Меркосур является объединением стран в – , —

Меркосур

МЕРКОСУР представляет собой Южноамериканский общий рынок. Торговый пакт о его создании был подписан в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. С 5 июля 2006 г. к МЕРКОСУР присоединилась Венесуэла. Однако процесс полной интеграции Венесуэлы в сообщество займет около 4 лет.

В настоящее время МЕРКОСУР — это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено более 45% населения (около 250 млн чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. дол. США), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота (свыше 300 млрд. дол.) и 33% объема внешней торговли континента. В пределах группировки обеспечена свободная миграция капиталов и рабочей силы, действуют общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран, координируется политика в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, в валютно-финансовой сфере.

АТЭС

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона. АТЭС (англ. аббревиатура — АРЕС) была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входило 12 стран:

Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТЭС можно отнести:

  • развитие интеграционных процессов в организации АТЭС при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества;

  • охват интеграцией стран с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами;

  • интеграцию в рамках АТЭС субрегиональных экономических союзов (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.).

На АТЭС приходится около 44% объема мировой торговли товарами, 33% — услугами и 64% — экспорта технологий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС у входящих в нее’ стран составляет около 70%, в то время как у стран ЕС, например, этот показатель около 55%.

Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание сделать вывод о том, что в XXI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

Содружество Независимых Государств (снг)

СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г., к которому впоследствии присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. В состав СНГ входят 11 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина (Грузия вышла из состава). Доля стран СНГ в мировом ВВП составляет менее 5%.

При создании СНГ государства — учредители этой организации ставили следующие задачи:

• провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения каждым участником полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками,

• создать на базе бывших союзных республик общее экономическое, научно-техническое, информационное и гуманитарное пространство, учитывая тот факт, что все члены СНГ длительное время составляли единый народнохозяйственный комплекс в рамках единого государства.

Сегодня, в результате непоследовательностичцействий некоторых стран-членов и сохраняющихся существенных различий в их интересах, СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно успешно решило первую задачу: с минимальными политическими издержками произошло становление суверенитета союзных республик. Однако вторая задача — создание действующего экономического содружества — пока не решена. Поэтому одной из характерных особенностей сегодняшнего сотрудничества в рамках СНГ является «разноуровневая» интеграция.

Союз Беларуси и России

Является наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ.

В декабре 1999 г. был подписан договор о создании Союзного государства Российской федерации и Республики Беларусь. При этом сохранялся национальный суверенитет стран-участников с одновременным формированием союзных государственных органов и наднациональных органов управления. Россия и Беларусь остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных организациях. Каждая из сторон сохраняет и свои обязательства и права по международным договорам.

Целями Союзного государства являются:

— формирование единого экономического пространства,

— осуществление единой социальной политики,

— проведение согласованной оборонной и внешней политики.

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) Договор об учреждении ЕврАзЭС был заключен в октябре 2000 г. Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном.

СНГ – создан в 1991г. Входило 12 государств, сейчас – 11. (11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины.

На просторах СНГ существует несколько интеграционных объединений:

  • ОДКБ (организация договора о коллективной безопасности) – 7 государств.ОДКБ.doc

  • ЕврАзЭС (Таможенный Союз) – 3 государства (с июля 2010).

  • ШОС (шанхайское организационное сотрудничество)

    ШОС.doc

  • ЕЭП (единое экономическое пространство). ТС и ЕЭП.doc с 1 января 2012 г.

  • ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).

Крупнейшие международные торговые объединения

Европа:

Америка:

  • НАФТА (североамериканское объединение свободной торговли)

  • МЕРКОСУР (южноамериканский общественный рынок)

  • КАРИКОМ (карибское сообщество)

Азия:

  • АТЭС (азиатско-тихоокеанское экономическое содружество)

  • АСЕАН (ассоциация государств юго-восточной Азии)

  • СААРК (ассоциация регионального содружества южной Азии)

Африка:

  • САДК (южно-африканский комитет развития)

  • ЭКОВАС (экономическое сообщество стран западной Африки)

  • КОМЕСА (общий рынок)

Основные региональные интеграционные объединения

ЕС – 27 стран (на 2011 г.)В Европейский союз входят 27 государств.doc

Не хотят вступать в ЕС:

Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия, Исландия

Стремятся вступить в ЕС:

Хорватия, Македония, Сербия, Албания, Босния, Черногория

Для того, чтобы войти в Европейский валютный союз (16 стран на 2009 год) необходимо удовлетворять следующим критериям:

  1. низкие темпы инфляции;

  2. низкий уровень процентных ставок;

  3. бюджетная дисциплина;

  4. стабильная валюта.

Великобритания, Швеция, Дания не согласились на введение евро.

ЕАСТ – создан в 1960г. как альтернатива ЕС. Входило 7 государств, теперь – 4 (Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн).

НАФТА – США, Канада, Мексика. Причины создания:

  1. влияние транснациональных компаний;

  2. противодействие ЕС;

  3. сохранение конкурентоспособности.

