Методы монетарной политики – 2.1 Методы монетарной политики. Их эффективность. Монетарная политика государства

Содержание

Монетарная политика

Монетарная политика – комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным Банком с целью стабилизации экономики (укрепления национальной валюты, ускорения темпов экономического роста, снижения цен на продукты питания и так далее). Она является частью макроэкономической политики, проводится с применением различных методов и инструментов, в зависимости от конкретных задач.

Цели монетарной политики


Цели кредитно-денежной политики государства (Центрального Банка) условно делятся на три вида:

1. Стратегические (первичные) цели. Реализация следующих задач имеет первостепенное значение:
— повышение занятости среди населения;
— нормализация уровня цен;
— сдерживание инфляционных процессов;
— ускорение темпов экономического роста;
— увеличение объемов производства;
— выравнивание (балансирование) платежного баланса государства.


2. Промежуточные цели реализуются за счет изменения процентной ставки и объема денег в обращении. Таким способом можно корректировать текущий спрос на товары первого потребления и снижать (повышать) предложение денег. Итог – оказание влияние на уровень ценовой политики, привлечение инвестиций, рост занятости и увеличение объемов производства. При этом удается удерживание или оживление конъюнктуры на денежном (товарном) рынке;

3. Тактические цели носят краткосрочный характер. Их задача – ускорить достижение более важных – промежуточных и стратегических целей:
— контроль предложения денег;
— контроль уровня процентной ставки;
— контроль обменного курса.

 

Виды монетарной политики


Каждое государство выбирает свой вид кредитно-денежной политики. Он может меняться, в зависимости от внешних условий, состояния экономики, развития производства, занятости населения и прочих факторов. При этом выделяются следующие виды:


1. Мягкая монетарная политика

(ее второе название – «политика дешевых денег») направлена на стимулирование различных отраслей экономики за счет регулирования процентных ставок и увеличения объемов денежной массы. При этом Центральный Банк проводит следующие операции:


— совершает сделки по покупке государственных ценных бумаг. Все операции при этом проводятся на открытом рынке, а вырученные средства переводятся в резервы банков и на счета населения. Подобные действия позволяют повысить объем денежной массы и улучшить финансовые возможности банков. Как следствие, межбанковский кредит начинает пользоваться большим спросом;


— сводит к минимуму норму банковского резервирования, что существенно расширяет возможности кредитования различных сфер экономики;


— снижает процентную ставку. Как следствие, коммерческие банки получают доступ к более выгодным кредитам. Одновременно с этим возрастает объем выданных займов населению на более выгодных условиях и привлечение дополнительных средств в виде депозитных вкладов.


2. Жесткая монетарная политика (ее второе название – «политика дорогих денег») направлена на введение различных ограничений, удерживание роста денег в обращении с основной целью – сдерживание инфляционных процессов. При жесткой кредитно-денежной политике ЦБ выполняет следующие действия:


— увеличивает предел банковского резервирования. Таким способом достигается уменьшение роста денежной массы;


— повышает процентную ставку. По этой причине коммерческие структуры вынуждены остановить поток заимствований у ЦБ и ограничить выдачу кредитов населению. Итог – подавление роста объемов денежной массы;


— продает государственные ценные бумаги При этом сделки производятся на открытом рынке за счет текущих счетов населения и резервов коммерческих кредитно-финансовых организаций. Итог такой же, как и в предыдущем случае – уменьшение объема денежной массы.


Кроме жесткой и мягкой можно выделить еще два вида кредитно-денежной политики:


1. Стимулирующая монетарная политика. Ее суть заключается в выполнении следующих действий:


— уменьшение учетной ставки;
— снижение нормированной величины резервных требований;
— скупку государственных активов на открытом рынке.


Такие действия актуальны в период общего спада в сфере экономики. Основная цель – приостановить общий рост безработицы в стране, увеличить рост деловой активности.


2. Сдерживающая монетарная политика заключается в проведении обратных действий и направлена на снижение общего предложения денег:


— продажа ЦБ государственных активов;

— увеличение учетной ставки;
— пересмотр нормированной величины резервных требований в сторону увеличения.


Проведение такой политики актуально в период бума, когда требуется сдержать инфляцию и снизить деловую активность.

 

Инструменты монетарной политики


Все инструменты Центрального Банка можно классифицировать:


1. По объектам, на которые они воздействуют:


— кредитная экспансия. Проводится для роста занятости у населения и подъема общих объемов производства;
— кредитная рестрикция. Основная задача таких мероприятий – защитить экономику страны от «перегрева» (повышенной активности) и снизить рост инфляции.


2. По форме инструменты монетарной политики могут быть:


— прямыми. Такие инструменты имеют вид различных директив, инструкций или предписаний. Указания в этом случае исходят от основного регулятора – Центрального Банка;

— косвенными. В этом случае Центральный Банк направляет свои усилия на создание конкретных условий денежного рынка для достижения конечных целей.


3. По особенностям параметров:


— качественные инструменты. Подразумевают непосредственное регулирование банковских кредитов;
— количественные инструменты. Здесь ЦБ влияет на возможности коммерческих банков в плане кредитования и привлечения займов.


4. По периоду воздействия:


— краткосрочные. Посредством их реализации можно достичь промежуточных (в лучшем случае – тактических) целей;
— долгосрочные. Действие инструментов направлено на достижение улучшений в экономической сфере в течение длительного времени (от года и более). При правильно выстроенной политике возможно достижение стратегических целей.


Основной монетарной политики являются следующие инструменты:


1. Изменение нормированной величины резервов. Этот параметр характеризует часть от общего объема депозитов коммерческих структур, которые должны храниться в ЦБ (резервная система) или в виде наличных средств. Объем обязательных резервов высчитывается по простой формуле:


R обяз=D*rr,


где rr – требуемый объем обязательных резервов, %,
D – общий объем депозитов на счету банка;
— Rобяз – величина обязательных резервов.


