Модернизация это переход от традиционного к индустриальному обществу – «Тема 20. План Модернизация как переход от традиционного к индустриальному обществу Черты мировоззрения эпохи Возрождения Реформация.». Скачать бесплатно и без регистрации.

18. Дайте характеристику модернизации как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Модернизация
– процесс
перехода от традиционного общества к
новому, индустриальному обществу.

Модернизация
— это комплексный процесс. Она захватывает
все сферы общества — экономику, социальную
жизнь, политику, культуру. Изменения в
этих областях тесно связаны между собой
и “взаимоподталкивают” друг друга.
Например, быстрый экономический рост,
технический прогресс предполагают
соответствующее изменение культурных
установок, реформы политических структур,
законодательства. И наоборот, если
скажем, хозяйственные сдвиги не
сопровождаются политической
демократизацией, а введение новых
законов противоречит сложившимся
представлениям в обществе, то развитие
наталкивается на препятствия, модернизация
оказывается лишь частичной, неполной.

Модернизация
в сферах жизнедеятельности человека:

  • в
    экономике — расширение индустриальных
    технологий, основанных на использовании
    капитала и научного знания, широком
    освоении природных ресурсов, расширении
    вторичного(переработка, торговля) и
    третичного (услуги) секторов хозяйства,
    развитие рынков товаров, капиталов и
    труда;

  • в
    социальной сфере — ослабление прежних
    предписанных (аскриптивных) типов
    социальности и расширение сферы новых
    целерациональных связей, основанных
    на профессиональных или рыночных
    критериях, что сопровождается ростом
    дифференциации, в особенности классовой
    и имущественной, разделением деятельности
    на производственную, политическую и
    общественную;

  • в
    сфере политики — образование
    централизованных национальных
    государств, в рамках которых формируются
    различные социально-политические
    движения и группы, отстаивающие свои
    интересы;

  • в
    культурной сфере — дифференциация
    духовных систем и ценностных ориентации,
    секуляризация и плюрализация общественного
    сознания и образования, распространение
    грамотности, формирование национальной
    культуры и языка, многообразие
    идеологических течений, развитие
    средств массовой информации и
    коммуникации.

Модернизация
начинается с переходом от Средневековья
к Раннему Новому Времени (XIV-XVI-XVIII
века).

(Традиционное
общество – основано на занятиях сельским
трудом.

Индустриальное
– основано на машинном производстве.)

Т.е.
главной причиной модернизации можно
назвать переход к машинном производству,
для ускорения развития общества.

Во
всех странах мира этом переход происходил
в разное время. В странах Запада этот
процесс начался раньше, на Востоке
позже. Страны Запада оказали влияние
на этот переход в странах Востока,
подчиняя их своей политике, но иногда
специально замедляя индустриализацию
этих стран.

На
сегодняшнее время все страны мира
осуществили переход от традиционного
общества к индустриальному обществу.

19. Укажите причины распада Руси на отдельные княжества, охарактеризуйте тенденции развития крупнейших русских земель в период раздробленности (начало XII- первая половина XIII вв.).

Раздробленность
– это исторический период в истории
Руси, который характеризуется тем, что
формально находясь в составе Киевской
Руси, удельные княжества постепенно
обособляются от Киева.(деление единого
государства на несколько мелких).

Эпохой
раздробленности

исследователи называют период в истории
Киевской Руси от середины 12 до середины
13 века.

Основные
причины распада Руси на отдельные
княжества
:

-экономические
причины:

1)основой
и богатством бояр становилась не дань
и не раздел добычи, а присвоение
результатов чужого труда

2)князь
стал заинтересован не в смене стола, а
в укрепление своего княжества

3)утрачивалась
возможность обогащаться за счет заморской
торговли

4)натуральный
характер ведения хозяйства. Все для
жизни людей было в своем княжестве

5)рост
городов как центров удельных земель

-политические
причины:

1)в
каждой русской земле было свое народное
собрание, дружина, ополчение, суд, тюрьма.

2)городское
население желало иметь не киевского
наместника, а собственного князя

3)не
было твердого и определенного порядка
наследования киевского престола

4)от
усобиц страдала Киевская земля. Учащались
набеги половцев. Но митрополит оставался
в Киеве (В 1299 г он был переведен во
Владимир, в 1326г из Владимира в Москву)

5)Не
утихали усобицы. Их целью был не захват
власти во всей стране, а укрепление
своего княжества, Расширение границ за
счет своих соседей.

ИЛИ:

Основными
причинами политической раздробленности
принято считать:

1)
совершенствование техники земледелия
и орудий труда, которые способствовали
развитию хозяйства отдельных княжеств
и городов;

2)
существование натурального хозяйства,
делавшее связи между княжествами и
городами неустойчивыми, слабыми.
Господство натурального хозяйства
открывало каждому региону возможность
отделиться от центра и существовать в
качестве самостоятельной земли или
княжества;

3)
необходимость сильной княжеской власти
на местах, а не в далеком Киеве для
подавления социальных движений, неизбежно
возникавших по мере развития феодализма;

4)
ослабление внешней опасности со стороны
половцев, разгромленных Владимиром
Мономахом, которое позволяло направить
основные ресурсы на решение хозяйственных
проблем отдельных княжеств и также
способствовало развитию центробежных
сил в стране.

Раздробленность
– закономерный этап развития Древней
Руси. Закрепление отдельных территорий
земель за определенными ветвями киевского
княжеского рода было вызвано экономическими,
политическими, социальными причинами,
сложившимися в недрах русского
раннефеодального общества. Отдельным
княжествам было удобнее решать проблемы,
связанные с недовольством крестьян,
неурожаями и т. п.

