Национальные парки это особо охраняемые природные территории – 2. Национальные парки как особо охраняемые природные территории. ООПТ России: национальные парки

Содержание

Особо охраняемые природные территории России — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 октября 2016; проверки требует 31 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 октября 2016; проверки требует 31 правка.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны»[1].

ru.wikipedia.org

Особо охраняемые природные территории и национальные парки 2

Реферат

На тему:

«Особо охраняемые природные территории и национальные парки»

1. Особо охраняемые природные территории. 3

1.1. Государственные природные заповедники. 5

1.2. Национальные парки. 9

1.3. Природные парки. 14

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников — к 350.

С учетом особенностей режима и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:[1]

♦ государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

♦ национальные парки;

♦ природные парки;

♦ государственные природные заказники;

♦ памятники природы;

♦ лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Первые две группы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для охраны природы нашей страны.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ.

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

ООПТ неоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. В иерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать от разрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные его структурные части.

1 .1. Государственные природные заповедники

Рис. 1. Развитие заповедников в России

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота.

Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

♦ сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

♦ поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

♦ предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

♦ осуществление экологического мониторинга;

♦ выполнение научно-исследовательских задач;

♦ ведение эколого-просветительской работы;

♦ осуществление контрольно-надзорных функций.

Сеть заповедников России создавалась в течение более восьмидесяти последних лет.

Всего в Российской Федерации к началу 1998 г. официально функционировали 98 государственных природных заповедников общей установленной Правительством Российской Федерации площадью 32 935 874 га, в том числе площадь морской акватории — 6 473 173 га. Сухопутная с внутренними водоемами площадь заповедников составляет 26 462 701 га.

На начало 1999 г. в стране официально действовало 99 заповедников общей площадью 33 152 082 га, в том числе морской акватории — 6 473 515 га. Сухопутная территория составила, соответственно, 26 678 567 га, что на 215 866 га, или на 0,8% превышает уровень предыдущего года.

К началу 2000 г. официальное количество государственных заповедников не изменилось. Общая их официальная площадь была на уровне 33 257 тыс. га, что составляет менее 1,6% от всей территории Российской Федерации.

В результате расширения площади ряда заповедников в 2000 г. их суммарная официальная территория, по оценке, превысила 33,5 млн. га.

Заповедники расположены на территории 18 из 21 республики в составе Российской Федерации, 5 из 6 краев, 35 из 49 областей, Еврейской автономной области и 7 из 10 автономных округов.

В системе Госкомэкологии России к 1999 г. официально функционировали 93 заповедника общей площадью 32 740 823 га , в том числе морской акватории — 6 410 515 га .Сухопутная площадь составляет здесь 26 330 308 га .

Вне системы Госкомэкологии России находились 6 заповедников, общая официально закрепленная площадь, которых составляет 411 259 га, в том числе площадь морской акватории — около 63 000 га. Сюда, в частности, входят:

♦ 4 заповедника, находящиеся в ведении РАН и непосредственном управлении ее структурных подразделений;

♦ заповедник «Галичья гора», находящийся в ведении Минобразования России и непосредственном управлении Воронежского госуниверситета;

♦ Южно-Уральский заповедник, находящийся в ведении Рослесхоза и непосредственном управлении Минлесхоза Республики Башкортостан.

♦ Особый статус и назначение имеет также и не включенный в общий перечень и расположенный в Тверской области государственный комплекс «Завидово» Минобороны России, год образования — 1929, общая фактическая площадь — 1254 км2.

В частности, в 1997 г. были созданы четыре новых госзаповедника, находившиеся в ведении Госкомэкологии России: «Бастак», Богдинско-Баскунчакский Болоньский, Ненецкий. Кроме того, была расширена площадь заповедника «Остров Врангеля» на 14,3 тыс км2 за счет отнесения к ней 12-мильной зоны вокруг заповедных островов Врангеля и Геральд.

В феврале 1998 г. был учрежден государственный природный заповедник «Норский» в Амурской области общей площадью 211 168 га. В 1998 г. была официально расширена территория Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника им. В.В. Алехина и государственного природного заповедника «Чазы» в Республике Хакасия.

