажите, какие моральные признаки могут быть у законов дающие нам права. Например: закон на право жизни…

Из зала: добро, справедливость, правильность.

Ведущий: теперь я вам предлагаю разделить понятия по сферам право и мораль: право, правопорядок, справедливость, договор, зло, свобода совести(используя интерактивную доску встроить понятия в таблицу)

Мораль

право

справедливость

порядок

стыд

справедливость

добро

договор

зло

право

Ведущий: Замечательно теперь я предлагаю вам разделиться на две команды и придумать истории о трех планетах, где «все можно», где «все нельзя», где «есть право и закон». Каждая из команд возьмите ватман и фломастеры цветную бумагу, ножницы и с их помощью нарисуйте три планеты продумав как каждая планета будет выглядеть а также придумайте истории связанные с каждой из планет.

Во время выполнения задания ведущий помогает детям найти положительные и отрицательные черты создаваемых планет.

Ведущий: Скажите ребята а на планете где не чего нельзя можно получать образование? А веселиться, играть? Можно ли жить, дышать и вообще существовать.!?

Из зала: Нет!

Ведущий: Можно ли жить , веселиться, играть!? убивать животных и все живое? Красть, обижать, обзывать?! Как вы думаете хорошо это или плохо когда все можно!?

Из зала: Плохо!

Ведущий: Замечательно! А на планете как наша где есть право и закон можно играть, учиться, гулять!?

Из зала: Да !

Ведущий : А убивать, красть, обманывать обижать!?

Из зала: Нет!

Ведущий: Хорошо! Давайте посмотрим, что у вас получилось! Скажите пожалуйста ребята на какой из планет вы бы хотели жить и почему???

Из зала: на планете где есть право и закон!

Ведущий: Я с вами полностью согласна и с удовольствием поселилась бы на ваши планеты , где есть право и закон! Вы теперь понимаете что без прав закона нам существовать нельзя!?

Из зала: Да!

Ведущий: Ребята так давайте всегда чтить и соблюдать закон! Спасибо за внимание! До новых встреч!

Литература

  1. Государственные образовательные стандарты общего образования

http://www.edy.ru/db/portal/obschee/index.htm

  1. Землин А.И. Правовая культура современной российской молодежи // Основы государства и права. 1999. N 6. с. 55

  2. Иоффе А.Н. Активная методика- залог успеха. / гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 – С. 144.

  3. Кон И.С. Методика преподавания правоведения современной школе. М., 2007

topref.ru

Современные формы работы по правовому воспитанию

Использование современных форм работы по правовому воспитанию.

«Секрет успешного воспитания

лежит в уважении к ученику»

Р. Эмерсон

Невозможно учить детей правам человека только традиционными

методами. Сама философия прав человека предполагает уважение к мнению

собеседника, в том числе ученика, возможность для каждого выработать и

выразить свою позицию. Кроме того, мне очень хочется, чтобы занятия были

живыми, творческими, интересными. Достижению поставленных учебных и

воспитательных целей в наибольшей степени способствуют активные методы

обучения. Они помогают создать такие условия, в которых дети могут

самостоятельно прийти к мысли, что закон — не цель, а средство для облегчения

жизни. « Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно же

приобретаемых знаний» (К.Д. Ушинский).