АТЭС – создан в 1989г. Штаб-квартира – Сингапур, входит 21 государство.

studfiles.net

Меркосур Википедия

Флаг Меркосур

Mercosur или Mercosul (исп. Mercado Común del Sur, порт. Mercado Comum do Sul, гуар. Ñemby Ñemuha, англ. Southern Common Market) — общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем (членство было приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года[1]) и Венесуэлой (членство приостановлено 05.08.2017)[2]. Основан в 1991 году на основании Асунсьонского договора[en][3], который был позже изменен и обновлен в 1994 году договором в Ору-Прету[en][4], который в свою очередь определил структуру МЕРКОСУР[5].

Цель соглашения выражается в содействии свободной торговле, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения. Гуарани

[6], португальский и испанский языки признаны официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время — основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке[5].

МЕРКОСУР возник в 1985 году, когда президенты Аргентины и Бразилии : Рауль Альфонсин и Жозе Сарней, подписали Программу экономической интеграции и сотрудничества Аргентина-Бразилия или PICE (порт. Programa de Integração e Cooperação Econômica Argentina-Brasil, исп. Programa de Integración y Cooperación Económica Argentina-Brasil)[7]. Программа также предложила Гаучо[en] в качестве валюты для региональной торговли[8].

В МЕРКОСУР сосредоточено 55,3 % населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (более 300 млн чел.), 40 % прямых зарубежных инвестиций, 33 % объема внешней торговли стран региона. Совокупный объем ВВП участников объединения достигает 3,3 трлн долл.

[9] Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли[3].

В декабре 2004 года, на саммите глав МЕРКОСУР был принят акт о создании парламента. По условиям данного соглашения, он, независимо от численности на

ru-wiki.ru

МЕРКОСУР: страны-участники, список государств

На всех континентах, исключая, конечно, Антарктиду, страны объединяются в региональные экономические союзы. Создание общего экономического пространства, помогает государствам усилить региональную интеграцию и создать условия местному бизнесу для конкуренции с глобальными компаниями. Торгово-экономический союз МЕРКОСУР, состав стран которого постоянно расширяется, был создан для организации общего латиноамериканского рынка. МЕРКОСУР — это сокращение от Mercado Común del Sur (переводится как «южноамериканский общий рынок»).

История создания

Понимание того, что нужно объединяться, к руководителям стран региона пришло давно: первая попытка была предпринята в 1960 году. Десятью странами была создана Латиноамериканская ассоциация свободного рынка.

В объединение вошли как относительно развитые страны — Бразилия и Аргентина, — так и бедные — Боливия и Эквадор. Изначально заложенное в основу экономическое неравенство не способствовало успешному развитию сотрудничества, прежде всего торговли. Политические и экономические кризисы окончательно уничтожили интерес стран к этой организации. В 1986 году Бразилия и Аргентина объявили об учреждении открытого проекта экономической интеграции и призвали страны региона присоединяться. В 1991 году был подписан Асунсьонский договор о создании таможенного союза и общего рынка стран МЕРКОСУР. В 1995 году договор вступил в силу, на более чем 85 % товаров из третьих стран стали действовать общие таможенные тарифы.

Участники

Договор о создании латиноамериканского интеграционного объединения подписали четыре страны. К двум инициаторам проекта прибавились буферные страны, и состав стран МЕРКОСУР стал таким: Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай. В 2012 году полноправным членом объединения стала Венесуэла. Но и сейчас ответ на вопрос, какие страны входят в МЕРКОСУР, не всегда однозначный. Членство Парагвая и Венесуэлы периодически приостанавливается за нарушение демократических принципов. Ассоциированные страны — члены МЕРКОСУР — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

Кто управляет

Всеми вопросами функционирования интеграционного объединения занимаются три главных института, отвечающие за принятие основных политических решений. Высшим органом является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и министры экономики стран МЕРКОСУР. Работу Совета обеспечивает в том числе Комиссия постоянных представителей, Совещание министров, Группа высокого уровня и другие институты.

Исполнительным органом интеграционного союза является Группа общего рынка, в которую страны делегируют по одному представителю. Среди членов обязательно должны быть представители министерств экономики, иностранных дел и центральных банков. Торговая комиссия несет ответственность за обеспечение применения общих инструментов коммерческой политики, необходимых для функционирования таможенного союза, а также мониторинг, обзор и вопросы, связанные с общей коммерческой политикой, с торговлей внутри государств, входящих в МЕРКОСУР, и с третьими странами. Единственный постоянно действующий орган — секретариат, предоставляет консультации и техническую поддержку работе интеграционного союза.

Первые шаги

Как и любой другой международный интеграционный проект, МЕРКОСУР начался с шагов по созданию свободного общего рынка. Страны МЕРКОСУР объявили о формировании единого рынка и организации таможенного союза. В Латинской Америке была создана субрегиональная зона свободной торговли, с беспрепятственным движением капитала, товаров и услуг. Внутри объединения были отменены пошлины, квоты и нетарифные ограничения. Для торговли с третьими странами были приняты общие таможенные правила, которые предусматривали в том числе и единый внешний тариф. Страны договорились координировать политику в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Также участники объединения собирались вести согласованную валютно-финансовую политику. МЕРКОСУР должен был также обеспечить проведение общей политики в отношении третьих стран и других интеграционных объединений.

