Модернизация это переход от традиционного к индустриальному обществу – «Тема 20. План Модернизация как переход от традиционного к индустриальному обществу Черты мировоззрения эпохи Возрождения Реформация.». Скачать бесплатно и без регистрации.

«Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу». 10-й класс

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

показать учащимся на примере изучения истории стран Западной Европы интеграцию курсов истории и обществознания, что способствует качественной подготовке к единому государственному экзамену.

Задачи урока:

  • рассмотреть признаки традиционных и индустриальных обществ, предпосылки перехода стран Западной Европы от феодализма к капитализму, составляющие процесса модернизации;
  • продолжить формировать общеучебные умения и навыки: умение работать с источниками, составлять схемы, сравнивать и анализировать;
  • развивать интерес к всемирной истории.

Форма урока: лабораторная работа

Метод: поисково-исследовательский

Оборудование: Загладин Н.В. Всемирная история. История России с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. М.: “ТИД “Русское слово – РС”, (параграф Западная Европа: новый этап развития), раздаточный материал для учащихся (приложения № 1 – 4).

План урока:

  1. Признаки традиционных и индустриальных обществ.
  2. Предпосылки перехода от феодализма к капитализму.
  3. Модернизация.

1. Признаки традиционных и индустриальных обществ.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход — переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

Нам необходимо вспомнить из курса обществознания

1) признаки традиционного общества и признаки индустриального общества;

2) признаки феодализма и капитализма.

Учащиеся должны дать следующие ответы:

1) Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

2) Признаки феодализма:

  • хозяйство натуральное, труд ручной;
  • наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;
  • феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

Признаки капитализма:

  • товарно-денежные отношения, машинный труд;
  • наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;
  • буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

2. Предпосылки перехода от феодализма к капитализму.

Задание № 1 (приложение № 1).

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма — к капитализму.

Учащиеся должны выписать следующие предпосылки:

  1. Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира.
  2. Становление коммунальных движений.
  3. Формирование сословий, которые отстаивали свои права.
  4. Позиция церкви в вопросах экономики и коммерции.

Задание № 2 (приложение № 2).

  1. Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон.
  2. Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Учащиеся должны выписать следующие черты идеального человека и черты характера:

1. Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государства, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…(возможны другие варианты)

2. Бережливость, воздержанность, строгость и трезвость (возможны другие варианты)

Задание № 3 (приложение № 3).

1. Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Учащиеся должны выписать следующее:

1.

а) здесь развивалась торговля;
б) способствовали развитию сельского хозяйства;
в) город – мастерская, здесь производился товар;
г) в городе – разделение труда.

2.

а) городские школы;
б) учеба и преподавание наук стало ремеслом;
в) книга превратилась в инструмент познания.

Задание № 4 (приложение № 3).

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Учащиеся должны вставить следующие понятия - купцы, цеховые мастера.

Задание № 5 (приложение № 4).

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Учащиеся должны написать следующее:

1. Кальвинизм поощрял предпринимательство. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость (возможны другие варианты).

2. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято (возможны другие варианты).

3. Модернизация.

Задание № 6 (приложение № 4).

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

Учащиеся должны дать следующие ответы:

предпосылки:

  • развитие торговли;
  • развитие банков;
  • технический прогресс.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что — различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Мануфактура – это капиталистическое предприятие, где используется труд наемных рабочих, существует разделение труда, труд остается ручным, производство организовано для продажи товаров.

Типы мануфактур: рассеянные, смешанные и централизованные.

Общее

  • труд ручной
  • ремесленная техника

Различия

Ремесленная мастерская Мануфактура
Ученики, подмастерья, мастера Наемные рабочие
Отсутствует разделение труда Разделение труда

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

1) Развитие товарно-денежных отношений.

2) Изменения в социальной структуре общества

3) Формирование единого внутреннего рынка.

Далее необходимо организовать работу с лексическим значением понятия модернизация.

Модернизация – (фр. modernisation) – введение усовершенствований во что-то, приведение к современным требованиям. Модернизация – сложный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

  • урбанизацию – небывалый рост городов;
  • индустриализацию – использование машин в производстве;
  • демократизацию политических структур;
  • секуляризацию – освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви.

Вывод урока следует из цели и задач, поставленных перед десятиклассниками.

Приложение №1

Задание № 1.

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма — к капитализму.

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта развития, которые открывали путь для “европейского чуда”.

Западная Европа была прямой наследницей греко – римского мира, мира с необычайно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

Становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойка людей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

Оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило

государство пойти на сотрудничество с ним. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

Важна была и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались “нечистыми”. Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получала “права гражданства”, а после Реформации стала считаться весьма достойным занятием.

