Мир художественной культуры возрождения кратко – Мир художественной культуры Возрождение 7 класс краткое содержание

Содержание

Мир художественной культуры Возрождения: принципы и идеалы

Возрождение (или Ренессанс) — особенный важнейший этап в развитии мировой художественной культуры. Колыбелью Возрождения были Рим, Флоренция, Неаполь и Венеция. Это было загадочное и неоднозначное время, когда дикость, жестокость и невежество сочетались с почти героическими проявлениями гуманизма.

Особенности эпохи

Для этого времени прежде всего было характерно понимание необходимости обновления человека, его мыслей, образа жизни и сознания. Это обновление начиналось с новой пространственно-временной ориентации. Пространство становилось сферой самоутверждения человека в мире. Появилось осознание того, что выражением структуры пространства и времени является форма, с помощью которой человек стремился овладеть миром явлений.

Мир художественной культуры Возрождения (7 класс): таблица.

Перспектива

В эпоху Ренессанса математическое понятие «перспектива» получило развитие в искусстве. Теорией перспективы занимались многие выдающиеся художники Возрождения. Перспектива стала ощутимым шагом в сближении человека и мира.

В средние века термином «перспектива» обозначали математическую теорию зрения. Еще Евклид изобразил геометрическое восприятие окружающих предметов. Лучи, идущие от глаза к предмету, он представил в виде пирамиды, вершина которой находится в глазу, а основание на поверхности предмета. Позже Брунеллески поставил на пути лучей плоскость картины, получив перспективное изображение предмета. Это открытие дало художникам Возрождения осуществить так называемый прорыв плоскости и завоевать иллюзорное пространство, которое раздвинулось вглубь и ушло за пределы плоскости.

Художники Возрождения определили перспективу как видимые издали вещи, представленные в определенных и данных пределах пропорционально в зависимости от расстояний и размеров.

Леонардо да Винчи установил структуру перспективы:

  1. Первая перспектива содержит очертания предметов.
  2. Вторая говорит об уменьшении и ослаблении цвета на разном расстоянии.
  3. Третья показывает потерю отчетливости.

Таким образом, художники Ренессанса исчисляли глубину пространства и создавали эффект присутствия.

Природа и мир художественной культуры Возрождения

В итальянской культуре эпохи Ренессанса пейзаж из нейтрального фона превращался в активное пространство. Мастерами в передаче света и цветового богатства окружающего мира были:

  • Лоренцо Лотто;
  • Беноццо Гоццоли;
  • Сандро Боттичелли;
  • Франческо Косса;
  • Карпаччо;
  • Пьетро Перуджино;
  • Леонардо да Винчи;
  • Микеланджело;
  • Рафаэль;
  • Корреджо;
  • Тициан;
  • Джованни Беллини.

Музыка Ренессанса

Музыка — это мощнейшая ветвь культуры Возрождения: она ориентировала слушателей на вечное, презрев преходящее. Особенностями музыкальной школы эпохи являлись простота, ясность, легкость фактуры, гармоничное изящество.

Величайшими музыкантами эпохи Ренессанса были:

  • Джованни Палестрина;
  • Андриан Виллаэрт;
  • Жоскен Депре;
  • Андреа Габрили;
  • Джованни Габриэли.

Архитектура

Основной задачей, которую ставили перед собой светлые умы эпохи Возрождения, было создание прекрасного. Так как архитектура призвана организовывать пространство в утилитарно-эстетических целях, архитекторы Ренессанса много внимания уделяли законам пропорционирования, но, в отличие от античных мастеров, они создавали свои творения для людей и думали также об их удобстве.

Литература

Литература Возрождения, как и произведения искусства, была пропитана любовью. Одной из характерных черт ее было противоречие между индивидуализмом и самоотдачей, растворение любящего в любимом рассматривалось как полная утрата свободы. А свобода — то жизнь, поэтому любящий человек, утратив свободу, погибает. Литература Ренессанса пропитана страданиями, но также и утверждением того, что только любовь делает человека прекрасным и чистым.

Северное Возрождение

Особое место в мировой культуре эпохи занимает Северное Возрождение. Главные идеалы художественной культуры Северного Возрождения:

  • преобладание пантеистических взглядов на мир;
  • внимание к деталям;
  • демонстрация несовершенства мира и вездесущности вселенского зла;
  • акцент на страданиях;
  • поэтизация среднего человека;
  • единство трагического и комического;
  • почтительное отношение и одухотворение вещей;
  • протестантская позиция будней;
  • отказ от замкнутой композиции;
  • смысловая насыщенность;
  • сильная символика.

