Мбрр организация – Международные банки развития. Международный банк реконструкции и развития

Содержание

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

МБРР — одна из пяти организаций Всемирного банка, созданного в 1944 году по результатам международной финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир, США) с целью стимулирования экономического развития стран, пострадавших во время Второй мировой войны.
Формально МБРР является специализированным учреждением ООН в составе Всемирного банка, однако в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, Банк фактически независим в своих решениях.Международный банк реконструкции и развития был создан как механизм послевоенного восстановления Японии и стран Европы с дополнительными полномочиями стимулировать экономический рост развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки.
МБРР начал свою работу в 1946 году, и уже в 1947 году первая ссуда в размере 250 млн американских долларов была предоставлена Франции на восстановление после войны — самая большая ссуда, которую Банк когда-либо предоставлял.
Правление Банка находится в Вашингтоне. В настоящее время (2014) в МБРР состоят 188 государств, включая Россию. Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда.Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем приобретения странами-членами его акций, членских взносов в соответствии с квотами участников, а также из заемных средств и ссудных капиталов.Изначально Банк занимался крупномасштабными проектами: строительством дорог, самолетов, электростанций. Как только Япония и европейские страны достигли достойного экономического уровня, МБРР сосредоточился на помощи развивающимся странам. В начале 1990-х годов Банк также начал помогать развитию постсоциалистических стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза.
Цель деятельности Международного банка реконструкции и развития — сокращение бедности в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных странах. Для достижения этой цели Банк предоставляет займы, гарантии и принимает другие меры, не связанные с кредитованием, такие как проведение аналитических исследований и оказание консультативных услуг. МБРР предоставляет долгосрочные кредиты государственным и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.
МБРР не стремится к получению максимально высокой прибыли, тем не менее, начиная с 1948 года, ежегодно получает чистый доход. Прибыль Банка используется для финансирования деятельности по нескольким направлениям, что позволяет странам-членам занимать средства на рынках капитала под низкий процент и на выгодных условиях.
МБРР поддерживает образовательные и экологические программы, борьбу со Спидом и бедностью.

Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входит определение общей политики Банка, прием новых членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода.
Исполнительным органом Банка является Директорат, который избирает президента Банка. Президент осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих. Традиционно президентом МБРР избирается представитель США — страны, имеющей в Банке наибольший процент голосов. Право голоса, как и в МВФ, определяется размером взноса страны в его капитал: семь ведущих государств располагают более чем половиной всех голосов в Банке, а США имеют столько же голосов, сколько сто развивающихся стран.

Каждое государство — член группы назначает управляющего и альтернативного управляющего. Основная доля власти управляющих делегирована совету исполнительных директоров. Каждый из пяти крупнейших акционеров Всемирного банка — Франция, Германия, Япония, Великобритания и США — назначает своего исполнительного директора, другие страны представлены 19 исполнительными директорами. Двадцать четыре исполнительных директора обычно встречаются два раза в неделю для проведения обзора деятельности банка, включая утверждение займов и гарантий, административного бюджета, стратегии помощи странам, кредитование и финансовые решения.

Директорат в своей работе опирается на пять комитетов: совместный аудиторский комитет; комитет по вопросам кадровой политики; комитет по выработке регламента; комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике; комитет по административным вопросам.

megabook.ru

История и создание банка (МБРР)

Колоссальное значение для мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений играют специализированные организации. Одной из таких организаций является Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия. Он представляет собой главную кредитную организацию Всемирного банка.

Банк МБРР

Международный банк развития МБРР представляет собой специализированную организацию ООН, инвестиционный инструмент, который был учреждён вместе с МВФ согласно постановлению Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Задача фонда заключалась в поддержании стабильности всей мировой валютной системы, а банка — в стимуляции долговременного экономического развития государств-участников. Общая цель эти организаций – оказание помощи прозрачной рыночной экономике в мире.

Договор о МБРР, который является одновременно и его уставом, получил официальную силу в 1945 г., однако работа банка началась лишь в 1946 г. Расположен он в Вашингтоне.
Изначально МБРР работал как специализированный орган Организации Объединенных Наций (ООН), и не зависел в решениях от нее. Однако дальнейшее развитие МБРР привело к тому, что образовались четыре родственных ему структуры:

  • Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г., 
  • Международная ассоциация развития (МАР) — 1960 г., 
  • Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) — 1966 г.
  • Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) — 1988 г. 

Сегодня все эти организации входят в структуру Группы Всемирного банка, центральный офис которого расположен в Вашингтоне. Участники группы являются партнерами в формировании рынков, становлении экономического потенциала, а также оказывают помощь в повышении уровня жизни населения, главным образом, в самых бедных из развивающихся государств.
МБРР – это самое мощное подразделение группы, которое имеет акционерный капитал в объеме примерно 200 млрд долл. Количество учредителей по последним данным насчитывает более 180 государств. Обязательное условие присоединения к банку и родственных ему подразделений – это участие в МВФ. Все государства, исходя их размера квоты в МВФ, имеют персональную долю акций и соответственно голосов в руководящих органах.

Основные цели МБРР

К основным целям создания и работы МБРР можно отнести:

  • предоставление помощи по реконструкции и развитию экономики государств, входящих в состав организации
  • предоставление помощи частным зарубежным вкладчикам
  • способствование сбалансированному росту международной торговой отрасли и сохранение равновесия платёжных балансов
  • сбор и распространение статистических данных.

Самая первая цель МБРР состояла в стимуляции частных вложений в западноевропейских государствах при помощи аккумуляции бюджетных средств капиталистических стран и вовлекаемых средств инвесторов. Как известно экономика этих стран существенно пострадала в процессе военных действий, связанных со Второй мировой войной. Однако, уже в середине 50-х годом, когда государства Западной Европы начали приводить в порядок свою экономику, работа МБРР стала перенаправляться на государства Азии, Африки и Латинской Америки.

Что делает МБРР?

Международный банк реконструкции и развития выдает займы для экономического роста, чем и отличается от МВФ. МБРР является наиболее масштабным кредитором проектов развития в развивающихся государствах, имеющих средний уровень дохода на душу населения, а также в кредитоспособных бедных странах.
Государства, которые хотят присоединиться к МБРР, должны состоять в МВФ.

Еще одним отличием от МВФ является тот факт, что МБРР не применяет типичных условий кредитования. Период, суммы и проценты займов МБРР определены особенностями кредитуемого проекта. Чаще всего кредит выдается на 15-20 лет с отсрочкой платежа от трёх до пяти лет.
В процессе принятия решения о выдаче денег специалисты Банка требуют развернутые данные об экономической и финансовой ситуации в таких странах, оправляет в них свои экономические комиссии. В составе комиссий — представители промышленно развитых государств. Они занимаются исследованием экономики и финансов государств-членов, оказывают влияние на формирование и реализацию национальных программ их экономического роста. При составлении рекомендаций миссий МБРР предпочтение остается за развитием частного сектора экономики и привлечением зарубежных средств в развивающиеся государства.
Суммарный объем займов, которые представил Банк на протяжении 47 лет своей истории составил 235 млрд. долл.. Интересно, что свыше 30% этих средств, а именно 80 млрд. долл., были выделены с 1989 по 1993 год.
Займы Банка, чаще всего покрывают примерно 30% общего объема кредитуемых объектов. Остальные расходы по объекту обеспечиваются внутренними источниками кредитования или прочими внешними источниками. Еще с середины 70-х годов при выдаче займов специалисты Банка обращают все больше внимания на социальные аспекты развития, в особенности борьбу с бедностью.
Чаще всего кредиты предоставляются для развития здравоохранения, образования, планирования семьи, развития сельскохозяйственной отрасли. Немаловажным является и охрана окружающей среды.

Россия и МБРР

Сотрудничество России с МБРР началось в 1992 году. На протяжении этих лет суммарный объем кредитов, которые Россия получила от банка, достиг 8.93 млрд. долларов. Потрачено из этой суммы 7.95 млрд долларов. Главные области привлечения кредитов МБРР:

  • электроэнергетическая (31%) 
  • транспортная (19%) 
  • финансовая (12%) 
  • развитие городской инфраструктуры (11%) 
  • здравоохранение и соцзащита (10%) 
  • сельское хозяйство (5%) 
  • образование (3%)
  • охрана окружающей среды (3%). 

Объем помощи развитию (ОПР) от России посредством группы Всемирного банка постоянно увеличивается. К примеру, в 2004 году — 100 млн. долларов США, а в 2014 — уже 876 млн. долларов США.
Во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов объем помощи России достиг 785 млн. долларов США. Помимо этого, в те годы Россия выступила инициатором формирования инновационной антикризисной системы сотрудничества – Евразийского фонда стабилизации и развития.
Российская Федерация – партнер Международной организации развития (МАР) с девятого наполнения бюджета МАР («МАР-9») в 1997 году. Четыре года назад главным предметом взаимодействия России и Банка было 17-ое пополнение активов МАР (МАР-17). Россия оказала колоссальную поддержку МАР в предоставлении всеобъемлющей помощи саамы бедным государствам.
Кроме этого Россия занимается финансированием трастовых фондов. Суммарное количество — 21 трастовый фонд МАР/МБРР. Из этого числа 15 действуют. Общий объем инвестиций в эти программы составил практически 261 млн. долларов США. Главные векторы работы российских трастовых фондов, управляемых МБРР:

  • борьба с инфекционными заболеваниями
  • повышение уровня школьного образования
  • доступ к энергоресурсам
  • преодоление последствий продовольственного кризиса
  • программы соцподдержки граждан.

Стоит отметить, что Россия, вместе с прочими донорами по международной помощи в целях развития, поучаствовала в ряде важных глобальных инициатив, среди которых списание задолженности для государств с высоким уровнем внешнего долга, борьба со СПИДом, туберкулезом и малярией.

mail.mining-enc.ru

История и создание банка (МБРР)

Колоссальное значение для мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений играют специализированные организации. Одной из таких организаций является Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия. Он представляет собой главную кредитную организацию Всемирного банка.

Банк МБРР

Международный банк развития МБРР представляет собой специализированную организацию ООН, инвестиционный инструмент, который был учреждён вместе с МВФ согласно постановлению Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Задача фонда заключалась в поддержании стабильности всей мировой валютной системы, а банка — в стимуляции долговременного экономического развития государств-участников. Общая цель эти организаций – оказание помощи прозрачной рыночной экономике в мире.
Договор о МБРР, который является одновременно и его уставом, получил официальную силу в 1945 г., однако работа банка началась лишь в 1946 г. Расположен он в Вашингтоне.
Изначально МБРР работал как специализированный орган Организации Объединенных Наций (ООН), и не зависел в решениях от нее. Однако дальнейшее развитие МБРР привело к тому, что образовались четыре родственных ему структуры:

  • Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г., 
  • Международная ассоциация развития (МАР) — 1960 г., 
  • Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) — 1966 г.
  • Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) — 1988 г. 

Сегодня все эти организации входят в структуру Группы Всемирного банка, центральный офис которого расположен в Вашингтоне. Участники группы являются партнерами в формировании рынков, становлении экономического потенциала, а также оказывают помощь в повышении уровня жизни населения, главным образом, в самых бедных из развивающихся государств.
МБРР – это самое мощное подразделение группы, которое имеет акционерный капитал в объеме примерно 200 млрд долл. Количество учредителей по последним данным насчитывает более 180 государств. Обязательное условие присоединения к банку и родственных ему подразделений – это участие в МВФ. Все государства, исходя их размера квоты в МВФ, имеют персональную долю акций и соответственно голосов в руководящих органах.

Основные цели МБРР

К основным целям создания и работы МБРР можно отнести:

  • предоставление помощи по реконструкции и развитию экономики государств, входящих в состав организации
  • предоставление помощи частным зарубежным вкладчикам
  • способствование сбалансированному росту международной торговой отрасли и сохранение равновесия платёжных балансов
  • сбор и распространение статистических данных.

Самая первая цель МБРР состояла в стимуляции частных вложений в западноевропейских государствах при помощи аккумуляции бюджетных средств капиталистических стран и вовлекаемых средств инвесторов. Как известно экономика этих стран существенно пострадала в процессе военных действий, связанных со Второй мировой войной. Однако, уже в середине 50-х годом, когда государства Западной Европы начали приводить в порядок свою экономику, работа МБРР стала перенаправляться на государства Азии, Африки и Латинской Америки.

Что делает МБРР?

Международный банк реконструкции и развития выдает займы для экономического роста, чем и отличается от МВФ. МБРР является наиболее масштабным кредитором проектов развития в развивающихся государствах, имеющих средний уровень дохода на душу населения, а также в кредитоспособных бедных странах.
Государства, которые хотят присоединиться к МБРР, должны состоять в МВФ.
Еще одним отличием от МВФ является тот факт, что МБРР не применяет типичных условий кредитования. Период, суммы и проценты займов МБРР определены особенностями кредитуемого проекта. Чаще всего кредит выдается на 15-20 лет с отсрочкой платежа от трёх до пяти лет.
В процессе принятия решения о выдаче денег специалисты Банка требуют развернутые данные об экономической и финансовой ситуации в таких странах, оправляет в них свои экономические комиссии. В составе комиссий — представители промышленно развитых государств. Они занимаются исследованием экономики и финансов государств-членов, оказывают влияние на формирование и реализацию национальных программ их экономического роста. При составлении рекомендаций миссий МБРР предпочтение остается за развитием частного сектора экономики и привлечением зарубежных средств в развивающиеся государства.
Суммарный объем займов, которые представил Банк на протяжении 47 лет своей истории составил 235 млрд. долл.. Интересно, что свыше 30% этих средств, а именно 80 млрд. долл., были выделены с 1989 по 1993 год.
Займы Банка, чаще всего покрывают примерно 30% общего объема кредитуемых объектов. Остальные расходы по объекту обеспечиваются внутренними источниками кредитования или прочими внешними источниками. Еще с середины 70-х годов при выдаче займов специалисты Банка обращают все больше внимания на социальные аспекты развития, в особенности борьбу с бедностью.
Чаще всего кредиты предоставляются для развития здравоохранения, образования, планирования семьи, развития сельскохозяйственной отрасли. Немаловажным является и охрана окружающей среды.

Россия и МБРР

Сотрудничество России с МБРР началось в 1992 году. На протяжении этих лет суммарный объем кредитов, которые Россия получила от банка, достиг 8.93 млрд. долларов. Потрачено из этой суммы 7.95 млрд долларов. Главные области привлечения кредитов МБРР:

  • электроэнергетическая (31%) 
  • транспортная (19%) 
  • финансовая (12%) 
  • развитие городской инфраструктуры (11%) 
  • здравоохранение и соцзащита (10%) 
  • сельское хозяйство (5%) 
  • образование (3%)
  • охрана окружающей среды (3%). 

Объем помощи развитию (ОПР) от России посредством группы Всемирного банка постоянно увеличивается. К примеру, в 2004 году — 100 млн. долларов США, а в 2014 — уже 876 млн. долларов США.
Во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов объем помощи России достиг 785 млн. долларов США. Помимо этого, в те годы Россия выступила инициатором формирования инновационной антикризисной системы сотрудничества – Евразийского фонда стабилизации и развития.
Российская Федерация – партнер Международной организации развития (МАР) с девятого наполнения бюджета МАР («МАР-9») в 1997 году. Четыре года назад главным предметом взаимодействия России и Банка было 17-ое пополнение активов МАР (МАР-17). Россия оказала колоссальную поддержку МАР в предоставлении всеобъемлющей помощи саамы бедным государствам.
Кроме этого Россия занимается финансированием трастовых фондов. Суммарное количество — 21 трастовый фонд МАР/МБРР. Из этого числа 15 действуют. Общий объем инвестиций в эти программы составил практически 261 млн. долларов США. Главные векторы работы российских трастовых фондов, управляемых МБРР:

  • борьба с инфекционными заболеваниями
  • повышение уровня школьного образования
  • доступ к энергоресурсам
  • преодоление последствий продовольственного кризиса
  • программы соцподдержки граждан.

Стоит отметить, что Россия, вместе с прочими донорами по международной помощи в целях развития, поучаствовала в ряде важных глобальных инициатив, среди которых списание задолженности для государств с высоким уровнем внешнего долга, борьба со СПИДом, туберкулезом и малярией.

artextrade.ru

Международный банк реконструкции и развития

Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development ) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Цели МБРР

  • оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;
  • содействие частным иностранным инвестициям;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
  • сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Основные направления деятельности МБРР

Кредиты от МБРР и МАР в 2005 году

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап. стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 г. экономику Ирана и в 1954 г. экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить (!) дальнейшие вложения гос. средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.

Механизмы управления МБРР

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Группа Всемирного банка

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Все эти финансовые институты работают в тесном взаимодействии, образуя Группу Всемирного банка.[1] В начале 2009 г. в состав членов этих организаций входили 186 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Примечания

Источники

См. также

dic.academic.ru

Международный банк реконструкции и развития

Международный банк реконструкции и развития (МБРР, IBRD, International Bank for Reconstruction and Development) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Цели МБРР

  • оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов;
  • содействие частным иностранным инвестициям;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
  • сбор и публикация статистической информации.

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Основные направления деятельности МБРР

В отличие от МВФ, Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных капиталистических стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 году экономику Ирана и в 1954 году экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить (!) дальнейшие вложения гос. средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.

Механизмы управления МБРР

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 187 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР и Группа Всемирного Банка

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:

  1. Международная ассоциация развития (МАР, IDA)
  2. Международная финансовая корпорация (МФК, IFC)
  3. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МИГА, MIGA)
  4. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС, ICSID).

Все эти финансовые институты работают в тесном взаимодействии, образуя Группу Всемирного Банка. В начале 2009 г. в состав членов этих организаций входили 186 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

whatismoney.ru

Международный банк реконструкции и развития

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (сокр. МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development) — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Цели МБРР

  • оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;
  • содействие частным иностранным инвестициям;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
  • сбор и публикация статистической информации.

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Основные направления деятельности МБРР

Кредиты от МБРР и МАР в 2005 году

МБРР предоставляет финансирование правительствам стран со средним уровнем дохода и кредитоспособных стран с низким доходом.[1] Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ[2].

Механизмы управления МБРР

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 188 стран[3], лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Группа Всемирного банка

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Все эти финансовые институты работают в тесном взаимодействии, образуя Группу Всемирного банка[4]. В начале 2009 г. в состав членов этих организаций входили 186 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Президенты МБРР[5]

Источники

См. также

wiki.sc

Международный банк реконструкции и развития

Сумма предоставленных МБРР и МАР кредитов в мире в процентах для каждой отдельно взятой страны в 2005 году по сравнению с лидером Индией (100% = $ 28919000000).

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) англ. International Bank for Reconstruction and Development (IBRD) — одна из пяти институтов Группы Всемирного банка, основанная в 1945 году. Место пребывания — Вашингтон. В число участников банка входят 187 стран; Украина — участник с 1992 г.


1. Обзор миссии

Международный банк реконструкции и развития — основное кредитное учреждение Всемирного банка. В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития кредитует проекты экономического развития. МБРР — самый кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала стать членами МВФ. Все займы банка предоставляются под гарантии правительств стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, что меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, основанный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международная валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, является одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Профициальною целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Сначала МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.

С середины 50-х, когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР стала частью ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки, с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка — президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год параллельно с сессиями МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд дол.). Хотя членами МБРР являются 187 стран, главенствующую позицию занимают страны семерки: США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Канада и Италия.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты, как правило, на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых в объектах и ​​содержании миссии банка, обследует эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы такие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займа на общую сумму 245 млрд дол. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.


2. Основные цели

Основными целями банка являются:

  • содействие странам-членам в развитии экономики путем предоставления им долгосрочных займов и кредитов;
  • поощрение иностранного инвестирования через предоставление гарантий или участие в займах и других инвестициях частных кредиторов;
  • стимулирование продолжительного сбалансированного роста международной торговли, поддержание сбалансированности платежных балансов стран-членов.

3. Организационная структура МБРР

Организационная структура МБРР:

  • Совет управляющих;
  • Управление;
  • Комитет по развитию;
  • Президент.

Совет управляющих — высший орган МБРР. Она состоит из назначенных странами-членами управленцев. Обычно это министры финансов или президенты центральных банков стран. Срок полномочий управляющего — 5 лет, но возможно повторное назначение. Совет собирается раз в год для обсуждения кардинальных вопросов политики банка. При голосовании в Совете все голоса страны зависят от ее доли в капитале банка. Более 40% голосов принадлежат вместе государствам » Большой Семерки «.

Директорат состоит из 24 директоров-исполнителей, которые избираются на два года. Из них 5 назначаются пятью членами МБРР — США, Японией, Германией, Великобританией, Францией, остальные выбирается с учетом принадлежности к определенной группе стран. Директора обеспечивают осуществление текущей деятельности банка.

Комитет по развитию — совместный орган Всемирного банка и МВФ. Он состоит из 24 членов и представляет собой политический форум для заблаговременного обсуждения важнейших проблем в сфере экономического развития. Осуществляет исследования и составляет анализ средне-срочных и долгосрочных перспектив развития экономики развивающихся стран, разрабатывает соответствующие рекомендации по распределению ресурсов банка.

Президент избирается сроком на 5 лет. Он не может быть ни управляющим, ни директором. Президент осуществляет административные функции и контролирует текущие дела банка.


4. Формирование ресурсов

Источниками их формирования является уставный капитал, состоящий подпиской стран-членов заемные средства; платежи в счет погашения долга.

Уставный капитал банка на середину 1998 г. составлял 191 млрд. долларов. Он формируется нетрадиционно. Правительства стран-членов покупают акции, но платят лишь небольшую часть их стоимости (6%). Остальные капитала является «нетронутой» и может быть востребована банком только в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Пока таких случаев не было. Этот гарантийный капитал нельзя использовать для предоставления кредитов.

Подписка стран-членов на акции банка в соответствии с их экономической мощью. Каждая страна имеет свою квоту в уставном капитале. Квота Украина составляет 0.8% капитала банка, США — 17%, Японии — 6, 24%. России, Канады, Саудовской Аравии, Индии и Италии — по 2,99%.

Внешние источники финансирования. МБРР является значительным заемщиком на мировом финансовом рынке. Он выпускает облигации под 7% ежегодных, что очень выгодно частным инвесторам. их интерес подогревается еще и тем, что банк дает гарантии под эти облигации. Кроме того, частные банки и другие кредитные институты вкладывают также свои капиталы в облигации МБРР. За счет эмиссии облигаций МБРР формирует 94% своих ресурсов.


5. Кредитная политика МБРР

Основное назначение кредитов — стимулирование развития частного сектора в странах-членах. До принятия решения о предоставлении кредита в страну направляется миссия МБРР, которая изучает экономическую ситуацию, оценивает целесообразность осуществления проектов, под которые планируются кредиты. Миссия составляет свой вывод и рекомендации, которые страна должна принять, иначе может и не получить кредит.

Кредиты предоставляются только правительствам, соответственно их центральным банкам для финансирования крупных проектов под гарантии правительств. На начало 1998 г. сумма займов МБРР достигла 107 млрд. долов.

Кредиты предоставляются на срок 15-20 лет. Ставка кредита в среднем превышает на 0,5% ставку по заемным средствам банка. Поскольку МБРР привлекает займы из расчета 7% ежегодных, то кредитная ставка составляет в среднем 7,5%.

Для стран, ставка несколько ниже. Бедным странам МБРР может предоставить беспроцентный кредит.

Одной из особенностей деятельности МБРР является отказ от реструктуризации задолженности клиентов: случаев невозвращение кредитов еще не было. Хотя прибыль не является главной целью МБРР, он работает прибыльно. В середине 90-х годов в среднем за год прибыль составляла более 1 млрд. долларов, он используется для пополнения ресурсов МБРР. Дивидендов своим членам банк не платит.

МБРР сначала кредитовал конкретные объекты, преимущественно инфраструктуры, тщательно их отбирая. Это ограничивало заемщикам возможность маневра, что вызвало их недовольство. С 80-х годов кредиты стали меньше привязываться к конкретным объектам. Кроме предприятий частного сектора банк стал кредитовать и государственные предприятия, но под гарантии правительства. Банк кредитует и отрасли, куда частный капитал идет неохотно из-за высокой капиталоемкость или низкую рентабельность (энергетика, транспорт, сельское хозяйство).

Предоставление кредитов Всемирным банком имеет демонстрационный эффект: его авторитет стимулирует частных инвесторов и другие банки направлять капиталы в страны, которые получили кредиты от МБРР.

Таким образом, Всемирный банк оказывает очень сильное влияние на весь валютно-кредитный рынок.

nado.znate.ru