Методы изучения особенностей процесса социализации – Изучение социализации подростков 14-16 лет | автор: Васильева Л.М. | категория: Опыт проведения и результаты психодиагностических и социально-психологических исследований в школах

Этнография детства, Методы исследования социализации, Переход к миру взрослых

Процесс развития личности первыми начавшего изучать сторонники концепции «Культура и личность» их интересовал весь «ранний опыт «человека: регулярность кормления, способы пеленан-ния, купания, приучы ите чение к гигиена. Чаще особенности одного из вышеперечисленных элементов ухода за ребенком рассматривались как воспитательный аспект, имеющий отношение к образу мира целостной культуры (Е. Эриксон к ультура (Е. Эриксон).

культурантропологи. М. Мид считал, что именно культура является главным фактором обучения, развития их мышления, переживаний и усвоение правил поведения в обществе. Как и. Кардинер, она связывала появле ение тех или. Иных черт характера со спецификой социализации. По мнение исследовательницы, агрессивность возникает в результате недостатка заботы и любви, а внимание и надежность приводят к появлению в брожелательносты. Для п идтвердження этого вывода. М. Мид использовал. Сравнительное описание результатов социализации в разных племенах. Так, культура племени мундугуморив отличается насилием и агрессивно ость, в том числе и строгим в авленням к детям, что обусловливает появление в них агрессивных и враждебных качеств характера. В противоположность заботливость, поддержка, создание атмосферы безопаснос ты, присущие культуре племени арапашив, призводят ь к появлению у детей таких качеств как доброжелательность, мягкость, восприимчивостьливист.

И. Эйбл-Ейбесфильд указал на то, что отношение представителей. РАЗЛИчНЫХ культур к агрессивности и к собственным детям выступает ведущим фактором развития агрессивности у детей. Для подтверждения этого вывода в исследователь проанализировал особенности отношения к детям в воинственных и миролюбивых африканских, южноамериканских и океанских племенах с разными культурами. Положительное отношение к соб ственным детям любовь и ласку было замечено в миролюбивым. Африканского племени ко-сан и в воинственном южноамериканском племени. Яном. В результате проведенного эксперимента было выяснено, что пивденн оамерика. НСК дети вырастают агрессивными по сравнении с африканским детьми,. Которые. НЕ отличаются агрессивностьюист.

На основе этнологических данных. Р. Ронер выдвинул концепцию родительского принятия / непринятия, с помощью которой он пытался объяснить и предсказать последствия родительского принятия (положительного в ставят ения) и неприятие (отрицательного отношения) для поведенческого, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Исследователь выделил три типа возможного отношения родителей к ребенку: 1) пон имание, теплое ставят ния и любовь, 2) враждебность и агрессия, 3) индифферентность,. Которые неодинаковой степени характеризуют культуры и взаимосвязаны с другими измерении родительского поведения в частности с родительского контролее.

Р. Ронер обратил внимание на то, что большинство родителей во всем мире положительно относятся к собственным детям, проявляет тепло и заботу. На противоположном полюсе находится незначительное количеств во культур,. Вырезать зняються отторжения детей со стороны родителей. Общество, в котором отсутствует любовь к детям, является исключением, а не нормой.

4 Методы исследования социализации

Одним из методов исследования социализации выступают. Этнографические архивы — «Региональная картотека человеческих отношений «,. Которые ни были использованы американским исследователем. Р. Ронер

Материалы картотеки составляет этнологическая информация о культуре, которая классифицирована по географическому (общие описания культур) и предметным (общие описания культурных материалов) принципам мы. Предметная класс асификация содержит 79 универсальных тематических разделов, относящихся к восьми широких категорий (общие характеристики, одежда и пища; жилье и технологии; экономика и средства пер едвижения; индивидуал ьна и семейная деятельность; религия и наука; секс и жизненные циклы.

Впоследствии данным. Этой картотеки,. Связанные с социализации, было присвоено коды. В раздел социализации вошло 9 рубрик — вот кормления и отнятия от грудного вскармливания к обучению независимости пер редачи навыков и верований классифицирована информация и сегодня представляет. Значительный интерес для культурантропологи и психологиии.

С помощью архивного подхода к изучению воспитания детей было выяснено, в какой мере культура придает значение воспитанию детей, то есть выделены «основные параметры воспитания «, а именно:

— послушания, покорность, то учит их подчиняться взрослым;

— ответственность (за порученное дело),?. То есть учит их брать ответственность за домашние дела или питания;

— заботливость, то учит их помогать младшим братьям и сестрам, больным и старым;

— стремление к достижениям, то обучает их прилагать усилия к достижению качественного выполнения работы;

— самостоятельность, то есть учит их заботиться о себе и быть независимыми в удовлетворении собственных потребностей;

— общая независимость, то есть учит их независимости от контроля, доминирования и надзора (по. Г. Барри)

Все. Эти параметры воспитания зависят друг от друга и сводятся к двухполюсного измерения воспитания. Одним полюсом выступает обучение уступчивости (послушания, ответственности, частично — заботливосты))), вторым полюсом является обучение самоутверждению (стремление к достижениям, самостоятельности, независимости) есть, все культуры можно проранжировать от ориентированных на воспитание. Исключительно и уступчивости к ориент. Ован на воспитание стремления к самоутверждениюн.

