Микро макро и микро социология – Микро- и макросоциология

Макросоциология и микросоциология — e-xecutive.ru

Понятие макро- и микросоциологии

Микросоциология и макросоциология – это уровни социологического знания, различающиеся по масштабу охвата изучаемых явлений.
Макросоциология ориентирована на изучение социальных явлений крупного масштаба, таких как общество, социальные институты, общности, системы и процессы, в них происходящие.
Микросоциология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия: отношения между отдельными личностями, процессы коммуникации в малых группах, пространство повседневной реальности.

Макросоциология – как наука

Макросоциологический уровень знания нацелен на комплексный охват социальных проблем, он стремится включить отдельные социальные события в общую теорию. Конкретные проблемы и ситуации здесь не рассматриваются.
В качестве предмета социологического познания у макросоциологов выступает общество и его структурные элементы. Анализу подвергаются:

  • Институты государства, религии, культуры.
  • Этнические общности, народы.
  • Социальные слои и классы.
  • Процессы эволюционного развития.
  • Революции, процесс прогрессивного развития.

Подчеркивается качественная неповторимость социальных явлений, невозможность их сведения к социально-психологическому уровню. Любые процессы, протекающие в сфере межличностного общения, изучаются как проявление закономерностей макроуровня. Основными методами получения знания об обществе на данном уровне являются анализ, синтез, обобщение, сравнение, индукция, дедукция, то есть в основном общенаучные методы.
К макросоциологии относят преимущественно теоретические концепции: структурный функционализм, структурализм, неоэволюционизм, теорию конфликта.

Какие вопросы изучает микросоциология?

Микросоциологический уровень изучения общества концентрирует внимание на внутренних аспектах поведения людей и групп. Здесь в центре внимания
оказываются конкретные процессы в отдельных сферах жизни общества и социальных общностях.
Это, прежде всего, социология малых групп, таких как семья, команда, производственная бригада, экипаж. Сторонники микросоциологии считают, что этот уровень – единственно реально существующий, и общество следует исследовать через отдельные явления небольшого масштаба. Описывать события они стараются с помощью эмпирически обоснованных понятий и принципов. Конкретные знания об обществе поступают в результате применения эмпирических методов: социологического наблюдения, опроса, эксперимента.
Микросоциологические концепции в основном связаны с проведением прикладных исследований, имеющих разные методологические и идейные основания. Сюда входят концепция социального обмена, этнометодология, символический интеракционизм, анализ социальных сетей, феноменологическая социология.
Макросоциологическая ориентация во взглядах на общество преобладала с момента основания социологии Огюстом Контом в течение всего девятнадцатого столетия и до начала двадцатого века.
Микросоциология как самостоятельная область начинает формироваться приблизительно с 30-х годов двадцатого столетия. В значительной степени этот процесс стимулировался массовыми эмпирическими исследованиями. Особая роль в становлении микросоциологии принадлежит американским ученым, много усилий потративших на разработку социологических методов исследования социальной реальности.
Резкое разделение на микро- и макросоциологию и их противопоставление друг другу происходит в конце шестидесятых годов. Противостояние сторонников различных уровней знания о социуме сохраняется до сих пор.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

www.e-xecutive.ru

Макро- и микросоциология

     Федеральное агентство по образованию 

     Государственное образовательное учреждение  высшего  профессионального образования 

     Тульский  государственный университет 

     Кафедра социологии и политологии 
 

     КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА  

     по  дисциплине «Социология»

     на  тему: 
 
 
 

     Макро- и микросоциология 
 
 
 

         Выполнил: ________________________________

                                                                                          гр. 720681

                                                                                         
     
     
     
     

     Тула 2009
 

 

Содержание 

                                                            

                                                       С

Введение………………………………………………..………………….3

Глава 1. Социология……………………………..………………………………..5

    1. Понятие социологии…………………………………………………..5
 
    1. Социология  как наука…………………………………………………6
 

Глава 2. Макро- и микроуровни  социологии…………………………………..10

        2.1. Макросоциология…………………………….…………………………10 

        2.2. Микросоциология……………………………………………………….12

                 2.2.1. Социометрия…………………………………………………

……12

                 2.2.2. Теория социального обмена…………………………..…………13

            2.2.3.  Этнометодология…………………………………………………14                   

            2.2.4. Анализ социальных сетей………………………………………..15 

       2.3. Единство и различие макро-  и микроуровней………………….…..….16

Заключение……………………………………………………….………………..20

Список  использованной литературы…………………………………..………21 

 

Введение 
 

     С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные  с его собственным 

существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди  других людей, а не в одиночку? Что  заставляет их проводить между собой  границы, разделяться на отдельные  государства и враждовать друг с  другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем? Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Так начал закладываться фундамент для развития такой науки, как социология.

     Термин  социология – производное от двух слов: лат. Societas – общество и греч. Logоo – слово, понятие, учение, т. е. социология — это наука об обществе[1]. Во все времена ученые социологи давали свое определение данной науки. Так, по мнению, известного английского социолога Энтони Гидденса, социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. А наш соотечественник В.А.Ядов утверждает, социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Все же широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология – это наука об обществе как о социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через её составные элементы: личности, социальные общности, институты.

     Как в любой науке в социологии выделяются признаки, согласно которым  образуется ее структура. По масштабу изучаемых социальных явлений социология делится на макросоциологию и  микросоциологию.