(Хачатурян В.М.)

Приложение №2

Задание № 2.

Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон

Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу? …Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…

…Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно.

Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались созданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важные и ответственные дела. …Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

(Цицерон)

Приложение №3

Задание № 3

1.Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.

Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях – в образовании и архитектуре.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.

(Ж. Ле Гофф)

Задание № 4

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Приложение № 4

Задание № 5.

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Бог, по Кальвину,- спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он – по непостижимым соображениям – избрал для вечной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже самыми “богоугодными делами” нельзя себе купить вечное блаженство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно: “Избран ли я?” — и отвечать: “Да, я делаю угодное Богу – следовательно, я избран”. Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобретению богатства угоден Богу ибо “вечный покой святых” возможен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной премией – сознанием избранности.

(А. И. Неусыхин)

Задание № 6.

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что — различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

*——————————————————————————
*——————————————————————————

Различия
——— ———-
*———————— *————————————-
*———————— *————————————-

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

21. Модернизация как процесс. XVIII век в истории перехода Европы от «старого» порядка к новому. Значение Великой французской буржуазной революции

Модернизация —— макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного — к индустриальному. это процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития

18век-век Просвящения и начала модернизации( процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа.) это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества

В сфере производства -индустриализация(использование машин)

В социальной сфере -урбанизация(рост городов)-преобладание городов в экон.жизни общества

В политической сфере -предпосылки к формированию гражданского общества и правового государства.

В духовной сфере -секуляризация — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Идея-в Новое время идеология просвящения-новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма. идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.(т.к. страны отличались по своему развитию)

Французское(классическое) Просвещение 18 в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран(франция-центр интеллектуальной жизни Европы)

век просвещенного абсолютизма- уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами

«одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия — политические, экономические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу.

19 в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в 18в.

22.Индустриальная цивилизация как явление мирового цивилизационного процесса: её развитие, расцвет, закат. Основные черты и наследие индустриального общества.

Развитие: 1)становление Индустриальной или машинной цивилизации

2)переход от аграрной к индустриальной экономике: мануфактурный и фабричный этапы

Мануфактурный этап :17-18в,развития машинного производства

Фабричный этап :от мануфактуры к крупному машинному производству, что принято называть Промышленным переворотом: хлопчатобумажная промышленность~ сфера металлургии~ машиностроения~ горнодобывающий промышленности~рост железнодорожного строительства.

Этапы становления современного мира:

1)16-18вв. – период постепенного вытеснения старых отношений новыми

studfiles.net

Теория модернизации как процесс перехода от традиционного общества к современному — курсовая работа

  1. Понятие теории модернизации
  1. Идейные предшественники модернизационной теории
  1. Основные этапы развития теории
  1. Критерии и типологии модернизации

 

     

     Введение

     Данная  контрольно-курсовая работа посвящена  рассмотрению теории модернизации Выбор темы данной работы обусловлен тем, что эта теория  позволяет объяснить социальные, экономические, политические, экологические, демографические, психологические изменения, претерпеваемые обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа.

     Степень научной исследованности данной темы недостаточна. Практически нет  трудов, касающихся анализа данной теории. Но, тем не менее, можно отметить работы П. Штомпки, У. Бека, Э. Гидденса, которые имеют большое значение для изучения данной темы.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение модернизационной теории.

     Задачи:

  1. Охарактеризовать теорию модернизации как процесс перехода от традиционного общества к современному;
  2. ознакомиться с идейными предшественниками данной теории;
  3. рассмотреть основные этапы развития теории модернизации;
  4. рассмотреть различные критерии и типологии модернизации.

     В ходе выполнения данной работы были использованы дедуктивный, теоретический методы, метод анализа.

     Объектом  в данной контрольно-курсовой работе является теория модернизации.

     Предметом данной работы является специфика модернизационной теории как процесса перехода от традиционного общества к современному.

     Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения работ Б. С. Старостина, М. А Можейко. Источниковая база данной работы представлена работами У. Бека «Общество риска: на пути к другому модерну», Э. Гидденса «Последствия модернити», П. Штомпки «Социология социальных изменений». 

  1. Понятие теории модернизации

     В современном отечественном обществоведении  наибольшей популярностью пользуются три социологические макротеории: формационная, цивилизационная и модернизационная. Активное освоение последней началось относительно недавно.  Остававшаяся в годы советской власти закрытой темой, в которой видели объект критики и инструмент для изучения развивающихся стран, негодный в силу его «порочной» идеологической основы, сегодня теория модернизации является одной из широко изучаемых теорий в отечественной науке.