В 1999 г. работы в области заповедного дела были продолжены. В частности, в самом конце 1999 г. постановлением Правительства Российской Федерации был организован государственный природный заповедник «Тигирекский». Было принято решение создать на базе реорганизуемых государственных природных заповедников «Малый Абакан» и «Чазы» новый заповедник «Хакасский» Госкомэкологии России. В целях оптиматизации территорий государственных природных заповедников «Лес на Ворскле» и Центрально-Черноземного распоряжением Правительства Российской Федерации в марте 1999 г. участки Центрально-Черноземного заповедника, расположенные в Белгородской области, общей площадью 1003 га были переданы в состав заповедника «Лес на Ворскле», переименнованного этим же распоряжением в заповедник «Белогорье». Была расширена площадь Сихотэ-алинского государственного природного биосферного заповедника, а также Лазовского государственного природного заповедника им. Капланова.

В апреле 2000 г. площадь природного биосферного заповедника «Убсунурская котловина» (Республика Тыва) была увеличена на 283 558 га. Кроме того, правительством страны принято решение по расширению территории государственного природного заповедника «Ханкайский» на 1300 га. Проводились также и другие работы в этом направлении.

mirznanii.com

Особо охраняемые природные территории [ООПТ]

Государственные природные заповедники

Государственные природные заповедники — это территории, полностью изъятые из хозяйственного использования. Они являются природоохранными, научно-исследовательскими и просветительскими учреждениями. Их цель — сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, уникальных экосистем и отдельных видов и сообществ растений и животных. Заповедники могут быть комплексными и специальными. В комплексных заповедниках в одинаковой степени охраняется весь природный комплекс, а в специальных — какие-либо наиболее специфические объекты. Например, в заповеднике «Столбы», расположенном в Красноярском крае, охране подлежат уникальные скальные образования, многие из которых имеют форму столбов.

Биосферные заповедники

Биосферные заповедники, в отличие от обычных, имеют международный статус и используются для слежения за изменением биосферных процессов. Выделение их началось с середины 70-х годов прошлого столетия и проводится в соответствии с программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Результаты наблюдений становятся достоянием всех стран-участниц программы и международных организаций. Кроме наблюдений за биологическими объектами экосистем, постоянно регистрируются также основные показатели состояния атмосферы, воды, почв и других объектов. В настоящее время в мире насчитывается более трёхсот биосферных заповедников, из них на территории России 38 (Астраханский, Байкальский, Баргузинский, Лапландский, Кавказский и др.). На территории Тверской области расположен Центрально-Лесной биосферный государственный заповедник, в котором ведутся работы по изучению и охране экосистем южной тайги.

Национальные парки

Национальные парки — обширные территории (от нескольких тысяч до нескольких млн га), которые включают как полностью заповедные зоны, так и предназначенные для отдельных видов хозяйственной деятельности. Целями создания национальных парков являются экологическая (сохранение природных экосистем, разработка и внедрение методов охраны природного комплекса в условиях массового допуска посетителей) и рекреационная (регулируемый туризм и отдых людей).

В мире насчитывается более 2300 национальных парков. В России система национальных парков начала формироваться только в 80-х годах прошлого столетия. Сейчас в России имеется 38 национальных парков. Все они относятся к объектам федеральной собственности.

Государственные природные заказники

Государственные природные заказники — территории, предназначенные для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В их пределах ограничена хозяйственная деятельность с целью охраны одного или многих видов организмов, реже — экосистем, ландшафтов. Они могут быть комплексными, биологическими, гидрологическими, геологическими и др. Существуют заказники федерального и регионального значения. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Памятники природы

Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты искусственного или естественного происхождения. Это могут быть вековые деревья, водопады, пещеры, места произрастания редких и ценных видов растений и др. Они могут быть федерального, регионального и местного значения. На территориях, где находятся памятники природы, и в границах их охраняемых зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы.

