Можно ли с уверенностью утверждать что теневая экономика будет существовать – Вопрос: 1.можно ли утверждать что теневая экономика будет существовать в любом государстве? 2.следует ли из этого что государство мешает нормальному экономическому развитию страны?

Содержание

Можно ли победить теневую экономику?

Согласно исследования международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров, Украина входит в ТОП-5 стран с наибольшим удельным весом теневой экономики в ВВП — размер теневой экономики в нашей стране в прошлом году составил 46% ВВП (можно сказать, что теневая экономика претендует на статус «параллельной экономики»). Правительственные данные не столь печальны – по итогам 2016 года объем теневой экономики Украины оценен в 34% ВВП, а в сравнении с 2015 годом этот показатель снизился на 6 процентных пунктов. Какую из двух цифр удельного веса теневой экономики не возьми, ясно, что проблема стоит остро и представляет угрозу для развития страны

Теневая экономика обычно делится на «серую» и «черную». К «черной» относится наркотраффик, проституция, торговля людьми, оружием. К «серой» — производство контрафактной и не учитываемой продукции, уход от уплаты налогов. Именно об этой части теневой экономики пойдет речь в статье. Украинская теневая экономика глубоко уходит корнями в советское прошлое. Мы прекрасно помним, что починить «Жигули» можно было в государственном автосервисе (несколько месяцев дожидаясь своей очереди), но гораздо качественнее и быстрее с этой задачей справлялись специалисты, бравшиеся выполнить работу в неофициальном порядке. Равно как и лечить зубы было намного эффективнее «в частном порядке», нежели в районной поликлинике. В СССР починка авто или лечение зубов у частников обходилось дороже, но отличия в качестве предоставляемых услуг между ними и государством, превышали разницу цен. Конечно, стоит добавить, что во многих случаях популярность неофициальных услуг была вызвана тем, что в советские времена государство не могло количественно обеспечить потребности граждан. Тут уместно вспомнить и знаменитых «цеховиков», обеспечивавших советских граждан модными спортивными костюмами, дубленками и многим другим.

Но почему в современной Украине, где нет дефицита в предложении товаров и услуг (наоборот, во многих сферах они в изобилии и борьба идет за потребителя) столь высока доля теневой экономики? Ответ, лежащий на поверхности, отсылает нас к «кривой Лаффера», согласно которой превышение налоговыми изъятиями определенного порога (40-50%) приводит к тому, что часть предпринимателей сворачивают свою деятельность, а другая часть уходит «в тень». Данные Всемирного банка свидетельствуют о том, что по состоянию на конец 2016 года общая налоговая нагрузка на украинские предприятия составляла 52% от их прибыли, в то время как в среднем по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель находился на уровне 41%. А если еще учесть, что качество предоставляемых нашим государством услуг оставляет желать лучшего… Однако, у сторонников сохранения налоговой нагрузки на нынешнем уровне найдутся весомые аргументы в поддержку своей точки зрения. Эти доводы будут базироваться на необходимости сохранения социальной стабильности, поэтому оспорить их будет непросто. Но ведь и большая доля теневой экономики, что обусловлено в том числе и высокой налоговой нагрузкой, ведет к снижению социальных гарантий из-за недопоступления налогов. Своеобразный замкнутый круг получается.

Пожалуй, в данном аспекте очень важно следующее – для того, чтобы предприятия и граждане не уходили «в тень», они должны верить, что собираемые налоги будут использованы эффективно. Отсутствие такой уверенности в значительной мере способствует столь высокому удельному весу теневой экономики, который есть в Украине.

Легальная и «теневая» экономика тесно переплетены — и в Украине, и в мире. Например, не является редкостью ситуация, когда работающая в легитимном поле строительная компания ради экономии затрат прибегает к услугам субподрядчиков, организующих работу не оформленных официально рабочих. Или, когда легальный производитель, снова же с целью снижения расходов, сотрудничает с неформальными логистическими либо дистрибьюторским структурами.

Объективности ради стоит отметить, что теневая экономика создает определенное количество рабочих мест и в некоторых случаях способствует снижению стоимости продукции. Однако, нелегальная экономическая деятельность, как совокупность экономических правонарушений, наносит значительный урон экономике страны. Авторитетный исследователь проблем теневой экономики Э. де Сото утверждает, что последствия теневой экономики состоят в сложностях с формированием цельной макроэкономической политики, в замедлении научно-технического прогресса, уменьшении поступления инвестиций, снижении производительности в экономике, в постоянном удорожании коммунальных услуг. Все это мы отчетливо наблюдаем в нашей стране. Предложенный де Сото взгляд на теневую экономику позволяет рассматривать ее в качестве закономерной формы генезиса стихийных форм предпринимательства, сила которых особенно ярко проявляется в странах с недостаточно развитыми государственными институтами.

Естественно, мы должны по-разному относиться к ущербу от торговли без разрешения абрикосами у станции метро и к урону для экономики страны от нелегального производства и реализации спиртных напитков или лекарств (опасность для здоровья людей вследствие всего этого не менее серьезна, чем экономический ущерб). Очевидно, что контролировать старушек, которые продают в неположенных для торговли местах выращенные на своем огороде овощи, сложно и непродуктивно. Но государство обязано намного более эффективно бороться с теневой экономикой, оперирующей, так сказать, промышленными масштабами.

Тройка отраслей-лидеров украинской теневой экономики выглядит следующим образом: финансовая и страховая сфера, добывающая промышленность, операции с недвижимостью http://businessviews.com.ua/ru/economy/id/tenevaja-ekonomika-1486/. В этой связи нужно помнить о проблеме денег, которые находятся вне банковской системы Украины. По оценке НБУ речь идет о примерно 300 млрд. грн.Наверняка, часть этих средств участвует в обеспечении работы теневой экономики. Поэтому вопросы обратного вовлечения в прозрачную экономику тех денег, которые были выведены из легального оборота, должны рассматриваться как первостепенно важные. Считаю, что меры, предпринимаемые Нацбанком для снижения доли наличных в обращении, содействуют возврату этих денег из теневой экономики.

Отдельного внимания заслуживает информация о том, что в 2016 году небанковские финансовые учреждения нарастили выдачу кредитов на 32%,что контрастирует на фоне стагнации банковского кредитования . Я не хочу бросить тень на добросовестные небанковские финансовые организации, но можем ли мы быть уверены, что часть кредитов, предоставленных небанковскими финучреждениями, не была направлена на обслуживание деятельности представителей теневой экономики?

Существует мнение, что теневая экономика в основном является атрибутом стран, не являющихся мировыми лидерами. В частности, принято считать, что она особенно распространена в странах бывшего социалистического лагеря, южноамериканских и азиатских государствах. Однако, в эту гипотезу не вписываются, например, Канада или Ирландия, где доля теневой экономики превышает 14% ВВП. С учетом размеров ВВП названных стран, их теневая экономика оценивается в очень серьезные суммы.

Можно утверждать, что, во-первых, теневая экономика есть практически во всех странах мира, а во-вторых, что причины возникновения и существования теневой экономики не столь просты и однозначны, как это принято считать. Она возникает не только в странах, где высокая налоговая нагрузка, сложности с получением разрешений на открытие бизнеса и с подключением к необходимой инфраструктуре, забюрократизированность систем разрешительного контроля. Теневая экономика базируется на многовековых традициях и поведенческих особенностях людей, на специфических сопряжениях культуры той или иной страны и ее государственных институтов, на экономической ментальности и традициях относительно доверия в том или ином обществе. Поэтому к анализу причин ее возникновения и поиску методов противодействия необходим мультидисциплинарный подход. Замечу, что помимо отрицательного экономического эффекта, теневая экономика негативно влияет и на морально-этические аспекты – обман укореняется в сознании общества как нечто обыденное.

Глубже понять вопросы, связанные с теневой экономикой, помогает теория институциональных ловушек, которую разработал экономист В.Полтерович. В случае с теневой экономикой речь идет о том, что большое количество хозяйствующих субъектов устойчиво отдают предпочтение неформальным правилам, игнорируя существующие нормы, формализованные в виде законов и нормативных актов. В итоге формируется теневое институциональное равновесие в виде компромисса хозяйствующих субъектов и потребителей их товаров и услуг, который базируется на выборочном соблюдении законов. Ключевая проблема состоит в том, что такие институциональные ловушки обусловлены именно массовым использованием неформальных норм поведения в экономике. Это снижает привлекательность использования тех экономических правил, которые находятся в легитимном поле. Теневая экономика в нашей стране является своеобразным механизмом недостаточной функциональности государственных институтов. А еще отечественные предприниматели «оптимизирует» налоговые платежи и производят неучтенную государством продукцию в том числе и потому, что аналогично поступают некоторые их конкуренты. Получается, что законопослушное поведение ведет к снижению конкурентоспособности. Как с этим бороться? Убежден, что нам нужно не только повышать издержки нелегальной экономической деятельности, но и снижать издержки деятельности легальной. Необходимо изменить ситуацию, при которой нарушение законов приносит большую выгоду, чем их соблюдение. В равной степени нужно предпринимать максимум усилий для того, чтобы теневая экономика не стала обыденностью в сознании украинского общества.

Так можно ли победить теневую экономику? Пока мировая практика указывает на то, что полная и безоговорочная победа над теневой экономикой маловероятна. Но, серьезные успехи ряда стран в борьбе с нею наводят на мысль о том, что дорогу осилит идущий.

Источник lb.ua

zerkalo.mk.ua

Возможно ли победить теневую экономику в России?

Поиск Лекций

Проблема теневого бизнеса не является только российской. Например, новые данные о размере теневой экономики развитых стран подтверждают глобальную тенденцию к ее росту. За последние пять лет объем теневой экономики в развитых странах увеличился на 6,2% в год, в то время как «легальный» сектор вырос всего на 3,5%. Опережающий рост теневой экономики привел к расширению «серого» сектора в развитых странах. Если в 60-х гг. теневая экономика Германии составляла всего 2,1%, а в США – 2,5%. от ВВП, то для 2000 г. показатели существенно выросли. Соответственно, в Германии – 15,5%, а в США – 8,7%

Однако в развивающихся странах и странах с переходной экономикой сектор намного больше. В России масштабы теневой экономики составляют от 20 до 50% от ВВП. Существенно, что «в тень» уходят не традиционно нелегальные товары – оружие и наркотики, но практически все виды потребительской и промышленной продукции.

Основными причинами развития теневой экономики считаются:

§ высокие налоги;

§ чрезмерная зарегулированность экономики со стороны бюрократического государственного аппарата;

§ недостаточная прозрачность экономической активности.

Теневая экономика пагубно сказывается на всем экономическом развитии России:

§ уход от уплаты налогов участников теневой экономики, перекладывает бремя по производству общественных благ на меньшее число налогоплательщиков. Государство вынуждено повышать налоги для выполнения своих программ. А это в свою очередь подталкивает к разрастанию теневого сектора;

§ занятые в теневом секторе люди по найму лишены правовой защиты со стороны государства и социальных гарантий. Работа в теневых структурах не идет в стаж, на них не делаются пенсионные отчисления, эти работники полностью бесправны;

§ разросшийся теневой сектор не позволяет проводить государству эффективную экономическую политику;

§ теневой сектор нацелен на получение быстрой прибыли, поэтому связан с хищническим использованием ресурсов.

Наличие криминального бизнеса, связанного с производством наркотиков, оружием и др., является фактором дестабилизации в обществе и источником насилия.

Другой причиной, порождающей рост теневой экономики, является слишком высокая цена подчинения закону. Эта цена складывается, во-первых, из трансакционных издержек, связанных с расходами по оформлению своего бизнеса, получению лицензий, а также юридическому оформлению контрактов, разрешению конфликтов. Во-вторых, цена подчинения закону связана с расходами по уплате налогов государству и выполнению устанавливаемого государством законодательства в сфере труда, экологии, социальных программ и пр.

Когда издержки, вызванные подчинением закону, настолько велики, что не дают возможность развиваться бизнесу, фирмы уходят в теневой сектор.

Российское государство предпринимает шаги для уменьшения теневого сектора. Например, новый Налоговый Кодекс предусматривает снижение издержек для предпринимателей и физических лиц. Эти действия привели уже к тому, что доля теневой зарплаты в России снизилась с 35,2% в 2002 г. до 27 – 28% в 2002 г. Для того, чтобы процессы выхода российского бизнеса из тени продолжились и ускорились, необходимо:

§ снижать сохраняющиеся высокие ставки налогов, прежде всего налоги в фонды социального страхования на заработную плату. Если предприниматель будет показывать зарплату в полном объеме, то себестоимость продукции резко возрастет, доходы снизятся. Уязвимым является в первую очередь малый и средний бизнес, который в России еще слаб;

§ поддерживать политическую стабильность в стране и доверие к власти;

§ уберечь частных предпринимателей от «левых» поборов.

Важным фактором, влияющим на уменьшение теневого сектора, является взаимодействие между бизнесом и государством на условиях доверия и сотрудничества. Предпринимателей беспокоит неэффективность госаппарата и чиновничества, расширение полномочий многих ведомств. Поскольку либо эти полномочия избыточные с точки зрения нормального функционирования бизнеса, либо власть не может исполнять их эффективно. Это ведет к ослаблению роли государства в регулировании бизнес-процессов и ослабляет усилия властей по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране. С одной стороны, чиновники бездействуют там, где надо действовать и принимать решения, с другой стороны, отмечается коррупция и взяточничество при оформлении самых простых документов. В наибольшей степени от этого страдает малый бизнес, которому не по силам нести эти трансакционные издержки. Для решения этих проблем в нашей стране предполагалось повести с 2004 г. административную реформу. Суть ее заключается в том, что усиление роли государства и повышение качества услуг, которые оказывает государство, не связано с постоянным расширением его функций. Государственных структур должно быть меньше, но их эффективность больше.

Пока что у нас низкое качество услуг, которые представляет государство, но при этом коррумпированность чиновников гораздо выше, чем в других странах. Поэтому государство должно сократить свое присутствие в экономике до того уровня, где оно может эффективно выполнять свои функции.

Масштабы коррупции – это критерий работы государства. По оценкам экспертов, объем средств, который проходит по коррупционным каналам, сейчас достигает 30 – 40 млрд. дол. А по более скромным оценкам – порядка 20% государственного бюджета. Если государство будет оказывать меньший объем услуг, но оказывать их эффективно, масштабы коррупции, безусловно, уменьшатся. Это произойдет благодаря уменьшению вмешательства государства в дела бизнеса и за счет того, что технология государственного регулирования будет более четкой и прозрачной.

Административная реформа должна построить отношения бизнеса и государства на большем доверии и создать условия для уменьшения теневой экономики.

 

ВОПРОСЫ

1. Что такое «теневая экономика», какова ее структура? Какие виды деятельности относят к теневому сектору?

2. Как Вы считайте, какие основные причины существования теневой экономики?

3. В чем заключаются методы борьбы с теневым бизнесом? Насколько эффективны эти методы?

4. Возможно ли быстро, только при помощи законодательных мер сократить теневой сектор до общепринятых размеров? Ответ обоснуйте.

5. Каким образом проводимая в России административная реформа может повлиять на сокращение теневой экономики?

6. Как Вы думаете, возможно ли в целом победить теневую экономику? Если бы это случилось, можно ли сказать, что последствия этого были только положительными?

7. Представьте себе, что человек ищет работу и не находит, поскольку бизнесу не выгодно создавать новые рабочие места из-за высоких налогов на зарплату, прибыль и др. Человеку не на что существовать, ему нечем кормить семью, и он идет работать на «теневое» предприятие. Кто виноват в этом? Каковы последствия такого выбора?

8. В России принят Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Документ обязывает участников рынка (банки, страховые компании, брокерские конторы и др.) сообщать специально создаваемому государственному контрольному органу обо всех «подлежащих обязательному контролю» операциях граждан и организаций. В список обязательно контролируемых попала львиная доля финансовых операций россиян. В частности, к ним относятся практически все операции с ценными бумагами, все банковские операции с крупными суммами денег, переводы средств за рубеж. А также все операции, хоть чем-то отличающиеся от абсолютно стандартных, вроде коммунальных платежей. Более того, банкам предписано сообщать и о других подозрительных, с их точки зрения, сделках.

Насколько эффективен такой метод борьбы с теневым бизнесом? Не нарушаются ли права человека в этом случае? Какие гарантии должно предоставить государство банкам и гражданам? Как Вы думаете, практикуется ли такой метод контроля за рубежом?

9. Чем отличаются друг от друга такие два понятия как «теневая экономика» и «скрытая теневая экономика»?

10. К какой экономике относятся домашние услуги, совершаемые гражданами любого государства? Как их оценивать? Каков их объем (доля) в России (США, странах Европы и Азии)?

11. Какие существуют методы расчета масштабов теневой экономики в той или иной стране?

12. Как взаимодействуют экономика и право в борьбе против теневой экономики? Какие методы этой борьбы Вам кажутся наиболее эффективными? А наиболее гуманными?

 

Задание 5. Проблемная ситуация. (Выполняет 1 человек.)


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Можно ли победить теневую экономику?

Согласно исследования международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров, Украина входит в ТОП-5 стран с наибольшим удельным весом теневой экономики в ВВП – размер теневой экономики в нашей стране в прошлом году составил 46% ВВП (можно сказать, что теневая экономика претендует на статус «параллельной экономики»). Правительственные данные не столь печальны – по итогам 2016 года объем теневой экономики Украины оценен в 34% ВВП, а в сравнении с 2015 годом этот показатель снизился на 6 процентных пунктов. Какую из двух цифр удельного веса теневой экономики не возьми, ясно, что проблема стоит остро и представляет угрозу для развития страны.

Теневая экономика обычно делится на «серую» и «черную». К «черной» относится наркотраффик, проституция, торговля людьми, оружием. К «серой» – производство контрафактной и не учитываемой продукции, уход от уплаты налогов. Именно об этой части теневой экономики пойдет речь в статье. Украинская теневая экономика глубоко уходит корнями в советское прошлое. Мы прекрасно помним, что починить «Жигули» можно было в государственном автосервисе (несколько месяцев дожидаясь своей очереди), но гораздо качественнее и быстрее с этой задачей справлялись специалисты, бравшиеся выполнить работу в неофициальном порядке. Равно как и лечить зубы было намного эффективнее «в частном порядке», нежели в районной поликлинике. В СССР починка авто или лечение зубов у частников обходилось дороже, но отличия в качестве предоставляемых услуг между ними и государством, превышали разницу цен. Конечно, стоит добавить, что во многих случаях популярность неофициальных услуг была вызвана тем, что в советские времена государство не могло количественно обеспечить потребности граждан. Тут уместно вспомнить и знаменитых «цеховиков», обеспечивавших советских граждан модными спортивными костюмами, дубленками и многим другим.

Но почему в современной Украине, где нет дефицита в предложении товаров и услуг (наоборот, во многих сферах они в изобилии и борьба идет за потребителя) столь высока доля теневой экономики? Ответ, лежащий на поверхности, отсылает нас к «кривой Лаффера», согласно которой превышение налоговыми изъятиями определенного порога (40-50%) приводит к тому, что часть предпринимателей сворачивают свою деятельность, а другая часть уходит «в тень». Данные Всемирного банка свидетельствуют о том, что по состоянию на конец 2016 года общая налоговая нагрузка на украинские предприятия составляла 52% от их прибыли, в то время как в среднем по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель находился на уровне 41%. А если еще учесть, что качество предоставляемых нашим государством услуг оставляет желать лучшего… Однако, у сторонников сохранения налоговой нагрузки на нынешнем уровне найдутся весомые аргументы в поддержку своей точки зрения. Эти доводы будут базироваться на необходимости сохранения социальной стабильности, поэтому оспорить их будет непросто. Но ведь и большая доля теневой экономики, что обусловлено в том числе и высокой налоговой нагрузкой, ведет к снижению социальных гарантий из-за недопоступления налогов. Своеобразный замкнутый круг получается.

Читайте также:

Рубана могут отпустить: в ГПУ рассказали, как это произойдет

Пожалуй, в данном аспекте очень важно следующее – для того, чтобы предприятия и граждане не уходили «в тень», они должны верить, что собираемые налоги будут использованы эффективно. Отсутствие такой уверенности в значительной мере способствует столь высокому удельному весу теневой экономики, который есть в Украине.

Легальная и «теневая» экономика тесно переплетены – и в Украине, и в мире. Например, не является редкостью ситуация, когда работающая в легитимном поле строительная компания ради экономии затрат прибегает к услугам субподрядчиков, организующих работу не оформленных официально рабочих. Или, когда легальный производитель, снова же с целью снижения расходов, сотрудничает с неформальными логистическими либо дистрибьюторским структурами.

Объективности ради стоит отметить, что теневая экономика создает определенное количество рабочих мест и в некоторых случаях способствует снижению стоимости продукции. Однако, нелегальная экономическая деятельность, как совокупность экономических правонарушений, наносит значительный урон экономике страны. Авторитетный исследователь проблем теневой экономики Э. де Сото утверждает, что последствия теневой экономики состоят в сложностях с формированием цельной макроэкономической политики, в замедлении научно-технического прогресса, уменьшении поступления инвестиций, снижении производительности в экономике, в постоянном удорожании коммунальных услуг. Все это мы отчетливо наблюдаем в нашей стране. Предложенный де Сото взгляд на теневую экономику позволяет рассматривать ее в качестве закономерной формы генезиса стихийных форм предпринимательства, сила которых особенно ярко проявляется в странах с недостаточно развитыми государственными институтами.

Читайте также:

Дело Савченко: суд отказался отпустить депутата на поруки

Естественно, мы должны по-разному относиться к ущербу от торговли без разрешения абрикосами у станции метро и к урону для экономики страны от нелегального производства и реализации спиртных напитков или лекарств (опасность для здоровья людей вследствие всего этого не менее серьезна, чем экономический ущерб). Очевидно, что контролировать старушек, которые продают в неположенных для торговли местах выращенные на своем огороде овощи, сложно и непродуктивно. Но государство обязано намного более эффективно бороться с теневой экономикой, оперирующей, так сказать, промышленными масштабами.

Тройка отраслей-лидеров украинской теневой экономики выглядит следующим образом: финансовая и страховая сфера, добывающая промышленность, операции с недвижимостью http://businessviews.com.ua/ru/economy/id/tenevaja-ekonomika-1486/. В этой связи нужно помнить о проблеме денег, которые находятся вне банковской системы Украины. По оценке НБУ речь идет о примерно 300 млрд. грн. Наверняка, часть этих средств участвует в обеспечении работы теневой экономики. Поэтому вопросы обратного вовлечения в прозрачную экономику тех денег, которые были выведены из легального оборота, должны рассматриваться как первостепенно важные. Считаю, что меры, предпринимаемые Нацбанком для снижения доли наличных в обращении, содействуют возврату этих денег из теневой экономики.

Читайте также:

Германия призвала Россию оказать медпомощь Сенцову

Отдельного внимания заслуживает информация о том, что в 2016 году небанковские финансовые учреждения нарастили выдачу кредитов на 32%, что контрастирует на фоне стагнации банковского кредитования . Я не хочу бросить тень на добросовестные небанковские финансовые организации, но можем ли мы быть уверены, что часть кредитов, предоставленных небанковскими финучреждениями, не была направлена на обслуживание деятельности представителей теневой экономики?

Существует мнение, что теневая экономика в основном является атрибутом стран, не являющихся мировыми лидерами. В частности, принято считать, что она особенно распространена в странах бывшего социалистического лагеря, южноамериканских и азиатских государствах. Однако, в эту гипотезу не вписываются, например, Канада или Ирландия, где доля теневой экономики превышает 14% ВВП. С учетом размеров ВВП названных стран, их теневая экономика оценивается в очень серьезные суммы.

Можно утверждать, что, во-первых, теневая экономика есть практически во всех странах мира, а во-вторых, что причины возникновения и существования теневой экономики не столь просты и однозначны, как это принято считать. Она возникает не только в странах, где высокая налоговая нагрузка, сложности с получением разрешений на открытие бизнеса и с подключением к необходимой инфраструктуре, забюрократизированность систем разрешительного контроля. Теневая экономика базируется на многовековых традициях и поведенческих особенностях людей, на специфических сопряжениях культуры той или иной страны и ее государственных институтов, на экономической ментальности и традициях относительно доверия в том или ином обществе. Поэтому к анализу причин ее возникновения и поиску методов противодействия необходим мультидисциплинарный подход. Замечу, что помимо отрицательного экономического эффекта, теневая экономика негативно влияет и на морально-этические аспекты – обман укореняется в сознании общества как нечто обыденное.

Глубже понять вопросы, связанные с теневой экономикой, помогает теория институциональных ловушек, которую разработал экономист В.Полтерович. В случае с теневой экономикой речь идет о том, что большое количество хозяйствующих субъектов устойчиво отдают предпочтение неформальным правилам, игнорируя существующие нормы, формализованные в виде законов и нормативных актов. В итоге формируется теневое институциональное равновесие в виде компромисса хозяйствующих субъектов и потребителей их товаров и услуг, который базируется на выборочном соблюдении законов. Ключевая проблема состоит в том, что такие институциональные ловушки обусловлены именно массовым использованием неформальных норм поведения в экономике. Это снижает привлекательность использования тех экономических правил, которые находятся в легитимном поле. Теневая экономика в нашей стране является своеобразным механизмом недостаточной функциональности государственных институтов. А еще отечественные предприниматели «оптимизирует» налоговые платежи и производят неучтенную государством продукцию в том числе и потому, что аналогично поступают некоторые их конкуренты. Получается, что законопослушное поведение ведет к снижению конкурентоспособности. Как с этим бороться? Убежден, что нам нужно не только повышать издержки нелегальной экономической деятельности, но и снижать издержки деятельности легальной. Необходимо изменить ситуацию, при которой нарушение законов приносит большую выгоду, чем их соблюдение. В равной степени нужно предпринимать максимум усилий для того, чтобы теневая экономика не стала обыденностью в сознании украинского общества.

Так можно ли победить теневую экономику? Пока мировая практика указывает на то, что полная и безоговорочная победа над теневой экономикой маловероятна. Но, серьезные успехи ряда стран в борьбе с нею наводят на мысль о том, что дорогу осилит идущий.

newsonline24.com.ua

Можно ли победить теневую экономику?

Фото: Макс Левин

Теневая экономика обычно делится на «серую» и «черную». К «черной» относится наркотраффик, проституция, торговля людьми, оружием. К «серой» — производство контрафактной и не учитываемой продукции, уход от уплаты налогов. Именно об этой части теневой экономики пойдет речь в статье. Украинская теневая экономика глубоко уходит корнями в советское прошлое. Мы прекрасно помним, что починить «Жигули» можно было в государственном автосервисе (несколько месяцев дожидаясь своей очереди), но гораздо качественнее и быстрее с этой задачей справлялись специалисты, бравшиеся выполнить работу в неофициальном порядке. Равно как и лечить зубы было намного эффективнее «в частном порядке», нежели в районной поликлинике. В СССР починка авто или лечение зубов у частников обходилось дороже, но отличия в качестве предоставляемых услуг между ними и государством, превышали разницу цен. Конечно, стоит добавить, что во многих случаях популярность неофициальных услуг была вызвана тем, что в советские времена государство не могло количественно обеспечить потребности граждан. Тут уместно вспомнить и знаменитых «цеховиков», обеспечивавших советских граждан модными спортивными костюмами, дубленками и многим другим.

Но почему в современной Украине, где нет дефицита в предложении товаров и услуг (наоборот, во многих сферах они в изобилии и борьба идет за потребителя) столь высока доля теневой экономики? Ответ, лежащий на поверхности, отсылает нас к «кривой Лаффера», согласно которой превышение налоговыми изъятиями определенного порога (40-50%) приводит к тому, что часть предпринимателей сворачивают свою деятельность, а другая часть уходит «в тень». Данные Всемирного банка свидетельствуют о том, что по состоянию на конец 2016 года общая налоговая нагрузка на украинские предприятия составляла 52% от их прибыли, в то время как в среднем по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель находился на уровне 41%. А если еще учесть, что качество предоставляемых нашим государством услуг оставляет желать лучшего… Однако, у сторонников сохранения налоговой нагрузки на нынешнем уровне найдутся весомые аргументы в поддержку своей точки зрения. Эти доводы будут базироваться на необходимости сохранения социальной стабильности, поэтому оспорить их будет непросто. Но ведь и большая доля теневой экономики, что обусловлено в том числе и высокой налоговой нагрузкой, ведет к снижению социальных гарантий из-за недопоступления налогов. Своеобразный замкнутый круг получается.

Пожалуй, в данном аспекте очень важно следующее – для того, чтобы предприятия и граждане не уходили «в тень», они должны верить, что собираемые налоги будут использованы эффективно. Отсутствие такой уверенности в значительной мере способствует столь высокому удельному весу теневой экономики, который есть в Украине.

Фото: Lb.ua

Легальная и «теневая» экономика тесно переплетены — и в Украине, и в мире. Например, не является редкостью ситуация, когда работающая в легитимном поле строительная компания ради экономии затрат прибегает к услугам субподрядчиков, организующих работу не оформленных официально рабочих. Или, когда легальный производитель, снова же с целью снижения расходов, сотрудничает с неформальными логистическими либо дистрибьюторским структурами.

Объективности ради стоит отметить, что теневая экономика создает определенное количество рабочих мест и в некоторых случаях способствует снижению стоимости продукции. Однако, нелегальная экономическая деятельность, как совокупность экономических правонарушений, наносит значительный урон экономике страны. Авторитетный исследователь проблем теневой экономики Э. де Сото утверждает, что последствия теневой экономики состоят в сложностях с формированием цельной макроэкономической политики, в замедлении научно-технического прогресса, уменьшении поступления инвестиций, снижении производительности в экономике, в постоянном удорожании коммунальных услуг. Все это мы отчетливо наблюдаем в нашей стране. Предложенный де Сото взгляд на теневую экономику позволяет рассматривать ее в качестве закономерной формы генезиса стихийных форм предпринимательства, сила которых особенно ярко проявляется в странах с недостаточно развитыми государственными институтами.

Естественно, мы должны по-разному относиться к ущербу от торговли без разрешения абрикосами у станции метро и к урону для экономики страны от нелегального производства и реализации спиртных напитков или лекарств (опасность для здоровья людей вследствие всего этого не менее серьезна, чем экономический ущерб). Очевидно, что контролировать старушек, которые продают в неположенных для торговли местах выращенные на своем огороде овощи, сложно и непродуктивно. Но государство обязано намного более эффективно бороться с теневой экономикой, оперирующей, так сказать, промышленными масштабами.

Тройка отраслей-лидеров украинской теневой экономики выглядит следующим образом: финансовая и страховая сфера, добывающая промышленность, операции с недвижимостью http://businessviews.com.ua/ru/economy/id/tenevaja-ekonomika-1486/. В этой связи нужно помнить о проблеме денег, которые находятся вне банковской системы Украины. По оценке НБУ речь идет о примерно 300 млрд. грн. Наверняка, часть этих средств участвует в обеспечении работы теневой экономики. Поэтому вопросы обратного вовлечения в прозрачную экономику тех денег, которые были выведены из легального оборота, должны рассматриваться как первостепенно важные. Считаю, что меры, предпринимаемые Нацбанком для снижения доли наличных в обращении, содействуют возврату этих денег из теневой экономики.

Фото: Максим Левин

Отдельного внимания заслуживает информация о том, что в 2016 году небанковские финансовые учреждения нарастили выдачу кредитов на 32%, что контрастирует на фоне стагнации банковского кредитования . Я не хочу бросить тень на добросовестные небанковские финансовые организации, но можем ли мы быть уверены, что часть кредитов, предоставленных небанковскими финучреждениями, не была направлена на обслуживание деятельности представителей теневой экономики?

Существует мнение, что теневая экономика в основном является атрибутом стран, не являющихся мировыми лидерами. В частности, принято считать, что она особенно распространена в странах бывшего социалистического лагеря, южноамериканских и азиатских государствах. Однако, в эту гипотезу не вписываются, например, Канада или Ирландия, где доля теневой экономики превышает 14% ВВП. С учетом размеров ВВП названных стран, их теневая экономика оценивается в очень серьезные суммы.

Можно утверждать, что, во-первых, теневая экономика есть практически во всех странах мира, а во-вторых, что причины возникновения и существования теневой экономики не столь просты и однозначны, как это принято считать. Она возникает не только в странах, где высокая налоговая нагрузка, сложности с получением разрешений на открытие бизнеса и с подключением к необходимой инфраструктуре, забюрократизированность систем разрешительного контроля. Теневая экономика базируется на многовековых традициях и поведенческих особенностях людей, на специфических сопряжениях культуры той или иной страны и ее государственных институтов, на экономической ментальности и традициях относительно доверия в том или ином обществе. Поэтому к анализу причин ее возникновения и поиску методов противодействия необходим мультидисциплинарный подход. Замечу, что помимо отрицательного экономического эффекта, теневая экономика негативно влияет и на морально-этические аспекты – обман укореняется в сознании общества как нечто обыденное.

Глубже понять вопросы, связанные с теневой экономикой, помогает теория институциональных ловушек, которую разработал экономист В.Полтерович. В случае с теневой экономикой речь идет о том, что большое количество хозяйствующих субъектов устойчиво отдают предпочтение неформальным правилам, игнорируя существующие нормы, формализованные в виде законов и нормативных актов. В итоге формируется теневое институциональное равновесие в виде компромисса хозяйствующих субъектов и потребителей их товаров и услуг, который базируется на выборочном соблюдении законов. Ключевая проблема состоит в том, что такие институциональные ловушки обусловлены именно массовым использованием неформальных норм поведения в экономике. Это снижает привлекательность использования тех экономических правил, которые находятся в легитимном поле. Теневая экономика в нашей стране является своеобразным механизмом недостаточной функциональности государственных институтов. А еще отечественные предприниматели «оптимизирует» налоговые платежи и производят неучтенную государством продукцию в том числе и потому, что аналогично поступают некоторые их конкуренты. Получается, что законопослушное поведение ведет к снижению конкурентоспособности. Как с этим бороться? Убежден, что нам нужно не только повышать издержки нелегальной экономической деятельности, но и снижать издержки деятельности легальной. Необходимо изменить ситуацию, при которой нарушение законов приносит большую выгоду, чем их соблюдение. В равной степени нужно предпринимать максимум усилий для того, чтобы теневая экономика не стала обыденностью в сознании украинского общества.

Так можно ли победить теневую экономику? Пока мировая практика указывает на то, что полная и безоговорочная победа над теневой экономикой маловероятна. Но, серьезные успехи ряда стран в борьбе с нею наводят на мысль о том, что дорогу осилит идущий.

lb.ua

Почему существует теневая экономика?

Много книг про это написано, а версий всего три.

Первая версия – теневая экономика связана с бедностью страны, с недостатком инвестиций, с неразвитостью экономики. Эта точка зрения родилась в результате изучения ситуации в Африке в 1970-е годы. Все просто: нет инвестиций, не строятся предприятия, людям негде работать, и они создают собственную «экономику выживания», где, наплевав на законы, кустарно что-то производят, продают, оказывают платные услуги. То есть кормят себя сами, не прося помощи у государства, но и не давая ему ни налогов, ни отчетности.

Вторая точка зрения – теневая экономика может быть огромна и в быстро развивающей стране, где нет инвестиционного голода. Бедность тут вообще ни при чем. А что важно? Качество законов и правоприменения. Если хозяйственные законы плохие (с точки зрения тех, кто их должен соблюдать), то предприниматели будут уходить в «тень». В «тени» они создадут собственные законы. Например, вместо полиции и арбитража их будут защищать и судить мафиозные структуры, бандиты. Вместо налогов они будут платить «дань» чиновникам, которые будут закрывать глаза на их существование. 

С этой точки зрения теневизация бизнеса – это чистая математика. Предприниматели сравнивают издержки соблюдения закона и издержки нелегальности (полной или частичной), риски и штрафы.  Обычная оптимизационная задачка. Эта точка зрения вышла из изучения стран Латинской Америки. Это вам не Африка. Быстро развивающийся регион. Однако теневая экономика огромна. Проблема в качестве законов и в том, как государство контролирует их применение.

Третья точка зрения – самая интересная – есть страны с особым режим экономической и социальной жизни. Рынка там нет и не было. А есть внешне похожее, но качественно иное состояние. Такая точка зрения сформирована группой российских ученых. Если рынка нет, то что же есть? А есть другая схема: власть раздает ресурсы, а потом взимает часть созданного продукта. Взимает со всех по-разному, в зависимости от сословия. При рынке – закон для всех един, а в сословном обществе единого закона и быть не может.  Получается, что нет никакой «тени», а есть экономика, которая существует по неписанным правилам, не имеющим ничего общего с формальным правом. А тех, кто эти неписанные правила нарушает, называют «теневиком» и наказывают.

Видимо, разные сектора теневой экономики в России можно объяснить, апеллируя к разным точкам зрения. Все-таки история с Сердюковым и деятельность нелегальных строительных бригад в Подмосковье – это разные сюжеты. Не по масштабу, а по основанию и моделям объяснения.  

thequestion.ru

Можно ли победить теневую экономику?

Согласно исследования международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров, Украина входит в ТОП-5 стран с наибольшим удельным весом теневой экономики в ВВП — размер теневой экономики в нашей стране в прошлом году составил 46% ВВП (можно сказать, что теневая экономика претендует на статус «параллельной экономики»). Правительственные данные не столь печальны – по итогам 2016 года объем теневой экономики Украины оценен в 34% ВВП, а в сравнении с 2015 годом этот показатель снизился на 6 процентных пунктов. Какую из двух цифр удельного веса теневой экономики не возьми, ясно, что проблема стоит остро и представляет угрозу для развития страны.

Теневая экономика обычно делится на «серую» и «черную». К «черной» относится наркотраффик, проституция, торговля людьми, оружием. К «серой» — производство контрафактной и не учитываемой продукции, уход от уплаты налогов. Именно об этой части теневой экономики пойдет речь в статье. Украинская теневая экономика глубоко уходит корнями в советское прошлое. Мы прекрасно помним, что починить «Жигули» можно было в государственном автосервисе (несколько месяцев дожидаясь своей очереди), но гораздо качественнее и быстрее с этой задачей справлялись специалисты, бравшиеся выполнить работу в неофициальном порядке. Равно как и лечить зубы было намного эффективнее «в частном порядке», нежели в районной поликлинике. В СССР починка авто или лечение зубов у частников обходилось дороже, но отличия в качестве предоставляемых услуг между ними и государством, превышали разницу цен. Конечно, стоит добавить, что во многих случаях популярность неофициальных услуг была вызвана тем, что в советские времена государство не могло количественно обеспечить потребности граждан. Тут уместно вспомнить и знаменитых «цеховиков», обеспечивавших советских граждан модными спортивными костюмами, дубленками и многим другим.

Но почему в современной Украине, где нет дефицита в предложении товаров и услуг (наоборот, во многих сферах они в изобилии и борьба идет за потребителя) столь высока доля теневой экономики? Ответ, лежащий на поверхности, отсылает нас к «кривой Лаффера», согласно которой превышение налоговыми изъятиями определенного порога (40-50%) приводит к тому, что часть предпринимателей сворачивают свою деятельность, а другая часть уходит «в тень». Данные Всемирного банка свидетельствуют о том, что по состоянию на конец 2016 года общая налоговая нагрузка на украинские предприятия составляла 52% от их прибыли, в то время как в среднем по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель находился на уровне 41%. А если еще учесть, что качество предоставляемых нашим государством услуг оставляет желать лучшего… Однако, у сторонников сохранения налоговой нагрузки на нынешнем уровне найдутся весомые аргументы в поддержку своей точки зрения. Эти доводы будут базироваться на необходимости сохранения социальной стабильности, поэтому оспорить их будет непросто. Но ведь и большая доля теневой экономики, что обусловлено в том числе и высокой налоговой нагрузкой, ведет к снижению социальных гарантий из-за недопоступления налогов. Своеобразный замкнутый круг получается.

Пожалуй, в данном аспекте очень важно следующее – для того, чтобы предприятия и граждане не уходили «в тень», они должны верить, что собираемые налоги будут использованы эффективно. Отсутствие такой уверенности в значительной мере способствует столь высокому удельному весу теневой экономики, который есть в Украине.

Легальная и «теневая» экономика тесно переплетены — и в Украине, и в мире. Например, не является редкостью ситуация, когда работающая в легитимном поле строительная компания ради экономии затрат прибегает к услугам субподрядчиков, организующих работу не оформленных официально рабочих. Или, когда легальный производитель, снова же с целью снижения расходов, сотрудничает с неформальными логистическими либо дистрибьюторским структурами.

Объективности ради стоит отметить, что теневая экономика создает определенное количество рабочих мест и в некоторых случаях способствует снижению стоимости продукции. Однако, нелегальная экономическая деятельность, как совокупность экономических правонарушений, наносит значительный урон экономике страны. Авторитетный исследователь проблем теневой экономики Э. де Сото утверждает, что последствия теневой экономики состоят в сложностях с формированием цельной макроэкономической политики, в замедлении научно-технического прогресса, уменьшении поступления инвестиций, снижении производительности в экономике, в постоянном удорожании коммунальных услуг. Все это мы отчетливо наблюдаем в нашей стране. Предложенный де Сото взгляд на теневую экономику позволяет рассматривать ее в качестве закономерной формы генезиса стихийных форм предпринимательства, сила которых особенно ярко проявляется в странах с недостаточно развитыми государственными институтами.

