Массовое поведение массовое сознание – CGI script error

Содержание

Лекция 8. Массовое сознание и массовые действия

Массовое сознание – практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране, мире.

Массовое сознание – база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных.

К основным формам массовых действий поведения относятся:

  • слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов – это форма массового поведения;

  • массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное чаще всего необоснованными слухами;

  • паника – такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.

  • бунт – массовое несогласие и неприемлемость народом существующего порядка правления, выражающееся в физической и, как правило, кровавой форме.

Ненасильственный бунт – гражданский бунт, включающий в себя общее отрицание законности данного режима, массовые стачки, крупные демонстрации, прекращение экономической активности, повсеместный отказ от политического сотрудничества.

Массовое поведение может быть таким, что вызовет в обществе аномию. Аномия (от франц. anomia) – отсутствие закона, организации, состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашёнными целями и невозможностью их реализации для большинства членов общества. Это понятие впервые в научный оборот введено французским социологом Э. Дюркгеймом.

В качестве связующего звена между обществом и ценностными представлениями Э. Дюркгейм вводит понятие «солидарность» как взаимодействие индивидуальных сознаний. Это взаимодействие создает систему общих ценностей и чувств – «коллективное сознание». Коллективное сознание и возникающая как его следствие солидарность отдельных людей являются связующим средством, без которого не существует общественного порядка. Его форма и действие определяются структурой общества. Хотя большая часть людей в эволюционно развивающемся обществе живет преимущественно в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами. Иногда и они совершают незаконные или аморальные поступки, нарушают социальные нормы. Такое
отклонение от нормы называется девиацией, а поведение – девиантным
. Например, нарушение правила дорожного движения при переходе улицы или сон студентов на лекциях, подсматривание на экзаменах. Но их не считают девиантами. Социологи называют такое поведение первичной девиацией. Привод в милицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из академии ставят на человеке ярлык девианта. Это вторичная девиация, после чего окружающие начинают общаться с ним как с девиантом.

studfiles.net

Массовое сознание

Количество просмотров публикации Массовое сознание — 1523

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей (ʼʼмассамʼʼ). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) базовых и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных ʼʼклассическихʼʼ групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой. Οʜᴎ вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (скажем, в ходе политического митинга). Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всœех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционированность какой-либо достаточно массовой общностью. В этом смысле массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание.

По структуре, массовое сознание включает:

  • основной (первичный), эмоционально-действенный уровень
  • вторичный, рациональный уровнь.

В корне массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всœеобщую озабоченность. Это должна быть война, революция, масштабный экономический кризис и т. д. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания. Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой всœе другие, привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно порождает потребность в немедленных действиях — потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда — как ʼʼядроʼʼ) массового сознания.

На базе ʼʼядерногоʼʼ, базисного эмоционально-действенного уровня постепенно образуется более рациональный уровень. Он включает различные когнитивные компоненты — прежде всœего, общедоступные знания, массово обсуждаемую и разделяемую информацию.

Внутри рационального уровня различаются три базовых блока.

  • В первую очередь, это блок социальных ожиданий людей и оценок ими своих возможностей влиять на общественную систему в целях реализации имеющихся ожиданий.
  • Во-вторых, различается блок быстро меняющихся мнений и, особенно, настроений людей — прежде всœего, связанных с оценками ими текущего положения, правительства, лидеров, конкретных социально-политических акций и т. д.
  • В-третьих, выделяется блок социально-политических ценностей, лежащих уже в базе достаточно осознанного политико-идеологического выбора (к примеру, ценности справедливости, демократии, равенства, стабильности, порядка и т. д., или противоположные им). Эти ценности определяют итоговое отношение массового сознания к происходящему.

Рациональный уровень массового сознания, как правило, представляет собой отражение распространяемых через слухи или официальные средства массовой информации ʼʼмассово необходимыхʼʼ сведений.

Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное — неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Примерами стихийного массового поведения являются, к примеру, стихийная массовая агрессия в периоды войн и политических потрясений или, напротив, стихийная массовая паника, связанная с поражениями в войнах и восстаниях.

В первую очередь массовое поведение зависит от того, какой из двух базовых уровней (эмоционально-действенный или рациональный) возобладает в массовом сознании. Учитывая зависимость отэтого оно будет более или менее стихийным или управляемым. Во вторую очередь оно зависит от эффективности (объема и качества) самого внешнего воздействия, оказываемого на массовое сознание. В принципе, до определœенных моментов массовое сознание (и, соответственно, поведение массы) обычно податливо по отношению к внешним воздействиям.

Основные характеристики (свойства) массового сознания оно:

  • эмоционально,
  • заразительно,
  • мозаично,
  • подвижно и
  • изменчиво.

Оно всœегда конкретно, неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто. Когда единичный субъект, как полагал X. Ортега-и-Гассет, становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определœенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсœе нет места в массовой психологии.

В итоге, как в зарубежной, так и отечественной научной литературе, посвященной различным сторонам явления массовизации психики и массовой психологии в целом, до сих пор нет крупных работ, в которых специально рассматривалась бы психология массового сознания. Бытующие ныне в науке взгляды можно объединить в два базовых варианта.

