Мсп в экономике – что это, расшифровка, внесение в реестр предпринимателей, подтверждение.
Ответы@Mail.Ru: мсп в экономике???
Малые и средние предприятия (МСП) — одно из приоритетных направлений экономической политики.Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) , отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
http://www.uralonline.ru/news/61/3041/
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) , а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели) , крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) , благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов) , доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
otvet.mail.ru
Лекция 19. Роль мсп в экономике Республики Корея Понятие и характерные черты мсп
Лекция 19. Роль МСП в экономике Республики Корея
Понятие и характерные черты МСП.
К предприятиям МСП в разных странах относят различные группы фирм. В большинстве высокоразвитых стран берутся следующие критерии:
мелкие — занято менее 100 чел., средние — 100-499, крупные — более 500. В РК определение МСП менялось неоднократно, на сегодняшний день: среднее
• в сфере производства, горнодобывающей, транспортной — 21-300, в
торговле, др сферах услуг — 6-20, в строительстве — 21-200. Фирмы с
меньшим количеством занятых относят к мелким.
МСП обладают рядом конкурентных преимуществ перед крупными
предприятиями.
• Динамичнее крупных, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям, быстрее отражают изменения потребительского спроса
• Более приспособлены для производства уникальных изделий (в происходит т.н. переключение потребностей людей с массовых продуктов на индивидуальные изделия и услуги). — МСП быстрее и легче переоснащаются технически, требуют меньших капиталовложений, имеют ускоренную окупаемость производства
• Более экономичное использование ресурсов, в т.ч. вторичных
• Развитие МСП облегчает перелив рабочей силы и капитала как территориально, так и меж отраслями. Особенно это важно во время кризисов и застоев в экономике, в крупных компаниях как правило происходит рационализация производства связанная с массовыми увольнениями рабочих и специалистов. МСП привлекают высвобождающиеся таким образом трудовые ресурсы.
• Снижение расходов, связанных с содержанием управленческих структур
МСП улучшают общую структуру производства, т.к. способствуют развитию специализации в промышленности, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной пр-ции, занимается разработкой, освоением новых изделий, охотнее осуществляет рисковые проекты (венчурный бизнес).
В то же время, МСБ имеет и слабые стороны в области конкурентоспособности.
• Прежде всего, при недостатке собственных финансовых средств МСП вынуждены более активно привлекать заемный капитал для осуществления деятельности. Часто само существование МСП находится в жесткой зависимости от возможности привлечения кредитов или использования субсидий
• МСП не в состоянии диктовать цены в соответствующей области производства товаров и услуг, как это делают крупные фирмы, они могут лишь следовать их ценовой политике. Поэтому МСП вынуждены постоянно снижать свои издержки производства, чтобы не проиграть в ценовой конкуренции, так как не могут позволить себе продавать в убыток даже в течение короткого времени (в отличие от крупных фирм, которые часто используют это средство в конкурентной борьбе для завоевания новых ниш и вытеснения конкурентов.
• Болезненные проблеме МСП — высокие расходы на рекламу, сложности
доступа к специализированной информации, сложности поиска клиентов,
оплаты юридических и других деловых услуг. В развитых странах Запада ежегодно возникает 200-300 тыс МСП. Однако примерно такое же количество и умирает. По оценкам администрации США по делам малого бизнеса 50% мелких фирм прекратят свое существование в течение первых четырех лет деятельности.
МСБ в экономике РК.
С первой половины 60-х гг, когда в стране начались коренные экономические преобразования, постепенно возрастала роль малых и средних предприятий. Но если сравнивать с развитыми странами Запада, то удельный вес предприятий в экономике остается невысоким. Начальный этап развития МСП (60-80 гг)
1. Период формирования экспортоориентированной стратегии (62-71)
2. Период создания базовых отраслей экономики — тяжелой и химической
(72-79).
Первый период — развитие МСП в отраслях легкой промышленности — путем стимулирования экспорта продукции и налаживания кооперационных связей между предприятиями.
1962 — образована корейская федерация малого бизнеса. 1966 — вступил в силу основной закон о МСП.
Второй период — ряд законодательных актов, которые предусматривали сотрудничество МСП с конгломератами на принципах взаимного дополнения. Т.е. серийное производство деталей на МСП, последующая их сборка и доводка на крупных предприятиях. Правительство разработало меры по обеспечению МСП финансовыми средствами, технической помощью и т.д. В этот период приоритетное развитие тяжелой и химической промышленности, 77 -79 гг. — в эти отрасли вложено 70% всех средств, инвестируемых в промышленность. — концентрация значительных средств в нескольких крупных корпорациях, негативно отразилось на положении МСП.
80-ее г. — ликвидация структурной диспропорции экономики. Правительство всячески поощряет частную инициативу. В Конституцию РК включен пункт, гласивший, что «государство обязано защищать и развивать деятельность МСП». Были приняты меры по активизации их сотрудничества с крупными предприятиями, увеличению технического содействия, развитию местной промышленности, расширению экспортных производств МСП, созданию совместных с зарубежными партнерами предприятий. В целях сбалансированного развития крупного, среднего и мелкого предпринимательства производство 300 видов промышленной продукции было закреплено за МСП. Банк МСП и Банк долгосрочного кредитования ввели систему гарантий капиталовложений, связанных с риском.
1986 — Закон о поддержке создания предприятий малого и среднего бизнеса.
