Материальная и духовная культуры – 3. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация

Содержание

2.2. Материальная и духовная формы культуры

Любая культура многогранна и многолика. Но условно её можно разделить на две сферы деятельности, на две формы. Это материальная и духовная сферы культуры.

К материальной культуре относят всю область матери­ально-производственной деятельности человека и ее результаты — орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства, способы практической деятельности по соз­данию средств производства и потребления и т.п.

Духовная культу­ра включает сферу духовного производства (производство идей, знаний, духовных ценностей) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.

Основой существования материальной культуры являются вещи — результат материально-созидательной деятельности человека. Вещи в своей совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколь­ко важнейших областей.

  1. Сельское хозяйство (селекция, сорта растений, породы животных, культивированные почвы). С этими об­ластями материальной культуры напрямую связано выживание че­ловека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.

  2. Здания и сооружения (жилье, офисы, места развлечений, учебной деятельно­сти; цеха, доки, мосты, плоти­ны и т.п.).

  3. Инструменты, при­способления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.

  4. Транспорт и пути сообщения.

  5. Связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети)

  6. Технологии — знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.

Духовная культура представляет собой многослойное образование. Её основу

знания, которые являются продуктами познавательной деятельности человека, фиксирую­щими полученную им информацию об окружающем мире и самом себе, его взгляды на жизнь и пове­дение. Знания удовлетворяют опре­деленные человеческие потребности, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этих же целей создают различные системы ценностей, позво­ляющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые общест­вом формы поведения. Культура – это способ и сфера создания культурных ценностей. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано И. КАНТОМ. Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является Г.РИККЕРТ.

Под ценностями понимается  жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода.

Культурные ценности — совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Ценность – это не сам предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Когда человеку ничего не известно о предмете, тот не имеет для него ценности. Понятие «ценность» не равно понятию «полезность» (ценность м.б. и бесполезной, и наоборот), отличается от понятия «стоимость» (стоимость – это денежное выражение ценности, ценным может быть грошовый предмет).

Отбор ценностей в обществе происходит в процессе практической деятельности.

Мир ценностей очень многообразен. Среди этого многообразия можно выделить следующие ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:

  1. Финальные ценности (близкое понятие витальные ценности,

    от латинского понятия жизнь)высшие Ц. и идеалы, важнее которых нет ничего. Это жизнь, здоровье, счастье, любовь, дружба, честь, достоинство, законность, гуманизм… Эти Ц. необходимы сами по себе.

  2. Экономические ценности – предприимчивость, наличие равных условий для товаропроизводителей, благоприятных условий для производства и т.п.

  3. Социальные ценности – социальное положение, трудолюбие, семья, терпимость, равенство полов, личная независимость и др.

  4. Политические ценности – патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, и др.

  5. Моральные ценности – добро, благо, любовь, долг, бескорыстие, верность, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим и др.

  6. Религиозные – Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и др.

  7. Эстетические ценности – красота, гармония, стиль и т.д.

Именно на основе ценностей формируются существующие се­годня разновидности духовной культуры: 1) нравственность, 2) полити­ка, 3) право, 4) искусство, 5) религия, 6) наука, 7) философия.

Духовная материальная культура всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Материальная культура всегда является воплощением определенной части ду­ховной культуры. А духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Пример: любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет гово­рить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо дров. Предметы культуры могут менять свое назначение. Как же тогда их различать? Критерием может быть оценка смысла и назна­чения предмета — если предмет или явление удовлетворяет первич­ные (биологические) потребности человека, его относят к матери­альной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Кроме того, между материальной и духовной культурой суще­ствуют переходные формызнаки — материальные объекты, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются. Самой известной фор­мой знака являются деньги, применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Деньги — всеобщий рыночный эквива­лент, который можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Деньги являются универсальным посредником между предметами мате­риальной и духовной культуры. В этом — их серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры.

studfiles.net

Понятие культуры. Материальная и духовная культура. — МегаЛекции

Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут существовать вне культуры. Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего возделывание, обработку, «культивирование» земли. Правда, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души». И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стала пониматься прежде всего духовная культура людей.

