Мировоззренческая функция истории пример – 1. История как наука

Функции истории

Что же дает изучение истории? История выполняет в обществе самые разнообразные функции.

Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать новые знания о нем.

Интеллектуально-развивающая функция заключается в том, что изучение истории развивает логическое мышление. Чтобы понять причины происходивших событий, необходимо восстановить логическую цепочку всех решений, которые привели к тем или иным последствиям.

Практически-рекомендательная функция заключается в том, что выявленные историей закономерности развития общества помогают выработать научно обоснованный политический курс, избежав ошибок прошлого. Близка к ней прогностическая функция, которая заключается в том, что изучение истории позволяет предвидеть будущего.

Воспитательная функция заключается в том, что изучение истории в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

Мировоззренческая функция заключается в том, что изучение истории формирует целостную систему взглядов на мир, общество, место человека в нем. Это позволяет сформировать свое отношение к событиям текущего периода, прогнозировать возможные варианты будущего развития ситуации в аналогичных обстоятельствах.

Функция социальной памяти заключается в том, что история является способом коллективной самоидентификации и позволяет осознать свою принадлежность к определенному обществу, государству. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. Тот, кто не помнит прошлого, не может иметь будущего.

students-library.com

Предмет, метод и основные функции исторической науки.

Предмет, метод и основные функции исторической науки.

История(от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2) статистико-математический,который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3)структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4)ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная функцияизучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, метрология, хронология, сфрагистика (печати), геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика (анализ официальных документов), эпиграфика и др.

Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но если какая-либо вспомогательная историческая дисциплина рассматривает всегда только один вид исторического источника и использует только “свои” методы для его анализа, то источниковедение охватывает весь комплекс источников, используя при этом выводы любой из вспомогательных исторических дисциплин.

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников (знаки письменности, особенности графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, формат, переплет рукописей).

Нумизматика– историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения. Свое название она получила от греческого слова “номизма” (монета) в эпоху средневековья.

Сфрагистика (от греческого слова “сфрагис” – печать) — вспомогательная историческая дисциплина, основным объектом изучения которой являются печати.

Геральдика (от латинского слова Heraldus – глашатай) основным объектом исследования является герб – символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств. Основной, но не единственной задачей геральдики как вспомогательной исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов.

Метрология (от греческих слов “метрон” – мера и “логос” – наука, учение) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры в их историческом развитии и взаимной связи.

Хронология(“хронос” – время) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития.

Историческая ономастика – изучение истории имен собственных.

Топонимика – географические названия

Этнонимика– названия народов

Антропонимика – личные имена.

Археология — (от архео- и греч. lygos — слово, учение), наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.


2.Сущность формационного и цивилизационного подхода к изучению исторических фактов, явлений и событий.

Формационный.Достоинства:Позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов, представить историю человеческого общества как единый процесс, установить определённые законы исторического развития общества, предложить периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов. Недостатки: Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не может быть без искажений и упрощений объяснено с чисто экономических позиций; последовательное применение формационного подхода в чём-то отодвигает на задний план роль человеческого фактора; недостаточное внимание уделяется своеобразию,уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов.

Цивилизационный подход. Достоинства: Позволяет всесторонне изучать историю конкретных обществ и народов, ориентирует на изучение таких сторон общественной жизни, как ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.Недостатки:При последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый закономерный процесс исторического развития человечества в целом; создаёт возможность обособленного рассмотрения народов и обществ.

Образование СССР: условия создания и тенденции развития.

Образование и становление СССР. Развитие РСФСР

В годы гражданской войны и иностранной интервенции отношения республик, в которых сохранилась Советская власть, имели форму военного союза, а с конца 1920 г. они были дополнены хозяйственным союзом. Отношения стали регулироваться двусторонними договорами. Эти договоры послужили основой для создания органа государственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представителей советских республик.

Важную роль сыграл дипломатический союз республик. 22 февраля 1922 г. был подписан протокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всех республик на Генуэзской конференции, а также заключать от их имени международные договоры и соглашения. Эти союзы уже имели черты федерации и даже некоторые черты унитарного государства*1*. К концу 1922 г. воссоединение было по сути завершено и стало восприниматься как само собой разумеющееся. Оставалось облечь его в конституционную форму.

