Методы зож – Формирование здорового образа жизни. Методы и средства

Содержание

ЗОЖ, правила ЗОЖа, методы профилактики и выявления — СоцОбраз


Актуальность проблемы организации профилактики здоровья и здорового образа жизни в трудовом коллективе обусловлена тем фатом, что здоровье является не только необходимым условием нормальной жизни человека, но и то, что здоровье есть стратегически необходимое условие для эффективного функционирования и развития государства. Именно здоровый человек на своем рабочем месте обеспечивает необходимы трудовые процессы во всех сферах деятельности. Состояние здоровья населения страны оценивается по демографическим, социально-экономическим, медицинским аспектам и по специальным опросам. В России наступила демографическая катастрофа: ежегодно население страны убывает на 1,5 млн. человек; рождаемость снизилась вдвое, а на семью приходится 0,8 ребенка. По демографической оценке численность населения России, несмотря на приток беженцев, уменьшается. Коэффициент рождаемости (10,7 на 1000 населения) самый низкий, а коэффициент смертности (12,2 на 1000 населения) самый высокий со времени Великой Отечественной войны. В России наблюдается прогрессирующее превышение смертности над рождаемостью. В 40 из 79 российских регионах продолжительность жизни населения сократилась на 5 — 7 лет. Старение населения городов происходит за счет уменьшения количества детского населения. Без сомнения, Россия является одной из стран, где ухудшение состояния здоровья населения приобрело катастрофический характер. За последнее десятилетие уровень общей смертности в стране вырос в 1,5 раза, а численность преждевременно умерших превысила 3 млн. человек.

Таким образом, необходимо принимать меры для улучшения здоровья населения. Решающую роль здесь должны играть социальные работники. Социальная работа должна включать в себя заботу о здоровье людей. Особенно это важно в трудовом коллективе. Так как трудящийся человек, проводит большой отрезок времени на работе, состояние его здоровья является важным для работодателя.

ЗОЖ — это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. Таким образом, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний.

Формирование здорового образа жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы. Пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого социального работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной(изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Таким образом, на сегодняшний день основные положения науки об индивидуальном здоровье можно представить следующим образом: «Дефиниция: валеология — теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида. «Предмет исследования валеологии: индивидуальное здоровье, его механизмы, возможности управления ими. «Объект валеологии: индивиды, находящиеся во всем диапазоне здоровья. Валеология рассматривает индивидуальное здоровье как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями. Между здоровьем и болезнью выделяются переходные состояния. Здоровье рассматривается как более широкая категория по сравнению с болезнью. Предболезнь и болезнь — частный случай здоровья, когда уровень его снижен либо имеются его дефекты. Уровень структурной организации, исследуемый в валеологии, преимущественно организменный, подход — холистический (целостный).

Валеология ставит перед собой следующие задачи:

— разработка и реализация представления о сущности индивидуального здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогнозирования;

— разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения на основе количественной оценки здоровья индивида;

— формирование «психологии здоровья»;

— разработка методологии и методов формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья;

— обеспечение первичной и вторичной профилактики заболеваний за счет повышения уровня здоровья;

— разработка программ повышения уровня здоровья популяции через индивидуальное здоровье

Методы валеологии: диагностика уровня здоровья, прогнозирование и управление здоровьем индивида. Таким образом, индивидуальное здоровье формируется через здоровое поведение человека. То есть, привычка здорового образа жизни составляет часть общего образа жизни индивида. Существует взаимосвязь между индивидуальным здоровьем и здоровым образом жизни. Роль же валеологии в образе жизни — формирование принципов, исходя из сущности здоровья, направленных на его формирование, сохранение и укрепление.

Профилактика – понятие, которое первоначально существовало в медицине, под ним понимается составная часть медицины. В настоящее время профилактические меры используется в различных отраслях деятельности, в том числе в социальной работе. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической задачей государства.


Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида  профилактики. Первичная профилактика — это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды.).

К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию. Профилактическая деятельность обязательна для работников. Вторичная профилактика — это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска , которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания.

Для диагностики уровня здоровья была предложена еще одна методика.

Методика

Цель: Определить уровень здорового образа жизни коллектива. Инструкция: Работникам было предложено ответить на вопросы:

1. Курите ли вы?

2. Занимаетесь спортом?

3. Ходите на работу пешком?

4. Употребляете спиртное?

5. Употребляете жаренную, жирную пищу?

6. Делаете зарядку?

7. Любите ли отдыхать на природе?

8. Можете ли вы отказать иногда от сладкого?

9. Бываете на больничном более одного раза в год?

Далее производим обработку результатов: На вопросы 2, 3, 6, 7, 8 за ответ Да – 2 балла, за Нет – (минус один) балл. На вопросы 1, 4, 5, 9 наоборот Да – ( минус один), Нет – (плюс два). Посчитываем по каждому опрошенному и определяем уровень согласно следующим критериям: 3 балла и ниже — низкий уровень здорового образа жизни; 4 -8 – средний уровень; 9 баллов и выше – высокий уровень. План проведения профилактической работы

1. Организация досуга

— Посещение спортивных мероприятий и физкультурных праздников (стадион Строитель) Проведение конкурсов и спортивных мероприятий.

— Лыжный выход на природу;

— Проведение спортивных игр (волейбол, футбол).

— Катание на коньках

— Участие в городском ежегодном марафоне.

— Проведение конкурса на лучшие приготовление вегетарианской пищи

— Розыгрыш билетов на киносеанс.

2. Мероприятия по улучшению режима труда и отдыха; — Установка яркого освещения

— проветривание помещений

— увеличение обеденного перерыва

3. Индивидуальные беседы о здоровом образе жизни.

4. Проведение лекционной работы на различные тематики (О вреде курения, алкоголя, о здоровой пище и т.д.)

5. Проведение обследований здоровья ; заключение договора с поликлиникой, предусматривающего ежегодное обследование

В ходе профилактики необходимо решить след. Проблемы;

1. Проблемы здорового образа жизни в современном обществе. Раздел открывает лекционные мероприятия, которые характеризует состояние проблемы. Особое внимание обращается на тенденции постоянно ухудшающегося здоровья населения России, на структуре заболеваемости и роли различных факторов в его отрицательной динамике.

