Методы исследования включают в себя – Методология исследования. Методология и методы педагогических исследований :: SYL.ru

Методы, используемые в научных исследованиях

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах

познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные – для родственных наук;

4) специальные – для конкретной науки, области научного познания.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования.

Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования – определенную последовательность действий.

Среди всеобщих методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами.

Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.

Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.

Индукция

– это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.

Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.

Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транспортных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.

Сравнение

– это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований – физические, биологические, химические, социальные и т.д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом – обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).

Моделирование – это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

При изучении сложных, взаимосвязанных друг с другом проблем используется системный анализ, получивший широкое применение в различных сферах научной деятельности человека.

В основе системного анализа лежит понятие системы, под которой понимается множество объектов, обладающих заранее определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями.

Системный анализ используется для исследования таких сложных систем как экономика отдельной отрасли, промышленного предприятия.

Системный анализ складывается из основных 4-х этапов: первый заключается в постановке задачи – определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения объекта. Во время второго этапа очерчиваются границы и определяется ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели разбиваются на собственно изучаемую и внешнюю среду. Затем выделяют отдельные составные части системы – ее элементы, устанавливают их взаимодействие с внешней средой. Третий, важнейший, этап системного анализа заключается в составлении математической модели исследуемой системы.

Аналитические методы используются для описания только небольших систем вследствие их громоздкости или невозможности составления и решения сложной системы уравнения.

Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию как объект, имеющий различные проявления. Например, проблематика рынка отдельного товара может быть связана с отклонением спроса, товарного предложения или цены, то есть с такими аспектами исследуемого объекта, с помощью которых можно определить и принять стратегическое или тактическое решения об изменении ситуации в целом.

При этом системный анализ и комплексный подход тесно взаимосвязаны и не могут быть реализованы один без другого.

Программно-целевое планирование широко используется при разработке и реализации стратегии и тактики в бизнес-исследованиях.

Линейное программирование как математический метод выбора оптимального решения (с минимальными затратами, максимальной прибылью и т.п.) используется в бизнесе, например, при разработке оптимального ассортимента в условиях ограниченности ресурсов, определении оптимальной величины товарных запасов, планировании движения торговых агентов.

При решении проблем очередности обслуживания заказчиков, составления графиков снабжения товарами и др. аналогичных задач применяются методы теории массового обслуживания, которые предоставляют возможность, во-первых, изучить закономерности, связанные с наличием потока заявок на обслуживание, и, во-вторых, выдержать необходимую очередность их выполнения.

Методы теории вероятности используются при принятии решений, которые сводятся к определению вероятности конкретных событий и выбору из ряда возможных действий наиболее оптимальных (например, производить или не производить продукт А или В, реорганизовывать или расширять производство и т.д.).

Систему имеющихся или возможных связей между событиями, действиями, или процессами можно описать с помощью методов моделирования.

Наиболее эффективными являются эконометрические (экономико-математические) модели. Особое место в методическом ассортименте занимают методы экспертных оценок («Дельфи», «Адвоката дьявола» и т.п.), которые разрешают довольно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или другого события на рынке, обнаружить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных маркетинговых решений.

studfiles.net

Методология исследования. Методология и методы педагогических исследований :: SYL.ru

Методология и методы исследования представляет собой логическую организацию деятельности человека. Она состоит в определении предмета и цели изучения, ориентиров и подходов при его осуществлении, выборе приемов и средств, которые показали бы наилучший результат. Далее рассмотрим подробнее, какими особенностями обладает методология и методика исследования в целом и применительно к некоторым сферам деятельности.