Политическая
раздробленность не означала разрыва
связей между русскими землями, не вела
к их полной разобщенности. Существование
единой религии и церковной организации,
единого языка, единых законов «Русской
Правды» служило сплачивающим началом
всех восточнославянских земель. Киев
стал первым среди равных княжеств
государств. Вскоре другие земли догнали
и даже опередили его в своем развитии.
Сложились самостоятельные государственные
образования, где правили местные династии
– отдельные ветви князей дома Рюриковичей.
Между удельными князьями часто происходили
усобицы, чему способствовало отсутствие
четкого порядка престолонаследия.
Наиболее значимыми в период политической
раздробленности были Владимиро-Суздальская,
Галицко-Волынская и Новгородская земли
.
Это был период расцвета культуры Руси,
когда были созданы выдающиеся памятники
русского зодчества, литературы, живописи.

studfiles.net

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

1. Признаки традиционных и индустриальных обществ.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход — переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

Нам необходимо вспомнить из курса обществознания

1) признаки традиционного общества и признаки индустриального общества;

2) признаки феодализма и капитализма.

Учащиеся должны дать следующие ответы:

1) Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

2) Признаки феодализма:

  • хозяйство натуральное, труд ручной;

  • наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;

  • феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

Признаки капитализма:

  • товарно-денежные отношения, машинный труд;

  • наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;

  • буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

2. Предпосылки перехода от феодализма к капитализму.

Задание № 1 (приложение № 1).

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма — к капитализму.

Учащиеся должны выписать следующие предпосылки:

  1. Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира.

  2. Становление коммунальных движений.

  3. Формирование сословий, которые отстаивали свои права.

  4. Позиция церкви в вопросах экономики и коммерции.

Задание № 2 (приложение № 2).

  1. Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон.

  2. Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Учащиеся должны выписать следующие черты идеального человека и черты характера:

1. Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государства, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…(возможны другие варианты)

2. Бережливость, воздержанность, строгость и трезвость (возможны другие варианты)

Задание № 3 (приложение № 3).

1. Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Учащиеся должны выписать следующее:

1.

а) здесь развивалась торговля;
б) способствовали развитию сельского хозяйства;
в) город – мастерская, здесь производился товар;
г) в городе – разделение труда.

2.

а) городские школы;
б) учеба и преподавание наук стало ремеслом;
в) книга превратилась в инструмент познания.

Задание № 4 (приложение № 3).

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Учащиеся должны вставить следующие понятия — купцы, цеховые мастера.

Задание № 5 (приложение № 4).

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Учащиеся должны написать следующее:

1. Кальвинизм поощрял предпринимательство. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость (возможны другие варианты).

2. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято (возможны другие варианты).

3. Модернизация.

Задание № 6 (приложение № 4).

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

Учащиеся должны дать следующие ответы:

предпосылки:

  • развитие торговли;

  • развитие банков;

  • технический прогресс.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что — различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Мануфактура – это капиталистическое предприятие, где используется труд наемных рабочих, существует разделение труда, труд остается ручным, производство организовано для продажи товаров.

Типы мануфактур: рассеянные, смешанные и централизованные.

Общее

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

1) Развитие товарно-денежных отношений.

2) Изменения в социальной структуре общества

3) Формирование единого внутреннего рынка.

Далее необходимо организовать работу с лексическим значением понятия модернизация.

Модернизация – (фр. modernisation) – введение усовершенствований во что-то, приведение к современным требованиям. Модернизация – сложный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

  • урбанизацию – небывалый рост городов;

  • индустриализацию – использование машин в производстве;

  • демократизацию политических структур;

  • секуляризацию – освобождение духовной и социальной жизни от влияния

Приложение №1

Задание № 1.

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма — к капитализму.

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта развития, которые открывали путь для “европейского чуда”.

Западная Европа была прямой наследницей греко – римского мира, мира с необычайно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

Становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойка людей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

Оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило

государство пойти на сотрудничество с ним. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

Важна была и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались “нечистыми”. Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получала “права гражданства”, а после Реформации стала считаться весьма достойным занятием.

(Хачатурян В.М.)

Приложение №2

Задание № 2.

Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон

Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу? …Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…

…Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно.

Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались созданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важные и ответственные дела. …Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

(Цицерон)

Приложение №3

Задание № 3

1.Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.

Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях – в образовании и архитектуре.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.

(Ж. Ле Гофф)

Задание № 4

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Приложение № 4

Задание № 5.

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Бог, по Кальвину,- спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он – по непостижимым соображениям – избрал для вечной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже самыми “богоугодными делами” нельзя себе купить вечное блаженство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно: “Избран ли я?” — и отвечать: “Да, я делаю угодное Богу – следовательно, я избран”. Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобретению богатства угоден Богу ибо “вечный покой святых” возможен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной премией – сознанием избранности.

(А. И. Неусыхин)

Задание № 6.

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что — различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

*——————————————————————————
*——————————————————————————

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

Различия

Ремесленная мастерская

Мануфактура

Ученики, подмастерья, мастера

Наемные рабочие

Отсутствует разделение труда

Разделение труда

Различия

———

———-

*————————

*————————————-

*————————

*————————————-

doc4web.ru

Тема 5.1.Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

 

XV—XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в.

XVIII в. в жизни народов Европы и Америки — это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.


Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй — все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.—С. 16).


Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во. Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами».

Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Вольтер — в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей книги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавливалось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с1751 по 1772 г.

Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность принцип монархизма.

Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689—1755). Изучая причины возникновения того или иного государственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, религией, численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др.

Конфликты французских просветителей с католической церковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматизмом, и это исключало возможность компромисса.

Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля — ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694—1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению европейского масштаба («вольтерьянству»).

Большое место в творчестве Вольтера занимают исторические труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера политическим антагонистом Карла XII выступает Петр III — монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. В книге «Опыт о нравах и духе народов» Вольтер написал: «Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нравами своего времени». Он, Вольтер, был таким, каким его создал XVIII век, и он же, Вольтер, был в числе тех просветителей, кто поднялся над ним.

Часть французских просветителей надеялась на сотрудничество с властями в решении конкретных проблем управления страной. Среди них выделялась группа экономистов-физиократов (от греческих слов «физис» — природа и «кратос» — власть), во главе которых стояли Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго.

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эволюционными путями побудило многих из них примкнуть к непримиримой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой критики религии и церкви, характерных для философов-материалистов — Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Жан-Жак Руссо (1712—1778) в трактате «Об общественном договоре …» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Он писал: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен. Если английский народ считает себя свободным, то он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны — он раб, он ничто … В древних республиках и даже монархиях народ никогда не имел представителей, само это слово было неизвестно».

