Методы социологии кратко – IV. Краткий курс лекций Модуль 1 Лекция № 1. Предметная область социологической науки

Методы социологии. Основы социологии

Методология и методы социологии

В социологии, как и в любой другой науке, имеются такие основные компоненты, как знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности — ученые и научные коллективы, а только средства и результаты их деятельности). Первый компонент содержит в себе знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент — ϶ᴛᴏ и отдельные методы, и собственно социологические исследования.

Методологическое знание содержит в себе мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Знание о предмете — ϶ᴛᴏ специально построенные классификации или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные.

Методы в социологии — ϶ᴛᴏ средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Стоит заметить, что они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность способов и приемов действия, порядок (схему или план) действий. В социологии применяются как частно научные методы (например, наблюдение, опрос), так и общенаучные (например, статистические).

Способы и приемы исследования выстраиваются в определенной последовательности на базе регулятивных принципов. Последовательность способов и приемов действий называется процедурой. Процедура будет неотъемлемой частью любого метода.

Методика — ϶ᴛᴏ реализация метода в целом, а следовательно, и его процедуры. Стоит заметить, что она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов), методической стратегии (последовательности применения методов и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях.

В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его места и роли в исследовании, от связи с другими методами.

Методика содержит в себе технику. Отметим, что техника — ϶ᴛᴏ реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства. Стоит заметить, что она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (техника сбора данных), с данными исследования (техника обработки данных), с инструментами исследования (техника составления анкеты).

Методы социологии

Методы социологии —

совокупность основных познавательных приемов, с помощью кᴏᴛᴏᴩых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов:

1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др;

2. специальные (собственные, специфические) методы:

  • опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;
  • наблюдение;
  • анализ документов;
  • контент-анализ;
  • эксперимент;
  • социологический тест;
  • социометрический опрос (социометрия).
Классификация методов в социологии

По масштабу применения

  • Общенаучные (например, математические методы)
  • Частнонаучные (например, методы опроса)

По уровню знания

  • Отметим, что теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)
  • Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)

По этапам исследования

  • Методы сбора
  • Методы обработки
  • Методы анализа

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Предмет и методы социологии

1. Социология – наука об обществе

Термин «социология» был впервые использован французским ученым Огюстом Контом (1798–1857) в работе «Курс позитивной философии» (1842 г.). Он происходит от латинского слова

societas (общество) и греческого слова logos (наука, знание). Таким образом, в буквальном понимании, социология – это наука об обществе. Первоначально Конт называет социологию социальной физикой. Эта наука, по его мнению, должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. Социология в понимании Конта отождествлялась с обществоведением в целом. На современном этапе за социологией закрепилось специфичное место в системе наук, для понимания которого начнем с определения ее объекта и предмета.

Объект науки – это часть окружающего мира, на которую направленный исследовательский интерес. Объект науки всегда отвечает на вопрос «что изучает наука». Природа, животный и растительный мир, человек, общество, культура и прочее могут выступать объектом исследования различных наук. Так, например, животный мир может быть объектом изучения биологии, зоологии, психологии, палеонтологии и т.д. Человек, общество и культура изучаются социологией, философией, историей, психологией, культурологией и т.д. Таким образом, науки часто отличаются одна от одной не объектом, а предметом изучения.

Предмет науки – сторона объекта, угол зрения, под которым он изучается. Следуя такой логике, каждому объекту исследования может отвечать несколько предметов. Например, кирпичный дом как часть окружающего мира, может выступать объектом исследования разных специалистов, но интересовать их будут разные аспекты. Экономиста могут заинтересовать затраты на его строительство, архитектора – архитектурный стиль, эколога – влияние на окружающую среду и т.д.

Объектом социологии выступает общество или социальная реальность, которая окружает людей. Поскольку общество и социальная реальность – слова многозначные, поэтому нужно, прежде всего, определиться с их значением в социологии. Под термином «общество» социологи обычно понимают исторически сложившийся тип социальной организации, социальных связей и отношений между людьми. Такая социальная организация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни и взаимодействия людей, влияет на их способ мышления и поведение, проявляется в действиях, словах, вещах, сделанных людьми. Совместная жизнь людей, или, социальная реальность выступает для социологов материалом научного поиска, или объектом.