2.Мотивация здоровья и здорового образа жизни. В разделе особое значение обращается на психолого-педагогические аспекты двигательной активности, являющейся не только энергетической основой развертывания генетической программы индивида во времени, но и непременным компонентом формирования особенностей познавательной активности и становления психических функций. Раздел предполагает ознакомление с простейшими физическими управжнениями.

3.Двигательная активность и здоровье. Будучи одним из важнейших разделов программы, он не только дает представление о влиянии физических упражнений на здоровье, но и вооружает знаниями и умениями построения оптимального двигательного режима . В частности, обращается специальное внимание на использование физических упражнений для предупреждения утомления и для восстановления умственной работоспособности как непосредственно в трудовом процессе, так и во внерабочих условиях.

4.Основы психического здоровья. При рассмотрении этой проблемы в особое внимание обращается на несоответствие между выполняемой нагрузкой (преимущественно умственно-психологического характера) и последующим отдыхом (чаще всего двигательно малоактивным образом поведения, причем зачастую сопровождаемого продолжением работы с информацией). Раскрываются основные механизмы возникновения стресса и типичные в производственной среде стрессовые ситуации.

5.Основы рационального питания. Данный раздел предполагает помощь в освоении норм правильного питания. При этом обращается внимание на индивидуальный характер построения режима питания в зависимости от гено- и фенотипических особенностей и условий жизнедеятельности данного человека. Специальная часть раздела посвящена возрастным особенностям питания .

6.Закаливание и профилактика простудных заболеваний. Данный этап предполагает большее практическое использование. Здесь социальным работником подробно рассматриваются теоретические предпосылки терморегуляции, пути и методы закаливания.

7.Основы рационализации режима дня и жизни. Одним из факторов, провоцирующих нарушение здоровья современного человека, является нарушение взаимоотношения «работа – отдых» в сторону чрезмерного нарушения психоэмоциональной сферы. Предлагаются и осваиваются средства активного отдыха как непосредственно во время трудового процесса, так и во в нерабочих периодах.

8.Валеологические принципы формирования устойчивости к вредным привычкам и отучения от них. Включение настоящего раздела обусловлено катастрофической тенденцией нарастания числа приобщающихся к вредным привычкам. Программа в теоретическом плане предполагает ознакомление с факторами, провоцирующими приобщение к вредным привычкам, и особенностями влияния вредных веществ на организм человека. В практическом плане программа ориентирована на обучение методам «отучения» от вредных привычек.

socobraz.ru

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)

Подробности
Категория: Статьи

На сегодняшний день здоровый образ жизни (ЗОЖ) не имеет четкого определения. Однако в общих чертах его можно свести к следующему: это поведенческий образ жизни направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.

В последнее время, проблема и необходимость формирования здорового образа жизни стала более актуальна. Это связано с тем, что глобальная урбанизация, плохая экология, развитие технического прогресса, который способствует меньшей активности человека, угрозы техногенного характера и множество других негативных факторов с каждым днем все больше вредят организму человека.

Органы здравоохранения и государственные структуры активно пропагандируют здоровый образ жизни, однако результатов пока достигнуто мало. Дело в том, что для формирования ЗОЖ необходима личная мотивация каждого индивида, а также возможность его реализации как в материальном плане, так и в плане социальной оценки.

 

Государственные программы формирования ЗОЖ 

Любое государство имеет своей целью сохранение и защиту здоровья своих граждан. В реализации этой задачи видится доступность медицинского обслуживания населения, а также продвижение в жизнь различных программ по бесплатному проведению профилактических мероприятий для малообеспеченных и льготных категорий граждан.

Государство проводит стимулирующие и запрещающие меры, в том числе на финансовом и законодательном уровне. К таким мерам можно отнести запрет на производство и использование наркотических веществ (исключая медицинские цели), их употребление и распространение, которые караются уголовной ответственностью, запрет на распространение рекламы на табачные изделия и спиртные напитки, ограничение их продаж в определенных местах, возрастные ограничения на их приобретение, повышение акцизов, стимулирование пропаганды ЗОЖ в средствах массовой информации, введение в образовательные программы специальных курсов, направленных на пропаганду ЗОЖ.

Основная работа по формированию ЗОЖ ложится на плечи здравоохранения, однако без государственной поддержки — как в правовом плане, так и в финансовом — такая программа реализуется крайне медленно.

В этом направлении со стороны здравоохранения должны быть выполнены действия по предоставлению населению консультативной помощи в медицинских учреждениях.

Важную роль имеет подключение к процессу формирования здорового образа жизни средств массовой информации, которые должны активнее вести пропаганду среди населения о негативном отношении к лицам, ведущим нездоровый образ жизни и, наоборот, поощрения и стимулирования занятий физкультурой и спортом, положительного отношения и культивации физически красивого и здорового тела, а также побуждение к отказу от вредных привычек. В плане последнего, также следует отметить ограничительные меры, вводимые государством. 

Принципы формирования здорового образа жизни 

Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых являются биологические и социальные принципы.

Биологический принцип предполагает, что образ жизни должен соответствовать возрастным показателям и быть энергетически обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и ограничений, а также ритмичным.

Социальный образ жизни предполагает соблюдение высокой нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к самоограничению.

Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.

Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы.

  1. Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельности (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов.
  2. Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.
  3. Двигательная активность.
  4. Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.
  5. Сексуальная активность.
  6. Здоровое старение — это естественный процесс, который при правильной организации протекает с минимальными негативными последствиями.
  7. Отказ от вредных привычек, что способствует поддержанию высоких показателей здоровья.

Пути формирования ЗОЖ 

Конечно, для рационального использования путей формирования здорового образа жизни, требуется задействовать все возможные методы. Формирование ЗОЖ является не только задачей здравоохранения, как уже было сказано выше, но и задачей образования, а также семейного воспитания и личного примера, а также задачей социальной защиты.

