Меры охраны воды от загрязнения – Как защитить воду от загрязнения 🚩 водные загрязнения 🚩 Культура и общество 🚩 Другое
Охрана гидросферы от загрязнения.
Мероприятия по охране воды от загрязнения
Охрана воды от загрязнения проводится в соответствии с СанПиН №4630-88 «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения». Установлены предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воде.
Защита водных ресурсов от истощения и загрязнения вредными веществами предусматривает комплекс мер: разработку соответствующих законодательных актов; организацию мониторинга водных объектов; охрану поверхностных и подземных вод; подготовку воды, используемой в питьевых и хозяйственных целях; государственный контроль над использованием и охраной водных ресурсов.
Главная роль в охране вод играет государственный учёт поверхностных и подземных вод, который осуществляется в целях текущего и перспективного планирования рационального использования водных ресурсов, их восстановления и охраны. Своды систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и использованию вод, а также о водопользователях включается в
Поверхностные воды охраняются от засорения, истощения и загрязнения. Для предупреждения засорения осуществляют мероприятия, которые исключают попадание в них мусора, твердых отходов и других предметов, отрицательно воздействующих на качество вод и условия обитания гидробионтов. Строгий контроль за минимально допустимым стоком вод, ограничение их нерационального потребления способствуют защите гидросферы от истощения.
С целью защиты поверхностных вод от загрязнения предусматривается ряд мероприятий: мониторинг водных объектов; создание водоохранных зон; развитие безотходных и безводных технологий; внедрение систем оборотного водоснабжения; очистка промышленных и бытовых сточных вод; очистка и обеззараживание поверхностных и подземных вод, используемых для питьевых целей; наличие водоохранных лесных насаждений (до 50% хвойные породы, липа, тополь).
Мероприятия технологического характера
Меры технологического характера имеют целью разработку и применение безотходных производственных технологий, максимальное осуществление утилизации различных компонентов сырья и побочных продуктов производства. На промышленных предприятиях проводится замена токсичных продуктов на менее токсичные, внедряется бессточное производство. Перед сбросом сточных вод в водоемы предусматривается устройство очистных сооружений, сбросы осуществляются в разное время суток.
Существует несколько перспективных путей снижения количества загрязненных сточных вод: разработка и внедрение безводных технологических процессов; усовершенствование существующих процессов; разработка и внедрение более совершенного оборудования; внедрение аппаратов воздушного охлаждения; повторное использование очищенных сточных вод.
Наиболее рациональный способ сокращения объема сточных вод — создание оборотных и замкнутых систем водоснабжения, исключающих сброс воды в водоемы. При таком водоснабжении предусматривается необходимая очистка сточной воды, охлаждение оборотной воды, обработка и повторное использование. Применение оборотного водоснабжения позволяет в 20-50 раз уменьшить потребление природной воды. Создание замкнутых систем технического водоснабжения с извлечением данных компонентов предусматривается при строительстве новых и реконструкции старых производств.
Организация зон санитарной защиты
Важное место в охране воды от загрязнения принадлежит организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения. Водоохранными зонами
Пояс строгого режима включает территорию водозабора, водоподъемные устройства, головные сооружения, водопроводящий канал. Он предназначен для защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения или повреждения.
Первый пояс ограждается и охраняется. Границы первого пояса водопровода из водоисточника устанавливается в радиусе 30-50 м. Первый пояс водопровода из открытого проточного водоема устанавливается на расстоянии 200 м вверх по течению, 100 м вниз по течению, 100 м по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды.
Пояса ограничений включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Размещение на этой территории различных объектов контролируется органами санитарно-эпидемиологической службы. В пределах второго и третьего поясов ограничивается строительство, спуск сточных вод, не разрешается использование водоема в спортивных и прочих целях.
Граница второго пояса поверхностных источников на водоеме должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на 3-5 км, а боковые границы должны быть расположены на расстоянии 500-1000 м от уреза воды при летне-осенней межени. Граница третьего пояса на водоеме совпадает с границей второго пояса.
Размеры второго пояса для подземных источников определяются гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора. Основным параметром, определяющим границы второго пояса, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору. Это время зависит от типа водозабора, гидрологических условий, степени защищенности подземных вод. Граница третьего пояса также определяется гидродинамическими расчетами с учетом времени продвижения химического загрязнения к водозабору.
Очистка бытовых сточных вод
При очистке сточных вод производится разрушение или извлечение из них вредных веществ.
Очистка бытовых сточных вод осуществляется канализацией – комплексом инженерно-технических сооружений и санитарных мероприятий, которые обеспечивают сбор, удаление, очистку, обеззараживание и обезвреживание сточных вод механическими и биологическими методами. При механической очистке сточные воды разделяют на жидкую и твердую части. Жидкая далее подвергается биологической очистке, которая может быть естественной и искусственной. Естественная биологическая очистка осуществляется на земледельческих полях орошения и фильтрации, а также в биологических прудах. Искусственная биологическая очистка проводится на специальных сооружениях (биофильтрах, аэротенках). Образующийся при этом ил обрабатывают на иловых площадках или в специальных устройствах – метатенках. Биологические пруды предназначены для глубокой очистки бытовых и производственных сточных вод, предварительно прошедших очистку на локальных очистных сооружениях. Различают пруды с естественной и искусственной аэрацией. В окислительных процессах большую роль играет водная растительность, которая способствует снижению биогенных элементов и регулирует кислородный режим водоема.
В основе биологической очистки лежит процесс биологического окисления органических соединений, содержащихся в сточных водах. Биологическое окисление осуществляется сообществом микроорганизмов (биоценозом), который включает множество различных бактерий, простейших и ряд более высокоорганизованных организмов — водорослей, грибов и т.д., связанных между собой в единый комплекс сложными взаимоотношениями (метабиоза, симбиоза и антагонизма).
При суточных расходах бытовых сточных вод до 20 — 30 тыс. м3/сут широкое применение находят биофильтры, представляющие собой резервуар, который заполняется загрузочным материалом (гравий, керамзит, шлак). Сточная вода подается выше поверхности загрузочного материала; равномерно над ней распределяется через загрузочный материал, на поверхности которого образуется биологическая пленка (биоценоз), аналогичный активному илу в аэротенке.
Обеззараживание сточных вод, прошедших и не прошедших стадию биологической очистки, проводят газообразным хлором, хлорной известью и гипохлоритом натрия. Внедряется также обеззараживание озоном, УФ-лучами и электроимпульсным разрядом.
Место выпуска сточных вод должно быть расположено ниже его границы по течению водотока.
Очистка производственных сточных вод
Методы очистки производственных сточных вод подразделяются на механические, химические, физико-химические и биологические.
Для механической очистки применяются решетки, на которых задерживаются грубые примеси размером больше 5 мм; сита, задерживающие примеси размером до 5 мм; песколовки, служащие для задержания минеральных загрязнений; жироловки, маслоловушки, нефтеловушки, смолоуловители для улавливания соответствующих загрязнений, более легких, чем вода; отстойники для осаждения взвешенных веществ с удельным весом больше единицы.
При механической очистке из производственных сточных вод путем процеживания, отстаивания и фильтрования удаляется до 90 % нерастворимых механических примесей различного характера (песок, глинистые частицы, окалина и другие), а из бытовых — до 60 %.