Хозяйственный союз советских республик способствовал более тесному сближению республик и подвел их к необходимости политического объединения — создания СССР. Но за очевидными прагматическими причинами стояла и фундаментальная причина, которая и обусловила собирание в течение ряда столетий множества народов в большую и сильную страну. Это-притяжение сходных по своему мироощущению народов к ядру России, русскому суперэтносу с его “державным” чувством. Есть рациональные объяснения тех выгод, которые малые народы получали от вхождения в эту державу (спасение от изматывающих конфликтов, подключение к крупным ресурсам развития, ограничение власти местных феодальных хищников, экономия на собственной государственности и т.д.). РСФСР занимала 92% территории и включала в себя 72% населения будущего Союза. Но вся совокупность этих факторов создавала нечто большее — ощущение

общей исторической судьбы. Общественная собственность на средства производства (и прежде всего на землю) усилила это ощущение.

С другой стороны, новые независимые государственные образования не имели перспектив утвердиться*2*. Для этого не было массовой поддержки, да и национальные элиты не проявляли стремления бороться за независимость — видимых выгод это не обещало. Образование СССР было наиболее разумным, почти неизбежным в тех условиях способом обустройства народов после гражданской войны.

30 декабря 1922 г. собрался 1 Съезд Советов СССР, на котором были в основном утверждены Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

*1* Возник и первый опыт по созданию федеративного Советского государства -создание Закавказской Федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию.

*2* Даже республики Прибалтики, по своей культуре сильно отличавшиеся от других народов России и имевшие более развитую национальную буржуазию, все двадцать лет своей независимости провели в состоянии застоя, не обнаружив импульса к развитию.

За создание Союза высказались представительные органы всех будущих участников. Но по вопросу о принципах национально-государственного устройства возникли острые дискуссии.

И.В. Сталин, член комиссии, готовившей вопрос к Пленуму ЦК РКП(б) разработал проект, по которому Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия входили в состав РСФСР на правах автономных республик (эта идея получила название автономизации). Это понизило бы статус союзных республик, сдвигало бы федерацию в сторону унитарного государства. Мнения разделились. Когда стало ясно, что центральная власть нового Союза приобретает очень большие полномочия, от представителей Украины и Белоруссии поступили предложения, сводящие Союз к конфедерации. Это вызвало большое беспокойство в партийном руководстве.

В.И.Ленин резко выступил против “автономизации”, за равноправие республик. Не имея возможности по болезни участвовать в работе Пленума ЦК партии. В.И.Ленин пишет 6 октября 1922 г. записку “О борьбе с великодержавным шовинизмом”*1*. Дело было не в том, что Ленин был принципиальным сторонником федерации, он критиковал план Сталина как несвоевременный, а потому в данных условиях политически ошибочный. Пленум ЦК РКП(б) одобрил ленинские предложения о создании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных союзных республик.

СССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение, при этом государство, по его основным признакам, федеративное, а не унитарное (примечательно, что РСФСР, унитарное по своей сути государство, называлось федерацией, а СССР федерацией не назывался).

Но были и особенности: за республиками было оставлено право выхода, что соответствует принципам не федерации, а конфедерации; с другой стороны, учреждение объединенных наркоматов открывало возможности для фактического расширения полномочий центра и сдвига в ряде направлений к унитарному государству*2*.

*1* В.И.Ленин писал: “Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди русский, украинец, грузин и т.д. Абсолютно”.

*2* Понятие унитаризма было извращено прессой в годы перестройки. Его стали понимать как антипод демократии, а федерализм (и тем более конфедерализм) как ее синоним. На деле эти признаки вообще лежат в разных плоскостях. “Унитаризм” советской политической системы проявлялся в отношениях власти и общества, а не между субъектами государства.

Особенностью устройства СССР была так называемая “двухэтажная” федерация в отношении РСФСР. С современной точки зрения это неувязка чисто формальная, т.к. РСФСР являлась, по сути, скорее унитарным государством.

В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Сначала произошло национально-государственное размежевание в Средней Азии. До этого на ее территории были Хорезмская и Бухарская народные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР. Они сложились в рамках прежнего административного деления, без учета расселения народов Средней Азии.

К 1924 г. было в основном разгромлено басмачество, и установилась относительно мирная обстановка. В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, курултаи Советов Бухары и Хорезма принимают постановления о национально-государственном объединении народов Средней Азии. Было проведено размежевание и созданы Узбекская и Туркменская ССР, принятые в СССР, а также Таджикская АССР в составе Узбекской ССР и две автономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР и Кара-Киргизская в составе РСФСР.