Цель

Любую деятельность человека можно характеризовать методологией. Однако в вопросе изучения каких-либо явлений или событий она имеет определяющее, решающее значение. Методология исследования, вне зависимости от сферы деятельности, начинается с выбора, определения и формулирования цели. Она состоит в поиске вариантов формирования системы управления, а также организации ее развития и функционирования, которые были бы наиболее эффективными в процессе изучения. Однако данное представление о цели считается весьма общим. На практике исследовательская деятельность преследует разнообразные цели. Примерами могут служить наблюдение за качеством управления, создание атмосферы инноваций и творчества, своевременное обнаружение проблем, при обострении которых в будущем работа может осложниться, повышение квалификации сотрудников, анализ стратегий и прочее.

Объект

В качестве него выступает система управления. В методологическом смысле необходимо четко понимать и учитывать социально-экономический класс данной системы. Это означает, что основополагающим ее компонентом выступает человек. Его деятельность определяет специфичность всех процессов ее становления и функционирования. Взаимодействия, на базе которых и существует данная система, отличают противоречивые и сложные отношения людей, которые основываются на установках и мотивах, ценностях и интересах. Каким бы совершенным не являлось то или иное современное техническое средство, значение его будет зависеть от человеческих потребностей, причин его освоения и дальнейшего применения. Управленческая система строится на базе деятельности людей. Можно проводить исследования техники, однако они невозможны в отрыве от человека, всех факторов ее применения в условиях его деятельности.

Предмет

В качестве него выступает проблема. Она представляет собой реальное противоречие, которое требует своего разрешения. Активность системы управления отличается наличием большого числа разнообразных проблем. Они выступают в качестве противоречия тактике и стратегии, условиям и возможностям, квалификации сотрудников, потребностям в инновациях и прочему. Часть из них считаются «вечными», другие – созревающими либо преходящими. Для решения этих проблем необходимо проведения исследований. В качестве основы распознавания тех или иных противоречий выступает цель.

Подход

Он является следующим компонентом, который включает в себя методология исследования. Подход представляет собой ракурс изучения, в некотором роде это исходная позиция или отправная точка. С нее начинается исследовательский процесс. Подход определяет направленность изучения относительно его цели. Существуют различные его виды. В частности, выделяют концептуальный, системный и аспектный подходы. Последний представляет собой выбор какой-либо грани проблемы на основании принципа актуальности либо с учетом ресурсов, которые выделены на изучение. К примеру, методология психолого-педагогического исследования предполагает образовательный аспект проблемы. Концептуальный подход предусматривает предварительную разработку комплекса основных (ключевых) положений – концепции. Она определяет общее направление, преемственность, архитектонику изучения. В системном подходе предполагается методология исследования сравнительно высокого уровня. В данном случае для решения проблемы необходим максимально возможный учет всех ее аспектов, в целостности и их взаимосвязи. Такой подход предполагает выделение существенного и главного. Он также предусматривает определение характера взаимодействий между гранями вопроса, его характеристиками и свойствами. Выделяют, кроме того, подход научный, прагматический и эмпирический. Последний в качестве основы использует опыт. Если подход ориентирован на получение ближайшего результата, то его называют прагматическим. Однако наиболее эффективным считается научный ракурс изучения. Он характеризуется соответственной постановкой целей. Методология научного исследования предполагает использование специфических инструментов.

Способы и приемы

Методология исследования отводит им главную роль. Способы и приемы разделяют на четыре группы:

  • Специфические. Данные методы формируются за счет специфики систем управления. В них отражаются особенности управленческой деятельности.
  • Общенаучные. Они отражают соответствующий аппарат изучения. Методология научного исследования определяет эффективность любых типов.
  • Формально-логические. Они представляют собой приемы интеллектуальной активности человека, которая составляет базу управленческого изучения.
  • Социологические. Занимают особое положение в инструментарии изучения общественных процессов и систем.