1980 г. — на долю МСП приходилось 95% всего количества предприятий в стране, 43% рабочей силы. Основная часть была сосредоточена в текстильной и швейной промышленности (28,5%), металлургия (12%), полиграфическая (8%), металлообрабатывающей (6%). Продукция МСП составляла 32% всего объема промышленного производства, 35% всего экспорта.
Современный этап
90 — гг. в РК насчитывалось примерно 900.000 МСП, занято около 55% всей рабочей силы страны, производство ок 1\3 ВНП, в области легкой промышленности — 2\3 общей продукции.
1992 — введен в действие пятилетний план реструктуризации предприятий МСБ. Правительство направило 7,5 млрд. долл.
• Основан центр по систематическому изучению и экспертизе МСП,
• Открыта сеть магазинов, торгующих только товарами, произведенными МСП,
• Расширен фонд помощи МСП в провинциях.
1995 — Экспортно-импортный банк выделил 2,5 млн долл МСП для
расширения их деятельности на зарубежных рынках
• корейская ассоциация внешней торговли открыла курсы по изучению внешнего рынка для представителей МСП
• Правительство расширило размер площади земли, продаваемой МСП из национального фонда — 400 — 700 кв м
в начале 80-х правительство повысило норму обязательного кредитования МСП в активах банков, усилило контроль за ее соблюдением а также обязало придерживаться этой нормы инвестиционные и лизинговые компании, страховые фирмы, иностранные банки и другие кредитные организации. В 1983 году система рефинансирования БК охватила операции МСП в области НИОКр, инвестиций в охрану окружающей среды, вексельного кредитования, закупок их продукции. Кроме того, в 1988 году была введена обязательная норма переучета коммерческих векселей выпускаемых МСП, им были также предоставлены дополнительные льготы по кредитованию экспорта.
В 1989 принята программа кредитной поддержки МСП в том числе финансирования расходов на НИОКР, внедрения современных технологий и перепрофилирования. В результате доля кредитов МСП в общем объеме кредитованиясоставила в 1986 году 41, 1989 – более 50%, 1991 – 56,8%. Общенациональные банки обязаны предоставлять МСП 45% своих кредитов, для провинциальных банков – 80%.
refdb.ru
Малое и среднее предпринимательство в мировой экономике
Малое и среднее предпринимательство (МСП) признано важной частью мировой экономики и ее хозяйственной структуры, повышающей гибкость, адаптивность, укрепляющей стабильность за счет привлечения новых рабочих рук. Растущее значение малых и средних предприятий в промышленном развитии, экспорте и особенно занятости наглядно подтверждают показатели доли рабочей силы несельскохозяйственных малых совместных предприятий.
Китай …………………… 84.3%,
Гонконг ………………… 63,0%,
Индонезия ……………. 79,2%,
Республика Корея …..78,5%,
Мексика ……………….. 58,5%,
Филиппины …………… 32,0%,
Тайвань ………………… 68,6%,
Таиланд ………………… 73.8%.
Среднегодовые темпы роста занятости в МСП существенно обгоняют частный сектор (6% против 3,4% на период 1990-2020 гг.). Это – часть процесса примитивизации экономик, который усилился в мировом хозяйстве за счет бывших центрально-азиатских республик СССР[en], расширив ареалы примитивных форм производства и занятости.
Но налицо и контр тенденция. В 90-х годах типичным стало возрастающее использование ТНК малых форм предпринимательства для расширения своих производственных и сбытовых сетей. Такое «втягивание» малых предприятий (МП) определяется, прежде всего, масштабами их распространения.
Малый бизнес выступает своего рода антиподом ориентации на стандартизованное крупномасштабное производство, которое, безусловно, сыграло свою роль в 50-70-х годов, создав в развитых государствах основу их благосостояния.
Решающую роль в переоценке МП сыграли сдвиги в социально-экономической структуре развитых стран[en], смена ориентации в потребительских настроениях, мотивация труда. Начал формироваться дифференцированный «точечный спрос». Индивидуализация потребления изменила принципы сервисного обслуживания, обусловила появление гибких небольших подразделений, способных быстро откликаться на запросы потребителей. Таким образом, сформировались новые потребности. Изначально одна из самых сильных сторон малого предприятия, особенно в сфере услуг, а именно, личное общение с клиентом создать ситуацию доверия, общения и, в конечном счете, навязать товар, услугу (китайская пословица: «Не умеешь улыбаться – не заводи лавку»), превратилась в умение. Характерен термин, связанный со штучным производством, – «массовая индивидуализация»: комбинация высокого технического уровня и маркетинга, учитывающего (и опережающего) спрос небольших групп населения.
Частичная модернизация, позволившая встроить МП в мировые хозяйственные структуры, а главное, быстро меняющийся потребительский спрос породили новый принцип производства и продаж, названый кастомизацией (customization). Его смысл – ориентация производителя на всемерное удовлетворение покупательских запросов, постоянное «ублажение» потребителя, его «своеобразную привязку к производителю».
Малые хозяйственные формы становятся если не вполне равноправным, то признаваемым полезным партнером в связке «крупное – мелкое». По мере того, как малый бизнес становится более современным, исчезает его противостояние крупному предпринимательству, он превращается во взаимодействующий с другими элемент экономической среды. В 90-х годах МСП начали экспортировать свои готовые товары. Так, для обувной промышленности Италии фурнитуру поставляют МП Китая, Индии, Вьетнама. Такая увязка помогает повысить интегрированность экономики, избежать сегментации рынков труда, капиталов и товаров. Но все это возможно при государственных инвестициях в инфраструктуру, соблюдении контрактных отношений между крупными и мелкими фирмами.
