Марксизм что это – кратко и понятно о возникновении и основных положениях теории, кто такие марксисты

Содержание

Что такое марксизм и чем он опасен?

Самой большой ошибкой было бы отвечать на вопрос о том, что такое марксизм, строя ответ на этот вопрос с опорой на марксистские источники. Их мнение об этом можно учитывать только в качестве вторичного. Если говорить очень коротко, то марксизм — это экономическая (и главным образом, основанная на ней политическая) теория. Она была разработана в девятнадцатом веке европейскими мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. На протяжении двадцатого века это учение из теоретических сфер перешло к практическому воплощению и стало одним из доминирующих политических течений. Многие государства и общества, образно выражаясь, на своей шкуре имели возможность выяснить вопрос о том, что такое марксизм. А некоторые государства мира и по сей день не избавились от этого тяжёлого заболевания.

Основные положения марксизма

В основе экономической теории марксизма лежит глубоко проработанное учение о производстве материальных ценностей и об отношениях между трудом и капиталом в процессе этого производства. А фундаментальным теоретическим базисом для выстраивания политики является вывод о глубоко несправедливом разделении результатов труда между обоими сторонами, участвующими в этом процессе. Теоретическим фундаментом марксизма принято считать книгу Маркса «Капитал», а конкретной политической программой «Манифест Коммунистической партии», опубликованный Марксом и Энгельсом в 1848 году в Лондоне. Можно соглашаться с этим или отрицать, но моральной основой марксизма является жажда и требование справедливости. Он многое заимствовал от христианства, но, в отличие от религии, обещает верующим в него построение справедливого общества на земле, вместо рая в загробной жизни.

Что такое марксизм в политической практике?

Двадцатый век для этого политического течения был одновременно и триумфальным, и катастрофическим. Теоретическая идея нашла своё практическое воплощение и прожила полный жизненный цикл, от рождения до смерти. Многие народы Восточной Европы получили исчерпывающий ответ на вопрос о том, что такое марксизм. Они всё поняли и переспрашивать больше не хотят. Разница между благими намерениями этой политической доктрины и результатами её воплощения оказалась чудовищной. В конце века можно было подвести итог. Полная несостоятельность марксистской концепции сегодня не вызывает сомнения ни у одного вменяемого человека. От построения справедливого общества страны, вступившие на этот путь развития, всегда оказывались гораздо дальше, чем при предшествовавшем ему строе.

Марксизм в СССР

Вся суть марксизма наиболее ярко проявилась в истории Советского Союза. Великая страна оказалась в руинах на исходе века ввиду неконкурентности своей экономики и паралича политической системы. На протяжении всего века захвативший власть политический режим методично уничтожал всё, что способно было ему сопротивляться. Оправдывалось это построением абстрактного светлого будущего и справедливого общества. Поклонников марксизма остаётся довольно много на территории бывшего СССР и по сей день.

fb.ru

кратко и понятно о возникновении и основных положениях теории, кто такие марксисты

История 19 века богата на различные философские идеи, течения, которые впоследствии изменили все общественное устройство вплоть до современности. Среди выдающихся философских идей отдельным учением (особенно для нашей страны) стоят идеи марксизма. Влияние теорий и философии Карла Маркса на мировую историографию неоспоримо и среди многих видных исторических деятелей считается самым выдающимся в истории общества не только в 19 и 20 веках, но и за весь период существования цивилизации.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Возникновение марксизма

Теория о новом экономическом способе производства возникла как естественное явление производственных процессов и экономического уклада тогдашней Европы.

Появление и значительное распространение нового класса – рабочих фабрик и заводов, в значительной мере изменило род социальных и общественных отношений.

Развитие капитализма выражалось в активной эксплуатации рабочих, начиная с 30 годов 19 века. Это явление сопровождалось не улучшением уровня жизни рабочего класса, а стремлением получение как можно большей прибыли и увеличения производительности производств. Капитализм, имея основной целью получение прибыли, не считался с правами и потребностями эксплуатируемого класса.

Сам общественный уклад и наличие неразрешимых противоречий между классами требовали появления новой теории взаимоотношений в обществе. Это марксизм. Последователей Маркса закономерно носили название — марксисты. К самым известными последователями данного движения являлись В.И. Ленин, И.В. Сталин, Мао Цзэдун, Ф. Кастро. Все эти политические деятели способствовали активному развитию идеи марксизма в обществе и строительству социализма во многих странах.

Внимание! Марксизм — это превалирование экономических отношений по сравнению со всеми другими аспектами развития общественных связей – материализме.

Философия марксизма

Идеи Маркса получили свое закрепление в середине 19 века. Это была эпоха бурного развития капитализма, гигантского скачка промышленности Германии (Карл Маркс был немцем) и усложнения общественных отношений между различными слоями населения.

Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории

в своем произведении «Капитал».

Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:

  • Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
  • Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий;
  • Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
  • Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа товаров и услуг) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.

Разделение на экономические формации

Одним из важнейших постулатов в учении Маркса стало разделение всего исторического периода развития человечества на несколько основных экономических и производственных формаций.

Некоторые историки называли их классами, некоторые стратификацией.

Но смысл от этого не менялся — в основе экономических философий лежит деление людей на классы.

