Материализм утверждает что – ЗА ПРАВДУ!: Да здравствует Всемирная Народно-Освободительная Социалистическая Революция! : Материалистический пантеизм Фридриха Энгельса

МАТЕРИАЛИЗМ — это… Что такое МАТЕРИАЛИЗМ?

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является …   Философская энциклопедия

  • МАТЕРИАЛИЗМ — МАТЕРИАЛИЗМ, мн. нет, муж. 1. Философское учение, признающее, в противоп. идеализму, первичность материи по отношению к духу. Материализм берет природу за первичное, дух за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе мышление. «Идеализм… …   Толковый словарь Ушакова

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materialis вещественный) философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Материализм

    —  Материализм  ♦ Matérialisme    Всякое учение или система взглядов, тем или иным образом отдающая приоритет материи.    Обычно слово «материализм» употребляется в двух значениях, широком и философском. Но и в том и в другом случае он противостоит …   Философский словарь Спонвиля

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materia вещество). Отрицание существования духа в природе, всякой духовнов. силы, безверие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАТЕРИАЛИЗМ 1) система философии, отрицающая в природе все… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Материализм — (от латинского materialis вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (materialism) В расхожем понимании слова – это убеждение, согласно которому смысл имеет только материальное благополучие (как противоположность духовным и иным идеалам). Но существует и научная трактовка. В ответ на идеализм философов XIX в., в… …   Политология. Словарь.

  • материализм — а, м. matérialisme m. 1. Научное направление в философии, признающее первичность материи, природы, объективной реальности по отношению к сознанию, мышлению (противопол. идеализм). БАС 1. Галева Система основывается на самом отчаянном материализме …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Материализм — (лат. materialis заттық) философиядағы негізгі бағыттардың бірі. Ол сонау антикалық заманнан бастау алады. Бұл көзқарас бойынша, болмыстың барлық формаларының негізі және субстанциясы ретінде материалдық бастаманы есептейді. Материя, табиғат,… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • материализм —         МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis вещественный) философское мировоззрение, утверждающее первичность материи и вторичность человеческого сознания. Никакого др. сознания, согласно М., не существует. М. признает, в отличие от субъективного… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • dic.academic.ru

    Что такое материализм? Материалист — это кто?

    Кто такой материалист? Прежде чем разобраться с этим понятием, необходимо иметь представление об определении материализма. В первую очередь это форма философского монизма, который гласит, что материя является основным веществом в природе, и что все (в том числе сознание и психика) является результатом материальных взаимодействий. Соответственно, материалист – это приверженец идеи материализма или ее последователь.

    Взаимосвязи с другими философскими мировоззрениями

    Материализм тесно связан с физикализмом. Данное философское направление описывает мир, в котором все существующее обосновано физикой и ее законами. Философский физикализм далеко эволюционировал от материализма, потому что его догмы связаны с физическими открытиями.

    Материализм же ограничивается точными науками, в его аргументации есть только пространство времени, физическая энергия, темная материя, сила и прочие обобщенные гипотетические вещи. Таким образом, исходя из общей цели этих направлений, можно говорить, что они похожи, однако не стоит использовать эти слова как синонимы.

    Существуют две основные категории философских течений

    Материалист – это последователь философского мировоззрения, относящегося к классу монистической онтологии, принципы которого противоречат идеализму, дуализму и плюрализму. Можно смело заявить, что материализм — это полная инверсия идеализма. Материалисты утверждают, что материя первичная, а сознание вторично. А идеалисты утверждают все в точности наоборот.

    Несмотря на большое количество философских школ и тонких нюансов между ними, основными категориями философии все равно является материализм и идеализм. От этих групп исходят все остальные разновидности мировоззрения, которые вокруг основной идеи плетут сторонние догмы.

    Существует и независимая философская теория – это дуализм: мнение, что материя и сознание развиваются в независимых параллельных от друг друга инстанциях.

    Философы-материалисты

    В 19 веке Карл Маркс и Фридрих Энгельс расширили понятие материализма, разработав новое философское направление «диалектический материализм» (40-е года). Однако они не оперировали таким термином. Данное название впервые внес Иосиф Дицген в 1887 году.

    Краткая суть учений Маркса и Энгельса заключается в том, что основа мира – это материя, а сознание — ее свойство. Движение и развитие мира, как гласит диалектический материализм, это результаты духовных противоречий. Целевые законы «диамата» (сокращенно) это — целостность и противоборство противоположностей, сублимация количественных изменений в качественные, закон «отрицания отрицания».

    Теоретическим источником диамата считается критически переработанная идеалистическая диалектика Гегеля и философские учения о материализме Фейербаха.

    Знаменитые русские материалисты — это:

    • Варфоломей Зайцев (годы жизни 1842-1878) – известный литературный критик и нигилист 60-х годов 19 века.
    • Николай Кареев (годы жизни 1850-1931) – социолог, философ. Наиболее известные его работы: «Философия культурной и социальной истории нового времени», «Старые и новые этюды об экономическом материализме».
    • Матвей Троицкий (годы жизни 1835-1899) – представитель эмпирической философии в России. Учредитель первого «Московского психологического общества». Наиболее примечательная работа, описывающая основы материализма, – это «Очерк чтений по метафизике профессора Лотце».
    • Дмитрий Писарев (годы жизни 1840-1868) – известный революционный демократ, публицист и литературный критик. Один из самых ярких представителей «шестидесятников».
    • Николай Добролюбов (годы жизни 1836-1861) – революционный демократ, поэт и публицист. Последователь материализма, эмпиризма и разумного эгоизма. Утверждал, что любые априорные силы являются мифом, а первичность мироздания – это материя.

    Что такое бухгалтер-материалист?

    Слышали ли вы когда-нибудь такую профессию? Кто это такой? Это бухгалтер-специалист высшего уровня квалификации по материальному учету офиса на предприятии. Данный кадр отвечает за те участки учетной работы, за которым он закрепляется как ответственное лицо.

    Название это профессии никак не связано с философскими учениями и направлениями. «Бухгалтер материалист» — это просто общее название для работников офисного учета, в обязанности которых могут входить различные составляющие в зависимости от сферы деятельности предприятия.

    fb.ru

    МАТЕРИАЛИЗМ — Новая философская энциклопедия

    МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) – монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь»), второй – как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, – отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.

    Термин «материалисты» ввел Лейбниц для обозначения своих противников. Несколько лет спустя он уже фигурировал в философском словаре И.Вальха: «Материализмом называют то, когда отрицают духовные субстанции и не хотят допускать ничего, кроме телесного… Материализмом следует называть и то, когда все события и действия природных тел выводят только из свойств материи, таких, как величина, фигура, тяжесть, разъединение и соединение и, т.о., не хотят признавать никакого другого духовного принципа, кроме души» (

    Walch I.G. Philosophisches Lexicon, 1726). Французские материалисты 18 в. – Ламетри, Дидро, Гольбах и Гельвеций – сознательно применяли термин «материализм» по отношению к себе. Однако даже в 19 в. Л.Фейербах и Э.Геккель отказывались называть себя материалистами.

    В Европе материализм прошел в своем развитии три этапа. Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). В 16–18 вв. Ф.Бэкон, Гоббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др. сформировали метафизический и механистический материализм. В 1840-х гг. К.Маркс и Ф.Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма.

    Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Поиски последней составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения. Фалес считал, что все в мире состоит из воды, Анаксимен – воздуха, Гераклит – огня. В 16–18 вв. все явления мира пытались вывести из механически движущейся материи, в конце 19 в. Э.Геккель предложил на роль первоматерии эфир. Однако каждый раз эти гипотезы опровергались. Итогом стал отказ от субстратного определения материи и переход к феноменологическому – через ее отношение к сознанию. Наиболее развернуто это определение сформулировал В.И.Ленин. Материя трактуется им как реальность, существующая вне сознания, независимо от него и отражаемая в нем. Феноменологическое определение материи не исключает субстратного, а дополняет его.

    Первые материалисты, обсуждавшие вопрос, что представляет собой материя как субстанция всех вещей, исходили из ее первичности по отношению к собственному сознанию как чего-то само собой разумеющегося. И лишь в 17 в., после формулировки Декартом принципа методологического сомнения и разработки Беркли аргументов в защиту субъективного идеализма, было признано, что обоснование этого исходного положения материализма – сложнейшая философская задача. Общепризнанного ее решения нет до сих пор. С точки зрения диалектического материализма, веру в реальность и познаваемость материального мира доказывает успех практической деятельности, основанной на этой вере.

    Последовательный материализм особенно трудно провести при исследовании человеческого общества. Материалист во взглядах на природу вполне может оказаться идеалистом во взглядах на общество. Расхождения между историческим материализмом и историческим идеализмом возникают при ответе на вопрос, почему по одной и той же социальной проблеме существуют диаметрально противоположные точки зрения. Исторический материализм утверждает, что эти расхождения во взглядах объясняются не только объективными трудностями познания социальных явлений, но и теми материальными отношениями, в которых находятся носители этих взглядов и которые складываются независимо от их воли. В этом смысл тезиса «общественное бытие определяет общественное сознание». Из него следует практический вывод: чтобы изменить общественное сознание людей, нужно изменить их общественное бытие. Отсюда же делается вывод о классовости общественного сознания в классовом обществе и о классовой борьбе как средстве его изменения. В то же время и отказ от материалистического взгляда на историю, попытка воздействовать на взгляды и поступки людей, полностью игнорируя их обусловленность общественным бытием, ведет к социальному хаосу.

    На протяжении всей истории философии разработка материализма была не самоцелью, а средством для решения главного вопроса всякого мировоззрения – о цели человеческой жизни. Для материализма такой целью является счастье, как отдельного человека, так и всего человечества, достигаемое в реальной, земной жизни, в процессе достижения рациональных и конструктивных целей.

    Задача объяснить мир в целом из самого себя, поставленная материализмом, естественна и потому чрезвычайно трудна для реализации. Последовательный субъективный идеалист, солипсист, объявляет существующим только свое собственное сознание, тем самым снимая вопрос об его отношении к внешнему миру. Объективный идеалист, признавая объективный мир, сохраняет проблему, но решает ее посредством своего рода круга: сознание субъекта выводит из внешнего по отношению к нему мира, а этот последний – из «мировой идеи». Дуалист, утверждая взаимную независимость материального и идеального, обходит проблему за счет отказа от одного из основополагающих научных принципов – монизма. Но за эту «интеллектуальную честность» материализм платит дорогую цену. Именно глобальностью программы материализма, нежеланием упростить ее, объясняется немногочисленность полученных в ее рамках выдающихся научных результатов и, как следствие, немногочисленность великих материалистов в истории философии. Отсюда же и попытки принять желаемое за действительное, объявить программу материализма реализованной, так дискредитировавшие диалектический материализм. См. также статью

    Диалектический материализм [ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ]и литературу к этой статье.

    Г.Д.Левин

    Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

    gufo.me

    философия контрольная 1

    Контрольная работа №1

    Вариант 4

    Тема: Материализм и идеализм

    План работы:

    1)Введение.

    Что первично сознание и материя?Материальная и духовная реальности.

    2)Основная часть

    Понятие материализма и идеализма как течения в философии,их формы.

    3)Заключение

    Основные положения материализма и противоположного ему идеализма

    4)Список литературы.

    Что первично сознание и материя?

    Каждому человеку на основании собственного жизненного опыта известно

    о существовании двух типов реальности. Это,во первых, материальная реальность (иные ее названия — объективная реальность,материя,природа и т.п.) -вещи,тела,процессы,протекающие вне нашего сознания во внешнем,материальном мире. И, во-вторых, духовная реальность (или идеальная реальность,сознание,мышление,душа и пр.) — наши ощущения,мысли,желания.

    Явления,относящиеся к духовной реальности,даны нам непосредственно.

    Мы воспринимаем свои мысли,чувства, желания без помощи органов чувств,поскольку они составляют содержание нашего внутреннего мира,нашего сознания.

    Процессы и явления внешнего мира (объективной реальности) становятся нам известны только благодаря нашим ощущениям, восприятиям ,представлениям,мыслям. То есть,эти знания мы получаем лишь благодаря нашему сознанию и через него. Закономерно возникает вопрос: обладают ли окружающие нас предметы,внешний мир самостоятельным,не зависимым от нашего сознания существованием? Что первично,сознание или материя? Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии.

    В философии в зависимости от решения ее основного вопроса выделяется два направления — идеализм и материализм. Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос — вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы — большинством философов не формулируется в качестве основополагающего.

    Рассмотрим подробнее эти две концепции.

    Понятие материализма и идеализма как течения в философии.

    Одним из важных философских вопросов является проблема происхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько глобальных представлений о мире.

    Первое из них называется материализмом. Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).

    Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии. Материализм существовал задолго до появления марксистского его варианта.

    В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельства

    Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть, склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Французские материалисты понятие материи отождествляли с понятием вещества и утверждали, что все материальные тела состоят из неизменных и неделимых атомов и молекул.

    Свойствами материи они признавали тяжесть, непроницаемость, фигуру, протяженность и движение, а под движением понимали перемещение материальных тел в пространстве и движение частиц внутри тел. [3]

    Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.А. Фейербах, Д.Ф. Штраус,. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг). Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса, Энгельса и Ленина, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу: материя для него — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

    Главным в философии материализма является мысль о том, материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром. Материя — это все.

    Материя существует на различных уровнях сложности. Самой сложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, который порождает сознание или мышление. Любая мысль является нематериальной. Ведь ее нельзя воспринять органами чувств, и она не обладает никакими физическими свойствами (ее нельзя увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. и т.п.) Все что не воспринимается органами чувств и не имеет физических качеств называется в философии термином «идеальное», который, таким образом, противоположен понятию «материальное». Мысль, следовательно, идеальна, но она — продукт мозга, а мозг — это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базе материального, благодаря ему и после него. Идеальное же вторично и полностью зависит от материального. Где нет мыслящей формы материи — мозга, там не может быть ничего идеального.

    С точки зрения материализма материя бесконечна не только в пространстве и времени, но также — в своих свойствах или качествах, а значит бесконечно наше познание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательной истины мы не достигнем никогда

    Материализм является достаточно целостным направлением в философии,поскольку всех материалистов объединяет убеждение в том,что мир — совокупность естественных материальных процессов,а сознание человека(мысли,образы,желания) представляют собой с обной стороны — продукт работы мозга,а с другой отражение внешнего мира,и в этом смысле сознание — производно,зависимо от материи.

    Несмотря на идейную целостность материализма как философского направления,в истории философии существовало несколько его разновидностей.

    Исторические формы материализма:

    Древний материализм : его часто называют «наивным» или «стихийным»,так как в нем материалистический взгляд на мир представляется чем-то само собой разумеющимся;теоретическое обоснование его оставалось неразвитым,и материалисты древности опирались,главным образом,на житейские наблюдения и обыденный опыт людей. Выдающимися философами-материалистами этого типа были древнегреческие мыслители: Фалес ( 652- 547 гг. до н.э.),Гераклит Эфесский (520 -460 гг. до н.э.),Демокрит (460 -370 гг. до н. э.)

