Мвф цели создания – функции, задачи, история создания и уставной капитал Международного валютного фонда

Содержание

Международный Валютный Фонд | Гуманитарная энциклопедия


Международный Валютный Фонд — это специализированное учреждение Организации Объединённых Наций (ООН), созданное в целях развития международного финансового сотрудничества и международной стабильности в валютно-финансовой сфере. МВФ также стремится способствовать международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всём мире. МВФ управляется 188 государствами-членами организации и подотчётен им. Хотя МВФ является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций и участвует в работе Экономического и Социального Совета ООН, он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы.

История создания МВФ

Идея создания МВФ зародилась на конференции ООН в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США, в июле 1944 года, когда 44 страны, представленные на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, чтобы избежать повторения девальвации в целях получения конкурентных преимуществ, ставшей одной из основных причин Великой депрессии 1930-х годов, а также способствовать восстановлению международной финансовой системы после Второй мировой войны. МВФ официально создан в 1945 году 29 странами-учредителями, и стал, наряду с Всемирным банком, одной из двух международных финансовых организаций, учреждённых по итогам Бреттон-Вудской конференции. В настоящее время МВФ и Всемирный банк сотрудничают в разнообразных областях, а также регулярно проводят совместные совещания.

Миссия МВФ

Цели и задачи МВФ:
  1. Способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества.
  2. Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли.
  3. Содействовать стабильности валют.
  4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов.
  5. Предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платёжного баланса.

Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчётов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом. Эта задача подразумевает предупреждение экономических и финансовых кризисов, крупных колебаний экономической активности, высокой инфляции и чрезмерной изменчивости обменных курсов и финансовых рынков. Как показали недавние финансовые кризисы, страны становятся всё более взаимозависимыми, а трудности в одном секторе могут привести к трудностям в других секторах и распространиться на другие страны. Экономическая и финансовая стабильность требует внимания как на национальном, так и на многостороннем уровне. МВФ, выполняя функции надзора, технической помощи и кредитования, помогает странам проводить обоснованную и соответствующую условиям экономическую политику. Мандат Фонда был обновлён в 2012 году, чтобы охватить весь круг макроэкономических вопросов и вопросов финансового сектора, которые сказываются на глобальной стабильности.

Надзор за экономикой:

Каждая страна, которая вступает в МВФ, принимает обязательство открывать свою экономическую и финансовую политику для контроля со стороны международного сообщества. В целях поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной финансовой системе на МВФ возложена обязанность вести наблюдение за экономическими и финансовыми изменениями в мире. Этот процесс, известный как «надзор», осуществляется как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных стран и регионов. Надзор в его нынешней форме был введён в соответствии со Статьёй IV соглашения МВФ с поправками, внесёнными в конце 1970-х годов, после распада Бреттон-Вудской системы фиксированных обменных курсов. Согласно Статье IV, каждое государство-член обязуется сотрудничать с МВФ и другими государствами-членами в обеспечении стабильности. На МВФ, с другой стороны, возлагается обязанность: 1) осуществлять контроль над международной валютной системой для обеспечения её эффективного функционирования; 2) контролировать выполнение каждым государством-членом его обязательств в отношении проводимой политики.

В рамках процесса надзора, который осуществляется как на глобальном уровне, так и уровне отдельных стран, МВФ проводит анализ того, соответствует ли проводимая государствами-членами политика целям устойчивого и сбалансированного глобального экономического роста, указывает на возможные риски для стабильности и рекомендует необходимые изменения в политике, содействующие экономической стабильности. Таким образом, он помогает международной валютной системе выполнять её главную функцию, которая заключается в облегчении обмена товарами, услугами и капиталом между странами, что способствует устойчивому экономическому росту.

Экономисты МВФ ведут постоянный мониторинг экономики государств-членов. Они посещают государства-члены (обычно раз в год) для обмена мнениями с их правительствами и центральными банками и изучают, существуют ли риски для внутренней и глобальной стабильности, которые могут потребовать изменений в экономической или финансовой политике стран. Во время своих визитов специалисты МВФ также обычно встречаются с другими заинтересованными сторонами, например депутатами законодательных органов, представителями деловых кругов, профессиональных союзов и гражданского общества, что помогает в оценке экономической политики и направления развития страны. По возвращении в штаб-квартиру сотрудники представляют свой доклад на рассмотрение Исполнительного совета. Мнения Совета впоследствии сообщаются властям стран, на чём завершается процесс, известный как консультации в соответствии со Статьёй IV. В последние годы надзор становится всё более прозрачным. Почти все государства-члены в настоящее время соглашаются на публикацию пресс-релизов, в которых приводится резюме мнений Исполнительного совета, и докладов персонала и прилагаемых к ним аналитических материалов. Многие страны также публикуют заявление персонала Фонда по завершении миссии МВФ.

МВФ также ведёт мониторинг тенденций в глобальной экономике и экономике регионов и анализирует эффекты политики государств-членов, влияющие на мировую экономику. Ключевыми инструментами многостороннего надзора служат его регулярные публикации. Оценка глобальных перспектив проводится в издании «Перспективы развития мировой экономики», финансовых рынков — в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» и изменений в сфере государственных финансов — в «Бюджетном вестнике». МВФ также публикует ряд изданий по перспективам развития региональной экономики. Дважды в год МВФ готовит перечень актуальных вопросов глобальной экономической политики, в котором сводятся воедино основные выводы и рекомендации по вопросам политики из докладов МВФ, составляемых на многосторонней основе, и определяется будущая программа действий Фонда и его государств-членов.

Финансовая помощь:

Финансирование МВФ даёт членам организации необходимую передышку для преодоления проблем с платёжным балансом. Власти страны разрабатывают программы экономической политики, поддерживаемые финансированием МВФ, в тесном сотрудничестве с МВФ, при этом продолжение финансовой поддержки обусловлено эффективной реализацией программы. Отреагировав на мировой экономический кризис 2008 года, МВФ укрепил свой кредитный потенциал и в апреле 2009 года утвердил существенный пересмотр своих механизмов оказания финансовой помощи, а в 2010 и 2011 году принял дальнейшие реформы. Инструменты кредитования МВФ были усовершенствованы, с тем чтобы обеспечить гибкие инструменты предотвращения кризисов для государств-членов с прочными основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и надёжными институциональными основами такой политики. МВФ также удвоил лимиты доступа к займам и увеличил кредитование беднейших стран мира.

Техническая помощь:

МВФ предоставляет техническую помощь и проводит обучение кадров для содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики, включая сферы налоговой политики и налогового администрирования, управления расходами, денежно-кредитной и курсовой политики, надзора за банковской и финансовой системой и её регулирования, законодательных основ, а также статистики.

Управление и организационная структура МВФ:

Эволюция МВФ происходила параллельно с переменами в глобальной экономике в течение всей истории организации, что позволило ей сохранить за собой ведущую роль в международной финансовой системе. МВФ подотчётен правительствам государств-членов. В отличие, например, от Генеральной Ассамблеи ООН, в которой каждая страна обладает одним голосом, процедура принятия решений в МВФ призвана отражать относительное положение государств-членов в мировой экономике. На верхнем уровне его организационной структуры находится Совет управляющих, в котором каждое из государств-членов МВФ представлено одним управляющим и одним заместителем управляющего, обычно из Центрального банка или Министерства финансов. Совет управляющих собирается один раз в год на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка. Двадцать четыре управляющих входят в состав Международного валютно-финансового комитета (МВФК) и обычно встречаются дважды в год. Исполнительный совет МВФ, состоящий из 24 членов, каждый из которых представляет страну или группу стран-членов, ведёт повседневную деятельность МВФ в штаб-квартире в Вашингтоне; руководство этой работой осуществляет МВФК, и она поддерживается персоналом МВФ. Существующая структура Совета была образована в 1992 году после расширения МВФ со вступлением в него бывших стран Советского Союза. Пять исполнительных директоров назначаются государствами-членами с пятью крупнейшими квотами (в настоящее время это Соединённые Штаты Америки, Япония, Германия, Франция и Великобритания), а 19 избираются остальными государствами-членами. Директор-распорядитель МВФ является одновременно председателем Исполнительного совета МВФ и главой персонала МВФ. Директору-распорядителю в его работе содействуют четыре заместителя директора-распорядителя. Директор-распорядитель назначается Исполнительным советом на возобновляемый пятилетний срок. Двадцать четыре управляющих и исполнительных директора МВФ могут выдвигать на эту должность граждан любого государства-члена Фонда.

gtmarket.ru

расшифровка. Цели, задачи и роль организации в мире

МВФ (расшифровка — Международный Валютный Фонд) был создан в 1944 году, на конференции в Бреттон-Вудсе в США. Его цели первоначально декларировались так: содействие международному сотрудничеству в сфере финансов, расширение и рост торговли, обеспечение стабильности валют, оказание помощи в расчетах между странами-членами и предоставление им средств с целью исправления нарушения равновесия в платежных балансах. Однако на практике деятельность Фонда сводится к стяжательству для меньшинства (стран и транснациональных корпораций), которое, помимо прочих организаций, контролирует и МВФ. Помогли ли кредиты IMF, или МВФ (расшифровка International Monetary Fund), нуждающимся государствам? Как работа Фонда влияет на мировую экономику?

