Наблюдение внешнее управление финансовое оздоровление – 51.Процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление.

51.Процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление.

Наблюдение

Процедура наблюдения впервые была предусмотрена Законом 1998 г.

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 Закона).

Не все государства используют наблюдение в качестве процедуры банкротства. Американской системой такая процедура не предусмотрена, поскольку в отношении должника в соответствии с американским законодательством сразу могут быть открыты либо процедура ликвидации, либо — реорганизации*(358). Французская же модель имеет продебиторскую направленность, и начало процедур несостоятельности открывается периодом наблюдения, который имеет и второе название — оздоровление производства, при открытии которого права кредиторов значительно ослабляются. За счет ущемления этих прав производится попытка реабилитации предприятия.

По российскому Закону о банкротстве процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой, является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой, сохранить его имущество.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Представляется, что законодательное закрепление необходимости проверки требований кредитора либо уполномоченного органа в специальном судебном заседании позволит в определенной степени исключить возможность необоснованного ограничения прав должника, которое допускалось ранее действовавшим Законом о банкротстве.

Вместе с тем Законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации (ст.225), к отсутствующему должнику (ст.228) [6].

Кроме того, Законом установлены некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников, а именно: сельскохозяйственных предприятий, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, на профессиональных участников рынка ценных бумаг не распространяются ограничения на совершение сделок, предусмотренных Законом, на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве (ст.188 Закона).

Финансовое

оздоровление

Процедура финансового оздоровления является совершенно новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). Она осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника. Размер такого обеспечения должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Однако следует заметить, что арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Закон устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами: во-первых, графиком погашения задолженности должно предусматриваться начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления, во-вторых, требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока этой процедуры, в-третьих, требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления, в-четвертых, погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами. Вместе с тем в качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Кроме того, исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой (п.1 ст.79 Закона)

studfiles.net

Вопрос 35. Процедуры банкротства ( наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).

Право Вопрос 35. Процедуры банкротства ( наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).

Количество просмотров публикации Вопрос 35. Процедуры банкротства ( наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение). — 1354

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Вопрос 35. Процедуры банкротства ( наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).
Рубрика (тематическая категория)Право


Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности ᴇᴦο имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Временный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный ас для проведения наблюдения. Не более 6 месяцев. Задача6 оценить активы, предотвратить их хищение. Из наблюдения можно перейти в любую процедуру. Ограничения при этой процедуре˸ можно совершать сделки с согласия временного управляющего связанные с приобретение, отчуждением имущества должника; связанных с получением и выдачей займов, выдачей поручительств. Не вправе принимать решения о реорганизации, о создании юр лиц, о размещении должником облигаций, за искл акций, о выходе из состава учредтелей. Ас при наличии признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления ᴇᴦο платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный ас для проведения финансового оздоровления. Санация не равна финансовому оздоровлению. Санация – меры, применяемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в т.ч. на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. По итогам суды выносит решение˸ о преращении производства по делу; о введении внешнего управления, в случае возможности восстановления финансового оздоровления; о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. 7 месяцев – срок.

Внешнее управление – процедура, примеяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления ᴇᴦο платежеспсобности. Арбитражный управляющий – внешний управляющий. 18 месяцев срок. Обязанности внешнего управляющего˸ принимать меры к взысканию дебиторской задолженности, вести бухгалтерский и финансовый отчет, принять управление имуществом должника и провести ᴇᴦο инвентаризацию и тд. Рез-ты внешнего управления˸ прекращение производства по делу, мировое соглашение, продление срока временного управление(не более 6 месяцев), введение процедуры конкурсного производства.

Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.Арбитражный управляющий – конкурсный управляющий. Срок – 6 месяцев, может продлевать не более чем на 6 месяцев. Цель˸ поиск имущества должника, ликвидация организации, соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Имущество должника составляет конкурсную маску (нематериальные активы, дебиторская задолженность и тд). После рассмотрения ас отчета конкурсного управляющего о рез-ах проведения конкурсного производства ас выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов – опредление о прекращении производства по делу о банкротстве.


Вопрос 35. Процедуры банкротства ( наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение). — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Вопрос 35. Процедуры банкротства ( наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).» 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

18.Процедура наблюдения при банкротстве. Финансовое оздоровление.