Будучи деистом по своим философским взглядам, он осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Руссо разделял общую веру просветителей на природу как гармоническую систему, частью которой был человек. Но он был убежден, что сам человек разрушил это «естественное состояние» и окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. Исчезло равенство, появилась собственность «… и обширные леса превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать человеческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с урожаем рабство и нищета». Но если нельзя вернуться к «естественному состоянию», то еще можно, устранив неравенство, восстановить утраченные добродетели. Сделать это не просто, потому что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы его низвергнуть: «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, — это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных».

Эта мысль вдохновляла поколение революционеров конца XVIII в., которое разделяло идеи Руссо, а вместе с ним негативное отношение и ко всему строю, основанному на свободе рыночной торговли. Стремясь возродить утраченные добродетели, он объявлял их основным носителем народ, трудящиеся низы общества. Так как народ не способен понять, в чем заключаются его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель, соответствующие законы и политика.

Значительное развитие просветительское движение получило в Англии. Английское просветительство не было однородно по своим устремлениям. «Великие остроумцы» начала XVIII в. отличались друг от друга отношением к современному обществу и государственному строю. Одни из них — Джозеф Аддисон, Ричард Стиль, Колли Сбор — пытались перевоспитать людей путем моральной проповеди и лишь осторожно и с оговорками отмечали недостатки современного им политического строя Англии.

Другие, к числу которых относились Джонатан Свифт и Джон Арбетнот, стремились вскрыть недостатки современного им общества, представлявшегося им далеко не совершенным. При этом они в значительной степени учитывали и интересы угнетенного народа.

На характер английского Просвещения повлияли также его неконфликтные отношения с религией и церковью. Объяснялось это тем, что англиканская церковь не противопоставляла себя католической, и в какой-то мере пропагандировалась веротерпимость.

В политической программе английских просветителей нет радикальных лозунгов и боевых призывов. Причина понята: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале XVIII в.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована еще в XVII в. философом-материалистом Джоном Локком (1632—1704) — создателем идейно-политической доктрины либерализма. Взгляды Локка в значительной степени воплотились в политическом строе Англии: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Все это в основном соответствовало целям просветителей.

Просветительное движение в Шотландии опиралось на интеллектуальный потенциал университетов Эдинбурга, Глазго и Абердина. Один из просветителей — Дэвид Юм (1711—1776) — философ, историк, экономист. Современное ему общество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на разделении труда и различиях в положении людей. По его мнению, не может быть стабильным общество, не уважающее социальных и религиозных различий между людьми. В свою очередь гражданин, не признающий, что его благополучие связано с благополучием всего общества, не может быть добродетельным.

Большое влияние на европейское Просвещение оказал экономист Адам Смит (1723—1790). Общество мыслилось ему гигантской мануфактурой, а разделение труда — всеобщей формой сотрудничества людей в интересах «богатства народов». Интерес просветителей к экономической теории отражал общее повышение престижа хозяйственной деятельности. Увидев преимущества рынка, Смит тем не менее выражал опасение, что его экономические законы могут привести к социальной и нравственной деградации наемных рабочих. В такое состояние, считал он, должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки, если только правительство не приложит усилий для предотвращения этого.

Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление прежде всего в силу политической раздробленности страны. Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно в какой-то мере поощрялось правящими классами, отсюда и его преимущественно умозрительный теоретический характер.

Одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724—1804), профессор университета в Кенигсберге, почетный член Петербургской Академии наук (1794). Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства, назначение которого он видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении властей.

Специфика социально-исторического развития Германии определила своеобразие немецкого Просвещения. Просветительские идеалы свободы и личного достоинства, обличение деспотизма отразились в самой общей и довольно отвлеченной форме. Только в произведениях Лессинга и в драмах молодого Шиллера они получили конкретное воплощение. Борьба за национальную самобытность немецкой литературы ведется Лессингом, развивающим идеи Дидро, Клошптоком, тяготеющим к сентиментализму, и поколением 1770-х гг. Гердером, Гете, писателями «Бури и натиска».

Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие в XIX—XX вв.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры — земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм — форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается — значит перестает им быть.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия — политические, экономические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.

 

cyberpedia.su

Модернизация как процесс перехода от традиционного к




Индустриальному обществу.


План

 

1. Признаки Нового времени, модернизации

— понятие модернизации

— Новое время и его признаки, экономическое, социальное и политическое развитие.

 

2. Реформация и контрреформация

 

1. Признаки Нового времени, модернизации

Модернизация — это перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного — к

индустриальному.

— это общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества

становятся прогрессивными, индустриально развитыми.

— это процесс изменения каких-либо объектов, придание им современных свойств, которые соответствуют требованиям времени. Процесс усовершенствования, с помощью обновления оборудования, реформ, социальных взглядов, культуры.

 

Модернизация делится на экономическую, политическую, культурную и социальную.

Процессы модернизации являются неотъемлемой частью развития любого государства.

 

Поэтому модернизации, является неотъемлемой частью исторического периода — Нового времени.

 

Новое время – переход из средвековья до индустриального периода развития человечества

Признаки:

— переход общества от «традиционного» типа к «индустриальному».

— борьба с феодализмом, господством церкви, абсолютизмом

— важнейший этап в процессе ста­новления современной мировой цивилизации

Хронология— нет единого мнения.

Советские историки — начало Новой истории — с 1640 г. – нач. Английской буржуазной революции

Современные историки

1 период — с кон. XV — нач. XVI в. — по 2 -ю половину XVIII в. — зарождаются новые явления, пробивают себе дорогу в жизнь

2 период— со 2-й полов. XVIII — нач. XX вв. — время ускоренного становления индустриального общества со своей специфической политической и социальной структурой.

Характеристика периодов


Период — конец XV- нач. XVI веков — по 2 -ю половину XVIII века.

