Мораль в политике – § 4. Политика и мораль
§ 4. Политика и мораль
Мораль (от лат. Moralis — нравственный) — особая форма общественного сознания или вид общественных отношений, в основе которых лежат такие гуманистические идеалы, как добро, справедливость, честность, нравственность, духовность и др. Мораль призвана удерживать человека от неблаговидных поступков.
В первобытных племенах мораль являлась одним из основных институтов в системе уравнения небольшими социальными сообществами. С возникновением государства и политических институтов в управлении обществом возникает проблема соотношения политики и морали.
Общим между политикой и моралью является то, что и мораль, и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления существенно различаются. Мораль опирается прежде всего на убеждения, а главным критерием оценки проступка являются собственная совесть или порицание окружающих. Политика
106
опирается на силу, на использование принудительных мер, а критерием оценки поступка является суд.
У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления. Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу. В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы). При этом правящая элита может навязывать всему обществу законы, которые защищают прежде всего интересы этой самой элиты и ущемляют потребности других.
Другими существенными различиями между политикой и моралью является то, что моральные требования носят постоянный, универсальный характер и не зависят от конкретной ситуации. Политика же должна учитывать реальные условия и действовать в зависимости от складывающейся ситуации. Кроме того, моральные требования весьма абстрактны и не всегда поддаются точным критериям оценки. Требования политики достаточно конкретны, они облечены в форму законов, за нарушение которых следует наказание.
Проблемы соотношения политики и морали волновали людей еще в древних государствах. Например, такие мыслители Древнего мира, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Лао-Цзы считали, что хорошие законы не могут быть гарантией справедливого правления страной без соответствующих моральных качеств, которыми должен обладать каждый правитель. Они по сути не расчленяли политику и мораль.
Первая теоретическая попытка разделения политики и морали была предпринята Н. Макиавелли. Он считал, что люди по своей природе коварны. Поэтому для того, чтобы правителю удерживать свою власть, он в случае необходимости может использовать любые средства, в том числе и аморальные.
Аморальная, безнравственная политика широко применялась различными тоталитарными режимами власти (фашистскими, коммунистическими, националистическими и др.). Для оправдания аморальной политики в рамках тех или иных идеологий создавались соответствующие теоретические концепции. Например, В. И. Ленин, чтобы оправдать безнравственную политику большевиков, пытался обосновать идею новой «классовой» морали. По его мнению, моральным считается все, что способствует достижению идеалов коммунизма. Для фашистов моральным считалось все, что служит
107
идеалам фашизма. Религиозные радикалы оправдывают свою антигуманную политику служением Богу.
Аморальная политика может прикрываться (оправдываться) не только тоталитарными идеологиями, но и либерально-демократическими идеями и принципами. Например, реформирование России с начала 90-х гг. XX в. проводилось под лозунгами свободы и демократии, однако используемые при этом методы и средства были не только аморальными с нравственной точки зрения, но и преступными с точки зрения правовой. В результате основные богатства страны были разграблены кучкой приближенных к президенту лиц.
На первый взгляд, безнравственная политика более эффективна и прагматична, но со временем она развращает самих политиков и разлагает общество. В принимаемых политических решениях начинают доминировать не общественные, а личные и корпоративные интересы правящей элиты. Страна начинает жить не по законам, а по понятиям. Коррумпированные политики и чиновники стремятся создать вокруг себя систему круговой поруки. Быть честным и добропорядочным становится невыгодно и опасно.
Управлять обществом, руководствуясь преимущественно моральными принципами, также невозможно. Во-первых, мораль имеет ограниченную зону действия во времени и пространстве. Например, то, что одни одобряют, другие могут осуждать; то, что вчера считалось аморальным, сегодня может восприниматься как должное; то, что для одних хорошо, для других может быть плохо, и т. д. Во-вторых, в техническом плане моральные принципы сложно «переложить» на язык конкретных управленческих решений и правовых норм. Поэтому в демократическом обществе политика и мораль должны органическим образом совмещаться.