Яркими представителями Северного Возрождения были:

  • Френсис Бэкон;
  • Монтень;
  • Босх;
  • Франсуа Рабле;
  • Шекспир;
  • Мигель Сервантес.

В чем главный смысл?

Если представлять мир художественной культуры Возрождения кратко, можно сказать, что в эпоху Возрождения изменяются представления людей о пространстве и времени. Дифференцируется духовное и земное. Важнейшими нравственными ценностями считаются любовь и достоинство.

В период Высокого Возрождения художественное выражение получает идеальная модель мира и человека в творчестве Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи:

  • Работы да Винчи были ориентированы на человека, живущего в природном континууме.
  • Микеланджело заботила история души, культуры, идей.
  • Рафаэль пытался достичь нравственного и эстетического идеала.

В итальянском Возрождении природа являлась не только средой обитания, но и одним из источников наслаждения.

Согласно концепции Возрождения, главенствующая роль человека требовала его активности: он стремился достичь гармонии в мире и в самом себе.

Наряду с итальянским, существовало Северное и Испанское Возрождение.

Мир художественной культуры Возрождения: таблица

Предлагаем самостоятельно выполнить задание. Тема: «Мир художественной культуры Возрождения (7 класс). Таблица на данную тему — ниже.

Заполнив таблицу, вы еще раз убедитесь, что изобретениями и достижениями великих мастеров эпохи Возрождения человечество пользуется и по сей день.

fb.ru

Художественная культура эпохи Возрождения

Время, пришедшее на смену Средневековью, отмечено такими удивительными свершениями во всех областях человеческой деятельности, что ему найдется немного параллелей в истории мировой культуры. Новая эпоха получила название Возрождение или, если пользоваться француз­ской терминологией, Ренессанс, подчеркнувшее ее связь с античностью.

Понятие «возрождение» появилось в литературных сочинениях XVI ве­ка, в том числе в известных «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, ученика Микеланджело. Вазари говорит о возрождении искусства после долгого периода упадка, которым, по его мнению, было Средневековье. И эту убежденность в особой значительности и в превосходстве своего време­ни по сравнению с предшествующим периодом разделяли все деятели Воз­рождения. Они клеймили самыми негативными эпитетами культуру Сред­невековья, отвергали средневековую теологию и философию, и противо­поставляли им земное отношение к природе и человеку, свойственное античности. Таким образом, Возрождение восстановило в новых истори­ческих условиях систему ценностей античного мира.

Новая эпоха далеко не одновременно наступила в различных евро­пейских странах. Раньше всего, уже на рубеже XIII-XIV, – в Ита­лии, которая стала родиной Возрождения. Именно Италия оказалась наи­более подготовленной к духовному обновлению в силу ряда причин. Уже во второй половине XIII века, в период коммунальных революций, наиболее развитые города Италии добиваются самоопределения и вступают в пору экономического подъема. В городских республиках создаются предпосыл­ки для зарождения элементов раннекапиталистического производства, бурного развития ремесел, банковского дела. Наряду с исключительно выгодным географическим положением страны, сделавшим Италию главной торговой посредницей между Востоком и Западной Европой, это способ­ствовало быстрому росту благосостояния и культурного уровня итальян­ских городов. Огромную роль сыграли и непосредственные связи с ан­тичностью, с Древним Римом.

В XV-XVI веках Возрождение охватило страны, расположенные к северу от Альп: Нидерланды, Францию, Германию и другие.

Возрождение не было устойчивой, спокойной эпохой. Европа пережи­вала глубокий кризис, но отнюдь не крах феодальной системы. Элемен­ты капиталистического производства тесно переплетались с традицион­ными для средневекового города формами ремесленного труда. Всю пол­ноту экономического могущества и политический вес сохраняла церковь.

Переломный, динамичный, контрастный характер эпохи проявился в ожесточенной классовой борьбе: во всей Европе разворачивались широ­кие антифеодальные движения, главной силой которых было крестьянство. Жакерия во Франции, гуситское движение в Чехии, Крестьянская война в Германии, буржуазная революция в Нидерландах – в ходе этих битв зарождался новый класс, буржуазия.

