Машиностроение цель и задача – , , — —

Содержание

14.7. Машиностроительный комплекс

Вполне обоснованно на первое место в развитии экономики может быть поставлен машиностроительный комплекс (МК). Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия труда – машиностроительная промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

Долгое время темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности в целом. Высокими темпами развивались отрасли, определяющие научно-технический прогресс и в первую очередь станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство средств вычислительной техники.

В развитых странах на долю этого комплекса приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии – 50 процентов, в Германии – 48, в Швеции – 42, в США – 40, во Франции – 38, в Великобритании – 36 процентов. Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность 136 отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства, органически связанных в единый процесс воспроизводства орудий труда, и является наиболее многопрофильным сектором индустрии. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, химическое, сельскохозяйственное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.

На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации.

Вместе с тем следует отметить, что современный уровень этой отрасли, ее научно-техническая и производственная база не отвечают возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.

Такое положение дел в машиностроении стало сдерживающим фактором в ускорении обновления активной части основных фондов, повышении производительности труда во всех отраслях народного хозяйства. Непомерно высокой осталась доля ручного труда, разрослась сфера ремонта. Поэтому для сбалансированности развития отраслей машиностроительного комплекса и народного хозяйства в целом необходима программа модернизации отечественного машиностроения, которая предусматривала бы значительные мероприятия по совершенствованию управления этой важнейшей сферой экономики, коренной перестройке ее структуры.

В структуре машиностроительного комплекса выделяются три крупные технологические сферы или блока. Первым блоком являются металлообработка и межотраслевые производства, изготавливающие отдельные детали будущего оборудования. Во втором блоке отдельные детали собираются в узлы, узлы – в различные виды оборудования. Третий блок включает машиносервис, предусматривающий выполнение работ по монтажу и наладке оборудования, его техническому обслуживанию и ремонту в период эксплуатации.

Основными задачами машиностроительного комплекса являются: полное обеспечение народного хозяйства прогрессивным оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

Актуальны также углубленные специализации и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого и межотраслевого назначения; ускорение обновления основных производственных фондов; повышение эффективности использования действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей.

К сожалению, большинство задач, поставленных жизнью перед этим стержневым, структурообразующим сектором экономики, не было выполнено. Как и в других отраслях, в МК в 1990-2000 гг. произошел значительный спад производства большинства видов станков, электромашин, электродвигателей, автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, оборудования для легкой и пищевой промышленности, медтехники, запчастей к машиностроительной продукции. Если в 1990 году объем продукции машиностроения составлял 30,5 процента объема всей промышленной продукции страны, то в 2000 году – уже только 13,4 процента.

Производство некоторых видов машиностроительной продукции вообще прекращено (передвижные компрессорные станции для освоения нефтяных и газовых скважин, льноуборочные комбайны, другие виды сельскохозяйственной техники).

Среди основных причин падения научно-технического уровня продукции машиностроения необходимо назвать следующие:

  • отказ от государственной поддержки передового производства в рамках соответствующих программ, снятие государственных дотаций;

  • сокращение госзаказов на многие виды оборудования.

По оценкам специалистов в ближайшие 3-5 лет целесообразно осуществлять:

  • расширение производства современного технологического оборудования, в первую очередь для отраслей ТЭК и обрабатывающих отраслей;

  • совершенствование структуры выпуска транспортных средств;

  • развитие производства конкурентоспособного оборудования и инструментов;

  • расширение ассортимента строительно-дорожных машин, сельскохозяйственной техники;

  • снижение издержек во всех отраслях машиностроительного производства.

В результате реализации этих мероприятий ожидается стабилизация производства и начало роста по целому ряду видов продукции.

studfiles.net

Цели и задачи

Цели и задачи

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗА 

Основные цели 

•способствовать созданию на базе отечественного машиностроительного комплекса конкурентоспособной, динамичной, диверсифицированной и инновационной экономики России;

 •объединить усилия российских машиностроителей в деле представления и отстаивания интересов отечественного машиностроительного комплекса в органах государственной власти РФ, институтах гражданского общества, а также на международной арене; 

•сформировать стратегию развития машиностроительной отрасли России, участвовать в формировании механизмов активной государственной политики по модернизации и развитию национального машиностроительного комплекса на уровне ведущих промышленно развитых стран. 