Выбор практики воспитания обусловлена?. Тем, какие именно качества будут необходимы детям для взрослой жизни в обществе с определенными типом хозяйственной деятельности. Так, например, охотники и собир. РАТЕЛ ни были ори иентованы на воспитание в детях самостоятельности и независимости; земледельцы и скотоводы — ответственности и послушания. Эта связь сохранилась и при использовании для анализа глобально ого измерения социализации — самоутверждения / уступчивости (по. Г. Баррири.

Несмотря на то, что результаты исследований. Г. Барри с коллегами достаточно значимыми, их. Отдельные выводы оказываются несколько упрощенном

Во-первых, самоутверждения, уступчивости и другие. Упомянутые выше параметры воспитания не обязательно исключают друг друга. Например, в традиционной японской культуре у детей воспитывают такие качеств ва как дис сциплинованисть и уступчивости (полюс уступчивости). Одновременно в японцев замечено стремление к достижениям, что реализуется посредством покорр.

Во-вторых, стиль воспитания обусловливается не только содержанием хозяйственной деятельности, но и такими факторами, как: социальная структура общества, структура семьи (ИС. Кон)

Социальную структуру общества и структуру семьи. Был избран супругами. Б и. Дж. Уайтинг как основные факторы в сравнительно-культурной, полевых исследовании «Дети шести культур «Это исследование было п пр роведено в шести небольших населенных пунктах из шести разных стран -. Японии,. Филиппин,. Индии,. Кения,. Мексики и. США. Ученые сначала собирал систематические данные о жизни детей в разных культурах: особо ивосты воспитания,. Этнографические описания населенных пунктов. После окончания первого этапа исследования, в течение второго они изучал стиле материнского воспитания (проект «Матери шести шаров тур «), в частности проявления заботы или нетерпимости, использование похвалы или физического наказания и т др. На третьем этапе выяснялись особенности поведения-детей в процессе взаимодействия с окруж ающимы-детьми и взрослым имуючимы-детьми и взрослыми.

Наблюдение за выборка из шести мальчиков и девочек, принадлежащих к двух возрастных групп — 3-6 и 7-11 лет, способствовало выявление у детей 12-ти основных типов действий: ищет помощи, ищет вниман ия, стремится п господства, ответственно дает советы, предлагает поддержку, предлагает помощь, проявляет дружелюбие, прикасается, делает замечания, дружески нападает (грубая шутка), нападает, обиж.

Полученные результаты позволили исследователям сделать вывод о том, что в своей социальном поведении дети с шести культур. Имеют как подобное, так и отличное детерминант выявленных межкультурных от тлично остей выступают: степень сложности социально-экономической системы и. Преобладающая структура семьи.

Также было выяснено, что дети из сложных культур (США,. Япония,. Индия). Имеют более высокие показатели по шкале зависимость / доминантность и низкие по шкале заботливость / ответственность по сравнении ю и с детьми,. Которые принадлежат к простым культур (Мексика,. Кения,. Филиппин.

Таким образом, социальная структура существенно влияет на стиле социализации, характерные для определенной культуры. В простых культурах большее значение приобретают нормы семейной и соседской взаимоп помощи ги, а функциональным является развитие коллективистских качеств в личности.

В сложных культурах более полезными оказываются умение добиваться помощи для достижения. Своих целей и эгоистическая доминантность. Поэтому, родители воспитывают в. Своих детях дух соперничества и стрем мления к к постижений. Структура семьи влияет на то, какие правила взрослого поведения предлагаются детям в процессе социализации.

Однако исследования. Уайтинг. НЕ. ТОЛЬКО определенных недостатков: во-первых, ими изучалась ограниченное количество культур, во-вторых, слишком упрощенном оказались использованы исследователями измерений ния культа

Не менее известным, по сравнении с. Предварительно охарактеризованными методами исследования социализации, является экспериментальное исследование межкультурных различий. В. Ламберта

Исследуемымы выступали. Представители современных обществ — одиннадцать выборок из трех континентов и восьми стран:. Европе (Бельгии,. Англии,. Греции,. Италии,. Португалии),. Северной. Америки (Канады,. США))) и. Азии (Японии). В эксперименте ни были использованы ситуацию прослушивания испытуемыми — родителями шестилетних детей из среднего и рабочего класса — магнитофонной записи взаимодействия ребенка с друг ими людьми. Реакция испытуемых на произнесенный детских голосами фразы типа: «Мама (отец), помоги мне «, «Отдай мою игрушку, а то как дам «, «Дождь закончился, можно я пойду на улицу » измерить степень родительской терпимости и строгостикивськои терпимости и строгости.

Установлено, что степень родительской строгости родителей обусловлено прежде всего их социальным положением. Так, во всех выборке родители — представитель рабочего класса ни были более склонны к требова ательносты в срав уравнение с представителями среднего класса. Исследователи отметили, что. Полученные результаты вероятно связаны с потребностью в воспитании послушания в будущем наемных работников, ко торым приходится подчиняться я и во взрослой жизнит.

