Монетарное правило – Монетарное правило — Энциклопедия по экономике

Монетарное правило — Энциклопедия по экономике

Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило  [c.337]

Денежное правило — см. Монетарное правило.  [c.414]


Монетарное правило, денежное правило — правило, сформулированное сторонниками монетаризма, согласно которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу роста реального ВВП.  [c.426]

ПРАВИЛО МОНЕТАРНОЕ -см. МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО  [c.557]

В заключение мы должны отметить, что на практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х — начале 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции — менее предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента.  [c.463]

Политика дешевых денег Политика дорогих денег Монетарное правило Таргетирование денежного предложения  [c.465]

Неоклассики подчеркивают, что неопределенность продолжительности отклонений и лагов предопределяет неэффективность и даже дестабилизирующий характер дискреционной экономической политики. Поэтому неоклассическая теория считает, что автоматическая политика является более предпочтительной. Поскольку решающим фактором экономической активности и уровня цен, по мнению неоклассиков, является денежное предложение, постольку они отдают предпочтение автоматической кредитно-денежной политике, суть которой сводится к осуществлению политики денежного таргетирования (определению целевых показателей денежных агрегатов М1 или М2) на основе монетарного правила.  [c.664]

Кроме того, любые денежные операции государства, в частности, воздействие на процентную ставку путем увеличения предложения денег, могут осуществляться только в рамках долгосрочной денежной стратегии, т. е. в рамках основного денежного закона, или основного монетарного правила M = Y + P.  [c.504]

Охарактеризуйте содержание основного монетарного правила. Выполняются ли его требования в процессе монетарного регулирования современной российской экономики  [c.506]

Среди экономических средств ГРЭ выделяют денежно-кредитные (монетарные) и налогово-бюджетные (фискальные) регуляторы. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства были рассмотрены в предыдущих разделах курса. Следует отметить, что необходимость выполнения требований основного монетарного правила несколько сужает маневренность Центрального банка в регулировании денежного рынка. Однако, как показывает практика, в решении задач макроэкономической и финансовой стабилизации цели и инструменты денежно-кредитного регулирования современной смешанной экономики едва ли правомерно относить к разряду второстепенных.  [c.571]

Если следовать требованию основного монетарного правила, то при отсутствии изменений в динамике общего уровня цен макроэкономическое равновесие «сместится» из т. Т в т. Т2. Кривая совокупного предложения на краткосрочных интервалах времени сместится из положения AS1 в положение AS2, а кривая совокупного спроса AD1 должна сместиться вправо точно в положение AD2. Если скорость обращения денег постоянна, такой сдвиг кривой совокупного спроса будет иметь место лишь в том случае, если государство через Центральный банк обеспечит темпы роста денежной массы, равные темпам роста естественного уровня реального объема производства на продолжительных интервалах времени.  [c.615]

Отличие кейнсианства от современного монетаризма здесь определяется тем, что положено в основу монетарного регулирования — величина и динамика процентной ставки или же параметры денежного предложения. В условиях соответствующих требований кейнсианского и монетаристского подходов, Центральный банк не может одновременно воздействовать на оба эти параметра. Если государство будет стремиться обеспечить определенный уровень процентной ставки, то это может привести к нарушению основного монетарного правила, и наоборот. Следовательно, Центральный банк в состоянии поддерживать на определенном уровне либо процентную ставку, либо предложение денег.  [c.624]

Другие исследователи считают, что едва ли целесообразно наделять Центральный банк большими полномочиями и что монетарную политику государства следует осуществлять в рамках некой денежно-кредитной конституции, представляющей собой свод определенных и неизменных правил и положений в монетарной сфере государственного регулирования экономики. С монетаристской точки зрения, ведущим положением денежно-кредитной конституции является известное монетарное правило. Однако реализация этого и других правил монетарного регулирования экономики существенно затрудняется действием ряда факторов.  [c.625]

В чем заключается сущность основного «монетарного правила» денежно-кредитного регулирования экономики  [c.630]

Наконец, эффект монетарной политики различен в краткосрочном и долгосрочном периодах. Расширение или сужение денежного предложения оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на экономику в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде связь между предложением денег и процентной ставкой утрачивается, и монетарная политика оказывается недейственной. В долгосрочном периоде действует основное монетарное правило, согласно которому долгосрочный темп роста предложения денег должен равняться темпу роста реального ВНП.  [c.312]

Денежно-кредитная политика, теория монетаризма, основное монетарное правило, «кейнсианский передаточный механизм», инструменты регулирования денежного предложения, норматив обязательных резервов, учетная ставка, операции на открытом рынке, политика «дорогих денег», политика «дешевых денег».  [c.313]