МВФ: расшифровка понятия, функции и задачи

IMF расшифровывается как International Monetary Fund, МВФ (расшифровка аббревиатуры) в русскоязычной версии выглядит так: Международный Валютный Фонд. Эта межправительственная организация призвана содействовать валютному сотрудничеству на базе консультирования его членов и выделения им кредитов.

Задачей Фонда является закрепление твердого паритета валют. Для этого государства-члены установили их в золоте и долларах США, договорившись не менять их более десяти процентов без согласия Фонда и не отклоняться от этого равновесия при осуществлении операций больше, чем на один процент.

История создания и развития Фонда

В 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе в США представители сорока четырех стран решили создать единую базу экономического сотрудничества во избежание девальвации, последствием которой в тридцатых годах была Великая депрессия, а также в целях восстановления финансовой системы между государствами после войны. В следующем году на основе итогов проведенной конференции был создан МВФ.

СССР также принимал активное участие в конференции и подписал Акт об учреждении организации, однако впоследствии так и не ратифицировал его и не участвовал в деятельности. Но в девяностых годах, после распада Советского Союза, Россия и другие страны — бывшие союзные республики вступили в МВФ.

В 1999 году в МВФ входило уже 182 страны.

Органы управления, структура и страны-участницы

Штаб-квартира специализированной организации ООН — МВФ — находится в Вашингтоне. Руководящим органом Международного Валютного Фонда является Совет управляющих. В него входят собственно управляющий и заместитель от каждой страны-участницы Фонда.

Исполнительный совет состоит из 24 директоров, представляющих группы стран или отдельные страны-участницы. При этом распорядительным директором всегда является европеец, а его первым замом — американец.

Уставный капитал формируется за счет взносов государств. В настоящее время в МВФ входит 188 стран. Исходя из размера уплачиваемых квот между странами распределяются их голоса.

Данные МВФ говорят о том, что наибольшее количество голосов принадлежит США (17,8%), Японии (6,13%), Германии (5,99%), Великобритании и Франции (по 4,95%), Саудовской Аравии (3,22%), Италии (4,18%) и России (2,74%). Таким образом, США, как имеющие наибольшее количество голосов, являются единственной страной, которая имеет право вето на самые важные вопросы, обсуждаемые в МВФ. А многие страны Европы (и не только они) просто голосуют так же, как Соединенные Штаты Америки.

Роль Фонда в мировой экономике

МВФ постоянно следит за финансовой и валютной политикой стран-членов и состоянием экономики во всем мире. С этой целью каждый год проводятся консультации с правительственными организациями относительно курсов валют. С другой стороны, государства-члены должны консультироваться с Фондом по макроэкономическим вопросам.

Нуждающимся странам МВФ выдает кредиты, предлагая странам заемные средства, которые они могут использовать для самых разных целей.

В первые двадцать лет своего существования Фонд давал кредиты в основном развитым странам, но потом эта деятельность была переориентирована на развивающиеся страны. Интересно, что примерно с этого же времени начала свое формирование неоколониальная система в мире.

Условия странам для получения кредита от МВФ

Чтобы государства-члены организации могли получить кредит от МВФ, они должны выполнить целый ряд политических и экономических условий.

Такая тенденция сформировалась в восьмидесятых годах двадцатого века, и со временем только продолжает ужесточаться.

МВФ-банк требует выполнять программы, которые, по сути, ведут не к выходу страны из кризиса, а к свертыванию инвестиций, прекращению экономического роста и ухудшению социального положения граждан в целом.

Примечательно, что в 2007 году был сильнейший кризис организации МВФ. Расшифровка мирового спада экономики-2008, как утверждают финансовые аналитики, возможно, и была его следствием. Никто не хотел брать у организации кредиты, а те страны, что получили их ранее, стремились раньше срока погасить задолженность.

Но произошел мировой кризис, всё встало на свои места, и даже больше. МВФ в результате увеличил свои ресурсы в три раза и влияет на мировую экономику еще сильнее.

fb.ru

цели, функции и направления деятельности.

МВФ
— межправительственная валютно-кредитная
организация по содействию международному
валютному сотрудничеству на основе
консультаций его членов и представления
им кредитов.

Международный
валютный фонд

был создан по решению Бреттон-Вудской
конференции в 1944 г. при участии делегатов
из 44 стран. Функционировать МВФ начал
в мае 1946 г.

Международный
валютный фонд занимается сбором и
обработкой статистических данных по
вопросам международных платежей,
инфляции, валютных ресурсов, величины
валютных резервов, денежного обращения,
государственных финансов и др. Устав
МВФ обязывает страны при получении
кредитов давать информацию о состоянии
экономики страны, золотовалютных
резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая
кредит, должна выполнять рекомендации
МВФ по оздоровлению своей экономики.

Главная
задача МВФ — поддержание стабильности
мировой финансовой системы. Кроме того,
в задачи МВФ входит информирование всех
членов МВФ об изменениях финансовой и
монетарной политики других стран-членов.

Членами
МВФ являются более 180 стран мира. При
вступлении в МВФ каждая страна вносит
в качестве членского взноса определенную
сумму денег, которая называется квотой.

Внесение
квоты служит для:

  • образования
    пула для кредитования стран-участниц;

  • определения
    суммы, которую может получить страна
    в случае финансовых затруднений;

  • определения
    количества голосов, которые получает
    страна-участница.

Квоты
периодически пересматриваются. Самую
высокую квоту и соответственно число
голосов имеют США (она составляет чуть
более 17%).

Цели
международного Валютного Фонда:

  • Способствовать
    развитию международного сотрудничества
    в валютно-финансовой сфере в рамках
    постоянного учреждения, обеспечивающего
    механизм для консультаций и совместной
    работы над международными валютно-финансовыми
    проблемами.

  • Способствовать
    процессу расширения и сбалансированного
    роста международной торговли и за счет
    этого добиваться достижения и поддержания
    высокого уровня занятости и реальных
    доходов, а также развития производственных
    ресурсов всех государств-членов.

  • Содействовать
    стабильности
    валют
    ,
    поддерживать упорядоченный валютный
    режим среди государств-членов и избегать
    использования девальвации валют в
    целях получения преимущества в
    конкуренции.

  • Оказывать
    помощь в создании многосторонней
    системы расчетов по текущим операциям
    между государствами-членами, а также
    в устранении
    валютных ограничений
    ,
    препятствующих росту мировой торговли.

За
счет временного предоставления общих
ресурсов Фонда государствам-членам при
соблюдении адекватных гарантий создавать
у них состояние уверенности, обеспечивая
тем самым возможность
исправления диспропорций в их платежных
балансах

без использования мер, которые могут
нанести ущерб благосостоянию на
национальном или международном уровне.

Основные
функции МВФ:

  • содействие
    международному сотрудничеству в
    денежной политике

  • расширение
    мировой торговли

  • кредитование

  • стабилизация
    денежных обменных курсов

  • консультирование
    стран-дебиторов (должников)

  • разработка
    стандартов международной финансовой
    статистики

  • сбор
    и публикация международной финансовой
    статистики

Основные
направления деятельности МВФ

включают предоставление средств для
корректировки валютных курсов,
стабилизации платежных балансов
стран-членов, урегулирования внешней
задолженности. Усиливается роль МВФ в
выработке концепции преодоления
слаборазвитости, координации
макроэкономической политики ведущих
стран мира.