В XVI веке на культуру Возрождения оказали большое влияние идеи Реформации или Протестантизма. Идейные вожди протестантского движения –

Мартин Лютер в Германии и Жан Кальвин в Швейцарии – говорили о том, что католическая церковь отклонилась от истинного пути, что жизнь церковников, несущих народу слово Божье, разительно отличается от проповедуемого ими идеала. В результате борьбы за реформу церкви от католического Рима откололись Нидерланды, Скандинавские страны, Женева, часть германских княжеств. Здесь возникли новые, протестантские приходы, которые отличались от католических соборов простотой и даже бедностью внутреннего убранства в духе раннего христианства. Григорианский хорал, с его традиционной латынью, был заменен духовными песнопениями на национальных языках – немецком, французском.

На национальные языки была переведена и Библия. Особенно возмущало ка­толическое духовенство то, что протестанты отрицали посредничество священника в общении верующего с Богом, поскольку считали, что христианин может непосредственно обращаться к Богу, минуя и храм, и священника.

musike.ru

это… Мировая художественная культура. МХК: эпоха Возрождения

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, – это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники декоративно-прикладного искусства, а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Роль МХК как учебного предмета

В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.

Как уже говорилось ранее, мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации.

Как учебный предмет МХК — это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.

Понятие культурной эпохи

Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей.

Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.

Что такое эпоха Возрождения

Одним из самых значимых периодов развития культуры является Ренессанс, или Возрождение, господство которого пришлось на XIII-XVI вв. и ознаменовало собой наступление эпохи Нового времени. Наибольшему влиянию подверглась сфера художественного творчества.

После эпохи упадка в Средние века искусство расцветает, и возрождается античная художественная мудрость. Именно в это время и в значении «возрождение» употребляется итальянское слово rinascita, позднее появляются многочисленные аналоги в европейских языках, и в том числе французский Renaissance. Все художественное творчество, в первую очередь изобразительное искусство, становится универсальным «языком», который позволяет познать тайны природы и приблизиться к ней. Мастер воспроизводит природу не условно, а стремится к максимальной натуральности, пытаясь превзойти Всевышнего. Начинается развитие привычного нам чувства прекрасного, естественнонаучное и богопознание все время находят точки соприкосновения. В эпоху Ренессанса искусство становится и лабораторией, и храмом.

Периодизация

Возрождение делится на несколько временных отрезков. В Италии – на родине Ренессанса – были выделены несколько периодов, которые в течение долгого времени использовались во всем мире. Это Проторенессанс (1260-1320 гг.), частично входящий в период дученто (XIII в.). Кроме того, были периоды треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.).

Более общая периодизация делит эпоху на Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). В это время происходит взаимодействие новых тенденций с готикой, которая творчески преобразуется. Далее идут периоды Среднего, или Высокого, и Позднего Возрождения, особое место в которых уделяется маньеризму, характеризуемого кризисом гуманистической культуры Ренессанса.

Также в таких странах, как Франция и Голландия, развивается так называемое Северное Возрождение, где огромную роль играет поздняя готика. Как говорит история МХК, Возрождение нашло свое отражение в Восточной Европе: Чехии, Польше, Венгрии, а также в скандинавских странах. Испания, Великобритания и Португалия стали странами со сложившейся в них самобытной ренессансной культурой.

Философская и религиозная составляющие Возрождения

Через размышления таких представителей философии этого периода, как Джордано Бруно, Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола и Парацельс, становятся актуальными в МХК темы духовного творчества, а также борьбы за право называть индивида «вторым богом» и ассоциировать человека с ним.

Актуальна, как и во все времена, проблема сознания и личности, веры в Бога и высшие силы. Имеют место как компромиссно-умеренные, так и еретические взгляды на этот вопрос.

Человек стоит перед выбором, и реформа церкви этого времени подразумевает Ренессанс не только в рамках МХК. Это также возрождение нравственности человека, пропагандируемое через выступления деятелей всех религиозных конфессий: от основоположников Реформации до иезуитов.

Главная задача эпохи. Несколько слов о гуманизме

Во главу угла в период Возрождения ставится воспитание нового человека. Латинское слово humanitas, от которого произошло слово «гуманизм», является эквивалентом греческого слова «воспитание».