И первые успехи

Интеграционная модель МЕРКОСУР, предусматривающая использование инструментов открытой рыночной экономики, прежде всего либерализацию торговли, помогла быстро достичь первых успехов. В первые годы была реализована программа по созданию свободного рынка, в том числе ежегодное снижение таможенных пошлин на 7 %. В результате удалось освободить от таможенных пошлин и нетарифных ограничений почти 90 % сфер взаимной торговли.

В 1991-1998 годах торговля внутри интеграционного союза выросла с 4,1 до 12 миллиардов долларов США, доля по отношению к общему экспорту стран с 8,8 до 19,3 %, а к 1998 году до 25,3 %. Страны — участники МЕРКОСУР увеличили взаимную торговлю в первую очередь за счет промышленных товаров, произведенных автомобильной, химической, фармацевтической промышленностью. Большой общий рынок, либеральные условия торговли привлекли значительные иностранные инвестиции. В 1999 году почти четверть всех инвестиций в развивающиеся рынки пришелся на МЕРКОСУР, 55,8 миллиарда долларов. Это десятикратное увеличение по сравнению с периодом образования союза.

Что в настоящем

Этап бурного роста закончился к 1998 году, вместе со всем миром объединение переживало экономический кризис. Снизились объемы взаимной торговли, страны МЕРКОСУР перестали соблюдать соответствующие правила. Кризисы крупнейших членов интеграционного союза Бразилии и Аргентины сильно ударили по экономике всех стран региона. Торговля на общем рынке сократилась более чем вдвое: с 41.3 миллиарда (1998 год) до 20 миллиардов долларов в 2002 году. Доля в общем экспорте уменьшилась до 11,4 %.

Восстановление мировой экономики и изменение модели интеграционного объединения позволило оживить МЕРКОСУР. Рост экономики стран МЕРКОСУР дал возможность существенно увеличить международную торговлю, доля объединения в мировом экспорте выросла с 1,5 % до 1,7 % в период с 2002 по 2008 год. И продолжает увеличиваться. Торговля росла даже во время кризиса 2008-2009 годов. Постепенно интеграционные процессы переносятся и в другие сферы, в том числе социальную политику и гражданское общество. С 2015 года между странами МЕРКОСУР и Колумбией, Чили, Эквадором, Перу можно путешествовать без паспорта.

Международное сотрудничество

За время существование МЕРКОСУР страны-участники значительно увеличили свой экономический потенциал, а Бразилия стала одной из ведущих экономических держав мира. Соответственно, поднялся и авторитет организации на глобальном рынке. Латиноамериканский интеграционный союз стал проводить активную политику по налаживанию экономических связей с другими странами и союзами на других континентах. Заключены соглашения о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Южноафриканским таможенным союзом, Советом сотрудничества стран Персидского залива, АСЕАН. Долгие переговоры ведутся с Европейским союзом — они близки к успешному завершению. Заключены торговые соглашения с Индией, Израилем, Иорданией, Малайзией. МЕРКОСУР вошел в Союз южноамериканских наций, объединяющий все государства континента. Основная задача — создать свободный общий рынок на всем континенте.

autogear.ru

Меркосур — это… Что такое Меркосур?

Флаг Меркосур

Mercosur или Mercosul (исп. Mercado Común del Sur, порт. Mercado Comum do Sul, гуар. Ñemby Ñemuha, англ. Southern Common Market) — общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем (членство приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года[1]), и Венесуэлой[1].[2][3] Основано в 1991 году на основании Асунсьонского договора[en][3], который был позже изменен и обновлен в 1994 году договором в Ору-Прету[en][4], который в свою очередь определил структуру МЕРКОСУР[5].

Цель соглашения выражается в содействии свободной торговли, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения.[2]Гуарани[6], португальский и испанский языки признаны официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время — основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке. [5]

МЕРКОСУР возник в 1985 году, когда президенты Аргентины Рауль Альфонсин и Бразилии Жозе Сарней подписали Программу экономической интеграции и сотрудничества Аргентина-Бразилия или PICE (порт. Programa de Integração e Cooperação Econômica Argentina-Brasil, исп. Programa de Integración y Cooperación Económica Argentina-Brasil).[7] Программа также предложила Гаучо[en] в качестве валюты для региональной торговли.[8]

В МЕРКОСУР сосредоточено 55,3% населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (более 300 млн чел.), 40% прямых зарубежных инвестиций, 33% объема внешней торговли стран региона. Совокупный объем ВВП участников объединения достигает 3,3 трлн долл.[2][9] Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли.[3]

В декабре 2004 года, на саммите глав МЕРКОСУР был принят акт о создании парламента. По условиям данного соглашения, он, независимо от численности населения, должен иметь 18 представителей от каждой страны к 2010 году.[3]

Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу в настоящее время имеют статус ассоциированных членов.[1][3]Мексика[10] и Новая Зеландия квалифицируются как официальные наблюдатели.[11]

История

Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южно-американский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

В нынешнем виде блок был создан 26 марта 1991 года в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, состоявшейся в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор — основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи.

Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Также под эгидой Центрального банка Бразилии действует Подгруппа по финансовым соглашениям, в рамках которой согласовываются вопросы банковского надзора, унификации банковского и фондового законодательства, борьбы с отмыванием нелегальных доходов и т. д.

Основной принцип деятельности высших органов Меркосур — консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.

С 1 января 1995 года в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994 году, Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).

18 декабря 2007 года Меркосур подписал торговое соглашение о свободной торговле с Израилем.

20 декабря 2011 года во время встречи в верхах в Монтевидео, министры иностранных дел четырёх полных стран-членов, совместно с министром иностранных дел Палестины Риядом аль Малики, подписали соглашение о свободной торговле с Палестиной.[12]

В августе 2010 года на 39-й встрече на высшем уровне Меркосур был утвержден общий Таможенный кодекс[13], который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.

Присоединение Венесуэлы

После приостановления членства Парагвая 22 июня 2012 года за нарушение демократических ценностей[1][14], описанных в Протоколе Монтевидео о приверженности к демократии в МЕРКОСУР (исп. Protocolo De Montevideo Sobre Compromiso Con La Democracia En el MERCOSUR)[5], союз одобрил присоединение Венесуэлы. 31 июля 2012 года вступило в силу полное членство Венесуэлы[15][16].

Датой вступления Венесуэлы в МЕРКОСУР станет 31 июля, мы, президенты стран-участниц, пришли к согласию по данному вопросу, и для нас это является большой честью и большой ответственностью.[1]

— Кристина Фернандес де Киршнер

Процесс присоединения Венесуэлы к организации занял 6 лет. Предварительно, Венесуэла подписала соглашение на членство 17 июня 2006 года[1][17], но ее вступление было заблокировано в сенатом Парагвая. На саммите МЕРКОСУР в декабре 2011 года в Уругвае Каракасу так же не удалось присоединиться к блоку из-за позиции парагвайского парламента. Парагвайские депутаты блокировали присоединение Венесуэлы, несмотря на поддержку, полученную президентом Венесуэлы Уго Чавесом от президента Фернандо Луго.[1]

Меркосур и Россия

В 1996 году были установлены контакты между Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза СНГ и Группой общего рынка МЕРКОСУР, состоялось три рабочих встречи делегаций сторон. Очередная четвертая встреча не состоялась в связи с реорганизацией координирующих органов Экономического союза СНГ.[18] В декабре 2000 года в городе Бразилия состоялась первая встреча российской делегации с руководством Группы общего рынка МЕРКОСУР, положившая начало прямому диалогу между Россией и интеграционным объединением. По итогам встречи было принято совместное коммюнике, в котором стороны договорились проводить подобные встречи, развивать взаимные контакты. [18] В 2001 году состоялся визит в Россию делегации Межпарламентской комиссии МЕРКОСУР, в ходе которого достигнуты договоренности о продолжении межпарламентских контактов.[19] В декабре 2003 года Министр иностранных дел России впервые принял участие в прошедшем в Монтевидео саммите Общего рынка стран Южного конуса. Его участникам передано послание Владимира Путина, в котором подтверждается стремление России к развитию сотрудничества. Принято Совместное заявление о формировании механизма многостороннего политического диалога между Россией и МЕРКОСУР.[19] В апреле 2004 года в Буэнос-Айресе состоялся первый раунд двусторонних консультаций.[19]

Унасур

C 2004 г. Mercosur и Андское сообщество вели переговоры о создании нового объединения Унасур (Unasur — Unión de Naciones Suramericanas, Союз южноамериканских наций), с единым центральным банком (Banco del Sur). 9 декабря 2004 года Унасур учреждён на саммите 12 государств в Куско (Перу).

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

МЕРКОСУР | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

МЕРКОСУР (Mercado Comu’n del Cono Sur – MERCOSUR) – субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены – Боливия и Чили.

Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса» – общепринятого названия части территории Южной Америки, расположенной южнее 18° южной широты – «Южный конус». На эмблеме организации изображено созвездие Южного креста.

Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентноспособности экономик субрегиона.

История создания.

Попытки развивать в Южной Америке региональную экономическую интеграцию, по образцу западноевропейского ЕС, имеют долгую, но не очень удачную историю. Еще в 1960-х в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центральноамериканского общего рынка. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 – Латиноамериканская ассоциация интеграции, LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия). Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась более малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили). Но и «большая» LAFTA, и «малая» Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли.

Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е, когда разочарование латинамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на южноамерианской региональной основе. В 1986 Аргентина и Бразилия – две крупнейшие экономическиие державы Латинской Америки – выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной – Уругвай и Парагвай – вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995. До того шла непростая подготовительная работа. В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз. В 1995 этот договор вступил в силу – на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран, охватившие примерно 85% всех видов возимых товаров в страны МЕРКОСУР.

Престиж организации стал расти, и в 1996 в его ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, а в 2000 – Чили. В июле 2004 должны начаться официальные переговоры о вступлении в качестве полноправного пятого члена блока – Мексики. Венесуэла и Колумбия также изучают перспективу вступления в этот блок.

Организационная структура.

Как видно из схемы, главный орган управления МЕРКОСУР – это Совет Общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Рис. Организационная структура МЕРКОСУР.

Успехи и перспективы развития.

«Рынок Южного конуса» оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки. Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991–1997 она выросла примерно в 6 раз, хотя товарооборот стран Южного конуса с развитыми странами почти не меняется. В зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. Идет обсуждение условий создания в среднесрочной перспективе единой коллективной валюты (по образцу западноевропейского евро).

Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран. В 1990-е сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например в Аргентине и Бразилии. Отмечалось, что в период экономического застоя в Бразилии в 1991–1993 местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. А в 1994–1995, в условиях экономического спада в Аргентине, спасительным кругом для нее стал доступ на динамично развивавшийся рынок Бразилии. Опыт МЕРКОСУР показал, что для успешного развития интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран, способных в кризисной ситуации подставить плечо более слабым партнерам.

За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки. Стали проявлять интерес к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 в Карибском сообществе (CARICOM). Мексика и Чили, в силу своего геополитического положения, стремятся к тому, чтобы занять место связующего звена между НАФТА и МЕРКОСУР. В Центральной Америке созданная в 1991 Центральноамериканская интеграционная система, SICA (6 стран – Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор), в 1998 заключила соглашение о слиянии своей зоны свободной торговли с аналогичной зоной МЕРКОСУР.

Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для иностранных компаний. В декабре 1995 между МЕРКОСУР и ЕС было заключено «Рамочное межрегиональное соглашение», ставившее своей целью создание зоны свободной торговли между блоками к 2001. Одним из главных инициаторов договора со стороны ЕС была Испания, сохраняющая традиционные связи со своими бывшими колониями. В ходе затянувшихся переговоров о либерализации взаимной торговли стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10% населения земного шара, требует большего согласования и подготовки, а потому отодвигается на более дальний срок – 2005 или даже 2010.

Со стороны России в начале 2000-х не раз звучали призывы к развитию сотрудничества с МЕРКОСУР – на долю этого объединения приходится более половины торгового оборота России со всей Латинской Америкой, общий объем которого составляет порядка 6 млрд. долл. Прямой диалог с этим интеграционным объединением Россия ведет с 2000. В этом она существенно отстает, к примеру, от Европейского Союза, который, начиная с 1991, провел с ним десять раундов переговоров об ассоциации. Для стран региона углубление сотрудничества с ЕС и Россией – это определенный противовес естественному доминированию США.

Успешное экономическое и политическое сближение между латиноамериканскими странами побудило Вашингтон к попыткам поставить под контроль интеграционные тенденции в западном полушарии. Администрация Клинтона организовала в 1994 в Майами встречу 34 глав государств и правительств обоих американских континентов, на которой обсуждались вопросы ускорения экономического развития латиноамериканских стран. Был выдвинут и одобрен проект «Зоны свободной торговли обеих Америк» (Free Trade Area of Americas, FTAA). Подписание соглашения было отложено на 2005.

Однако уже в ходе обсуждения отчетливо выявилась конкуренция двух проектов – бразильского и американского. Бразильский предполагал раздельное развитие интеграции в МЕРКОСУР и НАФТА с постепенным экономическим «подтягиванием» Латинской Америки и параллельным сближением таможенной и тарифной политики между блоками на основе концепции «открытого регионализма». Американский вариант предлагал создавать панамериканскую зону свободной торговли на основе (и на условиях членов-основателей) НАФТА, т.е. фактически за счет растворения региональных интеграционных группировок Латинской Америки.

Учитывая, что НАФТА превышает МЕРКОСУР по территории и населению вдвое, по ВВП в 7 раз, а по товарообороту в 28 раз, латиноамериканские участники саммита проголосовали за проект Бразилии.

Многие исследователи отмечают, что латиноамериканцы видят в МЕРКОСУРЕ важный буфер проникновению США в Латинскую Америку в форме либо FТАА, либо двусторонних договоров. Очевидно, что экономический кризис в Агентине 2002 временно ослабил потенциал МЕРКОСУР и его претензии на лидерство в Южной Америке. Многие критики даже усматривали в отказе администрации Буша помочь аргентинской экономике сознательное желание Вашингтона ослабить этот экономический блок.

Вместе с тем, назначенные на июль 2004 переговоры о вступлении Мексики в МЕРКОСУР говорят об укреплении этого экономического союза. В июле же после восьми лет трудных переговоров ожидается что Колумбия, Эквадор и Венесуэла (страны Андской группы) создадут зону свободной торговли со странами Общего рынка Южного конуса. В ближайшее десятилетие предусматривается произвести в этой зоне поэтапную отмену таможенных пошлин на 80% товаров.

МЕРКОСУР остается крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения или более 200 миллионов человек, 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли южноамериканского континента.

Проблемы развития.

Несмотря на хорошие результаты (по меркам интеграционных группировок развивающихся стран), МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные из них – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития.

В рамках МЕРКОСУР крупные и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей. Поэтому для них устойчиво сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли. Но все равно в малых странах Южного конуса сохраняется ощущение, что их держат «на положении бедного родственника» – в них охотно сбывают те товары, которые трудно экспортировать в более развитые страны, но иностранные инвестиции идут к ним весьма скупо.

Как и в ЕврАзЭС, в МЕРКОСУР есть абсолютный лидер – Бразилия, которая превосходит все другие страны-участницы вместе взятые. Это лидерство не внушает другим участникам интеграционного блока таких опасений, как лидерство России в ЕврАзЭС, но все же вносит некоторую напряженность.

Исследования экономистов показывают, что во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран. Опыт других интеграционных группировок подобного рода (в том числе СЭВ и ЕврАзЭС) показывает, что взаимная торговля «второсортными» товарами не имеет долгосрочных перспектив. Правда, доля высокотехнологичных товаров во внутрирегиональном товарообороте стран Южного конуса имеет устойчивую тенденцию к росту: если в 1970 продукция машиностроения составляла лишь 3,4%, то в 1985 – 12,6%, в 1996 – 16,4% (для сравнения: в странах Андской группы она за этот же период возросла всего лишь с 0,4 до 3,1%).

Трудно сказать, насколько жизнеспособным окажется МЕРКОСУР в дальнейшем – ждет ли его благополучная судьба, как НАФТА, или же он окажется объединением-«пустоцветом», как большинство интеграционных блоков «третьего мира» (Восточноафриканское сообщество, Экономическое сообщество государств Западной Африки и др.). Двусторонние экономические связи «новых индустриальных стран», Бразилии и Аргентины, достаточно прочны, но их интеграция с более слабыми странами менее устойчива.

Михаил Липкин, Юрий Латов

www.krugosvet.ru

Меркосур — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Название союза переводится с испанского как «Рынок Южного конуса» (общепринятое название части территории Южной Америки, расположенной южнее 18° южной широты, — «Южный конус»). На эмблеме организации изображено созвездие Южного креста.
Первым шагом к созданию объединенного рынка на континенте послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 году.
Стратегическая цель МЕРКОСУР — создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона.Попытки развивать в Южной Америке региональную экономическую интеграцию, по образцу западноевропейского ЕС, имеют долгую, но не очень удачную историю. Еще в 1960-х годах в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центральноамериканского общего рынка. В 1960 году была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 года — Латиноамериканская ассоциация интеграции, LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу, Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия). Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х годов не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 году внутри LAFTA образовалась более малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили). Но и «большая» LAFTA, и «малая» Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли. Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е годы, когда разочарование латинамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на южноамерианской региональной основе.В 1986 году Аргентина и Бразилия — две крупнейшие экономическиие державы Латинской Америки — выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной — Уругвай и Парагвай — вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 года был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка Меркосур. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995 году. До того шла непростая подготовительная работа. В 1994 году в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз. В 1995 году этот договор вступил в силу — на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран, охватившие примерно 85 % всех видов товаров, ввозимых в страны Меркосур. Престиж организации стал расти, и в 1996 году в ее ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, в 2000 году — Чили, в 2006 году — Венесуэла. С июня 2012 года по апрель 2013 года было приостановлено членство Парагвая за нарушение демократических ценностей.Главный орган управления Меркосур — Совет Общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка — главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат с головным офисом в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.Основной принцип деятельности органов Меркосур — консенсус. Идея создания наднациональной структуры по примеру Европейского Союза не получила поддержки.
«Рынок Южного конуса» оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки. Создание Меркосур привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991–1997 годы она выросла примерно в шесть раз, хотя товарооборот с развитыми странами почти не менялся. В зоне свободной торговли первых четырех стран-участников были ликвидированы таможенные пошлины на 90 % товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85 % импортируемых товаров. Идет обсуждение условий создания в среднесрочной перспективе единой коллективной валюты (по образцу западноевропейского евро).
С 1 января 1995 года в соответствии с Соглашением Оуро-Прето, подписанным в 1994 году, Меркосур перешел на более высокий уровень интеграции: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Для всех участников был введен единый таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).Создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран. В 1990-е годы сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например в Аргентине и Бразилии. В период экономического застоя в Бразилии в 1991–1993 годах местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. А в 1994–1995 годах, в условиях экономического спада в Аргентине, спасительным кругом для нее стал доступ на динамично развивавшийся рынок Бразилии. Опыт Меркосур показал, что для успешного развития интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран, способных в кризисной ситуации подставить плечо более слабым партнерам.
За время существования Меркосур произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки. Стали проявлять интерес к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 году в Карибском сообществе (CARICOM). Мексика и Чили, в силу своего геополитического положения, стремятся к тому, чтобы занять место связующего звена между Нафта и Меркосур. В Центральной Америке созданная в 1991 году Центральноамериканская интеграционная система, SICA (6 стран — Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор), в 1998 году заключила соглашение о слиянии своей зоны свободной торговли с аналогичной зоной Меркосур. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для иностранных компаний.
Со стороны России в начале 2000-х годов не раз звучали призывы к развитию сотрудничества с Меркосур — на долю этого объединения приходится более половины торгового оборота России со всей Латинской Америкой, общий объем которого составляет порядка 6 млрд. долларов. Прямой диалог с этим интеграционным объединением Россия ведет с 2000 года.Несмотря на хорошие результаты (по меркам интеграционных группировок развивающихся стран), Меркосур страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные из них — это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития. В рамках Меркосур крупные и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей. Поэтому для них устойчиво сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли.
Исследования экономистов показывают, что во взаимной торговле стран Меркосур преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран. Опыт других интеграционных группировок подобного рода (в том числе СЭВ и ЕвразЭС) показывает, что взаимная торговля «второсортными» товарами не имеет долгосрочных перспектив. Правда, доля высокотехнологичных товаров во внутрирегиональном товарообороте стран Южного конуса имеет устойчивую тенденцию к росту: если в 1970 году продукция машиностроения составляла лишь 3, 4 %, то в 1985 году — 12, 6 %, в 1996 — 16, 4 % (для сравнения: в странах Андской группы она за этот же период возросла всего лишь с 0, 4 до 3, 1 %).

megabook.ru

МЕРКОСУР, место и роль в экономике Латинской Америки на современном этапе.

Интеграция в Латинской Америке привела к созданию в 1960 году Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), в которую вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили, Эквадор. Эта организация предусматривала либерализацию взаимной торговли, установление таможенных барьеров в отношении третьих стран, увеличение внутреннего товарооборота.

Постепенно государства Латинской Америки стали переходить от практики создания многосторонних объединений к организации малочисленных группировок. Одной из них является МЕРКОСУР.МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время — основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке.

 

МЕРКОСУР — общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем (членство приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года), и Венесуэлой.

 

Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южно-американский общий рынок».

Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

 

Основано в 1991 году на основании Асунсьонского договора, который был позже изменен и обновлен в 1994 году договором в Ору-Прету, который в свою очередь определил структуру МЕРКОСУР.

С 1 января 1995 года в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994 году, МЕРКОСУР перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу.

Странам членам удалось выработать и утвердить

· единую таможенную номенклатуру

  • единый внешний тариф
  • правила происхождения товаров
  • упростить таможенные процедуры
  • устранить препятствия свободной торговле сельскохозяйственными товарами.

Успехи МЕРКОСУР привлекли к нему внимание со стороны других стран и экономических союзов, как в латиноамериканском регионе, так и за его пределами. Одновременно в самом объединении усилились тенденции к внешней экспансии, к расширению общего рынка за пределы «четверки» в целях укрепления его экономического потенциала и политического влияния. В 1996 г. к МЕРКОСУР присоединились Боливия и Чили на правах ассоциированных членов, подписав соглашение о свободной торговле и таким образом, подключившись к ЗСТ данного союза. Они не были заинтересованы во вступлении в таможенный союз МЕРКОСУР, где уровень ЕВТ был значительно выше их национальных тарифов и не соответствовал их внешнеторговой стратегии.

В 1991-1998 годах заметно интенсифицировались не только торговые, но и взаимные инвестиционные потоки. Доля внутри зонального экспорта стран «четверки» выросла за этот период с 8,9 до 25,3% от их глобального экспорта. Очень важно, что расширение взаимной торговли происходило в первую очередь за счет обмена промышленными товарами (продукцией автомобильной, химической, металлургической, фармацевтической, пищевой отраслей). Быстро увеличивалась и торговля с остальным миром. Удельный вес МЕРКОСУР в мировой торговле несколько повысился — с 1,4% до 1,5%. Резко вырос приток иностранных инвестиций в страны объединения. В 1999 г. он составил 55,8 млрд. долл., или почти четверть всех иностранных инвестиций в развивающиеся страны. По сравнению с 1991 г. это было более чем десятикратное увеличение.

После периода быстрого развития в 1991- 98 годах процесс интеграции в МЕРКОСУР замедлился в связи с экономическими трудностями в Аргентине и Бразилии, осуществлявших слишком поспешные неолиберальные реформы, а также под влиянием ухудшения внешней экономической конъюнктуры, «азиатского» кризиса 1998 г., накопления торговых и прочих противоречий между странами членами.

Период 1999-2002 гг. стал временем глубокого кризиса группировки, падения взаимной торговли, отхода от многих совместных договоренностей. В 1999 г. резко сократился бразильский импорт из-за падения внутреннего спроса. Огромные потери понесли Аргентина, Парагвай и Уругвай, которые ответили протекционистскими мерами против бразильских товаров.

Внутризональная торговля сократилась за кризисный период более чем вдвое — до 20 млрд. долл. в 2002 г. против 41,3 млрд. долл. в 1998 г. Ее доля в глобальном экспорте четырех стран союза снизилась до 11,4%.

Кризис со всей очевидностью продемонстрировал многие структурные, концептуальные и организационные слабости МЕРКОСУР, что привело страны-члены к решению о необходимости реформирования модели интеграции в целях укрепления союза.

В январе 2002 г. Совет общего рынка принял план действий, получивший название «Стратегия перезапуска МЕРКОСУР». Он наметил следующие основные направления реформ:

· укрепление макроэкономической координации

  • усовершенствование механизма решения споров
  • устранение барьеров во взаимной торговле
  • разработка мер по укреплению торговой дисциплины,

препятствующих односторонним несогласованным действиям, которые ограничивают движение товаров внутри объединения. Дальнейшее развитие событий показало, что МЕРКОСУР нуждается в более глубоких изменениях.

Процесс интеграции стал вновь набирать обороты в 2003 г. с улучшением конъюнктуры мирового рынка, восстановлением и подъемом экономики в странах МЕРКОСУР. С этого времени начался новый, современный этап развития объединения, который характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, усилиями по выявлению недостатков модели интеграции и их преодолению, совершенствованием институциональной структуры союза, укреплением сотрудничества в социальной и финансовой сферах, повышением авторитета и значения МЕРКОСУР в мире, расширением числа его членов, с другой — усилением разногласий по поводу дальнейшего развития интеграционного процесса, слишком медленным продвижением к завершению создания таможенного союза и ЗСТ.

В 2003-2008 гг. существенно повысились темпы экономического развития стран МЕРКОСУР, быстро увеличивался его зональный и глобальный экспорт, доля объединения в мировом экспорте выросла до с 1,5% до 1,7% и продолжала увеличиваться даже во время мирового кризиса 2008-2009 гг. Повысилась роль стран МЕРКОСУР в континентальных и глобальных международных переговорах, в том числе в рамках ВТО. Под руководством Бразилии они стали выдвигать собственные инициативы, направленные на улучшение условий международной торговли развивающихся стран. Государства МЕРКОСУР проводят политику диверсификации внешних связей, противодействия монопольному господству США в мире и на континенте. Благодаря твердым позициям государств блока потерпела провал инициатива США по созданию всеамериканской зоны свободной торговли ФТАА, переговоры о которой велись 34 странами Северной, Центральной и Южной Америки в 1994-2005 гг.

18 декабря 2007 года МЕРКОСУР подписал торговое соглашение о свободной торговле с Израилем.

20 декабря 2011 года подписано соглашение о свободной торговле с Палестиной.

В августе 2010 года на 39-й встрече на высшем уровне МЕРКОСУР был утвержден общий Таможенный кодекс, который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.

 

После приостановления членства Парагвая в июне 2012 года за нарушение демократических ценностей, описанных в Протоколе Монтевидео о приверженности к демократии в МЕРКОСУР, союз одобрил присоединение Венесуэлы. 31 июля 2012 года вступило в силу полное членство Венесуэлы.

Процесс присоединения Венесуэлы к организации занял 6 лет. Предварительно, Венесуэла подписала соглашение на членство 17 июня 2006 года, но ее вступление было заблокировано сенатом Парагвая. На саммите МЕРКОСУР в декабре 2011 года в Уругвае Каракасу так же не удалось присоединиться к блоку из-за позиции парагвайского парламента. Парагвайские депутаты блокировали присоединение Венесуэлы, несмотря на поддержку, полученную президентом Венесуэлы Уго Чавесом от президента Фернандо Луго.

 

Основными административными органами объединения являются

· Совет общего рынка,

  • Группа общего рынка,
  • Комиссия по торговле,
  • Совместная парламентская комиссия,
  • Социально-экономический консультативный форум
  • Административный секретариат.

В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Также под эгидой Центрального банка Бразилии действует Подгруппа по финансовым соглашениям, в рамках которой согласовываются вопросы банковского надзора, унификации банковского и фондового законодательства, борьбы с отмыванием нелегальных доходов и т. д.

 

Цель соглашения— создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона.

 

В МЕРКОСУР сосредоточено 55,3% населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (более 300 млн. чел.), 40% прямых зарубежных инвестиций, 33% объема внешней торговли стран региона. Совокупный объем ВВП участников объединения достигает 3,3 трлн. долл.Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли.

 

Основной принцип деятельности высших органов МЕРКОСУР — консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.

На современном этапе МЕРКОСУР во главе с Бразилией проводит активную политику расширения экономических связей со странами различных континентов, что также способствует росту влияния группировки в мире.Первоочередное внимание уделяется отношениям с крупнейшими странами развивающегося мира — Китаем, Индией, ЮАР.

 

РОССИЯ И МЕРКОСУР

Важной задачей торговой политики России является расширение и углубление многостороннего торгово-экономического сотрудничества, в т.ч. с интеграционными объединениями в Латинской Америке. Среди всех латиноамериканских интеграционных группировок для России наиболее перспективным партнером представляется МЕРКОСУР, исходя из:

 

· во-первых, динамики интеграционного процесса в рамках указанного объединения;

  • во-вторых, масштабов экономики и емкости рынков стран-участниц;
  • в-третьих, «многовекторности» экономической дипломатии государств МЕРКОСУР, открытой к нахождению направлений взаимовыгодного взаимодействия с Россией;
  • в-четвертых, солидного опыта отношений со странами-членами МЕРКОСУР, накопленного за долгие годы взаимовыгодного сотрудничества.

 

В настоящее время страны-члены МЕРКОСУР являются основными торгово-экономическими партнерами России в латиноамериканском регионе.

К сожалению, быстрое увеличение объемов торговли происходит, прежде всего,за счет наращивания латиноамериканского присутствия на российском рынке, а не укрепления позиций российского экспорта.

Торгово-экономические связи России со странами МЕРКОСУР стали самостоятельным элементом наших межгосударственных отношений. Обе стороны признают важность развития экономических и политических связей между МЕРКОСУР и Россией.

 




infopedia.su