В СССР стало 6 союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное государство. Была образована Таджикская ССР, вошедшая в СССР (постановление ЦИК СССР 5 декабря 1929 г. и решение VI съезда Советов Союза ССР 17 марта 1931 г.). В составе СССР стало 7 членов.

VII съезд Компартии Белоруссии поставил вопрос о включении в состав Белорусской ССР территорий СССР, населенных преимущественно белорусами. Было достигнуто соглашение ЦИКов РСФСР и БССР, на основании которого ЦИК: СССР 3 марта 1924 г. издал декрет о передаче БССР восьми уездов Витебской губернии, значительной части Гомельской губернии и части Смоленской губернии, основное население которых составляли белорусы. Территория Белоруссии в результате увеличилась более чем в два раза, а численность населения с 1,5 млн. до 4171 тыс. человек, из которых белорусы составляли 70,4%.

Обострение межнациональных отношений. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ.

В середине 1980‑х гг. административные структуры в союзных республиках начали борьбу за усиление собственной власти. Начались трения между коренными жителями и русскоязычным населением. Рухнул миф о «дружбе народов СССР». В 1986 г. произошли выступления в Казахстане. В 1988 г. начались волнения между армянами и азербайджанцами из‑за Нагорного Карабаха. В 1989 г. кровавые столкновения произошли в Фергане, в 1990 г. – между киргизами и узбеками в Ошской области. Накалились взаимоотношения Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Для подавления конфликтов использовались войска, что усугубляло обстановку в союзных республиках. Власть все больше переходила от федерального центра в республики, начались «парад суверенитетов» и «война законов», что фактически означало неподчинение центру и стремление к самостоятельности. С целью сохранить в каком‑то виде единое государство Горбачев задумал подписание нового союзного договора. В мае 1991 г. в резиденции Ново‑Огарево под Москвой был утвержден специальный проект, в котором говорилось о том, что каждая республика является членом международного сообщества и может существовать самостоятельно. Подписание проекта было назначено на 20 августа 1991 г.

Однако проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

18 августа находившийся на отдыхе в Крыму М. С. Горбачев был изолирован в своей резиденции. Утром 19 августа начался антигосударственный путч (переворот). По радио и телевидению объявлено «Заявление Советского руководства» об отстранении Президента СССР от обязанностей по состоянию здоровья и передаче его полномочий вице‑президенту Г. И. Янаеву, о введении в стране чрезвычайного положения и создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). ГКЧП ввел войска в Москву, потребовал приостановить деятельность некоторых структур власти, оппозиционных партий и движений, выпуск многих газет. Отпор путчистам возглавило руководство РСФСР во главе с Б. Н. Ельциным, издавшее указ о незаконности действий ГКЧП. В Москве возникли баррикады, народ встал на защиту Дома Советов России («Белого дома»). 21 августа ГКЧП потерпел поражение. 22 августа запрещена деятельность КПСС, путчисты арестованы.

Августовские события привели к ускорению распада СССР. Заявили о выходе из Советского Союза страны Прибалтики. О своей независимости объявила Украина, ее примеру последовали Молдавия, Киргизия, Узбекистан. Попытки Горбачева по продолжению ново‑огаревского процесса потерпели неудачу. 8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии, собравшись в Беловежской Пуще на территории Белоруссии, расторгли договор об образовании СССР от 1922 г. Тогда же было подписано Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). В него вошли Россия, Украина и Белоруссия. Этот акт вошел в историю как «Беловежские соглашения». 21 декабря Декларацию об образовании СНГ подписали еще восемь государств (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

 

 

Предмет, метод и основные функции исторической науки.

История(от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2) статистико-математический,который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3)структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4)ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная функцияизучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, метрология, хронология, сфрагистика (печати), геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика (анализ официальных документов), эпиграфика и др.

Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но если какая-либо вспомогательная историческая дисциплина рассматривает всегда только один вид исторического источника и использует только “свои” методы для его анализа, то источниковедение охватывает весь комплекс источников, используя при этом выводы любой из вспомогательных исторических дисциплин.

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников (знаки письменности, особенности графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, формат, переплет рукописей).

Нумизматика– историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения. Свое название она получила от греческого слова “номизма” (монета) в эпоху средневековья.

Сфрагистика (от греческого слова “сфрагис” – печать) — вспомогательная историческая дисциплина, основным объектом изучения которой являются печати.