Малый бизнес зависит, прежде всего, от государственной поддержки, хотя неправильно понимать ее буквально как поддержку, ориентированную чуть ли не на каждое предприятие. Речь идет в первую очередь о создании соответствующего климата для МП. Государство и крупные предприятия прокладывают в экономическом плане путь к модернизации мелких предприятий, поскольку последние не способны самостоятельно вписаться в современное экономическое пространство.
Трудности МСП в развивающихся странах усугубляются слабыми навыками их взаимопомощи, они плохо скоординированы в отличие от аналогичных предприятий в развитых странах (имеющих собственные организации, банки, сложившиеся системы кооперирования), где государство сыграло в 60-70-е годах огромную созидательную роль и продолжает ее играть в настоящее время (достаточно упомянуть региональные программы развития ЕС), создав современную инфраструктуру. В третьем мире эти задачи решены далеко не везде и в лучшем случае только намечены.
Так что рост числа МП и их формы прямо зависят от промышленной политики в целом: малые предприятия тесно связаны с крупными, что помогло обновлению МП. Правительства новых индустриальных стран сумели создать конкурентные начала в экономике, несмотря на сильные позиции крупных национальных конгломератов. Последних удалось заставить следовать жесткой линии на обязательное привлечение по субконтрактам МСП для производства компонентов и запасных частей. Тесное вертикальное сотрудничество МП с крупными предприятиями на основе передачи технологий по долгосрочным соглашениям формируется в Индии: например, машиностроительный завод «Марути» постоянно взаимодействует с 45 мелкими поставщиками; группа «Тата» закупает компоненты для своих производств у 800 мелких фирм. Субконтракты признаны самой распространенной формой кооперации малого и крупного производства, одним из условий участия в глобализации.
Достижение МП «критической массы» в национальной экономике может стать одним из факторов самоподдерживающегося роста. Такое направление развития особенно важно для переходных экономик, страдающих от последствий хозяйственного гигантизма и слабости горизонтальных производственных связей.
Предпринимательство в России
В России[en] официально работает 4 миллиона индивидуальных предпринимателей и миллион малых и средних компаний. В реальности число предпринимателей и занятых в МСП во много раз больше. Это теневая экономика. 22 миллиона людей в России не имеют никаких взаимоотношений с государством, кроме наличия у них паспорта. И это не только водители и репетиторы, это еще инженеры, менеджеры и владельцы солидных по объемам «гаражных» производств. Каждый день эти люди платят взятки и боятся бандитов, милиционеров, любых начальников. Вряд ли им по нраву такая жизнь[en], но выйти из тени они не могут — не вынесут финансового и административного гнета. Только убрав эти ограничители, можно рассчитывать на оздоровление обстановки в экономике и их выход на свет.
147 контрольно-надзорных органов внимательно следят — не нарушил ли предприниматель какую-либо ведомственную инструкцию, число которых составляет многие тысячи, а сами они часто противоречат друг другу. И стоит такому случиться — а это почти неизбежно при ведении любой деятельности, — они бросаются на него как стая стервятников, и часто после от компании не остается ничего.
Нужно ввести риск-ориентированный подход, сократить число ведомств, а пока оставшиеся будут его вводить, ввести, как в Казахстане, мораторий на любые проверки малого бизнеса, кроме как по личной жалобе гражданина, связанной с потенциальной или реальной угрозой его жизни и здоровью[en]. В этих случаях санкцию на проверку должен выдавать мировой судья, а проходить она должна исключительно в присутствии бизнес-омбудсмена. Параллельно сократить число административных правонарушений в КоАП раза в три, а штрафы снизить в два раза.
Самозанятым гражданам надо дать право работать по патенту. Это должен быть один исчерпывающий платеж. Недорогой. Система должна быть простой, понятной и удобной для миллионов людей. Никаких проверок, ответственность по КоАП как для физических лиц, максимально широкий список видов деятельности, возможность заниматься несколькими сразу. Только так люди поверят государству.
Без малого бизнеса жизнь экономики замирает, из нее уходит движение, частная инициатива, конкуренция в чистом виде. Снижается устойчивость всей системы.
28 июня 2017 года в России вступила в силу новая редакция Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
3 октября 2018 года стал действовать экстерриториальный принцип приема от индивидуальных предпринимателей (ИП) заявлений на получение патента. Данное правило означает, что ИП могут обратиться с заявлением о получении патента на осуществление предпринимательской деятельности в любое отделение ФНС. Это же правило распространяется и на выдачу патентов, то есть получить его можно в той же налоговой инспекции, в которую налогоплательщик обратился с заявлением. То же самое касается и уведомлений об отказе в выдаче патента. Прежде индивидуальным предпринимателям требовалось подать заявление в инспекцию по месту ведения деятельности.
mirovaja-ekonomika.ru
Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны
Ключевые слова: малый и средний бизнес; вклад малого бизнеса; уровень развития бизнеса.
Цель: проанализировать значение и вклад малого и среднего бизнеса в экономике страны.
Методы: статистический анализ, абстрактно-логический.
Результаты: на основе проведенного анализ, показан современный вклад российского бизнеса в экономику страны. Выявлены слабые стороны и предложен комплекс решений для устранения проблем в развитии малого и среднего бизнеса в стране.
Научная новизна: на основе проведенного анализа сделан вывод, что вклад малого и среднего бизнеса в России не соответствует масштабам страны. Выявлены факторы сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса.
