Мусульманские республики россии список – Двадцатка самых исламизированных регионов России
Двадцатка самых исламизированных регионов России
Двадцатка самых исламизированных регионов России. На фото — Республика Ингушетия
Российские мусульмане расселены очень неравномерно, поскольку исторически были сосредоточены лишь в нескольких регионах. В настоящее время они распространились по всей стране, однако не образовали новых ареалов компактного проживания.
Этнические мусульмане составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: Чечне, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане и Татарстане. В целом же двадцатка самых исламизированных регионов нашей страны выглядит следующим образом:
- Республика Ингушетия – 98%
- Чечня – 96%
- Дагестан – 94%
- Кабардино-Балкария – 70%
- Карачаево-Черкесия – 63%
- Башкортостан – 54,5%
- Татарстан – 54%
- Адыгея – 27%
- Астраханская область – 26%
- Северная Осетия – 21%
- Оренбургская область – 16,7%
- Ханты-Мансийский АО – 15%
- Ульяновская область – 13%
- Челябинская область – 12%
- Ямало-Ненецкий АО – 11,5%
- Тюменская область – 10,5%
- Калмыкия – 10%
- Удмуртская Республика – 7,6%
- Республика Алтай – 7,4%
- Ставропольский край – 7%
В то же время регионы с самыми крупными региональными уммами распределяются несколько иначе:
- Дагестан – 2430 тыс.
- Башкортостан – 2234 тыс.
- Татарстан – 2040 тыс.
- Чечня – 1058 тыс.
- Кабардино-Балкарская Республика – 535 тыс.
- Ингушетия – 458 тыс.
- Челябинская область – 425 тыс.
- Москва – 410 тыс.
- Оренбургская область – 365 тыс.
- Карачаево-Черкесская Республика – 276 тыс.
- Астраханская область – 260 тыс.
- Свердловская область – 236 тыс.
- Ханты-Мансийский АО – 216 тыс.
- Пермский край – 192 тыс.
- Ставропольский край – 190 тыс.
- Саратовская область – 185 тыс.
- Самарская область – 183 тыс.
- Ульяновская область – 180 тыс.
- Северная Осетия – 150 тыс.
- Тюменская область – 140 тыс.
Показательно, что почти половина всех мусульман России проживает в трех первых субъектах – Республиках Дагестан, Татарстан и Башкортостан. Именно их региональные сообщества мусульман вкупе с московской и чеченской уммами и определяют лицо российского ислама.
По материалам книги
Атлас исламского сообщества России
Р.Силантьева
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
islam-today.ru
Сколько мусульман в России | Количество мусульман в 2018 году
Даже после распада Советского Союза и отделения от России всех дружеских республик она осталась многонациональным государством. И на ее просторах живет народ разных национальностей и с разным вероисповеданием, в том числе и мусульман. А как много их в действительности, сколько приверженцев ислама в нашей стране?
Ислам – как все начиналось
Согласно историческим сведениям новое направление в религии возникло примерно в 610 году нашей эры, то есть учение достаточно молодое. До этого времени на Ближнем Востоке была очень непростая ситуация, процветал разврат, языческие поклонения и междоусобные войны за власть. Однажды простой житель Мухаммед, или как его еще называют Мухаммад, находясь в районе Мекки, получил послание от ангела небесного Джабраила. Было в ту пору Мухаммеду 40 лет, и на протяжении всей оставшейся жизни, которая продлилась еще 22 года, до 632, снисходили на него откровения, которыми он делился с окружающими. Передавались они из уст в уста последователями Мухаммеда, считавшими его пророком, а потом были собраны и записаны в книгу, которая получила название Коран.
Согласно мусульманскому вероисповеданию Мухаммад, став пророком, очистил от арабов Каабу. Эта местность недалеко от Мекки считалась святилищем язычников, полной его идолов и мест для поклонения и жертвоприношения. С того момента, как Кааба стала храмом Аллаха, ученики Мухаммеда несли в массы постулат о едином Боге и активно боролись с многобожием (политеизмом). Естественно, что новую религию народ не принял совсем без сопротивления, но достаточно быстро учение стало популярным и почитаемым.
Основные направления в учении мусульман
Главный символ веры (шахад) у каждого мусульманина впитывается с молоком матери: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». Есть еще 4 постулата, которые обязан выполнять каждый последователь Ислама:
- Намаз – ежедневная 5-ти разовая молитва.
- Закят – денежные пожертвования в пользу бедных.
- Саум – строгий пост в священный месяц Рамадан.
- Хадж – обязательное паломничество в святыню ислама Мекку.
Ислам как учение мирового масштаба
Войны, политика, экономика – все это способствовало тому, что последователи Ислама распространились по всему земному шару, постепенно превратив мусульманство в мировую религию. Сами же верующие считают это неоспоримым доказательством истинности заповедей Корана, а священную книгу Божьим руководством. С приходом исламского учения появились новые традиции, ритуальные обряды, но главное мусульманские постулаты кардинально поменяли мышление у его приверженцев.
Какими цифрами исчисляется мировой исламизм? На этот вопрос нет однозначного ответа, но примерно пятая часть населения Земли живет по законам шариата. Это огромное количество людей, на 2015 год из почти 8 млрд мусульмане составляли 1,3-1,8 млрд человек. Разумеется, что на планете они распределены неравномерно. Есть целые страны, исповедующие ислам, а есть лишь небольшие общины в отдельных государствах.