Объект социологии в целом совпадает с объектом других общественных наук: демографии, социальной психологии, этнографии, экономики, политологии и т.д. Но у каждой общественной науки есть свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или другой науки. В случае социологии предметную область познания создают явления и процессы, которые описываются и объясняются с помощью таких понятий как «общество», «социально взаимодействие», «социальные группы», «социальная структура», «социальные институты», «социальное неравенство», «социальные конфликты», «социальные изменения», «социальные статусы», «социальные роли» и другие.

Определение предмета социологии путем перечисления явлений и процессов, которые входят в область исследовательского интереса этой науки, практически невозможно, во-первых, так как он будет слишком большой, во-вторых, он никогда не будет полным, так как постоянно пополняется в процессе развития социологии. Поэтому определение предмета социологии должно базироваться на раскрытии содержания ключевого для этой науки понятия – понятия «социальное».

В обыденной речи слово «социальное» используется в широком и узком значениях. В широком значении это понятие объединяет все разновидности явлений, которые касаются совместной жизни людей – экономические, политические, религиозные, правовые и т.п. В узком значении оно употребляется для выделения наряду с политикой и экономикой особой сферы общественной жизни – социальную, которая включает в себя образование, здравоохранение, помощь малообеспеченным и т.п.

С социологической точки зрения социальное в широком значении есть не просто сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов, а связь, взаимозависимость между ними. Об экономических явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективности, но и от политического устройства и от этических норм, характерных для господствующей в стране религии.

Социальное в узком значении – это не просто сегмент общественной жизни, который включает все то, что не вошло в сферу политики и экономики, а те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к обществу, стремлением к солидарности друг с другом.

Таким образом, социологическое использование понятия «социальное» предусматривает рассмотрение явлений и процессов под особым углом зрения, согласно которому они социально обусловлены, т.е. обусловлены связями, которые возникают между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей. Изучение социальной обусловленности явлений, происходящих в обществе возможно только через изучение законов, закономерностей и механизмов его функционирования и развития.

Поэтому предмет социологии может быть определен как выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.

Более четко предмет социологии будет очерчен при рассмотрении соотношения социологии с другими науками, изучающими общество.

Философия рассматривает общество как специфическую часть мироздания и пользуется другими, предельно общими понятиями и категориями. Она смотрит, как в обществе действуют общефилософские законы (например, основной закон философии применительно к обществу рассматривается как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания).

Социология и другие специальные науки (экономика, политология, право и пр.):

Специальные науки изучают отдельные сферы общества, отдельные виды отношений, социология же изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм, анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, что позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их роли и места в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.

Структура и функции социологии. Социология как наука сегодня представляет собой органическое единство и сбалансированность двух направлений – теоретического и эмпирического. В начале третьего тысячелетия социологическое знание имеет трехуровневую внутреннюю структуру:

1) Общесоциологические теории. Они описывают общество как единую систему во взаимодействии основных элементов, механизмы функционирования общества как целостного организма.

Однако единой общесоциологической теории не существует. Этот факт можно объяснить тем, что социокультурная система, которую изучают социологи, намного сложнее, чем физические или технические системы. На поведение человека влияет огромное количество факторов, которые дают возможность разнообразных социологических объяснений. Также на формирование социологических теорий влияют разные философские, мировоззренческие, политические парадигмы, которые обуславливают разные исходные тезисы и подходы к формированию теорий. Поэтому в общесоциологической теории существует несколько конкурирующих между собой теоретических направлений – это структурный функционализм и теория конфликта.

Присущий социологии теоретический плюрализм, бесспорно, усложняет социологическое знание, вносит элементы неопределенности, разрешает по-разному трактовать факты. Но надо помнить, что в науке конкуренция направлений – явление скорее положительное, оно способствует саморазвитию науки, добавляет ей гибкости. В частности, большинство социологов, независимо от того к каким школам и направлениям они принадлежат, признают, что теоретические подходы имеют разную эффективность в зависимости от объекта и цели исследования. Так, функциональный подход приобретает высокую эффективность при изучении нормально действующих социальных механизмов и конструкций в условиях социальной стабильности. Однако он не дает ответа на вопрос: почему происходят войны и революции, почему одни империи гибнут, а на смену им появляются другие? На эти вопросы пытается ответить теория конфликта, поэтому ее используют для исследования социальных потрясений, причин революций, случаев распада социальных систем, классовых и национальных противоречий и антагонизмов.

