Механизм правового регулирования налоговых отношений – Правовые регуляторы налоговых отношений как составная часть правового регулирования финансовых отношений
§ 5. Специальные налогово-правовые режимы в регулировании налоговых отношений
Налоговый кодекс РФ широко использует понятие «правовой режим» в целях установления особого порядка правового регулирования налоговых отношений. В общей теории права правовой режим определен как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права1.
В НК РФ (ст. 18) содержится определение специального налогового режима, а также перечень специальных налоговых режимов.
Налоговый кодекс РФ определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами (ст. 18).
Данное НК РФ понятие специальных налоговых режимов определяет их как особый порядок исчисления и особый порядок уплаты налогов и сборов. В свою очередь ст. 18 НК РФ допускает — при установлении специальных налоговых режи-
1 См.: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 207.
216
Раздел II. Механизм правового регулирования
мов _ возможность определять и иные элементы налогообложения и налоговые льготы. Таким образом, законодательное определение специальных налоговых режимов не отражает пол-, ностью их содержания, что подтверждается коллизионностью самой ст. 18 НК РФ.
Специальный налогово-правовой режим — это особый порядок правового регулирования налоговых отношений, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий определенную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов налогового права.
В соответствии со ст. 18 НК РФ основаниями применения специальных налогово-правовых режимов являются положения НК РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы.
Статья 18 НК РФ содержит закрытый перечень специальных налоговых режимов, к которым относятся:
— упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;
studfiles.net
Раздел II. Механизм правового регулирования налоговых отношений
Стр 1 из 56Следующая ⇒
.161
Глава 7. Нормы налогового права ………………………………………………….172
§ 1. Понятие норм налогового права и их особенности ……..172
§ 2. Виды норм налогового права ……………………………………..178
§ 3. Нормы-презумпции и нормы-фикции
в налоговом праве ……………………………………………………..183
§ 4. Нормы-принципы и нормЫ-ДеФиниции
в налоговом праве ……………………•……………………………….191
Глава 8. Налоговые правоотношения ……………………………………………..194
§ 1. Понятие и структура налогового правоотношения ………194
§ 2. Виды налоговых правоотношений ………………………………204
§ 3. Объекты налоговых правоотношений ………………………….208
§ 4. Юридические факты в налоговом праве ……………………..209
§ 5. Специальные налогово-правовые режимы
в регулировании налоговых отношений ……………………..215
Глава 9. Общая характеристика субъектов налогового права …………..221
§ 1. Понятие и классификация субъектов налогового права 221 § 2. Налоговая юрисдикция и налоговое резидентство ………227
Глава 10. Правовой статус налогоплательщиков,
налоговых агентов и налоговых представителей …………………………229
§ 1. Правовой статус налогоплательщиков
и плательщиков сборов ………………………………………………229
§ 2. Правовой статус налоговых агентов
и сборщиков налогов …………………………………………………237
§ 3. Правовой статус налоговых представителей ………………..240
§ 4. Банки как субъекты налогового права ………………………..243
Содержание
IX
§ 1. Налоговые органы Российской Федерации …………………253
§ 2. Федеральная служба по экономическим и налоговым
преступлениям Министерства внутренних дел РФ ………268
Раздел III. Налоговая обязанность и налоговый контроль
Глава 12. Сущность налоговой обязанности ……………………….’…………..280
§ 1. Понятие, основания возникновения
и прекращения налоговой обязанности………………………280
§ 2. Исполнение налоговой обязанности …………………………..283
§ 3. Способы обеспечения исполнения
налоговой обязанности ………………………………………………291
§ 4. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов,
сборов или пени ………………………………………………………..298
§ 5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени ……….302
Глава 13. Налоговый контроль………………………………………………………309
§ 1. Понятие и значение налогового контроля…………………..309
§ 2. Формы и виды налогового контроля…………………………..312
§ 3. Налоговые проверки ………………………………………………….315
§ 4. Налоговый контроль за расходами физического лица …320
Глава 14. Налоговая тайна……………………………………………………………322
§ 1. Налоговая тайна в системе мер защиты
конфиденциальной экономической информации ……….322
§ 2. Содержание информации, защищаемой
в режиме налоговой тайны, и ее источники ……………….326
§ 3. Правовой режим доступа к информации,
защищаемой в режиме налоговой тайны …………………….336
Раздел IV. Нарушения законодательства о налогах и сборах
Глава 15. Исходные положения нарушений законодательства
о налогах и сборах…………………………………………………………………..342
§ 1. Общественная опасность нарушений законодательства о налогах и сборах. Налоговая безопасность государства ………………………………………………………………..342
§ 2. Понятие и виды нарушений законодательства
о налогах и сборах ……………………………………………………..352
Глава 16. Характеристика налоговых правонарушений …………………….357
§ 1. Понятие, юридические признаки и особенности
налоговых правонарушений ……………………………………….357
§ 2. Классификация составов налоговых правонарушений …367
X
Содержание
§ 3. Налоговые правонарушения,
предусмотренные главой 16 НК РФ……………………………371
§ 4. Налоговые правонарушения, предусмотренные
главой 18 НК РФ……………………………………………………….421
Глава17. Характеристика иных нарушений законодательства
о налогах и сборах…………………………………………………………………..449
§ 1. Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных
правонарушений (налоговые проступки) …………………….449
§ 2. Налоговые преступления ……………………………………………465
§ 3. Способы уклонения от уплаты налогов ………………………472
Глава 18. Налоговая ответственность…………………………………………….477
§ 1. Понятие, функции и признаки
налоговой ответственности ………………………………………..477
§ 2. Принципы налоговой ответственности ……………………….488
§ 3. Стадии налоговой ответственности …………………………….495
§ 4. Обстоятельства, исключающие ответственность
и освобождающие от ответственности за нарушения
законодательства о налогах и сборах…………………………..503
§ 5. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие
ответственность за совершение
налогового правонарушения ………………………………………511
§ 6. Санкции в налоговом праве ……………………………………….514
Глава 19. Защита прав налогоплательщиков …………………………………..524
§ 1. Право на обжалование ……………………………………………….524
§ 2. Административный порядок защиты
нарушенных прав налогоплательщиков ………………………532
§ 3. Судебный порядок защиты нарушенных прав
налогоплательщиков ………………………………………………….535
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации • Глава 20. Федеральные налоги и сборы………………………………………….541
§ 1. Общая характеристика
федеральных налогов и сборов …………………………………..541
§ 2. Налог на добавленную стоимость……………………………….542
§ 3. Акцизы ……………………………………………………………………..556
§ 4. Налог на доходы физических лиц ………………………………566
§ 5. Единый социальный налог…………………………………………574
§ 6. Налог на прибыль организаций ………………………………….581
XI
§ 8. r^ добыч плезных ископаемых
Глава 21. Специальные налоговые режимы
8 •
.586 ,.588
..591
(единый сельскохозяйственный налог) 2 упрошенная система налогообложения
L. ЛНу»-‘1» ____ оттпр РТТННГ
.593
(единый налог) ……………………………………………..