С одной стороны, массовое сознание — это форма общественного сознания, заметно проявляющаяся лишь в бурные, динамичные периоды развития общества. В такие периоды у общества обычно нет интереса к научным исследованиям. В обычные же, стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на малозаметном, обыденном уровне. При этом существенно, что оно может одновременно включать в себя отдельные компоненты разных типов сознания. К примеру, сознание классических групп социально-профессионального характера, составляющих собой социальную структуру общества (что обычно имеет приоритетный характер, и в первую очередь фиксируется теоретиками). Оно может включать и некоторые иные типы сознания, присущие специфическим множествам индивидов, объединяющим представителœей различных групп, но в то же время не имеющим отчетливо группового характера. Обычно это обыденное сознание, не имеющее четкой социальной специфики, к примеру ʼʼсознаниеʼʼ очереди за дефицитным товаром в условиях ʼʼразвитого социалистического обществаʼʼ. Согласно данной точке зрения, проявления массового сознания носят в значительной мере случайный, побочный характер и выступают в качестве признаков временного, несущественного стихийного варианта развития.

С другой стороны, массовое сознание воспринимается как достаточно самостоятельный феномен. Тогда это сознание вполне определœенного социального носителя (ʼʼмассыʼʼ). Оно сосуществует в обществе наряду с сознанием классических групп. Возникает оно как отражение, переживание и осознание действующих в значительных социальных масштабах обстоятельств, в том или ином отношении общих для членов разных социальных групп, оказывающихся тем самым в сходных жизненных условиях и уравнивающих их в том или ином плане. Согласно данной логике, массовое сознание оказывается более глубинным образованием, отражением действительности ʼʼпервичного порядкаʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ лишь потом обретает необходимые психологические признаки социальной определœенности.

Специфическими примерами формирования массового сознания является также действие средств массовой коммуникации и пропаганды. Совершенно особое явление подобного рода — массовая мода, могущая за предельно короткое время захватывать огромные массы людей. Пример из иной сферы, однако также демонстрирующий специфические механизмы массовизации психики, — психология религии. В целом,

в ситуациях названного типа доминирующим содержанием сознания значительных масс людей становятся мысли, чувства и переживания, связанные с тем, что составляет содержание массового сознания на данный момент.

referatwork.ru

Массовое сознание и его формирование

Массовое сознание

Определение 1

Массовое сознание является видом общественного сознания и самой примитивной, рациональной формой его существования.

Это особенный, специфический вид, который характерен многим неструктурированным личностям. Массовое сознание — это совпадение в какой-то момент базовых и самых важных компонентов сознания многих различных «классических» групп общества.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании отображены знания, понятия, общественные нормы и образцы поведения, значения, которые разделены образующейся по различным обстоятельствам совокупностью индивидов, т.е. – массой. Οʜᴎ вырабатываются при контакте и общении людей друг с другом и общего восприятия ими социально-политической информации (например, в процессе политического митинга). Согласно этому, массовое сознание помимо групповой типичности всех образующих его компонентой, имеет еще и общесоциальную типичность. Также массовое сознание отличает их общесоциальное признание, санкционированность какой-либо довольно массовой группой.

В массовом сознании определяют два уровня:

  • первичный, эмоционально-действенный
  • вторичный, рациональный.

Замечание 1

В основе массового сознания, как правило, лежит яркое эмоциональное переживание какой-либо социальной проблемы, которая вызывает массовую озабоченность (война, революция, масштабный экономический кризис и др.).

Высокий уровень переживания трудностей проявляется, как системообразующий аспект массового сознания, в сильных эмоциях заменяя собой все привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно требует незамедлительных действий, поэтому определяется как эмоционально-чувственное ядро массового сознания.

Формирование массового сознания

В основе ядерного эмоционально-действенного значения формируется более рациональное значение. Оно основывается на всевозможных когнитивных составляющих — в первую очередь, на общедоступных познаниях и массово обсуждаемой информации.

Рациональный уровень имеет три базовых блока:

  • блок общественных ожиданий людей и оценки собственных возможностей влияния на социальную систему для того, чтобы реализовать свои ожидания
  • блок активно меняющихся мнений и настроений людей, в первую очередь, связанных с оценками текущего положения, правительства, лидеров, различных социально-политических движений и т.д.
  • блок общественно-политических ценностей, которые лежат в основе довольно осознанного политико-идеологического выбора (к примеру, значения справедливости, демократии, равенства и др, или противоположные им). Эти значения формируют конечное отношение массового сознания к происходящему.

Рациональная степень массового сознания обычно дает отражение «массово необходимых» сведений, которые распространяются с помощью средств массовой информации.

Проявление массового сознания — это массовое поведение, чаще всего стихийное и неорганизованное. Как правило, оно связано с определенными обстоятельствами, например политические потрясения, поражение в войнах и восстаниях и т.д. Массовое поведение, как правило, проявляется в определенные временные отрезки и не является постоянным. Обычно оно проявляется в виде стихийной массовой агрессии или массовой паники.

