Материки и их названия на карте – Урок «Путешествие по материкам. Материки, их названия, расположение на глобусе и карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках»
Континенты Земли и материки — сколько их и как они называются
Салют! Уверен, у вас отличное настроение, и вы готовы посвятить немного времени на знания. Как писали и говорили великие мыслители — знаний никогда не бывает много. Новая полезная информация делает нашу жизнь интереснее. Итак, первый тезис сегодняшней статьи —
Совершенствование своего ума должно быть главной целью жизни человека.
Имея необходимую интеллектуальную базу, можно управлять миром. Особенно в наш современный, информационный век.
Люди всегда делятся на две половины: те, кто интересуется, изучает, чтобы использовать познания в нужный момент для своей выгоды. И тех, кем управляют умные люди. К какой половине хотите относиться вы? Если к первой — то не пренебрегайте изучением нового материала каждую свободную минуту.
Тема, которую я хотел бы обсудить сегодня – это наша планета. Благодаря ей мы живем. А если быть точнее, то я хотел попробовать найти ответ на крайне интересный вопрос — Сколько материков на Земле. Я уже писал статью под названием:
Континенты земли — сколько их и как они называются
Проблема тут, скорее, в различных точках зрения. Таковы люди, стран много и в каждой из них свои взгляды на образование, и вряд ли в будущем они смогут прийти к единому мнению.
Краткое содержание статьи (кликабельно)
Сколько частей света на карте
Сколько на самом деле континентов и материков в мире? И как они называются? Если расспросить людей из различных стран вы получите разные ответы:
- Образование Китая, Индии и многих англоязычных стран утверждает, что континентов семь, помимо известных: Северная и Южная Америки, Австралия, Африка, Антарктида, а Евразия разделена на Европу и Азию;
- В Японии и странах входящих в бывший Советский Союз считают, что континентов шесть, Евразия как единый континент;
- Греция, Латинская Америка, Испания, Португалия также выделяют шесть континентов, отдельно Европу и Азию, но объединяют Америки как один континент;
- Если брать во внимание мнение Международного олимпийского комитета, то они учитывают только обитаемые континенты, без Антарктиды. Не зря на официальном знаке только пять колец.
Можно еще объединить в единый континент Африку и Евразию, получится весьма необычное название Афроевразия. И также обе Америки, в этом случае получится всего четыре. Так что прежде чем затевать великий спор, поинтересуйтесь, какие страны мира дали вашему оппоненту возможность получить образование. И учтите, что карты мира в разных странах могут выглядеть по разному.
Ставить под сомнение ту или иную систему образования — тоже недальновидно. Ведь была причина избрать именно такой подход к обучению, таким образом выделить именно эту страну. Всегда и во всем есть плюсы и минусы, но никто никогда не мешает вам высказать свою точку зрения, а заодно выслушать чужую.
Слушать крайне полезно, в разговоре можно многое понять о своем собеседнике. Самое необычное это разнообразие карт, в каждой стране их выпускают по своим стандартам, и со своими утвержденными названиями.
Сколько материков и континентов на Земле
Есть такая наука геология и с ее точки зрения определения континента и материка значительно отличается от общепринятых. Так, чем отличается материк от континента?
Материк — это твердая поверхность земли или суши омываемая океанами и морями. Все материки разделяются лишь перешейками, например Панамский или Суэцкий.
Сколько материков на Земле?
Всего их шесть согласно текущей научной концепции и вот их названия:
- Евразия;
- Африка;
- Австралия;
- Антарктида;
- Северная Америка;
- Южная Америка.
Даже острова, примыкающие к материку, тоже считаются частью прилегающего участка суши, пусть и частично находятся под водой.
Континент — это часть земли, не прерываемой водным массивом вроде моря, между собой.
Сколько континентов на Земле и какие их названия
Их четыре:
- Старый свет – сюда вошли Африка и Евразия;
- Новый свет – здесь внесены Северная и Южная Америки;
- Антарктида;
- Австралия.
Но Земной шар разделен не только на континенты, материки, здесь есть и части света, но это скорее культурное или историческое понятия. Сюда включены шесть частей:
- Азия;
- Америка;
- Африка;
- Антарктика;
- Европа;
- Австралия и Океания.
Здесь вы можете посмотреть фото различных вариаций атласов и условными обозначениями, а для тех, кто любит изучать более глубоко историю возникновения материков, есть тематические видео.
Океаны Земли
Но не только материки расположены на нашей прекрасной планете. Еще одно из величайших богатств это наличие огромного количества воды, в виде морей океанов, озер или рек. А вы знаете, сколько на земле океанов?
Не просто так наша планета называется Голубой, благодаря сплошному Мировому океану, который разделяется небольшими архипелагами, но лишь условно. На протяжении многих лет было принято выделять четыре океана, но в последние годы решили отдельно выделить еще и пятый океан Южный или Антарктический. Таким образом, насчитываются:
- Тихий океан – считается самым большим по площади, а еще и самым глубоким из всех;
- Атлантический океан – второй по величине, по преданию именно там якобы был расположен загадочный материк Атлантида, отсюда и его название;
- Индийский океан – расположен в экваториальном поясе и считается самым теплым;
- Антарктический – самый молодой океан омывающий южный материк;
- Северно-ледовитый океан – до сих пор считается самым неизученным из-за труднодоступности, он покрыт вечными льдами. К сожалению, за последние десятилетия вековые льды стали таять, причины самые различные, но ученые опасаются, что в скором времени нас ожидает экологическая катастрофа.
Существуют разные гипотезы и мифы
Вы знаете, что я очень люблю различные легенды, особенно если они красивые. Эх, если бы в школе вместо скучных лекций с массой цифр и непроизносимых названий, преподаватель рассказывал легенды или интересные события, произошедшие с этим местом, учиться стало бы значительно интереснее.
Больше всего легенд, мифов и странных событий связано с океанами. Если сушу человек покорил уже всю, то океанические просторы мира еще не смог достаточно изучить. Лично меня привлекает Бермудский треугольник, который находится в Атлантическом океане.
Легенду что хочу вам рассказать, я прочитал давно, и она оставила след в моей памяти и душе. Это произошло в те времена, когда морские просторы только начинали покоряться, процветали морские путешествия, торговля и пиратство. Когда моряки верили что морем правит великий подводный владыка и его необходимо уважать, если желаешь удачного плавания.
Сказка с намеком
Однажды на торговом корабле, который плыл с товаром из Индии в Америку, путешествовал купец, и в путешествие он решил взять свою дочь. Хотя это было довольно опасно. На корабле молоденькая девушка с удовольствием слушала морские байки про морских чудовищ и русалок.
И вдруг на горизонте показался пиратский корабль, команда естественно начала готовиться к бою, а девушку купец спрятал в трюме и велел не выходить ни при каких обстоятельствах. Бедная девушка была так напугана, спряталась в самый дальний и темный угол среди сундуков с товаром.
Она прекрасно слышала все, что происходило на палубе, крики и выстрелы. Когда же все утихло, она испугалась еще больше, ведь если победили пираты, это значит, что скоро начнут выносить весь товар. Девушка решила переодеться в мужскую одежду, надеясь, что таким образом может притвориться зайцем, случайно попавшим на корабль.
Услышав, что кто-то пускается она, едва закончила переодевание, спряталась. Разумеется, ее нашли и привели к капитану. Увидев перед собой несуразно одетого подростка мужского пола, капитан решил проявить милосердие и оставил его в качестве подмастерья.
Какой-то период это помогло выжить девушке, но, к сожалению, природная красота стала привлекать внимание команды, ее не смогли скрыть даже ежедневная грязная работа и бесформенная одежда. И в один момент капитан пиратов решил поговорить с пареньком, о том, чтобы высадить его в ближайшем порту, пока не начались разборки среди экипажа.
Неожиданно зайдя в каюту, которая отводилась для девушки, капитан застал ее переодевающую рубашку. Некоторое время он стоял без возможности произнести хотя бы слово. Потом поняв, чем грозит подобное разоблачение и, обретя дар речи, он первым решил получить ее.
Испугавшись подобного поведения, девушка, вырвавшись, побежала на палубу, но тут стало еще хуже. Она не надела парик, ее красивые золотые волосы развивались на ветру и, поняв что будет дальше, она решила совершить единственный возможный поступок – спрыгнуть за борт.
Став на край корабля, она повернулась к толпе, взглянула на капитана и прокляла его. Она сказала, что он настоящее чудовище и спрыгнула. Конечно, она утонула, но ее слова были такими искренними, что великий бог морей превратил капитана и всех его моряков в морских монстров, которые вечно должны были скитаться по просторам мира.
Надеюсь, вам понравилась данная статья о континентах и материках на карте Земли. Поделитесь ею со своими друзьями. Подписывайтесь на блог проекта «На Грани» и до встречи!
Текст — агент Q.
ontheedge.ru
Урок «Путешествие по материкам. Материки, их названия, расположение на глобусе и карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках»
Предмет: Окружающий мир, 2 класс.
Аннотация
На изучение предмета Окружающий мир во 2 классе отводится 34 часа в год. (34 учебные недели). Данной теме: «Путешествие по материкам. Материки их названия, расположение на глобусе и карте» рекомендуется отвести 1 час, осуществляется связь с предшествующим материалом «Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте». Место и роль урока в изучаемой теме — урок продолжает систему уроков окружающего мира по разделу «Путешествие по планете» (второй урок). Особенностью данного урока, его отличием от стандартного является форма проведения – урок-путешествие. Основа урока – системно — деятельностный подход, направленный на развитие и формирование у обучающихся познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных учебных действий; воспитание творческой личности, желания самостоятельно и активно участвовать в учебном процессе. Познавательные: самостоятельное определение темы и задач учебного занятия; логические универсальные действия: наблюдение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, классификация объектов, выдвижение гипотез, формулирование выводов, установление причинно-следственных связей, рассуждения, доказательства, проблемные вопросы, удивительные факты. Регулятивные: планирование, контроль, самоконтроль. Коммуникативные: владение диалогической формой речи, умение выражать свои мысли, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; деятельность в группах. Личностные: жизненный опыт детей, ситуация успеха, положительное отношение к процессу познания (удивление, желание больше узнать), проведение рефлексии путём осознания смыслообразования учения. Ведущие методы урока – объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый (эвристический), словесный, наглядный, практический. Материалы мультимедиа презентации содержат элементы занимательности, пробуждают интерес и желание учиться. Физкультурные минутки связаны с основной темой урока.
Тема урока: «Путешествие по материкам. Материки, их названия, расположение на глобусе и карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках».
Цели урока: обучающая: закрепить знания о карте полушарий, ознакомить учеников с понятиями «материки», «острова», «полуострова», с их расположением на глобусе и карте полушарий; научить узнавать и показывать их на карте; осуществлять оперативность в работе; познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли;
развивающая: развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, способности обобщать и систематизировать полученные знания; воспитательная: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение). Формировать навыки работы в коллективе (в группах, парах), интерес к предмету через развитие творческой активности учащихся. Воспитывать бережное отношение к природе, уметь ценить прекрасное.
Задачи урока: сформировать яркие географические образы каждого материка Земли; максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме; организовать закрепление нового материала на деятельностной основе; создать условия для рефлексивной деятельности обучающихся
Тип урока: урок – путешествие (комбинированный).
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый (эвристический), словесный, наглядный, практический.
Методические приемы: технические, логические, организационные.
Средства обучения: мультимедийный комплекс, презентация, учебник, тетрадь, физическая карта полушарий, карты материков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Эмоциональная мотивация. (Слайд 2)
Приветствие класса. Дружеский настрой на продуктивную деятельность.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.
Я держу в ладонях солнце! Я дарю его друзьям!
Улыбайтесь — это просто! Лучик солнца — это вам!
Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но придаст сил, настроения и уверенности в знаниях.
Закройте глазки, опустите головки и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.
Это наша Земля. Жизнь начинается, мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно…»
Вот с таким солнечным настроением мы и начнем наш урок.
Девиз урока: (Слайд 3)
Окружающий нас мир интересно познавать.
Его тайны и загадки мы готовы разгадать.
II. Проверка домашнего задания
— Покажите на глобусе Северный и Южный полюса, экватор, северное и южное полушария.
ІІІ. Актуализация опорных знаний (Слайд 4,5,6)
Отгадывание загадок (карта, глобус).
Что мы называем картой? Как изображают на глобусе и карте поверхность Земли? Чем удобнее пользоваться глобусом или картой полушарий? Почему?
IV. Мотивация учебной деятельности Мозговой штурм (Слайд 7)
1. Работа над кроссвордом. Чтобы узнать, с какой картой будем работать на уроке, разгадайте кроссворд (мультимедийная доска). Вопросы к кроссворду.
Что показывает, во сколько раз уменьшена территория, изображаемая на карте? (Масштаб).
С помощью какого прибора можно ориентироваться? (Компас).
Глобус делит — ровная линия условная. Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг. (Экватор).
Мнимая линия на глобусе или карте, которая указывает направление север — юг и соединяет Северный и Южный полюса. (Меридиан).
Какую форму имеет Земля? (Шар).
Простейшее изображение небольшого участка земной поверхности. (Рисунок).
Я ходил по разным странам. Плыл по рекам, океанам. По пустыне шёл отважно – на одном листе бумажном. (Карта).
Пространство земли, которое можно охватить глазом. (Горизонт)
Сколько полюсов имеет Земля? (Два).
V. Изучение нового материала.
На какой планете мы живем? (планета Земля). Посмотрите на физическую карту полушарий. Чего на земном шаре больше: воды или суши? Посмотри внимательно на карту и отгадай загадку: «Большой, огромный, со всех сторон водой окруженный» (Материк)
«Материки» Л. Громова Шесть материков Вот планета наша – велика Земля! Горы, океаны, реки и моря… Сколько островов – Всех их не перечесть! | А материков – Всего лишь только шесть: Евразия, Америка (Северная, Южная), Африка, Австралия, Антарктида вьюжная. |
Сегодня на уроке мы будем говорить о суше, рассмотрев тему «Материки Земли». Материки — это участки суходола, окруженные со всех сторон водой. Материков шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Материки отличаются между собой по размерам, формам земной поверхности, природой. Кроме материков, на Земле есть еще небольшие участки суши, которые тоже со всех сторон окружены водой. Это — острова. Наибольший остров — Гренландия. Если участок суходола окружен с трех сторон водой, а с четвертой соединен с сушей, то это — полуостров. Самый большой полуостров в мире — Аравийский. Перед тем как продолжить урок, я хочу сказать вам, что в класс заходил путешественник, выловивший в океане бутылку. В бутылке письмо с потерпевшего крушение корабля (читаем).
« Наш корабль попал в шторм и разбился о скалы. Нас выбросило на берег. Мы очень ослабли, мы не знаем, где мы находимся. Здесь очень жарко, много песка, вдалеке виднеется огромная гора с покрытой снегом вершиной, а еще дальше большая река. Песок раскален так, что кажется, расплавился. Мы не знаем, где находимся, вся надежда только на вас».
Мы обязательно должны помочь морякам. Что у нас есть для этого? У нас есть письмо и в помощь нам даны несколько предметов: зонт, валенки, панамка, самолет, бутылка с водой, веревка альпиниста. (Слайд 8).
К каждому материку мы подберем соответствующий предмет, но с условием, что на каждый материк мы можем взять только по одному предмету. Какой предмет, на какой материк ты возьмешь? (Соотношение). Мы еще, не знаем, правильно ли выбраны предметы. А для того, чтобы это знать и оказать помощь потерпевшим кораблекрушение, мы должны, как можно, больше узнать о материках, научиться пользоваться картой и глобусом, уметь работать с атласом. И чтобы все у нас получилось, какими мы должны быть на уроке? Внимательными, терпеливыми, смелыми, умелыми.
Итак, мы уже знаем, что поверхность Земли состоит из водного пространства и суши. Огромные по своим размерам участки суши называют материками или континентами. Чтобы помочь нашим друзьям морякам, мы отправляемся в путешествие по материкам. В реальной жизни не каждому удается стать участником экспедиции, открытий. С грустью отзывается сердце на трогательные строки поэта Эдуарда Багрицкого:
…Все неизвестно! А пока туманы плывут под парусами корабля.
Там, позади, неведомые страны, там, впереди, – чудесная страна!
У нас с вами сегодня будет возможность сделать много открытий для себя. Мы отправляемся в заочное путешествие по миру. Но мы побываем только на суше Земли, научимся работать с картой, глобусом, атласом. Узнаем что же на Земле самое, самое… А еще каждая команда получит путеводитель – оценивание, при помощи которого, в конце урока мы подсчитаем количество баллов и выставим оценки. И так, вперед! Отправляемся с вами в увлекательную экспедицию. А совершить путешествие, не имея карты, невозможно. (Класс предварительно был объединен в группы-команды по названию материков, каждая, из которых, получила творческое домашнее задание).
Задание 1. Метод «Пазл». (Работа в группах) При помощи интерактивной доски капитаны команд из фрагментов собирают изображение материка, на который команда отправится в экспедицию. Можно просить помощь у команды. (1 команда собирает изображение Евразии, 2 – Африки, 3 – Северной Америки, 4 – Южной Америки, 5 – Антарктиды, 6 — Австралии). Собираясь в путешествие, где придется преодолевать трудности и терпеть тяготы походной жизни, давайте вспомним правила БЖД.
VІ. Фонетическая зарядка (проводится попутно, по мере называния новых слов). Говорите хорошо звук Р. Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Задание 2. Чтобы не перепутать материки, как это случилось, с героями Жюль Верна в произведении «Дети капитана Гранта», вы должны продемонстрировать знания о материке, по которому собираетесь путешествовать. В этом нам поможет наша мини-хрестоматия. (См. приложение). Ваша задача выделить и записать объект, который может быть визитной карточкой материка. (Работа с интерактивной доской).
VІІ. Творческое домашнее задание каждой команды — рассказ о материках: слайды – описание. Мы садимся в самолет и летим над самым большим материком.
1 команда: Первый материк, который мы посетим это ЕВРАЗИЯ. Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 9,10) Это самый большой материк. Здесь находятся самые высокие горы мира – ГИМАЛАИ – визитная карточка материка. С территории Евразии мы через Средиземное море на паруснике отправляемся в Африку – второй по величине материк.
2 команда: Следующий по площади материк – это АФРИКА. Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 11,12) Здесь расположилась самая большая пустыня мира – САХАРА — визитная карточка материка.
С территории Африки мы отправляемся в четырех направлениях: на воздушном шаре, на теплоходе, на вертолете и на ледоколе. Выбираем транспорт и продолжаем путешествие.
3 команда: Третий по площади материк – это СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА. Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 13,14) Самый мощный в Северной Америке НИАГАРСКИЙ ВОДОПАД — визитная карточка материка.
4 команда: Четвертый – ЮЖНАЯ АМЕРИКА. Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 15,16) Здесь протекает самая большая река планеты – АМАЗОНКА визитная карточка материка.
VІІІ. Физминутка: Во время изучения Южной Америки, попадаем на карнавал и проводим физминутку.
Путешествуя по странам Утомились мы в пути Предлагаю вам, ребята Всем с корабля сойти. Посмотреть направо, Посмотреть налево, Потянуться к солнцу, Удивиться «Где мы?» | Через ручьи и кочки Перепрыгнем ловко, Для первооткрывателей Всегда нужна сноровка. Вдыхаем свежий воздух, Как бабочки кружимся. И на цветок чудесный Спокойно мы садимся. |
5 команда: Антарктида. Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 18,19) «Безлюдный континент», «край земли» — это самый мощный ЛЕДОВЫЙ ЩИТ — визитная карточка материка.
6 команда: Австралия. Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 20,21) Самое крупное пересыхающее озеро ЭЙР — визитная карточка материка.
Задание 3. Узнав особенности природы материков, подумайте, какие же вещи и предметы пригодились вам в путешествии. Вы должны будете кратко назвать особенность материка и объяснить, почему выбрали именно эти предметы. (Сравниваем выбор предметов в 1 и во 2 случае). Правильно ли мы взяли предложенные нам предметы на материки? (зонт – Ю. Америка, валенки – Антарктида, самолет – Евразия, вода – Австралия, панамка – Африка, веревка (альпиниста) — С. Америка).
ІХ. Физкультминутка для глаз: «Мы ладонь к глазам приставим»
Представьте, что мы взобрались на высокую гору и смотрим вокруг…
Текст стихотворения сопровождается движениями.
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. | И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! |
Х. Самостоятельная работа
Работа с учебником: чтение статьи по группам, работа с картой, заполнение таблицы в тетради с печатной основой.
№ | Название материка | Его рельеф и климат | Горы, равнины, пустыни и т.д. | Реки, озера |
1 | Евразия — самый большой материк | Разнообразен | 1. Горы Гималаи — самые высокие горы. 2. Равнины -Восточно-Европейская; Западно — Сибирская | 1. Река — Янцзы, 2. Озеро — Байкал |
2 | Африка — самый жаркий континент | 1. Преобладают равнины. 2. Времена года отличаются количеством выпавших осадков. | Пустыня Сахара | Река Нил (6671 км), самая длинная река планеты |
3 | Северная Америка — самый богатый озерами | 1. Преобладают равнины. 2. Климат разнообразен: от сурового на севере до жаркого, влажного на юге | Горы Кордильеры | 1. Река — Миссисипи. 2. Озера: Великие озера: Верхнее, Мичиган, Эри, Гурон, Онтарио |
4 | Южная Америка — самый влажный континент | 1. На востоке — равнины, на западе — горы. 2. Климат теплый на равнинах и суровый горах | Горы Анды | Река — Амазонка самая многоводная река планеты |
5 | Австралия — самый маленький и сухой материк | Климат сухой | Река Муррей, Озеро — Эйр | |
6 | Антарктида — самый холодный материк | Вечная мерзлота | Покрыт мощным ледяным щитом |
ХІ. Закрепление полученных на уроке знаний. Метод «Микрофон».
«Самый, самый, самый…».
1. Самый крупный материк на планете? (Евразия). 2. Самый жаркий материк? (Африка). 3. Самый влажный материк? (Южная Америка). 4. Самый маленький материк? ( Австралия). 5. Самый холодный материк? (Антарктида. -89,2°С). 6. Самый богатый озерами материк? (Северная Америка). 7. Сколько всего материков на Земле? — 6 (назовите их).
ХІІ. Итог: Мы много узнали о материках и теперь можем определить, где потерпели кораблекрушение наши моряки. Вернемся к письму, прочтем, еще раз. Африка, докажите почему? (песок, жарко, Килиманджаро, Нил).
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации.
Теперь подведем итоги путешествия. Оценивание – путеводитель, Команды подсчитывают свои баллы. Выставление оценок. Выразительное чтение стихотворения: «Ты береги нас» Е. Шкловского.
Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он как живой. И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река, Свои, теряя берега. И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!» | Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек. В тебя мы верим – не солги, «Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной, И шепчут губы: «Не солгу, Я сберегу вас, сберегу». |
ХІ Домашнее задание: Учебник: А. А. Плешаков. «Окружающий мир» 2 класс, прочитать текст, ответить на вопросы, выучить таблицу, тетрадь на печатной основе.
Список использованных источников:
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.
Крутецкая В.А. «Материки Земли 3-5 класс». Изд. «Литера» 2015.
Интернет ресурсы: «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя». Режим доступа: http://zanimatika.narod.ru/Nachalka10.htm
«Песенка про 6 материков». Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=jlRtGJ8g44s
Материки Земли
PPTX / 7.72 Мб
Мини хрестоматия к уроку «Материки Земли»
DOCX / 39.19 Кб
Описание работы
DOCX / 18.34 Мб
Презентация Понаборд Материки
PEB / 18.68 Мб
Методические рекомендации
DOCX / 18.16 Кб
Презентация «Материки Земли»
PPTX / 7.72 Мб
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Сколько материков на земле и их названия — Все карты мира
РАЗВЕРНУТЬ КАРТУ НА ВЕСЬ ЭКРАН!Материк — значительный массив суши, омываемый морями и океанами. В тектонике материки характеризуются как участки литосферы, имеющие континентальное строение.
Содержание статьи:
Материк, континент или часть света? В чем разница?
В географии часто используется и другой термин, обозначающий материк — континент. Но понятия «материк» и «континент» — не синонимы. В разных странах приняты различные точки зрения на количество континентов, называемых континентальными моделями.
Таких моделей несколько:
- В Китае, Индии, а также в англоязычных странах Европы принято считать, что континентов 7 — Европу и Азию они считают отдельно;
- В испаноговорящих европейских странах, а также в странах Южной Америки подразумевают деление на 6 частей света — с объединенной Америкой;
- в Греции и некоторых странах Восточной Европы принята модель с 5 материками — лишь теми, где обитают люди, т.е. кроме Антарктиды;
- в России же и близлежащих к ней странах Евразии традиционно обозначают 4 — объединенные в крупные группы, континента.
(На рисунке наглядно представлены разные представления континентальных моделей на Земле, от 7-ми до 4-х)
Материки
Всего материков на Земле 6-ть. Перечислим их в порядке убывания по размеру площади:
- Евразия — крупнейший материк на нашей планете (54,6 млн кв. км)
- Африка (30,3 млн. кв. км)
- Северная Америка (24,4 млн. кв. км)
- Южная Америка (17,8 млн. кв. км)
- Антарктида
(14,1 млн. кв. км) - Австралия (7,7 млн. кв. км)
Все они разделяются водами морей и океанов. Четыре материка имеют сухопутную границу: Евразию и Африку разделяет Суэцкий перешеек, Северную и Южную Америку – Панамский перешеек.
Континенты
Отличие в том, что континенты не имеют сухопутной границы. Поэтому в таком случае можно говорить о 4-х континентах (одна из континентальных моделей мира), также в порядке убывания по размеру:
- АфроЕвразия
- Америка
- Антарктида
- Австралия
Части света
Термины «материк» и «континент» имеют научное значение, а вот термин «часть света» делит сушу по историко-культурному признаку. Частей света 6-ть, только в отличие от материков Евразия различается на
- Европа
- Азия
- Америка (и Северная, и Южная), или Новый свет
- Африка
- Австралия и Океания
- Антарктида
Говоря о частях света, имеют в виду и прилежащие к ним острова.
Отличие материка от острова
Определение материка и острова одинаково — часть суши, омываемая водами океана или морей. Но существуют существенные различия.
1. Размер. Даже самый маленький материк, Австралия, значительно больше по площади, чем самый большой в мире остров — Гренландия.
(Формирование материков Земли, единый материк Пангея)
2. Образование. Все материки имеют плиточное происхождение. По предположениям ученых некогда существовал единый материк — Пангея. Затем, в результате раскола, появилось 2 материка – Гондвана и Лавразия, которые в дальнейшем раскололись еще на 6 частей. Теория подтверждается как геологическими изысканиями, так и формой материков. Многие из них можно сложить в единое целое, как пазл.
Острова образуются разными способами. Есть те, которые, как и материки, располагаются на обломках древнейших литосферных плит. Другие образуются из вулканической лавы. Третьи — в результате деятельности полипов (коралловые острова).
3. Обитаемость. Все материки обитаемы, даже суровая по климатическим условиям Антарктида. Многие острова до сих пор остаются необитаемыми.
Характеристики материков
Евразия
Евразия — крупнейший материк, занимающий 1/3 часть суши. Здесь расположено сразу 2 части света: Европа и Азия. Граница между ними проходит по линии Уральских гор, Черному и Азовскому морю, а также проливам, соединяющим Черное и Средиземное моря.
Это единственный материк, который омывается всеми океанами. Береговая линия изрезана, она образует большое количество заливов, полуостровов, островов. Сам материк расположен сразу на шести тектонических платформах, потому и рельеф Евразии невероятно разнообразен.
Здесь находятся самые обширные равнины, самые высокие горы (Гималаи с г. Эверест), самое глубокое озеро (Байкал). Это единственный материк, где представлены сразу все климатические пояса (и, соответственно, все природные зоны) – от арктического с его вечной мерзлотой до экваториального с его знойными пустынями и джунглями.
На материке проживает ¾ населения планеты, здесь расположено 108 государств, из которых 94 имеют статус самостоятельных.
Африка
Африка — самый жаркий материк на Земле. Расположен на древнейшей платформе, поэтому большую часть площади занимают равнины, горы образуются по краям материка. В Африке находятся самая длинная река в мире — Нил и самая обширная пустыня — Сахара. Типы климата, представленные на материке: экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический.
Африку принято делить на пять регионов: Северную, Южную, Западную, Восточную и Центральную. На территории материка располагается 62 страны.
Северная Америка
Северная Америка омывается водами Тихого, Атлантического и Северно-Ледовитого океанов. Результатом движения тектонических плит стала сильно изрезанная береговая линия материка, с огромным количеством заливов, проливов, бухт и островов. Самый крупный остров — на севере (Гренландия).
Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры, вдоль восточного — Аппалачи. Центральную часть занимает обширная равнина.
Здесь представлены все климатические пояса, кроме экваториального, что обусловливает разнообразие природных зон. Большинство рек и озер расположено в северной части. Крупнейшая река – Миссисипи.
Коренное население – индейцы и эскимосы. В настоящее время здесь расположено 23 государства, из них только три (Канада, США и Мексика) на самом материке, остальные – на островах.
Южная Америка
Южная Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами. Вдоль западного побережья тянется длиннейшая в мире горная система – Анды, или Южноамериканские Кордильеры. Остальную площадь материка занимают плоскогорья, равнины и низменности.
Это самый дождливый материк, так как большая его часть расположена в зоне экватора. Здесь же находится самая большая и многоводная река в мире — Амазонка.
Коренное население — индейцы. В настоящее время на территории материка расположено 12 самостоятельных государств.
Австралия
Австралия — единственный материк, на территории которого расположена всего 1 государство — Австралийский Союз. Большую часть материка занимают равнины, горы расположены лишь вдоль побережья.
Австралия — уникальный материк, имеющий самое большое количество животных и растений – эндемиков. Коренное население — австралийские аборигены, или бушмены.
Антарктида
Антарктида — самый южный материк, полностью покрытый льдом. Средняя толщина ледяного покрова — 1600 м, наибольшая — 4000 метров. Если бы лед в Антарктиде растаял, уровень мирового океана сразу бы поднялся на 60 метров!
Большую часть материка занимает ледяная пустыня, жизнь теплится лишь на побережьях. Антарктида — еще и самый холодный материк. Зимой температура может опускаться ниже –80 ºC (рекорд –89,2 ºC ), летом — до –20 ºC.
Source: xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Почитайте еще:
karta.uef.ru
Сколько материков на Земле? — Other
Ответ на этот вопрос я знал еще до школы, поэтому на уроке географии, посвященному этой теме, не ожидал услышать ничего нового. Но все-таки учителю удалось заинтересовать меня, рассказывая о том, как и когда были открыты новые материки.
Материки планеты Земля
То, как выглядит карта мира в наши дни, является результатом трудов и подвигов множества путешественников и мореплавателей. Это были люди разных эпох, вероисповеданий, национальностей, но всех их объединяла неудержимая тяга к познанию границ мира. В наши дни каждому известно о том, что на нашей планете 6 материков:
О том, что практически вся Евразия была известна с давних времен, думаю, даже не стоит говорить. Больший интерес вызывает открытие других, не известных европейцам континентов.
Африка
Несмотря на то, что этот континент был известен еще во времена Античности, о его размерах и очертаниях было известно совсем немного. Первыми, кто обогнул его по морю, стали финикийские мореходы примерно в VII веке до н.э. Что касается европейцев, то первым, кто обогнул материк с юга, стал Васко да Гама в XVI веке.
Америка
Официальная версия. Христофор Колумб стал первым, кто совершил открытие Нового Света. В конце XV века, его корабли достигли Антильских островов.
Альтернативная версия. Множество историков склонны полагать, что материк был открыт задолго до Колумба. Множество преданий и легенд указывают на то, что в X веке викинги знали о существовании земли на западе. Мало того, были обнаружены следы их поселений в Гренландии и на восточном побережье Канады.
Австралия
Официальная версия. Самый маленький материк был открыт в конце XVII века англичанином Джеймсом Куком.
Альтернативная версия. Существуют еще две версии. Согласно первой, материк был известен еще египтянам. В ее пользу говорит анализ мумий, показавший, что в состав бальзама входит масло австралийского эвкалипта. Вторая версия гласит, что первыми европейцами были португальцы в начале XVI века, о чем свидетельствуют найденные в районе северного побережья корабельные пушки.
Антарктида
Официальная версия. Материк был обнаружен в начале XIX века, русской экспедицией Лазарева и Беллинсгаузена.
Альтернативная версия. Обнаруженные археологами находки, позволяют предположить, что ледяной континент был известен еще в XVI веке. Жилища и утварь свидетельствуют о том, что промышлявшие в тех краях китобои, стали первыми европейцами ступившими на ледяную землю.
travelask.ru
womanrad.ru