Всего зарегистрировано около 200 стран, где живут мусульманские народы.
- 39 государств – это исламские страны, где Коран основная религия (>80% населения).
- 28 государств – мусульманство стоит на 2 или 3 месте по количеству приверженцев.
- 33 государства – Коран почитает от 5% до 19%.
- 40 государств – мусульман от 1% до 4% от численности.
- 57 государств – почитателей шариата <1%.
В 28 государствах ислам имеет государственный статус, согласно данным статистики в число самых мусульманских входят:
- Индонезия;
- Индия;
- Пакистан;
- Бангладеш;
- Нигерия;
- Египет;
- Иран;
- Эфиопия;
- Турция;
- Алжир.
Какую строчку «хит-парада» занимает Россия в этом списке?
Россия, мусульмане и статистика 2018
Сегодня РФ стоит на 21 месте в рейтинге стран по количеству жителей-мусульман. В 2010 году при переписи населения обозначилась цифра в 15 млн. правоверных. В 2013 она колебалась между 18 и 21 млн. Но разве может за несколько лет так увеличиться мусульманское население?
Очень много последователей ислама живут в России нелегально, без регистрации. Иммиграционные службы ставят на учет далеко не всех приезжих из соседних государств.
Многие просто пренебрегают оформлением временной регистрации, полагая, что пара-тройка месяцев сезонной работы не обязывает это делать. Но, так как такие люди находятся на территории России, то некоторые сводки их все же учитывают. Хотя на деле до сих пор ведутся споры, стоит ли включать в статистику даже тех, у кого временная регистрация имеется. Они же вроде как не коренные жители, а лишь приезжие на время.
По состоянию на 2018 год в России – 30 млн. мусульман (постоянно и официально проживающих в РФ как граждан). Это 20% населения РФ. И это без учета нелегалов и приезжих на заработки со всех близлежащих стран (Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан), которые в последние 5-10 лет заполонили Россию целыми семьями и аулами. Абсолютно точное значение мусульман на данный момент вам не скажет даже ФМС, благодаря их бесконтрольному въезду в РФ!
Зимой 2017 г. в Госдуме представитель комитета по культуре С. Говорухин озвучил неофициальные статистические данные в отношении количества мусульман в РФ. По его мнению, в настоящее время четверть населения России является приверженцами именно этой религии. То есть в абсолютных цифрах — это 35-37 млн человек.
По данным на 1.01.2015 население России составляет 146 млн человек, а на 2013 год из них 21 млн последователей шариата. Получается, что примерно 14% жителей – это мусульмане. Цифра весьма внушительная и для политики, и экономики страны.
Если все-таки данные 2010 и 2013 годов брать за основу, то получается что за три года поклонников ислама стало на 3-6 млн больше. Аналитики называют несколько причин столь стремительного роста:
- Миграция беженцев. В связи с политической обстановкой многие покинули малую родину и переехали в Россию.
- Миграция сезонных рабочих. Приезжая на заработки в РФ, многие остаются жить и работать годами.
- Рождаемость. В семьях мусульман она выше, аборты запрещены категорически законом ислама.
- Смена вероисповедания. Многие коренные жители страны принимают мусульманство.
Видео “Сколько в России православных и мусульман”
Народы, исповедующие в России ислам
- азербайджанская;
- казахская;
- абхазская;
- таджикская;
- туркменская;
- киргизская;
- узбекская.
Затем порядка 20 народностей из национальных республик в составе РФ, среди них:
- чеченцы;
- татары;
- кабардинцы;
- башкиры;
- лезгины и другие малочисленные народности.
Все эти народы являются мусульманами практически в 100%. И очень мало таких, которые приняли христианство.
Исламская религия делится на два направления:
- Сунниты – мусульманское большинство во всем мире, включая Россию.
- Шииты – мусульмане из Дагестана, преимущественно с южной области и азербайджанцы, живущие в РФ.
Как христианский мир относится к исламу
Исламская религия – это такая же великая культура, чем христианство. В мировое развитие науки, техники, бизнеса, духовных ценностей вклад мусульман огромен. Никто и никогда не умалял величия мусульманских народов, красоты их обычаев и ритуалов, духовного и материального наследия.
Но, к сожалению, мировая политическая обстановка сложилась таким образом, что все больше людей во всем мире начинают противостоять выходцам из мусульманских стран. Не исламу как религии, а именно представителям ее, которые показывают далеко не с лучшей стороны свои притязания на целые страны и другие народы.
Миллионные толпы беженцев, вынужденные бежать из родных домов, не всегда желанные гости в других странах. Из-за своей многочисленности, агрессивного поведения, нежелания работать и многих других причин. Негативное отношение к мусульманским народам не обошло стороной и жителей России.
Это не относится к народностям, которые живут практически в сердце страны. Например, та же Республика Татарстан считается мусульманской, но люди любых вероисповеданий с удовольствием ходят на татарский балет или слушают татарскую оперу. Создают семьи, рожают детей, дружат целыми поколениями и никого не задевает тот факт, что молиться ходят в абсолютно разные церкви.