Понятие культуры. Культура является предметом изучения многих наук — антропологии, истории, социологии, философии. Существует также комплексная область знания — культурология, которая разрабатывает общую теорию культуры и изучает типы культуры различных народов и различных эпох. Если учесть такое разнообразие подходов к культуре, то не покажется странным, что в современном гуманитарном знании существует очень много (один из культурологов насчитал более 200) определений культуры. Это связано также с многозначностью и богатством этого понятия.

В самом широком смысле можно сказать, что культура — это все созданное человеком, все, что не является природой. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы.

Культуру также понимают:

• как «социальную наследственность» или «социальную память», которые не передается биологическим путем;

• как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

• как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта или Японии).

Функции культуры. Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.



Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.

С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т.п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.

Важна также, особенно в современном обществе, развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.

Материальная и духовная культура. Когда историк или антрополог описывает культуру древней цивилизации или народа, то он, если стремиться к полноте своего описания, обычно раскрывает культуру как состоящую из трех взаимосвязанных сторон или частей:

технологическая часть: ее ядро составляют орудия производства, которые использует человек в переделке природных вещей;

социальная

часть: это устойчивые отношения между людьми -семейные, хозяйственные, политические, правовые;

духовная часть: она включает в себя мифы, верования, художественные и моральные ценности, знания и систему образования.

В обычном словоупотреблении мы говорим о культуре прежде всего как о духовной культуре. В России есть, например. Министерство культуры, которое управляет делами в сфере театра, кино, музыки, художественного искусства. Но этим духовная культура не исчерпывается. К духовной культуре относятся также такие важные формы и институты, как религия, мораль, образование и наука.

Материальная культура определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи, характером жилищ и т.п.

В принципе между уровнями материальной и духовной культуры нет прямой и однозначной связи. Например, древнегреческая духовная культура V-IV вв. до н.э. была явно выше духовной культуры более поздней Римской империи, хотя в отношении материальной культуры Афины уступали Риму. В некоторых видах искусства и культурной деятельности вообще нужно очень осторожно говорить о прогрессе. Например, вряд ли кто-то сможет превзойти Рафаэля в его изображении мадонн, современным и будущим иконописцам «Троица» Андрея Рублева будет недосягаемым идеалом. Или же, несмотря на все достижения науки и техники, ныне никто не может воспроизвести скрипку Страдивари. Духовная культура во многом живет но своим законам, у нее бывают

периоды взлета, которые потом уже не удается повторить. В культуре важны традиции, которые могут быть безвозвратно утрачены.

Но все же не может быть высокой духовной культуры без достаточно развитой материальной культуры. И наоборот, технические достижения материальной культуры являются, особенно в современную эпоху, продуктом развития научного знания и творческой деятельности образованных людей.

Таким образом, материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны, во многом эта взаимосвязь выражается в понятии «цивилизация», которое отражает уровень развития человека и основных сфер жизни общества.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Материальная и духовная культура — понятия, различие, история

К материальному и духовному типу культуры (по морфологическому принципу ее деления) принято относить такие объекты (группы объектов), имеющее в качестве основной:

Сущность и функции материальной и духовной культуры

  • Материально- предметную сущность и утилитарную функцию
  • Символическую функцию

Как правило, эти два типа тесно взаимосвязаны, так как, например, и книга, и картина, и даже музыка – это тоже материальные объекты, однако преобладающее значение этих объектов – символическое. А такие конкретные материальные объекты, как оружие, дом или украшения, имеют, в первую очередь, прямое утилитарное назначение, хотя также являются символически насыщенными предметами.

Определение материальной культуры

К материальной культуре причисляют не только вещи, предметы, которые изготовил человек, но еще и обработанные людьми территории, постройки, проложенные дороги, каналы, искусственно созданный ландшафт, целые города и т.д,

Тем не менее,  при всей очевидной связи между материальной и духовной культурой эти понятия обычно противопоставляются друг другу.

Тогда:

  • под первым типом (материальная) подразумевается совокупность всех технических, научных достижений, а также весь инфраструктурный комплекс, который обеспечивает нашу современную жизнь
  • под вторым (духовная) – все интеллектуальные достижения, образные и творческие возможности и успехи общества.

Различение и определение такой дихотомии по традиции приписывают О.Шпенглеру, который противопоставил «цивилизацию» (т.е. весь комплекс  материальной культуры) и собственно культуру (комплекс интеллектуальных, религиозных и художественных достижений).

