Массовая культура народная – что означает понятие: народная культура, массовая культура, элитарная культура?

Культура народная массовая и элитарная

А.М. ГОР: «В массовой культуре нет ничего страшного»

Я привыкла относиться к массовой культуре как к главному источнику социального зла. Что может быть опаснее отформатированного, усреднённого сознания? Но всё чаще и чаще можно встретить более терпимое отношение к этому явлению, причём у представителей находящегося в меньшинстве элитарного искусства. Я решила побеседовать на эту актуальную тему с Анной Марковной ГОР, руководителем программы «Культурная столица Поволжья», директором Нижегородского филиала государственного центра современного искусства.

Массовая культура – миф или реальная угроза?

Анна Марковна, как Вам кажется, актуальна ли антиномия «массовое-элитарное», когда мы говорим о культуре?

Сейчас принято пользоваться несколько другими терминами: чаще говорят, что есть массовая и авторская культура. Элитарной культурой даже с терминологической точки зрения должна пользоваться какая-то гипотетическая элита. А если ею пользуются маргинальные слои, — например, неформальная молодёжь или национальные сообщества? Трудно сказать, что это элита. А вот авторская культура необязательно должна быть элитарной. К ней обращаются определённые слои немассовой аудитории. Она несёт в себе ценности и формы, которые потом трансформируются и переходят в массовую культуру, которая в свою очередь адаптирует их для себя, в более сниженном, популярном, лёгком для восприятия варианте. И оттого, что именно адаптирует и транслирует широкой аудитории массовая культура, в конечном итоге зависит состояние умов в обществе.

То есть авторская культура рождает образцы, которые впоследствии адаптируются для массовой культуры?

Совершенно верно. Но это не есть собственно задача авторской культуры. Она формирует пространство смыслов. С помощью творческого потенциала художники улавливают из воздуха новые подходы, идеи, появляющиеся в обществе, и превращают их в культурный, художественный продукт. Массовая культура решает другие задачи. Она обращена не к поискам смыслов, а к адаптации их для массовой аудитории. Массовая культура формирует мировоззрение людей более резким, активным, насильственным способом.

То есть сейчас уже нет того анклава, в котором элитарная культура существовала раньше, когда она творила в первую очередь для себя, а потом уже, со временем, созданные ею художественные продукты могли стать достоянием масс?

Я не думаю, что когда-либо существовал анклав. Была аудитория, в количественном отношении гораздо более существенная, чем сейчас, которая была способна воспринять ценности авторской культуры и транслировать их дальше. Сейчас эта аудитория сокращается, как шагреневая кожа. Именно поэтому в культуре должны быть изменены подходы. Массовая культура заполонила всё вокруг, и только она имеет аудиторию, а авторская культура её теряет за счёт того, что компетентная аудитория становится всё меньше. Получается, что художники есть, а зрителей нет. Поэтому наша авторская культура не способна совершить прорыва. У неё нет на это общественного заказа, она неспособна конкурировать с массовой.

Массовая культура или культуру в массы?

А может быть, проблема в том, что современное авторское искусство до крайности символично? Раньше существовали довольно чёткие критерии восприятия произведения искусства, и по уровню и качеству смысловых пластов, которые оно в себе несёт, было возможно понять, что это – высокое или низкое искусство. А сейчас практически невозможно или, по меньшей мере, очень сложно разобраться, где этот символ пуст и является просто интересной оболочкой, а где насыщен прогрессивными идеями и смыслами.

Согласна. Разобраться действительно очень сложно и подчас невозможно, если специально не задаваться этой задачей. Именно поэтому сейчас важно разработать новые подходы к культурной политике, правильно расставить приоритеты: что для нас важно, что необходимо поддержать на государственном уровне, что должно быть разъяснено и адаптировано для определённых аудиторий, как эти аудитории должны формироваться, какое место занимает культура в системе образования, как распределяются деньги в поддержку тех или иных проектов, — всё это очень важно. Государство может дать деньги на «Бумер», а может выделить деньги на экспериментальную театральную студию. Что приоритетно? Если исходить из чисто экономических мотиваций, то важно развивать массовое кинопроизводство. А вот будет ли этот продукт конвертируем на международных кинофестивалях? Будет ли это художественным явлением, укоренённым и известным в международной среде? Мы ведь в любом случае выстраиваем свои рейтинги в контексте общемировых тенденций. Поэтому культура должна стремится к открытости и максимальному взаимодействию с другими культурами.

Является ли задачей авторской культуры формирование определённого типа мышления?

Конечно, именно авторская культура и ставит перед собой эту задачу. Массовая культура существует по законам рейтингов, рейтингов продаж. А авторская культура по определению не продаваема, — её продукт производится и употребляется другим способом.

А разве продукт авторской культуры предназначен не для внутреннего пользования? По-моему, главная задача художника — самовыражение: он ведь ориентируется не на аудиторию, а на самоактуализацию.

Это не так. Искусство по определению есть способ коммуникации. Если художник занят исключительно самовыражением, не пытаясь транслировать свои идеи, никто никогда не узнает о его существовании. Поэтому художник всегда подразумевает зрителя, у него всегда есть какой-то посыл, message, который он сообщает. Он может сказать: «Мне не нужно 100 человек, мне достаточно пяти». Но эти пять человек должны быть. Должны быть зрители, которые, считав его посыл, его идею, транслируют их дальше. Через свои собственные действия, через свои собственные решения, через свой взгляд на мир, через свои отношения с окружающими. Поэтому искусство – это средство коммуникации, и всегда им было. Это обращение, которое в разные эпохи имело разные формы. Если первобытный человек обращался к божеству, то он посылал какой-то сигнал. Художник Нового времени адресовал свои идеи более широким массам. Но этот адресат всегда присутствует. В искусстве по-другому не бывает. А вот чем можно измерить результат этой коммуникации – силой воздействия или силой продаж? От этого и зависит соотношение массовой и собственно авторской культуры.

Но ведь массовая культура тоже ставит перед собой задачу сформировать определённый тип человека. К примеру, при активном участии государства создаются продукты массовой культуры, которые формируют легко управляемого человека — не то чтобы примитивного, но и не думающего, поверхностного

Бывает очень по-разному: всё зависит от того, что Вы имеете в виду. В Соединённых Штатах очень развита массовая культура.

Именно Голливуд – воплощение американской массовой культуры — формирует мировоззрение Америки, нравственные устои её общества, постулаты общественного демократического договора. То есть ценности, которые несёт в себе массовая культура, могут быть разными. В советское время вся массовая культура была пронизана идеологией, и соответственно формировала послушного зрителя. Но тоталитарная и демократическая идеология — это разные концепции, которые формируют разные общественные ценности. Поэтому, в принципе, в массовой культуре нет ничего страшного, опасного, вредного. В любом случае массовую культуру нельзя заменить элитарной культурой. Это неправильная постановка вопроса. Вопрос в том, какие ценности она в себе несёт. К примеру, в нашей стране из-за многочисленных телесериалов приоритеты маргинальных сообществ вдруг стали основными. И совсем другое дело — ненавязчивое мягкое воздействие голливудских идеалов.

Но ведь массовая культура в любом случае стереотипизирует сознание человека.

Да, конечно.

И в этом, вы считаете, ничего страшного нет?

Нет. Но при условии, что соблюдается пропорция между массовой культурой и тем самым пространством смыслов. Потому что пространство смыслов должно иметь поддержку и должно занимать своё место в обществе. Оно должно присутствовать. От массового мы всё равно никуда деться не можем. Это сфера коммерции, жёсткого бизнеса. И она будет, хотим мы этого или нет. Но для того, чтобы развивать и расширять пространство смыслов, вырабатывать идеи, необходимо специально, сознательно, программно поддерживать авторскую культуру. И тогда всё придёт в равновесие.

О моде… на культуру

А каким образом можно поддерживать авторскую культуру? Ведь очень сложно заставить человека воспринимать нечто, отличное от того, к чему он привык.

Надо убеждать, а не заставлять, Нужно делать авторскую культуру интересной, нужно, чтобы институции, которые призваны с ней работать, были профессиональными, — в общем надо сделать эту культуру востребованной.

Если организовать интересные выставки, показывающие искусство постимпрессионизма, то народ пойдёт на эти выставки тысячами. И это будут объёмы, сопоставимые с объёмами массовой культуры. Но оттого, что авторское искусство увидит большее количество людей, оно не перестанет быть таковым. И таких примеров очень много. Известно, что в прошлом году первую Биеннале современного искусства в Москве посетил почти миллион человек. То есть интерес к этому явлению очень большой, хотя оценки могут быть разными. И это нормально.