А вот к выходцам с Кавказа отношение уже совсем другое, настороженное, а то и откровенно враждебное. Почему так? Войны ли тому виной, неумелая политика, пышным цветом распустившийся экстремизм и терроризм? Очень трудно найти ответы на столь сложные вопросы. Но всегда нужно помнить одно: «Не религия делает людей, а люди – религию».
Автор материала: историк, кандидат исторических наук Дорофеев Игорь Петрович
Похожие записи
dedadi.ru
Мусульманские регионы России обращаются за помощью к странам Персидского залива | Экономика | ИноСМИ
Прогноз
Финансовая ситуация в России ухудшается, и в этих обстоятельствах многие мусульманские республики будут пытаться привлекать зарубежные инвестиции с использованием исламских инструментов финансирования и за счет создания совместных банков с мусульманскими странами, действуя вопреки федеральным правилам.
Опасаясь возможных политических и социальных последствий, Кремль постарается свести к минимуму исламское финансирование своих регионов и их связи с Персидским заливом, если они не будут проходить через Москву.
Перспектива отчуждения мусульманских республик от российского государства и возможность влияния на них со стороны зарубежных стран будет по-прежнему вызывать тревогу в Москве. В частности, это объясняется тем, что многие мусульманские регионы представляют самую серьезную угрозу внутренней безопасности России.
***
Застой в российской экономике сохраняется, и 83 региона этой страны вынуждены соперничать друг с другом за получение иностранных инвестиций, чтобы остаться на плаву. Поиски финансирования стали популярной темой на прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме. Там региональные власти и корпорации всячески пытались заманить зарубежных партнеров и финансистов. Некоторые регионы сосредоточили свое внимание и усилия на Азии и Европе. Например, Калужская и Калининградская области подписали инвестиционные соглашения с Баварией, а калужский губернатор ранее посетил Вьетнам, пытаясь получить там финансирование. Но четверка мусульманских республик России — Татарстан, Башкортостан, Чечня и Дагестан — устремили взоры на мусульманские государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, заставляя Москву нервничать.
Свести концы с концами
Мусульманское население России быстро увеличивается благодаря высокой рождаемости и наплыву иммигрантов из Центральной Азии, где преобладают мусульмане. Сегодня мусульмане составляют почти 13% населения страны, и большинство из них проживает в восьми автономных мусульманских республиках. Это Татарстан, Башкортостан, Чечня, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Дагестан и Адыгея. По российскому законодательству эти регионы, являясь автономными республиками с нерусским большинством населения, могут сами выбирать язык, конституцию, президентов, а также создавать структуры безопасности. Москва пусть неохотно, но предоставила им эти свободы после войн на Северном Кавказе в попытке успокоить сепаратистские настроения и устранить нестабильность.
Экономики в этих мусульманских республиках очень сильно отличаются одна от другой. Татарстан и Башкортостан, например, относятся к самым развитым регионам России благодаря своей нефти и сельскому хозяйству. Республиканские правительства владеют собственными энергетическими компаниями, которые в основном и пополняют бюджет этих регионов. У них также есть собственные банковские системы. Согласно информации Forbes, два крупнейших банка Татарстана относятся к числу самых надежных финансовых институтов России. Между тем, Чечня и Дагестан так пока и не устранили ущерб от длившейся почти 20 лет войны с Россией, как и их соседи на Северном Кавказе. Экономический рост в этих республиках зависит от федеральных субсидий, которые в последние годы существенно увеличились. За последнее десятилетие бюджеты Чечни и Дагестана на 80-90% пополняются за счет федеральных средств, а в остальных северокавказских республиках более чем наполовину. Точно так же, банковские системы Чечни и Дагестана зависят от федеральной банковской системы России, в отличие от самостоятельных банков Татарстана и Башкортостана.
Le FigaroAnaliticaDelfi.ltНесмотря на экономические различия, мусульманские республики России в равной степени пострадали от резкого падения мировых цен на нефть. В Татарстане и Башкортостане замедлился рост, а субсидии для северокавказского региона из-за спада в России уменьшились наполовину. Последние два года чеченскому президенту Рамзану Кадырову даже приходится залезать в частные резервы своей администрации, чтобы восполнить дефицит республиканского бюджета (хотя по общему признанию, эти резервы создавались за счет вычетов из зарплат государственных служащих). Москва не решает эти проблемы, в связи с чем российским регионам приходится самим искать внешние инвестиции и финансовую поддержку.
Поиски финансирования в мусульманском мире
У некоторых мусульманских республик России есть богатый опыт поиска внешней помощи, а у других его нет вообще. Татарстан и Башкортостан последние 10 лет весьма успешно поддерживают интерес к себе со стороны иностранных инвесторов. Татарстан вообще считается лучшим российским регионом для капиталовложений, а Башкортостан входит в первую десятку. У каждого есть свои промышленные и высокотехнологичные экономические зоны, и они обладают достаточной независимостью от Москвы, чтобы заключать сделки с зарубежными партнерами. А вот республики Северного Кавказа за эти годы привлекли очень мало иностранных инвестиций.