Наблюдение-процедура банкр-ва, вводимая арбитр. судом с момента вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом, вводится судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве.

Задачи процедуры: обеспечение сохранности иму-ва должника и анализ его фин. состояния (на основе баланса должника). Их выполняет временный управляющий(ВУ), кот. назначается судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при их отсутствии — из числа лиц, зарегистрированных в арбитр. суде в качестве арбитр. управляющих.

ВУ может: получать любую информацию и док-ты, касающиеся деятельности должника; предъявлять в арбитражный суд от своего имени

требования о признании недейств. сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением правил, предусмотренных Законом о банкротстве; обращаться в суд с ходатайством о принятии доп. мер по обеспечению сохранности имущества должника и др.

Руководитель и иные органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия, но с ограничениями, установленными Законом. Сделки, кот. могут совершаться только с согласия ВУ, например, связанные с распоряжением недвижимым имуществом, с получением и выдачей займов (кредитов). Вопросы, решения по кот. не могут принимать органы управления должника: решения о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов и т.д.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, кот. применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности, согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

19.Внешнее управление. Конкурсное производство. Мировое соглашение.

Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев. Этот срок может быть продлен судом на 6 месяцев. При введении внешнего управления руководитель должника отстраняется, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего

Конкурсное производство(КП) — процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом. Цель: удовлетворение требований кредиторов. КП назначается судом, если отсутствует возм-ть восстановить платежеспособность должника и (или) иные процедуры банкротства не дали результата. Решение о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства публикуется в «Вестнике ВАС РФ» Данная процедура осущ-ся конкурсным управляющим, к кот. переходят полномочия по управлению делами должника.

Решение о начале продажи, форме продажи и начальной цене имущества должника принимается собранием кредиторов по представлению конкурсного управляющего. Деят-ть конкурсного управляющего завершается представлением в арбитр. суд отчета.

Мировое соглашение — это процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно порядка исполнения обязательств. Благодаря такому мирному урегул-ю спора возможно предотвращение ликвидации несостоятельного должника. Мировое соглашение между должником и конкурсными кредиторами может быть заключено на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве). В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить свои требования в предусмотренном в нем объеме.

studfiles.net

наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление

Банкротство — это результат развития кризисного финансового состояния компании под влиянием различных внешних и внутренних факторов, когда она проходит путь от временной до устойчивой неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по взаимоотношениям с бюджетом.

1)Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к компании- должниц в целях обеспечения сохранности ее имущества.

Период наблюдения длится не менее 3 месяцев, причем, он может быть продлен еще на два месяца. В это время требования кредиторов не удовлетворяются и предприятию предоставляется возможность нормально функционировать.

Компания продолжает работу под руководством администрации, но под контролем временного управляющего, который утверждается арбитражным судом для проведения наблюдения.

Временный управляющий имеет право получить любую, в том числе конфиденциальную, информацию о финансовом состоянии кампании, которую ему обязан а предо ставить администрация.

Функции временного управляющего:

-обеспечение сохранности имущества;

-анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия;

-определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

-установление кредиторов должника и определение размеров их требований;

-организация первого собрания кредиторов.

На основании сведений, собранных временным управляющим, арбитражный суд принимает решение о дальнейшей судьбе компании- должника. В отличие от остальных процедур, применяющихся в делах о банкротстве, наблюдение является обязательным.

2)Финансовое оздоровление как процедура банкротства применяется к компании-должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком ее погашения. Административный управляющий утверждается арбитражным судом для проведения финансового оздоровления.

3)Особенности внешнего управления характеризуются следующим: оно направлено на сохранение деятельности компании и ее оздоровление, является обязательной процедурой банкротства и вводится по решению арбитражного суда только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности компании-должника.

Последствиями процедуры внешнего управления являются:

-отстранение директора компании-должника от работы и возложение управления делами на внешнего управляющего;

-арест имущества компании-должника и иные ограничения по распоряжению ее имуществом;

Не позднее месяца с момента назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления и представить его на утверждение собранию кредиторов.

Процедура внешнего управления может предусматривать следующие меры по восстановлению имущества компании-должника:

-перепрофилирование производства;

-закрытие убыточных производств;

-взыскание дебиторской задолженности;

-продажа части имущества компании;

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражный суд может вынести одно из следующих решений:

-о прекращении производства по делу о банкротстве при удовлетворении всех требований кредиторов;

-о продлении срока внешнего управления;

-об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего;

-о признании юмпании-должника банкротом и открытии конкурсного производства.