Общесоциологическая теория существует не как самоцель, а как средство интерпретации разнообразных общественных явлений. Поэтому следующим шагом развития социологии было ее приближение к реальной жизни и разветвлению соответственно конкретным, поставленных перед ней задач.

2) Теории среднего уровня. В ХХ веке социология большей частью развивалась по отдельным направлениям, которые получили название отраслевой социологии или теорий среднего.

Фактически все социальные подсистемы, социальные общности и социальные процессы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология образования, социология политики, социология экономики, социология культуры, социология религии, социология молодежи, социология города, социология преступности, социология организаций – лишь некоторые из них. Представление о многообразии областей современной социологии дает организационная структура Международной социологической ассоциации. В ассоциации действует свыше 50 исследовательских комитетов и рабочих групп, которые объединяют научных работников, специализирующихся на исследованиях в отдельных областях социологии.

Благодаря специальным социологическим теориям происходит эффективное взаимодействие между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Согласно удачному замечанию Р. Мертона, теории среднего уровня играют роль «мостика», объединяющего высокую теорию и эмпирические исследования.

3) Эмпирические исследования. Этот уровень социологического знания связан со сбором, описанием, классификацией и интерпретацией конкретных фактов. Эмпирическая социология оперирует фактами, частотами, процентами, числовыми показателями и математическими индексами, она отображает социальную реальность в количественном измерении. Чаше всего непосредственным объектом эмпирических исследований выступает человек или социальная группа как носители первичной социальной информации. Известнейшей и популярнейшей формой таких исследований является анкетный опрос.

Функции социологии:

1. Теоретико-познавательная – социология накапливает и систематизирует знания об обществе, его составляющих, социальных механизмах, об основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.

2. Методологическая – социология дает исходные знания об обществе как целостной системе, эти положения имеют методологическое значение для других наук об обществе.

3. Информационная – социология дает представление о состоянии социальных процессов; информационная функция – это сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – это самый оперативный вид социальной информации.

4. Прогностическая – выдача социальных прогнозов, краткосрочных и долгосрочных. Прогноз опирается на открытую тенденцию развития социальных явлений.

5. Функции социального проектирования и социальной технологии – социология определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию.

6. Мировоззренческая – социология выступает основой формирования у человека целостной картины мира, основой его мировоззрения.

Методологические подходы к анализу общества. Существует два основных подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический.

Макросоциологический

Микросоциологический

Общество – это целостный организм, поэтому, только анализируя общество как целостность, можно понять тенденции его развития и поведение отдельных личностей.

Подход тесно связан с социальной философией.

Общество – это абстрактное понятие, реальны лишь индивиды. Следовательно, постичь своеобразие общества в целом возможно только путем изучения социального взаимодействия индивидов.

Подход тесно связан с социальной психологией.

Основные теории:

Функционализм

Конфликтный подход

Основные теории:

Символический интеракционизм

Теория ролей

Теория социального обмена

Функционализм: Основные идеи функционализма были сформулированы Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном.

Общество – единый организм, который состоит из элементов, выполняющих определенные функции. Эти функции направлены на обеспечение целостности и устойчивости общества.

Р. Мертон считает, что элементы социальной системы не обязательно выполняют позитивные для всей системы функции, т.е. они могут причинять системе вред. Кроме того, не все функции элементов системы очевидны. Таким образом, Р. Мертон ввел понятия дисфункций и скрытых (латентных) функций.

Конфликтный подход: Р. Дарендорф, Л. Козер.

Если функционализм делает акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия.

Основные положения конфликтного подхода:

  • Любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно.

  • Неравномерное распределение ресурсов вызывает конфликт.

  • Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства.

  • В результате возникает новый вид неравенства.

В конфликтном направлении существует 2 течения:

1. Представитель – Л. Козер: благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт – естественное состояние общества. Причина конфликта – борьба за ресурсы.

2. Представитель – Р. Дарендорф. Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта – неравномерное распределение авторитета или власти.

