Молодежная среда – , : , — —

Содержание

Молодежная среда — реферат

    В третьем сегменте основным способом приспособления к насыщенным возможностями, неопределенностью и рисками условиям совместного существования становится производство новых норм и правил. Именно он образует пространство разворачивания “институционализирующего действия” индивидов или сообществ индивидов. Типичные обстоятельства, востребующие типичных реакций, относительно редки тут. Скорее преобладают прежде не встречавшиеся в опыте индивидов сочетания предпосылок и условий индивидуальных и коллективных действий. Успешность взаимодействий и эффективность исходов подобных взаимодействий определяется способностью агентов предлагать атипичные ответы на атипичные вызовы. Какие нормы, правила, конвенции устанавливают обладающие институциональным воображением агенты, насколько обязывающими они становятся для них, каковы перспективы укоренения таких действий и превращения их в устойчивые институциональные комплексы — все это подлежит особому эмпирическому исследованию.

    Итак, классики оставили нам в наследство твердое убеждение, что социальные институты мы вправе трактовать и  как состояния, и как активные, действующие комплексы, а также как состояния и комплексы, воспроизводимые действиями индивидов — институализирующими действиями индивидов или сообществ индивидов. Смещение акцента к одному из моментов предопределяет и стратегию изучения института. Если это статический момент (состояние), то в фокусе внимания тогда оказывается строение, состав института, способы легитимации (делигитимации) ценностей, норм, правил, образцов поведения, чувствования и мышления, ролей, ожиданий или, в несколько устаревшей академической формуле — содержание понятия “институт”. Вовсе не случайно современные авторы считают институты ни чем иным, как взаимно принудительными ролевыми ожиданиями в соответствии с заданными образцами.

 

     Глава 2. Особенности влияния социальных институтов на молодежную среду

    2. 1 Семья

    Семья — это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены  которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.15

    Семья — важнейший фактор социализации подростка, хотя и отмечается падение её воспитательно — социализирующей роли. Именно в семье ребёнок начинает усваивать ценности и нормы общества, в котором он родился и в котором ему предстоит жить. В разных обществах семья занимает различное место по отношению к другим социальным институтам. Но в большинстве случаев именно семья является главным социализирующим институтом подростка. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился ребенок, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения. Для подростков крайне важно семейное окружение: характер подростка, его взгляд на мир, ценности и нормы, принимаемые в качестве основных в процессе жизни у подростка, формируется именно в семье. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

16

    Обстоятельства  социализации в семье могут быть чрезвычайно неблагоприятными для  ребенка. Разумеется, вряд ли найдется много детей, которые бы совершенно некритично воспринимали мировоззрение родителей. Особенно это верно для нашего противоречивого мира, столь глубоко затронутого переменами. Более того, само существование разнообразных агентов социализации ведет ко многим расхождениям в мировоззрении подростков и родительского поколения.

    Итак, сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.

    2. 2 Школа

    Школьное  образование — формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько ином отношении. Роль школы не сводится только к передаче умений и навыков подросткам. Школа является тем местом, где подросток усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения.17

    В школе подросток получает навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и  жизни в обществе. Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать подростку ощущение партнерства при участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы. Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

    Школа, как институт социализации, выполняет социальные задачи:18

    Освоение  подростком нормативного поведения;

    Построение  своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам;

    Формирование  мировоззрения.

    То  образование, которое дает школа, делится  на две части. Первая — предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая — жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то, что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему.

    Для подростков особенно важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении, т. к. они чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель — ученик приводит к возникновению проблем у подростка, что может выражаться в агрессии по отношению к окружающим, отсутствием желания учиться.

    Кроме учителя, на подростка оказывает  влияние и коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно  возникают малые группы. Именно в  группировании подросток может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние малых групп на развитее отдельных личностей велико. Негативное влияние малых групп в школе на подростка может привести к таким последствиям, когда школа оказывает не то влияние на социализацию подростка, которое приписывается ей изначально как институту социализации.

    Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят. Поскольку образование не только открыто для всех, но даже обязательно, дети бедных и непривилегированных слоев в случае успешного обучения имеют шанс подняться по социально-экономической лестнице. Массовое образование в современных обществах неразрывно связано с идеалом равенства возможностей, согласно которому люди достигают положения, соответствующего их талантам и способностям. Однако на практике образование часто не только не способствует преодолению неравенства, но даже усугубляет его. Тому есть несколько причин. Дети из бедных семей не всегда могут рассчитывать на поощрение своих успехов со стороны родителей, особенно если те индифферентны или враждебны к идеалам и целям образования. Школы, расположенные в бедных районах, имеют худшие технические возможности и меньшее количество учителей, чем школы богатых районов. У детей может появиться враждебное отношение к школе потому, что задачи, которые она ставит перед ними, не имеют, с их точки зрения, никакого отношения к их жизни ни в настоящем, ни в будущем.

    Можно сделать вывод, что подросток большее свое время проводит в школе и школа, как институт социализации, оказывает огромное влияние на социализацию подростка. Подросток получает знания необходимые для жизни в современном обществе и кроме этого школа является тем местом, где чаще всего формируется ещё один агент социализации — группа сверстников.