По сути, коммерческие банки должны держать в ЦБ какой-то процент от общего баланса депозитных вкладов. У каждого вида депозита есть своя нормированная величина. Чем выше ликвидность вклада, тем больше процент.


Если ЦБ проводит политику по увеличении нормы резервов, то это приводит к резкому снижению объемов денег. Причины здесь две:

— снижаются возможности коммерческого в плане кредитования;
— сокращается объем банковского мультипликатора.


2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) – второй по важности инструмент современных банков. Данный параметр показывает, под какой процент Центральный Банк предоставляет займы коммерческим банкам. Небольшие финансовые структуры часто вынуждены прибегать к кредитам для решения срочных вопросов – реализация выплат клиентам, пополнениерезервов и так далее.


Центральный банк, снижая или увеличивая процентную ставку, может непосредственно действовать на предложение денег. Чем больше ставка рефинансирования, тем меньше коммерческие банки будут прибегать к займам, и тем реже будут выдавать кредиты сами. При снижении ставки рефинансирования происходит обратный процесс.


Изменение ставки рефинансирования сложно назвать гибким инструментом кредитно-денежной политики страны. Причина – небольшой процент займов у Центрального Банка, который не превышает 3-4% общего объема банковских резервов. При этом сам ЦБ не позволяет небольшим структурам злоупотреблять возможность оформления займов. Кредиты выдаются только в том случае, если они оправданы и способствуют решению текущих проблем.


3. Выход на открытый рынок и проведение сделок с ценными бумагами. Такой инструмент подразумевает покупку (продажу) ЦБ ценных бумаг. Все действия производятся на вторичном рынке (работать на первичном рынке ЦБ запрещено). В качестве основных активов выступают казначейские векселя и гособлигации. В первом случае государство получает доход от разницы между покупкой и выкупом, а во втором – от процентов.


Покупка ценных бумаг ЦБ способствует повышению резервов коммерческих структур. При этом есть два варианта:


— при покупке государственных облигаций или векселей у коммерческого банка резервы последнего возрастают, повышаются его кредитные возможности. Активы финансового учреждения увеличиваются на всю сумму сделки;


— при покупке ценных бумаг у населения (компаний, домохозяйств и так далее), продавец получает в ЦБ чек. При этом он все равно относит его в коммерческий банк и ложит на свой счет. Возможности банка также возрастут, но не на всю сумму, а только на какой-то процент, ведь часть от этих средств не может быть использована (она должна отходить к обязательным резервам ЦБ).


Покупка ценных бумаг Центральным Банком – одно из наиболее эффективных действий во время спада экономики. В обратном случае (при «перегреве») производится продажа активов, что сковывает возможности коммерческих банков, существенно снижает их резервы и, соответственно, объем денежных средств в обращении.

 

Методы монетарной политики


Все методы монетарной политики государства можно разделить:


1. Прямые методы. Представляют собой административные меры со стороны ЦБ, направленные на выпуск директив, касающихся денежного обращения и уровня цен. Преимущество таких методов – быстрый эффект и возможность контроля со стороны Центрального Банка. Недостаток – возможные последствия через некоторое время (отток инвестиций за границу, развитие «теневой» экономики и так далее).


2. Косвенные методы. Подразумевают воздействие на рыночные механизмы. Их эффективность зависит от условий и уровня денежного рынка.


Кроме прямого и косвенного можно выделить еще два подхода:


— общий. Его особенность – действие на экономику посредством косвенных инструментов;
— селективный. В этом случае регулируются определенные формы кредита.

Мероприятия проводятся для решения конкретных (менее глобальных) задач. К таким методам можно отнести рефинансирование коммерческих банков, ограничение выдачи ссуд и так далее.


Наиболее популярные методы монетарной политики следующие:


1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ.


Сегодня есть две основные формы пересмотра (установки) базовой процентной ставки:


— ставка по ломбардным операциям. Речь идет о займах под залог ценных бумаг. Такой кредит имеет краткосрочный характер (до полугода). При этом регулируется не только процентная ставка, но и список ценных бумаг, которые могут выступать в качестве залога;

— ставка рефинансирования. При этом пересматриваются условия, на которых ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков.

 

В банке России можно выделить следующие процентные ставки:

 


2. Изменение резервных требований к другим кредитным организациям относительно отчислений от привлеченных ресурсов в пользу резервного фонда ЦБ. Такие резервные требования несут несколько основных функций:


— денежного буфера. В случае нехватки ликвидности на МБК процентная ставка существенно возрастает. Для ее регулирования уменьшается резервный коэффициент, что открывает доступ коммерческим банкам к дополнительным ресурсам;


— регулирования предложения на рынке денег. Снижение процента резервирования способствует повышению активности банков в отношении выдачи кредитов (повышение ставки, наоборот, снижает объем выданных кредитных средств). Таким способом государство регулирует объем денежного обращения;


— контроль ликвидности всей банковской системы на небольшом временном промежутке;


— налогообложение. По сути, резервные требования можно сравнить с налогами для коммерческих банков.


3. Сделки на вторичном рынке ценных бумаг. Здесь речь идет о покупке или продаже казначейских векселей, облигаций государственного образца, активов банков и крупных корпораций). Метод хорош для регулирования курса гособлигаций и депозитной базы банков (увеличения или уменьшения).


При покупке ценных бумаг Центраьным Банком к ним предъявляется три основных требования – высокий уровень ликвидности, низкий кредитный риск, обращаемость на рынке. Наибольшей популярностью пользуются сделки РЕПО, когда заключается соглашение о покупке активов с последующей возможностью выкупа. При совершении сделки РЕПО внимание уделяется следующим критериям – стоимости покупки, стоимости обратной продажи, временному лагу (временному диапазону между прямой и обратной сделкой).


4. Рефинансирование коммерческих банков направлено на повышение ликвидности финансово-кредитных учреждений. Из наиболее популярных видов займов можно выделить межбанковские депозиты и валютные свопы. Весьма популярны и операции с ценными бумагами (прямое РЕПО).