Совместить политику с моралью весьма сложно. Когда возникают конкретные политические интересы, мораль, как правило, отходит на второй план, а для достижения интересов нередко используются аморальные методы и средства. Надеяться (как надеялись мыслители Древнего мира) на то, что сами политики в своих решениях будут руководствоваться моральными принципами, нельзя. Принцип «всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно» действует безотказно во все времена. Поэтому, там где власть политиков не ограничивается контролем со стороны общества, имеет место самая аморальная политика.
Следовательно, чтобы политика хотя бы в определенной степени совмещалась с моралью, политическая власть должна находиться под контролем общества.
108
studfiles.net
соотношение понятий в современном обществе
Политика и мораль – это наиболее сложные отношения политики к нравственным нормам, принятым в обществе. Оба эти понятия представляют собой организационные и контрольные сферы социума, однако, они функционируют в нем по-разному.
Мораль призвана сдерживать человека и не давать ему совершать плохих и недостойных поступков. Если обратиться к истории первобытного общества, в нем именно она являлась основным институтом управления небольшими социальными общностями. Когда же начали возникать государства и политические институты, появились уже две системы управления – мораль и политика.
Заметим, что два этих понятия имеют совершенно разные источники для создания управленческой структуры. Так, для морали таковыми являются традиции, обычаи и ценности, то есть она имеет нормативно-ценностную подоплеку. Что касается политики, в ее основе лежат интересы всех общественных групп, которые потом перерастают в законы. Однако бывают ситуации, когда правящая верхушка навязывает обществу те законы, которые защищают только ее интересы, ущемляя все остальные.
Помимо этого, политика и мораль имеют еще много различий. Так, моральные требования являются универсальными и не относятся к какой-то конкретно существующей ситуации. Помимо этого, они очень абстрактны по своей сути, потому их порой сложно оценить. Политика же обязана учитывать конкретные общественные условия, которые проявляются в случае развития той или иной ситуации. Ее требования являются достаточно конкретными, потому за их нарушение непременно и постоянно назначается наказание.
Заметим, что соотношение этих двух понятий волновало всех исследователей, начиная с древних времен. Так, Конфуций, Платон, Сократ и Аристотель считали, что хорошие законы еще не гарантируют справедливости в стране, если правитель не обладает соответствующими моральными качествами. Политика и мораль в их видении не разделялась.
Впервые теоретически разделить эти два понятия попытался Н. Макиавелли, который утверждал, что каждый человек имеет коварную природу. Потому правитель, когда ему необходимо удерживать власть, способен прибегнуть к использованию любых средств, которые далеко не всегда соответствуют общепринятым моральным нормам. Заметим, что тоталитарные режимы зачастую применяют именно аморальную и безнравственную политику. На первый взгляд она считается очень эффективной и прагматичной, но с течением времени такое положение вещей приводит к развращению общества и политических деятелей.
Заметим, что взаимодействие права и морали на различных этапах развития социума происходило по-разному. К примеру, аморальная политика может прикрываться также либералистическими идеями, что было свойственно российской политической ситуации 90-х годов 20 столетия. Средства, которыми пытались внедрить все провозглашенные демократические лозунги в жизнь, были не только безнравственными, но и преступными с точки зрения права.
Однако заметим, что управление обществом, которое основывается только лишь на моральных принципах, также утопично. Дело в том, что мораль имеет ограничение в действии с точки зрения времени и пространства. Ведь то, что ранее считалось положительным, потом может жестко критиковаться, то, что для кого-то хорошо, для остальных – плохо. И все моральные принципы очень тяжело «перевести» на язык правовых норм и управленческих решений.