Практическая значимость: предложены комплексные меры для решения проблем, влияющих на уровень развития малого и среднего бизнеса.
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что во многих странах субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) играют важную экономическую и социальную роль в развитии экономики в целом. От уровня развития малого бизнеса зависят многие показатели, такие как уровень конкуренции, внедрение новых технологий, эффективность производства и т. д.
Цель данной статьи — определить роль малого и среднего бизнеса в экономике страны.
Результаты исследования
В первую очередь, мы хотим обратить внимание на основные критерии и черты предпринимательства.
Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. Критерии субъектов малого предпринимательства регламентируются Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Основные критерии субъектов МСП представлены на рисунке 1 [1].
Рис. 1. Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства.
Источник: Составлено автором.
По мнению к. э.н. Лановой О. Г. малый бизнес — это, прежде всего — создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов. Наконец, развитие малого предпринимательства — это рост числа людей, самостоятельно обеспечивающих достойный уровень жизни для себя и своих семей [2]. На наш взгляд, Лановая О. Г. раскрывает понятие малого бизнеса не только с социальной точки зрения, но и с экономической, позволяя определить значение малого бизнеса для экономики страны в целом.
Характерными чертами малого предпринимательства является взаимосвязь понятий «выживаемости» и «неустойчивости». Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимого для сдвигов в экономике страны. В чертах малого и среднего бизнеса прослеживается тот факт, что они проигрывают по своим конкурентным преимуществам более крупному бизнесу. Так, в настоящее время крупные предприятия, которые опережают по показателям субъектов МСП, чувствуют себя комфортнее и увереннее на рынке. Этому есть логическое объяснение.
По мнению Ж. Ж. Ламбена [3], чье мнение разделяет и профессор С. Г. Демченко, устойчивое конкурентное преимущество получают фирмы, осуществляющие «постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов» [4]. Соглашаясь с данным выводом, добавим, что на вышеперечисленный сбор и анализ информации, требуется выделение дополнительных денежных средств, которые для субъектов МСП не всегда подъемны, особенно в современных условиях, когда особенно остро стоит вопрос о финансовом состоянии малого предпринимательства. Таким образом, крупные предприятия, обладая большей финансовой устойчивостью, обеспечивают себе сильные конкурентные преимущества.
По экспертным оценкам, вклад малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт России находится на уровне 17–20 %, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза, США и Японии [5]. От уровня развития малого бизнеса зависит степень развития экономики государства. Так, достаточно взглянуть на таблицу 1, где приведены основные показатели МСП.
Таблица 1
Показатели малого и среднего бизнеса*
Показатели |
Российская Федерация |
Страны — члены ЕС |
Вклад малого бизнеса в ВВП страны, % |
17–20 % |
50–70 % |
Численность занятых в малом и среднем бизнесе, от числа всех занятых во всех предприятиях |
27 % |
67,4 % |
Доля малого и среднего бизнеса в общем числе всех предприятий, % |
97,2 % |
99,8 % |
*Источник: составлено с использованием [5, 10, 13].
Из таблицы видно, что самое высокое значение имеет доля МСП в общем числе всех предприятий. Именно данный показатель характеризует динамику развития МСП, но в тоже время не всегда отражает реальную ситуацию, которая характеризует положение предпринимательской активности, так как фактически большая часть зарегистрированных предприятий не осуществляет реальную деятельность.В этой связи становится понятным, что рост числа зарегистрированных предприятий не связан с развитием сектора МСП. Все это в совокупности находит прямое отражение и на показателях вклада в ВВП страны и численности занятых в малом и среднем бизнесе.
Получается, что основной вклад в экономику страны, по крайней мере, в России, вносит в настоящее время крупный бизнес. Об этом свидетельствуют и данные, которые приводит Президент ассоциации российских банков Г. Тосунян по словам которого, позитивная динамика по корпоративным кредитам его «не успокаивает», поскольку здесь 60 % — это крупный бизнес, а не малый и средний, на котором, как убежден банкир, и должна держаться экономика нашей страны. А МСП при этом «прячется» в потребкредитовании, с помощью которого развивают бизнес немало предпринимателей [6].
По мнению известного банкира, на рост и развитие сегмента МСП способствует, доля кредитов, направленная в данный сегмент. Однако, это не единственно сдерживающее условие. Согласно материалу Всемирного банка приведенного в докладе об экономике России [7] диверсификация российской экономики не возможна без выживания новых предприятий. Как показывают результаты анализа, одной из причин недостаточного уровня диверсификации российской экономики может быть то, что относительно небольшие сектора в меньшей степени, чем крупные отрасли, способны справляться с периодами спада. Низкий уровень выживания новых компаний может объясняться тем, что новые предприятия сталкиваются с трудными условиями ведения бизнеса и жесткой неконкурентной средой. Эти результаты подчеркивают важность экономической политики, направленной на улучшение перспектив для появления новых предприятий, повышение эффективности распределения производственных факторов и усиление конкуренции на пути к более диверсифицированной экономике.
Следует сделать вывод, что на развитие МСП влияние оказывают множество факторов. Малый и средний бизнес оказывает и должен оказывать все более весомое воздействие на социально-экономическое развитие страны, именно поэтому один из важнейших ориентиров экономической политики российского государства — создание и поддержание максимально благоприятного климата для малого и среднего бизнеса [8]. Развитие малого и среднего бизнеса объявлено в России одним из приоритетных направлений государственной политики. Практически сразу после избрания на пост Президента Российской Федерации Дмитрий Медведев стал уделять этому вопросу пристальное внимание. Уже в мае 2008 года был подписан указ, нацеленный на снятие ограничений для предпринимательской деятельности, а малый бизнес назван «способом возрождения России» [9].