Направления деятельности и решаемые задачи

•поддержка законотворческой и нормативно-регулирующей деятельности Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в области совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность отраслей отечественного машиностроения и машиностроительного комплекса в целом; 

•активное участие в совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей гармоничное развитие отраслей машиностроительного комплекса и отечественного машиностроения в целом в целях создания саморегулируемой общероссийской системы модернизации и опережающего развития машиностроительного комплекса; 

•поддержка (лоббирование) интересов российского машиностроительного комплекса в законодательных и исполнительных структурах государственной власти всех уровней. Общественно-политическая сфера: 

 Общественно-политическая сфера: 

•содействие развитию институтов гражданского общества; 

•содействие полноценному удовлетворению потребностей экономики страны в отечественной машиностроительной продукции путем комплексного и рационального развития машиностроительного комплекса;•взаимодействие с заинтересованными государственными органами и организациями в осуществлении мероприятий, направленных на развитие машиностроительного комплекса России; 

•содействие формированию в Российской Федерации социальной, экономической, технологической и политической среды, способствующей динамичному развитию отечественного машиностроительного комплекса; 

•решение общественных проблем и задач в интересах усиления общественно-политического влияния отечественного машиностроительного комплекса;

 •активное участие в разработке и мониторинге выполнения государственных программ, обеспечивающих развитие отечественного машиностроительного комплекса, как в целом, так и отдельных его отраслей; 

•оказание помощи машиностроительным предприятиям в вопросах их взаимодействия с органами власти всех уровней; 

•взаимодействие с зарубежными общественными объединениями, международными союзами машиностроителей и содействие развитию внешнеэкономических связей России. 

Инновационная и технологическая сфера: 

•содействие повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, производительности и технической оснащенности машиностроительного комплекса России на базе новейших технологий; 

•способствование развитию научно-технического прогресса и научно-технической деятельности отечественного машиностроительного комплекса, ориентированной на нужды отечественной экономики; 

•распространение информации, в том числе передового опыта между научно-исследовательскими учреждениями и машиностроительными предприятиями в сфере разработки и внедрения новых технологий в интересах разработки и внедрения передовых отраслевых стандартов и технических регламентов; 

•содействие развитию ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, научно-техническому развитию и перевооружению производственных мощностей, научной и лабораторно-испытательной баз отечественного машиностроения;

 •содействие инвестиционной, инновационной и венчурной деятельности в интересах предприятий российского машиностроительного комплекса, а также в целях обеспечения разработки и реализации проектов и программ, направленных на развитие отечественного машиностроения.

 Образовательная сфера: 

•содействие повышению квалификации управленческого и инженерно-технического персонала, формированию современной системы обучения и восстановлению преемственности профессиональных кадров машиностроительного комплекса; 

•поддержка государственной молодежной политики в области технического образования и подготовки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров машиностроительной отрасли.

 Организационная сфера: 

•развитие экономических, производственных и научно-технических связей между предприятиями машиностроительного комплекса; 

•содействие развитию отношений социального партнерства между работниками и работодателями, а также их объединениями в интересах всех участников экономических и производственных отношений в сфере машиностроения; 

•содействие созданию системы самоорганизации и взаимной поддержки машиностроителей России, обеспечивающей динамичное развитие и повышение эффективности предприятий и отраслей отечественного машиностроительного комплекса; 

•оказание содействия членам Союза в разработке и реализации их проектов и программ развития; 

•оказание содействия машиностроительным предприятиям в вопросах повышения их инвестиционной привлекательности. 

Сфера общественных связей (имидж — репутация — общественное влияние):

 •взаимодействие с государственными, общественными и профсоюзными организациями, средствами массовой информации в интересах формирования позитивного имиджа машиностроительной отрасли. 

