Методы социологии и категории социологии – —

Категории социологии. Основы социологии

Основные категории социологии

Категория социального факта

В любой науке, в социологии в т.ч., основой научного знания признается категория факта. Вопрос научного понимания ϶ᴛᴏй исходной единицы социологического анализа рассматривал один из основоположников социологии как науки французский мыслитель Дюркгейм в ϲʙᴏей работе «Метод социологии». Стоит заметить, что он подчеркивал, что любая наука имеет право на существование исключительно тогда, когда предметом ее служит категория фактов, не изучаемых другими науками. Эту категорию фактов, не изучаемых другими науками, а изучаемых социологией, Дюркгейм назвал социальными фактами. Для Дюркгейма было совершенно очевидным, что материя социальной жизни не может объясняться ни биологическими, ни психологическими факторами. Стоит заметить, что она требует иного подхода. Отсюда знаменитый тезис Дюркгейма, выражающий требование «социальное объяснять социальным».

Отметим тот факт — что в современной социологии факт — ϶ᴛᴏ не просто констатация какого-либо единичного явления или веши. Социальный факт — ϶ᴛᴏ объективный результат и форма взаимодействия людей, социальных групп, классов, иных социальных общностей. Еще Гегель подчеркивал, что в отношении социального факта речь должна идти не просто о любом взаимодействии, а о том, кᴏᴛᴏᴩое указывает на связь с его определенным целым, образующим (организующим) и объясняющим ϶ᴛᴏ целое, то есть раскрывающим его социальную значимость.

Эмпирическое выражение социального факта может быть сведено к его широкой и всесторонней научной интерпретации: описанию, измерению, накоплению, апробации и т.д. Отметим, что теоретическое выражение заключается в том, ɥᴛᴏбы, с одной стороны, выработать руководящую идею отбора фактов, с другой — вычленить в них существенное содержание и новые обобщения.

Признание понятия социального факта в качестве исходной единицы научного анализа будет необходимым, но недостаточным условием полноты начального социологического знания. Любое социальное целое есть результат взаимодействия в нем совокупности природно-исторических, социально-экономических, культурологических и иных

социальных факторов, то есть ϲʙᴏеобразных движущих сил совершающихся общественных процессов и необходимых условий бытия социальных фактов. По϶ᴛᴏму социология наряду с фактами призвана исследовать и факторы, выявля ть их разнообразие, характер взаимодействия и качество. Социология тем и отличается от других общественных наук, что она изучает не те или иные стороны или аспекты общественных отношений (экономических, политических, моральных и т.п.), а всю их совокупность в каждом отдельном явлении, в каждой отдельной точке социального пространства. Более того, совокупность факторов, составляющих целое, для социолога интересна не сама по себе, не как их статистическая совокупность. Социология прежде всего анализирует те факты, кᴏᴛᴏᴩые определяют направление и содержание развития целого: факторы созидания (конструктивные), факторы разрушения (деструктивные), факторы препятствия. Выявление данных качеств дает социологии основание для разработки конкретных программ преобразования исследуемого объекта в заданном, социально значимом направлении.

Многообразие факторов, изучаемых социологией, Конт подразделил на два больших класса: статичные, то есть сохраняющиеся неизменными на протяжении длительною периода истории, но оказывающие влияние на целое (климат, географическая среда, расовые и национальные различия, антропологические характеристики людей, структурные элементы социума и др.), и динамичные, то есть связанные непосредственно с деятельностью людей и ее результатами и находящиеся в постоянном изменении и развитии (экономика, политика, торговля, культура, производство, воспитание, нравственность, образ жизни и т.п.).

Классификация Конта явилась в определенной мере методологическим указанием для многих последующих социологов в рамках так называемых школ «одного фактора» в Западной Европе (механической, биологической, психологической, географической, ра- сово-антропологической и др.), кᴏᴛᴏᴩые, следуя известной в философии традиции искать исходный «кирпичик» мироздания, такой поиск в социологии ϲʙᴏдили к той же цели.

Стоит сказать, что каждая из таких школ, решая вопрос о движущих силах социального развития, прежде всего факторов, кᴏᴛᴏᴩые, по их мнению, в конечном итоге определяют качества общественных систем и способности человека, подчеркивала, таким образом, одностороннее преимущество или решающую роль одного из них и на ϶ᴛᴏй основе создавала обособленные социологические концепции. Впоследствии «однофакторный» подход был вытеснен более развитым «системным», однако научный вклад, кᴏᴛᴏᴩый данные школы внесли в развитие общественной мысли, оказался достаточно значительным. В первую очередь, они продвигали социологию к более глубокому пониманию ее собственной специфики и метода, развивая и обогащая его; во- вторых, факторный анализ явился одним из наиболее эффективных методов современного социологического исследования, поскольку позволял не только достигать необходимой целостности знания о предмете, но и определять в нем действительно необходимые, решающие факторы в каждом конкретном случае с учетом особенностей изучаемого социального пространства и времени.

Категория социального действия

Важно заметить, что одна из базовых категорий социологии, кᴏᴛᴏᴩая в концентрированной форме включает основное содержание и более глубокое понимание ее предмета, — категория социального действия. Это понятие впервые ввел в научный оборот Вебер. Исследуя типологию социального действия, Вебер выделил четкие критерии его социальности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Стоит заметить, что он не считал поведение человека в толпе предметом социологии, оно становится таковым исключительно в том случае, когда индивид осознает смысл и цели ϲʙᴏих поступков, делает ϲʙᴏбодный и осознанный выбор цели Операциональное действие), ориентируясь при ϶ᴛᴏм на поведение других людей, на их ожидания и ответные действия. При этом ϶ᴛᴏ не единственный тип социального действия. Другим, не менее важным для социологии будет, по Веберу, так называемое ценностно-рациональное действие. Стоит заметить, что оно базируется на сознательной ориентации и вере в общественные (политические, нравственные, религиозные и т.д.) идеалы и убеждения.

Американский социолог Парсонс, развивая взгляды на исходный пункт социологического познания, обосновал, что действие (акт) — ϶ᴛᴏ базовая единица социологического анализа. Углубляя понимание ϶ᴛᴏго исходного пункта, Сорокин придал ему более всеобъемлющий и глубокий характер, определив в качестве исходной единицы анализа категорию

социального взаимодействия и вытекающие из него следствия.

Цель социологии — научное познание истины. Как и другие науки, она в достижении ϲʙᴏей цели использует весь арсенал познавательных средств, выработанных мировым опытом развития научной мысли. Общепризнано, что одним из последних достижений в ϶ᴛᴏй области будет диалектика, то есть наиболее полный, ϲʙᴏбодный от односторонности универсальный метод познания, развитый в недрах немецкой классической философии, и прежде всего в философии Гегеля. «Только метод в состоянии обуздывать мысль, вести ее к предмету…» ‘. Диалектический метод содержит в себе в качестве необходимых требований принципы развития, целостности, объективности, историзма, противоречия, конкретности и др. В каждом отдельном случае в зависимости от характера познавательных задач, уровня исследований универсальный диалектический метод обогащается целой системой общенаучных методов, а также частных методик, процедур, технических приемов, кᴏᴛᴏᴩые создавались и совершенствовались вместе с развитием социологического знания. Неизменным же при всех обстоятельствах оставалось требование объективности социального знания.

В научной социологии естественная природа предмета, его спонтанность должна выступать первичной субстанцией по отношению к концептуальности (идеальной модели, по Веберу), так как общество — ϶ᴛᴏ организация, кᴏᴛᴏᴩая, как и природа, возникает вследствие естественной эволюции, а потому не может не содержать в себе принудительной силы естественного начала развития. Вместе с тем известный афоризм физиков — «Нет ничего практичнее хорошей теории» — для социологии как науки актуален в не меньшей степени. Именно по϶ᴛᴏму в социологии, как и в других науках, выделяют, как правило,

два уровня познания — теоретический и эмпирический.


С одной точки зрения, исследуя конкретные социальные явления, социология должна располагать теоретически выверенным пониманием природы общественных процессов и явлений, закономерностей их становления и развития, вскрывать противоречия и особенности общественного бытия, должна уметь накапливать фактологический материал, руководствуясь поставленными целями познания, различными социально значимыми идеями. С другой стороны, сам процесс сбора социологических данных (эмпирический уровень) обладает относительно самостоятельными ϲʙᴏйствами и содержит в себе целый ряд необходимых приемов и закономерностей, без соблюдения кᴏᴛᴏᴩых невозможно выполнить требование объективности познания, а следовательно, выйти на более глубокие теоретические обобщения.