Субъекты Российской Федерации в настоящее время уделяют особое внимание развитию малого и среднего предпринимательства. Так, в Республике Татарстан традиционно разрабатываются программные действия и новые подходы к развитию малого и среднего бизнеса [10]. Состояние малого и среднего предпринимательства и основные направления его дальнейшего развития обсуждается на уровне руководства Республики и вызывает огромный интерес у общества.
Малый и средний бизнес, являясь очень гибкой формой хозяйствования, быстро реагирующей на происходящие изменения на рынке, способен активно генерировать новые точки финансово-экономического роста, оказывая действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики. Теория точек, введенная в практику французским экономистом Ф.Перру, не утратила своей актуальности и в современных экономических условиях, и применительно к малым формам хозяйствования позволяет их рассматривать в качестве инструментов моделирования экономического роста российской экономики [11].
По словам В. В. Путина, малое предпринимательство действительно становится стратегическим фактором не столько развития страны, сколько в первую очередь ее сохранения. Такая высокая значимость малого бизнеса для развития экономики Российской Федерации нашла отражение и в Указе Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов российской Федерации» [12], согласно которому в число показателей эффективности работы региональных властей включены показатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональный продукт [11, с.364].
К сожалению, на современном этапе в Российской Федерации уровень развития малого и среднего бизнеса, который своими налогами приносит в бюджет все больше доходов, не соответствует потребностям экономики страны и не отражает его потенциал в формировании валового внутреннего продукта. Превратить малый и средний бизнес в один из двигателей экономического развития и помочь в формировании среднего класса способно расширение этого сектора экономики. Малый бизнес занимает определенное и достаточно важное место в экономиках стран с рыночной ориентацией, участвуя в решении серьезных экономических, социальных и иных задач.
Выводы
В целом учитывая важность развития малого и среднего бизнеса, в частности, в обеспечении занятости населения, увеличении регионального валового внутреннего продукта и роста налоговой базы, сегодняшнее состояние и необходимость создания более благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса требуют комплексного решения и следующих задач:
— усиление роли местных органов власти в координации деятельности всех структур поддержки малого и среднего бизнеса;
— большая активация процессов разработки, принятия и реализации региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса;
— обеспечение малого и среднего бизнеса финансовой поддержкой, адекватной его потребностям и по доступности, и по объему, и по срокам;
— активное совершенствование действующего законодательства по регулированию деятельности малого и среднего бизнеса;
— усиление информационно-консультативной поддержки малого и среднего бизнеса на всех уровнях российской власти.
В период высокой турбулентности, нестабильности внешней среды, отразились на объемах и динамике развития предпринимательского сектора в стране. Но все же, в такой тяжелый период, малый бизнес удержал позиции и показал неплохие результаты по сравнению с другими сегментами рынка. Наряду с этим, эксперты отмечают гибкость и быструю адаптацию малого бизнеса, что позволяет ему быстрее остальных восстановиться.
Динамическое развитие предпринимательского сектора для стабилизации экономики страны очень важно. Если субъектам МСП будет уделено должное внимание, если и дальше укреплять взаимоотношения государства с малым бизнесом, то мы сможем не только укрепить нашу экономику, но и выйти на новый уровень развития и построить новую модель экономики, которая позволит быть нашей стране более конкурентоспособной.
Литература:
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 г., № 209-ФЗ (ред. от 18.10.2007) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Лановая О. Г. Направления кредитования малого предпринимательства в РФ / О. Г. Лановая // Банковские услуги. — 2008. — № 1.
3. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. — Спб: Питер, 2011–720 с.
4. Демченко С. Г., Файзханова А. Л. Маркетинговые подходы к оценке конкурентных преимуществ услуг медицинских учреждений //Вестник экономики, права и социологии. — 2013. — № 3.
5. Шестоперов А. Сектор повышенной опасности: малый и средний бизнес ожидает чистилище / А.Шестоперов // Национальный банковский журнал. — 2009. — № 4 (61).
6. Материалы интернет-конференции с читателями БИЗНЕС Online — Г.Тосунян — «Центробанк попытался избавиться от тех, кто уже фактически был «трупом». — 10.02.2014г.
7. Всемирный банк в Россси. — Доклад об экономике России. — Восстановление и перспективы дальнейшего развития экономики. — № 29, весна 2013г.
8. Крюков С. П. О новых тенденциях в кредитовании малого и среднего бизнеса / С. П. Крюков // Финансы. — 2009. — № 2.
9. Картуесов А. И., Волков С. А. Два сценария кредитования малого бизнеса / А. И. Картуесов // Банковское дело. — 2008. — № 9.
10. Проект «Дорожная карта развития малого и среднего предпринимательства на период 2014–2016гг»..
11. Бабленко И. Б., Ишина И. В. Источники финансового обеспечения малого бизнеса в современных условиях / И. Б. Бабленко // Аудит и финансовый анализ. — 2009. — № 2.
12. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
13. Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и финансирования. — Аналитический центр ОАО «МСП Банк». — Апрель 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, бизнес, среднее, Российская Федерация, экономика страны, развитие малого, малое предпринимательство, Россия, крупный бизнес, российская экономика.
moluch.ru
МСП — это… Что такое МСП?
- МСП
- СМП
малые и средние предприятия
малое и среднее предпринимательство
средние и малые предприятия
организация
- МСП
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
МСПмонофазный силовой потенциал
электр.
техн.
МСПМеждународная служба поздравлений
ООО
http://www.msp.com.ua
организация
МСПМежреспубликанский союз переводчиков
МСПмонокуляр светосильный портативный
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
МСПМорское снабжение и производство
ООО
http://www.ooomsp.spb.ru/
морск., организация, Санкт-Петербург
- МОССП
- МСП
Московский союз печати
Москва, организация
- МСП
Источник: газета «Коммерсантъ». 21.11.2003
МСПмикросхема специального применения
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
МСПмежрайонный сортировочный почтамт
МСПморская стационарная платформа
морск.
Источник: http://www.geonews.com.ua/n160804-03.html
МСПмалый символьный планшет
Источник: http://www.npofizika.ru/ss/htm/Ruk_1.html
МСПМинистерство судостроительной промышленности, Минсудпром
гос.
МСПминерально-сырьевой потенциал
МСПмалогабаритный специальный пистолет
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
МСПМеждународный секретариат профсоюзов
организация
МСПмотострелковый полк
воен.
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
МСПмостостроительный поезд
ж.-д.
Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
МСПМеждународный совет по пшенице
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
МСПмикроволновая система посадки
авиа
МСПметод сетевого планирования
фин.
МСПмеханосборочное производство
МСПмеханическая скорость проходки
бурение
МСПмедико-санитарная помощь
мед.
МСПМоссельпром
с 2000
группа компаний
http://mosselprom.ru/
организация, сельхоз.
МСПмуниципальное сельскохозяйственное предприятие
организация
МСПмодульная самоподъёмная площадка
в маркировке, морск.
Источник: http://www.setcorp.ru/main/pressrelease.phtml?news_id=38956&language=russian
МСПмеры социальной поддержки
Источник: http://szn24.ru/book/export/html/172
МСПмежсекторное социальное партнёрство
МСПМобильные системы позиционирования
ЗАО
организация, связь
Источник: http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2010/07/08/399827
МСПмалый сетеподъёмник
в маркировке
МСПмашина для смены стрелочных переводов
ж.-д.
Источник: http://www.parovoz.com/spravka/abbrev.html
МСПмеждународный срочный перевод
фин.
МСПмоносинаптический потенциал
Источник: http://www.medved.kiev.ua/arhiv_mg/stat_99/99_4_3.htm
МСПмеждународное судебное поручение
Источник: http://www.globalaffairs.ru/numbers/14/4150.html
МСПмашинно-считываемый паспорт
спорт
Источник: http://usinfo.state.gov/xarchives/display.html?p=washfile-russian&y=2005&m=May&x=20050526073434XLrenneF0.3761713&t=livefeeds/russitem.html
Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.
sokrasheniya.academic.ru
Малое и среднее предпринимательство в мировой экономике
Малое и среднее предпринимательство (МСП) признано важной частью мировой экономики и ее хозяйственной структуры, повышающей гибкость, адаптивность, укрепляющей стабильность за счет привлечения новых рабочих рук. Растущее значение малых и средних предприятий в промышленном развитии, экспорте и особенно занятости наглядно подтверждают показатели доли рабочей силы несельскохозяйственных МСП:
Китай — 84.3%,
Гонконг – 63,0%,
Индонезия – 79,2%,
Республика Корея -78,5%,
Мексика – 58,5%,
Филиппины – 32,0%,
Тайвань – 68,6%,
Таиланд – 73.8%.
Среднегодовые темпы роста занятости в МСП существенно обгоняют частный сектор (6% против 3,4% на период 1990-2020 гг.). Это – часть процесса примитивизации экономик, который усилился в мировом хозяйстве за счет бывших центрально-азиатских республик СССР, расширив ареалы примитивных форм производства и занятости.
Но налицо и контр тенденция. В 90-х гг. типичным стало возрастающее использование ТНК малых форм предпринимательства для расширения своих производственных и сбытовых сетей. Такое «втягивание» малых предприятий (МП) определяется, прежде всего, масштабами их распространения.
Малый бизнес выступает своего рода антиподом ориентации на стандартизованное крупномасштабное производство, которое, безусловно, сыграло свою роль в 50-70-х гг., создав в развитых государствах основу их благосостояния.
Решающую роль в переоценке МП сыграли сдвиги в социально-экономической структуре развитых стран, смена ориентации в потребительских настроениях, мотивация труда. Начал формироваться дифференцированный «точечный спрос». Индивидуализация потребления изменила принципы сервисного обслуживания, обусловила появление гибких небольших подразделений, способных быстро откликаться на запросы потребителей. Таким образом, сформировались новые потребности. Изначально одна из самых сильных сторон малого предприятия, особенно в сфере услуг, а именно, личное общение с клиентом создать ситуацию доверия, общения и, в конечном счете, навязать товар, услугу (китайская пословица: «Не умеешь улыбаться – не заводи лавку»), превратилась в умение. Характерен термин, связанный со штучным производством, – «массовая индивидуализация»: комбинация высокого технического уровня и маркетинга, учитывающего (и опережающего) спрос небольших групп населения.
Частичная модернизация, позволившая встроить МП в мировые хозяйственные структуры, а главное, быстро меняющийся потребительский спрос породили новый принцип производства и продаж, названый кастомизацией (customization). Его смысл – ориентация производителя на всемерное удовлетворение покупательских запросов, постоянное «ублажение» потребителя, его «своеобразную привязку к производителю».