     Теория  модернизации — теория, призванная объяснить процесс модернизации в обществах. Теория рассматривает внутренние факторы развития любой конкретной страны, исходя из установки, что «традиционные» страны могут быть привлечены к развитию таким же образом, как и более развитые. Теория модернизации делает попытку определить социальные переменные, которые способствуют социальному прогрессу и развитию общества, и предпринимают попытку объяснить процесс социальной эволюции. Хотя никто из учёных не отрицает сам процесс модернизации общества (переход от традиционного к индустриальному обществу), сама теория подверглась значительной критике как со стороны марксистов, так и представителей идеи свободного рынка, так и сторонников теории зависимости по той причине, что представляет упрощённое представление об историческом процессе1

     В современной литературе отмечаются следующие факторы, способствовавшие возникновению этой теории: социополитический, связанный с необходимостью изучения третьего мира, представленного странами бывших колоний и полуколоний мира, малоизвестного Западу и малоизученного социальными науками того времени, за исключением этнографов (Б.С.Старостин). Известные американские востоковеды и политические деятели отмечали важность исследования политических и социальных процессов, идущих в странах Азии. Второй фактор отмечается как информационно-политический, включающий в себя не только сбор информации о странах третьего мира, но и выработку практических рекомендаций для соответствующих ведомств США и их союзников.  Третий фактор – идеологический, т.е. создание теории модернизации в качестве альтернативы социализму. Четвертый  —  теоретический, который состоял в том, чтобы выработать для западной общественной науки оптимистическую парадигму исторического развития, отличную от той, что была популярна между двумя мировыми войнами – от концепции кризиса и «заката» западного мира. Все эти концепции были далеки от оптимистического взгляда на исторический процесс и отрицали прогресс как таковой. Необходима была альтернатива данному, которая могла бы преодолеть социальный пессимизм, дать оптимистическое видение будущего не только в чисто прагматическом, но и в общетеоретическом плане.

     Термин  «модернизация» в переводе с английского  означает осовременивание и обозначается наличием ряда характеристик, свойственных современному обществу.

     Существуют  различные интерпретации понятия  модернизации. П. Штомпка выделяет три значения данного понятия. Согласно его мнению, в первом, общем смысле, модернизация – это синоним всех прогрессивных социальных изменений, когда общество движется вперед. В этом смысле выход из пещер и строительство первых укрытий, столь же явный пример модернизации, как и приход автомобилей на смену лошадиным повозкам или компьютеров на смену пишущим машинкам. Однако он считает, что применительно к теории модернизации ближе следующие две интерпретации данного понятия: в первом смысле понятие «модернизации» тождественно понятию «современности» и означает комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций, происходивших на Западе с XVI-го века и достигших своего апогея в XIX-XX веках. Сюда включаются процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующего влияния капитализма, распространения индивидуализма и мотивации успеха, утверждения разума и науки и т.д. Модернизация в этом смысле означает достижение современности, «процесс превращения традиционного, или дотехнологического общества, по мере его трансформации, в общество для которого характерны машинная технология, рациональные и секулярные отношения, а также высоко дифференцированные социальные структуры». Классические социологические работы по модернизации в этом смысле принадлежат Конту, Спенсеру, Марксу, Веберу, Дюркгейму и Теннису2.

     Во  втором смысле термин «модернизация» относится к отсталым или слаборазвитым  обществам и описывает их усилия, направленные на то, чтобы догнать ведущие, наиболее развитые  страны, которые сосуществуют с ними в одном историческом времени, в рамках единого глобального общества. Другими словами, в таком случае понятие «модернизация» описывает движение от периферии к центру современного общества. В самом общем виде модернизация характеризуется как общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми.

     В общем виде модернизация определяется как переход от традиционного  общества к современному, которое  включает в себя прежде всего коренное отличие от традиционного, т.е. ориентацию на инновации, преобладание инноваций над традицией, светский характер социальной жизни, поступательное (нециклическое) развитие, выделенную персональность, преимущественную ориентацию на инструментальные ценности, индустриальный характер, массовое образование, активный деятельностный психологический склад и т.д.

  1. Идейные предшественники модернизационной теории

freepapers.ru

Модернизация как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному.

Типы обществ

(Можно в плане включать в тему «Многовариантность развития общества»

  1. Варианты классификации обществ.

Типология обществ –классификация обществ по какому-либо важному признаку.