Исследования ВОЗ в этом направлении привели к выявлению следующих статистических цифр. Здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% — от наследственных факторов, на 20-25% — от факторов экологии и только на 8-10% — от медицины и здравоохранения.

Исходя из этого, ВОЗ рекомендует для формирования здорового образа жизни придерживаться следующих принципов в поведении:

  1. Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи, содержащей большое количество животных жиров, отказ от чрезмерного потребления соли и сахара, воздержание от алкоголя. Это приводит, как следствие, к поддержанию нормального веса.
  2. Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.
  3. Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.
  4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).

Помоги проекту — расскажи друзьям! Вы можете помочь развитию проекта — поделившись статьей в социальных сетях:

sairon.ru

с чего начать и какие методы использовать

Ученые всего мира доказали положительное влияние здорового образа жизни на продолжительность жизни, коррекцию веса тела, профилактику различных заболеваний. Проанализировав привычки людей, они пришли к выводу, что большая часть населения планеты имеет пристрастие к перееданию, употреблению вредной пищи, спиртным напиткам при низкой физической активности. В результате наблюдается высокий уровень заболеваемости ожирением, сахарным диабетом. Поможет справиться с недугами здоровый образ жизни, с чего начать?

Чем полезен здоровый образ жизни

Переход к правилам ЗОЖ позволяет активировать естественную защиту организма для укрепления иммунитета, противостояния бактериям, вирусам. В результате человек меньше болеет. Благодаря нормализации работы всех органов и систем значительно увеличивается продолжительность жизни и замедляются процессы старения.

С чего начать вести здоровый образ жизни? Формирование правильного мышления и сознания являются первыми шагами к самоусовершенствованию. Человек должен полностью понимать, зачем он хочет изменить привычную жизнь, и какие плюсы он от этого получит.

Духовный настрой

Английские ученые, наблюдая за больными сахарным диабетом, ожирением, пришли к выводу, что большинство пациентов не желают отказываться от вредных привычек, переедания, ограничивать свои потребности. Хотя каждому из них врачи рекомендовали диету, физические нагрузки. Чтобы начать вести здоровый образ жизни, нужно понять, что таким образом можно забыть о болезнях, лишнем весе, улучшить внешний вид.

Перестраивать организм необходимо постепенно, иначе это будет сильным стрессом. Резкие перемены даются человеку очень трудно, поэтому чаще бывают срывы и все полученные результаты пропадают. Формирование правильного мышления, осознания необходимости вести здоровый образ жизни на начальном этапе облегчат переход на правильное питание, отказ от вредных привычек.

Состояние нервной системы способно влиять на здоровье, поэтому постоянные стрессы, хроническая усталость рано или поздно приведут к развитию серьезных болезней. В первую очередь страдают органы пищеварения, сердце, сосуды. Многие люди стресс заедают сладостями, это приводит к накоплению запасов жира. Поэтому следует избегать стрессовых ситуаций для укрепления нервной системы.

Распорядок дня

Должен быть четко составлен распорядок дня. Принимать пищу следует примерно в одно и то же время, исключать перекусы между основной едой. Сон должен быть полноценным, позволять организму хорошо отдохнуть и составлять не менее 6 часов. Ложится спать рекомендуется не позже 22 часов. В течение дня нужно выделить время на зарядку, физические упражнения.

Отказ от вредных привычек

С чего нужно начать ЗОЖ? Ученые не раз доказывали вред табакокурения, спиртных напитков для организма человека. Профилактика здорового образа жизни полностью исключает вредные потребности. Алкоголь способствует задержке лишней жидкости, набору избыточного веса, повышает аппетит. Никотин пагубно влияет на работу сердца, верхних дыхательных путей, состояние кожи.

Формирование здорового образа жизни поможет восстановить нормальное функционирование органов и уменьшить пагубное воздействие вредных привычек.

Физические нагрузки

Основные элементы здорового образа жизни – это регулярные физические нагрузки и активный отдых. После пробуждения полезно делать легкую зарядку, пробежку, 2–3 раза в неделю организму нужно давать более сложную нагрузку (гимнастика, йога, фитнес, тренажерный зал, бассейн). Постарайтесь выделять хотя бы 15 мин в день для пешей прогулки на свежем воздухе.

При сидячей работе необходимо делать небольшие перерывы, выполнять несложную разминку для восстановления и укрепления сосудов и устранения застойных процессов. Проводить отпуск или выходные нужно тоже с пользой для здоровья. Полезно кататься на велосипеде, роликах, в зимнее время на лыжах и коньках. Ведь еще древние ученые говорили, что движение – это жизнь, а спорт и здоровый образ жизни – залог крепкого здоровья!

Нельзя проводить слишком интенсивные тренировки и переутомлять мышцы и весь организм. Занятия должны быть умеренными, иначе вместо пользы эффект будет противоположным. Принимать пищу следует за 2 часа до и после упражнений.

Правильное питание

Основа формирования ЗОЖ – правильное питание, вот с чего нужно начать перемены. Привычный рацион современного человека составляет большое количество жареных, жирных, копченых блюд, в которых содержатся консерванты, красители. Такие компоненты нарушают нормальную работу пищеварительного тракта, приводят к ожирению, болезням сердечно-сосудистой системы, происходит формирование шлаков и токсинов.

Для укрепления здоровья рацион должен состоять из полезных низкокалорийных блюд.

  1. Нужно заменить животные жиры на натуральные, растительного происхождения.
  2. Готовить рекомендуется из постных сортов мяса, рыбы.
  3. Полезны будут обезжиренные кисломолочные продукты.
  4. Максимально употребляйте свежие овощи, фрукты, соки, они богаты витаминами, минералами, аминокислотами, растительной клетчаткой.

Полезные продукты:

  • телятина;
  • куриное филе;
  • хек;
  • лещ;
  • минтай;
  • семга.

Меню должно быть разнообразным, включать бобовые, злаковые, орехи. Рацион должен составляться, учитывая потребности организма в витаминах и микроэлементах. В зимний период эти компоненты можно получать из аптечных препаратов.