В
условиях долгового кризиса наличие
согласованной с Фондом программы
финансово-экономической стабилизации
и отдельного кредитного соглашения с
МВФ рассматривается как своего рода
международное свидетельство
платежеспособности страны и необходимое
условие облегчения ее долгового бремени
со стороны официальных и частных
кредиторов. В зависимости от выполнения
программы стране предоставляются
валютные средства, предусмотренные
соглашением с МВФ. В сфере долгового
регулирования МВФ активно взаимодействует
со Всемирным банком.

studfiles.net

3.Международный Валютный Фонд. Роль мвф в Мировой экономике

3.1. История создания мвф

Международный валютный
фонд, МВФ [International Monetary Fund (IMF)] — это, прежде
всего, специализированное учреждение
Организации Объединенных Наций (ООН),
со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.
Стоит заметить, что хотя МВФ создан при
поддержке ООН, он является независимой
организацией.

Международный Валютный
Фонд был, создан сравнительно недавно
— на Бреттон-Вудской конференции, по
валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944
года была разработана основа соглашения
(Хартия МВФ).

Наиболее существенный вклад
в разработку концепции МВФ внесли Джон
Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую
делегацию, и Гарри Декстер Уайт —
высокопоставленный сотрудник Министерства
финансов США. Окончательный вариант
соглашения первые 29 государств подписали
27 декабря 1945 года — официальная дата
создания МВФ. МВФ начал свою деятельность
1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской
системы. В этом же году Франция взяла
первый кредит. В настоящее время МВФ
объединяет 187 государств, а в его
структурах работают 2500 человек из 133
стран.

МВФ предоставляет кратко
— и среднесрочные кредиты при дефиците
платёжного баланса государства.
Предоставление кредитов обычно
сопровождается набором условий и
рекомендаций, направленных на улучшение
ситуации.

Политика и рекомендации
МВФ в отношении развивающихся стран
неоднократно подвергались критике,
суть которой состоит в том, что выполнение
рекомендаций и условий в конечном итоге
направлены не на повышение самостоятельности,
стабильности и развитие национальной
экономики государства, а лишь привязывании
её к международным финансовым потокам.

международный валютный
фонд кредитование

    1. Основные цели и функции мвф и структура органов управления

Основными целями Международного Валютного Фонда являются:

1. «необходимость
способствовать международному
сотрудничеству в валютно-финансовой
сфере»;

2. «содействие расширению
и сбалансированному росту международной
торговли» в интересах развития
производственных ресурсов, достижения
высокого уровня занятости и реальных
доходов государств-членов;

3. «обеспечение стабильности
валют, поддержание упорядоченных
отношений валютной области среди
государств-членов» и стремление не
допускать «обесценивания валют с
целью получения конкурентных преимуществ»;

4. оказание помощи в создании
многосторонней системы расчётов между
государствами-членами, а также в
устранении валютных ограничений;

5. временное предоставление
государствам-членам средства в иностранной
валюте, которые давали бы им возможность
«исправлять нарушения равновесия в
их платежных балансах».

Основные функциями МВФ являются:

1. содействие международному
сотрудничеству в денежной политике

2. расширение мировой торговли

3. кредитование

4. стабилизация денежных
обменных курсов

5. консультирование стран
дебиторов

6. разработка стандартов
международной финансовой статистики

7. сбор и публикация
международной финансовой статистики

Высший руководящий орган
МВФ — Совет управляющих, в котором
каждая страна-член представлена
управляющим и его заместителем. Обычно
это министры финансов или руководители
центральных банков. В ведение Совета
входит решение ключевых вопросов
деятельности Фонда: внесение изменений
в Статьи Соглашения, приём и исключение
стран-членов, определение и пересмотр
их долей в капитале, выборы исполнительных
директоров. Управляющие собираются на
сессии обычно один раз в год, но могут
проводить заседания, а также голосовать
по почте в любое время.

Уставный капитал составляет
около 217 млрд СДР (специальная единица
на право заимствования) (на январь 2011
года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар
США). Формируется за счет взносов
государств-членов, каждое из которых
обычно выплачивает приблизительно 25 %
своей квоты в СДР или в валюте других
членов, а остальные 75 % — в своей национальной
валюте. Исходя из размеров квот,
распределяются голоса между странами-членами
в руководящих органах МВФ.

Самым большим количеством
голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня
2010 года) обладают: США — 17,8 %; Германия —
5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %;
Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %;
Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран
участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов
Организации экономического сотрудничества
и развития имеют в совокупности 60,35 %
голосов в МВФ. На долю остальных стран,
составляющих свыше 84 % количества членов
Фонда, приходится лишь 39,75 %.

В МВФ действует принцип
«взвешенного» количества голосов:
возможность стран-членов оказывать
воздействие на деятельность Фонда с
помощью голосования определяется их
долей в его капитале. Каждое государство
имеет 250 «базовых» голосов независимо
от величины его взноса в капитал и
дополнительно по одному голосу за каждые
100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том
случае, если страна покупала (продавала)
СДР, полученные ей при первичной эмиссии
СДР, число её голосов увеличивается
(сокращается) на 1 за каждые 400 тыс.
купленных (проданных) СДР. Эта коррекция
осуществляется не более чем на 1/4 от
числа голосов, полученных за взнос
страны в капитал Фонда. Такой порядок
обеспечивает решающее большинство
голосов ведущим государствам.

Решения в Совете управляющих
обычно принимаются простым большинством
(не менее половины) голосов, а по важным
вопросам, имеющим оперативный либо
стратегический характер, — «специальным
большинством» (соответственно 70 или
85 % голосов стран-членов).

Несмотря на некоторое
сокращение удельного веса голосов США
и ЕС, они по-прежнему могут налагать
вето на ключевые решения Фонда, принятие
которых требует максимального большинства
(85 %). Это означает, что США вместе с
ведущими западными государствами
располагают возможностью осуществлять
контроль над процессом принятия решений
в МВФ и направлять его деятельность
исходя из своих интересов. При наличии
скоординированных действий развивающие
страны также в состоянии не допускать
принятия не устраивающих их решений.
Однако достичь согласованности большому
числу разнородных стран сложно, поэтому
было высказано намерение «расширить
возможности развивающихся стран и стран
с переходными экономиками участвовать
более эффективно в механизме принятия
решений в МВФ».

Существенную роль в
организационной структуре МВФ играет
Международный валютный и финансовый
комитет. Он состоит из 24 управляющих
МВФ, в том числе от России, и собирается
на свои сессии дважды в год. Этот комитет
является совещательным органом Совета
управляющих и не имеет полномочий для
принятия директивных решений. Тем не
менее, он выполняет важные функции:

ь направляет деятельность
Исполнительного совета;

ь вырабатывает стратегические
решения, относящиеся к функционированию
мировой валютной системы и деятельности
МВФ;

ь представляет Совету
управляющих предложения о внесении
поправок в Статьи Соглашения МВФ.

Подобную роль играет также
Комитет по развитию — Объединенный
министерский комитет Советов управляющих
ВБ и Фонда.

Совет управляющих делегирует
многие свои полномочия Исполнительному
совету (англ. Executive Board), то есть директорату,
который несёт ответственность за ведение
дел МВФ, включающих широкий круг
политических, оперативных и административных
вопросов, в частности предоставление
кредитов странам-членам и осуществление
надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ
выбирает на пятилетний срок
директора-распорядителя (англ. Managing
Director), который возглавляет штат сотрудников
Фонда (на март 2009 г. — около 2478 человек
из 143 стран). Он должен быть представителем
одной из европейских стран.
Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.)
— Доминик Стросс-Канн (Франция), его
первый заместитель — Джон Липски (США).

Глава постоянного
представительства МВФ в России — Невен
Матес.

Управляющий. Избранный
Исполнительным Советом, Управляющий
МВФ возглавляет Исполнительный Совет
и является главой персонала организации.
Под управлением Исполнительного Совета
Управляющий отвечает за повседневную
деятельность МВФ. Управляющий назначается
на пять лет и может быть переизбран на
последующий срок.