Малые хозяйственные формы становятся если не вполне равноправным, то признаваемым полезным партнером в связке «крупное – мелкое». По мере того, как малый бизнес становится более современным, исчезает его противостояние крупному предпринимательству, он превращается во взаимодействующий с другими элемент экономической среды. В 90-х гг. МСП начали экспортировать свои готовые товары. Так, для обувной промышленности Италии фурнитуру поставляют МП Китая, Индии, Вьетнама. Такая увязка помогает повысить интегрированность экономики, избежать сегментации рынков труда, капиталов и товаров. Но все это возможно при государственных инвестициях в инфраструктуру, соблюдении контрактных отношений между крупными и мелкими фирмами.
Малый бизнес зависит, прежде всего, от государственной поддержки, хотя неправильно понимать ее буквально как поддержку, ориентированную чуть ли не на каждое предприятие. Речь идет в первую очередь о создании соответствующего климата для МП. Государство и крупные предприятия прокладывают в экономическом плане путь к модернизации мелких предприятий, поскольку последние не способны самостоятельно вписаться в современное экономическое пространство.
Трудности МСП в развивающихся странах усугубляются слабыми навыками их взаимопомощи, они плохо скоординированы в отличие от аналогичных предприятий в развитых странах (имеющих собственные организации, банки, сложившиеся системы кооперирования), где государство сыграло в 60-70-е гг. огромную созидательную роль и продолжает ее играть в настоящее время (достаточно упомянуть региональные программы развития ЕС), создав современную инфраструктуру. В третьем мире эти задачи решены далеко не везде и в лучшем случае только намечены.
Так что рост числа МП и их формы прямо зависят от промышленной политики в целом: малые предприятия тесно связаны с крупными, что помогло обновлению МП. Правительства новых индустриальных стран сумели создать конкурентные начала в экономике, несмотря на сильные позиции крупных национальных конгломератов. Последних удалось заставить следовать жесткой линии на обязательное привлечение по субконтрактам МСП для производства компонентов и запасных частей. Тесное вертикальное сотрудничество МП с крупными предприятиями на основе передачи технологий по долгосрочным соглашениям формируется в Индии: например, машиностроительный завод «Марути» постоянно взаимодействует с 45 мелкими поставщиками; группа «Тата» закупает компоненты для своих производств у 800 мелких фирм. Субконтракты признаны самой распространенной формой кооперации малого и крупного производства, одним из условий участия в глобализации.
Достижение МП «критической массы» в национальной экономике может стать одним из факторов самоподдерживающегося роста. Такое направление развития особенно важно для переходных экономик, страдающих от последствий хозяйственного гигантизма и слабости горизонтальных производственных связей.
studfiles.net
Лекция 19. Роль мсп в экономике Республики Корея Понятие и характерные черты мсп
Подобный материал:- Фондом Конрада Аденауара и Экономической Комиссией ООН для Европы программа, 223.48kb.
- Мсп можно дать разные определения, 62.27kb.
- Управление интеллектуальной собственностью и инновационным процессом. Роль малых, 218.32kb.
- Информация о деятельности комитетов тпп РФ в первом полугодии 2010 года, 4710.21kb.
- Информация об итогах работы комитетов тпп РФ в 2009 году, 6125.68kb.
- Активизация участия малых и средних предприятий в глобальных производственных цепочках, 23.43kb.
- Информация о деятельности комитетов тпп РФ в первом полугодии 2009 года, 3959.74kb.
- А. Е. Алексейчук Проблема капитализации знаний малых и средних предприятий. Вдоклад, 135.12kb.
- Контрольная работа иогп 2 план ответа, раскрывающий характерные черты государственного, 267.47kb.
- Выносимых на итоговый государственный экзамен, 141.83kb.
Лекция 19. Роль МСП в экономике Республики Корея
Понятие и характерные черты МСП.
К предприятиям МСП в разных странах относят различные группы фирм. В большинстве высокоразвитых стран берутся следующие критерии:
мелкие — занято менее 100 чел., средние — 100-499, крупные — более 500. В РК определение МСП менялось неоднократно, на сегодняшний день: среднее
• в сфере производства, горнодобывающей, транспортной — 21-300, в
торговле, др сферах услуг — 6-20, в строительстве — 21-200. Фирмы с
меньшим количеством занятых относят к мелким.
МСП обладают рядом конкурентных преимуществ перед крупными
предприятиями.
• Динамичнее крупных, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям, быстрее отражают изменения потребительского спроса
• Более приспособлены для производства уникальных изделий (в происходит т.н. переключение потребностей людей с массовых продуктов на индивидуальные изделия и услуги). — МСП быстрее и легче переоснащаются технически, требуют меньших капиталовложений, имеют ускоренную окупаемость производства
• Более экономичное использование ресурсов, в т.ч. вторичных
• Развитие МСП облегчает перелив рабочей силы и капитала как территориально, так и меж отраслями. Особенно это важно во время кризисов и застоев в экономике, в крупных компаниях как правило происходит рационализация производства связанная с массовыми увольнениями рабочих и специалистов. МСП привлекают высвобождающиеся таким образом трудовые ресурсы.
• Снижение расходов, связанных с содержанием управленческих структур
МСП улучшают общую структуру производства, т.к. способствуют развитию специализации в промышленности, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной пр-ции, занимается разработкой, освоением новых изделий, охотнее осуществляет рисковые проекты (венчурный бизнес).