•формирование в общественном сознании и в средствах массовой информации положительного имиджа отрасли, престижности и привлекательности профессий машиностроительного комплекса, достойной общественной оценки вклада отечественного машиностроения в развитие национальной экономики;

 •содействие повышению привлекательности и общественной значимости конкретных машиностроительных предприятий;

 •проведение рекламной деятельности, организация и проведение конференций, симпозиумов, совещаний, лекций, конкурсов, семинаров, выставок, ярмарок, аукционов и других мероприятий в интересах развития отечественного машиностроительного комплекса. 

soyuzmash-ekb.ru

Тема 1. Введение. Технология машиностроения как отрасль науки

Конспект лекций по дисциплине Основы ТМ

План лекции

1 Этапы развития технологии машиностроения как науки.

2 Цель и задачи дисциплины.

3 Связь технологии машиностроения с фундаментальными и общетехническими дисциплинами.

Технология машиностроения – это наука об изготовлении машин требуемого качества в установленном производственной программой качестве и в заданные сроки при наименьших затратах живого и общественного труда, т.е. при наименьшей себестоимости.

Технология машиностроения как наука прошла в своем развитии через несколько этапов.

Первый этап, совпадающий с завершением периода восстановления и началом реконструкции промышленности страны (до 1929-1930 гг.) характеризуется накоплением отечественного и зарубежного производственного опыта изготовления машин. В отечественных и зарубежных технических журналах, каталогах и брошюрах публикуются описания процессов обработки различных деталей, применяемого оборудования и инструментов. Издаются руководящие и нормативные материалы ведомственных проектных организаций страны.

Второй этап относится к периоду первых пятилеток до начала отечественной войны (1930-1941 гг.) и определяется продолжением накопления производственного опыта с проведением его обобщения и систематизации и началом разработки общих научных принципов построения технологических процессов.

К этому времени следует отнести начало формирования ТМ как науки в связи с опубликованием в 1933-1935 гг. первых систематизированных научных трудов советских ученых: А.П. Соколовского, А.И. Каширина, В.М. Кована и А.Б. Яхина.

Третий этап, охватывающий годы войны и послевоенного развития (1941-1970 гг.), отличается исключительно интенсивным развитием технологии машиностроения, разработкой новых технологических идей и формированием научных основ технологической науки. Практическая проверка принципов дифференциации и концентрации операций, методов поточного производства в условиях серийного и крупно-серийного изготовления военной техники, новые методы скоростной обработки металлов, применение переналаживаемой технологической оснастки и целый ряд других технических новинок, осуществленных в военные годы, были подвергнуты в этот период глубокому научному анализу и теоретической разработке.

В эти годы формируется современная теория точности обработки заготовок и подробно разрабатывается расчетно-аналитический метод определения первичных погрешностей обработки и их суммирования

Четвертый этап – с 1970 г. по настоящее время. Отличительной особенностью современного этапа развития технологии машиностроения является широкое использование достижений фундаментальных и общеинженерных наук для решения теоретических проблем и практических задач ТМ. Распространяются применение вычислительной техники при проектировании технологических процессов и математическое моделирование процессов механической обработки. Осуществляется автоматизация программирования процессов обработки на широко распространяющихся станках с ЧПУ. Создаются системы автоматизированного проектирования ТП – САПР ТП (профессора Г.К. Горанский, Н.М. Капустин, С.П. Митрофанов, В.Д. Цветков). Создаются системы автоматизированного управления ходом технологического процесса с его оптимизацией по всем основным параметрам изготовления и требуемым эксплуатационным качествам. Разрабатываются работы по созданию гибких автоматизированных производственных систем (ГАПС) на основе использовании ЭВМ, автоматизации межоперационного транспорта и контроля и робототехники.

Технология машиностроения как учебная дисциплина имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других специальных наук изучаемых в вузах.

1. ТМ является прикладной наукой, вызванной к жизни потребностями развивающейся промышленностью. Как писал один из ее основателей проф. А.П. Соколовский: учение о технологии родилось в цехе и не должно порывать с ним связи. В противном случае работа технолога станет академической и бесплодной.

2. Являясь прикладной наукой, ТМ вместе с тем имеет значительную теоретическую основу, включающую в себя: учение о типизации технологических процессов обработки, рассеянии размеров обрабатываемых заготовок, погрешностях технологической оснастки и оборудования, о влиянии механической обработки на состояние металла, поверхностных слоев заготовок и эксплуатационные свойства деталей машин, о припусках на обработку, о путях повышения производительности и экономичности технологических процессов, а также теорию конструкторских и технологических баз и др. теоретические разделы.