    «Механический материализм» Нового времени,название обусловлено тем,что философы -материалисты этой эпохи стремились опираться в своих выводах на механику,которая занимала лидирующее положение в науке в начале XVII-XVIII вв. Поэтому среди мыслителей сложилось представление,что все в мире -и человека и природу,и общество -надо объяснять на основе законов и принципов механики. Наиболее крупными представителями этой формы материализма были Д.Дидро (1713-1784),П.Гольбах (1723-1789) и другие французские просветители XVIIIв.

    «Вульгарный материализм», основатели которого немецкие мыслители XIX века сводили все мыслительные процессы к физиологической основе. Например, Л.Блюхер полагал,что содержание наших мыслей зависит от химического состава пищи,и объяснял рабство колониальных народов употреблением преимущественно растительных продуктов.

    Антропологический материализм — весьма специфическая разновидность материализма,которую разработал в XIX веке представитель немецкой классической философии Л.Фейрбах (1804-1872),рассматривавший человека как центральную философскую проблему и одновременно исходный пункт своей материалистической философии.

    Диалектический материализм — философия, которую разработали немецкие мыслители К.Маркс (1818-1883),Ф.Энгельс (1820-1895) и их последователи. Особенностью этой формы материализма было,во-первых соединение материализма с диалектикой — методологией познания,требующей изучать явления в их изменчивости,противоречивости и взаимосвязи и во-вторых,распространение идей диалектического материализма на область общественных явлений и исторический процесс (исторический материализм)

    Коме рассмотренных трех основных направлений в философии,существует еще другие,занимающие промежуточное положение между материализмом и объективным идеализмом — пантеизм и дуализм.

    Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Идеальное в философии — это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств.

    Идеализм — это термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, считающих единственно подлинной реальностью чувственно воспринимаемую, а жизненные ценности — сводящимися к телесным вещам и их денежному эквиваленту.

    в самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом понимают наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности;

    далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных над материальными;

    сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка;

    идеализм Платона или идеализм дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений.

    Значительными представителями идеализма в философии были также Фихте (субъективный идеализм), Шеллинг (объективный идеализм), Гегель (абсолютный идеализм).

    Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё (точно так же, как и материя в материализме). Оно — первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. Таким образом, все материальное — это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального. Следовательно, если материалистическое воззрение тесно связано с атеизмом, то идеализм, наоборот, близок к религиозным представлениям.

    Идеалистическая философия говорит о том, что человеческое мышление или разум — это малая частица мирового Сознания, которая является как бы «божьей искрой», находящейся в любом человеке. Поэтому познание мира, представляющего собой бесконечное Сознание, вполне возможно, ведь в нас представлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему.

    Субъективный идеализм: — внешний мир существует только благодаря нашему сознанию и является продуктом его деятельности.

    Объективный идеализм : — как внешний мир,так и наше сознание не являются самостоятельно существующими реальностями. Они — порождение какой-то иной, «третьей» реальности — высшего духовного первоначала (мирового разума,мировой идеи и т. д.)

    Субъективных и объективных идеалистов объединяет то,что они кладут в основу бытия духовное начало: субъективные идеалисты -человеческий разум ,объективные идеалисты — сверхчеловеческий разум. Поэтому их учения можно рассматривать как две ветви одного направления — идеализм.

    Субъективный идеализм составляет мировоззренческую основу подавляющего большинства индийских религиозно-философских концепций,полагающих что внешний мир — это «майя»(в переводе с санскрита -иллюзия).В западноевропейской философии родоначальником субъективного идеализма считается английский мыслитель Дж.беркли (1685-1753),трактующий предметы внешнего мира как «комплексы ощущений» . Последовательно проведенная логика субъективного идеализма может привести к солипсизму (лат. Solus -единственный,ipse-сам)- пародоксальному выводу о том ,что не только мир,но и другие люди являются порождением сознания единственного существующего мыслящего субъекта. Поэтому философы даного направления обычно допускали существование сверхиндивидуального, божественного сознания как источника наших ошущений.

    Обьективный идеализм утверждает существование высшей духовной реальности,порождающей все существующее.К этому типу идеалистов относились подавляющее число философов идеалистов заподноевропейской культуры.наиболее крупными представителями обьективного идеализма были:древнегреческий мыслитель Платон (427-347 гг. до н.э.),немецкий философ Г.Гегель (1770-1831). На позициях объективного идеализма стоят и различные религиозно-философские школы. Один из наиболее влиятельных объективно-идеалистических течений нашего времени является неотомизм — официальная католическая философия,родоначальником которой был средневековый теолог и философ Фома Аквинский(1222-1274).

    Заключение

    Таким образом, основные положения материализма и противоположного ему идеализма, можно сформулировать следующим образом.

    Материализм учит, что:

    1. Мир материален по самой своей природе, все существующее появляется на основе материальных причин, возникает и развивается в соответствии с законами движения материи.

    2. Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, и духовное существует вовсе не отдельно от материального, а все умственное, или духовное, является продуктом материальных процессов.

    3. Мир и его законы являются полностью познаваемыми и, хотя многое может быть непознанным, нет ничего, что по природе является непознаваемым.

    Эти положения материализма противоположны положениям идеализма. Идеализм утверждает, что:

    1. Материальный мир зависит от духовного.

    2. Дух, или разум, или идея может и действительно существует отдельно от материи. (Самой крайней формой этого утверждения является субъективный идеализм, который считает, что материя вообще не существует и является, чистой иллюзией)

    3. Существует область таинственного и непознаваемого, «над», или «за пределами», или «позади» того, что может быть установлено и познано посредством опыта и науки.

    Список литературы.

    Алексеев П.В. Философия: Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. С. 32.

    Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2001. С.176.

    Селиверстова Н.A. Токмаков A.Н. Основы философии:Учебное пособие для студентов заочной формы обучения. Под ред. Проф. В.Н.Дуденкова

    СпбГТИ(ТУ) 2007.

    studfiles.net

    МАТЕРИАЛИЗМ это что такое МАТЕРИАЛИЗМ: определение — Политика.НЭС

    МАТЕРИАЛИЗМ

    Научное направление в философии, утверждающее в противоположность идеализму, что мир по своей природе материален, существует независимо от сознания людей, что он познаваем, что материя первична, а сознание вторично.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

    Материализм

    учение, делающее особый акцент на материальных потребностях человека и их удовлетворении; в философском смысле — вера в то, что реальна только материя или же что в основе исторического процесса лежат экономические факторы.

    Оцените определение:

    Источник: Политология: глоссарий по книге

    Материализм

    — философское направление, в основании которого лежат представления о первичности материи и вторичности сознания. Первичность материи означает несотворимость и вечность материи, образующей мир, объективность законов природы, их независимость от человеческих представлений о ней. Вторичность сознания означает убеждение в отражении действительности в человеческом сознании и тем самым познаваемость мира и его закономерностей.

    Материалистический подход к природным и общественным явлениям означает необходимость их объективного и непредвзятого изучения во взаимосвязи с другими явлениями и на основе этого создание представлений о сути явлений (их внутреннем механизме — причинно-следственных взаимоотношении частей) и только после этого функциональное (математическое) или какое-либо иное описание и определение численных соотношений и величин.

    Диалектический материализм — наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания.

    Исторический материализм распространяет эти положения на историю человеческого общества, что позволяет произвести системный анализ и найти объективные законы его развития.