Тем не менее, российские мусульманские республики в настоящее время оценивают плюсы и минусы исламских законов кредитования, пытаясь выйти из затруднительного финансового положения. В отличие от традиционных правил финансирования, эти законы запрещают кредиторам брать проценты. Кредиты больше напоминают инвестиции в конкретные проекты, и их прибыльность зависит от успеха этих проектов. Исламские механизмы финансирования также довольно часто опираются на материальные активы, благодаря чему в них меньше риска, чем в обычной системе кредитования. С точки зрения республик, использование исламского финансирования вызовет интерес не только у мусульманских потребителей внутри страны, но и у других мусульманских государств.
Но в этом плане есть своя загвоздка. Исламское финансирование по закону в России запрещено, потому что оно не требует процентных выплат в отличие от традиционных финансовых инструментов. Также находятся под запретом некоторые инструменты исламского финансирования, напоминающие соглашения о разделе прибыли между кредитором и заемщиком, потому что формально они относятся к «коммерческой деятельности», в которой не могут участвовать российские банки. Некоторые банки, в том числе, федеральные, нашли лазейки, чтобы обойти этот закон. Остальные, например, в мусульманских республиках, просто откровенно игнорируют их, осуществляя операции в соответствии с исламскими банковскими директивами и правилами, или ведя переговоры с иностранными финансовыми группами о их реализации.
Кремль, между тем, не поддерживает исламское финансирование в регионах, но и не противодействует ему. В марте российский Центробанк утвердил для Татарстана дорожную карту по изучению исламских банковских механизмов в качестве пробного варианта. Но правительство пока не внесло изменения в российское законодательство по данному вопросу, и как сообщают татарские банки, российские банковские институты в прошлом году тормозили переговоры о совместных проектах между ними и иностранными кредиторами. Поэтому Татарстан решил действовать самостоятельно. В прошлом году крупнейший банк региона «АК Барс» начал выпускать исламские облигации, продавая их по более низким ставкам, чем евробонды. В то же время, татарский страховой оператор «Альянс» начал продавать исламский финансовый продукт под названием «Халяль инвест».
Татарстан надеется, что благодаря исламскому финансированию ему удастся привлечь инвестиционные средства членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, с которыми этот регион уже довольно длительное время поддерживает тесные связи. В последние годы финансирование из стран Персидского залива увеличилось многократно. Если в 2011 году его объем составлял 60 миллионов долларов, то к 2015 году он увеличился до 760 миллионов. Большая часть этих средств идет на создание «умного города» в столице Татарстана Казани. В особых экономических зонах разместятся биомедицинские, больничные и научно-исследовательские центры, а также лаборатории по разработке информационных технологий, где в целом будут работать 50 000 человек. Включившись в исламское финансирование, Татарстан попытается получить еще больше средств на осуществление этого важнейшего для республики проекта. В этих целях он вступил в переговоры с саудовским Исламским банком развития, который пообещал за несколько лет превратить Татарстан в центр исламского финансирования в России.
© РИА Новости, Максим Богодвид | Перейти в фотобанкГорода России. Казань
Ненамного отстает от Татарстана и Чечня. В последние годы она стремится к созданию партнерств с государствами Персидского залива, в том числе, с Саудовской Аравией и с Объединенными Арабскими Эмиратами. Кадыров обсуждал с представителями этих стран ряд строительных проектов в Грозном, однако обе делегации выразили обеспокоенность в связи с отсутствием в регионе системы исламских денежных переводов. В ответ Кадыров объявил в начале 2016 года, что его республика откроет исламский банк и проконсультируется с инвестиционной фирмой из ОАЭ о создании совместного предприятия с партнером из Совета по сотрудничеству стран Персидского залива. В предстоящие месяцы Чечню должна посетить высокопоставленная саудовская делегация, чтобы вернуться к переговорам об инвестициях.
Башкортостан и Дагестан отстают от Татарстана и Чечни. Башкортостан поддерживает тесные связи с Татарстаном и предпочитает занимать выжидательную позицию, наблюдая за тем, к чему приведут попытки создать жизнеспособную систему исламского финансирования. Дагестан точно так же не торопится создавать собственную систему, дожидаясь результатов в соседней Чечне.
Действия России по уменьшению влияния стран Персидского залива
Теперь вопрос заключается в том, позволит ли Россия продолжать финансирование из Персидского залива. Долгие годы Москва старалась не заключать сделки с заливными государствами, поскольку у нее непростые отношения с этим регионом. Но когда в 2014 году ее связи с Западом начали ослабевать, Россия приступила к поиску других партнеров. Не сумев получить крупные инвестиции в Китае, Кремль стал все чаще заглядываться на страны Персидского залива. В период с 2014 по 2015 год эти государства пообещали России примерно 25 миллиардов долларов инвестиций, однако Москва жестко контролирует эти средства через Российский фонд прямых инвестиций.
Теперь, когда заливные государства все глубже проникают в Россию, действуя в обход Москвы и ведя переговоры напрямую с регионами, перед Кремлем встает дилемма. С одной стороны, сам он не может поддерживать в финансовом плане мусульманские республики. С другой стороны он не может допустить упадок в этих республиках, так как это вызовет нестабильность. Кроме того, он не хочет отвращать от себя быстро увеличивающееся мусульманское население. Но с точки зрения Москвы, рост исламского финансирования опасен по двум причинам. Во-первых, заложенные в нем принципы шариата не соответствуют правилам российской банковской системы. Более того, Совет по сотрудничеству стран Персидского залива заинтересован в более широком продвижении принципов шариата среди населения этих республик, что противоречит российской истории, в которой Москва подавляла сильные и независимые исламские идеологии среди собственного населения. Если Кремль захочет, он примет деньги Персидского залива, но лишь в том случае, если они пойдут на проекты, не подрывающие его власть над мусульманскими республиками.