В основном массовое поведение зависит от того, эмоционально-действенный уровень преобладает в общественном сознании или рациональный, и, учитывая это, оно будет более или менее стихийным или управляемым, и от эффективности самого внешнего влияния, которое оказывается на массовое сознание. Обычно до какого-то времени массовое сознание и поведение, как правило, покладисто по отношению к внешним факторам влияния.

Массовое сознание с научной точки зрения

Главными свойствами массового сознания являются:

  • эмоциональность
  • заразительность
  • мозаичность
  • подвижность
  • изменчивость.

В научной литературе все еще нет больших работ, в которых рассматривалась бы психология именно массового сознания. Из существующих в настоящее время взглядов можно выявить базовых варианта. Рассмотрим каждое по отдельности.

Первый вариант массового сознания — это форма социального сознания, которая активно проявляется в бурные, оживленные периоды формирования общества, когда у него, как правило, нет заинтересованности в научных исследованиях. А в обычные периоды оно функционирует совершенно неприметно. При этом оно может единовременно обладать различными составляющими многих видов сознания.

Примером его может послужить сознание групп социально-профессионального характера, которые составляют социальную структуру общества. Порой оно включает в себя и какие-то другие виды сознания, которые характерны для многих людей, которые объединены в различные группы, но не имеют отчетливо группового характера. Как правило, это обычное сознание, которое не имеет четкой социальной специфики. Исходя из представленной точки зрения, проявления массового сознания имеют в большей степени случайный характер и выступают в качестве симптомов временного, незначительного стихийного варианта развития.

Второй вариант массового сознания считается довольно-таки самостоятельным феноменом. Тогда это сознание абсолютно определенной массы, которое стоит в обществе в одном ряду с сознанием классических групп. Появляется оно в виде отблеска, переживаний и понимания различных обстоятельств, общих для членов определенных социальных групп, которые оказались в похожих жизненных ситуациях. В данной логике массовое сознание – это более глубокое образование, отражающее реальность «первичного порядка», только потом обретающее нужные психологические признаки общественной определенности.

Замечание 2

Необычными примерами развития массового сознания еще можно назвать воздействие средств массовой информации и их пропаганды. Особым явлением такого воздействия является массовая мода, которая может за маленький период охватить общество. Также примером может послужить психология религии.

В целом, можно сделать вывод, что основными и доминирующими факторами массового сознания являются мысли, чувства, переживания и тревоги людей, которые вызваны различными социальными явлениями.

spravochnick.ru

Массовое поведение

Массовым поведением мы будем называть поведение людей, характерное только для массового общества и обладающее такими чертами, как неорганизованность, неструктурированность, некоординированность. Кроме того, важной чертой массового поведения следует считать индивидуальный выбор линий поведения. Если поведение толпы определяется как нестойкое, эпизодическое и проявляется только в социальной группе, то массовое поведение проявляется и реализуется как сумма отдельных индивидуальных действий. В отличие от толпы (которая представляет собой людей, собранных в ограниченном физическом пространстве) массы людей разбросаны, в массе людей отсутствует постоянный и осознанный контакт одного человека с другим.

Согласно данному понятию, массы людей не могут совершать совместных разрушительных действий и взаимодействовать, как толпа. Коллективное поведение в массовом обществе отличается тем, что большое количество людей действует индивидуально, а не в составе группы, но тем не менее их действия однонаправлены, способны создавать значительные социальные изменения. Исход беженцев из бывших республик СССР, эмиграция, массовый спрос на определенные товары, массовые увлечения молодежи — это яркие примеры массового поведения в современном обществе.

Слухи. Слух представляет собой быстро распространяющееся по неформальным каналам сообщение, в основе которого лежит подлинный факт, но которое отличатся по содержанию от этого факта и несет в себе оттенок нереальности, предположительности. Надо сказать, что слухи могут распространяться в любых обществах, но только в массовом обществе они являются наиболее характерной чертой социальных взаимодействий. Многие исследователи отмечают, что большинство наших неофициальных бесед состоит из передачи слухов. В каждом разговоре с соседями, сотрудниками или просто с людьми, не равнодушными к судьбам России, делам правительства или проблемам российского искусства, неизбежно обсуждаются слухи, что способствует их распространению. При этом людей мало удовлетворяет обсуждение подлинных фактов, особенно распространяемых через официальные каналы информации. В ходе восприятия и усвоения подобной информации людей интересует не истинность слуха, а лишь его правдоподобие. Однако большинство людей склонно усваивать и распространять самые неправдоподобные слухи, полагая, что «дыма без огня не бывает». Желание людей знать подробности значимых для них событий является основой происхождения слухов.

Последствия воздействия слухов в массовом обществе бывают весьма велики. Так, слух может подорвать репутацию политического деятеля, представить высокоморальное аморальным, дискредитировать какую-либо деятельность, создать или, наоборот, разрушить положительный имидж организации, продукта или услуги. Именно высокая степень влияния слухов на политическую жизнь и на отдельные части рыночной среды обусловливает настоятельную необходимость изучения слухов и использования их в управлении институциональным и рыночным окружением организации.