А может быть, этот интерес связан с тем, что сейчас просто модно относить себя к потребителям авторской культуры?

Как раз сейчас это, к сожалению, не модно. Если эту моду удастся сформировать, тогда всё будет в порядке. Но это необходимо делать сознательно, системно.

Но ведь мода – это лишь поверхностное проникновение в суть явления.

Отнюдь. Мода есть выражение внутренних, свойственных эпохе, времени, идей. Возьмём для примера моду 60х годов: 60 годы – это эпоха студенческих бунтов, эпоха свободы, эпоха детей цветов, хиппи, а также время мини-юбок, столиков на трёх ножках, простых геометрических форм. То есть эпоха свободы диктовала простоту и минимализм формы. Спорили, прилично или неприлично девушке открывать коленки, а на самом деле это была борьба за свободу, выражение внутренней свободы, этого пространства телесности, которое искало выход вопреки некоторым нормам, и перестраивало сознание. Поэтому мода всегда есть выражение движения времени, и она нисколько не плоха и не поверхностна. Если мы сегодня надеваем розовый шарф, а вчера был моден зелёный, то это происходит лишь на уровне нашего конкретного восприятия. А если мы говорим о том, что сейчас в моде происходит движение обратно к 60-м, то может быть, это означает, что назрела актуальность минимализма в предметной среде

О нашей эпохе говорят как об эпохе постмодернизма, по крайней мере, в сознании. Это время огромных информационных потоков, в которых есть всё, и человек оказывается перед выбором. Но в это же время формируется массовое общество. То есть получается, что человек, который должен быть достаточно развит, эрудирован и образован, чтобы ориентироваться в этом информационном пространстве, остаётся массовым. Для меня это очень странный парадокс.

Человек не может сразу переварить все те потоки информации, которые на него обрушиваются.

Но он должен уметь в них ориентироваться.

А почему Вы думаете, что он не способен ориентироваться? Он ориентируется и делает свой личный выбор. Вопрос в том, достаточно ли у него предложения. Достаточно ли, допустим, у россиянина, который живёт не в Москве и не в Нижнем Новгороде, возможностей выбора? Этот выбор ничтожен. Я говорю об этом со всей ответственностью, как человек, который очень часто бывает в регионах. Например, в городе Аладырь культурное предложение ничтожно даже по сравнению с Нижним Новгородом, не говоря уже о сравнении с Москвой или Нью-Йорком. Телевизор – это источник исключительно массовой культуры. Человеку негде взять информацию об авторской культуре. Свободный доступ к сети интернет есть далеко не везде. Поэтому зачастую в провинции воспроизводятся мода, выбор и традиция минувшего времени, иногда даже начала века. Это в Германии житель любой может съездить в близлежащий город и посмотреть новую театральную постановку, и в этом для него не будет ничего особенного. А на выходные можно поехать в Антверпен на новую экспозицию. Причём он так и делает. У нашего жителя нет на это ни денег, ни информации, ни традиции.

Нижний – культурная столица?

Анна Марковна, а насколько велик интерес к авторской культуре в нашем городе?

Во всяком случае, можно говорить, что от 5 до 7 тысяч человек в Нижнем Новгороде находятся на нормальном уровне потребления авторской культуры. Это 0,5 процента населения города. По словам известного социолога культуры Даниила Дондурея, вполне нормальный уровень потребления авторской культуры в городе — 4 процента. Если 4% населения способны считать языки авторской культуры, то с этим обществом всё в порядке. Именно эти 4% формируют ту самую интеллектуальную моду, которая транслируется в массовую культуру, именно эти люди, как пчёлки, опыляют общество смыслами. Вот когда мы достигнем этих 4%, тогда можно будет сказать, что у нас всё в порядке.

От чего, по-вашему, зависит интерес к авторской культуре?

Он взращивается с детства: через семейные традиции, в учебных заведениях. Поэтому молодёжная аудитория вообще приоритетна. Мы в Центре современного искусства строим программы таким образом, чтобы наши посетители получили максимум информации, которая поможет понять и считать все те посылы, которые вкладывают в свои произведения художники. Хорошо бы, чтобы так работало большинство культурных учреждений, но это не всегда удаётся.

А есть ли позитивные тенденции?

Есть. Например, я знаю, что Музыкальный камерный театр им. Степанова сейчас всерьёз увлёкся современным танцем, и будет развивать это направление: уже приглашены эксперты и консультанты, поставлены несколько спектаклей с современной хореографией. Так делаются попытки привить у нас интерес к культуре, которой никто и никогда здесь до сих пор не занимался. Такие примеры можно множить, но они — инициатива отдельных институций. Это единичные явления, не складывающиеся в общую систему, в настоящую осмысленную культурную политику. Об успешной культурной политике можно говорить, если она программно поддерживает инновационные явления в культуре. Даже если они обращены к элите, то есть к немногим слоям населения, это обращение всегда адресно. Затем идеи расходится кругами, становятся достоянием многих. Общество развивается, меняясь. И другого механизма для движения вперед нет.

Беседовала

Эмилия НОВРУЗОВА

laservirta.ru

Элитарная, массовая и народная культуры — МегаЛекции

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень.

 

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.



 

Массовая культура

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Экранная культура — вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.).

 

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры:

Доминирующая культура — это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство.

Основные направления искусства:

ü Танцы,

ü Музыка,

ü Живопись, скульптура,

ü Архитектура,

ü Литература и фольклор,

ü Театр и кино,

ü Спорт и игры.

Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ).

СМИ — это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Формы культуры. Народная, элитарная и массовая культуры.

Элитарная (высокая) и народная (низовая) культура. Авторство и анонимность, новаторство и традиционность. Массовая культура как феномен ХХ века. Предпосылки появления массовой культуры. Современные формы массовой культуры, ее механизмы и принципы. Культурологические концепции массового общества: апологетическая (Т. Парсонс, Л. Уайт) и социально-критическая (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, М. Маклюэн. Э. Фромм). Масскульт как пародия на высокую культуру (Д. Макдональд). Формы массовой культуры: массовое искусство, средства массовой информации, массовая социальная мифология, массовые политические движения, «индустрия детства». Потребность в массовом зрелище как антропологическая данность. Масса и толпа, масса и элита.

 Элитарная культура. Культура элиты: глубина, утонченность, рафинированность, узкая специализация, творчество, уникальность, неповторимость, разобщенность, индивидуализм, непонимание и нежелание услышать другого. Проблема имиджа. Идеология «искусства для искусства». Элитарная культура и классическое искусство. Кич как потеря вкуса и как массовое искусство для избранных.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

Элитарная культура.

Субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях — фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. — характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда — вторична, производна по отношению к культуре большинства.

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества — элита (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное). Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. Элита есть в каждом общественном классе. Элита — это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные — элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т. е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

Совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни.

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX—XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве». Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности.

Эта культура принципиально обращается только к элите. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти.

Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались «от противного», точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Знаменитый «Улисс» Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский «новый роман»; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа и Э.Денисова являются тому примером.

В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую «поп-классику» — «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского, «Времена года» А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной — она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
• примитивизацией отношений между людьми;
• развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;
• натуралистическим смакованием насилия и секса;
• культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;
• культом посредственности, условностью примитивной символики.

Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес — основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

students-library.com

Народная, элитарная и массовая культура. Культура и субкультура

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру.

Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н.

Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Античная культура. Проблемы ее периодизации

Термин античность ввели итальянские гуманисты для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Античная культура ограничена пространством (побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тыс. до н.э. до первых веков христианства).

История античного искусства включает несколько этапов:

1. Критомененский. III-II тыс. до н.э. На этом этапе совершенства достигает искусство мастеров о. Крит. Именно здесь находится один из дворцов, известный как дворец царя Миноса, где размещался лабиринт Минотавра (16 000 тыс. кв. м.)

2. Гомеровский. XI-VIII в. до н.э. Характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики мелкой пластики геометрического стиля.

3. Архаический. VII-VI в. до н.э. Время возникновения городов-государств (полисов) и бурного развития искусства. В этот период оформилась греческая религия, для которой характерен политеизм, следствием чего стало создание богатой мифологии, зарождаются олимпийские игры, греческий театр, возникает первая философская система (натурфилософия), ее представляет Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, они пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову материального мира.