С момента отбытия конкурсного производства должник юридически объявляется банкротом.

studfiles.net

Вопрос 35. Процедуры банкротства ( наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).

Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Временный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный ас для проведения наблюдения. Не более 6 месяцев. Задача6 оценить активы, предотвратить их хищение. Из наблюдения можно перейти в любую процедуру. Ограничения при этой процедуре: можно совершать сделки с согласия временного управляющего связанные с приобретение, отчуждением имущества должника; связанных с получением и выдачей займов, выдачей поручительств. Не вправе принимать решения о реорганизации, о создании юр лиц, о размещении должником облигаций, за искл акций, о выходе из состава учредтелей. Ас при наличии признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный ас для проведения финансового оздоровления. Санация не равна финансовому оздоровлению. Санация – меры, применяемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. По итогам суды выносит решение: о преращении производства по делу; о введении внешнего управления, в случае возможности восстановления финансового оздоровления; о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. 7 месяцев – срок.

Внешнее управление – процедура, примеяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспсобности. Арбитражный управляющий – внешний управляющий. 18 месяцев срок. Обязанности внешнего управляющего: принимать меры к взысканию дебиторской задолженности, вести бухгалтерский и финансовый отчет, принять управление имуществом должника и провести его инвентаризацию и тд. Рез-ты внешнего управления: прекращение производства по делу, мировое соглашение, продление срока временного управление(не более 6 месяцев), введение процедуры конкурсного производства.



Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.Арбитражный управляющий – конкурсный управляющий. Срок – 6 месяцев, может продлевать не более чем на 6 месяцев. Цель: поиск имущества должника, ликвидация организации, соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Имущество должника составляет конкурсную маску (нематериальные активы, дебиторская задолженность и тд). После рассмотрения ас отчета конкурсного управляющего о рез-ах проведения конкурсного производства ас выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов – опредление о прекращении производства по делу о банкротстве.

Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения произвдства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Вопрос 36. Особенности банкротства отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности.
Законодательство о несостоятельности создает в рамках общего режима специальные режимы признания несостоятельными отдельных должников: градообразующих, сельскохозяйственных, страховых, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также граждан, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.
1. Банкротство ип. Основанием для признания ип банкротом явл его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Заявление о признании ип банкротом может быть подано самим предпринимателем, кредитором по обязательствам, связанным с осуществлением должником предпринимательской деятельности. При осуществлении процедуры признания банкротом индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, вправе также предъявить свои требования.
С момента вынесения судом решения о признании субъекта банкротом утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Такой субъект не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом. О принятом судом решении уведомляются все известные кредиторы. Срок для предъявления ими претензий не может превышать двух месяцев..



2. Финансовых организаций. (кредитные организации, страховые, негос пенс фонды, клиринговые организации, кредитные потребительские кооператив и тд).
Кредитная организация не может объявить о своем банкротстве. Ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей должна быть признана арбитражным судом. Сокращен до одного месяца формальный признак несостоятельности (банкротства).
В качестве мер по предупреждению банкротства применяются: 1) финансовое оздоровление кредитной организации; назначение временной администрации но управлению кредитной организацией;
реорганизация кредитной организации.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением помимо лиц, перечисленных в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», наделен Банк России. Предусмотрены также случаи, когда обращение в суд является не правом его, а обязанностью.
При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются такие процедуры, как наблюдение и конкурсное производство. Внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не применяются.
Арбитражный управляющий должен иметь лицензию, а также соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь выданный им квалификационный аттестат. В ходе конкурсного производства управляющий может использовать только корреспондентский счет кредитной организации, открытый в учреждении Банка России. Банк России осуществляет контроль за ходом конкурсного производства. Он же осуществляет запись о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства в Книге государственной регистрации кредитных организаций.

3 градообразующие организации.
К градообразующим организациям относятся юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта.. В случаях когда рассматривается дело о банкротстве градообразующих организаций, лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления.
Внешнее управление такими организациями может быть введено судом по ходатайству органа местного самоуправления либо привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ не более чем на год при условии представления ими поручительства по обязательствам должника.
4 субъектов естественных монополий. Субект ест монополий –организация, осуществляющая производство и реализацию товаров в условиях естественной монополии. Субъект будет считаться неспособным удовлетворить требования кредиторов по ден об-ам, если обязательства не будут исполнены им в течении 6 месяцев. Дело может быть возбуждено ас, если требования об уплате обязательственных платежей составляют не менее 500 тыс р. Лицами, участвующими в деле фед орган ив, уполномоченный Правительством.