— глобально ые изменения в в жизни европейского общества

Экономическая сфера Соц. сфера Дух. Сфера

      
 
— активное развитие торговли,
финансо­вого и банковского дела,
— появление и расширение ману­фактурной промышленности,
— развивается процесс перво­начального накопления капитала,
— противоречие с традиционными устоями средневе­ковой экономики
  
— меняется структура обще­ства.
— буржуазия и «новое дворянство», значительно разбо­гатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских государств
— нач. формироваться рабочий класс
 
 
революци­онные изменения.
1) распространяется Гума­низм, в Европе с XV в.
— человек не носитель пороков и не обя­зан всю жизнь искупать «первородный грех», а свободная личность, обладающую огромными возможнос­тями
2) развития Реформация- разрушившая духовную монополию католи­ческой церкви в Европе. Идеологической тезис — человек не нуждается в по­средничестве церкви для спасения своей души.
3) меняются пред­ставления европейцев о Земле. Достижения научной мыс­ли, Великие географические открытия — все это расширя­ло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире.
 
 
 



Политическая сфера

Процесс трансформации евро­пейской цивилизации
тяжелая борьба со ста­рыми порядками, институтами (католическая церковь и др.), которые не желали уступать свои позиции.
Религиозных войны, национально-освободительных движений, буржуазных революций.
Становления и утверждения буржуазных отношений
Полити­ческие, экономические, морально-этические идеи просвети­телей стали основой современного либерализма
(введе­ния в общественную практику разделения властей, равен­ства граждан перед законом, создания механизма осуществ­ления «естественных» прав человека).

 

 











infopedia.su

Глава 8. Модернизация традиционного общества в России.

Переход к
индустриальной цивилизации 18 — начало
20 вв.

1. Индустриальный вызов Европы и Россия.

18 в. занимает особое место в историицивилизации. Становление в Европе Нового
времени означало разрушение устоев
традиционной цивилизации и утверждение
новой – индустриальной. Этот процесс
перехода от традиционного общества к
индустриальному получил названиемодернизации(осовременивания). Модернизация проходила
в Европе в течение полутора столетий и
охватила все сферы жизни общества.
Различают два вида модернизации.Органическаямодернизация является результатом
собственного развития страны и
подготовлена всем ходом предшествующей
эволюции. Например, развитые страны
Западной Европы.Неорганическаямодернизация представляет собой ответ
на внешний вызов со стороны более
развитых стран. Она представляет тип
«догоняющего» развития, предпринимаемого
правительством с целью преодолеть
историческую отсталость и избежать
иностранной зависимости. «Догоняющий
тип» модернизации предполагает более
сжатые сроки осуществления, выборочное
заимствование и внедрение организационных
и технических достижений, сужение сферы
действия модернизационных задач.
Примером служит Россия.

В 18 в. в Западной Европе почти повсеместное
распространение получили капиталистические
отношения. В течение 18 в. в Англии и
Франции произошел целый ряд технических
открытий и нововведений. Важнейшие из
них – механизация ткацкого станка
(«летающий челнок» 1739), прядильного
станка (1764 – 1784) , использование энергии
воды (1769), изобретение паровой машины
Д. Уаттом (1760). Технические изобретения
18 в. подготовили промышленный переворот
первой трети 19 в., в итоге которого
мануфактурная стадия капитализма
уступила место фабрично-заводской, а
ручной труд был заменен машинным.
Важнейшими признаками хозяйственной
жизни Европы в этот период являлось
становление и расширение внутренних
рынков, формирование мирового рынка,
возникновение наций и мировой колониальной
системы.

В социальной сфере модернизация тесно
связана с урбанизацией – небывалым
ростом городов, который привёл к
преобладающему их положению в экономической
жизни общества. Возникли новые социальные
слои – буржуазия и наёмные работники.
Обострялись противоречия между новыми
и старыми классами. Роль гаранта
определённой внутриклассовой стабильности
выполняла в тот период абсолютная
монархия, выдвигающая лозунги заботы
об общем государственном благе и
надклассовости, к тому же абсолютизмявлялся выразителем национальных
интересов на международной арене.

18 в. связан с появлением нового государства
на северо–американском континенте. В
1776 г. было провозглашено создание
Соединённых Штатов Америки. В 1787 г. была
принята федеральнаяконституция. Конституция признавала
самостоятельность 13 штатов, сохранявших
свои органы управления, законы, учреждения,
но одновременно создавала сильную
федеральную власть. Законодательные
полномочия закреплялись законгрессом,состоявшим из двух палат – палаты
Представителей и Сената. Исполнительная
власть осуществлялась президентом.
Учреждался Верховный суд из несменяемых,
пожизненно избираемых судей. В 1791 г.
были приняты конгрессом 10 поправок к
конституции, провозглашавшие гарантии
демократических прав и свобод (свобода
слова, печати, собраний, неприкосновенности
личности и жилища). Таким образом, США
стали тем государством, в котором начали
складыватьсягражданское
общество, правовое государство.

Изменились в 18 в. и эмоционально-психологические
установки человека, его менталитет.
Человек традиционной цивилизации был
уверен в стабильности окружающего мира.
Мир воспринимался человеком как нечто
неизменное, существующее согласно
Божественным законам. Человек Нового
времени считает возможным познать
законы природы и общества, и на основе
этого знания изменить их в соответствии
со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное
устройство общества также лишаются
Божественной санкции. Они истолковываются
как человеческий продукт и подлежат,
если это нужно, изменениям. Человек
Нового времени – это мобильнаяличность, которая быстро приспосабливается
к изменениям, происходящим в окружающей
среде. Теоретической основой модернизации
общественной жизни в Новое время стала
идеология Просвещения. Деятели эпохи
Просвещения оставили глубокий след в
философии, науке, искусстве, литературе
и политике. Они выработали новое
мировоззрение, призванное раскрепостить
человеческую мысль, освободить её от
рамок традиционализма. Философской
основой мировоззрения эпохи Просвещения
был рационализм. Человек, как разумное
существо, призван переустроить общество
на разумных основаниях. На этой основе
декларировалось право людей на социальную
революцию. Европейское Просвещение
было представлено Д. Локком, Д. Вико, И.
Кантом, Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Ж.-Л.
Монтескье и др.