Также примечательно, что в основе формаций лежит принцип производства товаров, приспособлений на основе которых общество и развивалось. Принято выделять 6 таких формаций:

  • Первобытно-общинный строй. Самый первый исторический период развития человеческого общества. С формированием начального периода накопления отсутствует разделение на какие-либо классы или сословия. Вся собственность общины (коллектива) всеобща, и не имеет определенного собственника. При этом учитывая лишь изначальный этап развития человеческого общества, орудия добычи и производства находились на сугубо примитивном уровне и не позволяли производить или собрать достаточно продукции, кроме необходимой лишь для выживания. Такая формация получила наименование
    примитивного коммунизма
    именно из-за того, что собственность находилась в руках общины и отсутствовала эксплуатация населения, в собирательстве участвовало все общество.
  • Азиатская формация. Также такой период в истории иногда именуется государственно-общинным строем, так как в последующем при развитии инструментария добычи и совершенствованием способов производства людям удалось получать прибавочный продукт, то есть в обществе происходило накопительство и стали появляться излишки ценностей. Для того, чтобы распределять продукцию и осуществлять централизованный контроль в обществе стал выделяться управленческий класс, который осуществлял лишь управленческие функции и не занимался непосредственным производством продукции. В последующем он (знать, жрецы, часть воинства)
    образовал элиту государства.
    Данная формация также отличается от предшествующей наличием и появлением такого понятия, как частная собственность, в последствии именно при данной формации стали появляться централизованные государства и аппарат управления и принуждения. Это означало экономическое и впоследствии политическое закрепление расслоение населения и появление неравенства, что послужило предпосылками к появлению новой формации.
  • Рабовладельческий строй. Характеризуется сильным общественным расслоением и дальнейшим совершенствованием орудий добычи. Накопление первоначального капитала закончилось, а размер добавочного продукта увеличился, что привело к появлению нового класса людей – рабов. В различных государствах положение рабов отличалось, однако общим было полное бесправие. Именно в эту эпоху сформировалось представление об эксплуатируемом классе, как о немых орудиях исполнения воли господ. При том, что производством в ту эпоху занимались именно рабы, они не имели никакой собственности и не получали никаких привилегий или дивидендов от выполняемой работы.
  • Феодализм. Период в истории, который отличается появлением различных сословий, однако также главным образом разделение происходило уже не на рабов и господ, а на зависимых крестьян и представителей знати и духовенства. В этот период происходит законодательное закрепление зависимости крестьян, однако в период этой эпохи крестьяне обладали минимальным набором прав и получали небольшую часть производимого ими продукта.
  • Капитализм – характеризуется существенным развитием средств производства и развитием общественных отношений. В это время происходит значительное расслоение общества
    и распределяемых благ в социальной структуре. Появляется новый класс – рабочие, которые обладая общественным сознанием, волей и самовосприятием не имеют социальных прав и отчуждены от распределения и пользования основными общественными благами. Класс капиталистов малочисленен, но при этом диктует свою волю и пользуется абсолютным большинством добавочного продукта. Власть реформируется и преобразуется от абсолютной власти монархии, как в период феодализма к различным формам выборной демократии. Также положение рабочих отличалось невозможностью накопления первоначального капитала без принудительного труда;
  • Коммунизм – высшая форма развития общества. Суть данной формации заключалась в том, что средства производства должны достичь такого уровня, при котором вся собственность, вне зависимости от ее ценности,
    становится общественной (общей)
    , однако уровень производства может обеспечить потребности всех граждан. Классы при такой формации исчезают, все люди имеют одинаковые права и социальное положение, выполняя при этом свою функцию. Это и были основные черты коммунистического строя.

Важно! Достичь коммунизма в истории никому не удалось, несмотря на многочисленные попытки различных государств, поэтому его часто называют утопией.

Что такое марксизм, кратко

Философия и подходы марксизма

Вывод

Появление и последующее развитие марксизма послужило одной из явных причин глобальных общественных изменений в жизни человечества. С появлением СССР теории Маркса получили свое прикладное значение, какие были усовершенствованы и в течении 70 лет наша страна двигалась к построению коммунизма, однако такие попытки не увенчалось успехом. В целом, идеи Маркса положительно повлияли на положение рабочих во всем мире, несмотря на общественный строй, и заставило капиталистов хоть и в незначительной степени улучшить социальный их статус.

uchim.guru

Марксизм — Циклопедия

Философия марксизма // Учебные фильмы. Д.ф.н. проф. Черников М.В. Философия Политики № 10. Марксизм: Люцифер восставший // Вторая политическая теория Модерна: марксизм. Курс А. Дугина 2014. Восстание материи. От материи к мысли. Два класса. Пролетариат как концепт. Онтология прибавочной стоимости. Основатель марксизма Карл Маркс

Марксизм — обобщенное название совокупности теоретических взглядов немецких мыслителей Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895) на историю, политику и общество в целом, которые их последователи пытаются интерпретировать, развивать и воплощать на практике. Марксизм заявляет о себе, что он является системой революционных взглядов рабочего класса, отражает объективные законы развития человеческого общества и опыт классовой борьбы народных масс против эксплуататоров, и постоянно развивается на основе обобщения этого опыта.

Первым марксизм определил Энгельс, как «сочетание диалектического метода с коммунистическим мировоззрением» («Анти-Дюринг», 1878)[1]. Различные другие определения марксизма можно условно разделить на следующие категории:

  • основанную на историко-материалистических взглядах теорию «научного социализма»[2]
  • различные теории, которые, как на первоисточник, ссылаются на Маркса и Энгельса[3]
  • политические движения, которые ориентируются на теорию Маркса[3]
  • марксизм-ленинизм — советская разновидность марксизма, официальную государственную доктрину бывшего СССР и советского блока[3].

В ХХ веке многие страны провозглашали курс на построение социализма (или коммунизма) по марксистской программе. Крупнейшими из них были Союз Советских Социалистических Республик и Китайская Народная Республика.