Методология социологического исследования

В качестве области применения инструментов в данном случае выступают ценностные ориентации участников сообществ относительно различных явлений. Их изучение позволяет обнаруживать тенденции в общественном развитии, определять меры наиболее эффективного влияния на членов объединений. Методология социологического исследования предполагает более полное представление картины изучаемой действительности. Она, совместно с объективными характеристиками, которыми обладает внешний объект, включает в себя сложившиеся стереотипы, интересы и ценностные ориентации. За счет используемых методов формируются точные представления о динамике и состоянии социальных структур. Основной целью изучения выступает прогнозирование и объяснение поведения субъектов общества в тех либо других условиях, особенности искусственного моделирования среды, анализ характера взаимодействий внутри социума. Исследования данного типа призваны определять адекватность социальной сферы, установленную в рамках целей.

Ключевые направления

Основными ориентирами практического использования социологических методов при изучении процессов считаются:

  • Выявление факторов, оказывающих влияние на изменение и проявление параметров объекта.
  • Определение условий, образующих структуру спроса потребителей и учитываемых при маркетинговых исследованиях.
  • Формулирование и последующая реализация решений управленческого типа.
  • Оценка межличностных отношений в социальных объединениях, призванная обеспечивать эффективную связь членов рабочих групп в процессе исполнения производственной задачи.
  • Выявление ценностных индивидуальных и коллективных ориентаций.
  • Определение общественного мнения на предмет его социальной и политической ориентации.
  • Проведение экспертной оценки программ и проектов, позволяющее сделать оптимальный выбор среди альтернативных методов реализации.
  • Анализ функционирования и состояния общественных систем.

Решение задач должно обеспечиваться за счет формирования трех главных разделов:

  • Разработки программы исследования.
  • Организации, проведения тестов и опросов.
  • Интервью и подготовки схемы обработки и систематизации данных.

Структура знания

В методологической системе Юдиным выделяется 4 уровня:

  • Технологический.
  • Конкретно-научный.
  • Общенаучный.
  • Философский.

Предпоследний уровень предусматривает использование теоретических концепций. Они применимы ко всем либо к большей части научных направлений. Второй уровень предполагает комплекс способов, процедур, приемов и принципов изучения. Методология конкретного научного исследования содержит в себе как специфические для определенной области изучения проблемы, так и вопросы, которые ставятся на более высоких уровнях. К ним, например, можно отнести проблемы реализации системного подхода либо моделирования в изучении процесса образования. Технологический уровень предполагает сочетание техники и метода исследования. Другими словами, используется набор процедур, за счет которых обеспечивается получение достоверных эмпирических сведений, их первичная обработка. После этого материал может включаться в массу научного знания. На этом уровне просматривается нормативный, четко выраженный характер изучения. Содержание философской ступени составляют общие познавательные принципы и категориальное устройство дисциплины в целом.

Все указанные уровни методологии формируют сложную структуру. В ее рамках между ступенями существует некоторое соподчинение. Вместе с этим, философский уровень считается содержательным основанием любого методологического знания. Он определяет мировоззренческие подходы к самому познанию и преобразованию действительности.

Методология и методы педагогических исследований

Высшим уровнем, характеризующим профессиональную готовность учителя, считается наличие у него специфической культуры. Ее главными признаками считаются:

  • Понимание процедур, соответствующих категориям философии и основным понятиям, формирующим концептуальный каркас образования.
  • Осознание разных понятий педагогики как уровней восхождений к конкретному от абстрактного.
  • Установка на преобразования образовательной теории в прием познавательной деятельности.
  • Ориентирование мышления на генезис педагогических конфигураций и «целостнообразующие» свойства этих форм.
  • Стремление воспроизводить образовательную практику в понятийно-терминологической системе.
  • Понимание гуманистических и мировоззренческих задач и прочее.

Формирование культуры

Когда учителем познаются методология и методы педагогических исследований, его мышление начинает опираться на их принципы. В этом отношении он начинает мыслить «принципиально». Методология педагогического исследования предполагает надситуативную активность мышления. На частном уровне особое значение приобретают освоение принципов и целостности образования, общественной политики, единого подхода, расширение общего образовательного субъекта и первостепенности воспитательных целей в учебном процессе.

www.syl.ru

Лабораторные методы исследования включают в себя следующие виды.