Составьте график приема пищи и старайтесь его не нарушать. Ужинать нужно за 3 часа до сна, иначе еда не переварится, отложится в подкожный жир. Обязательно в течение дня нужно выпивать до 2 литров жидкости. Вода должна быть чистой, негазированной, чай или кофе не учитываются.

Элементы здорового образа жизни включают учет потребляемых калорий. Энергетический запас, получаемый из продуктов питания не должен превышать суточные потребности организма.

Оздоровление

Придерживаться здорового образа жизни для укрепления иммунитета – это значит оздоравливать свой организм. Формирование иммунной защиты происходит во время закаливания холодной водой, моржевания, занятий дыхательной гимнастикой, на санаторном лечении, после очищения кишечника, печени, других органов, в которых накопились вредные токсины.

Очистительные процедуры помогут наладить работу пищеварительного тракта, печени, желчного пузыря и почек.

Полезно и лечебное голодание. Это добровольное воздержание от пищи в течение нескольких дней. В процессе терапии организм самостоятельно очищается, оздоравливается, сжигает лишние жиры.

Отдых у моря и в горах способствует укреплению иммунитета, дает тонус, энергию организму. Плавание заменяет физические нагрузки, во время купания прорабатываются все группы мышц, эффективно тратятся калории.

Нетрадиционные методы

Все чаще появляются новые модные тенденции оздоровления организма для укрепления иммунной защиты. Основа этих методов – лечение ароматами эфирных масел, продуктами пчеловодства, целебными травами, иглоукалыванием, световыми волнами. Какие из них выбрать поможет определить изучение полезной литературы, в которой подробно описано, с чего начать свой путь к здоровому образу жизни. Многие ученые посвятили этой теме свои труды, исследования.

Профилактика заболеваний

Ученые провели множество исследований и в результате выявили прямую связь между заболеванием раком и образом жизни. Люди, придерживающие ЗОЖ, болеют онкологическими недугами на 40% реже.

Известно, что алкоголь, курение, ожирение, употребление вредной пищи нередко приводят к развитию злокачественных опухолей. При нормализации питания и отказе от вредных привычек существенно снижается риск заболеть раком, сердечно-сосудистыми недугами, сахарным диабетом.

Ошибки начинающих

Почему формирование здорового образа жизни у некоторых людей бывает неудачным:

  • голодание, недоедание: прием пищи должен быть регулярным;
  • недостаточное количество жидкости;
  • нет осознания пользы ЗОЖ;
  • еда перед сном.

Ошибки и неудачи могут возникать при невнимательном и несерьезном отношении к правилам здорового образа жизни, непонимании с чего начать перемены. Полезно читать научную литературу, советы ученых, врачей, отзывы людей, использующих такую систему.

Так, с чего же нужно начать переход к ЗОЖ? Правильное питание, спорт и здоровый образ жизни – это основа на пути к долголетию и крепкому иммунитету. Полезен он для взрослых и детей, чем раньше происходит осознание необходимости изменить свою жизнь, тем лучше и ярче будут прожитые годы без болезней и медикаментов.

receptdolgolet.ru

Что такое ЗОЖ. Основы и формирование ЗОЖ, цель и методы ЗОЖ

В статье мы рассмотрим главные понятия здорового образа жизни, далее ЗОЖ. Как сформировать нужные привычки, которые приведут к положительным изменениям в жизни, и какие для этого нужно использовать методы.

Основы ЗОЖ. Формирование ЗОЖ

В мире существует множество организаций, чья деятельность направлена на формирование здорового образа жизни. Среди них как государственные, так и частные и общественные. Они занимаются тем, что пропагандируют и популяризируют навыки и понятия по ЗОЖ, помогают людям понять простую истину, что ведение правильного образа жизни неразрывно связано и с профилактикой заболеваний. Если вы физически активны, правильно питаетесь и придерживаетесь правильного режима дня, то многие проблемы отпадают сами собой. В чём состоит здоровый образ жизни, его правила, методы и цели, мы разберём в следующих разделах.

Профилактика лучше, чем лечение

Для того чтобы наслаждаться счастливой жизнью, нужно иметь крепкое здоровье. Это аксиома. А для того чтобы иметь крепкое здоровье, нужно им заниматься и знать, что способствует его укреплению и поддержанию.

Хорошая физическая форма и стабильное эмоциональное состояние во многом зависят от того, какую жизнь мы ведём, каким ценностям мы следуем. Часто люди не задумываются над этим вообще, пока не прозвенит звоночек в виде каких-то расстройств или заболеваний физического тела, и тогда некоторые начинают в корне пересматривать своё отношение к тому образу жизни, который ведут.

Изменяются их привычки, диета, распорядок дня

Однако до этого можно и не доводить и вовремя предупредить и избежать появления дисбаланса в организме, применяя на практике методы ЗОЖ.

Методы и цель ЗОЖ

Цель ЗОЖ состоит в том, чтобы человек жил наполненной, физически активной жизнью, радовался бытию и поддерживал гармоничные отношения с окружающим миром. Для того чтобы эти цели были выполнимы, движение ЗОЖ использует следующие методы:

  • Словесно-теоретические: через получение информации, её обработку человек знакомится с основными принципами ЗОЖ, для того чтобы впоследствии начать их применять.
  • Наглядные: имея образец перед глазами, группу единомышленников, которые подают пример и поощряют следовать правильному образу жизни, гораздо легче решиться начать новую жизнь.
  • Практические: теоретическое обоснование правильности своего выбора через прочтение книг, прослушивание и посещение лекций на данную тему плюс мотивированность деятельностью группы новых друзей позволяют быстрее перейти к главному этапу по внедрению принципов ЗОЖ — практике.

Третий пункт заслуживает особого внимания, т. к. по сути только он способен реально поменять ситуацию и привести к каким-то видимым и значимым изменениям вашей жизни к лучшему. Первые два пункта лишь подготовят вас морально. Вся же реальная деятельность происходит только благодаря практике.

Применение принципов ЗОЖ на практике

Давайте выясним, чему нужно уделить пристальное внимание, начиная вести здоровый образ жизни.