Таким образом, политика и мораль – это понятия, которые очень сложно совместить на практике. Как правило, конкретные политические интересы всегда находятся на первом плане. Однако общество должно контролировать правящую верхушку, потому что политика ее рискует стать аморальной.
fb.ru
II Мораль в политике. Политика и мораль
Похожие главы из других работ:
Действие политического маркетинга и его эффективность на примере партии «Единая Россия»
1.3 PR в политике
Как известно, объектные технологии подразумевают, во-первых, создание или использование условий, обеспечивающих такое изменение эмоционального или психофизиологического состояния объекта…
Манипулирование сознанием
Место и роль СМИ в политике
Политический порядок — это, прежде всего, ментальный порядок, и политические структуры существуют по большей части в виде социальных представлений, инкорпорированных в сознание людей. «Политика — это, прежде всего, символическая борьба…
Моделирование политических и социально-экономических процессов
1. Моделирование в политике
Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений…
Мораль Н. Макиавелли
Мораль и политика в творчестве Н. Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469-1527) — один из первых идеологов эпохи Ренессанса, которые излагали новые воззрения на развитие общества и государства…
Основные направления современной прикладной политологии
2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ В ПОЛИТИКЕ
…
Политика и мораль. Моральность политики
1. Мораль и этика в политике
Политика как общественное явление
2.4 Политика и мораль
Проблема соотношения политики и морали занимала и занимает умы мыслителей на протяжении не одного тысячелетия. Данная проблема ставилась еще легистами в Древнем Китае, Платоном, Н. Макиавелли, Т. Гоббсом и другими учеными…
Политика как общественное явление
3.4 Политика и мораль
политика социальный мораль общественный Проблема соотношения политики и морали занимала и занимает умы мыслителей на протяжении не одного тысячелетия. Данная проблема ставилась еще легистами в Древнем Китае, Платоном, Н. Макиавелли, Т…
Политика, политическая власть и политическая система
1. Представления о политике
Древнегреческий философ Платон называл политику самым высоким, «царским искусством» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т.д.) и умением «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими»…
Политические учения эпохи Возрождения и Реформации
2. Новая наука о политике Н. Макиавелли
Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний…
Политический PR структура и функции
2.1 Особенности политического PR в российской политике
PR в современной России — это совершенно новая сфера деятельности. Однако уже сейчас можно говорить о некоторых особенностях развития PR в России. В России, в полном соответствии с требованиями рынка…
Политический юмор в социально-политических коммуникациях
4. Юмор в политике
Как и при неформальном общении, так и в политике люди нередко обмениваются ироничными фразами, шутками, остротами. Подобные сообщения, вызывающие улыбку или смех, несут в себе сигнал…
ПР в политике
6. Методы черного PR в политике
Вы запускаете какую-то информацию, которая вызывает сомнения у целевой аудитории в компетентности вашего противника. Причем при использовании этого метода нужно именно вызвать сомнения в компетентности противника…
Украина в мировой политике
4. Украина в мировой политике
Одна из серьезных проблем современных международных отношений — определение места Украины в мировой политике и выработка курса внешней политики. Внешняя политика государства — это политика, направленная на поддержание мира…
Учение о соотношении политики и морали Никколо Макиавелли
2.2 Мораль в политике
Мораль находит свое выражение в поступках любого человека по отношению к семье, обществу, коллективу, властным структурам и т.д. Ценности моральности со временем меняются и различаются у разных народов и слоев нашего населения. Основными…
polit.bobrodobro.ru
Существует ли мораль в политике?
С удовольствием смотрю передачу на канале «Культура» под названием «Что делать». Из программы телепередач не ясно — это вопрос или совет. Скорее, все же вопрос. В разговоре участвуют 6 не глупых человек за круглым столом. Жаль, что время не очень удобное — по воскресениям, в дневное время можно смотреть передачу лишь при плохой погоде, когда сидишь дома.
Сегодня был разговор о морали в политике. Какие-либо оценки по передаче делать не вижу смысла. Попробую кратко сформулировать свою позицию.