 

     2. 3 Отношения со сверстниками

    Другим  важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания, детей примерно одного возраста.

    Значение  семьи для социализации индивида достаточно очевидно, поскольку мироощущение маленького ребенка формируется вначале более или менее исключительно в ее рамках. Значение группы сверстников менее очевидно. Но почему же группа сверстников так важна именно для подростков? Теории Мида и Пиаже одинаково подчеркивают важность отношений сверстников. Пиаже делает особый акцент на том, что отношения между сверстниками более “демократичны”, чем между ребенком и родителями. Слово “сверстник” означает “равный”, и возникшие между детьми дружеские отношения, действительно, обладают умеренным эгалитаризмом. Энергичный или физически более сильный ребенок может пытаться доминировать, но, поскольку отношения сверстников основываются на взаимном согласии, а не на зависимости, характерной для семьи, ребенок может больше отдавать и больше получать. Пиаже указывает, что, обладая властью, родители могут (в разной степени) навязывать детям нормы поведения. Напротив, в группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке. Общение со сверстниками оказывается важным «каналом информации; по нему подростки и юноши узнают информацию, которую им по тем или иным причинам не сообщают взрослые». Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура. Кроме того, общение со сверстниками, это «специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. Общение со сверстниками это еще и «специфический вид эмоционального контакта». Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает «автономизацию от взрослых». Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей.19

    Подростковый  возраст по многим причинам принято  считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все «чужое», выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со страшим поколением. 20

    Таким образом, можно сделать вывод, что  группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в раннем возрасте и неуклонно усиливается. Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. В первую очередь, она дает опыт «горизонтального» общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей. Значения группы сверстников как института социализации меняется на протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе типа культуры. Надо полагать, что и в будущем значение этого института не будет оставаться неизменным. Нарастающая скорость культурных и социальных изменению в мире, безусловно, повлияет и на характер процесса социализации, и адаптирует роль отдельных ее институтов к новой ситуации.

    2. 4 Средства массовой  информации

    Эпоха расцвета периодических изданий  началась на Западе с конца XVIII века, но в те времена газеты и журналы  предназначались относительно узкому кругу читателей. Лишь спустя столетие они стали частью повседневной жизни миллионов людей, определяя их взгляды и мнения. Распространение средств массовой информации в виде печатных изданий вскоре было дополнено электронными коммуникациями.

    Но  не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты, книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления. На формирование мировоззрения подростков СМИ оказывают огромное влияние. В современном мире нельзя представить себе жизнь без телевиденья, радио, интернета и других средств массовой информации. Именно оттуда подросток черпает знания о происходящих в мире событиях и с помощью СМИ формируются жизненные установки подростка. Категория подростков является одной из самых внушаемых и в зависимости от того, как передаётся информация в СМИ, у подростка формируется правильное или неправильное виденье мира.21

student.zoomru.ru

Межнациональное общение и молодежная среда — Мегаобучалка

Подростковая среда и субкультура.

«Субкультура – это особая форма организации людей (чаще всего молодежи)- автономное целостное образование внутри общей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами»

По специфике поведения членов группы выделяют:

— просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают;

— асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;

— антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Также предлагается следующая типология субкультур:

1. «Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры, готы).

2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

3. Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (скинхеды, банды, гопники, люберы)».

Межнациональное общение и молодежная среда.

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.

создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;

создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;

создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи;



развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп;

создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.

Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений.

Содержание политической культуры школьника, будущего полноправного гражданина страны составляет следующее: знание политики, политической системы страны, органов управления государством, лояльное отношение к политической организации общества, умение участвовать в политической жизни страны. Все это является для некоторой общей системой задач формирования политической культуры учащихся и определяет содержание и средства такой работы.

 

24 Детские общественные объединения-ДОО

В системе детского движения сообщества, содружества детей, базовые образования, создаваемые на основе самодеятельности, а также их личностных и социально значимых интересов.

Основные участники детских объединений – дети. Взрослые, признанные детьми, также могут быть активными участниками детских объединений – неформальными лидерами, вожатыми, старшими товарищами. Структура детского объединения демократическая, без жесткой иерархии и сложной внутренней структуры. Детские объединения имеют тенденцию к развитию собственной символики, атрибутики, ритуалов и характеризуются наличием своих традиций, норм и правил жизни, стремлением осмыслить свою сущность.

К детским объединениям могут быть отнесены общества, клубы, союзы, команды, отряды, формирования, ассоциации, органы детского самоуправления (Л.В.Алиева).

 

25 Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализующих потребность детей и подростков в познании и творчестве.

Учреждения дополнительного образования решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.

По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них являются:

художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое;

физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое;

экономико-правовое.

Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях столицы. Для школьников и учащихся организованы занятия в кружках, секциях, студиях, клубах.

 

26 Семейное воспитание и семейная педагогика.Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. В семье могут формироваться все личностные качества. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.Концепция семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, в различные исторические периоды и при различных общественных устройствах внешне оставалась неизменной. Она включала формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие, умение быть благодарным за добро и т. д.Создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья.

Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.Целостность и системность воспитательного процесса предполагает превращение всех родителей в активных и сознательных участников воспитания подрастающего поколения. Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья тысячью невидимых нитей связана с множеством других коллективов трудовыми, школой, детским садом, клубами, внешкольными учреждениями, различными обществами, с другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций всеми ее членами, ответственное их исполнение. В семье формируется неформальное мнение по самым острым и животрепещущим вопросам общественной жизни. Семья – социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений – к труду, событиям внутренней международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Все это – основная питательная среда, в которой дети живут и которую отражают в себе.Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются связанные между собой сферы долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательности в этих сферах лишает семью положительного влияния на детей. Излишнее внимание к одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс. Если все семейные отношения сводятся лишь к исполнению обязанностей, то ребенок испытывает недостаток любви и ласки. Слепая и всепоглощающая любовь, выражающаяся в потакании капризам, приводит к формированию эгоистических черт личности. Гармоничное взаимодействие всех сфер делает процесс воспитания в семье полноценным и целостным.Рассмотрим более подробно каждую из сфер, их воспитательные возможности, содержание и механизм действия.Содержанием сферы долга является ответственность родителей и детей за нормальное функционирование семьи. Долг обязывает к выполнению всех бытовых, трудовых дел, к овладению художественной культурой, к здоровому отдыху и трезвой жизни. Привычное, нравственное сознание детей и родителей в духе долга и ответственности формируется в повседневной бытовой деятельности на основе взаимной требовательности и уважения. Активное общение в сфере долга обеспечивается обсуждением предстоящих заданий, взаимопомощью и взаимопроверкой качества выполнения порученного дела и т. п.В сферу долга следует вовлекать даже маленьких детей при условии посильности поручений. Чем меньше детей в семье, чем меньше хозяйственно-бытовых проблем и забот, тем больше следует родителям уделять внимание организации бытовой деятельности. Снабжение продуктами, уборка помещений, чистка одежды и обуви, приготовление пищи, уход за животными – за выполнение этих дел каждый член семьи должен быть ответственным. Чувство долга, воспитанное в семье, легко переносится ребенком в другие сферы жизни. В сфере долга средствами семьи осуществляется начальное гражданское, духовное, трудовое, нравственно-волевое воспитание.Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Интерес следует уже активно вводить в сферу долга. Ребенок, участвуя в разнообразных игровых ситуациях, с интересом относится к выполнению домашних учебных заданий. Выполнение долга и обязанностей в этом случае основывается у него не только на волевых усилиях, но и ассоциируется с приятными эмоциями и переживаниями. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная чистым интересом, сливалась у ребенка с чувством ответственности и долга.Свободный интерес проявляется у членов семьи друг к другу, к делам каждого на производстве, в школе, общественных организациях, к душевному состоянию. С этим естественным интересом к делам и жизни близкого человека тесно связан интерес членов семьи к общественной жизни и труду.В некоторых семьях обсуждаются совместно прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, телепередачи, экспозиции музеев и выставок. Все это помогает духовному общению членов семьи.Укреплению воспитательных функций способствуют совместные занятия физкультурой и спортом. Скрепляет семью и совместный интерес к активному отдыху, к труду на садово-огородном участке, к туристским походам, длительным прогулкам в лес, катанию на коньках, лыжах, велосипеде, а также играм в бадминтон, волейбол, шахматы.Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает всей жизни в семье особый, неповторимый колорит, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства. Если в семье преобладает слепая и бездумная, бездуховная любовь, то на ее почве вырастает групповой эгоизм. Нормальная родственная любовь развивает в ребенке любовь к людям. Родственная любовь проявляется как обостренное, эмоционально окрашенное, уважительное и заботливое отношение членов семьи друг к другу. Она активно стимулирует внутрисемейное общение и деятельность направленную на облегчение и улучшение жизни близких. Родители и дети стремятся не к личному удовольствию, а к доставлению блага любимому, если нужно – ценою самопожертвования. Это рождает и укрепляет подлинную, высшую человеческую любовь в душе ребенка.Родственную любовь способны пробуждать в детях лишь те родители, бабушки и дедушки, которые глубоко и искренне любят друг друга. Любовь воспитывается только атмосферой любви, которая органично впитывается ребенком и направляет его эмоционально-волевые отношения к жизни. Родственники в семье проявляют любовь самоотверженной помощью, заботой и душевной тревогой за близкого человека.Активная деятельная любовь к людям выражается у детей чувством ответственности за другого человека и все живое, чувством долга перед обществом и самим собой. Подлинный гуманизм, ответственная и деятельная любовь родителей к детям предполагает проявление ими справедливости и требовательности, предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения. Демократизм и гуманизм развивают в детях те родители, которые сами проявляют душевную чуткость и отзывчивость к людям. Гуманизм, как и родственная любовь, питается той атмосферой, которую творят родители в семье.Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии позволяет наиболее эффективно осуществлять ее воспитательную функцию.

 

 

27 Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.