3. ТМ является комплексной инженерной и научной дисциплиной, тесно связанной и широко использующей разработки многих учебных дисциплин, изучаемых в технических вузах. Некоторые важные разделы этих наук стали органической частью ТМ. Чрезвычайно велика связь ТМ с такими дисциплинами, как теория резания, металлорежущие станки и инструменты, допуски, технические измерения, материаловедение и термическая обработка. Рассмотрение технологических вопросов без использования этих наук вообще невозможно.

4. ТМ является одной из самых молодых наук, быстро развивающейся вместе с возникновением новой техники и совершенствованием промышленного производства.

5. ТМ как наука возникла в Советском Союзе и развивается трудами советских ученых, производственников и новаторов производства.

6. Как учебная дисциплина Высшей школы ТМ ограничивается рассмотрением вопросов механосборочного производства.

7. Технология машиностроения является основной профилирующей дисциплиной специальности 050712 «Машиностроение», в значительной степени определяющей уровень подготовки бакалавров специализации «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», и их способности к практическому использованию достижений общетеоретических и общеинженерных наук.

studfiles.net

Цели и задачи | Московское областное региональное отделение Союза машиностроителей России

Основные цели

 

  • способствовать созданию на базе отечественного машиностроительного комплекса конкурентоспособной, динамичной, диверсифицированной и инновационной экономики России;
  • объединить усилия российских машиностроителей в деле представления и отстаивания интересов отечественного машиностроительного комплекса в органах государственной власти РФ, институтах гражданского общества, а также на международной арене;
  • сформировать стратегию развития машиностроительной отрасли России, участвовать в формировании механизмов активной государственной политики по модернизации и развитию национального машиностроительного комплекса на уровне ведущих промышленно развитых стран.

Направления деятельности и решаемые задачи

 

Законодательная и нормативно-регулирующая сфера:

  • поддержка законотворческой и нормативно-регулирующей деятельности Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в области совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность отраслей отечественного машиностроения и машиностроительного комплекса в целом;
  • активное участие в совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей гармоничное развитие отраслей машиностроительного комплекса и отечественного машиностроения в целом в целях создания саморегулируемой общероссийской системы модернизации и опережающего развития машиностроительного комплекса;
  • поддержка (лоббирование) интересов российского машиностроительного комплекса в законодательных и исполнительных структурах государственной власти всех уровней.

Общественно-политическая сфера:

  • содействие развитию институтов гражданского общества;
  • содействие полноценному удовлетворению потребностей экономики страны в отечественной машиностроительной продукции путем комплексного и рационального развития машиностроительного комплекса;
  • взаимодействие с заинтересованными государственными органами и организациями в осуществлении мероприятий, направленных на развитие машиностроительного комплекса России;
  • содействие формированию в Российской Федерации социальной, экономической, технологической и политической среды, способствующей динамичному развитию отечественного машиностроительного комплекса;
  • решение общественных проблем и задач в интересах усиления общественно-политического влияния отечественного машиностроительного комплекса;
  • активное участие в разработке и мониторинге выполнения государственных программ, обеспечивающих развитие отечественного машиностроительного комплекса, как в целом, так и отдельных его отраслей;
  • оказание помощи машиностроительным предприятиям в вопросах их взаимодействия с органами власти всех уровней;
  • взаимодействие с зарубежными общественными объединениями, международными союзами машиностроителей и содействие развитию внешнеэкономических связей России.

Инновационная и технологическая сфера:

  • содействие повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, производительности и технической оснащенности машиностроительного комплекса России на базе новейших технологий;
  • способствование развитию научно-технического прогресса и научно-технической деятельности отечественного машиностроительного комплекса, ориентированной на нужды отечественной экономики;
  • распространение информации, в том числе передового опыта между научно-исследовательскими учреждениями и машиностроительными предприятиями в сфере разработки и внедрения новых технологий в интересах разработки и внедрения передовых отраслевых стандартов и технических регламентов;
  • содействие развитию ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, научно-техническому развитию и перевооружению производственных мощностей, научной и лабораторно-испытательной баз отечественного машиностроения;
  • содействие инвестиционной, инновационной и венчурной деятельности в интересах предприятий российского машиностроительного комплекса, а также в целях обеспечения разработки и реализации проектов и программ, направленных на развитие отечественного машиностроения.