Геральдика (от латинского слова Heraldus – глашатай) основным объектом исследования является герб – символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств. Основной, но не единственной задачей геральдики как вспомогательной исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов.

Метрология (от греческих слов “метрон” – мера и “логос” – наука, учение) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры в их историческом развитии и взаимной связи.

Хронология(“хронос” – время) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития.

Историческая ономастика – изучение истории имен собственных.

Топонимика – географические названия

Этнонимика– названия народов

Антропонимика – личные имена.

Археология — (от архео- и греч. lygos — слово, учение), наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.


2.Сущность формационного и цивилизационного подхода к изучению исторических фактов, явлений и событий.

Формационный.Достоинства:Позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов, представить историю человеческого общества как единый процесс, установить определённые законы исторического развития общества, предложить периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов. Недостатки: Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не может быть без искажений и упрощений объяснено с чисто экономических позиций; последовательное применение формационного подхода в чём-то отодвигает на задний план роль человеческого фактора; недостаточное внимание уделяется своеобразию,уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов.

Цивилизационный подход. Достоинства: Позволяет всесторонне изучать историю конкретных обществ и народов, ориентирует на изучение таких сторон общественной жизни, как ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.Недостатки:При последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый закономерный процесс исторического развития человечества в целом; создаёт возможность обособленного рассмотрения народов и обществ.




infopedia.su

Предмет, функции истории

История – это наука о развитии человеческого общества. Предметом изучения истории явл. действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе.

По широте изучения объекта история подразделяется: история мира, история континентов (например Африки), история отдельных стран и народов. Отрасли исторических знаний выделяют: гражданскую, политическую, историю государства и права, государственного управления, историю хозяйства, религии, культуры, музыки, языка, литературы, военную, социальную. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам. Вспомогательные исторические дисциплины способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом: хронология, палеография, нумизматика, сфрагистика — печати; эпиграфия — надписи на камнях, глине, металле; генеалогия — происхождение городов и фамилий; топонимика — происхождение географических названий; краеведение, источниковедение, историография,

История взаимодействует с другими науками, с такими, как психология, социология, философия, юридические науки,, литература и др. В отличие от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.).

Главная задача истории состоит в изучении конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

История выполняет несколько социально значимых функции: первая — познавательная, интеллектуально развивающая, состоит в изучении исторического пути нашей страны, народа и в объективно-истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю России.

Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Третья функция — мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. История, является фундаментом, на котором основана наука об обществе.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль личности в развитии общества; видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.



biofile.ru

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме может быть:

Гносеологическая функция

С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.

Методологическая функция

Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

Информационно-коммуникативная функция

Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.

Ценностно-ориентирующая функция

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.

studfiles.net

1. Мировоззрение: сущность, структура и, функции

Мировоззрение — система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы.

В мировоззрении выделяют 2 уровня:

1. рационально-теоретический

2. жизненно-практический

Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

Мировоззрение включает 3 компонента:

1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)

2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)

3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение — совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.

Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:

1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;

2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;

3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).

Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.

Исторические типы мировоззрения

1. Мифологическое мировоззрение

2. Религиозное мировоззрение

3. Философское мировоззрение

2. Исторические типы мировоззрения

Исторические типы мировоззрения

1. Мифологическое мировоззрение

2. Религиозное мировоззрение

3. Философское мировоззрение

Мифологическое мировоззрение — это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Характеристика мифологического сознания:

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.

2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа — человеческая фантазия.

3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями

В мифологическом сознании присутствуют:

а) метаморфоза

б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть)

в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)

г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)

д) коллективность (миф — это всегда продукт коллективного сознания)

е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).

В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:

1. вместо образа — рациональные понятия

2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта)

3. в философии есть причинно-следственные связи.

Религиозное мировоззрение

В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии — акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.

Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).

Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.

Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:

1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,

2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность — это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),

3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),

4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

Философское мировоззрение- наука

Возникновение первых научных учений относят к 6 в. до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.

Философия — это рационально-теоретическое мировоззрение. Познание — деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание — результат познания.

Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:

1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности)

2. рациональность — обоснованность, доказательность — в рамках любой науки что-то обосновывается

3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта

4. системность знаний — упорядоченность по определенным критериям

5. проверяемость — воспроизводимость знаний через практику

Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия — это наука, но особого рода.

studfiles.net

Мировоззренческая функция — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Мировоззренческая функция

Cтраница 1

Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает документально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Лфди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемирная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи те из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение.  [1]

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание ( объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание ( отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование ( эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение ( оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, Абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание.  [2]

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктив но-ценностная, интерпретатор екая и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном ( общественном) идеале.  [3]

Таковы основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.  [4]

Что же касается мировоззренческой функции социальной экологии, то ее удобнее всего рассмотреть с некоторыми вопросами методологии.  [5]

Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую функцию.  [6]

Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря э гой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно Поэтому мировоззренческую функцию религии еще назы-в ают функцией смыслополагающей или функцией значений. Религия, утверждают многие ее исследователи, это TJo, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений.  [7]

В качестве специфической формы общественного сознания религия выполняет особые социальные функции, то есть оказывает определенное воздействие на общественную жизнь. Прежде всего религия выполняет мировоззренческую функцию. Удовлетворяя в извращенной форме познавательные потребности людей, она создает антинаучную, фантастическую картину мира, которая определенным образом влияет на социальное поведение верующих.  [8]

Интерпретация состоит в объяснении частных явлений с мировоззренческой точки зрения, в конкретном определении места явления в единой научной картине мира. При интерпретации устанавливается мировоззренческое значение имеющейся информации, ее способность нести мировоззренческую нагрузку ( если это естественнонаучная гипотеза, теория, то и ее способность выполнять мировоззренческую функцию), выявляется целесообразность обобщения частнонаучной информации для развития мировоззренческих принципов. При интерпретации ставится задача выявить ограниченность прежних представлений и дать ей гносеологическое обоснование, обнаружить существующую в различных формах преемственность между старой и новой теоретическими концепциями, показать закономерность появления новых представлений и обосновать их более высокий гносеологический статус, дать философское истолкование тем специфическим познавательным средствам, использование которых теперь дает эффективные результаты. Такого рода философские исследования оказывают решающее воздействие на процесс ассимиляции новых идей, на формирование нового стиля мышления в данной области науки. Вскрывая мировоззренческий смысл фундаментальных открытий, философия тем самым способствует также и максимальному использованию их эвристического потенциала в других науках и иных областях человеческой деятельности. Их философское осмысление, проходя ряд этапов, в конце концов воздействует и на развитие самой философии ( Купцов В. И. Роль философии в научном познании.  [9]

Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, — писал Маркс, — так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие… Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений совр.  [10]

Это становилось все более очевидным при попытке эмпирически проверить теоретические положения, выдвигавшиеся в русле такого подхода. Поланьи и др. социологов и представителей философии науки. Они вынуждены были искать причины тех неудач, которые постигли как эмпирическую социологию, так и макротеории общества, основанные на допущениях, свойственных естественным наукам. Такими причинами были, в первую очередь, игнорирование сознательной творческой деятельности индивида в созидании и развитии социального процесса, активное использование идей и методов естественнонаучного знания, сопровождавшееся приданием последним отнюдь не свойственных им широких мировоззренческих функций.  [11]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Функции мировоззрения и его структура Формируем свою картину мира

Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.

А вы знали, что ежедневно ставя перед собой те или иные вопросы и находя ответы на них, мы имеем дело с самыми настоящими философскими понятиями? Одним из них является «мировоззрение».

Функции мировоззрения во многом определяют то, о чем мы думаем, какие переживания испытываем, какие цели и ценности ставим во главу угла.

Все это напрямую отражается на наших поступках и качестве жизни. А потому чрезвычайно важно смотреть на мир правильно! Как? Давайте разбираться!

Структура мировоззрения

Мировоззрение — это система взглядов человека на окружающий его мир и свое место в нем.

«Каково мое предназначение?», «Что является добром, а что — злом?», «Что самое главное в жизни?», «Как общаться с людьми?», «Как добиться успеха?» — ответы на подобные вопросы будут зависеть от того, под каким именно градусом вы смотрите на Вселенную в целом, и на соседа Васю, в частности.

Как и любая система, мировоззрение имеет структуру. И, надо сказать, весьма не простую. Поскольку именно структура определяет список функций, начнем с нее. Нарисуем табличку.

Компонент мировоззренияНа чем базируетсяКакими вопросами занимается
ПознавательныйОбобщенные повседневные, научные, профессиональные знания. Социальные, политические, этические, антропологические взгляды людей.Как появился мир?

Что является истиной?

Что представляет собой организм человека?

Что мы знаем о природе?
Ценностно-нормативныйЦенности и идеалы. Социальные нормы, принятые в определенной культурной, национальной, религиозной, правовой среде.В чем смысл жизни?

Что такое счастье?

Что можно считать добром, а что — злом?

Как вести себя с другими людьми?

Чего я хочу добиться?
Эмоционально-волевойВзгляды.

Верования.

Убеждения.
На этом уровне человек пропускает первые два компонента через себя, получая на выходе устойчивое представление о чем-то и уверенность в выбранной позиции. На данном этапе мы вырабатываем тактику поведения.
ПрактическийПонимание того, что и как делать.Мы все обдумали, сформировали собственное мнение, создали план и теперь начинаем активно претворять его в жизнь.

Наверняка перечисленные выше моменты знакомы каждому читателю, ведь все мы думаем, принимаем решения, совершаем какие-то поступки. Оказывается философы уже подвели под наше поведение теоретическую базу. Но не будем задерживаться. Едем дальше!

Подробно о функциях

В качестве основных функций представлены:

  • Познавательная функция (гносеологическая). Мы изучаем процессы, явления, людей, которые  встречаются на жизненном пути.
  • Ценностная (аксиологическая). Под воздействием различных факторов создаем список значимых для нас вещей. И в дальнейшем опираемся на него при принятии решений, совершении поступков.
  • Прогностическая. Пытаемся предугадать тенденции развития мира, страны, общества, а также сферы деятельности, в которой мы заняты. Строим планы относительно своей обожаемой персоны, личностного и карьерного роста, относительно близких нам людей.
  • Поведенческая. Действуем в соответствии со своими принципами, целями, убеждениями.

Но на этом список функций мировоззрения не заканчивается, есть и такие:

  • Методологическая. Познавать мир — это, знаете ли, не дули воробьям крутить. Здесь нужна система. Поэтому мы накапливаем, отбираем и систематизируем методы изучения интересных нам вещей.
  • Критическая. «Земля круглая?! С чего вы взяли? Кто сказал? Давайте проверять!», — вот вам яркий пример критического мировоззрения. Получив какую-то информацию, вы подвергаете ее сомнению и стараетесь изучить вопрос. Это позволяет либо подтвердить первоначальное знание, либо опровергнуть его.
  • Воспитательная. Человек, находящийся в процессе неустанного развития, самовоспитания просто-таки обречен на успех.

А теперь о самом главном!

Уровни мировоззрения

Философы выделяют два таких уровня:

  • Жизненно-практический.

Это обыденный формат, представляющий собой систему взглядов о мире, стихийно сформированную на основе личного опыта, а также национальных традиций, религиозных верований, семейных ценностей, общественных устоев и пр.

Этому уровню свойственны многочисленные заблуждения, предрассудки, противоречия. Задерживаясь на этой ступени, мы не можем оценить происходящее вокруг по-настоящему грамотно. А значит, нам не удастся избежать ошибок и горьких поражений.

  • Теоретический (философский).

Имеет ключевое значение в жизни человека. На этом уровне мы критически оцениваем устоявшиеся убеждения, общепринятые нормы, знания. Фактически переосмысливаем картину мира, добиваясь наиболее точной ее оценки.

Как результат — адекватно оцениваем происходящее, делаем правильные выводы, формируем эффективный план действий и добиваемся желаемого.

Много всего сказали.

Подведем итоги:

  1. У каждого из нас есть свое собственное мировоззрение.
  2. Оно складывается из различных элементов — знаний, норм, ценностей, убеждений, верований и пр.
  3. Мировоззрение определяет наше отношение к жизни, наше поведение, цели, победы и провалы.
  4. Научиться правильно оценивать происходящее вокруг и принимать грамотные решения можно только выйдя на более высокий уровень анализа и оценки.

«Что же необходимо для воплощения в жизнь 4 пункта?», — поинтересуетесь вы. Вариантов множество. И один из них — мой курс тайм менеджмента, в рамках которого вы, в частности, проверите свою картину мира на эффективность, сформируете единственно правильный для вас список ценностей и выработаете результативную личностную стратегию развития.

А если у вас остались ещё вопросы, приглашаю на индивидуальную консультацию. Подробности здесь.

О некоторых практических аспектах работы с мировоззрением можно почитать в моей статье:

Мировоззрение и его структура: откуда растут наши победы и поражения

На этом все. Жду ваших комментариев. Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить другие интересные публикации. Всего доброго!

Ваш Юрий Окунев.

my-day.pro