На постановку общих целей воспитания влияют – К определяющим факторам, влияющим на постановку целей воспитания, относятся идеология и политика государства.
вопросы — ответы
ДЕ N 1. Общие основы педагогики
1.Педагогика как наука
Вопрос | Ответ |
1. Основу научного педагогического знания составляет … | — нормы человеческой деятельности — народная педагогика — искусство — наука |
2. Внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции соответствует ___________ педагогики. | — рефлексивному уровню технологической функции — проективному уровню технологической функции — диагностическому уровню технологической функции — преобразовательному уровню технологичес-кой функции |
3. Предметом изучения педагогики как науки является … | — многообразие видов деятельности учащихся — образовательная деятельность педагога — реальный целостный педагогический процесс — процесс адаптации личности к социальной среде |
4. Объектом исследования педагогики является … | — система педагогических явлений — ребенок — психика человека — вопрос о целях и общем предназначении образования |
5. Педагогика как наука отличается от житейского педагогического опыта тем, что … | — систематизирует и обобщает разрозненные факты — описывает различные педагогические явления — изучает передовой педагогический опыт — получает эмпирические знания в области воспитания, обучения и образования |
— — — — | |
— — — — | |
— — — — | |
2.Основные категории педагогики
Вопрос | Ответ |
1. Установите соответствие между определениями воспитания и подходами к воспитанию. 1. Жесткое педагогическое управление 2. Традиционный подход 3. Современный подход 4. Гуманистический подход | ( 1 ) процесс целенаправленного воздействия на личность с целью побуждения воспитанника следовать определенным нормам, правилам социального поведения ( 2 ) процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей ( 3 ) процесс педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении различными видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности ( 4 ) оказание личности педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа ( ) процесс целенаправленной организации усвоения знаний, умений |
2. Установите соответствие между понятиями и их определениями 1. Обучение 2. Воспитание 3. Образование 4. Социализация | ( 1 ) специфический процесс познания, управляемый педагогом ( 2 ) целенаправленное управление процессом развития личности ( 3 ) процесс (или результат) освоения уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития ( 4 ) процесс стихийного влияния на личность, в результате которого происходит овладение личностью ролевыми функциями в обществе ( ) процесс, в котором воедино «слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» |
3. Установите соответствие между понятиями и их определениями 1. Педагогическое взаимодействие 2. Педагогическая деятельность 3. Педагогическая технология | ( 1 ) преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях ( 2 ) особый вид профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования ( 3 ) последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач ( ) материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагога и воспитанников с определенной целью |
4. Установите соответствие между понятиями и их определениями. 1. Система 2. Педагогическая система 3. Авторская педагогическая система | ( 1 ) упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и вступающих во взаимодействие с внешней средой как целостное явление ( 2 ) множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе ( 3 ) экспериментальное образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат ведущие психолого-педагогические концепции, нетрадиционные подходы, идеи, разработанные автором или авторским коллективом ( ) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач |
5. Установите соответствие между отраслями педагогики и предметом их изучения. 1. | ( 1 ) исследует основные закономерности образования ( 2 ) изучает возрастные аспекты обучения и воспитания (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) ( 3 ) изучает обучение и воспитание глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, умственно отсталых и детей с задержками умственного развития, детей с нарушениями речи (4 ) предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов |
( ) ( ) ( ) ( ) ( ) | |
( ) ( ) ( ) ( ) ( ) | |
3.Образование как общественное явление и педагогический процесс
Вопрос | |
1. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда … | — стали создаваться социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний — возникла частная собственность, из общины выделилась семья, в роли педагога стали выступать не общины, а родители — произошел отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах — процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием |
2. Образование как общественное явление – это … | — средство развития личности — стихийный процесс освоения социального опыта — целенаправленно организованный процесс управления социализацией — движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания |
3. Образование как педагогический процесс–это… | — движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания — средства развития личности — целенаправленно организованный процесс управления социализацией — стихийный процесс освоения социального опыта |
4. Человек становится личностью в процессе … | — социализации — образования — воспитания -обучения |
5. Социализация личности включает в себя следующие процессы … | — адаптацию, интеграцию, саморазвитие и самореализацию — приспособление, адаптацию, интеграцию — адаптацию, самоопределение — саморазвитие, самоактуализацию, самоутверждение |
— — — — | |
— — — — | |
4.Целеполагание в педагогике
Вопрос | Ответ |
1. К составным частям воспитания относятся … | — физическое воспитание — умственное воспитание — нравственное воспитание — гуманизация воспитания — демократизация воспитания |
2. К целям воспитания, характерным для философской концепции прагматизма, относятся … | — воспитание рационально мыслящего человека — сближение воспитания с жизнью — достижение цели воспитания путем практической деятельности — развитие чувств, интуиции, настроений |
3. На постановку общих целей воспитания влияют … | — идеология и политика государства — потребности общества — требования родителей — представления и стремления прогрессивно мыслящих людей |
4. Всестороннее и гармоничное развитие личности выступает как … | — общая цель воспитания — идеальная цель воспитания — реальная цель воспитания — индивидуальная цель воспитания |
5. Актуальными целями воспитания в современном российском обществе являются … | — развитие личности с высокой социальной активностью, способной быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни — развитие личности с высокой социальной активностью, способной быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни — формировать национальное сознание российского гражданина — воспитание богобоязненной личности, формирование христианских добродетелей — формирование «управляемого индивида» |
— — — — | |
— — — — | |
— — — — | |
5.Методы педагогических исследований
Вопрос | Ответ |
1. К методам изучения педагогического опыта относятся … | — ранжирование — аннотирование — изучение школьной документации — наблюдение |
2. Методы теоретического исследования предназначены для … | — обобщения данных, полученных эмпиричес-ким путем — определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов — установления количественных закономерностей между научными явлениями — исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса |
3. К математическим методам исследования относятся … | — регистрация — шкалирование — цитирование — анкетирование |
4. Методами опроса «лицом к лицу» являются … | — беседа — интервью — анкетирование — тестирование |
5. По конечным целям эксперимент делится на … | — констатирующий — преобразующий — естественный — лабораторный |
— — — — | |
— — — — | |
— — — — | |
6.Педагогический процесс
Вопрос | Ответ |
1. Выявление и разрешение наметившегося противоречия между требованиями жизни и уровнем подготовки школьников является … | — движущей силой совершенствования педагогического процесса — закономерностью педагогического процесса — критерием эффективности педагогического процесса — компонентом педагогического процесса |
2. Целостность педагогического процесса заключается в … | — подчинении всех составляющих его процессов единой цели – формированию всесторонне и гармонично развитой личности — том, что все процессы, образующие общий педагогический процесс, протекают в одних и тех же условиях — том, что процессы, образующие педагогичес-кий процесс, имеют много общего между собой — том, что педагогический процесс не делится на составные части |
3. Исходные требования к педагогическому процессу, определяющие педагогическую деятельность, называются … | — принципами педагогического процесса — этапами педагогического процесса — закономерностями педагогического процесса — структурой педагогического процесса |
4. Принцип, который предполагает такое построение педагогического процесса, при котором то или иное мероприятие (урок) является логическим продолжением предыдущего, – это … | — принцип преемственности, последовательности и систематичности — принцип сознательности и активности учащихся — принцип доступности и посильности — принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников |
5. Объективные, существенные, устойчивые связи между сторонами педагогического процесса и явлениями называются … | — закономерностями педагогического процесса — принципами педагогического процесса — этапами педагогического процесса — структурой педагогического процесса |
— — — — | |
— — — — | |
— — — — | |
ДЕ N 2. Управление образовательными системами
7.Принципы управления образовательными системами
Вопрос | Ответ |
1. Установите соответствие между нижеприведенными принципами управления общеобразовательными системами, выделенными Л.А. Новиковым, и их определениями. 1. Принцип невмешательства 2. Принцип регламентации 3. Принцип адекватности 4. Принцип оперативности | ( 1 ) образовательное учреждение является автономным и активным элементом, самостоятельно выбирающим реализуемые им наборы образовательных программ, соответствующие пропускные способности, распределение имеющихся у него ресурсов ( 2 ) все функции управления должны быть согласованы между всеми уровнями образовательной системы ( 3 ) каждый вышестоящий орган управления должен обладать возможностью переработать информацию о состоянии управляемой системы и выработать соответствующие управляющие воздействия ( 4 ) характерное время выработки и реализации управленческих решений не должно превышать характерное время изменений управляемой системы ( ) каждый орган управления несет ответственность за качество образовательных услуг, предоставляемых управляемыми им образовательными системами |
2. В школе как педагогической системе и объекте управления одним из значимых принципов является уровневый принцип. Установите соответствие между нижеприведенными уровнями и их составляющими 1. Административно-управленческий уровень 2. Уровень коллективного управления 3. Уровень ученического самоуправления | ( 1 ) директор, заместители по учебной, воспитательной, административно-хозяйственной работе, диспетчер ( 2 ) совет школы, педсовет, методическое объединение ( 3 ) учащиеся школы ( ) медицинские работники |
3. Установите соответствие между общими (основными) принципами управления образовательными системами и их содержанием. 1. Принцип демократизации и гуманизации управления 2. Принцип системности и целостности 3. Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации 4. Принцип научной обоснованности | ( 1 ) развитие инициативы не только руководителей, но и педагогов, учащихся, их родителей, приоритетна позиция ценности личности ( 2 ) взаимодействие и взаимосвязь всех управляющих функций ( 3 ) оптимальное сочетание и распределение полномочий при принятии управленческих решений ( 4 ) построение управления на новейших данных науки ( ) участие в принятии решения только руководителя |
4. Установите соответствие между нижеприведенными понятиями и их определениями. 1. Единоналичие 2. Коллегиальность 3. Гуманизация | ( 1 ) руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию ( 2 ) выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, исполнителей конкретных решений ( 3 ) сотрудничество, сотворчество, утверждение субъект-субъектных отношений ( ) область полномочий управленца, круг вопросов, по которым он имеет право принимать решения, знания, опыт, информированность, грамотность |
5. Установите соответствие между понятиями и определениями принципов управления, выделяемых В. П. Симоновым. 1. Принцип целенаправленности управления 2. Принцип кооперации и разделения управленческого труда 3. Принцип функционального подхода 4. Принцип комплексности | ( 1 ) постановка целей с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности ( 2 ) опора управленца на осуществление организации учебного заведения, на коллективное творчество и коллективный разум при реализации всех намеченных планов ( 3 ) данный принцип является условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе обновления, уточнения и конкретизации функций (действий) исполнителей ( 4 ) сочетание целевой направленности управленческой деятельности и ее полифункциональности, то есть комплекс научно обоснованных воздействий ( ) развитие инициативы не только руководителей, но и педагогов, учащихся, их родителей, приоритетна позиция ценности личности |
( ) ( ) ( ) ( ) ( ) | |
( ) ( ) ( ) ( ) ( ) | |
8.Методы, приемы, средства управления образовательными системами
Вопрос | Ответ |
1. Наиболее распространенными формами методической работы в школе являются … | — педагогический совет — методический совет — попечительский совет — методическое объединение |
2. Проблемные семинары и практикумы как форма методической работы в школе | — реализуют цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества — стимулирует самообразовательную деятельность учителей — вводят учителей в круг педагогических инноваций — осуществляют адаптацию учителя в первые годы работы в школе |
3. В состав педагогического совета входят … | — библиотекарь — школьный врач — заведующий школьной столовой — охранник |
4. К принципам аттестации учителей относятся … | — добровольность — целостность экспертных оценок — закрытость — авторитарность |
5. По объекту управления выделяют ________ методы управления. | — федеральные — региональные — административные — хозяйственные |
— — — — | |
— — — — | |
— — — — | |
9.Система образования в РФ
Вопрос | Ответ |
1. Современная система образования РФ представляет собой совокупность взаимодействующих … | — педагогических систем и педагогических технологий — педагогических кадров и СМИ — государственных образовательных стандартов и программ — сети образовательных учреждений и органов управления образованием |
2. Федеральный Закон «О высшем профессиональном и послевузовском образовании» (1996 г.) определяет три уровня (или ступени) высшего образования. Третья ступень предполагает … | — получение неполного высшего образования со сроком обучения 2 года — получение базового высшего образования (бакалавриат) со сроком обучения 4 года — подготовку «дипломированного специалиста» со сроком обучения 5 лет — подготовку «магистра» со сроком обучения 6 лет |
3. К компетенции местных (муниципальных) органов управления образованием относится … | — участие в назначении руководителей муниципальных образовательных учреждений — участие в формировании местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования — установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений различных типов — формирование структуры системы образования |
4. К компетенции государственных органов управления образованием РФ относятся … | — аккредитация и аттестации учреждений — разработка образовательных программ и стандартов — разработка тематики внеклассных мероприятий — контроль за посещаемостью и успеваемостью |
5. Учредителями образовательных учреждений согласно Закону РФ «Об образовании» могут являться … | — органы государственной власти и регионального (местного) самоуправления — общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ — частные фирмы, оказывающие образовательные услуги — организации, незарегистрированные на территории РФ |
— — — — | |
— — — — | |
— — — — | |
10.Образовательные учреждения, их типы
Вопрос | Ответ |
1. Особенностью гимназии является обязательное изучение … | — предметов художественно-эстетического направления — религиозной культуры — предметов физико-математического профиля — нескольких иностранных языков |
2. Структурообразующей единицей (элементом) школы с точки зрения ее учебных подразделений является … | — класс — ученик — педагогический коллектив — родительский комитет |
Образовательным учреждением называется … | — учреждение, осуществляющее образова-тельный процесс, реализующее образова-тельные программы и обеспечивающее содержание обучения и воспитания детей — система подчинения нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим организациям — система деятельности, направленная на оказание квалифицированной помощи личности в выборе сферы своей будущей профессиональ-ной деятельности — степень и вид профессиональной обученности, наличие и характер общей и профессиональной компетентности и мастерства |
3.Центром образования называется учреждение, в котором реализуются образовательные программы … | — начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, соотносящиеся с адекватными дополнительными образовательными программами — начального общего образования — основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие гуманитарную ориентацию — основного общего образования |
4. Высшим руководящим органом школы является … | — конференция — совет школы — методическое объединение — психолого-педагогический консилиум |
— — — — | |
— — — — | |
studfiles.net
9) Какие общие факторы влияют на постановку цели воспитания:
А. требования родителей;
Б. потребности общества;
В. представления и стремления прогрессивно мыслящих людей;
Г. потребности производства;
Д. идеал человеческого воспитания;
Е. экономический уровень развития общества;
Ж. требования христианских добродетелей;
3. требования господствующего класса;
И. способ производства;
К. возможности учителей и воспитателей;
Л. физиологические и психологические возможности детей;
М. уровень цивилизованности общества;
Н. идеология и политика государства;
О. уровень развития педагогической науки и практики;
П. возможности учебно-воспитательных заведений.