Дендрологические парки и ботанические сады

Дендрологические парки и ботанические сады — природоохранные учреждения, в задачи которых входят создание коллекции растений, сохранение разнообразия и обогащение растительного мира, а также научная, учебная и просветительская деятельность. На их территориях запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. В дендрологических парках и ботанических садах осуществляются также работы по интродукции и акклиматизации новых для данного региона видов растений. В настоящее время в России имеется 80 ботанических садов и дендрологических парков различной ведомственной принадлежности.

На этой странице материал по темам:
  • Особо охраняемыми природными территориями оопт называют

  • Оопг национальные парки в росии

  • Особо охраняемые природные территории, и их значение в охране природа

  • Сообщение о оопт россии

  • Особо охраняемые природные территории сообщение

Вопросы к этой статье:
  • Что такое особо охраняемые природные территории?

  • Назовите категории и функции особо охраняемых природных территорий.

wikiwhat.ru

Доклад — Особо охраняемые природные территории и национальные парки 2

Реферат

На тему:

«Особо охраняемые природные территории и национальные парки»

1. Особо охраняемые природные территории. 3

1.1. Государственные природные заповедники. 5

1.2. Национальные парки. 9

1.3. Природные парки. 14

Заключение. 15

Список литературы… 16

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников — к 350.

С учетом особенностей режима и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:[1]

♦ государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

♦ национальные парки;

♦ природные парки;

♦ государственные природные заказники;

♦ памятники природы;

♦ лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Первые две группы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для охраны природы нашей страны.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ.

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

ООПТ неоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. В иерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать от разрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные его структурные части.

1 .1. Государственные природные заповедники

Рис. 1. Развитие заповедников в России

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота.

Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

♦ сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

♦ поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

♦ предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

♦ осуществление экологического мониторинга;

♦ выполнение научно-исследовательских задач;

♦ ведение эколого-просветительской работы;

♦ осуществление контрольно-надзорных функций.

Сеть заповедников России создавалась в течение более восьмидесяти последних лет.

Всего в Российской Федерации к началу 1998 г. официально функционировали 98 государственных природных заповедников общей установленной Правительством Российской Федерации площадью 32 935 874 га, в том числе площадь морской акватории — 6 473 173 га. Сухопутная с внутренними водоемами площадь заповедников составляет 26 462 701 га.

На начало 1999 г. в стране официально действовало 99 заповедников общей площадью 33 152 082 га, в том числе морской акватории — 6 473 515 га. Сухопутная территория составила, соответственно, 26 678 567 га, что на 215 866 га, или на 0,8% превышает уровень предыдущего года.

К началу 2000 г. официальное количество государственных заповедников не изменилось. Общая их официальная площадь была на уровне 33 257 тыс. га, что составляет менее 1,6% от всей территории Российской Федерации.

В результате расширения площади ряда заповедников в 2000 г. их суммарная официальная территория, по оценке, превысила 33,5 млн. га.

Заповедники расположены на территории 18 из 21 республики в составе Российской Федерации, 5 из 6 краев, 35 из 49 областей, Еврейской автономной области и 7 из 10 автономных округов.

В системе Госкомэкологии России к 1999 г. официально функционировали 93 заповедника общей площадью 32 740 823 га, в том числе морской акватории — 6 410 515 га.Сухопутная площадь составляет здесь 26 330 308 га .

Вне системы Госкомэкологии России находились 6 заповедников, общая официально закрепленная площадь, которых составляет 411 259 га, в том числе площадь морской акватории — около 63 000 га. Сюда, в частности, входят:

♦ 4 заповедника, находящиеся в ведении РАН и непосредственном управлении ее структурных подразделений;

♦ заповедник «Галичья гора», находящийся в ведении Минобразования России и непосредственном управлении Воронежского госуниверситета;

♦ Южно-Уральский заповедник, находящийся в ведении Рослесхоза и непосредственном управлении Минлесхоза Республики Башкортостан.

♦ Особый статус и назначение имеет также и не включенный в общий перечень и расположенный в Тверской области государственный комплекс «Завидово» Минобороны России, год образования — 1929, общая фактическая площадь — 1254 км2.

В частности, в 1997 г. были созданы четыре новых госзаповедника, находившиеся в ведении Госкомэкологии России: «Бастак», Богдинско-Баскунчакский Болоньский, Ненецкий. Кроме того, была расширена площадь заповедника «Остров Врангеля» на 14,3 тыс км2 за счет отнесения к ней 12-мильной зоны вокруг заповедных островов Врангеля и Геральд.