Определяя механизм действия слухов, американские исследователи Г.Оллпорт и Л. Постмен в своей работе «Психология слуха» отмечают, что большинство слухов рождается не в ходе интересной и содержательной беседы, а благодаря желанию услышать пикантную или необычную новость. Человек с большей вероятностью воспринимает слух и верит в него, если оправдываются его ожидания в отнош-нии предмета слуха, например неприязнь, или снимается эмоциональное напряжение. Так, люди, которые придерживаются прокоммунистической политической ориентации, испытывают нелюбовь к демократически настроенным лидерам и недовольны переменами в обществе, будут помнить, повторять и распространять слухи, позорящие и дискредитирующие своих политических соперников и их действия. Средства массовой информации могут легко породить или поддержать эти слухи путем, например, высказывания спорных или непроверенных предположений. Такие действия являются основой построения или, наоборот, размывания имиджа политика, партии или движения в политической среде. В сфере рынка совершаются подобные действия в отношении имиджа фирмы, деятельности или товара.

В ходе передачи и распространения слухи постоянно изменяются и бессознательно искажаются людьми в направлении поддержания собственных позиций. Члены массового общества некритически воспринимают слухи и верят им, если они входят в систему их представлений, верований или если они эмоционально объясняют природу социальных явлений. Примерами таких слухов можно считать выделение из членов общества «лиц кавказской национальности», постоянно возобновляемую оценку деятельности отдельных политических лидеров и т.д.

Манеры и мода. Манерами будем называть простые по содержанию, недолговечные вариации и особенности речи, одежды, обстановки или поведения людей. Манеры обычно не распространяются на большие группы людей, очень часто они характеризуют поведение отдельной личности.

Мода сходна с манерами, но представляет собой более сложное по внутренней структуре социальное явление, изменения которого происходят не столь быстро. В отношении феноменов моды обычно говорят: «Так принято». Оценка других, «немодных» образцов носит оттенок пренебрежения, выражает насмешку, их демонстрация неуместна и нежелательна. Развитие .моды напоминает движение по спи-•рали — время от времени мода возвращается к прежним, ранее отвергаемым образцам. Каждый раз мода диктует «правильный» стиль одежды, предметов быта и т.д.

Даже беглого взгляда на моду в каком-либо обществе достаточно, чтобы понять, что следование стандартам моды различно у разных социальных групп. Как правило, представители элиты и сопутствующие слои претендуют на так называемую «высокую» моду, неукоснительное следование которой требует больших денег или прочих ценностей. Другие слои массового общества либо подражают высокой моде, либо вырабатывают собственные образцы, которые в высших социальных слоях считаются более низкими в эстетическом плане. Однако это не означает, что образцы моды обязательно создаются в элитных слоях. Очень часто модный образец из низших социальных слоев после некоторой модификации воспринимается элитой и всем обществом. Таким образом, мода действует в качестве регулятора поведения только в обществах с развитой классовой системой. В гомогенных, недифференцированных обществах разделения по признаку моды не происходит до тех пор, пока все излишества, украшения и особенности одежды, обстановки и поведения ценятся сами по себе, исключительно по канонам удобства и красоты.

Мода может распространяться практически на все аспекты жизни общества или большой социальной группы — она затрагивает манеры повседневного поведения, искусство, литературу, философию и даже области научной деятельности, но чаще всего образцам моды следуют в одежде, украшениях и внутреннем устройстве жилища.

Мода отражает доминирующие интересы и мотивы, существующие в обществе в данный момент времени и разрабатываемые в дальнейшем институтами производства и бизнеса. Например, в XVIII в. тщательно разрабатываемые образцы одежды, причудливых украшений, манер, архитектурных излишеств, литературных произведений привели к появлению особых стилей, или эстетических направлений, получивших названия «барокко» и «викторианский стиль». Мода достаточно чутко реагирует на изменения во вкусах, установках и значимых социальных ценностях. Так, в настоящее время мода отражает стремление сгладить половые различия, что проявляется чаще всего в одежде (тяжелые женские ботинки, похожие на мужские женские брюки, яркие тона мужской одежды и т.д.). Отмечено, что в демократических обществах подчеркивается свобода выбора стилевого направления, в то время как для обществ с жесткими политическими системами характерны консерватизм в одежде и отсутствие альтернатив в выборе направлений моды и пр.

Изучение социальной роли моды в жизни современного общества показало, что мода направлена на постоянное стимулирование потребления, постоянное изменение определенной категории товаров. Поскольку расширенное потребление — основа рыночной экономики, многие рыночные структуры стимулируют развитие моды, способствуют созданию новых стилевых, «модных» направлений. Результатом быстрых изменений моды является повышенное потребление некоторых категорий модных товаров, как правило, до того пока они будут изношены или использованы другим образом.