Кроме того, Москва обеспокоена тем, что диверсификация инвестиций и коммерческих перспектив мусульманских республик еще больше отдалит их от федеральной банковской системы и даст им больше независимости. Почти все мусульманские республики России пережили периоды всплеска сепаратистских настроений, хотя в одних они были сильнее, чем в других. Поэтому Кремль будет проявлять осторожность, не давая регионам большой свободы для создания самостоятельных и эффективных финансовых систем. Два крупнейших банка Татарстана уже жалуются на то, что российские федеральные банки ВТБ и Сбербанк активно пытаются проводить экспансию в регионе, заставляя в процессе татарские банки отказываться от части своего бизнеса.
© AP Photo, Musa SadulayevЗикр у мечети «Сердце Чечни» в Грозном
Кремль также обеспокоен тем, что члены Совета по сотрудничеству стран Персидского залива получат прямые каналы влияния на мусульманские республики России. Страх перед цветными революциями и перед проникновением других государств заставил Кремль принять череду драконовских законов, в соответствии с которым на любую организацию, получающую финансирование из-за рубежа, наклеивается ярлык «иностранного агента». Москва также начала следить за всеми российскими юридическими лицами, занимающимися бизнесом с иностранными корпорациями. А поскольку Кремль не считает страны Персидского залива союзницами, он наверняка будет еще тщательнее проверять партнерства с участием их фирм. Но при этом не у всех компаний из Персидского залива есть политические планы и замыслы. Например, в то время как корпорация Mazcorp поддерживает тесные и глубокие связи с королевской семьей Абу-Даби, саудовский Исламский банк развития состоит из 56 стран-членов, и Эр-Рияду будет трудно использовать его для продвижения своих целей за границей.
Россия с особым недоверием относится к связям, формируемым между Советом по сотрудничеству стран Персидского залива и некоторыми мусульманскими республиками, такими как Чечня. Более двух десятилетий Москва неизменно утверждала, что члены этого совета (а также США) спровоцировали первую и вторую чеченские войны. Кремль заявляет, что Саудовская Аравия, в частности, насаждала в регионе свою ваххабитскую доктрину, поставляла чеченским боевикам оружие, припасы, обучала их и оказывала им свою поддержку, действуя в основном через различные благотворительные и гуманитарные организации. Прошедшие в июне переговоры между Кадыровым и помощником заместителя наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада ибн Салмана (Mohammed bin Salman) несомненно усилили эти страхи в Москве. Во время переговоров стороны обсуждали вопрос об участии Саудовской Аравии и других арабских государств в совместной подготовке в Международном учебном центре сил специального назначения в Чечне.
Для Москвы национальная безопасность и единство России по-прежнему будут важнее потребностей растущего мусульманского населения, какая бы сложная финансовая ситуация ни складывалась в этих регионах. Кремль не может заставить мусульманские республики игнорировать те возможности, которые дает исламское финансирование и инвестиции, но он будет всеми силами вмешиваться в этот процесс, стараясь обуздать зарождающиеся отношения этих республик с мусульманским миром.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
Ислам в СССР — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуСтолпы ислама |
|
Столпы веры |
|
История и представители |
|
Основные течения |
|
Богословие |
|
Культура и общество |
|
ru.wikipedia.org
Мусульманские республики бывшего СССР и III Российская держава после 1991 г.
Особое место на просторах бывшего Советского Союза занимают мусульманские республики. Они оказались словно зажаты между двумя державами – III Российской и Ново-ближневосточной.
Новая держава в странах Исламской метакультуры возникла в 1919 г. Особенностью Ново-ближневосточной державы стало ее возникновение в номинальных пределах халифата (но не султаната!) Османов. То есть на той территории, на которой мусульманскими (суннитскими) общинами признавался религиозный авторитет халифа. Благодаря этому новая держава и смогла проявлять себя в суннитских странах. Впоследствии ее воздействие распространилось и на те государства, большинство населения в которых было шиитским.
Первым движением, инициируемым Ново-ближневосточной державой, стала Кемалистская революция. А ее самой первой идеологической доктриной – идеология «Шести стрел» Ататюрка: этатизм (примат государственных интересов над общественными и личными), национализм, секуляризация, республиканское государственное устройство, вестернизация, народность (провозглашающая единство общества и межклассовую солидарность), при особой роли армии.
В политической жизни стран, связанных с Ново-ближневосточной державой, ведущая роль принадлежит армии и ее лидерам (либо вождям антиколониальных восстаний). Кадровыми офицерами были Ататюрк, Г. А. Насер, А. Садат, А. К. Касем, А. С. Ареф, М. Каддафи, Х. и Б. Асады, С. Хусейн, А. А. Салех, Д. Дудаев. Военизированные формирования возглавлял и Я. Арафат, который не был кадровым военным по причине отсутствия у Палестины собственной государственности. При возникновении кризисных ситуаций в державных государствах, армия постоянно вмешивалась в их политическую жизнь.