Вопрос 37 Упрощенные процедуры банкротства

Упрощенные процедуры банкротства предусмотрены Законом о банкротстве для двух категорий субъектов: ликвидируемого должника и отсутствующего должника.

Банкротство ликвидируемого должника имеет место в случае недостаточности у ликвидируемой организации имущества для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Нарушение этой обязанности влечет за собой отказ от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении данного лица. До создания ликвида- ционной комиссии заявление о признании должника банкротом может быть подано собственником имущества должника унитарного предприятия, учредителем (участником) или руководителем должника.

Рассмотрев заявление, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Предусмотрен сокращенный (один месяц) срок для предъявления требований кредиторами. Должник считается отсутствующим, если не представляется возможным установить местонахождение должника-гражданина или руководителя должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсными кредиторами или уполномоченным органом, независимо от размера кредиторской задолженности. Предусмотрены сокращенные сроки для принятия решения арби- тражным судом о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые имеют право в месячный срок со дня получения уведомления предъявить свои требования. При обнаружении имущества отсутствующего должника, по ходатайству конкурсного управляющего арбитражный суд может вы- нести определение о прекращении упрощенной процедуры и о переходе к общим процедурам банкротства. Удовлетворение требований кредиторов отсутствующего должника осуществляется в очередности, предусмотренной Законом о бан- кротстве. Покрытие судебных расходов и расходов на выплату возна- граждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди. Положения о банкротстве отсутствующего должника могут при- меняться также в случаях, когда имущество должника — юридичес- кого лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.


Вопрос 38. Ответственность предпринимателей за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей.
(Доп вопрос из лекции) Ответственность предпринимателя – необходимый элемент системы средств правового регулирования предпринимательской деятельности, обеспечивающий соблюдение предпринимателями норм права.
Ответственность – совокупность мер гос.принуждения, предусмотр нормами права и влекущая для предпринимателей в виде лишения прав в следствие нарушения им правопорядка.

Коркунов — лекции по общей теории права, Алексеев — право: азбука — теория — философия, Лохно, Ойгензит, Сырых
Концепции:
— концепция воли
— субъективного права — это своеобразный приказ, который издается объективным правопорядком и вручается отдельной личности как пожалованная государством власть
Георг Вильгельм Фридрих Гегель Философия права. Почва и права является вообще духовное и его ближайшим местом и исходным пунктом — воля.
Потом появляется теория интереса — Иеринг. Цель в праве и борьба за право.Право — это суть юридически защищенные интересы. Последователи: Шершеневич, Муромцев, Коркунов, Трубецкой — право — совокупность норм, с одной стороны предоставляющих, а с другой ограничивающих свободу лиц в их отношениях.
Субъективное право — установленный юр нормой предел, в рамках которого может быть удовлетворен интерес субъекта
Обязанность — установленные юр нормой ограничения для удовлетворения сталкивающихся интересов.
Аксиомы Коркунова:
— все, на что лицо имеет право — дозволено, но не на все дозволенное оно имеет право, а лишь на то, возможность чего обеспечена установлением соответствующей обязанности.
— только такая возможность составляет право, потому что только она есть возможность по отношению к др лицу правообязанным
Третья формула юр природы субъективных прав:
— субъективные права могут существовать только между людьми, а не в отношении к внешним фактическим условиям
Четвертая:
— служение воли чужому интересу образует обязанность. Это противополагание субъективному праву. Субъективное право имеет три элемента: правомочие пользование, владения, распоряжения. Пользование — непосредственное удовлетворение человеческих потребностей. Правомочение владения — это возможность устранять др лиц от пользования объектом своего права. Распоряжение — это право изменять способ пользования. В распоряжении 3 элемента: изменять способ пользования, не уничтожая объекта, право отчуждения, право уничтожения вещи.
По мнению Алексеева под субъективным правом понимается принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Юридическая обязанность — принадлежащая субъекту мера должного, необходимого поведения.
Сырых: в структуре субъективного права выделяют 4 правомочия:
— право на собственные фактич действия
— право на собственные юр действия
— право требования (необходимость соблюдения претензионного порядка урегулирования споров).
— право притязания

Субъективные права предпринимателей:
— право требования, связанные с ненадлежащим исполнением обязательств со стороны контрагента
— право притязания (механизм гос защиты)
— право на собственные фактич и юридич действия
— право на занятие предпр деятельностью
— право на свободное перемещение товаров работ услуг
— секундарные права (право на право)
-???