На учебных занятиях стараюсь использовать различные формы, методы и

приемы, развивающие правовые компетенции обучающихся. Помимо

правовых знаний к ним относятся важнейшие социальные навыки: умение

дискутировать, слушать, а также защищать свое мнение. Способность решать

конфликты ненасильственным путем, умение принимать на себя

ответственность. Формированию этих качеств и навыков способствует

включение в методику преподавания проектной деятельности, интерактивных

упражнений, дидактических игр. В данном выступлении хочу подробнее

остановиться на роли дидактических игр в правовом обучении и предложить

варианты их использования. Данная форма работы позволяет детям на своем

опыте пережить ситуации реализации или нарушения их прав. Обучающиеся

получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к

проблеме. После игры переносим проблему из игрового плана в план

реальный, формализуем её. Предоставляем учащимся фактическую

информацию по теме, организуем обсуждение, анализ правовых документов и

возможностей их использования людьми для защиты своих прав. К примеру,

при изучении Закона о защите прав потребителей можно организовать

небольшую ролевую игру: один школьник играет роль покупателя (больного,

пр.), несколько учащихся — персонал магазина (поликлиники, пр.). Выбирается

любая ситуация: продан бракованный прибор бытовой техники; ремонт в

квартире закончен, но полы оказались испорченными; пломба после лечения

зуба выпала через неделю и т. д. Потребитель должен заставить другую сторону

удовлетворить его претензии. При этом «пострадавший» должен знать пределы

своих требований, которые устанавливает закон. Если ученику не удалось

добиться желаемого, то после обсуждения игру можно продолжить: решить, в

какие органы потребитель может обращаться с жалобой, и разыграть эту сцену

по прежним правилам.

«Более равные, чем другие» Цель игры: рассмотреть понятие «равенство» не

как одинаковость во всем, а как равенство в правах и перед законом. Игра

проводится в просторной комнате, участниками могут быть все ученики, или

часть обучающихся. Каждый участник игры получает карточку с кратким

описанием его «биографии»: факторов, которые могут повлиять на жизнь

человека помимо его воли в лучшую или худшую сторону. Содержание

карточки нужно хранить в тайне от остальных участников до окончания игры.

Вначале все участники выстраиваются в шеренгу, и им сообщается, что все они

– новорожденные. Далее учитель зачитывает по очереди признаки,

содержащиеся в «биографиях» и называет число шагов, которые должен

сделать каждый «носитель» признака назад (если признак неблагоприятен для

его дальнейшей жизни) или вперед (если признак благоприятен). В результате

мы видим живую картину реально возможного неравенства людей. Когда игра

закончится, первые и последние читают вслух свои «биографии». После

окончания игры очень интересно проходит дискуссия о равенстве и шансах на

благополучную жизнь.

www.metod-kopilka.ru

Правовое воспитание в школе

Человек – главная ценность современного гуманистического общества, а значит его личность, его права и свободы, честь и достоинство также выдвигаются на первое место и подлежат уважению. Социализация подрастающего поколения происходит в широком правовом поле, поэтому правовое воспитание в школе надо начинать как можно раньше, еще лучше начать это делать уже в дошкольном возрасте.

 

 

 

Задачи и нормативные основы

 

Воспитание правовой культуры у школьников должно быть направлено на осмысление человеческих прав и свобод, формирование установки на сознательное соблюдение закона и уважительное отношение к нему. В задачи педагогов входят формирование у детей правового понятийного аппарата и познакомить их с основными законами, в первую очередь касающиеся защиты прав и достоинств ребенка:

 

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Уголовный кодекс РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «О защите прав детей» и др.

 

 

Учащиеся знакомятся со следующими понятиями:

 

 

 

Право и нравственность

 

Правовое воспитание школьников связано и с морально-нравственным становлением. Законодательные акты регулируют не только права и обязанностей граждан, но систему запретов, обсуждение которых неизбежно выведет на разговор о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо. Знание прав и свобод способствует формированию чувства собственного достоинства, а обязанностей – чувства ответственности. Понимание, что за те или иные действия может последовать наказание и публичная огласка, может предотвратить некоторые поступки детей, которые могли бы отразиться на их жизни. Таким образом, правовое воспитание взаимосвязано с нравственным.

 

 

 

Методы и формы правового воспитания

 

  1. Основной метод – беседа, которую можно организовать и на уроках и после них, она может носить как запланированный характер, так и возникнуть спонтанно. Педагог (да и любой взрослый) должен быть всегда готов к разговору с ребенком о нравственно-правовых нормах. Беседа о правах может проводиться в классе, группе или индивидуально. В беседе школьники накапливают теоретические знания об основах законодательства.
  2. Классный час по правовому воспитанию.
  3. Деловая игра – интерактивная форма – требует от всех участников, и педагога, и детей, высокого уровня знаний и информированности.
  4. Внеклассные мероприятия (викторины, конкурсы и др.) способствуют усвоению серьезных тем в легкой, непринужденной обстановке.
  5. Все чаще в школах проводится тестирование, призванное выявить склонность к возможным правонарушениям среди детей.
  6. Встречи с людьми, связавшими свою жизнь с законом и правом.
  7. Круглые столы, на которые, кроме педагогов и детей, приглашаются представители администрации школы, юристы и родители.
  8. Правовое воспитание в библиотеке с ее возможностями организации тематических выставок и мероприятий, а также необходимой законодательной литературой (кодексы, законы, справочники и пр.).