В феврале 1998 г. был учрежден государственный природный заповедник «Норский» в Амурской области общей площадью 211 168 га. В 1998 г. была официально расширена территория Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника им. В.В. Алехина и государственного природного заповедника «Чазы» в Республике Хакасия.

В 1999 г. работы в области заповедного дела были продолжены. В частности, в самом конце 1999 г. постановлением Правительства Российской Федерации был организован государственный природный заповедник «Тигирекский». Было принято решение создать на базе реорганизуемых государственных природных заповедников «Малый Абакан» и «Чазы» новый заповедник «Хакасский» Госкомэкологии России. В целях оптиматизации территорий государственных природных заповедников «Лес на Ворскле» и Центрально-Черноземного распоряжением Правительства Российской Федерации в марте 1999 г. участки Центрально-Черноземного заповедника, расположенные в Белгородской области, общей площадью 1003 га были переданы в состав заповедника «Лес на Ворскле», переименнованного этим же распоряжением в заповедник «Белогорье». Была расширена площадь Сихотэ-алинского государственного природного биосферного заповедника, а также Лазовского государственного природного заповедника им. Капланова.

В апреле 2000 г. площадь природного биосферного заповедника «Убсунурская котловина» (Республика Тыва) была увеличена на 283 558 га. Кроме того, правительством страны принято решение по расширению территории государственного природного заповедника «Ханкайский» на 1300 га. Проводились также и другие работы в этом направлении.

На рубеже 2000-2001 гг. Правительство Российской Федерации приняло официальное решение об образовании еще одного государственного природного заповедника «Эрзи» в Республике Ингушетия. Заповедник находится в системе МПР России; в соответствии с правительственным решением ему отведено почти 6 тыс. га земель.

Система российских государственных природных заповедников имеет широкое признание в мире: 21 российский заповедник имеет международный статус биосферных резерватов, 7 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 10 попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции, 4 — Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский — имеют дипломы Совета Европы.

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему соответствующих резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

К территориям биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Конкретный режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся биосферные заповедники.

Проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности во многих случаях проводится без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Так, в настоящее время в нарушение законодательства Российской Федерации активизировалась деятельность Правительства Республики Адыгея по осуществлению проекта строительства автодороги «Майкоп-Дагомыс» через территорию Кавказского государственного биосферного заповедника.

Рис. 2. Развитие сети национальных парков в России

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.

В Российской Федерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г. и явились новой для России формой территориальной охраны природы. Идея их создания связана с совмещением широкого спектра задач: охраной природного и культурного наследия, организацией туризма, поиском путей устойчивого развития территории. Новая форма охраняемых территорий позволяет сберечь как уникальные природные комплексы, так и объекты историко-культурного значения. В то же время национальные парки предусматривают возможность посещения их большим количеством людей, ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, отдыха в живописных ландшафтах.

Всего в Российской Федерации к началу 1999 г. функционировали 34 национальных парка, суммарная официально установленная площадь которых составляла 6784,6 тыс. га, а к началу 2000 г. — 35 парков общей площадью 6956 тыс. га.

Подавляющее большинство национальных парков находится в Европейской части Российской Федерации. Национальные парки образованы на территории 13 республик в составе Российской Федерации, 2 краев и 20 областей. Большинство национальных парков находилось в непосредственном подчинении Федеральной службы лесного хозяйства России и один — в ведении Правительства Москвы.

В начале 1998 г. в системе Рослесхоза был создан новый национальный парк «Алания». Кроме того, в ведение Рослесхоза был передан Государственный природно-исторический национальный парк «Переславский», ранее находившийся в ведении Администрации Ярославской области.

В середине 1999 г. было принято решение об образовании национального парка «Алханай» в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России на площади почти 140 тыс. га.

В марте 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации национальный природный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный остров».

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях парков можно выделить функциональные различные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природных заповедников. Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией парка.