Государство имеет возможность воздействовать на макроэкономическое развитие путем регулирования денежного предложения. В основе современной монетарной политики лежит теория монетаризма. Основное монетарное правило количество денег в обращении должно изменяться в соответствии с темпом изменения реального ВНП. Главные инструменты воздействия государства (центрального банка) на денежное предложение — изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки (ставки рефинансирования) и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг). Связь между изменением денежного предложения и сферой производства описывает «кейнсианский передаточный механизм», согласно которому изменение денежного предложения влечет за собой изменение уровня процента, что отражается на инвестиционном спросе, который, в свою очередь, с мультипликативным эффектом влияет на объем ВНП и занятость.  [c.313]

Теория и практика монетаризма. Монетарное правило .  [c.59]

Монетарное правило. К эмпирическим законам денежного обращения относится так называемое монетарное правило , суть которого составляет предложение о практическом установлении связи, количественного соотношения между темпами эмиссии денежных знаков и темпами экономического роста при проведении разумной денежно-кредитной политики с целью недопущения инфляции.  [c.165]

Монетарное Правило формулируется следующим образом величина прироста массы денег в обращении за определенный период времени должна быть равна темпам прироста валового внутреннего продукта и темпам динамики цен (инфляции) за тот же период  [c.165]

Дайте определение следующим ключевым понятиям денежная масса, денежный агрегат, денежная база, денежный агрегат МО, денежный агрегат Ml, денежный агрегат М2, денежный агрегат МЗ, денежный агрегат М4 (i), скорость обращения денег, эмпирические законы естественного отбора денег, худшие деньги, лучшие деньги, монетарное правило, ценовой индекс Ласпейреса, ценовой индекс Пааше, ценовой индекс Фишера, уравнение обмена ( формула Фишера ), количество полноценных денег, необходимое для обращения, методы регулирования обращения денег.  [c.178]

Охарактеризуйте монетарное правило. Какие индексы цен целесообразно учитывать для его практического использования  [c.178]

М. Фридмен выработал (для условий США 1970-х гг.) так называемое монетарное правило , согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться в коридоре 3—5%. Нижняя граница определяется по минимальному потенциальному темпу роста валового национального продукта. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5% рост денежной массы станет избыточным и начнется инфляция.  [c.213]

Важно подчеркнуть, что между тремя функциями существует внутренний конфликт, усложняющий политику центрального банка и объясняющий непоследовательность в его деятельности. Скажем, невозможно строго придерживаться монетарного правила, если центральный банк должен печатать больше денег в качестве кредитора последней инстанции. Современной версией этой проблемы является конфликт между политикой высоких процентных ставок в целях стабилизации цен и воздействием этой политики на здоровье банковской системы. В период повышения процентных ставок обычно возрастает уровень кредитного риска и несостоятельности заемщиков, что ведет к снижению прибыльности банков и даже банкротствам.  [c.506]

Доходами в управленческом учете считаются, как правило, ожидаемые денежные поступления, а под расходами понимаются как ожидаемые денежные выплаты (монетарные), так и немонетарные расходы (амортизация, начисления резервов и т.п.). Немонетарными расходами можно легко манипулировать выбрать любой способ начисления амортизации установить для нее любые нормы использовать любой метод образования резервов и т.п. И каждый выбор дает новый финансовый результат.  [c.934]

Монетарное золото и специальные права заимствования (СПЗ) Наличные деньги и депозиты Ценные бумаги, кроме акций Ссуды  [c.166]

Существуют некоторые виды финансовых активов, в отношении которых финансовые обязательства не возникают. Это монетарное золото, специальные права заимствования (СПЗ), акции и другие виды долевого участия в капитале и некоторые производные финансовые инструменты (свопы, опционы и др.).  [c.167]

Монетаризм (monetarism) — альтернатива кейнсианст-ву макроэкономические воззрения, в соответствии с которыми изменения совокупного объема продукта и уровень цен изменяются в зависимости от изменений предложения денег опирается на монетарное правило.  [c.947]

Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая политика по правилам . Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу связывает руки правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.  [c.463]

Соответствие темпов роста денежной массы темпам роста естественного уровня реального объема производства на долгосрочных интервалах времени — ключевое положение современного монетаризма, определяющее основное монетарное правило. Его смысл состоит в том, что если, например, среднегодовые темпы увеличения объема ВВП составляют определенную процентную величину, то на такую же величину должна возрастать в обращении и денежная масса, влияющая на совокупный спрос1. В этом случае долгосрочные интервалы времени будут характеризоваться не только экономическим ростом, но и полной занятостью и стабильными ценами. Рассмотрим различные варианты сбалансированных темпов роста естественного уровня реального объема производства и совокупного спроса (рис. 31.3).  [c.614]