10) Гуманистическая педагогика:
А. стремится изменить воспитанника;
Б. исходит из приоритетности знаний педагога;
В. не стремится к изменению ныне существующей целевой установки школы;
Г. принимает воспитанника таким, каким он есть;
Д. не требует от учителя переориентации внутренних установок.
11) Как должен выглядеть педагог:
А. модным, экстравагантным, одетым по-молодежному;
Б. внешность и одежда не имеют значения;
В. как английский джентльмен: после его ухода остается хорошее впечатление, но бывает очень трудно вспомнить, во что он был одет;
Г. на два-три шага отставать от моды.
12) Что вы понимаете под содержанием образования:
А. это не что иное, как перечень предметов, которые должны изучаться в школе, количество часов на их изучение и указание тем, разделов;
Б. такой круг знаний, который отбирает каждый учащийся для своего развития, удовлетворения интересов, склонностей, потребностей;
В. это система знаний, умений, отобранных для изучения в школе, овладение которыми обеспечивает основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к деятельности;
Г. правильного ответа нет.
13) Из перечисленных альтернатив выберите те, которые означают основные категории теории воспитания:
А. воспитание;
Б. образование;
В. развитие;
Г. умение;
Д. навыки;
Е. преподавание;
Ж. классно-урочная система;
3. учение;
И. обучение;
К. структура;
Л. знания;
М. класс;
Н. цель;
О. содержание;
П. эффективность;
Р. организация;
С. форма;
Т. метод;
У. средства;
Ф. альтернатива;
X. процесс;
Ц. таксономия;
Ч. формирование;
Ш. компьютеризация;
Щ. результаты.
14) Метод воспитания — это:
А. путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знания последним;
Б. исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса;
В. способ сотрудничества учителя с учащимися.
15) Укажите группу, в которой названы основные составные части воспитания:
А. умственное воспитание, интеллектуальное развитие, политехническое образование, духовная зрелость, общая эрудиция;
Б. нравственное воспитание, духовное совершенствование, энциклопедичность знаний, трудовая зрелость, политехнический кругозор;
В. умственное воспитание, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание;
Г. физическое воспитание, трудовое воспитание, интеллектуальное богатство, нравственная чистота, политехническая подготовка.
16) Укажите группу, в которой перечислены социальные роли человека, к выполнению которых его должно готовить воспитание:
А. воспитанный человек, гуманист, природолюб;
Б. знаток этикета, эколог, семьянин;
В. гражданин, работник, семьянин;
Г. гражданин, патриот, интернационалист.
17) В какой группе перечислены методы стимулирования:
А. рассказ, объяснение, беседа, личный пример;
Б. поощрение, наказание, соревнование;
В. упражнение, поощрение, приучение, требование, поручение;
Г. беседа, принуждение, воспитывающие ситуации, контроль.
18) Поощрение — это:
А. способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций одноклассников и с целью закрепления положительных качеств;
Б. метод воспитания, который предполагает вынесение воспитаннику благодарности;
В. метод воспитания, когда воспитатель поощряет воспитанника с целью формирования положительного отношения к своим обязанностям;
Г. метод вознаграждения за хорошие поступки;
Д. прием стимулирования деятельности воспитанников.
19) Соревнование — это:
А. это игра, в которой определяется победитель;
Б. путь к закреплению достигнутых результатов;
В. метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижениями других участников;
Г. метод установления превосходства одних воспитанников над другими;
Д. стремление к приоритету любыми путями.
20) Наказание — это:
А. метод воспитания, проявляющийся в форме требования;
Б. решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия;
В. способ воздействия на воспитанников с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.
21) Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:
А. общественный регресс;
Б. снижение уровня жизни;
В. упадок морали;
Г. обострение конфликта поколений;
22) Среди условий правильного семейного воспитания некоторые сформулированы неверно. Найдите их:
А. педагогическая культура родителей;
Б. систематические наказания детей;
В. задабривание детей;
Г. участие в совместных делах;
Д. потакание детям во всем;
Е. слежка за каждым шагом ребенка;
Ж. педагогический такт родителей;
3. знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;
И. опора на положительное;
К. природосообразность воспитания;
Л. гуманизация отношений;
М. связь с общественным воспитанием.
Коллоквиум по теме: «Психика. Сознание. Деятельность»
1. Человеческий индивид, включенный в систему межличностных и социальных отношений, субъект сознательной деятельности обозначается понятием ….
2. Свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемых при этом психических образов целесообразно регулировать деятельность человека и его поведение называется….
3. Система отношений к предметам, явлениям, которая выражается в мировоззрении личности, называется… личности.
4. Мысли, стремления, чувства, связанные с осознанием потребности, порождающие цели, называют… деятельности, поведения.
5. Сознательно усвоенный способ выполнения действий, который обеспечивается совокупностью знаний и навыков, -….
