На какие 10 типов разделяют аварии и катастрофы – «Виды аварий и катастроф Техногенные ЧС. Основные виды аварий катастроф Транспортные аварии и катастрофы Пожары, взрывы, угрозы взрывов Пожары, взрывы,». Скачать бесплатно и без регистрации.

на какие 10 типов делятся аварии?

Производственные аварии и катастрофы.

Тема 1.1 Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Понятие чрезвычайной ситуации техногенного характера можно
сформулировать как неблагоприятною обстановку на определённой
территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного
бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие
жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные
материальные потери и нарушения жизни деятельности людей.
Закон выделил три признака ситуации техногенного происхождения:

Обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного
бедствия.
Наличие или возможность возникновения тяжелых последствий.
Наличие связи с технической или производственной сферой деятельности.
Статистические данные говорят о том, что ежегодно более 65%
чрезвычайных ситуаций, возникающих в Российской Федерации, носит
техногенный характер. Более 72 млн. человек в России проживает зонах,
где может возникнуть техногенная ситуация.

Какое различие между аварией и катастрофой?

Авария-это опасное пришествие создающее на объекте угрозу жизни и
здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений,
оборудования и транспортных средств, а также к нанесению вреда
окружающей природной среде.
Катастрофа-это крупномасштабная авария, повлекшая за собой
многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Все чрезвычайные ситуации бывают локальными, местными, территориальными,
региональными, федеральными.

Местная ЧС называется ситуация, в которой поражающее факторы не выходят
за пределы населённого пункта, города.

Территориальная ЧС называется ситуация, в которой поражающие факторы не
выходят за пределы субъекта Российской Федераций.
Региональная ЧС называется ситуация, в которой поражающий фактор
охватывает территорию двух-трех субъектов Российской Федерации.
Федеральная ЧС называется ситуация, в которой поражающий фактор выходит за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации.

Существует также понятие глобальной ЧС, в которой поражающие факторы и воздействие ЧС выходят за пределы государства.

Специалисты разделяют аварии и катастрофы на 10 типов:

Транспортные аварии и катастрофы.

Пожары, взрывы, угрозы взрывов.

Аварии с выбросом химически опасных веществ.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

Аварии с выбросом биологически опасных веществ.

Внезапное обрушение зданий, сооружений.

Аварии в электроэнергетических системах.

Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.

Аварии на очистных сооружениях

Гидродинамические аварии.

Глава 1.2 Основные причины аварий и катастроф.
Все катастрофы начинаются, с мелких нарушений и неисправностей.
Изучения аварий, проводимое сотрудниками МЧС и МВД России, показывает, что основные причины возникновения этих опасных ситуаций в
промышленности и на транспорте следующие:
Нарушения трудовой и технологической дисциплины на производстве.
Грубые нарушения требований безопасности.
Утеря или ослабление управления безопасностью.
Износ основного технологического оборудования, основных фондов.
Ослабление авторского надзора проектных организаций,
Свертывание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
совершенствованию систем предупреждений и ликвидации аварий.
Снижение степени воздействия руководителей и специалистов на
исполнителей и снижение ответственности на всех уровнях управления.

Ухудшение материально-технического обеспечения качества регламентных
работ, износ и разрушение систем противоаварийной защиты.
Уменьшение количественного состава инженерных служб технической
безопасности, объемов технической подготовки оперативного ремонтного
персонала, снижение производственной квалификации работников.
Эти причины становятся более заметными в годы кризисных явлений в
экономике страны.

otvet.mail.ru

1.3. Классификация производственных аварий и катастроф

Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций стихийных бедствий, катастроф и аварий с многочисленными человеческими жертвами, огромными материальными потерями и нарушениями условий нормальной жиз­недеятельности (рис 15)

Рис. 1.5. Классификация ЧС по классам и группам (по источникам происхождения)

По объектовому признаку и в зависимости от природы происхождения аварии и катастрофы подразделяются на 10 типов:

  1. транспортные аварии и катастрофы;

  2. пожары, взрывы, угрозы взрывов;

  3. аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ;

  4. аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;

  5. аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;

  6. внезапное обрушение зданий, сооружений;

  7. аварии в электроэнергетических системах;

  8. аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;

  9. аварии на очистных сооружениях;

  10. гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).

Таблица 1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения по масштабу распространения и тяжести последствий

Вид ЧС

Численность пострадавших

Нарушены условия жизнедеятельности

Размер материального ущерба

Размеры зоны ЧС (пределы территории)

Выделение сил и средств для ликвидации ЧС

локальная

Не более 10

Не более 100

Не более 1

Объект прозводственного или социального назначения

объект

местная

10-50

100-300

1-5

Населенный пункт, город, район

Органы местного самоуправления

территориальная

50-500

300-500

5-500

Субъект РФ

Субъект РФ*

региональная

50-500

500-1000

500-5000

2 субъекта РФ

Субъекты РФ

федеральная

Свыше 500

Свыше 1000

Свыше 5000

Более двух субъектов РФ

Субъекты РФ

трансграничная

ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом, но затрагивает территорию РФ

Правительство РФ

*Субъекты РФ — республика, край, область, города Москва, Санкт-Петербург, автономная область и автономный округ.

Причин аварий и катастроф множество, но основными являются следующие:

  • нарушение трудовой и технологической дисциплины,

  • ошибки при проектировании,

  • ошибки при строительстве,

  • износ оборудования, зданий, сооружений,

  • результат стихийных бедствий

По ведомственной принадлежности ЧС можно классифицировать следующим образом (рис. 1 6)

Скорость распространения ЧС. Чрезвычайная ситуация может носить взрывной, стремительный, быстро распространяющийся или умеренный и плавный характер («ползучие катастрофы»).

Рис. 1.6. Классификация ЧС по ведомственной принадлежности

К стремительным и взрывным ситуациям следует отнести большинство военных конфликтов, техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий.

Относительно умеренно и плавно развиваются ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды.

В развитии чрезвычайной ситуации любого вида можно выделить следующие 4 характерные стадии:

  1. Накопление факторов риска. Происходит в самом источнике риска. Это стадия зарождения чрезвычайной ситуации. Она может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия.

  2. Инициирование чрезвычайного события

    . Это своего рода толчок, пусковой механизм чрезвычайного события. В этой стадии факторы риска достигают состояния, когда уже в силу различных причин невозможно сдержать их внешнее проявление.

  3. Процесс самого чрезвычайного события.В этой стадии происходит высвобождение факторов риска — энергии или вещества — и начинается их воздействие на людей и окружающую среду. Продолжительность этого процесса и его последствия, особенно в начальный период, трудно прогнозируемы. Это происходит в силу сложности ситуации и не всегда правильной оценки обстановки.

  4. Стадия затухания

    . Эта стадия хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности, то есть локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий. Эта стадия может начаться практически в момент возникновения процесса чрезвычайного события или несколько позднее и длиться от нескольких часов, дней, месяцев до нескольких лет и десятилетий.

При географическомразделении территории, подвергшейся воздействию чрезвычайного события, выделяют три зоны: зона удара, зона «фильтрации», зона оказания общественной помощи.

Зона удара— это место, в котором находятся жертвы чрезвычайной ситуации.

Зона «фильтрации»расположена вокруг зоны удара. В ней сразу становится известно о происшедшем, отсюда сразу же поступает помощь без какого-либо формального оповещения.

В более поздние сроки к ликвидации ЧС подключаются силы и средства из зоны оказания общественной помощи.

studfiles.net

Задание 4. Дайте определение.

Поиск Лекций

Ключи к заданиям олимпиады по ОБЖ для 7 — 8 классов

(максимальная оценка –149 баллов)

Задание 1. При помощи стрелок установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями:

Сильный атмосферный вихрь, обладающий большой разруши­тельной силой в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с.
Ответ.

 

 

 

 

 

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 6 баллов (по 2 балла за каждую из трех позиций). Если ответ не верен, баллы не начисляются.

Основные элементы здорового образа жизни  
Задание 2. Дополнить схему об основных элементах здорового образа жизни:
      
 
Оптимальный уровень двигательной активности  
  
Экологически грамотное поведение
 
 
Соблюдение режима труда и отдыха  
 
Отказ от вредных привычек  
 
 
Закаливание  
 
Психическая и эмоциональная устойчивость
 
 
Личная гигиена
 
Рациональное питание  
 
  
Безопасное поведение дома, на улице, в школе

 

 

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 18 баллов: по 2 балла за каждую из позиций.

Задание 3.Найдите соответствие.

1. Опасное природное явление

2. Чрезвычайная ситуация

3. Стихийное бедствие

4. Экологическая катастрофа (экологическое бедствие)

 

А. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли: человеческие жертвы; ущерб здоровью людей или окружающей среде; значительные материальные потери; нарушение условий жизнедеятельности людей.

Б. Этот катастрофическое природное явление (или процесс), которое может развивать многочисленные человеческие жертвы, принести значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

В. Это стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызывать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики (страны, региона и какой-либо территории) и природной окружающей среды.

Г. Чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов – в результате неразумной и нерациональной деятельности человека) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, сопровождающееся массовой гибелью животных организмов и экологическим ущербом.

 

Ответы:

 

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, если указан только один верный ответ начисляется 1 балл, если верны два ответа – 4 балла, верных ответов неуказанно – 0 баллов.

 

Задание 4. Дайте определение.

1.Чрезвычайная ситуация – это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

2. Производственная авария – это опасное техногенное происшествие, сложившее на объекте (определенной территории или акватории) угрозу здоровью людей, повлекшее частичное разрушение зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушение производственного или транспортного процесса, а также наносящие ущерб окружающей природной среде.

3. Катастрофа – это крупномасштабная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, полное разрушение объектов и другие тяжелые последствия.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 15 баллов, за каждое полностью раскрытое определение начисляется 5 баллов, за определения раскрытые с небольшими упущениями — 3 балла, за неправильно данные определения – 0 баллов.

Задание 5.

На какие 10 типов специалисты разделяют аварии и катастрофы, происходящие на территории нашей и в других странах:

 

Правильные ответы

€ транспортные аварии и катастрофы;

€ пожары, взрывы;

€ аварии с выбросом химически опасных веществ;

€ аварии с выбросом радиоактивных веществ;

€ аварии с выбросом биологически опасных веществ;

€ внезапное обрушение зданий и сооружений;

€ аварии в электроэнергетических системах;

€ аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;

€ аварии на очистных сооружениях;

€ гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов).

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов, при этом, за каждый правильный ответ начисляется по 2 балла.

Задание 6.

Назовите специальные сигнальные знаки международного кода, выкладываемые для спасателей, находящихся в самолетах или вертолетах, в случае автономного существования, например на островке, посреди зоны затопления.

 

I Нужен врач, серьезные телесные повреждения
II Нужны медикаменты
C Неспособны двигаться
F Нужны пища и вода
 Требуется карта и компас
LL Все в порядке
L Требуется топливо и масло
К Укажите направление следования
Y Да или положительно
N Нет или отрицательно

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов, при этом, за каждый правильный ответ начисляется по 2 балла. За неправильно – 0 баллов

 

 

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Техногенные катастрофы. Виды и причины

Техногенные катастрофы. Виды и причины

ФГАУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова»

Реферат

Техногенные катастрофы. Виды и причины

Выполнили: Тимофеев Иван,

студент ТИ КТ СП-13

Проверил: Лех

Якутск 2014

Содержание

Введение

1. Условия формирования чрезвычайных ситуаций. Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

. Виды ЧС техногенного характера

.1 Транспортные аварии

.2 Пожары и взрывы

.3 Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ

.4 Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

.5 Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

.6 Внезапное обрушивание зданий

.7 Аварии на электроэнергетических системах

.8 Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения

.9 Аварии на очистных сооружениях

.10 Гидродинамические аварии

. Действия при ЧС техногенного характера

. Мероприятия по предупреждению крупных аварий и катастроф

Вывод

Список литературы

Введение

На всех стадиях своего развития человек связан с окружающим его миром и средой обитания. На рубеже 21 века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые «Чрезвычайные Ситуации» (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д. Но наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.

1. Условия формирования чрезвычайных ситуаций

Всякому чрезвычайному событию предшествует те или иные отклонения от нормального хода какого-либо процесса. Характер развития события и его последствия определяются дестабилизирующими факторами различного происхождения. Это может быть и природное, антропогенное, социальное или иное воздействие, нарушающее функционирование системы.

Имеется пять фаз развития ЧС: · накопление отклонений; · инициирование ЧС; · процесс ЧС;

· действие остаточных факторов;

· ликвидация ЧС.

Классификация чрезвычайных ситуаций:

по сфере возникновения:

· техногенные;

· природные;

· экологические;

· социально-политические.

по масштабу возможных последствий:

· локальные;

· объектовые;

· региональные;

· глобальные.

по ведомственной принадлежности:

· на транспорте;

· в строительстве;

· в промышленности;

· в сельском хозяйстве.

по характеру лежащих в основе событий:

· пожар;

· авария;

· землетрясение;

· погодные условия.

Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Рассмотрим основные характеристики ЧС и основной упор сделаем на ЧС техногенного характера, так как основными причинами технологических катастроф всё же является человеческий фактор, он присутствует во всех указанных ниже причинах:

· Большая насыщенность производства;

· Конструктивные ошибки в изготовлении;

· Значительный износ оборудования;

· Ошибки персонала;

· Искажение информации при совместных действиях людей.

2. Виды ЧС техногенного характера

Определение: ЧС техногенного характера — это аварии, пожары, взрывы и т.п., спровоцированные хозяйственной деятельностью человека. По мере насыщения производства и сферы услуг современной техникой и технологией резко возрастает число вышеуказанных катастроф.

.1 Транспортные аварии

Это экстремальное событие на транспорте техногенного происхождения или являющееся следствием случайных внешних воздействий, повлекшее за собой повреждение транспортных средств, человеческие жертвы и материальный ущерб.

Пример: Крупнейшие авиакатастрофы в истории авиации:

· 1977 — в аэропорту Лос-Родеос (Тенерифе, Канарские острова) столкнулись два Боинга-747, погибли 583 человека. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей по числу жертв в истории гражданской авиации.

· 1985 — в гору врезался Боинга-747 рейса JAL 123 японской авиакомпании. Погибло 520 человек. На сегодняшний день это крупнейшая катастрофа одного самолета.

Крупнейшие авиакатастрофы в истории России и СССР:

· 16 ноября 1967 года при взлете из аэропорта Свердловск из-за отказа двигателя разбился Ил-18 авиакомпании «Аэрофлот». Погибло 130 человек (122 пассажира и 8 членов экипажа).

· 18 мая 1972 года при заходе на посадку вблизи аэропорта Харьков произошло разрушение в воздухе самолета Ан-10, выполнявшего регулярный рейс авиакомпании «Аэрофлот» Москва (Внуково) — Харьков. Погибло 122 человека (114 пассажиров и 8 членов экипажа). Причиной этой катастрофы (и ряда предшествовавших ей) явились конструктивные недостатки самолета. По итогам расследования эксплуатация данного типа самолетов была прекращена.

· 13 октября 1972 года самолет Ил-62 авиакомпании «Аэрофлот» (рейс Париж— Москва) при заходе на посадку разбился в районе п.Озерецкое Дмитровского района Московской области. На борту находилось 176 человек, все погибли. Точная причина катастрофы не установлена, предположительной причиной является неверная установка высотомера.

· 11 августа 1979 года в районе Днепродзержинска произошло столкновение в воздухе двух самолетов самолета Ту-134А. На обоих бортах находилось 178 человек (в том числе футбольная команда «Пахтакор»), все погибли. Причиной столкновения явилась ошибка диспетчера службы управления воздушным движением.

· 11 октября 1984 года в аэропорту Омска Ту-154 при посадке столкнулся на взлётно-посадочной полосе со снегоуборочными машинами. Погибло 178 человек (в т.ч. 4 человека на земле), выжили 5 из 9 членов экипажа и 1 пассажир из 170. Эта авиакатастрофа является крупнейшей по числу жертв из всех произошедших на территории РФ.

· 28 октября 1984 года в аэропорту Кабула был сбит душманами самолет Ан-22. Погибло 240 человек, находившихся на борту. Эта авиакатастрофа является крупнейшей в мире по числу жертв в военно-транспортной авиации и крупнейшей произошедшей с самолетами, принадлежавшими СССР.

· 10 июля 1985 года в результате отказа системы управления. Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» (рейс Ташкент — Карши — Оренбург — Ленинград), войдя в штопор, разбился возле г. Учкудук (Узбекистан). Погибли все 200 человек, находившихся на борту. Это крупнейшая авиакатастрофа, произошедшая на территории СССР.

· 20 октября 1986 года в 16 часов 58 минут по местному времени в аэропорту Курумоч города Куйбышева (ныне Самара) при приземлении потерпел катастрофу самолет Ту-134А, следовавший рейсом из Свердловска (ныне Екатеринбург) в Грозный.

· 3 января 1994 года из-за повреждений в воздухе в районе Иркутска разбился Ту-154 авиакомпании «Байкальские авиалинии». Погибло 125 человек.

· 24 августа 2004 года практически одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, пронесённых на борт террористками-смертницами, потерпели катастрофу и упали на землю Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (погибли 46 человек) и Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» (погибли 44 человека).

· 3 мая 2006 года при посадке в аэропорт Адлера потерпел катастрофу и упал в Чёрное море самолёт авиакомпании «Армавиа» Airbus A320. Погибли все находившиеся на борту 113 человек.

· в ночь с 8 на 9 июля 2006 года рейс № 778 Москва — Иркутск, при посадке в аэропорту Иркутска в 07:44 (время местное) выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего произошло возгорание самолёта вследствие столкновения с препятствием возле аэродрома. На борту самолета находилось 193 пассажира и 10 членов экипажа. Полёт выполнялся на самолёте Airbus А310.

· 22 августа 2006 года рейс FV 612 ФГУАП «Пулково» выполнявший рейс по маршруту Анапа — Санкт-Петербург потерпел крушение. Самолет ТУ-154М упал в населенном пункте Сухая Балка близ Донецка. Рейс FV 612 вылетел из Анапы по расписанию в 15:05. В 15:37 подал сигнал SOS. На высоте 3000 метров пропал с экранов радаров. На борту самолета находилось 170 человек (160 пассажиров и 10 членов экипажа).

2.2 Пожары и взрывы

Пожары и взрывы — самые распространенные ЧС в современном мире, наносящие большой материальный ущерб и связанные с гибелью людей, а также ущерб окружающей среде, психологический эффект и т.д. По химической природе это разновидности неконтролируемого горения.

.3 Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ

СДЯВ — Это обращающиеся в больших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества, способные в случае разрушения (аварий на объектах) легко переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения людей.

.4 Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ)

Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано с функционированием предприятий, использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Пример: Therac-25 — аппарат лучевой терапии, созданный Atomic Energy of Canada Limited и запущенный в серию в 1982 г. Этот аппарат был причиной как минимум шести передозировок радиации, некоторые пациенты получили дозы в десятки тысяч рад. Пятеро умерли от передозировок. Пример Therac-25 показывает, насколько опасно полагать управление важными системами исключительно на программное обеспечение.

2.5 Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ БОВ

Биологически опасные вещества БОВ — называют вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.д.

.6 Внезапное обрушивание зданий

Этот тип аварий обычно инициируется каким-то побочным фактором. Например, скопление людей, машин, активная деятельность в разгар рабочего дня. Значительное число разрушений зданий и сооружений происходит из-за несоблюдения установленных правил строительства на просадочных грунтах и дефектов инженерно-геологических изысканий оснований строящихся объектов, а также из-за недостаточного обоснования прочности зданий, конструкций и деталей.

Пример:

Трансвааль Парк — спортивно-развлекательный комплекс в Тёплом Стане на юге Москвы (Голубинская ул., 16), обрушившийся 14 февраля 2004 года.

«Трансвааль Парк» открылся в июне 2002 года и на тот момент являлся самым большим аквапарком в Восточной Европе (площадь — 20,2 тыс. кв. м, вместимость — 2 тыс. человек, в том числе 700 — в водной зоне). Помимо аквапарка с аттракционами, комплекс включал спортивный бассейн, два отделения саун, боулинг с кафе-баром и бильярдной, ресторан, тренажерный зал, салон красоты.

февраля 2004 года примерно в 19:20 произошло обрушение крыши аквапарка. В этот момент в здании находилось около 400 человек. По словам очевидцев, под крышей оказались погребены самые популярные аттракционы «Трансвааля», включая детский бассейн. Число погибших составило 28 человек, в том числе 8 детей, травмы различной степени тяжести получили 193 человека (в том числе 51 ребёнок). Следствием рассматриваются четыре основные версии обрушения крыши: нарушение в проектировании здания, ошибки при строительстве, неправильная эксплуатация либо подвижка грунта, на котором был возведен «Трансвааль». Версия теракта, по официальным данным, не нашла подтверждения.

.7 Аварии на электроэнергетических системах

Существует три вида аварий на электроэнергетических системах:

Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения.

Аварии на электроэнергетических сетях с долговременным перерывом электроснабжения потребителей и территорий.

Выход из строя транспортных электрических контактных сетей.

Пример: 25 мая 2005года в Москве произошла крупная авария энергосети, в результате которой на несколько часов была отключена подача электроэнергии в несколько районов Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей. Несколько десятков тысяч человек оказались заблокированы в остановившихся поездах московского метро и лифтах, было нарушено железнодорожное сообщение и парализована работа многих коммерческих и государственных организаций.

2.8 Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения

В основном происходят в городах и крупных поселках, где наблюдается большое скопление людей, промышленных предприятий. Помимо материального ущерба такие аварии наносят серьезный моральный ущерб и имеют негативные последствия среди населения.

Четыре группы аварий:

· На канализационных системах;

· На тепловых сетях;

· В системах водоснабжения;

· На коммунальных газопроводах.

.9 Аварии на очистных сооружениях

Существует две группы аварий на очистных сооружениях:

На очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн.

На очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ

Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в окружающую среду естественно отрицательным воздействием на персонал.

.10 Гидродинамические аварии

Это аварии на сооружениях или естественных образованиях, создающих разницу уровней воды до и после него. Гидродинамические объекты — плотины, водозаборные станции запруды для различных целей. Разрушение или прорыв объекта происходит либо под воздействием сил природы, либо под воздействием человека. Гидродинамическая авария — это чрезвычайное событие следствие неуправляемое перемещение больших масс воды несущих разрушение и затопление обширных территорий.

3. Действия при ЧС техногенного характера

При крупных авариях и катастрофах организация работ по ликвидации последствий проводится с учетом обстановки, сложившейся после аварии или катастрофы, степени разрушения и повреждения зданий и сооружений, технологического оборудования, агрегатов, характера аварий на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта и других условий. Работы по организации ликвидации последствий аварий и катастроф проводятся в сжатые сроки: необходимо быстро спасти людей, находящихся под обломками зданий, в заваленных подвалах, и оказать им экстренную медицинскую помощь, а также предотвратить другие катастрофические последствия, связанные с гибелью людей и потерей большого количества материальных ценностей.

С возникновением аварии или катастрофы начальник гражданской обороны на основании данных разведки и личного наблюдения принимает решение на ликвидацию последствий и ставит задачи формированиям. Начальники участков руководят спасательными и неотложными аварийно-восстановительными работами. Они указывают командирам формирований наиболее целесообразные приемы и способы выполнения работ, определяют материально-техническое обеспечение, сроки окончания работ и представляют донесения об объеме выполненных работ, организуют питание, смену и отдых личного состава формирований.

4. Мероприятия по предупреждению крупных аварий и катастроф

Крупные производственные аварии и катастрофы наносят большой ущерб народному хозяйству, поэтому обеспечение безаварийной работы имеет исключительно большое государственное значение. Современное промышленное предприятие является сложным инженерно-техническим комплексом. Успех его работы во многом зависит от состояния других предприятий отрасли, объектов смежных отраслей, обеспечивающих поставки по кооперации, а также от состояния энергоснабжения, транспортных коммуникаций, связи и т. п. Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф являются наиболее сложными и трудоемкими. Они представляют комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин аварий и катастроф, максимальное снижение возможных разрушений и потерь в случае, если эти причины полностью не удается устранить, а также на создание благоприятных условий для организации и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Наиболее эффективным мероприятием является закладка в проекты вновь создаваемых объектов планировочных, технических и технологических решений, которые должны максимально уменьшить вероятность возникновения аварий или значительно снизить материальный ущерб в случае, если авария произойдет. Так, для снижения пожарной опасности предусматривается уменьшение удельного веса сгораемых материалов. При проектировании новых и реконструкции существующих систем водоснабжения учитывается потребность в воде не только для производственных целей, но и для случая возникновения пожара. Подобные решения разрабатываются и по другим элементам производства. Учитываются требования охраны труда, техники безопасности, правила эксплуатации энергетических установок, подъемно-кранового оборудования, емкостей под высоким давлением и т.д. Таким образом, эти мероприятия разрабатываются и внедряются комплексно, с охватом всех вопросов, от которых зависит безаварийная работа объектов, с учетом их производственных и территориальных особенностей, с привлечением всех звеньев управления производственной деятельностью.

чрезвычайный техногенный авария взрыв

Вывод

В конце уходящего века техногенные катастрофы происходят гораздо чаще, чем в начале. И это, с одной стороны, явно связано со стремительным развитием научно-технического прогресса, создающего «технические шедевры» с точки зрения мощности, вариантов электронного управления, скоростей и тому подобное. Техногенные катастрофы — страшная дань, которую человечество платит за прогресс. Они происходят с учащающейся периодичностью и с кровавыми последствиями, верхний предел которых никто не в состоянии представить. Иногда это мгновенная гибель сотен людей, как в Альпах, иногда гибельная жатва растягивается на десятилетия, как после Чернобыля.

Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций. Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.

Список литературы

. ХХ век. Хроника необъяснимого: От катастрофы к катастрофе. — М.: АСТ Олимп, 1998

. Левинсон Нэнси, «Therac-25 Accidents»,США, 1983 год.

. Ильницая А.В., Козьяков А.Ф. и др., «Безопасность жизнедеятельности», Москва, издательство «Высшая школа», 2001 год.

. Http://ru.wikipedia.org/wiki/Аварии энергосети в России.

. Http://ru.wikipedia.org/wiki/Авиакатастрофы.

. Http://ru.wikipedia.org/wiki/Техногенные катастрофы.

. Http://ru.wikipedia.org/wiki/Трансвааль парк.


diplomba.ru

Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера

Cегодня жизнь человека немыслима без техники. Мы используем технику во всем: в каждом доме есть бытовая техника, например, стиральная машина, микроволновая печь, кондиционер, кофеварка и многое другое.

Вне дома людьми используется более серьезная техника: например, автомобили или самолеты. Но существуют крупные техногенные объекты, которые направлены на серийное производство той или иной продукции. Такие объекты называются фабриками, заводами, станциями и тому подобное.

На таких объектах могут происходить аварии или даже катастрофы, которые называются техногенными.

Техногенная авария – это разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на производственном объекте или же неконтролируемый взрыв и выброс опасных веществ.

Например, когда у вас в доме отключают свет – это можно называть аварией: какое-то оборудование на электростанции вышло из строя, и требуется время, чтобы восстановить нормальную работу электростанции.

Также аварией можно назвать мелкое дорожно-транспортное происшествие.

Техногенной катастрофой называют крупную техногенную аварию, которая влечет за собой массовую гибель людей или даже может привести к экологической катастрофе.

Например, это взрыв на атомной электростанции, влекущий за собой разрушение нескольких энергоблоков, а также выброс значительного количества токсичных веществ в окружающую среду. Большинство техногенных катастроф приводят к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Чрезвычайной ситуацией техногенного характера называется неблагоприятная обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, могущая повлечь или уже повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, а также значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

На данный момент любой управляющий орган в первую очередь интересует локализация аварии или катастрофы, а также её последствий. Поэтому, чрезвычайные ситуации классифицируются по масштабу распространения.

В приведенной таблице указаны наименования чрезвычайных ситуаций в зависимости от зоны поражения.

Наименование ЧС

Количество пострадавших людей

Число человек, для которых нарушены условия жизнедеятельности

Характеристика зоны ЧС по административному делению

Уровень принимаемых решений при возникновении ЧС

Локальная

До 10

До 1000

Территория объекта

Администрация объекта

Местная

11 — 50

1001 — 5000

Территория населенного пункта

Органы местного самоуправления, КЧС*

Территориальная

51 — 500

5001 — 500 тыс.

Территория субъекта

КЧС органов власти субъекта

Региональная

51 — 500

501 тыс.  — 5 млн

Территория двух субъектов

Правительство или КЧС субъектов, правительство РФ

Федеральная

Свыше 500

Свыше 5 млн

Территория более двух субъектов

Президент, правительство РФ, МЧС РФ

Ситуация считается локальной, если число пострадавших не превышает десять человек, а пораженная зона ограничивается территорией объекта, на котором произошла авария. В этом случае разрешением чрезвычайной ситуации занимается администрация объекта.

Если же чрезвычайная ситуация распространяется на весь населенный пункт, то она уже классифицируется как местная. В этом случае решения относительно сложившейся ситуации принимаются органами местного самоуправления.

Значительно более масштабной является чрезвычайная ситуация территориального характера – когда пораженная зона охватывает весь субъект федерации или же значительную его часть. В подобной ситуации количество пострадавших людей может вырасти до пятисот.

Если же зона поражения распространяется на два субъекта федерации, то такая ситуация классифицируется как региональная. Разрешением этой ситуации будет заниматься комиссия по чрезвычайным ситуациям субъектов федерации или же правительство непосредственно.

И, наконец, существуют федеральные чрезвычайные ситуации – это ситуации, при которых количество пострадавших людей превышает пятьсот человек, нарушены условия жизнедеятельности более пяти миллионов людей. В этом случае, чрезвычайная ситуация охватывает более двух субъектов федерации, и её разрешением уже занимается правительство во главе с президентом.

Существует, также, такое понятие, как глобальная или трансграничная чрезвычайная ситуация. Это ситуация, при которой зона поражения выходит за пределы государства. В этом случае в решение проблемы может вмешаться мировое сообщество.

Рассмотрим те виды аварий и катастроф, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Это транспортные аварии или катастрофы.

Также к возникновению чрезвычайных ситуаций могут привести пожары, взрывы, а также угрозы взрывов.

Кроме того, это могут быть аварии с выбросами (или угрозой выброса) опасных химических веществ (сокращенно о ха вэ), аварии с выбросами (или угрозой выброса) радиоактивных веществ (сокращенно эр вэ) или же аварии с выбросами (или угрозой выброса) биологически опасных веществ (сокращенно бэ о вэ). Внезапное обрушение зданий или других сооружений тоже может стать причиной возникновения чрезвычайной ситуации. Несомненно, к чрезвычайным ситуациям приводят аварии на электроэнергетических или коммунальных системах, а также аварии на очистных сооружениях и гидродинамические аварии. Все они немедленно приводят к нарушениям жизнедеятельности тысяч людей. Со всеми этими видами аварий мы познакомимся немного позже, а сейчас рассмотрим, как классифицируются данные типы аварий.

Транспортные аварии бывают следующих видов: аварии товарных поездов, пассажирских поездов и поездов метрополитена. Конечно же, подобные аварии могут повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации из-за большого числа человеческих жертв, а также из-за выведения из строя путей следования поездов. Также к транспортным авариям относятся аварии, связанные с крушением речных и морских судов (как грузовых, так и пассажирских). Наверное, все вы знаете, что время от времени происходят крушения нефтяных танкеров, в результате чего наносится огромный вред окружающей среде. Кроме того, к транспортным катастрофам относятся авиационные и космические катастрофы. Ну, что такое авиакатастрофа, сегодня знает каждый, а под космической катастрофой чаще всего подразумевается неудачный запуск очередного космического аппарата или баллистической ракеты дальнего действия. Крупные автомобильные катастрофы на автомагистралях, мостах, переездах или тоннелях также могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, так как будет полностью парализована транспортная система, а значит, не будет возможности подвезти необходимую помощь пострадавшим, не говоря уже о том, что такие катастрофы сопровождаются человеческими жертвами. Также транспортной аварией считается авария на магистральном трубопроводе. В случае аварии возможен выброс опасных транспортируемых веществ, таких, как опасные химические вещества или взрывоопасный газ.

О пожарах и взрывах, вы все хорошо знаете. Пожар, в общем-то, может возникнуть где угодно и создать чрезвычайную ситуацию. Например, пожары могут возникнуть в зданиях, на промышленных объектах, на объектах добычи, переработки и хранения горючих и взрывчатых веществ. Также, пожары и взрывы могут возникнуть в транспорте, в шахтах, в метрополитенах. Кроме того, при обнаружении неразорвавшихся боеприпасов или при утрате взрывчатых веществ возникает угроза взрыва. О перечисленных ситуациях, наверное, слышал каждый, кто хотя бы иногда смотрит новости.

Аварии с выбросами опасных химических веществ могут возникнуть как при их производстве, так и при переработке или захоронении. Кроме того, эти самые опасные химические вещества, могут образовываться и распространятся в процессе химических реакций, которые неконтролируемо могут начаться в результате аварии.

Об авариях с выбросами радиоактивных веществ, наверное, тоже многие из вас слышали. В первую очередь, это аварии на атомных электростанциях. Также, к выбросу радиоактивных веществ могут привести аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузами на борту. И, конечно, к чрезвычайной ситуации может привести авария, связанная с ядерными боеприпасами (например, в местах их хранения или уничтожения), а также, обнаружение (или наоборот) утрата радиоактивных источников.

Выбросы биологически опасных веществ чаще всего могут произойти из-за аварии на предприятиях и научно-исследовательских учреждениях (например, это может быть опасный вирус). Также, авария при транспортировке биологически опасных веществ может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации.

Что касается внезапных обрушений зданий или других сооружений – тут всё понятно: обрушение любого здания может немедленно привести к человеческим жертвам. А если это здание еще и являлось каким-либо из выше упомянутых объектов, то возникает авария техногенного характера.

Ну и, конечно, вы можете себе представить, к чему приводят аварии на электроэнергетических или коммунальных системах: люди могут остаться без электроэнергии, без воды и без отопления. Аварии на очистных сооружениях сразу же приводят к массовому выбросу загрязняющих веществ, что может нанести непоправимый вред экологии, а также здоровью человека.

Под гидродинамическими авариями подразумевается прорыв плотин, дамб или шлюзов. В случае если плотина использовалась для работы гидроэлектростанции, то её прорыв, опять же, приведет к тому, что люди останутся без электроэнергии. Кроме того, прорыв плотины может повлечь за собой катастрофические затопления, а также смыв плодородных почв.

Надо сказать, что существуют катастрофы, вызванные стихийными бедствиями (например, цунами, землетрясение, извержение вулкана и так далее). Но, тем не менее, статистика говорит о том, что большинство чрезвычайных ситуаций возникает в результате техногенных аварий. Не нужно и говорить, что наибольшая вероятность возникновения техногенных катастроф приходится на районы с большим количеством промышленных объектов и различных путей следования (автодороги, автомагистрали, железные дороги).

Стоит отметить, что основная доля населения России проживает как раз в таких районах. Например, более пятидесяти трех миллионов человек проживают в зоне с потенциально опасными химическими объектами, а более четырех миллионов человек проживают в зонах с потенциально опасными радиационными объектами.

Поэтому, к чрезвычайным ситуациям необходимо готовится заранее и относится к подготовке серьёзно.

Итоги урока:

·         Техногенная авария – это разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на производственном объекте или же неконтролируемый взрыв и выброс опасных веществ. Если же авария довольно крупная, то она может перерасти в техногенную катастрофу.

·         Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это неблагоприятная обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, могущая повлечь или уже повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, а также значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

·         Существует классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения.

·         Возникновения описанных чрезвычайных ситуаций представляют собой реальную угрозу, поэтому относиться к ним нужно крайне серьезно.

videouroki.net

Чем отличается катастрофа от аварии: определяем масштаб бедствия

Человечество регулярно сталкивается с опасностями, угрожающими непредсказуемыми последствиями. Если чрезвычайных происшествий избежать не удаётся, им присваивается статус катастрофы или аварии. Чем отличается катастрофа от аварии? И есть ли вообще между ними разница?

Различия

Прежде всего заметим, что и аварии, и катастрофы – чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайная ситуация — это возникновение на определённой территории, акватории или объекте состояния, при котором невозможна нормальная жизнь и деятельность людей, когда существует угроза их здоровью, повреждается имущество, хозяйство или природная среда.

На этом сходства понятий заканчиваются, поэтому будем подробно разбираться в том, чем отличается катастрофа от аварии.

Первое отличие заключается в масштабе. Аварии захватывают небольшую территорию, в то время как катастрофы имеют глобальный характер.

Следующее отличие – в динамике. Катастрофы часто характеризуются наличием поражающего фактора, то есть событие происходит «по нарастающей», аварии же чаще происходят без него, одномоментно.

Ещё одно отличие аварии и катастрофы – последствия. Конечно, обе чрезвычайные ситуации несут в себе неприятности и разрушения. Но последствия аварии намного менее трагичны: нет жертв, поражается локальная территория, причиняется поправимый ущерб материальным ценностям. Последствия катастроф более масштабны, ведь они сопровождаются гибелью большого количества людей и негативным влиянием на окружающую среду в глобальном масштабе.

И, наконец, последнее, чем отличается катастрофа от аварии, это устранение последствий. Ликвидация аварии занимает сравнительно небольшой промежуток времени, она начинается незамедлительно, во избежание дальнейших разрушений. Ликвидировать последствия катастрофы гораздо сложнее, зачастую это и вовсе невозможно сделать.

Понятия

Чтобы отличия стали ещё более очевидны, приведём понятия.

Авария – это:

  • неожиданная поломка или повреждение сооружения (машины) во время работы;
  • происшествие техногенного характера на определённом объекте или локальной территории, создающее угрозу жизни людей или их здоровью, способное привести к порче имущества, разрушению зданий, причинению ущерба окружающей среде;
  • поломка технических средств, применяемых на опасном производстве, приводящая к взрывам или выбросам опасных веществ.

Катастрофа – это авария или стихийное бедствие с трагическими последствиями. К таковым относят события, в результате которых:

  • число погибших не менее 100;
  • число раненых не менее 400;
  • количество эвакуированных человек не менее 35 000;
  • оставшихся без питьевой воды не менее 70 000.

Как видим, авария, последствия которой не были своевременно устранены, может перерасти в катастрофу.

Виды катастроф

Страшные происшествия происходят по различным причинам. В зависимости от них выделяются такие виды катастроф:

  • Природные. К ним относятся сильнейшие смерчи, бури, землетрясения, засуха, лесные пожары и т. п.
  • Техногенные. Например, крупные транспортные аварии, авиакатастрофы, аварии на производстве, связанные с утечкой радиоактивных или химических веществ, прорывы дамб и т. д.
  • Общественные беспорядки, теракты, вооружённые конфликты.
  • Болезни. Сюда относятся эпидемии (широкое распространение инфекционных заболеваний среди людей), эпизоотии (заражение инфекционной болезнью одного или нескольких видов животных на конкретной территории), эпифитотии (широко распространённое заболевание растений, имеющее инфекционный характер).

По объёму разрушений и возможностям привлечения ресурсов для ликвидации последствий катастроф различают следующие виды:

  • местного масштаба, когда последствия происшествия можно решить с помощью ресурсов административной территории одного самоуправления, на котором случилось печальное событие;
  • регионального масштаба, когда объём разрушений превышает территорию одного самоуправления и ресурсов затронутых самоуправлений и государственных средств достаточно для ликвидации последствий;
  • государственного масштаба – когда разрушения охватывают территорию целого государства или нескольких государств, а для ликвидации последствий средств этих государств недостаточно.

Человечество до сих пор скорбит по жертвам самых ужасных катастроф в истории, которые унесли жизни множества человек.

Столкновение

Самая страшная авиакатастрофа произошла не в воздухе, как бы странно это ни звучало. 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канары) произошло столкновение двух «Боингов» разных авиакомпаний. К трагедии привело печальное стечение обстоятельств: перегруженность аэропорта, плохая видимость, помехи в радиосвязи, сильный испанский акцент диспетчера и неверное толкование им команд. Командир одного из «Боингов» не понял команду диспетчера о прерывании взлёта, и борт со страшной скоростью влетел в другой взлетающий самолёт. В результате погибло 583 пассажира обоих самолётов.

Смерть непотопляемого

Самой большой катастрофой на воде была вовсе не гибель «Титаника», а потопление немецкого теплохода «Вильгельм Густлофф». Произошло это событие 30 января 1945 года. Военная элита Германии эвакуировалась из Данцига на огромном самом современном (по тем временам) лайнере, который считался непотопляемым. Советские подводники опровергли этот факт, пробив корабль торпедами. Лайнер затонул в водах Балтийского моря и унёс с собой жизни 9 тысяч немецких военных.

Прощай, море

Самой серьёзной экологической катастрофой считается гибель Аральского моря, которое находится на границе Узбекистана и Казахстана. Неконтролируемый забор воды из моря привёл к величайшей трагедии: погибли многие виды морских жителей, участились засухи, многие люди потеряли работу из-за того, что остановилось судоходство.

Ядерная катастрофа

Взрыв на одном из энергоблоков Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года привела к гибели и увечьям сотен человек. Чернобыль и Припять «прогремели» на весь мир, став зоной отчуждения. Масштаб бедствия неизвестен до сих пор. Многие считают происшествие аварией, однако те, кто знает, чем отличается катастрофа от аварии, понимают, что это самая настоящая техногенная катастрофа государственного масштаба.

Как ни печально это осознавать, избежать чрезвычайных ситуаций не удастся никогда. Остаётся лишь надеяться, что ликвидация последствий всегда будет проводиться своевременно и оперативно, чтобы аварии не перерастали в катастрофы.

fb.ru

Аварии и катастрофы. Причины, виды, примеры — лекция

Любая авария или  катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.»3 

 Вопрос №3: виды и примеры аварий и катастроф.

  1. Промышленные аварии и катастрофы.

«Промышленная авария: авария на промышленном объекте, в технической системе или на промышленной установке.

Так, 29 января 2007 г. на котельной поселка Тайга Дальнегорского городского округа произошел разлив около 50 тонн топочного мазута. Утечка мазута произошла из-за разрушения запорной задвижки (диаметром 125 мм) резервуара емкостью 400 куб. м, где находилось 93,3 тонн мазута. Разлив произошел в пределах обваловки хранилища, поэтому ущерб окружающей среде нанесен минимальный. На ликвидацию аварии привлекалось 12 человек и 6 единиц специальной техники аварийно-технической команды Дальнегорского филиала КГУП «Примтеплоэнерго», эксплуатирующего котельную и мазутное хозяйство.

14 февраля 2007 г. на 375 км автодороги Осиновка-Рудная  Пристань из-за плохих дорожных  условий опрокинулся мазутовоз  на базе КАМАЗ, принадлежащий  ЗАО ГХК «БОР». Из 11 т перевозимого  топлива вылилось около 1 т и растеклось на 15 кв. м. Попадания мазута в водные объекты не произошло.»4

  1. Аварии  на железнодорожном  транспорте .

«Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м  ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих  зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.

Ровно через  год в июне в Башкортостане  произошла страшная железнодорожная  катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели.

В октябре 1988 г. на станции Свердловск-Сортировочная  при выполнении маневровых работ  произошел взрыв двух вагонов  с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека, 87 госпитализировано, более 600 семей остались без крова.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.

  1. Автомобильные аварии и катастрофы.

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правилперевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Всем памятен  случай, который произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, когда бензовоз врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей. Многие выскакивали из троллейбуса и бежали как горящие факелы. Другие сгорали здесь же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем не повинные люди. А всему виной халатность, пренебрежение элементарными правилами.

Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.»5

  1. Аварии  на водном транспорте.

« Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и  спасению утопающих привлекаются все  члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.»6

  1. Авиационные аварии и катастрофы.

«При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их достаточно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло около 400 человек.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные  и аварийные работы можно разделить  на два вида: первые — проводимые членами  экипажа, вторые — организуемые наземными  службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

Пострадавшим  немедленно оказывается первая медицинская  помощь. Всеми работами руководит  командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.»7 

  1. Аварии  на АЭС.

«Для аварий на АЭС характерно следующее: во-первых, происходит радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий и стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительными периодами полураспада — до 30 лет. При этом значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии и, попадая в организм человека, вызывает внутреннее облучение, которое представляет опасность для жизни. Кроме того, при радиоактивном заражении местности из сферы хозяйственной деятельности человека надолго исключаются большие территории как сельскохозяйственного, так и промышленного назначения.

В Уиндскейле (Англия) в октябре 1957 г. во время профилактических работ на одном из реакторов АЭС  произошел пожар, вызвавший повреждение тепловыделяющих элементов (твелов). На дне реактора и по сей день лежит около 1700 т ядерного топлива. В атмосферу были выброшены радионуклиды, образовалось облако, часть которого достигла Норвегии, а другая двигалась в Австрию. Это была первая авария в атомной энергетике, которая коснулась населения. Ее последствия тщательно скрывались. Только по истечении 30 лет стали известны некоторые подробности.

В марте 1979 г. на втором блоке атомной электростанции «Три Майл Айленд» в Гаррисберге (США) произошла авария,последствием которой явился выброс радиоактивных веществ в окружающую среду. Почти 10 т расщепляющегося материала из 100 т вышли за пределы активной зоны. Произошел выброс в атмосферу.»8 

Вопрос  №4: меры предотвращения.

«Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:

  • Выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии.
  • Жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением.
  • Дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства.
  • Чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности.
  • Тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы.
  • Оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.»9

Вопрос  №5: Основные мероприятия по предупреждению аварий и катастроф.

«Задача каждого работающего на предприятии — знать основные правила поведения при авариях, уметь действовать в сложившейся при этом обстановке. К примеру, существуют определенные правила и последовательность отключения электроэнергии, остановки транспортирующих устройств, агрегатов и аппаратов, перекрытия сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций в соответствии с технологическим процессом и техникой безопасности, нарушения которых могут усугубить и осложнить обстановку.

Каждый должен знать маршрут и порядок следования в убежище в случае аварии, пути выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной защиты. Регулярно надо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств обнаружения и тушения пожаров. Выясняется состояние электрооборудования, емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.

На каждом предприятии разрабатывается план ликвидации возможных аварий. Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях, предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации. Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения, иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты.

При аварийных  ситуациях важной задачей является своевременное оповещение об этом персонала  предприятия и населения жилого поселка, прилегающего к данному предприятию.

Каждый рабочий  и служащий объекта при аварийной  ситуации должен умело воспользоваться  имеющимися средствами оповещения и  вызвать пожарную команду.»10 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ш.Заключительная часть.

«По Далю катастрофа это – “ переворот, перелом; важное событие, решающее судьбу или дело, более случай гибельный, бедственный”. В истории вселенной и нашей планеты катастрофы играли первостепенную роль и часто эти катастрофы оказывались переломными событиями для планеты, который предопределяли ход её развития в дальнейшем.

В начале XX века человек начал активно вмешиваться  в планетарное развитие Земли, посредством  своей деятельности, которая зачастую приводила к техногенным катастрофам. Этот, уже не “естественный” вид  катастроф служит в роли катализатора для природных катастроф.

Скептики могут  сказать, что во вселенских масштабах наша Земля практически ничего не значит и, поэтому все катастрофы, которые происходят с ней, никак не сказываются на общем ходе развития вселенной и нам, собственно не о чём беспокоится. Но нам жить тут, на Земле (ну, по крайней мере ближайшие лет 200) и поэтому надо сделать всё возможное, чтобы не ускорять процессы развития Земли(тенденция которых – деградация планеты), а наоборот, прикладывать все силы, чтобы затормозить эти процессы, или, хотя бы, не вмешиваться в них..

Ведь механизм «экологических» катастроф предельно  прост. Природа вся живет в  круговоротах, человек же действует  прямолинейно. Живя иллюзиями, он мнит себя властителем природы, развивает  максимальную скорость — и не вписывается в очередной поворот. В результате — катастрофа. Можно и так сказать: он ведет автомобиль цивилизации вопреки правилам дорожного движения, которые установила природа.»11

referat911.ru