В рамках Ренессанса гуманизм призывает человека к тому, чтобы овладеть важной для того времени античной премудростью и найти путь к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь происходит слияние всего самого лучшего, что могли предложить другие периоды, оставившие свой след в МХК. Эпоха Возрождения взяла античное наследие древности, религиозность и светский кодекс чести Средневековья, творческую энергию и человеческий ум Нового Времени, создав абсолютно новый и, казалось бы, совершенный тип мировоззрения.

Ренессанс в различных сферах художественной деятельности человека

В этот период иллюзорно-натуроподобные картины вытесняют иконы, становясь центром инновации. Активно пишутся пейзажи, бытовая живопись, портрет. Распространяется печатная гравюра на металле и дереве. Рабочие эскизы художников становятся самостоятельным видом творчества. Картинная иллюзорность присутствует и в монументальной живописи.

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи — создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть «титанами» за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или Высокое, Возрождение представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи — художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк – живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-«титанов», как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, история не терпит сослагательного наклонения. И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.

fb.ru

Урок «Мир художественной культуры Возрождения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 41


Урок в 7 «А» классе

( по курсу «Всеобщая история»)
 

                                                       Урок разработан учителем истории и обществознания

Н. А. Кузнецовой


 

 2016 — 2017 учебный год.

г.Шахты

Интегрированный урок с историей средних веков, литературой и МХК.

 

Тема: Мир художественной культуры Возрождения.

Цель: знакомство с великими произведениями творцов искусства Высокого

Возрождения, которые стали неиссякаемым источником вдохновения

для последующих поколений.

Оборудование: карточки-задания, репродукции художников эпохи Возрождения, презентации: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дюрер.

Тип урока: интегрированный (новый материал)

Метод: работа в группах, дискуссия.

Ожидаемые результаты:

Вызвать интерес к углубленному изучению предмета.

Развивать способность самостоятельно анализировать увиденное и услышанное.

Уметь отстаивать свою точку зрения.


     

    Проверка домашнего задания:

    На прошлом уроке мы познакомились с великими гуманистами Европы, которые стали думать не только о божественном предназначении человека и о загробном мире, но и обратились к земной, мирской жизни: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле.

    Почему историки называют их великими и что такое «гуманизм»?

    (ответы 2-3 учащихся).

    Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.

    (ответы 2-3 учащихся)

    Давно известно, что города – лучшие выразители своего времени. К 17 веку Рим – духовная столица католического мира – становится центром гуманизма, сменяет угасающую Флоренцию.

    Как вы думаете, почему Рим называют вечным городом? Свой ответ обоснуйте (ответ2-3 учащихся) .

    Дача нового материала. Вступительное слово учителя:

    Итак, наступил период Высокого Возрождения, когда культура достигла наивысшего расцвета. Сильными, прекрасными, деятельными предстают перед нами люди того времени. Идеалы итальянских гуманистов нашли немало сторонников и последователей среди европейских мыслителей, утверждавших ценность и уникальность любой личности. Творцы искусства Высокого Возрождения создали образ прекрасного гармоничного человека, сочетавшего физическую красоту и духовное совершенство.

    Тема сегодняшнего нашего урока: Мир художественной культуры Возрождения.

    Как вы считаете, что мы будем изучать на уроке?

    Связана ли тема предыдущего урока с темой сегодняшнего, если связана то как: Ответ аргументируйте (ответы учащихся) .

    Кто создал все, кто сотворил и части –

    И после выбрал лучшую из них,

    Чтоб здесь явить нам чудо дел своих,

    Достойное его высокой власти…

    (презентация фильма о Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэле)

    Северное Возрождение. Гуманистические идеалы итальянского Возрождения повлияли на искусство стран Западной и Центральной Европы. Благотворное воздействие оно оказало и на культуру Германии. Не случайно немецкого живописца, гравера и ученого Альбрехта Дюрера сравнивали с Леонардо да Винчи (презентация фильма о Дюрере).

    У меня в руках великие творения Уильяма Шекспира и Мигеля Сервантеса, которые являются представителями эпохи Возрождения. В шекспировских произведениях много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».

    Такой же силой духа и мужеством обладают странствующий рыцарь Дон Кихот и его верный слуга Санчо Панса, путешествующие по дорогам Испании и помогающие всем, кто слаб и несчастен. Однако внимательный читатель не спешит посмеяться над героем Сервантеса. За внешне смешными поступками безумного Дон Кихота он видит мудрость, благородство и человечность.