  • Вы должны разработать для себя программу физической активности.
  • Пересмотреть свою диету и, если нужно, внести соответствующие изменения.
  • Сменить распорядок дня, приближая его к естественному ритму жизни.

Всё это позволит вам эффективно проводить профилактику различных физических и психических расстройств и благоприятно отразится на эмоциональном состоянии.

Эмоциональный фактор

Мы здесь не рассматриваем работу по уменьшению уровня стресса в вашей жизни как отдельный пункт, т. к. считаем, что приведение в порядок всех вышеперечисленных аспектов способно органично повлиять и на повышение порога стрессоустойчивости вашей психики. То есть ваше отношение к стрессовым ситуациям изменится, а это самое важное. Мы не можем взять и исключить само понятие стресса из нашей жизни, но мы можем поменять наше отношение к нему, нашу реакцию.

Человек, ведущий здоровый образ жизни, более гибок по отношению к различным жизненным ситуациям, он в целом смотрит на жизнь оптимистичней, его сознание и понимание вещей изменяется в соответствии с тем, как он начинает воплощать на практике программу новой жизни, что очень позитивно сказывается и на эмоциональной составляющей его жизни.

Физическая активность

В данном пункте вашего плана не принципиально, каким видам физической активности вы будете посвящать свое время на начальном этапе. Если вы давно не занимались чем-то связанным с физкультурой и спортом, то можно начать хоть с пеших прогулок на природе (здесь подойдут походы в горы, скандинавская ходьба), делать пробежки на длинные дистанции или заняться плаваньем на регулярной основе. Два последних, всем известных с детства, занятия оказывают большой положительный эффект на общее психофизическое состояние, о чём мы подробней расскажем ниже, и такие виды физической активности доступны для выполнения всем желающим.

Не обязательно сразу записываться в тренажерный зал или выбирать фитнес-программы. Если у вас есть серьёзное намерение изменить свою жизнь, то это можно сделать самостоятельно. Для занятий дома хорошо подойдут такие практики оздоровления, как йога или цигун. Их преимущество состоит в том, что параллельно работе над физическим телом вы также начинаете работать и с энергиями. Именно поэтому практики, обучающие перераспределению энергетических потоков в организме, делают вас не только более подтянутыми и активными, но и одновременно оказывают терапевтический эффект.

Диета

Первая задача при переходе на новое питание — это выбор той системы, которая приемлема именно для вас в данный момент. Существует множество таких известных систем питания, как, например, раздельное питание по Г. Шелтону или по Г. Шаталовой. Они подготовят вас к переходу на другие системы питания — вегетарианство или веганство. Но нужно подходить к этому очень осознанно и делать плавный переход. Если вы не чувствуете себя готовым сразу переключиться на вегетарианство, то можно хотя бы исключить из рациона красное мясо и свинину как наиболее «тяжёлые» для организма продукты. На их переваривание затрачивается очень много ресурсов. То же касается и искусственных стимуляторов — кофеиносодержащих продуктов.

Алкоголь и табак

Об алкогольной и табачной продукции и говорить не приходится, потому что, исключая их из потребления, вы как раз и начинаете настоящий здоровый образ жизни. Алкоголь вообще токсичен для человека. Этанол, а вместе с ним и никотин, выделяют в отдельный класс нейротоксинов, т. к. они напрямую действуют на нервные окончания и приводят к отмиранию клеток.

Так что ни о каком умеренном потреблении алкоголя речи быть не может. Хотя это очень непопулярное заявление порождает много дискуссий, но тем, кто честен с собой и хочет освободиться от ненужных зависимостей, стоит принять данную установку как норму.

Придётся выбирать между «О спорт, ты жизнь» или «О спирт, ты нам мил».

Распорядок дня и отдых

В этом разделе хочется подчеркнуть особую роль сна в жизнедеятельности человека. Гормон мелатонин:

  • отвечает за корректную работу эндокринной (желёз внутренней секреции) и иммунной систем;
  • участвует в процессах пищеварения;
  • является антиоксидантом;
  • замедляет старение клеток организма.

Он вырабатывается преимущественно в темное время суток. Поэтому, ложась спать за полночь, вы обделяете свой организм несколькими часами, когда серотонин, полученный в течение дня, превращается в мелатонин. Не говоря уже о том факте, что недосып приводит к банальной усталости, а неупорядоченный режим дня мало-помалу выводит организм из строя. Об этом хорошо знают люди, работающие посменно.

Также нужно знать, когда следует и отдохнуть. Не нужно загонять себя. Бизнес, работа бесспорно важны, но если не будет здоровья, то уже ничего не будет интересовать. Так что устраивайте себе перерывы в расписании, а ещё лучше, если вы решите побаловать себя и поучаствуете в ретрите. По оценкам многих людей, побывавших на ретрите, они чувствуют себя обновленными, готовыми с радостью продолжать делать дело своей жизни и на этот раз с удвоенной энергией.

Режим приёма пищи

Многие говорят о важности приёма пищи в одно и то же время. Всё, конечно, верно, однако, если у вас нет аппетита или вы достаточно поели с утра, а уже подошла пора дневной трапезы, то можно и не спешить с обедом, а передвинуть его на другое время, когда голод действительно заявит о себе.

Чувство голода, а не режим, должно быть вашим советчиком — тогда вы не будете переедать и та еда, которую вы для себя выбрали, будет для вас вкусной. Почему люди становятся гурманами? Всё оттого, что обычный вкус настоящей еды их уже пресытил, и разными кулинарными изысками они лишь стимулируют свои вкусовые рецепторы, а о здоровой пище здесь уже давно позабыли. Вот в чём вкратце заключается природа гурманства.

Привычки ЗОЖ. Как их сформировать

Для того чтобы сформировать любую привычку, требуется время, но не более 21 дня. Так, по крайней мере, говорят нам результаты исследований в современной психологии. Именно на протяжении этого отрезка времени можно вытеснить одну привычку — нежелательную — и заменить её другой — той, которую хотите приобрести.

Сознанию нужно перестроиться, и это нельзя сделать так просто, за один день. Нужно приучить себя и свой мозг к чему-то новому, другому, поэтому, ежедневно повторяя определённое действие, вы будете взращивать побеги ваших новых привычек.