[править] История возникновения

Марксизм возник в 1840-х в Германии, где назревала буржуазно-демократическая революция. Своеобразие революционной ситуации в этой стране, раздробленной тогда на несколько больших (Бавария, Пруссия, Саксония) и множество небольших государств, состояло в том, что буржуазия, напуганная революционностью народных масс, стремилась заключить соглашение с королевской властью и помещиками за счет интересов трудящихся. Существенным отличием этой революционной ситуации по сравнению с условиями, которые предшествовали буржуазным революциям в других странах Западной Европы (Голландия, Англия, Франция), была в том, что в Германии на арену политической борьбы вышел рабочий класс, оказавшийся радикальной силой общественных преобразований. Если в прошлых буржуазных революциях рабочий класс собственноручно «таскал каштаны из огня» для буржуазии, то во время революции в Германии выступил самостоятельно со своими особыми требованиями. Все это делало Германию центром европейского революционного движения. За то, чтобы вооружить рабочий класс программой, стратегией и тактикой революционной борьбы взялись молодые идеологи пролетариата Маркс и Энгельс, так положив начало новому революционному учению — марксизму.

С самого момента своего возникновения, начиная с революций 1848—1849, марксизм беспрестанно проходит практическую проверку, что сопровождается изменением тактики политической борьбы. После поражения этих революций Маркс заявил о необходимости перехода к мирной работе по сбору и подготовке сил для нового этапа подъема революции. В 1852 году, после роспуска немецкого рабочего «Союза коммунистов», членами которого были Маркс и Энгельс, последние направили свою деятельность на пропаганду идей коммунизма, на подготовку революционных кадров во всех странах Западной Европы, на сбор сил для новой борьбы.

Послереволюционный период ознаменовался созданием — при активном участии Маркса и Энгельса — «Международного товарищества рабочих» (I Интернационала), основанного в 1864 году. «Международное товарищество рабочих» впервые соединило революционную теорию с практикой массового революционного движения, с классовой борьбой против эксплуататоров. Так были созданы исходные позиции для завоевания марксизмом прочных позиций в мировом рабочем движении. В 1870-90-е в ряде стран Европы были созданы массовые рабочие (социалистические и социал-демократические) партии, заявлявшие о своей приверженности марксистской доктрине. Возникли они или на базе существующих в тех странах национальных секций «Международного товарищества рабочих», или благодаря деятельности активистов, воспитанных в нем.

[править] Содержание учения

Марксизм считает себя закономерным результатом всего предшествующего развития человеческой мысли и критического обобщения с позиций революционного пролетариата практики классовой борьбы. Одновременно возникновение марксизма является переворотом в развитии общественной мысли человечества, поскольку марксизм принципиально по-новому подошел к решению множества социальных проблем и предложил ответы на самые важные вопросы, поставленные самим развитием истории и сформулированные передовыми умами прошлого.

Опираясь в первую очередь на наследство немецкой классической философии, английской политэкономии и французского утопического социализма, Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали материалистический взгляд на историю, теорию прибавочной стоимости как экономическую основу капитализма и учение о коммунизме — бесклассовое общество, которое неизбежно придет на смену капитализму[4]. Роль «могильника» капитализма марксизм отводит пролетариату.

Важнейшими произведениями в становлении марксизма были «Манифест коммунистической партии», в котором провозглашается неизбежность гибели капитализма и утверждается роль рабочего класса, «Капитал» Карла Маркса — фундаментальный анализ экономики капитализма, и «Диалектика природы» — заготовка труда Фридриха Энгельса, в котором сформулированы философские взгляды основоположников марксизма.

[править] Диалектический материализм

Марксизм твердо стоит на позициях материализма, дополнив его заимствованной у Гегеля диалектикой. По Марксу, не сознание или Бог создают материю, а наоборот материя в своем постоянном движении и развитии создала сознание. Познание возможно через органы чувств и ум, а практика является мерилом, которым измеряется мир и является единственным критерием истины.

[править] Материалистическое понимание истории

Диалектический метод Маркс применяет преимущественно к истории (исторический материализм). Исторический (диалектический) материализм рассматривается как философия пролетариата, теоретическое обоснование коммунизма, наука о закономерностях развития общества и мышления. Только в философии пролетариата как революционного класса, закономерности развития общества нашли свое объективное отображение.

[править] Политическая теория

Стоит отметить, что марксизм — это не только идеология, но и политическая программа действий. Маркс и Энгельс занимали коллективистскую и направленную на конфликт политическую позицию. Как говорил сам Маркс: «философы только по-разному поясняли мир, а речь идет о том, чтобы его изменить».

[править] Классовая борьба

Важнейшей движущей силой развития общества на протяжении всего его существования была борьба антагонистических общественных классов. В буржуазном обществе революционной силой они считали рабочий класс, исторической миссией которого является уничтожение капитализма и эксплуатации человека человеком, создание справедливого общественного строя. Этот порядок Маркс и Энгельс называли социализмом (коммунизмом). Капитализм, как одна из нескольких ступеней истории, в прошлом имел постепенный характер, но к приходу к власти буржуазии (прежде революционного класса) превратился в тормоз общественного развития и должен уступить место более высокой стадии общественного развития.

Свою историческую миссию «могильщика капитализма» пролетариат выполнит с помощью своего боевого авангарда — коммунистической партии, путем установления диктатуры пролетариата. Маркс и Энгельс пропагандировали идею распространения пролетарской революции в ряде стран и верили в возможность создания т. н. Соединённых Штатов Европы. Основным лозунгом трудящихся должен быть лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

В связи с этим выдвигается лозунг «экспроприации экспроприаторов». Они принимают идею логики истории Гегеля, но идеология, в их понимании, является отражением материальных средств производства, лежащих в ее основе (т. н. экономический детерминизм). По словам Маркса и Энгельса, «История всех прежних обществ — это история классовой борьбы», а враждующие классы являются всегда следствием способов производства и обмена, то есть экономических условий их времени. Экономическая структура общества всегда определяет тот базис, отталкиваясь от которого, мы можем дать определенное объяснение всей надстройки юридических и политических институтов, а также религиозных, философских и других идей определенного исторического периода.