В целом, по сравнении с архивнымы исследованиями традиционных культур, с помощью полевого и экспериментального методов исследования социализации было выявлено менее межкультурных различий в спо лицах х родительского воспитан.

5 Переходов к миру взрослых

В период вхождения ребенка в мир взрослых -. Подростковый период — происходит формирование новой социальной идентичности. В разных этносов возрастные границы этого периода не совпадают (например, 15-ле. Этны и древний грек еще ребенком, для Украинских и туркмена с этого возраста начинается молодость, а чуваш — уже настоящим мужчиной). В наше время, по мнениям. М. Кле, период отрочества длится с 10-ти до 20-ти. Рокики.

Не менее вариативным есть и содержание этого периода, поскольку идентификация человека с возрастной группой детерминируется многими социальными факторами, в частности, особенностями его вхождения в х хозяйственную дияльнис.

Установка разногласий социализации подростков в «примитивных «и современных (европейских и американских) культурах позволило культурантропологи «поставит вопрос существования универсальной схемы дор рослишання «Подростковый возраст (или отрочество) — это сложный период жизни, связанный с конфликтами и стрессами. Результаты сравнительного анализа подросткового периоду подросткового период

развития американок и девушек с острова. Самоа показали, что у девушек-подростков из традиционных культур период полового созревания происходит без конфликтов (М. Мид)

Однако в индустриально обществе. Этот возрастной период сопровождается конфликтами и потрясения. Современные «зарубежные «нормы воспитания и институты социализации затрудняют переход к миру взросл лых на а противовеса. Традиционным культурам. Такие трудности обусловлено акцентированием внимания на различиях между нормами поведения взрослых и детей в зарубежных культурах (Р. Бенедикт (Р. Бенедикт).

Большинство психологов сегодня рассматривают «подростковую кризис «как перелом, связанный с формированием новой, взрослой идентичности. В связи с этим данный процесс оказывается для подростка проблемой емным (М. Кл заинтересованным (М. Кле).

В условиях первобытнообщинному строя среды обрядов перехода в мир взрослых, особую роль играют обряды инициации,. Которые сопровождают переход подростка (чаще, мальчика) в другой социальное положение ини ициация является обрядом,. Который играет важную роль в формирование новой социальной идентичности подростка и удостоверяет его переход в мир взрослых. Итак, обряд инициации выполняет функцию обесп ечения перехода в ид подросткового к признанию обществом взрослого статусс.

Выделяют три этапа процесса инициации:

1) ритуал отлучения от статуса ребенка,. Удостоверяющий разрыв индивида с предыдущей группой;

2) переходный, что является подготовительным к новому статусу;

3) ритуал приема подростка в общество взрослых — рождение новым человеком (по. А. Ван. Геннепом)

С помощью инициации происходит осознание личностью своей принадлежности одновременно к нескольким группам: появляются сексуальная и тендерная идентичность и идентичность как члена группы сверстников основном и функцией инициации выступали формирование позитивной социальной идентичности, что способствовало повышению сплоченности племен.

Отдельные исследователи. Считают, что обряд инициации исчезает одновременно с возникновением сложных социальных систем и исчезновение старого общественного строя, в котором они созданы (ИС. Кой)

uchebnikirus.com

2.2 Методы исследования социализации личности старшеклассников. Социализация личности

Похожие главы из других работ:

Модернизация российского общества: теория и действительность

2. Проблема социализации личности

Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Роль музыканта полностью определяет его поведение…

Проблема культурного диалога

2.1 Факторы социализации личности

Социализация человека происходит в рамках схожих социальных систем (семьи, школы, улицы и т. п.). Поэтому можно говорить о единообразии мотивов и ценностей, которые формируются в данных системах…

Проблема культурного диалога

2.3 Фазы и этапы социализации личности

Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность…

Процесс социализации личности

1. Процесс социализации личности

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт…

Роль религии в современном обществе: социологическое исследование

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования религиозных аспектов социализации личности

1.1 Религия как институт социализации личности В любом обществе религия как часть культуры является одним из социализирующих факторов. Разумеется…

Социализации старшеклассников под влиянием телевидения

Глава I. Теоретические основания изучения социализации старшеклассников под влиянием телевидения.

Социализации старшеклассников под влиянием телевидения

Глава 2. Практическое исследование по изучению социализации старшеклассников под влиянием телевидения.

Социализация как фактор развития личности

1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности…

Социализация личности

Глава 2. Методы исследования социализации личности

Социализация старшеклассников

1.3 Социально — педагогические проблемы социализации старшеклассников

Основные направления социально — педагогической работы в образовательных учреждениях определяются, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов…

Социология личности

5. Процесс социализации личности

В человеке в течение его жизни параллельно идут два взаимосвязанных процесса: процесс его личностного становления и процесс социализации. Личностное, внутреннее становление проходит, как уже говорилось, в борьбе божественного…

Статус и роли

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социализация личности — это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений…

Ценности культуры и проблема социализации личности

1.2 Объективные и субъективные факторы социализации личности. Функции социализации

Рассмотрим факторы социализации личности: Объективные факторы разделяются на: 1. Микрофакторы: семья; микросоциум; институты воспитания. 2. Мезофакторы: тип поселения; этнос; региональные условия; средства массовой информации. 3…

Ценности культуры и проблема социализации личности

2. Особенности социализации личности

Ценности культуры и проблема социализации личности

2.1 Стадии социализации личности. Периодизация развития личности

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма…

soc.bobrodobro.ru

Методы социализации.