 

 

 

Реализация правового воспитания

 

Правовое воспитание в школе должно осуществляться и на уроках и во внеурочной деятельности. Такие предметы, как история, обществознание, литература, правоведение, безопасность жизнедеятельности направлены в том числе и на нравственно-правовое «возделывание» личности.

Правовое воспитание младших школьников необходимо как этап в формировании правовой культуры личности, однако педагог может столкнуться с тем, что мышление учащихся начальной школы еще не способно усвоить абстрактные юридические термины. Учителю придется переводить отвлеченные понятия на доступный детям язык. Правовое воспитание в начальной школе неотъемлемо от нравственного. Учителю можно организовать беседы на темы «Какие права и обязанности есть у школьников?», «Почему взрослые решили защищать права детей?», «Право на собственное мнение» и др. И конечно, для младшеклассников лучше проводить занятия в форме игры: путешествие в государственные символы нашей страны, запрещающие и разрешающие знаки поведения и т.д.

 

 

Правовое воспитание подростков должно отличаться большей серьезностью в постановке проблем для классных, групповых или индивидуальных бесед, ибо именно в подростковой среде часто случаются первые правонарушения. В средней школе в большей мере подойдут классные часы на темы «Я и закон», «Мои права и обязанности», «Что такое порядочность?» и др.,  разъяснительные и профилактические индивидуальные беседы, встречи с представителями законодательно-правовых профессий и служб.

 


 

Правовое воспитание в школе — видео

 

 

www.rastut-goda.ru

Статья Правовое воспитание школьников

Правовое воспитание школьников как средство коррекции

Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. В юридической и специальной психолого-педагогической литературе, анализирующей правосознание подростков с девиантным поведением, выделяются следующие его особенности.

Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах.

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление.

В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена.

В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления.

В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.

Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание школьников, которое формирует самостоятельную форму сознания — правосознание.

Как сказано в учебнике по педагогике под редакцией,  правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. Цель правового воспитания несовершеннолетних заключается в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения школьниками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в)активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства; г) повышение правовой культуры родителей и педагогов.

Педагогами выделяются  следующие основные требования к организации правового воспитания школьников:

·        наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;

·        стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

·        активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;

·        связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

·        обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

·        учет психологических особенностей школьников[].

Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Правовое просвещение школьников должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата — одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Основными формами правового просвещения учащихся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать£вое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Важной составной частью процесса правового воспитания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероприятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

Известно, однако, что источником положительного воспитывающего влияния является не всякая деятельность, а только такая, которая организована педагогически правильно.

Одно из важнейших условий педагогически правильной организации правоохранительной деятельности — создание положительного эмоционального отношения к ней учащихся. Этому способствуют следующие обстоятельства: раскрытие ее общественной значимости и интересное содержание самой деятельности.

Другим важным условием является обеспечение каждому школьнику активной позиции, т. е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т. д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению учащимися правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Пассивная же позиция рядового исполнителя, от которого мало что зависит и мнение которого никого не интересует, вызывает у школьников чувство острой неудовлетворенности и побуждает их в конечном итоге отойти от участия в мероприятиях такого рода.

Следующее важное условие организации правоохранительной деятельности — систематический анализ и оценка уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению организации такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс формирования нравственного и правового сознания подростков.

Существует еще одно важное требование к организации правоохранительной деятельности: она должна быть направлена на поддержание дисциплины и правопорядка преимущественно среди несовершеннолетних (а не взрослых), осуществляться в основном в школе, микрорайоне школы и во внешкольных детских учреждениях, проходить при обязательном участии, контроле и руководстве со стороны взрослых (А. Е. Тарас).