Идеал просветителей – общество,
основанное на началах Разума, Добра,
Справедливости, Знания. В этом духе
развивалась и политическая мысль Нового
времени. Появление теории
естественных прав, общественного
договораиразделения
властейозначали революцию в
общественной мысли и не имели себе
равных по своему влиянию. Целую эпоху
революционных потрясений, политических
и социальных переворотов открыла Великая
французская революция (1789). 26 августа
1789 г. Учредительное собрание Франции
приняло Декларацию прав человека и
гражданина. В ней утверждалось, что люди
рождаются и остаются свободными и
равными в правах. Священные права
человека и гражданина – свобода слова,
права на безопасность, собственность.
Вместе с американской Декларацией
независимости (4 июля 1776 г.) и Конституцией
США (1787 г.) эти документы в законодательном
порядке закрепили сформулированные
Просвещением идеалы и принципы, легшие
в основу ценностей современной
цивилизации.

В истории России 18 в. также занимает
особое место. С этого времени начался
отсчёт нового периода российской
истории, известный под названием
имперского. Россия стала европеизированным
государством и членом европейского
сообщества наций. Управление и
юриспруденция, армия и различные
социальные классы были реорганизованы
на западный лад. Быстро развивались
промышленность и торговля, в техническом
обучении и науке появились большие
достижения. Русский народ в 18 и 19 вв.
достиг пределов своего географического
распространения: Балтийское и Черное
моря на западе, Тихий океан на востоке
и Памирское плато на юге. За исключением
населения юго-западных регионов (Галиции,
Буковины и Карпатской Руси), все
ответвления русского народа в эти два
века объединились в едином государстве.

Но большие достижения имперского периода
сопровождались глубокими внутренними
конфликтами. Главный кризис зрел в
национальной психологии. Европеизация
России принесла с собой новые политические,
религиозные и социальные идеи, которые
были восприняты правящим и высшими
классами общества прежде, чем они
достигли народных масс. Соответственно
возник раскол между верхушкой и низом
общества, между «интеллектуалами» и
народом». Главная психологическая опора
русского государства — православная
церковь — в конце 17 в. была потрясена в
своих основах и постепенно теряла свое
влияние, начиная с 1700 г. и до революции
1917 г., когда возникла угроза распада.
Политические и социальные проблемы
тоже обострились. Упразднение земских
соборов (устранившее народ от политической
власти) и отмена самоуправления в 1708 г.
тоже создали политические затруднения.

Правительство остро чувствовало
ослабление контактов с народом после
реформ Петра. Скоро стало ясно, что
большинство не симпатизирует программе
европеизации. Проводя свои реформы,
правительство вынуждено было поступать
жестко, как и делал Петр Великий. А позже
концепциязапретов
стала привычной. Между тем западная
политическая мысль воздействовала на
европеизированные круги российского
общества, впитывавшие идеи политического
прогресса и постепенно готовившиеся к
борьбе с абсолютизмом. Так петровские
реформы привели в движение политические
силы, которые впоследствии правительство
не смогло контролировать. Политический
кризис усложнялся социальной
нестабильностью. Противоречия между
классами с течением времени становились
все острее и, в конце концов, достигли
такой степени, что только автократическое
правительство было способно служить
посредствующим звеном между различными
группами в обществе.

studfiles.net

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

Асбестовско-Сухоложский филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»

Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине «История»

специальность 34.02.01 Сестринское дело, 1 курс

Модернизация как про­цесс перехода от тради­ционного (аграрного) к индустриальному обще­ству

Сухой Лог

2015

Рассмотрено

На заседании ЦМК ОД и ОПД

Председатель ЦМК ОД и ОПД

_______________Т.А. Стриганова

«___»_______________2015 г.

Утверждаю

Заведующий отделом по УВР

Асбестовско-Cухоложского филиала

ГБОУ СПО «СОМК»

________________К.Н. Осипова

«____»______________2015 г.

Методическая разработка предназначена для преподавателя и содержит материал для проведения теоретического занятия по теме «Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу». Рассматриваемая тема входит в раздел «Новое время: эпоха модернизации».

Составитель: Хрусталева К.С. преподаватель дисциплины «История»

Пояснительная записка

Методическая разработка для преподавателя содержит материал для проведения теоретического занятия по теме «Модернизация как про­цесс перехода от тради­ционного (аграрного) к индустриальному обще­ству», которая входит в раздел «Новое время: эпоха мо­дернизации».

Содержание теоретического занятия соответствует рабочей программе дисциплины ОУД.04. История специальности 34.02.01 Сестринское дело.

На занятии обучающиеся получат представление о Великих географических открытиях, благодаря которым получили развитие такие науки как география, история, астрономия; изменилась повседневная пища человека; началось активное освоение новых земель. Обучающиеся познакомятся с этапом Реформации, которая распространилась на всю Европу и оказала огромное влияние на религиозное сознание людей того времени.

На занятии используются элементы технологий проблемного и модульного обучения, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий.

На этапе актуализации к учебной деятельности преподаватель использует метод мозгового штурма, создавая учебно-проблемную ситуацию, решение которой возможно после получения знаний на занятии.

На этапе изложения нового материала обучающиеся имеют возможность пополнить свои знания о Великих географических открытиях и периоде Реформации.

Преподаватель предлагает рассмотреть этапы формирования нового пространственного восприятия мира, используя презентацию, благодаря которой студенты имеют возможность визуально познакомиться с исследователями новых земель и главными реформаторами эпохи Нового времени, познакомиться с техническими изобретениями изучаемого периода.

На этапе самостоятельной работы обучающиеся выполняют задания, которые направлены на развитие умения работать с дополнительной литературой о Реформации в Европе.

На этапе закрепления нового материала студентам предлагается решить кроссворд.

Результатом освоения знаний по теме данного занятия является формирование знаний о Великих географических открытиях и переходе к индустриальным цивилизациям.

Тема «Модернизация как про­цесс перехода от тради­ционного (аграрного) к индустриальному обще­ству»

Тип и форма занятия: теоретическое занятие комбинированного типа

Продолжительность занятия: 90 минут

Цель занятия: формирование знаний обучающихся о Великих географических открытиях и причинах перехода к индустриальным цивилизациям.