  1. ↑ Schüler DUDEN: Die Philosophie. — DUDEN-Verlag, Mannheim-Leipzig-Wien-Zürich, S.254. ISBN 341102206x //Энциклопедийная серия DUDEN для гимназий: том «Философия».
  2. ↑ DER BROCKHAUS. (in 3 Bde.) — Brockhaus-Verlag, Leipzig-Mannheim, 2005. Bd. 2, S. 621. ISBN 3765300934
  3. 3,03,13,2 Grundbegriffe der Soziologie. — Leke+Budrich Verlag, Opladen-Augsburg, 2003, S. 187. ISBN 3825214168 //Основательные понятия социологии. Профессиональный справочник для ВУЗов
  4. ↑ Ленин В. И. Три источника и три составные части марксизма. Полное собрание сочинений, т. 23. К., 1972.

cyclowiki.org

Что такое марксизм — Other

Как-то я услышал фразу, которая мне надолго запомнилась. Звучит она примерно так: «если ученый не может объяснить суть своего открытия или своей теории 7-летнему ребенку, значит этот ученый мошенник». Фразу эту я вспомнил к тому, что слово «марксизм» для многих звучит как что-то невозможно скучное и сложное.

А ведь на самом деле объяснить суть марксизма можно довольно быстро и просто.

Учение марксизм

Если говорить простыми словами, то марксизм — это учение о том, как сделать жизнь социально справедливой прежде всего по отношению к «пролетариату», рабочему классу. Чтоб обычные «работяги» нормально и достойно жили. И чтоб разница между доходами рабочего класса и доходами самых богатых людей была не такой катастрофической, как мы можем наблюдать в любой капиталистической стране. Когда обычный рабочий на заводе зарабатывает в сотни раз меньше, чем владелец завода, и в десятки раз меньше, чем топ-менеджмент завода.

Принципы марксизма

Основные положения этого учения просты:

  • Земля, банки, транспорт должны принадлежать только государству.
  • Богатые люди должны платить огромный прогрессивный налог.
  • Право наследования запрещено, имущество умершего человека переходит государству.
  • Обязательность труда: каждый человек должен работать.
  • Бесплатное образование для детей.

Очевидно, что для любого более-менее богатого человека, или владельца какого-нибудь бизнеса, марксизм — это страшный сон.

Но это не удивительно, потому что Карл Маркс и Фридрих Энгельс создавали это учение как идеологию борьбы пролетариата против буржуазии. Причем, что интересно, зарождалось это все как раз в капиталистических на тот момент странах Европы: в Германии, Франции, Англии.

С точки зрения марксизма, чем больше в обществе работающих непосредственно на производстве людей (рабочий класс), тем более справедливым, развитым и богатым будет становится общество. Однако, теория Маркса оказалась ошибочной, что подтверждает пример развалившегося СССР, строившегося на принципах марксизма.

И с другой стороны мы видим самую богатую страну в мире — США, где менее 10% населения работает на производстве, но при этом экономика США составляет более 20% всей мировой экономики.

travelask.ru

МАРКСИЗМ — это… Что такое МАРКСИЗМ?

  • Марксизм — (Мarxism) Идеи, понятия и теории, ставшие основой учения, известного как марксизм, были сформулированы Карлом Марксом (Marx) и Фридрихом Энгельсом (Engels) (они сами называли это учение научным социализмом ). Взаимосвязь марксизма и социализма… …   Политология. Словарь.

  • Марксизм — неміс ғалымдары мен ойшылдары К.Маркс пен Ф.Энгельс жасаған ілім (доктрина). Ол ХІХ ғ. 40 ж.ж. капитализмнің даму кезеңінде, таптық қайшылықтардың шығу негізінде дүниеге келді. Тарихи аренаға дербес саяси күш ретінде пролетариат (жұмысшы табы)… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Марксизм —  Марксизм  ♦ Marxisme    Учение Маркса и Энгельса, впоследствии – достаточно разнородное течение философской мысли, признающее авторитет его основателей. Марксизм – это диалектический материализм, в частности приложимый к истории. Согласно… …   Философский словарь Спонвиля

  • МАРКСИЗМ — философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАРКСИЗМ — МАРКСИЗМ, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого К. Маркс и Ф. Энгельс. Они разработали материалистическую диалектику и материалистическое понимание истории (смотри Диалектический материализм, Исторический… …   Современная энциклопедия

  • МАРКСИЗМ — МАРКСИЗМ, марксизма, мн. нет, муж. система взглядов и учения Маркса Энгельса, теория научного коммунизма, основоположниками которой являются Маркс и Энгельс и дальнейшим развитием которой является ленинизм. Марксизм не есть только теория… …   Толковый словарь Ушакова

  • МАРКСИЗМ — Учение нем. социалиста и политико эконома Маркса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. марксизм (по имени основоположника карла маркса) научная, интернациональная идеология рабочего класса; подлинно… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • марксизм — а, м. marxisme m., нем. Отм. в статье Г. В. Плеханова Социализм и политическая борьба . 1883 г. ЭС. Научное мировоззрение революционного пролетариата, теория и практика научного коммунизма. БАС 1. Марксизм дал ему <дураку> очень… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Марксизм — МАРКСИЗМ, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого К. Маркс и Ф. Энгельс. Они разработали материалистическую диалектику и материалистическое понимание истории (смотри Диалектический материализм, Исторический… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МАРКСИЗМ — • МАРКСИЗМ идейное течение второй половины 19 20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество и человековедения, сформулированной в работах Маркса. В своей эволюции М. преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний. 1) М.… …   Новейший философский словарь

  • МАРКСИЗМ — Две системы подозрений: фрейдизм и марксизм. Кароль Ижиковский Не может быть классовой истины, но может быть классовая ложь. Николай Бердяев Все студенты экономического факультета должны изучать марксизм, подобно тому как студенты медики изучают… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • dic.academic.ru

    Марксист — это… Что такое Марксист?

    Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.

    Общая характеристика

    Традиционно считается[1], что большое значение в теории Маркса имеют следующие положения: учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (экономический детерминизм), теория отчуждения и учение о диктатуре пролетариата[2].

    Часто принято разделять:

    Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

    В творчестве Маркса выделяют два периода:

    • Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
    • Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

    Владимир Ленин указывал на три источника марксистского учения: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм[3]. Маркс, хотя и опирался на эти источники, тем не менее, основой многих его работ является жёсткая критика взглядов предшественников.

    Маркс и Гегель

    Маркс выступает против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики[4].

    Марксистская философия

    В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за ее умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его»[5].

    Позднее такая позиция вырождается в резкую критику метафизической философии в «Немецкой идеологии».

    Диалектический материализм

    Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплен Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма.

    Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике». Выражение «диалектический материализм» ввел в научный оборот И. Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».

    Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».

    Марксистская философия истории

    Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории.

    Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), что позволило его сподвижнику Энгельсу заявить, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

    Все известные формации обладают известной долей антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создаёт государства, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы один класс мог господствовать над другим. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что и приводит к революциям (социальным и политическим).

    Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно избавить человека от отчуждения и привести общество к коммунистической формации.

    Экономическое учение Маркса

    Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.

    Карл Маркс не использовал в своих работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии[6].

    Марксизм как политическая практика

    Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике.

    Легальный марксизм

    Популярное в 1890-е годы в российской интеллектуальной среде философско-политическое течение; идеи пропагандировались в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало». Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром партии кадетов.

    Социал-демократия

    Социал-демократы настаивают на необходимости поэтапных реформ.

    Социализм

    Коммунизм

    Коммунизм, по мнению Маркса, — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.

    Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.

    Меньшевизм
    Ленинизм
    Сталинизм
    Троцкизм
    Маоизм
    Чучхе
    Люксембургианство

    Марксизм как официальная идеология

    В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто.

    Далеко не все политики, использовавшие и использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно в нём разбирались и были его последовательными и убеждёнными сторонниками. Довольно часто марксизм использовался как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма[7].

    Ряд современных исследователей высказывают мнение, что в СССР и некоторых других странах партийная номенклатура использовала марксистские идеи в их догматизированном и вульгарном представлении[8].

    Марксистские и постмарксистские школы и направления

    Теория и идеология Маркса породила множество последователей как в научной сфере, так и в политике.

    Российский марксизм XIX — нач. XX в.в.

    Российский марксизм XX в.

    Российский постмарксизм в конце XX — начале XXI в.

    Западный марксизм XIX — начале XX в.

    Западный марксизм и неомарксизм XX в.

    Западный постмарксизм в конце XX — начале XXI в.

    Критика марксизма

    См. также

    Литература

    • Маркс, Карл, Энгельс, Фридрих Собрание сочинений. Изд. 2. Изд. политической литературы, М.: 1955—1981 (pdf)
    • Корш, Карл «Марксизм и философия» (1923)
    • Юрий Семёнов «Марксизм и псевдомарксизм» //глава монографии «Россия: что с ней случилось в XX веке»
    • Юрий Семёнов «Философия истории» // Современные тетради, 2003 ISBN 5-88289-208-2 (монография)
    • Перри Андерсон «Размышления о западном марксизме» — Москва, 1991 (монография)
    • Перри Андерсон «На путях исторического материализма»
    • Эрих Фромм «Марксова концепция человека» // Э. Фромм. Душа человека. — Москва: «Республика», 1992, с. 375—414.
    • Кагарлицкий Б. Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения — Москва: Алгоритм, Эксмо ISBN 5-699-13846-3 (Философский бестселлер)
    • Максимилиан Рюбель Маркс против марксизма. — Москва: НПЦ «Праксис», 2006 г. ISBN 5-901606-08-6
    • Каутский, Карл Экономическое учение Карла Маркса 1886
    • Каутский, Карл К критике теории и практики марксизма («Антибернштейн») 1899 (djvu)
    • Розенберг Д. И. Комментарии к «Капиталу» Маркса.
    • Месарош, Иштван По ту сторону капитала: к теории переходного периода
    • Даниэль Герен Анархизм и марксизм
    • Лекции А. Б. Гофмана
    • Владимир Ленин Три источника и три составных части марксизма
    • Владимир Ленин. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). ПСС, т.26, с. 43 — 81.

    Критика

    • Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет «История революций и социал. движений»]. — Москва: Наука, 1991.