Создание советских республик с мусульманским населением в первые годы Советской власти можно рассматривать как акцию III Российской державы, нейтрализующую мусульманский национализм, а значит и активность Ново-ближневосточной державы в советских пределах. Все среднеазиатские политические нации сформировались в результате советской политики. И это существенно влияет в настоящее время на характер взаимоотношений мусульманских республик СНГ с РФ и III Российской державой.
Инометакультурный характер рассматриваемых государств предопределяет постепенное нарастание в них импульсов Ново-ближневосточной державы и угасание влияния III Российской. Происходит их дистанцирование как от российской, так и советской политической традиции. Проявлениями этого процесса можно считать, в частности, демонтаж советских памятников (Туркменистан, Узбекистан), переход на латиницу (Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан), отказ от российско-советской системы фамилий (Таджикистан), переименование городов с традиционными русскими и советскими названиями (Туркменистан, Казахстан). Эти проявления наиболее заметны в Туркмении и Узбекистане.
Примечательно, что в ряде среднеазиатских государств обнаруживается сходство с идеологией кемалистской Турции, а лидеры Туркмении и Казахстана официально приняли титулы, являющиеся откровенной калькой с фамилии Ататюрка (Отца турок): Туркменбаши (Глава туркмен) и Елбасы (Лидер нации).
Различие между государствами Исламской метакультуры, возникшими на обломках Советского Союза и сформировавшимися за его пределами, состоит в основном в том, какая сила стала носителем национально-политической идентичности. Если в «дальнем зарубежье» эту роль играла главным образом армия, то в пост-советских странах – преимущественно партийная и государственная номенклатура.
Еще одной особенностью пост-советских государств этой метакультуры является их строго секулярный характер, унаследованный от СССР и усиленный остаточным воздействием III Российской державы. В этом отношении они гораздо ближе к Турецкой республике, чем к арабским странам.
Одной из идеологем, скрепляющих мусульманские государства СНГ с III Российской державой, является культ «Великой отечественной войны». Хотя в некоторых из них он существенно сдал свои позиции в последнее время, до сих пор «День Победы» 9 мая является единственным общим государственным праздником военно-политического характера для РФ и этих мусульманских государств.
Другим магнитом, удерживающим мусульманские республики бывшего СССР в орбите влияния III Российской державы, выступает русская диаспора, наиболее многочисленная в Казахстане (около 23% населения республики), а также в Киргизии (около 7%). Естественно, что именно в наиболее русифицированных Казахстане и Киргизии в наилучшей степени сохраняется советское наследие (советская топонимика и памятники, введенная в 1940 году кириллица).
Как в случае с Грузией и Молдовой, важным фактором, сохраняющим мусульманские республики в орбите влияния III Российской державы, являются межнациональные и внутригосударственные конфликты: карабахский – для Азербайджана, межклановый – для Таджикистана. В этом же ряду сохраняющаяся с позднесоветских времен напряженность между киргизами и узбеками на юге Киргизии и противостояние между Севером и Югом республики.
Влияние Ново-ближневосточной державы проникает не только в страны СНГ, но и в автономные республики РФ. Наиболее выразительным оно стало в Чечне в 90-е годы. Влияние этой державы, в силу метакультурных причин, сохраняется в этих регионах и сегодня, а в будущем будет только усиливаться. С течением времени все мусульманские республики СНГ (а в будущем – и РФ) будут все более отдаляться от III Российской державы и ее политических институтов. Это предопределено, с одной стороны, метакультурной идентичностью автономных республик с титульными мусульманскими этносами. С другой – деградацией III Российской державы. Ново-ближневосточная держава также деградирует, но она является частью Исламской метакультуры.
sinelnikov-f.livejournal.com
Мусульманские страны, мусульманский мир, Восток, города – портал «Ислам Сегодня»
Мусульманские страны играют все большую роль в современных международных отношениях. Мусульманское население планеты стремительно растет и, как предполагают международные эксперты, к 2050 году количество мусульман превысит количество христиан в мире.
Мусульманский мир – отныне это не только традиционные страны Востока, но и огромные общины по всему миру. Что уж говорить, если даже в Лондоне активно работает более сотни мечетей, а самым популярным именем в Великобритании является Мухаммад. Большие мусульманские общины есть во всех странах мира — то, что не смогла сделать война, сделала глобализация: именно глобализация помогла распространить Ислам почти на весь мир. Вот он, парадокс: многие века европейские страны боролись с мусульманами, а сейчас количество верующих в Германии, Франции и других наиболее экономически развитых странах Европейского Союза стремительно растет. И обусловлено это как активной иммиграцией, так и высокими демографическими показателями мусульманских народов. Демографический рост достиг максимума в 1962-1963 гг., после чего началось его медленное падение. Наиболее быстро, в 4 раза, выросло число жителей Ирана и в 3,6 раза увеличилось пакистанское население. В Турции, согласно оценкам ООН, численность жителей выросла ровно втрое, а в Афганистане — аж в 2,5 раза!
Мусульманские страны – это Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, Бангладеш, Бруней, Индонезия, Малайзия, Мальдивы, Бахрейн, Ирак, Иордания, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Палестина. Также среди исламских стран – ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Джибути, Египет, Коморские острова, Сомали, Судан, Танзания, Эритрея, Эфиопия, Алжир, Западная Сахара, Мавритания, Ливия, Марокко, Тунис, Буркина-Фасо, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Чад.