    Работа в группах.

    Как вы считаете, какой вид искусства нами сегодня не был рассмотрен? (ответ – музыка)

    До позднего Возрождения музыкальное искусство Западной Европы оставалось связанным с церковью. Светскую музыкальную культуру пропагандируют многочисленные гуманистические кружки. Теперь музыкальное творчество – часть жизни не только придворных, но и образованных горожан.

    Сейчас мы с вами послушаем отрывок из произведения прославленного гения Вольфганга Амадея Моцарта.

    Подумайте и ответьте, что вам представлялось при прослушивании данного произведения? — 3 минуты.

    А сейчас вам предлагается ответить на задания в карточках, через три минуты ждем ответ.

    Карточки-задания:

    Шекспиру приписывают слова: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Попробуйте прокомментировать их. Как вам кажется, есть ли нечто общее у театра и жизни?

    Многие герои литературных произведений Возрождения путешествуют. Как вы считаете, почему и зачем авторы используют этот прием?

    Укажите общее в библейских образах, созданных художниками и скульптурами Возрождения. Чем это можно объяснить?

    Как вы думаете, почему именно портрет стал для художников эпохи Возрождения излюбленным жанром?

    Герои картин Дюрера внешне мало похожи на персонажей произведений итальянских живописцев Возрождения. Как вы считаете, можно ли, несмотря на различия, говорить о немецком мастере как о художнике – гуманисте?

      (ответы групп, время на выполнение задания – 3 минуты)

      Давайте подведем итог нашего урока. Скажите, что нового вы сегодня узнали? (ответ 2-3 учащихся)

      Какие чувства у вас вызвали полотна великих творцов эпохи Возрождения? (ответ 2-3 учащихся)

      Кто поможет сделать вывод, какой вклад внесла эпоха Возрождения в сокровищницу человечества? (ответ учащегося).

      Надеюсь, наш сегодняшний урок оставит в вашей памяти неизгладимые впечатления. Ведь эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, оставив в наследство человечеству произведения, которые, в свою очередь, стали неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений творцов искусства.

      Спасибо всем, урок окончен.

      Комментарий к оценкам по ходу урока.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Мир художественной культуры Возрождение 7 класс краткое с… -reshimne.ru

      Завершение средневековой цивилизации в истории человечества связано с блестящим периодом культуры и литературы, который носит название Возрождения (или, если использовать общепринятый французский термин, Ренессанса) . Это гораздо более короткая, чем античность или средневековье, эпоха. Она носит переходный характер, но именно культурные достижения этого времени заставляют нас выделить его как особый этап позднего средневековья. Возрождение дает истории культуры огромное созвездие подлинных мастеров, оставивших после себя величайшие творения и в науке, и в искусстве — .живописи, музыке, архитектуре, — и в литературе. Петрарка и Леонардо да Винчи, Рабле и Коперник, Боттичелли и Шекспир — лишь немногие взятые наугад имена гениев этой эпохи, часто и справедливо именуемых титанами Возрождения за универсальность и мощь их дарования. Великолепным памятником ренессансной архитектуры является собор святого Петра в Риме, образцом живописного совершенства до сих пор остается знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» , а прекрасная музыка эпохи Возрождения звучит и на сегодняшних сценах в исполнении современных музыкантов. Именно эпохе Возрождения мы обязаны созданием таких ставших для нас привычными жанров музыкально-драматического искусства, как опера и балет. Невозможно представить себе современные нравственные ценности и принципы, если не учитывать, что их фундамент был заложен в гуманистической этике Ренессанса. Некоторые художественные образы, 

      до сих пор задевающие за живое самого широкого читателя и получившие название «вечных» , родились в период Возрождения: вспомним, например, шекспировского Гамлета или Дон Кихота Сервантеса. Знание литературы Возрождения составляет органическую часть в современном школьном образовании. 