Основную часть территории парков занимают земли, которые предоставляются им для управления и осуществления основной деятельности. Другие территории входят в границы парков, как правило, без изъятия их из хозяйственного использования. Обычно именно на этих землях находятся памятники культуры и истории, составляющие единое целое с окружающими природными комплексами.

B настоящее время из всех национальных парков в составе примерно 20 имеются земельные участки других собственников, владельцев и пользователей. Доля таких земель в ряде парков исключительно высока.

Сегодняшняя сеть национальных парков охватывает 7 физико-географических регионов, 11 областей и 27 провинций. В парках представлена растительность: равнин — таежные и широколиственно-хвойные леса, широколиственные леса; степи; гор — темнохвойные горные леса, светлохвойные горные леса, широколиственные горные леса; а также болот.

Природные ресурсы национальных парков исключительно богаты и разнообразны. Природные комплексы, например, Сочинского национального парка включают до 1,5 тыс. видов сосудистых растений. В каждом парке охраняется до 200 видов птиц и до 50 видов млекопитающих. Национальный парк «Югыд ва», который входит в четверку самых крупных природных резерватов России, включает наибольший массив старовозрастных лесов в Европе и внесен в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Пойма р. Оки и участок поймы р. Пры в пределах национального парка «Мещерский» внесены в Список водно-болотных угодий, имеющих международное значение, и подпадают под действие Рамсарской Конвенции.

Особое место в системе национальных парков занимают те, в которых под охрану поставлены многочисленные памятники культуры и истории. Это «Русский Север», где находятся всемирно известные Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, «Кенозерский», где велика концентрация памятников деревянного русского зодчества, Переславский природно-исторический и др.

В парке «Самарская Лука» находится одно из крупнейших поселений Волжской Болгарии (IХ-ХIII вв.) — Муромский городок, в «Сочинском» — около 150 памятников каменного и бронзового веков, в «Нижней Каме» — свыше 80 археологических памятников, связанных со стоянками древнего человека. В национальном парке «Кенозерский» сосредоточены 12 деревянных церквей, 50 часовен, 18 памятников жилой архитектуры. В парке «Водлозерский» расположен уникальный памятник деревянного зодчества XVIII в. — Ильинский погост.

С учетом природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков в них могут быть выделены функциональные различные зоны, в том числе:

♦ заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

♦ особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории, которой допускается строго регулируемое посещение;

♦ познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами парка;

♦ рекреационная, предназначенная для отдыха;

♦ охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

♦ обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

♦ хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.

Соотношение размеров каждой функциональной зоны в различных парках заметно варьирует. Так, заповедная зона составляет наибольший процент площади в парках «Приэльбрусье» (73%), «Югыд ва» (64%), «Припышминские боры» (52%), «Забайкальский» (41%), «Куршская коса» (38%), «Сочинский» (37,5%), «Зюраткуль» (33%), наименьший — в национальных парках «Мещерский» (0,1%), «Русский Север» (1%), «Переславский» (2,5%), «Нижняя Кама» (7%), «Валдайский» (11%), «Шорский» (11,5%), «Смоленское Поозерье» (11,6%).

В пределах заповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующий режиму охраны заповедников. В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 572-р рекомендовано на территориях 6 республик, 3 краев, 16 областей, 3 автономных округов организовать несколько десятков новых национальных парков общей площадью свыше 6 млн. га. В 1994-1997 гг. было создано 8 новых парков, в том числе в 1997 г. 2 парка — «Нечкинский» (Удмуртская Республика) и «Угра» (Калужская обл.). Обе эти заповедные территории находились в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России. В 1998 г. сюда добавился национальный парк «Алания» Рослесхоза, а в 1999 г. — «Алханай» того же ведомства.

Следует иметь в виду, что образование национальных парков в ряде случаев имеет неоднозначный характер. В частности, развитие сети этих парков в Карелии в последнее время вступает в достаточно серьезные противоречия с функционированием лесопромышленного комплекса — основы экономики региона. При этом, по ряду оценок, организация ООПТ здесь находится под воздействием зарубежных неправительственных организаций, в определенной мере преследующих национальные социально-экономические интересы.