    Оцените определение:

    Источник: Краткий политологический толковый словарь

    Материализм

    одно из двух главных направлений в философии, единственно правильное и научное, верно решающее проблему отношения мышления и бытия. Материализм признает материю первичной, а сознание, мышление вторичным и тем самым коренным образом отличается от идеализма (см.). Материализм учит, что мир по природе своей материален и существует независимо от нашего сознания и вне его, что мир познаваем, и процесс познания начинается с ощущений, источником которых является материя, что дух, сознание производно и потому вторично по отношению к природе, материи. Зародился материализм как философское направление за несколько веков до нашей эры в древней Индии, Китае, Греции; в течение многих веков его борьба с идеализмом служила прогрессу в науке и развитии общества. Однако только в трудах Маркса, Энгельса, Ленина материалистическая наука пришла к своей высшей форме — диалектическому материализму, который принимает мир таким, каким он действительно есть, рассматривает его в соответствии с данными передовой науки и общественной практики. Диалектический и исторический материализм есть наука, изучающая наиболее общие, объективные законы развития природы и общества, ставящая перед собой задачу не только объяснить мир, но и революционно преобразовать его; она служит теоретической основой политики коммунистических и рабочих партий.

    Оцените определение:

    Источник: Политология: понятия и дефиниции

    МАТЕРИАЛИЗМ

    (materialism) В расхожем понимании слова – это убеждение, согласно которому смысл имеет только материальное благополучие (как противоположность духовным и иным идеалам). Но существует и научная трактовка. В ответ на идеализм философов XIX в., в особенности Гегеля (Hegel), Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) разработали теорию, названную ими «историческим материализмом» (historical materialism) и «диалектическим материализмом» (dialectical materialism). С XVII в. философы делились на две группы: одни настаивали на том, что все вокруг есть физическая материя; другие отводили независимую роль духу. Ярким представителем первого направления является Гоббс (Hobbes), чья механистическая концепция природы (названная так в капитальном исследовании Ф. Брандта, 1928) привела его к утверждению о том, например, что наши ощущения цвета целиком вызываются наблюдаемым нами цветным объектом, а не чем-либо в нашем мозгу. Характерным представителем второго направления является епископ Беркли (1685–1753), известный своим скептицизмом в отношении способности доказать существование чего бы то ни было, кроме представлений об этом в нашем уме. Гегель принял сторону Беркли, Маркс и Энгельс – Гоббса. Маркс свел свои расхождения с Гегелем к следующему: «Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, точно так же, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, напротив, корни их в материальных условиях человеческой жизни? Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (предисловие к «К критике политической экономии», 1859). Таков исторический материализм Маркса. Он утверждает, что идеология, эстетика, представления об этике и религии и т.п. суть составляющие надстройки, базисом которой служат экономические отношения (см. также: базис/надстройка). Эта точка зрения, по мнению многочисленных критиков, опровергает сама себя: если идеи суть надстройка, то как могли интеллигент, выходец из среднего класса Маркс и капиталист Энгельс разработать теорию марксизма? Однако в защиту такого взгляда убедительно выступил Дж. Коэн в книге «В защиту исторической теории Карла Маркса» (1979). Диалектический материализм больше связан с Энгельсом. Говоря коротко, это исторический материализм, взятый в динамике. Он содержит мысль о том, что каждая стадия развития общества, кроме последней, несет в себе семена своего собственного разрушения: таким образом, капитализм возник из феодализма, а из капитализма возникнет социализм.

    Оцените определение:

    Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

    politike.ru

    Материализм — это… Что такое Материализм?

    Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

    Термин «материализм» был введён Готфридом Лейбницем: словом «материалисты» он описывал своих идейных противников[1].

    История материализма

    Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия). Одним из первых представителей материализма в Индии был Аджита Кесакамбала. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.

    Античный материализм

    Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н. э., когда старые родоплеменные отношения были окончательно вытеснены рабовладельческим строем, который способствовал занятиям аристократией различного рода искусствами и философией. Город Милет в то время являлся одним из крупнейших греческих колониальных городов побережья Малой Азии, её политическим и торговым центром.

    Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес Милетский (624—548 до н. э.), Анаксимандр (611—547 до н. э.) и Анаксимен (585—528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимандра — «апейрон» (неопределённая материя), у Анаксимена — воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь.[2][неавторитетный источник? 51 день] Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон (Симпликий. Комм. к «Физике», 23,22).

    Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха.

    В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа. Боги считались неотъемлоемой частью мира, душой могли наделяться любые объекты.

    Аристотель интерпретировал учения более ранних философов сквозь призму собственного учения как предвосхитивших учение о материальном «архе» (начале) («Метафизика» II 3—9, «Физика» I, 2 слл.). Согласно этому пониманию, термин «архе», используемый перипатетиками и «архе» ионических философов, отличаются по вложенному в него смыслу.[3]

    Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун, индийские мыслители школы чарваки, Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

    Средневековье

    В эпоху расцвета средневековья, с XI—XII вв. в европейской схоластике разгорается спор между номинализмом и реализмом, который в конце XIII столетия частично выходит за границы собственно схоластики. Так, британский номиналист Дунс Скот (1266—1308) задавался вопросом: «не способна ли материя мыслить?». Уильям Оккам (1285—1349), развивая тенденцию Дунса Скота утверждал, что только индивидуумы и представляют собой подлинную, вне субъекта существующую, реальность. Естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214—1292) попытался заменить схоластическую силлогистику опытным исследованием природы. Однако и Роджер Бэкон и номиналисты не являлись подлинными материалистами, оставаясь в рамках идеалистических представлений своего времени, но послужили предтечами для материалистических идей Нового времени.[2]

    Материализм Нового времени

    В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.

    Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг).

    Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса, в отличие от многих остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы.

    С учётом накопленных естествознанием знаний, Ленин дал новое определение: материя — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[4].

    Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Маркс, развивая диалектику Гегеля считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не столь сильно зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах, как считали идеалисты. В соответствии с материалистической диалектикой самого Маркса производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил.

    Естественнонаучный материализм. Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв.

    Cовременные теории

    В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.

    К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

    Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит (англ.)[5]. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания[6].

    Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

    Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание», «мотив», «вера», «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в свое время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола и Патриции Черчленд[7], Дэниэля Деннета.

    См. также

    Примечания

    1. «Материализм» — статья в Новой Философской Энциклопедии.
    2. 1 2 «Материализм» // Большая советская энциклопедия, 1 издание, — М.: Советская энциклопедия, 1938, Т. 38, С. 416—
    3. А. В. Лебедев. АРХЕ // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
    4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131.
    5. Страница Барри Смита на сайте университета Баффало.
    6. см.Метод познания современного философского материализма на сайте «Концепция двух продолжений».
    7. Churchland, P.M. (1988). Matter and Consciousness, revised Ed. Cambridge, MA, The MIT Press. ISBN 0-262-53074-0.

    Литература

    • Комарова В. Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Л., 1975.
    • Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984. — 181 с.
    • Материалисты Древней Греции. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955 на сайте Руниверс
    • Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965. — 260 с.
    • Уткина Н. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII века. М., 1971.
    • Радуль-Затуловский Я. Б. Из истории материалистических идей в Японии. М., 1972. — 290 с.
    • Gupta, Uma. Materialism in the Vedas. New Delhi, 1987. — ISBN 81-7054-038-0
    • Moser, P. K., J. D. Trout. Eds. Contemporary Materialism: A Reader. New York, Routledge, 1995.
    • Vitzthum, Richard C. Materialism: An Affirmative History and Definition. Amhert, New York, Prometheus Books, 1995.