В целях очистки сточных вод от нефтепродуктов также широко применяется метод отстаивания, который в данном случае основан на способности самопроизвольного разделения воды и нефтепродуктом
Частицы последних под действием сил поверхностного натяжения приобретают сферическую форму, и их размеры находятся в диапазоне от 2 до 3х102 мкм. В основе процесса отстаивания лежит принцип выделения нефтепродуктов под действием разности плотностей воды и частиц масла. Содержание нефтепродуктов в стоках находится в широких пределах и составляет в среднем 100 мг/дм3.
Выделение нефтепродуктов производится в нефтеловушках. Грязная вода подается в приемную камеру и, пройдя под перегородкой, попадает в отстойную камеру, где и происходит процесс разделения воды и нефтепродуктов. Очищенная вода выводится из нефтеловушки, а нефтепродукты образуют пленку на поверхности воды и удаляются специальным устройством. Подобным образом устроены жироловушки, маслоловушки и смололовушки, использующие принцип разности плотности воды и загрязнений, более легких (например, масло), чем вода.
Основными приемами химических методов являются нейтрализация, окисление и восстановление. Они могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими.
В целях нейтрализации кислых вод применяют щелочные реагенты: известь СаО, гашеную известь Са(ОН)2, кальцинированную соду Na2CO3, каустическую соду NaOH, аммиачную воду, а также фильтрование через нейтрализующие материалы (известняк, доломит, магнезит, мел).
Для нейтрализации щелочных вод наиболее часто применяются кислоты: серная, соляная, азотная, реже уксусная. Возможно использование для этих целей также дымовых газов, содержащих СО2, SО2, NOX.
Сточные воды, содержащие окисленные переменновалентные элементы (Cr6+, Cl—, C15+, N3+, N5+ и др.), обезвреживаются в две ступени. На первой элементы, находящиеся в высшей (или высокой) степени окисления, восстанавливаются до низшей (или промежуточной) валентности, при которой данный элемент на второй ступени очистки может быть выделен из жидкой фазы в виде осадка, газа или переведен в малотоксичную форму.
К физико-химическим методам относятся коагуляция, флокуляция, флотация, сорбция, адсорбция, экстракция, ионный обмен.
Коагуляция – процесс укрупнения коллоидных частиц в жидкости за счет электростатических сил межмолекулярного взаимодействия. Коагуляция не только приводит к слипанию частиц, но и нарушает агрегативную устойчивость полидисперсной системы, в результате чего происходит разделение твердой и жидкой фаз.
Флотацией называется процесс выделения из воды в пенный слой взвешенных и эмульгированных загрязнений в результате прилипания к пузырькам газа, подаваемого снизу в очищаемой жидкости.
Сорбция представляет собой метод глубокой очистки производственных сточных вод от растворенных органических и некоторых неорганических загрязнений. В процессах водообработки она может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими биологическими, химическими методами. Сорбция позволяет не только выделить и сконцентрировать загрязнения, но и утилизировать их в технологическом процессе, а очищенные воды использовать в оборотном водоснабжении.
Механизм адсорбции заключается в переходе молекулы растворенного вещества из объема жидкости на поверхность твердого сорбента под действием его силового поля. В качестве сорбентов используют различные естественные и искусственные материалы: золу, коксовую мелочь, торф, цеолиты, активные глины и др. Особенно широко для этих целей применяются активированные угли, удельная поверхность адсорбции достигает 400 — 900 м2/г.
Для концентрированных сточных вод, содержащих органические загрязнения, представляющие техническую ценность, эффективным методом очистки является экстракция. Она основана на смешивании двух взаимонерастворимых жидкостей (одна из которых сточная вода) и распределении в них, согласно растворимости, загрязненного вещества.
Ионный обмен — извлечение катионов и анионов из растворенных в сточных водах загрязнений при помощи ионитов, являющихся твердыми природными или искусственными материалами (например, искусственные ионообменные смолы). Извлеченные при помощи ионного обмена вещества в дальнейшем утилизируются или уничтожаются. Катиониты вступают в обмен с катионами, аниониты — с анионами.
studfiles.net
«Охрана вод от загрязнения»
Конспект урока
Охрана вод от загрязнения.
Актуальность урока
Запасы пресной воды на Земле строго ограничены, а население и его
нужды неуклонно растут. За последние 100 лет население планеты
выросло в 3 раза, а потребление пресной воды – в 7 раз, в том числе
на коммунально-питьевые нужды – в 13 раз. Ряд регионов уже столкнулся
с проблемой нехватки пресной воды, а многие эксперты считают её наиболее острой глобальной проблемой грядущих десятилетий. Настало время
учиться использовать водные ресурсы рационально, бережно и устойчиво.
Россия занимает второе место в мире (после Бразилии) по запасам водных ресурсов. В нашей стране более 2,5 млн рек с общим объёмом ежегодного речного стока 4270 км3, в том числе более 3000 средних по протяжённости (200–500 км) и больших (более 500 км). В России более 2 млн
озёр, в том числе уникальное озеро Байкал, заключающее в себе почти
20% всей пресной воды на планете. Таким образом, пресной воды в России много, но запасы её распределены крайне неравномерно.
Но главное, использование водных ресурсов в России до сих пор нельзя
назвать эффективным и рациональным. В промышленности, агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве существуют
огромные проблемы водопользования. В бассейнах Волги, Дона, Кубани,
Урала, Иртыша и других важнейших рек сформировалась напряжённая
водохозяйственная обстановка. А проблема низкого качества воды актуальна для большинства крупных городов.
В сложившейся ситуации особую важность имеет формирование экологической культуры населения России. Эта приоритетная задача находится
в зоне постоянного внимания руководства страны. «Экологическая тема
должна стать модной и престижной… Сделать это можно только путём
экологического воспитания, образования»,– считает премьер-министр
Д.А. Медведев. Президент РФ В.В. Путин объявил 2013 год Годом охраны
окружающей среды в России. Документ «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года»
уделяет особое внимание механизмам формирования экологической
культуры, развития экологического образования и воспитания.
Урок «Вода России» – это существенный вклад в воспитание ответственного отношения к воде среди молодёжи. Он решает одну из самых актуальных задач современного образования – экологическое просвещение школьников с акцентом на повседневные практики водосбережения.
ЦЕЛИ УРОКА:
Закрепить знания учащихся о значении воды в жизни человека,
сформировать у школьников ответственное отношение
к водным ресурсам Россиинаучить их беречь воду в повседневной жизни.
Развивать речь, логическое мышление, умения сравнивать и делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи урока
• донести до учащихся значимость водных ресурсов для экономики,
социума и экосистемы нашей планеты;
• доступно, на наглядных примерах показать актуальные проблемы
использования водных ресурсов;
• прояснить роль государства в защите водных ресурсов России;
• обучить простым действиям и шагам по сбережению воды изо дня
в день, дома, в школе и на природе;
• мотивировать школьников делиться полученными знаниями и участвовать в водоохранных мероприятиях.
ОБОРУДОВАНИЕ: глобусы, физическая карта, ИД, тестовые задания, видеофильм «Охрана воды», ролики.