Морали в политике не должно быть. Нет, не так. Ни на какую мораль в политике надеяться нельзя. Все говорят хорошие слова, которые призывают к справедливости и морали. Но действия не соответствуют этим принципам. И для достижения целей надо хотя бы руководствоваться правом, законом. Моральным является то, что соответствует закону. Если действия соответствуют закону, то это моральный политик. Если нет — то аморальный. Что-то просто очень. Тем более, что примеры изменения законов под себя любимого просто на виду.
Как положено, надо бы поискать определение слова «мораль», чтобы определить предмет разговора.
Мораль — система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни.
Этика — учение о морали, её сущности, структуре, функциях, законах, её историческом развитии и роли в общественной жизни
Сложновато, хотя и просто Чувствую, что для обсуждения морали надо быть философом. А философия — это «вода» без конкретных советов, имхо.
Мне хотелось бы жить по принципу «главное не хорошая цель, а хорошие методы достижения цели». Но возможно ли достижение цели с использованием лишь моральных методов? Спровоцировать и переиграть человека — это аморально? Мораль и честность — совместимы?
Отличается ли мораль в политике, мораль в бизнесе и личная мораль? Можно ли перефразировать последнее предложение, как мораль к большинству людей, к небольшому количеству и по отношению только к себе?
Мораль — это не слова, а действия. Или так сказать нельзя? Мораль — это внутреннее уважение к самому себе?
С этикой в деловых отношениях сталкиваюсь постоянно, но это темы для профессионального блога.
Мораль и этика в семье? Бывает такое?
Что-то тема не подъёмна — может я уже «философ»
robert.ru
МОРАЛЬ В ПОЛИТИКЕ — это… Что такое МОРАЛЬ В ПОЛИТИКЕ?
- МОРАЛЬ В ПОЛИТИКЕ
- — воплощение в политике и ее мотивации моральных норм и ценностей: добра, справедливости, долга и т.д. По вопросу о возможности нравственной политики в мировой общественно-политической мыс-
ли существуют различные точки зрения: 1) сторонник морализаторского подхода Г.Мабли называл политику общественной моралью, а мораль — частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж-Ж.Руссо призывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. По мнению Т. Джефферсона, искусство управления состоит в искусстве быть честным; 2) по Н. Макиавелли, политика и нравственность несовместимы. Мораль — сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы»; 3) политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств. М.Вебер «примирял» мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»).
Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики. М. А. Василик, М. С. Вершинин и др.. 2001.
- МОНТЕСКЬЕ (MONTESQUIEU) Шарль Луи (1689- 1755)
- МОРАТОРИЙ
Смотреть что такое «МОРАЛЬ В ПОЛИТИКЕ» в других словарях:
МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия
Мораль коммунистическая — Мораль (лат. mores нравы, moralis нравственный) санкционированные обществом (классом) формы («образцы») индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Имеет духовно идеологический и социально практический аспекты … Научный коммунизм: Словарь
МОРАЛЬ — (нравственность) (лат. Moralis нравственный, mores нравы) специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом… … Новейший философский словарь
Мораль — (лат. moralis нравственный, от mos, множественное число mores обычаи, нравы, поведение) нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных… … Большая советская энциклопедия
МОРАЛЬ — (лат. moralis нравственный; mores нравы) предмет изучения этики; форма общественного сознания, обвдественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком об ве действия громадного множества людей должны быть… … Словарь по этике
МОРАЛЬ — (лат. moralis относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн. ч. mores обычаи, нравы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в… … Российская педагогическая энциклопедия
МОРАЛЬ (нравственность) — (лат. мoralis нравственный, mores нравы) специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом… … Социология: Энциклопедия
БУРЖУАЗНАЯ МОРАЛЬ — мораль, в к рой отражаются, идейно обосновываются и получают нравственную санкцию общественные отношения капитализма. Выражая интересы буржуазии и являясь идеологическим средством утверждения ее господства, Б м. исходит из того, что общественной… … Словарь по этике