Выделяют следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряды юных друзей милиции, так называемые «зеленые» или «голубые» патрули по охране природы, отряды юных инспекторов дорожного движения, добровольные детские пожарные дружины, а также активное участие в деятельности инспекций по делам несовершеннолетних и общественных пунктов правопорядка, работа по пропаганде правовых знаний среди населения и младших школьников и др.

Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.

Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для учителей являются университеты и лектории правовых знаний, отдельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и активное участие в организации и проведении мероприятий по правовому воспитанию школьников, но пропаганде правовых знаний среди населения.

Особенно тщательно нужно продумывать меры по повышении) правовой культуры родителей учащихся, которые, СОГЛАСНО Конституции РФ, обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Однако родители трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них надо использовать в первую очередь индивидуальные формы правового воспитания, такие, как беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы для самостоятельного изучения.

От того, как организовано правовое воспитание школьников, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что: приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества; в процессе правового воспитания укрепляется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации; целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание несовершеннолетних.

infourok.ru

Раздел VI. Занимательно-наглядный и раздаточный материал к занятиям по правам ребенка с детьми 6-10 лет

 

СПАСИ ОЛЮ И ПЕТЮ!
Помоги им доплыть до пароходика

 

ПОМОГИ ОЛЕ И ПЕТЕ
попасть домой

 

СПАСИ ПРИНЦЕССУ!
Проведи к ней по лабиринту принца

 

ШКОЛЬНИК-НЕВИДИМКА

 

ВСЕМ ДЕТЯМ НУЖНА:

 

ПРАВА И ЖЕЛАНИЯ

 

У МЕНЯ ЕСТЬ ПРАВО НА:

 

 

ХИТРЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК

Начиная с верхней левой буквы в прямоугольнике, двигаясь по часовой стрелке, ты сможешь прочесть высказывание о родителях.
Читать следует через 2 буквы (каждую 3-ю)

 

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ
помоги песочным часам собрать буквы в слова — и получишь 3 права, которые у тебя есть.

 

ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО НА:

соедини нанизанные на нитки буквы — и ты узнаешь, какие имеешь права.

 

АЛФАВИТ В ЦИФРАХ

 

 

ЧТО ПРОКРИЧАЛ ПОПУГАЙ

Соедини точки в направлении стрелок — и ты прочитаешь, что прокричал попугай.

 

ШЕСТЬ ОСКОЛКОВ

Твое право разбилось на шесть осколков.
Вырежь их и собери картинку.

 

КОМУ НУЖНА ОСОБАЯ ЗАБОТА?

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦИФРАМ

 

ЗАБЛУДИЛИСЬ СЛОГИ

Перед тобой 2 строчки заблудившихся слогов и букв. Тебе нужно собрать слово из данных слогов и букв в каждой строке, чтобы получить 2 высказывания о добре и зле.

 

 

ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ

Найди связанные с цифрами буквы, впиши их в соответствующие клеточки — и узнаешь, как называется самый важный документ для детей всего мира.

 

СОЕДИНИ СЛОВА

Соедини слова, заключенные в рамки, с определениями, которые им соответствуют.

 

ВОСЕМЬ ОСКОЛКОВ

Твое право разбилось на 8 осколков.
Вырежь их и собери картинку.

 

ПЯТЬ ОСКОЛКОВ

Твое право разбилось на 5 осколков.
Вырежь их и собери картинку.

 

 

ПУТЕШЕСТВИЯ В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ

Двигаясь по линиям и соединяя буквы, ты прочитаешь зашифрованную фразу.

 

ЗАШИФРОВАННАЯ ФРАЗА

Чтобы прочитать зашифрованную фразу, убери из 1-го и 3-го рядов лишние черточки.
Если трудно, то смотри подсказку во 2-м и 4-м рядах

 

ЗАГЛЯНИ В ПОРТФЕЛЬ

Загляни в портфель — и ты найдешь в нем то, что тебе пригодится в школе.

 

РАСШИФРУЙ ПОГОВОРКУ

Согласен ли ты с этой поговоркой?

 

Перед тобой зашифрованная поговорка.
Чтобы её прочитать, нужно использовать номера букв русского алфавита.

 

НАЙДИ ДОРОГУ

 

 

 

ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ

 

 

 

mir.pravo.by