Персонал. Статьи Соглашения
требуют от персонала, назначенного в
МВФ демонстрации самых высоких стандартов
профессионализма и технической
компетентности, и отражает интернациональность
организации. Приблизительно 125 наций
представлены среди 2,300 сотрудников
организации.

studfiles.net

Раздел і. Теоретические аспекты деятельности мвф

1.1 История создания мвф

МВФ
был задуман в июле 1944 года на международной
конференции, проводившейся в Бреттон-Вудсе
штат Нью-гемпшир (США). Делегаты от
государств на конференции договорились
об основах экономического сотрудничества,
призванных не допустить повторения
губительной экономической политики,
ставшей одной из причин Великой депрессии
1930-х годов.

В
течение того десятилетия в основных
промышленно-развитых странах снизился
уровень экономической активности,
страны пытались защитить свою экономику
путем введения более жестких ограничений
на импорт, но это лишь усугубляло
стремительный спад мировой торговли,
производства и занятости. В целях
сохранения истощающихся золотовалютных
резервов некоторые страны ограничили
для своих граждан возможность покупать
за рубежом, другие девальвировали свою
валюту, третьи установили сложные
ограничения на право граждан владеть
иностранной валютой. Однако эти решения
оказались непродуктивными, и ни одна
страна не смогла за их счет надолго
вырваться вперед. Такая «политика
разорения соседа» подорвала международную
экономику; объем мировой торговли резко
сократился, и во многих странах снизились
занятость и уровень жизни.

С
приближением конца второй мировой войны
ведущие государства-союзники начали
рассматривать различные планы
восстановления порядка в международных
валютно-финансовых отношениях; в
результате на Бреттон-Вудской конференции
было принято решение о создании МВФ.
Наиболее существенный вклад в разработку
фонда внесли Джон Мейнард Кейнс, который
возглавлял британскую делегацию, и
Гарри Декстер Уайт высокопоставленный
сотрудник Министерства финансов США.
Представители стран разработали устав
(или Статьи соглашения) международной
организации для надзора за международной
валютно-финансовой системой, а также
для содействия устранению валютных
ограничений, связанных с торговлей
товарами и услугами, и укреплению
стабильности обменных курсов.

Официальная
дата создания МВФ 27 декабря 1945 года,
когда первые 29 стран подписали его
Статьи соглашения, а начал свою
деятельность 1 марта 1947 года как часть
Бреттон-Вудской системы. В этом же году
Франция взяла первый кредит.

Уставные
цели МВФ сегодня остаются теми же, что
были сформулированы в 1944 году. С тех пор
в мире произошел беспрецедентный рост
реальных доходов. И хотя выгоды
экономического роста не распределяются
равномерно (как внутри стран, так и между
ними), в большинстве стран уровень
благосостояния резко возрос по сравнению,
в частности, с периодом между двумя
мировыми войнами. Это отчасти объясняется
совершенствованием проводимой
экономической политики, в том числе
политики, которая стимулировала рост
международной торговли и помогла
сгладить экономический цикл чередующихся
подъемов и спадов. МВФ гордится своим
вкладом в эти достижения.

В
течение десятилетий, прошедших со
времени второй мировой войны, в мировой
экономике и валютно-финансовой системе,
помимо роста благосостояния, произошли
другие значительные изменения, которые
усилили важность и актуальность задач,
выполняемых МВФ, но в то же время
потребовали от него адаптации и реформ.
Быстрый прогресс в области технологии
и средств связи способствовал росту
международной интеграции рынков и
формированию более тесных связей между
экономиками стран. В результате этого
возникающие финансовые кризисы теперь
обычно быстрее распространяются между
странами.

В
условиях такой растущей интеграции и
взаимозависимости в мире экономическое
благополучие любой страны как никогда
зависит от показателей экономики других
стран и от наличия открытой и стабильной
глобальной экономической среды. От
экономической и финансовой политики,
проводимой отдельными странами, в равной
степени зависит, насколько хорошо или
плохо функционируют мировая торговая
и платежная система. Таким образом,
глобализация требует развития более
активного международного сотрудничества,
которое, в свою очередь, возлагает
дополнительную ответственность на
международные учреждения, организующие
такое сотрудничество, в том числе на
МВФ.

Цели
МВФ также приобрели более важное значение
в связи с ростом числа его членов. Число
государств-членов МВФ возросло более
чем вчетверо по сравнению с 44 государствами,
участвовавшими в его создании, что, в
частности, было связано с обретением
политической независимости многими
развивающимися странами и позднее — с
распадом советского блока.

Рост
числа государств-членов, а также изменения
в мировой экономике требуют от МВФ
принятия различных мер адаптации, для
того чтобы продолжать эффективно
выполнять свои функции.

Страны,
вступившие в МВФ в период с 1945 года по
1971 год, обязались поддерживать привязку
своих валютных курсов (то есть фактически
стоимость своих валют в долларах США,
а в случае США — стоимость доллара США
в золотом эквиваленте) на определенных
уровнях, которые могли корректироваться,
но только для устранения «фундаментального
неравновесия» платежного баланса и с
согласия МВФ. Эта так называемая
бреттонвудская система обменных курсов
действовала до 1971 года, когда правительство
США временно отменило конвертируемость
доллара США (и долларовых резервов
правительств других государств) в
золото. С тех пор члены МВФ вправе
выбирать любые формы курсовых режимов
по своему усмотрению (кроме привязки
своей валюты к золоту): одни теперь
допускают свободное плавание своей
валюты, другие привязывают свою валюту
к иной валюте или группе валют, третьи
приняли в качестве собственной валюты
валюту другой страны, а некоторые
участвуют в валютных блоках.

Одновременно
с МВФ был образован Международный банк
реконструкции и развития (МБРР), более
широко известный как Всемирный банк,
для содействия долгосрочному экономическому
развитию, в частности с помощью
финансирования инфраструктурных
проектов, таких как строительство дорог
и улучшение системы водоснабжения.

МВФ
и Группа Всемирного банка — которая
включает Международную финансовую
корпорацию (МФК) и Международную
ассоциацию развития (МАР) — дополняют
деятельность друг друга. МВФ уделяет
основное внимание макроэкономическим
показателям, а также макроэкономической
политике и политике в отношении
финансового сектора, тогда как Всемирный
банк занимается главным образом вопросами
долгосрочного развития и сокращения
бедности. В его деятельность входят
кредитование развивающихся стран и
стран с переходной экономикой в целях
финансирования проектов в области
инфраструктуры, реформы определенных
секторов экономики и расширение
структурных реформ. МВФ, напротив,
предоставляет финансирование не для
отдельных секторов экономики или
проектов, а для общей поддержки платежного
баланса страны и международных резервов
на время принятия страной мер по
преодолению возникших трудностей.

Одновременно
с учреждением МВФ и Всемирного банка
рассматривался вопрос о создании
организации для содействия либерализации
мировой торговли, но Всемирная торговая
организация была создана только в 1995
году. До этого момента вопросы торговли
решались в рамках Генерального соглашения
о тарифах и торговле (ГАТТ).

МВФ
— это организация, представляющая 186
стран. Целями его работы являются:

1.
Способствовать развитию международного
сотрудничества в валютно-финансовой
сфере в рамках постоянного учреждения,
обеспечивающего механизм для консультаций
и совместной работы над международными
валютно-финансовыми проблемами.

2.
Способствовать процессу расширения и
сбалансированного роста международной
торговли и за счет этого добиваться
достижения и поддержания высокого
уровня занятости и реальных доходов, а
также развития производственных ресурсов
от всех государств-членов, рассматривая
эти действия как первоочередные задачи
экономической политики.

3.
Обеспечивать стабильность валют,
поддерживать упорядоченные отношения
валютной области среди государств-членов
и избегать использования девальвации
валют в целях получения преимущества
в конкуренции

4.
Оказывать помощь в создании многосторонней
системы расчетов по текущим операциям
между государствами-членами, а также в
устранении валютных ограничений,
препятствующих росту мировой торговли.

5.
За счет временного предоставления общих
ресурсов Фонда государствам-членам при
соблюдении адекватных гарантий создавать
у них состояние уверенности, обеспечивая
тем самым возможность исправления
диспропорций в их платежных балансах
без использования мер, которые могут
нанести ущерб благосостоянию на
национальном или международном уровне.