К сожалению, очень мало глубоких исследований посвящено проблеме влияния моды на поведение членов массового общества. В соответствии с одной точкой зрения считается, что мода возникает, развивается и распространяется благодаря воздействию на бессознательное, т.е. здесь надо учитывать эмоциональные потребности и влияние психических импульсов. А законодатели моды только улавливают и эффективно используют направления этих потребностей. Однако последние исследования показывают, что роль законодателей моды на самом деле несколько выше. Модельеры, дизайнеры, художники и другие творцы моды, правильно определившие направление изменений установок отдельных социальных классов, больших групп и слоев, половозрастных категорий, способны в значительной степени управлять процессом развития и распространения моды, основывать новые стилевые направления и даже изменять эстетические нормы, принятые в обществе. Фактически они могут управлять отдельными сторонами поведения людей, создавая оригинальные образцы товаров и умело распространяя их с помощью различных каналов средств массовой коммуникации. Имея возможность воздействовать на изменение моды, многие организации и фирмы, производящие продукты и услуги, способны прогнозировать будущее изменение производственного процесса и в результате этого адаптироваться к условиям рынка.

Массовые пристрастия с уверенностью можно отнести к быстро распространяемым, индуцируемым, заразительным видам поведения в массовом обществе. По своей природе они близки к панике. Но если основа, суть паники — бегство от опасности, то массовые пристрастия представляют собой стремление к удовлетворению самых разных стремлений и желаний.

Как отмечает Н. Смелзер, массовые пристрастия могут быть легкомысленными (аэробика, лотереи, коллективная потребность в информации об НЛО и инопланетянах) или серьезными (политические пристрастия к определенному лидеру или политическому течению, различные массовые проявления патриотизма) [208, с. 142]; они могут быть экономическими (стремление к приобретению акций МММ), политическими (массовая поддержка демократов или патриотов в России), экспрессивными (танц-клубы, массовое увлечение музыкой), религиозными (увлечение каким-либо религиозным течением), а также других типов.

Как правило, развитие массовых пристрастий проходит несколько стадий.
1. Возникновение интереса к определенному предмету или явлению на уровне малых агрегаций. Поскольку массовое сознание по своей природе носит индивидуальный, а не групповой характер, должен иметь место феномен совпадения интересов у отдельных членов массового общества.
2. Демонстрация положительных моментов, связанных с интересующим предметом или явлением (заполнение досуга, ощутимая выгода, положительное воздействие на здоровье, чудеса, связанные с религиозными или мистическими действиями, и т.д.).
3. Распространение пристрастия с охватом больших масс людей посредством различных каналов массовых коммуникаций (беседы, разговоры с публикой, средства массовой информации и т.д.).

Очень часто массовые пристрастия базируются на стремлении людей к быстрому обогащению. Это обусловливает вспышки массового интереса и последующих действий в отношении различных лотерей (например, Лотто-миллион, «Русское лото» и др.), конкурсов с призами («Поле чудес», «Угадай мелодию» и др.), ненадежных фирм с большими процентами по вкладам («Чара», «Властилина»). Наличие таких пристрастий используется в рекламной деятельности и имиджмейкерами для формирования имиджа фирм, упорядочения рынка сбыта, продвижения товаров и достижения других целей организации.

Следует отметить, что массовые пристрастия, как правило, недолговечны и, кроме того, распространяются внутри определенных социальных слоев или ограничиваются рамками некоторых субкультур. В силу этого массовые пристрастия в крайне редких случаях охватывают все общество, ограничиваясь некоторой частью населения.

Крайней формой проявления массовых пристрастий следует считать массовую истерию. Она представляет собой определенные формы иррационального, непредсказуемого поведения или проявления слепой веры. Обычно это социальное явление относительно кратковременно и по степени проявления напоминает феномен толпы. В качестве примера можно привести поведение поклонников эстрадных звезд, которые преследуют своих кумиров; поклонников футбольной команды, которые буйствуют в различных местах без прямых контактов друг с другом; националистов, которые проявляют ненависть по отношению к некоторым этническим группам, и т.д.

psyera.ru

Массовое сознание и массовое поведение.

Социология Массовое сознание и массовое поведение.

Количество просмотров публикации Массовое сознание и массовое поведение. — 92

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Массовое сознание и массовое поведение.
Рубрика (тематическая категория)Социология


 

Массовое поведение — в социальной психологии — коллективное поведение масс людей под воздействием средств массовой коммуникации (формирующих моды, причуды, манеры одеваться, культы, политические движения, перевороты и т.п.), способное подавить индивидуальные проявления личности или представить их до степени очевидной их анормальности, что большинством людей обычно не осознаётся в качестве проявления девиантности. Под влиянием социальных сетей Интернета в различных странах мира в последние годы прогремели ʼʼцветные революцииʼʼ, из них только революция в Пекине в 1989 г., закончившаяся 3-дневным массовым побоищем и последующим тотальным арестом сотрудников спеццслужб враждебных Китаю стран. Массовым, в контексте психопатологии, является и неадекватное поведение больших групп людей, охваченных коллективным или индуцированным психозом, хотя на пациентов не оказывается какое-то непосредственное и целенаправленное психологическое воздействие. В отличие от массового поведения массовое движение является спонтанным и не имеющим общего, навязываемого извне плана действий.