6. Факт принадлежности человека к человеческому роду фиксируется понятием..
7. Одна из форм направленности личности, окрашенная положительными эмоциями, связанная с проявлением познавательной потребности, называется….
8. Утверждение, что психика — это особое свойство мозга, которое реально существует, но не является материальным, выражает суть … понимания психики.
9. Психологи-материалисты признают биологический фактор как природные предпосылки развития способностей, обозначая его понятием ….
10. Особый класс субъективных психических состояний, сущность которых составляют переживания человека своего отношения к тому, что он делает, познает, чувствует, — это … и … .
11. Человек как субъект познания и активного преобразования действительности, носитель социальных характеристик в ходе жизни становится……..
12. Психофизиологический механизм, который служит предпосылкой приобретения информации, ее переработки и применения и выражается в относительно устойчивой структуре умственных способностей, называют….
13. Основной источник активности человека и животных -….
14. Совокупность устойчивых мотивов, определяющих поведение личности независимо от конкретных условий, есть … личности.
15. Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей, — это ….
16. Частично автоматизированные действия, полученные в результате упражнений, — это ….
17. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности, называется ….
18. Утверждение, что психика не зависит от внешних причин и познаваема только самим человеком в ходе самонаблюдения, является. . . .
19. Совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета, называют … компонентом нашей психики.
20. Индивидуально-типологические свойства личности, обладая которыми человек может успешно овладевать той или иной деятельностью, называют ….
studfiles.net
I. Заполните пропуски
Цель воспитания | — это то, к чему | воспитание стремится |
Цель воспитания -решаемых воспитс | —это также……… анием………………. | система задач |
Выделяются ……………………………… и ………………………….. цели воспитания | общие, индивидуальные |
132
Определяющим фактором при по- политика, становке общей цели всегда явля- идеология ются … ………………………………………..
II. Какие общие факторы влияют на постановку цели воспитания?
1. Требования родителей.
2. Потребности общества.
3. Представления и стремления прогрессивно мыслящих людей.
4. Потребности производства.
5. Идеал человеческого воспитания.
6. Экономический уровень развития общества.
7. Требования христианских добродетелей.
8. Требования господствующего класса.
9. Способ производства.
10. Возможности учителей и воспитателей.
11. Физиологические и психологические возможности вос-питуемых.
12. Уровень цивилизованности общества.
13. Идеология и политика государства.
14. Уровень развития педагогической науки и практики. 15- Возможности учебно-воспитательных заведений.
Многообразие целей воспитанияПоражает не столько число целей воспитания, сколько разнообразие подходов, концепций, взглядов и мнений, послуживших основанием для тех или иных формулировок
целей.
Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в античном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью — по этому вопросу их мнения расходились. Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной
чистоты.
Я. А. Коменский безгранично верил в силу воспитания. Эпиграфом сочинения «Материнская школа» он взял слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в пра-
133
вильном воспитании юношества». По мнению Я.А. Комен-ского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).
Английский философ и педагог Д ж. Л о к к считал, что главная цель воспитания — сформировать джентльмена — человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно». Этот джентльмен должен быть, кроме того, человеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.
К. Гельвеций, французский материалист, утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, т. е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспитателя — «раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них граждан… здравомыслящих и чувствующих людей… сформировать патриотов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального».
Ж. Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо человеку потому, замечает он, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания — создать человека. «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет — соглашаюсь с этим — не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».
И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, говорит, что цель воспитания — развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей человека».
Уже отмечался вклад в формирование прусской системы воспитания философа и педагога Э. К а н т а. На воспитание Кант возлагал большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню:
134
«Дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т. е. для идеи человечества, и сообразно его общему назначению». Последователь Канта немецкий педагог Ф. Р е и н конкретизирует эту цель: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчивого ко всему заслуживающему внимания, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».
Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. Идеал воспитания — добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитывать людей, умеющих приспосабливаться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок.
Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. В. Г. Белинский в 40-х годах XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом. А. И. Г е р ц е н был убежден в том, что цель воспитания — подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом. Н. Г. Чернышевский ставит перед воспитанием благородную цель — подготовить человека общественного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, под которым Н. Г. Чернышевский понимал своеобразное сочетание личного с общественным.
«Мы смело высказываем убеждение, — писал великий русский педагог К. Д. У ш и н с к и и, — что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями»1.
В русской дореволюционной педагогике цель воспитания выводилась из трех начал — православия, самодержавия, народности. Автор дореволюционного «Курса педагогики, дидактики и методики» А. Тихомиров следующим образом определяет цель воспитания: «Разумный и добрый человек — вот незыблемая и бесспорная цель воспитания,
‘ Ушинский КД. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. — М., 1948. — Т. 2. — С. 551
135
как понимает ее и слово Божие, и здравый смысл народа». Таких же взглядов придерживается и другой известный русский дореволюционный педагог — М. Д е м к о в. «Громадную роль в жизни людей, — писал он, — играют религия и нравственность. Нравственное поведение человека во многом зависит от влияния этих культурных факторов. Укрепление их влияния составляет задачу нравственно-религиозного воспитания»1. Народность — важное требование русской дореволюционной системы воспитания. В учебной книге по педагогике, вышедшей в 1913 г., ясно сказано, что молодое поколение надо воспитывать для общества. «Создать свободных и полезных членов общества, делающих ему честь своими делами, повышающих его силу, улучшающих его качество, — в этом существенная цель всякого воспитания, начиная с примитивнейшего военного и кончая сложным культурным»2.
j Цели воспитания в современной школеСреди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания, — обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую формулировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения. В разное время в понятие всестороннего гармонического развития вкладывается различный смысл.
Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Мон-тень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Компанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего гармонического развития приобретает иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения в процесс все-
136
‘ Демков М.И. Курс педагогики. — М., 1916.’ — Ч. II. — С. 6. 2 Начальный курс педагогики. — М., 1913. — С. 4.стороннего гармонического развития труда, соединения воспитания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельве-ций, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умственное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.
Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием идей видных философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя. Цель воспитания в будущем коммунистическом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов и типа общественных отношений. Они считали, что при коммунизме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всех областях техники, общественного производства человечество достигнет высокого уровня развития, когда не будет существенных различий между умственным и физическим трудом, можно ставить цель всестороннего и гармонического развития людей.
К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из предпосылки, что будущее человечества во многом зависит от того, как направлено воспитание подрастающих поколений, ставили перед революционным пролетариатом важнейшую задачу — бороться за новые требования в области воспитания и образования, за новую систему народного образования. «Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса», — писал К.Маркс’.