Символический интеракционизм (или теории взаимодействия): Дж. Мид, Ч. Кули.

Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество – продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества.

Основные положения интеракционизма:

  • Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов.

  • Символы возникают в ходе социального взаимодействия.

  • Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия.

Символ – вещь, имеющая значение.

Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.

Теория ролей: Дж. Морено.

С его точки зрения жизнь – это театр.

  • Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе.

  • Актеры придерживаются сценария, а человек – писаных и неписаных норм.

  • Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть.

  • Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение.

  • Актеры реагируют на публику, а члены общества – на другие группы, в первую очередь – на референтную группу.

  • Актер проигрывает роль в зависимости от таланта, а человек от знаний роли, ее усвоения, возможности понять другого, войти в его положение, а также под влиянием «Я образа», понимания самого себя, навыков проигрывания этих ролей.

Теории обмена: П. Блау, Дж. Хоманс.

Социальный мир – это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы.

Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен. На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.

Аксиомы теории обмена:

  • Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия.

  • Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.

  • Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения.

  • Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным

Таким образом, социология – это наука об обществе как целостном организме, тенденциях, социальных законах и механизмах функционирования и развития общества через изучение его составных элементов (личности, социальных групп и социальных институтов), которая интегрирует теоретические и эмпирические знания и методы, опирается на макросоциологические и микросоциологические подходы.

studfiles.net

Методы и основные функции социологии.

В этой статье мы рассмотрим основные методы и функции социологии.

Функции социологии, определяют ее роль и современное общественное предназначение. В общем виде выделяют следующие основные функции социологии:

1.      Теоретико-познавательную. Она заключается в накоплении знания об обществе, о его процессах и структурных элементах. Важное значение этой функции определено ускорением темпов развития общества. Наиболее важное значение эта функция приобретает в нашей стране, поскольку именно России свойственны  очень быстрые и глубокие преобразования. Лишь объективные знания о происходящих изменениях в нашем обществе, их направленности и характере, которые обеспечивает социология, позволяют преодолеть кризис и обеспечить развитие страны.

2.      Информационную. Социология во многом базируется на эмпирических исследованиях, в процессе которых осуществляется сбор, накопление и группирование социологической информации. В современном обществе невозможно реализовывать эффективное и обоснованное управление, если решения, которые принимаются не имеют необходимого информационного обеспечения. Социологи, опираясь на собранную и объективную информацию, вырабатывают рекомендации и предложения для практики и политики.

3.      Практическую. Довольно многообразны определенные проявления такой функции социологии. Она проявляется, например, в том, что социология, исследуя общество с позиций целостной системы, может выработать обоснованные прогнозы относительно тенденций развития конкретных социальных процессов или явлений. Это имеет огромное значение для развития общества, особенно в переходный период. К такой функции социологии относятся следующие специфические виды деятельности как социальное консультирование и обслуживание населения. При этом, проявление такой функции социологии нашло себя в социальных исследованиях, например, опросы общественного мнения, маркетинг и др.

4.      Мировоззренческую. Социология, изучая современное общество, создавая полную картину социальных процессов и отношений, формирует  систему взглядов на мир в целом и место  человека в нем, а также отношение самого человека к себе и к социальной действительности, обусловливая этими взглядами идеалы людей, их жизненные позиции.

5.      Гуманистическую. Она находит свое проявление в следствие того, что социология разъясняет то, какие условия необходимы человеку для самореализации, показывая, каким образом можно полностью реализовать собственную социальную сущность.

 

Это и есть основные основные функции социологии. Теперь необходимо разобрать основные методы этой науки.

Социологический метод представляет собой собирательное понятие, включающее в себя конкретные познавательные ориентации, приемы, подходы, инструменты и способы, которые применяются в социологическом исследовании.

Все социологические методы можно объединить в следующие группы:

  • Общенаучные, к которым относятся методы, используемые всеми науками, но применяемые в социологии с учетом ее специфики. К ним  относятся следующие методы: сравнительно-исторический, сравнительный, критическо-диалектический, структурно-функциональный, генетический, эксперимент, наблюдение и др.
  • Частно-научные, к которым относятся методы, используемые только этой наукой, например, биографический метод, опрос, метод социометрии и т.д.