Налоги и сборы субъектов Российской Федерации
§ 1. Транспортный налог ……………………………………..
§ 2. Налог на игорный бизнес ……………………………..
§ 3. Налог на имущество организаций …………………
.601 ,.603
………………605
Глява23 Местные налоги и сборы ……………………………
1лаваzj. ivieci местных налогов и сборов ………605
§ 1. Обшая характеристика месшыл ………………..^
S 1 ‘Земельный налог …………………………………… 609
| 3 Н^ог на имущество физических лиц …………………………609
24. Особенности налогообложения отдельных субъектов ………..Ш
Глава
§ 1 налогообложение кредитных организации
зонах
.618
^^^^^ …………… 623
образованиях ……………………………
Глава 25. Международное
8 1 Понятие и предмет
§ 2. Соотношение норм нашюнмьн
§3
Глава 26. Нал»™», политика — органшаиия в зарубежных странах …………………….
§ 1 Современная налоговая политика
: Иоговые системы унитарнь.х государств
XII
Содержание
Приложение
1. Обзор докторских диссертаций по специальности «Юриспруденция», содержащих исследования проблем налогового права ………………………………………………………………660
2. Обзор кандидатских диссертаций по специальности «Юриспруденция»,
содержащих исследования проблем налогового права………..665
Предисловие
Новые реалии российского государственного строительства требуют серьезного осмысления сущности современного налогового права. Современное налоговое законодательство является одной из важнейших отраслей российского законодательства и направлено на правовое обеспечение формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Без правового оформления процессов установления, введения и взимания налогов фискальная функция государства не может считаться легитимной. Налоговое право — сфера публичного правового регулирования, оно является подотраслью финансового права и направлено на установление прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов, иных субъектов налоговых отношений, регулирование порядка проведения налогового контроля, выявление и пресечение налоговых правонарушений, привлечение к ответственности за нарушения налогового законодательства. В последнее время налоговое право России, как и других правовых государств, дополнилось действенными способами защиты нарушенных прав налогоплательщиков.
Глубокое изучение норм налогового права, выявление механизма правового регулирования налоговых отношений необходимо сегодня юристам всех сфер деятельности, а также депутатам представительных (законодательных) органов власти и самоуправления, сотрудникам исполнительных органов государственной власти, всем гражданам-налогоплательщикам.
На основе обобщения современного налогового законодательства и новейшей научной финансово-правовой литературы авторы учебника стремились показать сущность налогового права, его местоположение в системе финансового права, взаимосвязи с иными отраслями российского права и законодательства, выявить предназначение налогового права в механизме правового регулирования установления, введения и взимания
XIV
Предисловие
налогов. Особое внимание уделено обоснованию юридической природы налогов, правовому статусу налогоплательщиков и налоговых органов, налоговому контролю, ответственности за нарушения налогового законодательства, а также особенностям взимания отдельных видов налогов. Основная задача авторов учебника — оказать содействие в освоении сложного нормативного материала в сфере налогообложения всем изучающим налоговое право, а также помочь в практике применения налогового законодательства.
В последние несколько лет в России появилось множество работ, посвященных налоговому праву, что свидетельствует о попытках научного обоснования налогообложения. Данный учебник является новым этапом осмысления проблемы правового регулирования налоговой деятельности государства в современных условиях. Второе издание учебника обусловлено изменениями в государственном строительстве, административной и экономической сферах, произошедшими в Российской Федерации за последний год. Государство наметило курс на укрепление вертикали власти, реформируется правовой статус местного самоуправления и, как следствие, его финансовые основы, происходит перераспределение полномочий финансово-контрольных органов, оптимизируются основные элементы налоговой системы и т. д. Значительно усилилась роль судебной системы в разрешении финансово-правовых конфликтов, Конституционным Судом РФ обоснованы новые правовые позиции относительно конституционности законодательства о налогах и сборах.
Налоговое законодательство России содержит основные экономические и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию налогообложения, поэтому системное изложение курса налогового права особенно важно для понимания содержания налоговой деятельности государства.
Настоящий учебник подготовлен в соответствии с обязательными требованиями второго поколения государственных стандартов высшего профессионального образования и методическими требованиями, предъявляемыми к учебным изданиям. Вопросы, изложенные в данном учебнике, соответствуют учеб-
Предисловие
XV
ной программе по курсу «Налоговое право», рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ.
Нормативной базой учебника являются Конституция РФ, правовые позиции Конституционного Суда РФ, Налоговый кодекс РФ, иные федеральные нормативные правовые акты, финансово-правовые нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. Эмпирической базой послужило обобщение практики налоговой деятельности российского государства. Теоретическую основу учебника составили труды отечественных и зарубежных ученых, затрагивающие различные аспекты финансового права.
Использование широкого круга научных источников позволило отразить альтернативные подходы к пониманию налогового права в целом, его институтов, отдельных норм, а также выяснить место налогового права в системе российского права.
Изучение налогового права в высших юридических учебных заведениях предполагает необходимость знания не только важнейших актов налогового законодательства, но и теоретических основ налогового права как самостоятельной дисциплины в российском правовом образовании. При этом следует иметь в виду, что к теоретическому обоснованию налогово-правовых принципов и институтов предъявляются повышенные требования в связи с развитием налогообложения как одного из признаков государства, формы государственного управления и важнейшего доходного источника бюджетов всех уровней.
Предлагаемый учебник предусматривает углубленное изучение студентами таких вопросов, как история развития налогообложения, нормы налогового права, налоговые правоотношения, субъекты налогового права, правовой режим налоговой тайны, налоговые правонарушения, налогово-правовая ответственность. Серьезное внимание уделяется международному налоговому праву и налоговому праву зарубежных стран.
Авторский коллектив надеется, что в современных условиях организации учебного процесса, когда каждое высшее учебное заведение получило право самостоятельно формировать свои учебные планы, структура учебника может послужить ориентиром для всестороннего изучения налогового права.
Дополняющие текст учебника приложения обогащают теоретический материал и делают книгу особенно полезной для
XVI
Предисловие
студентов, преподавателей, практических работников, а также аспирантов и докторантов. В современных условиях возрастает значение исследований, носящих глубокий систематизированный характер, содержащих концептуальные положения применительно к новым финансово-правовым явлениям, охватывающих максимальное количество теоретических вопросов и научно их разрешающих.