Фондом
управляют 186 государства-члена,
представляющие почти все государства
мира. МВФ является центральным учреждением
международной валютно-финансовой
системы — системы международных платежей
и курсов национальных валют, которая
позволяет странам вести между собой
экономические операции.

Он
стремится предотвращать кризисы в этой
системе, поощряя принятии государствами
обоснованной экономической политики;
в то же время, как следует из названия,
он также представляет собой фонд, который
могут использовать государства-члены,
нуждающиеся во временном финансировании
для решения проблем платежного баланса.

Для
реализации этих целей МВФ осуществляет
следующую деятельность.

• Проводит
наблюдение за изменениями в экономической
и финансовой ситуации и политике в
государствах-членах и на глобальном
уровне и дает государствам-членам
рекомендации по вопросам экономической
политики, опираясь на свой более чем
пятидесятилетний опыт.

• Оказывает
техническую помощь правительствам и
центральным банкам государств-членов
и проводит подготовку кадров в сферах
своей компетенции.

Являясь
единственным международным учреждением,
полномочия которого предусматривают
ведение активного диалога практически
со всеми странами по вопросам экономической
политики, МВФ служит главным форумом
для обсуждения не только экономической
политики стран в глобальном контексте,
но и вопросов, имеющих важное значение
для стабильности международной
валютно-финансовой системы. К ним
относятся: выбор странами курсовых
механизмов, недопущение дестабилизирующих
международных потоков капитала и
разработка признаваемых в международном
масштабе стандартов и кодексов для
политики и институтов в соответствующих
областях.

Основные
направления деятельности МВФ включают:

1.консультирование
государств-членов относительно внедрения
мер политики, которые могут помочь
предотвратить или урегулировать
финансовый кризис, добиться
макроэкономической стабильности,
ускорить экономический рост и снизить
уровень бедности;

2.временное
предоставление финансирования
государствам-членам с целью помощи в
урегулировании проблем платежного
баланса, когда имеется недостаток
иностранной валюты вследствие того,
что их платежи другим странам превышают
их собственные валютные доходы;

3.оказание
странам по их просьбе технической помощи
и содействия в подготовке кадров, чтобы
помочь им сформировать базу знаний и
институты, необходимые для проведения
обоснованной экономической политики.

Высшим
руководящим органом МВФ является Совет
управляющих, в котором каждая страна-член
представлена управляющим и его
заместителем. Обычно это министры
финансов или руководители центральных
банков. В ведение Совета входит решение
ключевых вопросов деятельности Фонда:
прием и исключение новых стран-членов,
определение и пересмотр их долей в
капитале, пересмотр квот, изменение
валютных паритетов и т. п. Управляющие
встречаются раз в год на ежегодных
сессиях.

Существенную
роль в организационной структуре МФВ
играет Международный валютно-финансовый
комитет (МВФК), состоящим из 24 управляющих
МВФ, (или их заместителей), в том числе
от России, которые представляют те же
страны или группы стран, что и 24
исполнительных директора.

МВФК
представляет рекомендации Совету
управляющих и отчитывается перед ним
по таким вопросам, как выполняемые
Советом функции надзора за управлением
международной валютной и финансовой
системой и ее преобразованием и связанного
с ним анализа изменений глобальной
ликвидности и передачи ресурсов
развивающимся странам; рассмотрение
предложений Исполнительного совета по
внесению изменений в Статьи соглашения;
а также преодоление сбоев, которые могут
представлять угрозу для системы. Он не
имеет полномочий по принятию решений.
МВФК обычно проводит заседания два раза
в год в марте или апреле и в сентябре
или октябре — во время Весенних и
Ежегодных совещаний.

Исполнительный
совет отвечает за текущие дела МВФ. Семь
из 24 Исполнительных директоров назначаются
странами с наибольшими квотами (США,
Германия, Япония Великобритания, Франция,
Саудовская Аравия, Италия), остальные
избираются от других стран на основе
принципа регионального представительства.
Заседания Исполнительного совета
проходят несколько раз в неделю под
председательством Директора-распорядителя.

Комитет
по развитию (официально именуемый
Объединенным министерским комитетом
Советов управляющих МБРР и МВФ по
передаче реальных ресурсов развивающимся
странам) является совместным органом
Всемирного банка и МВФ, состоящим из 24
управляющих или заместителей управляющего
Всемирного банка или МВФ; он консультирует
Советы управляющих МВФ и Всемирного
банка по важнейшим вопросам развития,
а также относительно финансовых ресурсов,
требующихся для содействия экономическому
развитию в развивающихся странах.
Комитет по развитию, как и МВФК, обычно
проводит заседания два раза в год.

studfiles.net

Международный валютный фонд: история создания и деятельность

Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно‑кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно‑финансовой политики стран‑членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно‑кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно‑финансовой политики стран‑членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Решение о создании МВФ было принято 44 государствами на конференции по валютно‑финансовым вопросам, прошедшей в Бреттон‑Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 года. 27 декабря 1945 года 29 государств подписали устав фонда. Уставной капитал составил 7,6 млрд. долл. Первые финансовые операции МВФ начал 1 марта 1947 года.

Членами МВФ являются 184 государства.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме «специальных прав заимствования» (СПЗ). СПЗ – система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах – СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США.

Финансовые ресурсы фонда формируются главным образом за счет подписки («квот») государств‑членов МВФ, общая сумма которой в настоящее время составляет около 293 млрд. долл. США. Квоты определяются, исходя из относительных размеров экономики государств‑членов.

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов. В отличие от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, МФВ кредитует только свои страны‑члены. Кредиты фонда предоставляются по обычным каналам государствам‑членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства‑члена.

Россия подписала соглашение о вступлении в МВФ на правах ассоциированного члена 5 октября 1991 года, а 1 июня 1992 года официально стала 165‑м членом МВФ, подписав Устав фонда.

31 января 2005 года Россия полностью погасила долг перед Международным валютным фондом, осуществив платеж в размере 2,19 млрд. специальных прав заимствования (СПЗ), что эквивалентно 3,33 млрд. долларов. Таким образом Россия сэкономила 204 млн. долларов, которые она должна была выплатить в случае погашения долга перед МВФ по графику до 2008 года.

Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором представлены все страны‑члены. Совет проводит свои заседания ежегодно.

Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 исполнительных директоров. Пять крупнейших акционеров МВФ (США, Великобритания, Германия, Франция и Япония), а также Россия, Китай и Саудовская Аравия, имеют собственные места в Совете. Остальные 16 исполнительных директоров избираются на двухлетний срок группами стран.

Исполнительным советом избирается директор‑распорядитель. Директор‑распорядитель является председателем Совета и главой персонала МВФ. Он назначается на пятилетний срок с возможностью переизбрания.

Согласно существующей между США и странами ЕС договоренности, МВФ традиционно возглавляют западноевропейские экономисты, тогда как председателя Всемирного банка выбирают США. С 2007 года процедура выдвижения кандидатов была изменена – любой из 24 членов совета директоров получил возможность выдвинуть кандидата на пост директора‑распорядителя, причем он может быть из любой страны‑члена фонда.

Первым директором‑распорядителем МВФ был Камиль Гутт, бельгийский экономист и политик, экс‑министр финансов, который возглавлял Фонд с мая 1946 по май 1951 года.

В ноябре 2007 года МВФ возглавил француз Доминик Стросс-Кан.

19 мая 2011 г. стало известно, что Стросс-Кан проинформировал руководство организации о намерении покинуть свой пост в связи с ведущимся в отношении него уголовным расследованием. Доминика Стросс-Кана задержали 14 мая в Нью-Йорке на борту самолета за 10 минут до вылета в Париж на основании заявления горничной гостиницы Sofitel возле Таймс-Сквер, обратившейся в полицию с жалобой на сексуальное насилие со стороны высокопоставленного постояльца.

До избрания нового руководителя фонда временно исполнять обязанности главы МВФ будет первый заместитель главы МВФ Джон Липски.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Роль МВФ в финансовой системе мира

Представляем вашему вниманию главу из монографии «Политическое измерение мировых финансовых кризисов»
про Международный Валютный Фонд, в которой подробно анализируется вся
анатомия этого финансового института и его роль в мировой финансовой
схеме.