В 1999 г. службой охраны парков было проведено 5228 коллективных рейдов, составлено 2462 протокола по различным нарушениям установленного режима, в том числе: за нарушение правил пожарной безопасности — 433, правил рыболовства — 624, незаконную охоту — 200, самовольную рубку — 433. У нарушителей режима изъято 2070 орудий лова и охоты, в том числе 109 единиц огнестрельного оружия.

Следует также отметить, что в 1999 г. национальные парки посетили свыше 1,205 млн. человек, включая 21,4 тыс. иностранных туристов. К услугам посетителей действовали 74 гостиницы и 156 турбаз, 23 музея, 16 визит-центров, 92 лесных приюта, 76 экологических лагерей, 105 парковок для автомашин, 947 обустроенных мест отдыха.

Природные парки регионального значения — относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей, а также собственников.

В настоящее время в число ООПТ, имеющих статус природных парков, в России включается 30 территорий.

Следует признать, что в России десятилетиями развитие системы особо охраняемых природных территорий осуществлялось без реального учета практических интересов регионов, что создавало основу для бесчисленных конфликтов на всем протяжении отечественной истории заповедного дела, связанных главным образом с попытками отторжения природных участков от этих территорий либо вовлечение их в нежелательное хозяйственное использование.

В значительной мере причина подобных конфликтов объясняется незнанием и непониманием соответствующими должностными лицами в регионах истинного значения, задач и специфики заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий и, одновременно, природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений. И было бы предельно наивно ждать, что руководители всех рангов в регионах проявят эту любознательность и сами убедятся в достоинствах и значимости национальных парков, заповедников и других территорий. Однако фактически именно эта логика превалировала в заповедном деле десятилетиями. В то же время значимость, польза для региона в связи с созданием заповедника и национального парка должна стать очевидной, но для этого имя заповедника и национального парка должно громко звучать, позитивная его деятельность должна быть понятна и известна самому широкому кругу лиц. Заповедники и национальные парки не могут быть в российских регионах инородными телами, они должны стремиться максимально органично влиться в инфраструктуру региона, максимально использовать в его интересах свой природоохранный, рекреационный, научный и интеллектуальный потенциал. Только так в современной России можно реально обеспечить устойчивое существование заповедников и национальных парков без ущерба для их профильных природоохранных задач.

  1. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.: Междунар. отношения, 1999.
  2. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. — М.: Международные отношения, 2001.
  3. Международные нормативные акты ЮНЕСКО, М., 1999.
  4. Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост.И.Д.Никулин. – М.: Изд. фирма “ Логос ”, 2002.
  5. Уранов Г.В… ЮНЕСКО: к 40-летию деятельности. — М.: Международные отношения, 1999

www.ronl.ru

ООПТ — это… Что такое ООПТ?

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 : «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния».

Таковыми являются все государственные природные заповедники и национальные парки и значительная часть государственных природных заказников. Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, «до принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения».

Всего в России на настоящее время функционируют 204 ООПТ федерального уровня общей площадью около 580 тысяч квадратных километров в 84 из 88 субъектах Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в городе Санкт-Петербург, Волгоградской и Тульской областях, Ставропольском крае), что составляет приблизительно 3 % территории РФ.

Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

Виды ООПТ и их назначение

Выделяют семь категорий ООПТ:

  1. государственные природоохранные заповедники (в том числе биосферные)
  2. национальные парки
  3. природные парки
  4. государственные природные заказники
  5. памятники природы
  6. дендрологические и ботанические сады
  7. лечебно-оздоровительные местности и курорты

Правительство РФ, а так же местные органы самоуправления могут устанавливать иные категории ООПТ, например: охраняемые береговые линии, биологические станции, микрозаповедники и другие.

Классификация МСОП выделяет шесть категорий:

    1. строгий природный резерват (участок с нетронутой природой)- полная охрана
    2. территория с сохраненной дикой природой — охраняемая территория, управляемая главным образом для сохранения дикой природы.
  1. национальный парк — охрана экосистем, сочетающаяся с туризмом.
  2. природный памятник — охрана природных достопримечательностей.
  3. заказник — сохранение местообитаний и видов через активное управление.
  4. охраняемые наземные и морские ландшафты — охрана наземных и морских ландшафтов и отдых.
  5. охраняемые территории с управляемыми ресурсами — щадящее использование экосистем

Заказники

Ботанические заказники, созданные для охраны определенных видов растительного покрова, обычно используются для регламентированной зимней охоты или рыболовства.