Ø По характеру участия родителей и близких родственниковв процессе социализации выделяют следующие методы:

Инструментальный тренинг –это непосредственное инструктирование детей о том, как себя вести в той или иной ситуации в роли потребителя (например, при первом походе в магазин за продуктами, при покупке подарков родственникам или друзьям и т.д.)

Моделирование – это неосознаваемое воспроизведение молодым человеком поведения другого, происходит на подсознательном уровне (т.е. дети осваивают с детства те модели потребления, которые характерны для их семьи), может быть как позитивным, так и негативным.

Посредничество – интерпретация родителями рекламы и характеристик продукта.

Ø По степени самостоятельности потребительского поведения детей выделяют 3 метода социализации:

· Наблюдение — обучение потребительскому поведению путем визуального вос­приятия поведения других;

· Совместный шоппинг — совместное осуществление покупок родителей и де­тей;

· Прямой опыт — самостоятельный опыт совершения покупок.

Процесс потребительской социализации проходит определенные стадии:

1. Предоперационалъная стадия. Познавательная сфера детей на этой стадии (3-7 лет) еще слабо развита. Только начинают развиваться речевые навыки. Родители могут предложить детям небольшой потребительский выбор, в основном по цве­товым различиям (яркие игрушки, мороженое или напитки, различающиеся по цвету).

2. Конкретно-операциональная стадия. Это — дети в возрасте 8-11 лет. Начинает развиваться рефлексивное мышление в отношении конкретных проблем — по­требностей. На данной стадии дети развивают методы убеждения своих родите­лей, которым они учатся у своих сверстников («У всех есть, кроме меня»).

3. Формально-операциональная стадия. У детей 12-15 лет способность мышления уже развита. Дети этого возраста имеют более значительные (no-сравнению с предыдущими стадиями) денежные средства, а также способности принимать решения по широкому спектру продуктов. Многие из детей этого возраста влия­ют на родительские покупки, такие, например, как компьютеры, видео — и музы­кальная техника, автомобили.

 

Таким образом, роль детей при принятии решения о покупке достаточно велика. Известно, что многие взрослые покупатели более лояльно относятся к маркам, кото­рые они привыкли потреблять в детстве.

3. Принадлежность к социальному слою.

Рассмотрели ранее (см. стратификацию). Хочется уточнить следующее — по моделям принятия решения в семье:

• Синкретичные решения, в основном, принимаются в семьях, относящихся к
среднему классу;

• Автономные решения доминируют в высших и низших классах: в высших слоях
считается, что каждый взрослый член семьи может позволить себе любую покуп­ку, не обсуждая ее с другими членами семьи, к тому же члены этих семей склон­ны к проявлению индивидуальности; члены семей низших слоев действуют ав­тономно каждый в своей области, no-мнению многих исследователей, вследствие
традиционных норм (муж обеспечивает семью материально, жена обеспечивает
быт семьи).

 

9. Процесс принятия потребителем решения о покупке: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов

Осознание проблемы – сущность, степень несоответствия состояний потребителя. Варианты проблем: простые, ограниченные, расширенные. Внутренний и внешний поиск информации. Четыре источника информации. Направленность и интенсивность поиска. Оценочные критерии при выборе вариантов. Наиболее распространенные оценочные критерии. Механизм оценки альтернатив потребителем: свойства, значимость свойств, функция полезности каждого свойства. Факторы, влияющие на принятие окончательного решения. Правила решений: компенсационные (простое сложение, взвешенное сложение), некомпенсационные (совместное правило, раздельное правило, правило элиминирования по аспектам, лексиграфическое правило).

Процесс принятия решения о покупке можно разделить на пять стадий:

 

1. Осознание проблемы   2. Поиск информации   3. Оценка вариантов   4. Решение о покупке   5. Реакция на покупку
             

1 стадия: осознание возникшей проблемы, которое инициирует процесс покупки то­
вара;

2 стадия: поиск информации, способствующей более полному решению проблемы и осуществлению наиболее подходящей покупки;

3 стадия: оценка возможных альтернативных вариантов покупки;

4 стадия: принятие решения о покупке;

5 стадия: ответная реакция на покупку.

Из этой модели следует, что процесс покупки начинается задолго до собст­венно самого акта приобретения товара, а последствия проявляются в течение дол­гого времени после совершения этого акта. Таким образом, маркетологу следует уделять внимание не только стадии принятия решения о покупке, а всему процессу в целом.

Теоретически потребитель должен пройти все перечисленные этапы. Однако на практике он пропускает некоторые стадии или меняет их местами в зависимости от ряда факторов (степени осведомленности о товаре, важности самой проблемы — например, если сломался холодильник, то стадия поиска информации может быть значительно сокращена или исключена вовсе — и др.). Рассмотрим выделенные ста­дии.


Похожие статьи:

poznayka.org

25. Социализация. Сферы и институты социализации.