Поскольку методы социологии обязательно опираются на эмпирические данные в изучении реальности, то можно выделить в дополнение к перечисленному методы сбора, а также анализа собранной информации о фактах. Основными методами сбора информации в социологии являются опросы, изучение и анализ информации, наблюдение и др. Актуальность и достоверность данных обусловливают методы и функции социологии.

fb.ru

Предмет и метод социологии

Под методом в современной социологии принято понимать совокупность приёмов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или же его предметных областей.

В свою очередь, различают:

а) методы сбора первичных данных;

б) методы их анализа.

Для сбора информации современные социологи используют, во-первых, количественные методы, во-вторых, качественные.
Как известно, к количественным методам социологии принято относить анкетный опрос, формализованное интервью, психологические тесты, контент-анализ (те. количественный), анализ текстов. К качественным методам социологии относятся наблюдение (данные которого, впрочем, могут обрабатываться и с применением количественных способов), глубинные интервью, фокус-группы (фокусированные групповые интервью), традиционный анализ текстов, некоторые виды психологических тестов (не предусматривающих последующую математическую обработку результатов). Для анализа первичной информации применяются следующие методы:

—  описание и классификация,

—  типологизация,

—  методы качественного анализа (смысловая интерпретация данных),

—  статистический анализ (поиск статистической закономерности),

—  экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперимент).

Выбор исследователем того или иного метода в значительной мере определяется как изучаемой им проблемой, так и той теоретической парадигмой, в рамках которой он работает.

Довольно широко в современной социологии используется системный подход. Эвристическое значение этого подхода заключается в следующем:

Во-первых, по сравнению с предшествующими ему классическими теориями и концепциями он открывает новые возможности. В отличие от других системное познание есть прежде всего целостное познание объекта, рассматриваемого во всём его многообразии и полноте.

Во-вторых, системный подход позволяет по-новому взглянуть на отношение субъекта и окружающей его среды. Объект системного познания берут не сам по себе, а в единстве со всеми взаимодействующими с ним объектами. Причём совокупность взаимодействующих с данным объектом явлений рассматривают в качестве его метасистем, т.е. систем более высокого порядка.

В-третьих, данный подход направлен не только на раскрытие целостности объектов и обеспечивающих их механизмов, но и на их пре образование, т.е. управление ими в соответствии с объективной логикой развития.

При этом в рамках системного подхода выделяют три взаимосвязанных типа анализа: системно-структурный, системно-функциональный и системно-динамический.

1. Системно-структурный анализ направлен на установление частей системы и взаимосвязей между ними.

2.  Системно-функциональный анализ ориентирует исследователя на рассмотрение взаимодействия частей системы с точки зрения их роли в её сохранении и воспроизводстве.

3.  Системно-динамический анализ состоит в изучении механизмов развития и изменения систем.

Есть и иные направления системного анализа, которые используются в социологии, например системосоциогенетика А.И.Субетто и С.И.Григорьева, модульный анализ социальных систем А.А.Давыдова и др.

В последнее время в социологии всё более популярными становятся качественные методы. Былая завороженность магией цифр постепенно сменяется известной долей скептицизма по отношению к результатам массовых опросов. В самом деле, не только обыватели, но и люди, непосредственно представляющие науку, не всегда задаются вопросом: а что же отражают публикуемые цифры?

Далеко не секрет, что любой опрос (анкетирование, интервьюирование) сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, человек не всегда понимает, что у него пытается узнать исследователь. Во-вторых, даже поняв вопрос правильно, он может не захотеть дать соответствующий ответ. Например, потому, что стесняется или хочет казаться лучше, чем есть на самом деле. В-третьих, мечтая дать максимально правильный ответ, он может просто не осознавать собственные «пружины поведения», о которых пытается узнать социолог.

Не случайно в социологической и социально-психологической литературе для объяснения недостатков опросных методов существуют два феномена: «парадокс Ла-Пьера» и «эффект Хауторна». Оба названы по имени открывших их исследователей.

Суть первого заключается в следующем. Американский социальный психолог разослал письмо в гостиницы некоторых штатов Юга США, в которых спрашивал, может ли он остановиться у них вместе со своими учениками-китайцами. В большинстве ответов было сказа но, что постояльцами могут быть только белые. Однако когда автор писем вместе с ассистентами-азиатами приходил в каждую из гостиниц, в большинстве из них постояльцы были приняты с «распростёртыми объятиями».