      Интенсивный расцвет литературы в значительной степени связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать, «возродить» якобы утраченные в средние века культурные идеалы и ценности. На самом деле подъем западноевропейской культуры возникает совсем не на фоне предшествующего упадка. Но в жизни культуры позднего средневековья столь многое меняется, что она ощущает себя принадлежащей к другому времени и чувствует неудовлетворенность прежним состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется человеку Возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берется за их восстановление. Это выражается и в творчестве писателей данной эпохи, и в самом их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, литературные шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер» , подражая древним грекам или римлянам в быту. Античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается» , и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей. . Любителям древних литературных памятников эпохи Ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать сегодня письма Цицерона или поэму Лукреция «О природе вещей» , комедии Плавта или роман Лонга «Дафнис и Хлоя» . Эрудиты Возрождения стремятся не просто к знанию, а к совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. Они основывают библиотеки, создают музеи, учреждают школы для изучения классической древности, предпринимают специальные путешествия.

      reshimne.ru

      Мир художественной культуры Возрождения

      

      Вопросы в начале параграфа

      Вопрос. Выскажите своё мнение: какие идеи гуманистов найдут отражение в творчестве их современников – писателей, поэтов, художников, скульпторов?

      В творчестве деятелей искусства эпохи Возражения нашли отражения такие идеи гуманистов как идея величия человека, свободы воли и выбора, безграничности творческих способностей, идея совершенства человека.

      Вопросы к концу параграфа

      Вопрос 1. Сопоставьте смысл высказываний: «Я ставлю тебя в центре мира» и «Какое чудо природы человек!».

      Высказывания выражают главную мысль гуманистов, что человек это центр мироздания, куда он был поставлен самой как ее высшее творение.

      Вопрос 2. Как вы думаете, согласился бы гражданин античных Афин с мнением У. Шекспира о значении театрального искусства? Свой ответ обоснуйте.

      Да, согласились бы, т.к. для граждан Афин театр был школой, где они учились быть гражданами, принимать правильные решения, отличать мораль и закон, отличать благородство человека и обличать человеческие пороки.

      Вопрос 3. Назовите литературные произведения раннего Нового времени, в которых действуют сильные духом и мужественные литературные герои. Как вы думаете, почему авторы произведений показывают своих персонажей в сложных, трагических, необычных ситуациях?

      «Гамлет», «Дон Кихот», «Фауст», «Прометей». Авторы этих произведений показывают своих персонажей в сложных и трагических ситуациях, т.к. только так могут проявится их сильный дух, мужество, стремление преодолеть и не подчиниться судьбе.

      Вопрос 4. Расскажите, чем прославились У. Шекспир, М. Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль, П. Брейгель Старший, А. Дюрер.

      Уильям Шекспир – крупнейший драматург эпохи. Знаменит пьесами «Гамлет», «Отелло», «Ромео и Джульетта», в которых герои ищут свой ответ на вопрос, как поступать при столкновении со злом.

      Мигель Сервантес – романист, написавший роман «всех времен и народов» — «Дон Кихот», в котором главный герой пытается бороться с несправедливостью в мире.

      Леонардо да Винчи — был художником, поэтом, архитектором, скульптором, музыкантом, божественно пел, увлекался физикой, математикой, астрономией, историей, философией, разбирался в механике и военном деле. Самое знаменитая картина «Мона Лиза», известен изобретениям парашюта, танка. Во многом опередил свое время.

      Микеланджело Буонарроти – самый известный скульптор, живописец, архитектор эпохи. Создал скульптуру «Давида», расписал потолок Сикстинской капеллы, создал проект купола в соборе Святого Петра в Риме.

      Рафаэль Санти – великий живописец эпохи, также архитектор и график. Самое знаменитое произведение «Сикстинская Мадонна».

      Питер Брейгель Старший – крупнейший живописец северного Возрождения. Знаменит картинами «Жатва», «Крестьянский танец», «Триумф смерти».

      Альбрехт Дюрер – немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии поднявшим её на уровень настоящего искусства. Самая известная гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса».

      Задания к параграфу

      Вопрос 1. Шекспиру приписывают слова: «Весь мир — театр, а люди в нём актёры». Попробуйте прокомментировать их. Как вам кажется, есть ли нечто общее у театра и жизни?

      Слова Шекспира означают, что у каждого человека в этом мире есть роль, предназначение, которые человек должен выполнить (сыграть). Человек, как и актер, всегда носит маску, которая ему позволяет играть роль и скрывать свои истинные чувства, поэтому не всегда можно узнать, о чем на самом деле думает человек. Поэтому Шекспир был прав, сравнив театр и жизнь.

      Вопрос 2. Многие герои литературных произведений Возрождения путешествуют. Как вы считаете, почему и зачем авторы используют этот приём?

      Авторы использую этот прием, чтобы показать процесс открытия этого мира, выйти за границы обыденного представления, т.к. в средневековье лишь незначительная часть людей выходила за пределы той местности, где они были рождены. Авторы хотят показать настоящий мир, который очень разный и непохожий с одной стороны, но в котором всегда можно найти общие положительные (стремление к счастью, добрые поступки, мужественных и смелых людей), и негативные (страх. Трусость, предательство, невежество) явления. Этот прием позволял представить мир единым целым.

      Вопрос 3. Укажите общее в библейских образах, созданных художниками и скульпторами Возрождения. Чем это можно объяснить?

      Общим в библейских образах было стремление передать идеал человека. Это можно объяснить тем, что художники именно в библейских образах черпали вдохновение для передачи иди величия человека, его возможностей.

      Вопрос 4. Как вы думаете, почему именно портрет стал для художников эпохи Возрождения излюбленным жанром?

      Портрет стал для художников эпохи Возрождения излюбленным жанром, потому что гуманисты прежде всего стремились изучить человека, поэтому художники стремились на портрете запечатлеть эмоции, чувства, характер человека.

      Вопрос 5. Герои картин Брейгеля внешне мало похожи на персонажей произведений итальянских живописцев Возрождения. Как вы считаете, можно ли, несмотря на различия, говорить о нидерландском мастере как художнике-гуманисте?

      Конечно можно, т.к. несмотря на внешние отличие при изображении своих персонажей, его произведения соответствуют идеям Возрождения.

      Вопрос 6. Выберите и опишите живописное или скульптурное произведение одного из авторов, упомянутых в учебнике. Выскажите своё мнение: свидетельствует ли это произведение о гуманистическом мировоззрении автора?

      «Давид» — мраморная скульптура Микеланджело. Эта мраморная статуя, высота которой – свыше пяти метров, является вершиной скульптуры Ренессанса. Статуя представляет собой фигуру обнаженного Давида. Он сосредоточен на схватке, которую ему предстоит совершить с Голиафом. Давид готовится к битве. Причем враг намного превосходит его по силе. Однако юноша спокоен; кажется, ничто не выдает его беспокойства. Заметно только, как напряглись его мышцы, как сдвинулись его брови. В этом взгляде есть нечто устрашающее. Видно, как через плечо он перекинул пращу. Такая поза готовит решающий удар по грозному противнику. Давид олицетворяет мощь и всесилие вольного человека. Давид символизирует уверенность человека в том, что он сможет победить любого врага. У героя скульптуры максимально напряжено внимание. Таким образом, перед зданием городского управления во Флоренции находилась статуя, призывающая к мужеству, защите.

      resheba.com

      Мир художественной культуры .Возрождение.7класс .Краткое…

      Завершение средневековой цивилизации в истории человечества связано с блестящим периодом культуры и литературы, который носит название Возрождения (или, если использовать общепринятый французский термин, Ренессанса). Это гораздо более короткая, чем античность или средневековье, эпоха. Она носит переходный характер, но именно культурные достижения этого времени заставляют нас выделить его как особый этап позднего средневековья. Возрождение дает истории культуры огромное созвездие подлинных мастеров, оставивших после себя величайшие творения и в науке, и в искусстве — .живописи, музыке, архитектуре, — и в литературе. Петрарка и Леонардо да Винчи, Рабле и Коперник, Боттичелли и Шекспир — лишь немногие взятые наугад имена гениев этой эпохи, часто и справедливо именуемых титанами Возрождения за универсальность и мощь их дарования. Великолепным памятником ренессансной архитектуры является собор святого Петра в Риме, образцом живописного совершенства до сих пор остается знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», а прекрасная музыка эпохи Возрождения звучит и на сегодняшних сценах в исполнении современных музыкантов. Именно эпохе Возрождения мы обязаны созданием таких ставших для нас привычными жанров музыкально-драматического искусства, как опера и балет. Невозможно представить себе современные нравственные ценности и принципы, если не учитывать, что их фундамент был заложен в гуманистической этике Ренессанса. Некоторые художественные образы, 

      до сих пор задевающие за живое самого широкого читателя и получившие название «вечных», родились в период Возрождения: вспомним, например, шекспировского Гамлета или Дон Кихота Сервантеса. Знание литературы Возрождения составляет органическую часть в современном школьном образовании. 

      Оцени ответ

      nebotan.com