Шпенглер — различение культуры и цивилизации

Справедливости ради стоит при этом заметить, что такая оппозиция появилась много раньше Шпенглера, а именно – в трудах Цицерона.  Однако современная теория культуры уже изобличила слабость такого противостояния двух типов культуры, которая заключается в отсутствии в этой концепции  понятия социальной культуры. Так как этот вид  по всем своим атрибутивным формам относится к духовной культуре, а по выполняемым функциям – к материальной.

Традиционно изучением материальной культуры занимается археология (предмет этой науки), а вот уже этнография и социология исследуют именно социальную культуру. Духовную культуру того или иного периода или народа изучает религиоведение и искусствоведение.

В философии исследованием данной оппозиции стали заниматься философы культуры, которые были ориентированы на философию символических форм, например, С.Лангер, Э.Кассирер, а также отдельные антропологи – Л.Уайт. В истории культуры противопоставление материальной и духовной культуры  также отчетливо выразилось и в отечественной философии, и в православном мистицизме (Серебряный век), и в марксистско-ленинской теории культуры.  Так, например, именно идеологи марксизма-ленинизма понимали культуру как деятельность, которая преследует лишь идеологические цели и демонстративно отвергали в ней вторую составляющую – материальную культуру.

Современные культурологи, особенно позитивистского направления, не принимают такого деления культуры на материальную и духовную как изначально бесполезное для познания самого феномена культуры.  Следует отменить, что к виду духовной культуры теперь принято относить в прямом смысле собственно религиозную культуру. 

Ознакомьтесь с нашей презентацией по этой теме

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

Материальная и духовная культура

СОДЕРЖАНИЕ

1. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРЫ

1.1 Сущность, строение, взаимосвязь материальной и духовной культур

1.2 Приоритеты духовной культуры

1.3 Концепты культуры

Список использованных источников

1. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРЫ

1.1 Сущность, строение, взаимосвязь материальной и духовной культур

Определения материальной и духовной культур. Материальная и духовная культуры – два фундаментальных вида, две стороны культуры, находящиеся в процессе постоянного взаимодействия, взаимоопосредования и взаимоперехода.

Материальная культура – это культура, которая включает в себя предметы, явления, процессы, выполняющие (или выполнявшие) одновременно социально-производственную, социально-бытовую, потребительскую (в узком смысле слова) и информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.

Духовная культура – это культура, которая включает в себя предметы, явления, процессы, выполняющие (или выполнявшие) сугубо информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.

Материальная культура содержит материально-техническую, экономическую (и предпринимательскую), материально-бытовую и физическую культуры. Духовная культура, в свою очередь, включает в себя правовую, нравственную, религиозную, интеллектуальную (научную и философскую) культуры.

Существуют также промежуточные виды и разновидности материальной и духовной культур, складывающиеся и обнаруживающие себя в сфере их взаимного пересечения. Имеются в виду, прежде всего, следующие культуры: политическая, управленческая, демографическая (воспроизводства человеческого рода, семейная), эротическая (утверждающая единство тела, души и ума), экологическая (устанавливающая достигнутые обществом уровень духовно-практического отношения к природе, качество «гомеостаза» живого и неживого), художественная (эстетически гармонизирующая остальные основные и производные виды, разновидности культуры, стимулирующая развитие их разнообразных форм).

Художественная (эстетическая) культура занимает исключительное положение в системе видов культуры, являясь и материальной, и (в основном своем массиве) духовной, и промежуточной. В художественную культуру входят материальные Формы прикладного искусства, художественно-промышленно- Го производства, дизайна, а также подвижные материально-духовные образования – архитектура, мода, реклама и т.п. Предельно стандартные воплощения «интернационального» стиля архитектуры (например, жилые комплексы микрорайонов) тяготеют к полюсу материальной культуры. Напротив, оригинальные образцы архитектурно-проектировочного творчества (например, здания музеев, театров, церковные храмы и т.п.) смещаются к полюсу духовной культуры.

Взаимосвязь видов материальной и духовной культур. Материальная культура вместе с цивилизацией образуют основу духовной. Существенные изменения в видах духовной культуры коренятся в фундаментальных структурных преобразованиях видов материальной культуры, трансформациях цивилизации. При этом подвижные промежуточные виды материально-духовной культуры передают через себя, «трансмутируют» импульсы указанных преобразований на «верхние этажи» духовной жизни. Так, смена базовых художественных стилей зарождается, как правило, первоначально в изменяющейся инфраструктуре непосредственной социальной среды, отображается в показательных формообразованиях культурного (художественного) быта, проходит стадию архитектурных перевоплощений, прежде чем проявиться в областях живописи, скульптуры, других разновидностей духовного художественного творчества.