    Примечания

    1. На первые два положения указывал еще Энгельс. См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19)
    2. К. Маркс в Письме И. Вейдемемейеру от 5 марта 1852 года отмечал: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.». См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 28 с 424—427.
    3. Ленин В. И., Три источника и три основные части марксизма, 1913;
    4. Маркс К., предисловие ко второму изданию «Капитала»
    5. Маркс К., Тезисы о Фейербахе
    6. Гофман А. Б., 7 лекций по истории социологии
    7. Например, Б. Г. Бажанов в своих воспоминаниях Записки секретаря Сталина писал:»Революция совершена по марксистской догме. А как само Политбюро относится к этой догме? В первое же время моего секретарствования на Политбюро мое ухо уловило иронический смысл термина «образованный марксист». Оказалось, что когда говорилось «образованный марксист», надо было понимать: «болван и пустомеля».
      Бывало и яснее. Народный комиссар финансов Сокольников, проводящий дежурную реформу, представляет на утверждение Политбюро назначение членом коллегии Наркомфина и начальником валютного управления профессора Юровского. Юровский — не коммунист, Политбюро его не знает. Кто-то из членов Политбюро спрашивает: «Надеюсь, он не марксист?» — «Что вы, что вы, — торопится ответить Сокольников, — валютное управление, там надо не языком болтать, а уметь дело делать». Политбюро утверждает Юровского без возражений.»
    8. Философия XX века. Учебное пособие. — Москва: ЦИНО общества «Знание» России, 1997.

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Марксизм — это… Что такое Марксизм?

    Основатель марксизма — Карл Маркс

    Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.

    Общая характеристика

    Традиционно считается[1], что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

    Часто принято разделять:

    Российский историк-марксист Юрий Семёнов в одной из своих работ писал: «Как известно, марксизм включает в себя три части: философию, теорию капиталистической экономики и концепцию социализма. Марксистская политэкономия капитализма была создана в основном в середине XIX в.. С тех пор в экономике капитализма произошли существенные изменения. Жизнь ушла вперед, а теория продолжала оставаться в основном такой, какой она вышла из-под пера К. Маркса. Результатом явилось расхождение между ней и реальным положением вещей. Экономическая теория марксизма в том виде, в котором она продолжала излагаться, явно устарела. Но это вовсе не значит, что она должна быть полностью отброшена. <…> Значительно больше, чем экономическая теория, устарела созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом концепция социализма. Она во многом лишилась теоретического обоснования. Многие противоречия капитализма были преодолены иными способами, чем те, на которые указывали основоположники марксизма. В целом во многом ошибочным оказалось их представление о путях социального переустройства капиталистического общества.

    Лучше всего обстоит дело с марксистской философией вообще, материалистическим пониманием истории в частности. Все ключевые положения философии марксизма остаются в силе и сейчас. Но это, разумеется, отнюдь не означает, что она не нуждается в дальнейшей разработке на основе обобщения новейших данных науки. Материалистическое понимание истории и сейчас продолжает оставаться наилучшим из ныне существующих подходов к осмыслению фактического материала, имеющегося в распоряжении общественных наук. С этим связан непрерывно растущий интерес к нему среди зарубежных исследователей, особенно среди этнологов и археологов»[3].

    История марксизма

    В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30-х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

    В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 г. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:

    Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.
    Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

    Сама программа содержит 10 пунктов:

    Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
    Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
    1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
    2. Высокий прогрессивный налог.
    3. Отмена права наследования.
    4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
    5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
    6. Централизация всего транспорта в руках государства.
    7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
    8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
    9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
    10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

    Карл Маркс, однако, жестко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

    В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс рассматривали насильственную антикапиталистическую революцию как завершающую стадию классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. Но после поражения революций 1848-49 годов они преодолели свои иллюзии относительно близости антикапиталистической революции, что позволило им более трезво оценить повседневную борьбу пролетариата за свои права в рамках буржуазного общества. Они стали говорить о возможности мирных социалистических преобразований, учитывая расширение избирательного права в европейских странах во второй половине XIX века. Так, во введении к переизданию работы Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.» Энгельс писал, что «рабочие стали оспаривать у буржуазии каждую выборную должность, если при замещении ее в голосовании участвовало достаточное количество рабочих голосов. И вышло так, что буржуазия и правительство стали гораздо больше бояться легальной деятельности рабочей партии, чем нелегальной, успехов на выборах, – чем успехов восстания».[4]

    В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э.Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

    В 1890-е годы в Российской империи существовал так называемый «легальный марксизм» пропагандировались в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало». Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром партии кадетов.

    В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества (смотри также статью Тоталитаризм).

    Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

    4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

    Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике её развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нём государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа». «Левая оппозиция» в СССР прекратила свое существование в результате репрессий, но идеология её лидера Л.Троцкого, высланного из страны, (троцкизм) стала достаточно популярной за рубежом.

    Коммунистическая идеология в том виде, в каком она стала господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название «марксизм-ленинизм». Позже возник так называемый «западный марксизм». Его основоположниками принято считать Д. Лукача, Карла Корша, Антонио Грамши.

    Разоблачения сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Его поддержал лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика советского лидера Н. С. Хрущёва была названа ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию. В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер КНДР Ким Ир Сен, лавируя между СССР и Китаем, в 1955 провозгласил идеологию «чучхе», которая преподносится как гармоничная трансформация идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли.

    Крупнейшие социал-демократические партии Европы отказались от приверженности марксизму (СДПГ в 1959 г. с принятием Годесбергской программы, ИСРП в 1979 г. с избранием Ф. Гонсалеса лидером партии).

    Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название «еврокоммунизм».

    Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

    В творчестве Маркса выделяют два периода:

    • Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
    • Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

    Владимир Ильич Ленин выделил как особо значимые три источника марксистского учения: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм[5][6].

    Маркс и Гегель

    Маркс выступает против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики[7].

    Марксистская философия

    В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за её умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его»[8].

    Позднее такая позиция вырождается в резкую критику метафизической философии в «Немецкой идеологии».

    Диалектический материализм

    Проверить информацию.

    Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
    На странице обсуждения идёт дискуссия на тему: Так кто же впервые использовал?.

    Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплён Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма.

    Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике». Выражение «диалектический материализм» ввёл в научный оборот И. Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».

    Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».

    Марксистская философия истории

    Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.

    Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

    Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим).

    Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.

    Экономическое учение Маркса

    Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. С помощью этого нового понятия Маркс пытался[9] объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.
    Позднейшие исследования (Бём-Баверк и др.) поставили под сомнение как саму экономическую доктрину Маркса, так и политические выводы из нее[10].

    Карл Маркс не использовал в своих работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии[11]. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается.

    В России идеи марксистской социологии получили широкое распространение благодаря Г. В. Плеханову[12].

    Коммунизм

    Коммунизм, по мнению Маркса[источник не указан 1309 дней], — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.

    Коммунизм Маркс понимал[источник не указан 1309 дней] как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.

    Марксизм как официальная идеология

    В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто.

    Далеко не все политики, использовавшие и использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно в нём разбирались и были его последовательными и убеждёнными сторонниками. Довольно часто марксизм использовался как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма[13].

    Ряд современных исследователей высказывают мнение, что в СССР и некоторых других странах партийная номенклатура использовала марксистские идеи в их догматизированном и вульгарном представлении[14].

    Марксистские и постмарксистские школы и направления

    Теория и идеология Маркса породила множество последователей как в научной сфере, так и в политике.

    Российский марксизм XIX — нач. XX вв.

    Российский марксизм XX в.

    Российский марксизм XXI в.

    Российский постмарксизм в конце XX — начале XXI в.

    Западный марксизм XIX — начале XX в.

    Западный марксизм и неомарксизм XX в.

    • Вернер Зомбарт — апология экономической доктрины марксизма
    • Дьёрдь Лукач — проблемы отчуждения, товарного фетишизма.
    • Луи Альтюссер — структуралистский марксизм.
    • Эрнст Блох — философия надежды, марксизм как религия — как открытость будущему.
    • Жан Бодрийяр — от политэкономии денег к политэкономии знака и символа.
    • Карл Манхейм — разработка концепции идеологии.
    • Вильгельм Райх — фрейдо-марксизм, разработка идеи «Сексуальной революции».
    • Франкфуртская школа.
    • Жан Поль Сартр — марксизм-экзистенциализм, проблемы отчуждения, свободы.
    • Антонио Грамши — гражданское общество, интеллигенция, культура.
    • Эрнест Мандель — изучение анатомии бюрократии в Советском Союзе и при капитализме; исследование перспектив её отмирания при переходе общества на качественно новую ступень развития.
    • Бертелл Оллман — отчуждение.
    • Перри Андерсон — британско-американский историк, теоретик движения «новых левых».
    • Рюбель, Максимилиан — марксистский историк и теоретик либертарного коммунизма.
    • Коркут Боратав — марксистский экономист, изучал проблемы распределения ресурсов и международной эксплуатации.

    Западный постмарксизм в конце XX — начале XXI в.

    Критика марксизма

    • По мнению ряда историков и экономистов попытки построить «справедливое общество» на основе классического марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире.[15][16]
    • Точка зрения о несостоятельности марксизма как науки о развитии общества имеет место и в современном экономическом образовании [17] :

    В курсе, который предлагается избравшим его студентам, будет аргументированно показано, почему эта теория за два века существования выявила свою полную несостоятельность. История развивалась совершенно не так, как то представлено в марксистской теории формаций, особенно в той её части, которой в свое время наиболее старательно занимался сам Маркс.

    • Видный философ и богослов С. Н. Булгаков считал, что детерминированность исторического процесса, постулируемая марксизмом, противоречит его же призыву к воздействию на историю. По словам Булгакова[18]:

    Марксизм предсказывает наступление социализма, как астрономия — лунное затмение, и для осуществления этого лунного затмения организует партию.

    • Видный немецкий философ К.Т. Ясперс, высоко оценивая эвристическое значение марксизма, в то же время критиковал его за абсолютизацию выявленных им закономерностей в функционировании общества:

    …научный марксизм дал чрезвычайно плодотворный метод познания, однако в качестве абсолютизированного тотального учения в области философии истории и социологии он превратился в заблуждение — что может быть научно доказано, — в мировоззрение, предающееся фантазиям.[19]

    В итоге марксизм, считал Ясперс, оказался не наукой, а видом мифотворчества, основанным на вере в то, что разрушение существующего мира приведёт к рождению нового человека[20]

    Бём-Баверк

    Видный австрийский экономист О. Бём-Баверк, в своем труде «Критика теории Маркса», опубликованном в 1896 году, дал подробный анализ экономической теории Маркса. На основе обнаруженных расхождений и противоречий между 1-м и 3-м томами «Капитала» Бём-Баверк сделал вывод об ошибочности главных элементов теории Маркса: трудовой теории стоимости и теории прибавочной стоимости. Массовую популярность идей Маркса Бём-Баверк объяснял исключительно психологической притягательностью последней для определенных слоев населения[21]:

    Толпа же — что вполне понятно — <…> переходит на сторону такой теории. Критическое исследование ведь не ее дело; она просто следует своим желаниям. Она верит в теорию эксплуатации, потому что она ей приятна, хотя она и неверна; и она верила бы в нее и в том случае, если бы ее теоретическое обоснование было еще слабее, чем оно есть на самом деле.