ХОД УРОКА:
1. Постановка учебных задач урока
— Звучит песня «Синяя вода» и ролик
— Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке сегодня?
-Но разве это новая для нас тема?
2. Актуализация опорных знаний
1. (слайд 2) Знакомьтесь, это Капа. Вместе с ней мы отправимся в путешествие по миру воды, узнаем удивительные факты и поймём, что вода – это огромное чудо, которое
нужно беречь и защищать.
Много ли воды на Земле? (слайд 2)
Много ли воды на Земле?
Если взглянуть на глобус, то кажется, что много. Но давайте разберемся!
Более 80% поверхности нашей Земли покрыто водой. Но целых 97% всей
этой воды – это солёная вода, непригодная для питья и других нужд человека.
Пресная вода составляет лишь 3% от всей воды на планете. При этом,
2/3 всей пресной воды закованы в ледники. Эту воду мы тоже не можем
использовать.
Что же получается? Только 1% воды на нашей планете пригоден для нужд
наших городов, деревень, сельского хозяйства, заводов и фабрик!
-Может ли человек жить без воды? (слайд 3)
без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды 2-3 суток. Вода входит в состав живых организмов. Ее содержание колеблется в широких пределах: около 10% в эмали зубов, в среднем 80% массы тела. Если человек взрослый весит 70 кг, то 50 кг из них – это вода;
Все живые существа – растения и животные – регулярно нуждаются в воде.
Мы с вами состоим из воды почти на 70%. Мы можем жить без воды всего
от 2 до 10 дней!
Многие животные и рыбы состоят из воды на 75%. Огурцы – на 95%,
яблоки – на 85%.
А медузы – почти полностью, на целых 99%!
Вывод: Она жизненно необходима и является помощником человека.
-Что же такое вода в нашей жизни? Сколько стоит это сокровище?
Что же такое вода в нашей повседневной жизни, сколько «стоит» это сокровище?
Давайте попробуем догадаться, а Капа нам в этом поможет!
Учитель задает вопросы, дети отвечают, затем всплывают правильные
ответы:
Как вы думаете, сколько литров воды уходит на производство одного
листа бумаги?
Сколько воды нужно, чтобы вырастить 1 кг риса?
А чтобы произвести одну пару джинсов?
А можете ли вы представить, сколько воды уходит на производство 1 кг
говядины?
Также даётся информация, без необходимости догадываться:
Знаете ли Вы?
На получение 1 тонны стали уходит 280 тонн воды.
А чтобы произвести 1 гамбургер, нужно 2,5 тонны воды.
(просмотр презентации слайд 4)
2.- Что мы ещё знаем о воде?
Какие виды водоёмов вы знаете?
3.Работа с картой. Определи о каком океане идёт речь и покажи его на карте.
4.Игра «Найди соответствие» (можно на ИД)
Байкал – озеро, Каспийское – море, Лена – река, Индийский – океан, Казанка – река, Волга – река, Тихий – океан, Чёрное- море, Серенский – пруд.
-Какие водоёмы нашей местности встретились вам здесь?
3. Изучение нового материала
1. Постановка проблемного вопроса
Сценка о загрязнении воды.
Ученик в костюме рыбки читает стихотворение
Трудно стало жить в реке:
Каме, Волге и Оке.
Ах, судьба моя жестока –
Негде спрятаться от стока.
Каждый норовит завод
Сбросить мусор в бездну вод.
Негде взять воды напиться,
Лучше сразу утопиться!
С ферм навоз течёт рекой.
Нарушает мой покой.
— На что жалуется рыбка? ( На грязные водоёмы, реки, моря.)
-Как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (тема, задачи)
2.Сегодня на уроке мы будем экологами, мы будем заниматься проблемами экологии.
Что же такое экология?
В переводе с греческого “экос” — дом, “логос” — наука. Следовательно, экология – это наука о доме. О каком доме? О том, который строители построили из кирпича и бетона? Нет, речь пойдет о природном доме, о связях между человеком и природой. Эта наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
Поговорим сегодня на уроке об охране воды. К концу урока вы должны будете знать: что наносит вред воде, узнать о мерах по охране воды, что мы можем сделать для охраны воды от загрязнения.
3.Тест . «Что вредит воде?» (Подчеркни, что вредит воде): на ИД
Бытовой мусор, нефть, водные животные, отходы заводов, водные растения, неисправный кран в доме.
(Проверка выполнения теста с комментариями учителя):
4. Рассмотрим на картинках «Как происходит загрязнение воды?»
1.Приезжают отдыхать на берег реки туристы. Они разжигают костер, кушают и выбрасывают мусор в реку.
— Что происходит? (Река загрязняется).
2. Проходит время и на берегу реки люди построили завод для изготовления бумаги. Он использует воду и потом грязную сливает в реку.
— Что случилось с рекой и ее обитателями? (Рыба умирает, животные заболевают – река гибнет)
— Значит нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не будет книг, тетрадей)
— Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе?
5. Просмотр презентации и комментирование учителем
СЛАЙД
Как же мы с вами теряем бесценную воду?
Более 20% воды теряется и загрязняется «по дороге» в наши дома, из-за
плохого состояния водопровода. Огромное воздействие оказывают химические аварии, а также промышленные сточные воды, вырубка лесов
по берегам и осушение болот.
СЛАЙД
Любой мусор, который мы бросаем на землю, рано или поздно оказывается в воде.
Мы загрязняем воду, когда моем машину в реке, используем чистящие
средства и другую химию.
Каждый год в океаны попадает 9 млн тонн пластика. Это бутылки, пакеты, упаковка – мусор, который не разлагается и никуда не исчезает
сотни лет. 1 миллион морских животных ежегодно гибнет, принимая
пластик за еду.
Да, человек оказывает негативное, разрушительное воздействие на воду.
Но каждый из нас способен это изменить. В наших силах начать беречь
воду изо дня в день, и даже стать настоящими экогероями – Хранителями воды. Как же это сделать?
СЛАЙД
Для начала попробуем угадать, сколько воды мы с вами тратим каждый день.
Учитель задает вопросы, ученики отвечают, затем всплывают правильные ответы:
Сколько воды мы тратим на чистку зубов?
Ответ – 10 литров, или 1 ведро воды.
Сколько воды мы тратим, когда принимаем душ в течение 5 минут?
Ответ – 100 литров воды, или 10 вёдер.
А на прием ванны? Ответ – 200 литров, или 20 вёдер.
А на смыв в туалете? Ответ – 10 литров, или 1 ведро.
СЛАЙД
Воды в России много, но она распределена неравномерно.
Там, где живёт 80% населения, сосредоточено всего 8% пресной воды.
В нашей стране есть и такие районы, где питьевой воды не хватает.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.Работа с учебником с.67 (чтение детьми)
4.Закрепление изученного материала
1. .Что же нужно делать для спасения рек и озёр?
Вывод:
экономно расходовать;
очищать;
строить очистные сооружения;
использовать очищенную воду вторично;
следить за исправностью кранов.
СЛАЙД
Кто же отвечает за сохранность водных ресурсов в нашей стране? В первую очередь, государство.