Коллектив авторов надеется, что данный учебник будет способствовать решению актуальнейшей задачи российского государства — подготовке и повышению квалификации юридических кадров.
Ю. А. Крохина,доктор юридических наук, профессор
Общая часть
Раздел I «**»‘
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Механизм правового регулирования налоговых правоотношений
Тема 6. Механизм правового регулирования налоговых правоотношений
Понятие и структура механизма правового регулирования налоговых отношений. Механизм налогового правотворчества. Механизм реализации налогового права. Налогово-правовые нормы. Налогово-правовые отношения. Понятие и структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений. Отношения по поводу исчисления и уплаты налогов. Субъекты налоговых правоотношений. Налогоплательщики и плательщики сборов, их представители. Законные и уполномоченные представители. Взаимозависимые лица. Разделение налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов для целей налогообложения. Налоговые администрации. Финансовые и налоговые органы. Лица, содействующие уплате налогов. Налоговые агенты. Банки (кредитные организации). Органы внутренних дел и таможенные органы как субъекты налоговых правоотношений. Представительство в налоговых правоотношениях. Представительство по закону. Уполномоченные представители налогоплательщиков. Содержание налоговых правоотношений. Права и обязанности участников налоговых правоотношений.
Тема 7. Правовое положение налогоплательщиков и налоговых агентов
Понятие и классификация налогоплательщиков. Налогоплательщики, плательщики сборов и страховых взносов. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов. Право на получение от налоговых органов необходимой информации и разъяснений. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков. Обязанности налогоплательщиков. Постановка на налоговый учет, Ведение учета доходов и расходов. Представление налоговых деклараций. Уплата налогов и сборов. Особенности правового положения налогоплательщиков иностранных граждан и организаций. Постоянное представительство. Пределы налоговой юрисдикции государства в отношении налогоплательщиков. Налоговые агенты, их права и обязанности.
Тема 8. Налоговые администрации
Понятие налоговых администраций, их состав. Система налоговых органов. Правовое положение Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений. Межрегиональные налоговые инспекции, их компетенция. Задачи, нрава и обязанности налоговых органов. Учет налогоплательщиков и плательщиков сборов. Контрольные полномочия налоговых органов. Налоговые посты. Предъявление налоговыми органами исков в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Права и обязанности таможенных органов в сфере налогообложения. Полномочия Министерства финансов Российской Федерации в налоговой сфере. Взаимодействие налоговых администраций. Лица, содействующие налоговому администрированию. Сборщики налогов, их компетенция. Органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков.
Тема 9. Органы внутренних дел
Система, правовое положение и задачи подразделений органов внутренних дел, осуществляющих контроль в области налогов и сборов. Полномочия органов внутренних дел в сфере налогообложения. Проведение осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества. Досмотр транспортных средств. Изучение документов и их изъятие. Получение сведений, составляющих налоговую тайну. Проверки плательщиков органами внутренних дел, в т.ч. совместно с налоговыми органами. Оформление их результатов. Получение информации. Проведение оперативно-розыскных мероприятий. Привлечение граждан к сотрудничеству. Взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными и контролирующими органами. Международное сотрудничество в деле борьбы с нарушениями налогового законодательства. Нормативные акты и литература:
Тема 10. Сроки уплаты налогов и сборов
Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Изменение срока уплаты налогов и сборов. Обстоятельства, исключающие изменения срока уплаты налогов и сборов. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении уплаты налога и сбора. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора. Налоговый кредит (понятие, порядок и условия его предоставления). Инвестиционный налоговый кредит (понятие, порядок и условия его предоставления). Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Залог имущества. Поручительство. Пеня. Приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в кредитной организации. Арест имущества.
Тема 11. Налоговая обязанность и ее исполнение
Понятие налоговой обязанности. Основания возникновения, приостановления и прекращения налоговой обязанности. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора. Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Добровольное и принудительное исполнение обязанности по уплате налога или сбора. Взыскание налога, сбора, пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента — организации в кредитных организациях. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика — организации или налогового агента — организации. Взыскание налога, сбора или пени за счет имущества налогов плательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации и реорганизации юридического лица. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. Зачет и возврат уплаченных или излишне взысканных сумм, Избежание двойного налогообложения, его методы. Понятие налогового планирования, его пределы. Налоговая минимизация и оптимизация. Методы налоговой оптимизации.
Тема 12. Общие положения налогового контроля
Понятие и формы проведения налогового контроля. Виды проверок исполнения законодательства о налогах и сборах. Камеральные и выездные проверки. Сплошные и выборочные налоговые проверки. Контрольные и встречные проверки. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля. Режим сохранности сведений, составляющих налоговую тайну. Осмотр (обследование) помещений, используемых для получения доходов. Истребование и выемка документов. Экспертиза. Привлечение специалиста и переводчика для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. Составление протокола при производстве действий по осуществлению налогового контроля. Оформление результатов проверок. Контроль за правильностью применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением и наличным денежным обращением.
Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля.
Тема 13. Нарушения законодательства о налогах и сборах
Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах, объект их посягательства. Субъекты нарушений законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщики, налоговые агенты, банки и иные лица. Субъективная сторона. Формы вины при совершении налоговых правонарушений. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Виды нарушений законодательства о налогах и сборах. Налоговые правонарушения. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Непредставление налоговой декларации. Неуплата или неполная уплата сумм налога. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Ведение предприятием денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины. Нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога и сбора. Налоговые преступления. Уклонение от уплаты налогов и сборов. Неисполнение обязанностей налогового агента. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.
Тема 14. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах
Понятие ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Нарушение законодательства о налогах и сборах, как основание привлечения к ответственности. Вилы ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах (финансовая, административная, уголовная). Общие условия привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Налоговые санкции. Давность взыскания налоговых санкций. Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Основания освобождения от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Налоговая амнистия. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел и их должностных лиц за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Тема 15. Налоговые споры и их разрешение
Понятие налоговых споров, их классификация. Подведомственность и подсудность налоговых споров. Налоговые споры, инициируемые налоговыми органами. Порядок предъявления налоговыми органами исков о взыскании налоговых санкций и о ликвидации организаций. Защита прав налогоплательщиков. Налоговые споры, возникающие по искам налогоплательщиков, Право на обжалование. Соотношение административного и судебного порядков обжалования. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Рассмотрение жалобы. Обжалование действий налоговых органов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде Российской Федерации.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Тема 16. Федеральные налоги и сборы
Понятие и состав федеральных налогов и сборов. Налог на добавленную стоимость (НДС). Понятие налога на добавленную стоимость. Объект налогообложения. Определение налогооблагаемого оборота и места реализации товаров, работ и услуг. Ставки налога. Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Акцизы. Сущность акцизного обложения. Объект налогообложения. Подакцизные товары и ставки. Плательщики акцизов. Исчисление и уплата акцизов. Порядок использования марок акцизного сбора. Налог на прибыль (доход) организаций. Объект налогообложения. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. Нормирование состава затрат, учитываемых при налогообложении. Сроки уплаты налога. Налог на доходы с физических лиц. Плательщики налога. Объект налогообложения. Доходы, не включаемые в совокупный годовой доход. Изменение ставок налога в зависимости от размера дохода. Порядок исчисления и уплаты налога. Декларирование доходов налогоплательщиками. Государственная пошлина. Действия, с которыми связывается обязанность по уплате государственной пошлины. Ставки налога и порядок его уплаты. Единый социальный налог. Плательщики налога. Размеры налоговых платежей. Порядок и сроки их уплаты. Водный налог. Налогоплательщики. Объекты налогообложения. Налоговая база. Налоговый период. Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога. Налог на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщики. Объекты налогообложения. Налоговая база. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых. Налоговый период. Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Плательщики сборов. Объекты обложения. Порядок исчисления и сроки уплаты сборов.