    Ссылки

    dic.academic.ru

    МАТЕРИАЛИЗМ

    МАТЕРИАЛИЗМ
    РАЗМЫШЛЕНИЯ О МАТЕРИАЛИЗМЕ

    Статья содержит несколько фрагментов, объединенных критикой мировоззрения, господствующего в течение нескольких последних веков на Земле, следовательно, ответственного за низкое духовное состояние цивилизации, в которой мы живем.

    Использованы материалы книги «ОБРАЗЫ СУЩЕГО».

     

    Содержание

    Материализм и наука

    Введение

    Неисчерпаемость и атомизм

    Постоянство законов природы

    Редукция

    Эффективность математики

    Пространство-время

    Сложность и информация

    Информация и теория информации

    Научная парадигма и научная гипотеза

    Материализм и этика

    Априорный смысл

    Мировая асимметрия и сложность

    Академик и проповедник.

    В чем прав материализм

    Мировоззрение и ценности.

    Заключение

     

    Материализм и наука

     

    Введение

    В статье речь пойдет о так называемых естественных науках. Существует мнение, что, критикуя материализм, мы ругаем науку. Это не так, хотя современная наука достойна критики.

    В Википедии материализм  определяется, как философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является первичным началом (причиной, условием, ограничением).

    Начну с некоторых утверждений:

    1. В литературе можно встретить понятие «научное мировоззрение». Я полагаю, что это понятие не корректно. Есть научный метод, применяемый к явлениям материального мира, и этим методом пользуются люди разных мировоззрений. Мировоззрение ученого (например, Ньютона), верящего в Бога, вряд ли можно назвать научным, а одновременно двух мировоззрений у человека не бывает. Способность ученого увидеть реальные процессы там, где иным привиделись духи, ничего не говорит о его мировоззрении. Иногда мировоззрение материализма называют научным, но есть мировоззренческие проблемы, пребывающие за пределами науки (см. ниже).
    2. В разных мировоззрениях по-разному формируется отношение  к науке. Это отношение  зависит, в частности, от оценки фактора умения в производственной практике. В любом случае естественная наука остается инструментом оперирования с материальными объектами. Но в материализме умению уделяется большое внимания, а в идеализме умение является лишь средством существования, наполненного духовными задачами, поэтому и отношение к науке более спокойное. Идеализм не считает науку единственным источником знаний, но он и не отрицает научные знания, а лишь сомневается в обязательной необходимости этих знаний, ибо настороженно относится к практике, которой они служат.
    3. В материализме научный метод познания оказывается единственным.

    До школы Галилея главным занятием естественной науки считалось физическое объяснение природы явлений. Шел позитивный процесс отката от демонических представлений древности и средневековья. Галилей осуществил революцию. Он утвердил описательные знания природы, где математика стала источником фундаментальных понятий. Напомню известный пример с падающим телом. Средневековый ученый пытался найти причину падения. Вместо этого Галилей сформулировал закон движения в виде s=4,9t2, где s — расстояние, которое в свободном падении объект пролетает за время t. Не важна причина, важно описание движения. Внимание исследователя перенеслось с вопроса «почему?» на вопросы «как?» и «сколько?». Это, с одной стороны, прямо отвечало потребностям практики, с другой, нашло обоснование в том, что Бог — искусный математик, и познание количественной стороны поведения мира — есть своеобразное служение Богу. На деле получилось наоборот. Мощный прорыв науки позволил человеку достичь выдающихся успехов в сфере умения, но ответы на вопрос «сколько?» никак не возвысили нас духовно. Произошло парадоксальное и трагическое упрощение («адамово падение» в науке) — умение стало свидетельством знания, оно стало трактоваться как знание. Я бы сказал даже так: вербализированное умение стало трактоваться как научное знание.

    Отказ от объяснения первопричин мира позволил проигнорировать в научном методе проблему мировой этики. Эта стерилизация в технократическом общественном сознании открыла широкий путь к  избавлению от этики вообще и к стерилизации самого мировоззрения.  Смелость в сочетании с утратой информированности явила, в итоге, безответственность.

    Рассмотрим некоторые задачи, пребывающие на границе возможностей науки.

     

    Неисчерпаемость и атомизм

    Существует противоречие между атомизмом и неисчерпаемостью материи. Почему, например, все электроны обладают одинаковой массой? Если электрон неисчерпаем, его можно представить в виде «кучки песка», где песчинки – некоторые элементы, из которых он образуется. Спрашивается: почему все кучки одинаковые?

    Конечно, электрон нельзя представить в виде кучки песка. Но это просто метафора неисчерпаемости.

    Мне говорят так: «Электрон (как и другие элементарные частицы) нельзя представить в виде физических объектов. Это всего лишь математические абстракции, которые позволяют адекватно описывать наблюдаемые явления. Для простоты можно использовать ту или иную степень абстрагирования. Например, можно считать электрон маленьким шариком, но лишь до тех пор, пока не потребуется более точный расчет. Это просто модели.., которые могут быть совершенно различными.»

    Модель математическая — это верно, но есть реальность, которую она моделирует. И речь идет о ней. Если неисчерпаемость отнести только к процессу познания материи, это автоматически переносится и на реальность, которую этот процесс отражает. Вероятно, следует согласиться (или нет) с тем, что атомизм — это некоторая условность, отражающая текущее состояние наших знаний, а реально одинаковых материальных объектов в мире нет. Или нет неисчерпаемости.

    Есть такое объяснение: Если бы электроны были разными, не существовалаи бы вселенная и наблюдатель, задающий этот вопрос (антропный принцип). Развитие мира (среди множества других вариантов) пошло по пути явления наблюдаемых законов; это случайность.

    Не слишком ли велика нагрузка на бога «Случайность»? С тем же успехом можно предположить случайным возникновение бесконечной сложности, называемой Абсолют! И можно сказать, что все мировоззрения расходятся в трактовке случайности, пребывавшей в начале мира. Ссылка на антропный принцип не удовлетворительна и логически. Ведь и на вопрос о причине дождей можно ответить «без дождей не было бы нас». Что, в общем, верно, но не раскрывает причины.

    Есть другое объяснение: Одинаковость массы электронов обусловлена пороговой восприимчивостью окружающего мира. Именно такой ее воспринимают взаимодействующие с электронами наблюдатели, потому что они «извне» не способны отличить один электрон от другого по этому их свойству. Однако этот ответ ничего не разъясняет, ибо свойство атомарности теперь переносится на дискретную восприимчивость наблюдателей.

    В любом случае, материализм приемлет лишь вариант, в котором, в действительности, все электроны разные — просто мы их пока не различаем. Но тогда, казалось бы, нужно объяснить наблюдаемую относительную атомарность. Материалист верит, что рано или поздно, наука ответит: а) на все вопросы, б) она ответит именно так, как предсказывает его мировоззрение. Эта вера делает идеологию материализма религиозной; наука – ее икона. Но наука требует не столько веры, сколько уместного применения.

     

    Постоянство законов природы

    Материя имеет структурные уровни, где проявлен относительный атомизм – клетки, молекулы, атомы, частицы. Но, если, как это утверждает материализм,  все элементы разные, то можно ли ставить вопрос о фундаментальных законах материи? Кроме статистических усреднений, никаких количественных характеристик в мире нет. Нет основополагающей причины постоянства законов во времени и пространстве. И действительно, есть материалисты, которые утверждают, что законы физики, быть может, различны в разных районах вселенной, т.е. тайна материи не только неисчерпаема, но и локальна. Трудно, однако, согласиться с отсутствием единства мира. Вообще, к изменчивости материализм подходит диалектически. В зависимости от сферы изучаемых явлений, мир подвержен мутациям или абсолютно стабилен в своих универсальных законах.