Варианты классификации:

а) по наличию письменности: дописьменные и письменные

б) по уровню социальной дифференциации – простые и сложные

в) по формации (марксисты) – первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое

ТИПЫ ОБЩЕСТВ (Стадии экономического роста)
г) современная классификация (по стадиям экономического роста) – традиционное (аграрное), индустриальное, постиндустриальное (У. Ростоу – пять стадий с переходными, О. Тоффлер – три стадии, названия, «Третья волна»)

 

 

    
  

2. Характеристика традиционного (аграрного) общества (полнее см. таблицу):

Сформировалось в эпоху неолита (неолитическая революция – «первая волна»), переход к производящему хозяйству, оседлый образ жизни, города, государства, социальное расслоение.

а) аграрный характер экономики (основной продукт создается в сельском хозяйстве, задача экономики – удовлетворить потребность в еде, большинство населения проживает в деревне и т.п.

б) зависимость человека от природы

в) коллективные формы собственности

г) низкая социальная мобильность

д) господство государства, власти над личностью; господство единоличных форм власти (монархия, деспотия)

е) слияние власти и собственности (экономической и политической власти)

ж) господство религиозного сознания, роль религии и церкви

з) постепенная, плавная эволюция в общественном развитии, устойчивость, стабильность, низкие темпы социальных изменений, ценность – не прогресс, а традиции

и) сила и ценность традиций, обычаев

к) патриархальный характер общества и государства (традиционный наследственный тип власти, власть и собственность передаются в основном по мужской линии, сила семейных традиций, господство мужчин, старших, опора на силу, а не право)

Примеры: все доиндустриальные общества: античные – Греция и Рим, Древний Восток, средневековые, древнерусское и средневековое российское.

 

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки пат­ри­ар­халь­ной (тра­ди­ци­он­ной) семьи. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) сов­мест­ное про­жи­ва­ние не­сколь­ких по­ко­ле­ний

2) при­ня­тие ре­ше­ний всеми чле­на­ми семьи

3) эко­но­ми­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность жен­щи­ны

4) ор­га­ни­за­ция быта как ос­нов­ная эко­но­ми­че­ская функ­ция

5) жёсткое рас­пре­де­ле­ние муж­ских и жен­ских обя­зан­но­стей

6) сов­мест­ная про­из­вод­ствен­ная де­я­тель­ность

 

 

Модернизация как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному.

Модернизация – в широком смысле– обобщающее понятие, включающее процесс обновления, развития общества.

В более узком – в рамках теории модернизации — охватывающий все сферы общественной жизни процесс перехода от лишенного динамизма традиционного типа общества к индустриальному, затем к постиндустриальному.

Когда? – Новое время

– переходный этап – XV-XVIII в. (В Италии началось раньше – Возрождение,

— последний этап – промышленная революция – в Англии XVIII в., в остальной Европе – XIX в.

События: Возрождение, Великие географические открытия, Реформация, Просвещение, буржуазные революции (Нидерланды, Англия, Франция), промышленный переворот – завершение.

Органическая (естественная)– в Европе

Неорганическая – остальной мир (часть Азии, Лат Америка, некоторые страны Африки)- колонизация, вестернизация (навязывание образцов, европейского образа жизни).

Модернизация включает разные стороны (по сферам):

экономическая – промышленная революция, переход от ручного труда к машинному, от цеховой организации к фабричной, разделение труда и тд., критерий: освоение новых технологий политическая – переход от традиционного типа власти (наследственная монархия) к современному, правовому типу (выборная, республики), становление гражданского общества и правового государства (парламентаризм, многопартийность, демократия), критерий: наличие эффективного централизованного государства

социальная: переход от сословного общества к классовому, усложнение, усиление мобильности, индивидуализация, критерий: разделение между частной и общественной жизнью, выделение автономного «я»

духовная – ослабление роли религии, усиление роли науки, развитие образования, массовое образование, секуляризация (отделение от церкви, религии), новая картина мира, критерий: свободный доступ к информации, возможность широким массам приобщаться к культурному наследию.

 

К какой сфере модернизации относится научная революция XVII века?

1) экономической 2) политической 3) социальной 4) дужовной

 

4. Основные черты индустриального (промышленного) общества:

Формирование – Промышленная революция (переворот) – «Вторая волна»

Название – А. Сен-Симон (утопист XIX в.). Концепция – О. Тоффлер и др.