Образовательная сфера:

  • содействие повышению квалификации управленческого и инженерно-технического персонала, формированию современной системы обучения и восстановлению преемственности профессиональных кадров машиностроительного комплекса;
  • поддержка государственной молодежной политики в области технического образования и подготовки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров машиностроительной отрасли.

Организационная сфера:

  • развитие экономических, производственных и научно-технических связей между предприятиями машиностроительного комплекса;
  • содействие развитию отношений социального партнерства между работниками и работодателями, а также их объединениями в интересах всех участников экономических и производственных отношений в сфере машиностроения;
  • содействие созданию системы самоорганизации и взаимной поддержки машиностроителей России, обеспечивающей динамичное развитие и повышение эффективности предприятий и отраслей отечественного машиностроительного комплекса;
  • оказание содействия членам Союза в разработке и реализации их проектов и программ развития;
  • оказание содействия машиностроительным предприятиям в вопросах повышения их инвестиционной привлекательности.

Сфера общественных связей (имидж — репутация — общественное влияние):

  • взаимодействие с государственными, общественными и профсоюзными организациями, средствами массовой информации в интересах формирования позитивного имиджа машиностроительной отрасли.
  • формирование в общественном сознании и в средствах массовой информации положительного имиджа отрасли, престижности и привлекательности профессий машиностроительного комплекса, достойной общественной оценки вклада отечественного машиностроения в развитие национальной экономики;
  • содействие повышению привлекательности и общественной значимости конкретных машиностроительных предприятий;
  • проведение рекламной деятельности, организация и проведение конференций, симпозиумов, совещаний, лекций, конкурсов, семинаров, выставок, ярмарок, аукционов и других мероприятий в интересах развития отечественного машиностроительного комплекса.

Официальный сайт регионального отделения

mo-smr.ru

1. Цели и задачи дисциплины «технологические процессы в машиностроении» и связь её сдругими дисциплинами. Краткая характеристика основных разделов дисциплины.

Машиностроение, поставляющее новую технику всем отраслям народного хозяйства, определяет технический прогресс страны и оказывает решающее влияние на создание материальной базы общества. В связи с этим его развитию всегда придавалось и придаётся первостепенное значение. Потребности развивающегося машиностроительного производства вызвали появление новой технической науки, получившей в дальнейшем название «Технологические процессы в машиностроение»

Технологические процессы в машиностроение — это наука об изготовлении машин требуемого качества в установленном производственной программой количестве и в заданные сроки при наименьших затратах живого и овеществлённого труда, т.е. при наименьшей себестоимости. Технологические процессы в машиностроение является прикладной наукой, вызванной к жизни потребностями развивающейся промышленности. Как писал один из её основателей проф. А.П. Соколовский: учение о технологии родилось в цехе и не должно порывать с ним связи. В противном случае работа технолога станет академической и бесплодной.

Являясь прикладной наукой, технологические процессы в машиностроение вместе с тем имеет значительную теоретическую основу, включающую в себя: учение о типизации технологических процессов и групповой обработке, о жёсткости технологической системы, о точности процессов обработки, рассеянии размеров обрабатываемых заготовок, погрешностях технологической оснастки и оборудования, о влиянии механической обработки на состояние металла поверхностных слоев заготовок и эксплутационные свойства деталей машин, о припусках на обработку, о путях повышения производительности и экономичности технологических процессов, а также теорию конструкторских технологических баз и другие теоретические разделы.

Технологические процессы в машиностроение является комплексной инженерной и научной дисциплиной, тесно связанной и широко использующей разработки многих других дисциплин. Само определение технологические процессы в машиностроение трактует её как синтез технических проблем («изготовление машин требуемого качества»), организации производства («в установленном производственной программой количестве»).