     

    Редукция

    Фундаментальная наука осуществляет редукцию высшего к низшему, разделяя сложное на части, упрощая. В конце концов, получается так, что в основе всякого сложного лежит простое. Можно, конечно, считать, что это всего лишь прием, что редукция не отменяет неограниченности познания, в том числе, проникновения вглубь материи. Однако сегодня мы видим претензии физиков на окончательную «теорию всего».

    Дело в том, что физика вступила в фазу чисто математических конструкций. Основная движущая идея ее теорий — объединение. которое реализуется в образах, уже недоступных воображению. Ее основной принцип симметрии исчерпал себя. Вероятно, теперь под «неисчерпаемостью» нужно понимать неисчерпаемость принципов. Но что-то не очень верится в такую рациональную неисчерпаемость.

    Цель объединительной теории несколько иная, чем цель теории, объясняющей опыт. Она имеет больше эстетический, философский смысл. Человек стремится к объяснению, которое удовлетворяет его вкусы и мировоззрение. В попытке найти наиболее общее объяснение, мысль теоретика все больше углубляется в структуру материи, все меньше ощущая поддержку эксперимента. Но объяснений можно найти много, и они начинают обретать черты религиозной парадигмы (см. далее).

     

    Эффективность математики

    В математике нет строгого определения строгости, и на сегодняшний день существует много несовместимых математик, например — логицизм (Б. Рассел и др.), интуиционизм (Л. Брауэр и др.), формализм (Гильберт и др.), теоретико-множественное направление (Э. Цермело и др.). Выбор того или иного математического основания есть акт веры. Главная опора современного научного метода держится на тех же ногах, что и религия. Но, слава Богу, в сфере приложений это расхождение не катастрофично.

    Почему природа так легко покоряется математике? Ведь математическое откровение возникает «до опыта» (сколько было знаменитых «кабинетных» открытий!). Конечно, мозг наш состоит из тех же атомов, что и остальной мир, но ведь не из атомов приходит к человеку математика. Могут ли законы природы войти в сознание человека через субстанцию его плоти? Скорее всего, нет.

    Математика, с одной стороны, как бы уже присутствует в природе без нас. А с другой — мы, сидя за столом, ее выводим. В опыте лишь подбирается подходящий раздел математики — только в этом состоит практика. Почему же логика, присутствующая в человеке с момента рождения, оказалась логикой природы? – вот главный вопрос.

    Похоже, связь между поведением природы и познанием носит идейный характер. Видимо, есть некоторое универсальное представление идей, скажем, — вечные «гены поведения» мира, которые, быть может, размещаются в голове человека; и математика это наиболее ярко демонстрирует. Увы, материалистическая идеология ни в какой форме не допустит существование таких «генов». «Идеи привносит человек» — говорит она.

    Но все это выглядит еще плачевнее. Дело в том, что в современной фундаментальной науке математика служит не просто средством моделирования явлений, но генератором идей ее основания. Cложные геометрические образы, калибровочные поля, пространства бесконечного числа степеней свободы, теории различных симметрий, суперструн, твисторов и т.д. — все это чисто математические структуры. Отвергая идеи, как первооснову мира, материалисты именно идеи видят в его основании. Тут явно что-то не в порядке с представлением о реальности. Но «верю ибо абсурдно» вполне все объясняет.

     

    Пространство-время

    Что касается замены физических образов математическими, то подчас, случается так, что мы попадаем в математический капкан навсегда, без всякой надежны от него избавиться. Пример — инерциальная система. Это математическая абстракция. Физики ищут инварианты,  от нее не зависящие, т.е. не зависящие от того, чего нет в природе, но без чего математический метод координат невозможен. Однако инварианты до конца «не очищают» математику для физики от несуществующего. Она уже обрела стартовый импульс в его идее, и развивает лишь то, что в ней самой (идее) присутствует. Наверно, в природе что-то есть подобное, но только ли это есть в природе? Сколько же лишнего нужно «перелопатить», чтобы обрести умение! Обретается ли при этом знание,  и какое знание? — вот вопрос.

    А вот пример, в котором математика нас полностью лишает возможности что-либо вообразить, хотя речь идет об очень важной физической категории — о пространстве и времени. Известно, что в малых размерах две фундаментальные физические дисциплины — квантовая механика и теория относительности друг другу противоречат. Для разрешения противоречия создаются теории (например, теория суперструн), в которых элементы мира обретают размеры, отличные от точки. В них, в частности, порождаются гравитоны — частицы гравитации. Однако, гравитоны искривляют пространство-время, и возникает странная ситуация: элементы (струны) должны априори располагаться в пространстве-времени, которое они сами искривляют и тем самым создают. (Что-то напоминающее Мюнхаузена, вытаскивающего себя за волосы.) Приходится допускать некоторую априорную регулярность пространства. Отказавшись от точечного представления элементов, физика породила некоторый образ, который невозможно представить.

    Невообразимость физического образа — один из козырей физиков. На самом же деле невообразимыми являются математические модели. Но кто может дать гарантию применимости математики к физике? Можно ли, например, успешно применять математику к описанию человеческих отношений? Вряд ли — что может быть сложнее? Но мы вполне четко их представляем.

     

    Сложность и информация

    Биологическая клетка — самое загадочное произведение природы. Вряд ли в ближайшие годы человечество удовлетворит свою любознательность, стремясь постичь клеточную механику в предположении, что это не более, чем механика. По крайней мере, ни сейчас, ни в ближайшем будущем нам не сконструировать предприятие, обладающее свойствами клетки, из гипотетических строительных блоков — молекул. Такой проект не под силу ни инженерам, ни биологам. Вопрос один: как такая механика может управляться и самовоспроизводиться? Мы знаем, что если бы нечто подобное пришлось создать «в металле», не обошлось бы без самых мощных вычислительных систем, начиненных сложными программными комплексами. Как клетка реализует эту сложность? Максимум, что мы познаем — устройство «каталогов» программ, но сами программы уходят за пределы молекулярной биохимии.

    Много надежд возлагается на неравновесную термодинамику открытых систем. Но она описывает происхождение порядка из хаоса, а этот порядок имеет очень низкую сложность. Клетка ставит нам другую задачу — объяснить переход от низкой сложности к высокой. К сожалению, феномен сложности, который занимает важное место в кибернетике, не нашел еще должного внимания в теории информации. (Слова «сложность» даже нет в Энциклопедии информациологии, выпущенной в 2000 году в издательстве «Информациология».)

     Сложность – это абсолютная «креативная» характеристика объекта, информация — относительная. Алгоритмическая сложность связана с первым появлением идеи объекта, информация – с ее воспроизведением средствами, доступными человеку. Это различие особенно рельефно в случае объектов живой природы. Было ли реальное начальное созидание или нет — вопрос мировоззренческий, но сложность оценивается длиной алгоритма потенциально предполагаемого процесса, осуществляемого процедурами универсального робота.  По большей части алгоритм нам не известен, но речь идет о сравнительных оценках.

    Процесс воспроизведения на основе информации экономит труд повторного созидания, поскольку алгоритм воспроизведения проще алгоритма создания. Обычно это означает наличие процедур, сходных с матричными, которые, собственно, и представляют стержень информационного процесса. Рассмотрим пример: Пусть нужно вырастить злак. «Информационный» алгоритм прост: внеси удобрение, выбери время, посади семя — вырастит злак. Сложность же злака не меньше сложности его генома.