Часто приводят подобный пример: если вы хотите развить привычку бегать по утрам, то что бы ни было, какая бы погода ни стояла, вы с пунктуальностью новоиспечённого сотрудника, переживающего опоздать на новое место работы, будете одевать кроссовки и бежать на стадион или же наматывать круги вокруг дома. И так вы посеете в себе эту нужную привычку постоянно оставаться в форме, стремиться тренироваться. Вы и не заметите, как пройдут три недели «испытательного срока», — и вот вы уже представить себе не можете и дня без очередной пробежки. Как раньше вы начинали день с чашечки кофе, чтобы взбодриться (если вы, конечно, его пили), так и сейчас для «разогрева» вам нужно пробежаться, чтобы ощутить себя в форме и готовым провести день продуктивно.

Позитивное влияние физической активности на психику

О психоэмоциональном аспекте любой физической активности можно сказать, что люди, ведущие по-настоящему активный образ жизни, меньше подвержены стрессам. Это можно объяснить тем, что в организме начинают вырабатываться особые гормоны: эндорфин и серотонин.

Оба они известны как гормоны счастья. Эндорфин вырабатывается в гипофизе, что побуждает вас чувствовать себя лучше после хороших физических нагрузок, в то время как серотонин обогащает организм, образуясь в кишечнике, так что тут и без правильного питания не обойтись. Нужно, однако, учесть, что эти гормоны не появляются просто так, от пары приседаний, и активность должна быть более или менее повышенной, чтобы вы ощутили некоторое чувство преодоления в процессе физической тренировки.

Йогические упражнения очень подходят для этой задачи. Ваше тело получит достаточную физическую нагрузку, что и поспособствует выработке желанных гормонов счастья.

Человеческая память хорошо запоминает эмоции и, раз возникнув, они не так-то легко гаснут. С другой стороны, если вам удалось их подавить, как это делает большинство из нас, то, к сожалению, эмоция сама по себе никуда не девается, она лишь вытесняется в подсознание и будет там находиться до того времени, пока вы не решите реактивировать её способом припоминания и переживания или проживания. Йога очень хорошо помогает работать с эмоциями на энергетическом уровне, поэтому стоит попробовать позаниматься.

Техника избавления от негативного эмоционального опыта, накопившегося в памяти

Данный способ заключается в том, что тот неприятный момент, который породил данную эмоцию, нужно пережить заново в уме, вспомнить его во всех деталях, заново представить себя в той ситуации, при этом не анализируя её и не поддаваясь искушению найти виноватого. Как только получилось это сделать, эмоция нейтрализуется. Часто происходит так, что она совершенно испаряется из сознания, и, когда кто-то вам говорит о данном эпизоде, вы даже не можете вспомнить, о чём идет речь. Для вас эта информация стёрта — её больше нет.

Но разумеется, такой эффект испытывают не все люди, и если вам всё же дороги ваши воспоминания, то можете не беспокоиться: большинство людей, применив эту технику проживания заново негативного эпизода из прошлого, сохраняют память о нём, но после проработки она уже более не тревожит их и воспринимается как нечто стороннее. Становится событием, на которое смотришь со стороны. Оно было и прошло, и больше вас не волнует, не тянет назад. Нужно очищать время от времени хранилища нашей памяти. Как говорил Шерлок Холмс, «не стоит складывать ненужный хлам в кладовой вашей памяти». Выбросите его — он вам больше не понадобится.

Формирование привычек по правильному питанию

Таким же образом, как вы внедряли полезные привычки, связанные с физической активностью, можно поработать и над изменением вашего меню. В предыдущих разделах мы уже упоминали, каким образом можно его улучшить. Не просто сбалансировать ваше питание, но в корне поменять свой рацион.

Если сейчас вы стоите на пороге этих изменений и вам не хватает всего лишь решимости, то нужно смело начать прямо с сегодняшнего дня. Именно так, не откладывая, хотя при этом всё же не стоит сразу становиться бретарианцем; это довольно рисковое начало, учитывая, что всю жизнь человек привык питаться гетеротрофно, и резкий переход на автотрофное питание крайне нежелателен. Так что можно начать вполне традиционно и исключить в первую очередь наиболее нежелательные продукты:

  • Химические добавки (сюда относятся все консервы и продукты, содержащие химические добавки в больших количествах, т. е. то, что может храниться неделями на полках магазинов, при этом не теряя своей внешней привлекательности).
  • Стимуляторы — кофеиносодержащие продукты (кофе, чай, какао, шоколад), искусственные сахара, которых предостаточно в прохладительных напитках.
  • Насыщенные жиры — они содержатся в основном в продуктах животного происхождения.
  • Трансжиры — особо опасная категория, т. к. этот вид жиров вырабатывается путем применения процесса гидрогенизации, при котором ненасыщенные жиры меняют свою молекулярную структуру, превращаясь в вещество, угрожающее здоровью организма. Большое содержание жиров этого типа находится в маргарине, кулинарных жирах и спредах.
  • Кондитерская продукция должна быть исключена по причине, указанной выше: в ней содержатся трансжиры.

Список может быть продолжен, но вы уже поняли, в каком направлении нужно двигаться, на что обратить внимание в первую очередь, когда на первой стадии вы оптимизируете свой рацион и проводите ревизию продуктов питания дома.

Придерживайтесь нового рациона в течение уже известных трех недель — и дело сделано. Вероятность того, что вы привыкнете, разовьете новые привычки и уже не вернётесь к вашим прошлым вкусовым пристрастиям, очень велика.

Эмоциональная природа пищевых пристрастий

Однако нужно помнить, что пищевые привязанности довольно сильны. Это связано не только с вкусовыми предпочтениями, но и во многом с эмоциональным фоном. Для многих людей потребление определённого вида пищи часто ассоциируется с тем или иным событием или эмоцией из прошлого. В большинстве случаев человек даже не осознает этого, продолжая потреблять тот или иной продукт и считая, что он ему нравится исключительно по вкусовым качествам. На самом же деле эта еда зачастую всего лишь «якорь» (этот термин, позаимствованный из НЛП, здесь как раз очень кстати), который активирует определённое эмоциональное состояние.