Организация МВФ


Международный
валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF), как и
Международный банк реконструкции и развития, МБРР (позже — Всемирный
банк), является бреттон-вудской международной организацией. МВФ и МБРР
формально относятся к специализированным учреждениям ООН, но с самого
начала своей деятельности они отклонили координирующую и руководящую
роль ООН, ссылаясь на полную независимость своих финансовых источников.

Создание
этих двух структур было инициировано Советом по международным
отношениям (Council on Foreign Relations) – одной из наиболее
влиятельных полусекретных организаций, традиционно связываемых с
реализацией мондиалистского проекта.

Задача
создания подобных структур назревала по мере приближения  окончания
Второй мировой войны и распада колониальной системы. Актуальным
становился вопрос о формировании послевоенной международной валютной и
финансовой системы и о создании соответствующих международных
институтов, в особенности межгосударственной организации, которая была
бы предназначена для регулирования валютно-расчетных связей между
странами. Особенно настойчиво выступали за это банкиры США.

Планы
создания специального органа для «упорядочения» валютно-расчетных
связей были разработаны США и Великобританией. В американском плане
предлагалось учредить «Стабилизационный фонд Объединенных Наций»,
государства-участники которого должны были бы принять на себя
обязательства не изменять без согласия Фонда курсы и паритеты своих
валют, выраженные в золоте и особой счетной денежной единице, не
устанавливать валютные ограничения по текущим операциям и не заключать
никакие двусторонние («дискриминационные») клиринговые и платежные
соглашения. В свою очередь, Фонд предоставлял бы им краткосрочные
кредиты в иностранной валюте для покрытия текущих дефицитов платежных
балансов.


Этот
план был выгоден США — экономически мощной державе, с более высокой по
сравнению с другими странами конкурентоспособностью товаров и устойчиво
активным в то время платежным балансом.

Альтернативный
английский план, разработанный известным экономистом Дж. М. Кейнсом,
предполагал создание «международного клирингового союза» —
кредитно-расчетного центра, призванного осуществлять с помощью
специальной наднациональной валюты («банкора») международные расчеты и
обеспечивать равновесие в платежах, особенно между США и всеми другими
государствами. В рамках этого союза предполагалось сохранить  замкнутые
валютные группировки, в частности стерлинговую зону. Целью плана,
рассчитанного на сохранение позиций Великобритании в странах Британской
империи, было укрепление ее валютно-финансовых позиций в значительной
мере за счет американских финансовых ресурсов и при минимальных уступках
правящим кругам США в вопросах валютной политики.

Оба
плана были рассмотрены на валютно-финансовой конференции Организации
Объединенных Наций, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля
1944 г. В конференции приняли участие представители 44 государств.
Развернувшаяся на конференции борьба завершилась поражением
Великобритании.

Заключительный
акт конференции включал Статьи соглашения (устав) о Международном
валютном фонде и о Международном банке реконструкции и развития. 27
декабря 1945 г. Статьи соглашения о Международном валютном фонде
официально вступили в силу. Практически МВФ приступил к операциям с 1
марта 1947 г.


Деньги
на создание этой надправительственной организации поступили от Дж. П.
Моргана, Дж. Д. Рокфеллера, П. Варбурга, Я. Шиффа и других
«международных банкиров».


СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, однако не ратифицировал Статьи соглашения о МВФ.

Деятельность МВФ

МВФ
предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений
государств-членов и предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в
иностранной валюте. Бóльшую часть своих займов Международный валютный
фонд предоставляет в долларах США. За время своего существования МВФ
превратился в главный наднациональный орган регулирования международных
валютно-финансовых отношений. Местопребывание руководящих органов МВФ —
Вашингтон (США). Это довольно символично — в дальнейшем будет видно, что
МВФ практически полностью контролируется США и странами западного
альянса и, соответственно, в управленческо-операциональном плане – ФРС.
Не случайно поэтому, что реальный бенефит от деятельности МВФ также
получают эти акторы и, в первую очередь, означенный выше «клуб
бенефициаров».

Официальные цели МВФ заключаются в следующем:

  • «способствовать международному сотрудничеству ввалютно-финансовой сфере»;
  • «содействовать расширению и сбалансированному росту между народной
    торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения
    высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  • «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в
    валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения
    валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между
    государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  • предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной
    валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения
    равновесия в их платежных балансах».


Однако
по фактам, характеризующим результаты деятельности МВФ на протяжении
его истории, реконструируется иная, реальная картина его целей. Они
вновь позволяют говорить о системе мирового стяжательства в пользу
меньшинства, контролирующего и Мировой валютный фонд.



По
состоянию на 25 мая 2011 г. членами МВФ являются 187 государств. Каждая
страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота определяет сумму подписки
на капитал, возможности использования ресурсов фонда и сумму СДР,
получаемых государством-членом при их очередном распределении. Капитал
международного валютного фонда постоянно увеличивался с момента его
образования, особенно быстрыми темпами увеличивались квоты наиболее
экономически развитых стран-членов (рис. 6.3).





 


Наибольшие
квоты в МВФ имеют США (42122,4 млн СДР), Япония (15628,5 млн СДР) и
Германия (14565,5 млн СДР), наименьшую — Тувалу (1,8 млн СДР). В МВФ
действует принцип «взвешенного» количества голосов, когда решения
принимаются не большинством равных голосов, а крупнейшими «донорами»
(рис. 6.4).




В
сумме США и страны западного альянса имеют более 50% голосов против
нескольких процентов Китая, Индии, России, латиноамериканских или
исламских стран. Из чего очевидно, что первые обладают монополией на
принятие решений, т. е. МВФ, как и ФРС, контролируется этими странами.
Когда затрагиваются важнейшие стратегические вопросы, в том числе и
вопросы реформы самого МВФ, только США имеют право вето.

США
вместе с другими развитыми странами обладают простым большинством
голосов в МВФ. Последние 65 лет страны Европы и другие экономически
благополучные страны всегда голосовали солидарно с США. Таким образом,
становится понятно, в чьих интересах функционирует МВФ и кем
поставленные геополитические цели он реализует.


 


Требования Статей соглашения (устава) МВФ/Члены МВФ


Вступление
в МВФ в обязательном порядке требует от страны соблюдения правил,
регулирующих ее внешнеэкономические связи. В Статьях соглашения
зафиксированы универсальные обязательства государств-членов. Уставные
требования МВФ направлены прежде всего на либерализацию
внешнеэкономической деятельности, в частности валютно-финансовой сферы.
Очевидно, что либерализация внешней экономики развивающихся стран
предоставляет огромные преимущества экономически развитым странам,
открывая рынки сбыта их более конкурентоспособной продукции. При этом
экономика развивающихся стран, нуждающаяся, как правило, в
протекционистских мерах, терпит большие убытки, целые отрасли (не
связанные с продажей сырья) становятся неэффективными и умирают. В
разделе 7.3 статистическое обобщение позволяет видеть такие результаты.

Устав
требует от государств-членов устранения валютных ограничений,
поддержания конвертируемости национальных валют. Статья VIII содержит
обязательства государств-членов не вводить без согласия фонда
ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного
баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных
соглашениях и не прибегать к практике множественных валютных курсов.



Если
в 1978 г. обязательства по Статье VIII о недопущении валютных
ограничений взяли на себя 46 стран (1/3 членов МВФ), то в апреле 2004 г.
уже 158 стран (более 4/5 членов).

Кроме
того, устав МВФ обязывает государства-члены сотрудничать с фондом при
проведении курсовой политики. Хотя ямайские поправки к уставу
предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса,
на практике МВФ принимает меры для установления плавающего курса ведущих
валют и привязки к ним (прежде всего к доллару США) денежных единиц
развивающихся стран, в частности вводит режим валютного управления
(currency board). Интересно отметить, что возврат Китая в 2008 г. к
фиксированному валютному курсу (рис. 6.5), вызвавший сильное
недовольство МВФ, является одним из объяснений, почему мировой
финансово-экономический кризис фактически не затронул Китай.




Россия
же следовала в своей «антикризисной» финансово-экономической политике
указаниям МВФ, и удар кризиса по российской экономике оказался самым
тяжелым не только в сравнении с сопоставимыми странами мира, но даже в
сравнении с подавляющим большинством стран мира.



МВФ
осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и
валютной политикой государств-членов, а также за состоянием мировой
экономики.