Понятие социализации. Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Социализации- процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества

социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство.

Содержание процесса социализации. социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности. Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. В качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

Институты социализации. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. надотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли ,осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у

ребенка «образа-Я» (Берне, 1986)Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе. Школа большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.

studfiles.net

Глава 1. Теоретические аспекты изучения факторов социализации детей и молодежи в современном обществе

1.1 Сущность и особенности процесса социализации детей и молодежи

В отношении процесса социализации, детей и молодежь нельзя рассматривать как пассивное отражение действительности, своеобразное зеркало социальных условий и взаимодействий. Такое понимание роли детей и молодёжи было бы примитивным, так как задача сводилась бы к выработке механизмов адаптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. Это исключало бы прогресс, движение вперёд, поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Исходя из этого, следует охарактеризовать некоторые особенности социализации детей и молодёжи, которые обусловлены её переходным статусом [10, с. 69].

Основная особенность социализации молодых людей состоит в том, что на этапе молодости завершается первичная и начинается вторичная социализация. Индивид начинает осваивать нормы и ценности социального окружения с учетом того, что он успел воспринять на этапе первичной социализации. Молодой человек ориентируется уже не столько на конкретных «других», сколько на обобщенного «другого», либо отождествляя себя с ним, либо противопоставляя себя ему. На этом этапе часто возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями, поскольку в ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе.

К особенностям социализации детей и молодежи относится также большая значимость так называемых барьеров перехода — границ между различными этапами жизни или жизненными ситуациями. Преодолевать такого рода барьеры помогают так называемые ритуалы перехода (термин, введенный А. Ван Геннепом) — институционализированная и формализованная система коллективных действий, принятая в данной культуре. Ван Геннеп сконструировал универсальную модель таких ритуалов, которая состоит из трех этапов: фаза отделения от группы, пограничная фаза и фаза реинтеграции. Выражением таких ритуалов в традиционных обществах являются обряды инициации, которые в той или иной степени существуют и в современных обществах.

Существенным отличием социализации молодежи от социализации ребенка является то, что на этом этапе более существенную роль играют так называемые агенты вторичной социализации.

Рассматривая социализацию молодежи, как сложный и многосторонний процесс, А.И. Ковалева предлагает несколько критериев для ее классификации. 

Во-первых, по критерию, отражающему условия осуществления социализационного процесса, можно выделить его следующие типы: естественный, примитивный, сословный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный. 

Во-вторых, содержание социализационного процесса, позволяющее различить следующие его типы: познавательный, профессиональный, правовой, политический, трудовой, экономический и др., фактически, соответствующие основным типам человеческой деятельности. 

В-третьих, критерий, связанный с результативностью социализации дает возможность выделить успешную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию [8, с. 444 — 445].

К основным факторам социализации детей и молодежи, определяющим ее ход и результативность, следует отнести:

— характер и особенности социального контроля в обществе и группе. На характер социального контроля влияют: соотношение формальных и неформальных регуляторов, обязательность или необязательность следования социальным (в том числе, правовым) нормам, неотвратимость санкций за их нарушение, плотность социального контроля и т.д.;

— степень согласования или рассогласования между микрогрупповыми и макрогрупповыми ценностями и нормами, степень гетерогенности, субкультурности общества и окружения индивида;

— особенности системы образования, сосредоточенность ее только на обучении или на воспитании, в том числе идеологическом, индивида;

— особенности семейно-демографической ситуации в обществе, наличие конфликта поколений либо относительно сбалансированное взаимодействие различных когорт; наличие в обществе эйджизма;

— дискретность, прерывность линейного развития общества, кризисы в его развитии;

— экономическая ситуация в обществе, востребованность молодежи на рынке труда;

— политическая ситуация в обществе, распространение экстремистских настроений и практик;

— информационная политика государства и характер деятельности СМИ, их сосредоточенность на определенных темах; степень многообразия источников информации и др. Значимость СМИ в процессе социализации обусловлена тем, что они являются не только каналами распространения норм и ценностей. Они также способны уводить массовое сознание от реальных проблем, замещая их ложными, концентрировать внимание массовой аудитории на определенном круге явлений, навязывать оценки и установки и др.;

— характер референтных групп – тех, которые являются для детей и молодежи образцом для подражания.

Социализация – это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде [10, с. 120].

Процесс социализации может быть как стихийным, так и управляемым. В первом случае социализация протекает спонтанно, в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода их нестандартных ситуаций. Эта особенность является одним из отличительных признаков социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса [1, с.144].

Во втором — она является относительно регулируемым и осуществляется как преднамеренный и специально организованный процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений.

Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания, а завершается с его смертью.

Процесс социализации охватывает разнообразные явления общественной жизни. Не скрою, что в момент определения параметров развития человека возникает целая вереница правил и законов, которые определяют движение человека по его жизненной траектории. Однако в судьбе каждого заложен механизм реализации в силу его генетических особенностей и возможностей, именно здесь, в этом социальном пространстве. Одни думают, что это связано с Божественной Волей, другие — со случайным стечением обстоятельств. В появлении человеческого существа на Земле «заряжены» многочисленные факторы, которые характерны для данного типа общества и направлены на его движение по пути реализации общественного плана, заложенного в единый код развития мироздания. Таким образом, процесс социализации содержит в себе целевую составляющую, направленную на совершенствование всей общественной жизни. Инструментом выступает человек, который порождает общественные нормы, опираясь на предыдущие, при этом изменяет их или привносит качественно новые. В социализации, таким образом, ведущими становятся отношения, которые порождаются людьми для осуществления личностного развития и реализации своих личностных планов. Если возникает ситуация, когда происходит сбой в отношениях, который приводит к разрушению связей и нарушениям в развитии личности, возникает побочный процесс социализации (дисоциализация), создающий иное социальное пространство, основанное на ложных ценностях, нормах, способах поведения [12, с. 131].

Неудовлетворенность собой, своим социальным положением является важным стимулом как для дисоциализации, так и ресоциализации, т.е. восстановления прерванных связей с обществом и стремление к движению по пути социализации. Опережение в развитии личности также возникает тогда, когда стимулом становится неудовлетворенность, что подталкивает человека к поиску новых смыслов и определению новых мотивов. Значит, социализация опирается на личностные мотивы, которые, в свою очередь, порождены ею.

В целом каждый член общества в процессе социализации и взросления формируется как социально-культурное существо, и в этом качестве он усваивает и интегрирует в себя культуру общества или отдельные ее компоненты. С этой точки зрения каждый человек является носителем общей культуры в той мере, в какой он социализируется в условиях данной конкретной социальной общности.

Современная педагогика должна исходить из положения необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как существо сугубо общественное и как неповторимую личность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способами социальной самореализации.

studfiles.net

Сущность процесса социализации

Множественность факторов социализации лучше всего анализировать, основываясь на ключевых положениях социологических теорий личности К.Маркса (социально-исторический детерминизм), Ч.Кули (теория «зеркального я»), Дж.Г.Мида (символический интеракционизм), З.Фрейда (психоанализ), Ж.Пиаже (когнитивистская теория личности), Т.Парсонса (статусно-ролевая теория личности).Процесс усвоения личностных качеств человеком на разных этапах его физического существования определяется в социологии понятием «социализация».

Социализация это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Лишь в различных видах деятельности — экономической, общественно-политической, управленческой, культурной, педагогической и т.д., выполняя определенную социальную роль, человек формируется как творец материальных и духовных благ, активный субъект социального отношения — познавательного, ценностно-ориентационного, практического, коммуникативного и др. Его социальная активность при этом рассматривается как социальное качество, а ее реализация в социальной практике — как функция. Вне включенности человека в тот или иной вид деятельности, совместной с другими людьми, процесс социализации, формирования личности невозможен.

Являясь по своей природе общественным существом, суть которого состоит в совокупности всех общественных отношений, человек таковым не рождается. В процессе развития, поднимаясь до уровня социальности и овладевая ее различными формами, индивид становится человеческим существом. Но, поскольку социальность — не что иное, как формы общественного сознания и деятельности, социального опыта и культуры, постольку в овладении ими и состоит сущность процесса становления личности. Основное содержание этого процесса, с одной стороны, — передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентации, а с другой — их усвоение индивидом. Овладение социальным опытом и культурой осуществляется как естественноисторическая необходимость: общество функционирует посредством передачи новым поколениям исторического опыта (воспроизводить себя), а индивид существует как человеческое существо, как личность только благодаря усвоению определенных форм социальности.

Процесс социализации в социологии рассматривается с двух сторон: как процесс постепенного раскрытия заложенных в индивиде природных качеств и как результат внешнего воздействия среды, целенаправленного и ненаправленного воспитания. Такой подход позволяет раскрыть структуру процесса социализации, его объективные условия и субъективные факторы, механизмы, определить сферы жизнедеятельности, в которых и посредством которых человек становится личностью, объективирует себя в созданных им вещах, духовных ценностях.

Процесс социализации предстает как двуединый процесс интериоризации и экстериоризации. Под интериоризациейпонимается переход внешних по своей форме процессов во внутренние процессы сознания, при котором они претерпевают соответствующую трансформацию — обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию; подэкстериоризацией— объективация внутреннего мира человека в его практической деятельности. Важнейшими его элементами являются: социальная среда с ее многообразными сферами; человек как деятель с его природными задатками, его предметная деятельность с ее механизмами; круги общения человека, выраженные в структуре его социальных ролей, содержание, структура, направленность его сознания; субъект социализации с его механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Каждый из этих элементов выступает в качестве системного образования, взаимодействует с другими элементами, нередко определяя их конкретный набор. Образуются системы механизмов интериоризации и экстериоризации человека, которые в совокупности и обеспечивают процесс его персонификации, определяют его социальный модус (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления, образ социального поведения, образ жизни). Для социологии первостепенное значение приобретает изучение закономерностей взаимодействия составных элементов процесса социализации, процессов интериоризации и экстериоризации, их механизмов в различных социальных условиях, в различные периоды жизни и деятельности человека.

Социальная среда с ее многочисленными сферами является объективным основанием социализации и в то же время основным системообразующим элементом этого процесса. Поэтому взаимодействие человека с социальной средой находится в центре внимания теоретической и прикладной социологии. При анализе этого взаимодействия используют два подхода: интраиндивидуальный, когда исследуется индивид с его особенностями, и интериндивидуальный, когда упор делается на изучение межличностных связей, закономерностей, социальных взаимодействий личности.

Типология объективных сфер социализации может иметь различные основания. Так, если за основу взять социальную структуру общества, то в центре внимания окажутся семья, различного типа коллективы, народности, нации, классы, социальные прослойки, общество в целом как совокупность социальных образований. За основу можно принять главные сферы функционирования общества: материальное производство, духовную жизнь, общественное управление, коммуникации и др. Каждая из них имеет свои особенности, предполагает использование только ей присущих механизмов социализирующего воздействия. При анализе роли основных сфер общественной системы в социализации важное значение приобретает их рассмотрение на микроуровне, т.е. в непосредственно окружающей человека среде, где он живет, работает, учится. Именно микросфера, представляющая соединение общего, особенного и единичного, содержит факторы, условия формирования неповторимого индивидуального своеобразия личности.

Объективные факторы социализации могут типологизироваться и на основе организационных механизмов воздействия на человека, к числу которых относят информационно-образовательные, стимуляционные, регулятивно-контролирующие, организационно-регулирующие и др., функционирующие в каждой из сфер социальной жизни.

К информационно-образовательному механизму относят народное образование, профессиональное обучение, массовую пропаганду, идеологическое просвещение, т.е. организованную и специализированную деятельность по распространению и усвоению определенной социальной информации.

Система форм, средств и методов материального и морального стимулирования работника составляет стимуляционный механизм социализации. С его помощью раскрываются потенциальные возможности и творческие силы человека.

В качестве регулятивно-контролирующего механизма социализации выступает система социальных эталонов. Реализация любого социального контроля предполагает некоторый эталон-ориентир, масштаб, меру. Эталоны — различные виды предписаний, норм, оценочных критериев, образцов, стереотипов мышления и поведения (нравы, обычаи, традиции) и т.д. Они определяют меру различных видов контрольно-регулирующего воздействия — предупредительного, предписывающего, оценочного и т.д. Различают деонтическиеинедеонтическиеэталоны.Деонтическиеэталоныопределяют обязанности личности в отношении общества, класса, коллектива и носят императивный характер, предписывают должное поведение.Недеонтические эталоны, не предписывая поведения, стимулируют к подражанию. К их числу относят различные жизненные и художественные образцы, духовные и материальные ценности.

Система социальных статусов, ролей и функций личности является организационно-регулирующим механизмом социализации, придающим социализирующему воздействию определенные организационные формы — соответствующие права, обязанности и полномочия человека в обществе, коллективе в зависимости от его общественного положения, исполняемых функций и способностей. Этот механизм направлен на формирование у личности социального опыта поведения.

Все эти механизмы социализации диалектически взаимодействуют, образуя единый комплекс внешних воздействий на поведение и мышление человека. Специфика социализации как формирующего механизма состоит в том, что усвоенные личностью внешние социальные воздействия приобретают личностный смысл и значение. В ходе взаимодействия личности со средой образуются субъективные феномены социализации. Они находят синтезированное выражение в таких личностных системах, как социальные потребности и интересы, социальные ориентации и позиции, стратегическая организация поведения, социальная активность. Первые две системы принято называть мотивирующими, третью —организующей, четвертую —реализующей.

Социальные потребности и интересы образуют основу социальной активности личности. Потребности выражают ее особое состояние, а интересы — избирательное отношение к материальным и духовным потребностям и к процессу их удовлетворения. Они осознаются человеком, превращаются в его идеальные стремления, определяют направления, избирательный характер и мотивирующее значение его социальной ориентации, деятельности.

Социальные ориентации и позиции— совокупность целей, установок и ценностных критериев личности, объективирующихся в соответствующих стереотипах социального поведения. Позиция выражает внутреннее отношение человека к своему положению в обществе, к внешнему миру, придает ориентации объективный характер, субъективную мотивированность и личностный смысл. Она определяет нравственно-идеологический аспект социальной ориентации человека, характер и содержание программы его социальных действий и соответствующие способы их реализации, оценки. Особое место в системе социальных ориентации и позиций занимает установка. Она придает ориентации человека личностный смысл, играет роль психологического и идеологического механизма активного отношения человека к социальным нормам, ролям и ценностям.

Система внутренней стратегической организации поведения представляет собой совокупность средств приведения в действие мотивирующих систем социализации, является промежуточным звеном между потребностями, интересами, ориентациями и позициями личности с одной стороны, и ее социальной активностью с другой. Она осуществляет переход от побудительной к исполнительной регуляции процесса социализации.

Социализация, как любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологической литературе в социализации выделяют три периода:дотрудовой, трудовой, послетрудовой; ичетыре стадии:ранняя(от рождения до поступления в школу),обучение(с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и специального образования),социальная зрелость(основная, охватывающая период активной трудовой и общественно-политической деятельности),завершение жизненного цикла(с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации). Разделение на определенные периоды и стадии позволяет изучать специфику и особенности социализации ребенка, молодежи, людей зрелого и пенсионного возраста. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы социальных институтов: институты первоначального развития природных и социальных свойств, институты обучения и образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательной и общественной деятельности, институты социального обеспечения и т.д. Система социальной активности, охватывающая деятельность и поведение человека, объективирует человека в создаваемых им духовных и материальных ценностях, является заключительным звеном его социализации, показателем его социальной зрелости. Социологический анализ личности немыслим без характеристики ее места и роли в материальном и духовном производстве, в общественных отношениях и выполняемых обязанностях. Лишь посредством глубокого анализа различных сочетаний объективных условий и субъективных факторов можно определить степень социализации личности, уровень ее зрелости и развития.2

Изучая тему «Общество и личность», студенты должны усвоить содержание понятий «индивид», «человек», «личность», обратив особое внимание на их общие и особенные характеристики. В структуре личности следует выделять взаимодействие разных элементов: социально-обусловленных качеств, психологических характеристик, биологических качеств и индивидуальных особенностей личности, а также уметь анализировать их динамику в ходе социализации личности. Процесс социализации надо рассматривать в единстве его двух основных компонентов – адаптации (унификации) и интериоризации (индивидуализации).

studfiles.net

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы социализации…………………………………..5

1.1. Понятие социализации………………………………………………………5

    1. .Факторы социализации………………………………………………………7

1.3.Средства социализации………………………………………………………12

Глава 2. Роль денег в социализации подростка………………………………..14

2.1. Особенности социализации детей подросткового возраста……………..14

2.2. Влияние денег на социализацию подростка………………………………19

2.3. Рекомендации родителям по использованию денег в воспитании детей………………………………………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников……………………………………………31

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что денежные средства являются неотъемлемой частью нашей жизни. Так, как будучи еще ребенком, мы произносим фразы «мама купи», и тем самым мы уже понимаем, что просто так без денежных средств мама не сможет приобрести ту вещь, которую хочет ребенок. Далее в ходе дальнейшего взросления мы еще больше начинаем осознавать, что деньги значимы для жизни и что без них никак. Понимание заключается в то, что родители заняты работой, а за работу им положена зарплата. И на заработную плату родители покупают продукты питания, оплачивают налоги, покупают одежду и так далее. С этим все понятно.

Большинство проблем начинается именно в подростковом возрасте, так как у подростков больше запросов и в этот период социализации детей начинаются проблемы связанные с финансами. Так, как подростку трудно понять, как зарабатываются деньги, а тем более как их распределяют родители. Все это связанно с тем, что у подростков на первом месте их потребности, связанные с денежными средствами, а как их осуществить они еще не достаточно понимают, так как привыкли, что родители полностью их обеспечивают.

Исходя из всего сказанного, мы решили, разобраться с большей точность как же влияют деньги на подростков в ходе социализации.

Объектом исследования являются особенности социализации подростков

Предмет исследования деньги как средство социализации подростка

Задачи исследования:

  1. Проанализировав научную литературу, определиться в понимании терминов «социализация» и «адаптация».

  2. Выявить особенности социализации.

  3. Разработать рекомендации для родителей по использовании денег в воспитании подростков.

Методы исследования:

  1. Анализ педагогической и методической литературы.

  2. Анализ базовых понятий.

  3. Обобщение педагогического опыта.

Курсовое исследование состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоритические основы социализации

    1. Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека  с  обществом  обозначается понятием  «социализация»,  которое имеет междисциплинарный статус и  широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Понятие о  социализации  как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление,  сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптации, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало  обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.  Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом  которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. Иначе осмысливается сущность социализации в  гуманистической психологии,  представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.  В ней социализация представлена как  процесс самоактуализации  «Я-концепции»,  самореализации  личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.Эти дваподхода  не  противоречат  один  другому,  определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы,  сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные  и др.),  образцы ролевого поведения.  Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу,  личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.  Однако в силу своей природной активности личность  сохраняет и развивает тенденцию к автономии,  независимости,  свободе,  формированию собственной позиции,  неповторимой индивидуальности. Следствием  действия  этой  тенденции является развитие и преобразование не только самой личности,  но и общества. Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на  пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Социализация —  это непрерывный процесс,  длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется»  на решении определенных задач,  без проработки которых последующий этап может не наступить,  может быть искажен или  заторможен.  В  отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии: 1. Дотрудовая, включающая  весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два  более и менее самостоятельных периода:  ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в  школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.; 2. Трудовая стадия охватывает период зрелости человека.  Однако демографические границы этой стадии определить  трудно,  так  как она включает весь период трудовой деятельности человека;  послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами  социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека.  А. В. Петровский объясняет это  тем,  что  процесс  развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных,  эмоциональных и  волевых компонентов,  характеризующих  индивидуальность человека.  Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности  на дотрудовой стадии социализации:  детство — адаптация индивида,  выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивидуализация,  выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации,  в потребности  «быть  личностью»; юность  — интеграция,  выражающаяся в приобретении черт и свойств личности,  отвечающих необходимости и  потребности  группового  и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя  и  выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых  ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне  социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично,  без демонстративности и без самоуничижения.

studfiles.net