Задачи:

образовательные:

проследить ход Великих географических открытий

— познакомить обучающихся с мореплавателями-первооткрывателями и их открытиями

— проследить причины перехода к индустриальной цивилизации

— познакомить с деятелями эпохи Реформации

развивающие:

способствовать развитию умения прослеживать причинно-следственные связи

-создать условия для развития у обучающихся логического мышления и речи

-способствовать развитию умения работать с географической картой и дополнительными источниками

воспитательные:

— способствовать развитию познавательного интереса к изучаемой дисциплине;

— способствовать развитию культуры взаимоотношения при работе в парах

Формируемые компетенции: ОК1, ОК2, ОК4, ОК6, ОК9, ОК10, ОК12.

Методы обучения: метод мозгового штурма, метод учебно-проблемной ситуации

Междисциплинарные связи: Обществознание

Средства обучения:

Методическое обеспечение: рабочая программа дисциплины ОУД.04 История для специальности: 34.02.02 Сестринское дело СПО базовой подготовки, очной формы обучения, методическая разработка занятия, дидактический материал, презентация Microsoft Office PowerPoint, видео «Реформация в Европе».

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, USB-накопитель.

План занятия

  1. Организация начала занятия

1 минута

  1. Актуализация знаний

4 минуты

  1. Изложение нового материала (первичное усвоение знания)

35 минут

3.1 Лекционный материал

3.1 Заслушивание сообщений студентов

3.2 Физкультурная минутка

3.3 Заслушивание сообщений студентов

3.4 Лекционный материал, просмотр фильма

  1. Самостоятельная работа студентов

20 минут

  1. Закрепление полученного материала

20 минут

  1. Домашнее задание

2 минуты

  1. Подведение итогов

5 минут

  1. Рефлексия

3 минуты

Содержание урока и методические указания

по каждому этапу

  1. Организационная часть

Преподаватель приветствует обучающихся и проверяет их готовность к занятию (наличие тетрадей и канцелярских товаров). Контроль посещения занятия.

  1. Актуализация знаний

На данном этапе преподаватель формулирует тему занятия, цель и задачи занятия.

Для мотивации обучающихся на получение новых знаний, преподаватель создает учебно-проблемную ситуацию, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы.

В эпоху Средневековья люди жили в усло­виях традиционного общества. В таком обществе духовные ценности, образ жизни, организация трудовой деятельности передаются почти без изменений от поколения к поколению в течение длительного времени. Одним словом, люди живут так, как жили их предки. В Новое время происходит постепенное разрушение традиционного общества. Сегодня мы рассмотрим несколько этапов Нового времени, которые кардинально изменили взгляды Средневекового человека — это ВГО и Реформация в Европе.

Как вы думаете, почему ВГО называли Великими и как они повлияли на развитие истории? (варианты ответов обучающихся)

У вас замечательные варианты ответов! Но чтобы убедиться в правильности этих ответов, познакомимся с ходом ВГО.

  1. Изложение нового материала

На этом этапе преподаватель знакомит обучающихся с новым материалом используя презентацию Microsoft Office Power Point, опираясь на следующий план:

  1. Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени.

Рассматривается понятие «Новое время» и принципы его периодизации.

  1. Предпосылки Великих географических открытий.

Рассматриваются предпосылки ВГО, прежде всего появление винтов из бронзы, новых конструкций парусов и кораблей и навигационных карт. Новые изобретения и технические усовершенствования позволили европейцам расширить знания о Земле, совершить Великие географические открытия

  1. Причины Великих географических открытий и значение ВГО

Раскрывая этот вопрос, преподаватель рассказывает о том, что рост городов неизбежно вел к тому, что Европа была перенаселена. Месторождений драгоценных металлов в Европе практически не было, а необходимость в золотых и серебряных монетах не уменьшалась, а лишь возрастала. Жажда обогащения и стремление возможности распространения христианства привели к ВГО.

Преподаватель предлагает проследить ход ВГО.

Студенты представляют небольшие сообщения о мореплавателях первооткрывателях: Генрихе Мореплавателе, Бартоломеу Диаше, Васко да Гама, Христофоре Колумбе, Америго Веспуччи, Фернане Магелане.

Преподаватель просит студентов в ходе прослушивания сообщений кратко записывать информацию.

Физкультурная минутка

После выступлений обучающихся преподаватель говорит о том, что начинается завоевание новых земель и предлагает рассмотреть схему конкисты используя презентацию.

Преподаватель предлагает на основе полученной информации ответить на вопрос поставленный в начале занятия и записать значения ВГО. Акцент при рассмотрении данного вопроса делается на то, что ВГО создали условия для развития истории, астрономии и географии. Смещение торговых путей привело к тому, что главные торговые города Генуя и Венеция потеряли свое значение. Появляются первые колониальные империи.

  1. Европа в период Реформации

Преподаватель говорит о том, что в период Нового времени важным этапом были не только ВГО, но и Реформация, которая в середине XVI в. распространялась по всей Европе, охватив Англию, Францию, Данию, Норве­гию, Нидерланды, Швейцарию.

Преподаватель предлагает посмотреть видео о Европе до Реформации. После просмотренного видеоматериала обучающиеся совместно с преподавателем описывают образ Европы до наступления периода Реформации.

4. Самостоятельная работа студента

На данном этапе преподаватель предлагает поработать с дополнительной информацией в паре. Обучающимся предоставляется дополнительный материал, после изучения которого они должны ответить на вопросы (Приложение №1). Каждой паре выдается один из четырех вариантов дополнительной информации.

Время на выполнение задания – 10 минут.

  1. Закрепление полученного материала

С целью закрепления полученных знаний преподаватель предлагает обучающимся разгадать кроссворд (Приложение 2). В конце данного этапа преподаватель совместно с обучающимися проверяют ответы кроссворда.

Время на выполнение задания — 15 минут.

  1. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

С целью закрепления и повторения изученного материала, обучающимся предлагается выполнить домашние задание:

  1. Составить исторический портрет одного из деятелей Великих Географических открытий или периода Реформации в Европе по плану:

1. Годы жизни, место рождения.

2. Личная характеристика.

3. Основные направления деятельности. Цели и результаты (причины успеха или неудач).

4. Роль личности в истории.

  1. Подведение итогов

После завершения работы преподаватель подводит итоги и оценивает полученный результат. Обучающимся сообщаются оценки, полученные за работу на занятии.