Тема 17. Региональные и местные налоги
Понятие и состав региональных налогов. Налог на имущество организаций. Объект налога. Состав необлагаемого имущества. Ставка налога, порядок и сроки его уплаты. Налог на игорный бизнес. Объекты игорного бизнеса, подлежащие налогообложению. Регистрация объектов в налоговых органах. Ставки налога. Порядок исчисления и уплаты сумм налога. Понятие и состав местных налогов. Земельный налог. Плательщики налога. Объект налогообложения. Ставки налога. Порядок и сроки уплаты. Налог на имущество физических лиц. Объект налога. Состав плательщиков. Ставка. Порядок и сроки уплаты.
Тема 18. Специальные налоговые режимы
Правовые основы и сущность применения упрощенной системы налогообложения. Категории налогоплательщиков, имеющих право перехода на упрощенную систему налогообложения. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения. Объекты упрощенной системы налогообложения. Порядок определения доходов и расходов в целях налогообложения. Налоговый и отчетный периоды при применении упрощенной системы налогообложения. Порядок определения налоговой базы. Налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налога в соответствии с режимом упрощенной системы налогообложения. Налоговая отчетность и учет при применении упрощенной системы налогообложения. Правовое регулирование взимания единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Плательщики и основные виды деятельности, облагаемые единым налогом. Компетенция законодательных органов субъектов по установлению и введению в действие единого налога на вмененный доход. Объект налогообложения и особенности формирования налоговой базы по единому налогу на вмененный доход. Понятие вмененного дохода. Коэффициенты, влияющие на формирование налоговой базы. Налоговый период и ставка налогообложения. Порядок и сроки уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Понятие единого сельскохозяйственного налога и условия его применения. Особенности возврата к общему режиму налогообложения. Плательщики единого сельскохозяйственного налога и объект налогообложения. Порядок определения доходов и расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях налогообложения. Формирование налогооблагаемой базы по единому сельскохозяйственному налогу. Налоговый и отчетный периоды. Налоговая ставка и порядок исчисления налога (авансового платежа) по единому сельскохозяйственному, налогу. Декларирование доходов. Правовые основы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Порядок уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции. Особенности представления деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции.
Тема 19. Международное налоговое право
Понятие и предмет международного налогового права. Источники международного налогового права. Виды международных налоговых соглашений. Иностранный элемент в налоговых правоотношениях. Современная налоговая политика иностранных государств. Налоговые системы иностранных государств. Перспективы развития международного налогового права.
V. СЕМИНАРСКИЕ (ПРАКТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ
Таблица 4
№ | Разделы (темы) дисциплины | Очная форма обучения |
1 | Возникновение и развитие налогообложения | — |
2 | Понятие и роль налогов, их виды | 2 |
3 | Правовые основы системы налогов и сборов | 2 |
4 | Предмет, метод и система налогового права | 2 |
5 | Источники налогового права | |
6 | Механизм правового регулирования налоговых правоотношений | |
7 | Правовое положение субъектов налогового права | |
8 | Органы налогового администрирования | — |
9 | Налоговая обязанность: понятие и сущность | 2 |
10 | Общие положения налогового контроля | 2 |
11 | Нарушения законодательства о налогах и сборах | — |
12 | Налоговая ответственность | 2 |
13 | Федеральные налоги и сборы | 2 |
14 | Региональные налоги | — |
15 | Местные налоги | — |
16 | Специальные налоговые режимы и особенности налогообложения специальных субъектов | — |
17 | Системы налогообложения иностранных государств | — |
Итого: | 18 |
Таблица 5
№ | Наименование темы | Заочная форма обучения |
1 | Понятие и роль налогов, их виды. Правовые основы системы налогов и сборов | — |
2 | Предмет, метод, система и источники налогового права | 2 |
3 | Налоговая обязанность: понятие и сущность. Общие положения налогового контроля | 2 |
4 | Система налогов и сборов РФ | — |
Итого: | 4 |
Планы семинарских (практических) занятий для студентов очной формы обучения
Тема 2. Понятие и роль налогов, их виды
План семинара
Налоги как источники формирования государственных доходов.
Функциональное назначение налогов.
Юридические признаки налога.
Отличие налога от иных обязательных платежей.
Классификация налогов и сборов.
Студент должен иметь представление:
о роли налогов в современной рыночной экономике;
об основных направлениях государственной налоговой политики;
Студент должен знать:
понятие, признаки налога и сбора;
основные виды налогов и основания их классификации; уметь:
отличать налоги и сборы от неналоговых платежей.
Задание к теме 2:
Учитывая особенность косвенных налогов, оцените, насколько правомерен возврат излишне уплаченных сумм этого вида налогов. Можно ли говорить в данном случае о неосновательном обогащении?
Определите насколько законно с позиции действующего налогового законодательства решение главы администрации субъекта РФ о применении такого способа увеличения доходов бюджета как введение платных дорог. Является ли плата за пользование автодорогой налогом (сбором) сточки зрения налогового законодательства?
Выделите те социально-экономические проблемы современной России, которые, на ваш взгляд, эффективно могут быть разрешены с использованием регулятивной функции налогов.
refdb.ru
Раздел II. Механизм правового регулирования налоговых отношений
Количество просмотров публикации Раздел II. Механизм правового регулирования налоговых отношений — 11
Глава 6. Сущность механизма правового регулирования налоговых отношений ………………………………………….