    Алгоритмическое основание феноменов сложности и информации роднит их. Но лишь информация обладает атрибутом ценности, который заключен в относительной простоте процедур воспроизведения. Последние избавляют разум от труда познания сложности. Информация эффективна тогда, когда экономит усилия, главное из которых — изучение деталей внутреннего устроения компонент и продуктов процесса. Информация избавляет нас от сложности.  В этом факте заключается глубинная причина повышенного внимания к информации.

     

    Информация и теория информации

    Вышеизложенное имеет отвлеченный характер  и не связано непосредственно с научной дисциплиной «теория информации». Рассмотрим такой пример: Необходимо изучить заболеваемость людей некоторого района. Решение этой проблемы разбивается на три этапа: (1) сбор данных, (2) обработка данных, (3) изучение результатов обработки данных. Лишь на первом и третьем этапах мы имеем дело с содержательным смыслом задачи. На втором — этот смысл отсутствует и заменяется смыслом математической модели. Происходит архивация, шифровка, пересылка, статистическая обработка и т.д. Но именно этот этап является собственно областью, где данные выступают в роли информации.

    Я хочу сказать следующее: единственным смыслом информации в ее классическом понимании является смысл математический. Связующий переход к смыслу потребителя — есть акт интерпретации данных, в котором действует сознание и его языковые системы, трансформирующие указанные смыслы друг в друга. Потребительский смысл не участвует в формальном информационном процессе, но он первичен, и возникает вопрос: картина заболеваемости сама по себе – это только интерпретация или все же информация? Конечно, в широком понимании, это информация, но в строго научном – интерпретация. Вот и получается: научная дисциплина «теория информации» информацией в широком понимании не занимается. Это не предмет науки. Здесь мы сталкиваемся с общей проблемой формализации: смена смыслов чревата потерей информации. В данном случае этот факт имеет буквальное выражение. Но ведь материализм признает только научную истину.

    А человек живет и с успехом пользуется своим «ненаучным» знанием. Наиболее сложное знание, которым он наполнен, — знание неформальное. Наука возможна лишь там, где в хаосе переплетения идей обнаруживаются устойчивые повторяемые суперпозиции. «Вера» в науку держится на убеждении в том, что (1) эта повторяемость, действительно, пребывает в мире повсеместно и, (2) что она является главным, определяющим фактором в свойствах интересующих нас процессов. Таков ли мир? Подчас, уникальные индивидуальные качества нас интригуют больше, чем обобщенные. Никакая, например, философия человеческих отношений не поможет в общении с родными и близкими. И так будет всегда.

     

    Научная парадигма и научная гипотеза

    Большинство апологетов материализма были людьми, не очень преуспевшими в собственном благополучии. Для себя они полагали примитивным занятием тратить жизнь ради материального счастья, что не мешало им утверждать первостепенное значение материального благополучия для людей «из народа». По сути, это есть завуалированная форма идеализма – модельное представление счастья простого человека, идеализация его примитивного образа. С другой формой проникновения идеализма в сознание человека, полагающего себя материалистом, мы сталкиваемся  на ниве творчества научной парадигмы. Здесь мы обнаруживаем другое  интересное явление, а именно: религиозное творчество с использованием научной фразеологии, фактически демонстрирующее  концептуальное (мировоззренческое) бескультурье, опасность которого заключена в фетишизации избранных рациональных абстракций, в попытке построения на их основе этической доктрины.

    Термин «парадигма», применительно к науке означает систему понятий и представлений, дающую внешнее объяснение истока «всего и вся». Наука в своем предмете и методе оставляет над собой нечто такое, что принципиально вне ее досягаемости, и парадигма отражает этот факт. Парадигма — это сфера мыслительных спекуляций, пребывающих между наукой и мировоззрением.

    Первостепенная роль мировоззрения в формировании парадигмы не всегда осознается ясно. В противном случае, всякое творчество в этой сфере было бы изначально именно мировоззренческим. Но необычайная красота и простота общетеоретических установок, порой, кажется самодостаточной. Однако это хорошо только для научной гипотезы. В чистом виде для ученого самостоятельной проблемы парадигмы не существует. Есть лишь две главные личные задачи: (1) поиск научного ответа на вопросы практики и (2) необходимость разобраться с собственным мировоззрением. Первая задача решается на основе научной культуры, вторая на основе гуманитарной, общечеловеческой. Но именно последней оказывается недостаточно технократическому сознанию, пытающемуся в научной парадигме найти ответы на фундаментальные вопросы мироустройства.

    Разница между парадигмой и научной гипотезой заключается в том, что гипотеза (например, тождество инертной и тяжелой масс в теории относительности) является внутренним компонентом науки, парадигма – внешним Примеры, парадигм: золотая пропорция в основании мира, информация в электроне, множественность вселенных, творческий вакуум, инварианты на масштабной оси мира, многомерность мира, живая земля, фрактальность вселенной и т.д.

    Изменение парадигмы не влияет на результаты науки, главные из которых — алгоритмы, систематизация фактов, опыта. Гипотеза же обладает, по выражению К. Поппера, свойством фальсифицируемости. Это означает, что (1) она должна предсказывать эффекты, которые не следуют из предыдущих теорий, (2) должно существовать описание хотя бы одного реального эксперимента, в котором она рискует быть опровергнутой. (Таковым для общей теории относительности, например, был эффект отклонения луча света при прохождении его вблизи Солнца.)

    Если мировоззрение подкреплено развитой религиозной верой, парадигма, в целом, теряет свою привлекательность и, по большому счету, не нужна. Если этого нет, парадигма исполняет роль такого подкрепления и становится религиозной идеологией, где на передний план выходит проблема онтологии мировых начал. Ее задача — согласовать рациональную реальность с этической, а науку — с ценностными представлениями индивида. Творчество парадигмы становится религиозным. Но, раз так, есть смысл обратиться к мировому опыту. А он показывает, что религии изначально базируются на нравственных ценностях бытия. В противном случае имеет место идолопоклонение избранным феноменам рационального мышления, отражающим вкусы и научную фантазию автора.

    Свобода манипулирования постулатами, игнорирование этической логики выбора пути исследования сформировали в настоящее время атмосферу безопорного диффузного мышления. Лучшие годы жизни люди тратят на возведение ажурных конструкций, основанных на песке теорий, чтобы в конце концов оказаться у «разбитого корыта».

     

    Материализм и этика

     

    Априорный смысл

    Самым главным, определяющим моментом этики материализма является уверенность в отсутствии изначального смысла в мире (одно из основных отличий материализма от идеализма). В рациональной сфере это приводит к трудностям и неполноте определения таких понятий, как «информация» и «сложность». В этической – к осознанию цели жизни только как продление существования. Ничтожность нашего затерянного во вселенной мира лишь подчеркивает ничтожность наших целей. И, если смысл моей жизни — существование, то я сам, мои дети, мой род, нация мне ближе, важнее, ценнее, чем все остальные. Религии, порой, выплескивают в мир фанатизм своей исключительности, но и материализм здесь ничем не лучше. Патриотизм, переходящий в нацизм, расизм – вполне реальные следствия простой цели выживания, которая не выделяет человека из окружающего мира. Человеческое «я» ассоциируется с телом, и уникальность личности не восходит выше уникальности особи популяции биологического вида.

    Мысль о случайности, бессодержательности мироздания переносит основное внимание человека с цели существования на процесс (по-существу, бессмысленного) проживания. А это, зачастую, инициирует и оправдывает грех чревоугодия, сладострастия и др.; деградация человека сдерживается только его интуитивно-идеалистической составляющей. Состояние сознательной одухотворенной любви не является прямым следствием основных ценностей материализма. Бытие определяет сознание — таков его лозунг; вначале вещи, потом любовь. Критика материализма, по этой причине, не ущемляет нравственных отношений людей. И наоборот, атеизм по сути их разрушает, ибо религиозное чувство по большей части состоит из любви.