Массовое сознание — общественное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного об-ва, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы, м. с. включает в себя распространенные в об-ве идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетаются обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни общественного сознания, хотя реальное наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в М. с. зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта. Состояние М. с. выражают общественное мнение, настроения и действия масс. В классово антагонистических формациях М. с. складывается стихийно, как результат влияния непосредственных условий и давления господствующей идеологии, к-рая навязывается М. с. всеми средствами духовного воздействия, находящимися в руках экономически и политически господствующего класса. В совр.
Размещено на реф.рф
капиталистических странах c этой целью широко используются средства массовой информации, применяются изощренные cпособы манипулирования М. с. в интересах монополий и буржуазного государства. Марксистско-ленинские партии в своей деятельности учитывают реальное состояние М. с. трудящихся и вместе с тем развивают ᴇᴦο путем внесения в него научной и революционной идеологии, путем воспитания масс на их собственном политическом опыте. При социализме качественно меняется сам механизм возникновения М. с., в нем резко уменьшается элемент стихийности и возрастает значение и роль активного и целеустремленного начала. Коммунистические партии направляют идейно-воспитательную работу на развитие сознательности масс, формирование нового человека. В связи с привлечением масс к управлению важной задачей является повышение информированности и компетентности М. с.; происходящие в нем качественные сдвиги — необходимая предпосылка участия масс в сознательном историческом творчестве.


Массовое сознание и массовое поведение. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Массовое сознание и массовое поведение.» 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

1.1 Массовое сознание, действия и поведение. Основные формы массового поведения

Похожие главы из других работ:

Возможности применения теории Ханса Йоаса к анализу современной социальной жизни

Глава 2. Креативность действия, различие подходов в теориях социального действия М. Вебера, Э. Дюркгейма и Х. Йоаса

Возможности применения теории Ханса Йоаса к анализу современной социальной жизни

2.2 Рационалистическое понимание действия: теория социального действия по М. Веберу

Чтобы сделать окончательный вывод, имеет ли место быть креативность в теории социального действия Макса Вебера, необходимо подробно рассмотреть данную теорию и сделать вывод о том, может ли быть креативность в таком социальном действии…

Возможности применения теории Ханса Йоаса к анализу современной социальной жизни

2.4 Нормативное понимание действия: теория социального действия по Э. Дюркгейму

Теперь нужно рассмотреть теорию нормативно-ориентировочной модели действия, которую предлагает Эмиль Дюркгейм, чтобы также сделать вывод, имеет ли место быть креативность в теории социального действия Эмиля Дюркгейма…

Возможности применения теории Ханса Йоаса к анализу современной социальной жизни

2.4 Теория действия и «креативности действия» Ханса Йоаса

Рассмотрев две теории социального действия, которые были предложены великими социологами-классиками, следует рассмотреть теорию, которая не поддерживает основные идеи ни первой ни второй теорий…

Изучение морального поведения футбольных фанатов

1.2 Структура морали: моральное сознание, моральное поведение, моральные отношения

мораль социализация футбольный фанат Структура морали многоярусна и многопланова, охватить все её многообразие достаточно сложно…

Прогресс и регресс в нравственности

5. Нравственное сознание XX века

Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на нравственность. Всеобщие законы нравственной жизни, преломляясь через конкретно-исторические условия, национальные, классовые, групповые различия, порождают многообразие нравов…

Психосемантическое исследование самосознания и политического сознания студентов

1.2 Политическое сознание и способы его исследования

В политической психологии политическое сознание принято подразделять на: массовое, групповое и индивидуальное. В первом случае политическое сознание является синонимом массового сознания общества по отношению к вопросам…

Развитие социального поведения детей и их взаимодействие с окружающим миром

Социальное поведение по определению является интерактивным процессом; поведение любого участника этого взаимодействия видоизменяет поведение другого человека, равно как его собственное поведение меняется в ответ на реакцию этого другого. Взаимодействие начинается с рождения, а потому можно считать в

Роль социальной сети (на примере twitter) в формировании стереотипов, поведения, привычек, имиджа современного человека

1.2 Методы воздействия СМИ на массовое сознание

Информированность — одна из социально-психологических характеристик коллектива. Она является одним из основных условий сознательного поведения человека в соответствии с его целями и состоянием коллектива…

Сознание как основа существования человека

2.2. Сознание как основа существования человека

Разные ученые по-разному трактуют категорию сознания. Кант, пытаясь решить вопрос о сущности сознания, устанавливает взаимосвязь между внешним и внутренним миром. Он определяет сознание как единство синтеза…

Социальная роль, общественное сознание и общественное бытие

1.2 Общественное сознание

Cогласно И.Т. Фролову «объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание»…

Социальные группы и институты

1.1.1. Поведение, социальные действия, взаимодействия

Социальное действие, поведение — проявление социальной активности. Активность присуща всем живым существам. Формами ее проявления выступают произвольные движения — от элементарных актов до рассудочной деятельности…