«Эффект Хауторна» был описан в результате следующего эксперимента. Прохожих в крупном американском городе спрашивали, какую книгу они хотели бы прочитать. Наиболее распространёнными ответами были: Библия, классика, познавательная литература. Затем перед человеком раскрывали кейс и просили выбрать себе любую книгу в подарок в качестве «благодарности за сотрудничество». Большинство выбирали бульварные романы или детективы.

Мы не будем останавливаться на причинах подобного рассогласования между «словом и делом»; они подробно описаны в соответствующей литературе. Суть дела в том, что необходимы иные методы для получения более достоверной информации о социальных процессах и ситуациях.

Абсолютизация существующих сегодня методов сбора данных (не только количественных, но и качественных, основанных на ответах респондента на вопросы исследователя) — не что иное, как результат господства в обществоведческих науках рационалистической модели человека. Согласно этой модели, человек всегда и практически полностью, осознаёт свои цели и мотивы поведения. Но подобные представления далеки от того, чего требует современный взгляд на человека, на общество, на весь окружающий нас мир.

Обратимся к российской культурно-философской традиции, к «хорошо забытому старому».

Развитие новой социологической парадигмы предполагает обращение к нашим духовным истокам, к глубинным пластам российской культуры, которая через византийскую традицию восходит к античным и индоевропейским учениям. Суть ее заключается в неразрывной связи человека (микрокосмоса) и макрокосмоса (универсума, Единого, Абсолюта). В связи с этим нельзя не согласиться с мнением В.П.Казначеева и Е.А.Спирина, что «уже древние индоевропейцы, обитатели Индо-Тибетского региона, глубоко осознавали эту фундаментальную истину, что сближает их представления с идеями русского космизма, а также с современными эволюционно-биологическими, культурологическими и общенаучными представлениями».

Речь пойдет об антропокосмизме и его квинтэссенции — философии всеединства, среди виднейших представителей которых следует назвать В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, К.Э.Циолковского, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, Д.Л.Андреева.

Один из центральных вопросов, рассматриваемых в антропокосмизме и философии всеединства, — взаимодействие человека и универсума, человека и макрокосмоса. Он имеет важнейшее методологическое значение для разработки современной социологической парадигмы, ибо открывает новые пути для решения проблем сущности человека и социума, формирования первого и эволюции второго, а также многих других ключевых вопросов развития социологической теории.

Русский философ Н.А.Бердяев универсализм и реализацию космической общности человека неразрывно связывает с его творчеством, с проявлением его микрокосмоса. В творчестве человек реализует свое глубинное, вселенское измерение — свободу и соизмеримость с Абсолютом.

Глубоким своеобразием отличается учение П.А.Флоренского, который в своей фундаментальной работе «Столп и утверждение истины» подчеркивает ноуменальное, смысловое содержание Космоса. Земному же миру присуща антиномичность, противоречивость; «антиномии раскалывают все наше существо, всю тварную жизнь. Всюду и всегда противоречия». В своих трудах ученый сосредоточился, прежде всего, на проблемах микрокосмоса, рассматривая пути его соединения с Абсолютом. Опираясь на византийские и гностические традиции, основным путем подобного соединения он считает медитативную практику.

Анализ приведенного материала позволяет сформулировать широкий спектр методологических выводов, важных для разработки новой социологической теории. Отметим лишь некоторые из них. Прежде всего, антропокосмизм и философия всеединства, несмотря на индивидуальное своеобразие подходов различных представителей этого направления, человека и его бытие рассматривают в космическом измерении как проявление фундаментального единства универсума. Причем человек предстает как творческое существо, играющее активную роль в формировании таких элементов универсума, как культура и ноосфера. Отсюда — высочайшая ответственность человека за свои дела и мысли, непосредственно вплетенные в живую, пульсирующую ткань космической жизни. Поэтому важное место в новой социологической теории должна занять ценностная (аксиологическая) проблематика. Необходимо преодолеть склонность современной социологии рассматривать человека в качестве объекта внешних, причем исключительно социальных, воздействий, недооценивать его субъектные потенции. Наконец, важно найти подходы для исследования социальной деятельности человека в единстве ее природных, социальных, духовных детерминант, используя достижения и методы естественных наук, гуманитарных дисциплин, в первую очередь психологии, а также теологии и традиционных учений. В этой связи трудно не согласиться с А.В.Ивановым: научное знание, погружаясь в глубины человека и Космоса, выходит сегодня на такие уровни обобщений, что поневоле начинает «играть» на традиционных «полях», связанных с духовной жизнью и экзистенциальными проблемами человека.

Как известно, в основе методологии современного научного подхода лежат два основных методологических принципа: общезначимости и повторяемости.

Общезначимость означает, что научная концепция является установившейся тогда, когда все ученики поймут ее одинаково.

Повторяемость означает, что если условия эксперимента сохранить, то результат останется неизменным.

До какого-то момента развития науки оба принципа были приемлемы, но со временем от них приходится явно или тайно отказываться. С одной стороны, достаточно сложную теорию каждый студент понимает по-своему, с другой — точное повторение условий эксперимента невозможно, и для описания тонких эффектов приходится отказываться от «священного» детерминизма Лапласа и вводить квантовые, то есть вероятностные, модели. Общая же причина заключается в том, что воспринимаемое нами в качестве случайности есть либо проявление неизвестного закона либо результат чьего-то творческого акта.

Совершенно логично, что новая научная картина мира не только порождает новую научную методологию, но и предполагает использование иных, по сравнению с существующими в традиционной социологической науке, методов познания. Например, важную роль играет диатропический метод сопоставления рядов, с помощью которого, в частности, разработан принцип минимального универсума.

Поэтому важнейшая методологическая проблема, которую должна решить для себя каждая научная дисциплина, — это соотношение рациональных, экспериментальных и иррациональных методов познания. Только их эффективное сочетание позволит нам познать мир. Мир, представляющий собой голограмму: каждая ее часть является моделью всего и содержит информацию, по которой можно восстановить целое.

 предмет и метод социологии  методы социологии  методлогия социологической науки

referatwork.ru

§ 3. Методы социологического исследования (краткая характеристика)

При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы.

Анализ документов. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

Изучение документов помогает выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристики конкретно-исторического контекста развития изучаемого процесса или явления. Важной особенностью большей части статистических данных является их агрегированный характер, что означает их соотнесенность к некоторой группе как целостности. Так, доступность «потребительской корзины» может быть отнесена как ко всему населению, так и к отдельным социальным группам.

Не менее важное значение приобретает контент-анализ, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов. Анализ основан на использовании единообразных стандартизированных показателей (индикаторах) для поиска, учета и подсчета массовости тех или иных характеристик текста. Задачи, решаемые этим методом, подчиняются простой схеме: кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом.

Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – экспертные опросы или оценки.

Одна из сложных проблем интервьюирования – не подтолкнуть опрашиваемого к желательной для социолога как личности информации; не трактовать рыхлые и неточные ответы как близкие к своему собственному мнению; избежать того, чтобы его отождествляли с представительством властных и других влиятельных структур; воздержаться от личных ценностных оценок в процессе опроса и максимально сохранить «нейтралитет».

Наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие изучаемого процесса или явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат и другие технические средства.

Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации – способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его богатстве, поставлять разносторонние, порой весьма «обнаженные» впечатления об исследуемом объекте. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп). Нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора информации, одухотворяя бесстрастные колонки цифр – результаты различных опросов.

Наблюдение рекомендуется при изучении степени активности людей на собраниях, митингах, интересов слушателей в процессе обучения, поведения участников массовых общественно-политических мероприятий и т.д.

Развитие социологической науки приводит к появлению все новых методов изучения социальной реальности.

Среди них – фокус-группы, методика проведения которых сводится к проведению интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой группой «обычных людей» (в отличие от экспертов при экспертном опросе, «мозгового штурма» и т.д.). Основным методическим требованием к составу этой дискуссионной группы является ее однородность, что устраняет возможность прямого или косвенного давления одних членов группы на других. Поэтому социологи, сопровождающие, например, избирательные кампании, подбирают фокус-группы из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста, одного пола, схожего уровня доходов. Формирование этих групп должно охватить основные группы населения, чтобы можно было представить преобладающие ориентации в сознании и поведении людей. Немаловажным требованием является величина этой группы, которая позволяет поддержать дискуссию (при 4-5 участниках она может быстро затухнуть, а при значительном числе – 20-25 человек она не дает возможности в полной мере высказаться всем участникам).

В конце 80-начале 90-х годов предметом социологических дискуссий стали качественные методы, которые, с одной стороны, обогащают арсенал эмпирической социологии, но, с другой стороны, таят угрозу потерять специфику социологических методов познания, слиться с теми приемами и способами, которые используют все или многие социальные науки.

В заключение следует отметить, что в практике социологических и особенно социально-психологических исследований достаточно широко используются такие методы, как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости, и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа.

{<< Назад}

{Содержание}

{Вперед >>}

СОЦИОЛОГИЯ

studfiles.net

Методы социологии — SociPolit.ru

Метод определяется в научной литературе как систематизированный способ достижения теоретического и практического результата, решение проблемы или получения новой информации. В социологии используют общенаучные методы (анализ, синтез) и методы социологического исследования.

Методы социологического исследования делятся на методы сбора информации (метод анализа документов, метод наблюдения, метод опроса, метод эксперимента) и методы анализа материала (использование статистических группировок, шкалирование, выявление количественных зависимостей).

Метод анализа документов

Документом в социологии называют созданный человеком предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранении информации. В зависимости от автора документы делятся на официальные (созданные юридическим или должностным лицом) и документы частного похождения. По содержанию документы разделяются на правовые, экономические, технические. Существует два вида анализа документов – традиционный и контент-анализ.

Метод наблюдения

Характерными чертами научного наблюдения, в отличие от обыденного, является систематичность, планомерность. Главной особенностью метода наблюдения является то, что происходит непосредственная связь с объектом, также одной из особенностей метода является невозможность повторного наблюдения.

Метод опроса

Данный метод занимает 90% всех методов сбора информации. Опрос – метод сбора социальной информации об объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и того, кого опрашивают (респондента) путем регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на интервью и анкетный опрос.

Интервью – это беседа, проводимая по определенному плану и предусматривает прямой контакт интервьюера с респондентом.

Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом (сам читает анкету и фиксирует ответы). Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным. Заочный в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону). Особым видам опроса является экспертный опрос, в ходе которого респондентом является эксперт (специалист в определенной области деятельности)

Метод эксперимента

Социальный эксперимент – способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход действий. Выделяют следующие виды эксперимента:

  1. экономический;
  2. правовой;
  3. педагогический;
  4. социально – психологический.

socipolit.ru

1.1. Предмет, функции и методы социологии. Социология [Краткий курс]

Названием наука социология обязана своему создателю Огюсту Конту (1798–1857). Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas, т. е. «общество», второй — от греческого loros, означающего в узком смысле «слово», а в широком — «учение», «наука». Таким образом, термин «социология» переводится как «наука об обществе».

Следовательно, объектом изучения социологии, как и других общественных, социальных наук, является человеческое общество.

Но человеческое общество изучают и другие общественные и гуманитарные науки, например философия, история, экономика, политология и т. д. Каждая из них изучает свою сферу общества, т. е. имеет свой предмет исследования. Есть он и у социологии.

Разные социологи имеют различные взгляды на предмет исследования своей науки. Как полагал основатель социологии О. Конт, предметом исследования социологов должны являться законы общественного развития, из которых бы вытекали практические рекомендации, полезные во всех отраслях деятельности людей. О. Конт уподоблял социологию естественным наукам, называя ее иногда социальной физикой. Законы развития общества, подобно естественным, природным законам, носят, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер.

Макс Вебер (1864–1920) считал предметом социологии так называемое социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них. Предмет социологии у М. Вебера субъективируется, «привязывается» к человеку.

Эмиль Дюркгейм (1858–1915) пошел по другому пути. Он объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде, например, зданий, сооружений и т. д. Каждое поколение индивидов застает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Э. Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человека характер.

Подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые он имеет с окружающими его людьми и предметами, его предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах и т. д.

Итак,

предметом социологии являются социальные связи, общественные отношения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru