Методы общения в психологии общения – Вопрос 33 Психология общения, понятие, средства, виды. Общение как коммуникация, интеракция и как социальная перцепция.

Содержание

Методы эффективной коммуникации: психология общения

В этой статье мы с вами разберем основные методы эффективной коммуникации. Какова же психология общения с людьми?

Владеть методами эффективной коммуникации необходимо, как в повседневной жизни, так и при ведении бизнеса. Человеку необходимо уметь правильно общаться, уметь слушать, предлагать, убеждать и излагать свои мысли. Владения методами эффективной коммуникации дает возможность человеку находить нужные связи, мотивировать к действию, иногда даже манипулировать и склонять на свою сторону.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

В основе эффективной коммуникации лежит уважение к собеседнику, умении слушать и пытаться понять его слова, чувства и эмоции. Это поможет определить, в чем человек нуждается и к чему стремится.

Методы эффективной коммуникации бывают вербальные и невербальные. К вербальным способам воздействия на человека относятся слова, смысл речи. А вот мимика, жесты, тон, интонация, громкость и тембр голоса – это невербальные способы коммуникации.

Коммуникабельность – необходимое качество людей устанавливать деловые и повседневные связи, отношения. Также это метод влияния на людей, но чтобы он работал, сначала нужно наладить контакт со слушателем. Контакт необходимо установить как на физическом, так и психологическом уровне, чтобы вызвать доверие к себе.

Методы, которые применяются для эффективной коммуникации

  1. Необходимо создать спокойную обстановку, перестать нервничать, так как ваше состояние моментально передается собеседнику или аудитории, перед которой вам нужно выступить. Также нужно создать условия, в которых бы вас ничего не отвлекало от беседы или привлечь к себе внимание аудитории.
  2. Для начала донесите собеседнику свою ситуацию и дайте возможность человеку высказать свое мнение по поводу его отношения к ней. Исходя из этой информации, теперь можно высказать свое мнение собеседнику или оппоненту. Заранее узнав отношение человека к той или иной теме, намного легче влиять на человека.
  3. Еще один из эффективных методов коммуникации является включение в ситуацию. Расскажите человеку историю из своей жизни с похожим финалом.
  4. Очень важно научиться не осуждать человека, не вешать на него ярлык. Постарайтесь понять то, что он говорит без искажения и интерпретации информации на свой лад. Для этого не стесняйтесь задавать вопросы: «Правильно ли я тебя понял? Что ты этим хотел сказать? и т.д»
  5. При необходимости переубедить человека, расскажите ему несколько историй из жизни с нужным вам финалом. В речи ссылайтесь на авторитетные источники информации.
  6. Помогите человеку сделать правильные выводы и расскажите все преимущества решения определенной проблемы новым методом. Прямо говорите о своих намерениях и озвучьте свое предложение.
  7. После окончания переговоров или выступления, скажите, что вам приятно было общаться, и вы намерены продолжать сотрудничество. Вне зависимости от исхода беседы, вы готовы в любой момент оказать помощь или услугу.

Влияние невербального общения на эффективную коммуникацию

Невербальные знаки подсознание человека воспринимает как более искреннее. Больше половины информации человек воспринимает из невербальных источников. Поэтому важно научиться владеть невербальными методами эффективной коммуникации.

  1. Повторение жестов собеседника помогает быстрее установить контакт и вызвать доверие.
  2. Держать дистанцию как минимум полметра, чтобы не нарушать личное пространство человека. Если вы видитесь не в первый раз и контакт уже налажен. То можно прикоснуться к человеку или похлопать по плечу.
  3. Во время разговора не трогайте свой нос и губы. Люди воспринимают эти жесты, как признаки лжи.
  4. Позы и жесты во время беседы должны быть открытыми. Это демонстрирует вашу доброжелательность и искренность.
  5. Постарайтесь говорить не быстро и не медленно, не говорить слишком громко и четко произносить слова.
  6. Не употребляйте частицу «не», это настраивает собеседника против вас. Скажите лучше: «Я с вами согласна, но…», чем «Я не согласна или вы не правы».
  7. Когда слушаете собеседника, наклонитесь немного вперед и периодически кивайте. Это знак, что вы согласны с собеседником и готовы к сотрудничеству.

Эффективное общение с точки зрения психологии

Человек учится общаться с раннего детства. Общение помогает человеку выжить. Есть люди, которые умеют налаживать контакты с детства. Но знание сути психологии общения помогает каждому человеку лучше понимать себя и окружающих, получать радость от общения, от получения новой информации и пользы от дружеского и делового общения.

Нужно уметь правильно общаться с любыми людьми, даже с наглыми и агрессивно настроенными. Давайте рассмотрим основные аспекты в психологии, которые помогают сделать общение эффективным.

  • Человек должен быть самодостаточным, понимать свою ценность и ценность своего личного мнения. В свою очередь, также понимать ценность мнения собеседника. Уважать его взгляд на жизнь.
  • Когда интересы и желания собеседников совпадают, то общение проходит гладко. Но как себя вести, когда назревает конфликт?
  • При общении человек должен чувствовать себя комфортно и расслабленно
  • Не бояться выражать свои чувства и эмоции. Стеснительность, скованность и неуверенность делает общение скучным и неинтересным.
  • В общении важно проявлять заботу и уважение как к себе, так и собеседнику
  • Интерес к разговору и ваше любопытство дает возможность собеседнику больше рассказать о себе. Всегда нужно стараться находить в людях положительные качества, тогда и интерес к человеку проявится сам собой.
  • Открытость и искренность в общении с близкими людьми просто необходимы. Иначе любой разговор теряет смысл.
  • Нужно научиться принимать себя и другого человека таким, какой он есть. В этом случае вы сможете не бояться оставаться самим собой и не подстраиваться под мнение другого человека. И вы, и он имеете право на свою точку зрения. Если вы слишком эмоциональны, то не поддерживайте разговоры о политике, религии или других идеологических темах.
  • Работайте с эмоциями. В этом вам помогут практики медитации. Это необходимо, что вы могли сохранять внутреннее спокойствие и личное пространство.
  • Держите дистанцию, в зависимости от того, насколько вы знакомы с человеком. Не нарушайте ни свое, ни чужое личное пространство.
  • Общение – не только приятные дружеские разговоры, но и возможность вести дела, решать вопросы. Поэтому, вы должны учитывать особенности характера и профессию собеседника. Учитель всегда будет поучать, человек при власти – командовать и управлять, доктор – искать болезни.

Методы эффективного общения от Дейла Карнеги

Дейл Карнеги известен на весь мир, как автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Рекомендованные психолог приемы эффективного общения пользуются огромной популярностью, так как актуальны и полезны для всех. Рассмотрим основные десять методов эффективного общения:

  1. Быть хорошим слушателем. Прежде, чем высказать или навязать свое мнение, лучше услышать мнение собеседника на определенную тему. Это поможет не только расположить человека к себе, но и заранее предвидеть его реакцию на ту или иную тему.
  2. Проявляйте искренний интерес к собеседнику, задавайте ему вопросы. В этом случае он выскажет максимум информации о себе. Так вы вызовете к себе доверие и сможете перенаправить разговор в нужное вам русло.
  3. Ведите себя дипломатично, не увлекайтесь критикой. Больше говорите о том, что согласны с собеседником, но в некоторых нюансах думаете немного иначе. Высказывайтесь мягко и не заостряйте внимание на недостатках человека. Задавайте вопросы так, чтобы собеседник отвечал на них утвердительно. Так вы добьетесь согласия в ходе дальнейшего разговора.
  4. Никогда не спорьте. Выслушайте чужое мнение и проявите уважение. Возможно, вы что-то действительно не учли или упустили из виду. В споре никогда нет победителей. Каждый остается при своем мнении, но услышать противоположное мнение стоит.
  5. Если вы хотите, чтобы человек что-то сделал, то нужно заставить его захотеть этого. Пробудите в человеке интерес и желание достичь того, что вам нужно.

    На рыбалке, не думая о своих собственных пристрастиях, я насаживаю на крючок не клубнику со сливками, а червяка

    Дейл Карнеги

  6. Не пытайтесь доносить свою идею до конца. Ненавязчиво скажите о своей идее, а человек пусть сам загорится ею и развивает эту идею. Пусть думает, что она принадлежит ему. Тогда он самоотверженно будет хотеть воплотить ее в жизнь.
  7. Слушая проблему человека, поставьте себя на его место. Это поможет быстрее понять и вникнуть в ее суть.
  8. Никогда не отдавайте приказы, это ущемляет самолюбие человека. Лучше задавайте ему вопросы, и пусть он сам принимает решение, как справиться с той или иной задачей. Это развивает творческое мышление, а вас избавляет от обиды со стороны подчиненных.
  9. Говорите человеку, как он ценен и важен. Самолюбие и чувство значимости – это отличные стимулы в работе.
  10. Чтобы привлечь внимание к своим идеям, подавайте их ярко и наглядно. К примеру, как в рекламе. Скучная подача с графиками и цифрами оставит всех равнодушными. Яркое представление привлечет внимание к вашей идее.