Лостоякстпео темпов роста номинального объема ВВП также представляет собой долгосрочную цель денежно-кредитного регулирования. Как и в ранее рассмотренном случае, итогом достижения данной цели должен стать рост совокупного предложения, пропорциональный темпам роста естественного уровня реального объема производства на долгосрочных интервалах времени. Однако, в отличие от основного монетарного правила, рассматриваемая цель денежно-кредитной политики допускает и учитывает как изменение скорости оборота денег V, так и динамику уровня цен Р. Чтобы  [c.615]

Закон — это связь явлений. Она может быть поверхностной или существенной. Поверхностные взаимосвязи выражают эмпирические законы (примером могут служить народные приметы о погоде если закат багровый — назавтра жди сильного ветра если чайка села в воду — жди хорошую погоду и т. п.). Эмпирические законы в ряде случаев называются закономерностями, правилами. К эмпирическим законам денежного обращения относится так называемый закон Грешема , монетарное правило.  [c.160]

Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы совершенствование ее структуры. Монетарное правило М. Фридмена /ежегодный прирост денежной массы на 3—5%) ни в коей мере не соответст-вУет современным российским условиям. Во-первых, потенциал экономического роста для Российской Федерации существенно больше, чем 5% (эконо-мический рост в 2000 г. составил 8,3%, в 2001 г. — 5,2%). Во-вторых, если денежная масса в промышленно развитых странах составляет 80—120% ВВП (коэффициент монетизации), то в Российской Федерации — менее 15%. Значит, ежегодный темп прироста денежной массы в России должен быть более существенным.  [c.215]

Каждая страна обязана определить фискального агента (fis al agen y) и депозитарий для осуществления ее финансовых операций с МВФ. Фискальным агентом может быть казначейство (министерство финансов), центральный банк, стабилизационный фонд, другой уполномоченный орган. МВФ ведет дела только с уполномоченными страной фискальными агентами, которые имеют право от лица страны осуществлять все операции и трансакции1, зафиксированные в статьях Соглашения. Кроме того, каждая страна обязана назначить свой центральный банк в качестве депозитария для активов в МВФ, выраженных в национальной валюте. Если страна не имеет центрального банка, то для этих целей должен быть выбран другой монетарный институт, вплоть до коммерческого банка.  [c.537]

Ситуация 50—70-х годов характеризовалась смягчением валютного контроля вплоть до полной его отмены в развитых странах. Для защиты интересов внутреннего рынка, товаропроизводителей, национальной валюты и государственных экономических интересов стали вновь, как и в начале века, применять краткосрочные меры монетарного (процентная ставка, обменный курс и пр.) и фискального (налоги) характера. Административные и организационно-правовые формы заключались в основном в регламентировании прав предприятий на коммерческую деятельность. В 1951 г. Канада полностью отменила валютные ограничения. В конце 1958 г. Великобритания, Франция, ФРГ, Бельгийско-Люксембургский Союз, Голландия, Италия объявили о частичном снятии валютных ограничений. В 1959 г. решение о свободной конвертации сумм приняли также Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Австрия и Португалия. В 1961 г. Великобритания, Франция, ФРГ, Бельгия, Люксембург, Италия, Голландия, Ирландия, Швеция и Перу уведомили МВФ об отмене ими валютных ограничений по текущим операциям.  [c.608]

Расходы ( ost) — жертвование некоторого ресурса, т. е. его уменьшение или использование для достижения поставленных целей. В предпринимательской деятельности расходы могут рассматриваться в контексте либо физического движения ценностей, либо кругооборота капитала. В первом случае речь идет о банальном уменьшении физического объема актива во втором случае — о различных целесообразных трансформациях ресурсов, имеющих целью генерирование доходов (конечный элемент трансформационной цепочки — монетарные активы, появляющиеся в балансе фирмы в сумме, превышающей величину понесенных затрат). Как элемент трансформационного процесса расходы, как правило, совершаются в том случае, если они потенциально обещают доходы или являются составной частью ранее совершенных потенциально обещавших доход операций. Расходы либо капитализируются, т.е. отражаются в балансе как актив, и постепенно переносятся в затраты или потери в будущие периоды, либо немедленно относятся на затраты или потери отчетного периода. Таким образом, по отношению к затратам расходы могут выступать в качестве их причины или следствия. Примером первой ситуации может служить покупка основного средства за наличные, сопровождающаяся расходом денежных средств. В этом случае и сами основные средства трактуются как понесенные расходы ради будущих доходов в дальнейшем эти расходы будут постепенно декапитализироваться, т. е. трансформироваться в затраты в соответствии с выбранной системой амортизационных отчислений. Примером второй ситуации выступает фактическая выплата денежных средств в виде заработной платы, осуществляемая после ее начисления, т. е. признания в виде затрат. Расходование какого-либо ресурса либо не затрагивает валюты баланса (трансформация одного актива в другой), либо уменьшает ее (выплата заработной платы).  [c.310]

Монетарное золото и специал права заимствования  [c.163]

economy-ru.info

Становление монетаризма

В 1951 году М. Фридман возглавил проект в рамках Национального бюро экономических исследований по изучению денежного фактора в деловом цикле. В результате интенсивных эмпирических исследований в 1956 году выходит его знаменитая статья «Количественная теория денег: новая версия»[1]. В 1963 году им в соавторстве сА. Шварц была выпущена фундаментальная работа «Монетарная история Соединенных штатов, 1867—1960», которая оказала огромное влияние на дискуссию 1960-х гг. об экономической политике.

В 1963 году выходит знаменитая работа Фридмана, написанная им в соавторстве с Д. Мейселменом «Относительная стабильность скорости денежного обращения и инвестиционный мультипликатор в Соединенных Штатах за 1897—1958 гг.», которая вызвала бурные дебаты монетаристов с кейнсианцами. Авторы статьи критиковали стабильность мультипликатора расходов в кейнсианских моделях. По их мнению, номинальные денежные доходы зависели исключительно от колебания предложения денег. Сразу же после выхода статьи, их точка зрения была подвергнута жёсткой критике со стороны многих экономистов. При этом главной претензией была слабость математического аппарата, применяемого в данной работе. Так, А. Блиндер и Р. Солоу позже признали, что такой подход «слишком примитивен для представления любой экономической теории».

В 1968 году выходит статья Фридмана «Роль монетарной политики», оказавшая значительное влияние на последующее развитие экономической науки. В 1995 году Дж. Тобин назвал эту работу как «наиболее значительную из когда-либо опубликованных в экономическом журнале». Эта статья положила начало новому направлению экономических исследований — теории рациональных ожиданий. Под её влиянием кейнсианцам пришлось пересмотреть свои взгляды на обоснование активной политики.

Ключевые положения: Спрос на деньги и предложение денег

Предположив, что спрос на деньги аналогичен спросу на другие активы, Фридман впервые применил теорию спроса на финансовые активы к деньгам. Таким образом, он получил функцию спроса на деньги:

Md=Pf (Rb, Re, p, h, y, u),

где Md — величина спроса на деньги,

P — абсолютный уровень цен,

Rb — номинальная норма процента по облигациям,

Re — рыночная стоимость дохода по акциям,

p — темп изменения уровня цен,

h — отношение труда со всеми другими формами богатства,

y — общий объём богатства,

u — величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений.

Согласно монетаризму, спрос на деньги зависит от динамики ВВП, а функция спроса на деньги стабильна. При этом предложение денег нестабильно, так как оно зависит от непредсказуемых действий правительства. Монетаристы утверждают, что в долгосрочном периоде реальный ВВП прекратит свой рост, поэтому изменение предложения денег не будет оказывать на него никакого воздействия, повлияв лишь на уровень инфляции. Этот принцип стал базовым для монетаристской экономической политики и получил название нейтральности денег.

Монетарное правило

В связи с действием принципа нейтральности денег монетаристы выступали за законодательное закрепление монетаристского правила, заключающегося в том, что денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Соблюдение этого правила устранит непредсказуемое влияние антициклической кредитно-денежной политики. По мнению монетаристов, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции.Несмотря на логичность данного утверждения, оно сразу стало объектом острой критики со стороны кейнсианцев. Они утверждали, что глупо отказываться от активной кредитно-денежной политики, так как скорость обращения денег не стабильна, и постоянный рост денежного предложения может вызвать серьёзные колебания совокупных расходов, действуя дестабилизирующе на всю экономику.

studfiles.net

Базовые положения монетарной политики. Основное монетарное правило.

Как отмечалось в предыдущих темах, кейнсианская теория делает упор на совокупных расходах и их компонентах. Суть этой теории заключается в том, что совокупный объем расходов покупателей равен общей стоимости проданных товаров и услуг.

Монетаризм делает упор на деньгах. В этой теории основополагающим уравнением является уравнение денежного обмена Фишера

MV = PQ

Монетаристы убеждены, что кредитно-денежная политика определяет уровень экономической активности в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. Монетаристы видят в денежном предложении единственный важнейший фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. По их мнению, расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов – реальных или финансовых, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной, и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывают предсказуемое воздействие на уровень номинального ВНП. Говоря конкретнее, увеличение Mприведет к увеличениюPилиQ, или же, какP, так иQв определенной комбинации. УменьшениеMдаст противоположный результат.

Монетаристы считают частнопредпринимательскую экономику внутренне устойчивой и стремящейся к объему производства на уровне полной занятости. Конкретный уровень этого объема производства зависит от таких «реальных» факторов, как количество и качество труда, капитала, земли и технологии.

В отличие от кейнсианцев, монетаристы делают вывод о том, что руководящие кредитно-денежные учреждения должны стабилизировать не процентную ставку, а темп роста денежного предложения. В частности, М.Фридмэн выступает за законодательное установление основного монетарного правила, согласно которому денежное предложение расширяется ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП, то есть денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3-5% в год. Такое правило, считают монетаристы, устраняет главную причину нестабильности экономики – изменчивое и непредсказуемое воздействие антициклической кредитно-денежной политики. Коль скоро денежное предложение растет в постоянном темпе на 3 – 5 % ежегодно, всякое движение к спаду носит временный характер. Ликвидность, которую дает постоянно растущее денежное предложение, обуславливает расширение совокупного спроса. Аналогичным образом, если предложение денег не превышает значительно среднего темпа, всякое инфляционное расширение доходов ликвидируется само собой из-за недостатка средств.

На все это кейнсианцы отвечают, что было бы весьма неразумно отказываться от дискретной кредитно-денежной политики в пользу монетарного правила. Утверждая, что скорость обращения денег (V) подвержена изменениям, кейсианцы считают, что постоянный темп ежегодного роста денежной массы (M) может способствовать серьезным колебаниям совокупных расходов и вызывать экономическую нестабильность. По их мнению, отказ от стабилизации процентной ставки будет сопровождаться ее резкими колебаниями и колебаниями инвестиционных расходов.

Можно отметить, что хотя значительное число экономистов с симпатией относятся к введению монетарного правила, фактически все центральные банки мира проводят дискретную кредитно-денежную политику.

studfiles.net

Неолиберализм. Основные положения монетаризма. Монетарное правило.


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14

Монетарное правило — экономическое правило, согласно которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу роста реального валового национального продукта. Для стран с развитой экономикой этот темп составляет примерно 3-5 % в год.Основные постулаты монетаризма заключаются в следующем :
Во-первых, рыночная система обладает способностью автоматически, на основе саморегулирования, приводить себя в равновесие. Устойчивость, жизнеспособность заложена в самой природе рыночного хозяйства.
Вторым постулатом монетаризма следует назвать необходимость ограничения государственного вмешательства в экономику, сокращения доли ВНП, выделяемого для нужд государства. Необходимость этого вызвана следующими причинами: государственное вмешательство блокирует действие стихийных регуляторов, стремящихся восстановить равновесие; государственное регулирование ориентировано на краткосрочную перспективу, является как бы лечением симптомов, а не причин болезни; государство способно создавать спрос (госзаказы, оборона, прочие расходы), управлять совокупным спросом за счёт налогов, займов, эмиссии, но государство не может увеличить товарное предложение; монетаристы выступают против протекционистских мер в области внешней торговли и валюты (пошлин, количественных ограничений импорта, девальвации, валютных интервенций).
Третий исходный пункт монетаризма состоит в переносе центра тяжести исследований и практических рекомендаций в кредитно-денежную сферу. Деньги могут, по мнению М. Фридмана, идеолога монетаризма, и его последователей, быть стихийным регулятором экономических процессов. М.Фридман к пяти основным формам богатства относит деньги (агрегат М1), облигации, акции, физические блага, человеческий капитал. Каждая из этих форм богатства способна приносить доход как в денежной, так и в неденежной форме.
Современный монетаризм утверждает, что если деньги для населения и для фирм – это одна из форм богатства, приносящих доход, то спрос на деньги определяется их предельной доходностью в сопоставлении с предельной доходностью других форм богатства. Структура богатства инерционна, и деньги занимают в ней устойчивое место, следовательно, совокупный спрос на деньги должен быть величиной устойчивой, изменяющейся лишь пропорционально долговременному темпу изменения ВНП и национального богатства.
В отличие от предложения денег спрос на деньги относительно стабилен. На денежный спрос помимо доходов влияют: уровень цен (изменение покупательной способности денег), размеры процентных ставок. Предложение денег представляет собой количество денег в обращении. Оно определяется размерами денежной эмиссии, кредитами коммерческих банков, куплей-продажей ценных бумаг. Соответствие между спросом на денежную массу и предложением денег обеспечивает механизм рыночного саморегулирования. Фридман приходит к выводу, что не следует мешать рыночной экономике воспроизводить равновесие между спросом на деньги и денежным предложением. Если темпы роста денежной массы превышают темпы роста товарной массы или, напротив, денежная масса отстаёт от темпов роста товарооборота, то возникают нежелательные колебания, нарушается стабильность экономического развития. Рост денежной массы должен идти темпом, обеспечивающим устойчивость цен, соответствовать динамике ВНП.
Особая роль монетаристской доктрины отводится изучению психологического фактора – мотивам экономического поведения людей, их ожиданиям и оценкам.
Монетаризму постоянно противопоставляют кейнсианство суть учения которого состоит в борьбе с безработицей путем увеличения потребительского спроса и инвестиций за счет государственного бюджета и роста цен.
Таким образом суть монетарной политики заключается в увеличении или сокращении государством денежной массы в обращении и вытекающих отсюда последствий для экономики страны

По мнению монетаристов кризисы привносятся извне, преимущественно неграмотными действиями государства и других мощных социальных институтов.
В доказательство этого тезиса приводится опыт все той же Великой депрессии, которой, как считают монетаристы, можно было избежать, если бы американское правительство не наделало ошибок при ее первых симптомах. Один из принципов британской политики — «грамотное бездействие».
Неолиберализм

Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы. Если кейнсианство изначальным считает осуществление мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм — относительно пассивного государственного регулирования. Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, видя роль регулирования экономики государством в его функциях «ночного сторожа» либо «спортивного судьи».

33.Особенности переходной экономики России.Переходная экономика – это промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате соц-экономических изменений. Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г в рез-те либералзации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего эк кризиса. Этот кризис произошелв результате правительственной политики «перестройки» главные задачи переходной экономики России следующие:1. Либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов (обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль и т.д.).3. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованной от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей.4. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансрвая), требующая подавления инфляции, ограничения денежной эмиссии, минимизации госбюджета и т.д.5. Формирование сильной системы социальной защиты населения, которая направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения и должна облегчить части населения приспособиться к условиям рыночной экономики.6. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры, создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

 

mykonspekts.ru

Монетарное Правило — это… Что такое Монетарное Правило?


  • Монетаризм
  • Монетарный Базис

Смотреть что такое «Монетарное Правило» в других словарях:

  • МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО — правило, согласно которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу роста реального валового национального продукта. Для стран с развитой экономикой этот темп составляет примерно 3 5% в год.… …   Экономический словарь

  • монетарное правило —    правило, согласно которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу роста реального валового национального продукта. Для стран с развитой экономикой этот темп составляет примерно 3 5% в год …   Словарь экономических терминов

  • МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО — экономическое правило. согласно которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу роста реального валового национального продукта. Для стран с развитой экономикой этот темп составляет примерно 3… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ПРАВИЛО МОНЕТАРНОЕ — (см. МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Правило Монетарное — одно из правил теории монетаризма, согласно которому сумма денег в обращении должна ежегодно увеличиваться со скоростью, равной скорости роста валового национального продукта. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ПРАВИЛО, МОНЕТАРНОЕ — закономерность, эмпирически выведенная представителями школы монетаризма, состоящая в том, что масса денег должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу роста валового национального продукта …   Большой экономический словарь

  • Монетаризм — Монетаризм  макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950 е годы как ряд… …   Википедия

  • Антиинфляционная политика — (Anti inflationary policy) Определение антиинфляционной политики государства Информация об определении антиинфляционной политики государства, методы и особенности антиинфляционной политики Содержание Содержание Определение термина Причины… …   Энциклопедия инвестора

  • Золотовалютные резервы — (International reserves) Золотовалютные резервы это запасы золота и валюты в центральном банке государства Что представляют собой золотовалютные резервы, каким образом они формируются, структура, порядок накопления и расходования золотовалютных… …   Энциклопедия инвестора

  • Индекс делового оптимизма — (ISM index) Определение индекса ISM, вычисление индекса ISM Информация об определении индекса ISM, вычисление индекса ISM Содержание Содержание Обозначение Метод вычисления Состав в сфере услуг Он представляет собой результаты опроса в сфере… …   Энциклопедия инвестора

dic.academic.ru

Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Рассмотренные явления, происходящие на денежном рынке, характерны лишь для краткосрочного периода: изменение процентных ставок вслед за изменением объема предложения денег происходит в течение двух-трех месяцев. В долгосрочном плане денежный рынок ведет себя неожиданно, поскольку процентные ставки утрачивают всякую связь со спросом на деньги и их предложением.

Ситуация складывается таким образом, что даже если будет соблюдать­ся условие непопадания в ликвидную ловушку, т. е. даже если государство будет жестко контролировать предложение денег в краткосрочном перио­де, не приближаясь к критическому рубежу Мn, инфляционной опасности ему не избежать. Почему? Дело в том, что каждое очередное впрыскивание денег МS1, МS2, … МS5, … способствует росту занятости и увеличению доходов, которые будут не столько сберегаться, сколько направляться на текущее потребление. Такой вывод следует из эффекта А. Пигу (эффекта реальных кассовых остатков), который говорит о том, что изменение реальной ценности денежных остатков приводит к изменению совокупного спроса. Если цены в экономике гибкие, тогда их снижение приведет к уве­личению реальной стоимости наличных сбережений домашних хозяйств. Этот рост увеличивает покупательную способность их денежных накопле­ний, стимулируя, таким образом, потребление. И наоборот, рост уровня цен уменьшает реальную ценность наличности, хранимой домашними хо­зяйствами, и, сокращая их покупательную способность, заставляет умень­шить потребление. Так как цены обычно снижаются во время спада, эф­фект Пигу в этот период частично погашает падение потребления, связан­ное со спадом. Тем не менее, если экономика достигает состояния полной занятости, увеличение потребительского спроса, связанное с увеличением денежных доходов, не может быть удовлетворено вследствие того, что производство уже работает с полной нагрузкой. В этом случае цены будут расти до тех пор, пока реальные денежные остатки не восстановятся на исходном уровне.

Иными словами, все это означает, что в условиях ликвидной ловушки эффект Пигу практически не работает. Поскольку доходы направляются на дорожающие товары, происходит торможение сбережений, а следова­тельно, спроса на деньги. Поэтому, чем настойчивее государство будет добиваться снижения процентных ставок, тем меньших результатов оно будет достигать, тем, следовательно, менее эффективной будет стано­виться его денежная политика. Совершая рыночные колебания, уровень процентной ставки будет в конечном счете стремиться к равновесному состоянию. Это означает, что данный равновесный уровень процентной ставки не зависит от того, сколько раз государство изменяет предложение денег, т. е. не зависит от количества денег, которое государство вливает в экономику.

Этот феномен денежного рынка показывает, что спрос на деньги в дол­госрочном периоде не зависит от изменения процентных ставок. Поэтому уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее название в экономической науке денежного (монетарного) правила М. Фридмена, не включает процентных ставок:

M = Y + P ,

где М — долгосрочный (среднегодовой) темп увеличения предложения денег;

Y — долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального дохода;

Р — темп ожидаемой (прогнозируемой) инфляции.

Если предположить, что долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального дохода У известен, то для выбора правильного значения М необходимо знать темп роста уровня цен, соответствующего неинфля­ционному росту экономики.

Ожидаемый темп инфляции — целевой показатель. Это тот темп повы­шения цен, который мог бы быть в экономике, если бы государство не про­водило краткосрочной денежной политики, направленной на снижение процентных ставок и стимулирование экономического роста.

Таким образом, целью долгосрочной денежной политики государст­ва является стабилизация инфляционного процесса, превращение те­кущей инфляции в ожидаемую. Это означает, что краткосрочная денеж­ная политика, направленная на регулирование процентных ставок, допус­тима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на фундаментальном уравнении равновесия М. Фридмена.

ПРИМЕР. Предположим, что государство взяло курс на проведение долго­срочной неинфляционной политики экономического развития. Анализ пока­зал, что среднегодовой темп роста денежной массы, определенный для трехлетнего периода, должен составить 5%. Пусть в первом году ситуация складывается так, что государство вынуждено пойти на краткосрочное де­нежное регулирование процентной ставки, инвестиций и производства, в результате чего ему придется увеличить денежную массу на 7%. Если в сле­дующем году интересы занятости и производства потребуют сохранить прежнюю денежную политику и государство опять увеличит предложение денег тем же темпом (7%), то в последнем, третьем году ему не останется ничего другого, как ограничить предложение денег жестким лимитом в раз­мере 1%. В противном случае оно выйдет за рамки долгосрочной денежной стратегии, условия которой формулируются монетарным правилом, и эконо­мика рискует попасть в инфляционный режим развития.

1 В основе: Экономическая теория: Учебник для вузов/ Коллектив авторов кафедры экономической теории Нижегородского коммерческого института. Под ред. Н.В.Сумцовой, Л.Г.Орловой. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2002. Глава 24.

Использованы также учебники и учебные пособия: «Макроэкономика» Киселевой Е.А., Селищева А.С., МГУ под ред. Дорошенко, Вечкановых и др.

2 Киселева Е.А. Макроэкономика. – М., 2006. – С. 174.

3 Киселева, с. 175.

4 Спрос на деньги со стороны активов изменяется обратно про­порционально ставке процента. Когда процентная ставка низка, люди предпочитают владеть большим количеством денег в каче­стве активов. Наоборот, когда процентная ставка высока, обла­дать значительной ликвидностью невыгодно и количество акти­вов в форме денег будет небольшим. Обратная зависимость ме­жду процентной ставкой и количеством денег, которое эконо­мические агенты хотят иметь в качестве активов, показана на рис. 36) прямой MDa. — Учебник Нижегородского коммерч. ин-та.

5 а

Общая формула для определения текущего курса облигации та­кова: К = , где К —

i

курс облигации в данный момент; а — фиксированная сумма дохода, которую приносит облигация; i — текущая ры­ночная ставка процента по облигациям.

22

studfiles.net

33.Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило.

В течение последних десятилетий макроэкономическая теория является ареной соперничества двух крупных течений экономической мысли — кейнсианства и монетаризма. Монетаризм как течение экономической мысли раскрывает значительную роль денег в определении уровней экономической активности и цен. Виднейшим представителем теории монетаризма является нобелевский лауреат М. Фридмен, который считает, что инфляция есть исключительно денежное (монетарное) явление, обусловленное ростом денежной массы, находящейся в обращении.

В противовес кейнсианской концепцииМонетаристы считают государственное регулирование фактором, сдерживающим частную инициативу и зачастую содержащим ошибки, дестабилизирующие экономику. Государство, осуществляя фискальную и денежно-кредитную политику, вызывает ту самую нестабильность, противодействовать которой и призваны данные мероприятия. Как кейнсианцы, так и монетаристы основывают свой анализ на уравнениях, характеризующих движение потоков доходов и расходов в экономике. В монетаризме важнейшим является уравнение денежного обмена MV = PY. Его левая часть представляет собой величину расходов потребителей (совокупные расходы), правая — общую выручку продавцов от реализации товаров (совокупные доходы). С монетаристских позиций, денежно-кредитная политика государства является важнейшим инструментом макроэкономического регулирования. Значение же фискальной политики как средства стабилизации экономики и перераспределения ресурсов оценивается монетаристами невысоко. Государственное вмешательство в экономику, по мнению монетаристов, во многих случаях неизбежно, но оно должно создавать условия для свободного и стабильного функционирования рыночных механизмов на основе проведения рациональной долгосрочной макроэкономической политики.

Монетаристы выступают за законодательное установление монетарного правила, согласно котороу ежегодный темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема национального производства.Денежная масса в экономике (предложение денег) должна увеличиться в указанных пределах прироста ВНП.

Меньший ее прирост приведет к нехватке денег, а возможно, к дефляции и возникновению безработиц; больший — вызовет инфляцию. Законодательное установление монтарного правила устранит причины нестабильности в экономике, тенденции к спаду или инфляции будут носить временный (краткосрочный) характер.

34.Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий.

Теория р.о. – теория, в соответствии с которой э.субъекты при принятии решения прогнозируют будущее с привлечением всей имеющейся доступной инф-ей, котороую они оптимально используют. Ведущими представителями которой являются Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес. Данная теория исходит из того, что все рынки являются высококонкурентными, заработная плата и цены — гибкими, экономические субъекты — функционирующими как с учетом доступной для них информации прошлого периода, так и на основании своих предвидений результатов будущей экономической политики. При этом их прогнозы являются несмещенными, т.е. не содержат систематических ошибок.

Согласно теории рациональных ожиданий, экономические субъекты осознают принципы функционирования экономики и рационально используют имеющуюся у них информацию для максимизации собственных выгод. Они учитывают последствия проводимой правительством макроэкономической политики и действуют так, чтобы она не повредила их интересам, во многом нейтрализуя тем самым действия правительства.

Согласно теории р.о. кривая Ф. представляет собой вертикальную прямую в кртко- и долгосрочном периодах.

Стабилизационные действия правительства в краткосрочном периоде приведут к желаемым результатам только в случае неожиданных изменений условий хозяйствования (≪политика сюрпризов≫), из-за чего у экономических агентов возникнут информационные проблемы. Но в целом дискретная политика государства неэффективна, так как экономические субъекты достаточно осведомлены о ее мерах и последствиях.

studfiles.net