.161
Глава 7. Нормы налогового права ………………………………………………….172
§ 1. Понятие норм налогового права и их особенности ……..172
§ 2. Виды норм налогового права ……………………………………..178
§ 3. Нормы-презумпции и нормы-фикции
в налоговом праве ……………………………………………………..183
§ 4. Нормы-принципы и нормЫ-ДеФиниции
в налоговом праве ……………………‣‣‣……………………………….191
Глава 8. Налоговые правоотношения ……………………………………………..194
§ 1. Понятие и структура налогового правоотношения ………194
§ 2. Виды налоговых правоотношений ………………………………204
§ 3. Объекты налоговых правоотношений ………………………….208
§ 4. Юридические факты в налоговом праве ……………………..209
§ 5. Специальные налогово-правовые режимы
в регулировании налоговых отношений ……………………..215
Глава 9. Общая характеристика субъектов налогового права …………..221
§ 1. Понятие и классификация субъектов налогового права 221 § 2. Налоговая юрисдикция и налоговое резидентство ………227
Глава 10. Правовой статус налогоплательщиков,
Налоговых агентов и налоговых представителей …………………………229
§ 1. Правовой статус налогоплательщиков
и плательщиков сборов ………………………………………………229
§ 2. Правовой статус налоговых агентов
и сборщиков налогов …………………………………………………237
§ 3. Правовой статус налоговых представителей ………………..240
§ 4. Банки как субъекты налогового права ………………………..243
Содержание
IX
Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля …………………253
§ 1. Налоговые органы Российской Федерации …………………253
§ 2. Федеральная служба по экономическим и налоговым
преступлениям Министерства внутренних дел РФ ………268
Читайте также
Стерилизацию инструментов, шприцев (с отметкой на шприце 200 °С), игл, стеклянной посуды проводят в сухожаровых шкафах-стерилизаторах (рис. 4). Предметы свободно укладывают на полках стерилизатора в металлических коробках (при снятых крышках) и включают подогрев. При… [читать подробнее].
Перевязочный материал и операционное бельё укладывают в биксы (рис. 7). При отсутствии биксов допускается стерилизация в полотняных мешках. При универсальной укладке в бикс (мешок) помещают материал, предназначенный для одной небольшой типичной операции (аппендэктомии,… [читать подробнее].
Модуль 1. Розвиток дитини. Анатомо-фізіологічні особливості, методика досліджень та семіотика захворювань у дітей. Змістовий модуль 11. Імунна система та система крові у дітей Тема 14. Анатомо-фізіологічні особливості системи крові, методика дослідження,… [читать подробнее].
Тестові завдання: 1. 5 6. 4 11. 3 16. 4 21. 1 26. 2 31. 4 36. 1 41. 1 46. 1 2. 5 7. 3 12. 2 17. 3 22. 3 27. 4 32. 1 37. 3 42. 3 47. 3 3. 2 8. 4 13. 3 18. 5 23. 1 28. 2 33. 3 38. 3 43. 4 48. 2 4. 2 9. 4 14. 3 19. 4 24. 2 29. 4 34. 4 39. 4 44. 2 49. 1 5. 5 10. 4 15. 3 20. 3 25. 1 30. 4 … [читать подробнее].
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ «…признание того, что явление жизни невозможно без наследственности, показывает, что воспроизведение исторически созданных форм жизни в ряду поколений составляет основу жизни, обеспечивает прямую… [читать подробнее].
«Спинной мозг, покрытый шишками» Так, говорит Вулдридж, один студент ответил на вопрос, что такое головной мозг. Неизвестно, каким баллом оценили знания юноши, но в остроумии ему отказать нельзя. В самом деле. Взгляните на рисунок. Непосвященному ясно – мозг… [читать подробнее].
Внутреннее положение России в конце ХУ1-ХУ11 вв. Сложный комплекс внутренних и внешних противоречий потряс Россию на рубеже XVI —XVII вв. В 1584 г. скончался царь Иван IV Грозный. На престол вступил средний сын Грозного — слабоумный Федор Иванович (1584 — 1598)14 , мягкий по натуре, не… [читать подробнее].
Вера, что сами апостолы просветили проповедью весь мир — очень древняя, она возникла в конце 1-го века. Она явилась и распространилась тем легче, что о деятельности и судьбе большинства апостолов не сохранилось твердых исторических данных. Отсутствие интереса к сохранению… [читать подробнее].
…История знает различные виды образования государств: или государство, начавшись незаметною точкою, в короткое время достигает громадных размеров, в короткое время покоряет себе многие различные народы; к одной небольшой области в короткое время силою завоевания… [читать подробнее].
Новое время как историческая эпоха. В рамках традиционной периодизации мировой истории период с ХVI по ХVIII века называется новым временем. Филологи и историки того времени обозначали это время как эпоху, начавшуюся то с падения Константинополя (1453), то с момента открытия… [читать подробнее].
referatwork.ru
СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Количество просмотров публикации СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ — 724
Существование налоговых отношений в государстве немыслимо без властного воздействия на данную сферу общественных отношений уполномоченных субъектов посредством правового регулирования. В общей теории права признается, что существуют такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. В этом смысле право создает общественные отношения, порождая новые связи1. Отличительной особенностью налоговых отношений является то, что они в подавляющем большинстве случаев не могут существовать вне правового опосредования, правового оформления. В процессе правового регулирования государство моделирует налоговые отношения, устанавливая таким образом конкретный правовой режим налогообложения в государстве. Законодатель заранее с расчетом на будущее призван вырабатывать и закреплять в законодательстве о налогах и сборах надлежащие юридические средства (особые формы, комплексы средств, юридические режимы).
Специфика правового регулирования налоговых отношений проявляется в том, что, с одной позиции, законодатель посредством правового регулирования устанавливает модель налогообложения, закрепляет конкретные цели и задачи в налоговых отношениях, а с другой позиции, характер целей и задач, их конкретное содержание предопределяют и особенности правовых средств, при помощи которых они достигаются и решаются. Сформированная модель налогообложения, цели и задачи, для достижения которых складываются налоговые правоотношения, определяют модель налогово-правового регулирования. Модель правового регулирования налоговых отношений харак-
1 См.˸ Теория государства и права˸ Курс лекций / Под ред. Н. И. Ма-тузова, А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 388.
Раздел II. Механизм правового регулирования
теризуется обязывающим, императивным построением правового материала, суть которого состоит в обеспечении организованности, строгого порядка в налоговых отношениях. Обязывающий характер модели налогово-правового регулирования предопределяет преобладание в цепи правовых средств в налоговом праве именно юридической обязанности.
Особую важность для понимания сущности налогово-правового регулирования представляет вопрос об области общественных отношений, которая подвергается правовому регулированию.