а) крупная, технически развитая промышленность

б) машинизация и автоматизация производства

в) высокая степень разделения труда

г) массовое производство

д) частная собственность и рыночная экономика

е) развитие транспорта

ж) общество стремится господствовать над природой, подчинять её

з) социальная мобильность, приобретенные (достигаемые) статусы более важны

и) растет значение образование, науки (падает роль семьи и церкви)

к) высокая степень урбанизации

л) формирование гражданского общества и правового государства, демократизация политической жизни

м) ускорение прогресса, ценность прогресса, изменений, инновации

о) равноправие, равноправная семья

Примеры: Европа в XIX в., Россия в XX в

 

Практикум: Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, при­су­щие ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) при­о­ри­тет кол­лек­ти­вист­ских цен­но­стей 2) рост чис­лен­но­сти ра­бо­че­го клас­са
3) вы­со­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность 4) ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий
5) гло­ба­ли­за­ция эко­но­ми­ки и фи­нан­сов 

 

 

4-i-5.ru

Переход от традиционного общества к индустриальному.docx — Разработка урока. Всеобщая история. «Переход …

Переход от традиционного общества к индустриальному
В XIX в. в развитых странах мира происходит переход от традиционного
общества к индустриальному. Скорость этого процесса была неравномерной.
Традиционное общество – общество, в котором человек не мыслит себя вне
природы; над ним всецело властвуют вековые традиции и обычаи.
Индустриальное общество – общество, в котором завершен процесс
создания крупной, технологически развитой промышленности.
Модернизация – становление и развитие индустриального общества
(переход от традиционного к индустриальному обществу)

Поэтому можно выделить в XIX в. три эшелона модернизации.
К первому эшелону относятся страны так называемого «старого
капитализма», где индустриальное общество развивалось эволюционно и это
развитие носило естественный характер (например, Англия, Франция).
Модернизация началась рано (17в.), под влиянием естественных, внутренних
причин и экономических предпосылок.
Темпы модернизации – естественные.

Ко второму эшелону относят страны так называемого «молодого
капитализма», где модернизация проводилась в основном за счет
целенаправленных реформ (например, Германия, Италия, Австрийская
империя, США, Россия). Иногда эти страны называют странами
«догоняющего капитализма».
Начало модернизации – 18 в., завершение – 2 пол. 19 в.
Во главе модернизационных процессов стоит государство, которое проводит
реформы. Главная цель – догнать страны 1 эшелона.
Темпы – быстрые, форсированные.
К третьему эшелону модернизации относятся страны, где преобладали нормы
традиционного общества, и процесс модернизации шел очень медленно. Это
Страны Латинской Америки, страны Азии и Африки.
Модернизация – в конце 19 – начале 20 вв. Модернизация идет под влиянием
развитых стран. Внутренние предпосылки модернизации отсутствуют. Темпы
– замедленные.
Если говорить о странах и народах Востока, необходимо сказать, что развитие
модернизации в этих странах имело свои особенности, носило запаздывающий
и ограниченный характер.
Раздел мира на сферы влияния индустриально развитыми странами вызывал у
народов Востока враждебность к колонизаторам и, само собой, неприятие
всего того, что имело западное происхождение за исключением тогдашнего
оружия. Кроме того, нельзя забывать, что в традиционных обществах Востока

znanio.ru

4. Проблема модернизации традиционных обществ

Историческая ситуация конца XX века характеризуется слож­ной этнокультурной обстановкой. Фундаментальной проблемой современной эпохи все более становится противостояние тради­ционной и модернизированной (современной) культур. Именно это противостояние оказывает возрастающее влияние на ход культурно-исторического процесса. Противостояние «современ­ного» и «традиционного» возникло в результате крушения коло­ниальной системы и возникновения необходимости адаптиро­вать вновь появившиеся на политической карте мира страны в современный мир, современную цивилизацию. Однако на деле процессы модернизации начались намного раньше, еще в коло­ниальные времена, когда европейские чиновники, твердо уве­ренные в благотворности и полезности своей деятельности для «туземцев», истребляли традиции и верования последних, кото­рые, по их мнению, были вредны для прогрессивного развития этих народов. Тогда предполагалось, что модернизация прежде всего подразумевает внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, она является средством ускоре­ния, упрощения и облегчения пути, который все равно пред­стояло пройти этим народам.

Разрушение многих культур, последовавшее за такой насильст­венной «модернизацией», привело к осознанию порочности подобного подхода, к необходимости создания научно обоснованных теорий модернизации, которые можно было бы применять на практике. В середине века многие антропологи делали попыток и взвешенного анализа традиционных культур, исходящего из отка­за от универсалистской концепции культуры. В частности, группа американских антропологов под руководством М. Херсковица в ходе подготовки Всеобщей декларации прав человека, проходив­шей под эгидой ООН, предложила исходить из того, что в каж­дой культуре стандарты и ценности имеют особый характер и что поэтому каждый человек имеет право жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе. К сожалению, возобладала универсалистская точка зрения, вытекавшая из эволюционного подхода, именно эволюционистская парадигма легла в основу появившихся тогда теорий модернизации, и сегодня в этой декларации записано, что права человека едины для представителей всех обществ независимо от специфики их традиций. Но ведь не секрет, что записанные там права человека представляют собой постулаты, сформулированные именно европейской культурой.