Трудности и ошибки в реализации цели воспитания — формировании всесторонне и гармонически развитой личности — потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.
• Маркс К. Коммунистический манифест // Поли. собр. соч. — Т. 4. -С. 443.
137
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.
При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом. 1
Совершенный человек — наивысшая цель воспитания, . идеал, к которому должно стремиться воспитание. Рождена эта цель верой в могущество воспитания и признанием несовершенства человеческой природы. Цель общества состоит в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие всех людей. Это соответствует природе человека как общественного существа, стремящегося к самоутверждению, проявлению всех своих природных задатков и способностей, ибо призвание, назначение всякого человека, пришедшего в этот мир, — всесторонне развивать все свои способности.Есть ли разумная альтернатива этой цели? Что можно противопоставить этому идеалу? При каких условиях может быть поставлена и достигнута эта цель?
Законы воспитания, убеждаемся еще раз, действуют неумолимо. Там, где цели опережают уровень общественного развития, где для их осуществления еще не созданы условия, неизбежны ошибки, приводящие к отступлению или даже полному отказу от намеченных задач.
studfiles.net
К определяющим факторам, влияющим на постановку целей воспитания, относятся идеология и политика государства.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 29Следующая ⇒В прошлом почти повсеместно считалось, что основная функция человечества в мире, помимо выживания, заключается в служении Богу. Детей постоянно наставляли и призывали к преодолению дурных черт характера, чтобы вырасти и быть угодными Господу.
В некоторых странах, например, в Китае, полагали, что превыше всего – служение Родине. Исходя из этого, в детях воспитывали такие добродетели, как законопослушание, коллективизм, старательность, приверженность важнейшим принципам нации.
В других странах считалось, что дети рождаются и вырастают, чтобы служить целям большой семьи или клана, и должны готовить себя к занятиям, наиболее важным для семьи.
В настоящее время детям дают понять, что они могут устанавливать в жизни собственные цели и выбирать род занятий в соответствии со своими наклонностями.
Воспитание молодого поколения должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма. Гуманизм – это система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.
Огромное влияние на развитие теории гуманистического воспитания оказали педагогические идеи великих греческих философов (Аристотеля, Платона, Сократа, Демокрита) Например, Аристотель (384–322 до н.э.) целью воспитания считал формирование деятельной, волевой, самостоятельной личности.
Английский мыслитель, гуманист, родоначальник утопического социализма Томас Мор (1478–1535) большое значение придавал воспитанию подрастающего поколения в духе гуманистической морали, его гармоническому физическому воспитанию, призывал к равенству образования мужчин и женщин, соединению обучения с трудом.
Томаззо Кампанелла (1568–1639) – итальянский гуманист эпохи Возрождения, один из наиболее ярких представителей раннего утопического социализма утверждал, что воспитание должно носить полностью общественный характер и быть одинаковым для всех граждан государства. Она должно развивать все силы и способности личности.
Позднее положительные идеи гуманизма были развиты выдающимся педагогом семнадцатого века Я.А. Коменским. Он обосновал необходимость создания единой школы, куда принимались бы все дети без сословных, имущественных, половых ограничений. Цель воспитания по Я.А. Коменскому – это воспитание настоящего человека.
Похожие идеи развивали Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций и противоречащий последнему Д. Дидро.
В начале девятнадцатого века возникли идеи утопического социализма Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, В. Вейтлинга, которые в своих произведениях рисовали будущее общество.
Наиболее стройное и интересное учение о воспитании было разработано Робертом Оуэном (1771–1858). Целью воспитания он считал всестороннее развитие личности, а также обязательное присутствие физического труда.
Януш Корчак целью воспитания ставил полное, свободное и гармоничное развитие каждого конкретного ребенка, формирование личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. Признавая ребенка субъектом воспитания, Я. Корчак призывал в работе с детьми осуществлять индивидуальный подход, создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, любви и уважения.
Согласно К.Д. Ушинскому, важнейшими целями воспитания являются: 1) формирование мировоззрения, моральных принципов, взглядов на жизнь, системы убеждений, которые К.Д. Ушинский считал главной дорогой человеческого поведения; 2) развитие нравственных, эстетических чувств и самого высокого из них – патриотизма, который он называл «общественным цементом»; 3) воспитание навыков и привычек поведения.
Цель воспитания по А.С. Макаренко – воспитание чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины.
К целям воспитания, характерным для философской концепции прагматизма, относятся сближение воспитания с жизнью и достижение цели воспитания путем практической деятельности.Основатели прагматической философии Ч. Пирс и У. Джемс.
Сегодня основной целью (идеалом) воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Актуальными целями воспитания в современном российском обществе являются развитие личности с высокой социальной активностью, способной быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, дать каждому школьнику базовое образование и культуру, формировать национальное сознание российского гражданина.
Важными целями воспитания являются высокое качество образования, формирование творческой самостоятельности, гуманной и внутренне свободной личности.
Основные структурные компоненты всестороннего развития личности (традиционные составные части воспитания): умственное воспитание, трудовое воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.
К конкретным задачам воспитания относятся подготовка к выбору профессии и воспитание гражданина. Первая является задачей трудового воспитания, а вторая – нравственного.
Гармоничное (от греч. harmonia — согласованность, стройность) развитие означает, что все стороны личности должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.
Тема 4.5. Основные категории педагогики
По данной теме студент должен знать: основные категории педагогики
Уметь:анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки, пользоваться понятийным аппаратом педагогики
Литература:
Педагогика : учеб. / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М. : Школа-Пресс, 2004. – 512 с.
Смирнов, В. И. Общая педагогика : учеб. пособие / В. И. Смирнов. – Изд. второе, перераб., испр. и доп. – М. : Логос, 2003. – 304 с.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М. : Школа-Пресс, 2004. – 512 с.
Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 2006. – 512 с.
Материалы для подготовки к теме
Основными категориями педагогикиявляются: воспитание (основная категория педагогики как науки), обучение, развитие, образование, формирование.
Также в число основных категорий педагогики входят: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — экспериментальное образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат ведущие психолого-педагогические концепции, нетрадиционные подходы, идеи, разработанные автором или авторским коллективом.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА — изучает возрастные аспекты обучения и воспитания (дошкольная, школьная, педагогика взрослых)
ВОСПИТАНИЕ – 1) как общественное явление: социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами; 2) как педагогическое явление: целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 3) совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. Целенаправленное управление процессом развития личности.
Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. Воспитание в широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Воспитание в узком педагогическом значении – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА — изучает обучение и воспитание глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, умственно отсталых и детей с задержками умственного развития, детей с нарушениями речи.
ОБРАЗОВАНИЕ – процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений и обеспечения на этой основе соответствующего развития личности в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). Образование получают в процессе обучения и воспитания. Это процесс (или результат) освоения уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития. Достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.
Образование как процесс – освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
mykonspekts.ru
§ 3. Классификация целей воспитания
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
МОРЕВА Н. А.
ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Цель воспитания – это идеальная модель личности воспитанника, на которую должен быть сориентирован воспитательный процесс.
Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Но существуют их общепринятые трактовки: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; приобщение человека к культуре; воспитание социально компетентной личности, автономной личности; эмансипация, свободное развитие личности.
В структуре воспитания различаются две категории целей, ее сопровождающие: цели жизнедеятельности и цели воспитательной деятельности.
Первые представляют собой набор частных целей, важных для личности и реализуемых ею с особой тщательностью: учебные, трудовые, бытовые цели. Среди них выделяют цели далекие и близкие, личные и коллективные.
Цели воспитания личность должна не только осознать, но и принять как собственные, т. е. цели жизнедеятельности, а этого довольно трудно добиться.
В педагогической теории и практике встречаются три вида целей воспитания, которые отражают:
– представления о желаемых качествах поведения личности;
– представления о том или ином желаемом наборе черт личности;
– представления о желаемых характеристиках глубинных качеств личности (образа Я, личностных смыслов и т. п.).
Выделяют три уровня целеполагания в воспитании.
Первый уровень – идеал воспитания, который фиксируется в законодательных актах государства, поскольку он представляет собой социальный заказ общества, тот воспитательный идеал, который соответствует этому заказу и принимается социумом.
Второй уровень – образ социально желаемой подготовки личности на уровне воспитательных устремлений. Этот образ определяется как выполнение социального заказа и реализуется в разнообразных воспитательных системах, которые присутствуют на тот момент в обществе.
Третий уровень – уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации. Здесь следует говорить о личностно ориентированной парадигме воспитания, которая в центр воспитания ставит развивающуюся личность; человекоцентристский принцип составляет ее основу. Акцент в воспитательной работе смещается с воспроизводства к развитию креативной, творческой, ориентированной на систему ценностей личности.
Цели воспитания в современных условиях – целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию.
На сегодняшний день список этих конкретизирующих общую идею целей таков.
Целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к самопознанию, интереса к своему «Я», своим отношениям, возможностям.
Целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения интересов своего развития.
Целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к самореализации как реализации в деятельности и общении своего творческого и личностного потенциала.
Целенаправленное влияние на развитие потребности и способности к личностной саморегуляции, регуляции своего психического и физического состояния, самооценки.
Целенаправленное влияние на развитие потребности и способности в совместном развитии, развитии себя через развитие другого. Вот ее возможная формулировка: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.
Главная цель современного воспитания – создание условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих их успешное развитие54.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
СЕДОВА Л. Н., ТОЛСТОЛУЦКИХ Н. П.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Принято различать общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека.
Общая цель воспитания, представляющая собой так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Ее принято рассматривать как цель-идеал, отражающую в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о гармонично развитом человеке и его предназначении в жизни общества.
Индивидуальная цель воспитания выделяется в силу того, что каждый человек уникален и неповторим, ему свойственны его собственные возможности, устремления, своя линия развития. Но вместе с тем он является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, требованиям и нормам. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.
Цель воспитания содержит нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности, что выражается в следующем:
с точки зрения нравственности идеальный человек является носителем общечеловеческих норм морали и высоких духовных ценностей;
как суверенная личность он руководствуется высокими моральными принципами, в выборе поведения свободен от внешних влияний и соображений выгоды;
в общественной жизни он стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созиданию материального и духовного блага;
он заботится об экологической целостности природы, культурном развитии, нравственной чистоте и единении общества;
он непримирим ко злу в любых его проявлениях (война, кровопролитие, национальная рознь, преступность, насилие над человеком, социальная несправедливость, неравенство между людьми и др.).
В отличие от абстрактного идеала цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, граждански устойчивую личность, способную вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самой себя. Это достигается максимально полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.
Цель деятельности воспитателя содержит ряд частных целей, которые принято рассматривать как воспитательные задачи, отражающие установку на конкретное воспитательное мероприятие, определенный отрезок времени и др. Таким образом, в ходе воспитательного процесса педагог имеет дело с системой целей, образующих иерархическую структуру:
1) общая (генеральная) цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности и указывающая общие направления деятельности для всех учебно-воспитательных учреждений общества, определяющая характер педагогической деятельности вообще;
2) педагогические цели на определенном этапе формирования личности;
3) оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия55.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
РОЖКОВ М. И., БАЙБОРОДОВА Л. В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСА
В ШКОЛЕ
В воспитательном процессе педагогу приходится участвовать в целеполагании разного уровня. Существует большое разнообразие целей и подходов к их классификации.
Прежде всего, различают общие, групповые и индивидуальные цели воспитания.
Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей; как групповая – у людей, которые участвуют в совместной группе; как индивидуальная, когда предполагается воспитание отдельного человека. Важно, чтобы в определении целей воспитания участвовали педагоги, учащиеся, а родители имели возможность выразить свой заказ.
Общая цель может быть задана группе извне, может быть выработана самой группой, или она формируется в единстве внешнего задания и внутренней инициативы группы. По-разному также может идти определение способов достижения целей.
Мы условно выделяем следующие типы целеполагания: «свободное», «жесткое» и «интегрированное», сочетающее элементы первых двух. Кратко охарактеризуем эти типы
При свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; при жестком – цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. Свободное целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие.
При жестком целеполагании цели однотипны, но для одних они могут оказаться заниженными, для других – недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности.
При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.
studfiles.net
Библиотека — Подласый И.П. — Педагогика
При феодализме основные классы — феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов — рыцарское воспитание, а для детей крестьян — трудовое, в «школе» под открытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают «рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем большинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев населения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раз- Двоение целей, которое мы наблюдаем и в этом обществе, выражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства.
Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных классов — буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс Создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики, общественных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.
На смену раннему (классическому) капитализму идет (пришел) развитый капиталистический строй, называемый посткапиталистическим (рыночным, демократическим и т. п.). Этот строй характеризуется более высоким уровнем развития производственных и общественных отношений. В русле исторического процесса попытку построения социализма и коммунизма в нашей стране также можно рассматривать как не увенчавшийся успехом способ перехода к более совершенным общественным отношениям. При всем многообразии посткапиталистических форм и отношений, существующих в мире, общая зависимость целей воспитания от способа производства сохраняется.
Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации.
Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них — темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т. п.
Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
I. Заполните пропуски
Цель воспитания — это то, к чему |
воспитание стремится |
|
Цель воспитания — это также |
система |
|
решаемых воспитанием |
задач |
|
Выделяются и |
общие, |
|
|
индивидуальные |
|
Определяющим фактором при по |
политика, |
становке общей цели всегда явля |
идеология |
ются |
|
II. Какие общие факторы влияют на постановку цели воспитания?
Требования родителей.
Потребности общества.
Представления и стремления прогрессивно мыслящих
людей.
Потребности производства.
К оглавлению
libbook.net
ПЕШКОВА В.Е. Теория обучения и воспитания. УМК
1.просветительская
2.воспитательная
3.коррекционная
4.развивающая
3. Сущность процесса обучения состоит в единстве…
1.учителя и администрации
2.уроков и домашней подготовки
3.преподавания и учения
4.реализации учебно-познавательныхзадач
4. К моделям обучения в дидактике относят…
1.автоматизированное
2.проблемное
3.объяснительно-иллюстративное(сообщающее)
4.программированное
5.Процесс формирования у школьников системы научных знаний, умений, навыков происходит в результате…
1.самообразования
2.помощи родителей
3.получения информации средствами массовой коммуникации
4.целенаправленной деятельности учителя
6. Основными характеристиками процесса обучения являются…
1.стабильность методов и форм обучения
2.соответствие результата обучения его целям
3.направленность на решение учебных задач
4.организованное взаимодействие учащихся и учителей
7. Учебная программа определяет…
1.содержание и объем знаний по каждому учебному предмету
2.порядок изучения учебных дисциплин
3.количество учебных предметов
4.количество часов, которое отводится на изучение определенных тем, вопросов
курса
8. Результатами процесса обучения являются…
1. гуманизация
71
2.выносливость
3.эрудиция
4.умение учиться
5.акселерация
9. Признаками процесса обучения являются…
1. слабая управляемость
2. целенаправленность
3. комплексность
4. односторонний характер
10. Дидактическими функциями учебников и учебной литературы являются…
1. мотивационная
2. информационная
3. материализованная
4. альтернативная
11. Проблемное обучение способствует…
1. быстрому запоминанию фактов и понятий;
2. формированию умений использовать знания в нестандартной ситуации
3. эффективному управлению процессом обучения
4. развитию умений анализировать и обобщать
12. К современным технологиям обучения относятся…
1.игровые
2.личностно-ориентированные
3.объяснительно-репродуктивные
4.развивающие
Приложение 10
Тесты к занятию № 10. Воспитание и его место в целостной структуре образовательного процесса
1. Влияние на развитие мотивационно-ценностнойсферы человека составляет сущность…
5.воспитания
6.развития
7.образования
8.обучения
2. Под воспитанием понимают…
1.составную часть образования, в процессе которого человек готовится к жизни, к практической деятельности
2.искусственно организованную познавательную деятельность, обеспечивающую ускорение индивидуального психического развития личности
3.организованный и целенаправленный процесс формирования личности человека в соответствии с потребностями общественно-экономическогоразвития
4.совокупность формирующих воздействий всех социальных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социокультурного опыта, нравственных норм и ценностей
3. Цели воспитания имеют ___________ характер.
5.конкретно-исторический
6.личностно-ориентированный
7.образовательный
8.постоянный, вневременной
4.Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом составляет цель…
5.обучения
6.авторитарного воспитания
7.гуманистического воспитания
8.социального воспитания
5. Составными частями целей воспитания являются__________ воспитания.
5.содержание
6.формы и методы
7.задачи
8.приемы и средства
6. Факторами социального воспитания являются…
1.детские общественные организации
2.семья
3.Интернет
4.образовательное учреждение
7. Под содержанием воспитания понимают…
1. систему ценностных отношений, формируемую при взаимодействии педагога с ребенком в различных видах деятельности
73
2.организуемый процесс передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта
3.систему знаний, убеждений, навыков, качеств личности, устойчивых привычек поведения, которыми должна овладеть личность
4.план становления личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности
8. К принципам воспитания относятся…
1.стимулирование активности личности
2.опора на положительные качества личности
3.материальное поощрение воспитанников
4.признание личности ребенка как ценности
9. Содержание воспитания включает…
1.нравственное воспитание
2.индивидуальное воспитание
3.физическое воспитание
4.эстетическое воспитание
10. Воспитание определяется как…
1.целенаправленная деятельность по передаче социально-культурногоопыта, накопленного предшествующими поколениями
2.процесс количественных и качественных изменений в организме и личности человека под воздействием разнообразных факторов
3.целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью подготовки к трудовой жизни
4.целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования характера, морально-волевыхкачеств, норм и правил поведения в обществе, мировоззрения
11. Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование
_________ качеств
1.трудовых
2.эстетических
3.нравственных
4.волевых
12. Воспитание – это…
1.скрытый процесс
2.процесс, который носит общественный характер
3.процесс, имеющий пространственно-временныеграницы
4.открытый процесс
13. Гуманистическое воспитание имеет своей целью…
5.организацию опыта жизни в обществе
6.преобразование внутренних структур психики ребенка
7.гармоничное развитие личности
8.реализацию государственной политики в области воспитания
14. Принцип гуманизма требует и провозглашает в воспитании…
1.учитывать условия места и времени, в которых родился и ребенок
2.проявлять педагогический оптимизм
3.отказаться от возможности самоутверждаться за счет ребенка
4.опираться на естественное, природное развитие ребенка
15. Наиболее значимые критерии оценки результативности воспитательной деятельности – это…
1. уровень воспитанности детей
2. разнообразие применяемых педагогом видов и форм деятельности воспитанников
3. систематическое и последовательное совершенствование личности
4. хорошо организованный коллектив
16. Идеальное представление о результате педагогической деятельности называется…
5.педагогической концепцией
6.ценностью педагогической деятельности
7.моделью педагогического взаимодействия
8.целью воспитания
17. Всесторонне гармоничное развитие личности является ___________ целью воспитания.
5.частной
6.конкретно-исторической
7.оперативной
8.общей
18. К общим целям воспитания относится…
5.всестороннее и гармоничное развитие личности
6.сохранение неповторимости каждой личности
7.эмоциональное развитие личности
8.выявление природных задатков каждого человека
75
19. Цели воспитания является определяющими для ____________ воспитания.