Мусульманский Восток существенно пополняется и за счет мусульман Индии, где, по данным переписи 2001 г., их численность составляла не менее 140 млн человек (13,4% населения). Серьезно разнятся оценки количества мусульман в Китае. По данным ООН, их численность достигает 20 млн человек. Однако есть и более высокие оценки в 60 и даже 90 млн! Также нельзя оставить без внимания и мусульманское население России: если раньше говорили, что количество мусульман в России достигает 10-15 миллионов, то сейчас, как правило, называют цифру уже в 20-25 миллионов. Это связано с бурной демографической ситуацией на Северном Кавказе и активным притоком рабочей силы из стран Среднего Востока. В 2012 году Президент Татарстана Рустам Минниханов заявил, что каждый шестой житель России — мусульманин. Даже сейчас мусульманская цивилизация рассматривает Россию как часть глобального мусульманского мира.
Ниже приведена экспертная оценка того, как будут развиваться мусульманские страны и мусульманское общество в целом и каких показателей достигнет мусульманское население планеты к 2050 году.
Джибути: 2010 год – 0,9 млн, к 2050 году – 1,5 млн.
Египет: 2010 год – 84,5 млн, к 2050 году – 129,5 млн.
Коморские острова: 2010 год – 0,7 млн, к 2050 году – 1,2 млн.
Сомали: 2010 год – 9,4 млн, к 2050 году – 23,5 млн.
Судан: 2010 год – 43,2 млн, к 2050 году – 75,9 млн.
Танзания: 2010 год – 45,0 млн, к 2050 году – 109,5 млн.
Эритрея: 2010 год – 5,2 млн, к 2050 году – 10,8 млн.
Эфиопия: 2010 год – 85,0 млн, к 2050 году – 173,8 млн.
Мусульманская демография в североафриканских странах заслуживает особенного внимания.
Алжир: 2010 год – 35,4 млн, к 2050 году – 49,6 млн.
Западная Сахара: 2010 год – 0,5 млн, к 2050 году – 0,9 млн.
Мавритания: 2010 год – 3,4 млн, к 2050 году – 6,1 млн.
Ливия: 2010 год – 6, 5 млн, к 2050 году – 9,8 млн.
Марокко: 2010 год – 28,8 млн, к 2050 году – 42,6 млн.
Тунис: 2010 год – 10,4 млн, к 2050 году – 12,7 млн.
Также существенно пополнится количество мусульман в Западной и Центральной Африке. В середине прошлого столетия в этом регионе проживало около 18% населения планеты. К 2000 году эта доля выросла до 22%. Согласно среднему варианту прогноза ООН, ее увеличение только продолжится и будет составлять 26% в 2030 и 29% в 2050 году. Таким образом, за столетие рост удельного веса населения стран и регионов с исламским большинством вырастет почти до 30%.
Буркина-Фасо: 2010 год – 16,3 млн, к 2050 году – 40,8 млн.
Гамбия: 2010 год – 1,8 млн, к 2050 году – 3,8 млн.
Гвинея: 2010 год – 10,3 млн, к 2050 году – 24,0 млн.
Гвинея-Бисау: 2010 год – 1,7 млн, к 2050 году – 3,6 млн.
Мали: 2010 год – 13,3 млн, к 2050 году – 28,3 млн.
Нигер: 2010 год – 15,9 млн, к 2050 году – 58,2 млн.
Нигерия: 2010 год – 158,3 млн, к 2050 году – 289,1 млн.
Сенегал: 2010 год – 12,9 млн, к 2050 году – 26,1 млн.
Сьерра-Леоне: 2010 год – 5,8 млн, к 2050 году – 12,4 млн.
Чад: 2010 год – 11,5 млн, к 2050 году – 27, 8 млн.
Коротко рассмотрим мусульманские страны Центральной Азии. В эту группу стран вошли пять новых постсоветских государств Закаспия и Азербайджан, располагающийся на западном берегу Каспийского моря.
Азербайджан: 2010 год – 8,9 млн, к 2050 году – 10,6 млн.
Казахстан: 2010 год – 15,8 млн, к 2050 году – 17,9 млн.
Киргизстан: 2010 год – 1,7 млн, к 2050 году – 6,9 млн.
Таджикистан: 2010 год – 7,1 млн, к 2050 году – 11,1 млн.
Туркменистан: 2010 год – 5,2 млн, к 2050 году – 6,8 млн.
Узбекистан: 2010 год – 27,8 млн, к 2050 году – 36,4 млн.
Нужно также отметить мусульманские страны, расположенные в Западной части Азии, от Турции до Пакистана. В середине прошлого века численность жителей в регионе равнялась примерно 133 млн, однако к концу столетия она предположительно увеличится до 302 млн человек.
Афганистан: 2010 год – 29,1 млн, к 2050 году – 74,0 млн.
Иран: 2010 год – 75,1 млн, к 2050 году – 97,0 млн.
Пакистан: 2010 год – 184,8 млн, к 2050 году – 335,2 млн.
Турция: 2010 год – 75,7 млн, к 2050 году – 97,4 млн.