Наилучшей иллюстрацией сказанному может служить всем известный пример с салатом оливье или селёдкой под шубой (а как насчёт звона бокалов, наполненных шампанским, под Новый Год?) Всё это те образы, которые перестали быть просто пищей. Они стали чем-то большим, превратились в символы. Вот почему они остаются невероятно популярными на протяжении долгого времени. Это не просто гастрономические предпочтения, а то, что волшебным образом превращает обычную ситуацию в нечто особое, праздник. Эмоциональная память пробуждается, и, уловив в воздухе знакомый аромат, человек невольно переключается, меняется его настроение: как в данном примере, оно становится приподнятым. Вот и всё — «якорь» сработал.

То же самое относится и к противоположному. Те продукты, которые вам не нравятся, — допустим, шпинат — скорей всего, отвергаются вами не по причине их такого отвратительного вкуса, а потому, что эмоциональная реакция на них отрицательная. Это зависит от разных причин: в детстве вас заставляли есть то, что вам не нравится, и у вас сформировалось психологическое неприятие этих продуктов, или вы, так сказать, переели чего-то и сейчас просто смотреть не можете на тот продукт. Разные причины, но смысл один: обратитесь к вашим воспоминаниям, проанализируйте их и решите, что стоит заново попробовать, а что исключить из вашей новой диеты.

Правила гигиены, или изучайте ингредиенты ваших покупок

О том, что такое «соблюдение гигиены», рассказывать не нужно. В наш век тысячи и одного шампуня, избытка средств по уходу за телом и кожей, когда полки магазинов ломятся от разного рода очищающих и омолаживающих средств, люди выучили правила гигиены назубок.

При всём этом многообразии гигиенических средств нужно обратить внимание на их ингредиенты — вот что по-настоящему важно. Химические добавки, находящиеся в них, могут быть токсичны и при регулярном применении оказать негативное влияние на ваш организм.

Поэтому постарайтесь внимательно изучить эту тему и выбирать те средства, которые содержат меньшее количество данных добавок. Тут просто язык не поворачивается посоветовать выбирать только натуральные средства, потому что по определению современная индустрия красоты и здоровья мало заинтересована в использовании природных составляющих. Если вы верите рекламе или названию продукта, где используют слово «натуральный», прочитайте его состав — и тогда многое встанет на свои места.

Навыки ЗОЖ. Причины, которые препятствуют практике нового образа жизни

Есть два главных навыка ЗОЖ:

  • создание позитивного отношения к концепции ЗОЖ, саморазвитию и совершенствованию в этом направлении;
  • уменьшение тех аспектов в своей жизни, которые потенциально могут оказать деструктивное влияние на здоровье.

Чего человеку не хватает, чтобы совершенствовать эти навыки, начать заниматься собой и своим саморазвитием? Главное препятствие на пути — это лень.

Почему мы так часто откладываем на потом, составляем план, но не придерживаемся его, пишем так называемые манифестации под Новый Год или по случаю дня рождения, но спустя год понимаем, что мы всё ещё на том же самом месте?

Убить лень

Лень, или откладывание дел на завтра, можно побороть, следуя нижеприведённому плану. Внимание: он работает для всех. Так что, если вы по-настоящему решили что-то изменить в вашей жизни, прочтите и используйте эти пять правил.

  1. Приступить к выполнению своего плана немедленно. Разбейте каждый пункт плана на небольшие подпункты и начинайте его осуществлять.
  2. Делайте перерывы в той деятельности, которой заняты. Это позволит вам сохранить продуктивность, дольше не уставать и понизить уровень стресса при выполнении физических упражнений или во время умственных занятий.
  3. Совершенство: уменьшите свои аппетиты в области перфекционизма. Начиная выстраивать новую жизнь, люди часто стремятся выполнять все мельчайшие детали намеченного. Для примера тут можно привести занятия йогой. Если вы начинающий, не пытайтесь выполнить майюрасану на первом занятии: сначала займитесь чуть более простыми позами, и в будущем вам всё постепенно удастся.
  4. Воля. Воля хороша в спорте высоких достижений. Там почти всё только на этом и базируется и, конечно, на развитии колоссальной амбициозности. Когда вы полностью переосмысливаете ваш образ жизни, вам нужно руководствоваться и другими принципами, такими как приятие, самоосознание, следование новым идеалам и формирование других ценностей. Одной волей, не подкрепленной другими факторами, трудно добиться долгосрочных результатов.
  5. «Мультитаск» — термин тайм-менеджемента, означающий одновременное выполнение нескольких заданий. Например, случается, что люди, начавшие практиковать йогу, ещё не совсем проникшиеся её идеями или просто не знающие её принципов, могут делать асаны, отвлекаясь на различные раздражители окружающего мира, даже поддерживать разговор с друзьями. Уже одно это противоречит главному принципу данной практики — концентрации на внутреннем мире, погружённости и отстранённости от внешнего.

Так что при выполнении разного рода практик или физических упражнений занимайтесь только ими, не отвлекаясь. Помните об одном из видов медитации, когда сознание концентрируется лишь на одном образе, объекте. Вот и здесь тот же принцип. Сфокусируйтесь на конкретном виде деятельности, а закончив его, переходите к следующему. Так вы даже повысите эффективность любых занятий и тренировок и получите больше морального удовлетворения от хорошо выполненного дела.

Задумайтесь и сделайте целью своей жизни ЗОЖ, а его результаты изменят вашу жизнь и начнут удивлять своей эффективностью!

www.oum.ru

Методика обучения учащихся по основам здорового образа жизни

Процесс обучения основам здорового образа жизни происходит в учебно-воспитательной среде. Варианты формирования здорового образа жизни могут быть разными. Ребенок должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым.

Содержание всех проводимых мероприятий по обучению основам здорового образа жизни  воплощается через такие организационные формы как учения, игры, тренинги. Программа во многом основывается на программе учебной дисциплины «основы безопасности жизни», но акценты в ней делаются на внеклассную деятельность. Результатом целенаправленной работы по программе должны стать навыки осторожного, разумного, адекватного поведения, которые позволят максимально для конкретных условий обеспечить нормальное состояние организма учащихся.

Механизмы реализации данных программ строятся как педагогические, психологические, медицинские технологии. Их единство состоит в в формировании у младших школьников культуры здорового образа жизни. Вместе с тем, своеобразие данных технологий заключается в специфике форм, методик и приемов.

Педагогические технологии, модели строятся на основе игр, дискуссий, исследований. В инновационной деятельности можно использовать социально-психологический тренинг, деловые игры, психодиагностики. Все это является элементами психологических технологий. В формировании норм, правил, убеждений о том, как необходимо заботиться о своем здоровье важно использовать фитотерапию, физиотерапию, закаливание, массаж и т.д.

Все эти технологии, имеют педагогическую основу, т.к. реализуются в образовательном процессе и мероприятия по формированию культуры ЗОЖ носят обучающий и воспитательный характер. Механизмом реализации программ является просветительская работа, а средствами – издание газет, листовок, плакатов и их дальнейшее распространение. Так же реализуются программы путем вовлечения всех участников учебно-воспитательного процесса в здоровьесберегающие технологии: учителей, учащихся, родителей. Для внедрения здоровьесберегающих технологий привлекаются специалисты из различных областей профессиональной деятельности: врачи, психологи, социологи, спортивные тренеры. Информативное обучение основам здорового образа жизни может содержать методическое, научно-исследовательское, диагностическое обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса.

У педагогов очень популярны так называемые «Уроки здоровья», которые проводятся примерно раз в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Одним из важных приемов формирования знаний о ЗОЖ это практические занятия. Такие занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.

Беседы — очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление — «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Рисование — мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья детьми. Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.

Игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений.

Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа.

В-третьих, игры с использованием элементов психодрамы или театрализованного проигрывания ситуаций, закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.).

Проектная деятельность детей. Для детей этого возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное.

Другим проектом может стать проект по озеленению класса. Каждый ученик работает самостоятельно над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека.

Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности.

bgd-community.livejournal.com

Методы формирования представлений о здоровом образе жизни


⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 9Следующая ⇒

Для формирования представлений школьников о здоровом образе жизни используют наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката.

Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у школьников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.

Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков здорового образа жизни.

Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию правильной самооценки школьников и закреплению правильных представлений о здоровом образе жизни.

Расширяет арсенал средств воздействия при формировании представлений о здоровом образе жизни наглядная агитация в виде плакатов по тематике здорового образа жизни, изготовленных в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.

Рассказы и беседы следует направить на сообщение школьникам необходимых сведений о здоровье и здоровый образ жизни, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.

При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны носить не только репродуктивный характер, значительную их часть нужно направить на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем.

Объяснения проводят с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями здорового образа жизни и здоровьем, так как школьники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.

Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору школьниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений.

Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные материалы и изменять их теплопроводность. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.

Созданию позитивного отношения школьников к здоровому образу жизни способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с школьниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т. д.).

Для закрепления представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход Тимоши».

Представленное методическое содержание педагогической технологии раскрывает целенаправленное использование различных форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ, а также создание необходимых условий для формирования этих представлений.

Педагогическая технология формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего школьного возраста предполагает:

· системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями, формирование здоровьесберегающего пространства, работу с детьми;

· применение разнообразных форм и методов работы;

· использование разных видов деятельности детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;

· последовательное формирование у ребенка представлений о здоровом образе жизни;

· открывает возможности для мониторинга представлений детей о здоровом образе жизни на любом этапе работы.

Таким образом, система работы со школьниками по формированию представлений о здоровом образе жизни предполагает использование различных форм, средств и методов. Все эти формы организации работы способствуют формированию у ребёнка знаний о здоровом образе жизни, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

В педагогической работе педагог для формирования знаний младших школьников о ЗОЖ использует любые методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценировка ситуаций, просмотр диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о здоровом образе жизни формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. У педагогов очень популярны так называемые «Уроки здоровья», которые проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Например, «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровья» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Выводы по главе 1

 

В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.

В формировании знаний о здоровом образе жизни у младшего школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов , используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.

ГЛАВА 2


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни



«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». — считал В. А. Сухомлинский.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наши дети — это наше будущее. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентоспособной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?

Ответ волнует как педагогов, так и их родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.

Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского садика проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу:

 утренняя гимнастика;

 корригирующая гимнастика после сна;

 спортивные игры;

 спортивные досуги, праздники;

 подвижные игры на прогулке.

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы:

 дыхательная гимнастика;

 корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка).

Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей:

 игровые;

 сюжетные;

 прогулка-поход;

 эстафеты-соревнования.

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются следующие методические приёмы:

 рассказы и беседы воспитателя;

 заучивание стихотворений;

 моделирование различных ситуаций;

 рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

 сюжетно-ролевые игры;

 дидактические игры;

 игры—тренинги;

 подвижные игры;

 пальчиковая и дыхательная гимнастика;

 самомассаж;

 физкультминутки.

В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

 Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;

 Дни здоровья, совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения;

 Изготовление нестандартного физкультурного -оборудования, зимних построек на участке детского сада. Выпуски семейных газет «Путь к здоровью»

 Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников;

 Совместные походы и туристические прогулки на природу;

 Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;

 Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.

Литература:
  1. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004 г.
  2. Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 2005 г.
  3. О. Н. Моргунова Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 г.
  4. Е. И. Подольская. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 5–7 лет. Волгоград. Учитель, 2010 г.
  5. Н. И. Крылов. Здоровье — сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.
  6. К. К. Утробина. Занимательная физкультура в детском саду. М. Просвещение, 2003 г.
  7. Т. М. Бабунова Дошкольная педагогика. Учебное пособие. ТЦ. Сфера, 2007 г.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, игра, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, ребенок, оздоровительная работа, детский сад, здоровье детей, дыхательная гимнастика, физическое воспитание.

moluch.ru