4. Классический. Нач. V-IV в. до н.э. В этот период большое развитие получает греческая демократия, следствием чего стал подъем экономической и политической жизни, центром становятся Афины, получает развитие монументальность, архитектура (храм Афины победительницы, Акрополь, Парфенон), это расцвет греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

5. Эллинизм. III-I в. до н.э. Широкое распространение культуры эллинизма среди городов Средиземноморского побережья, следовательно, сенкритизм.

Характер античного искусства складывался стремительно, успехи эллинов были поразительно быстры. Если в Древнем Египте на протяжении нескольких тысячелетий мы наблюдаем в сущности неизменный образ жизни и мышления человека, то в Греции всего около двух столетий разделяют период архаики и искусство совершенной пластической гармонии, которое мы называем классическим.

Восточная культура

Восточная культура название условное в европейской культурологической науке издавна принято противопоставлять восточную культуру западной в качестве единого целого, но это не верно сама восточная культура тоже не представляет собой чего-то целостного. Существует значительная разница в образе жизни и мировоззрении народов Индии Китая Японии и т.д. Но все же у восточных культур есть ряд общих черт Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира, уходе во внутреннюю духовную жизнь. Для Востока характерно пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе природы. Истинное знание в восточной культуре мыслится как невыразимое словами, восточная культура ценит глубокомысленное погружение в себя. Молчание. Восточное искусство и наука более возвышены и менее связаны с конкретной реальностью менее утилитарны. Для восточного общества свойственна повышенная ценность традиции, поэтому прогресс не является там самоцелью, его ценность не рассматривается как само собой разумеющееся. Строгость и нерушимость традиционных социальных регуляторов. Это так же сдерживает социальное развитие, делает восточное общество более устойчивым. На востоке всегда юли сильны ценности индивидуализма.

Культура Древнего Египта

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Поэтому весьма значительные успехи гения древних египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В “Московском математическом папирусе” имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды, полушария, цилиндра. Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся в Древнем Египте, является гуманизм. Уже от эпохи Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: “Я спасал несчастного от более сильного… Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего…” Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип древнеегипетской этики воплощался в “Маат”, особом качестве мира, созданном богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как “порядок”, “истина”, “справедливость” и “добродетель”), оно репрезентировало волю богов. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие хороших и плохих времен. Не случайно в древнеегипетской мифологии не было ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Армагеддона.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с “жестко закрепленными” датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно “гуляют” по сезонам года). В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех, взывающих к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее достоинств и красоты и т.п. Все это потом бессчетное количество раз будет перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов и, прежде всего в “Песне песней”. Затем эти мотивы прозвучат у великих лириков Греции и Рима: Сапфо, Днакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия, Горация, Пропорция, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и от них перейдут к поэтам Возрождения.

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов египетской религии и сделало их своими органическими элементами.

Культура Шумера и Вавилона

Древний Шумер.

На восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфрата начиная с IV

тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственных

образований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известных

человечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетской

культуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивались

и исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстает

чрезвычайно динамичной и сложной.

На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство,

развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса,

Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называют

золотым веком древнего государства шумеров.

Шумеры — первый из обитавших на территории Древней Месопотамии

народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до н.э.

шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского

залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились

регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли

шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые

к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми

металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и

системой письма.

Шумерские государства были теократиями, каждое из них

рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на

земле являлся верховный жрец, наделенный религиозной и

административной властью.

Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу

удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало

государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине

III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова,

заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру,

настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости

шумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу,

простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно

после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров

наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей

династии Ура и возвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 до н.э. с

усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в

Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних

Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи.

Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонии

перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись)

и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже

ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части

Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства,

технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в

жизни их преемников.

В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами.

Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое

просуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийская

цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

 

Вавилон

Вавилон на древнем семитском языке называли «Баб-илю», что означало

«Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в

«Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное

наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на

месте древнего Вавилона называется Бабиль.

Древневавилонское царство объединило Шумер и Аккад, став наследником

культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь

Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг.) сделал его столицей своего царства.

Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откуда до нас

дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб».

Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетского

меньшим значением жречества как аппарата управления государственным

орошением и сельским хозяйством в целом. Вавилонский политический режим

представлял собой образец теократии — единства светской и религиозной

власти, сосредоточенной в руках деспота. Эта иерархическая структура

общества находит отражение в вавилонских представлениях об устройстве мира.

Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней

Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был

огромным (около одного миллиона жителей) восточным городом, горделиво

именовавшим себя «пупом земли».

Именно в Месопотамии появились первые в истории очаги цивилизации и

государственности.

Древнекитайская культура

Период существования древнекитайской цивилизации ограничивают двумя тысячелетиями, начиная со второго тысячелетия до нашей эры. Колыбелью китайской цивилизации китайские археологи считают неолитические культуры хуншань и яншао. С земледельческими культурами Древнего Китая связывают выведение риса и чумизы. Бронзовая индустрия возникла не позднее четырёх тысяч лет назад. Из ранних городов-государств самый известный Шан. Шанского правителя называли ваном: он сочетал военные, культовые и хозяйственные функции руководителя. Чжоуский Ван был провозглашён Сыном Неба и Единственным земным воплощением его.

К середине первого тысячелетия до нашей эры сложился устойчивый этнокультурно-политический комплекс срединных царств с идеей его культурного приоритета. Однако название Китая идёт от царства Цинь, возникшего вне зоны срединных царств. Среди десятков государств выделяются «семь сильнейших». Основными производителями в сельском хозяйстве были свободные земледельцы-общинники. Появляется долговое рабство. Осваивается плавка железа. Начинают возводить гидротехнические сооружения в бассейнах крупнейших рек, возникает интенсивная система ирригационного земледелия. Появляются города с полумиллионным населением. В середине четвёртого века до нашей эры в царстве Цинь проведена реформа, кардинально изменившая характер государства: укрепилась централизованная военно-бюрократическая деспотия. Царство Цинь подчинило себе все государства Древнего Китая. Цинь Шихуанди (Первый император Цинь) оттеснил кочевников и приказал возвести Великую китайскую стену, чтобы обезопасить северные границы империи. После его смерти была основана новая династия Хань. Первая древняя империя Китая – Цинь, просуществовала полтора десятка лет, но заложила прочную основу четырёхвековой империи Хань.

Эпоха Чжаньго (двухвековая борьба между семью сильнейшими) считается классическим периодом в духовной культуре Древнего Китая. Складываются основные направления философской мысли, создаются знаменитые произведения искусства. В массовой культуре продолжают господствовать мифы и культы общинных богов, в первую очередь, культ предков. Самым стойким оказался миф о Гуне, борце с наводнениями. Мифы становятся предметом исследования и материалом для осмысления действительности в философии конфуцианства и даосизма. Получила развитие астрономия. Астрономы могли предсказывать лунные и солнечные затмения. Был составлен звёздный каталог. Периодичность движения светил сыграла ведущую роль в создании главного принципа китайского мировоззрения – дао (путь). Развивались математика, физика и особенно механика. Культурному сближению царств содействовало распространение иероглифической письменности. Благодаря отсутствию прямой связи между чтением и графическим начертанием, она могла использоваться носителями разных языков. Грамотность, как признак образованности, охватывает широкие слои населения. Перемещение масс в ходе войн и переселений вело к складыванию единого устного языка. Возникают важнейшие философские учения – конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. Они оказали влияние на всю последующую мысль Китая. В первой частной школе Китая, школе Конфуция преобладала практическая философия почитания традиции, в основном нравственная и искусства управления. Впоследствии конфуцианство превратилось в ведущую философско-теологическую систему, религию Китая. Трактат Кун Фу-цзы (Конфуция) «Беседы и суждения» до прошлого века составлял основу начального обучения в китайской школе: содержание школьники заучивали наизусть. Возникновение даосизма связывают с именем легендарного Лао-цзы; в учениях этой школы видят материалистические представления о мире. Школа моистов считает своим основателем Учителя Мо. Учение Мо Ди утверждает демократический принцип всеобщей любви и взаимной пользы. Учение школы отличается практической целеустремлённостью. Философские проблемы в легизме были подчинены задачам функционирования формы государственного устройства с единоличной властью правителя и обязательными для всех законами. Источником древнекитайской словесности была устная народная традиция. Поэт Цюй Юань заложил основу песенного жанра оды – фу. Первым певцом любви и женской красоты считается Сун Юй.