Мусульманские страны Южной и Юго-Восточной Азии – это, прежде всего, Индонезия и Бангладеш, среднюю позицию занимает Малайзия, а завершают парад Бруней и Мальдивы.
Бангладеш: 2010 год – 164,4 млн, к 2050 году – 222,5 млн.
Бруней: 2010 год – 0,4 млн, к 2050 году – 0,7 млн.
Индонезия: 2010 год – 232,5 млн, к 2050 году – 288,1 млн.
Малайзия: 2010 год – 27,9 млн, к 2050 году – 39,7 млн.
Мальдивы: 2010 год – 0,3 млн, к 2050 году – 0,5 млн.
Нельзя обойти вниманием и страны Юго-Западной Азии. Здесь нет ярко выраженных лидеров по количеству мусульманского населения – ареал является сердцем исламского мира, концентрирует такие священные мусульманские города, как Мекка и Медина.
Бахрейн: 2010 год – 0,8 млн, к 2050 году – 1,3 млн.
Ирак: 2010 год – 31,5 млн, к 2050 году – 64,0 млн.
Иордания: 2010 год – 6,5 млн, к 2050 году – 10,2 млн.
Йемен: 2010 год – 24,3 млн, к 2050 году – 53,7 млн.
Катар: 2010 год – 1,5 млн, к 2050 году – 2,3 млн.
Кувейт: 2010 год – 3,0 млн, к 2050 году – 5,2 млн.
Ливан: 2010 год – 4,3 млн, к 2050 году – 5,0 млн.
Палестина: 2010 год – 4,4 млн, к 2050 году – 10,3 млн.
ОАЭ: 2010 год – 4,7 млн, к 2050 году – 8,3 млн.
Оман: 2010 год – 2,9 млн, к 2050 году – 4,9 млн.
Саудовская Аравия: 2010 год – 26,2 млн, к 2050 году – 43,7 млн.
Сирия: 2010 год – 22,5 млн, к 2050 году – 36,9 млн.
Итого, по данным экспертов, мусульманское население мира к 2050 году составит более 2652,5 млн человек, то есть около 29% от всего населения мира. Для сравнения: еще совсем недавно, в 1950 году, количество верующих не превышало 17,5%. Мусульманская цивилизация увеличивается как никогда, но одновременно с этим она слаба как никогда: следует откровенно признать, что большая часть мусульман в европейских и иных западных странах являются этническими мусульманами – многие из них не живут по законам Шариата, а некоторые даже отвергают основные постулаты исламской веры.
islam-today.ru
Ислам в России Википедия
Субъекты РФ, в которых большинство составляют представители мусульманских народовИслам является второй по численности верующих религией в Российской Федерации после христианства.
Точная численность мусульман в России до сих пор не выяснена окончательно и является предметом дискуссий. По данным переписи населения 2002 года, численность традиционно мусульманских народов в России составляла примерно 14,5 млн чел. — около 10 % населения страны. По утверждению Духовного управления мусульман европейской части РФ, приверженцев ислама в России на тот момент насчитывалось до 20 миллионов. «Этнические мусульмане», то есть народы, традиционно исповедующие ислам, согласно переписи 2002 г., составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: в Ингушетии (98 %), в Чечне (96 %), в Дагестане (94 %), в Кабардино-Балкарии (70 %), в Карачаево-Черкесии (54,6 %), в Башкортостане (54,5 %), в Татарстане (54 %). При этом следует иметь в виду, что при переписи вопрос о вероисповедании не задавался и что не все «этнические мусульмане» фактически исповедуют ислам — так, по результатам опроса, проведённого в 2012 году исследовательским центром «Среда», лишь 42 % мусульман заявили о том, что религия играет важную роль в их жизни и что они соблюдают все религиозные предписания[1]. Данные социологических опросов и выборочных исследований этнического состава конфессиональных общин дают основания предположить, что в России от 10 до 15 % «этнических мусульман» придерживаются иных вероисповеданий, прежде всего православного христианства[2]. В то же время известно много случаев обращения в ислам россиян, не являющихся «этническими мусульманами». Специалисты в вопросах религии считают, что число русских мусульман составляет от 2 до 20 тысяч человек[3][4][5].
Численность мусульман продолжает расти за счёт естественного прироста, особенно среди народов Северного Кавказа, а также за счёт мигрантов, главным образом из стран Средней Азии и Азербайджана. Это приводит к значительным темпам увеличения доли мусульман в населении РФ. Так, по результатам опроса «Левада-Центра», доля исповедующих ислам граждан в России выросла с 4 % в декабре 2009 года до 7 % в ноябре 2012 года (для сравнения, в 2009 году к православным себя отнесли 80 % респондентов, а в ноябре 2012 года лишь 74 %). Иными словами, в России с 2009 года сократилось число граждан, исповедующих православие и увеличилась доля исповедующих ислам[6].
По данным исследования «Арена: Атлас религий и национальностей», проведённого Исследовательской службой «Среда» в 2012 году, 6,5 % россиян являются последователями ислама. При этом 1,7 % россиян относят себя к суннитам, менее 0,5 % к шиитам, а 4,7 % заявляют, что не являются ни суннитами, ни шиитами[7].
В настоящее время происходит процесс духовного воссоединения российских мусульман с единоверцами за рубежом, осознание российскими мусульманами, что они составляют часть исламского мира[2].
ru-wiki.ru