Пределы правового регулирования являются границами государственно-властного вмешательства в систему общественных отношений. При этом определение границ налогово-правового регулирования происходит в специфичной сфере, а именно в деятельности государства по формированию новых, отсутствующих в обществе налоговых правоотношений. Государство посредством правового регулирования налоговых отношений формирует, реформирует и совершенствует всю систему налогообложения. Однако роль права в данном процессе не беспредельна, поскольку государство ограничено определенными рамками. Границы (пределы) данной сферы не являются раз и навсегда застывшими, напротив, они способны к определенной динамике, могут изменяться (сужаться либо расширяться) в зависимости от объективных потребностей развития общества и государства в конкретный исторический период. При этом уровень развития налогового права не должна быть выше экономического уровня развития общества. По мере вступления в противоречия с объективными условиями изменяется и правовое регулирование налоговых отношений.
referatwork.ru
СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ — МегаЛекции
Существование налоговых отношений в государстве немыслимо без властного воздействия на данную сферу общественных отношений уполномоченных субъектов посредством правового регулирования. В общей теории права признается, что существуют такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. В этом смысле право создает общественные отношения, порождая новые связи1. Отличительной особенностью налоговых отношений является то, что они в подавляющем большинстве случаев не могут существовать вне правового опосредования, правового оформления. В процессе правового регулирования государство моделирует налоговые отношения, устанавливая таким образом конкретный правовой режим налогообложения в государстве. Законодатель заранее с расчетом на будущее призван вырабатывать и закреплять в законодательстве о налогах и сборах надлежащие юридические средства (особые формы, комплексы средств, юридические режимы).
Специфика правового регулирования налоговых отношений проявляется в том, что, с одной стороны, законодатель посредством правового регулирования устанавливает модель налогообложения, закрепляет конкретные цели и задачи в налоговых отношениях, а с другой стороны, характер целей и задач, их конкретное содержание предопределяют и особенности правовых средств, при помощи которых они достигаются и решаются. Сформированная модель налогообложения, цели и задачи, для достижения которых складываются налоговые правоотношения, определяют модель налогово-правового регулирования. Модель правового регулирования налоговых отношений харак-
1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Ма-тузова, А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 388.
Раздел II. Механизм правового регулирования
теризуется обязывающим, императивным построением правового материала, суть которого заключается в обеспечении организованности, строгого порядка в налоговых отношениях. Обязывающий характер модели налогово-правового регулирования предопределяет преобладание в цепи правовых средств в налоговом праве именно юридической обязанности.
Особую важность для понимания сущности налогово-правового регулирования представляет вопрос об области общественных отношений, которая подвергается правовому регулированию.
Пределы правового регулирования являются границами государственно-властного вмешательства в систему общественных отношений. При этом определение границ налогово-правового регулирования происходит в специфичной сфере, а именно в деятельности государства по формированию новых, отсутствующих в обществе налоговых правоотношений. Государство посредством правового регулирования налоговых отношений формирует, реформирует и совершенствует всю систему налогообложения. Однако роль права в этом процессе не беспредельна, поскольку государство ограничено определенными рамками. Границы (пределы) данной сферы не являются раз и навсегда застывшими, напротив, они способны к определенной динамике, могут изменяться (сужаться либо расширяться) в зависимости от объективных потребностей развития общества и государства в конкретный исторический период. При этом уровень развития налогового права не может быть выше экономического уровня развития общества. По мере вступления в противоречия с объективными условиями изменяется и правовое регулирование налоговых отношений.
При определении пределов налогово-правового регулирования особое значение имеет сбалансированность фискальных интересов государства и налогоплательщиков, т. е. сочетание публичных и частных интересов в имущественных отношениях. Проявление в налогово-правовом регулировании принципа публичности, основанное на приоритете государственных интересов перед частными интересами и вытекающее из него неравенство участников налоговых правоотношений не должны позволять трактовать положение налогоплательщиков в качестве «второстепенного» субъекта. Объективная потенциальная кон-
Глава 6. Сущность механизма правового регулирования
фликтность налоговых отношений должна преодолеваться путем достижения баланса частных и публичных интересов, согласованности интересов субъектов налогового права.
Принцип публичности предопределяет принцип неравенства участников налоговых правоотношений, их субординационный характер. Государство детально юридически регламентирует и минимизирует свободу субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в сфере налогообложения. Односторонне-императивное изъятие государством у налогоплательщиков собственности в централизованные денежные фонды (т. е. ограничение прав субъектов) допускается в целях обеспечения общественных интересов. Конституционный Суд РФ1, отмечая, что право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, подчеркнул: конституционная обязанность платить законно установленные налоги имеет особый, публично-правовой, а не частноправовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Установление налогового бремени способствует реализации общего блага, выполнению публичных функций государством, поскольку реализует публичный интерес всех членов общества.
Таким образом, правовое регулирование налоговых отношений обладает специфическими признаками, к числу которых относятся следующие:
— наличие собственного предмета регулирования, который составляют отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
— оказание специально-юридического воздействия налогового права, связанного с использованием специфических средств,
1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №42. Ст. 5211.
Раздел II. Механизм правового регулирования
Глава 6. Сущность механизма правового регулирования
призванных регламентировать и развивать налоговые отношения;
— конкретизация круга и правового статуса субъектов, вступающих в налоговые отношения;
— определение круга объектов, требующих налогово-право-вого воздействия, в результате чего они приобретают статус объектов налогообложения;
— направленность на достижение особых юридических целей, которые в концентрированном виде (как направления налоговой деятельности) могут быть представлены следующим образом: моделирование налоговых отношений посредством права; содействие развитию наиболее необходимых и полезных налоговых отношений; вытеснение отживших и вредных налоговых отношений. Результатом механизма налогово-правового регулирования является обеспечение эффективности функционирования системы налогообложения;
— установление единственно возможной формы существования налоговых отношений, а именно формы налогового правоотношения, раскрывающего связи субъектов налогового отношения посредством их четкого выделения управомоченного и обязанного.
Отличительная черта налогово-правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой, специфический механизм правового регулирования’.
1 В общей теории права вопросы определения понятия и содержания механизма правового регулирования числятся среди наиболее дискуссионных. В юридической науке преобладает инструментальный подход к данной проблеме. С. С. Алексеев механизм правового регулирования рассматривает как взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения (см.: Алексеев С. С. Восхождение к праву: Поиски и решения. М.: Норма, 2001. С. 317—318). А. В. Малько определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права (см.: Малько А. В. Понятие механизма правового регулирования // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 521). К. В. Шундиков рассматривает механизм правового регулирования как взятую в единстве систему всех правовых средств, организо-
Механизм правового регулирования налоговых отношений представляет собой последовательно организованную систему всех правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное юридическое воздействие на налоговые отношения.