Взаимодействие семьи и школы — традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может без помощи родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки со стороны семьи крайне трудно. Чтобы ученический коллектив развивался в нынешних социально- экономических условиях, нам необходима поддержка и союзники в лице родителей.

Семья является одним из важнейших заказчиков образования. Поэтому родители должны стать союзниками и равноправными, равноценными, равнозначными партнерами школы, должны иметь достоверную и интересующую их информацию о жизни школы и класса, а также иметь реальную возможность влиять на образовательный процесс.

В основе сотрудничества семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В своей работе по организации взаимодействия классного руководителя и родителей я выделяю три основных направления: 1) психолого- педагогическое просвещение родителей, 2) вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс,

3) участие родителей в жизни школы и класса.

В условиях современного общества все чаще приходится осознавать, что родители стремятся переложить ответственность за воспитание ребенка на школу. Поэтому важную роль приобретает работа по психолого- педагогическому просвещению родителей. Считаю, что родителей необходимо научить воспитывать детей, причем эти знания должны носить опережающий характер. Использую различные формы работы: родительское собрание, индивидуальная и тематическая консультация по вопросам воспитания, диагностика, проводимая психологом и ее анализ, встречи с социальным педагогом, посещение семьи и др.

 

28 Воспитательные технологии и системы.

Три уровня воспитательных технологийВ современной педагогике выделяют три уровня понятия «педагогическая технология» (СНОСКА: Селевко Г,К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 15-16). Видимо, это относится и к воспитательным технологиям.

Общепедагогическая технология (как синоним «педагогической системы»), характеризующая целостный педагогический (общедидактический, общевоспитательный) процесс в данном регионе, учебном заведении…; в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов, алгоритм деятельности субъектов процесса.

Частнометодическая (предметно-дидактическая либо воспитательная) педагогическая технология в значении «частная методика», т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо направления воспитания, класса, учителя, авторской школы… Локальная (модульная) педагогическая технология как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.

Основные идеи

В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их:

переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности;

гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педагога и учащихся, в отношениях учащихся между собой;

возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т.д.;

возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания;

коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников.

megaobuchalka.ru

Синонимы к слову МОЛОДЁЖНАЯ СРЕДА

  Прямых синонимов не найдено.

Связанные слова и выражения

  • студенческая среда
  • молодёжные организации
  • психологическая атмосфера, социологические опросы, общественная активность, человеческие контакты, новые тенденции
  • среда интеллигенции, сфера политики, расщепление сознания, привлечение внимания, области деятельности
  • субкультура, кастовость, конфликтность, сайентология, авторитарность
  • консервативные, ситуационный, конъюнктурный, просветительный, межнациональный
  • устоявшиеся, возрастающая, конфликтующий, внедряемый

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово дорубить (глагол), дорубил:

Это слово знает
каждый ребёнок

Достаточно
распространено

Нечасто встретишь
в повседневной ситуации

Узкоспециальный
термин

Что это?
Впервые вижу

Другое
Не знаю

Предложения со словом «молодёжная среда»:

  • Ведь в то время в молодёжную среду уже проникали увлечения западной массовой культурой, уводившей далеко в сторону от истинных, высоких духовных ценностей.
  • Молодёжная среда неустойчива и сильно неравновесна, флуктуативна, открыта для развития.
  • Из анализа данных опросов можно сделать вывод, что в молодёжной среде имеется экстремальный потенциал.
  • (все предложения)

Связанные слова (по тематикам):

  • Люди: молодёжь, неформал, хиппи, тинейджер, активист
  • Места: гольф-клуб, офис, редакция, пивбар, дискотека
  • Предметы: агитбригада, косуха, биеннале, фоторепортаж, стенгазета
  • Действия: киносеанс, вечеринка, танцулька, тусовка, концерт
  • Абстрактные понятия: субкультура, среда, четверг, вторник, пятница

Оставить комментарий

Текст комментария:

Смотрите также

  • Ведь в то время в молодёжную среду уже проникали увлечения западной массовой культурой, уводившей далеко в сторону от истинных, высоких духовных ценностей.

  • Молодёжная среда неустойчива и сильно неравновесна, флуктуативна, открыта для развития.

  • Из анализа данных опросов можно сделать вывод, что в молодёжной среде имеется экстремальный потенциал.

(все предложения)

kartaslov.ru

Предложения со словосочетанием МОЛОДЁЖНАЯ СРЕДА

Ведь в то время в молодёжную среду уже проникали увлечения западной массовой культурой, уводившей далеко в сторону от истинных, высоких духовных ценностей. Молодёжная среда неустойчива и сильно неравновесна, флуктуативна, открыта для развития. Из анализа данных опросов можно сделать вывод, что в молодёжной среде имеется экстремальный потенциал. Вообще, тема обнажённой материнской груди в средневековой религиозной живописи, как это нынче принято говорить в молодёжной среде, раскрыта полностью. Такой подход ориентирован преимущественно на детей, подростков, молодёжную среду, на отдельные личности.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово колхоз (существительное):

Это слово знает
каждый ребёнок

Достаточно
распространено

Нечасто встретишь
в повседневной ситуации

Узкоспециальный
термин

Что это?
Впервые вижу

Другое
Не знаю

Так, общий характер смертности в молодёжной среде определяет возрастная группа 25 — 29-летних людей (табл. Военный психоз проник и в молодёжную среду, вчерашние гимназисты целыми классами записывались в добровольцы, чтобы утвердить себя в глазах старшего поколения. И только мама не могла решить, можно ли внедряться в молодёжную среду, когда тебя не звали? Особенно в молодёжной среде. Низкий рейтинг либеральной идеологии и рост популярности радикального национализма в молодёжной среде создают подходящие условия для такой переориентации. Для молодёжной среды, как для любой социальной системы, характерно столкновение хаоса и порядка, организации и дезорганизации. Ведь все мы помним, как в те времена в молодёжной среде выбирали председателя. К этим причинам следовало бы добавить отсутствие надлежаще организованной воспитательно-идеологической работы в молодёжной среде. Как и в любой социальной системе в молодёжной среде могут возникать разного рода межличностные конфликты. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодёжной среде. В молодёжной среде определённо были лидеры. Эта акция небывалым эхом отозвалась в молодёжной среде. А хотелось бы узнать, что происходит в молодёжной среде. Со всеми её причудами и заморочками, — как принято теперь говорить в молодёжной среде. А деньги были нужны и нужны были на магнитофон, без которого уважающий себя подросток просто был, как сейчас принято говорить в молодёжной среде, «отстоем». Было обнаружено, что в молодёжной среде происходит дифференциация представлений о нравственном идеале. Есть какие-то более локальные задачи, например, ложные стереотипы, особенно в молодёжной среде. Это считалось позорным в молодёжной среде, а девушки не без резона считали белобилетников «бракованными», и хорошая девушка замуж за такого не шла. Также необходимо отметить, что в молодёжной среде происходят существенные изменения по отношению к девиантному поведению. Книга имела успех в молодёжной среде, и её также хорошо приняли читатели, давно перешагнувшие порог зрелости. Подростки, сидя на банкетках, с негодованием молча осудили всякое проявление тирании в их молодёжной среде. Как сказали бы в наши дни, обстановка в молодёжной среде была криминогенной. А такие попытки обязательно будут, на это указывают экстремистские листовки, которые уже активно распространяются в молодёжной среде… Омельченко выделяет в молодёжной среде типологические группы «авангардистов» и «консерваторов». Прошло 25 лет, страна во многом изменилась, но проблемы моральной атмосферы в российском обществе как в целом, так и в молодёжной среде в частности, остались. Всё острее встают вопросы состояния нравственного здоровья молодых людей и нарастания девиации в молодёжной среде. Правда, фильм был не единственным источником проникновения буги-вуги в молодёжную среду. Рекрутируют активистов из молодёжной среды, чрезвычайно подвижной и легко увлекаемой различными яркими призывами и лозунгами. Возглавляют комитеты сенаторы, назначаемые председателем сената из числа студентов, пользующихся наибольшим авторитетом в молодёжной среде. Сейчас же то, что мне удалось наблюдать в молодёжной среде, выглядит, по меньшей мере, некультурно, особенно, если учесть, что меры мы не знаем… Ты подвергаешься злостным влияниям в молодёжной среде. Можно утверждать, что неофициальный уровень становится превалирующим и личностное влияние становится более значимым в молодёжной среде. Одним из главных обстоятельств, влияющих на формирование радикалистских настроений в молодёжной среде, является наличие в их религиозном сознании фундаменталистских составляющих. Среди семи предложенных возможностей ответа данная позиция у верующих имеет наибольший удельный вес, что показательно для салафитского потенциала протестных настроений в молодёжной среде. Связанный с этим же фактором очень расхожий в молодёжной среде миф о том, что можно прожить и без политики, обусловливает доминанту в ней психологии политического конформизма и «пофигизма»: засилья неконвенционального политического поведения — политической индифферентности и пассивности, игнорирования выборов, неучастия в демонстративных политических акциях (митингах, шествиях, собраниях и т. Однако уже к началу — середине 70-х годов рок в ряде своих проявлений трансформируется в концептуальное искусство, ставшее своеобразным полем в поисках истины в молодёжной среде этого времени. Нас в этом исследовании интересует действенный идеал, хотя «мечты» избежать не удастся, особенно когда речь пойдёт о представлениях об идеале в молодёжной среде. Так, например, при изучении потребления психотропных веществ в молодёжной среде возрастные рамки определяются от 11 до 24 лет; при профессиональной ориентации — от 15 до 26 лет; а при изучении экономических и политических вопросов — от 18 до 30 лет (учитываются избирательные права населения). Приведённые выше данные доказывают, что задача сохранения здоровья молодого поколения, формирования и распространения в молодёжной среде здорового образа жизни весьма актуальна. Однако следует учитывать, что относительно низкие показатели общей безработицы в молодёжной среде могут компенсироваться ростом скрытой безработицы, увеличением её продолжительности, что в значительной степени затрудняет регулирование этого процесса и, соответственно, снижает возможности получения молодёжью социальных гарантий и другой поддержки со стороны государства (рис. У молодых людей больше шансов сделать карьеру в бизнесе, что связано с распространённой в молодёжной среде ориентацией на успех, на сегодняшний день присущие большинству молодых людей и девушек, как: инициативность; мобильность; склонность к риску; способность учится и переучиваться; стремление к новизне и другие. Между тем несомненный интерес и значение при изучении молодёжи, молодости, молодёжной субкультуры, молодёжной среды представляют результаты исследований учёными различных областей знания процессов нелинейных взаимодействий в особых типах открытых сложных систем — саморазвивающихся антропо-социо-культурных системах. Применение законов синергетики при рассмотрении молодёжной среды как органичной части социума ориентирует нас на понимание её как неоднородной, содержащей различные по своей значимости подсистемы (группы, сообщества, организации и т.

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

Молодежная среда — реферат

    С помощью средств СМИ подростку  можно внушить « что такое  хорошо и что такое плохо», сформировать правильное или неправильное виденье ситуации, настроить положительное или отрицательное отношение к происходящим событиям. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось,- наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

    Вывод: на социализацию подростка в современном обществе средства массовой информации играют одну из главных и определяющих ролей. Они оказывают на формирование личности подростка огромное влияние. Стоит заметить, что как институт социализации средства массовой информации возникли не так уж и давно, но по своему влиянию скоро будут претендовать на первое место среди остальных агентов социализации, а если говорить о подростках нашего общества, то СМИ уже занимают лидирующие позиции. Этому свидетельствует возникновение антиполитических движений с участием подростков, на формирование которых в некотором смысле влияют средства массовой информации при «запуске» в эфир, печать и т.д. двусмысленную информацию, которая может быть неправильно воспринята подростком или специально неправильно интерпретирована взрослыми. Говоря о средствах массовой информации, хотелось бы, чтобы их роль не была бы губительной для подростка, который в силу своего возраста очень восприимчив ко всей информации поступающей ему из общества.

    2. 5 Десоциализация и  ресоциализация

    Десоциализация (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация), англ. desocialization, нем. Desozia-Itsatton) — утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов. Десоциализация сопровождается отчуждением от своей группы или социума.22

    Жизненные циклы в биографии человека — это  периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название: отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

    Десоциализация  и ресоциализация — две стороны  одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Можно так же выделить ситуацию, когда подросток попадает в «уличную» компанию и там происходит процесс дессоциализации: друзья «объясняют», что он живет не по тем правилам и руководствуется не теми нормами поведения. Происходит отказ подростка от ранее приобретенных ценностей и норм поведения, переосмысление своего отношения к окружающим его вещам. Затем идет этап приобретения подростком новых ценностей жизни и правил поведения (процесс ресоциализации). В других случаях социализация подростков проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Но, по-моему, этих других случаев в современном обществе не так много. Каждый подросток сталкивается с необходимостью общения со сверстниками и происходит это вне контроля со стороны взрослых, в процессе общения подростков десоциализация и ресоциализация становиться неотъемлемой частью процесса социализации подростка. Это можно объяснить тем, что раньше подростки строго руководствовались нормами привитыми семьёй (не без исключений конечно), а на современном этапе развития общества и утраты роли авторитета семьи и выхода на первый план общения со сверстниками. 23

 

     Заключение

    Выполнив  данную курсовую работу, рассмотрев все  аспекты социализации подростков, влияние  на этот процесс разнообразных агентов  и институтов социализации необходимо подвести итог.

    Мысль о том, что человек не может  жить вне общества, теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. А значит, и цивилизованное существование  человека не возможно вне окружающей его культуре. Рождаясь, человек  не выбирает своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности подростка в обществе является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек — необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.

    Любому  обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность, поэтому во все века и поныне подростка  самыми разными способами учат, наставляют, упрашивают, подстрекают, угрожают, бранят, поощряют, берегут, подавляют, заставляют.… Если бы подросток в такой «пестрой среде» культурного воздействия подчинялся бы всем призывам и любому нажиму, то он неизбежно был бы вовлечен в вихрь хауса, духовно расколот на сотни и тысячи частей. Но этого не происходит.24

    Сохранить свою неповторимость, остаться самим  собой даже в исключительно противоречивых условиях подросток может лишь в  том случае, если он сформировался  как личность. Быть личностью — значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям.

    Чем сложнее мир и богаче палитра  жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной  жизненной позиции.

    Не  нужно особого воображения, чтобы  представить, сколь мощный поток  информации обрушивается сегодня на подростка, с какой силой воздействует он на его сознание и чувства. В  этой ситуации особое значение приобретает  избирательное отношение к источникам информации, к ее содержанию, а такое отношение напрямую зависит от мировоззрения личности, степени развития ее мышления, системы ценностных ориентаций.

    Суть  заключается в новой постановке коренных вопросов: если прежде был  вопрос: «Какой человек нужен обществу?», то сегодня к нему прибавляется еще один: «Какое общество должно быть в современном мире, чтобы дать подростку, как представителю будущего поколения, тот багаж знаний, который так необходим ему для нормального сосуществования с другими людьми, не нанося ущерб его человеческому достоинству?» Специалисты разных областей ищут ответ на этот вопрос.25

    Процесс социализации подростка протекает  в основном под влиянием группового опыта. При этом подросток формирует  свой Я — образ на основании того, как о ней думают, как оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, подросток принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой Я — образ, подросток социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

 

     Список  использованной литературы

  1. Анфалова  И.В. «Особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения: социологический анализ». — Екатеринбург, 2007.
  2. Дюркгейм Э. « Метод социологии» — Киев; Харьков, 2004.
  3. Елсуков А. Н. «Социология». – Минск.: ТетраСистемс, 2009.
  4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. « Социология». — СПб.: «Питер», 2007.
  5. Кон И.С. «Социология личности». — М, 1967.
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: ACADEMIA, 2010.
  7. Макеев С. А. Социальные институты: классические трактовки и современные подходы к изучению. // СОЦИС. — 2007. — № 9.
  8. Немировский В.Г. «Общая социология». — Ростов — на – Дону: «ФЕНИКС», 2008.
  9. Осипова Г. В. Энциклопедический социологический словарь. — М.:ИСПИРАН, 2005. — С.686.
  10. Салтыкова – Волкович М.В. «Социализация подростков в сфере неформального общения».- ГрГУ, 2009.
  11. Самыгин П.С. «Девиантное поведение молодёжи». — Ростов — на – Дону: «ФЕНИКС», 2009.
  12. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки // СОЦИС. — 2006. — № 6. — С. 25.

student.zoomru.ru

Молодежная среда

В прошлом году Молодежная среда начала рассказывать о раскопках самолета, потерпевшего крушение вблизи деревни Хутор-Охотники Захаровского района Рязанской области во времена Великой Отечественной войны. Как и обещали, мы продолжаем участвовать в поисковых мероприятиях.

27 апреля на плацу Академии ФСИН России прошел митинг, посвящённый открытию вахты памяти и проводам поисковиков на «боевое задание».

Как отметила в приветственном выступлении председатель комитета по делам молодёжи Рязанской области Елена Буняшина, благодаря поисковым работам, которые ведутся по всей стране, неизвестные солдаты, погибшие в годы войны, обрели имя, а родственники узнали об их судьбе.

На пути к месту раскопок 16 поисковиков военно-патриотического клуба «Поиск» Академии ФСИН России во главе с координатором, начальником факультета управления Академии Анатолием Сунцовым встретили педагоги и учащиеся Большекоровинской средней школы Захаровского района Рязанской области, которые и проводили группу к месту крушения самолёта. Добираться пришлось долго – не каждый транспорт мог преодолеть болотистые ямы и ухабы. Приходилось пересаживаться из одной машины в другую, пробираясь при этом по мокрой траве и грязи.

Работы начались с оцепления территории и поиска деталей самолёта при помощи металлоискателей и лопат. Неподалеку от места крушения ребята разбили лагерь, ведь раскопки будут вестись до 30 апреля.

Как рассказала учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе Большекоровинской средней школы Ольга Симоненко, о падении самолёта они узнали от старожилов, которые рассказали, что 17 октября 1941 года местные жители видели, как самолет облетел деревню и упал в поле. По их словам, один лётчик катапультировался с парашютом, а другой погиб, и был похоронен здесь же.

Впервые старшеклассники вместе с Ольгой Симоненко пришли сюда весной прошлого года и прямо под ногами нашли детали обшивки самолёта и приборы. Всё это теперь хранится в школьном музее. О находке сообщили в Рязань, а школьники написали письмо в нашу редакцию (см. №25 от 7 октября 2009 года).

Также Ольга Симоненко рассказала, что в Хутор-Охотники приезжали родственники погибшего лётчика Бориса Тимофеевича Подорожного. Его дочь поставила на месте крушения самолёта крест. Однако информацию о лётчике пока нельзя считать достоверной.

На поле, где разбился самолет, образовалась воронка  диаметром около двух метров. После нескольких часов поиска ребята обнаружили множество оплавленных деталей, разбросанных в разных направлениях. По словам поисковиков, это может свидетельствовать о взрыве самолёта.

Основная задача – найти двигатель самолета, его номер, выяснить, почему произошло крушение, а также найти родственников погибших. «За время поисковых работ мы постараемся найти останки лётчика, а так же детали самого самолета. Мы предполагаем, что это был бомбардировщик, в котором летело три лётчика. А также необходимо выяснить, был ли на месте крушения взрыв или самолёт просто врезался в землю» – пояснил Анатолий Сунцов.

После того, как раскопки стали вестись с помощь экскаватора, который выделили местные жители, ребятам удалось обнаружить крупные детали самолёта, патроны, пулемётную ленту и снаряд. После этого люди были выведены из опасной зоны до приезда группы разминирования УВД по Рязанской области.

Кроме того, члены отряда «Поиск» обнаружили череп человека. Принадлежат ли останки погибшему пилоту, покажет экспертиза. Найденный череп уже передан в прокуратуру.

Все найденные детали самолета планируется передать в музей Академии ФСИН России.