Ханьский период стал вершиной культурных достижений Древнего Китая. Был усовершенствован лунно-солнечный календарь, изобретён компас. Математики ввели отрицательные числа. В медицинском каталоге перечисляются 35 трактатов по болезням. Обобщены достижения китайцев в сельском хозяйстве. Получило распространение лаковое производство; лаком покрываются изделия для предохранения от влаги. Китай – единственная страна Древнего мира, освоившая культуру шелкопряда; страна становится всемирно известным поставщиком шёлковых тканей. В Древнем Китае изобрели бумагу, в том числе общедоступный способ производства бумаги из древесного волокна. Была усовершенствована письменность. Древнекитайское духовное наследие дошло до нас благодаря записям Ханьского периода. Появились крупные произведения художественной прозы. Сыма Цянь первым отступил от традиции хронологии в летописи и написал историю Китая и соседних народов. Выдающийся поэт Сыма Сянжу, продолжая традиции оды, воспел могущество империи. В Музыкальной палате собирались и обрабатывались песни народов Китая и соседних стран, создавались обрядовые песни. Сложились особенности традиционной китайской архитектуры. Монументальная и портретная скульптура поразила наших современников образами войска императора Цинь Шихуанди, выполненного из глины. В могиле императора археологи обнаружили скульптуры трёх тысяч пехотинцев и всадников в натуральную величину. В 195 году трансформированное учение Кун Фуц-зы превращается в этическую религию государства. Нарушение конфуцианских заповедей преследуется по уголовному законодательству. Учение даосизма превращается в религиозно-нравственную оппозицию конфуцианству. Наряду с ними в Китае и юго-восточной Азии распространяется буддизм, первая по времени возникновения мировая религии.

Культура Древнего Китая стала для страны и Восточной Азии тем, чем эллинистический мир для современной западноевропейской цивилизации.

Культура Древней Индии

Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Первые центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. — это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд. Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.

В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями. Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами, наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены. Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого совершенства достигло искусство в области малых форм — гравюры на печатях, статуэтки.

Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание гимнов — “Ригведу”, теоретически до сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В эпоху, когда создавались древнейшие из ведических гимнов, арии достигли уже преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные формы и подчинялось строгим канонам, но, с другой стороны, арии не создали городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных скорее в племена, чем в царства. На протяжении эпохи “Ригведы” выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре сословия — жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование “варна” (неточно переводимое “каста”, а буквально означающее “цвет”) указывает на то, что произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета (темного).

Индийскую культуру нельзя понять и без учета такого чисто индийского феномена, как сословно-кастовая система. Ведь индийское общество состоит из ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Скорее всего, первоначально касты были географически локализованы и связаны друг с другом иерархическими отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия — варны, каждое из которых состояло из нескольких каст. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным).

Оптимизм индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие собой космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как творец изображается с цветком лотоса в четырех руках, обычно вместе со своей женой Сарасвати, богиней искусства. Вишну — это порядок и гармония природы, его представляют спящим на змее вечности, его жена Шри — богиня любви. Вишну появляется во многих воплощениях: одно из них — Рама, герой одноименного эпоса, другое — Кришна, обычно является ребенком или юношей. Шива, известный под именем великого бога, его изображают в виде йога или аскета, погруженного в медитацию. С его шеи свисает гирлянда черепов, в руке он держит трезубец, Ганг течет у его ног. Его жена Парвати часто имеет страшный вид: ее честь требует жертв. Многорукость танцующего Шивы символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.

Следует подчеркнуть, что само определение индуизма является весьма сложной задачей, решить которую не могут опытнейшие ученые. К этой религии необходимо подходить как к конгломерату ценностей и верований, объединенных в рамках специального порядка, имеющего специфическую структуру. Истоки индуизма находятся всего лишь в нескольких таких древнеиндийских текстах, как “Упанишады”, “Бхага-вад-Гита” и “Веданта Сутра”.

Византийская культура

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части.Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

В истории европейской, да и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место, для нее характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Особенности византийской культуры состоят в следующем:

1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации, послуживших основой развития в Византии гуманистических идей и оплодотворивших европейскую культуру эпохи Ренессанса;

3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в догматике, литургике, обрядности православной церкви, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими, этическими, эстетическими и естественнонаучными воззрениями античного мира.