Диалектика как учение о развитии в социологии органически соединяет в себе и теоретическое, и эмпирическое начала. В сочетании с общенаучными методами (наблюдение, эксперимент, моделирование, методы математического и статистического анализа), а также частными (специальными) методами (интервью, документальный метод, анкетирование, методы экспертных оценок, контент-анализ, социометрический метод и др.) социологическое познание представляет собой эффективный инструмент изучения социальной реальности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Категории, методы, функции социологии

I. Функции социальной науки:

      — теоретикопознавательная;

      — критическая;

      — описательная;

      — прогностическая;

      — преобразовательная;

      — информационная;

      — мировоззренческая.
Социология  как  самостоятельная   от   знаний   реализует   все   присущие общественной   науке   функции:    теоретикопознавательную,    критическую, описательную,    прогностическую,    преобразовательную,    информационную, мировоззренческую. Вообще функции, гуманитарных наук принято делить на  две группы: гносеологические; то есть познавательные и собственно социальные.
       Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее  полном  и конкретном познании  тех  или  иных  сторон  социальной  жизни.  Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации.  Существуют  и  действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
       Основная     из     гносеологических     функций     социологии      теоретикопознавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов  личности.  Реализуя  критическую  функцию,  социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны  показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить  ведь  не  все  надо  менять перестраивать, и т. п. С другой  стороны  выявляет  то,  что  действительно требует радикальных преобразований.  Теоретико-познавательная,  критическая функция, естественно, состоит в том,  что  социология  накапливает  знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину  социальных отношений  и  процессов  в  современном  мире.  К  теоретико-познавательной функции социологии относятся  объективные  знания  об  основных  социальных проблемах  развития  современного  общества.  Что  же  касается  прикладной социологии, то она призвана  обеспечить  надежную  информацию  о  различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества,  а  именно,  об изменении социальной структуры,  семьи,  национальных  отношений  и  т.  п. Очевидно, что  без  конкретных  знаний  о  процессах,  происходящих  внутри отдельных  социальных   общностей   или   объединений   людей,   обеспечить эффективное  социальное  управление  невозможно.  Степень   системности   и конкретности знаний  социологии  определяет  эффективность  реализации  ее социальной функции.

       Описательная  функция  социологии  —  это  систематизация,   описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются  попытки  воссоздать  идеальную  картину социального объекта, его  действие,  взаимосвязи  т.  п.  При  исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота  и  порядочность ученого,  потому  что  на  основе  данных,  фактов  и  документов  делаются практические выводы и принимаются  управленческие  решения.  Эти  материалы есть  точкой  Отсчета,   источником   сравнения   для   будущих   поколений человечества. Социология не только  познает  мир,  она  позволяет  человеку внести в него свои  коррективы.  Но  человек  должен  всегда  помнить,  что преобразование общества — не самоцель, И преобразования нужны  лишь  тогда, когда соответствуют  потребности  и  ценностям  людей,  ведут  к  улучшению благосостояния и общества  и  людей.  Как  бы  ни  была  хороша  полученная социологами социальная информация,  она  автоматически  не  превращается  в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии  находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.
       Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или  долгосрочного  прогноза  изучаемого  объекта.  Краткосрочный   прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального  явления,  а  также  на зафиксированную  закономерность  в  открытии   фактора,   который   решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого  фактора  —  сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической  практике  чаще  всего используются  краткосрочные  прогнозы. 
       Суть  преобразовательной  функции  социологии  в  том,  что   выводы,