В зоологических заказниках, в которых охраняются представители фауны, разрешается регламентированный сбор грибов, ягод и лекарственных растений.

Геологические и гидрологические заказники представляют интерес для прогулочного познавательного туризма, школьных экскурсий и учебных занятий для студентов географических и геологических факультетов вузов.

Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристов знакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристских стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь проложение туристских троп.

Памятники природы

Памятники природы — это уникальные природные объекты (водопады, пещеры, живописные скалы и т. д.) или мемориальные природные объекты (например, лиственница в усадьбе Ярополец, под которой отдыхал А. С. Пушкин).

Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологического туризма.

Национальные парки и заповедники

Национальные парки и заповедники — особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной, так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно — познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

Национальные парки — это природоохранительные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.

Смотрите также

Ссылки

Сноски

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Особо охраняемые природные территории — это… Что такое Особо охраняемые природные территории?

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 : «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния».

Таковыми являются все государственные природные заповедники и национальные парки и значительная часть государственных природных заказников. Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, «до принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения».

Всего в России на настоящее время функционируют 204 ООПТ федерального уровня общей площадью около 580 тысяч квадратных километров в 84 из 88 субъектах Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в городе Санкт-Петербург, Волгоградской и Тульской областях, Ставропольском крае), что составляет приблизительно 3 % территории РФ.

Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

Виды ООПТ и их назначение

Выделяют семь категорий ООПТ:

  1. государственные природоохранные заповедники (в том числе биосферные)
  2. национальные парки
  3. природные парки
  4. государственные природные заказники
  5. памятники природы
  6. дендрологические и ботанические сады
  7. лечебно-оздоровительные местности и курорты

Правительство РФ, а так же местные органы самоуправления могут устанавливать иные категории ООПТ, например: охраняемые береговые линии, биологические станции, микрозаповедники и другие.

Классификация МСОП выделяет шесть категорий:

    1. строгий природный резерват (участок с нетронутой природой)- полная охрана
    2. территория с сохраненной дикой природой — охраняемая территория, управляемая главным образом для сохранения дикой природы.
  1. национальный парк — охрана экосистем, сочетающаяся с туризмом.
  2. природный памятник — охрана природных достопримечательностей.
  3. заказник — сохранение местообитаний и видов через активное управление.
  4. охраняемые наземные и морские ландшафты — охрана наземных и морских ландшафтов и отдых.
  5. охраняемые территории с управляемыми ресурсами — щадящее использование экосистем

Заказники

Ботанические заказники, созданные для охраны определенных видов растительного покрова, обычно используются для регламентированной зимней охоты или рыболовства.

В зоологических заказниках, в которых охраняются представители фауны, разрешается регламентированный сбор грибов, ягод и лекарственных растений.

Геологические и гидрологические заказники представляют интерес для прогулочного познавательного туризма, школьных экскурсий и учебных занятий для студентов географических и геологических факультетов вузов.

Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристов знакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристских стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь проложение туристских троп.

Памятники природы

Памятники природы — это уникальные природные объекты (водопады, пещеры, живописные скалы и т. д.) или мемориальные природные объекты (например, лиственница в усадьбе Ярополец, под которой отдыхал А. С. Пушкин).

Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологического туризма.

Национальные парки и заповедники

Национальные парки и заповедники — особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной, так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно — познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

Национальные парки — это природоохранительные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.

Смотрите также

Ссылки

Сноски

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Особо охраняемые природные территории и национальные парки 2

♦ рекреационная, предназначенная для отдыха;

♦ охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

♦ обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

♦ хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.

Соотношение размеров каждой функциональной зоны в различных парках заметно варьирует. Так, заповедная зона составляет наибольший процент площади в парках «Приэльбрусье» (73%), «Югыд ва» (64%), «Припышминские боры» (52%), «Забайкальский» (41%), «Куршская коса» (38%), «Сочинский» (37,5%), «Зюраткуль» (33%), наименьший — в национальных парках «Мещерский» (0,1%), «Русский Север» (1%), «Переславский» (2,5%), «Нижняя Кама» (7%), «Валдайский» (11%), «Шорский» (11,5%), «Смоленское Поозерье» (11,6%).

В пределах заповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующий режиму охраны заповедников. В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 572-р рекомендовано на территориях 6 республик, 3 краев, 16 областей, 3 автономных округов организовать несколько десятков новых национальных парков общей площадью свыше 6 млн. га. В 1994-1997 гг. было создано 8 новых парков, в том числе в 1997 г. 2 парка — «Нечкинский» (Удмуртская Республика) и «Угра» (Калужская обл.). Обе эти заповедные территории находились в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России. В 1998 г. сюда добавился национальный парк «Алания» Рослесхоза, а в 1999 г. — «Алханай» того же ведомства.

Следует иметь в виду, что образование национальных парков в ряде случаев имеет неоднозначный характер. В частности, развитие сети этих парков в Карелии в последнее время вступает в достаточно серьезные противоречия с функционированием лесопромышленного комплекса — основы экономики региона. При этом, по ряду оценок, организация ООПТ здесь находится под воздействием зарубежных неправительственных организаций, в определенной мере преследующих национальные социально-экономические интересы.

В 1999 г. службой охраны парков было проведено 5228 коллективных рейдов, составлено 2462 протокола по различным нарушениям установленного режима, в том числе: за нарушение правил пожарной безопасности — 433, правил рыболовства — 624, незаконную охоту — 200, самовольную рубку — 433. У нарушителей режима изъято 2070 орудий лова и охоты, в том числе 109 единиц огнестрельного оружия.

Следует также отметить, что в 1999 г. национальные парки посетили свыше 1,205 млн. человек, включая 21,4 тыс. иностранных туристов. К услугам посетителей действовали 74 гостиницы и 156 турбаз, 23 музея, 16 визит-центров, 92 лесных приюта, 76 экологических лагерей, 105 парковок для автомашин, 947 обустроенных мест отдыха.

Природные парки регионального значения — относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей, а также собственников.

В настоящее время в число ООПТ, имеющих статус природных парков, в России включается 30 территорий.

Следует признать, что в России десятилетиями развитие системы особо охраняемых природных территорий осуществлялось без реального учета практических интересов регионов, что создавало основу для бесчисленных конфликтов на всем протяжении отечественной истории заповедного дела, связанных главным образом с попытками отторжения природных участков от этих территорий либо вовлечение их в нежелательное хозяйственное использование.

В значительной мере причина подобных конфликтов объясняется незнанием и непониманием соответствующими должностными лицами в регионах истинного значения, задач и специфики заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий и, одновременно, природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений. И было бы предельно наивно ждать, что руководители всех рангов в регионах проявят эту любознательность и сами убедятся в достоинствах и значимости национальных парков, заповедников и других территорий. Однако фактически именно эта логика превалировала в заповедном деле десятилетиями. В то же время значимость, польза для региона в связи с созданием заповедника и национального парка должна стать очевидной, но для этого имя заповедника и национального парка должно громко звучать, позитивная его деятельность должна быть понятна и известна самому широкому кругу лиц. Заповедники и национальные парки не могут быть в российских регионах инородными телами, они должны стремиться максимально органично влиться в инфраструктуру региона, максимально использовать в его интересах свой природоохранный, рекреационный, научный и интеллектуальный потенциал. Только так в современной России можно реально обеспечить устойчивое существование заповедников и национальных парков без ущерба для их профильных природоохранных задач.

  1. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.: Междунар. отношения, 1999.
  2. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. — М.: Международные отношения, 2001.
  3. Международные нормативные акты ЮНЕСКО, М., 1999.
  4. Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост.И.Д.Никулин. – М.: Изд. фирма “ Логос ”, 2002.
  5. Уранов Г.В.. ЮНЕСКО: к 40-летию деятельности. — М.: Международные отношения, 1999

mirznanii.com