В то же время, МСБ имеет и слабые стороны в области конкурентоспособности.
• Прежде всего, при недостатке собственных финансовых средств МСП вынуждены более активно привлекать заемный капитал для осуществления деятельности. Часто само существование МСП находится в жесткой зависимости от возможности привлечения кредитов или использования субсидий
• МСП не в состоянии диктовать цены в соответствующей области производства товаров и услуг, как это делают крупные фирмы, они могут лишь следовать их ценовой политике. Поэтому МСП вынуждены постоянно снижать свои издержки производства, чтобы не проиграть в ценовой конкуренции, так как не могут позволить себе продавать в убыток даже в течение короткого времени (в отличие от крупных фирм, которые часто используют это средство в конкурентной борьбе для завоевания новых ниш и вытеснения конкурентов.
• Болезненные проблеме МСП — высокие расходы на рекламу, сложности
доступа к специализированной информации, сложности поиска клиентов,
оплаты юридических и других деловых услуг. В развитых странах Запада ежегодно возникает 200-300 тыс МСП. Однако примерно такое же количество и умирает. По оценкам администрации США по делам малого бизнеса 50% мелких фирм прекратят свое существование в течение первых четырех лет деятельности.
МСБ в экономике РК.
С первой половины 60-х гг, когда в стране начались коренные экономические преобразования, постепенно возрастала роль малых и средних предприятий. Но если сравнивать с развитыми странами Запада, то удельный вес предприятий в экономике остается невысоким. Начальный этап развития МСП (60-80 гг)
1. Период формирования экспортоориентированной стратегии (62-71)
2. Период создания базовых отраслей экономики — тяжелой и химической
(72-79).
Первый период — развитие МСП в отраслях легкой промышленности — путем стимулирования экспорта продукции и налаживания кооперационных связей между предприятиями.
1962 — образована корейская федерация малого бизнеса. 1966 — вступил в силу основной закон о МСП.
Второй период — ряд законодательных актов, которые предусматривали сотрудничество МСП с конгломератами на принципах взаимного дополнения. Т.е. серийное производство деталей на МСП, последующая их сборка и доводка на крупных предприятиях. Правительство разработало меры по обеспечению МСП финансовыми средствами, технической помощью и т.д. В этот период приоритетное развитие тяжелой и химической промышленности, 77 -79 гг. — в эти отрасли вложено 70% всех средств, инвестируемых в промышленность. — концентрация значительных средств в нескольких крупных корпорациях, негативно отразилось на положении МСП.
80-ее г. — ликвидация структурной диспропорции экономики. Правительство всячески поощряет частную инициативу. В Конституцию РК включен пункт, гласивший, что «государство обязано защищать и развивать деятельность МСП». Были приняты меры по активизации их сотрудничества с крупными предприятиями, увеличению технического содействия, развитию местной промышленности, расширению экспортных производств МСП, созданию совместных с зарубежными партнерами предприятий. В целях сбалансированного развития крупного, среднего и мелкого предпринимательства производство 300 видов промышленной продукции было закреплено за МСП. Банк МСП и Банк долгосрочного кредитования ввели систему гарантий капиталовложений, связанных с риском.
1986 — Закон о поддержке создания предприятий малого и среднего бизнеса.
1980 г. — на долю МСП приходилось 95% всего количества предприятий в стране, 43% рабочей силы. Основная часть была сосредоточена в текстильной и швейной промышленности (28,5%), металлургия (12%), полиграфическая (8%), металлообрабатывающей (6%). Продукция МСП составляла 32% всего объема промышленного производства, 35% всего экспорта.
Современный этап
90 — гг. в РК насчитывалось примерно 900.000 МСП, занято около 55% всей рабочей силы страны, производство ок 1\3 ВНП, в области легкой промышленности — 2\3 общей продукции.
1992 — введен в действие пятилетний план реструктуризации предприятий МСБ. Правительство направило 7,5 млрд. долл.
• Основан центр по систематическому изучению и экспертизе МСП,
• Открыта сеть магазинов, торгующих только товарами, произведенными МСП,
• Расширен фонд помощи МСП в провинциях.
1995 — Экспортно-импортный банк выделил 2,5 млн долл МСП для
расширения их деятельности на зарубежных рынках
• корейская ассоциация внешней торговли открыла курсы по изучению внешнего рынка для представителей МСП
• Правительство расширило размер площади земли, продаваемой МСП из национального фонда — 400 — 700 кв м
в начале 80-х правительство повысило норму обязательного кредитования МСП в активах банков, усилило контроль за ее соблюдением а также обязало придерживаться этой нормы инвестиционные и лизинговые компании, страховые фирмы, иностранные банки и другие кредитные организации. В 1983 году система рефинансирования БК охватила операции МСП в области НИОКр, инвестиций в охрану окружающей среды, вексельного кредитования, закупок их продукции. Кроме того, в 1988 году была введена обязательная норма переучета коммерческих векселей выпускаемых МСП, им были также предоставлены дополнительные льготы по кредитованию экспорта.
В 1989 принята программа кредитной поддержки МСП в том числе финансирования расходов на НИОКР, внедрения современных технологий и перепрофилирования. В результате доля кредитов МСП в общем объеме кредитованиясоставила в 1986 году 41, 1989 – более 50%, 1991 – 56,8%. Общенациональные банки обязаны предоставлять МСП 45% своих кредитов, для провинциальных банков – 80%.
geum.ru