В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппадокийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а, следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Элитарная, народная и массовая культура

 

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три социальные формы существования культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается профессионалами. Предназначена для образованных или высших слоев общества. Включает изящные искусства, классическую музыку и классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

Народная культурасоздается анонимными творцами из народа, не имеющими профессиональной подготовки. Отражает духовные поиски народа. Включает мифы, легенды, сказки, поговорки, пословицы, песни, танцы.

Массовая, или общедоступная, культура.Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. По …
сравнению с элитарной и народной культурой массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью. В отличие от элитарной культуры массовая культура обладает большей аудиторией. В сравнении с народной культурой массовая культура всегда авторская. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни.

Массовая культура реагирует на любое новое событие и стремится его отразить, удовлетворяет сиюминутные запросы людей. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры такого не происходит.

Массовая культура – это не просто культура, предназначенная для большинства, это особый механизм, цель которого – внедрить в общество определенные нормы социального поведения, вкусы, потребности, мировоззренческие установки. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». «Средний класс» – это стержень индустриального общества. Массовая культура не столько заполняет досуг и снимает напряжение и стресс у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирует потребительское сознание.

Современная массовая культура, приобщая человека к культуре, одновременно выполняет важнейшую функцию социокультурной регуляции.

К массовой культуре ХХ века относят:

· общеобразовательную школу и так называемую «индустрию детства» (детская литература, игрушки, детские клубы и лагеря), благодаря которым приводится к единообразию воспитание и обучение подрастающих поколений;

· средства массовой информации, которые растолковывают «рядовому человеку» смысл происходящих событий, а также поступков и суждений политических деятелей и формируют, таким образом, общественное мнение;

· рекламу и моду, которые вырабатывают в сознании людей стандартные представления о престижном образе и стиле жизни, создают спрос на определенные предметы потребления и социальные блага;

· «индустрию досуга», которая включает в себя массовую художественную литературу (приключенческую, детективную, фантастическую, «бульварную»), развлекательное кино, шоу-бизнес, комиксы, эстрадную музыку, туризм и т.д.

Человек с самого детства включается в сферу воздействия массовой культуры.

Наибольший размах массовой культуры начался с середины ХХ века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Оно отличается ограниченностью, инертностью. Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Массовая культура использует такие жанры искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. В рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам.

Массовая культура таит в себе угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена. Специфические признаки продукции массовой культуры:

— примитивные отношения между людьми;

— развлекательность, забавность, сентиментальность;

— натуралистическое смакование насилия и эротики;

— культ успеха, сильной личности, жажда обладания вещами;

— культ посредственности, примитивная символика.

Массовая культура базируется на архетипах. К таким архетипам относятся бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес — основа успехов массовой культуры, ее произведений.

ХХ век вошел в историю человечества как век страха. Все мы живем в нестабильном мире, где повседневно и повсеместно происходят реальные катастрофы. В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются природные катастрофы, просто катастрофы, монстры, сверхъестественные силы, инопланетяне, акты жестокого терроризма и похищения людей. Психика человека, натренированная фильмами-катастрофами, постепенно становится нечувствительной к происходящему в реальной жизни. Вместо того чтобы предостеречь человечество от возможного разрушения цивилизации, подобные произведения массовой культуры просто готовят нас к этой перспективе.

загрузка…

Сегодня отношение к насилию в художественной культуре разное. Одни считают, что ничего страшного в реальную жизнь тема насилия не привносит. Другие считают, что изображение насилия в художественной культуре способствует увеличению насилия в реальной жизни. Не останавливаясь на этой проблеме подробнее, хотим заметить, что художественная культура всегда оказывает огромное влияние на человека, вызывая определенные чувства. Культура формирует человека и может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

 


refac.ru

народная, элитарная, массовая — КиберПедия

 

Элитарная культура — ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Народная культура — создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Массовая культура — феномен общества XX века. Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

 

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства”.

 

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

 

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

 

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.



Массовая культура

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

 

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

 

cyberpedia.su

Формы культуры. Элитарная, народная, массовая культура


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 19Следующая ⇒

Выделяют различные формы культуры.

По характеру творений можно выделить культуру, представленную вединичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства”.

 

Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

 

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

 

mykonspekts.ru