Чрезвычайно велика связь технологические процессы в машиностроение с такими дисциплинами, как теория резания, металлорежущие станки и инструменты, допуски, технические измерения, материаловедение и термическая обработка. Рассмотрение технологических вопросов без использования этих наук вообще невозможно.

Важнейшие современные направления развития технологии машиностроения по оптимизации режимов и процессов обработки, автоматизации серийного производства и управления технологическими процессами, применению технологических методов повышения эксплутационных качеств изготавливаемых изделий и других в значительной мере основываются на достижениях математических наук, электронно-вычислительной и управляющей техники, кибернетики, робототехники, металлофизики и других современных теоретических и технических наук.

Технологические процессы в машиностроение является одной из наук, быстро развивающейся вместе с возникновением новой техники и совершенствованием промышленного производства. Её содержание непрерывно уточняется и обогащается новыми сведениями и теоретическими разработками.

studfiles.net

Машиностроение задачи и цели — Все карты мира

РАЗВЕРНУТЬ КАРТУ НА ВЕСЬ ЭКРАН!

Машиностроение крупнейшая и важнейшая отрасль промышленности. Как и любая другая отрасль у машиностроения есть свои задачи, цели и методы их выполнения. В разное время, при разном уровне развития машиностроения задачи могут быть разными, также они могут меняться в зависимости от ситуации на рынке.

Замечание 1

Развитие машиностроения характеризует уровень научно-технического потенциала страны, и обеспечивает ее безопасность.

Цели и задачи машиностроительного комплекса

Основной целью машиностроения России является удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию, а также расширение ее номенклатуры поступающей на внешний рынок.

Достигнуть поставленной цели можно преобразовав машиностроение в конкурентоспособный, эффективный, активно развивающийся, высокотехнологичный, инновационный комплекс.

Задачи машиностроения требующие решения:

  • Повысить конкурентоспособность за счет использования новых технологий
  • Увеличить инвестиционную привлекательность отрасли, так же и для иностранных инвестиций
  • Значительно расширить рынок сбыта машиностроительной продукции, за счет усовершенствования таможенно-тарифной политики
  • Обеспечить предприятия высококвалифицированными кадрами
  • Реструктуризировать машиностроительный комплекс

Конечно же нельзя просто поставить цели, их нужно выполнять. Для этого стоит провести ряд необходимых мер, которые позволят постепенно решить поставленные задачи:

  1. Модернизация существующих и создание новых высокопроизводительных предприятий, в том числе и с участием иностранных компаний
  2. Внедрение новых технологий и обслуживание продукции улучшенными методами на протяжении всего ее жизненного цикла
  3. Рост производительности труда, энерго- и ресурсосбережения за счет выпуска экономичных и эффективных машин и технологического оборудования.
  4. Разработка нормативных документов в области технического регулирования, соответствующих международным стандартам
  5. Развитие внутреннего платежеспособного рынка
  6. Используя отечественное производство, расширить техническое перевооружение
  7. Государственная поддержка экспорта продукции машиностроения
  8. Создание условий для привлечения новых квалифицированных специалистов

Одной из основной задач машиностроения можно считать повышение материального и культурного уровня жизни на основе пропорционального развития производства и улучшения его эффективности, а также рост темпов научно-технического прогресса, повышение производительности труда и улучшение качества работы. Стоит заметить, что машиностроение влияет на достаточно большое количество аспектов, и именно поэтому приходится решать огромное множество задач.

Способы выполнения задач машиностроения

Для точного и быстрого достижения поставленных задач требуется постоянное усовершенствование конструкции машин и других изделий, внедрять новые системы управления и стандарты качества, а также совершенствовать систему технологической подготовки производства. Учитывая все это стало востребованным организация производства машин и изделий на основе взаимозаменяемости, а также применение надежных средств контроля и технических измерений.

Не маловажную роль в достижении поставленных целей служит изучение и применение основ стандартизации, заимствование технологий и стандартов зарубежных стран лидеров.

Так же используя примеры ведущих промышленно развитых стран за основу, формировать стратегию развития отрасли в целом, участвовать в формировании механизмов государственной политики по развитию национального машиностроительного комплекса.

Стоит учитывать, что при выводе на мировую арену машиностроительной продукции, необходимо будет отстоять интересы отечественного производства, главным образом перед органами государственной власти и гражданским обществом.

В современном машиностроении есть еще несколько не маловажных задач, которые стоит отметить. Одной такой задачей является повышение качества услуг в кратчайшие сроки и при минимальных затратах, не снижая при этом требования к конечной продукции (надежность, точность изготовления).

Однако модернизация в основном затронула управляющий фактор, не затронув при этом станки и агрегаты, что само по себе не лучшим образом скажется на производств.

Требования, которым должны отвечать агрегаты:

  • Многофункциональность, т. е. возможность создания нескольких вариантов изделия, а также возможность выбора технологического процесса
  • Многопоточность, т. е. возможность организовать параллельные процессы, возможность перераспределения нагрузок

Замечание 2

Следует отметить, что огромное значение имеет фирма производитель — производством станков должны заниматься профессиональные фирмы с хорошей репутацией, а также обеспечивающие гарантийную и послегарантийную поддержку.

Так же очень многое зависит от обслуживающего персонала, теперь этим должны заниматься не просто токари, рабочие, а высокопрофессиональные специалисты-инженеры, со знанием компьютера, знающие весь технологический процесс, способные оперативно действовать при аварийных ситуациях.

В настоящее время машиностроение активно развивается, однако до сих пор не может удовлетворить всем требованиям качества, предъявляемых к конечной продукции.

Стоит так же заметить, что нынешнее машиностроение сильно отличается от машиностроения десятилетней давности. В настоящее время отрасль основывается на наукоемких, компьютерных технологиях. Именно поэтому развитие машиностроение и решение поставленных задач соответственно напрямую зависит от качества и количества электроэнергии и от применяемых технологий. Так же появились возможности применения и использования специализированных машин и роботов, имеющие высокую эффективность. При этом механические узлы в производстве сменились на интеллектуальные, что позволяет ускорить производственные процессы и сократить производственные площади.



Source: spravochnick.ru

Почитайте еще:

karta.uef.ru

Основы технологии машиностроения — Рабочая программа

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

Кафедра машиностроения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Основы технологии машиностроения

шифр по ГОС ВПО (рабочему учебному плану) — ОПД.Ф.10

Специальность 151001.65 – технология машиностроения

Санкт-Петербург

2012

Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 151001.65 № 513 тех/дс от «28 февраля» 2001 г. и в соответствии с рабочим учебным планом специальности 151001.65, утвержденным ректором НМСУ «Горный».

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цели изучения дисциплины

Машиностроение является важнейшей отраслью экономики, определяет технический прогресс страны и оказывает решающее влияние на создание материальной базы всех отраслей народного хозяйства. Производство новой конкурентоспособной техники в современных условиях связано с разработкой и реализацией новых прогрессивных технологий. Общий подход к разработке технологии изготовления деталей и машин позволяет при изучении дисциплины определять содержание технологии в зависимости от служебного назначения изделий и требований к их точности и серийности выпуска.

Дисциплина «Основы технология машиностроения» является основополагающей всего цикла дисциплин, формирующих предметную часть базы знаний студентов специальности 151001.65 всех специализаций и форм обучения.

Цель изучения дисциплины – овладение студентами обоснованной системой знаний и практическими навыками проектирования технологических процессов изготовления деталей и сборки машин заданного качества в плановом количестве при высоких технико-экономических показателях производства.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины – усвоение теоретических основ технологии машиностроения и обоснование принимаемых решений при проектировании и управлении процессами создания и изготовления машин на должном научно-техническом уровне.

1.3. Место дисциплины в учебном процессе

Теоретической и практической базой основ технологии машиностроения являются дисциплины «Материаловедение», «Технология конструкционных материалов (Технологические процессы в машиностроении)», «Теория механизмов и машин», «Метрология, стандартизация и сертификация». Настоящая дисциплина составляет основу современной базы знаний технологии машиностроения. Приобретенные студентами знания будут непосредственно использованы при изучении специальных дисциплин машиностроительного направления, в курсовом и дипломном проектировании, а также в практической деятельности.

2. Квалификационные требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление о предмете изучения, этапах и задачах развития технологии машиностроения, роли отечественных и зарубежных ученых и инженеров в становлении технологии машиностроения как науки, основных направлениях и перспективах развития технологии машиностроения;

знать основные положения и понятия технологии машиностроения, теорию базирования и теорию размерных цепей, основы формирования требований к свойствам материалов в процессе проектирования изделий, основы построения системы размерных связей при проектировании изделий, основы и закономерности реализации размерных связей в процессе сборки машины, закономерности обеспечения требуемых свойств материала и формирования размерных связей детали в процессе ее изготовления, временные связи и экономические показатели производственного процесса, методику разработки технологического процесса изготовления машины, принципы построения производственного процесса изготовления машины;

уметь анализировать существующие и проектировать новые технологические процессы изготовления деталей и сборки машин, моделировать размерные связи технологического процесса изготовления детали и сборки машин, выполнять расчеты размерных связей, необходимые при проектировании изделия и технологии его изготовления, проводить исследования по совершенствованию технологических процессов с целью повышения качества изделий, производительности труда, снижения себестоимости, разрабатывать технические задания на проектирование и модернизацию технологического оборудования, приспособлений, инструментов, средств автоматизации обработки и сборки, транспортировки на базе применения систем ЧПУ и ЭВМ;

владеть современными методами обеспечения должного научного уровня принимаемых решений при проектировании и управлении процессами изготовления деталей и сборки машин.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Информация об объеме дисциплины и виды учебной работы представлены в таблицах:

Таблица 1 – сводные данные об объеме дисциплины и видах учебной работы;

Таблица 2 – тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения;

Таблица 3 – тематический план дисциплины для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения;

Таблица 4 – тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения, в т. ч. с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Таблица 1

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Форма обучения
Очная
Очно-заочная

Заочная

Общая трудоемкость дисциплины (ОТД)

136

Работа под руководством преподавателя (включая ДОТ)

82

82

82

В т.ч. аудиторные занятия:

лекции

практические занятия (ПЗ)

лабораторные работы (ЛР)

32

20

12

16

8

8

8

4

4

Самостоятельная работа студента (СР)

54

54

54

Промежуточный контроль, количество

4

4

4

в т. ч.: курсовая работа

1

1

1

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Перечень видов практических занятий и контроля

  • Курсовая работа;

  • Практические занятия;

  • Лабораторные работы;

  • Тесты по разделам дисциплины;

  • Экзамен.

Таблица 2

Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения (специальность 151001.65)

№ п/п

Наименование

раздела,

(отдельной темы)

Кол-во часов по очной форме обучения

Виды занятий и контроля

Лек­ции

ПЗ (С)

ЛР

Самостоятель­ная работа

Тесты

Контрольные работы

ПЗ (С)

ЛР

Курсовые работы

аудит.

ДОТ

аудит.

ДОТ

аудит.

ДОТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ВСЕГО

136

32

18

20

12

54

1

Введение

2

2

1

Раздел 1. Методологические основы технологии машиностроения

24

10

4

10

1

1.1

Предмет изучения и задачи технологии машиностроения

2

1

1

1.2

Основные понятия и определения

6

3

2

1

1.3

Системный подход – методологическая основа технологии машиностроения

16

6

2

8

2

Раздел 2. Технологический процесс как объект проектирования

62

16

12

8

26

2

2.1

Общие характеристики технических систем (основы базирования и теория размерных цепей)

16

4

6

6

№1

2.2

Анализ технической системы «Предмет производства»

12

4

8

2.3

Исследование технической системы «Изделие»

16

4

6

6

№2

2.4

Исследование технических систем «Преобразование»

18

4

8

6

№1,

№2

3

Раздел 3. Основы разработки технологических процессов изготовления машин

48

4

14

8

4

18

3

3.1

Исследование процесса формирования и технологических возможностей управления состояниями обрабатываемых элементов

16

1

7

8

3.2

Сущность процесса проектирования и направления его совершенствования

18

2

8

4

4

№3

№3

КР

3.3

Производительность и экономичность технологических процессов

14

1

7

6

textarchive.ru