Медицина это социальная наука – Социальная медицина и управление здравоохранением как врачебная специальность и наука о здоровье населения
Социальная медицина. Валеология
Понятие социальной медицины
![]() |
В системе социальной работы в настоящее время все большее значение приобретает социальная медицина, кᴏᴛᴏᴩая тесно связана с медицинским направлением социальной работы.
Социальная медицина — наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина (общественная гигиена) находится на стыке различных наук — медицины, социологии, гигиены, естествознания и др. Гигиена (от греч. здоровый) — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды (в т.ч. и производственной) на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.
Социальная гигиена (медицина) изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Н. А. Семашко говорил: «Социальная гигиена — ϶ᴛᴏ наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины… основная задача социальной гигиены заключается в том, ɥᴛᴏбы глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывать эффективные меры по устранению вредных влияний среды».
До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т. д.
Социальная медицина непосредственно связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. По϶ᴛᴏму социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках.
Главным направлением в социальной медицине будет изучение социальных отношений в обществе, кᴏᴛᴏᴩые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; социальных факторов, влияющих на здоровье. Это определяет разработку мер по охране здоровья населения и повышению уровня общественного здоровья.
Социальная медицина изучает проблемы здоровья населения, организацию, формы и методы медико-социальной помощи населению, социальную и экономическую роль здравоохранения в обществе, теорию и историю общественного здравоохранения, организационно-управленческие основы и принципы экономики планирования и финансирования медико-социальной помощи населению.
Объектом медицинского направления социальной работы будут люди, социально дезадаптированныетрадиционно страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально-значимые болезни.
Клиентами специалиста по социальной работе чаще всего будут инвалиды и престарелые, кᴏᴛᴏᴩые кроме социальных услуг нуждаются и в медицинских, но данные услуги особые и отличаются от той помощи, кᴏᴛᴏᴩую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Как правило, именно клиентам специалистов по социальной работе необходима социально-медицинская помощь.
Изучая влияние социальных факторов и условий на здоровье населения и его отдельных групп, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния социальных условий и факторов на здоровье людей, т. е. на научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения.
Методы, кᴏᴛᴏᴩые применяются в социальной медицине, очень разнообразны: социологический (основанный на анкетировании и интервьюировании), экспертный (для исследования качества и результативности медицинской помощи), метод математической статистики (в т.ч. и метод моделирования), метод организационного эксперимента (создание учреждений с новыми формами медицинской помощи на определенных территориях) и т. д.
Краткий исторический очерк социальной медицины
Основы социальной медицины (общественной гигиены) возникли так же давно, как и личная гигиена.
Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, оказание примитивной взаимопомощи, захоронение умерших и т. д. В ходе развития первобытного общества накапливались знания о явлениях природы, о болезнях, о мерах по оказанию помощи. Постепенно выделялся круг лиц, обладающих медицинскими и гигиеническими знаниями: шаманы, колдуны, знахари и пр., кᴏᴛᴏᴩые занимались лечением путем заклинаний, колдовства, использования средств народной медицины. В период матриархата забота о здоровье семьи перешла к женщинам, кᴏᴛᴏᴩые использовали в медицинских целях средства природы животного и растительного происхождения, различные лечебные манипуляции, родовспоможение и т. д.
С образованием племенных союзов их правители также уделяли внимание здоровью соплеменников: принимали санитарные меры, предохраняющие от эпидемий (чисто эмпирическим путем), содействовали обучению лекарей и т. п.
Археологические находки свидетельствуют о том, что в государствах Древнего мира (Египте, Месопотамии, Не стоит забывать, что вавилоне, Индии, Китае) школы для лекарей использовались не только для оказания чисто медицинской помощи, но и для оказания помощи бедным, для санитарного надзора за состоянием рынков, колодцев, водопровода и т. д. Предпринимались попытки государства регламентировать деятельность медиков: гигиенические предписания содержались в законодательных актах, религиозных книгах (особенно их много в Талмуде и Коране). Важно заметить, что одним из древнейших законодательных актов прошлого считается базальтовый столб с нанесенными на нем текстами законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Среди прочих на ϶ᴛᴏм столбе есть законы о поощрении и наказании врачей за результаты лечения. Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ при оценке медицинской помощи учитывалось материальное положение пациентов: за одну и ту же медицинскую помощь богатый пациент платил в несколько раз больше, чем бедный. И наоборот, в случае неудачного лечения богатого пациента наказание врача было более строгим — при неудачном лечении раба е врача взимали денежный штраф, а в случае неудачного лечения богатого отсекали руку.
В древнегреческих городах-государствах деятельность врачей также регламентировалась. В законах Ликурга (Спарта) говорится о регламентации работы врачей: например, специальные чиновники-эфоры должны были отбирать здоровых младенцев, а больных убивать. Эти чиновники также строго следили за соблюдением гигиенических правил, установленных в Спарте, в процессе подготовки воинов. Древние греки внесли ϲʙᴏй вклад и в понимание здорового образа жизни и его значение для здоровья. Так, Гиппократ наповествовал трактат «О воздухах, водах и местностях», в кᴏᴛᴏᴩом описывает влияние природных условий, обычаев и традиций на здоровье и болезни.
Законами Древнего Рима (Законами 12 таблиц) предусматривались меры санитарного характера: запрещение пользования водой из загрязненного источника, контроль за пищевыми продуктами на рынках, соблюдение правил захоронения, выполнение требований по устройству общественных бань и т. д. (за всем данным следили специальные чиновники-эдилы). Города обязывали нанимать и содержать так называемых «народных врачей», в обязанности кᴏᴛᴏᴩых входила охрана здоровья населения. Четко организованная медицинская служба была и в римской армии, причем врачи когорт, легионов, военных госпиталей не только занимались лечением раненых и больных, но и следили за санитарным состоянием армии, г. е. выполняли обязанности по охране здоровья воинов. Римские водопроводы и бани до сих пор свидетельствуют о высокой гигиенической культуре античности. Античные храмы также служили местом лечения. В Древней Греции лечебницы при храмах назывались асклейпеонами в честь бога врачевания Асклепия. Имена детей Асклепия — Гигея, Панацея — стали нарицательными (гигиена означает здоровый, панацея — несуществующее лекарство от всех болезней). Стоит сказать — положение врача в Древнем мире было почетно. «Стоит многих воителей смелых один врачеватель искусный», — говорит великий Гомер в «Илиаде». Юлий Цезарь предоставлял римское гражданство всем, кто изучат медицину. Сложную проблему для древних государств представляли собой эпидемии и войны. Борьба с инфекционными заболеваниями способствовала развитию представлений о связи между условиями жизни и здоровьем. В Византии в городах также нанимали и содержали «народных врачей» до VIII-IX вв., а затем там стали открывать больницы для бедных.
В Средние века в связи с широким распространением заразных болезней были разработаны и законодательно оформлены противоэпидемические мероприятия: изоляция больных, карантин, сжигание вещей и жилищ заболевших, запрещение хоронить умерших в черте городов, надзор за водоисточниками, устройство лепрозориев и т. д. Но законодательные акты того времени носили местный характер, т. е. медицинское дело до XVI в. управлялось и регламентировалось не центральной государственной властью, а исключительно местными светскими и религиозными властями. Во многом ϶ᴛᴏ было связано с историческими условиями того времени, в частности с феодальной раздробленностью враждующих между собой княжеств. Это приводило к тому, что в период эпидемий применяемые меры были малоэффективными из-за их разобщенности. Заметную роль в развитии общественной медицины сыграли взгляды ранних социалистов-утопистов (Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и др.), кᴏᴛᴏᴩые в ϲʙᴏих трудах, излагая представления об идеальном обществе, большое внимание уделили режиму груда, гигиене, здоровому образу жизни, питанию и т. д.
Дальнейшее развитие социально-гигиенических взглядов связано с возникновением профессиональных заболеваний в период появления мануфактур. Как раз в тот самый момент врачи обратили внимание на связь между характером труда и особенностями профессиональных заболеваний (в первую очередь у горняков и металлургов).
Основоположником учения о профессиональных болезнях был итальянский профессор клинической медицины Бернардино Рамаццини, создавший в 1700 г. труд «О болезнях ремесленников», в кᴏᴛᴏᴩом он описывал условия работы и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие заболевания рабочих различных профессий.
Впервые вопрос об общественном здоровье был освещен в законе — Декларация прав человека и гражданина, принятом Учредительным собранием Франции во время Великой французской революции. Здоровье населения рассматривалось как национальное богатство. Этот подход к здравоохранению продиктовал и те реформы, кᴏᴛᴏᴩые были подготовлены комиссией под руководством знаменитого деятеля Французской революции, врача по образованию. Кабаниса (Марат и Робеспьер тоже были врачами). Кстати, эта комиссия подготовила также реформы медицинского образования, сделав его доступным для простых людей. Согласно ϶ᴛᴏй реформе медицинские школы в Париже, Монпелье и других городах были преобразованы в школы здоровья, в кᴏᴛᴏᴩых были открыты кафедры гигиены (одна из них даже называлась кафедрой социальной гигиены).
Постепенно создавались условия для организации национальных систем и служб здравоохранения. Первая реформа, касающаяся медицинских учреждений всего государства, была проведена во Франции в 1822 г., когда при Министерстве внутренних дел был учрежден Высший медицинский совет, а в провинциях — ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие комитеты и комиссии. Кстати, эта структура медицинского управления стала прообразом аналогичных служб в других странах Европы: в Англии под влиянием общественного движения для сохранения рабочей силы в 1848 г. было учреждено Главное ведомство общественного здоровья и принят «Закон об общественном здоровье», организованы санитарные советы и т. д. Толчком к возникновению общественного движения послужила деятельность санитарных инспекторов: Эшли, Чедвика, Саймона (на их труды ссылались в ϲʙᴏих работах К. Маркс и Ф. Энгельс), кᴏᴛᴏᴩые показали тяжелые условия труда рабочих.
В 1784 г. в Германии впервые В. Т. Pay ввел термин «медицинская полиция», включив в ϶ᴛᴏ понятие наблюдение за здоровьем населения, надзор за госпиталями и аптеками, предупреждение эпидемий, просвещение населения и т. д. Идея «медицинской полиции» в дальнейшем была развита прогрессивным венгерским врачом 3. П. Хусти. Наряду с «медицинской полицией» важную роль в развитии социальной гигиены сыграли меди- ко-топографические описания, получившие широкое распространение в конце XVIII — начале XIX в., кᴏᴛᴏᴩые были широко распространены во многих странах.
Особенное влияние на развитие социальной медицины в XIX в. оказали взгляды Ж. Гирсна, одного из социалистов-утопистов, кᴏᴛᴏᴩый сформулировал понятие социальной медицины как объединение медицины и общественной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
В 60-х гг. XIX в. были созданы международные договоренности о мерах борьбы с инфекционными заболеваниями. В 1861 г. в Александрии был учрежден первый Международный карантинный совет, что явилось одним из самых первых мероприятий по охране общественного здоровья, носящего международный характер.
В Германии в 80-90-х гг. XIX в. были приняты законы по социальному страхованию, в кᴏᴛᴏᴩых предусматривалось финансирование из трех источников: прибыль предприятий, взносы трудящихся, средства госбюджета.
В Америке развитие социально-гигиенических идей шло с запозданием, что связано с притоком эмигрантов. Развитию социально-гигиенических идей в Америке способствовало учреждение в 1839 г. Американской статистической ассоциации. В 1851 г. врач из Нового Орлеана Дж. К. Саймоне на основании статистических данных впервые сделал попытку выяснить стоимость болезни и смерти в ϲʙᴏем городе и снизить эту стоимость путем оздоровления условий жизни бедняков.
К концу XIX в. общественная гигиена (социальная медицина) сформировалась как наука, изучающая влияние социально-экономических факторов на здоровье различных групп населения. Во многих странах, в т.ч. и в России, стали создаваться научные общества по проблемам общественного здравоохранения, так как появились специалисты в области социальной медицины, занимающиеся и практикой, и научными исследованиями. Так, в 1905 г. в Германии было учреждено Общество социальной гигиены и медицинской статистики, кᴏᴛᴏᴩое занималось вопросами охраны здоровья детей, борьбы с туберкулезом и алкоголизмом и т. п.
В начале XX в. социальная гигиена окончательно оформилась как предмет преподавания в высших медицинских учебных заведениях. Первые курсы по социальной гигиене были организованы в Венском (1909) и Мюнхенском (1912) университетах. В течение первой четверти XX в. в нескольких городах Германии были открыты академии социальной гигиены. Важно заметить, что одним из основоположников социальной гигиены был Альфред Гротьян, «врач-социалист», как он себя называл. Именно он в 1902 г. начал читать курс лекций но теме «Социальная медицина» в Берлинском университете. В ϲʙᴏей книге «Социальная патология» он повествовал: «…задачей социальной гигиены будет изучение всех сторон общественной жизни и социальной среды с позиции их влияния на человеческий организм и на базе ϶ᴛᴏго изучения — поиск мероприятий, кᴏᴛᴏᴩые… не должны иметь всегда только чисто медицинский характер, но могут захватывать часто и область социальной политики или даже общей политики». Работы А. Гротьяна и его сподвижников получили широкое распространение в других странах. С 1919 г. во Франции в высших школах открылись курсы социальной гигиены, организовался первый во Франции Институт гигиены и социальной медицины. В Бельгии в 1930-е гг. социальная медицина входила в курс обучения менеджеров здравоохранения, а социальная гигиена — студентов высших медицинских школ. В Италии по социальной медицине были изданы руководства. Идеи социальной медицины получили широкое распространение и в Великобритании, когда в годы Второй мировой войны были организованы первые кафедры социальной медицины (в Оксфорде, Эдинбурге, Манчестере и других городах), а также Институт социальной медицины. В США первые научные работы о связи болезней с социально-экономическими условиями жизни людей появились в 1911 г. Выдающийся американский гигиенист Г. Сигерист в ϲʙᴏих научных трудах утверждал, что медицина должна изменяться в сторону слияния лечебной и профилактической помощи, что врач нового поколения должен стать врачом социальным.
В последнее время в западных странах наблюдается тенденция к разделению социальной медицины как науки и предмета преподавания на две дисциплины: социальная медицина (готовит специалистов в области общественного здравоохранения, разрабатывающих меры по охране и восстановлению здоровья населения) и менеджмент в здравоохранении (готовит специалистов в области управления органами и учреждениями здравоохранения).
История отечественной медицины повторяет основные этапы развития социальной медицины в мире.
На протяжении многих веков главная роль в социальной помощи отводилась церкви. Так, киевский князь Владимир в 999 г. приказал духовенству заниматься общественным призрением. Монастыри содержали больницы, богадельни, детские приюты. Оказываемая монастырями помощь была бесплатной. Так продолжалось почти пять столетий (писцовые книги свидетельствуют о существовании богаделен почти во всех монастырях и при многих церквях).
Мысль о развитии государственной помощи обездоленным была впервые высказана Иваном Грозным на Стоглавом соборе (1551), когда он утверждал, что в каждом городе должны быть не только больницы, но и богадельни и приюты.
В 1620 г. учреждается Аптекарский приказ — высший административный орган, в ведении кᴏᴛᴏᴩого находилось медицинское и аптечное дело. Фактически произошло отделение медицины от религии, хотя еще долго медицина несла на себе печать религиозности: первые русские врачи, выпускники Московского университета, имели медицинское и духовное образование.
Важно знать, что большой вклад по формированию мер общественного призрения в определенную систему сделал Петр I. Указы Петра I охватывали почти все проблемы общественного призрения. Виды оказываемой помощи различались в зависимости от нужд. В 1712 г. Петр 1 требует повсеместного устройства госпиталей для «увечных и самых престарелых, не имеющих возможностей снискать пропитания трудами», вменяет в обязанность городским магистратам заботиться о предупреждении нищеты. При Петре I была создана целая сеть социальных заведений: смирительных домов, прядильных домов и т. д.
Начинания Петра I были продолжены Екатериной Второй. Так, в 1775 г. была основана государственная система общественного призрения. Законодательным актом, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», на каждой самоуправляемой территории создавались особые административные органы — приказы общественного призрения, кᴏᴛᴏᴩым вверялись народное образование, здравоохранение, общественная благотворительность. Приказам надлежало «попечение и надзирание об учреждениях и прочном основании народных школ… сиротских домов… гоcпиталей или больниц… богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных…».
Важно знать, что большой вклад в развитие социально-гигиенических взглядов внес М. В.Ломоносов в известном письме «О сохранении и размножении российского народа» (1761), в кᴏᴛᴏᴩом сделана попытка подхода к проблемам общественного здоровья и народонаселения с социально-гигиенических позиций. В ϶ᴛᴏм же письме Ломоносов предложил меры по снижению заболеваемости и смертности населения, повышению рождаемости, улучшению медицинской помощи и санитарному просвещению.
Важно знать, что большой вклад в становление и развитие социальной медицины внес и первый профессор медицинского факультета Московского университета С. Г. Зыбелин. Стоит заметить, что он впервые в России поднял вопрос о влиянии социальных факторов на заболеваемость, рождаемость и смертность населения.
В диссертации воспитанника Московской госпитальной школы И.Л.Данилевского «О наилучшем медицинском управлении» высказывалась мысль, актуальная и сейчас: необходимость использования школ в качестве важнейшего этапа санитарного просвещения. В ϲʙᴏей работе автор предложил преподавать в школе основы сохранения здоровья. В ϶ᴛᴏй же работе И.Л.Данилевский доказывал, что искоренение причин болезней зависит не от врачей, а от государственной власти.
Идеи И.Л.Данилевского об ответственности государства за охрану здоровья населения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовали идее «медицинской полиции», предложенной И. П. Франком в работе «Система полной медицинской помощи».
Профессор медицинского факультета Московского университета Е. О. Мухин предлагал, ɥᴛᴏбы «медицинская полиция» разрабатывала административные меры против вредных для здоровья влияний.
И. Ю. Велцин в книге «Начертание врачебного благоустройства, или О средствах, зависящих от правительства к сохранению народного здоровья» (1795) говорил о том, что через «медицинскую полицию» государство должно заботиться о здоровье населения с целью укрепления могущества государства. Этому были посвящены диссертация Н. Н. Рождественского «Рассуждения о мерах правительства к сохранению жизни и здравия народа» (1830), труд К. Гелинга «Опыт гражданской медицинской помощи, примененной к законам Российской империи» (1842) и др.
Выдающиеся русские врачи М. Я. Мудров, Е. Т. Белопольский внесли большой вклад в формирование военной гигиены как раздела медицинской помощи.
С конца XVIII в. в России началось преподавание основ медицинской помощи совместно с судебной медициной. В 1775 г. профессор медицины Ф. Ф. Керестурн выступил с актовой речью «О медицинской полиции и ее использовании в России». В начале XIX в. курс «медицинской полиции» был введен в Петербургской медико-хирургической академии. В 1845 г. было предложено выделить в особую кафедру общую государственную медицину, кᴏᴛᴏᴩая состояла бы из двух курсов: всенародная гигиена и всенародная медицина (1-й курс), врачебное законоположение и судебная медицина (2-й курс).
В России наряду с «медицинской полицией» в развитии социально-гигиенических взглядов сыграли роль медико-тоиографические описания, кᴏᴛᴏᴩые в XIX-XX вв. составлялись по результатам многочисленных экспедиций Академии наук. Сената, Вольного экономического общества. Как правило, данные описания проводились по специально разработанным анкетам, в кᴏᴛᴏᴩых были представлены сведения о санитарном состоянии населения, заболеваемости, о причинах болезней и их лечении и т. д.
С 1797 г. составление данных описаний вошло в обязанность уездных лекарей и инспекторов врачебных управ. Следовательно, с начала XIX в. в России проводилось исследование санитарного состояния населения.
В 1820 г. была издана монография Г. Л. Аттенгофера «Медико-топографическое описание Санкт-Петербурга, главного и столичного города Российской империи». В ϶ᴛᴏй монографии приведены таблицы смертности с показателями на 1000 чел. В 1832 г. был издан труд экономиста-статистика В. П. Андросова «Статистическая записка о Москве», в кᴏᴛᴏᴩой представлен социально-гигиенический анализ показателей здоровья населения.
Следовательно, можно сделать вывод, что во второй четверти XIX в. санитарная статистика, перейдя от описаний к анализу, явилась основой социально-гигиенических исследований, т. е. к ϶ᴛᴏму времени в России были заложены основы социальной медицины: во многих трудах ученых подчеркивалась зависимость общественного здоровья от социально-экономических факторов.
Дальнейшему формированию социальной медицины (гигиены) способствовала земская реформа 1864 г. Согласно основным положениям ϶ᴛᴏй реформы на земство было возложено попечение о «народном здравии». Появилась первая в мире система медицинского обслуживания населения, действующая по участковому принципу. Центрами оказания бесплатной медицинской помощи на селе стали сельский врачебный участок, земская больница, амбулатория, фельдшерские и акушерские пункты, санитарные врачи, уездный и губернский санитарный совет и т. д. Деятельность земских врачей носила явно социально-гигиеническое направление. Об ϶ᴛᴏм говорится в работе выдающегося деятеля земской медицины И. И. Моллесона «Земская медицина»: «…причиной всех недугов будут неурожаи, жилища, воздух и т. д.».
Деятельность земских врачей активно поддерживалась научными медицинскими обществами — Казанским, Московским и др. Важно заметить, что один из деятелей Казанского общества врачей А. В. Петров был автором термина «общественная медицина». В 70-е гг. XX в. А. В. Петров определил задачи общественной медицины: «…врачи призываются на службу целому обществу, требуется излечить общественные болезни, поднять уровень общественного здоровья, повысить общественное благосостояние». На 4-м Съезде естествоиспытателей и врачей в 1873 г. открылось новое отделение секции научной медицины — статистико-гигиеническое. В ϶ᴛᴏ время углубленно изучается заболеваемость населения, здоровье рабочих промышленных предприятий (исследования Эрисмана, Доброславина и др.). Результаты данных исследований заложили основу общественной гигиены (социальной медицины) как науки. Отечественные гигиенисты практиковали социальный подход к здоровью населения, связывая задачи гигиены с общественным здоровьем и здравоохранением, т. е. в отличие от сани- тарно-технической направленности Запада они придавали гигиене общественную направленность. Так, Ф. Ф. Эрисман утверждал: «Лишите гигиену общественной направленности и вы… превратите ее в труп».
Профессор Московского университета Ф. Ф. Эрисман в 1884 г. возглавил созданную им на медицинском факультете кафедру гигиены. Именно Эрисман обосновал социально-гигисни- ческую направленность работ санитарного врача: санитарный врач должен способствовать устранению неблагоприятных жизненных условий. Ф. Ф. Эрисман доказал необходимость создания в интересах охраны здоровья рабочих промышленно-сани- тарного законодательства.
К концу XIX в. наряду со здоровьем промышленных и сельскохозяйственных рабочих внимание отечественных медиков привлекла смертность, в особенности детская. Кстати, эта проблема исследовалась многими земскими и санитарными врачами. Была разработана «подворная карта» для посемейных социально-гигиенических исследований. Эти исследования позволили установить зависимость здоровья от экономических условий.
Активное развитие социальной гигиены в России во второй половине XIX в. стало возможным благодаря разработкам методик сбора материала и анализу ϶ᴛᴏго материала («Схемы построения земской санитарной статистики» П. И. Куркина или «Подворные карты» А. И. Шингарева).
Формирующаяся в России социальная гигиена как наука стала предметом преподавания. В Киевском университете еще в 1865 г. читался курс социальной гигиены. В 1906 г. в Киеве был введен самостоятельный курс «Основы социальной гигиены и общественной медицины». С 1908 г. курс «Социальная гигиена и общественная медицина» читался в Петербурге.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в начале XX в. в России сформировались основы социальной гигиены как науки и были заложены ее основы как предмета преподавания.
С 1920 г. центром социальной гигиены в России стал Институт социальной гигиены. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко был социал-гигиенистом, его заместитель 3. П. Соловьев — известным деятелем общественной медицины.
В 1922 г. при участии Н. А. Семашко была организована кафедра социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней в Первом Московском университете. Через год подобные кафедры были организованы и в других университетах. С 1922 г. стали издаваться первые учебники и учебные пособия по социальной гигиене (медицине), переводиться на русский язык научные труды зарубежных социал-гигиенистов. С 1922 по 1930 г. издавался журнал «Социальная гигиена».
Репрессии и ссылки 1930-х гг. нанесли развитию социальной гигиены серьезный урон, так как социальная гигиена была лишена в то время самого необходимого — информации, поскольку статистические исследования были закрыты. Несмотря на ϶ᴛᴏ усилиями отечественных ученых-гигиенистов социальная гигиена как наука продвигалась вперед, о чем свидетельствуют социально-гигиенические, медико-демографические и эпидемиологические исследования. Накануне Великой Отечественной войны кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения, что ограничило круг проблем предмета. В 1946 г. был создан Институт социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н. А. Семашко, а в 1966 г. он был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения (сейчас НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения имени Н. А. Семашко РАМН). В ϶ᴛᴏм институте проводятся комплексные исследования по изучению обшей заболеваемости (по данным обращаемости), заболеваемости с временной утратой трудоспособности, госпитализации и посещаемости поликлиник населением. Эти исследования позволяют разработать нормативы лечебно-профилактической помощи населению в целом или отдельным группам.
В годы перестройки, политических и социально-экономических реформ направление социальной гигиены несколько изменилось. На первый план выходят вопросы управления в новых условиях хозяйствования, экономические и финансовые проблемы, медицинское страхование, правовое регулирование деятельности медицинских работников, защита прав пациентов и т. д. (Приложение 1).
Встал вопрос о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии названия кафедр новым социально-экономическим условиям. Решением Всесоюзного совещания заведующих кафедрами (Рязань, март 1991 г.) рекомендовалось переименовать кафедры социальной гигиены в кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, т. е. отразилось более широкое понимание предмета, включающее в себя широкий круг проблем по охране здоровья населения и управлению децентрализованной системой здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике.
Сегодня одной из главных задач будет подготовка социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения (менеджеров здравоохранения). Создана не только система подготовки менеджеров здравоохранения, но и менеджеров сестринского дела (сестер с высшим медицинским образованием).
Следовательно, социальная медицина и организация здравоохранения на рубеже XX-XXI вв. вновь находится в состоянии развития, когда совершенствуется содержание предмета, что, возможно, повлечет уточнение или изменение его названия.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Понятие социальной медицины
В системе социальной работы в настоящее время все большее значение приобретает социальная медицина, которая тесно связана с социально-медицинским направлением социальной работы.
Социальная медицина — наука о закономерностях развития общественного здоровья и здравоохранения. Социальная (общественная) медицина (гигиена) находится на стыке различных наук — медицины, социологии, гигиены, естествознания и др.
Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни.
До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т.д.
Социальная медицина непосредственно связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках.
Главными направлениями в социальной медицине являются изучение: социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; социальных факторов, влияющих на здоровье. Это определяет разработку мер по охране здоровья населения и повышению уровня общественного здоровья.
Объектом изучения в социальной медицине являются факторы, определяющие здоровье общества в целом и конкретного человека.
Объектом социально-медицинского направления социальной работы являются люди, социально дезадаптированные, как правило, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально-значимые болезни.
Клиентами социального работника чаще всего являются инвалиды и престарелые, которые кроме социальных нуждаются и в медицинских услугах, но эти услуги особые и отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Клиентам социальных работников необходима социально-медицинская помощь.
Изучая влияние социальных факторов и условий на здоровье населения и его групп, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния социальных условий и факторов на здоровье людей, т. е. на научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения.
Похожие статьи:
poznayka.org
сец мед
Социальная медицина –
наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина (общественная гигиена) находится на стыке различных наук — медицины, социологии, гигиены, естествознания и др. Гигиена (от греч. здоровый) — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды (в том числе и производственной) на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.
Социальная гигиена (медицина) изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Н. А. Семашко говорил: «Социальная гигиена — это наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины… основная задача социальной гигиены состоит в том, чтобы глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывать эффективные меры по устранению вредных влияний среды».
До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т. д.
Социальная медицина непосредственно связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках.
Главным направлением в социальной медицине является изучение социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; социальных факторов, влияющих на здоровье. Это определяет разработку мер по охране здоровья населения и повышению уровня общественного здоровья.
Социальная медицина изучает проблемы здоровья населения, организацию, формы и методы медико-социальной помощи населению, социальную и экономическую роль здравоохранения в обществе, теорию и историю общественного здравоохранения, организационно-управленческие основы и принципы экономики планирования и финансирования медико-социальной помощи населению.
Объектом медицинского направления социальной работы являются люди, социально дезадаптированные, как правило, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально-значимые болезни.
Клиентами специалиста по социальной работе чаще всего являются инвалиды и престарелые, которые кроме социальных услуг нуждаются и в медицинских, но эти услуги особые и отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Как правило, именно клиентам специалистов по социальной работе необходима социально-медицинская помощь.
Изучая влияние социальных факторов и условий на здоровье населения и его отдельных групп, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния социальных условий и факторов на здоровье людей, т. е. на научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения.
Методы, которые применяются в социальной медицине, очень разнообразны: социологический (основанный на анкетировании и интервьюировании), экспертный (для исследования качества и результативности медицинской помощи), метод математической статистики (в том числе и метод моделирования), метод организационного эксперимента (создание учреждений с новыми формами медицинской помощи на определенных территориях) и т. д.
Краткий исторический очерк социальной медицины
Основы социальной медицины (общественной гигиены) возникли так же давно, как и личная гигиена.
Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, оказание примитивной взаимопомощи, захоронение умерших и т. д. По мере развития первобытного общества накапливались знания о явлениях природы, о болезнях, о мерах по оказанию помощи. Постепенно выделялся круг лиц, обладающих медицинскими и гигиеническими знаниями: шаманы, колдуны, знахари и пр., которые занимались лечением путем заклинаний, колдовства, использования средств народной медицины. В период матриархата забота о здоровье семьи перешла к женщинам, которые использовали в медицинских целях средства природы животного и растительного происхождения, различные лечебные манипуляции, родовспоможение и т. д.
С образованием племенных союзов их правители также уделяли внимание здоровью соплеменников: принимали санитарные меры, предохраняющие от эпидемий (чисто эмпирическим путем), содействовали обучению лекарей и т. п.
Археологические находки свидетельствуют о том, что в государствах Древнего мира (Египте, Месопотамии, Вавилоне, Индии, Китае) школы для лекарей использовались не только для оказания чисто медицинской помощи, но и для оказания помощи бедным, для санитарного надзора за состоянием рынков, колодцев, водопровода и т. д. Предпринимались попытки государства регламентировать деятельность медиков: гигиенические предписания содержались в законодательных актах, религиозных книгах (особенно их много в Талмуде и Коране). Одним из древнейших законодательных актов прошлого считается базальтовый столб с нанесенными на нем текстами законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Среди прочих на этом столбе есть законы о поощрении и наказании врачей за результаты лечения. Следует отметить, что при оценке медицинской помощи учитывалось материальное положение пациентов: за одну и ту же медицинскую помощь богатый пациент платил в несколько раз больше, чем бедный. И наоборот, в случае неудачного лечения богатого пациента наказание врача было более строгим — при неудачном лечении раба е врача взимали денежный штраф, а в случае неудачного лечения богатого отсекали руку.
В древнегреческих городах-государствах деятельность врачей также регламентировалась. В законах Ликурга (Спарта) говорится о регламентации работы врачей: например, специальные чиновники-эфоры должны были отбирать здоровых младенцев, а больных убивать. Эти чиновники также строго следили за соблюдением гигиенических правил, установленных в Спарте, в процессе подготовки воинов. Древние греки внесли свой вклад и в понимание здорового образа жизни и его значение для здоровья. Так, Гиппократ написал трактат «О воздухах, водах и местностях», в котором описывает влияние природных условий, обычаев и традиций на здоровье и болезни.
Законами Древнего Рима (Законами 12 таблиц) предусматривались меры санитарного характера: запрещение пользования водой из загрязненного источника, контроль за пищевыми продуктами на рынках, соблюдение правил захоронения, выполнение требований по устройству общественных бань и т. д. (за всем этим следили специальные чиновники-эдилы). Города обязывали нанимать и содержать так называемых «народных врачей», в обязанности которых входила охрана здоровья населения. Четко организованная медицинская служба была и в римской армии, причем врачи когорт, легионов, военных госпиталей не только занимались лечением раненых и больных, но и следили за санитарным состоянием армии, г. е. выполняли обязанности по охране здоровья воинов. Римские водопроводы и бани до сих пор свидетельствуют о высокой гигиенической культуре античности. Античные храмы также служили местом лечения. В Древней Греции лечебницы при храмах назывались асклейпеонами в честь бога врачевания Асклепия. Имена детей Асклепия — Гигея, Панацея — стали нарицательными (гигиена означает здоровый, панацея — несуществующее лекарство от всех болезней). Положение врача в Древнем мире было почетно. «Стоит многих воителей смелых один врачеватель искусный», — говорит великий Гомер в «Илиаде». Юлий Цезарь предоставлял римское гражданство всем, кто изучат медицину. Сложную проблему для древних государств представляли собой эпидемии и войны. Борьба с инфекционными заболеваниями способствовала развитию представлений о связи между условиями жизни и здоровьем. В Византии в городах также нанимали и содержали «народных врачей» до VIII-IX вв., а затем там стали открывать больницы для бедных.
В Средние века в связи с широким распространением заразных болезней были разработаны и законодательно оформлены противоэпидемические мероприятия: изоляция больных, карантин, сжигание вещей и жилищ заболевших, запрещение хоронить умерших в черте городов, надзор за водоисточниками, устройство лепрозориев и т. д. Но законодательные акты того времени носили местный характер, т. е. медицинское дело до XVI в. управлялось и регламентировалось не центральной государственной властью, а лишь местными светскими и религиозными властями. Во многом это было связано с историческими условиями того времени, в частности с феодальной раздробленностью враждующих между собой княжеств. Это приводило к тому, что в период эпидемий применяемые меры были малоэффективными из-за их разобщенности. Заметную роль в развитии общественной медицины сыграли взгляды ранних социалистов-утопистов (Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и др.), которые в своих трудах, излагая представления об идеальном обществе, большое внимание уделили режиму груда, гигиене, здоровому образу жизни, питанию и т. д.
Дальнейшее развитие социально-гигиенических взглядов связано с возникновением профессиональных заболеваний в период появления мануфактур. Именно тогда врачи обратили внимание на связь между характером труда и особенностями профессиональных заболеваний (в первую очередь у горняков и металлургов).
Основоположником учения о профессиональных болезнях был итальянский профессор клинической медицины Бернардино Рамаццини, создавший в 1700 г. труд «О болезнях ремесленников», в котором он описывал условия работы и соответствующие заболевания рабочих различных профессий.
Впервые вопрос об общественном здоровье был освещен в законе — Декларация прав человека и гражданина, принятом Учредительным собранием Франции во время Великой французской революции. Здоровье населения рассматривалось как национальное богатство. Этот подход к здравоохранению продиктовал и те реформы, которые были подготовлены комиссией под руководством знаменитого деятеля Французской революции, врача по образованию. Кабаниса (Марат и Робеспьер тоже были врачами). Эта комиссия подготовила также реформы медицинского образования, сделав его доступным для простых людей. Согласно этой реформе медицинские школы в Париже, Монпелье и других городах были преобразованы в школы здоровья, в которых были открыты кафедры гигиены (одна из них даже называлась кафедрой социальной гигиены).
Постепенно создавались условия для организации национальных систем и служб здравоохранения. Первая реформа, касающаяся медицинских учреждений всего государства, была проведена во Франции в 1822 г., когда при Министерстве внутренних дел был учрежден Высший медицинский совет, а в провинциях — соответствующие комитеты и комиссии. Эта структура медицинского управления стала прообразом аналогичных служб в других странах Европы: в Англии под влиянием общественного движения для сохранения рабочей силы в 1848 г. было учреждено Главное ведомство общественного здоровья и принят «Закон об общественном здоровье», организованы санитарные советы и т. д. Толчком к возникновению общественного движения послужила деятельность санитарных инспекторов: Эшли, Чедвика, Саймона (на их труды ссылались в своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс), которые показали тяжелые условия труда рабочих.
В 1784 г. в Германии впервые В. Т. Pay ввел термин «медицинская полиция», включив в это понятие наблюдение за здоровьем населения, надзор за госпиталями и аптеками, предупреждение эпидемий, просвещение населения и т. д. Идея «медицинской полиции» в дальнейшем была развита прогрессивным венгерским врачом 3. П. Хусти. Наряду с «медицинской полицией» важную роль в развитии социальной гигиены сыграли меди- ко-топографические описания, получившие широкое распространение в конце XVIII — начале XIX в., которые были широко распространены во многих странах.
Особенное влияние на развитие социальной медицины в XIX в. оказали взгляды Ж. Гирсна, одного из социалистов-утопистов, который сформулировал понятие социальной медицины как объединение медицины и общественной деятельности.
В 60-х гг. XIX в. были созданы международные договоренности о мерах борьбы с инфекционными заболеваниями. В 1861 г. в Александрии был учрежден первый Международный карантинный совет, что явилось одним из первых мероприятий по охране общественного здоровья, носящего международный характер.
В Германии в 80-90-х гг. XIX в. были приняты законы по социальному страхованию, в которых предусматривалось финансирование из трех источников: прибыль предприятий, взносы трудящихся, средства госбюджета.
В Америке развитие социально-гигиенических идей шло с запозданием, что связано с притоком эмигрантов. Развитию социально-гигиенических идей в Америке способствовало учреждение в 1839 г. Американской статистической ассоциации. В 1851 г. врач из Нового Орлеана Дж. К. Саймоне на основании статистических данных впервые сделал попытку выяснить стоимость болезни и смерти в своем городе и снизить эту стоимость путем оздоровления условий жизни бедняков.
К концу XIX в. общественная гигиена (социальная медицина) сформировалась как наука, изучающая влияние социально-экономических факторов на здоровье различных групп населения. Во многих странах, в том числе и в России, стали создаваться научные общества по проблемам общественного здравоохранения, так как появились специалисты в области социальной медицины, занимающиеся и практикой, и научными исследованиями. Так, в 1905 г. в Германии было учреждено Общество социальной гигиены и медицинской статистики, которое занималось вопросами охраны здоровья детей, борьбы с туберкулезом и алкоголизмом и т. п.
В начале XX в. социальная гигиена окончательно оформилась как предмет преподавания в высших медицинских учебных заведениях. Первые курсы по социальной гигиене были организованы в Венском (1909) и Мюнхенском (1912) университетах. В течение первой четверти XX в. в нескольких городах Германии были открыты академии социальной гигиены. Одним из основоположников социальной гигиены был Альфред Гротьян, «врач-социалист», как он себя называл. Именно он в 1902 г. начал читать курс лекций но теме «Социальная медицина» в Берлинском университете. В своей книге «Социальная патология» он писал: «…задачей социальной гигиены является изучение всех сторон общественной жизни и социальной среды с точки зрения их влияния на человеческий организм и на основе этого изучения — поиск мероприятий, которые… не должны иметь всегда только чисто медицинский характер, но могут захватывать часто и область социальной политики или даже общей политики». Работы А. Гротьяна и его сподвижников получили широкое распространение в других странах. С 1919 г. во Франции в высших школах открылись курсы социальной гигиены, организовался первый во Франции Институт гигиены и социальной медицины. В Бельгии в 1930-е гг. социальная медицина входила в курс обучения менеджеров здравоохранения, а социальная гигиена — студентов высших медицинских школ. В Италии по социальной медицине были изданы руководства. Идеи социальной медицины получили широкое распространение и в Великобритании, когда в годы Второй мировой войны были организованы первые кафедры социальной медицины (в Оксфорде, Эдинбурге, Манчестере и других городах), а также Институт социальной медицины. В США первые научные работы о связи болезней с социально-экономическими условиями жизни людей появились в 1911 г. Выдающийся американский гигиенист Г. Сигерист в своих научных трудах утверждал, что медицина должна изменяться в сторону слияния лечебной и профилактической помощи, что врач нового поколения должен стать врачом социальным.
В последнее время в западных странах наблюдается тенденция к разделению социальной медицины как науки и предмета преподавания на две дисциплины: социальная медицина (готовит специалистов в области общественного здравоохранения, разрабатывающих меры по охране и восстановлению здоровья населения) и менеджмент в здравоохранении (готовит специалистов в области управления органами и учреждениями здравоохранения).
История отечественной медицины повторяет основные этапы развития социальной медицины в мире.
На протяжении многих веков главная роль в социальной помощи отводилась церкви. Так, киевский князь Владимир в 999 г. приказал духовенству заниматься общественным призрением. Монастыри содержали больницы, богадельни, детские приюты. Оказываемая монастырями помощь была бесплатной. Так продолжалось почти пять столетий (писцовые книги свидетельствуют о существовании богаделен почти во всех монастырях и при многих церквях).
Мысль о развитии государственной помощи обездоленным была впервые высказана Иваном Грозным на Стоглавом соборе (1551), когда он утверждал, что в каждом городе должны быть не только больницы, но и богадельни и приюты.
В 1620 г. учреждается Аптекарский приказ — высший административный орган, в ведении которого находилось медицинское и аптечное дело. Фактически произошло отделение медицины от религии, хотя еще долго медицина несла на себе печать религиозности: первые русские врачи, выпускники Московского университета, имели медицинское и духовное образование.
Большой вклад по формированию мер общественного призрения в определенную систему сделал Петр I. Указы Петра I охватывали почти все проблемы общественного призрения. Виды оказываемой помощи различались в зависимости от нужд. В 1712 г. Петр 1 требует повсеместного устройства госпиталей для «увечных и самых престарелых, не имеющих возможностей снискать пропитания трудами», вменяет в обязанность городским магистратам заботиться о предупреждении нищеты. При Петре I была создана целая сеть социальных заведений: смирительных домов, прядильных домов и т. д.
Начинания Петра I были продолжены Екатериной Второй. Так, в 1775 г. была основана государственная система общественного призрения. Законодательным актом, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», на каждой самоуправляемой территории создавались особые административные органы — приказы общественного призрения, которым вверялись народное образование, здравоохранение, общественная благотворительность. Приказам надлежало «попечение и надзирание об учреждениях и прочном основании народных школ… сиротских домов… гоcпиталей или больниц… богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных…».
Большой вклад в развитие социально-гигиенических взглядов внес М. В.Ломоносов в известном письме «О сохранении и размножении российского народа» (1761), в котором сделана попытка подхода к проблемам общественного здоровья и народонаселения с социально-гигиенических позиций. В этом же письме Ломоносов предложил меры по снижению заболеваемости и смертности населения, повышению рождаемости, улучшению медицинской помощи и санитарному просвещению.
Большой вклад в становление и развитие социальной медицины внес и первый профессор медицинского факультета Московского университета С. Г. Зыбелин. Он впервые в России поднял вопрос о влиянии социальных факторов на заболеваемость, рождаемость и смертность населения.
В диссертации воспитанника Московской госпитальной школы И.Л.Данилевского «О наилучшем медицинском управлении» высказывалась мысль, актуальная и сейчас: необходимость использования школ в качестве важнейшего этапа санитарного просвещения. В своей работе автор предложил преподавать в школе основы сохранения здоровья. В этой же работе И.Л.Данилевский доказывал, что искоренение причин болезней зависит не от врачей, а от государственной власти.
Идеи И.Л.Данилевского об ответственности государства за охрану здоровья населения соответствовали идее «медицинской полиции», предложенной И. П. Франком в работе «Система полной медицинской помощи».
Профессор медицинского факультета Московского университета Е. О. Мухин предлагал, чтобы «медицинская полиция» разрабатывала административные меры против вредных для здоровья влияний.
И. Ю. Велцин в книге «Начертание врачебного благоустройства, или О средствах, зависящих от правительства к сохранению народного здоровья» (1795) говорил о том, что через «медицинскую полицию» государство должно заботиться о здоровье населения с целью укрепления могущества государства. Этому были посвящены диссертация Н. Н. Рождественского «Рассуждения о мерах правительства к сохранению жизни и здравия народа» (1830), труд К. Гелинга «Опыт гражданской медицинской помощи, примененной к законам Российской империи» (1842) и др.
Выдающиеся русские врачи М. Я. Мудров, Е. Т. Белопольский внесли большой вклад в формирование военной гигиены как раздела медицинской помощи.
С конца XVIII в. в России началось преподавание основ медицинской помощи совместно с судебной медициной. В 1775 г. профессор медицины Ф. Ф. Керестурн выступил с актовой речью «О медицинской полиции и ее использовании в России». В начале XIX в. курс «медицинской полиции» был введен в Петербургской медико-хирургической академии. В 1845 г. было предложено выделить в особую кафедру общую государственную медицину, которая состояла бы из двух курсов: всенародная гигиена и всенародная медицина (1-й курс), врачебное законоположение и судебная медицина (2-й курс).
В России наряду с «медицинской полицией» в развитии социально-гигиенических взглядов сыграли роль медико-тоиографические описания, которые в XIX-XX вв. составлялись по результатам многочисленных экспедиций Академии наук. Сената, Вольного экономического общества. Как правило, эти описания проводились по специально разработанным анкетам, в которых были представлены сведения о санитарном состоянии населения, заболеваемости, о причинах болезней и их лечении и т. д.
С 1797 г. составление этих описаний вошло в обязанность уездных лекарей и инспекторов врачебных управ. Следовательно, с начала XIX в. в России проводилось исследование санитарного состояния населения.
В 1820 г. была издана монография Г. Л. Аттенгофера «Медико-топографическое описание Санкт-Петербурга, главного и столичного города Российской империи». В этой монографии приведены таблицы смертности с показателями на 1000 чел. В 1832 г. был издан труд экономиста-статистика В. П. Андросова «Статистическая записка о Москве», в которой представлен социально-гигиенический анализ показателей здоровья населения.
Следовательно, можно сделать вывод, что во второй четверти XIX в. санитарная статистика, перейдя от описаний к анализу, явилась основой социально-гигиенических исследований, т. е. к этому времени в России были заложены основы социальной медицины: во многих трудах ученых подчеркивалась зависимость общественного здоровья от социально-экономических факторов.
Дальнейшему формированию социальной медицины (гигиены) способствовала земская реформа 1864 г. Согласно основным положениям этой реформы на земство было возложено попечение о «народном здравии». Появилась первая в мире система медицинского обслуживания населения, действующая по участковому принципу. Центрами оказания бесплатной медицинской помощи на селе стали сельский врачебный участок, земская больница, амбулатория, фельдшерские и акушерские пункты, санитарные врачи, уездный и губернский санитарный совет и т. д. Деятельность земских врачей носила явно социально-гигиеническое направление. Об этом говорится в работе выдающегося деятеля земской медицины И. И. Моллесона «Земская медицина»: «…причиной всех недугов являются неурожаи, жилища, воздух и т. д.».
Деятельность земских врачей активно поддерживалась научными медицинскими обществами — Казанским, Московским и др. Один из деятелей Казанского общества врачей А. В. Петров был автором термина «общественная медицина». В 70-е гг. XX в. А. В. Петров определил задачи общественной медицины: «…врачи призываются на службу целому обществу, требуется излечить общественные болезни, поднять уровень общественного здоровья, повысить общественное благосостояние». На 4-м Съезде естествоиспытателей и врачей в 1873 г. открылось новое отделение секции научной медицины — статистико-гигиеническое. В это время углубленно изучается заболеваемость населения, здоровье рабочих промышленных предприятий (исследования Эрисмана, Доброславина и др.). Результаты этих исследований заложили основу общественной гигиены (социальной медицины) как науки. Отечественные гигиенисты практиковали социальный подход к здоровью населения, связывая задачи гигиены с общественным здоровьем и здравоохранением, т. е. в отличие от сани- тарно-технической направленности Запада они придавали гигиене общественную направленность. Так, Ф. Ф. Эрисман утверждал: «Лишите гигиену общественной направленности и вы… превратите ее в труп».
Профессор Московского университета Ф. Ф. Эрисман в 1884 г. возглавил созданную им на медицинском факультете кафедру гигиены. Именно Эрисман обосновал социально-гигисни- ческую направленность работ санитарного врача: санитарный врач должен способствовать устранению неблагоприятных жизненных условий. Ф. Ф. Эрисман доказал необходимость создания в интересах охраны здоровья рабочих промышленно-сани- тарного законодательства.
К концу XIX в. наряду со здоровьем промышленных и сельскохозяйственных рабочих внимание отечественных медиков привлекла смертность, в особенности детская. Эта проблема исследовалась многими земскими и санитарными врачами. Была разработана «подворная карта» для посемейных социально-гигиенических исследований. Эти исследования позволили установить зависимость здоровья от экономических условий.
Активное развитие социальной гигиены в России во второй половине XIX в. стало возможным благодаря разработкам методик сбора материала и анализу этого материала («Схемы построения земской санитарной статистики» П. И. Куркина или «Подворные карты» А. И. Шингарева).
Формирующаяся в России социальная гигиена как наука стала предметом преподавания. В Киевском университете еще в 1865 г. читался курс социальной гигиены. В 1906 г. в Киеве был введен самостоятельный курс «Основы социальной гигиены и общественной медицины». С 1908 г. курс «Социальная гигиена и общественная медицина» читался в Петербурге.
Таким образом, в начале XX в. в России сформировались основы социальной гигиены как науки и были заложены ее основы как предмета преподавания.
С 1920 г. центром социальной гигиены в России стал Институт социальной гигиены. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко был социал-гигиенистом, его заместитель 3. П. Соловьев — известным деятелем общественной медицины.
В 1922 г. при участии Н. А. Семашко была организована кафедра социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней в Первом Московском университете. Через год подобные кафедры были организованы и в других университетах. С 1922 г. стали издаваться первые учебники и учебные пособия по социальной гигиене (медицине), переводиться на русский язык научные труды зарубежных социал-гигиенистов. С 1922 по 1930 г. издавался журнал «Социальная гигиена».
Репрессии и ссылки 1930-х гг. нанесли развитию социальной гигиены серьезный урон, так как социальная гигиена была лишена в то время самого необходимого — информации, поскольку статистические исследования были закрыты. Несмотря на это усилиями отечественных ученых-гигиенистов социальная гигиена как наука продвигалась вперед, о чем свидетельствуют социально-гигиенические, медико-демографические и эпидемиологические исследования. Накануне Великой Отечественной войны кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения, что ограничило круг проблем предмета. В 1946 г. был создан Институт социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н. А. Семашко, а в 1966 г. он был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения (сейчас НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения имени Н. А. Семашко РАМН). В этом институте проводятся комплексные исследования по изучению обшей заболеваемости (по данным обращаемости), заболеваемости с временной утратой трудоспособности, госпитализации и посещаемости поликлиник населением. Эти исследования позволяют разработать нормативы лечебно-профилактической помощи населению в целом или отдельным группам.
studfiles.net
.Социальная медицина это наука а о закономерностях общественного здоровья и здравоохранении б об об
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА, ОРГАНИЗАЦИЯ
1. Социальная медицина это наука:
+а) о закономерностях общественного здо-ровья и здравоохранении
б) об общественном здоровье
в) о системе мероприятий по охране здо-ровья населения
г) о социологии здоровья
2. Основным методом социально-гигиенических исследований является
а) исторический
+б) статистический
в) экспериментальный
г) экономический
3. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье это
а) отсутствие болезней
б) нормальное функционирование систем организма
+в) состояние полного физического, духовно-го и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физи-ческих дефектов
г) состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравнове-шены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения
4. Ведущий критерий общественного здоро-вья для практического здравоохранения:
а) демографические показатели
+б) заболеваемость населения
в) физическое развитие
г) инвалидность
5. Ведущие факторы, формирующие здоровье населения:
а) биологические
б) природные
+в) социально-экономические
г) организация медицинской помощи
6. Наибольшее влияние на формирование здоровья населения оказывает
а) генетический риск
б) окружающая среда
+в) образ жизни населения
г) уровень и качество медицинской помощи
7. Универсальным интегрированным показа-телем здоровья населения является
+а) средняя продолжительность предстоя-щей жизни
б) рождаемость
в) смертность
г) естественный прирост (убыль)
8. Уровень миграции населения в Российской Федерации в настоящее время
а) остался на прежнем уровне
+б) резко возрос
в) сократился
г) носит волнообразный характер
9. Младенческая смертность это смерт-ность детей
а) до 14 лет
б) до 4 лет
+в) на первом году жизни
г) на первом месяце жизни
10. Материнская смертность это смертность беременных, рожениц и родильниц, в том числе в течение
а) одной недели после родов
б) одного месяца после родов
+в) 42 дней после родов
г) 6 месяцев после родов
11. Демографическая ситуация в России харак-теризуется
а) естественным приростом населения
б) нулевым естественным приростом
+в) естественной убылью
г) волнообразностью демографического процесса
12. Демографическая политика в России пред-полагает
а) повышение рождаемости
б) снижение рождаемости
+в) оптимизацию естественного прироста населения
г) снижение смертности
13. Обязательной государственной регистра-ции подлежат показатели
+а) демографические (количество рождений, смертей)
б) заболеваемости
в) физического развития
г) инвалидности
14. Профилактические медицинские осмотры способствуют выявлению заболеваний
а) острых
б) хронических
+в) на ранних стадиях
г) инфекционных
15. Источником изучения заболеваемости по обращаемости является
а) контрольная карта диспансерного наблюдения
б) медицинская карта стационарного больного
+в) статистический талон уточненных диа-гнозов
г) листок нетрудоспособности
16. Основным учетным документом при изуче-нии заболеваемости с временной утратой
трудоспособности является
+а) листок нетрудоспособности
б) акт освидетельствования в медико-социальной экспертной комиссии
в) контрольная карта диспансерного наблюдения
г) медицинская карта амбулаторного больного
17. Источником изучения инфекционной забо-леваемости является
а) медицинская карта амбулаторного больного
+б) экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профес-сиональном
отравлении
в) медицинская карта стационарного боль-ного
г) статистический талон уточненных диа-гнозов
18. Основной причиной смертности населения является
а) желудочно-кишечные заболевания
+б) сердечно-сосудистые заболевания
в) онкологические заболевания
г) травмы, несчастные случаи, отравления
19. В структуре заболеваемости по обращаемости 1 место занимают болезни
а) системы пищеварения
б) системы кровообращения
+в) органов дыхания
г) опорно-двигательного аппарата
20. В структуре причин инвалидности 1 место занимают
а) заболевания органов дыхания
+б) сердечно-сосудистые заболевания
в) травмы, несчастные случаи, отравления
г) злокачественные образования
21. Группа инвалидности устанавливается
а) заместителем главного врача по экс-пертизе трудоспособности
б) клинико-экспертной комиссией
+в) медико-социальной экспертной комисси-ей
г) заведующим отделением
22. В России в период до 1994 года действова-ла система здравоохранения
а) страховая
б) частная
+в) государственная
г) смешанная
23. В настоящее время в Российской Федера-ции принята модель здравоохранения
а) государственная
+б) бюджетно-страховая
в) частная
г) смешанная
24. Из фондов медицинского страхования фи-нансируется
а) развитие материально-технической ба-зы здравоохранения
б) подготовка медицинских кадров и науч-ные исследования
в) медицина катастроф
+г) оказание гарантированных видов меди-цинской помощи по программе обяза-тельного медицинского страхования
25. Гарантированные виды медицинской по-мощи оказываются при страховании
+а) обязательном медицинском
б) добровольном медицинском
в) возвратном
г) социальном
26. Основной элемент базовой программы обя-зательного медицинского страхования:
+а) первичная медико-санитарная помощь
б) стационарная хирургическая помощь
в) родовспоможение
г) профилактическая работа со здоровым взрослым населением
27. Целью аккредитации медицинского учре-ждения является
а) защита интересов потребителя меди-цинских услуг
б) определение объема медицинской помо-щи
+в) установление соответствия стандар-там качества медицинской помощи
г) оценка степени квалификации медицин-ского персонала
28. Аккредитации и лицензированию прежде всего подлежат учреждения определенной формы
собственности
а) государственной
б) региональной
+в) частной
г) муниципальной
29. Лицензирование медицинского учреждения означает
а) определение видов и объема медицин-ской помощи ЛПУ
+б) выдачу документов на право заниматься определенным видом лечебно-профилактической
деятельности
в) определение соответствия качества ме-дицинской помощи установленным стандартам
г) оценку степени квалификации медицин-ского персонала
30. Совершенствование медицинской помощи населению Российской Федерации на со-временном этапе связано с развитием
а) стационарной помощи
б) медицинской науки
в) сельского здравоохранения
+г) первичной медико-санитарной помощи
31. Приоритетная подсистема при бюджетно-страховой медицине:
а) стационарная помощь населению
+б) амбулаторно-поликлиническая помощь
в) сельское здравоохранение
г) государственный санитарно-эпидемиологический надзор
32. Новый тип учреждений здравоохранения:
а) участковая больница
+б) больница сестринского ухода
в) городская поликлиника
г) многопрофильный стационар
33. Наиболее перспективным считается вари-ант оказания первичной медико-санитарной помощи
а) участковыми врачами
б) врачами узкой специализации
+в) врачами общей практики
г) цеховыми врачами
34. Профилактическая работа амбулаторно-поликлинических учреждений заключается в организации
а) дневных стационаров
+б) диспансеризации населения
в) терапевтической помощи в поликлинике и на дому
г) реабилитационной работы
35. Диспансеризация это метод
а) выявления острых и инфекционных забо-леваний
+б) активного динамического наблюдения за состоянием здоровья определенных кон-тингентов с целью раннего выявления и оздоровления больных
в) наблюдения за состоянием окружающей среды
г) оказания неотложной помощи
36. Профилактические медицинские осмотры являются основой
а) первичной медико-санитарной помощи
+б) диспансеризации
в) реабилитационной работы
г) экспертизы трудоспособности
37. Мощность стационара определяется
а) численностью обслуживаемого населе-ния
+б) количеством коек
в) количеством работающих врачей
г) уровнем технической оснащенности
38. Средние медицинские работники имеют право выдавать листок нетрудоспособно-сти единолично и единовременно на срок
а) до 3 дней
+б) до 5 дней
в) до 7 дней
г) до 10 дней
39. Первым этапом сельского здравоохранения является
а) фельдшерско-акушерский пункт
+б) сельский врачебный участок
в) районное звено
г) областной или республиканский уровень
40. Страховые взносы работодателей состав-ляют от фонда заработной платы
а) 2,5%
+б) 3,6%
в) 5,0%
г) 7,5%
41. Документ, являющийся гарантией получе-ния бесплатной медицинской помощи при бюджетно-страховой медицине:
а) паспорт
+б) страховой полис
в) медицинская карта амбулаторного больного
г) медицинская карта стационарного боль-ного
42. Поликлиники оказывают населению по-мощь
а) социальную
+б) первичную лечебно-профилактическую
в) санитарно-противоэпидемическую
г) стационарную
43. Амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь оказывают
а) родильные дома
б) диспансеры
+в) женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты
г) центры планирования семьи
44. Фельдшерско-акушерские пункты оказы-вают помощь
а) специализированную медицинскую
+б) санитарно-противоэпидемическую
в) доврачебную медицинскую
г) социальную
45. Организация фельдшерско-акушерских пунктов способствует
а) улучшению качества медицинской по-мощи сельским жителям
+б) приближению медицинской помощи к населению
в) обеспечению сельского населения специа-лизированными видами медицинской по-мощи
г) обеспечению населения квалифицирован-ной медицинской помощью
46. Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является
а) фельдшерско-акушерский пункт
б) центральная районная больница
+в) участковая больница
г) фельдшерский здравпункт при промыш-ленном предприятии
47. Особенностью детской поликлиники явля-ется наличие
а) специализированных кабинетов
+б) школьно-дошкольного отделения
в) отделения функциональной диагностики
г) лаборатории
48. Типовое учреждение по оказанию лечебно-профилактической помощи работникам промышленных предприятий:
а) городская поликлиника
+б) медико-санитарная часть
в) диспансер
г) фельдшерско-акушерский пункт
49. Профилактическая направленность являет-ся ведущей в деятельности учреждений
а) сельского здравоохранения
б) амбулаторно-поликлинического звена
+в) государственного санитарно-эпидемиологического надзора
г) скорой и неотложной помощи
50. Задачей первичной профилактики является
а) ранняя диагностика заболеваний
б) предупреждение рецидивов и осложне-ний заболеваний
+в) оздоровление окружающей среды
г) гигиеническое воспитание населения
samzan.ru
Социология медицины — Медицина. Научно-популярный журнал
В России уже на рубеже XIX—XX веков начали осуществляться медико-социологические исследования причин «социальной патологии». Русский врач-гигиенист А. И. Шингарев, разработав «подворную карту», использовал ее для анализа санитарного неблагополучия в крестьянской России. В список вопросов «карты» были включены такие, как возрастной состав семьи, промыслы и отхожие заработки ее членов, размер земледельческих операций, количество употребляемых продуктов питания, травматизм, заболеваемость, рождаемость, брачность, смертность, образ жизни и т. д.
Проведя подворное описание, сгруппировав крестьянские семьи по величине земельного надела, исследователь получил возможность провести сравнительный анализ и сформулировать эмпирическую закономерность зависимости здоровья от социально-экономического положения населения. Характеристика русской деревни (как «вымирающей деревни»), данная Шингаревым и его работе, в условиях развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве была первым серьезным шагом по пути развития медико-социологической мысли России начала XX столетия.
На основе этих исследований Шингарев сделал верный вывод о невозможности оздоровления условий труда и быта крестьянства при царском режиме, а также снижения уровня заболеваемости и смертности крестьянства.
Существенный вклад в конкретизацию и разработку теоретических проблем социальной гигиены и зарождающейся социологии медицины принадлежит 3. П. Соловьеву. В статье «Каких врачей должна готовить высшая медицинская школа» он писал: «Социальная этиология должна быть положена в основу изучения не только таких дисциплин, как общая патология, эпидемиология, гигиена и пр., но и всех клинических предметов». И далее Соловьев подчеркивает: «Нам важно иметь врача — практического деятеля, который в состоянии брать больного и окружающую его среду в качестве объекта для организованного воздействия. Задача нашего государства данном случае в том и заключается: целесообразно в интересах здоровья коллектива изменить условия, до сих пор создававшие санитарное неблагополучие этого коллектива». Соловьев высоко оценивал социальную функцию медицины, отмечал важность использования социологических рецептов, вырабатываемых на основе медико-социологических исследований, для решения проблем общественного здоровья.
В современных условиях здравоохранение нуждается именно в социологической информации, ориентированной на ее собственную проблематику, для того чтобы наиболее оптимально решать задачи организации лечебно-диагностической, реабилитационно-профилактической деятельности, всеобщей диспансеризации населения.
Современный этап развития социологии медицины связан с процессом «институализации» социологии медицины в качестве самостоятельной научной отрасли социологического знания и педагогической дисциплины в системе медицинских вузов, а также социологических кафедр философских факультетов университетов. «Узаконение» социологии медицины предполагает решение ряда научных, организационных и педагогических проблем, поэтому потребует значительных усилий со стороны представителей медицины и социологии для преодоления сложившегося традиционного скептического отношения как тех, так и других специалистов.
Область исследования, место и система общенаучного и медицинского знания
Наиболее сложная для изложения — задача определения объекта и предмета6, описания структуры и функции социологии медицины, выяснения единства и различий между этой формирующейся отраслью «стыкового» научного знания и сложившейся социально-гигиенической наукой. В отечественной и зарубежной медицинской и социологической литературе нет единства мнений по ряду центральных вопросов этих областей знаний, что показывает дискуссионность освещаемых нами проблем и трудность однозначного его решения.
Анализ определений понятия «социальная гигиена», принадлежащих российским ученым, показывает наличие противоположных, не совпадающих точек зрения в понимании ее как науки и педагогической дисциплины, а также объединения в рамках одной науки двух относительно разнородных областей научного знания и практического его приложения. В своей основе новые определения развивают идеи основоположников отечественной социальной гигиены. Исследователи идут по пути описания круга вопросов (что вполне допустимо), изучаемых в курсе социальной гигиены и организации здравоохранения.
Более правильно, на наш взгляд, социальную гигиену определяют авторы одного из последних исследований, посвященных обсуждению вопросов истории развития этой науки, формулируя ее предмет на теоретическом уровне и отделяя последнюю от организации здравоохранения, ее практического приложения: «Социальная гигиена — наука, изучающая закономерности влияния социальных и экономических факторов на здоровье различных социальных групп населения и дающая теоретическое обоснование системе государственных и общественных мероприятий по охране и укреплению здоровья общества». В данном случае авторы ставят знак тождества между понятием «население» и «общество», что в данном контексте вполне допустимо.
В мировой литературе сосуществует большое количество понятии, связанных с проблемами социологического изучения медицины и здравоохранения. «Социология здоровья» является отраслью социологии медицины, ее предметом выступает здоровье различных социальных групп и населения в целом; «социология в медицине» — это применение теоретических и конкретно-социологических методов исследования в самой медицине, т. е. направление исследования идет от социологии к медицине, выясняются возможности социологии для решения медицинских проблем; «социология здравоохранения» изучает систему здравоохранения во всех ее проявлениях; «социология медицины» — наука, занимающаяся теоретическими исследованиями и рассматривающая медицину как социальный институт: «медицинская социология» изучает влияние социальных факторов на отдельные заболевания и т. д.. Учитывая терминологические трудности и недостаточную аргументированность позиций ряда исследователей, пытающихся создать новое научное направление, на данном этапе в нашей стране стало общеупотребимым понятие «социология медицины».
В нашей литературе одно из первых определений социологии медицины предложил Н. Добронравов: «Социология медицины (медицинская социология) — отрасль социологии, изучающая социальные проблемы, связанные со здоровьем, болезнями и медицинским обслуживанием, с ролью здоровья и трудоспособности населения в социальном развитии».
По мнению Добронравова, социология медицины и медицинская социология — понятия тождественные, и нет смысла их разграничивать. Кроме того, приведенное высказывание во многом напоминает определения социальной гигиены как науки, а поэтому представители последней до сих пор отказывают социологии медицины в праве на суверенность, включая ее в состав своей науки. Пытаясь дать более точное определение и разграничить предметные области этих направлений научного знания, А. М. Анохин пишет: «Медицинская социология — это отрасль, занимающаяся социологическими аспектами профилактики, лечения и социально-трудовой реабилитации больных. Она изучает социологические особенности взаимоотношения больного с врачами, медицинскими сестрами, другими больными лечебного учреждения, семьей, друзьями; влияние социальных факторов на здоровье, в том числе и психическое, является элементом целостного понимания этих проблем». Анохин изложил сущность предмета социологии медицины через описание круга проблем, исследуемых ею.
Социология медицины имеет своей целью раскрыть взаимодействие медицины с обществом. В этом взаимодействии необходимо учитывать: а) воздействие общества, социальных условий на функционирование и развитие медицины и практику здравоохранения и б) влияние медицины на общественные процессы.
Не вызывает сомнений, что социология медицины вместе с другими общественными науками (экономикой, юриспруденцией и психологией) призвана раскрыть закономерности функционирования и развития здравоохранения как общественного явления. Здесь важное значение имеет выяснение места здравоохранения в системе общественных связей, исследование социальных функций медицины, в выяснении соотношения свободы и необходимости в деятельности медицинских работников.
Медицина не может обходить стороной социальные закономерности жизни людей, их взаимоотношения в процессе трудовой деятельности, семейно-бытовой жизни, культурного и духовного общения. Вот почему изучение объективных общественных отношений, проявляющихся на индивидуальном и микросоциальном уровне в форме общения, познание внутреннего механизма общения — важнейшая сторона предмета социологии медицины. Само медицинское познание ставит на повестку дня ряд вопросов, затрагивающих глубинные основы человеческого существования. Социально-этическое регулирование научных исследований в области физической и психической природы человека, проблемы морального и гуманистического контроля за экспериментами становятся неотъемлемой чертой медико-биологического познания. Знаменательно, что в ряде экономически развитых стран представители социологии вместе с врачами активно работают над составлением этических кодексов научно-экспериментальной деятельности, чтобы не допустить превращения эксперимента в самоцель. Конечной целью медицинского эксперимента является не знание ради знания, а знание ради человека и во имя его здоровья.
Единство объекта для гуманитарных наук (т. е. наук о человеке), куда в предельно обобщенном варианте входят социальная гигиена и социология медицины, является естественным основанием для пересечения проблематики, исследуемой этими научными областями знания о человеке, — «совокупности всех общественных отношений».
Социология медицины — это не какая-то принципиально новая дисциплина, рассматривающая социальные проблемы здравоохранения, минуя социально-гигиенический анализ. Вместе с тем социология медицины рассматривает эти вопросы в несколько другом контексте и на другом уровне. В социологии медицины происходит диалектическое «снятие» (Гегель) естественнонаучных, технических и гуманитарных знаний под углом зрения разработки и научного обоснования программы сохранения, укрепления и повышения потенциала здоровья
индивидуума (личности), группы (социальной, демографической, профессиональной) и населения в целом.
Специфика медико-социологического исследования, отличие его от социально-гигиенического заключаются в том, что оно является комплексным: всесторонне рассматривает взаимовлияние здоровья «населения — группы — человека» и социальных явлений и процессов, их детерминирующих. Под социальной комплексностью понимается взаимодействие экономических, идеологических, культурных, технических, организационных и других
условий или подсистем в рамках отдельных процессов или целостной системы общества. Медико-социологическое исследование выходит за рамки социально-гигиенического и в том отношении, что вопросы социальной обусловленности здоровья и заболеваемости населения рассматриваются в контексте проблем развития производительных сил и управления ходом научно-технического и социального прогресса в условиях конкретной общественно-экономической формации.
www.medjour.ru