  1. Рефлексия

Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1. Сегодня я узнал…

2. Мне было трудно…

Информационное обеспечение

Основная литература:

1. Всеобщая история. История Нового времени, 1500— 1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, JI. М. Ванюшкина. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 304с.

2. Всеобщая история : с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни /В.И.Уколова, А.В. Ревякин ; под ред.А.О. Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». — 7-е изд., — М.: Просвещение, 2012. — 367 с.

3. 3агладин Н.В., Симония Н.А. История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. ¬ 8-¬e изд. ¬ М.: 000 .ТИД .Русское слово ¬ РС., 2008. ¬ 400 с.: ил.

4. История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина: Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века / авт.-сост. Н. В. Зайцева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 271 с.

Приложение 1

Группа 1

Мартин Лютер «95 ТЕЗИСОВ». Извлечения.

«…5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.

6. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.

21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и — много меньше — в получении полного прощения.

67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют «высшую благодать» истинно таковы, поскольку приносят прибыль…».

Дополнительный материал

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что церковная иерархия, монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на «подлинном слове Божьем».

Ссылаясь на апостола Павла, Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это — один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии — священно. Все остальное — дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.

Вопросы:

1. Каковы основные идеи Мартина Лютера?

2. Против чего выступал Мартин Лютер?

3. Какие последствия имели его действия на дальнейший ход истории?

Группа 2

Томас Мюнцер «Пражское воззвание «. Извлечения

Прага, 1 ноября 1521 г.

«…Мир, введенный в заблуждение всякими сектами32, уже давно стремится к правде. Но здесь-то и сбываются слова Иеремии, что дети требовали хлеба, но не нашлось никого, кто бы преломил его для них. И до нас, и в наше время были многие, кто этот хлеб, то есть слово Божие, не преломили, и не в духе, а в букве Писания бросили34, как собакам. О заметь, заметь это! Они его не преломили, не разъяснили истинного духа страха Божьего, и те не получили истинного наставления в том, что они дети Божьи…»

«… Господь совершит удивительные дела со своими избранными, особенно в этой стране. Ибо здесь возьмет начало новая церковь и народ сей будет образцом для всего мира. Поэтому-то и призываю я каждого, чтобы он помог защитить слово Божие…»

Дополнительный материал

Т. Мюнцер формулировал смелую радикальную программу. Придавая своему учению религиозную, богословскую форму, по существу он выступал с критикой не только римской церкви, но и догматов христианского вероучения. Он считал неправильным противопоставлять веру и разум, полагая, что вера есть не что иное, как пробуждение разума в человеке. Он отказывался признавать веру в потусторонний мир, в ад, в дьявола, в магическое значение причащения, в осуждение грешников. Христос, по его мнению, был человеком, а не богом, был просто пророком и учителем.

Человека Т. Мюнцер рассматривал как часть божественного мироздания и проповедовал возможно более полное единение его с божественным целым. Он требовал для этого подавления всех личных склонностей человека и подчинения отдельного человека интересам общества.

Т. Мюнцер требовал немедленного установления царства божьего на земле путем возврата церкви к ее первоначальному состоянию и устранения всех учреждений, находившихся в противоречии с этой раннехристианской, в действительности же совершенно новой церковью. Но под царством божьим Т. Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Все существующие власти, в случае, если они не подчинятся революции и не примкнут к ней, должны быть низложены; все промыслы и имущества становятся общими, устанавливается самое полное равенство.

Для осуществления этой программы Т. Мюнцер считал необходимым основать союз и полагал, что князьям и господам должно быть предложено присоединиться к этому союзу. Если же они не пожелают этого, он призывал напасть на них с оружием в руках и перебить их всех.

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. Летом 1524г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. В 1525г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной

Вопросы:

1. Каковы основные идеи Томаса Мюнцера?

2. Чего хотел добиться Томас Мюнцер?

3. Как должны были поступить с гражданами которые не подчинятся революции и не примкнут к ней?

4. Какие последствия имели его действия на дальнейший ход истории?

Группа 3

Жан Кальвин «Наставления в христианской вере». Извлечения

«…Цель жизни возрождённого христианина в том, чтобы установить гармонию и согласие между Божьей справедливостью и нашим послушанием, утвердившись в усыновлении, которым Бог объявил нас своими детьми…»

«… Короля делает истинным королём признание того, что он правит своей страной как наместник Бога. И наоборот, кто пользуется королевской властью не ради служения славе Божьей, тот не король, а разбойник. Можно ли ждать процветания в королевстве, где не правит скипетр Божий, то есть его святое слово? …»

Дополнительный материал

Кальвин развивает идеи Лютера о «двух порядках». Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей. Государство установлено Богом, поэтому протест против власти, даже самой жесткой – «дерзость против божьей воли». Но все же он признавал за поданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей установления Бога.

По мнению Кальвина, государство может иметь любую форму, если она установлена Богом. Из политических режимов наихудшим он считал демократический, а наилучшим – аристократический или олигархический. Оптимальной формой организации политической власти реформатор считал аристократическую республику, которая во многом аналогична модели самоуправляющейся религиозной общины, которая была положена в основу устройства протестантской общины в Женеве.

Кальвин начал реализацию своих идей после прихода к власти в Женеве, придав религиозным установлениям силу государственного закона. Город был разделен на кварталы. Верующие были объединены в общины, возглавляемые пресвитерами (старейшинами) из мирян и проповедников, получивших соответствующую подготовку, но не имевшие сана. Они составляли консисторию (особое совещание Священной Коллегии Кардиналов), управлявшую религиозной жизнью общины. Старейшинам вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей. В качестве наказания применялось изгнание из города, казнь. Были упразднены церковные таинства, кроме крещения и причащения, церковные праздники, из храмов удалены украшения и утварь.

Вопросы:

1. Каковы основные идеи Жана Кальвина?

2. Что говорит Жан Кальвин об организации государства и власти?

3. Как начал реализовывать свои идеи Жан Кальвин?

Группа 4

Ян Гус (1369-1415)

Ян Гус выступал против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе.

Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.

  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.

  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.

  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.

  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).

Вопросы:

1. Против чего выступал Ян Гус?

2. Как Гус распространял свое учение среди народа?