5. содержания
6. методов и приемов
7. результатов
8. всех компонентов системы
20. Цели воспитания…
5. зависят от глобальных, общемировых проблем 6. не зависят от состояния общества, находятся вне времени
7. зависят от настоящего и будущего состояния общества
8. вытекают из проблем состояния общества
21. На постановку цели воспитания НЕ влияет…
5. уровень развития педагогической науки и практики
6. уровень социально-экономическогоразвития общества
7. способ производства
8. идеология и политика государства
22. Главной целью физического воспитания является…
5. укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни
6. обеспечение спортивных достижений
7. обучение новым видам движений
8. формирование гигиенических навыков и культуры поведения
23. В рамках гуманистической парадигмы цели воспитания определяются как…
5.социально желаемое состояние личности
6.диагностируемый результат воспитания
7.внешний социальный план развития личности
8.помощь личности в разностороннем развитии
Приложение 11
Тесты к занятию № 11. Коллектив как объект и субъект процесса воспитания
1. Установите логическую последовательность этапов организации коллективно творческой деятельности
1.коллективная организация дела
2.коллективное проведение творческого дела
3.Ближайшие последействия коллективной деятельности
76
4.коллективное планирование дела
5.предварительная работа воспитателя
6.коллективное подведение итогов дела
2. Расставьте авторов, разрабатывавших теорию коллективного воспитания, и их работы в хронологической последовательности
1.Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» -1
2.Коломенский Я.Л. «Психология детского коллектива»- 3
3.Сухомлинский В.А. «Мудрая власть коллектива» -2
4.Лутошкин А.Н. «Как вести за собой» -4
3. Укажите последовательность развития группы по предложенным определениям
1.группа единомышленников, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся результатов на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, ценностей -4
2.группа незнакомых людей, у которой отсутствует совместная деятельность. Общение кратковременно, поверхностно, ситуативно- 1
3.группа активно взаимодействующих людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей. Происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов- 3
4.группа людей, объединенных совместной деятельностью, вырабатываются элементарные групповые нормы поведения, происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий- 2
4. Установите логику развития требований в детском коллективе в педагогической системе А.С. Макаренко
1.актив предъявляет требования к воспитанникам- 2
2.воспитатель предъявляет требования к активу- 1
3.воспитанники предъявляют требования друг к другу- 3
4.воспитанники предъявляют новые требования к педагогу- 4
5.Выберите из предложенных виды контактных малых групп и расположите по уровню их сформированности
1.диффузная группа- 1
2.коллектив- 4
3.ассоциация- 3
4.кооперация- 2
Приложение 12
Тесты к занятию № 12. Средства и методы педагогического воздействия на личность
1. Установите соответствие между группой методов и формой методов.
1.Методы формирования сознания и самосознания-4
2.Методы формирования способов деятельности и поведения-2
3.Методы стимулирования и коррекции-3
4.Методы контроля и самоконтроля в воспитании-1
1.поощрение, наказание, соревнование
2.упражнение, поручение, педагогическое требование, общественное мнение
3.педагогический консилиум, беседа, анкетирование
4.рассказ, беседа, диспут, убеждение
2. Установите соответствие между названием метода и характеристикой метода.
1.Убеждение-4
2.Пример-2
3.Поощрение-1
4.Приучение-3
1.выражение одобрения поступка воспитанника, направленное на переживание положительных эмоций
2.воздействие на чувства и поведение воспитанников впечатляющим образом; дает конкретные образцы для подражания
3.интенсивное выполнение упражнения, применяемое для формирования нужного качества
4.словесное воздействие на воспитанников, направленное на формирование нравственных понятий личности
3. Установите соответствие между названием метода и требованием к применению метода.
1.Рассказ-4
2.Диспут-3
3.Наказание-2
4.Поручение-1
1.должен стимулировать инициативу и самостоятельность, учитывать индивидуальные особенности воспитанника и быть посильным для выполнения
2.должен быть понятным воспитаннику и справедливым, требует большого педагогического такта
3.требует наличия противоречивых точек зрения участников по обсуждаемой проблеме, культуры организации
4.должен соответствовать социальному опыту детей, должен быть эмоциональным, способствовать сопереживанию
4. Установите соответствие направления воспитания и характерных форм, методов воспитания.
1.Нравственное воспитание-2
2.Физическое воспитание-4
3.Эстетическое воспитание-1
4.Трудовое воспитание-3
1.экскурсия, художественная самодеятельность
2.дискуссия, акции милосердия, волонтерская деятельность
3.самообслуживание, дежурство, работа на пришкольном участке
4.соревнование, эстафета, зарядка
5.Установите соответствие возраста и метода воспитания.
1.Дошкольный возраст-4
2.Младший школьный возраст-2
3.Подростковый возраст-3
4.Юношеский возраст-1
1.лекция, диспут, социальный проект
2.поручение, беседа, соревнование
3.дискуссия, моделирование жизненных ситуаций
4.игра, рассказ
6. Установите соответствие между отдельными методами воспитания и группами методов.
1.Методы формирования сознания-2
2.Методы организации деятельности-3
3.методы стимулирования положительного поведения-1
4.Методы контроля и самоконтроля-4
1.требование, общественное мнение, постановка перспективы
2.разъяснение, рассказ, беседа, пример
3.упражнение, приучение, поручение, игровые ситуации
4.педагогический консилиум, анкета, наблюдение
7. Сопоставьте механизмы социализации и методы воспитания, которые обеспечивают их функционирование.
1.Социальная адаптация-4
2.Социальная идентификация-2
3.Социальная фасилитация-1
4.Социальная ориентация-3
1. личный пример
79
2.поощрение
3.педагогическое требование
4.приучение
8. Сопоставьте средства направлениям воспитания, которым они помогают успешно решать задачи воспитания.
1.Временные и постоянные домашние поручения
2.Соблюдение режима дня
3.Посещение музеев и художественных выставок
4.Наблюдение за животными и растениями
1.экологическое воспитание-4
2.эстетическое воспитание-3
3.физическое воспитание-2
4.трудовое воспитание -1
9. Сопоставьте вид наказания и его характеристику.
1.Словесные осуждения-3
2.Ограничение в правах-2
3.Изменение отношения к детям-4
4.Форма естественных последствий-1
1.лишение доверия, отстранение от важного дела
2.лишение удовольствия, ограничение в пространстве
3.замечание, порицание, выговор в приказе директора
4.испортил – почини, плохо сделал – переделай
10. Сопоставьте формы воспитания и их основные воспитательные возможности.
1.Творческий праздник-3
2.Творческая игра-4
3.Творческое дело-2
4.Мероприятие-1
1.способствует овладению опытом деятельности, опытом достижения результатов, направленных на заботу о себе и других людях
2.способствует обогащению воспитанников ценной, но сложной для них информацией
3.способствует приобщению ребенка к социально-значимомуопыту разных поколений людей
4.обогащает ребенка новыми социальными ролями в специально созданных реальных или воображаемых ситуациях
11. Установите соответствие методов воспитания с их характеристиками.
studfiles.net