Согласно преобладавшей тогда точке зрения переход от тра­диционного общества к современному (а он считался обязатель­ным для всех культур и народов) возможен только через модерни­зацию. Этот термин сегодня употребляется в нескольких смыслах, поэтому его следует уточнить.

Во-первых, под модернизацией подразумевается весь комплекс прогрессивных изменений в обществе, это синоним понятия «современность» — комплекс социальных, политических, эконо­мических, культурных и интеллектуальных трансформаций, про­исходивших на Западе с XVI века и достигших своего апогея сего­дня. Сюда включаются процессы индустриализации, урбаниза­ции, рационализации, бюрократизации, демократизации, доми­нирующее влияние капитализма, распространение индивидуализ­ма и мотивации успеха, утверждение разума и науки.

Во-вторых, модернизация — это процесс превращения традици­онного, дотехнологического общества в общество с машинной технологией, рациональными и секулярными отношениями, вы­сокодифференцированными социальными структурами.

В-третьих, под модернизацией понимаются усилия отсталых или слаборазвитых стран, предпринимаемые ими, чтобы догнать развитые страны.

Исходя из этого, модернизацию в самом общем виде можно рассматривать как сложный и противоречивый социокультурный процесс, в ходе которого формируются институты и структуры современного общества.

Научное осмысление этого процесса нашло свое выражение в целом ряде концепций модернизации, разнородных по своему со­ставу и содержанию и не представляющих собой единого целого. Эти концепции стремятся объяснить процесс закономерного пе­рехода от традиционных обществ к современному и далее — к эпо­хе постсовременности. Так возникли теория индустриального общества (К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер), концепция формальной рациональности (М. Вебер), теория механической и органической модернизации (Э. Дюркгейм), формальная теория общества (Г. Зиммель), которые, различаясь своими теоретическими и мето­дологическими установками, тем не менее едины в своих неоэво­люционистских оценках модернизации, утверждающих, что:

1) изменения в обществе являются однолинейными, следова­тельно, менее развитые страны должны пройти путь вслед за раз­витыми;

2) эти изменения необратимы и идут к неизбежному финалу — модернизации;

3) изменения носят постепенный, накопительный и мирный ха­рактер;

4) все стадии этого процесса должны быть неизбежно пройдены;

5) большое значение имеют внутренние источники этого дви­жения;

6) модернизация принесет улучшение существования этих стран.

Кроме того, было признано, что процессы модернизации долж­ны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой. По сути, это осознанное копирование западного общества.

Рассматривая механизм модернизации, все теории утверждают, что это спонтанный процесс и, если устранить мешающие барье­ры, все пойдет само собой. Предполагалось, что достаточно пока­зать преимущества западной цивилизации (хотя бы по телевиде­нию), как всем тут же захочется жить так же.

Однако действительность опровергла эти прекрасные теории. Далеко не все общества, увидев поближе западный образ жизни, устремились ему подражать. А те, кто пошел по этому пути, быст­ро познакомились с изнанкой этой жизни, столкнувшись с ростом нищеты, социальной дезорганизацией, аномией, преступностью. Последние десятилетия также показали, что далеко не все в тра­диционных обществах плохо и некоторые их черты прекрасно со­четаются с суперсовременными технологиями. Это доказали пре­жде всего Япония, Южная Корея, чем поставили под сомнение прежнюю твердую ориентацию на Запад. Исторический опыт этих стран заставил отказаться от теорий однолинейности миро­вого развития как единственно верных и сформулировать новые теории модернизации, которые возродили цивилизационный подход к анализу этнокультурных процессов.

Среди ученых, занявшихся этой проблемой, нужно упомянуть прежде всего С. Хантингтона, который назвал девять главных ха­рактеристик модернизации, обнаруживающихся в явном или скрытом виде у всех авторов данных теорий:

1) модернизация — революционный процесс, ибо он предпола­гает кардинальный характер изменений, радикальную смену всех институтов, систем, структур общества и человеческой жизни;

2) модернизация — комплексный процесс, ибо он не сводится к какому-то одному аспекту общественной жизни, а охватывает общество в целом;

3) модернизация — системный процесс, потому что изменения одного фактора или фрагмента системы побуждают и определяют изменения в других элементах системы, приводят к целостному системному перевороту;

4) модернизация — глобальный процесс, так как, начавшись ко­гда-то в Европе, она охватила все страны мира, которые либо уже стали современными, либо находятся в процессе изменения;

5) модернизация — длительный процесс, и, хотя темпы измене­ний достаточно велики, для ее проведения требуется жизнь не­скольких поколений;

6) модернизация — ступенчатый процесс, и все общества долж­ны пройти одни и те же стадии;

7) модернизация — гомогенизирующий процесс, так как если традиционные общества все разные, то современные в основных своих структурах и проявлениях одинаковы;

8) модернизация — необратимый процесс, на ее пути могут быть задержки, частичные отступления, но, раз начавшись, она не может не завершиться успехом;

9) модернизация — прогрессивный процесс, и, хотя на этом пути народы могут испытать много невзгод и страданий, в конечном счете все окупится, так как в модернизированном обществе неизме­римо выше культурное и материальное благополучие человека.

Непосредственным содержанием модернизации является не­сколько направлений изменений. В историческом аспекте это си­ноним вестернизации, или американизации, т.е. движения к тому типу систем, который сложился в США и Западной Европе. В структурном аспекте это поиск новых технологий, движение от сельского хозяйства как способа существования к коммерческому сельскому хозяйству, замена мускульной силы животных и человека в качестве основного источника энергии современными машинами и механизмами, распространение городов и пространственная кон­центрация рабочей силы. В политической сфере — переход от авто­ритета вождя племени к демократии, в сфере образования — ликви­дация неграмотности и рост ценности знания, в религиозной сфе­ре — освобождение от влияния церкви. В психологическом аспекте -это формирование современной личности, которая включает неза­висимость от традиционных авторитетов, внимание к обществен­ным проблемам, способность приобретать новый опыт, веру в нау­ку и разум, устремленность в будущее, высокий уровень образова­тельных, культурных и профессиональных притязаний.

Односторонность и теоретические недостатки концепций мо­дернизации были осознаны довольно быстро. Критике подверг­лись их принципиальные положения.

Противники этих концепций отмечали, что понятия «тради­ция» и «современность» асимметричны и не могут составлять ди­хотомию. Современное общество — это идеал, а традиционные — противоречивая реальность. Нет традиционных обществ вообще, различия между ними очень велики, и поэтому нет и не может быть универсальных рецептов модернизации. Так же неверно представлять традиционные общества абсолютно статичными и неподвижными. Эти общества тоже развиваются, и насильственные меры по модернизации могут прийти в конфликт с этим ор­ганичным развитием.

Также было не совсем ясно, что входит в понятие «современное общество». В эту категорию несомненно попадали современные западные страны, но что было делать с Японией и Южной Коре­ей? Возникал вопрос: можно ли говорить о современных незапад­ных странах и об их отличии от западных?

Критике был подвергнут тезис о том, что традиции и совре­менность взаимно исключают друг друга. На самом деле любое общество представляет собой сплав традиционных и современных элементов. И традиции не обязательно препятствуют модерниза­ции, а могут в чем-то и способствовать ей.

Отмечалось также, что не все результаты модернизации — благо, что она не обязательно носит системный характер, что экономическая модернизация может осуществляться без поли­тической, что модернизационные процессы могут быть обраще­ны вспять.

В 70-е годы против теорий модернизации были выдвинуты до­полнительные возражения. Среди них самым главным был упрек в этноцентризме. Поскольку роль образца, к которому следовало стремиться, играли США, то эти теории были истолкованы как попытка интеллектуальной элиты Америки осмыслить послево­енную роль США как мировой сверхдержавы.

Критическая оценка основных теорий модернизации в конеч­ном счете привела к дифференциации самого понятия «модер­низация». Исследователи стали различать первичную и вторич­ную модернизации.

Первичная модернизация обычно рассматривается как теорети­ческая конструкция, охватывающая разнообразные социокультурные изменения, сопровождающие период индустриализации и возникновения капитализма в отдельных странах Западной Евро­пы и Америки. Ее связывают с разрушением прежних, прежде все­го наследственных традиций и традиционного уклада жизни, с провозглашением и реализацией равных гражданских прав, ста­новлением демократии.

Основная идея первичной модернизации заключается в том, что процесс индустриализации и развития капитализма предпола­гает в качестве своей предпосылки и главной основы индивиду­альную свободу и автономию человека, расширение сферы его прав. По существу, эта идея совпадает с принципом индивидуа­лизма, сформулированным еще французскими просветителями.

Вторичная модернизация охватывает социокультурные измене­ния, происходящие в развивающихся странах (странах «третьего мира») в условиях цивилизованного окружения высокоразвитыми странами и при наличии сложившихся образцов социальной ор­ганизации и культуры.