Социальные группы и организации

1.1 Поведение, социальные действия, взаимодействия

Социальное действие, поведение — проявление социальной активности. Активность присуща всем живым существам. Формами ее проявления выступают произвольные движения — от элементарных актов до рассудочной деятельности…

Становление и содержание социальной антропологии

Рефлексивное сознание

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, на свое знание или на свое собственное состояние. Гегель выделял, по крайней мере, три формы рефлексии: полагающую, сравнивающую и определяющую. Кроме того…

Человеческая деятельность в теории Э. Гидденса. Рационализация действий

2.5 Практическое сознание

Гидденс использует фрейдовскую интерпретацию природы бессознательного, но вносит в неё свои соображения. В частности, он вводит понятие практическое сознание, рассматривая его как центральное в теории структурации…

soc.bobrodobro.ru

Массовое сознание и массовое поведение — реферат

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 
 
 

Кафедра философии и социологии 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Социология» 

Тема: «Массовое сознание и массовое поведение» 
 
 
 

     Автор реферата                                            ____________Гильфанова Г.Р.

     Группа                                                                                                         252

     Научный руководитель                               ____к.с.н., доц. Журавлев В.П. 

                                                                                            

                                                                   «25» ноября___ _______2010 г. 
 

Казань 2010 

     Содержание 

  1. Массовое  сознание 3
  2. Установки 5
  3. Стереотипы 8
  4. Массовое стихийное поведение 10
  5. Виды толпы 12

     Список  использованной литературы 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Массовое  сознание

     Массовое  сознание — общественное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного  общества, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы.  Массовое сознание  включает в себя распространенные в обществе идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетаются обыденно-психологический  и теоретико-идеологический уровни общественного сознания, хотя реальное наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в  массовом сознании зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта. Состояние  массового сознания выражают общественное мнение, настроения и действия масс.

     В познании феномена «массовое сознание» в философской и социологической  литературе сложились два различных  подхода. Один представлен в западноевропейской и американской эмпирической социологии, другой сложился в советской социальной философии на основе диалектического  метода.

     Массовое  сознание отличается от других уровней  общественного сознания тем, что  оно существует и реализуется  в массе индивидуальных сознаний. Субъектами многих видов массового  сознания являются не только индивиды, но и большие социальные группы, в том числе и классы. Особенностью массового сознания является то, что  в него входят знания, представления, нормы, ценности, выработанные всей массой общества в процессе общения членов общества между собой и совместного  восприятия социальной информации.

     Массовое  сознание пронизывает все сферы  общественной жизни, проявляясь в каждой из них в разной степени (сфере  материального производства, социальной жизни, политической сфере). В результате анализа приведенных характеристик  массового сознания и взаимодействия его с другими элементами общественного  сознания можно сделать следующий  вывод. Массовое сознание — это специфический элемент общественного сознания. Специфика его состоит в том, что массовое сознание интегрирует все элементы общественного сознания: виды, формы, уровни, сферы, переплетение и взаимодействие которых обеспечивает целостный содержательный вариант исторической формы массового сознания.  
Изменение социальных ценностей в общественном сознании происходит постепенно и неравномерно в различных группах людей. Последние десятилетия в человеческой цивилизации на первое место стали выдвигаться ценности выживания и развития, как всего человечества, так и каждого человека в отдельности. Для массового сознания стало очевидным и непреложным фактом, что дальнейшее движение общества вперед невозможно без качественно нового уровня политической, экономической, правовой и экологической культуры, что эта культура должна пронизывать сознание людей.

     Массовое  сознание в целом приближается к  признанию того, что общество в  современных условиях лишено перспективы  развития без резкого скачка в  массовом приобщении к мировому уровню нравственной и научно-информационной культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Установки

       Возможности управления массовым сознанием и поведением связаны с действием целого ряда элементов, лежащих в сфере бессознательного. Наиболее значимые из них с точки зрения массового влияния — это установки и стереотипы.

     Установка — это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них.

     Термин  «установка», соответствующий английскому  понятию «attitude», или в русском варианте «аттитюд», в российскую психологическую науку ввел известный представитель грузинской (советской) психологической школы Д. Н. Узнадзе. По его мнению, установка — это предшествующая любым психическим или поведенческим актам человека готовность совершать их адекватно данной ситуации. Он утверждал, что реакция человека на ситуацию (оценочная или поведенческая) обусловлена не только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознаваемой им самим предрасположенностью реагировать определенным образом. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения. Все это на основании прошлого опыта уже зафиксировано в установке.

     Большинство установок приобретаются человеком  в готовом виде из социального  опыта и культуры. Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ.

     Так, в СССР большинство граждан искренне верили в «ужасы капитализма», тиражируемые советской пропагандой, а часть  американцев продолжает считать  оккупацию Ирака американскими войсками «освободительной миссией».

     Особенно  прочное положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки.

     Так, многие россияне, обладающие негативной установкой по отношению к кавказцам, возможно, никогда не участвовали  в реальных конфликтах с представителями  указанных групп, однако видели по телевизору, читали или слышали от знакомых соответствующие  рассказы.

