Метод наблюдения как метод исследования – Тема 4. Метод наблюдения. Характеристика наблюдения как метода психологического исследования (вопросы 15-16)

8. Наблюдение как метод психологического исследования

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемогообъекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Наблюдения считается одним из старейшим психологических методов. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

9. Характ-ка опроса как метода психол-ого исследования

Ме́тод опро́са – психол-ий вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

studfiles.net

1. Наблюдение как метод социологического исследования

1.1. Сущность наблюдения как метода социологического исследования

Главной проблемой социологического наблюдения является обеспечение возможно большей объективности информации об объекте. Основная задача наблюдателя, как отмечает И.Ф. Девятко1, — последовательно и искренне придерживаться критериев и принципов научного наблюдения, не подменять их эмоциями.

В связи с этим корректное проведение социологического наблюдения подразумевает соблюдение двух фундаментальных принципов: дополнительности и параллельных наблюдений. Первый исходит из того, что объект наблюдения под влиянием наблюдателя (в его присутствии) корректирует свое поведение, и это приходится учитывать при окончательном истолковании результатов исследования. Второй требует организации нескольких одновременных наблюдений с последующим согласованием и анализом результатов.

«Наблюдение как метод социологического исследования имеет ряд очевидных преимуществ. Еще до разработки программы исследования специалист должен почувствовать специфику объекта, ознакомиться с местной практикой распределения авторитетов, ценностей, социальных ролей, понять особенности среды и т.п»2[11, с.143].

В то же время наблюдение является рядовым и далеко не единственным методом социологического исследования, что связано с ограниченностью самого метода.

В.А. Ядов3[30], отмечает, что не все социальные явления поддаются непосредственному наблюдению. Например, очень трудно путем наблюдения выявить неопредмеченные производственные взаимосвязи, зависимости, отношения. Для изучения необходимы и другие методы: контент-анализ, опрос и др. Кроме того, наблюдение возможно лишь в момент события.

Необходимо учитывать и своеобразный “эффект ореола” в наблюдении. Наблюдение само по себе меняет изучаемую ситуацию. Например, присутствие наблюдателя довольно часто ведет к принятию нетипичных черт в поведении работников, стремящихся к некоторому идеальному стереотипу из боязни “подвести” руководителя. Это также подтверждает необходимость дополнения наблюдения другими методами.

Таким образом, по мнению В.А. Ядова4, наблюдение как метод сбора первич­ных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методик, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов.

Метод наблюдения обычно формируется в комплексе с другими методами сбора социологической информации на разных этапах peaлизации исследовательских планов. В ряде случаев, когда информация, характеризующая изучаемый объект, не может быть получена другими способами, он применяется и как самостоятельный, если не предъявляются требования репрезентативности по отношению к генеральной совокупности. Метод наблюдения используется в сочетании с методом опроса для определения качественных характеристик инструментария при пилотажных (пробных) исследованиях, а также с методом эксперимента для изучения реакций испытуемых на те или иные управляемые изменения, предусмотренные планом и программой исследования. Простое наблюдение целесообразно применять как дополнительный метод в комплексе с другими (изучение документов, опросы). Так, включенное наблюдение в сочетании с последующими массовыми обследованиями (по документам, опросам) позволяет дополнить сухой, но репрезентативный материал более живыми сведениями, повысить обоснованность интерпретации данных. Структурированное наблюдение может быть основным методом сбора данных по описательным или объяснительным гипотезам, если объект исследования достаточно локализован. Для лабораторных экспериментов этот метод — один из ведущих. Как самодовлеющий метод, наблюдение — основа для относительно узких по объему монографических исследований (например, массовых митингов, демонстраций).

Таким образом, наблюдение — незаменимый источник информации на paзведочной стадии фундаментального исследования. В прикладных исследованиях — это незаменимый метод работы социолога-консультанта, который всегда начинает с комбинации наблюдения интервью и изучения документов данной организации.

studfiles.net

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
  • Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

www.psychologos.ru

Наблюдение как метод исследования в педагогике

Этапы наблюдения

Определение 1

Наблюдение как метод исследования в педагогике — это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса.

Наблюдение представлено несколькими этапами и включает в себя:

  • постановку цели;
  • формулировку задач;
  • определение продолжительности проведения наблюдения;
  • выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
  • определение способа наблюдения, который меньше всего влияет на исследуемый объект, но при этом обеспечивает наибольший сбор информации;
  • выбор способов регистрации наблюдаемого явления;
  • обработку и интерпретацию полученных данных.

Методы наблюдения

В зависимости от характеристик выделяются следующие разновидности метода наблюдения:

  • по уровню формализованности: контролируемое или неконтролируемое;
  • по месту проведения: естественное или лабораторное;
  • по степени участия в исследуемой ситуации наблюдателя: включенное или не включенное;
  • по условиям организации процесса: открытое или скрытое;
  • по регулярности проведения: систематическое или случайное.

При контролируемом наблюдении заранее определяются ситуации для наблюдения и определенные способы регистрации фактов. Данный вид наблюдения чаще всего используется в исследованиях описательного и экспериментального характера, когда педагог уже знаком с изучаемым явлением и желает получить описательные характеристики.

Неконтролируемое наблюдение используется для предварительного знакомства с проблемой. В таком наблюдении отсутствует поэтапный план действий наблюдателя, определены только общие черты.

При проведении открытого наблюдения участники оповещаются о его проведении. При скрытом, наоборот, участники не осведомлены о том, что являются объектом изучения. В ситуации скрытого наблюдения можно выявить особенности поведения, увлечения отдельных учащихся, наличие микрогрупп, систему отношений в коллективе. Наблюдение включенного типа предполагает непосредственное участие исследователя в происходящих событиях. Наблюдатель может не выделяться, проводя изучение изнутри, что дает ему возможность видеть скрытые явления. Не включенное наблюдение реализуется со стороны и наблюдатель при этом не участвует в событиях. Естественное наблюдение реализуется в естественных условиях жизнедеятельности. При лабораторном наблюдении создаются искусственные условия, которые лишь моделируют естественные.

Систематическое наблюдение должно проводиться регулярно, с определенной периодичностью. Как правило, оно осуществляется по четко разработанной методике, в которой конкретизирована работа наблюдателя. Случайное наблюдение является не запланированным, но при этом оказывается богатым источником информации.

Требования к методу наблюдения

Метод педагогического наблюдения должен удовлетворять определенным требованиям:

  • сохранению естественного проявления качеств личности;
  • объективности фиксации и анализа результатов;
  • целенаправленности наблюдения.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

К достоинствам метода наблюдения по сравнению с другими методами исследования относятся следующие:

  • наблюдение дает возможность судить о деталях педагогического процесса в их динамике;
  • позволяет проводить фиксацию педагогических событий в момент их протекания;
  • возможность оценки отдаленных последствий воспитания;
  • получение фактических сведений о событиях;
  • независимость наблюдающего от умения исследуемых проводить оценку своих действий и высказывать свое мнение.

У педагогического наблюдения также имеются и слабые стороны, к которым относятся:

  • присутствие элементов субъективности в анализе и оценке со стороны наблюдателя;
  • недоступность некоторых сторон деятельности участников исследуемого процесса;
  • малая выборка, которая делает полученные данные нерепрезентативными;
  • пассивная позиция исследователя.

spravochnick.ru

Наблюдение как метод психологического исследования

Количество просмотров публикации Наблюдение как метод психологического исследования — 2909

Наблюдение как метод психологического исследования относится к группе эмпирических методов и выступает как вид исследовательской деятельности, направленной на получение определœенных знаний о действительности, необходимых в данный момент времени.

Наблюдение отличается от других эмпирических методов исследования высокой степенью внешней валидности, а именно объект исследования и свойства, фиксируемые в исследовании, соответствуют реальному объекту и свойствам, которыми он в действительности обладает. В моделировании, к примеру, объектом исследования является модель и, соответственно, минимальная внешняя валидность, так как изучаются не действительные свойства реального объекта͵ а свойства его аналога.

В отличие от эксперимента наблюдение характеризуется низкой степенью жесткости контроля условий. В эксперименте условия, в которые ставится объект исследования, специально задаются исследователœем. Неестественные условия могут влиять на то, что свойства объекта могут не совпадать со свойствами, который бы он мог проявить в естественных условиях. При использовании метода наблюдения в исследовании позволяет сохранить естественность условий для объекта наблюдения. Соответственно, внешняя валидность наблюдения в сравнении с экспериментом является более высокой.

При этом сохранение естественности условий обусловливает наличие и влияние на проявление тех или иных свойств объекта͵ множества факторов, которые трудно или невозможно учесть. Наблюдение, обладая наибольшей внешней валидностью, обеспечивает наименьшую достоверность результатов исследования в связи с тем, что интерпретация результатов исследования, полученных методом наблюдения, может стать многозначной и субъективной.

Компоненты наблюдения: исследователь – человек, который использует метод наблюдения в своей исследовательской деятельности; наблюдатель – человек, который непосредственно ведет наблюдение и регистрирует его результаты; объект наблюдения – человек или группа людей, за которыми ведется наблюдение.

Виды наблюдения

Внутренне наблюдение (интроспекция). Внутренне наблюдение предполагает, что исследователь является и наблюдателœем, и объектом наблюдения. Исследователь изучает особенности психических явлений путем самонаблюдения за особенностями своего собственного поведения, за своими мыслями, переживаниями. Позиция интроспективной психологии заключалась в том, что психика представлялась как замкнутый в себе внутренний мир, и самонаблюдение рассматривался единственным методом психологии. Внутренне наблюдение как разновидность метода психологического исследования в настоящее время практически не используется, так как многие проявления психики не замечаются в силу их низкой субъективной значимости, недоступны самонаблюдению также динамические особенности и механизмы протекания психических процессов.

Внешнее наблюдение. При внешнем наблюдении наблюдатель и объект являются внешними по отношению друг к другу. В случае если наблюдатель является одновременно исследователœем, то такой вид наблюдения принято называть внешним субъективным. Цели и задачи внешнего субъективного наблюдения в максимальной степени соответствуют целям и задачам исследования. Но именно в силу этого знания отношение к объекту наблюдения и наблюдаемым явлениям у исследователя в максимальной степени пристрастно, что может привести к невольным искажениям в отборе и интерпретации наблюдаемых параметров.

В случае если наблюдатель и исследователь являются разными лицами, то такой вид наблюдения принято называть внешним объективным. При внешнем объективном наблюдении пристрастность и субъективность исследователя исключаются. Повышение объективности может достигаться также за счёт использования нескольких наблюдателœей. Но существует проблема подготовки компетентных наблюдателœей, способных реализовать цели и задачи наблюдения.

Включенное наблюдение – наблюдение, в котором наблюдатель на определœенное время становится непосредственным участником деятельности объекта наблюдения и выступает для него в качестве партнера. Примером включенного наблюдения может служить позиция преподавателя, который ведет занятие со студентами, включаясь в их учебную деятельность, и не рассматривается ими как наблюдатель.

referatwork.ru

Наблюдение как Метод Исследования

Образование 28 августа 2011

В научных исследованиях применяются различные методы, представляющие собой средства и приемы, с помощью которых можно получить достоверные данные о предмете изучения и использовать их в дальнейшем для выведения научных теорий и создания практических рекомендаций.

Наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований.

Наблюдение является научным методом исследования, который не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины конкретного явления. Оно заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности людей для последующего их анализа.

Наблюдение как метод исследования характеризуется рядом предъявляемых к его проведению требований. К ним относятся требование сохранения условий естественности прохождения исследуемых явлений, требование целенаправленного изучения и поэтапной фиксации результатов.

В процессе наблюдения необходимо следовать разработанной для этого программе, в которой определяются цели и задачи исследования, определяется объект, ситуация и предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные границы наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации наблюдений, определяются методы обработки полученных данных.

В теории выделяют такие виды наблюдения. По длительности проведения – кратковременное (срез) и лонгитюдноге (продолжительное). По охвату – выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации). По степени участия исследователей – непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).

Наблюдение как метод исследования подразделяется на две категории: структурированное и неструктурированное наблюдение. Под структурированным понимается включенное исследование. Оно дает особо качественные результаты. Особенно эффективным является наблюдение в том случае, если исследуемые не знают о проведении эксперимента.

Отдельно стоит включенное наблюдение как метод исследования, когда исследователь участвует в жизни исследуемой группы, становясь ее членом, и наблюдает происходящие в ней процессы изнутри.

В зависимости от объекта: внешнего (поведение, физиологические изменения, действия) или внутреннего (мысли, переживания, психические процессы или состояния) различаются вариации этого метода: самонаблюдение и объективное наблюдение.

Объективное наблюдение как метод социологического исследования является стратегией исследования, при которой регистрируются внешние характеристики или изменения наблюдаемых объектов. Такое наблюдение часто выступает предварительным этапом перед проведением экспериментов.

Метод самонаблюдения используется для получения данных эмпирического характера посредством наблюдения за собой. Особенно часто используется такое наблюдение как метод психологического исследования. Элементы такого метода лежат в основе большинства психологических исследований состояний и процессов. Сопоставляя результаты самонаблюдения с аналогичным самонаблюдением других людей, можно установить родство или сравнить данные внутреннего опыта с проявлениями психики на внешнем уровне.

К методу наблюдения также относят интроспекцию, которая была разработана В.Вундтом в рамках интроспективной психологии, и феноменологическое самонаблюдение. Интроспекция является методом психологического самоанализа, заключающегося в наблюдении за протеканием собственных психологических процессов, без применения дополнительных средств, эталонов и инструментов.

Источник: fb.ru Образование
Анкетирование как метод исследования – психологического, социологического, маркетингового и многих других

   Анкетирование как метод исследования (психологического, маркетингового или социологического) играет важную роль в жизни и развитии современного общества. Именно с его помощью специалистам разных сф…

Бизнес
Современные методы исследования систем управления в контексте изучения генезиса фирмы как особого феномена экономики

Как общенаучные методы исследования систем управления, так и социологические методы исследования систем управления, определяют несколько этапов становления фирмы как хозяйствующего института. Первый этап методы…

Здоровье
Как проверяют почки? Методы исследований, которыми проверяют, здоровы ли почки

Заболевания мочеполовой системы встречаются довольно часто. Многие женщины знают, что такое хронический пиелонефрит, так как данная патология осложняет беременность. Заболевания почек могут привести к опасным последст…

Образование
Метод наблюдения в биологии. Исследования в биологии

Среди всех школьных дисциплин, да и просто наук, биология занимает отдельное место. Ведь это самая древняя, первая и естественная наука, интерес к которой возник с появлением самого человека и его эволюционированием. …

Образование
Моделирование как метод познания, а также другие методы исследований в науке

 Моделирование как метод познания вызывает интерес сразу двух смежных наук: философии и методологии, поскольку в современной науке, в частности в физике, химии, кибернетике, биологии методы моделирования получили…

Образование
Современные методы исследования как основа правильной диагностики в медицине

      Человечество давно привыкло ко всем благам нашей цивилизации: к электричеству, современной бытовой технике, высокому уровню жизни, в том числе и к высокому уровню медицинского об…

Бизнес
Методы исследования в менеджменте и их сущность

Методы исследования в менеджменте – инструменты, необходимые для решения задач управления в любой компании. В статье приведены основные подходы к изучению вопросов менеджмента организации.Что такое иссле…

Бизнес
Наставничество как метод обучения персонала. Помощь молодым специалистам на новой работе

Наставничество на предприятии признано одним из лучших по эффективности и результативности методов, которые применяют для подготовки новых сотрудников.

Дом и семья
Эстафеты для детей в лагере как метод физического воспитания

Физическое воспитание детей играет огромную роль в их будущем. Ведь именно в детском возрасте закладывается фундамент здоровья, умственных способностей, социальных навыков. Как сказал Фельденкрайз Моше: «Движение…

Дом и семья
Прогулка в детском саду как метод развития детей

Отправляя ребенка в детский сад, мало кто из родителей задумывается о той пользе, которую может он извлечь от пребывания там. Маме кажется, что она всего лишь старается не оставить малыша без присмотра и обеспечить ем…

monateka.com

56. Наблюдение как метод психологических исследований.

Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. HYPERLINK «http://www.koob.ru/druzhinin/eksperimentalnaja_psihologia»2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,

  • Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др., 

  • Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  • Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

  • Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

  • Создание плана наблюдения.

  • Выбор метода обработки результатов.

  • Собственно наблюдение.

  • Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

  • Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  • Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.

  • Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.

  • Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.

  • Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

studfiles.net