Министерство природных ресурсов и экологии реализует всероссийскую программу «Вода России». Цель программы – сохранить либо восстановить реки
и водоёмы, чтобы люди могли пользоваться чистой, качественной водой.
СЛАЙД
Программа «Вода России» уделяет большое внимание просвещению людей. Организуются уроки о воде для школьников и студентов, проводятся
всевозможные конкурсы и конференции, создаётся социальная реклама – например, плакаты, комиксы или видеролики. Благодаря этому дети
и взрослые всё больше узнают о том, как ценна вода и как важно ее беречь.
СЛАЙД
Ещё один способ узнать много нового и полезного о воде – это научно-популярная он-лайн энциклопедия «Вода России»
Над разделами энциклопедии работали десятки учёных и фотографов.
Сейчас Энциклопедия открыта не только для чтения и изучения, но и позволяет пользователям самим добавлять фотографии и отмечать на карте
водоемы своей местности. Также этот ресурс – ваш постоянный помощник в изучении школьных дисциплин.
СЛАЙД
Но на самом деле, помочь рекам и озёрам может каждый из нас. Например, выйти на субботник и очистить берега от мусора. Яркий пример –
экологическая акция «Нашим рекам и озёрам – чистые берега!», которая
прошла в 2015 году. 170 000 человек из 72 регионов страны, от Сахалина
до Калининграда, объединились вместе с государством и очистили более
1700 водных объектов, собрав 300 тысяч тонн мусора. Акция проходит
ежегодно.
СЛАЙД
22 марта в мире празднуют Всемирный день воды.
В этот день также проводятся акции по уборке берегов, экопросвещению,
сбережению воды дома и на работе. Во всём мире люди совершают множество простых, но важных действий, чтобы сохранить воду и научиться
бережному, рациональному отношению к ней.
5. Итог урока
1.Какой личный вклад может внести каждый из нас в дело охраны водных ресурсов нашей страны?
(Нарисовать плакаты и развесить по городу с призывом беречь и экономить воду.)
Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей среды.
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь…»
Антуан де Сент – Экзюпери.
2. Конкурс плакатов «Берегите воду»
3. Можем ли мы с вами уже сегодня стать настоящими Хранителями Воды?
Просмотр ролика «Советы по сбережению воды»
4.Мы не ценим её, мы как дети с игрушкой играем,
С этим главным сокровищем , чистой студёной Водой,
Загрязняем её, отравляем её, убиваем…
Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?
Очень хочется верить, что люди всей нашей планеты,
Самый важный источник всей жизни на этой земле сохранят,
И в далёком пространстве планета Земля голубая,
Будет также сиять, как и тысячу лет назад!
Заключительное слово учителя
«Друзья, наше увлекательное путешествие по миру воды подошло
к концу. Вы были прекрасными экологами! Вместе мы узнали, что можем делать каждый день дома и в школе для сохранения этого бесценного сокровища! Наш урок заканчивается,
но добрые дела по защите воды только начинаются
multiurok.ru
Охрана вод от загрязнения.
Источники загрязнения водных объектов чрезвычайно многообразны. Прежде всего, это стоки городов и промышленных предприятий. В последние годы в ряде районов с ними «конкурируют» стоки животноводческих комплексов и воды, поступающие с ирригационных массивов и богарных земель. Во многих регионах мира загрязнение вод все больше связывается с атмосферными осадками. Определенную роль в ухудшении качества воды играет изменение режима рек и озер. Загрязнение водосборной площади, закачка промышленных стоков в подземные горизонты, фильтрация и утечка вод из различных отстойников и накопителей приводят к загрязнению и подземных вод.
Наиболее распространенным, опасным и повсеместным источником загрязнения воды являются нефтепродукты. Этому способствуют широкое использование нефти и нефтепродуктов в различных отраслях народного хозяйства, добыча нефти в прибрежных районах и на шельфах внутренних морей, транспортировка ее водным, железнодорожным и автомобильным транспортом, а также по трубопроводам. Попав в водоем, 1 т нефти растекается по поверхности площадью 12 км2. Особо сильные бедствия народное хозяйство терпит во время тех или иных аварий при добыче и транспортировке нефти.
В сточных водах химических предприятий находится много фенолов, которые придают воде резкий, неприятный запах, нарушают биологические процессы. Стоки многих предприятий, а также шахтные и рудничные воды содержат значительное количество цинка и меди. В последние десятилетия появившиеся в сточных водах синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ) резко ухудшают биохимическую очистительную способность воды. Даже относительно небольшие концентрации СПАВ ведут к прекращению роста водной растительности, усилению неприятного запаха, нередко образуют стойкие скопления пены.
Тепловые и атомные электростанции, потребляющие огромные количества воды и сбрасывающие в водоемы подогретые воды, ведут к тепловому загрязнению водоемов, что нарушает термический, гидрохимический и гидробиологический режимы водных объектов.
Существенный источник загрязнения воды — коммунальное хозяйство населенных пунктов. В составе коммунальных стоков наряду с фекальными водами, которые содержат особо опасные для здоровья человека яйца гельминтов, а также болезнетворные микробы и вирусы, имеется много вредных соединений, сбрасываемых предприятиями пищевой промышленности, автомобильного транспорта, общественного питания, торговли. Причем, если в настоящее время по количеству отводимых в водные объекты стоков на первом месте стоит промышленность, то в перспективе, при повышении культуры производства и по мере роста благоустройства населенных пунктов и их числа, это соотношение будет изменяться, и количество бытовых сточных вод возрастет. Ливневые стоки с городских территорий, общая площадь которых составляет многие десятки тысяч квадратных километров, включают значительное количество нефти, органических продуктов. В отличие от бытовых и промышленных, они большей частью не подвергаются очистке.
Одним из источников загрязнения вод является сельское хозяйство. Основными загрязняющими ингредиентами в поверхностном стоке с сельскохозяйственных угодий выступают частицы почвы, органическое вещество (гумус), удобрения и пестициды, вредные микроорганизмы. Из внесенных на склоновые земли удобрений вымывается до 20% азота, 2-5% фосфора и 10-70% калия. Вынос пестицидов с богарных земель достигает 1%, с орошаемых — до 4% от внесенного количества. Поскольку стоки с полей невозможно пропустить через очистные сооружения, опасность загрязнения вод удобрениями и пестицидами трудно переоценить. Биогенные вещества способствуют интенсивному «цветению» воды, вызывают прогрессирующую эвтрофикацию водных объектов и приводят к нарушению процессов самоочищения.
Животноводческие комплексы и фермы, как правило, располагаются на берегах водоемов и рек. При отсутствии жижесборников и навозохранилищ их отходы смываются ливневыми стоками или спускаются в водные объекты. Эти отходы содержат яйца гельминтов и патогенные микроорганизмы. В России в год животноводческими комплексами и фермами спускается в водоемы более 1 млрд м3 отходов, что соответствует по степени загрязнения биогенными элементами количеству бытовых вод от городов с суммарной численностью населения около 300 млн. человек. Общий годовой сток крупных птицефабрик в 1,5 раза превышает объем сточных вод животноводства.
Водный транспорт представляет угрозу для чистоты водоемов и водотоков в случае прямого сброса в них отходов, особенно подсланевых вод, сильно загрязненных нефтепродуктами. Значительное количество нефти попадает в водные объекты при перевозке ее танкерами, сливании балластной воды, которой заполняются танкеры для придания им устойчивости во время холостых ходов и которую нередко сбрасывают в водоемы, чтобы не терять время на станциях промывки. Аварии же танкеров приводят к неисчислимым бедствиям, губят флору и фауну, нарушая условия водоснабжения населенных пунктов и выводя из строя пляжи.
Многие реки нашей страны, преимущественно на севере и в горных районах, загрязняются при сплаве леса, прежде всего на тех участках, где имеется молевой сплав. До 10% бревен тонут и остаются лежать на дне; на дно же оседает и кора. Затонувшая древесина, медленно разлагаясь, поглощает кислород и отравляет воду фенолами и др. вредными веществами. Особенно большой ущерб молевой лесосплав наносит рыбному хозяйству, разрушая нерестилища, травмируя рыбу и кормовые организмы.
Такой источник загрязнения водных объектов, как атмосферные осадки, содержит промышленные выбросы. Ежегодно в атмосферу Земли поступает более 53 млн. т оксидов азота, 200 млн. т оксида углерода, около 150 млн. т диоксида серы, 200-250 млн. т пыли и 120 млн. т золы. Твердые частицы перемещаются воздушными потоками на большие или меньшие расстояния и нередко выпадают непосредственно на водную поверхность. Газообразные выбросы, растворяясь в атмосферной влаге, выпадают на поверхность Земли в виде «кислотных» дождей иногда на расстоянии многих сотен километров от мест их зарождения. От «кислотных» дождей особенно сильно страдают озера и леса.
В ряде районов водные объекты загрязняются при добыче полезных ископаемых, торфоразработках. За последние десятилетия существенным источником загрязнения рек и водоемов стала рекреация, особенно такие ее виды, как массовое купание и маломерный флот. Все большую роль в загрязнении водоемов и водотоков играет гидротехническое строительство. Зарегулирование стока рек и создание водохранилищ привело к значительному замедлению водообмена, в частности в Волге примерно в 10 раз. Уменьшение скорости водообмена явилось одной из причин массового развития сине-зеленых водорослей. Среди подземных вод в наибольшей степени от загрязнения страдают грунтовые, поскольку артезианские водные горизонты, перекрытые водоупорными породами, находятся в более благоприятных условиях. Отмечается как бактериальное, так и химическое загрязнение подземных вод. Основными источниками бактериального загрязнения подземных вод служат поля ассенизации и фильтрации, скотные дворы, разного рода выгребные ямы, неисправные канализационные сети.
Итак, деятельность человека существенно изменила объем и скорость массоэнергетических потоков, в результате чего водные объекты теряют возможность самоочищения или превращаются в мертвые.
studfiles.net
1.2 Охрана водных ресурсов от загрязнения и истощения. Охрана гидросферы от загрязнения
Похожие главы из других работ:
Актуальность охраны природы
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ОХРАНА
Когда мы хотим подчеркнуть ценность чего-либо, мы обычно сравниваем это что-то с золотом. Белым золотом называют хлопок, зеленым — лес, черным — нефть. С чем же сравнить ценность обычной, простой, не говоря уже о минеральной…
Воздействие скважинного способа добычи полезных ископаемых на окружающую среду
3.3 Охрана водных ресурсов
Если охрана земной поверхности, рациональное использование почвы и сохранность ландшафта предусмотрены самой сущностью технологии ГМ, а регулирование качества воздушной среды достигается сравнительно простыми техническими приемами…
Изменение гидросферы
2. Истощения водных ресурсов
Пресные воды составляют ничтожную (около 2% гидросферы) долю от общих запасов воды в природе. Пресная вода, доступная для использования, находится в реках, озерах и подземных водах. Ее доля от всей гидросферы составляет 0,3%…
Охрана водных обьектов Российской Федерации
4. Охрана водных ресурсов
Статистика водных ресурсов — подотрасль статистики окружающей среды и природных ресурсов, изучающая запасы водных ресурсов,их состав и состояние, обеспеченность экономики водными ресурсами, водозабор,водопотребление, водоотведение…
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России
2.2 Охрана и рациональное использование водных ресурсов
Вода является важным источником продовольствия для людей и других обитателей суши, источником получения ценного сырья и топлива. Океаны, моря, реки и другие водоемы представляют собой природные пути сообщения и имеют рекреационное значение…
Оценка воздействия на окружающую среду к станции технического обслуживания ТОО «АСАКА», расположенной в г. Павлодаре по ул. Суворова, 9/2
3. Охрана водных ресурсов
Вода используется на хозяйственно-питьевые нужды путем привоза от уличной водоразборной колонки. Здание СТО не подключено к центральному водопроводу. Вода хозпитьевого качества должна соответствовать требованиям СанПин 2.1.4…
Природные ресурсы и их классификация
1. Рациональное использование и охрана водных ресурсов в сельском хозяйстве
Повышение эффективности мер по охране окружающей среды связано, прежде всего, с широким внедрением ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологических процессов, уменьшением загрязнения воздушной среды и водоемов…
Проблемы и охрана водных ресурсов Новосибирской области
Глава 2. Проблемы и охрана водных ресурсов Новосибирской области
…
Промышленные загрязнения окружающей среды
2. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.
Водные ресурсы — это запасы поверхностных вод, уже использованные или подлежащие использованию в будущем, включают поверхностные и подземные воды. Усиление антропогенного воздействия на реки, озера и водохранилища…
Разработка экологического паспорта ТНВ «Чечель и К»
7. Охрана и рациональное использование водных ресурсов
Орловская область — край многочисленных рек и представляет собой географический центр питания важнейших речных систем Европейской части России, На ее территории формируется поверхностный сток рек бассейна Волги, Дона и Десны…
Специфика влияния авиационного транспорта на окружающую среду
3.1.2 Охрана водных ресурсов (На примере компании «Аэрофлот»)
Мировые запасы воды на Земле огромные. Однако, это преимущественно соленая вода мирового океана. Запасы пресной воды, потребность людей в которой является особенно жизненно важной, незначительные и исчерпаемые…
Экологическая оценка процессов загрязнения природных вод и технологий их очистки на станциях «Водоканала»
ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Одним из мероприятий по защите водных ресурсов является организация водоохранных зон. В границе, непосредственно примыкающей к руслам малых рек, создаются прибрежные полосы, в пределах которых хозяйственная деятельность строго ограничена…
Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду предприятия по производству керамической плитки
2. Охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения
Возможными источниками загрязнения поверхностных и подземных вод являются: · неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды · поверхностные сточные воды · фильтрационные утечки вредных веществ из емкостей…
Экологические проблемы Кореневского района Курской области
1.2 Истощения и загрязнения водных ресурсов и водных объектов
Анализ состояния окружающей среды Кореневского района Курской области позволяет выделить следующие основные проблемы в данной сфере, обусловленные как результатами хозяйственной деятельности в прошлом…
Экологическое состояние водных объектов Челябинской области
4. Регулирование, использование и охрана водных ресурсов
Общий объем сброса сточных и транзитных вод по области в 2005 г. составил 799,80 млн м3, что на 68,47 млн м3 больше, чем в предыдущем году, в т.ч. по приемникам стоков: — в поверхностные водные объекты — 666,64 млн м3 сточной воды и 110…
eco.bobrodobro.ru
Мероприятия по охране вод от загрязнения
Поиск ЛекцийПредприятия, организации и учреждения, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны осуществлять мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, а также улучшение их состояния и режима. Мероприятия, направленные на охрану вод, предусматриваются в государственных планах развития народного хозяйства.
Сброс в водные объекты производственных, бытовых и других видов отходов и отбросов (за исключением сточных вод) запрещается. Владельцы средств водного транспорта, трубопроводов, плавучих и других сооружений на водных объектах, лесосплавляющие и другие организации обязаны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесных, химических, нефтяных и других продуктов. Не допускается загрязнение и засорение поверхности водосборов, ледяного покрова водоемов различными отходами и отбросами, а также нефтяными и химическими продуктами, смыв которых ухудшает качество вод.
Предприятиям и учреждениям государственным банком предоставляются долгосрочные и краткосрочные займы на строительство, реконструкцию и ремонт городских и промышленных канализационных систем, оборотных систем водоснабжения и других объектов водоохранного значения. Для экономии воды, забираемой из источников, разрабатывают нормы водопотребления и водоотведения для всех отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства.
В целях охраны вод от засорения запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96 ВК РФ). Запрещается захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты, а также проведение на водных объектах работ, при которых используется ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.
Правовые природоохранные меры
Правовая охрана вод — это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод — устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РК).
Закон устанавливает обязанности водопользователей принимать меры к сокращению расхода воды, прекращению сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (применения безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, замкнутых систем технического водоснабжения и др.) (ст. 98, 105 Водного кодекса РК).
Водным кодексом РК регулируются также вопросы аварийного загрязнения вод в результате залповых сбросов вредных веществ, определяются понятия зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах (ст. 97, 116 ВК РК), предусматриваются меры предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод (наводнений, затоплений, разрушения берегов, плотин и т. д., заболачивания и засоления земель, эрозии почв, селей и др.).
Законодательством предусмотрено создание различных категорий особо охраняемых водных объектов — природных экосистем, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности. Это могут быть участки внутренних морских вод, водно-болотные угодья, водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам, зоны охраны истока или устья водных объектов, места нереста ценных видов рыб и др.
Органы, регулирующие использование вод и осуществляющие их охрану, имеют право налагать штрафы на руководителей предприятий и отдельных лиц за нарушение правил охраны, закрывать отдельные цеха или целые предприятия, сточные воды которых загрязняют водные объекты.
Заключение
Все воды земли находятся в тесной связи с литосферой, атмосферой и живым веществом биосферы. Последние десятилетия знаменуются усилением антропогенового воздействия на водные ресурсы планеты. Из-за загрязнения вызываемого стоками начинаются различные биогенные мутации. Загрязнение водных ресурсов земли стало важнейшей международной проблемой, а необходимость охраны водной среды от загрязнений диктуется требованиями рационального использования природных ресурсов. Охрана природы, и водных ресурсов в частности, — задача нашего века, проблема ставшая социальной. Для решения проблем, связанных с загрязнением вод требуются целенаправленные и продуманные действия по улучшению положения.
Стоит задуматься, неужели нам не дорога собственная жизнь, которую мы беспощадно, незаметно для себя губим. А объем загрязнений водоемов с каждым кодом увеличивается во много раз. Так как водные ресурсы играют главнейшую роль в жизнедеятельности человека, а этот человек, понимая всю их важность для своей жизнедеятельности, продолжает их загрязнять, то начинать любить и бережно относиться, к ним нужно учить с самого детства.
Список литературы
1. Ю. В. Новиков
«Экология, окружающая среда и человек.» Москва 1998г.
2. И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков
«Окружающая среда и ее охрана.»
3. В. Д. Ермакова, А.. Я. Сухарева
«Экологическое право Росси.» Москва 1997г.
4. Т. А. Хорунжая
«Методы оценки экологической опасности.» 1998г.
5. В. И. Данилов-Данильянов
«Экологические проблемы: Что происходит, кто виноват и что делать.»
6. www.wikipedia.org
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
«Вода России» — Охрана вод
Охра́на вод – система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод (ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения).
Охрана вод от загрязнения – система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения (СанПиН 2.1.5.980-00. Водоотведение населённых мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Термины и определения).
Охрана водных объектов – система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ).
Вода – один из главных компонентов природной среды, основы охраны которой приведены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Непосредственно основные принципы и правила охраны вод отражены в водном законодательстве.
На всех водопользователей в законодательном порядке возлагается обязанность сокращать объёмы изъятия и потери воды, не допускать засорения, истощения и загрязнения водных объектов. Запрещён сброс сточных вод (СВ) в водные объекты, если последние отнесены к особо охраняемым, содержат природные лечебные ресурсы, находятся в местах массового отдыха населения или курортных зонах, а также в местах нереста и зимовки ценных видов рыб и т.п.
В основу охраны вод положены следующие основные принципы:
- нормирование качества вод;
- нормирования антропогенного воздействия на водные объекты;
- регулярный контроль (мониторинг) состояния вод;
- платность воздействия;
- осуществление государственного надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием водных объектов;
- соблюдение принципа: загрязнитель платит.
Нормирование качества вод состоит в установлении для воды водного объекта совокупности допустимых значений показателей её состава и свойств, в пределах которых надежно обеспечиваются здоровье населения, благоприятные условия для хозяйственного использования вод и экологическое благополучие водного объекта.
К нормативам качества вод относятся:
- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния вод, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния вод, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества вод, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.
Допустимые значения показателей состава вод устанавливаются в зависимости от вида водопользования. В настоящее время выделяют следующие виды водопользования: хозяйственно-питьевое, культурно-бытовое и рыбохозяйственное. Хозяйственно-питьевое водопользование предусматривает использование водных объектов в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и предприятий пищевой промышленности. Под культурно-бытовым водопользованием понимается использование водных объектов для купания, отдыха и занятий спортом. Требования к качеству воды для этого типа водопользования распространяются на все водные объекты, находящихся в черте населённых пунктов.
Практически все водные объекты отнесены к рыбохозяйственным и делятся, исходя из требований рыбного хозяйства, на три категории. К высшей категории относятся места нерестилищ, массового нагула и зимовья ценных видов рыб, а также охранные зоны хозяйств, занимающихся разведением и выращиванием рыб и других водных животных. К первой категории относятся водоёмы и водотоки, которые используются для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, имеющих высокую чувствительность к концентрации растворённого кислорода в воде; ко второй категории относятся водоёмы, используемые для иных рыбохозяйственных нужд.
Существуют две группы нормативов качества: первая группа установлена исходя из рыбохозяйственного использования водных объектов, вторая группа – из санитарно-гигиенических требований. Разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Нормирование антропогенного воздействия заключается в ограничении негативного воздействия на водные объекты при хозяйственной и иной деятельности. К видам негативного воздействия на водные объекты относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее и другие виды физических воздействий. Также устанавливаются нормативы изъятия вод из водных объектов.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на водный объект или водохозяйственный участок, нормативов качества воды, а также технологических нормативов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды (вод) с учётом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причинённого окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Для контроля соблюдения водохозяйственного законодательства проводятся регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, за количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод, что обеспечивается Государственной системой мониторинга водных объектов .
В настоящее время в рамках системы мониторинга проводятся следующие основные виды наблюдений:
- за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;
- за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
- за фоновым загрязнением водных объектов;
- за радиоактивным загрязнением водных объектов.
Основу Государственной системы мониторинга составляет наблюдательная сеть Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая решает следующие задачи:
- наблюдения за уровнем загрязнения вод и донных отложений рек, озёр, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния водных ресурсов, определения эффективности мероприятий по их защите;
- обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязнённости;
- обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны и рационального использования водных ресурсов, составления планов развития экономики с учетом состояния водных ресурсов;
- оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов.
Система мониторинга базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются на водоёмах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязнённых участках.
Помимо Росгидромета мониторинг поверхностных и подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевых целей, осуществляет Роспотребнадзор.
Ведение локального мониторинга в зоне их влияния в соответствии с законодательством возложено на хозяйствующие субъекты.
Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возложено и на бассейновые водные управления. Велика роль наблюдательной сети бассейновых водных управлений в мониторинге трансграничных водных объектов, т. е. водных объектов, формирующих свой сток на территории двух и более государств.
Платность водопользования – основа, на которой базируется экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов. Любое пользование водным объектом является платным. Ставки платы за пользование водными объектами, порядок расчёта такой платы устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Объекты налогообложения – виды пользования водными объектами:
Выплаты, связанные с водозабором, составляют около 85% общей суммы соответствующего налога и платежей (остальное приходится на налог/платежи за использование водных объектов для гидроэнергетики и иных целей). Часть платежей составляют платежи за негативное воздействие на водные объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 функции государственного надзора в области использования и охраны водных объектов возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), находящуюся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Данная служба осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы (Управления Росприроднадзора в соответствующих субъектах Российской Федерации) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Территориальные органы Росприроднадзора совместно с представителями Центра лабораторного анализа и технических измерений (ФБУ ЦЛАТИ) по соответствующему федеральному округу осуществляют контроль водопользователей.
Санитарно-эпидемиологический надзор на водных объектах и системах водоснабжения осуществляет Роспотребнадзор. Органы Роспотребнадзора проводят как плановые, так и внеплановые проверки предприятий на предмет соблюдения требований санитарного законодательства, защиты прав потребителей.
Соблюдение принципа: загрязнитель платит. Этот принцип включает два положения: во-первых, платежи должны идти целевым назначением на процессы восстановления, реабилитации водных объектов и никуда более; во-вторых, платить должен не только тот, кто сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты, но всякий, кто оказывает на водные объекты и их водосборы иные негативные виды воздействия, в том числе и в результате аварийных ситуаций (аварии на транспорте, продуктопроводах). При наличии этих двух дополнений сформулированный выше принцип становится принципом компенсации: наносящий природе ущерб обязан содействовать её оздоровлению. Иными словами, всякая деятельность, наносящая ущерб водным объектам, должна быть одновременно источником средств, труда по их восстановлению (реабилитации).
Охрана вод (водных объектов) включает реализацию следующих конкретных мероприятий:
- установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, примыкающих к береговой линии водных объектов;
- установление зон санитарной охраны источников водоснабжения;
- строительство очистных сооружений перед сбросом производственных и коммунальных сточных вод в водные объекты;
- внедрение оборотных систем водоснабжения на промышленных предприятиях;
- сбор и очистку ливневых вод с территорий населённых пунктов (селитебных территорий), площадок предприятий и других объектов.
Водоохранными зонами являются территории, прилегающие к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр и водохранилищ с установленным специальным режимом осуществления хозяйственной деятельности.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трёх поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Очистные сооружения представляют собой комплекс инженерных сооружений в системе канализации населённого места или промышленного предприятия, предназначенный для очистки сточных вод от содержащихся в них загрязнений. Цель очистки – подготовка сточных вод к использованию на производстве или к спуску вводные объекты.
Производственные сточные воды, как правило, подвергаются вначале очистке на локальных очистных сооружениях для снижения концентрации загрязнений, извлечения и утилизации находящихся в них полезных веществ, а также для подготовки этих вод к очистке на общезаводских очистных сооружениях (если это необходимо). После локальной очистки или обработки на общезаводских очистных сооружениях сточные воды могут быть снова использованы в технологическом процессе. В отдельных случаях очищенные производственные воды спускаются в водоёмы либо (без полной очистки) – в городские канализационные системы.
В настоящее время стоит задача расширения систем оборотного водоснабжения, обеспечивающих как снижение потребления свежей воды из водных объектов или систем водоснабжения, так и снижение сбросов загрязнённых вод в водные объекты.
Е.В. Федорова
water-rf.ru
Охрана вод гидросферы от загрязнения
Разделы: География
“Встань пораньше, умойся и приведи
в порядок свою планету”.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Учебно-воспитательные цели урока:
1. Обобщить знания учащихся о гидросфере и окружающей среде Баренцрегиона.
2. Продолжить формирование элементарных понятий об экологии, выделив взаимосвязи “природа-человек”, показать последствия воздействия человека на природу.
3. Познакомить с приемами использования полученных знаний на практике.
4. Закрепить знания о путях улучшения природы своей местности, ее охраны от истощения и загрязнения.
5. Продолжить формирование приемов учебной работы в группах.
Оборудование урока:
1. Физическая карта полушарий, физическая карта Мурманской области.
2. Атласы (на партах).
3. Диск “Релаксация с музыкой и природой”
4. Глобус.
5. Стенд “Сегодня на уроке” — выставка рисунков учащихся на экологическую тематику, плакаты
6. Выставка книг по охране природы.
7. Гербарий “Водоросли”, экспонаты “Двустворчатые моллюски”.
8. Мультимедиа-система с презентацией по теме урока.
Ход урока
1. Организация урока (класс разделен на 4 группы, на столах жетоны, которые выдаются в течение урока за правильные ответы учащихся, команда – победительница поощряется оценкой “5”,в конце урока выставляются оценки всем ученикам, по мере количества жетонов, которые заработал каждый ученик непосредственно сам)
2. Работа над пройденным материалом.
Учитель: ребята, вам предлагаются вопросы и задания по теме “Гидросфера”, за каждый правильный ответ вы получаете по одному жетону – балла (Приложение 1)
Задания для группы №1
1. Дайте определение понятию “река”.
2. Что такое речная система, речной бассейн?
3. Как называется сравнительно кратковременное внезапное поднятие уровня воды в реке?
4. Чем равнинные реки отличаются от горных?
5. Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений
(испарение, облака, осадки, река, море)
6. Установите соответствие:
Источники преобладающего питания | Реки |
1) Грунтовое | 1) Волга |
2) Снеговое | 2) Амур |
3) Дождевое | 3) Сырдарья |
4) Ледниковое | 4) Нет соответствия |
Задания для группы №2
1. Какие воды называют подземными?
2. В чем отличие грунтовых вод от межпластовых?
3. Почему одни горные породы пропускают воду, а другие –нет?
4. Какой географический объект имеет координаты 53°с.ш. и 142 °в.д.?
5. Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений (горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище)
6. Установите соответствие:
Подземные воды | Особености |
1) Грунтовые 2) Межпластовые |
1) Водоупорные слои сверху и снизу 2) Имеет один водоносный слой 3) Могут иметь несколько водоносных слоев 4) Имеют водоупорные пласты только сверху |
Задания для группы №3
1. Что называется озером?
2. Назовите самое глубокое озеро в мире.
3. Чем отличаются сточные озера от бессточных?
4. Перечислите основные свойства воды.
5. Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений (вода, соленость, доля вещества)
6. Установите соответствие:
Тип озера | Озера |
1) Сточное | 1) Каспийское |
2) Бессточное | 2) Байкал |
Задания для группы №4
1. Что называется ледником?
2. Как и где образуются ледники?
3. Каковы причины образования волн?
4. Назовите материк на 98,5% покрытый ледником.
5. Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений (океан, корабль, лед, гора, опасность)
6. Установите соответствие:
Тип ледников | Свойства |
1) Горные ледники 2) Покровные ледники |
1)…образуются, где снеговая линия
находится низко 2)…обладают пластичностью 3)…имеют форму щитов, куполов 4)…можно сравнить с рекой |
3. Работа по восприятию и осмыслению нового учебного материала.
3.1. Ознакомление с выставкой книг, эпиграфом урока, цитатой:
Учитель: “Вода, у тебя нет ни вкуса ни запаха, тебя невозможно описать,
Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь” (Антуан де Сент-Экзюпери)
Учитель: ребята, о чем эти слова? (О том, что без воды человек существовать не может, и ничто не может заменить ее).
На питье, приготовление пищи и другие бытовые нужды городскому жителю требуется 300-400 л воды в сутки. В год это составляет 110-150 м3 воды. Большое количество воды расходуется на производственные нужды. На изготовление 1 т сахара затрачивается 100м2 воды,1 т стали-150 м3воды,на 1 т бумаги-900 м 3, на 1 т резины -1500 м 3 воды. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. м3 воды. Вода жизненно необходима человеку не только для питья, санитарно-гигиенических целей, для промышленности, но и для сельского хозяйства, производства электроэнергии, рыболовства, транспортных перевозок, отдыха и многих других видов деятельности.
3.2 Мотивация к изучению нового материала.
Учитель: сообщает о том, что он сегодня возьмет на себя роль сказочника и расскажет сказку о “нефтяной” рыбке (Приложение 2) (на музыкальном фоне)
3.3. Источники загрязнения гидросферы
Учитель: ребята, назовите источники загрязнения гидросферы.
Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые стоки, тепловое и радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы.
3.4. Знакомство с фактами загрязнения гидросферы (сообщения учащихся о видах загрязнения Баренцева моря, оз.Имандра, оз.Пермус), (Приложение 3) на настенной карте устанавливаются значки “Экологическая тревога”
3.5. Последствия воздействия человека на природу.
Учитель: ребята, послушайте, какие могут быть последствия воздействия человека на природу.
(сообщение учащегося) (Приложение 4)
Учитель: ребята, вам предлагается решить задачи на экологическую тематику:
Задачи:
1. Ученые подсчитали, плотное скопление мидий, заселяющих 1 м2 площади дна, за сутки способно профильтровать 280м2 воды. На основании приведенного факта объясните, каково значение фильтрации воды мидиями для водоема.
ОТВЕТ: мидии-двустворчатые моллюски. Это одна из основных групп животных, обеспечивающих чистоту воды. Подавляющее большинство видов этой группы по способу питания — фильтраторы: они засасывают воду, которая содержит органические и минеральные частицы, взвешенные в воде, а выводят чистую профильтрованную воду.
2. Проанализируйте ситуацию: жители северного побережья Австралии охвачены тревогой-купаться опасно — в заливе появились ядовитые медузы. Они особенно опасны, потому что прозрачны и практически не видны в воде. Специалисты связывают появление медуз с уменьшением численности морских черепах, а. в конечном счете, вину возлагают на человека.
Объясните, какие связи могут существовать между медузами, черепахами и человеком.
ОТВЕТ: численность черепах снизилась по двум причинам:
1) из-за загрязнения вод залива промышленными и бытовыми отходами;
2) из-за хищнического истребления животных: черепахи питаются медузами, при уменьшении численности естественных врагов численность медуз резко возросла.
3. Биологи заметили такую интересную зависимость: как только в водоемах истребляют выдр, в них вначале рыбы становится больше, но потом заметно меньше. Если снова в тех реках и озерах расплодятся выдры, то опять в них увеличивается численность рыб. Объясните закономерность.
ОТВЕТ: выдра в первую очередь ловит больных и ослабленных рыб, этим препятствуя распространению болезней и паразитов.
4. Плотность поселений съедобной мидии достигает примерно 2 тысячи особей на 1м2 площади дна. Мидия при оптимальной температуре фильтрует за один час до 5 литров воды. Подсчитайте, сколько воды отфильтруют мидии, обитающие на 5м 2 морского дна, за 8 часов.
ОТВЕТ:400 тыс. литров воды.
5. В морском заливе на площади 30 га.с обираются разводить двустворчатых моллюсков-мидий. Какой урожай можно получить, если скопление мидий может достигать до 20 кг. на 1м2? В чем заключается экономическое и экологическое значение разведения мидий в заливе?
ОТВЕТ:3 тыс.
6. В первый год жизни карп, выращиваемый в прудовом хозяйстве весит 20 г., на второй год его масса достигает 600г.
Средняя продуктивность пруда 250 кг.на га. Вычислите, сколько рыбы дает пруд площадью 25 га и сколько карпов 2-го года в нем может быть.
ОТВЕТ: пруд может дать 6250 кг.рыбы; карпов приблизительно 10416 кг.
4. Закрепление пройденного материала. Работа в группах (на карточках — задания)
Задания для группы №1.
Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
1) выбросите его в реку;
2) оставите на берегу;
3) поступите как-то иначе.
Задания для группы №2
После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
1) ничего не стану делать — пусть природа сама разбирается;
2) наловлю и сварю уху;
3) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
Задания для группы №3
Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете:
1) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;
2) выберите полянку, находящуюся на расстоянии около 300 м от воды и без широкого вида на речку.
Задания для группы №4
На какой лодке вы предпочтете кататься на малой реке — на моторной или весельной? Почему?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Учитель: ребята, какие меры вы бы предложили по охране вод от загрязнения?
(заслушать возможные ответы учащихся)
МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ВОД ГИДРОСФЕРЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
1. Строительство очистных сооружений,
2. Совершенствование технологических процессов.
3. Введение системы оборотного водоснабжения.
4. Бережное использование воды — ее экономия.
Подведение итогов урока, выставление отметок.
Домашнее задание: провести акцию по экономии воды в школе (после урока пройти по школе и посмотреть, не текут ли краны в местах общего пользования) и дома, данные записать в тетрадь. (Пример: дома из крана на кухне или ванной комнате капала вода. Стакан наполнился через какое – то время (записать), значит за сутки пропадет зря …?…. чистой пресной воды)
29.05.2014
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai