Материальный прогресс это – От чего зависит материальный прогресс общества?

Содержание

Материальный прогресс общества и побочные последствия. — stories-olk.ru

О патефонах, научно-техническом прогрессе и наших мозгах.

Представьте, сороковые годы, небольшую деревеньку – в одной избе появился патефон. Сколько интереса, удивления и восторга могло это вызвать? Но было и обратное – консерваторы или глубоко религиозные люди отвергали или откровенно противодействовали всему новому.
Наше поколение в своем детстве не было лишено радости познания плодов научно-технического прогресса и новинок, связанных с этим. Попробуем нарисовать картину событий того времени. Пожалуй, в нашей стране одно из наиболее диковинных устройств первой половины XX века – это патефон. Наиболее яркий, заметный и весьма востребованный аппарат на вечеринках и даже на танцах. Хотя баян и гитара не конкуренты патефону, но все равно это устройство очень своеобразное и позволившее соприкоснуться с миром неведомого и прекрасного. Он был не в каждой семье, но встретить можно было достаточно часто, все понимали его назначение. Конечно, в наших краях массово такое знакомство со всем новым происходило с большим опозданием. Избирательно, не у многих, но стали появляться (питающиеся от батареек) ламповые радиоприемники. И более массовые блага: в дома стали приходить – электрическое освещение и радио, транслируемое по проводам из конторы связи. Постепенно население познакомилось с телефонной связью, о развитии которой тоже можно очень долго рассказывать. И это была вовсе не точка в поступи технического прогресса. В скором времени горожан ожидало пришествие электрических плиток, утюгов и далее поток невиданных доселе стиральных машин, кипятильников, радиоприемников, проигрывателей виниловых пластинок, холодильников, магнитофонов и затем телевизоров. Мы свидетели целой эпохи.

Современной молодежи практически невозможно объяснить, что технический прогресс – это не достояние их поколения, а естественный процесс, присущий человечеству. Как показывает время, процесс не безобидный, несущий серьезные побочные явления, серьезно влияющие на состояние общества, его здоровье и в физическом и духовном смысле.

Если покупать всё более новые мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, мини и микро компьютеры через каждые полгода, то бюджет вашей семьи может потерпеть крах, не говоря уже о действующем бизнесе. Вспомним курс экономики, изучаемый нами независимо от избранного учебного заведения. Речь не о высшей математике, скорее просто обыкновенной арифметике. Любое оборудование имеет цену и срок использования. Ни один иностранный владелец фирмы не станет перевооружать свое производство, не просчитав экономическую выгоду от такого действия. Только воровское дело может позволить жить в подобном стиле. Настоящий честный бизнес в сегодняшнем времени не даст вам такие возможности, если вы хоть сколько-нибудь испытываете сострадание к своим работникам и вам чужды законы дикого-чиновничьего капитализма. Лишь безответственный административный ресурс, полное отсутствие профессионалов позволяют безнаказанно пилить бешенные деньги и использовать их не по назначению. Рабский труд за копеечную плату, отсутствие учета и контроля – вот основания описываемого образа поведения.

Поневоле начинаешь думать, ну зачем бесконечно менять как перчатки Вольво на Мерседес или айфон на смартфон. В случае, когда речь идет о людях которые с жиру бесятся, всё понятно, но остальным-то это зачем? Показать, что тоже не лыком шиты, почти как Дерипаска, совершенно рядом с его яхтами, самолетами с футбольными командами…
И все же в основе здравого подхода всегда лежит принцип: машина должна ездить, телефон позволяет получить связь, любой аппарат имеет свое назначение. До тех пор пока они не выйдут из строя или устареют, вряд ли следует их менять. Всему свое время и срок.
Здесь бы следовало попытаться провести черту и понять: одно дело – удобство, эргономичность, технологическое усовершенствование и эффективность. И другое дело – самоутверждение, состязание в самости и просто для интерьера. Мы, конечно, исключим варианты, когда речь идет о подарках, новых производствах и иных подобных случаях. Так в основе всегда должен лежать здоровый рационализм.

Наши друзья, заморские производители товаров, научились тонко прорабатывать политику проектирования и выпуска микроэлектронной техники и программного обеспечения, совершенствуя по сути одно и то же, они создали неиссякаемый источник прибыли для себя и безвылазное болото для нас. Например, если вы занимаетесь созданием текстов с использованием компьютера, то Word версии 13 (365) вряд ли поможет вам быстрее и качественнее создавать тексты по сравнению с версией 7 или 2003 года. И это не шутка. Задействованы лобби в госдуме, льются реки взяток, которые выдумывают все новые виды отчетов, непрерывно меняют требования бухучета, налоговой отчетности, по сути на корню губя всякое здоровое предпринимательство. Невозможно существование нормального бизнеса, если менять правила каждый месяц. Отсюда следует, производитель программного продукта и любого другого в условиях страны заботится не о нас, а о себе, своей прибыли и кормлении своей группы поддержки.

Известна история с лампочками освещения в послевоенном СССР: в 50 годах по ошибке или нарушению технологии изготовлена большая партия несгораемых – практически вечных ламп накаливания. Тогда руководители страны быстро поняли неизбежность перепроизводства, скорой остановки производств за ненадобностью и быстро произвели переналадку. Теперь наши лампочки накаливания не работают даже неделю, если месяц отработают, так и это хорошо. Производятся светодиодные лампы, по цене в 100 раз дороже, но и они не вечны. Возможно, если бы зарплаты пропорционально соотносились с товарами и цены воспринимались как копеечные, то наше отношение было бы иным, а экономика начинала выздоравливать.
Тенденция налицо, халява производителям нравится независимо от национальности и прописки, для неподготовленного покупателя лишь ленивый не наладит выпуск яркого, блестящего и вызывающего. В нашей потребительской среде, не имеющей действующего механизма реализации права, при отсутствии действенного контроля и при слабой информированности о качестве товаров обман неизбежен подавно.

На наших глазах произошёл поистине умопомрачительный прорыв: плоские экраны телевизоров, мобильная связь, видеосвязь – всё, о чем мы читали лишь у фантастов, вошло в нашу повседневность. Мы стали свидетелями смены нескольких эпох в развитии электронной техники.
Вот некоторые из них: эволюция систем передачи сообщений от пэйджера до месенджеров. Предоставляемые услуги автоматизируются, доступны удаленно. Нет необходимости выходить из дому для выполнения множества операций по записи в очередь на прием к врачу, для регистрации собственности, получению справок и сдаче налоговой отчетности. Существует возможность оплатить товар и получить его, также не перемещаясь в пространстве и не тратя на это драгоценное время.

Процессор модели 8080 и 286 изменились до невообразимых пределов, имеет множество ядер и немыслимую производительность, при этом легко размещается в небольшом телефоне. Программные продукты превратили компьютер в универсальный инструмент. При его помощи инженер создает проекты, производит расчеты, художник рисует, осваивает новые стили, музыкант создает совершенно новое звучание, экономист планирует бизнес. В любой сфере нашлось применение компьютерной технике.

Но в какую сторону при этом меняемся мы сами? Становимся ли мы лучше с появлением в нашем распоряжении множества гаджетов? Есть ли предел этой неумолимой гонке? Как ограничить себя и определить разумные границы, достаточные для достойной жизни и обеспечивающие возможность сохранить ресурсы бесценной природы?
Вокруг себя, порой приостановившись, мы видим горы упаковки от товаров. Выброшенную лишь чуть устаревшую мебель. Может, еще работающие телевизоры, холодильники, стиральные машины. Просто много мусора. Происходит захламление огромных пространств. И это все побочные продукты общества потребления. Многих это не трогает вообще. И не может трогать человека, который в XXI веке лишь только что переселился из халупы в благоустроенный дом.

Мы уже давно наблюдаем вокруг себя молодых людей, не выпускающих из рук смартфоны. Стало невозможно несколько минут просто по-человечески пообщаться. Объяснить близким важность свободы от чуждых влияния и интересов. Нереально остановиться, призадуматься, поразмышлять об особенностях текущего времени, понять ценность настоящего живого общения. Свободное время стало роскошью.
Что за продукция, что производится сотнями миллионов людей на земле, занятых общением посредством месенджеров, соцсетей и подобных систем? Так ли важно это беспрерывное создание записочек, просмотр бесконечного потока чужих постов, отправленных друг другу? Велика ли ценность всего этого?

Наверняка однозначной оценки нет. Конечно, ускоряющийся процесс развития общества требует соответствующих средств коммуникаций. Однако и велика опасность и тонка грань, где можно пересечь допустимые пределы такого роста. Да и так ли уже и ценна сама по себе эта цель совершенствования машин, а не собственно самого человека!
Многие из нашего молодого, в чем-то отличающегося от нас, не вполне понятного, неведомого грядущего поколения на полном серьезе заявляют о скором уходе надобности портить зрение на небольших экранах и трудиться, нажимая кнопочки на сенсорном экране. Система будет подключена к головному мозгу и отпадет всё лишнее, мешающее компьютеру. Наши дети готовы испытать на себе этот эксперимент!
Мы с вами присутствуем во время, когда происходит состязание между двумя разными системами, традиционными социальными уже сложившимися и мобильными. И это путь как раз к созданию систем, позволяющих полностью контролировать и управлять сознанием человека.

Мы разучились радоваться мелочам. Мир рукоплескал Эдисону, когда он 22 декабря 1877 года продемонстрировал свое звукозаписывающее и воспроизводящее устройство. Всего лишь запись, хранение и воспроизведение звуков на цилиндр из алюминиевой фольги на изобретенном им фонографе. Прошло немногим более столетия, и мы получаем фотографии отдаленных планет галактики, детально рассматриваем предметы на Марсе. Строим планы колонизации Луны. Узнаем о новинках и достижениях микроэлектроники – создании процессоров размером десять – пятнадцать миллиметров; Увеличении количества транзисторов на единицу площади кремниевого кристалла. Производительности компьютеров, исчисляющейся миллиардами операций в секунду.
Электронные информационные системы переполнены всевозможными данными. При этом нам скучно, нам грустно без общения посредством обмена быстрыми сообщениями. Слово имеет всё меньшее значение и заменяется, смайликами, картинками. Реальная жизнь – клипами.

Заметьте весьма простые вещи. При регистрации в любой социальной сети, рано или поздно, так или иначе вытянут все ваши данные, кстати, которые являются персональными и вроде как защищены законодательством РФ. Если внимательно присмотреться, вы обнаружите: насколько сложно или невозможно выгрузить из мобильного телефона ваши контакты, переписку, а иногда и просто фотографии себе на флэшку или компьютер для хранения. Вам будет предложено всё, даже облачное хранилище, но не будет обеспечено право сохранить данные на собственных носителях. Сервисы создаются так, чтобы невозможно было легко мигрировать в другую систему, нарушается ваше право выбора.
Возвращаясь снова к социальным сетям, приведу интересное наблюдение. Ни в одной сети по теме с очевидным человеческим к ней отношением, например, о зарплате, пенсии или разбазаривании общенародного достояния, вы не найдете голосование или хотя бы набранные “лайки”, количественно исчисляющиеся миллионами. Почему, хотелось бы узнать? И ответ находится на поверхности.

Даже при беглом изучении мы с вами всегда найдем в этих системах интерес и заранее заложенные, возможно, не всегда положительные, и даже откровенно агрессивные цели той самой пресловутой третьей стороны. В социальной сети, если проанализировать её устройство, легко найдутся признаки свойств, направленных на привыкание и зависимость. Для множества людей “сеть” уже стала смыслом жизни. Но реальная жизнь ведь много богаче и многограннее. Задача просвещенного сообщества указать на опасность происходящего и найти пути устранения этого.

Технический прогресс требует разумного подхода, соблюдения принципа достаточности, тонкого знания новинок и умения ими пользоваться. Необходимо помнить общеизвестный принцип – “Не навреди”.

Во всем должен восторжествовать разум! Включайте мозги, господа!

Для чтения по теме:
Научно-технический прогресс: вред или польза для малышей?.
УГРОЗА ОТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА.
А не остановить ли нам научно-технический прогресс?.
Вред социальных сетей: влияние на психику.
8 советов тем, кто хочет использовать соцсети только с пользой для себя.
О социальных сетях. Несколько правил как не попасть в зависимость..
Десять советов по рациональному использованию времени.

stories-olk.ru

Прогресс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, повышение уровня организации, усложнение способа организации, характеризуется увеличением внутренних связей. Противоположность — регресс.

Общественный/социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Исследователи рассматривают прогресс как многомерный и нелинейный процесс, далеко не всегда тождественный равномерному восходящему поступательному движению от простых форм материи к более сложным.

Философ Маргарет Мик Лэнг в Стэнфордской философской энциклопедии выделяет три вопроса, вокруг которых обсуждается проблема прогресса. Первый вопрос нормативный: определяет ли та или иная теория прогресса концепцию человеческого благополучия и если да, то как? Второй вопрос относится к социальным наукам: чем вызваны исторические улучшения и каковы законы исторического развития? Третий вопрос является методологическим или эпистемологическим: каковы теоретические доказательства или основания теории прогресса?[1].

Теоретики прогресса, как правило, придерживаются одного из двух подходов к благополучию, которое понимается либо с точки зрения ценностного монизма, как единственная ценность либо с противоположных позиций — как множество эмпирически связанных несоизмеримых ценностей. В первом случае ценностью может быть свобода, счастье, полезность или реализация способностей человека. Во втором случае множественные ценности могут быть связаны друг с другом или нет. Исходя из трудности задачи некоторые теоретики стараются не формулировать точное определение благополучия, хотя и выдвигают те или иные концепции прогресса, в которых предлагаются причинно-следственные объяснения исторических улучшений. Сов

ru.wikipedia.org

Материальный и духовный прогресс общества и его влияние на жизнь людей (по роману Е.Замятина «Мы»)

Сегодня в связи с бурным развитием техники, с увлечением наших детей информационными технологиями мы, к сожалению, всё чаще сталкиваемся с утратой некоторых моральных, нравственных понятий, с потерей духовных ценностей, с тем, что само понятие «духовность» становится для нас далёким, непонятным, а порой, и ненужным. В связи с этой проблемой, на мой взгляд, совершенно необходимо говорить на уроках литературы об опасности такого явления, о неприемлемости для нормального человека потери человечности, о страшных последствиях этого. Поэтому роман Е. Замятина «Мы» — очень важное и нужное произведение для такого разговора. Не так много времени уделяется в программе на изучение этого романа, что, на мой взгляд, является совершенно неверным. Кроме этого, сам текст романа часто вызывает у учащихся неприятие и сложность в прочтении. Но в рамках программы я нашла выход и предлагаю вести разговор об этом произведении в контексте мировых проблем выживания человечества. Для подготовки и проведения этих двух уроков можно привлечь учителей обществознания, экономики. Форма диспута очень хорошо укладывается в выполнение поставленных задач.
За одну-две недели до урока я предлагаю учащимся разделиться на две группы: защитников материального прогресса и защитников духовного прогресса, подобрать материалы, подтверждающие ту или иную позицию, прочитать роман и найти в нём то, что необходимо каждой группе для защиты своей позиции. Это предварительная работа, которую проделывают сами учащиеся без вмешательства педагога. Учитель может здесь выступать только консультантом. Из числа мотивированных учащихся учитель может выбрать себе ассистента, помогающего во время урока, подбирающего необходимую информацию к уроку. Кроме этого, готовится ученик, играющий роль одного из «нумеров». Можно текст читать и без театрализованного представления, но это вносит в урок некое разнообразие и нравится ребятам. Итак, вашему вниманию представляю план-конспект двух уроков по роману Е. Замятина «Мы». 

Цель.  Закрепить и обобщить полученные учащимися знания на уроках литературы, обществознания, географии, экономики о человеке, его взаимоотношениях с миром и с самим собой, а также навыки ведения диспута и умения отстаивать свою точку зрения на примере романа Е. Замятина «Мы». Воспитать у учащихся умение защищать свою точку зрения, умение делать корректную оценку деятельности другого человека, воспитание творческого отношения к делу, эстетического восприятия действительности; воспитание неприятия системы,  порабощающей личность, уничтожающей индивидуальность, воспитание стойкого желания быть развитой одухотворенной личностью, способной дальше двигать прогресс и развивать себя как личность,    выработка своего отношения к позиции автора.

Оснащение урока: на столах раздаточный материал к уроку, правила проведения диспута. Экран, проектор, компьютер, магнитола. Презентация, включающая в себя отрывки из фильмов «Терминатор-2», «Собачье сердце». Запись Сонаты № 14 Бетховена.

*Приложения можно получить у автора работы.

1

Начало урока

Звучит музыка Бетховена (Соната № 14)  (приложение 1), под которую демонстрируется отрывок из фильма «Терминатор-2» (1.32.10-1.33.53) (Приложение 2*).

2 мин.

2

Учитель

Проблема выживания человечества стала в наши дни глобальной.
-Что мы оставим будущему поколению?
-Какие ценности?
-От чего это зависит?
Вы не раз говорили об этом на уроках литературы, обществознания, истории, географии и других и приходили к выводу о том, что человечество в разные времена стояло перед выбором: что для него важнее – материальные блага или духовная жизнь? Иметь или быть?
Спор этот длится давно. Ему не один век, и сегодня я предлагаю и  вам поучаствовать в нем. И вот почему. Начать наш разговор я хочу с некоторой информации, дающей повод для размышления. Если вас что-то интересует, вы можете зафиксировать на бумаге.

2 мин.

3

Учитель

Драматизм нашего тысячелетия заключается в том, что сознание человека изменяется не так быстро, как его технические возможности, в новый индустриальный мир человек приносит вековую психологию зла и насилия.

Учащиеся делают записи

4

Учитель читает стихотворение

Владимир Кириллов. Мы. 1920 год.

Мы несметные, грозные легионы Труда.
Мы победили пространства морей, океанов и суши,
Светом искусственных солнц мы зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши гордые души.

Мы во власти мятежного, страстного хмеля;
Пусть нам кричат: «Вы палачи красоты»,
Во имя нашего завтра – сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

Слёзы иссякли в очах наших, нежность убита,
Позабыли мы запахи трав и весенних цветов,
Полюбили мы силу паров и мощь динамита,
Пенье сирен и движенье колес и валов…

Мускулы рук наших жаждут гигантской работы,
Творческой мукой горит коллективная грудь,
Медом чудесным наполним мы доверху соты,
Нашей планете найдем мы иной, ослепительный путь.

Любим мы жизнь, ее буйный восторг опьяняющий,
Грозной борьбою, страданьем наш дух закален.
Всё – мы, во всём – мы, мы пламень и свет побеждающий,
Сами себе Божество, и Судья, и Закон.

Текст на столах у учащихся. Они следят по тексту.

 

2 мин.

5

Учитель

Кто же такие – мы? В чем их сила? В чем опасность? Какого местоимения нет в стихотворении? Почему? О каком прогрессе идет речь? Докажите. Попробуйте, опираясь на текст стихотворения, трактовать его с позиций защитников материального и духовного прогресса. На обсуждение – 2-3 минуты.

Учащиеся размышляют. Работают в группах, потом представитель от группы выступает. Противоположная группа может задавать вопросы.
8-10 мин.

6

На экране (доске) эпиграф

В эти же самые годы писатель Евгений Замятин говорил: «Сам по себе технический прогресс в отрыве от нравственного, духовного развития не только не способствует улучшению человеческой породы, но грозит вытеснить человеческое в человеке». И тогда может наступить разруха – и в жизни, и в душе.

0,5 мин.

7

Отрывок из фильма

«Собачье сердце» 29.53.-33.34. (Приложение 3*)

3 мин.

8

Учитель

Сбылась беда пророческих угроз,
И темный век бредет по бездорожью.
В нём естество склонилось перед ложью,
И бренный разум душу перерос.
Борис Чичибанин.

 

9

Обсуждение

О какой разрухе говорит профессор Преображенский? Почему она наступает? В чем он видит причину разрухи? Попробуйте оценить его позицию с точки зрения + и – технического прогресса. Как вы понимает выражение: «В нём естество склонилось перед ложью,
И бренный разум душу перерос»?

Учащиеся выступают.

8-10 мин.

От группы представители

10

Информация к размышлению (может произносить ученик, ассистент учителя, который заранее подобрал подобную информацию)

Ученые говорят, что:
-за последние 100 лет население Земли увеличилось в 5 раз и составляет 6,6 млрд. чел.
-вся территория суши, пригодная для жилья, освоена.
— около 500 млн. автомобилей, десятки тысяч морских судов, сотни тысяч самолетов, около 5000 искусственных спутников Земли оказывают большое влияние на природу.
-за короткий период человечество пережило 2 мировых войны, одну холодную войну мирового масштаба, не говоря уже о военных конфликтах в наши дни в разных частях света.
-Природные ресурсы Земли значительно и необратимо истощились.
— Возникли неведомые ранее понятия: экологическая катастрофа, массовая наркомания, алкоголизм, организованная преступность и так далее.

Цифры на доске (экране) или перед глазами учащихся.

2 мин.

11

Учитель

Итак, давайте обратимся к роману Замятина «Мы». Роман написан в 1920 году и вызвал неоднозначную реакцию у читателей и критиков. Это роман-предупреждение, предвидение.  Уже в эти годы человек задумался о том, что же такое технический прогресс, какое влияние он может оказать на жизнь людей? Чего от него больше – пользы или вреда?
Как вы думаете, почему именно Замятин поднимает такую проблему?
Конечно, этот роман —  антиутопия. Что же такое антиутопия?
В любом явлении есть свои + и свои –. Если мы говорим о понятии «иметь», то подразумеваем мир вещей, который сначала необходимо создать при помощи техники, всё время совершенствующей.  Человек – существо разумное, а разуму свойственно находиться в постоянном поиске. Но все герои мировой литературы страдали оттого, что ум с сердцем не в ладу. Наверное, чтобы избежать трагедии и личной, и общественной, ум должен быть в ладу с сердцем. Научно-технический прогресс формирует особый тип человека.
«Всё внимание общества, — как утверждал американский социолог Фромм, – сосредоточено на массовом производстве товаров и услуг, и наиболее ценятся именно те качества людей, которые способствуют решению задачи – иметь – экономность, расчетливость, деловитость, рационализм».

 

 

Учащиеся размышляют.
3 – 5 мин.
(текст учебника, проработанный учениками)

12

Учитель

Достаточно ли это для того, чтобы сохранить для будущих поколений планету и сделать людей счастливыми?
-Может ли быть счастливым человек несвободный, ставший заложником технократической системы?
— Возможен ли прогресс, совершаемый бездуховными людьми?

Вопросы на доске (на экране)

13

 

 

 

Учитель

В Библии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит или погубит себя?»
Об этом же поэт Евгений Евтушенко сказал:
Еще не всё технический прогресс,
Ты не забудь великого завета – Светить всегда!
Не будет в душах света –
Нам не поможет никакая ГЭС.

Итак, иметь или быть? Давайте поразмышляем.

 

14

Учитель

Обратимся непосредственно к роману.  Как вы помните, в нем построено технически совершенное Единое Государство, в котором удовлетворены все потребности людей, каждый из которых имеет не имя, а букву и номер. Во главе этого Государства стоит Благодетель, давший этим нумерам всеобщее математически безошибочное счастье. Мечта о технократическом  идеальном государстве, связанном с машинами, управляемом техниками, где человек теряет свою индивидуальность и становится добровольным рабом системы, возникла ещё во времена просветителей и дожила до наших дней. Замятин довел до конца идею человека-машины, человека-социальной функции и воплотил эту мечту в романе «Мы».

 

15

Театрализованное представление (ученик, одетый как жители Государства, читает текст 1-ой записи).

1-ая запись. Каковы жители этого государства?

 

16

Учитель

Ваша задача сейчас выдвинуть доводы, защищающие идеи в этом обществе и опровергающие их.

Правила спора на столах.

17

Диспут

Сначала говорят защитники технического прогресса, вопрос, довод защитников духовного прогресса – вопрос.

 

18

Учитель.

Я считаю, что это идеальное государство, во главе которого стоит Благодетель – спаситель человечества, и люди в нем счастливы, и путь развития цивилизации – торжество разума. Вы согласны?
Почему бунт?

Спор с учителем.

19

Итог.

Вот последняя фраза романа: «Я надеюсь, что мы победим. Больше: я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить».
Эта цивилизация нашла выход – торжество разума, но так ли это?
Не погибнет ли цивилизация только от одного разума?
Что спасет ее? От чего и от кого это зависит? Давайте попробуем вместе найти свои пути спасения цивилизации.

Возможные ответы:
Братство,
человеческое отношение друг к другу,
Близость к природе, забота о ней
Ответственность каждого за свои поступки и необходимость задуматься, для чего он живет,
Разумный подход к использованию открытий науки и техники,
Забота власти об образовании населения,
Гармония духа и тела.

 

 

Высказываются учащиеся и гости

20

Учитель

«Иметь» или «быть»? Наш разговор на этом не заканчивается. Мы только приблизились к решению этой проблемы. Но самое главное, что надо помнить, что жизнь и судьба нашей планеты зависит от каждого из нас.

Хоть человек и знатен, и учен,
Всё ж совершенства не достигнет он,
Покуда не пройдет сквозь боль и радость,
Покуда не вкусит и соль, и сладость.
Фирдоуси

 

21

Домашнее задание

Письменное размышление на один из вопросов или высказываний, использованных на уроке.

 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Понятие, виды и примеры прогресса, признаки регресса

В развитии человечества наблюдается два вида движения – вперед и назад. В первом случае оно будет развиваться прогрессивно, во втором – регрессивно. Иногда в обществе происходят оба указанных процесса одновременно, но в разных областях. Поэтому существуют разные виды прогресса и регресса. Так что же такое прогресс и регресс? Об этом, а также о примерах прогресса мы и поговорим в данной статье.

Что такое прогресс и регресс?

Понятие прогресса можно охарактеризовать следующим образом. В переводе с латинского языка прогресс – это «движение вперед». Прогрессом является такая направленность в общественном развитии, которой присуще движение от низших форм к высшим. От несовершенного к более совершенному, к лучшему, то есть движение вперед.

Регресс является полной противоположностью прогрессу. Это слово также происходит из латинского языка и означает «движение назад». Следовательно, регресс – это движение от высшего к низшему, от совершенного к менее совершенному, изменения в худшую сторону.

Далее поговорим о том, какие направления в области прогресса существуют.

Каким бывает прогресс?

В обществе наблюдается несколько видов прогресса. К ним относятся следующие.

  1. Социальный. Подразумевает такое общественное развитие, которое идет по пути справедливости, создания условий для достойной, хорошей жизни, для развития личности каждого человека. А также борьбу с причинами, которые указанному развитию мешают.
  2. Материальный, или экономический прогресс. Это такое развитие, в процессе которого удовлетворяются материальные потребности людей. Чтобы добиться такого удовлетворения, необходимо, в свою очередь, развивать науку, технику, повышать уровень жизни людей.
  3. Научный. Характеризуется значительным углублением познаний об окружающем мире, человеке, обществе. А также продолжением освоения окружающего земного и космического пространства.
  4. Научно-технический. Означает прогресс в развитии науки, который направляется на развитие технической стороны, совершенствование производственной сферы, автоматизацию происходящих в ней процессов.
  5. Культурный, или духовный прогресс. Отмечен развитием нравственной стороны жизни, формированием альтруизма, имеющего осознанную основу, постепенным преобразованием личности человека. Предполагается, что из просто потребителя материальных благ человек со временем превращается в созидателя, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Критерии прогресса

Тема критериев прогресса в разные времена была дискуссионной. Не перестала она быть таковой и сегодня. Приведем некоторые из критериев, которые в совокупности являются свидетельством прогрессивного общественного развития.

  1. Развитие производственной сферы, всей экономики, расширение свободы людей относительно природы, жизненного уровня, рост благосостояния народа, качества жизни в целом.
  2. Достижение высокого уровня демократизации общества.
  3. Уровень личной и общественной свободы, который закреплен на законодательном уровне. Существование возможностей для реализации личности, для ее всестороннего развития, для употребления свободы в разумных пределах.
  4. Нравственное совершенствование всех представителей общества.
  5. Распространение просвещения, развитие науки, образования. Расширение спектра человеческих потребностей, касающихся познания мира – научного, философского, эстетического.
  6. Продолжительность человеческой жизни.
  7. Увеличение добра и чувства счастья.

Признаки регресса

Рассмотрев критерии прогресса, кратко поговорим о признаках регресса в обществе. К ним можно отнести такие, как:

  • Экономический упадок, наступление кризиса.
  • Значительное снижение жизненного уровня.
  • Увеличение смертности, понижение уровня продолжительности жизни.
  • Наступление тяжелой демографической ситуации, снижение уровня рождаемости.
  • Распространение болезней выше обычного уровня, эпидемии, наличие большого количества людей с хроническими заболеваниями.
  • Падение нравственных показателей, уровня образованности людей, культуры в целом.
  • Применение силовых, а также декларативных методов в решении проблем.
  • Пресечение проявлений свободы насильственными путями.
  • Общее ослабление страны (государства), ухудшение внутреннего и международного положения.

Далее от признаков перейдем к примерам прогресса.

Прогрессивные события

Приведем примеры прогресса, наблюдавшиеся на протяжении всей истории человечества в различных областях, которые имели очень большое значение.

  • В древние времена человек научился добывать огонь, создавать орудия труда, обрабатывать землю.
  • Произошла смена рабовладельческого строя феодальным, в результате которого было отменено рабство.
  • Изобретено книгопечатание, открылись первые университеты в Европе.
  • Освоены новые земли в период Великих географических открытий.
  • Соединенные Штаты стали суверенным государством и приняли Декларацию независимости.
  • Французские просветители организовали деятельность, направленную на провозглашение новых социальных идеалов, основным из которых была свобода.
  • Во время Великой французской революции отменено сословное разделение людей, провозглашены свобода, равенство, братство.

Далее приведем примеры прогресса, характерные для науки и техники.

Достижения науки и техники в XX веке

Хотя научные открытия делались на протяжении длительного времени, истинным веком прогресса является именно XX. Приведем примеры научных открытий, которые в значительной мере способствовали прогрессивному развитию человечества. В XX веке были открыты и изобретены:

  • Самый первый самолет.
  • Теория относительности Альберта Эйнштейна.
  • Диод – электронная лампа.
  • Конвейер.
  • Синтетический каучук.
  • Инсулин.
  • Телевизор.
  • Кино со звуком.
  • Пенициллин.
  • Нейтрон.
  • Деление урана.
  • Баллистическая ракета.
  • Атомная бомба.
  • Компьютер.
  • Структура ДНК.
  • Интегральные схемы.
  • Лазер.
  • Космические полеты.
  • Интернет.
  • Генная инженерия.
  • Микропроцессоры.
  • Клонирование.
  • Стволовые клетки.

www.nastroy.net

Прогресс — это… Что такое Прогресс?

Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Развитие понятия

Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, у Вольтера и Монтескьё она еще отсутствует, а популярна стала у поздних просветителей). Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго (1750) и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1794) вписывается в идейную предысторию позитивизма. При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохранят веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы».

Однако понятие прогресса подвергается критике уже с начала XIX века. С точки зрения историзма, прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности» (Фридрих Мейнеке). После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса. И. Р. Шафаревич критикует понятие «прогресса» как термина, присущего исключительно западной цивилизации.

Составляющие

Прогресс есть равномерное развитие следующих трех составляющих:

  • социальной — процесс приближения общества к свободе и справедливости, ликвидации естественных причин, мешающих такому приближению[источник не указан 1309 дней];
  • материальной — процесс наиболее полного удовлетворения материальных потребностей всех людей, ликвидации технических ограничений для такого удовлетворения;[источник не указан 1116 дней];
  • научной — процесс непрерывного, расширяющегося и углубляющегося познания окружающего мира, его освоение, как в микрокосмос, так и в макро, освобождение познания от рамок экономической целесообразности;

Проблема оценки динамики прогресса (критерии прогресса)

Американский физик Джонатан Хюбнер считает, что уровень инноваций достиг максимума в 1873 г., и с тех пор постоянно снижается. По его мнению, сегодняшний уровень инноваций (7 важных технических изобретений на миллиард человек в год) примерно равен показателю 1600 г., а к 2024 г. он упадет до уровня «Темных веков», наступивших после падения Римской империи.

Хюбнер называет две возможные причины замедления прогресса:

  • определенные направления науки и техники не развиваются из-за того, что они экономически невыгодны;
  • способность людей поглощать знания подходит к концу, и в результате делать новые открытия становится все труднее.

Выводы Хюбнера подвергаются критике. Так, Рэй Курцвейл назвал его метод отбора данных «произвольным», а пропагандист нанотехнологий К. Эрик Дрекслер утверждает, что мерилом прогресса следует считать не сами изобретения, а имеющиеся в распоряжении человечества возможности. Даже в отсутствие крупных открытий мы можем передвигаться быстрее или получать более скоростной доступ к большему количеству информации.

Американский специалист по менеджменту Бен Джонс утверждает, что, чтобы поддерживать прогресс за счет инноваций, приходится прикладывать все больше усилий — тратить все больше денег на научные исследования и конструкторские разработки, и постоянно увеличивать количество занятых в этой сфере. В результате деятельность среднестатистического изобретателя все менее значима.

У него есть две гипотезы о причинах происходящего:

  • изобретатели прошлого использовали те идеи, до которых было легче всего «дотянуться», а их преемником приходится прилагать больше усилий для решения более сложных проблем;
  • из-за массы уже накопленных знаний потенциальным изобретателям приходится тратить больше времени на образование, и в результате период их активной жизни, посвященный собственно изобретательской деятельности, становится короче. Так, Нобелевские лауреаты становятся все старше и это говорит о том, что открытия теперь требуют больше времени.[1]

Проблема критериев прогресса считается одной из сложнейших в науках об обществе. Некоторые исследователи считают, что таких критериев не существует [2] Трудности с определение критериев прогресса вызваны тем, что прогресс понимается только как улучшение жизни населения. В истории же человечества часто бывало так, что при явном движении вперед подавляющему большинству населения жить становилось хуже. Наиболее ярким примером такого рода является переход от охоты и собирательства к земледелию. Пища становилась бедной белками и значительно более однообразной, труд более монотонным и тяжелым, в результате всего этого комплекса факторов продолжительность жизни у ранних земледельцев была существенно меньше, чем у охотников и собирателей. [3] Для преодоления этих трудностей в качестве критерия прогресса предлагается рост уровня развития населения, где уровень развития — это способность населения решать жизненные проблемы[4]. Такой критерий предполагает, что прогресс не связан напрямую с улучшением жизни людей. Рост уровня развития происходит в результате усложнения трудовой деятельности. Следовательно, чем сложнее трудовая деятельность населения, тем выше его уровень развития, иными словами структура занятости населения определяет главные параметры общества[5].

Литература

Топонимы

  • Прогресс-поселок в ростовской области

См. также

Примечания

  1. Пока еще ярок свет…(«The Times»)
  2. Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М: Восточная литература РАН, 2003. — с.7.
  3. Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л : Наука, 1975. — с.29; Cohen N. M. The Food Crisis in Prehistory : Overpopulation and the Origins of Agriculture. New Haven : Yale University Press, 1977. — р. 39; Sahlins M. D. Stone Age Economics. Chicago : Aldine, 1972. — р.32-35.
  4. Алексаха А.Г. Введение в прогрессологию. М : Горячая линия — Телеком, 2004. — с. 6alexakha.ucoz.com/vvedenie_v_progressologiju.doc
  5. The criterion of society’s level of development

Ссылки

dic.academic.ru

Понятие, виды и примеры прогресса, признаки регресса :: SYL.ru

В развитии человечества наблюдается два вида движения – вперед и назад. В первом случае оно будет развиваться прогрессивно, во втором – регрессивно. Иногда в обществе происходят оба указанных процесса одновременно, но в разных областях. Поэтому существуют разные виды прогресса и регресса. Так что же такое прогресс и регресс? Об этом, а также о примерах прогресса мы и поговорим в данной статье.

Что такое прогресс и регресс?

Понятие прогресса можно охарактеризовать следующим образом. В переводе с латинского языка прогресс – это «движение вперед». Прогрессом является такая направленность в общественном развитии, которой присуще движение от низших форм к высшим. От несовершенного к более совершенному, к лучшему, то есть движение вперед.

Регресс является полной противоположностью прогрессу. Это слово также происходит из латинского языка и означает «движение назад». Следовательно, регресс – это движение от высшего к низшему, от совершенного к менее совершенному, изменения в худшую сторону.

Далее поговорим о том, какие направления в области прогресса существуют.

Каким бывает прогресс?

В обществе наблюдается несколько видов прогресса. К ним относятся следующие.

  1. Социальный. Подразумевает такое общественное развитие, которое идет по пути справедливости, создания условий для достойной, хорошей жизни, для развития личности каждого человека. А также борьбу с причинами, которые указанному развитию мешают.
  2. Материальный, или экономический прогресс. Это такое развитие, в процессе которого удовлетворяются материальные потребности людей. Чтобы добиться такого удовлетворения, необходимо, в свою очередь, развивать науку, технику, повышать уровень жизни людей.
  3. Научный. Характеризуется значительным углублением познаний об окружающем мире, человеке, обществе. А также продолжением освоения окружающего земного и космического пространства.
  4. Научно-технический. Означает прогресс в развитии науки, который направляется на развитие технической стороны, совершенствование производственной сферы, автоматизацию происходящих в ней процессов.
  5. Культурный, или духовный прогресс. Отмечен развитием нравственной стороны жизни, формированием альтруизма, имеющего осознанную основу, постепенным преобразованием личности человека. Предполагается, что из просто потребителя материальных благ человек со временем превращается в созидателя, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Критерии прогресса

Тема критериев прогресса в разные времена была дискуссионной. Не перестала она быть таковой и сегодня. Приведем некоторые из критериев, которые в совокупности являются свидетельством прогрессивного общественного развития.

  1. Развитие производственной сферы, всей экономики, расширение свободы людей относительно природы, жизненного уровня, рост благосостояния народа, качества жизни в целом.
  2. Достижение высокого уровня демократизации общества.
  3. Уровень личной и общественной свободы, который закреплен на законодательном уровне. Существование возможностей для реализации личности, для ее всестороннего развития, для употребления свободы в разумных пределах.
  4. Нравственное совершенствование всех представителей общества.
  5. Распространение просвещения, развитие науки, образования. Расширение спектра человеческих потребностей, касающихся познания мира – научного, философского, эстетического.
  6. Продолжительность человеческой жизни.
  7. Увеличение добра и чувства счастья.

Признаки регресса

Рассмотрев критерии прогресса, кратко поговорим о признаках регресса в обществе. К ним можно отнести такие, как:

  • Экономический упадок, наступление кризиса.
  • Значительное снижение жизненного уровня.
  • Увеличение смертности, понижение уровня продолжительности жизни.
  • Наступление тяжелой демографической ситуации, снижение уровня рождаемости.
  • Распространение болезней выше обычного уровня, эпидемии, наличие большого количества людей с хроническими заболеваниями.
  • Падение нравственных показателей, уровня образованности людей, культуры в целом.
  • Применение силовых, а также декларативных методов в решении проблем.
  • Пресечение проявлений свободы насильственными путями.
  • Общее ослабление страны (государства), ухудшение внутреннего и международного положения.

Далее от признаков перейдем к примерам прогресса.

Прогрессивные события

Приведем примеры прогресса, наблюдавшиеся на протяжении всей истории человечества в различных областях, которые имели очень большое значение.

  • В древние времена человек научился добывать огонь, создавать орудия труда, обрабатывать землю.
  • Произошла смена рабовладельческого строя феодальным, в результате которого было отменено рабство.
  • Изобретено книгопечатание, открылись первые университеты в Европе.
  • Освоены новые земли в период Великих географических открытий.
  • Соединенные Штаты стали суверенным государством и приняли Декларацию независимости.
  • Французские просветители организовали деятельность, направленную на провозглашение новых социальных идеалов, основным из которых была свобода.
  • Во время Великой французской революции отменено сословное разделение людей, провозглашены свобода, равенство, братство.

Далее приведем примеры прогресса, характерные для науки и техники.

Достижения науки и техники в XX веке

Хотя научные открытия делались на протяжении длительного времени, истинным веком прогресса является именно XX. Приведем примеры научных открытий, которые в значительной мере способствовали прогрессивному развитию человечества. В XX веке были открыты и изобретены:

  • Самый первый самолет.
  • Теория относительности Альберта Эйнштейна.
  • Диод – электронная лампа.
  • Конвейер.
  • Синтетический каучук.
  • Инсулин.
  • Телевизор.
  • Кино со звуком.
  • Пенициллин.
  • Нейтрон.
  • Деление урана.
  • Баллистическая ракета.
  • Атомная бомба.
  • Компьютер.
  • Структура ДНК.
  • Интегральные схемы.
  • Лазер.
  • Космические полеты.
  • Интернет.
  • Генная инженерия.
  • Микропроцессоры.
  • Клонирование.
  • Стволовые клетки.

www.syl.ru

Предложения со словосочетанием МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Это воистину был век материального прогресса, готовящегося к покорению потенциально богатого континента с безграничными естественными ресурсами. В течение первого из этих тысячелетий материальный прогресс был достаточно быстрым, но затем начались мелкие сбои вплоть до окончательного распада. Они всего лишь определяют степень материального прогресса, достигнутого людьми, использующими ту или иную технику. Там, где в основном сознание определяет бытие — в традиционных холодных культурах, важна роль сакрального начала, а материальный прогресс почти отсутствует. Духовная культура (искусство, литература, религия, мораль, мифология) материальному прогрессу способствовать не могла.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово метла (существительное):