Для
этого используются регулярные (как правило, ежегодные) консультации с
правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в
области валютных курсов. При этом государства-члены обязаны
консультироваться с МВФ и по вопросам макроэкономической, а также
структурной политики. В дополнение к традиционным целевым установкам
надзора (устранение макроэкономических неравновесий, снижение темпа
инфляции, осуществление рыночных реформ) МВФ после распада СССР стал
уделять больше внимания структурным и институциональным преобразованиям в
государствах-членах. А это уже ставит под сомнение политический
суверенитет подвергающихся «надзору» государств. Структура
Международного валютного фонда приведена на рис. 6.6.


Высшим
руководящим органом в МВФ является Совет управляющих (Board of
Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим
(обычно это министры финансов или руководители центральных банков) и его
заместителем. 


В
ведение совета входит решение ключевых вопросов деятельности МВФ:
внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов,
определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных
директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но
могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.



Совет
управляющих делегирует многие свои полномочия исполнительному совету
(Executive Board), т. е. директорату, который несет ответственность за
ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и
административных вопросов, в частности предоставление кредитов
странам-членам и осуществление надзора за их политикой в области
валютного курса.

С
1992 г. в составе исполнительного совета представлено 24 исполнительных
директора. В настоящее время из 24 исполнительных директоров 5 (21%)
имеют американское образование. Исполнительный совет МВФ выбирает на
пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который
возглавляет штат сотрудников фонда и является председателем
исполнительного совета. Среди 32 представителей топ-менеджмента МВФ 16
(50%) получили образование в США, 1 работал в транснациональной
корпорации, 1 преподавал в американском университете.



Директор-распорядитель
МВФ, согласно неформальным договоренностям, всегда европеец, а его
первый заместитель – всегда американец.


Роль МВФ


МВФ
предоставляет кредиты в иностранной валюте государствам-членам для двух
целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, т. е.
фактически для пополнения официальных валютных резервов; во-вторых, для
поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки
 экономики, а значит — для кредитования бюджетных расходов правительств.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или
заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму
в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном
банке как депозитарии. При этом МВФ, как было отмечено, предоставляет
кредиты в основном в долларах США.

На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947–1966
гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые
приходилось 56,4% суммы кредитов, (в том числе 41,5% средств получила
Великобритания). С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на
предоставление кредитов развивающимся странам (рис. 6.7).


Интересно отметить временную границу (конец 1970-х гг.), после которой
активно начала формироваться мировая неоколониальная система, пришедшая
на смену развалившейся колониальной. Основными механизмами кредитования
за счет ресурсов МВФ являются следующие.



Резервная доля.
 Первая «порция» иностранной валюты, которую государство-член может
приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского
соглашения «золотой», а с 1978 г. — резервной долей (reserve tranche).

Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут
быть приобретены государством-членом сверх резервной доли, делятся на
четыре кредитные доли или транша (credit tranches), составляющие по 25%
квоты. Доступ государств-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках
кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может
превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке).
Предельная сумма кредита, которую страна может получить у МВФ в
результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% ее
квоты.

Резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements). Этот
механизм применяется с 1952 г. Подобная практика предоставления кредитов
представляет собой открытие кредитной линии. С 1950-х гг. и до середины
1970-х гг. соглашения о кредитах стендбай имели срок до года, с 1977 г.
— до 18 месяцев, позднее — до 3 лет, в связи с увеличением дефицитов
платежных балансов.

Механизм расширенного кредитования (extended fund facility)
применяется c 1974 г. В рамках этого механизма предоставляются кредиты
на еще более длительные сроки (на 3–4 года) в бóльших размерах.
Использование кредитов стенд-бай и расширенных кредитов — самых
распространенных до мирового финансово-экономического кризиса кредитных
механизмов — сопряжено с выполнением государством-заемщиком некоторых
условий, предусматривающих проведение им определенных
финансово-экономических (а зачастую и политических) мероприятий. При
этом степень жесткости условий нарастает по мере перехода от одной
кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены еще до
получения кредита.

 


Если
МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями
фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее
дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного
транша. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять
страной-заемщицей.

По
истечении установленного срока государство-заемщик обязано погасить
задолженность («выкупить» национальную валюту у Фонда), вернув ему
средства в СДР или иностранных валютах. Возврат кредитов стенд-бай
производится в течение 3 лет и 3 месяцев — 5 лет со дня получения
каждого транша, при расширенном кредитовании — 4,5–10 лет. В целях
ускорения оборота своего капитала МВФ «поощряет» более быстрый возврат
должниками полученных кредитов.


 


Помимо
этих, стандартных механизмов, в МВФ существуют специальные кредитные
механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредитов.
Специальные кредитные механизмы включают следующие.Механизм
компенсационного кредитования, МКК (com pen sato ry i nancing facility,
CFF), предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного
баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами.
Механизм кредитования дополнительных резервов, МКДР (supplemental
reserve facility, SRF), введен в декабре 1997 г. для предоставления
средств государствам-членам, которые испытывают «исключительные
трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в расширенном
краткосрочном кредитовании вследствие внезапной потери доверия к валюте,
что вызывает бегство капитала из страны и резкое сокращение ее
золотовалютных резервов. Предполагается, что этот кредит должен
предоставляться в тех случаях, когда бегство капитала может создать
потенциальную угрозу для всей мировой валютной системы.

Экстренная
помощь (emergency assistance) призвана содействовать преодолению
дефицита платежного баланса, вызываемого непредсказуемыми стихийными
бедствиями (с 1962 г.) и кризисными ситуациями в результате гражданских
беспорядков или военно-политических конфликтов (с 1995 г.). Механизм
экстренного финансирования, МЭФ (emergency financing mechanism, EFM) (с
1995 г.) — комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление
фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной
кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует
незамедлительной помощи со стороны МВФ.

Механизм
поддержки торговой интеграции, МПТИ (trade integration mechanism, TIM),
создан в апреле 2004 г. в связи с возможными временными негативными
последствиями для ряда развивающихся стран результатов переговоров о
дальнейшем расширении либерализации международной торговли в рамках
«Доха-раунда» Всемирной торговой организации. Этот механизм предназначен
для оказания финансовой поддержки странам, у которых происходит
ухудшение платежного баланса вследствие мер, осуществляемых в
направлении либерализации торговой политики другими странами. Однако
МПТИ представляет собой не самостоятельный кредитный механизм в прямом
смысле слова, а определенную политическую установку.


Столь
широкая представленность разноцелевых кредитов МВФ свидетельствует, что
фонд предлагает странам-заемщикам свои инструменты практически в любой
ситуации.


Беднейшим
странам (с величиной ВВП на душу населения ниже установленного
порогового значения), которые не в состоянии платить проценты по обычным
кредитам, МВФ оказывает льготную «помощь», хотя доля льготных займов в
общем объеме кредитов МВФ чрезвычайно мала (рис. 6.8).



Кроме
того, негласная гарантия платежеспособности, предоставляемая МВФ в
качестве «бонуса» вместе с кредитом, распространяется и на более
экономически сильных игроков на международной арене. Даже небольшой
кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой рынок ссудных капиталов,
помогает получить кредиты у правительств развитых стран, центральных
банков, группы Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также у
частных коммерческих банков. И наоборот, отказ МВФ в кредитной
поддержке стране закрывает ей доступ к рынку ссудных капиталов. В таких
условиях страны просто вынуждены обращаться в МВФ, даже если понимают,
что условия, выдвигаемые МВФ, будут иметь для национальной экономики
плачевные последствия.



На
рис. 6.8 также видно, что в начале своей деятельности МВФ как кредитор
играл достаточно скромную роль. Однако начиная с 1970-х гг. произошло
значительное расширение его кредитной деятельности.


 


Условия предоставления кредитов


Предоставление
фондом кредитов государствам-членам связано с выполнением ими
определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил
наименование «обусловленности» кредитов. Официально МВФ обосновывает эту
практику необходимостью иметь уверенность в том, что
государства-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая
бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда. Фактически построен механизм
внешнего управления государствами-заемщиками.

Поскольку
в МВФ доминируют монетаристские, шире — неолиберальные теоретические
воззрения, его «практические» стабилизационные программы обычно включают
сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели,
отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары
широкого потребления и услуги (что ведет к повышению цен на эти
товары), увеличение налогов на доходы физических лиц (при одновременном
снижении налогов на бизнес), сдерживание роста или «замораживание»
заработной платы, повышение учетных ставок, ограничение объемов
инвестиционного кредитования, либерализацию внешнеэкономических связей,
девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание
импортируемых товаров, и т. п.


Концепция
экономической политики, составляющая ныне содержание условий для
получения кредитов МВФ, сформировалась в 1980-е гг. в кругах ведущих
экономистов и деловых кругах CША, а также других стран Запада и известна
как «Вашингтонский консенсус».


Она
предполагает такие структурные изменения в экономических системах, как
приватизация предприятий, введение рыночного ценообразования,
либерализация внешнеэкономической деятельности. Основную (если не
единственную) причину разбалансированности экономики, неуравновешенности
международных расчетов стран-заемщиц МВФ видит в избыточном совокупном
платежеспособном спросе в стране, вызываемым в первую очередь дефицитом
государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы.

Выполнение
программ МВФ чаще всего ведет к свертыванию инвестиций, торможению
темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Это связано
со снижением реальной заработной платы и жизненного уровня, ростом
безработицы, перераспределением доходов в пользу богатых слоев за счет
менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации.

Что
касается бывших социалистических государств, препятствием для решения
их макроэкономических проблем, с точки зрения МВФ, являются пороки
институционального и структурного характера, поэтому фонд при
предоставлении кредита ориентирует свои требования на осуществление
долговременных структурных изменений в их экономических и политических
системах.

 


МВФ
проводит очень идеологизированную политику. Фактически он финансирует
перестройку и включение национальных экономик в глобальные спекулятивные
потоки капитала, т.е. их «привязку» к мировой финансовой метрополии.

С
расширением кредитных операций в 1980-х гг. МВФ взял курс на
ужесточение их обусловленности. Именно тогда получило распространение
использование структурных условий в программах МВФ, в 1990-е гг. оно
значительно усилилось.



Не
вызывает удивления, что рекомендации МВФ странам – получателям помощи в
большинстве случаев прямо противоположны антикризисной политике
развитых государств (табл. 6.1), которые практикуют контрциклические
меры – падение спроса со стороны домохозяйств и бизнеса в них
компенсируется возросшими государственными тратами (пособиями,
субсидиями и т. п.) за счет расширения дефицита бюджета и увеличения
госдолга. В разгар мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. МВФ
поддержал такую политику в США, ЕС и Китае, но для своих «пациентов»
прописал иное «лекарство». «31 из 41 соглашения о помощи МВФ
предусматривает проциклическую, т. е. более жесткую монетарную либо
фискальную политику», — отмечается в докладе вашингтонского Центра
 экономических и политических исследований (Center for Economic and
Policy Research).


Эти
двойные стандарты существовали всегда и много раз приводил к масштабным
кризисам в развивающихся странах. Применение рекомендаций МВФ
ориентировано на формирование монополярной модели развития мирового
сообщества.


Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношений


МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему.
Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по
инициативе США установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в
мировой валютной системе. Первоначально Статьи соглашения МВФ отводили
золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Первым шагом на пути
устранения золота из послевоенного международного валютного механизма
стало прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота
за доллары, принадлежащие официальным органам других стран. В 1978 г. в
устав МВФ были внесены поправки, запрещающие странам-членам использовать
золото в качестве средства выражения стоимости их валют; одновременно
были упразднены официальная цена золота в долларах и золотое содержание
единицы СДР.

 


Международный
валютный фонд сыграл ведущую роль в процессе расширения влияния
транснациональных корпораций и банков на страны с переходными и
развивающимися экономиками. Предоставление этим странам в 1990-е гг.
заемных ресурсов МВФ в значительной мере способствовало активации
деятельности транснациональных корпораций и банков в этих странах.

В
связи с процессом глобализации финансовых рынков исполнительный совет в
1997 г. инициировал разработку новых поправок в Статьи соглашения МВФ,
чтобы сделать либерализацию операций по движению капиталов специальной
целью МВФ, включить их в сферу его компетенции, т. е. распространить на
них требование отмены валютных ограничений. Временный комитет МВФ принял
на сессии в Гонконге 21 сентября 1997 г. специальное заявление о
либерализации движения капиталов, призвав исполнительный совет ускорить
работу над поправками, с тем чтобы «добавить новую главу в
Бреттон-Вудское соглашение». Однако развитие мирового валютного и
финансового кризисов в 1997–1998 гг. затормозило этот процесс. Некоторые
страны были вынуждены ввести контроль движения капиталов. Тем не менее
МВФ сохраняет принципиальную установку на снятие ограничений в сфере
международного движения капитала.



В
контексте анализа причин мирового финансового кризиса 2008 г. важно
также отметить, что Международный валютный фонд сравнительно недавно (с
1999 г.) пришел к выводу о необходимости распространить область своей
ответственности на сферу функционирования мировых финансовых рынков и
финансовых систем.

Появление
у МВФ намерения регулировать международные финансовые отношения вызвало
изменения в его организационной структуре. Сначала, в сентябре 1999 г.,
образовался Международный валютно-финансовый комитет, ставший
постоянным органом стратегического планирования деятельности МВФ по
вопросам, относящимся к функционированию мировой валютной и финансовой
системы. 


В
1999 г. МВФ и Всемирный банк приняли совместную «Программу оценки
финансового сектора», ПОФС (Financial Sector Assessment Program, FSAP),
которая должна снабжать государства-члены инструментарием оценки
состояния их финансовых систем.



В
2001 г. создан департамент по международным рынкам капитала. В июне
2006 г. учрежден объединенный департамент денежно-кредитных систем и
рынков капитала (Monetary Systems and Capital Markets Department,
MSCMD). Не прошло и 10 лет с момента включения мировой финансовой сферы в
компетенцию МВФ и с начала ее «регулирования», как разразился самый
масштабный в истории мировой финансовый кризис.

 


МВФ и мировой финансово-экономический кризис 2008 года


Нельзя
не отметить один принципиальный момент. В 2007 г. эта крупнейшая
мировая финансовая организация находилась в глубоком кризисе. На тот
момент практически никто не брал и не изъявлял желания брать у МВФ
кредиты. Кроме того, даже те страны, которые получили кредиты ранее,
старались как можно скорее избавиться от этого финансового бремени. В
результате размер обычных непогашенных кредитов сократился до рекордной
для XXI в. отметки — менее 10 млрд СДР (рис. 6.9).



Мировое
сообщество, за исключением бенефициаров деятельности МВФ в лице США и
других экономически развитых стран, фактически отказывалось от механизма
МВФ. И тут произошло нечто. А именно — разразился мировой
финансово-экономический кризис. Число договоренностей о новых кредитах,
стремившееся до кризиса к нулю, возросло беспрецедентными в истории
деятельности фонда темпами (рис. 6.10).



Кризис,
начавшийся в 2008 г., буквально спас МВФ от развала. Случайно ли это
совпадение? Так или иначе, мировой финансово-экономический кризис 2008
г. был чрезвычайно выгоден Международному валютному фонду, а значит, тем
странам, в интересах которых он функционирует.

После
мирового кризиса 2008 г. стало очевидным, что МВФ нуждается в
реформировании. К началу 2010 г. общие потери мировой финансовой системы
превысили 4 трлн долл. (около 12% мирового валового продукта), две
трети из которых генерируются в неблагонадежных активах американских
банков. 


В
каком направлении пошло реформирование? В первую очередь МВФ утроил
свои ресурсы. После лондонского саммита «Группы двадцати» в апреле 2009
г. МВФ получил колоссальные дополнительный резервы для кредитования —
более 500 млрд долл. США, в дополнение к уже имеющимся 250 млрд долл.,
хотя для программ помощи он использует меньше 100 млрд долл. После
кризиса стало очевидным, что МВФ желает взять на себя еще больше
полномочий по управлению мировой экономикой и финансами. 


Тенденция
заключается в стремлении постепенно превратить МВФ в орган контроля
макроэкономической политики почти во всех странах мира. Очевидно, что в
условиях такого «реформирования» новые мировые кризисы неизбежны.

В данной главе монографии использован материал диссертации М.В. Деевой.

Вернуться на главную

rusrand.ru