Определение водородного показателя (рН) ротовой жидкости.

Пробы ротовой жидкости берут натощак или спустя 3-4 часа после еды, рот прополаскивают дистиллированной водой, сбор осуществляют в чистую пробирку, куда затем помещают датчик рН — метра.

Цитологический метод исследования — перед взятием пробы больной должен тщательно прополоскать рот водой. Поверхность патологического очага очищают от остатков пищи и некротических масс. При язвенном поражении материал для исследования берут со дня язвы и из подрытых краев, при пузырных высыпаниях — из-под покрышки пузыря и со дна эрозии. Способы получения материала: мазок-отпечаток — прикладывание к подготовленной поверхности предметного стекла; мазок-соскоб — материал берут гладилкой, шпателем или кюретажной ложечкой.

Микробиологический метод исследования проводят при вялотекущих, неподдающихся терапии поражениях слизистой оболочки и патологии пародонта; при специфических заболеваниях; для определения чувствительности микрофлоры к антибиотикам и другим лекарственным препаратам. Материал берут из глубины язв или из зубодесневых карманов в стерильные пробирки или чашки Петри с плотной питательной средой.

Иммунологический метод исследования пародонта — проводят при вялотекущих воспалительных процессах, не поддающихся терапии; выраженных деструктивных процессах в молодом возрасте; послеоперационные осложнения. Определяют содержание лимфоцитов в периферической крови, поглотительную способность нейтрофилов, количество Т- и В- лимфоцитов, измерения уровня сывороточных иммуноглобулинов IgG, IgA и IgM. Исследование этих показателей позволяет судить об отдельных звеньях неспецифической и специфической резистентности. Однако эти сведения не отражают корреляционной зависимости между гуморальными и клеточными факторами. Интегральная оценка резистентности организма позволяет более информативно охарактеризовать функциональные возможности организма в период болезни и лечения, а значит, и более адекватно проводить мероприятия, направленные на повышение резистентности организма.

Лейкопеническая проба — дифференциальный тест для аллергического стоматита, вызванного базисной пластмассой, заключается в определении количества лейкоцитов после двухчасового пользования протезом.

Для диагностики стоматитов, развившихся при пользовании протезов из сплавов металлов, проводят: спектральный анализ слюны — метод атомно-абсорбционной спектрометрии, позволяющий определять микроэлементы слюны. Изменение качественного состава и увеличение микроэлементов железа, меди, марганца, хрома, никеля, свинца, кадмия (более 1×10-5%) в слюне свидетельствует о выраженном электрохимическом процессе. Клинический анализ крови — лейкоцитоз, увеличение СОЭ, уменьшение содержание эритроцитов — свойственны токсическому стоматиту; лейкопения, лимфоцитоз, уменьшение содержания сегментоядерных лейкоцитов — свойственны аллергическому стоматиту.

Определение ферментативной активности — снижение активности щелочной фосфатазы и повышение активности кислой фосфотазы и протеиназ — свойственны токсическому стоматиту.

На основании всех приведенных методов исследования основных и, при необходимости, дополнительных ставиться диагноз, выбирается конструкция ортопедического протеза и составляется план ортопедического лечения.

studfiles.net

Лабораторные методы исследования включают в себя следующие виды.

Определение водородного показателя (рН) ротовой жидкости.

Пробы ротовой жидкости берут натощак или спустя 3-4 часа после еды, рот прополаскивают дистиллированной водой, сбор осуществляют в чистую пробирку, куда затем помещают датчик рН — метра.

Цитологический метод исследования — перед взятием пробы больной должен тщательно прополоскать рот водой. Поверхность патологического очага очищают от остатков пищи и некротических масс. При язвенном поражении материал для исследования берут со дня язвы и из подрытых краев, при пузырных высыпаниях — из-под покрышки пузыря и со дна эрозии. Способы получения материала: мазок-отпечаток — прикладывание к подготовленной поверхности предметного стекла; мазок-соскоб — материал берут гладилкой, шпателем или кюретажной ложечкой.

Микробиологический метод исследования проводят при вялотекущих, неподдающихся терапии поражениях слизистой оболочки и патологии пародонта; при специфических заболеваниях; для определения чувствительности микрофлоры к антибиотикам и другим лекарственным препаратам. Материал берут из глубины язв или из зубодесневых карманов в стерильные пробирки или чашки Петри с плотной питательной средой.

Иммунологический метод исследования пародонта — проводят при вялотекущих воспалительных процессах, не поддающихся терапии; выраженных деструктивных процессах в молодом возрасте; послеоперационные осложнения. Определяют содержание лимфоцитов в периферической крови, поглотительную способность нейтрофилов, количество Т- и В- лимфоцитов, измерения уровня сывороточных иммуноглобулинов IgG, IgA и IgM. Исследование этих показателей позволяет судить об отдельных звеньях неспецифической и специфической резистентности. Однако эти сведения не отражают корреляционной зависимости между гуморальными и клеточными факторами. Интегральная оценка резистентности организма позволяет более информативно охарактеризовать функциональные возможности организма в период болезни и лечения, а значит, и более адекватно проводить мероприятия, направленные на повышение резистентности организма.

Лейкопеническая проба — дифференциальный тест для аллергическогостоматита, вызванного базисной пластмассой, заключается в определении количества лейкоцитов после двухчасового пользования протезом.

Для диагностики стоматитов, развившихся при пользовании протезов из сплавов металлов, проводят: спектральный анализ слюны — метод атомно-абсорбционной спектрометрии, позволяющий определять микроэлементы слюны. Изменение качественного состава и увеличение микроэлементов железа, меди, марганца, хрома, никеля, свинца, кадмия (более 1×10-5%) в слюне свидетельствует о выраженном электрохимическом процессе.Клинический анализ крови — лейкоцитоз, увеличение СОЭ, уменьшение содержание эритроцитов — свойственны токсическому стоматиту; лейкопения, лимфоцитоз, уменьшение содержания сегментоядерных лейкоцитов — свойственны аллергическому стоматиту.

Определение ферментативной активности — снижение активности щелочной фосфатазы и повышение активности кислой фосфотазы и протеиназ — свойственны токсическому стоматиту.

На основании всех приведенных методов исследования основных и, при необходимости, дополнительных ставиться диагноз, выбирается конструкция ортопедического протеза и составляется план ортопедического лечения.

studfiles.net

Лабораторные методы исследования включают в себя следующие виды

Радиовизиография – рентгенологический метод обследования с использованием аналоговой формы предъявления получаемого изображения. Радиовизиограф – это комплекс оборудования на базе персонального компьютера, состоящий из нескольких модулей, объединенных в единую функциональную систему. Рентгеновское изображение считывается электронным сенсором, обладающим высокой чувствительностью к рентгеновским лучам. Затем изображение с матрицы по волоконно-оптической системе передается в компьютер, обрабатывается в нем и выводится на экран монитора. В ходе обработки оцифрованного изображения может осуществляться увеличение его размеров, усиление контрастности, изменение полярности, цветовая коррекция. С экрана монитора изображение может быть перенесено на бумагу с помощью принтера, входящего в комплекс оборудования. Чувствительность датчика радиовизиографа выше, чем у рентгеновской пленки, но разрешающая способность заметно отстает от таковой у дентальных рентгеновских аппаратов, что влияет на качество изображения.

Радиовизиограф позволяет выполнить также следующие действия:

— распечатать на бумаге рентгеновское изображение;

— создать банк рентгенологических данных;

— передать снимки по локальной компьютерной сети с другие функциональные подразделения, на другие носители информации;

— получить двухмерное изображение лица, полости рта больного с помощью миниатюрной внутриротовой видеокамеры;

— провести тщательный клинический просмотр цветного видеоизображения, как врачом, так и больным, манипулируя при этом рисунком, увеличивая его, поворачивая в плоскости и др.

Рентгеновизиография имеет сниженный уровень ионизирующей радиации на 90% по сравнению с обычными рентгеновскими методиками.

Ангиография — метод контрастного рентгенологического исследования сосудистой системы артерий (артериография) и вен (венография).

Электромиография — метод исследования жевательно-речевого аппарата путем регистрации биопотенциалов жевательных мышц. Колебания потенциала, обнаруживаемого в мышце при любой форме двигательной реакции, являются одним из наиболее тонких показателей функционального состояния мышцы. Регистрируют колебания специальным прибором -электромиографом. Функциональное состояние жевательных мышц исследуют в период функционального покоя нижней челюсти, при смыкании зубов в передней, боковых, задней и центральной окклюзиях, при глотании и во время жевания. Анализ полученных электромиограмм заключается в измерении амплитуды биопотенциалов, частоты колебаний в секунду, изучении формы кривой, отношения активного ритма к периоду покоя. Величина амплитуды колебаний биопонтенциалов позволяет судить о силе сокращения мышц.

Реография является методом исследования пульсовых колебаний кровенаполнения сосудов путем графической регистрации изменений электрического сопротивления тканей. Чаще востребованной является реопародонтография — реография тканей пародонта — графическая запись колебаний электрического сопротивления тканей пародонта при прохождении сквозь него переменного тока высокой частоты ( 40-200 Гц.). Данный метод применяется при диагностике патологии пародонта, а также оценки эффективности лечения. Он проводится с помощью специального прибора — реографа. Графическая регистрация реограммы носит пульсовой характер, что связано с деятельностью сердца. Основные элементы и параметры реографической кривой оцениваются качественно и количественно. Качественная оценка состоит в визуальном описании основных элементов реопародонтографии. Помимо визуальной оценки, тонус сосудов пародонта можно определить с помощью числовых показателей, рассчитанных по соотношению амплитуд колебаний сопротивления на различных участках микроциркуляторного русла.

С помощью реографического метода решаются следующие практические задачи :

— диагностика функционального состояния и структурных изменений сосудов пародонта;

— прогноз течения заболеваний пародонта;

— назначение физиотерапевтического, хирургического, ортопедического лечения, сковываясь на состоянии сосудов пародонта;

— наблюдение за больными в процесс се лечения и оценка эффективности различных способов и средств терапии;

— диагностика при сочетанной патологи пародонта и внутренних органов.

Эхоостеометрия. Другой методикой, используемой в функциональной диагностике, является Эхоостеометрия, основанная на измерении звукопроницаемости костной ткани, которая зависит от ее плотности. Регистрируют время прохождения ультразвукового импульса по кости нижней челюсти (на верхней не проводят). Затем по формуле рассчитывают: чем выше скорость, тем плотнее кость.

Полярография- метод определения уровня напряжения кислорода в тканях пародонта. Изменение этого уровня при воспалительно-дистрофических изменениях пародонта свидетельствует о тканевой гипоксии. Основная цель метода — диагностика тканевой гипоксии при патологи пародонта и подбор средств, ее корригирующих.

Ультразвуковая допплерография основана на исследовании кровотока путем регистрации колебаний ультразвука при пропускании его как через ткани пародонта, так и через твердые ткани зуба. Данным методом измеряется линейная и объемная скорость кровотока пульпы зуба.

Микроциркуляция тканей жевательного аппарата и состояние сосудистого русла изучаются также с помощью метода контактной капилляроскопии.

Люминисцентная диагностика. Метод основан на способности тканей и их клеточных элементов под действием ультрафиолетовых лучах, изменять свой естественный цвет. Для проведения метода используют прибор ОЛД-41 и микроскоп, снабженный кварцевой лампой с фильтром из темно-фиолетового стекла (фильтр Вуда). В лучах Вуда язык здорового человека флюоресцирует от апельсинового до красного оттенка. Неполное свечение при гиповитаминозе В1. Свечение ярко-голубым цветом свидетельствует о наличии участков лейкоплакии. Очами красного плоского лишая дают беловато-желтое свечение. Участки гиперкератоза красной волчанки -снежно-голубоватое свечение.