В последнее десятилетие при рассмотрении процесса модерни­зации наибольший интерес вызывает модернизация бывших со­циалистических стран и стран, освободившихся от диктатуры. В связи с этим некоторые исследователи предлагают ввести поня­тие «третичная модернизация», обозначая им переход к современ­ности идустриально среднеразвитых стран, сохраняющих многие черты прежней политической и идеологической системы, которые тормозят сам процесс общественных преобразований.

В то же время изменения, накопившиеся в странах развитого ка­питализма, потребовали нового теоретического осмысления. В результате появились теории постиндустриального, супериндуст­риального, информационного, «технотронного», «кибернетиче­ского» общества (О. Тоффлер, Д. Белл, Р. Дарендорф, Ю. Хабермас, Э. Гудценс и др.). Основные положения этих концепций мож­но сформулировать следующим образом.

Постиндустриальное (или информационное) общество приходит на смену индустриальному, в котором преобладающей является промышленная (экологическая) сфера. Главными отличительными особенностями постиндустриального общества являются рост на­учного знания и перемещение центра общественной жизни из эко­номики в сферу науки, прежде всего в научные организации (университеты). Не капитал и материальные ресурсы выступают в нем ключевыми факторами, а информация, помноженная на рас­пространение образования и внедрение передовых технологий.

Старое классовое деление общества на владеющих собственно­стью и не владеющих ею (характерное для социальной структуры индустриального общества) уступает место другому типу страти­фикации, где главным показателем становится деление общества на владеющих информацией и не владеющих ею. Возникают кон­цепции «символического капитала» (П. Бурдье) и культурной идентичности, в которых классовая структура заменяется статус­ной иерархией, обусловленной ценностными ориентациями и об­разовательным потенциалом.

На место прежней, экономической элиты приходит новая, ин­теллектуальная элита, профессионалы, обладающие высоким уровнем образования, компетентностью, знаниями и основанны­ми на них технологиями. Образовательный ценз и профессиона­лизм, а не происхождение или материальное положение — вот главный критерий, по которому осуществляется теперь доступ к власти и социальным привилегиям.

Конфликт между классами, характерный для индустриального общества, сменяется конфликтом между профессионализмом, и некомпетентностью, между интеллектуальным меньшинством (элитой) и некомпетентным большинством.

Таким образом, современная эпоха — это эпоха господства нау­ки и техники, образовательных систем и массовой информации. В связи с этим в концепциях модернизации традиционных об­ществ также изменились ключевые положения:

1) в качестве движущей силы процессов модернизации призна­ется уже не политическая и интеллектуальная элита, а самые ши­рокие массы, которые начинают активно действовать, если появ­ляется харизматический лидер, влекущий их за собой;

2) модернизация в этом случае становится не решением элиты, а массовым стремлением граждан изменить свою жизнь в соответ­ствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации и личных контактов;

3) сегодня уже акцентируются не внутренние, а внешние фак­торы модернизации — мировая геополитическая расстановка сил, внешняя экономическая и финансовая поддержка, откры­тость международных рынков, доступность убедительных идео­логических средств — доктрин, обосновывающих современные ценности;

4) вместо единой универсальной модели современности, кото­рой долго считали США, появилась идея движущих центров со­временности и образцовых обществ — не только Запад, но и Япо­ния, и «азиатские тигры»;

5) уже ясно, что нет и не может быть унифицированного про­цесса модернизации, ее темп, ритм и последствия в различных об­ластях социальной жизни в разных странах будут различны;

6) современная картина модернизации намного менее оптими­стична, чем прежняя, — не все возможно и достижимо, не все зави­сит от простой политической воли; уже признано, что весь мир никогда не будет жить так, как живет современный Запад, поэто­му современные теории уделяют много внимания отступлениям, попятным ходам, провалам;

7) сегодня модернизация оценивается не только по экономиче­ским показателям, которые долгое время считались главными, но и по ценностям, культурным кодам;

8) предлагается активно использовать местные традиции;

9) сегодня основной идеологический климат на Западе — отказ от идеи прогресса — главной идеи эволюционизма, господствует идеология постмодернизма, в связи с чем рухнула сама концепту­альная основа теории модернизации.

Таким образом, сегодня модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. При этом современное общество определяется либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, ли­бо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несу­щее в себе все ее черты. Информационное же общество является стадией современного общества (а не новым типом общества), наступающей вслед за фазами индустриализации и технологизации, и характеризуется дальнейшим углублением гуманистиче­ских основ существования человека.

studfiles.net