     

    Мировая асимметрия и сложность

    В материальном мире имеет место принцип симметрии, которому в философии соответствует диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон можно разложить на две составляющие: (1) Всякому началу соответствует противоположное начало. (2) Действие имеет противодействие. Первую составляющую назовем потенциальной противоположностью, вторую — актуальной. Наличие второй опирается на существование первой, но существование первой не обязательно в реальности обуславливает вторую, которой, собственно и соответствует термин «борьба». Потенция борьбы не означает ее реальное наличие.

    Существует очень важный феномен, предотвращающий трансформацию потенциальной противоположности в актуальную, — сложность. Чем «умнее» объект, тем меньше ему приходится бороться («умный гору обойдет»). Собственно говоря, только это обстоятельство и заставляет природу усложняться. Метафизическая доктрина признает существование начала, обладающего бесконечной сложностью, которое по большей части исключает борьбу, как способ существования. В этом смысле мир асимметричен. Если бы симметрия всех мировых начал была бы реально осуществлена в действии, мир не существовал бы.

    Вероятно, усложнение можно интерпретировать, как перенос противоположностей внешних действий во внутренние, но тогда мы должны констатировать асимметрию внутреннего и внешнего. В Мире Разума все является только внутренним. В этом и заключается его целостность.

    Человек же способен свою сложность обрушить на мир, особенно, если он руководствуется тезисом о неизбежности борьбы и бессмысленности вселенной.

     

    Академик и проповедник.

    Человек выделяется из природы тем, что он не только умеет, но и объясняет свое умение. Объяснение, порой, важнее умения. Но можно все знать и быть несчастным. Можно многое уметь и не знать истины.

    Для того чтобы привести в движение популяцию разума, требуется не рациональное знание, а любовь, обращенная к сердцам людей. Академик «знает», проповедник умеет. Умение такого рода творит вселенную. Оно в основе бытия, и одними законами объяснить вселенную невозможно. Для «знатока» эффект, творимый любовью, кажется парадоксальным, случайным, обидно дармовым, необъяснимым. Он не понимает, как одно лишь этическое состояние перемещает миры, как любовь рождает разум.

    Цели академика проповеднику чужды, и вселенная – это айсберг, подводная часть которого движется механизмами проповедника. В будущем умение перейдет к роботам, и главным занятием человека останется толкование, объяснение происходящего, т.е. то, чем занималась догалилеевская наука. Там, где появляется бесконечность, кончается рациональная реальность. Ее замещает реальность этическая. Этическое умение есть уместность, и гнозис с любовью является лишь в уместном познании.

     

    В чем прав материализм

    Бытие определяет сознание — это факт, но факт, констатирующий характер реального, но не идеального поведения. Действительно, большинство озабочено материальными проблемами и ведет себя, как материалисты. Однако большинство не право.

     Здравый скептицизм – нормальное состояние убежденного материалиста. Глядя на тупые нагромождения косного мира, поневоле ощущаешь опасность и бессмысленность его . Фраза «Бог бы такого не допустил» содержит горькую правду: Полагать, что все это (и наши страдания) возникает по Его воле – значит допустить мстительность и жесткость Его справедливости. Кому нужен такой Бог? У нас и так хлопот много. Однажды я спросил религиозного человека: «Если Бог всемогущ (именно таким он представляется чаще всего), то почему допускает страдания детей? Зайдите в любую детскую больницу, и вы увидите множество бледных, вопрошающих лиц, и помочь им мы не можем» Вот ответ, который я получил: «Они страдают ради будущего». Для атеиста — замечательный повод посмеяться.

    Дарование свободы человеку не освобождает Бога от необходимости быть милостивым, но, если милости Его оказалось недостаточной, чтобы спасти детей Беслана, значит ее просто нет? Такое, вероятно, возможно лишь при условии, что мы личностно бессмертны, и все наши трагедии — лишь малые эпизоды, не стоящие Его внимания.

    Материализм, мне кажется, прав – Бог материю не творил. Это не должно противоречить позиции идеализма. Разделительная грань лежит в плоскости ценностных приоритетов и признания существования априорных смыслов. Мы ждем появление парадигм, содержащих генезис материи.

     

    Мировоззрение и ценности.

    Когда мы говорим о мировоззрении материалистическом или идеалистическом, то более или менее уверены в теме разговора, но когда речь заходит о материалистах и идеалистах, эта уверенность пропадает. В природе нет чистых «пород» и тех, и других. Можно провозглашать любую мораль, но поступать по-своему. Можно исповедовать любую теорию, но забывать о ней в конкретной ситуации. Далеко не всегда идеологические установки, импонирующие сознанию человека, обретают надежное основание в его душе. Для того чтобы это произошло, необходима полная согласованность ценностей человека с предлагаемыми ценностями идеологии, что практически бывает не часто. Ценности не подразделяются строго на противоположные классы. Но именно шкала ценностей определяет характер мировоззрения индивида, влияя на каждый шаг его жизненного выбора.

    Люди вообще редко осознают свое мировоззрение. В жизни можно встретить идеалиста, называющего себя материалистом и защищающего материализм (например: ученый-физик, революционер). А многие из тех, кто посещает храм и говорит, что верит в Бога, на деле, — обычные материалисты в своих жизненных принципах. Но важно то, что фраза «побойся Бога» не лишена для них реального содержания. И вот они-то и есть идеальные жители Земли — этакие не простые материалисты. Ибо человек телом земной, а духом – нет. Конечно, материальная составляющая нашей жизни играет важную роль, но правота материализма усредненная, обобщенная, а люди все разные, и их разнообразие не суммируемо, хотя суммируемо желание поесть, одеться, согреться. Для отдельно взятого человека эти желания вовсе не важнее желаний уважения, любви, свободы, истины.

    Центральной составляющей мировоззрения является осознание реальности. Поиск ответа на вопрос «какова реальность?» осуществляется практикой, а значимость области практики определяется ценностями.

     

    Заключение

    В чем разница между материалистом, жившем на рубеже смены вех от средневековья к просветительству, и материалистом современным? Разница в том, что первый еще хранил в себе элементы религиозной культуры. Все великие просветители, так или иначе, — суть ренегаты идеализма. Во всяком случае, они имели хорошее религиозное воспитание, ибо школы принадлежали церкви. Они знали альтернативы материализма, но не догадывались, к чему приведет его господство. Они видели недостатки религиозных идеологий, но в борьбе с ними применили слишком жесткое оружие – «вместе с водой выплеснули ребенка» — идеализм.

    Нынешние материалисты, подчас, борются с тем, что сами себе придумали, полагая, что именно в это верят верующие. Они преследуют и верующих, и свои фантомы. В отличие от просветителей, они хорошо осведомлены о том, что защищают. Нет религий без недостатков, но, сражаясь с идеологией, не нужно безапелляционно отвергать все то, на чем базируется нравственное начало жизни.

    Мысль человека мечется между взаимно исключающими крайностями, и нет никакой науки, чтобы доказать правоту любой из них. Но есть опасность заблуждения в выборе жизненной позиции. Что лучше — быть ли  идеалистом, ошибочно лишившим себя упоения благами этого ограниченного мира, или  оторвать себя от вечной истины божественного присутствия, оставшись наедине с материальными радостями? Большинство религий полагает, что душа человека бессмертна. Материализм нас оставляет с безысходностью смерти. Мы имеем право на ошибку, но печален бездумный выбор.

     

    Статья написана летом 2002 года.

     

    chivorepla.narod.ru