Викторианская мораль — Викторианская мораль набор моральных ценностей, а также общая моральная атмосфера, царившие в Великобритании в период правления королевы Виктории. Викторианскую мораль можно описать как набор ценностей, основывающихся на строгом кодексе… … Википедия
Апресян, Рубен Грантович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Апресян. Рубен Грантович Апресян Дата рождения: 30 декабря 1953(1953 12 30) (58 лет) Место рождения: Москва Научная сфера: этика … Википедия
Книги
- Введение в политологию (CD), Пугачев Василий Павлович, Соловьев А. И.. С D (КОМПАКТ ДИСК) Электронный учебник «ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ» (авт. В. П. Пугачёв, А. И. Соловьёв) предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и… Подробнее Купить за 1070 руб
- Дурная кровь, Арне Даль. «Дурная кровь» — второй роман знаменитого шведского мастера детективного жанра Арне Даля о расследованиях «Группы А» . На сей раз действие разворачивается в двух странах — Швеции и Америке,… Подробнее Купить за 280 руб
- Макиавелли. Мораль, политика, фортуна, Марк Юсим. Политики, как и другие люди, часто говорят одно, а поступают по-другому. Все знают, например, что нехорошо брать взятки, но коррупция процветает. Макиавелли часто воспринимают как человека,… Подробнее Купить за 248 грн (только Украина)
political_science.academic.ru
Политика и мораль. Моральность политики
Содержание
Введение
1. Мораль и этика в политике
2. Моральность политики
Заключение
Список использованной литературы
Традиционная постановка проблем ы — отношение политики и этики, политики и морали провоцирует на различные суждения в этой сфере .
Древний постулат, согласно которому мораль понимается как выбор достойных средств для достижения разумно поставленных целей, лежит в самом основании политики. И действительно, в политике, где центральное место занимает человек, нельзя игнорировать то, что можно обозначить понятием «человеческое измерение». Там, где речь идет о понимании и толковании человека, человеческих целей непременно присутствует ценностное начало. Уже по самому своему определению политика и изучающая ее политология пронизаны морально-этическим началом, поэтому политика не может не иметь морально-этического измерения.
Мораль всепроникающа, от нее не уходит ни отдельный человек, ни какой-либо коллектив людей, общественная группа и общество в целом. Мораль — неотвратимая как судьба, всеприсутствующая невидимка: она обнаруживается в политике, экономике, праве и т.п. Выявить реальное соотношение этих важных аспектов человеческой деятельности пытались и все еще пытаются как на Западе, так и на Востоке. По этому поводу немало споров, дискуссий и полемик.
Трудно представить более сложные и менее уловимые, ускользающие, столь же острые и спорные, чем взаимодействия политики и морали. Поэтому анализ отношений политики и морали давно привлекает внимание и порождает обильную литературу.
Таким образом, актуальность выбранной темы сомнений не вызывает.
Целью работы является всестороннее изучение, обобщение и анализ теоретической базы на тему реферата, имеющейся в научной литературе, средствах массовой информации и других источниках.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём работы ___ страниц.
Морально-этические ценности и нормы пронизывают практически все сферы жизни людей. Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, то ее невозможно отделить от этики и морали, тем более противопоставлять им. Мораль (от лат. moralis — нрав, нравственный) — одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.
Моральные ценности и нормы, имеющие касательство к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику.
Впервые в четко сформулированной форме проблему соотношения этики и политики поставил Н. Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными принципами. Для пользы и в интересах государства правитель должен органически сочетать в себе хитрость и силу, т.е. быть одновременно лисой и львом. Он может не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству и т.д. одним словом, использовать все средства, которые способны укрепить государство. Для Макиавелли высшая ценность — это государство, перед которым ценность отдельной личности или любые другие ценности отступают на задний план или же полностью игнорируются. Изгнав этику из сферы политики, Макиавелли заменил ее ценностно-нейтральным подходом. Более того, эти аргументы были использованы для обоснования тезиса о том, что в политике цель оправдывает средства.
Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д. Мораль — это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.
Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, а мораль — регулировать нравственные нормы поведения.
Очевидно, что для понимания проблемы соотношения политики и морали, политики и этики, необходима унификация понятийного и категориального аппарата. Большинство авторов формулируют в этом контексте понятия «политика» и «мораль», но есть и определенные разногласия. Так, П. Рикер в развитие связки «моральность — нравственность» предлагает рассматривать не диаду «политика — мораль», а триаду «политика — мораль — этика», разводя сферу должного и благого. Причем в ходе рассуждений различия между моралью и этикой полностью растворяются: политика признается «сферой осуществления стремления к благой жизни».И. И. Кравченко считает необходимым выразить названную проблему через сложную многоуровневую систему отношений: «политика — этика — политика — мораль». Автор различает этос и нравственность (моральность). Если первое фиксирует намерение, установку, ориентацию, определяющую содержание политики, ее цели и задачи, то второе — нравственный смысл, моральный модус политического действия или облик политического деятеля (руководителя или исполнителя политики, группы (класса, партии, ассоциаций)), института (учреждения, аппарата власти). Этическое и моральное содержание одной и той же политики, по мнению автора, не совпадают. Данная альтернатива представляет собой так называемую консеквенциальную этику, согласно которой моральные действия должны выбираться и оцениваться в зависимости от тех практических результатов, к которым они приводят, и ее противников, которые утверждают, что в морали важнее мотив, чем поступок; намерение, стремление, чем результат. Заслуживает интереса и предложенная И.И. Кравченко внутренняя детализация политической этики. Однако, наиболее широкими, обобщенными категориями, раскрывающими существо проблемы, являются категории «политика», «мораль». Они отражают своеобразие политики и морали как особых, отдельных сфер общественной жизни, как особых типов социальных отношений. В рамках такого подхода выявляются как общие, так и специфические черты политики и морали, своеобразие их регулятивных функций.
Второй категориальный ряд проблемы — это понятия «политическая этика» и «политическая мораль». Эти понятия отражают взаимосвязь и взаимодействие названных субстанций. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного общества, в совокупности составляют политическую этику. Под «политической этикой» понимается теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойного поведения в сфере политических отношений. «Политическая этика» выступает как теоретическая модель политической морали, как философская наука, объектом которой являются проявления морали в политической жизни.
Что же касается «политической морали», то она отражает своеобразный специфический тип регуляции политических отношений, направленный на их гуманизацию. Понятие «политическая мораль» фиксирует нормы поведения, общения и отношения, которые согласуют взаимодействия субъектов политической жизни, сглаживают противоречия альтернативных целеполаганий, политических партий, групп и общественных движений.
В истории политической мысли сформулированы несколько основных моделей связей между политикой и моралью, политикой и этикой. Проблема их соотношения занимала и занимает умы мыслителей на протяжении не одного тысячелетия. Она ставилась еще Конфуцием и легистами в Древнем Китае, Платоном, Аристотелем, Н. Макиавелли, Т. Гоббсом и многими другими учеными в европейской и мировой мыслительной традиции. В центре проблемы всегда стояли вопросы нравственного воздействия на власть, способности общества к одухотворению политической конкуренции.
Первая из этих моделей заключалась в том, что ее последователи практически растворяли политические подходы в морально-этических оценках. Они считали последние приоритетными для любой, в том числе и политической, общественной деятельности. Полагая, что для одного человека благом является то же, что для государства, Аристотель по существу отождествлял политику и мораль, так как они становятся одной «наукой». Следуя античной традиции, также поступали И. Бентам, Э. Фромм, Дж. Хаксли и многие другие. Наиболее четко смысл подобной позиции сформулировал еще в конце ХVIII века Э. Берк: «Принципами подлинной политики является расширенная мораль; ни сейчас, ни когда-либо в будущем я не допущу ничего другого».