 рекомендации,  предложения  социолога,  его  оценка  состояния  социального субъекта служит основанием для выработки и принятия  определенных  решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется  не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь  наука,  ее  функция  — разработка  практических  рекомендаций.  Что  же  касается   их   внедрения реализации — это прерогатива органов управления, конкретных  руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство,  что  многие  весьма  ценные  и полезные  рекомендации,   разработанные   социологами   по   преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации.  Более  того, нередко органы  управления  поступают  вопреки  рекомендациям  ученых,  что приводит к  тяжелым  последствиям  в  развитии  общества.  Шире  и.  глубже раскрыть  основные  направления  обновления  общества  и  дает  возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть  реформирования в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в  создании  условий  и возможностей  для  сознательной,  целенаправленной  Деятельности   личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной  деятельности,  в  оптимизации  и  качественном  повышении  ее эффективности.   Задача   социологии   теоретически   обеспечить   успешное протекание  процесса  реформации  и  демократизации  общественной  жизни  в Украине.  Процесс  трансформации  общества  в  Украине   идет   от   одного качественного  состояния  к  другому  как  раз  в  связи   с   сознательным Превращением целей в результат, а  результатов  в  предпосылки,  условия  и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации  общества. Игнорирование   социологических   рекомендаций   объясняется   не   столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад),  сколько  несформированной  у  большинства  управленческих   кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.
       Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и тнакопление    информации,    полученной    в    результате    исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее  могут использовать   социологи,   руководители    объектов,    где    проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
       Мировоззренческая  функция   социологии   вытекает   из   того,   что объективно,  участвует в социально-политической  жизни  общества  и  своими исследованиями содействует прогрессу  общества.  Мировоззренческая  функция социологии выражается в использовании действительно  корректных  выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что  такое  идеология?  Это  один  из  уровней общественного сознания, система идей,  выражающая  интересы,  мировоззрение какого-либо,    социального    слоя,    социальной    общности.     История свидетельствует,  что  в  большинстве  социальных   революций,   реформ   и реконструкций, трансформаций  именно  социологические  концепции  того  или иного рода выступали  ведущими  в  общественном  развитии.  Социологические взгляды  Джона  Локка  сыграли  важную  роль  в  революции  1688   г.   при установлении либерально-демократического режима  в  Англии,  труды  Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и  других  энциклопедистов  сыграли  преобразующую роль во Франции и т. п.; Длительный период  идеология  марксизма  выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология  стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.
Как общественная наука социология выполняет теоретико-познавательную и управленческую функции. В свою очередь, они могут образовывать производные функции, которые иногда в литературе трактуются как самостоятельные. К ним нередко относят мировоззренческую, просветительную, прогностическую
 профилактическую, практическую и т.п. Но, на наш взгляд, они все зависимы от первых двух.

Теоретико-познавательная и управленческая функции социологии тесно взаимосвязаны. Диалектико-материалистический взгляд на историю является базой для долгосрочного прогноза и в то же время выполняет функции методологии исследования общественной жизни, сознания и поведения людей. Теоретические основы и концептуальный аппарат социологии позволяют детально анализировать общественные процессы (вплоть до построения имитационных статистических моделей), а также прогнозировать их развитие с учетом многообразных и специфических условий в заданных границах места и времени.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его развития. Она имеет целью изучение и выработку рекомендаций по решению проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни, в более или менее широких пространственно-временных интервалах, относящихся к различным социальным группам и общностям. Социология опирается на систематизированные и постоянно обновляемые факты общественной действительности, используя для их установления специальные, свойственные только ей методы анализа.

Полученная в процессе социологических исследований информация, как правило, служит основанием для дальнейшего развития теоретических положений. Те исходные методологические идеи, которые социолог закладывает в своем исследовательском проекте, обогащаются выводами проведенных исследований и позволяют получить новое знание.

Вместе с тем прирост нового знания достигается в том случае, если четко сформулирована социальная проблема, которая обычно регистрируется как противоречие между потребностями общественного развития и субъективной деятельностью людей.

Для выработки предложений по устранению имеющихся противоречий анализируется как объективная, так и субъективная социальная информация. На современном этапе общественного развития все больше и больше повышается интерес к информации, которая характеризует внутренний мир людей, их намерения, ориентации, мотивы, ценности и готовность действовать во имя их претворения в жизнь. Собственно, подход к предмету социологии, призванный рассматривать реальное сознание и поведение людей, можно также трактовать как попытку субъективировать общественные процессы. Однако нужно ясно понимать, что изучение состояния, выявление тенденций и проблем практического сознания и поведения людей обязательно предполагает учет объективных условий, использование объективной информации. Именно такое сочетание дает реальную картину и достаточно всесторонне фиксирует то, что происходит в жизни страны, в социальных группах и особенно в сфере труда и быта.

Что касается управленческой функции социологии, то она заключается в нахождении разумных способов решения конкретных общественных проблем здесь и сейчас, равно как и проблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий там и потом. Реализация этой функции тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений. Важным моментом является прогноз ближайших и более отдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции.

К управленческой функции следует отнести и те способы ее воздействия на общественные процессы, которые нередко выделяют в самостоятельную функцию – идеологическую. На наш взгляд, в этом нет необходимости, ибо идеологический компонент присущ всем без исключения функциям социологии.

Категории социологии
Категории, которые характеризуют сущность и содержание социологической науки, можно подразделить на несколько групп.

Первая группа связана с анализом объекта социологии, а также с характеристикой связей (взаимосвязей) социологии с общенаучными представлениями о мире. Поэтому социологу предстоит знать точки зрения на общество, государство, классы, нации (компетенция общенаучной теории) и на гражданское общество и его структуру (компетенция теоретико-методологических основ науки).

Вторая группа категорий охватывает большую совокупность понятий, трактующих и объясняющих предмет социологии. Во-первых, всего того, что связано с характеристикой сознания (индивидуальное, групповое, общественное), с его видами (политическое, экономическое, нравственное, религиозное и т.д.), с его структурой (знание, убеждение, ценности, мотивы, установки и т.д.), с его специфическими характеристиками (общественное мнение, массовое сознание).

Во-вторых, это понятия, характеризующие реальное поведение (действия) людей, что предполагает его дифференциацию и интерпретацию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Это относится к видам поведения (деятельности) людей, их взаимосвязям с сознанием (социальное настроение) и между собой. Такой подход предполагает анализ как позитивных, так и негативных видов деятельности.

В-третьих, в понятийном аппарате нуждается и заключительный компонент предмета социологии: условия, в которых реализуются (или не реализуются) сознание и поведение людей. Поэтому понятия макро-, мезо- и микросреды, социальной инфраструктуры – это такой набор, без которого трудно понять всю сложность социального мира.

Третья группа категорий касается субъектов реального сознания и поведения: индивида, социальной группы (слоя), класса. Значительное место занимают особые группы субъективного действия – народности, народы, этносы. Многие понятия связаны с семьей. Сюда относятся также группы отклоняющегося поведения.

Четвертая группа касается инструментов социологического познания, тем более что они весьма специфичны по сравнению с другими социальными науками. Здесь важна как совокупность методологических категорий (программа, гипотезы, сценарий и т.д.), так и методов (наблюдение, опрос, контент-анализ, интервью, эксперимент и т.д.). Специфичными предстают перед читателями проблемы обработки социологической информации, ее анализа, интерпретации полученных результатов.

Пятая группа – это категории и понятия, углубляющие наши представления о функциях социологии. Но если первая из них – теоретико-познавательная – коррелирует с аналогичным аппаратом других групп, то управленческая функция выдвигает ее в число познаваемых огромное количество явлений и процессов, таких как предвидение, прогнозирование, проектирование, планирование, программирование, социальные технологии и т.д.

И, наконец, особо следует сказать о тех понятиях, которые одновременно служат и социологии, и другим самостоятельным отраслям научного знания. Так, у социологии имеется много родственных понятий с демографией (миграция, продолжительность жизни, здоровье и т.д.), с социальной психологией (общение, эмоции, самочувствие и т.д.), с политологией (власть, электоральное поведение и т.д.).

1.5. Законы и категории социологической науки
Обратим внимание на то, что социология относительно молодая наука. Система законов и категорий социологии еще только активно формируется. Для любой науки — это основной вопрос ее утверждения, статуса, так как именно в категориях (понятиях) концентрируется, накапливается выработанное знание.

     Непосредственный объект социологии — социальное в процессе его развития, преобразования, использования, управления на разных уровнях общественной системы. Поэтому для социологии самой первой предельно широкой категорией является понятие «социальное».

     К числу важных понятий, категорий социологии относятся такие, как социальные отношения , социальные институты, социальные группы, социальные процессы, социальная структура.

     В социологии много категорий, которые отражают качественное состояние социальных процессов. Например, коллективность и коллективизм, псевдоколлективизм и даже общинность, соборность, социальная однородность и социальные различия, социальные интересы, социальная защищенность. Более подробно с категориями мы будем знакомиться по мере изучения курса.

     Ядро всякой науки составляют ее законы. Закон, как известно, есть отражение существенных, устойчивых и необходимых связей как внутри какого-то процесса, системы или явления, так и между ними. Законы выражаются, как правило, в категориях. Так возникает у каждой науки собственный язык. Когда специалисты говорят на своем языке, то человек непосвященный, непрофессионал вряд ли их поймет. Видимо, отсюда родилась шутка, что наука — это когда о понятных вещах, явлениях говорят непонятным языком.

     Важно уточнить, что социология имеет дело с социальными законами, которые действуют во всех сферах человеческой деятельности и различаются по форме своего влияния, распространения. К примеру, одни охватывают только малую группу, класс, поселенческую общность, а другие — общество в целом.

Как и все научные законы, социальные законы характеризуются следующими основными признаками:

во-первых, закон действует только при наличии определенных условий;

во-вторых, при этих условиях закон проявляется всегда без каких-либо исключений;

в-третьих, условия, при которых действует социальный закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.
К примеру, основной фактор определяет место работы, человека, размер вознаграждения. Но в реальной жизни этот социальный закон влияет на поведение мужчин молодого возраста и может не влиять на поведение семейной женщины, человека творческой профессии.

     Социальные законы можно разделить на две основные группы: законы функционирования, или организации, и законы развития.

     Социальное явление в его конкретном состоянии есть прежде всего осуществление социального, то есть действие социального закона в определенном виде, месте, времени. Соответственно, на первое место выдвигаются законы целостности организации и развития всего общества, всей цивилизации. Такие социальные законы являются общесоциологическими. Например, зависимость любого социального явления от соотношения базиса и надстройки, закон возвышения и облагораживания потребностей, закон экономии времени.

     Специфика функционирования большинства законов определяется рамками конкретной общественной формации, ибо любое социальное явление зависит от уровня развития общества, способа производства материальных и духовных благ. Первобытнообщинный строй, а также рабовладельческий, феодальный, капиталистический, имея общесоциологические законы, различаются спецификой их функционирования. Так, экономический или политический кризис развивается в обществе вне зависимости от позиций политических лидеров, партий и даже воли большинства населения. Типичный пример: развал СССР вопреки позиции большинства населения. Общесоциологические законы действуют почти так же, как физические, их можно использовать в своих интересах, но отменить нельзя. Следовательно, ими нельзя пренебрегать.

     Конечно, есть еще законы трудового коллектива, семьи, личности той или иной социальной группы. Именно они образуют каркас специальных социологических теорий.

     Социологическое видение общества, реализация социологического подхода к обществу — это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его соотношения с обществом как целым.

     Социология позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, давать модель явления и общества в целом.
Методы социологии

Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.
Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.
Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология, и другие гуманитарные дисциплины.
Социология как наука использует ряд методов: Источник информации          Методы

Документальный      Анализ документов, контент-анализ.

Внешние проявления социальных явлений         Наблюдение

Человек          Опрос (анкета, интервью)

Малая группа            Социометрический опрос

Социальный опыт    Экспертный опрос

Организованная группа       Эксперимент
1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».
2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

вводная часть (введение в проблему),

основная часть (вопросы по проблеме),

заключительная часть (социальная).
4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.
5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка .

coolreferat.com

ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ И КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ, Функции социологии, Познавательная функция, Прогностическая функция, Организационно-технологическая функция, Управленческая функция, Инструментальная функция

21 Функции социологии

Функции каждой науки обусловливают необходимость ее возникновения и связей с повседневной практикой жизни общества. Они фиксируют потребности общества в конкретной познавательной или творческой действия данной нау уки. Функции социологи,-совокупность ролей, которые она выполняет в организации общества как социальной системы, в осуществлении интересов социальных общественности и игрууп.

Возникновение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Свое назначение социология реализует через свои функции познавательную, прогностическую, соци иального проектирования и конструирования, организационно-технологическую, управленческую, инструментальну.

Познавательная функция

Социология призвана изучать социальные явления, которые в силу своей природы не только испытывают постоянное воздействие человеческой практики, но и сами являются ее прямым следствием. Познавательная функция имплицирует накопления знаний о природе конкретного состояния социальных явлений, о том, как развиваются общество и человек на пути сознательного преобразования себя и своей жизни, о реальных результатах развития социального субъекта.

В реальной жизни любая конкретная ситуация неопознанным социальным фактом, который надо осознать в интересах общественной практики

Важным моментом познавательной функции социологии является разработка теории и методов социологических исследований, методики и техники сбора и анализа социологической информации

Прогностическая функция

Науке в целом присуща прогностическая функция. На основе знания законов функционирования и развития той или иной реальности наука имеет возможность составить краткосрочный или долгосрочный прогноз изменения реальности. Для социальных явлений прогнозирования имеет важное значение. Оно показывает не только необходимость определенных изменений, но и реальные возможности их осуществленияння.

Опираясь на общие знания социального развития, проявляя степень воздействия положительных и отрицательных факторов социального субъекта, социология может строить перспективную линию развития и давать эффективные и рекомендации.

Функция социального проектирования и конструирования. Одной из важных задач социологии является выработка такой научной рекомендации, была использована на практике различными социальными слоями, группами и, организациями.

В ходе социального проектирования разрабатываются модели конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования, когда и сама организация, и каждый ее член находятся в условиях, которые позволяют ь им наиболее полно выразить себя. Социальное проектирование и конструирование всегда связано с определением конечного социального процессу.

Организационно-технологическая функция

В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или соке иально отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему.

На практике социальная технология предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих внедрение и реализацию предусмотренных ею процессов. Таким образом, организационно-технологическая функция социол логии будто продолжает функцию социального проектирования, поскольку без проекта предусмотренного социального результата невозможно создать и социальную технологию как систему средств для достижения этого рез ультату.

Управленческая функция

Социология непосредственно связана а управленческой деятельностью. Научные результаты социологии-рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик субъекта, его практики — является исходным мате. Алом разработки и принятия управленческих решенийя.

Инструментальная функция

Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и средства анализа социальной реальности, что обусловлено необходимостью отразить социальное явление в его конкретном выгля ляди, разработать пути его совершенствования. При этом большое значение приобретают методы и инструментарии поиска, регистрации, измерения, обработки, анализа, обобщения первичной социологической информации. На йбильш общим инструментом в этой деятельности может рассматриваться именно социологическое исследование с его методами. Важны и методы коллективного поиска решения проблем, а именно: деловые игр и, мозговая атака и другие средства определения путей преобразования социальных относисин.

Таким образом, функции социологии определяют широкий спектр задач, в которых отражается богатая по содержанию сама наука социология, ее специфика, особенности ее объекта и предмета. Успешность реализации за азначених функций зависит от характера общественных закономерностей, социальных условий, а также профессиональной подготовки социологических кадров, от уровня организации социологической деятельностиі.

uchebnikirus.com

Методы социологической науки. — Курс лекций по социологии.

Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Что касается специфических методов познания, то считается что они схожи с методами социальной психологии, статистики, истории, этнографии, кибернетики и др. наук.

Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Специфика социологических методов познания обусловлена спецификой объекта исследований — общества. По вопросу специфики общества как объекта познания существует два основных теоретических направления: позитивистской ориентации и антипозитивистской ориентации с множественными разветвлениями в каждом направлении.

Представители первого направления (от О. Конта до современных позитивистов) стремились подвести общество под общенаучный знаменатель, т.е. стремились представить его как часть объективной (природной) действительности, изучаемой на основе общенаучных методов. И социология представлялась им одной из научных дисциплин, которая должна как и все естественные науки раскрывать законы, объясняющие устройство и изменение общества.

Представители второго направления (от Дильтея до современных антипозитивистов) стремились общество как бы вынести за рамки природной действительности, наделяя его сугубо специфическими признаками, требующими при изучении каких-то особых методов познания.

Материальное единство мира, диалектическая связь всех форм движения материи определяют принципиальную общность основных закономерностей познавательного процесса в различных областях научного знания, в том числе и в социологии. Как часть природы общество вписывается в структуру природных закономерностей, но в то же время общество — это особая часть природы, обладающая своими специфическими признаками, которые познаются методами имеющими свою особенность. По общему признанию отличие общества от других природных объектов заключается во включении духовного фактора в структуру социального объекта. Особенность социального объекта и его методов познания заключается в том, что процесс познания скорее напоминает самопознание: объект познания одновременно является и субъектом, и субъект социального познания является частью социального объекта.

Особенностью объекта познания является и то, что исследуется не только общество в целом и его деятельность, но и деятельность отдельных групп, личностей, т.е. общее в социологии должно своеобразно преломляться через индивидуальные формы его проявления.

К конкретным методам социологии относятся различные научные методы, основанные на количественных методах с применением сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики). При этом социология опирается на достижениях статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество. В социологии выделяется такой раздел теоретической науки как методика и техника социологического исследования.

students-library.com