     Итак, целью моей работы является показать развитие социологии по двум параллельным путям, макро-  и микроуровням, но в тоже время тесно связанным между собой. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть понятие социологии
    • изучить структуру социологии
    • посмотреть развитие социологии на макроуровне
    • проследить отделение и развитие микросоциологии
    • сделать выводы о различии и единстве макросоциологии и микросоциологии
 
 
 
 

 

     Глава 1. Социология

     1.1.Понятие  социологии. 

     Впервые  понятие социология  введено   в   научный   оборот   еще    в   середине   XIX    в. основоположником   позитивизма,   французским    ученым   Огюстом    Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с  течением  времени предмет   социологии   непрерывно   менялся   и   уточнялся,   сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что  к  середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика  эволюции  науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных  явлений. И в  ответ  на  потребности  формирования  гражданского  общества  возникает социология. Ведь шел процесс становления общества,  утверждавшего  торжество прав  и   свобод   человека,   духовную,   экономическую   независимость   и автономность, гражданина  вместо привычного нормативного порядка  феодально-абсолютистского   устройства   общества   с   его   жесточайшей    тотальной регламентацией  общественно-политической,  экономической  и  духовной  жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека,  существенное  увеличение возможностей выбора  пробуждали   интерес  человека  к  знанию  основ  жизни социальной  общности  людей,  социальных  процессов  и   явлений   с   целью рационального, эффективного использования приобретенных прав  и  свобод. Свободная конкуренция  в экономике, политике, духовной  сфере   поставили в прямую зависимость результативность деятельности   предпринимателей  —  от умения  использовать  знания  о   конкретных   социальных   механизмах, настроений и  ожиданий людей  и т. п. И отраслью знаний,  помогающей  глубже и конкретнее познать  общество, основу социального  взаимодействия  людей  с  целью    рационального   использования    свободы    самоорганизации   стала социология. Ведь  социология изучала  общество, социальные отношения и   социальные общности,  их  деятельность,  а  философия  хотя  и   изучает   личность   и

социальные общности как объекты и субъекты деятельности,  но делает это   на высоком уровне  обобщения —   на  уровне  раскрытия  их  сущности,  а  не  в развертывании сущности  в действительности, выявлении  жизни   во  всем   ее противоречивом  существовании как  это  делает  социология.  Постепенно,  по мере   накопления   социальных   знаний,   происходил   рост   теоретических социологических концепций,  каждая  из  которых  обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию   социального,   выступающего главенствующей   категорией социологии.   Используя   разнообразные   методы научного познания,  социология   осмысливает  общество,  общественную  жизнь не как  предельно   общую   абстрактность,  а  как   реальность,  пытаясь с достаточной  полнотой  уловить  и  выразить   в   положениях,   теориях   ее многоцветье и внутреннюю неоднородность[2]. Социология  как определенный   тип знаний  об  обществе  выходя  из  недр  социальной  философии,    перенимает философскую культуру, признавая особое значение   теоретического  обобщения,

целостного концептуального  осмысления  социальных  явлений.  Вместе  с  тем, социология   стремится    к    преодолению   той   ограниченности,   которую обнаруживает философия  при  анализе  реальных  социальных  проблем.  Внутри социологии  складываются течения:  позитивизм  —  сводивший  социальное    к природному, антипозитивизм — настаивающий  на специфике социального. 

1.2. Социология как  наука. 

     Анализ  зарубежных  источников показывает, что чаще всего    социология определяется как наука  о   различных   социальных    общностях,  социальных группах,  их  поведении,  отношениях  между    ними   и  внутри   них.  Одни американские  социологи  определяют    социологию  как  науку  об  обществе, социальных группах и социальном  поведении. Другие считают,  что  социология изучает  не  изолированных   индивидов,  а  людей   в   общностях    или   в социальных условиях. Цель такого  изучения  —понять    и  объяснить  причины социального поведения или взаимодействия социальных  общностей  и   групп  и их  результаты.  По   мнению   бельгийского  социолога  Миха    де   Костра, социология изучает отношения между  людьми, складывающиеся   в  процессе  их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы  именно  на  жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях  многие люди  испытывают  чувство страха. Они боятся  возможности  ядерной  войны,   перспективы  безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным   — это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит  целью:  помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни.  Ведь  социология  —  это понимание общества. Люди,  создающие общество, в котором живут,  несомненно, имеют возможность   изменить   его,  преобразовать,  но  прежде   познав.  И здесь-то на помощь приходит наука социология[3].

           Современная  социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос  что такое социология. Существуют различные определения социологии как  науки  об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает  определение  социологии  как науки  о   законах   становления,   функционирования,   развития   общества, социальных  отношений  и  социальных  общностей.  «Социологический  словарь» определяет социологию как  науку  о  законах  развития  и   функционирования социальных общностей и социальных процессов, о  социальных  отношениях   как механизме взаимосвязи и взаимодействия  между обществом   и  людьми,  между общностями, между общностями и личностью. В книге  «Введение  в  социологию» отмечается,  что  социология  —  это  наука, в центре   внимания   которой находятся социальные  общности,  их   генезис,  взаимодействие  и  тенденция развития.  Каждое  из  определений  имеет  рациональное  зерно.  Большинство ученых склонны  полагать,  что  предметом   социологии   есть  общество  или определенные  общественные  явления[1].   Однако,   здесь   можно    возразить.

     Общественные  явления изучаются  не только социологией,  но  и  рядом  других наук  —  теорией  права,  политической  экономией,  историей,   психологией, философией   и  др.  Социология,  в  противоположность  специальным  наукам, изучает не те или иные социальные явления,  отдельные  специальные   стороны или  ряды общественных  явлений, а  изучает   наиболее  общие   родовые   их свойства, которые не изучаются  ни   одной  из  них.  Политэкономия  изучает только  хозяйственную  деятельность  общества.   Правовые   отрасли   знаний исследуют только  право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни  одна из  наук не изучает те общие  свойства,  которые  имеются  в  хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п.  А ввиду  того,  что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех  должны   быть общие родовые черты и в жизни  должны  проявляться   общие  всем  социальным явлениям   закономерности.   Вот   эти-то   наиболее   общие   свойства    и закономерности,  свойственные всем социальным явлениям  и  не  изучаемые  ни одной  социальной  наукой, и есть ближайший  объект социологии.

     Следовательно, социология — это наука о родовых  свойствах  и  основных закономерностях  общественных  явлений.  Социология   не   просто   выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное  восприятие  единственным средством достоверного познания, общественных  изменений, но и  теоретически  обобщает его. С появлением социологии  открылись и ‘новые возможности   проникновения во  внутренний  мир  личности,  понимания  ее  жизненных  целей,  интересов, потребностей[6].  Однако  социология  изучает не  человека   вообще,   а   его конкретный мир —  социальную среду, общности, в которые  он  включен,  образ жизни,   социальные  связи,  социальные  действия.  Не   уменьшая   значения многочисленных  отраслей  обществознания,  все  же   социология   уникальна способностью  видеть  мир  как   целостную   систему.   При    чем   система рассматривается социологией не только как функционирующая  и  развивающаяся, но и как переживающая  состояние глубокого кризиса.  Современная  социологияи  пытается  изучить  причины  кризиса  и  найти  пути  выхода  из   кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание  человечества и обновление цивилизации, поднятия ее  на  более  высшую  ступень  развития. Решение  проблем социология ищет не только на глобальном  уровне,  но  и  на уровне  социальных   общностей,   конкретных    социальных   институтов    и объединений, социального поведения отдельной личности.  Социология  —  наука многоуровневая, представляющая  единство  абстрактных   и  конкретных  форм, макро-  и   микротеоретических подходов,  теоретического  и эмпирического знания[5]. 

stud24.ru

Макро- и микросоциология

МАКРО- и МИКРОСОЦИОЛОГИЯ — области социол. знания, ориентированные соответственно на изучение крупномасштабных социальных явлений (наций, гос-в, социальных ин-тов и организаций, классов, социальных групп и др.) и сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношений и процессов социальной коммуникации в группах, сферы повседневной реальности, отдельных узких проблем и т. д.). В совр. зап. социологии к макросоциологии принято относить преимущественно теоретические концепции, такие, как структурный функционализм, неоэволюционизм в социологии, неомарксизм, структурализм. Микросоциология представлена концепциями, в большей мере связанными с проведением эмпирических исследований, имеющих различ. идейные и методологические основания;. К ним относятся как позитивистски ориентированные концепции (обмена социального концепция, анализ социальных сетей и др.), так и антипозитивистские по своему духу исследовательские ориентации (символический интеракционизм, этномето-дология, феноменологическая социология и др.).

С момента становления бурж. социологии на всем протяжении 19 в. и вплоть до 20-х гг. 20 в. в ней господствовала макросоциол. ориентация. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х гг. Этот процесс в значит. степени был стимулирован широким развертыванием эмпирических исследований. Резкое размежевание на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х гг. Оно было вызвано в первую очередь неспособностью господствовавшего прежде структурного функционализма интегрировать теории различ. уровня общности. Реакцией на кризис структурного функционализма явилось возникновение альтернативных концепций, мн. из к-рых стремились переместить фокус исследования на непосредственно наблюдаемые явления обществ. жизни. Осн. разногласия между сторонниками микро- и макросоциологии касаются следующих проблем. Первая связана с пониманием предмета исследования и уровня обобщения. Представители макросоциологии рассматривают в кач-ве предмета социол. познания об-во и его структурные образования, подчеркивают кач. своеобразие социальных явлений, их несводимость к социально-психологическому уровню. Различ. микроявления и процессы (поведение личности, межличностные отношения и т. п.) рассматриваются под углом зрения проявления закономерностей макроуровня; всякая попытка сведения социального к психологическому уровню расценивается как отступление от ведущей социол. традиции, как свидетельство психологического редукционизма и субъективизма. В свою очередь их оппоненты настаивают на приоритетном изучении области непосредственно наблюдаемого социального взаимодействия, механизмов коммуникации, интерпретации сферы повседневной реальности и т. п.

Этот уровень признается сторонниками микросоциологии единственным реально существующим и фундаментальным, а макросоциальные явления рассматриваются как неправомерные абстракции, реальность к-рых нельзя эмпирически доказать. Вторая область конфликта между представителями микро- и макросоциологии относится к характеру используемых понятий и принципов формирования социол. знания. Сторонникам первой ориентации присуще стремление использовать эмпирически обоснованные понятия и принципы, особенно категорично на этом настаивают представители позитивистской ветви. С этой т. зр., понятия и положения широкомасштабных теорий расцениваются как пустые абстракции, их авторы обвиняются в неправомерной реификации (опредмечивании, овеществлении) социальных структур, а единственной реальностью признаются или непосредственно наблюдаемое поведение индивидов (теория социального обмена, анализ социальных сетей, или сфера сознания индивида (этнометодология и феноменология). Защитники микросоциологии делают упор на использовании различ. рода экспериментальных процедур и ограничиваются изучением явлений небольшого масштаба. С середины 70-х гг. предпринимаются попытки интеграции этих двух направлений.Лит.: 1) Андреева Г. М. О соотношении микро-и макросоциологии//Вопросы философии. 1970. № 7. 2) Кетепу I. Perspectives on the micro-macro distinction//Sociological Review. 1976. V. 24. N. 4.

www.examen.ru

1. Становление социальной науки. Основные этапы её развития.

Прошла три этапа: донаучный, когда знание об обществе существовало либо в виде социальной философии, либо как обыденное знание об окружающем мире. Классический, начинается в первой трети XIX века и заканчивается в первой четверти XX века ( О.Конт, Дюркгейм, Маркс, Вебер). Современная социология XX и XXI веков.

2. Макро- и микро- социологические подходы в современной социологии.

Макросоциологическая парадигма: марксистская социология, структурно- функциональный подход – был создан крупнейшими американскими социологами Парсонсом и Мертоном. Ключевыми понятиями этого подхода являются «система», «элемент», «структура», «функция». Парсонс рассматривает общество как социальную систему , состоящую из элементов (подсистем), выполняющих определенные функции. Такими подсистемами являются: экономика, политика, социальные общности, правовая система, культура. Несущей конструкцией общества являются ценностно нормативные комплексы. Микросоциологическая парадигма представлена рядом влиятельных направлений: символический интеракционизм – ( амери-канские социологи Мид, Блумер, Гофман) Ключевые понятия : «поведение», «личность». Феноменологическая социология- ( создана австро-американским философом и социологом Шюцом) Известные феноменологи Бергер, Лукман. Иследует феномены сознания ( процесс приобретеня социального опыта который происходит при социальном взаимодействии и комуникации. Теория социального обмена (Хоманс, Блау.) Поведение человека ставится в прямую зависимость от характера поощрения и наказания.

3. Предмет социологии, её законы и категории.

Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX веке. Потребность в социологии была вызвана усложнением общества в условиях зарождения и развития индустриальной цивилизации. Термин «социология» предложенный Контом в 1838 г. Составлен из латинского слова «социо» (общество) и греческого «логос» (теория). Изучает те свойства, отношения и процессы, которые превращают совокупность людей в общество. Предметами социологии являются структура и механизм возникновения , функционирования, изменения социальных групп, общностей и институтов, появляющихся в процессе социального взаимодействия. Основной закон социологии это закон общества.

4. Структура социологии и основные методы конкретно-социологических исследований.

Социология имеет сложное строение и включает знание разных уровней и типов. По типу изучаемых объектов выделяют макро- и микросоциологию. Макросоциология изучает существование и развитие больших социальных групп и институтов, а также социальные структуры (теория классов, социальная стратификация, социальная мобильность). Микросоциология объектом своего исследования делает личность или небольшие группы (теория социальных ролей). По целям можно выделить фундаментальную социологию (получение нового знания о социальном взаимодействии), и прикладную (решает конкретные социальные задачи). По уровню научного знания выделяют теоретическое знание (законы, теории, гипотезы), эмпирическое знание (факт и эмпирическая закономерность (фиксирует связи между фактами)).

studfiles.net

Макро- и микросоциология

 

     

     Глава 2. Макро- и микроуровни социологии

     Что  же  представляют   макро-   и   микроуровни   социологии? 

     2.1. Макросоциология. 

     Историческая  макросоциология — междисциплинарная  область исследований, в которой  посредством объективных методов  социальных наук изучаются механизмы  и закономерности крупных и долговременных исторических процессов и явлений, таких как происхождение, динамика, трансформации, взаимодействие, гибель обществ, государств, мировых систем и цивилизаций.

     Как это ни странно может показаться, изначально социология рождалась и развивалась именно как макросоциология. Огюст Конт, Карл Маркс, Джон Стюарт Милль, Фердинанд Теннис, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, занимались, главным образом, макросоциологической проблематикой: формулировались законы и определялись этапы исторического прогресса, развития и смены общественных формаций, описывались и изучались принципиальные типы обществ, культур и цивилизаций.

     В XX веке социология стала более узкой, эмпиричной, методичной, сконцентрировалась на эмпирическом изучении групп и слоев отдельного общества-нации, во многом утеряла интерес к большим историческим процессам.

     В высшем образовании макросоциология  с начала 1990-х гг. стала институализироваться в университетах США как отрасль социологии. С тех пор она неуклонно распространяется у англоязычном академическом мире, а также в Голландии, Германии, Франции, Италии, скандинавских странах, в разных местах выступая под разными именами, отпочковываясь от социологии, мировой истории, геополитики, политической и экономической географии, геоэкономических, кросскультурных, цивилизационных исследований и т. д.

     Социология  в Советском Союзе, которая стала пробуждаться с 1960-х гг., естественным образом ориентировалась на мэйнстрим тогдашней западной, преимущественно наиболее развитой американской социологии с ее традиционным вниманием к опросам, анализу общественного мнения и т.п. Макросоциологическая проблематика оставалась табуированной, поскольку была надежно монополизирована одной из главных идеологических дисциплин — «историческим материализмом» («истматом»)[4]. Судя по всему, данная родовая травма сохраняется; поэтому, несмотря на переводы классических макросоциологических трудов П.Сорокина, Н.Элиаса, Н.Лумана, К.Поланьи, Й.Шумпетера, новых превосходных книг И.Валлерстайна, Дж.Арриги, Р.Коллинза , отечественные социологи за редчайшим исключением остаются равнодушными к анализу крупных социальных процессов, даже не считают такие исследования «подлинно научной социологией». Во многом по причине неведения, отчуждения и равнодушия социологов в России макросоциология пока не легитимирована, не говоря уже об институализации.

     В то же время, в постсоветской России сохранился и продолжает расти интерес  исследователей (как, правило, с философским, историческим и гуманитарным бэкграундом) к изучению крупных социально-исторических процессов. С 1990-х гг. стали появляться альманахи, журналы, коллективные монографии, ориентированные на мировой научный контекст («THESIS», «Цивилизации», «Время мира», «Логос», «Прогнозис», «История и математика» и др.), в которых множество материалов посвящено макросоциологической проблематике, пусть и под разными именами.

     Как только в российском социально-историческом познании появится ряд оригинальных, ярких (и что немаловажно —  получающих признание за рубежом) макросоциологических исследований, научная молодежь получит  значимую альтернативу применения своих  талантов[3].  

     2.2. Микросоциология. 

          В 30е годы нашего столетия в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая название микросоциологии.

     Микросоциология изучает повсеместное поведение  людей в их межличностном взаимодействии.  В свою очередь микросоциология также делится на несколько направлений:

    • социометрия
    • теория социального обмена
    • этнометодология
    • анализ социальных сетей

2.2.1. Социометрия

     Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.[6]

     Для Морено и других представителей социометрии  объектом исследований являются реально  существующие малые социальные группы. Главное, чем они характеризуются, — это эмоциональные отношения  людей друг с другом, составляющие атомарную (атомистическую) структуру  общества. Простое наблюдение не в  состоянии зафиксировать эти  отношения, но они могут быть выявлены с помощью специфических методов  измерения, особой техники опроса и  обработки данных. Эта техника  позволяет определить реальные конфликтные  ситуации и предпринять усилия для  их ликвидации.

       Среди существенных инструментов социометрического  анализа наибольшей популярностью  пользуются:

    • Социометрические тесты – один из приемов опроса людей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы, позволяющее получить как бы «коллективное самовыражение опрашиваемых», т. е. количественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе.
    • Социоматрицы – таблица, в которую при помощи графических и числовых обозначений заносятся полученные в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе.
    • Социограммы – дает соответствующее графическое (схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в малых группах.

       Наряду  с ними в социометрии широко используются разнообразные индексы, коэффициенты и пр., позволяющие дать количественную характеристику изучаемым явлениям социального взаимодействия. 

2.2.2. Теория социального  обмена 

     Согласно  этой теории, наше общественное поведение  во многом обусловлено ожиданиями, что наши поступки по отношению к  другим людям будут вознаграждены  тем или иным образом. Отношения  между людьми основаны на взаимовыгодном обмене. Если мы чем-то помогаем другу  или коллеге, то, возможно, не ожидаем  сразу же получить что-то взамен, но существует негласное предположение, что если в будущем мы поменяемся местами, то нам окажут такую же услугу. Данная теория разрабатывалась в работах Дж. Хоманса, П. Блау и Р. Эмерсона.[3]

      Джордж Хоманс попытался объяснить поведение,  определяемое в широком смысле как результат  взаимодействия, в ходе которого индивидуумы приобретают, продают или обменивают ресурсы.  Хотя Хоманс опирался при формулировке своих положений современной теории обмена на бихевиоральную психологию и микроэкономику, аналогичные теории можно также обнаружить в антропологии и политологии. Несмотря на то, что теория социального обмена, лучше всего объясняет взаимодействия между двумя лицами, она также была распространена на межгрупповые процессы. Хоманс сформулировал пять основных положений современной теории обмена. Он попытался дать объяснение социального поведения с использованием фундаментальных представлений о поведении, разработанных бихевиоральными психологами и неоклассическими экономистами.

     2.2.3.  Этнометодология

     Этнометодология — теоретическое и методологическое направление в микросоциологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию всех социальных наук. Основателем этнометодологии является Г.Гарфинкель.  Весьма экзотична по своей терминологии, по способу определения предмета и методов исследования.[5]

     Этнометодология распалась на ряд течений:

    • анализ разговорной речи (Г.Сакс, Дж.Джефферсон)
    • этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П.Мак-Хью)
    • анализ обыденной повседневной жизни (Д.Циммерман, М.Поллнер)
    • этнографические исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К.Д.Кнорр-Цетин, Б.Латур, С.Булгар и др.)

     Этнометодология пытается превратить методы исследования антропологами примитивных культур и общин в процедуры изучения социальных и культурных явлений. Тем самым этнометодология универсализирует методы этнографии и способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, пытается увидеть в них основание социологического анализа современной социальной жизни. Предмет этнометодологии — процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы социальной коммуникации между людьми. Причем все формы социальной коммуникации сводятся к речевой коммуникации, к повседневной речи. Подчеркивая уникальность каждой ситуации повседневного общения, этнометодология отводит большое место механизмам рефлексии в работе познавательного аппарата.

     2.2.4. Анализ социальных  сетей

     Анализ социальных сетей (social network analysis) — новое направление структурного подхода, основными целями которого являются исследование взаимодействий между социальными объектами и выявление условий возникновения этих взаимодействий. Сеть социальных взаимодействий состоит из конечной совокупности социальных акторов и набора связей между ними.[5]

В настоящее  время в анализе социальных сетей  выделяются четыре подхода:

    • Структурный подход акцентирует внимание на геометрической форме результатов. В данном случае используются структурные теории и теории сетевого обмена.
    • Ресурсный подход рассматривает возможности акторов по привлечению индивидуальных и сетевых ресурсов для достижения определенных целей и дифференцирует акторов, находящихся в идентичных структурных позициях социальной сети, по их ресурсам. В качестве индивидуальных ресурсов могут выступать знания, престиж, богатство, раса, пол. Под сетевыми ресурсами понимаются влияние, статус, информация, капитал.
    • Нормативное направление изучает уровень доверия между акторами, а также нормы, правила и санкции, которые влияют на поведение акторов в социальной сети и процессы их взаимодействий.
    • Динамический подход акцентирует внимание на изменениях в сетевой структуре с течением времени. 
 

             2.3. Единство и различие макро- и микроуровней. 

     Социология  как наука сформировалась и в  первые десятилетия своего существования  развивалась в Европе как макросоциология, претендующая на раскрытие глобальных законов. Но вскоре появилась так  называемая микросоциология, отказавшаяся от философствования об обществе вообще, занявшаяся изучением поведения индивидов в различных социальных условиях, мотивации их поступков, механизмов межличностных взаимодействий и другой конкретной проблематики. С тех пор развитие социологии шло по двум параллельным курсам, которые слабо коррелировались друг с другом.

     Макросоциологи  оперировали понятиями «общество», «социальная система», «социальная  структура», «социальный институт», «цивилизация», «культура», «массовые  социальные процессы» и т.п., то есть абстрактными категориями. Микросоциологи предпочитали рассуждать о стимулах поведения людей и их реакциях, факторах, предопределяющих их конкретные поступки, динамике показателей социальной жизнедеятельности индивидов, норме  и патологии их поведения и  т.п. Принято думать, что развитие макросоциологии привело к формированию современной теоретической социологии, а микросоциологии – эмпирической (прикладной) социологии. Такая оценка не лишена основания, но не может быть признана в полной мере истинной. И в макросоциологии, и в микросоциологии есть как теоретический, так и эмпирический уровень. Макросоциологи (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Теннис, П. Сорокин и др.) активно занимались эмпирическими социологическими исследованиями, а микросоциологи (например, представители американской социологической школы) стали основателями важнейших социологических теорий[4].

     Принципиальное  различие макро- и микросоциологии  заключено в другом – в разном понимании предназначения социологии, ее предметной области и исследовательских методов. Поэтому происходящее ныне сближение микро- и макросоциологии весьма значимо для современного понимания ее объекта, предмета и всех прочих атрибутов.

     Это сближение выражается в том, что  и макротеоретики, и микротеоретики все более солидаризируются друг с другом в признании того, что  социальная форма материи имеет  первичную «клетку» (социальный атом), с изучения которой следует начинать социологический анализ, как общества, так и поведения конкретных людей. Разные теоретики представляют эту  «клеточку» не однозначно. Существует два основных варианта ее трактовок.

stud24.ru

Структура социологического знания (макро-, мезо-, микро-) — КиберПедия

Структура социологического знания – это не просто совокупность различных представлений, взглядов и научных понятий об обществе, а Определенная упорядоченность знаний о нем, его явлениях и процессах. (Структура – строение, расположение, порядок).

Наиболее распространенной является трехуровневая структура социологического знания, в которой выделяются:

Q общесоциологические теории;

Q специальные (частные) социологические теории;

Q конкретные социологические исследования.

Эти три уровня различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой обобщений и выводов.

Общесоциологические теории касаются глубинных, или как говорят, Сущностных моментов развития общества. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования социальных явлений, о движущих силах развития общества и т. п. К общесоциологическим можно отнести теории общественной, прежде всего, производственной деятельности, теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и других отношений между людьми. На этом же уровне исследуется взаимодействие различных сфер жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной и духовной), вскрываются и анализируются их взаимосвязи и взаимозависимости

На уровне общесоциологических теорий каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места и роли в обществе, его многообразных связей с другими социальными явлениями.

Специальные социологические теории касаются исследования Отдельных Сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательная область намного уже, чем общесоциологических и ограничен, как правило, конкретными подсистемами общества, например, экономической или социальной. В этом случае исследуются проблемы социально-экономических отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т. д. Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить исчерпывающие сведения относительно данных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а также сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем.



Среди отраслей знания, основное содержание которых составляют специальные социологические теории, можно назвать социологию труда, социологию молодежи и социологию семьи, социологию политических отношений, социологию религии, социологию культуры, социологию личности и другие.

Конкретные социологические исследования проводятся в виде анкетных опросов, интервью, наблюдений и т. д. Их цель состоит в получении Объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения относительно тех или иных событий или проблем общественной жизни. Данные этих исследований могут служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспективных задач общественной жизни, деятельности различных социальных групп, трудовых коллективов, политических партий и движений. Они могут быть осмыслены на уровне специальных и общесоциологических теорий и использованы в решении актуальных, порой весьма существенных проблем развития общества.

Кроме этой, трехуровневой структуры социологического знания выделяют ряд Двухуровневых структур.

По Широте охвата изучаемых явлений различают макросоциологический и микросоциологический уровни. Макросоциология ориентирована на анализ больших социальных структур и общностей, глобальных социальных систем и процессов. Микросоциология обращена к анализу частных, локальных процессов, межличностных и межгрупповых взаимодействий, внутренних аспектов поведения и действий людей.

По степени обобщения изучаемого материала и Используемым методам выделяют теоретический и эмпирический уровни. Теоретическая социология Объясняет социальную реальность сквозь призму общих и специфических тенденций ее функционирования и развития и использует методы теоретического анализа – индукцию и дедукцию, анализ и синтез, умозаключение по аналогии и т. п. Эмпирическая социология (эмпирия – опыт) направлена на изучение повседневной практической деятельности людей и использует специальные эмпирические методы исследования – опросы, наблюдения, изучение документов и др. Абсолютной границы между теоретическим и эмпирическим уровнями знания нет. В развитых науках, как правило, не бывает чисто теоретических или чисто эмпирических исследований. Эмпирическое исследование в той или иной степени всегда оказывается включенным в контекст определенной теории, а теоретический анализ не может не опираться на факты, содержащиеся в эмпирическом знании.



 

По Ориентации социологии на конечный результат выделяют фундаментальный и прикладной уровни. Цель Фундаментальных исследований – приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области. Прикладные исследования имеют своей целью изучение актуальных, имеющих практическую значимость, проблем и выработку рекомендаций для их решения.

Мультипарадигмальность

Мультипарадигмальность означает сосуществование нескольких парадигм, не сводимых друг к другу и неспособных вытеснить друг друга, в рамках одной науки.

Это явление хорошо известно в социологии: попытки объединить парадигмы пока так толком ничего и не дали.

Парадигмы — это система взглядов и представлений, в рамках которых мы воспринимаем окружающий мир и предсказываем его поведение в будущем

Отвечает ли концепция мультипарадигмальности современной ситуации в теоретической социологии. Современная социология науки отошла от классического, предложенного Т.Куном представления о научном сообществе, которое организуется и структурируется в результате чистой борьбы идей, регулируемой и направляемой «научной истиной». Научное сообщество, как и любое другое сообщество, образованное вокруг определенной социальной цели, получает внутреннюю организацию и структуру в результате конкурентной борьбы участников сообщества и образованными ими групп за обладание позициями доминирования, позволяющими осуществлять контроль и управление ресурсами, которыми располагает данное сообщество. В случае научного сообщества этот ресурс можно назвать символическим, но в результате монопольного обладания этим символическим ресурсом, или символическим господством, индивид или группа индивидов, получает в свое распоряжение и другие формы господства. Доминирование в символическом поле науки предоставляет возможность регулировать отношения иерархии среди членов сообщества и распределение финансовых средств, имеющихся в распоряжении сообщества, т.е. обеспечивает этому индивиду или группе политическое и экономическое доминирование. Индивид или группа, занимающая доминирующие позиции внутри самого сообщества, определяя его во многих отношениях, также доминирует и в вопросах взаимодействия этого сообщества с другими, т.е. вопросе ковертации ресурса, которым обладает данное сообщество, в другие формы ресурсов.

Это происходит в первую очередь потому, что сообщества, образованные вокруг определенных социальных целей и определенных ресурсов имеют при всем своем внешнем различии, существенное внутреннее сходство в структуре и способе функционирования. Именно это позволило Бурьде выделить и описать поле науки как специфическую сферу социального производства.: «Поле науки как система объективных отношений между достигнутыми в предшествующей борьбе позициями является местом (т.е. игровым пространством) конкурентной борьбы, специфической ставкой в которой является монополия на научный авторитет, определяемый как техническая способность и – одновременно – как социальная власть, или, если угодно, монополия на научную компетенцию, понимаемую как социально признанная за определенными индивидами способность легитимно (т.е. полномочно и авторитетно) говорить и действовать от имени науки».

Наиболее распространенной на сегодня из вариантов интерпретации структуры поля науки является концепция мультипарадигмальности. Основанное на концепции Т.Куна, она предполагает, что различные социологические теории существуют параллельно, образуя замкнутые смысловые поля, внутри которых действуют особый язык и особые правила постановки и решения вопросов, не применимые за их рамками.

Объяснение наличия целого набора парадигм в современной социологической теории основано на предположении существования имманентной логики предмета, которую невозможно описать в рамках одного теоретического подхода, поэтому их существует некоторое количество, каждый из которых специализируется на определенном аспекте или тенденции существования предмета. Специализация определяет и сам вид, то есть основные понятия (язык), и базовые представления о характере исследуемой реальности (фундаментальный закон) той теории, которая лежит в основе данной парадигмы. Сам набор парадигм и образованный ими порядок, как он описывается в различных концепциях мультипарадигмальности (помимо основного, наиболее простого выделения двух парадигм – макро и микро — возможны различные варианты описания этого порядка), определен этой имманентной логикой предмета, поэтому теории не противоречат друг другу, не конкурируют между собой, а находятся в отношении дополнительности. Этот подход достаточно продуктивен, следую логике того же принципа, для решения целого ряда задач, начиная от дидактических – существующие теоретические подходы укладываются в понятную и законченную схему, удобную для восприятия и запоминания студентом, заканчивая проблемой выбора методологической основы для конкретного частного исследования – предполагается, что исследователь, определив характер исследовательской задачи, стоящей перед ним, сознательно и рационально выберет соответствующий им теоретический подход, наиболее полно отвечающий потребностям исследования. Понимание ситуации в теоретической социологии как ситуации мультипарадигмальности, снимает остроту вопроса, но не решает его, поскольку реальная практика использования набора теоретических парадигм как своего рода склада, куда исследователь, как предполагает концепции мультипарадигмальности, обращается и отбирает теоретический инструментарий, соответствующий своим исследовательским задачам, протекает несколько иначе. Указания на определенную теорию как на теоретическое основание исследования, которые содержать рутинные тексты «нормальной науки» (квалификационные работы различного уровня, описания проектов исследования и пр.), чаще всего делаются в порядке выполнения правил и носят ритуальный характер.

cyberpedia.su

Макро- и микросоциология

     В первом речь идет об актах действий социального «актора», т.е. активно  и творчески действующего субъекта, включенного в систему разнообразных (в т.ч. очных и заочных) социальных отношений. Началу теоретизирования в  данном плане положили К. Маркс, обосновавший тезис о преобразующей общество деятельности социальных субъектов, и М. Вебер, создавший концепцию социального действия человека. Заметный вклад в развитие этих идей внесли Т. Парсонс, Р. Мертон, У. Бакли, М. Арчер, Э. Гидденс, А. Турен, П. Бурдье, П. Монсон, П. Штомпка и многие другие социологи. По их мнению, с которым трудно не согласиться, практическая деятельность людей:

    • первооснова общественной жизни, главный источник ее возникновения, сохранения и изменения;
    • обусловлена реально сложившимися в обществе социальными, а также экономическими, политическими, духовными отношениями, включенностью личности в их систему;
    • выражает сущность действующего субъекта, его социальные роли и социальный статус;
    • изменяет субъекта, содействует его самореализации;
    • в чем-то преобразует общественные отношения или консервирует их;
    • трансформируется на каждом цикле перемен самого субъекта и общественных отношений, задавая тем самым импульс очередному циклу социальных изменений.

     Анализ  актов социальных действий «акторов» (индивидов, их групп, партий, классов, этносов, классовых движений и др.) понимается многими, но не всеми, в качестве фундаментальной задачи социологической  науки. Ее решение обеспечивает слияние  макро- и микросоциологии в принципиально  единое знание об обществе, ибо исследование актов социальных действий «акторов»  открывает путь к познанию закономерностей  не только поведения людей, но также  развития и функционирования надличностных  структур общества[3].

     Второй  вариант трактовок «первичной клеточки»  социальных отношений связан с ее поиском среди имманентно присущих любому обществу явлений. Начало таким  рассуждениям положили Г. Зиммель, Ф. Теннис и А. Фиркандт, считавшие основной задачей социологии изучение извечных форм человеческого общежития.

     В современной российской социологии эта позиция ярче всего выражена В.А. Ядовым.

     Важно заметить, что социальные общности возникают под воздействием, с  одной стороны, деятельности людей, а с другой – сложившихся в обществе структур и социальных институтов. Но, возникнув, они влияют на функционирование и развитие общественных отношений, всей их системы, образующей общество. Поэтому понимание социологии как науки, изучающей, прежде всего, наличествующие в обществе социальные общности людей:

    • устраняет былое противостояние микро- и макросоциологии;
    • уточняет предмет социологии как синтеза макро- и микросоциологии.

     Граница между микро- и макросоциологией достаточно условна, однако методологически  оправдана, так как способствует большей четкости и систематизации объектов социологии. Объекты макросоциологии  – общности, социальные связи и  закономерности, пожалуй, более существенны  и значимы для социологии в целом, что, разумеется, не исключает научного интереса к меньшим социальным группам. По мнению польского социолога Я. Щепаньского, социология выявляет и изучает силы, действующие во всех сферах общественной жизни и объективно влияющие как на малые, так и на большие общности.

 

      

     Заключение 

     Микросоциология изучает поведение людей в  их непосредственном межличностном  взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые  люди придают данным явлениям при  взаимодействии друг с другом. Главный  предмет их исследований – поведение  индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие  взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

     Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям  поведения, помогающим понять сущность любого общества.

 

     

Список использованной литературы 
 

  1. Бабосов Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студ. вузов / Е.М. Бабосов. – 3 –е изд. – М.:ВУЗ, 2006 – 640с.
  2. Батыгин Г.С. История социологии:  учебное пособие / Г.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский. – М.:РУДН,2003 – 86с.
  3. Волков Ю.Г Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
  4. Фролов С.С. Социология: учебное пособие / С.С. Фролов. — М.: Наука, 1994 — 256с.
  5. Журнал «Социологические исследования» [электронный ресурс] – режим доступа — http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/89812.html 
  6. Википедия – Свободная энциклопедия  [электронный ресурс] – режим доступа — http://ru.wikipedia.org/wiki/
  7. Социология – информация [электронный ресурс] –режим доступа — http://cde.ael.ru/electronik/sociologia/

stud24.ru