Классификация:
— Иоффе — обязательство — это право на чужие действия. Значения:
— это правоотношения
— это всегда обязанность, а точнее, долг
— это документ
Блоки:
— перед обществом и государством
-охрана окружающей среды ст 58 конституции
-уплата налогов ст 57 конституции
— перед потребителями

— перед наемными работниками
1 фев 2002 тк
— перед хоз товариществами
— перед конкурентами

 

Конкретно вопрос.

Реализация отв-ти включает 3 элемента:

-установление четких норм и правил (стандартов поведения) — регламентация
-контроль за соблюдением этих правил
— применение мер ответственности в случае нарушения

Функции ответственности:
1. Компенсационная
2. Предупредительная (профилактическая)
3. Стимулирующая (к правомерному поведению)
4. Информационная

по мнению Алексеева, юр ответственность — это применение к виновному лицу мер гос принуждения за совершение правонарушения.
Без средств принуждения право утрачивает регулирующие свойства.

Функции ответственности:
1. Компенсационная
2. Предупредительная (профилактическая)
3. Стимулирующая (к правомерному поведению)
4. Информационная

Задача о матери и ребенке с дцп ( в мировой суд за регистрацией ее к ребенку. Понуждение органов фмс зарегистрировать. Кредиты)

Губин. Ответственность в рпп это совокупность мер гос принуждения, предусмотренных нормами права и влекущие негативную ответственность в виде лишения прав вследствие нарушения им правопорядка или прав и законных интересов др лиц в ходе предпр деятельности.

Характерные черты:
1. Принудительный характер (гос принуждение).
2. Нормативно-правовой характер
3. Связана с применением санкций

Слесарев Владимир Львович «экономические санкции в гп»

Основания:
1. Объект. Материальное или нематер благо, защищаемое правом
2. Субъект. Дееспособное лицо, правонарушитель
3. Объективная сторона.
— противоправные действия
— причинно-следственная связь
4. Субъективная сторона (умысел и неосторожность)

Принципы:Общие(справедливость наказания, Индивидуализация,Соразмерность,Запрет обратной силы закона (ст 54 конституции)), Равенство перед законом (ст 19 конституции)
Особенности применения ст 333 — неустойка до суммы осн долга
Специальные
1. Дифференцированный подход
2. Невозможность многократного привлечения к разным видам ответственности за одно и то же деяние (ст 50 конституции)

Особенности применения мер ответственности в сфере предпринимательства:
1. Имущественный характер (санкции имущественного характера:возложение на предпринимателя дополнительной обязанности и лишения принадлежащего ему права, штрафа-ст 395 ГК)
2. Ответственность применяется по инициативе потерпевшей стороны, а не по факту
3. Возложение мер ответственности производится судом только уполномоченным органом. В частности судом.
4. В сфере предпринимательства часто безвиновная ответственность

Виды ответственности в рпп:
1. Обязанность возместить убытки
Яковлев: убыток — это всякое умаление имущ или неимущ сфере предпринимателя (реальный ущерб и упущенная выгода)
Ветрянский: статистика — убытки взыскиваются по трем-пяти процентам дел
2. Неустойка
Информ письмо Президиума ВАС 14 июля 1997 года 17 — порядок по 333 ст ГК
3. Конфискационные санкции (169 гк – сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности ничтожна)
4. Нетипичные меры ответственности (ст 395-проценты и 381 ГК-двойная сумма задатка). По 395 — Пленум ВАС от 8 фев 1992

Гущин ир Дмитриева. Наиболее распростр основания ответственности:
1. За неисполнение и ненадлеж исполнение гражд обязанностей — ст 309 ГК
2. За нарушение права собственности и иных вещных прав субъектов
3. За невыполнение публичных обязанностей
— неуплата налогов и обязат платежей

 