Впечатляющим примером «трансмутационных» воздействий стилей архитектуры на стили живописи может служить эволюция форм конструктивизма в градостроительстве первой половины XX в. в направлении усиления функциональности (от Корбюзье – до Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ). Данная эволюция сопровождалась экспансией так называемого интернационального стиля, жестко подчинившего форму функции и односторонне воплотившего новую урбанистическую концепцию «дом – машина для жилья». Это, в свою очередь, повлекло за собой беспорядочное размножение и обмельчание художественных течений конструктивизма и профанирование технотронного искусства до уровня дадаизма, поп-арта и т.п.

Отмеченную редукцию модернистского искусства следует расценивать как проявление общего духовного и антропологического кризиса, который вызвал большую тревогу у гуманистически мыслящих философов.

По наблюдению В. П. Бранского, в авангардном искусстве стал вырисовываться идеал технотронного человека. Последний заявил о себе как одномерная «социоантропологическая абстракция» техногенной эпохи. Хотя художники, архитекторы, жители растущих городов могут быть подвержены влиянию фетишей технизации и машинизации, тем не менее их мировоззрение и стиль (жизни и творчества), к счастью, не перекрываются идеалом технотронного человека. Впрочем, ни один идеал недостижим, а сам реальный человек есть существо культурно-историческое, не сводимое к какому-либо одному, пусть даже влиятельному, конъюнктурному измерению.

Однако нельзя отрицать, что для ушедшего века и начета наступившего столетия характерно достаточно мощное, но однобокое проявление в современной цивилизации конструктивистских и социотехнических манипуляций. Сплошь и рядом встречаются художественные абстракции «машинизма или техницизма», производимые технократической эстетикой. Влияние этих абстракций испытали в свое время кубизм, футуризм, супрематизм и другие конструктивистские художественные течения модернизма. В работе «Кризис искусства» Н. А. Бердяев отмечал наблюдавшуюся в самой жизни опасную тенденцию к «машинизации» действий, чувств, мыслей, желаний и даже сексуальных отношений (см., например, прокомментированную В. П. Бранским в книге «Искусство и философия» репродукцию картины Пабло Пикассо «Танец втроем»).

Итак (в той или иной мере), «машинный человек» – это «массовидный индивид», «абстрактный субъект», отчуждаемый от собственной самости, по крайней мере частично утрачивающий уникальность своей личности. Он подвергается известной деиндевидуализации хаотическими квазиколлективами, «толпами», случайными скоплениями «социальных атомов», внутри которых, по 3. Фрейду («Массовая психология и анализ человеческого «Я»), происходит подавление самостоятельности, критического мышления личности, процветает чреватая хаосом и социальной деградацией (этно)маргинальная психология. Последняя, согласно точке зрения основателя психоанализа, предрасполагает «массовидных индивидов» (с ослабленной волей и непротивлением диктату) к стихийному слепому подчинению тоталитарным лидерам и режимам. Парадоксально то, что П. Пикассо средствами кубизма подверг косвенному художественному отрицанию идеал машиноподобного мира и технотронного человека в знаменитом полотне «Герника», гротескно отображающем страшную картину жестокого насилия, совершенного над баскским городом фашистскими бомбардировщиками. Смыслообразующей точкой картины является силуэт головы быка, символизирующий мещанство – нерассуждающую, сплоченную, со всем согласную посредственность, которая допускает захватнические войны и деспотические режимы. Предстоит огромная и многогранная культурная и идеологическая работа по преодолению давления навязчиво тиражируемой «эстетики шаблонов» и иных негативных последствий запрограммированной, регламентированной «социальной машинерии», породненной с оскудевшим коммерциализированным искусством, тонущим в собственных суррогатах («брэндах», «фишках», «рекламных масках» китча и т.п.). Эта благодарная культурная работа, надеемся, затронет и современную архитектурно-художественную среду, которая сильно пострадала от серийной стандартизации и чрезмерной унификации и стала угрожать психическому здоровью жителей растущих городов. Нельзя не согласиться с Ч. Дженксом в том, что гуманитарная элита ответственна за то, чтобы XXI в. стал веком ментального, архитектурного и общекультурного сдвигов, в результате которых должно произойти постепенное вытеснение шаблонизированного «интернационального стиля» оригинальными национальными стилями, прологом которых явилась плюралистическая архитектура постмодернизма. Образованная общественность многим обязана постмодернистскому мировоззрению, которое в последней четверти XX в. положило начало культурной практике «децентрации», способствовало утверждению равноправия культурных миров, национальных картин мира, диалогу гибких идеологий.

Сконцентрируем внимание на общих механизмах обратного воздействия духовной культуры на материальную.

Несмотря на обозначенные выше локальные и временные отклонения от магистральной линии культурно-исторического прогресса, подлинная духовная культура развивается относительно автономно, обратно воздействует на материальную культуру, прокладывая новые направления ее ускоренного развития. При этом активном воздействии, осуществляемом также через промежуточные формы, наблюдается известная специализация функций видов и разновидностей духовной культуры. Например, естествознание и техникознание создают проекты более совершенных систем природа–техника–человек. Гуманитарно-экономические науки реконструируют соответствующие эпохальным запросам (обще)национальных сообществ образцы оптимального для каждого из них социально-экономического строя. Социально-гуманитарные науки позволяют привести в соответствие с последним государственно-политический строй, а также сообща с науками об управлении хозяйством решают проблемы социально-экономического, политического прогнозирования и проектирования устойчивого развития локальных цивилизаций и мировой цивилизации в направлении возрастания подлинной демократии и социальной справедливости. Комплекс гуманитарно-культурологических, ментологических, гуманитарно-антропологических наук устанавливает корреляцию между (обще)национальными системами ценностей, норм, идеалов, ментальными структурами, стилями жизни и творчества. Искусство по-своему способствует процессу интеграции областей и видов человеческих знаний, облекая их в предельно емкие образные формы, стимулирует распространение и социальное освоение гуманистических идей, придавая им личностно-смысловое значение. Искусство развивает у индивидов продуктивную способность воображения, задатки целостного миропонимания и антиконформистского формотворчества. Религия как вселенское переживание и понимание Абсолютного влечет к «пределам».В истории духовной культуры, ведущей за собой материальную культуру, рельефно прослеживается магистральная тенденция ко все более тесному сближению и интеграции мировоззренческих ориентиров и тематических линий естествознания, техникознания, гуманитаристики, искусства, демистифицированной религии. Данная тенденция наиболее рельефно проявилась в русском космизме, впечатляющем и перспективном феномене культуры, сотворенном трудами В. С. Соловьева, Н. Ф. Федорова, A. JI. Чижевского, В. И. Вернадского и их последователей. Уникальный эвристический синтез (переосмысленных, обновленных) естественных, математических, социальных наук, философских мировоззрений продемонстрировала синергетика лауреата Нобелевской премии Ильи Пригожина.

mirznanii.com

Культура материальная и духовная | Понятия и категории

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ – форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины, инструменты, предметы быта, одежда, украшения, культовые и ритуальные предметы, оружие, музыкальные инструменты и т.п.), а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека (напр., обработанные природные объекты или т.н. техногенные ландшафты). К духовной культуре относят всю совокупность продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих предметного, вещного характера: религиозные системы, мифы, философские концепции, научные теории, нравы и обычаи, системы социальной организации и т.д. Сюда же часто относят исторически формирующийся духовный склад человеческих групп (школа «психологии народов»).

Наиболее явно различение материальной и духовной культуры проводится в марксистской традиции, где важнейшие элементы материальной культуры – машины, орудия, технологии – составляют главное содержание «производительных сил» общества на каждом историческом этапе его развития. Производительные силы, в свою очередь, вместе с «производственными отношениями» образуют «базис», который определяет «надстройку», т.е. всю совокупность духовной культуры общества, включая политические и правовые системы, а также научные знания. Парадоксальным образом оказывается, что элементы духовной культуры – такие, как научные знания, – включаются в состав производительных сил («наука как производительная сила»). Это противоречие в классическом и советском марксизме осталось непреодоленным. На идее разделения материальной и духовной культуры впоследствии было основано различение культуры и цивилизации, характерное для немецкой философии, в частности для философии жизни и неомарксизма Франкфуртской школы. Если самим духом классического, а затем и советского марксизма предполагался примат материальной культуры над духовной, то в противопоставлении культуры и цивилизации подчеркивалась преимущественная роль духовной культуры. На этом зиждилась т.н. критика культуры – порождение кризисного сознания fin de siecle. Под культурой здесь понималась совокупность духовных продуктов человечества, воплощенных в философии, искусстве, науке, под цивилизацией – совокупность овеществленных (и тем самым «омертвленных») продуктов человеческого творчества.