5. Валютные интервенции. Это операции, которые подразумевает покупку и продажи валюты других стран на межбанковском и биржевом рынках. Основная цель – воздействовать на курс национальной валюты, предложение денег, общий спрос и уровень волатильности.

В России валютные интервенции с февраля 2015 года не проводятся.

 

6. Определение новых ориентиров роста объема денег (таргетирование). В качестве предмета для таргетирования могут использоваться денежные агрегаты, темпы инфляции, курсы валют и так далее.


7. Прямые ограничения проводятся очень редко. К ним можно отнести такие меры:


— ограничение объема кредитной маржи;
— установка новых лимитов на привлеченные средства и предоставление займов;
— ограничение процентных ставок по займам, которые предъявляются банками;
— принятие решения по внедрению новых видов обеспечения для активных сделок.

 

Монетарная политика государства: преимущества и недостатки


Кредитно-денежная политика страны может развиваться по различным сценариям. При этом эффект может быть различным:


1. Плюсы монетарной политики следующие:


— нет внутреннего лага. Данный параметр представляет собой задержку между осознанием ЦБ текущих проблем в стране и выполнением мероприятий по восстановлению экономики. При сделках с ценными бумагами решение принимается быстро, а сами активы обладают высокой надежностью и ликвидностью. Следовательно, при дальнейшей продаже (покупке) активов проблем не возникает;


— нет эффекта вытеснения. Стимулирующая кредитно-денежная политика (в отличие от фискальной методики) направлена на снижение процентной ставки. Это способствует росту инвестиций и ряду других расходов;


— мультипликативный эффект. Во-первых, обеспечивается расширение депозитных счетов банков и рост денежной массы. Во-вторых, увеличиваются расходы после снижения ставки, что приводит к росту общего выпуска.


2. Минусы монетарной политики:


— наличие внешнего лага, то есть результаты проведенных мероприятий видны далеко не сразу. С момента принятия решения ЦБ до решения поставленных задач может пройти какое-то время;


— риск инфляции. Активное использование стимулирующей политики может стать причиной инфляции как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. При этом есть мнение, что монетарная политика будет эффективна только при «перегреве», наличии инфляционного разрыва в экономике. При замедлении экономического роста (рецессии) лучше отдать предпочтение стимулирующей фискальной политике.

 

Ещё о монетарной политике на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

utmagazine.ru

Монетарная политика

Монетарная политика (англ. Monetary policy) или денежно-кредитная политика — политика государства, которая воздействует на количество денег, введенных в обращение с целью обеспечения стабильности внутренних цен, занятости населения страны и роста реальных показателей производства. Монетарную политику осуществляет Центральный банк. Монетарная политика Центробанка направлена на достижение и последующее сохранение финансовой стабильности, главными показателями которой для являются укрепление курса национальной валюты и обеспечение платежного баланса на необходимом уровне. Помимо этого, ЦБ осуществляет денежно-кредитное регулирование – совокупность мер ЦБ, направленных на изменение денежной массы, находящейся в обращении, выдаваемых кредитов, размера процентных ставок и других показателей. Воздействие на инфляцию, безработицу, экономический рост и прочие макроэкономические процессы, осуществляется этим регулированием.

Монетарная политика является частью единой экономической государственной политики. Экономическая политика государства предусматривает меры по решению проблем в каждом блоке, в котором Центробанк отвечает за проведение денежно-кредитной (монетарной) политики.

Монетарная политика государства может быть жесткой, то есть направленной на поддержание конкретного размера денежной массы, либо гибкой – направленной на регулирование процентной ставки.

Виды монетарной политики

Стимулирующая монетарная политика

Проводится в периоды экономического спада, ее цель – «взбадривание» экономики, она также призвана стимулировать рост деловой активности для борьбы с безработицей. Суть стимулирующей монетарной политики заключается в проведении Центробанком мер по увеличению предложения денег. Для этого используются следующие инструменты: снижение ставки дисконта (ставка, которую взимает ЦБ за ссуды, предоставленные комбанкам), скупка Центробанком государственных ценных бумаг, снижение нормы резервных требований.

Сдерживающая или ограничительная монетарная политика

Проводится Центробанком для уменьшения предложения денег. Для достижения этой цели ЦБ использует следующие меры: повышение учетной ставки процента, продажа Центробанком государственных ценных бумаг, повышение нормы резервных требований.

Методы монетарной политики

Методами монетарной политики называют совокупность операций и приемов, посредством которых субъекты монетарной политики воздействуют на объекты для достижения определенных целей. Методы могут быть прямыми (административные меры со стороны Центробанка) или косвенными (воздействие на мотивацию поведения субъектов хозяйствования при помощи рыночных механизмов). Различают также общие методы (они относятся к косвенным, и влияют на денежным рынок в целом) и селективные (они носят директивный характер).

Центробанк может использовать следующие меры (методы):

  1. Проведение операций на открытых рынках. Покупка и продажа Центробанком государственных ценных бумаг на открытых рынках. Это приводит к тому, что уменьшаются/увеличиваются кредитные возможности коммерческих банков, уменьшаются/увеличиваются резервы банков, уменьшается/увеличивается процентная ставка. Данный метод монетарной политики применяется в краткосрочном периоде.
  2. Увеличение или уменьшение минимальной резервной нормы. Увеличение приводит к уменьшению избыточных резервов. Тем самым снижается способность банка расширять денежную массу путем кредитования. Применяется в долгосрочном периоде.
  3. Увеличение/уменьшение учетной ставки. При понижении увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты Центробанка, увеличиваются также их резервы и способность кредитования населения. Понижаются процентные ставки по кредитам, растет предложение денежной массы в стране. Для понижения деловой активности, уменьшения денежной массы, борьбы с ростом инфляции, ЦБ повышает учетную ставку.
  4. Монетарная политика «дешевых» и «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег подразумевает увеличение Центробанком предложения денег путем скупки государственных ценных бумаг на открытом рынке. Понижается учетная ставка и резервная норма, тем самым в страну привлекаются инвестиции и повышается деловая активность. Политика «дорогих» денег проводится как антиинфляционная политика. Для сокращения денежного предложения и ограничения денежной эмиссии, на открытых рынках производится продажа государственных ценных бумаг. Увеличивается учетная ставка и минимальная резервная норма.