 

 

m-sreda.livejournal.com

Молодежная среда — реферат

 
К числу важнейших функций, которые  социальные институты выполняют  в обществе, относятся:

  • регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;
  • создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;
  • обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
  • социализация индивидов;
  • воспроизводство членов общества;
  • социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности;
  • производство и распределение материальных благ;
  • функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций. 7

    Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.8

    1. 3 Функции и дисфункции  социальных институтов

    Функцию социального института можно  определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых  услуг. 9

    Первой  и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

    Не  менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически  всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

    Наряду  с универсальными существуют и специфические  функции, т. е. такие функции, которые  присущи одним и не присущи  другим институтам, например, воспроизводство  новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

    Если  институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.

    Деятельность  социального института считается  функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам  общества. Она может расцениваться  как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества. 10

    К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете. В штате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но в целом советская, а затем российская система образования в период с 70-х по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.

    В конце 80-х годов, с началом перестройки  российское общество повернулось к  рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское обществоведение  не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

    Таким образом, функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными, всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.

    1. 4 Динамика социальных  институтов

    Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

    1. Жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;

    2. Функционирование зрелого института,  т. е. выполнение явных и  латентных функций, появление  и продолжение дисфункций;

    3. Эволюция института – изменение  вида, формы и содержания в  историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

    В жизненном цикле института как  социальной организации выделяют несколько  стадий, которые качественно отличаются друг от друга:

    1. Зарождение организации. 

    2. Период эффективности, когда институт  достигает полной зрелости.

    3. Период формализации (правила перестают  быть средством, регулирующим  деятельность, и становятся самоцелью).

    4. Период дезорганизации, когда институт  прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется  или реорганизуется в новый. 11

    Помимо  жизненного цикла института и  его исторической эволюции, в понятие  «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные —  сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др.

    Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества.

    Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы  общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. 12Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.

    Итак, подытожим все вышесказанное  и скажем, что социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически  длительное время, удовлетворяющий  фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и  моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т. д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т. п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

    Развитие  социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию  сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих.

    1. 5 Социальные институты: классические трактовки и современные подходы к изучению

    Селекция  тем, на определенное время становящихся основными в обмене мнениями в  пределах научных сообществ (обыкновенно  говорят об “актуальных” темах), подчинена, разумеется, некоторым правилам. Но в не меньшей степени она и спонтанна. Однако случай с социальными институтами подпадает, скорее, под правило. То, что именуют глобализацией, поставило под сомнение способность институтов устанавливать и поддерживать социальный порядок в рамках национально-государственных общностей. То, как идут дела в национальной экономике во все меньшей степени определяется внутренними правительствами. И, как давно замечено, убывание власти государственных институтов происходит помимо воли и желаний государственных чиновников всех рангов.13

    В опыте индивидов и групп жесткость  и неподатливость институтов обнаруживает себя только тогда, когда они вступают в конфликт с предписываемыми  образцами или же уклоняются от того, чтобы следовать им. Виртуальная  власть обретает тогда фактичность, прибегая к насилию в виде негативных санкций. Социальный контроль является, следовательно, одним из элементов институционального кода. Образцы поведения и контроль, таким образом, производят как социальный порядок (целе- и ценностно ориентированное взаимодействие различных субъектов), так и адекватные им формы субъективности в виде способностей чувствовать, понимать и объяснять собственные действия и действия других. Институты предписывают не только то, как действовать, но как чувствовать и как мыслить, — убеждает нас функциональный социологизм французского классика науки.

    Тот способ, с помощью которого индивиды усваивают наличные наборы типизаций  и научаются самостоятельно типологизировать, есть социализация. Институты, следовательно, это еще и инстанции социализации, конечной целью которой оказывается производство индивидов, адекватных требованиям данного общества. Своеобразное “присвоение” индивидов обществом происходит лишь постольку, поскольку институты поставляют ассортименты иерархически и рядоположенно организованных статусов и соответствующих им ролей, а индивиды их интернализуют (позднее предпочтут именовать такой процесс хабитуализацией).

    Освобождение  институтов от почти сакральной неприкосновенности — таков методологический поворот  современности. При этом пространство интеракций является дифференцированным в еще одном отношении. В каком-то из его сегментов темпы изменений незначительны, а институты функционируют в классической манере, а концептуальное наследие основоположников науки приложимо и работоспособно практически без ограничений. Здесь доминирует то, что уместнее всего именовать “институциональными комплексами”: всеобщие генерализации в виде ценностей, символов, образцов, норм; организации, обладающими ресурсами и материализующими функцию институционального контроля; способы и формулы легитимации норм и полномочий организации.14

    В ином сегменте институциональные реформы  растянуты во времени и тут  множатся так называемые “переходные институциональные состояния”. Смена, к примеру, доминирующих ценностей не является и не может быть одномоментным актом. Инерционность институциональности комплексов, а в равной степени и сопротивляемость нововведениям, очевидна. Как и то, что причины того и другого принадлежат компетенции институционального анализа. Возврат к традиции, к апробированным стандартам действия тут будет соседствовать или вступать в плохо предсказуемые сочетания с на ходу изобретаемыми или с легкостью принимаемыми и отвергаемыми конвенциями.

student.zoomru.ru