Ограничение или лишение иных прав:
Предприниматель может избежать ответственности или ее размер может быть уменьшен, если вред причинен в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а также в случае самозащиты или совершения виновных действий потерпевшим (кредитором).
В договорных отношениях возможна ответственность только лишь за возможность наступления отрицательных последствий. Возможно исключение или уменьшение ответственности при условии, что нарушение договора совершено неумышленно.
Уголовная и административная ответственность наступает только в случае наличия вины (умысла, неосторожности). Для частноправовых отношений характерен дифференцированный подход.
Деликтные (внедоговорные) обязательства возникают, если вред жизни или здоровью причинен по вине лица-причинителя и он не докажет обратное; однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В договорных обязательствах ответственность предпринимателя наступает независимо от вины (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ), за исключением действия непреодолимой силы,т. е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Однако Е.А.Суханов и В.В.Витрянский полагают, что даже при налии обстоятельств, которые могут быть квалифицированы как непреодолимая сила должника все равно нельзя освободить от отв-ти за неисполнение денежного обязательства. Л.А.Новосела считает наоборот.

 

cyberpedia.su

2.2.2 Финансовое оздоровление и внешнее управление

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения. Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Эти процедуры банкротства относятся к реабилитационным, поскольку направлены на сохранение должника в качестве участника экономических отношений. Можно выделить ряд положений, являющихся общими для обеих процедур:

— применяются только в отношении должника — юридического лица;

-решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления или внешнего управления принимается на общем собрании кредиторов. Отступление от общего правила, возможно, только в случаях прямо предусмотренных законом о банкротстве;

-в целях успешного проведения реабилитационных процедур законодательство в качестве последствий их введения предусматривает создание для должника льготных правовых условий;

— обе процедуры вводятся на основании определения арбитражного суда, при наличии, в большинстве случаев, соответствующего ходатайства собрания кредиторов.

Различия между этими процедурами в основном в экономических методах восстановления платежеспособности. С экономической точки зрения финансовое оздоровление представляет собой не что иное, как предоставление должнику рассрочки погашения долга под гарантией (обеспечение собственным имуществом) участников, собственников имущества унитарного предприятия или третьих лиц.

Руководство организацией в ходе осуществления финансового оздоровления продолжают осуществлять ее органы управления, но в качестве лица, контролирующего соблюдение должником графика погашения задолженности, арбитражным судом утверждается административный управляющий. Соответственно, основной задачей административного управляющего является осуществление контроля за ходом процедуры с целью исключения нарушения прав кредиторов.

Для успешного выполнения плана финансового оздоровления должнику предоставляются следующие правовые льготы: погашение долгов перед кредиторами производится только в соответствии с планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, отменяются меры по обеспечению требований кредиторов и по обеспечению исков, принятые ранее, приостанавливается исполнение исполнительных документов, не начисляются неустойки, проценты и т.д. Но, поскольку финансовое оздоровление производится должником самостоятельно, одновременно с целью обеспечения прав кредиторов существенно ограничивается дееспособность должника и, соответственно, полномочия его органов управления.

Основным содержанием внешнего управления является применение к должнику экономических методов восстановления платежеспособности (перепрофилирование производств, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности и др.). Роль арбитражного суда также заключается в совмещении им контрольно-надзорных функций (за исполнением судебного акта арбитражным управляющим) и судебных функций (по результатам судебных разбирательств по спорным вопросам, возникающим в ходе осуществления реорганизационных процедур, суд, принимая судебные акты, разрешает конфликт, и контролирует ход процедуры).

Стоит также обратить внимание, на изменения в ст. 100 закона, согласно которой, кредитор, предъявивший свои требования, обязан возместить внешнему управляющему расходы на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований. В связи с этим арбитражный управляющий обязан сообщать по требованию лиц, желающих заявить свои требования, примерную сумму расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований и реквизиты банковского счета арбитражного управляющего, необходимые для оплаты этих расходов.

По итогам финансового оздоровления суд принимает один из судебных актов:

— определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

— определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

— решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случаи отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Окончание процедуры внешнего управления — это либо переход к расчетам с кредиторами (после накопления достаточных денежных средств или получения их от учредителей или третьих лиц), либо признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.

studfiles.net

наблюдение, финансовое оздоровление, внешние управление — реферат

С момента  принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  вводится наблюдение, если иное не предусмотрено 
Федеральным законом о банкротстве.

Наблюдение за должником — это новая для российской практики 
процедура. Цель этой процедуры — обеспечить сохранность имущества 
должника, с одной стороны, и принять решение в отношении должника- с другой.