Все эти методы государственного регулирования имеют внутриэкономическую направленность.

forex-investor.net

Монетарная политика государства

Монетарная (кредитно — денежная) политика государства – это комплекс мер, реализуемых Центральным банком, с целью воздействия на уровень банковского процента путём изменения массы денег в обращении.

Монетарная политика является разновидностью антициклической (стабилизационной) политики государства. Она направлена на сглаживание циклических колебаний.

Выделяют два типа монетарной политики государства:

  1. Политика «дешёвых» денег (мягкая, расширительная, экспансионистская) – направлена на увеличение массы денег в обращении и снижение уровня банковского процента. Используется в условиях экономического кризиса, чтобы стимулировать экономический рост с помощью дешёвого кредита.

  2. Политика «дорогих» денег (жёсткая, сужаемая, рестриктивная) – направлена на сокращение массы денег в обращении и увеличение уровня банковского процента. Используется в условиях высокой инфляции, а также в фазе подъёма, чтобы сдержать экономический рост.

К инструментам монетарной политики относят:

  • Учётная ставка (ставка рефинансирования) – это процент, под который Центральный банк выдаёт кредиты коммерческим банкам. Если Центральный банк повышает учётную ставку, масса денег в обращении сокращается, а кредит становится более дорогим и менее доступным для заёмщиков. Снижение учётной ставки приводит к увеличению массы денег в обращении и снижению ставки банковского процента.

  • Норма обязательного банковского резерва – это процент от привлекаемых коммерческими банками средств, который они обязаны хранить в Центральном банке на бессрочных и беспроцентных счетах. Если Центральный банк повышает норму обязательного резерва, это приводит к уменьшению массы денег в обращении и увеличению уровня банковского процента. Снижение нормы обязательного резерва приводит к увеличению денежной массы в обращении и снижению уровня банковского процента. Норма обязательного банковского резерва – административный по характеру инструмент. Если коммерческие банки не выполняют резервные требования Центрального банка, он имеет право использовать против них штрафные санкции, а также приостановить действие их лицензии.

  • Операции Центрального банка на открытом рынке – это операции по купле продаже государственных ценных бумаг и иностранной валюты. Саамы популярный инструмент монетарной политики на современном этапе. Является рыночным по характеру. Если в экономике наблюдается излишек денежной массы, Центральный банк начинает продавать государственные ценные бумаги инвесторам. В результате масса денег в обращении сокращается, а ставка банковского процента увеличивается. Если денег экономике не хватает, Центральный банк начинает покупать государственные ценные бумаги. Масса денег в обращении увеличивается, а ставка банковского процента снижается.

Фискальная политика государства

Фискальная (бюджетно — налоговая) политика государства — это комплекс мер, направленных на регулирование делового цикла с помощью изменения расходов и доходов государственного бюджета.

Она основывается на следующих положениях:

— рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, что ведет к расширению объемов производства, следовательно, снижает безработицу. При этом возникает эффект мультипликатора, за счет которого совокупный спрос растет в большей степени, чем бюджетные расходы;

— рост налогов снижает располагаемые доходы хозяйственных субъектов, сокращает совокупный спрос. При этом также возникает мультипликационный эффект, но более слабый, так как изменение налогообложения влияет не только на потребление, но и на сбережения.

Фискальную политику проводит правительство. Её инструменты оказывают влияние как на совокупный спрос (величину совокупных расходов в экономике), так и на совокупное предложение (деловую активность и величину издержек фирм). К инструментам фискальной политики относят налоги, систему государственных закупок, государственные трансферты.

Фискальная политика подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую).

Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматические изменения в бюджетно-налоговой системе, которые происходят под влиянием экономической ситуации без специальных решений правительства. Она является результатом действия встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор – это такой элемент экономической системы, который автоматически реагирует на изменение фазы экономического цикла. К встроенным стабилизаторам относят социальные выплаты из бюджета и прогрессивные налоги. Во время экономического спада уменьшаются налоговые платежи, особенно при прогрессивных ставках, увеличиваются социальные расходы (пособия по безработице, компенсации). Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спада происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса становятся менее значительными. Во время экономического подъема налоговые поступления автоматически возрастают, а социальные выплаты сокращаются, что позволяет бороться с инфляцией и перегревом экономики.

Необходимо заметить, что встроенные стабилизаторы в бюджетно-налоговой системе России слабые, так как основная масса налогов носит не прогрессивный, а пропорциональный характер. К тому же, бюджетное законодательство не предусматривает увеличения социальных расходов при ухудшении экономической ситуации в стране.

Дискреционная фискальная политика – законодательное изменение налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на уровень экономической активности. Она может быть экспансионистская (стимулирующая), предполагающая рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок, или рестриктивная (сдерживающая), предполагающая снижение государственных расходов или рост налогообложения.

При проведении фискальной политики необходимо учитывать влияние уровня налогообложения на размер налоговых поступлений, которое иллюстрируется кривой А.Лаффера.

В соответствии с данной закономерностью, увеличение доли налоговых изъятий из выручки предприятия до определенного уровня налогообложения приводит к увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему. Однако дальнейший рост налогов ведет к снижению поступлений, так как у предприятий не остается средств даже на простое воспроизводство. В итоге плательщики вынуждены или уклоняться от уплаты налогов или снижать объемы производства.

Данная закономерность также приводит к тому, что если в стране высокий уровень налогообложения, то снижение налогов может стимулировать экономический рост, что впоследствии приведет и к увеличению налоговых поступлений.