     В этих случаях можно говорить о  групповых или массовых установках. Следует подчеркнуть, что именно в результате действия неосознаваемых самим рассказчиком установок происходит заострение или даже добавление конкретных деталей в процессе передачи слуха.

     В социальной психологии принято выделять несколько функций установки в процессе познания и мотивации поведения: познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции), оценочную (предопределяет оценки) и поведенческую (направляет поведение).

     Для понимания различия между ними можно  использовать пример, известный в  истории изучения установки как  «парадокс Лапьера». В 1934 году американский психолог Р. Лапьер объехал значительное число небольших американских городков в сопровождении двух студентов-китайцев. Они останавливались в гостиницах, посещали рестораны и кафе и, за исключением  одного случая, были приняты вполне нормально. После завершения путешествия  Лапьер разослал владельцам этих гостиниц и ресторанов письма с вопросом, готовы ли они принять его с  группой друзей, в числе которых  будут китайцы. 93% ответили отказом. Данные Лапьера были позже подтверждены другими исследователями. На этом примере  мы можем видеть, что оценочная  установка по отношению к представителям конкретной расовой группы в ситуации, была вытеснена поведенческими установками  хозяина гостиницы или ресторана  по отношению к клиенту.

     Действие  «парадокса Лапьера» следует иметь  в виду при проведении различных  опросов, касающихся будущих действий или намерений. Ответ совсем не обязательно  будет реализован в поведении.

     Кроме указанных функций установки  следует выделить еще одну, наиболее значимую с точки зрения воздействия  на массовое сознание и поведение. Это  функция барьера. Сформировавшаяся в сознании человека установка не допускает в него информацию, которая  могла бы ей противоречить.

     Положительная установка по отношению к любимому человека заставляет подсознательно не замечать и не запоминать информацию противоположного характера (не случайно народная мудрость говорит, что любовь слепа).

     Американские  политологи даже ввели специальный  термин «тефлоновый президент», объясняя невосприимчивость массового сознания к любой негативной информации, касавшейся президента США Р. Рейгана. В первые годы президентства В. В. Путина некоторые  российские СМИ также использовали этот термин уже по отношению к  нему.

     Негативная  установка не позволяет видеть в  субъекте ничего положительного, она направляет личностное или массовое внимание лишь на одну сторону объекта, осуществляет своеобразный отбор информации.

     Функция барьера придает установке особую устойчивость, делая бесполезными попытки  переубедить человека, принимающего решение на основе установки. Он в  лучшем случае не услышит наших аргументов, в худшем — у него сформируется негативная установка по отношению  к нам как к источнику информации. Поэтому, ставя перед собой задачу управления массовым сознанием и  поведением, следует, прежде всего, использовать для достижения цели уже имеющиеся  установки, в ряде случаев попытаться сформировать на их основе новые и  не тратить большие усилия на попытки  сломать или разрушить существующие установки, особенно закрепившиеся  в массовом сознании в течение  длительного времени. 
 

  1. Стереотипы

     Более сложную структуру по сравнению  с установкой имеет стереотип. Это  понятие было впервые использовано американским журналистом и политологом  Уолтером Липпманом в работе «Общественное  мнение». В переводе с греческого стереотип — «твердый отпечаток» чего-либо. Стереотипы — устойчивые, мало зависимые от эмпирического  познания образы окружающих предметов  или явлений. Строго говоря, формирование в сознании образа предмета всегда включает элемент стереотипизации, т. е. определенную степень упрощения, выделения значимых и вытеснение неважных для субъекта его сторон и характеристик.

     Однако  устойчивость образам, определяемым как  стереотипы, придают особенности  процесса их формирования.

     Во-первых, стереотип всегда далек от собственного опыта. В современном обществе основным источником стереотипов все чаще становятся соответствующим образом подобранные сообщения СМИ.

     Во-вторых, устойчивость стереотипу придает его  непосредственная связь с установкой, которая определенным образом защищает стереотип от возможной трансформации  или разрушения.

     Наиболее  удаленными от непосредственного эмпирического  опыта человека и потому наиболее устойчивыми являются политические стереотипы. Обычный человек видит  только внешнее проявление происходящих политических процессов. Уинстон Черчилль называл российскую (советскую) политику «битвой бульдогов под ковром» (это определение можно отнести  к политике в любом другом регионе  мира). Обычный человек может наблюдать  только шевеление «ковра». Наши суждения о том, что происходит «под ковром», зависят от людей, которые своей  профессией сделали формирование политических стереотипов. То, что мы принимаем  за знания о политике, может оказаться  всего лишь продуктом специфической  деятельности политических технологов.

     Современный российский психолог А. П. Назаретян, признавая  устойчивость стереотипа, отмечает возможность его «переворачивания». Так, по его мнению, стереотипы, сформированные советской пропагандой, не смогли устоять перед потоками противоположной им информации, хлынувшей из средств массовой информации в период горбачевской «гласности» (вторая половина 1980-х годов). Однако, не поддаваясь разрушению, они перевернулись на противоположную сторону. В этот период популярными стали утверждения, что западный (особенно американский) капитализм и есть то идеальное общество, к которому следует стремиться.

turboreferat.ru