Выделение механизма правового регулирования^ налоговых отношений связано с особенностью (спецификой) налоговых отношений. Однако механизм правового регулирования налоговых отношений действует в рамках (во взаимосвязи) с механизмом финансово-правового регулирования, поскольку налоговые отношения являются неотъемлемой частью предмета финансового права. Механизм финансово-правового регулирования охватывает отношения по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств государства и муниципальных образований, а механизм налогово-правового регулирования охватывает отношения по образованию фондов денежных средств.
В целях побуждения субъектов налогового права к использованию предоставленных прав и исполнению обязанностей, предусмотренных нормами налогового права, используется несколько способов правового регулирования налоговых отношений: запреты, дозволения, позитивные обязывания, стимулы и санкции. Для механизма налогово-правового регулирования характерно преобладание такого способа правового регулирова-
ванных последовательным образом, при помощи которой обеспечивается результативное специально-юридическое воздействие на общественные отношения (см.: Шундиков К. В. Механизм правового регулирования: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Малько. Саратов, 2001. С. 54). Названные дефиниции отражают инструментальный подход к пониманию механизма правового регулирования, рассматривая данное понятие как особую систему, объединяющую различные правовые средства. В теории права существует более широкая трактовка механизма правового регулирования, согласно которой он определяется как совокупность правовых средств (инструментов) юридического воздействия, используемых в процессе правового регулирования общественных отношений, а также правовых процессов, таких как правотворчество, применение права и привлечение к юридической ответственности (см., например: Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник. М., 2001. С. 161-162).
Раздел II. Механизм правового регулирования
Глава 6. Сущность механизма правового регулирования
ния, как позитивные обязывания, поскольку регулирование налоговых отношений практически всегда осуществляется посредством установления обязанностей, побуждения субъектов налогового права к активным действиям. Осуществляя деятельность в сфере налогообложения, государство предоставляет стороне, состоящей с ним в налоговых отношениях, определенные права. Однако наделение правами происходит только в том объеме, который необходим участнику налогового правоотношения для исполнения возложенных на него обязанностей, что позволяет рассматривать их так же, как элемент обязывания. Поэтому в механизме правового регулирования налоговых отношений преобладают юридические обязанности, а субъективное право сводится, в сущности, к «праву требования» исполнения обязанностей. Эта связка юридических средств свидетельствует, что движущей силой механизма налогово-правового регулирования являются властные веления, исходящие от органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Функциональной характеристикой налогового права выступает налогово-правовой режим. Он представляет собой особый порядок налогово-правового регулирования, выражающийся в специфическом комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание в налоговом праве взаимодействующих между собой дозволений, запретов и позитивных обязываний, создающих особую направленность налогово-правового регулирования.
Налогово-правовой режим выражает неразрывную связь правовой формы и содержания налоговых отношений. В этом качестве он является устойчивым, стабильным элементом механизма правового регулирования налоговых отношений. Налогово-правовой режим реализуется через механизм правового регулирования налоговых отношений. Если механизм налогово-правового регулирования показывает, каким образом осуществляется правовое регулирование налоговой сферы, то правовой режим выступает содержательной характеристикой конкретных правовых средств, призванных организовать, ввести в необходимые рамки налоговые отношения.
Налогово-правовой режим выражает степень императивности юридического регулирования налоговых отношений, нали-
чие ограничений или льгот в налоговом праве, допустимый уровень активности субъектов налоговых правоотношений, а также пределы их правовой самостоятельности.
Налогово-правовому режиму присущи следующие основные признаки:
— устанавливается законодательством о налогахл,сборах и обеспечивается государством;
— имеет целью специфическим образом регламентировать налоговые отношения, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты;
— представляет собой особый порядок правового регулирования налоговых отношений;
— создает особую направленность налогово-правового регулирования.
В зависимости от степени охвата общественных отношений, образующих предмет налогового права, налогово-правовой режим может быть общим (первичным) и специальным (вторичным).
На существование общего режима налогообложения указывают, например, ст. 3466, 346″, 34613 НК РФ. Первичный налогово-правовой режим является комплексом правовых средств, выражающих исходные соотношения способов правового регулирования налоговых отношений. В основе первичного налогово-правового режима лежат позитивные обязывания («позитивными» обязывания в данном случае названы потому, что запреты — тоже обязывания; здесь же имеется в виду лишь обязанность к активному поведению — например, уплатить налог). Преобладание в налогово-правовом режиме именно позитивных обязываний и характеризует его как обязывающий правовой режим.
Суть обязывающего налогово-правового режима состоит в обеспечении потребностей государства и муниципальных образований денежными средствами: законодатель предусматривает систему строгих позитивных обязываний, направленных на уплату налогов и сборов, которые распространяются на всех граждан. В результате государство вводит четкий и одинаковый для всех порядок налогообложения, необходимый для обеспечения налоговой дисциплины.
Раздел II. Механизм правового регулирования
Глава 6. Сущность механизма правового регулирования
«
На наличие специальных (вторичных) налоговых режимов указывают, например, ст. 18 и раздел VIII НК РФ. Вторичные режимы выступают модификацией общего налогово-правового режима и характеризуются наличием особых правил, носящих индивидуально-определенный характер.
Механизм правового регулирования налоговых отношений представляет собой сложную систему, обладающую единством. В структуре единого механизма налогово-правового регулирования выделяются механизм налогового правотворчества и механизм реализации налогового права, каждый из которых, действуя на соответствующей ему стадии правового регулирования — налоговом правотворчестве и правореализации, — характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.
Механизм налогового правотворчества имеет своим объектом систему общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. В процессе налогового правотворчества применяются такие правовые средства, как юридическая техника, правотворческая инициатива в налоговых отношениях, процедуры рассмотрения и принятия налогового,нормативно-правового акта, его официальное опубликование и др. Конечным результатом налогового правотворчества является система налоговых нормативных правовых актов, которые образуют нормативную базу, основание механизма реализации налогового права. Данный механизм представляет собой совокупность правовых средств, призванных обеспечить реализацию норм налогового права в конкретных налоговых правоотношениях. В числе этих средств, в частности, выступают методы толкования норм налогового права, акты применения норм налогового права и др. Конечным результатом действия механизма реализации налогового права выступает налоговое правоотношение, поскольку все правовые средства данного механизма применяются с единственной целью — создать предусмотренную налоговым правом систему налоговых правоотношений. С переводом норм налогового права в деятельностную сферу, в область конкретных налоговых правоотношений обеспечивается реальное исполнение обязанностей. Однако осуществление субъектами налогового права действий, противоречащих нормам налогового права, оправдывает существование государственного
принуждения в сфере налоговых отношений. Правовым основанием этого выступают налоговые правонарушения, а также нормы налогового права, устанавливающие санкции за совершенные налоговые правонарушения и определяющие порядок применения налоговой ответственности.