% налоговых

изъятий

Налоговые поступлении в бюджет, %

Основным недостатком дискреционной фискальной политики является наличие «временных лагов». Иными словами, требуется время для выявления каких — либо изменений в экономике (лаг распознавания), для изменения бюджетного и налогового законодательства (лаг принятия решений), для получения эффекта от принятых изменений (лаг воздействия). За это время ситуация в экономике может измениться, и желаемого эффекта правительство может не получить. Поэтому для решения макроэкономических проблем фискальную политику используют в совокупности с другими методами государственного регулирования экономики.

8

studfiles.net

цели, инструменты и последствия :: BusinessMan.ru

Монетарная политика государства является неотъемлемой частью системы управления и контроля экономики. Проводником ее выступает центральный банк (ЦБ). Посредством доступных ему способов и методов он влияет на денежные потоки и деловую активность.

Для того чтобы подробнее разобраться в том, как и для каких целей реализуется кредитно-денежная (монетарная) политика государства, надо определить его (государства) функции и задачи.

Функции государства

Государственные функции не ограничиваются регулированием экономики, а распространяются и на другие сферы жизни. Во всех вопросах, в которых общество нуждается в помощи и контроле, должна присутствовать «рука государственной власти».

К ее функциям относятся:

  1. Поддержание стабильности и роста экономики.
  2. Защита прав и свобод всех лиц — физических и юридических.
  3. Контроль движения денег.
  4. Перераспределение денежных потоков.
  5. Производственная деятельность.
  6. Внешнеэкономическая и политическая деятельность.
  7. Содействие развитию фундаментальной науки.
  8. Решение экологических и других глобальных вопросов.

У каждой из этих функций есть свои институты, цели и задачи, инструменты и методы, при помощи которых они реализуются. В частности, монетарная политика и ее цели служат для работы с финансовым рынком, который является частью экономической системы.

Цели регулирования экономики на государственном уровне

Для того чтобы управлять экономикой, надо понимать в какой точке находится система на данный момент и какие цели являются основными. После этого определяются инструменты, которые лучше всего повлияют на текущую ситуацию и приведут к желаемому результату.

Какими могут быть цели экономического регулирования:

  1. Увеличение государственных доходов.
  2. Приближение к полной занятости.
  3. Умеренные темпы инфляции, стабильность цен.
  4. Экономический рост.
  5. Доминирование законов свободной конкуренции.
  6. Стабилизация экономики и т.д.

Для управления экономикой страны используется монетарная и фискальная политика государства. Первая влияет на систему при помощи рынка денег, вторая — бюджетных и налоговых механизмов.

Объекты и участники монетарной политики

Цели и инструменты кредитно-денежной политики воплощаются в жизнь через ее субъектов, к которым относятся ЦБ, банки и другие участники денежного рынка. Объектами являются показатели рынка денег: спрос, предложение, цена. Существует такое понятие, как денежный рынок, являющийся частью финансового. Здесь действуют те же законы, что и на любом другом рынке. Под влиянием факторов предложения и спроса формируется равновесная цена.

Если предложение набирает обороты, а спрос остается на месте, то стоимость денег (номинальная ставка процента) уменьшается, и наоборот. Рыночные механизмы стремятся уравновесить спрос и предложение при помощи изменения цены. Монетарная политика государства кратко может быть описана как контроль над показателями рынка денег для достижения определенного уровня их стоимости. В случае стремительного экономического роста для предотвращения последующего неизбежного резкого спада ЦБ может воздействовать на рынок денег с целью изменения их стоимости.

При изменяющейся скорости обращения денег ЦБ должен откорректировать их количество таким образом, чтобы денег было достаточно, но не возникало избытка.

Концепции финансовой политики

Инструменты и методы монетарной политики зависят от выбранной концепции. В современных условиях их всего две:

  1. Дешевые деньги, или научным языком — концепция кредитной экспансии.
  2. Дорогие деньги, другими словами, концепция кредитной рестрикции.

Инструменты кредитной экспансии нацелены на рост ресурсов банков, а значит, возможность получения большого количества кредитов для населения и предприятий. При помощи таких действий увеличивается количество денег.

Кредитная рестрикция означает снижение активности банков в кредитовании для уменьшения количества денег.

Выбор концепции определяет набор инструментов и методов, которые будут задействованы для достижения целей в ближайшем будущем и более далекой перспективе. Но задача эта сложная, требующая всестороннего анализа ситуации на рынке финансов и в экономике в целом, согласования действий субъектов денежного рынка с общим курсом политики страны.

Методы монетарной политики, представление о временных лагах

Методы монетарной политики государства – это конкретные приемы, при помощи которых центральный и коммерческие банки влияют на спрос и предложение денег.

Экономисты выделяют два типа методов: прямые и непрямые (косвенные).

Банковская система должна быть достаточно гибкой для своевременного реагирования на изменения факторов и показателей на рынке денег. Но как бы быстро ни внедрялись те или иные меры по регулированию денежного рынка, между осознанием проблемы, выработкой системы мер воздействия и их применением проходит определенное время, которое называют временным лагом.

Также надо учитывать, что вне зависимости от инструментов и методов, которые использует монетарная политика государства, между их внедрением и реакцией экономических субъектов тоже проходит определенное время.

Временные лаги затрудняют процесс анализа и выработки решений по стабилизации ситуации на денежном рынке. Монетарная политика государства должна быть достаточно гибкой и продуманной для того, чтобы учесть их влияние.

Прямые методы воздействия на денежное обращение

ЦБ имеет возможность четко регламентировать деятельность банков: устанавливать лимиты на размер кредитов и депозитов, максимальный и минимальный уровень процентов. Такие методы называются прямыми.

Положительными сторонами прямых методов являются:

  • сокращение временных лагов;
  • небольшие затраты на их внедрение;
  • вполне предсказуемые результаты.

Но есть и минусы таких приемов:

  • нарушение конкурентных условий на рынке финансовых услуг;
  • неэффективное распределение свободных средств;
  • снижение привлекательности услуг банков.