    См. также

    Литература

    • Маркс, Карл, Энгельс, Фридрих Собрание сочинений. Изд. 2. — М.: Изд. политической литературы, 1955—1981 (pdf)
    • Корш, Карл «Марксизм и философия» (1923)
    • Юрий Семёнов «Марксизм и псевдомарксизм» //глава монографии «Россия: что с ней случилось в XX веке»
    • Юрий Семёнов «Философия истории» // Современные тетради, 2003 ISBN 5-88289-208-2 (монография)
    • Перри Андерсон «Размышления о западном марксизме» (монография) — Москва, 1991.
    • Перри Андерсон «На путях исторического материализма»
    • Эрих Фромм «Марксова концепция человека» // Э. Фромм. Душа человека. — Москва: «Республика», 1992. — с. 375—414.
    • Кагарлицкий Б. Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения — Москва: Алгоритм, Эксмо. — ISBN 5-699-13846-3 (Философский бестселлер)
    • S. D. Shenfield. VLADISLAV BUGERA: PORTRAIT OF A POST-MARXIST THINKER
    • Максимилиан Рюбель Маркс против марксизма. — Москва: НПЦ «Праксис», 2006. — ISBN 5-901606-08-6
    • Каутский, Карл Экономическое учение Карла Маркса 1886
    • Каутский, Карл К критике теории и практики марксизма («Антибернштейн») 1899 (djvu)
    • Розенберг Д. И. Комментарии к «Капиталу» Маркса.
    • Месарош, Иштван По ту сторону капитала: к теории переходного периода
    • Даниэль Герен Анархизм и марксизм
    • Лекции А. Б. Гофмана
    • Владимир Ленин Три источника и три составных части марксизма
    • Владимир Ленин. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). ПСС, т.26. — с. 43-81.

    Критика

    • Людвиг фон Мизес.Социализм. Экономический и социологический анализ. — Москва: «Catallaxy», 1994, — С. 416. — ISBN 5-86366-022-8 (русск.).
    • Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1—2. — М., 1992.
    • Поппер, К. Нищета историзма. — Москва, 1993.
    • Рассел Б. Практика и теория большевизма / [Авт. послесл. В. С. Марков; АН СССР, Науч. совет «История революций и социал. движений»]. — Москва: Наука, 1991.
    • Хайек Ф. А. Дорога к рабству.
    • Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма — Москва: Новости, 1992. — ISBN 5-7020-0445-0.
    • Бакунин М. А. Государственность и анархия // Философия. Социология. Политика. — М.: Правда, 1989.
    • Черкезов В. Н. Предтечи Интернационала. Доктрины марксизма. — Пб.-М.: Голос Труда, 1919
    • В. А. Бубнов «Антимарксизм» Санкт-Петербург. 2000 г. ISBN-5-88977-030-7 ЛР N 064064 от 5 мая 95 года
    • * И.Р. Шафаревич Социализм как явление мировой истории. — Москва: Советский Писатель, 1991. — ISBN 5-265-01-844-1
    • * Бём-Баверк, Ойген фон Критика теории Маркса. — Челябинск.: Социум, 2002. — 283 с. — 1000 экз. — ISBN 5-901901-08-8

    Примечания

    1. На первые два положения указывал еще Энгельс. См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19)
    2. К. Маркс в Письме И. Вейдемемейеру от 5 марта 1852 года отмечал: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.». См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 28 с 424—427.
    3. Ю. И. Семёнов. Марксизм и псевдомарксизм
    4. Учение К.Маркса и идея насильственной революции
    5. Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма. — Полн.собр.соч., т.23.
    6. Ленин В. И., Три источника и три основные части марксизма, 1913;
    7. Маркс К., предисловие ко второму изданию «Капитала»
    8. Маркс К., Тезисы о Фейербахе
    9. Бём-Баверк, К завершению марксистской системы
    10. Бём-Баверк, Теория эксплуатации
    11. Гофман А. Б., 7 лекций по истории социологии
    12. http://ecsocman.hse.ru/data/292/684/1219/92_plekhanovx20-x20lenin.doc
    13. Например, Б. Г. Бажанов в своих воспоминаниях Записки секретаря Сталина писал:»Революция совершена по марксистской догме. А как само Политбюро относится к этой догме? В первое же время моего секретарствования на Политбюро мое ухо уловило иронический смысл термина «образованный марксист». Оказалось, что когда говорилось «образованный марксист», надо было понимать: «болван и пустомеля».
      Бывало и яснее. Народный комиссар финансов Сокольников, проводящий дежурную реформу, представляет на утверждение Политбюро назначение членом коллегии Наркомфина и начальником валютного управления профессора Юровского. Юровский — не коммунист, Политбюро его не знает. Кто-то из членов Политбюро спрашивает: «Надеюсь, он не марксист?» — «Что вы, что вы, — торопится ответить Сокольников, — валютное управление, там надо не языком болтать, а уметь дело делать». Политбюро утверждает Юровского без возражений.»
    14. Философия XX века. Учебное пособие. — Москва: ЦИНО общества «Знание» России, 1997.
    15. 190-летие Карла Маркса: Социализм против Капитализма, круглый стол. «…а как быть с десятками стран со ста миллионами жертв, которые были в XX веке в коммунистических режимах…»
    16. «Гуманизм и марксизм»: ««…реальные преступления против человечности, на геноцид, развязанный лидерами „пролетарской революции“ в России. В ход идет все, что угодно. Например, было не 60 миллионов репрессированных, а, скажем, 5 или 10.»»
    17. Высшая школа экономики. Требования к студентам
    18. Шафаревич, с. 369
    19. КАРЛ ЯСПЕРС. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. — М.: Политиздат, 1991. — 527 с. — (Мыслители XX в.). — ISBN 5-250-01357-0
    20. Шафаревич, с. 271
    21. Бём-Баверк, Теория эксплуатации, с. 280

    Внешние ссылки

    dic.academic.ru