Методы эффективного общения от Дейла Карнеги помогают людям стать более успешными и влиятельными в сфере коммуникации, избегать конфликтов и споров, а также обрести уверенность в своих словах и действиях.

Психология общения с наглыми людьми

В жизни нам встречаются разные люди, и мы должны быть готовы к любому общению. Часто на нашем жизненном пути встречаются наглецы – это люди, которые бессовестно и нагло ведут себя ради достижения собственной цели и выгоды. Они не считаются ни с чьим мнением, не заботятся о чувствах других людей и считают, что они всегда правы.

С наглыми людьми можно вести себя по-разному. Например, отвечать хамством на хамство, игнорировать, вестись на манипуляцию, ставить на место. Все зависит от ситуации и того, кто перед вами. Нахамить начальнику будет чревато, к примеру.

  1. Первое, что вам нужно сделать, это не бояться говорить «нет». Нужно проявить жесткость и не вестись ни на какие уговоры и манипуляции. Если не понимает отказа, начинайте игнорировать.
  2. Постарайтесь не опускаться до уровня наглеца, как бы сильно вам не хотелось нагрубить. Так вы будете вовлечены в его грязную игру и вряд ли сможете словесно победить прирожденного хама.
  3. Основная цель наглеца – это вывести вас из равновесия, заставить поступить так, как нужно ему. Поэтому постарайтесь сохранять терпение и спокойствие. Доведите его до сумасшествия своим спокойствием и пусть идет ищет другую жертву.
  4. Никогда и никому не позволяйте нарушать ваши личные границы и лезть не в свое дело. Вы имеете полное право защищать свое личное пространство.

Вы должны понимать, что все методы эффективного общения строятся на понимании себя и собеседника. Вы должны научиться разбираться в людях, понимать, с кем имеете дело. В любом случае, уважение, принятие и осознание ценности каждого человека – основа успешного общения.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Психология общения

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция).

2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция).

3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимоотношения).

Выделяют следующие виды общения:

  1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное общение – межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов. Друг поймет Вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

Кодекс делового общения:

  1. Принцип кооперативности – вклад партнера должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора.

  2. Принцип достаточности информации – говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент.

  3. Принцип качества информации – не ври.

  4. Принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, сумей найти решение.

  5. Выражай мысль ясно и убедительно для собеседника

  6. Умей слушать и понять нужную мысль

  7. Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

Правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.

При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.

Деловое общение проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело.

studfiles.net

Виды и методы общения 8


Тема: Виды и методы общения 8

Тема: Общение как коммуникация. 10

Тема: Транзактный анализ Э. Берна. 12

Тема: Перцептивная сторона общения. 13


Тревожность 5,

Фрустрация 6,

Агрессивность 10,

Ригидность 10.

Тема: История становления и развития социальной психологии.

Периоды развития СП


  1. Период накопления знаний в сферах философии и общей психологии
    (VI до н.э. – XIX).
    Ученые строили теории о человеке, его душе, об обществе, о его социальном и политическом строе, мироздании в целом.
    Предпосылки социальной психологии:

  • Опыт использования законов общественной жизни.

  • Ораторское искусство древней Греции (приемы и техники управления вниманием толпы эмоционально психологическим состоянием больших и малых групп).

  • Опыт использования средств искусства в обыденных и праздничных ситуациях для формирования социально-приемлемых ценностей.

  • Опыт действия жрецов, шаманов (приемы суггестивного воздействия на аудиторию).

  • Культурно психологические традиции буддизма (приемы психотренинга и психорегуляции)

  1. Выделение социальной психологии из философии в самостоятельную область знания(50-60гг XIXв – 20е годы XXв)
    Это стадия на которой происходил сбор эмпирических данных
    Предпосылки социально-психологических теорий:

    Ученый

    Основные идеи

    Платон

    Особенности поведения масс, теория массовых соц. явлений

    Аристотель

    Идеи об общественных инстинктах, объединяющих социум

    Спиноза

    Локк

    Руссо


    Социально-психологическое объяснение процессов общественной жизни

    Гельвеций

    Создал теорию, объясняющую, как на развитие личности влияет социум

    Фейербах

    Объяснил роль и сущность социально-психологического общения для развития личности

    Белинский

    Герцен

    Чернышевский

    Писарев


    Научный анализ социально-психологических явлений (социальные настроения, общественное мнение, нравы, обычаи)

  2. Период оформления социальной психологии в экспериментальную науку и его современного развития (с 20х г XXв. По наст. время).

    Михайловский создал учение о «толпе» — толпа представляет собой социально психологическое явление (психологические особенности вожака, героя, механизмы взаимодействия людей в толпе: внушение, подражание, заражение).

    Бехтерев занимался изучением рефлексов, принципы рефлексологического объяснения поведения человека были распространены на понимание коллективной психологии (коллективное настроение, коллективное творчество, коллективное действие).

    Макаренко разработал учение о коллективе с опорой на активные методы воспитания.


На современном этапе социальная психология разрабатывает следующие вопросы:

  1. групповые процессы

  2. оказание помощи

  3. агрессия и аутоагрессия

  4. социальные аспекты преступлений

  5. социализация

  6. кросскультурные исследования (социальные особенности представителей различных культур, народов …).

Тема: Понятие социально психологической компетентности
Социально-психологическая компетентность личности представляет собой специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т.д. Иными словами, социальнопсихологическая компетентность по своему содержанию напоминает то, что в свое время называлось мировоззрением. Она позволяет личности ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей.


  • умение ориентироваться в социальных ситуациях

  • определение личностных особенностей и эмоционального состояния

  • выбор адекватных способов взаимодействия

  • умение поставить себя на место других

  • способность работать в группе

  • толерантность

  • рефлексия (способность анализировать свои поступки, действия планы)

  • креативность

  • готовность к саморазвитию самосовершенствованию и к самообразованию

Тема: Понятие общения функции и типы общения
Общение – многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии действий, восприятие и понимание другого человека.

В процессе общения человек является субъектом двух основных видов отношений:


  1. общественные отношения – индивиды являются представителями определенных общественных групп. При этом выполняются определенные социальные роли – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности.

  2. Межличностные психологические отношения – особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений. При этом выполняется межличностная роль – положение человека в группе на основе индивидуальных психологических особенностей личностей личности.

Функции общения:


  1. Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе деятельности. При помощи общения деятельность планируется, ставятся цели, осуществляется контроль.

  2. Формирующая – проявляется в процессе формирования и изменения личности человека. На определенных стадиях развития общение со взрослыми формирует психику ребенка.

  3. Функция подтверждения – в процессе общения человек получает возможность узнать и подтвердить самого себя.

  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений – эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми и накладывают свой отпечаток на все виды отношений: от деловых до духовных.

  5. Внутриличностная – реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь. Это способ мышления человека и его самоанализ.

Типы общения:

              1. Императивный тип – авторитарная форма взаимодействия с целью достижения контроля над поведением другого человека, представляет собой принуждение к определенным действиям и решениям. Эта цель открыта. В качестве средств влияния используются приказы, требования, предписания, угрозы.

              2. Манипулятивный тип – это форма межличностного общения при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрыто. Цель общения – контроль над поведением и мыслями человека. Чаще всего манипулятор использует в своих целях такие человеческие качества как гордыня, тщеславие, самолюбие, гордость, неуверенность, жалость итд.

              3. Диалогическое общение – равноправное взаимодействие с целью взаимного познания партнеров по общению. Этот тип общения личностно ориентирован, истинное желание и чувства открыты; общающиеся настроены на состояние друг друга.

Диалог возможен при соблюдении ряда правил:

  1. наличие психологического настроя на собеседника

  2. использование безоценочного восприятия личности партнеров

  3. восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнения и решения

  4. следует вести разговор от своего имени, представлять свои истинные чувства и желания.
^
По содержанию:

  1. “контакт масок”

  2. Формальное общение – когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, внутреннее состояние. При таком общении используются маски.(вежливость, строгость, безразличие, внимание) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть реальные эмоции, отношение к собеседнику.

  3. Деловое общение – при деловом общении учитываются те особенности личности, характера, которые влияют на дело

  4. Светское общение – люди говорят не то что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях.

  5. Примитивное общение – оценивает другого человека как нужный или мешающий объект

  6. Формально ролевое общение – содержание средство общения подчинены исполнению определенной социальной роли.

  7. Духовное общение – общение с целью узнать личность, интересы убеждения человека.

По специфике обратной связи:

              1. Прямое (непосредственное) – прямое естественное общение, когда субъекты находятся рядом и общаются при помощи речи и невербальных средств.

              2. Косвенное (опосредованное) – происходит в тех ситуациях, когда субъекты отдалены друг от друга временем или расстоянием. При этом существует неполный психологический контакт. Обратная связь затруднена.

              3. Массовое общение – представляет собой множественные контакты малознакомых или незнакомых или незнакомых людей.

Средства общения

    1. вербальные средства:

    1. речь – основное средство общения, при её помощи передается основная масса информации.

      1. невербальные средства:

    1. кинестетические
      — мимика – движение мышц лица (можно распознать основные эмоциональные состояния человека: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение).
      — жесты (коммуникативные, модальные(выражающие оценку отношение), описательные)
      — походка
      — пантомимика
      поза – положение тела типичное для данной культуры
      — просодические средства (ритмико-интонационные стороны речи)
      — экстралингвистические – включение в речь пауз, покашливаний, смех, звуков итд.
      — проксемические – специальная область психологии которая занимается пространственной временной организацией процесса общения. Существуют определенные зоны общения
      1) интимная или личная 15-45см
      2) персональная зона 45-120см возможен индивидуальный зрительный контакт
      3) социальная зона 120-400см общение на официальных встречах или с людьми которых не очень хорошо знают
      4) публичная зона больше 4м общение с большими группами людей

    2. просодические

    3. экстралингвистические

    4. такесические

    5. проксемические

    Требования к речи:

    1. наличие цели

    2. словарный запас

    3. умение удерживать внимание
    ^
    В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками итд.

    Набор сведений, которыми обмениваются люди можно рассматривать как информацию.

    Следовательно, процесс коммуникации это процесс обмена информацией.

    Основная цель информационного обмена это выработка общего смысла и согласия или сделать вывод по тем или иным ситуациям и проблемам.
    Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. Содержание этого механизма заключается в том что при общении происходит уточнение информации. Обратная связь осуществляется за счет процесса активного слушания.

    Этот механизм включает в себя:


    1. Внимание к человеку (установка на разговор и визуальный контакт).

    2. Правильная установка на общение (одобрение, самоодобрение, эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека).

    3. Рефлексивное слушание.

                  1. Выяснение – обращение к говорящему за уточнением.

                  2. Перефразирование – формулировка той же мысли другими словами.

                  3. Отражение чувств – перефразирование эмоционального состояния собеседника.

                  4. Резюмирование – подведение итогов основных идей и чувств говорящего.

    Процессу обмена информацией могут препятствовать коммуникативные барьеры – психологические препятствия на пути адекватной передачи информации.

    1. социально-культурные барьеры:

                  1. социальные – возникает из-за различий социальных статусов

                  2. политические – из-за различий политических взглядов

                  3. религиозные

                  4. профессиональные

    1. эмоциональные барьеры (отвращение, гнев, страдание, презрение, страх, стыд, вина, плохое настроение)

    2. субъективные барьеры (сформировались на базе темперамента, характера, типа акцентуации)

    3. барьеры понимания

    1. фонетические (невыразительная речь, скороговорка, слишком медленный темп речи, звуки и слова паразиты)

    2. семантические – барьеры связанные с ограниченным словарным запасом.

    3. Логические –

    1Эффективная обратная связь

    2Соответствие типа коммуникации целям и задачам общения

    3Отсутствие коммуникативных барьеров

    4Развернутое невербальное общение

    5Доверительные отношения между партнерами по общению
    5, 3, 1, 2, 4

    Кооперация – координация единичных усилий участников общения.

    Конкуренция – взаимодействие при котором цели его участников не совпадают. Партнер по общению не представляет угрозы, а проигравший занимает более низкое место в рейтинге. Победитель оказывается в выигрыше, а партнер по общению в проигрыше.

    Конфронтация – возникает намерение нанести ущерб партнеру по взаимодействию.

    Конфликт – наиболее острая форма взаимодействия при которой партнеры намеренно причиняют ущерб друг другу.

    В соответствии с основными видами взаимодействия выделяют ведущие стратегии поведения:


    1. Сотрудничество – направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.

    2. Противодействие – ориентация на свои цели без учета целей партнера.

    3. Компромисс – взаимная уступчивость.

    4. Уступчивость – жертвование собственными целями ради целей другого человека.

    5. Избегание – уход от контакта, потеря собственных целей и целей партнера.

    ^
    По мнению Берна в личности человека существуют различные состояния Я.


    1. Родитель — та информация которая была получена в детстве от значимых взрослых (наставления поучения социальные нормы запреты … то есть информация о том как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации).
      фразы: прекрати немедленно хватит итд.

    2. Взрослый – способность человека объективно оценивать действительность по информации полученной в результате собственного опыта и на этой основе принимать независимые адекватные решения.

    3. Ребенок – чувственное начало в человеке. Включает в себя все импульсы присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творчество, капризность, обидчивость, легкомыслие эгоцентризм, упрямство.

    Берн разработал понятие игры

    Игра – серия следующих друг за другом транзакций с четко определенным и предсказуемым итогом.

    Сценарий – постепенно разворачивающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве и в основном под влиянием родителей.


    1. Я хороший и все хорошие

    2. Я хороший, а все плохие

    3. Я плохой, а все хорошие

    4. Я плохой и все плохие
    ^
    Перцепция – восприятие.

    Социальная перцепция – восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками и прогнозирование на этой основе его поступков.

    Социальная перцепция всегда содержит два основных аспекта:


    1. Когнитивный (познавательный) аспект – способность по внешним проявлениям понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности.

    2. Эмоциональный аспект – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент.

    Функции:

    1. Познание партнера по общению.

    2. Познание себя.

    3. Организация совместной деятельности на основе взаимопонимания.

    4. Установление эмоциональных отношений.

    Схема процесса социальной перцепции:

    1. Восприятие внешнего облика и поведения человека.

    2. Создание представлений о психологических особенностях и состоянии человека.

    3. Создание представлений о причинах и следствиях наблюдаемого поведения.

    4. Создание стратегии собственного поведения.

    Структура перцептивного процесса:

    1. Наблюдатель (субъект) – эффективное понимание ситуации зависит от следующих особенностей наблюдателя:

    1. Высокий культурный уровень;

    2. Высокий рефлексивный уровень, позволяющий отделить свои мысли от реального поведения наблюдаемого;

    3. Высокий интеллектуальный уровень;

    4. Высокий уровень личностной зрелости;

    1. Наблюдаемый (объект) – является автором сообщения. Для восприятия важны следующие признаки:

    1. Лицо человека;

    2. Поза;

    1. Ситуация общения

    1. Ролевая – ситуация в которой партнер воспринимается как носитель определенной роли принадлежащей определенной социальной группе;

    2. Межличностного взаимодействия – требует не просто соотнесения с какой-то ролью, но и понимания, установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности;

    3. Конфликтных взаимоотношений;

    Механизмы социальной перцепции:

    Проекция – неосознанное непроизвольное приписывание человеком окружающим своих собственных психологических качеств и состояний.

    ^ – первичное впечатление о человеке может оказать большее влияние на формирование его образа чем все последующие.

    Эффект новизны – соответствие складывающегося образа человека тем сведениям о нем, которые поступили последними.

    ^ – возможность по некоторым воспринятым деталям предмета предугадать форму и другие его характеристики.

    Эффект ореола – устойчивость первого впечатления и в нежелании его изменять.

    ^ – связывание различных признаков между собой (типичная внешность и типичное поведение). И с помощью сформированных связей по одному из признаков прогнозируются остальные составляющие личности.

    Механизм стереотипизации

    Стереотип – устойчивое представление, о каких-то явлениях людях событиях свойственные представителям той или иной социальной группы.

    Виды:


    1. Профессиональные

    2. Возрастные

    3. Половые

    Стеоритипизация – процесс формирования впечатления о человеке на основе групповых стереотипов.

    userdocs.ru

    Методы общения в психологии общения

    Вся самая актуальная информация в статье на тему: «Методы общения в психологии общения». Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

    В этой статье мы с вами разберем основные методы эффективной коммуникации. Какова же психология общения с людьми?

    Владеть методами эффективной коммуникации необходимо, как в повседневной жизни, так и при ведении бизнеса. Человеку необходимо уметь правильно общаться, уметь слушать, предлагать, убеждать и излагать свои мысли. Владения методами эффективной коммуникации дает возможность человеку находить нужные связи, мотивировать к действию, иногда даже манипулировать и склонять на свою сторону.

    Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
    Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

    В основе эффективной коммуникации лежит уважение к собеседнику, умении слушать и пытаться понять его слова, чувства и эмоции. Это поможет определить, в чем человек нуждается и к чему стремится.

    Методы эффективной коммуникации бывают вербальные и невербальные. К вербальным способам воздействия на человека относятся слова, смысл речи. А вот мимика, жесты, тон, интонация, громкость и тембр голоса – это невербальные способы коммуникации.

    Коммуникабельность – необходимое качество людей устанавливать деловые и повседневные связи, отношения. Также это метод влияния на людей, но чтобы он работал, сначала нужно наладить контакт со слушателем. Контакт необходимо установить как на физическом, так и психологическом уровне, чтобы вызвать доверие к себе.

    Оглавление [Показать]

    Методы, которые применяются для эффективной коммуникации

    1. Необходимо создать спокойную обстановку, перестать нервничать, так как ваше состояние моментально передается собеседнику или аудитории, перед которой вам нужно выступить. Также нужно создать условия, в которых бы вас ничего не отвлекало от беседы или привлечь к себе внимание аудитории.
    2. Для начала донесите собеседнику свою ситуацию и дайте возможность человеку высказать свое мнение по поводу его отношения к ней. Исходя из этой информации, теперь можно высказать свое мнение собеседнику или оппоненту. Заранее узнав отношение человека к той или иной теме, намного легче влиять на человека.
    3. Еще один из эффективных методов коммуникации является включение в ситуацию. Расскажите человеку историю из своей жизни с похожим финалом.
    4. Очень важно научиться не осуждать человека, не вешать на него ярлык. Постарайтесь понять то, что он говорит без искажения и интерпретации информации на свой лад. Для этого не стесняйтесь задавать вопросы: «Правильно ли я тебя понял? Что ты этим хотел сказать? и т.д»
    5. При необходимости переубедить человека, расскажите ему несколько историй из жизни с нужным вам финалом. В речи ссылайтесь на авторитетные источники информации.
    6. Помогите человеку сделать правильные выводы и расскажите все преимущества решения определенной проблемы новым методом. Прямо говорите о своих намерениях и озвучьте свое предложение.
    7. После окончания переговоров или выступления, скажите, что вам приятно было общаться, и вы намерены продолжать сотрудничество. Вне зависимости от исхода беседы, вы готовы в любой момент оказать помощь или услугу.

    Влияние невербального общения на эффективную коммуникацию

    Невербальные знаки подсознание человека воспринимает как более искреннее. Больше половины информации человек воспринимает из невербальных источников. Поэтому важно научиться владеть невербальными методами эффективной коммуникации.

    1. Повторение жестов собеседника помогает быстрее установить контакт и вызвать доверие.
    2. Держать дистанцию как минимум полметра, чтобы не нарушать личное пространство человека. Если вы видитесь не в первый раз и контакт уже налажен. То можно прикоснуться к человеку или похлопать по плечу.
    3. Во время разговора не трогайте свой нос и губы. Люди воспринимают эти жесты, как признаки лжи.
    4. Позы и жесты во время беседы должны быть открытыми. Это демонстрирует вашу доброжелательность и искренность.
    5. Постарайтесь говорить не быстро и не медленно, не говорить слишком громко и четко произносить слова.
    6. Не употребляйте частицу «не», это настраивает собеседника против вас. Скажите лучше: «Я с вами согласна, но…», чем «Я не согласна или вы не правы».
    7. Когда слушаете собеседника, наклонитесь немного вперед и периодически кивайте. Это знак, что вы согласны с собеседником и готовы к сотрудничеству.

    Эффективное общение с точки зрения психологии

    Человек учится общаться с раннего детства. Общение помогает человеку выжить. Есть люди, которые умеют налаживать контакты с детства. Но знание сути психологии общения помогает каждому человеку лучше понимать себя и окружающих, получать радость от общения, от получения новой информации и пользы от дружеского и делового общения.

    Нужно уметь правильно общаться с любыми людьми, даже с наглыми и агрессивно настроенными. Давайте рассмотрим основные аспекты в психологии, которые помогают сделать общение эффективным.

    • Человек должен быть самодостаточным, понимать свою ценность и ценность своего личного мнения. В свою очередь, также понимать ценность мнения собеседника. Уважать его взгляд на жизнь.
    • Когда интересы и желания собеседников совпадают, то общение проходит гладко. Но как себя вести, когда назревает конфликт?
    • При общении человек должен чувствовать себя комфортно и расслабленно
    • Не бояться выражать свои чувства и эмоции. Стеснительность, скованность и неуверенность делает общение скучным и неинтересным.
    • В общении важно проявлять заботу и уважение как к себе, так и собеседнику
    • Интерес к разговору и ваше любопытство дает возможность собеседнику больше рассказать о себе. Всегда нужно стараться находить в людях положительные качества, тогда и интерес к человеку проявится сам собой.
    • Открытость и искренность в общении с близкими людьми просто необходимы. Иначе любой разговор теряет смысл.
    • Нужно научиться принимать себя и другого человека таким, какой он есть. В этом случае вы сможете не бояться оставаться самим собой и не подстраиваться под мнение другого человека. И вы, и он имеете право на свою точку зрения. Если вы слишком эмоциональны, то не поддерживайте разговоры о политике, религии или других идеологических темах.
    • Работайте с эмоциями. В этом вам помогут практики медитации. Это необходимо, что вы могли сохранять внутреннее спокойствие и личное пространство.
    • Держите дистанцию, в зависимости от того, насколько вы знакомы с человеком. Не нарушайте ни свое, ни чужое личное пространство.
    • Общение – не только приятные дружеские разговоры, но и возможность вести дела, решать вопросы. Поэтому, вы должны учитывать особенности характера и профессию собеседника. Учитель всегда будет поучать, человек при власти – командовать и управлять, доктор – искать болезни.

    Методы эффективного общения от Дейла Карнеги

    Дейл Карнеги известен на весь мир, как автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Рекомендованные психолог приемы эффективного общения пользуются огромной популярностью, так как актуальны и полезны для всех. Рассмотрим основные десять методов эффективного общения:

    1. Быть хорошим слушателем. Прежде, чем высказать или навязать свое мнение, лучше услышать мнение собеседника на определенную тему. Это поможет не только расположить человека к себе, но и заранее предвидеть его реакцию на ту или иную тему.
    2. Проявляйте искренний интерес к собеседнику, задавайте ему вопросы. В этом случае он выскажет максимум информации о себе. Так вы вызовете к себе доверие и сможете перенаправить разговор в нужное вам русло.
    3. Ведите себя дипломатично, не увлекайтесь критикой. Больше говорите о том, что согласны с собеседником, но в некоторых нюансах думаете немного иначе. Высказывайтесь мягко и не заостряйте внимание на недостатках человека. Задавайте вопросы так, чтобы собеседник отвечал на них утвердительно. Так вы добьетесь согласия в ходе дальнейшего разговора.
    4. Никогда не спорьте. Выслушайте чужое мнение и проявите уважение. Возможно, вы что-то действительно не учли или упустили из виду. В споре никогда нет победителей. Каждый остается при своем мнении, но услышать противоположное мнение стоит.
    5. Если вы хотите, чтобы человек что-то сделал, то нужно заставить его захотеть этого. Пробудите в человеке интерес и желание достичь того, что вам нужно.

      На рыбалке, не думая о своих собственных пристрастиях, я насаживаю на крючок не клубнику со сливками, а червяка

      Дейл Карнеги

    6. Не пытайтесь доносить свою идею до конца. Ненавязчиво скажите о своей идее, а человек пусть сам загорится ею и развивает эту идею. Пусть думает, что она принадлежит ему. Тогда он самоотверженно будет хотеть воплотить ее в жизнь.
    7. Слушая проблему человека, поставьте себя на его место. Это поможет быстрее понять и вникнуть в ее суть.
    8. Никогда не отдавайте приказы, это ущемляет самолюбие человека. Лучше задавайте ему вопросы, и пусть он сам принимает решение, как справиться с той или иной задачей. Это развивает творческое мышление, а вас избавляет от обиды со стороны подчиненных.
    9. Говорите человеку, как он ценен и важен. Самолюбие и чувство значимости – это отличные стимулы в работе.
    10. Чтобы привлечь внимание к своим идеям, подавайте их ярко и наглядно. К примеру, как в рекламе. Скучная подача с графиками и цифрами оставит всех равнодушными. Яркое представление привлечет внимание к вашей идее.

    Методы эффективного общения от Дейла Карнеги помогают людям стать более успешными и влиятельными в сфере коммуникации, избегать конфликтов и споров, а также обрести уверенность в своих словах и действиях.

    Психология общения с наглыми людьми

    В жизни нам встречаются разные люди, и мы должны быть готовы к любому общению. Часто на нашем жизненном пути встречаются наглецы – это люди, которые бессовестно и нагло ведут себя ради достижения собственной цели и выгоды. Они не считаются ни с чьим мнением, не заботятся о чувствах других людей и считают, что они всегда правы.

    С наглыми людьми можно вести себя по-разному. Например, отвечать хамством на хамство, игнорировать, вестись на манипуляцию, ставить на место. Все зависит от ситуации и того, кто перед вами. Нахамить начальнику будет чревато, к примеру.

    1. Первое, что вам нужно сделать, это не бояться говорить «нет». Нужно проявить жесткость и не вестись ни на какие уговоры и манипуляции. Если не понимает отказа, начинайте игнорировать.
    2. Постарайтесь не опускаться до уровня наглеца, как бы сильно вам не хотелось нагрубить. Так вы будете вовлечены в его грязную игру и вряд ли сможете словесно победить прирожденного хама.
    3. Основная цель наглеца – это вывести вас из равновесия, заставить поступить так, как нужно ему. Поэтому постарайтесь сохранять терпение и спокойствие. Доведите его до сумасшествия своим спокойствием и пусть идет ищет другую жертву.
    4. Никогда и никому не позволяйте нарушать ваши личные границы и лезть не в свое дело. Вы имеете полное право защищать свое личное пространство.

    Вы должны понимать, что все методы эффективного общения строятся на понимании себя и собеседника. Вы должны научиться разбираться в людях, понимать, с кем имеете дело. В любом случае, уважение, принятие и осознание ценности каждого человека – основа успешного общения.

    Так же вам может быть интересно:

    Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

    Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

    В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

    1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция).

    2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция).

    3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимоотношения).

    Выделяют следующие виды общения:

    1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

    В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

    2. Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

    3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

    4. Деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    5. Духовное общение – межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов. Друг поймет Вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

    6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

    7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

    Кодекс делового общения:

    1. Принцип кооперативности – вклад партнера должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора.

    2. Принцип достаточности информации – говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент.

    3. Принцип качества информации – не ври.

    4. Принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, сумей найти решение.

    5. Выражай мысль ясно и убедительно для собеседника

    6. Умей слушать и понять нужную мысль

    7. Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

    Правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

    Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.

    При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.

    Деловое общение проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело.

    Как часто нам приходится оказываться в ситуации, когда поведение собеседника выводит из себя, и мы тратим столько нервов, пытаясь повлиять на него, изменить его поступки или отношение. И в очередной раз наталкиваясь на глухую стену сопротивления, приходим в отчаяние от невозможности хоть как-то повлиять на происходящее. Расслабьтесь, выход есть, просто вы не там искали.

    Правило №1. Перестаньте делать то, что не помогает. А что же делать, я не готов смириться с такой ситуацией, скажете вы. Нет, никто и не предлагает вам опускать руки и покорно терпеть, то, что вам не нравится. Но продолжая настаивать на бесполезных попытках убедить или изменить поведение собеседника, вы, как правило, либо усугубляете ситуацию, либо становитесь утомляющим фоном, типа шума работающего двигателя. Правило «вода камень точит» в данном случае может сработать не  в вашу пользу — ваш партнер будет избегать общения с вами, но не станет менять свое поведение. Если вы именно этого добиваетесь — значит вы на правильном пути.

    Итак, в следующий раз, когда захотите сделать то же самое, что делали раньше и по большей части безрезультатно, остановитесь и сделайте что нибудь другое, то что раньше не делали. Пусть ваше поведение будет неожиданностью. Поясню, почему так следует поступить.

    Людей делает привычка. Мы не так часто задумываемся над своими действиями и чаще всего изо дня в день делаем одно и то же. Двигаться на автопилоте заманчиво, потому что привычные реакции экономичны, требуют минимальных затрат. С другой стороны, постоянно не осознавая свои намерения, можно стать похожей на собаку Павлова, у которой каждый раз выделялась слюна при определенном звуке,  ассоциировавшемся с  едой. Возможно вы замечали за собой, что в определенное время суток или в каком то конкретном месте или в присутствии каких-то людей, вы больше подвержены  конфликтам, чем в любое другое время, или месте, или компании. Таким образом, очевидно, что есть факторы (стимулы) запускающие заранее известный шаблон поведения. И у вашего собеседника, которого вы хотите изменить, тоже присутствуют подобные стимул-реакция типы поведения. Поэтому продолжая настаивать на прежних неэффективных способах влияния, вы только закрепляете за ним его негативную реакцию. 

    Разорвать порочный круг вы, полагаю, заинтересованы. Вот поэтому в следующий раз скажите или сделайте, то что вы не делали раньше. Любая перемена — в ваших действиях, обстановке, времени, свидетелях вашего разговора или их отсутствии, способна привести к положительному сдвигу в отношениях, потому что новизна заставляет обоих мыслить и отдавать в большей степени отчет в своих словах и поступках. Ваша нестандартная реакция повлечет за собой нестандартный ответ со стороны собеседника. Новизна сулит заманчивые перспективы.

    Правило №2. Поворот на 180 градусов. Как правило, большинство людей негативно воспринимает тот факт, что их учат, подобное отношение они  стерпят только от своего начальника, но совсем не обязательно, что сделают как им было сказано. Поучения вызывают внутренний протест, сопротивление, «мы сами с усами», упрямо захочется сказать или сделать человеку, на которого вы стараетесь повлиять. Уперся и ни в какую, возмущенно подумаете вы.  Вот поэтому выбейте у него почву из под ног — поступите совершенно противоположно тому, как вы обычно поступаете в подобных ситуациях. Соглашайтесь, одобряйте, подбадривайте. Не перегибайте палку — пусть ваше поведение не смахивает на издевку, сохраняйте серьезное выражение лица и интонацию голоса. Даже если вам придется сказать что-то вроде: «Кури себе на здоровье,  не отказывай себе в  удовольствии, ни в коем случае. Если тебе помогает — значит надо курить еще чаще или еще крепче». Понаблюдайте за реакцией партнера на свои слова, иногда эффект бывает мгновенным, но чаще всего человеку нужно какое-то время убедиться в искренности ваших намерений. Но положительные изменения, пусть небольшие, вы заметите, как правило, сразу же.

    Правило №3. Действуйте, как будто… Проблемы взаимоотношений часто возникают из-за того, что люди воображают, что предвидят будущее. Прогнозируя негативные последствия, мы начинаем вести себя так, что провоцируем собеседника реагировать на наши слова или поступки определенным образом. Едва уловимые сигналы, которые мы посылаем, часто приводят именно к тем результатам, которых мы опасаемся. Вспомните или представьте себе, как бы вы повели себя, если бы ожидали со стороны другого сочувствия и поддержки. Определив для себя, как вы относитесь к партнеру при положительном настрое, ведите себя «как будто».

    Правило №4. Легче сделать, чем сказать. Данная стратегия предполагает полный отказ от слов, в пользу поведения. Представьте себе, что у вас нет больше слов и вы посылаете партнеру сообщение через действие. Пока вы просто говорите — ваши слова остаются пустым звуком, переходите к активному воздействию посредством поведения. Речь не идет о радикальных поступках или силовых методах убеждения. Подумайте, как можно донести свое сообщение без слов — и сделайте это, прямо сейчас.

    Правило №5. Ничего не делайте. Отношения напоминают качели — особенно это касается отношений в паре,  взаимоотношений мужчины и женщины. Чем больше делает один, тем меньше делает  другой и наоборот. Если один из супругов постоянно является инициатором супружеских отношений — другому нет необходимости проявлять инициативу, например. Если вы хотите, что бы ваш партнер что-либо делал больше, вам следует делать этого меньше.Не вмешиваясь, вы передаете активное начало в руки вашего собеседника. Своим ничего не деланием, вы даете возможность делать другому. Потратив время и силы и придя к нулевому результату, вы можете добиться решения проблемы, «отойдя в сторону». Вашему партнеру ничего не остается, как взять инициативу в свои руки,  самому поразмыслить над ситуацией, требующей решения и поискать выход из положения.

    Правило №6. Средство передачи сообщения. Как вам известно, люди воспринимают информацию глазами, ушами и через прикосновения и движения. В том случае если вы постоянно пользуетесь одними и теми же способами донести информацию до собеседника, смените средства передачи, проявите творчество. Например, оставьте сообщение на телефоне, оставьте записку на видном месте,  отправьте сообщение по почте, напишите «заметку» в местную газету, пришлите открытку, подарок с карточкой, и т.д. Расширяйте свой арсенал методов воздействия на партнера по общению. Помните, общение и влияние может быть не только словесным, с глазу на глаз. Вполне возможно, что вам удастся достучаться до собеседника необычным, непредвиденным способом.

    Всегда (!) наблюдайте ответную реакцию партнера по общению на ваши действия. Если выбранная вами тактика не оказывает нужного эффекта какое-то время, вернитесь к правилу №1. Умение влиять на других приходит на основе опыта — практикуясь постоянно, вы поймете как лучше вести себя в каждой конкретной ситуации.

    (По материалам книги практикующего семейного психотерапевта Мишель Вейнер-Дэвис)

    psycabi.net

    Нашу рассылку читают счастливые люди.

    Читай и ТЫ!

    Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

    • Жизнь без конфликтов­: реальность­ или иллюзия?
    • Неприятный собеседник: как правильно разговаривать.
    • Как читать мысли людей: понять мысли и чувства по выражению лица.
    • Правила общения для астеников и с астениками.
    • Как простить обиду? Как отпустить прошлое?

    nefertitistyle.ru

    Психология общения

    Потребность в общении — это одна из базовых потребностей человека, по мнению психологов. Общение — это необходимое условие развития человека в качестве члена общества, его личностного развития. Общение также является способом познания окружающих людей и себя. Не смотря на то, что человеческое общение всегда было базовой основой социальной жизни людей, объектом психологического и социопсихологического анализа оно стало только в двадцатом веке.

    Содержание, структура и функции общения

    Социальные контакты внутри человеческой группы представлены в первую очередь деятельностью и общением.

    Общение и деятельность как виды человеческой активности, различаются между собой. Результат деятельности представлен каким-либо материальным или идеальным продуктом. Результат общения выражается во взаимном влиянии индивидуумов друг на друга. При этом деятельность и общение — взаимосвязанные стороны социальной активности человека. Деятельность возникает и осуществляется в результате интенсивного общения. Общение, в свою очередь, является специфическим видом деятельности человека. В реальной жизни общение и деятельность существуют в единстве, но при этом в определенных ситуациях могут реализовываться независимо друг от друга.

    Общение — это сложный процесс, который включает в себя:

    • формирование образцов и поведенческих моделей;
    • взаимодействие между людьми;
    • взаимное влияние одного человека на другого;
    • взаимообмен информацией;
    • формирование межличностных отношений;
    • взаимное переживание и стремление к взаимопониманию;
    • формирование внутреннего «Я» индивидуума.

    Определение 1

    В психологии понятие общение — это взаимодействие между людьми, которое заключается в обмене информацией познавательного, эмоционального и оценочного характера, в ходе которого формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, переживаниями, чувствами.

    В процессе исследования общения в нем выделяют:

    • содержание;
    • цель;
    • средства;
    • структуру;
    • функции;
    • формы общения.

    Содержание общения

    Определение 2

    Содержание общения — это информация, передаваемая в процессе общения между индивидуумами.

    Человеческое общение по содержанию классифицируется следующим образом:

    • материальное, которое заключается в обмене продуктами, а также предметами деятельности;
    • когнитивное, которое подразумевает обмен знаниями;
    • деятельное, включающее обмен действиями, умениями;
    • кондиционное, заключающееся в обмене различными состояниями, в том числе психологическими и физиологическими;
    • мотивационное, подразумевающее взаимообмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями.

    Цели общения

    Человек вступает в общение для достижения определенных целей.

    Определение 3

    Цель общения — это то, ради чего человек реализует данный вид активности.

    Цели общения могут быть разнообразными:

    • общение как самоцель, при этом оно является средством удовлетворения потребности человека в общении;
    • деловое общение, которое служит способом организации или оптимизации определенного вида предметной деятельности;
    • в личностном общении целью общения выступает приобщение партнера по общению к ценностям и опыту приобретенными человеком.

    Полной классификации целей общения не существует, так как потребности человека многообразны и человек ради их удовлетворения вступает в общение с различными целями.

    Средства общения

    Средства общения — это различные методы кодировки, трансляции, трансформации, расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

    Средства общения подразделяются на следующие виды:

    • вербальные (словесные) — речь;
    • невербальные (несловесные) — жесты, мимика, звучание голоса, взгляд, прикосновения.

    Структура общения

    Структура общения складывается из трех связанных между собой сторон:

    • перцептивной;
    • коммуникативной;
    • интерактивной;

    Перцептивная сторона общения заключается в восприятии, познании и понимании индивидуумами друг друга с дальнейшим установлением определенных межличностных отношений.

    Коммуникативная сторона общения – это взаимный обмен информацией, передача и прием знаний, мнений и чувств.

    Интерактивная сторона общения — это обмен действиями.

    Функции общения

    Общение выполняет ряд функций, в частности:

    • аффективно-коммуникативная;
    • информационно-коммуникативная;
    • регуляционно-коммуникативная.

    Аффективно-коммуникативная функция основывается на восприятии и понимании другого человека и связана с регуляцией эмоционального состояния человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в процессе общения людей, в результате которого происходит сближение эмоционального состояние или его поляризация, его взаимное усиление или ослабление.

    Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией между взаимодействующими людьми. Обмен информацией в общении между людьми обладает определенной спецификой:

    • обмен информацией осуществляется между двумя индивидуумами, являющимися активными субъектами;
    • обмен информацией предполагает обязательное взаимодействие мыслей, чувств и поведения людей.

    Регуляционно-коммуникативная функция общения регулирует поведение и организует совместную деятельность людей в процессе взаимодействия. В таком процессе человек может воздействовать на все составляющие деятельности партнера по общению, включая стимуляцию и коррекцию поведения.

    В современном обществе роль и интенсивность общения значительно возрастают. Умение общаться означает умение разбираться в людях и на этом строить взаимоотношения с ними. Это требует знание психологии общения.

    spravochnick.ru

    Психология общения — Психология человека

    Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.
    Антуан де Сент-Экзюпери

    Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, и в этой статье я расскажу вам о том, как это можно сделать, затронув наиболее важные с моей точки зрения стороны человеческого общения.

    Прежде всего, давайте дадим определение понятию “психология общения”, чтобы знать, в рамках какой науки мы с вами будем обсуждать такую тему, как общение. Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми. Она включает в себя такие темы, как вербальное [речевое] и невербальное [неречевое] общение, формы и средства общения, язык общения, искусство проведения переговоров и многие другие полезные темы. Теперь давайте рассмотрим самые важные из этих тем, которые имеют отношение к нашей повседневной жизни, чтобы понять, ради каких выгод следует изучать психологию общения и как ее лучше изучать.

    Цель и смысл общения

    У всего должны быть цель и смысл, которые определяют необходимость действия. Если человек с кем-то общается, он должен понимать – почему и для чего он это делает, какая цель у этого общения, какой в нем смысл, какие у него перспективы. Ведь часто проблемы, как во время, так и после общения, возникают из-за того, что люди просто не контролируют этот процесс, он для них является в большей степени спонтанным и в меньшей степени организованным, что делает его непредсказуемым, а значит и не полностью удовлетворяющим интересам и потребностей общающихся людей, или кого-то одного из них. Это только с виду кажется, что все люди общаются друг с другом по делу, осмысленно, с полным пониманием того, для чего они это делают. На деле это не так. Я вам со всей ответственностью заявляю, что даже деловое общение, к которому люди готовятся заранее – может в итоге оказаться бесцельным и бессмысленным. У этого есть причины, но речь сейчас не о них, речь о том, что нужно уделять внимание цели и смыслу общения, нужно думать об этом, перед тем, как заводить с кем-то разговор на ту или иную тему.

    А причины для общения есть всегда. Только люди часто их не осознают, в основном из-за того, что просто не думают о них. Но стоит им начать думать об этих причинах, как они сразу станут для них понятными. Мы для того и изучаем психологию общения с людьми, чтобы вытаскивать наружу все наши скрытые, неосознаваемые мотивы, побуждающие нас, как к различным действиям, так и к общению с кем-либо. И для понимания этих мотивов, для их осмысления и управления ими, мы должны обращать внимание на свою потребность в общении, которая вытекает из других наших более фундаментальных потребностей. Ведь способность общаться дана человеку прежде всего для того, чтобы с ее помощью он мог удовлетворять свои основные потребности, то есть, для выживания. Следовательно, общаясь с кем-либо, нужно задумываться о том – ради удовлетворения какой своей потребности вы это делаете, не забывая о том, что само по себе человеческое общение – это тоже потребность. Хотя лично я всегда связываю эту потребность с другими потребностями и не рассматриваю ее в отдельности от них. Но это моя личная позиция, она может расходиться и, собственно, часто расходится с мнением других специалистов. В любом случае, помните, что если вы не видите и не понимаете целей и смысла в каком-нибудь общении, в котором вы участвуете, то это не означает, что их в действительности нет. Как не означает это и того, что таких целей нет у вашего собеседника, собеседников, которые могут точно знать о том, что им от вас нужно и будут планомерно стремиться к получению этого, общаясь с вами. Но при этом их интересы, вовсе необязательно будут совпадать с вашими интересами. Следовательно, даже общаясь с кем-либо ради психологической разгрузки, как это часто любят делать женщины, всегда надо сохранять бдительность и не позволять другим людям вытаскивать из вас важную информацию, которая может быть в последствии обращена против вас, и нельзя позволять им внушать вам вредные для вас мысли. Поэтому всегда задавайте себе вопрос – почему и зачем я общаюсь с этим человеком, с этими людьми, что я хочу получить от этого общения, какой цели хочу добиться, насколько актуальна для меня эта цель и как мне следует общаться с этим человеком, с этими людьми, чтобы ее достичь. Внутренний диалог во время общения не менее важен, чем внешний – старайтесь вести оба этих диалога одновременно, иначе в процессе общения вас подхватит эмоциональная волна и понесет вас туда, куда ее направит ваш собеседник. И это место может оказаться совсем не тем место, в котором вы хотели бы оказаться.

    Понимание в процессе общения

    Чтобы общение было осмысленным и продуктивным, а значит и максимально полезным для его участников, крайне важно, чтобы общающиеся люди понимали друг друга. А чтобы понимать друг друга, люди должны не просто слушать, но и слышать друг друга, то есть, им нужно принимать слова друг друга, соглашаться с ними, задумываться над ними, стараться их понять. Понимать, значит чувствовать другого человека и принимать его слова, мысли, чувства – делать их частью себя, частью своих убеждений. Поэтому в процессе общения с людьми, следует очень внимательно их слушать, чтобы не упускать ничего из сказанного ими. Ведь любое упущение может привести к неправильной интерпретации слов собеседника, а значит и к неправильным выводам, которые вызовут у вас неправильную ответную реакцию. Также важно понять, какие проблемы и задачи решает общающийся с вами человек, чтобы общаться с ним исходя из, прежде всего, его, а затем уже и из своих собственных потребностей. Ведь чтобы найти точки соприкосновения – люди должны показать друг другу свою заинтересованность в проблемах и желаниях друг друга. А когда каждый говорит только о своем – это не общение – это двусторонний, или, если собеседников много, многосторонний монолог. Ну какое может быть общение, если люди не хотят понять друг друга, если им важно не то, что скажет другой человек, а то, что скажут они сами? Такого быть не должно, иначе пользы от общения не будет, или того хуже – оно закончится конфликтом, ссорой, взаимными обвинениями, испорченными отношениями и личными обидами.

    Так что учитесь слушать и понимать, а значит и принимать слова и мысли других людей. Для этого просто начните думать об этих людях, с которыми вы общаетесь, и их интересах. И не забывайте постоянно ставить себя на их место, чтобы понимать и помнить о том, что людям нравится слышать, а что нет. Ведь для того, чтобы понять, чего от вас хочет другой человек, вам нужно добиться от него открытости, вам нужно, чтобы он вам начал доверять, ибо без доверия общение будет неполным, с трудно идентифицированными, скрытыми желаниями. А чтобы собеседник начал вам доверять, вы должны говорить ему о том, что он хочет от вас услышать, ставя себя на его место. А что он может хотеть от вас услышать? Да в общем-то тоже, что хотели бы услышать от других людей вы. Обратите внимание, как порой бывает сложно общаться с людьми так, как ты хотел бы, чтобы общались с тобой, потому что в процессе общения человек себя не всегда контролирует и часто идет на поводу у своих эмоций. А ведь стоит только взять весь процесс общения под контроль разума, говоря то, что надо говорить, а не то, что само из вас льется, стоит начать следить за своими словами и своей реакцией, как общение сразу же станет более эффективным.

    Мы же с вами знаем о том, что люди любят слышать, в том числе и о себе, а чего не любят, не так ли? Любят люди, когда их

    psichel.ru

    это что такое? Формы и способы общения. Невербальное общение :: SYL.ru

    По мнению психологов, потребность в общении является одной из базовых потребностей индивида. Почему же оно так важно? Общение – это один из залогов гармоничного развития личности, условие как духовного, так и физического здоровья, а также способ познания себя и окружающих. И даже несмотря на то что общение между людьми всегда было основой социального бытия человечества, непосредственно объектом психологических исследований оно стало только лишь в XX веке.

    Общение — это то, что сопровождает нас повсюду. Мы общаемся с младенческих лет: учимся улыбаться родителям и распознавать незнакомые лица. Потом мы учимся говорить. Разговор — это вербальное общение. Но кто учит нас невербальному общению — мимике, жестам, правильной интониции?

    Общение… Это что?

    Деятельность и общение обуславливают социальные контакты людей.

    Разумеется, что между деятельностью и общением, как видами активности, существуют определенные различия. Результат деятельности – это либо какой-то идеальный, либо материальный продукт, тогда как результатом общения является некоторое взаимное влияние личностей друг на друга. Несмотря на подобные различия, деятельность и общение – это взаимосвязанные стороны социальной активности людей. Без интенсивного общения деятельность возникнуть не может. Кроме того, общение – это специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизни человека они выступают в единстве, однако в отдельных ситуациях могут реализовываться отдельно и независимо друг от друга.

    В чем роль общения в жизни человека? Это не только вид деятельности, но и многогранный процесс, который включает в себя такие компоненты, как взаимодействие двух и более людей, обмен между ними информацией, формирование моделей поведения, отношений между людьми, образа внутреннего «Я» личности и прочее.

    В психологии понятие общения определяется как процесс взаимодействия между двумя и более людьми, который состоит в обмене информацией, имеющий как познавательный, так и эмоциональный характер. В ходе общения возникают, находят свое проявление и формируются межличностные отношения. Также понятие общения предполагает наличие обмена чувствами, мыслями и переживаниями.

    В процессе исследования психологи выделили содержание общения, его цель, средства, структуру, а также функции и формы.

    Что такое стороны и содержание общения?

    Как уже было сказано, процесс общения предполагает обмен информацией. А информация, передающаяся от одного человека к другому, и есть содержание общения. Несмотря на то что человеческое общение является многопредметным и может носить самый разнообразный характер, оно может классифицироваться по своему содержанию.

    Кроме того, существует три стороны общения.

    Коммуникативная – это обмен информацией между теми, кто занимается совместной деятельностью. Интерактивная сторона общения является обменом не только словами, но и поступками. Перцептивная – это восприятие общающихся друг друга.

    Какова цель общения?

    Когда люди начинают общаться, они преследуют определенную цель. То есть целью общения является то, ради чего оно затевалось, а значит, они могут быть самыми разнообразными. Например, цель общения может заключаться просто в нем самом. Или же в приобщении одной личности к точке зрения и опыта другой.

    Каковы средства общения?

    Средствами общения являются те способы кодирования, передачи, обработки и расшифровки сведений, которые передаются в процессе общения. Они разделяются на вербальные или словесные, то есть те, что представлены речью, и несловесные средства, или невербальное общение, которые включают в себя жесты, мимику, интонациями, прикосновениями, взглядами и прочим.

    Невербальное общение – зачем оно?

    Для ясности понимания друг друга людям необходимы невербальные средства общения. Естественно, невербальные проявления имеют отношение только для устного общения.

    Невербальное общение достаточно часто называют «языком тела», потому что внешние невербальные проявления чувств и эмоций, которые выполняются телом, также являются неким набором знаков и символов. Зачем нужен «язык тела»?

    Общение с людьми немыслимо без невербальных проявлений. Основная их функция однозначна: дополнить произнесенное сообщение. Например, если человек сообщает вам о своей победе в каком-либо деле, он может в дополнение к этой информации победно вскинуть вверх руки так, чтобы они оказались над головой, или вовсе подпрыгнуть от радости.

    Еще одна функция невербального общения – это усиление устного сообщения, а также его эмоциональной составляющей. Две формы общения могут успешно дополнять друг друга. Например, если при ответе «Нет, я с вами не согласен» собеседник повторит свое сообщение в виде покачивания головой из стороны в сторону в знак отрицания, либо, если ответ «Разумеется, это так», — утвердительным кивком.

    Невербальное общение может выразить противоречие между словами и поступками. Например, если вы знаете особенности общения с конкретным человеком, а он будет шутить и веселиться тогда, когда в душе он чувствует себя совершенно развитым, от вас это не укроется.

    Невербальное общение помогает сделать акцент на чем-либо. Например, вместо слова «внимание» можно показать жест, который привлечет взгляды зала. Так, жест с поднятым указательным пальцем на вытянутой вверх руке сделает акцент на том, что говорит оратор.

    Кроме того, формы общения могут успешно взаимозаменять друг друга. Например, вместо того чтобы произносить какой-либо текст, можно использовать жест, заменяющий его. Так, вы можете сразу указать рукой направление, необходимое собеседнику, или пожать плечами в знак того, что вы не знаете ответа на поставленный вопрос.

    Невербальные средства общения

    Крайне важно научиться уравновешивать в своем поведении и речи вербальные и невербальные средства общения. Похвально, если ваши навыки общения позволяют это сделать. Подобное равновесие позволяет максимально точно и полно доносить до собеседника необходимую информацию, а также понимать его ответное послание. Способы общения должны выполнять свою главную функцию – передачу сообщения. Если человек монотонно и безэмоционально говорит, то вскоре его собеседники устанут, начнут отвлекаться и не получат всей информации. Или, наоборот, если оратор слишком активно жестикулирует, нередко в его речи проскальзывают междометия, а слова – редкое явление в его речи, он перегрузит восприятие собеседника ненужной информацией, что быстро его утомит. Подобное сообщение, определенно, оттолкнет слушателя от столь экспрессивного партнера по разговору.

    Итак, невербальные средства разговора. Пора дать им определение. Общение без слов разделяется на следующие четыре категории.

    Жесты и поза

    В жизни люди оценивают друг друга еще до того, как впервые заговорят. Поэтому можно создать впечатление суетливого человека или, наоборот, уверенного в себе, только одной позой или же походкой. Жестикуляция позволяет подчеркнуть смысл всего вышесказанного, а также расставить акценты и выразить ваше отношение к тому, что вы рассказали. Однако необходимо помнить о том, что, например, деловое общение не допускает того, чтобы речь сопровождалась лишними жестами. Кроме того, необходимо помнить, что в общении каждого народа существуют свои жесты, а общая для двух народов жестикуляция может трактоваться совершенно по-разному.

    Мимика, взгляд и выражение лица

    Основной передатчик информации о человеке – это его лицо. Именно оно рассказывает о настроении, чувствах и эмоциях личности. Как говорил Толстой, глаза являются зеркалом души. Недаром многие тренинги и семинары на развитие понимания настроения детей начинаются с того, что участники учатся по фотографиям распознавать основные эмоции, такие как страх, удивление, тоска, гнев, печаль, радость и прочие.

    Дистанция между собеседниками и прикосновения

    По тому, какое расстояние выбирает ваш собеседник для разговора, можно определить, как он к вам относится. Почему? Потому что расстояние до собеседника определяется степенью близости к нему.

    Интонация и характеристики голоса

    Эти два элемента общения как бы объединяют невербальные и вербальные средства общения. Именно с помощью различных интонаций, тембра, громкости, ритмики и тона голоса одна и та же фраза может звучать абсолютно по-разному, тогда как смысл информации меняется на прямо противоположный.

    Десять секретов доверительного общения

    Для того чтобы окружающие лучше понимали вас, следует придерживаться основных правил доверительного общения. Описанные ниже, они не являются плодом нудной офисной работы, но основываются на опыте тех людей, кто применяют их изо дня в день.

    Научитесь интересоваться делами людьми, причем необходимо делать это совершенно искренне. Первое правило: ваше дело – вторично. У вас никогда не получится хорошего разговора, если вас не будет волновать ничего, кроме своих собственных дел. Запомните простую формулу успеха: «Я хотел/а бы с вами посоветоваться».

    Научитесь слушать. Быть хорошим слушателем – отличное качество, однако оно не каждому дано от рождения. Зачастую это умение является более ценным, чем умение красиво говорить. В любом разговоре сначала выслушайте собеседника, а потом начинайте говорить сами, учитывая то, что услышали ранее. Помните, что любой человек склонен слушать другого только после того, как его выслушали.

    Скажи собеседнику, что ты можешь ему дать. Все люди склонны общаться с теми, от кого им будет хоть какая-то «польза». Не следует немедленно начинать расхваливать себя, свои способности, качество услуг, которые вы предоставляете. Лучше объясните человеку, что он конкретно будет иметь, если примет ваше предложение.

    Критика должна быть умеренной. Зачастую критика возвращается бумерангом. Если вы начнете критиковать человека, то он может отплатить вам той же монетой. Поэтому сперва стоит заострить свое внимание на собственных ошибках, и только потом указывать на недостатки собеседника. Кроме того, не стоит указывать на чужие ошибки прямо. Косвенная критика воспринимается куда спокойнее. Необходимо критиковать не личность, а только ее действия и поступки. Не стоит обвинять людей в упрямстве, непонимании, неумении сдерживаться или неспособности слушать.

    Говорите без металлических ноток в голосе. Подавляющее большинство людей не проявляют бурного восторга, когда им приказывают, напоминают об их обязанностях или же просто общаются с ними в приказном, поучительном, высокомерном или назидательном тоне. Если вы пользуетесь подобным тоном, то как бы ставите человека в зависимую, «детскую» позицию. Вполне естественной реакцией человека является ответное сопротивление, подобный тон или просто раздражение.

    Не забывайте, что вы тоже можете быть неправы. Если случилось какое-либо неприятное происшествие, то каждый желает назвать ближнего «героем» успеха. В неблагоприятных ситуациях любого рода, люди склонны искать корень проблемы не в себе, а в окружающих их людях. Необходимо научиться разделять с другими ответственность за то, что произошло, а еще лучше научиться находить причины неудачи в себе, любимом. Кроме того, принимая вину за себя, вы просто обезоруживаете обвиняющих, и им больше ничего не остается, кроме как сказать, что подобное с каждым могло случиться.

    Научитесь хвалить людей. Говорите людям о том, что у них получается хорошо. Возможно, что их способности и качества, которые вы хвалите, находятся только, в зачатке, но ваш собеседник, услышав ваш отзыв, будет стремиться «закрепить» достоинство, развить его в себе. Думайте о людях хорошо, говорите об их хороших качествах, доверяйте им. Не бойтесь выглядеть смешно или неуместно, говоря комплимент, кроме того, делайте его искренне, от всей души. Удачное начало разговора и один из лучших способов поднять настроение – комплимент. Если вы считаете, что не умеете делать комплименты, просто посмотрите на человека и найдите в нем что-то хорошее, а потом отметьте эту черту вслух.

    Сделайте нападающего своим другом. Как правило, когда мы вынуждены иметь дело с грубым, нетерпимым и, возможно, даже агрессивным человеком, у нас появляется чувство обиды или раздражение. Попробуйте поставить себя на его место. Возможно, он очень устал, ежедневно общаясь с людьми, которым все равно, как у него дела, возможно он болен или у него неприятности дома или на службе. Кто знает, может быть, у него просто слабая нервная система и высокая подверженность стрессу? Забудьте на пару минут про свою обиду и послушайте другого.

    Во-первых, доверие и благодарность, которые вы вызовите, интересуясь чужими проблемами, вам помогут договориться с собеседником. Во-вторых, можно постараться вместе найти решение проблем собеседника. Как итог – и человеку стало лучше, и договорились, и вы в его глазах не подкачали.

    Не раздувайте ссору и научитесь уважать мнение другого человека. Это вовсе не означает, что вы должны молчать, когда вас оскорбляют, и идти на бесконечные уступки. Просто будьте выше ссоры. Даже в самых резких дискуссиях не позволяйте себе кричать «Это ваша вина» или «Вы неправы!»

    Если ссора все-таки случилась, то не стоит отвергать претензий собеседника в ваш адрес. Оправдываться тоже нет необходимости, ведь это будет только стимулировать оппонента продолжать ссору и поддерживает его желание доказывать, что он прав, а вы виноваты.

    Улыбайтесь чаще! Смотря на улыбающегося добродушного человека, даже самые агрессивные и нелюдимые люди становятся более дружелюбными и миролюбивыми. Поднять настроение унылых, утомленных долгой дорогой путешественников способен остроумный и веселый попутчик.

    Если человек улыбается, то даже самый угрюмый человек выглядит веселее. Важно научиться улыбаться, даже если у вас дурное настроение. Поверьте, оно улучшится! Чувство юмора и улыбка – профессиональные качества и инструменты тех, кто постоянно общается с людьми по работе.

    Кроме того, доброжелательная и искренняя улыбка не сможет испортить ни одно лицо, наоборот, подавляющее большинство людей становятся более привлекательными.

    www.syl.ru