Разделение материальной и духовной культуры, весьма популярное в эпоху господства эволюционистской парадигмы, в социальных науках ныне считается устаревшим. Более распространена трехчленная классификация культуры: материальная, духовная и социальная. Под материальной культурой понимается все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению потребностей его существования, технологической стороне жизни и т.п., под духовной культурой – субъективные аспекты жизни, идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения, под социальной культурой – отношения людей друг к другу, системы статусов и социальных институтов (Kroeber A., Kluckhohn С. Culture. A Critical Review of Concepts and Definitions. Cambr. (Mass.), 1952, p. 98). Преимущественную роль при этом играет духовная культура. Социальное поведение и артефакты (социальная и материальная культура) трактуются как объективированные продукты идеальных нормативных систем и систем знаний самого разного рода, составляющих духовную культуру. Но именно такой подход позволяет соединить материальную и духовную культуры, ввести артефакты в контекст исследований в социальных науках. Материальная культура становится, т.о., систематическим источником информации для социальной и культурной истории и культурологии, причем целью анализа является выявление систем идей, порождающих определенные артефакты и способы поведения в рамках определенной культуры (Hodder I. The Meaning of Things: Material Culture and Symbolic Expression. L., 1989). Другой аспект отношения идей и вещей, интересующий культурантропологов, – это межкультурное «бытование» артефактов. Они могут рассматриваться как «носители» определенных идей, ценностей и норм в межкультурных взаимодействиях. В то же время они могут обретать относительную автономию; их ценность и смысл могут трансформироваться в разных культурных и социальных контекстах (Thomas N. Entangled Objects: Exchange, Material Culture and Colonialism in the Pasific. Cambr. (Mass.), 1991).

В современной философии противопоставление материальной и духовной культур утратило свою прежнюю роль. Работы теоретиков постмодерна (Ж.Бодрийар, Ж.Ф.Лиотар и др.), во-первых, поставили под сомнение характерное для традиционной философии разделение субъекта и объекта и, во-вторых, поставили в центр внимания воспроизводство, репродуцирование, а не производство, как это делал ранний капиталистический модерн. Место потребительной стоимости, отражающей предметность объекта и его связь с материальными потребностями, заняла «знаковая» стоимость. Реальные объекты «утратили доверие», потому что все они моделируются и воспроизводятся искусственно. Коды порождают гиперреальности (голография, виртуальная реальность и т.д.). Это ведет к исчезновению конечностей любого рода; место «идей» и «вещей» занимают тавтологичные в себе «симулякры» (Бодрийар). Вместе с исчезновением этих конечностей исчезает и основа для противопоставления фактов материальной и духовной культур. Сами эти понятия становятся излишними. В то же время в более традиционных философских контекстах, а также и в социальных науках (см., например: Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992) они сохраняют свою эвристическую ценность.

Л.Г. Ионин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 348.

ponjatija.ru

Материальная и духовная культура. Понятие культуры

Похожие главы из других работ:

Богатство традиций виноделия в повседневной культуре Франции

1.2. Культура повседневности в наше время и её материальная сторона

Как было отмечено в предыдущем параграфе, культура повседневности многоаспектна. В то же время та ее часть, с которой связаны виноделие и винодельческие традиции, преимущественно тяготеет к материальной (материально-телесной) стороне…

Искусство скандинавских народов V-VIII веков

Раздел 2. Материальная культура

Культура Древней Руси IX-XI веков

Глава 2. Материальная культура Древней Руси IX — XI веков

Культура и быт народов Сибири XVII века

2. Одежда и материальная культура

В Западной Сибири сохранилась рациональная основа русского народного костюма. В одежде крестьян было представлено 74 (66,0 %) элемента, традиционных для сельских жителей России. Сарафанный комплекс с соответствующими женскими головными уборами…

Культура материальная и духовная

2. Культура духовная и материальная

Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры…

Культурология и ее предмет. Культура Киевской Руси

2. Материальная и духовная культура. Функции культуры

В целом подходы к определению культуры можно разбить на две большие группы: культура как мир накопленных ценностей и норм, как вещный мир, находящийся вне человека и культура как мир человека…

Культурология как наука

3. Материальная культура как предмет культурологического анализа

Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации…

Материальная и духовная культура

1. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРЫ

Материальная и духовная культура аборигенов Австралии

1. Материальная культура аборигенов Австралии

Материальная культура коренных народов Камчатки

Глава 1. Материальная культура ительменов

Материальная культура коренных народов Камчатки

Глава 2. Материальная культура эвенов

Материальная культура кыргызов

Глава 1. Материальная культура и прикладное искусство кыргызов

Культура и быт кыргызов в начале XVIII — конце XIX в. На всех сторонах богатой и самобытной культуры киргизского народа, уходящей своим началом в древность, лежал глубоких» отпечаток патриархально-феодальных устоев н кочевого образа жизни…

Понятие культуры

Материальная и духовная культура

В целом подходы к определению культуры можно разбить на две большие группы: культура как мир накопленных ценностей и норм, как вещный мир находящийся вне человека и культура как мир человека…

Природа – Общество — Культура

2.2 Структура культуры (материальная и духовная)

Такое большое количество определений объясняется тем, что структура культуры сложна, многофункциональна и многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу, искусство, религию и т.д…

Характерные черты древних форм культуры

3. Материальная культура первобытных людей

Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил…

cult.bobrodobro.ru

Материальная и духовная культура

Мир вещей, окружающий нас, несет на себе отпечаток труда человека, его интеллектуальных и профессиональных способностей. От простейших бытовых предметов до бессмертных и бесценных предметов искусства – все это создано человеком в процессе его труда, и во всем этом он нуждается в равной степени.

Деятельность человека имеет конечным результатом воплощение особенностей этой деятельности в различных типах культуры и общества на разных этапах его развития. На протяжении всей человеческой истории в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана с той или иной человеческой общностью.

Каждая культура оставила те ценности, которые могли родиться только в ее пространстве. Не зная особенностей мировоззрения, определившего ту или иную цивилизацию, трудно понять функциональное значение созданных материальных ценностей.

Отдельное культурно-историческое сообщество формирует свой тип культуры. На этой почве было выделено понятие национальной культуры. На протяжении большого промежутка исторического времени человечество наблюдало процесс формирования именно национальных культурных типов. Этот процесс был тесно связан с процессом формирования национальных государств. Люди творили материальные и духовные ценности, исходя из социально-культурной специфики данного общества. Национальная специфика общества определяет неповторимый колорит того или иного творения культуры.

Мировая культура определяется как совокупность нескольких национальных культур.

Национальная культура тоже не является единой поскольку содержит в себе различные образцы культурного общества. Причем некоторые противоречат официальной культурной линии. Исходя из этого, можно утверждать, что мировая культура представляет собой непостижимый феномен. Ученые – культурологии, конечно, могут вынести общие закономерности культурного процесса в недра той или иной цивилизации, но объяснить отдельно взятые запутанные случаи – вряд ли.

Культура выступает как единый процесс, который можно анализировать на двух уровнях: материальном и духовном.

Под материальной культурой подразумевают не материальную жизнь общества, не материальное производство, а то, что создано руками человека в процессе этого производства. Эти вещи обязательно должны иметь определенное символическое значение, выполнять те или иные функции и обладать ценностью для определенного народа или общества.

К материальной культуре относятся дома; орудия труда, украшения, бытовые предметы. В понятии материальной культуры также включает культуру труда и производство, культуру отношений к самому себе и окружающим людям.

В материальной культуре выделяют четыре этапа развития: присваивающее хозяйства, производящее хозяйства, индустриальное и постиндустриальное информационное общество. Из чего видно, что человек со временем перестал быть присваивающим субъектом и стал производящим. Каждый человек не зависимо от национальной принадлежности принимает участие в формировании мировой культуры.

Мировая культура – аморфное, сильно фрагментированное образование, состоящее из множество культур и субкультурных образований различного уровня. Мировая культура должна изучаться не только в материальном и не только в духовных проявлениях, а исходя из взаимопроникновения форм выражения.

Для изучения мировой культуры нужно применять комплексный подход, привлекая к изучению структурно-функциональный метод.



biofile.ru