Монетарная или кредитно-денежная политика государства с использованием таких методов на первый взгляд отвечает всем потребностям государственного управления. Но она способна привести к тому, что банки перестанут выполнять свои функции, и спрос обратится к другим финансовым организациям, деятельность которых не регламентируется напрямую государством. Так, ЦБ может утратить контроль над денежным обращением.

Прямые методы – это грубое вмешательство в рыночные механизмы, в результате таких действий денежная масса может резко уменьшиться, что приведет к спаду производства.

Косвенные методы монетарной политики

Все чаще ЦБ стали отказываться от прямых методов вмешательства в денежное обращение. Жесткие директивы применяются только в условиях серьезного экономического кризиса и тогда, когда нужны быстродействующие меры.

В других случаях ЦБ может влиять на ситуацию более мягкими, косвенными методами. Они стимулируют нужное поведение субъектов рынка, мотивируют на определенные действия.

Недостатки косвенных методов:

  • увеличенные временные лаги;
  • возможная большая погрешность в прогнозах результатов тех или иных мер;
  • эффективность их связана со степенью развитости рыночных механизмов.

Преимущества косвенного регулирования:

  • отсутствие деформации рыночных механизмов;
  • соблюдение прав субъектов рынка;
  • предотвращение перетекания капиталов на теневые рынки;
  • они не приводят к резким, шоковым перепадам количества денег и снижению уровня производства.

Набор инструментов монетарной политики

Средства, которыми ЦБ воздействует на объекты денежного рынка, — это инструменты монетарной политики государства.

Одним из них является норма резервов. Это определенный процент от обязательств, сумма, которую банки обязываются хранить в ЦБ. Если величина резерва увеличивается, то естественным образам сокращается объем свободных денег в распоряжении банков. Таким образом, предотвращается выброс дополнительных денег на рынок. Если норма резервов уменьшается, то имея дополнительные средства, банки могут увеличивать количество выданных кредитов (в денежном выражении). В результате денежная масса будет увеличиваться.

Монетарная, или денежно-кредитная политика государства, реализуется также посредством регулирования процентных ставок. ЦБ кредитует банки. Если проценты по такому кредиту (ставка рефинансирования) уменьшаются, то денежные средства становятся более доступными для банков. Если проценты увеличиваются, то коммерческие банки либо отказываются от займа, либо вынуждены поднимать проценты по выданным кредитам. В любом случае, увеличение ставки рефинансирования приводит к сдерживанию роста количества денег в обороте.

Третьим инструментом влияния ЦБ на количество денег являются его действия на рынке ценных бумаг. В том числе покупаются и продаются государственные ценные бумаги. Этот инструмент сегодня очень широко используется в мировой практике. Когда ЦБ скупает ценные бумаги, это дает эффект эмиссии денег, а когда продает – эффект изъятия денег из оборота.

Цели и инструменты кредитно-денежной политики тесно связаны. В зависимости от поставленных задач средства могут использоваться в двух разных направлениях, стимулируя или усмиряя деловую активность.

Дополнительные инструменты

Рассмотренные выше способы относятся к традиционным инструментам. Но есть еще несколько средств, например, валютное регулирование и установление границ увеличения объема денег в обращении.

Монетарная политика как вид стабилизационной политики предполагает анализ причин и последствий роста денежной массы. Не только кризисные явления в экономике требуют особых мер, но и резкий рост производства, в результате которого может проявиться неконтролируемая инфляции и деформация рыночных механизмов. По теории циклов, после фазы активного экономического роста начинается резкий и глубокий спад. Чтобы сгладить перепады, не допустить выхода ситуации на рынке из-под контроля, ЦБ ограничивает количество денег и скорость его увеличения.

Валютное регулирование предполагает формирование, прогнозирование и регулирование валютных потоков, курса, внешних платежей. Это важный инструмент, который способен ограничить отток и приток капиталов в страну.

Валютное регулирование может осуществляться прямыми методами: установлением границ колебания курса (валютного коридора), закреплением его на одном уровне и т.д. Но чаще используются косвенные методы, такие как купля-продажа валюты на открытых рынках. Этот механизм похож на операции ЦБ с ценными бумагами. Для укрепления курса валюты он сбывает иностранные денежные знаки, для уменьшения курса – покупает.

Регулирование количества денег и валютного курса способствуют стабильному развитию внешнеэкономической и производственной деятельности фирм, а также финансовой устойчивости банков.

От чего зависит выбор инструментов политики ЦБ

Монетарная политика, цели, инструменты и последствия ее осуществления зависят от множества факторов. Среди них можно выделить:

  1. Степень свободы рынка. Чем совершеннее рыночные механизмы, больше свободы у предпринимателей и финансовых учреждений, тем мягче будут методы монетарной политики и, соответственно, ее последствия.
  2. Уровень независимости ЦБ. Денежный рынок и монетарная политика неотрывно связаны, но не только показатели рынка капиталов влияют на деятельность ЦБ. Есть более глобальные государственные задачи, и от них будут зависеть инструменты и методы проводимой политики. Если ЦБ имеет большую степень независимости, он реже применяет административные меры регулирования и не отдает предпочтения государственному аппарату в кредитовании. В противном случае ЦБ может стать спонсором для бюджета страны.
  3. Взаимосвязь разных видов государственного управления. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства неразрывно связаны с бюджетной и налоговой системой и политикой. Если действия не будут скоординированы, цели будут разнонаправленными, то разбалансированность системы приведет к негативным последствиям для всей экономики.
  4. Гибкость ЦБ. При хорошей организации, минимизации временных лагов и регулярном проведении анализа гибкость действий ЦБ увеличивается, а значит, меняются и подстраиваются под текущую ситуацию цели и методы, увеличивается эффективность работы. Если ЦБ строго следует плану и выработанной стратегии, то результаты будут хуже.
  5. Стабильность финансовой системы. Чем более предсказуемой будет реакция коммерческих банков на те или иные действия ЦБ, тем эффективнее будет монетарная политика.
  6. Индивидуальность конкретной финансовой системы. Одни и те же методы и инструменты в разной экономической и социальной среде дадут разнонаправленные результаты. Поэтому каждый ЦБ должен прорабатывать свою политику индивидуально, а не копировать действия банков в других странах.

Для достижения целей регулирования рынка денежных средств монетарная политика государства должна учитывать все эти факторы, быть гибкой и последовательной.

Монетарная политика в России

Монетарная политика государства: понятие, виды, инструменты, методы – все это создает теоретическую базу для принятия решений. Но оценить деятельность ЦБ на практике довольно сложно.

За 2014 год экономическая ситуация в России очень изменилась, это затронуло и рынок финансов. Причиной тому стали внешние искусственно созданные факторы. Оценивать в этих условиях эффективность той или иной политики в сфере экономики вдвойне сложнее.

Но в целом можно сказать, что основными тактическими целями ЦБ являются:

  • сдерживание темпов инфляции;
  • управление валютным курсом;
  • стимулирование деловой активности.

Контроль уровня инфляции – это основная задача ЦБ России в течение последних 10 лет. Кроме того, открытая экономика страны подвержена внешним воздействиям, и нет возможности не вмешиваться в формирование курса рубля, поэтому устанавливаются валютные коридоры. От этой практики планируют отказаться и в дальнейшем сосредоточить все усилия на стабильных низких уровнях инфляции.

ЦБ РФ часто в качестве инструмента воздействия использует ставку рефинансирования. Также регулярно осуществляется контроль количества денег в обращении и операций с ценными бумагами.

ЦБ России обладает достаточно большой самостоятельностью, что в целом позитивно влияет на проведение монетарной политики. Все реже отмечаются противоречия в принимаемых решениях. Регулярно проводится анализ и корректируются текущие цели и методы их достижения, что позволяет говорить о гибкости монетарной политики.

businessman.ru

Виды монетарной политики

Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая монетарная политика

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег, которыми являются:

• снижение нормы обязательных резервов;

• снижение учетной ставки процента;

• покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Рост предложения денег (рис. 2,а) ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 до AD2). Это обеспечивает рост выпуска от Y1 до потенциального объема выпуска Y* и, следовательно, служит средством преодоления рецессии и использования ресурсов на уровне их полной занятости.

Сдерживающая монетарная политика

Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева» экономики и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег, к которым относятся:

• повышение нормы обязательных резервов;

• повышение учетной ставки процента;

• продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Уменьшение предложения денег (рис. 2,б) сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обеспечивает снижение уровня цен от P1 до P2 (поэтому выступает антиинфляционной мерой) и возвращение величины выпуска Y1 к своему потенциальному уровню Y*.

Рис. 2. Виды монетарной политики

Воздействие монетарной политики на экономику

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику называется механизмом денежной трансмиссии или денежным передаточным механизмом. Он показывает, каким образом изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке). Связующим звеном между денежным и товарным рынками выступает ставка процента. Так как равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег, то, изменяя предложение денег, центральный банк может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная. Если предложение денег уменьшается, ставка процента растет (см. рис. 1,а). Соответственно, если предложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 1,6). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов берут фирмы и тем меньше величина совокупных инвестиционных расходов, а поэтому меньше совокупный спрос и, следовательно, объем выпуска.

Рис. 3. Механизм денежной трансмиссии при стимулирующей монетарной политике (политика «дешевых денег»)

Механизм денежной трансмиссии в период спада (рис.3) может быть представлен следующей цепочкой событий. В экономике рецессия  центральный банк покупает государственные ценные бумаги  резервы коммерческих банков увеличиваются  банки выдают больше кредитов  предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предложения денег вправо от MS1 до MS2 на рис.3,а)  ставка процента (цена кредита) падает (от r1 до r2)  фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты  величина инвестиционных расходов растет (от I1 до I2 на рис.3,б)  совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 на рис. 3,в) Þ объем выпуска растет (от Y1до Y*). Эта политика, проводимая в период спада, называется политикой «дешевых денег» и соответствует стимулирующей монетарной политике, направленной на рост деловой активности и уровня занятости.

Политика, проводимая центральным банком в период бума («перегрева») и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется политикой «дорогих денег» и соответствует сдерживающей монетарной политике. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис. 4 и может быть представлен следующим образом. Экономика «перегрета» Þ центральный банк продает государственные ценные бумаги Þ резервы коммерческих банков сокращаются Þ кредитные возможности банков уменьшаются Þ предложение денег мультипликативно сокращается (сдвиг кривой предложения денег влево от MS1 до MS2на рис. 4,а) Þ ставка процента (цена кредита) растет (от r1 до r2) Þ спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает Þ величина инвестиционных расходов сокращается (I1 до I2 на рис. 4,б) Þ совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 на рис. 4,в) Þ объем выпуска сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню Y*, а уровень цен падает (от Р1 до Р2)

Рис. 4. Механизм денежной трансмиссии при сдерживающей монетарной политике (политика «дорогих денег»)

В обоих описанных случаях происходит стабилизация экономики.

studfiles.net

Монетарная политика

МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА

 

1. Монетарная политика и ее цели

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.
Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.
Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.
Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).
Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).
Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор (multден = [(1 + сr)/(cr + rr)], так как М = multден х Н. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).

2. Инструменты монетарной политики

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:
1)                изменение нормы обязательных резервов
2)                изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)
3)                операции на открытом рынке
Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований – required reserve ratio). Вспомним, что обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле: R обяз. = D х rr, где R обяз. – сумма обязательных резервов, D – общая сумма депозитов, rr – норма обязательных резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.
Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам.
Во-первых, сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10%, его кредитные возможности составят К= D – R обяз. =  D – (D х rr) = 1000 – 1000 х 0.1 = 900, а при норме обязательных резервов, равной 20%
К= 1000 – 1000 х 0.2 = 800.
Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора (mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов). Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2). Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и через изменение величины банковского мультипликатора.

Изменение величины кредитных возможностей (т.е. резервов) коммерческих банков ведет к изменению величины денежной базы (вспомним, что денежная база (Н) = наличность (С) + резервы (R)), а изменение величины банковского мультипликатора (1/rr) обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].

В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при норме обязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковской системой М1 = К1 х mult1 = 900 х 10 = 9000, а при норме обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег М2 = К2 х mult2 = 800 х 5 = 4000.
Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для
спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).
К тому же, начиная с 1980 г. процедура пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.
Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.
Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.
Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы (на уровне банков M = multбанк хК или на уровне экономики M = multден x H).
Следует отметить, что в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.
Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у центрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.
Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.
Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: 1) краткосрочные государственные облигации и 2) казначейские векселя.
Отличие государственных облигаций от векселей Казначейства состоит в том, что облигации приносят доход в виде процента (percent income), а доход по казначейским векселям представляет собой разницу между ценой, по которой Центральный банк продает ценные бумаги, обязуясь выкупить их через некоторый срок, и более высокой, определяемой в момент продажи, ценой обратного выкупа, т.е. это по сути capital gain.
Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу. (Изменение величины банковского, а поэтому и величины денежного мультипликатора не происходит).
Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то поскольку продавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие однако состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка. Так, например, если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на 1000 долл., то кредитные возможности банка увеличатся на всю сумму в 1000 долл.. А если покупателем выступит частное лицо, то при норме резервных требований, равной 20%, кредитные возможности коммерческого банка возрастут лишь на 800 долл., поскольку на 200 долл. должны быть увеличены обязательные резервы.
Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, и соответственно денежную базу, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы на величину, равную произведению банковского, а на уровне экономики – денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытом рынке (bonds – B):
K = B x multбанк или Н = В х multден
Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.
Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается (capital gain). И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.
Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

 

3. Виды монетарной политики

Различают два вида монетарной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая монетарная политикая проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей
Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией .
Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований, 2) снижение учетной ставки процента и 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1) повышение нормы резервных требований, 2) повышение учетной ставки процента и 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

 

4. Воздействие изменения предложения денег на экономику

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику носит название «механизма денежной трансмиссии» или «денежного передаточного механизма» («money transmission mechanism»). Механизм денежной трансмиссии показывает, каким образом изменение предложения денег (изменение ситуации на денежном рынке) влияет на изменение реального объема выпуска (ситуацию на реальном рынке, т.е. рынке товаров и услуг).
Этот механизм может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Если в экономике спад, то центральный банк покупает государственные ценные бумаги à кредитные возможности коммерческих банков увеличиваются à банки выдают больше кредитов à предложение денег мультипликативно увеличивается à ставка процента (цена кредита) падает à фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты à инвестиционные расходы растут à совокупный спрос увеличивается à объем производства мультипликативно растет. (Следует иметь в виду, что на изменение ставки процента реагируют не только фирмы, изменяя величину инвестиционных расходов, но и домохозяйства, которые пользуются потребительским кредитом и при его удешевлении увеличивают потребительские расходы, а также иностранный сектор, увеличивающий расходы на чистый экспорт при снижении ставки процента, поскольку это ведет к снижению курса национальной валюты данной страны и делает ее товары относительно более дешевыми и привлекательными для иностранцев).

coolreferat.com

Основные методы осуществления монетарной политики государства — КиберПедия

Монетарная политика – комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным Банком с целью стабилизации экономики (укрепления национальной валюты, ускорения темпов экономического роста, снижения цен на продукты питания и так далее). Цели кредитно-денежной политики государства (Центрального Банка) условно делятся на три вида:

1.Стратегические (первичные) цели. Реализация следующих задач имеет первостепенное значение:

— повышение занятости среди населения;- нормализация уровня цен;- сдерживание инфляционных процессов;- ускорение темпов экономического роста;- увеличение объемов производства;- выравнивание (балансирование) платежного баланса государства.

Промежуточные цели реализуются за счет изменения процентной ставки и объема денег в обращении. Таким способом можно корректировать текущий спрос на товары первого потребления и снижать (повышать) предложение денег. Итог – оказание влияние на уровень ценовой политики, привлечение инвестиций, рост занятости и увеличение объемов производства. При этом удается удерживание или оживление конъюнктуры на денежном (товарном) рынке; 3. Тактические цели носят краткосрочный характер. Их задача – ускорить достижение более важных – промежуточных и стратегических целей:

— контроль предложения денег;- контроль уровня процентной ставки;- контроль обменного курса.

Наиболее популярные методы монетарной политики следующие:1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ.Если учетная ставка повышается, то объём заимствований у Центрального Банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по выдаче ссуд.2. Изменение резервных требований к другим кредитным организациям относительно отчислений от привлеченных ресурсов в пользу резервного фонда ЦБ.3.Операции на открытом рынке – широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг. Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные деньги 4Валютные интервенции. Это операции, которые подразумевает покупку и продажи валюты других стран на межбанковском и биржевом рынках. Основная цель – воздействовать на курс национальной валюты, предложение денег, общий спрос и уровень волатильности.



Основные механизмы и методы ГРЭ

Прежде всего, различаются методы прямого и косвенного влияния.

Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства (налоги, юридические нормы по амортизационным отчислениям, бюджетные процедуры по государственным инвестициям…). Прямые методы имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

а) определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

б) государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

в) государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

г) нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

д) правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

е) лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Метод косвенного государственного регулирования экономических процессов. К ним относятся:

а) налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот;

б) регулирование цен, их уровня и соотношений;

в) платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

г) таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Институциональные методы: формирование исполнительных структур гос.власти; создание и сохранение объектов гос.собственности; подготовка экон.программ; поддержка исследовательских центров по экономике.

cyberpedia.su