Вторая исходила из того, что мораль и политика не имеют ничего общего, они существуют в разных, нигде не соприкасающихся плоскостях, если мораль вообще не дезавуируется как лицемерия или средство обмана, в качестве которых она только и может выступить в политике. Классическую формулировку такой позиции дают Фрасимах в книге первой платоновского «Государства»: справедливость — то, что пригодно существующей власти, она — чистый вред для подневольного человека. Н. Макиавелли, Г. Моска, Р. Михельс, А. Бентли, Г. Кан стояли на позиции отрицания сколько-нибудь серьезного влияния морали на политику.
mirznanii.com
2.2 Мораль в политике. Учение о соотношении политики и морали Никколо Макиавелли
Похожие главы из других работ:
Действие политического маркетинга и его эффективность на примере партии «Единая Россия»
1.3 PR в политике
Как известно, объектные технологии подразумевают, во-первых, создание или использование условий, обеспечивающих такое изменение эмоционального или психофизиологического состояния объекта…
Манипулирование сознанием
Место и роль СМИ в политике
Политический порядок — это, прежде всего, ментальный порядок, и политические структуры существуют по большей части в виде социальных представлений, инкорпорированных в сознание людей. «Политика — это, прежде всего, символическая борьба…
Моделирование политических и социально-экономических процессов
1. Моделирование в политике
Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений…
Мораль Н. Макиавелли
Мораль и политика в творчестве Н. Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469-1527) — один из первых идеологов эпохи Ренессанса, которые излагали новые воззрения на развитие общества и государства…
Основные направления современной прикладной политологии
2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ В ПОЛИТИКЕ
…
Политика и мораль. Моральность политики
1. Мораль и этика в политике
Морально-этические ценности и нормы пронизывают практически все сферы жизни людей. Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, то ее невозможно отделить от этики и морали, тем более противопоставлять им…
Политика как общественное явление
2.4 Политика и мораль
Проблема соотношения политики и морали занимала и занимает умы мыслителей на протяжении не одного тысячелетия. Данная проблема ставилась еще легистами в Древнем Китае, Платоном, Н. Макиавелли, Т. Гоббсом и другими учеными…
Политика как общественное явление
3.4 Политика и мораль
политика социальный мораль общественный Проблема соотношения политики и морали занимала и занимает умы мыслителей на протяжении не одного тысячелетия. Данная проблема ставилась еще легистами в Древнем Китае, Платоном, Н. Макиавелли, Т…
Политика, политическая власть и политическая система
1. Представления о политике
Древнегреческий философ Платон называл политику самым высоким, «царским искусством» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т.д.) и умением «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими»…
Политические учения эпохи Возрождения и Реформации
2. Новая наука о политике Н. Макиавелли
Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний…
Политический PR структура и функции
2.1 Особенности политического PR в российской политике
PR в современной России — это совершенно новая сфера деятельности. Однако уже сейчас можно говорить о некоторых особенностях развития PR в России. В России, в полном соответствии с требованиями рынка…
Политический юмор в социально-политических коммуникациях
4. Юмор в политике
Как и при неформальном общении, так и в политике люди нередко обмениваются ироничными фразами, шутками, остротами. Подобные сообщения, вызывающие улыбку или смех, несут в себе сигнал…
ПР в политике
6. Методы черного PR в политике
Вы запускаете какую-то информацию, которая вызывает сомнения у целевой аудитории в компетентности вашего противника. Причем при использовании этого метода нужно именно вызвать сомнения в компетентности противника…
Украина в мировой политике
4. Украина в мировой политике
Одна из серьезных проблем современных международных отношений — определение места Украины в мировой политике и выработка курса внешней политики. Внешняя политика государства — это политика, направленная на поддержание мира…
Учение о соотношении политики и морали Никколо Макиавелли
2.2 Мораль в политике
Мораль находит свое выражение в поступках любого человека по отношению к семье, обществу, коллективу, властным структурам и т.д. Ценности моральности со временем меняются и различаются у разных народов и слоев нашего населения. Основными…
polit.bobrodobro.ru