Механизм налогового правотворчества и механиз^реализа-ции налогового права как составные части единого целого — механизма правового регулирования налоговых отношений — находятся между собой в тесной иерархической взаимосвязи, которая выражается в том, что конечные результаты действия одного механизма служат началом, основанием функционирования другого. Последующий механизм обеспечивает достижение целей налогово-правового регулирования, которые не представляется возможным реализовать на предшествующей стадии правового регулирования налоговых отношений.
Механизм налогового правотворчества завершается созданием нормативно-правовой основы — системы налоговых нормативных правовых актов. Действенные правовые средства, призванные обеспечить воплощение норм налогового права в конкретных налоговых правоотношениях, содержит механизм налогово-правового регулирования. Его основание составляют нормы налогового права, т. е. завершение одного механизма служит началом другого. В свою очередь механизм реализации налогового права в основном реализует цели налогово-правового регулирования и обеспечивает создание желательной для государства модели налогообложения. В случае если этот механизм не в полной мере справляется с поставленными задачами и не устраняет налоговых правонарушений, то для борьбы с ними предназначены средства государственного принуждения. Лишь такое органическое и согласованное взаимодействие позволяет государству обеспечивать действенное управление налоговыми отношениями.
Механизм налогово-правового регулирования характеризуется динамической сущностью. Каждый элемент механизма занимает в нем особое место, выполняет специфические задачи и функции и в то же время включается в общую систему правовых средств, способствуя достижению целей механизма в целом. Объединенные в механизме правового регулирования налоговых отношений юридические средства образуют единую
Раздел II. Механизм правового регулирования
Глава 6. Сущность механизма правового регулирования
комбинацию элементов, предназначенных для постоянного функционирования.
В механизме правового регулирования налоговых отношений используются разнообразные юридические средства, в числе которых особо выделяются такие элементы, как норма налогового права, юридический факт в налоговом праве, налоговое правоотношение, юридические средства правореализационной практики (акты реализации прав и обязанностей).
Налогово-правовая норма является своеобразным юридическим средством комплексного характера. В механизме правового регулирования налоговых отношений налогово-правовая норма выполняет двоякую роль. Во-первых, норма налогового права выступает в качестве самостоятельного юридического средства, выполняющего в механизме непосредственно регулятивную и охранительную функцию. Во-вторых, норма налогового права отражает в своем содержании все другие элементы механизма. Будучи моделью реального налогового правоотношения, налогово-правовая норма объединяет разнообразные юридические средства в ту схему правового регулирования налоговых отношений, которая будет реализована на практике.
Юридические факты выполняют в механизме правового регулирования налоговых отношений специфическую роль. Наиболее общая задача юридического факта в рамках механизма налогово-правового регулирования заключается в обеспечении непрерывности связи между налогово-правовой нормой и конкретными субъектами, которые находятся в заданной нормой ситуации. Таким образом, юридический факт играет роль своеобразного «проводника», который связывает идеальные модели налоговых отношений и реальные налоговые правоотношения.
Налоговое правоотношение является средством, с помощью которого вся система юридических средств оформляется в два блока мер поведения в налоговых отношениях, которыми выступают субъективные права и юридические обязанности участников налоговых правоотношений.
Назначение в механизме налогово-правового регулирования юридических средств правореализационной практики (актов реализации прав и обязанностей) в первую очередь заключается в образовании процессуальных форм его практической реализа-
ции. Средства правореализационного характера в механизме налогово-правового регулирования могут выражаться в следующих формах:
— документально выраженную (средства-документы). Например, формально выраженными актами реализации прав и обязанностей являются требование об уплате налога, налоговая декларация, решение руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
— юридически значимые результативные действия субъектов налоговых правоотношений (средства-деяния). В свою очередь средства-деяния выражаются в четырех формах: соблюдении, использовании, исполнении и правоприменении.
Соблюдение — форма реализации норм налогового права, при которой субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещенных налоговым правом. Например, налогоплательщик не препятствует сотрудникам налоговых органов при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей и др.
Осуществление (использование) прав — выражается в реализации возможностей, предоставляемых субъектам налоговых правоотношений нормами налогового права. В пределах этой формы происходит осуществление участниками налоговых правоотношений субъективных прав. При этом существуют различия в осуществлении налоговых прав налогоплательщиками и использовании правомочий государственными органами. Налогоплательщики добровольно могут использовать или не использовать предоставленные им налогово-правовыми нормами права. Например, они самостоятельно решают, ис-‘ Bis пользовать или не использовать налоговые льготы. При осуществлении государственными органами правомочий в налоговых правоотношениях это является не только правом, но и в большинстве случаев обязанностью этих органов. Например, ст. 31 НК РФ содержит перечень прав налоговых органов, которые в большинстве случаев являются одновременно и их обязанностями.
Исполнение — представляет собой выполнение субъектом налогового права возложенных на него обязанностей, выражающееся в совершении действий, предусмотренных налогово-правовой нормой. Например, предоставление налоговой декла-
Раздел II. Механизм правового регулирования
Глава 7. Нормы налогового права
рации выступает исполнением обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Правоприменение — это особая деятельность компетентных органов государства или местного самоуправления, выражающаяся в виде специального решения, которое устанавливает права и обязанности участников конкретных правоотношений на основе налогово-правовых норм.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Принципы правового регулирования налоговых отношений
Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном. Оно означает осуществление правовых норм через правоотношения (Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями). Отсюда, правовое регулирование всегда означает правовое воздействие. В этом смысле регулирование- лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения.
Механизм правового регулирования- это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достичь его целей (формальный признак).
Принципы правового регулирования являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют они и для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.
Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения. Можно сформулировать пять основных юридических принципов налогообложения:
• принцип равного налогового бремени (нейтральности). Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборов основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Согласно данному принципу не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных критериев;
• принцип отрицания обратной силы налогового закона. Это общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Данный принцип закреплен в п.2 статьи 5 НК РФ: «Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют». Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу. Законы, отменяющие налоги, снижающие размеры ставок налогов, устанавливающие обязанности налогоплательщиков, налоговых актов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это;
• принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами. Данный принцип является специальным. Он означает, что неналоговые законы содержащие нормы, касающиеся каким-либо образом налоговой сферы, применяются только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения налогового законодательства;
• принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе. Предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога;
• принцип сочетания интересов государства, субъектов РФ, местного самоуправления и налогоплательщика в правовом регулировании налоговых правоотношений и при применении налогового закона.
Этот принцип присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении законодательства о налогах и сборах. Это неравенство проявляется в неравном положении плательщика налогов (сборов), при взыскании недоимок и штрафов и возврате переплаченных налогов.
Еще ответы по госам:
Особенности налогообложения при специальных налоговых режимах
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП)
Особенности налогообложения финансового сектора экономики
Похожие статьи:
nalogpro.ru