Это слово знает
каждый ребёнок

Достаточно
распространено

Нечасто встретишь
в повседневной ситуации

Узкоспециальный
термин

Что это?
Впервые вижу

Другое
Не знаю

Если наша цель — отношения, мы будем успешны во всём, в том числе и в материальном прогрессе. Весь материальный прогресс человечества определяется тремя главнейшими, отчасти друг с другом связанными направлениями. Материальный прогресс достигнет своего апогея. Это значит, что материальный прогресс, не удовлетворяющий душу и сею-щий раздражение, искусственен, тогда как умиротворяющий душу духовный прогресс — настоящий. В материальном прогрессе как таковом я не вижу ничего плохого, ведь он тоже ведёт человечество к процветанию. Подобно всем стихийным силам, этот резкий прорыв материального прогресса был яростный, не терпящий никаких ограничений и зачастую пугающий своими ближайшими последствиями. Казалось, что власть теряет непосредственный интерес к функционированию конфессиональных институций и к повседневной религиозной жизни подданных, да и вообще религия в открывающуюся эпоху телеграфа и железных дорог, материального прогресса и позитивизма отходит на второй план. Каждый способ производства на этапе своего подъёма порождает материальный прогресс; и рабовладельческий способ производства достиг определённого прогресса в экономике благодаря своему новому общественному разделению труда. Сегодня как никогда ранее стало очевидно: мерилом уровня развития отдельного общества и человечества в целом является не столько материальный прогресс, сколько духовное совершенствование человека. Мы как философы не можем удовлетвориться представлением о том, что человечество статично, что оно полностью увлечено материальным прогрессом и что в нём не происходит заметных внутренних изменений. Я думаю, что все составляющие человеческой жизни также должны совершенствоваться, например, здоровье, материальное благосостояние, материальный прогресс, семейная жизнь, профессиональная, социальная или творческая деятельность, и т. Никакой материальный прогресс, даже принимающий такие формы, о которых мы сейчас не можем помыслить, как бы ни расширял он способностей человека, не сможет утешить его душу. Если же материальные ценности, мёртвые вещи (телегу) мы поставим впереди развития отношений с живыми существами (впереди лошади) — всё пойдёт прахом: материальный прогресс сойдёт с правильного пути и приведёт нас на грань экологических и политических катастроф (телега свалится в канаву), и все здоровые отношения будут разрушены (лошадь сломает хребет). Чем больше одностороннее повышение материального благополучия, тем больше хиреет духовная жизнь и тем больше всё тот же творец материального прогресса разрушает своё бездушное творение, ибо созданное ему не мило. Если философ этой школы и не верит в идеал гигантского материального прогресса расы или в совершенствование заурядного приземлённого человека, то он убеждён в возможности духовного прогресса каждого и в конечном совершенстве, неуязвимом для ударов жизни. В настоящее время восторжествовало чувство корпоративной жизни, которому служит и идея великого интеллектуального и материального прогресса, усиления роли политической и социальной организации на научной основе. Технические изобретения содействовали материальному прогрессу общины, дарили ей излишек продуктов, обусловливали возможность более счастливых времён, возможность большего благоденствия и процветания рядовой массы: и что же? Платонов: Русская цивилизация отвергает западноевропейское понимание прогресса как преимущественно научно-технического, материального прогресса, развития товаров и услуг, обладания всё большим количеством денег, вещей, перерастающего в погоню за наживой, гонку потребления. Буддистские мастера утверждают, что главная способность человека, которая необходима для духовного и материального прогресса, — это воображение, умение в деталях видеть желаемое будущее. Погоня за выгодой часто приводит к материальному прогрессу в мире. Наука двигает вперёд материальный прогресс. Теология — это тот феномен современного либерального общества, освобождение от которого достигается путём материального прогресса. Весь материальный прогресс человечества определяется тремя главнейшими, отчасти друг с другом связанными направлениями. Материальный прогресс, который, как предполагалось, должен был нас освободить, привёл лишь к ещё более глубокому рабству. Они реализовали мощную социальную организацию и создали условия для материального прогресса. Ошибка многих современных политиков состоит в том, что они ищут решение проблем современного общества в экономическом, материальном прогрессе. Принимая во внимание сказанное, очень многие держатся того мнения, что доходом от земли имеют нравственное право пользоваться не только люди, идущие за плугом, выполняющие механическую работу, но и те, которые направляют мускульный труд выбором подходящих для культуры растений и животных, равно как и те, которые трудятся над устранением повреждения культивируемых организмов, те, которые ищут средства против болезней человека, домашних животных и растений, и вообще всё, кто споспешествует умственному и материальному прогрессу человечества. В обоих случаях массы, вначале с энтузиазмом поддержавшие новую власть, вскоре отошли от неё, посчитав себя преданными, ибо политический переворот не затронул общественных основ, не дал им ожидаемого материального прогресса. Существует множество критической литературы, авторы которой утверждают, что материальный прогресс достигнут за счёт эксплуатации рабочего класса, где рабочий предстаёт как жертва меркантильных фабрикантов. Бесспорно, в материальном плане поражение в войне в итоге принесло японцам сытую и благополучную жизнь, которая привела их к абсолютизации материальных ценностей и материального прогресса. Этот человек, несмотря на враждебность со стороны лесопромышленников, землевладельцев и великих современных кумиров — «Материального прогресса» и «Алчности», добился своей благой цели. Рассудочная культура современности готовит человека к тому, чтобы «проспать» важнейший в его эволюции рубеж: осознание достигнутого «дна» материального прогресса и начинающегося за ним «подъёма» в скрытую доселе духовную область. Если ты принимаешь дворцы, наполненные пороками и низостью, за цель человеческого труда, я с тобою согласен, но если ты будешь смотреть на общественное довольство как на единственный путь умственного и нравственного усовершенствования, ты не станешь проклинать нашего недужного стремления к материальному прогрессу, который способствует освобождению человечества от прежнего рабского подчинения невежеству и нищете. Конечно, в конце концов, всякий интеллектуальный и, соответственно, материальный прогресс нуждается в логическом подтверждении, но в целом логика не лежит в основе нашего обычного мышления. Послезавтра нас посылают в мир, уже кое-чего достигший в смысле материального прогресса, и туда мы плывём на паровой шхуне. Материальный прогресс явно опережал прогресс гуманитарный. Решающее значение принадлежит общественному бытию — реальному материальному прогрессу жизни и деятельности общества. Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна у всех людей… Самый очевидный — эти цивилизации не были способны обеспечить сколько-нибудь устойчивый материальный прогресс качества жизни людей. Как ни антипатичны были ему немцы, он сознавал, что без них русскому материальному прогрессу не сдвинуться. Материальный прогресс без духовного развития опасен. Общество, целью которого является материальный прогресс, улучшение качества материальной жизни без духовного её развития, обречено на деградацию и вымирание.

kartaslov.ru