Метод трансиллюминации. Поверхность зуба освещается специальным зеленым светом . Здоровые ткани зуба при этом флюоресцируют зеленым отсветом, а пораженные участки — серым. Однако этот метод не дает представления о степени тяжести поражения в эмали и достаточно субъективен в области фиссур.

Лазерная флюорометрия. Импульсные лучи световой волны определенной длины попадают на зуб и отражаются. Это отражение воспринимается специальными фотоэлементами.

Определение длины корневого канала (апекслокация). Используется аппарат — апекс локатор. Он индифицирует верхушечное отверстие во влажной среде корневого канала. Длину канала указывает цифровой индикатор, сопровождаемый звуковым и световым сигналом. Данный прибор нельзя применять в молочник зубах и зубах с несформированными верхушками корней.

Особое внимание следует уделить определению равномерного и одно временного смыкания зубных рядов при центральном окклюзионном контакте и множественных контактов при окклюзионных движениях нижней челюсти. Выявление на отдельных зубах участков, которые при окклюзиях первыми вступают в контакт, проводят визуально при медленном смыкании зубных рядов и поэтапном смещении нижней челюсти из положения центральной окклюзии в одно из крайних положений боковых правых и левых окклюзии, а также в крайнее переднее положение. Уточненные данные об участках концентрации давления устанавливают с помощью копировальной бумаги или восковых пластин, получая при этом окклюзиограммы. В случае обнаружения неравномерности контактов можно, основываясь также на других выявленных симптомах, установить источник возникновения заболеваний или один из патогенетических факторов пародонтита, периодонтита, заболеваний височно-нижнечелюстного сустава.

Изучение диагностических моделей — позволяет видеть смыкание всех видов бугорков у зубов в не полости рта. Модели фиксируют в аппарате , воспроизводящем движения нижней челюсти. В нем изучаются всевозможные перемещения нижней челюсти, которые иногда трудно выявить в полости рта, а также определить особенности окклюзионных взаимоотношений, окклюзионные преждевременные контакты и блокирующие моменты. Такие модели облегчают постановку диагноза, разработку плана лечения и помогают судить о его результатах. На диагностических моделях можно изучить форму зубных рядов, их деформацию, сравнить одноименные зубы правой и левой половин челюсти, окклюзионные контакты небных и язычных бугорков, степень перекрытия нижних передних зубов верхними, характер окклюзионной кривой, деформацию окклюзионной поверхности зубных рядов, изучить положение зубов, ограничивающих дефект, их смещение и наклон. С их помощью удается уточнить рельеф поверхности альвеолярной части (гладкий, бугристый), степень атрофии (умеренная, средняя, выраженная) и характер ее (равномерная, неравномерная), гипертрофию, деформацию после потери зубов или травмы. Они позволяют составить представление о положении беззубой альвеолярной части по отношению к аналогичной, но расположенной на противоположной челюсти, или естественным зубам. Таким образом, осмотр диагностических моделей — есть продолжение клинического обследования больного. На диагностических моделях челюстей можно провести измерения и специальными приборами начертить профиль поперечного сечения альвеолярного гребня в различных отделах. На моделях верхней и нижней челюсти определяют трасверзальные, сагиттальные и вертикальные отклонения. Измерения проводят с помощью специальных циркулей.

В основе трансверзальных измерений лежит предпосылка, что сумма ширины четырех резцов соответствует определенной ширине зубной дуги. На основании этого антропометрического принципа построен индекс Пона. Измерения проводимы по Пону информативны при сужении зубных дуг. Сагиттальные отклонения передних зубов устанавливают, пользуясь средними величинами, которые показывают зависимость между шириной и длиной зубной дуги. Каргауз установил определенную связь между суммой поперчных размеров верхних четырех резцов и длиной переднего отрезка верхней дуги. Сагиттальные отклонения определяют по соотношению передних зубов и боковых, а также исходя из симметричности расположения их по отношению к туберальной плоскости. Трансверзальные отклонения в переднем участке определяют по совпадению или несовпадению срединной линии между центральными резцами верхней или нижней челюстей. Трансверзальные отклонения в боковых участках — из трансверзального соотношения зубных рядов верхней и нижней челюстей. Вертикальной отклонение в передней отделе — по глубине резцового перекрытия, в боковых участках — исходя из положения верхней и нижней зубной дуги по отношению к окклюзионной плоскости.

Определение водородного показателя (рН) ротовой жидкости.

Пробы ротовой жидкости берут натощак или спустя 3-4 часа после еды, рот прополаскивают дистиллированной водой, сбор осуществляют в чистую пробирку, куда затем помещают датчик рН — метра.

Цитологический метод исследования — перед взятием пробы больной должен тщательно прополоскать рот водой. Поверхность патологического очага очищают от остатков пищи и некротических масс. При язвенном поражении материал для исследования берут со дня язвы и из подрытых краев, при пузырных высыпаниях — из-под покрышки пузыря и со дна эрозии. Способы получения материала: мазок-отпечаток — прикладывание к подготовленной поверхности предметного стекла; мазок-соскоб — материал берут гладилкой, шпателем или кюретажной ложечкой.

Микробиологический метод исследования проводят при вялотекущих, неподдающихся терапии поражениях слизистой оболочки и патологии пародонта; при специфических заболеваниях; для определения чувствительности микрофлоры к антибиотикам и другим лекарственным препаратам. Материал берут из глубины язв или из зубодесневых карманов в стерильные пробирки или чашки Петри с плотной питательной средой.

Иммунологический метод исследования пародонта — проводят при вялотекущих воспалительных процессах, не поддающихся терапии; выраженных деструктивных процессах в молодом возрасте; послеоперационные осложнения. Определяют содержание лимфоцитов в периферической крови, поглотительную способность нейтрофилов, количество Т- и В- лимфоцитов, измерения уровня сывороточных иммуноглобулинов IgG, IgA и IgM. Исследование этих показателей позволяет судить об отдельных звеньях неспецифической и специфической резистентности. Однако эти сведения не отражают корреляционной зависимости между гуморальными и клеточными факторами. Интегральная оценка резистентности организма позволяет более информативно охарактеризовать функциональные возможности организма в период болезни и лечения, а значит, и более адекватно проводить мероприятия, направленные на повышение резистентности организма.

Лейкопеническая проба — дифференциальный тест для аллергического стоматита, вызванного базисной пластмассой, заключается в определении количества лейкоцитов после двухчасового пользования протезом.

Для диагностики стоматитов, развившихся при пользовании протезов из сплавов металлов, проводят: спектральный анализ слюны — метод атомно-абсорбционной спектрометрии, позволяющий определять микроэлементы слюны. Изменение качественного состава и увеличение микроэлементов железа, меди, марганца, хрома, никеля, свинца, кадмия (более 1×10-5%) в слюне свидетельствует о выраженном электрохимическом процессе. Клинический анализ крови — лейкоцитоз, увеличение СОЭ, уменьшение содержание эритроцитов — свойственны токсическому стоматиту; лейкопения, лимфоцитоз, уменьшение содержания сегментоядерных лейкоцитов — свойственны аллергическому стоматиту.

Определение ферментативной активности — снижение активности щелочной фосфатазы и повышение активности кислой фосфотазы и протеиназ — свойственны токсическому стоматиту.

На основании всех приведенных методов исследования основных и, при необходимости, дополнительных ставиться диагноз, выбирается конструкция ортопедического протеза и составляется план ортопедического лечения.

studlib.info