Приложение 2

Кроссворд

multiurok.ru

Введение. Переход к индустриальному обществу

В
7 классе вы изучили историю Раннего Нового времени. Теперь вам предстоит узнать
о событиях XIX – начала XX веков.

В
первую очередь давайте определим хронологические рамки Нового времени. Начало
ему положили Великие географические открытия конца XV века. Границы мира
для человечества расширились. Стал формироваться Мировой рынок. Крупные
европейские государства создали колонии на вновь открытых землях. В
конце XVIII века в Новом свете появилось государство – Соединённые Штаты
Америки
.

В
Европе быстро распространялись идеи Реформации. В XVII–XVIII веках произошли
буржуазные революции, которые стали первым шагом к разрушению традиционного
общества. В XVIII веке началась первая индустриальная революция.
Началось внедрение машинного производства, строилось все большее количество
фабрик.

Все
эти события меняли Европу, а вместе с ней и весь мир. Это было Раннее Новое
время
.

Период,
с которым вам предстоит познакомиться, получил название «Долгий XIX век».
Его хронологические рамки – конец XVIII века – начало XX века.

С
какими же новыми явлениями столкнулись люди в это время?

В
первую очередь это модернизацияпроцесс перехода от аграрного
общества к индустриальному.

Однако
происходили эти процессы в мире неравномерно. Учёные выделяют три эшелона,
или три категории государств, в которых модернизация проходила по-разному.

К первому
эшелону
относятся страны, в которых капиталистические отношения зародились
раньше всех. Например, такие как Англия и Франция. В них индустриальное
общество развивалось постепенно. Соблюдалась преемственность форм производства:
от ремесленных мастерских к мануфактурам и фабрикам.

Второй
эшелон модернизации
это страны молодого капитализма.
Здесь переход осуществлялся путём реформ «сверху». Власти осознавали
необходимость перемен раньше, чем для этого были созданы условия. К странам
второго эшелона относятся Германия, Италия, Россия, Австро-Венгрия, США.

Третий
эшелон модернизации
это страны, в которых на протяжении
долгого времени сохранялось традиционное общество
.  Государства
Латинской Америки, Африки, Азии. Здесь процессы модернизации были очень
ограничены и происходили с большим трудом.

Отдельно
стоит рассматривать модернизацию в странах Востока. Помните, что Китай и Япония
закрыли свои государства для европейцев, здесь на протяжении долгого времени
сохранялось традиционное общество. Их восприятие мира существенно отличалось от
европейского, поэтому любые новшества отклонялись.

Сами
процессы модернизации охватывали разные сферы жизни общества. Давайте их
рассмотрим и узнаем, что изменилось в XIX веке.

Демография.
В XIX веке наблюдался резкий рост населения Европы. К 1900 году оно увеличилось
практически в два раза и равнялось более чем 400 миллионам человек.
Объяснялось это в первую очередь успехами в сфере медицины. Заметно снизилась
смертность, а рождаемость начала увеличиваться.

В
этот период усилились миграционные процессы. Большое количество
европейцев переезжало в Новый свет. Там было много свободной земли. К тому же
людей привлекали рассказы о немыслимых богатствах, которые таились в недрах
Америки.

Только
в период с 1800 по 1900 год из Европы в Америку уехало почти 28 миллионов
человек
, большей частью это были жители Англии. Миграция способствовала
ускорению развития государств, новые страны вовлекались в Мировой рынок.

В
XIX веке началась
урбанизация рост городского
населения и сосредоточение экономической жизни в городах.
Происходило это
из-за увеличения количества фабрик и заводов, люди уезжали в города в поисках
работы.

Уже
в середине XIX века в Англии более половины всего населения проживало в
городах.

К
началу XX века в мире насчитывалось 13 городов, насчитывающих более миллиона
человек – Лондон, Нью-Йорк, Берлин, Париж, Чикаго, Вена, Токио, Пекин,
Филадельфия, Санкт-Петербург, Москва, Калькутта и Константинополь.

Экономика.
В XIX веке завершился промышленный переворот. Быстрыми темпами развивалась индустриализация.

Ручной
труд повсеместно вытеснялся машинным производством, которое становилось все
более сложным. Появлялись новые материалы, новые источники энергии, углублялось
разделение труда.

Экономический
потенциал государства теперь стал измеряться количеством машин на производстве,
протяжённостью железнодорожных линий и добываемыми полезными ископаемыми. Это
время получило название «век пара и железа».

Продолжал
формироваться Мировой рынок. Продукция изготавливалась в больших
количествах, и продавать её только внутри страны было невозможно. Складывались
тесные торговые отношения между государствами. Большое количество сырья и
товаров поставлялось в Новый свет. В это время началось обострение
соперничества за владение колониями. Ведь это были дополнительные рынки сбыта
продукции.

Развивался
военный флот, появлялись новые виды оружия.

Политика. В
XIX веке усилились процессы демократизации общества. Правители государств
понимали, что единоличная власть монарха уже не соответствует эпохе. К тому же буржуазные
революции
показали это на своём примере. Все больше сторонников появлялось
у идеи того, что источником власти должен быть народ.

Англия
была парламентской монархией. Во Франции в конце XIX века утвердилось республиканское
правление
. Германские государства объединились, была принята конституция.

В
XIX веке оформились такие общественно-политические учения как
консерватизм,
либерализм и социализм.

Изменилась
структура общества. Элиту составляли представители старой аристократии. Заметно
вырос
средний класс, в который входили буржуазия, интеллигенция и
чиновники
. Продолжал формироваться рабочий класс.

Культура.
В XIX веке быстро менялась научная картина мира. Совершались открытия в
области, физики, химии, естествознания. Люди были открыты новым знаниям.
Религия, с её догмами и ограничениями, больше не оказывала существенного
влияния на учёных.

Росло
количество образованных людей. В европейских странах было введено всеобщее
начальное обучение. Продолжить его можно было в средних школах или высших
учебных заведениях.

Таким
образом, XIX век принёс изменения во все сферы жизни людей. Окружающий мир
менялся с невероятной быстротой, приобретая современные черты. Подробнее обо
всем этом вам предстоит узнать.
Вперёд!

videouroki.net