При введении наблюдения арбитражный суд принимает  решение о назначении временного управляющего. При этом руководитель и администрация должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями  по сделкам, связанным с передачей  недвижимого имущества в аренду, залог, с распоряжением имуществом, балансовая стоимость которого более 10% стоимости активов должника, с  получением и выдачей 
кредитов и займов. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя 
должника от должности и возложить исполнение обязанностей руководителя на временного управляющего.

Временный управляющий назначается арбитражным  судом при введении наблюдения с  целью обеспечения сохранности  имущества должника и подготовки решения в его отношении и  действует до одного из следующих  решений: до введения внешнего управления; до признания 
должника банкротом, открытия конкурсного производства и назначения 
конкурсного управляющего; до отказа о признании должника банкротом; до утверждения мирового соглашения. Он может обращаться в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными сделок, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности.

Временный управляющий выполняет следующие  обязанности:

• принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника;

• проводит анализ финансового состояния должника;

• определяет наличие признаков фиктивного или  преднамеренного 
банкротства;

• устанавливает  кредиторов должника и определяет размеры  их требований;

• созывает первое собрание кредиторов.

В арбитражном  суде на основании постановления  собрания кредиторов принимается соответствующее  решение: или о признании должника 
банкротом, или о ведении внешнего управления, или об утверждении мирового соглашения. С этого момента наблюдение прекращается.

 

3. Внешнее управление

 

Процедуру внешнего управления нельзя считать новой для нашего законодательства, но стоит отметить ее более детальное и тщательное регулирование.

Пробелы ранее действовавшего закона нередко дискредитировали саму идею восстановления платежеспособности должника в период осуществления внешнего управления. Как известно, основным средством, создающим условия для восстановления платежеспособности должника, является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Прежний закон ограничивался нормой, в соответствии с которой на период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику (п. 3 ст. 12) и не связывал введение моратория с прекращением начисления на должника неустоек (штрафов, пеней) по денежным обязательствам и финансовых (экономических) санкции по обязательным платежам. В результате шансы должника на восстановление платежеспособности сводились к нулю, ибо весь период внешнего управления, стало быть, и действия моратория над ним дамокловым мечом висел нарастающий, как снежный ком, груз неустоек и финансовых санкций. В этих условиях мораторий на старые долги практически терял смысл.

По новому Закону мораторий на удовлетворение требований кредиторов будет означать не только приостановление исполнения судебных решении и иных исполнительных документов о взыскании с должника задолженности, возникшей по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего управления.

В этот период не будут  также начисляться неустойки (штрафы, пени) по этим обязательствам и финансовые (экономические) санкции по обязательным платежам, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. В целях компенсации потерь кредиторов и государства (по обязательным платежам) на все «замороженные» суммы должны начисляться лишь проценты по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Осуществление процедуры  внешнего управления возлагается на внешнего управляющего, кандидатура которого предлагается арбитражному суду собранием кредиторов. Им может оказаться и временный управляющий, который был назначен арбитражным судом на период наблюдения. Руководитель организации- должника отстраняется от выполнения своих обязанностей. Полномочия всех органов юридического лица переходят к внешнему управляющему, в том числе и полномочия по распоряжению имуществом должника. Однако крупные сделки — сделки с недвижимостью и сделки с иным имуществом, стоимость которого превышает 20 процентов балансовой стоимости активов должника, — внешний управляющий сможет заключить только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не будет предусмотрено планом внешнего управления.

Внешнему управляющему предоставляется право отказаться от исполнения договоров должника, которые носят длительный характер либо рассчитаны на получение положительных результатов лишь в долгосрочной перспективе, а также от договоров, исполнение которых повлечет убытки для должника.

Правда, кредиторы  по таким договорам будут вправе потребовать от должника возмещения убытков в виде реального ущерба, но на данные требования распространяется действие моратория. Мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника, будут осуществляться внешним управляющим, как и прежде, на основе плана внешнего управления, одобренного собранием кредиторов. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» детально регламентирует осуществление таких мер по восстановлению платежеспособности должника, как продажа предприятия, продажа имущества, уступка прав требований должника, погашение обязательства должника третьими лицами.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, 
который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

Целью внешнего управления являются меры по восстановлению платежеспособности должника с передачей  полномочий по управлению внешнему управляющему. Поэтому с момента введения внешнего управления:

• руководитель должника отстраняется от должности, а управление 
его делами возлагается на внешнего управляющего:

• прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника, которые в течение трех дней с  момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу 
ему бухгалтерской и другой документации, печати, ценностей;

• снимаются  ранее принятые меры по обеспечению  требований кредиторов;

• вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. 
Обязанностью внешнего управляющего является разработка в течение 
месяца после назначения плана внешнего управления и представление его 
на утверждение собрания кредиторов. Целью плана является разработка в 
определенный срок мер по восстановлению платежеспособности должника, связанных с ликвидацией признаков банкротства. В план внешнего 
управления могут быть включены следующие меры:

• перепрофилирование производства;

• закрытие нерентабельных производств;

• получение дебиторской задолженности;

• продажа части имущества должника;

• уступка прав требования должника;

• исполнение обязательств должника собственником его имущества 
либо третьими лицами;

• продажа предприятия должника;

• другие меры по восстановлению платежеспособности должника.

Внешнее управление завершается отчетом  внешнего управляющего, 
выносимым на собрание кредиторов не позднее чем за 15 дней до окончания срока. В должно содержаться одно из предложений:

• о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;

• о продлении установленного срока внешнего управления;

• о прекращении внешнего управления;

• об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании 
должника банкротом;

• об открытии конкурсного производства.

После окончания  внешнего управления полномочия внешнего управляющего прекращаются с момента  назначения или нового руководителя должника, или конкурсного управляющего.

 

4. Конкурсное производство

 

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства.

Конкурсное  производство — одна из процедур банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного  производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника будет считаться наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкции и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Для осуществления  конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего из числа кандидатов, которые будут предложены собранием кредиторов.

Одна из основных фигур в конкурсном производстве — конкурсный управляющий, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 98 Закона о банкротстве с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства он выполняет функции по управлению и распоряжению имуществом должника и к нему переходят права и обязанности руководителя должника.

В Законе о банкротстве  определен статус арбитражного управляющего, в частности конкурсного. Арбитражный суд может назначить конкурсным управляющим физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора (пункт 1 статьи 14 Закона о банкротстве).

На конкурсного управляющего возлагаются обязанности по аккумулированию имущества должника и формированию конкурсной массы в целях продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 Гражданского кодекса РФ.

Необходимо еще  раз обратить внимание на очередность удовлетворения требований кредиторов, в частности на то обстоятельство, что новый российский Закон о несостоятельности (банкротстве) вслед за Гражданским кодексом отдает предпочтение требованиям работников должника о выплате им задолженности по заработной плате перед требованиями кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом.

В связи с этим целесообразно рассмотреть положение кредитора в отношении обязательств, обеспеченных залогом. В соответствии с ГК (ст. 64) имущество, служившее предметом залога по обязательствам должника, не исключается из массы его имущества, а кредитор с обеспеченным требованием не имеет возможности обратить взыскание на предмет залога вне очереди. Вместе с тем кредитор по обязательству, обеспеченному залогом, находится в третьей, льготной очереди, опережая не только большинство остальных кредиторов по гражданско-правовым обязательствам, но и требования государства по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Более того, в отличие  от всех других правовых систем, по российскому закону кредитор, требования которого обеспечены залогом, получает удовлетворение своих претензий за счет всего имущества должника (а не только того, что является предметом залога). Кредиторы по обеспеченным обязательствам пользуются также определенными преимуществами на собрании кредиторов при принятии основных решений. В частности, для заключения мирового соглашения с должником требуется единогласное решение всех кредиторов по обеспеченным обязательствам (при наличии более половины голосов всех остальных конкурсных кредиторов).

Необходимо подчеркнуть  социальный аспект законодательного решения о предпочтении требований работников должника о выплате им задолженности по заработной плате перед требованиями кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом.

Конкурсное производство осуществляет конкурсный управляющий, одной из главных функций которого и возглавляемой им ликвидационной комиссии является оценка имущества должника на момент открытия конкурсного производства, а также выявленного имущества в ходе конкурсного производства и формирование конкурсной массы для последующей реализации имущества с целью удовлетворения требований кредиторов согласно установленной законодательством очередности. Открывается оно на срок до одного года с возможностью продления еще на шесть месяцев, а иногда и более. Последствия открытия конкурсного производства могут быть следующие:

• сроки исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считаются наступившими;

turboreferat.ru