Естественно, мы должны по-разному относиться к ущербу от торговли без разрешения абрикосами у станции метро и к урону для экономики страны от нелегального производства и реализации спиртных напитков или лекарств (опасность для здоровья людей вследствие всего этого не менее серьезна, чем экономический ущерб). Очевидно, что контролировать старушек, которые продают в неположенных для торговли местах выращенные на своем огороде овощи, сложно и непродуктивно. Но государство обязано намного более эффективно бороться с теневой экономикой, оперирующей, так сказать, промышленными масштабами.

Тройка отраслей-лидеров украинской теневой экономики выглядит следующим образом: финансовая и страховая сфера, добывающая промышленность, операции с недвижимостью. В этой связи нужно помнить о проблеме денег, которые находятся вне банковской системы Украины. По оценке НБУ речь идет о примерно 300 млрд. грн. Наверняка, часть этих средств участвует в обеспечении работы теневой экономики. Поэтому вопросы обратного вовлечения в прозрачную экономику тех денег, которые были выведены из легального оборота, должны рассматриваться как первостепенно важные. Считаю, что меры, предпринимаемые Нацбанком для снижения доли наличных в обращении, содействуют возврату этих денег из теневой экономики.

Отдельного внимания заслуживает информация о том, что в 2016 году небанковские финансовые учреждения нарастили выдачу кредитов на 32%, что контрастирует на фоне стагнации банковского кредитования. Я не хочу бросить тень на добросовестные небанковские финансовые организации, но можем ли мы быть уверены, что часть кредитов, предоставленных небанковскими финучреждениями, не была направлена на обслуживание деятельности представителей теневой экономики?

Существует мнение, что теневая экономика в основном является атрибутом стран, не являющихся мировыми лидерами. В частности, принято считать, что она особенно распространена в странах бывшего социалистического лагеря, южноамериканских и азиатских государствах. Однако, в эту гипотезу не вписываются, например, Канада или Ирландия, где доля теневой экономики превышает 14% ВВП. С учетом размеров ВВП названных стран, их теневая экономика оценивается в очень серьезные суммы.

Можно утверждать, что, во-первых, теневая экономика есть практически во всех странах мира, а во-вторых, что причины возникновения и существования теневой экономики не столь просты и однозначны, как это принято считать. Она возникает не только в странах, где высокая налоговая нагрузка, сложности с получением разрешений на открытие бизнеса и с подключением к необходимой инфраструктуре, забюрократизированность систем разрешительного контроля. Теневая экономика базируется на многовековых традициях и поведенческих особенностях людей, на специфических сопряжениях культуры той или иной страны и ее государственных институтов, на экономической ментальности и традициях относительно доверия в том или ином обществе. Поэтому к анализу причин ее возникновения и поиску методов противодействия необходим мультидисциплинарный подход. Замечу, что помимо отрицательного экономического эффекта, теневая экономика негативно влияет и на морально-этические аспекты – обман укореняется в сознании общества как нечто обыденное.

Глубже понять вопросы, связанные с теневой экономикой, помогает теория институциональных ловушек, которую разработал экономист В.Полтерович. В случае с теневой экономикой речь идет о том, что большое количество хозяйствующих субъектов устойчиво отдают предпочтение неформальным правилам, игнорируя существующие нормы, формализованные в виде законов и нормативных актов. В итоге формируется теневое институциональное равновесие в виде компромисса хозяйствующих субъектов и потребителей их товаров и услуг, который базируется на выборочном соблюдении законов. Ключевая проблема состоит в том, что такие институциональные ловушки обусловлены именно массовым использованием неформальных норм поведения в экономике. Это снижает привлекательность использования тех экономических правил, которые находятся в легитимном поле. Теневая экономика в нашей стране является своеобразным механизмом недостаточной функциональности государственных институтов. А еще отечественные предприниматели «оптимизирует» налоговые платежи и производят неучтенную государством продукцию в том числе и потому, что аналогично поступают некоторые их конкуренты. Получается, что законопослушное поведение ведет к снижению конкурентоспособности. Как с этим бороться? Убежден, что нам нужно не только повышать издержки нелегальной экономической деятельности, но и снижать издержки деятельности легальной. Необходимо изменить ситуацию, при которой нарушение законов приносит большую выгоду, чем их соблюдение. В равной степени нужно предпринимать максимум усилий для того, чтобы теневая экономика не стала обыденностью в сознании украинского общества.

Так можно ли победить теневую экономику? Пока мировая практика указывает на то, что полная и безоговорочная победа над теневой экономикой маловероятна. Но, серьезные успехи ряда стран в борьбе с нею наводят на мысль о том, что дорогу осилит идущий.

http://ukr.lb.ua/blog/bogdan_danylysyn/370673_mozhno_li_pobedit_tenevuyu…

edclub.com.ua

Можно ли победить теневую экономику?

MENU
  • Главная
  • Политика
  • Общество
  • Экономика
  • Происшествия
  • Мир
  • Культура
  • Знания
    » »
    • Наука
    • История
    • Образование
  • Tech
    » »
    • Авто
    • IT
  • Здоровье
  • Спорт
  • Фото
  • Видео
  • Блоги
  • Обзор блогосферы
  • Блоголента »
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Журналисты
    • Здоровье и Семья
    • Культура и шоу-биз
    • Происшествия, туризм
    • История
    • Технологии
    • Видео
    • Кулинария
  • Досье
  • Блогожабы
  • Фото
  • Видео
  • Поиск
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  • Аtlantic Сouncil:  Как Кремль может выиграть выборы в Украин…

  • П’ята річниця Євромайдану: що необхідно пам’ятати про Револю…

  • Bloomberg: Экономические показатели говорят о том, что санкц…

  • The Washington Post: Несуразный роман Китая и России

  • Вселенський патріархат повідомив, коли відбудеться Об’єднавч…

  • Усик захистив титул абсолютного чемпіона світу. ВІДЕО

  • Radio Free Europe: Под щитом. Новое безопасное укрытие в Чер…

  • Генпрокурор Юрій Луценко подав Порошенку заяву про відст

uainfo.org