Личность сознание деятельность – Деятельность Сознание Личность в СОКРАЩЕНИИ — Статьи по учебе — Каталог статей
Как связаны сознание и деятельность человека?
Сознание — это способ восприятия окружающего мира человеком. Само слово указывает на процесс постижения знания, заложенного в окружающем мире, и удвоение его посредством мышления. Как связаны сознание и деятельность человека? Для ответа на вопрос поэтапно разберем эти термины.
Природа сознания
Сам термин содержит подсказку о сущности процесса. Реальность окружающего мира хаотичная на первый взгляд, имеет в основе определенный логикой природы порядок. Внутренний закон, согласно которому и определяется порядок и последовательность явлений внешнего мира.
Человек как часть природы имеет особенность, которая дает ему право осуществлять преобразующую окружающий мир деятельность. Эта способность — мышление. Сознание и деятельность человека оказывают преобразующее воздействие на окружающий мир.
Именно предметное освоение действительности дает право говорить об осознанной деятельности. Сознание — это процесс мышления, в результате которого знание, заложенное в природе реального мира, получает отражение в мышлении человека.
Осознанная деятельность
Человек, осуществляя деятельность, имеет определенную цель и предмет. Целью является результат деятельности, который получает человек в итоге преобразования окружающего мира. В ином случае деятельность и сознание ее ценности теряют смысл.
Все этапы деятельности человека связаны с осознанием процесса:
- постановка цели и задач деятельности;
- применение знаний, умений и навыков в процессе труда;
- оценка результатов деятельности.
Эти последовательные этапы активности показывают, как связаны сознание и деятельность в процессе преобразования действительности.
Развивающая деятельность
Осознанно осуществляя деятельность, человек тем самым задает горизонты своего развития. Поскольку сама деятельность является развивающей средой для формирования личности. Рассматривая деятельность и сознание как взаимосвязанные процессы, ученые разработали учение о деятельности как ведущей на каждом из возрастных этапов человека:
- Игровая. В процессе ребенок получает и отрабатывает знания о мире.
- Учебная. В процессе школьник приобретает знания об основных областях жизнедеятельности человека.
- Трудовая. Эта форма является основой самореализации человека в качестве личности.
На фоне этого учения наглядно проявляется, как связаны сознание и деятельность человека на каждом из возрастных этапов жизни.
Личность и трудовая деятельность
Общей целью осознанной трудовой деятельности является удовлетворение личных потребностей. Они могут быть разные. Известная схема — пирамида потребностей Маслоу — сообщает о наличии четырех уровней потребностей:
- Физиологические потребности. Начальный уровень потребностей человека. который позволяет осуществлять существование на уровне природы.
- Потребность в безопасности. Отвечает цели самосохранения человека.
- Потребность в принадлежности к социальной группе. Отвечает природе человека как социального существа.
- Потребность в уважении, признании и самовыражении. Это уровень потребности развитой личности.
Все потребности в разной степени являются мотивирующим началом деятельности человека. Степень зависит от культуры уровня морали личности. Если человек ориентирован только на материальные потребности, формируется потребительский тип культуры и ей определяется деятельность. Сознание, личность в полной степени обретают свою стихию на высшем уровне потребности, в процессе полного самовыражения.
Как связаны сознание и деятельность, личностная самореализация в процессе трудовой деятельности? Именно в процессе производства социально значимой деятельности личность в полной мере реализует свой потенциал. Она получает признание, уважение за востребованный обществом результат труда и в этом полностью проявляет свою цель, назначение.
На уровне решения проблемы физиологического удовлетворения потребностей и потребности в безопасности человек обеспечивает только свое индивидуальное бытие. И только будучи востребованной обществом личностью, человек удовлетворяет свою осознанную потребность в том, что он привнес в развитие общества.
fb.ru
Деятельность. Сознание. Личность — Глава IV ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ
Страница 12 из 21
Глава IV ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ1. ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ
Деятельность субъекта – внешняя и внутренняя – опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе – к его состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однако теперь логика исследования оборачивается: проблема проявления психических процессов превращается в проблему их происхождения, их порождения теми общественными связями, в которые вступает человек в предметном мире.
Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, – это субъективный мир сознания. Потребовались века, чтобы освободиться от отождествления психического и сознательного. Удивительно то многообразие путей, которые вели к их различению в философии, психологии, физиологии: достаточно назвать имена Лейбница, Фехнера, Фрейда, Сеченова и Павлова.
Решающий шаг состоял в утверждении идеи о разных уровнях психического отражения. С исторической, генетической точки зрения это означало признание существования досознательной психики животных и появления у человека качественно новой ее формы – сознания. Так возникли новые вопросы: о той объективной необходимости, которой отвечает возникающее сознание, о том, что его порождает, о его внутренней структуре.
Сознание в своей неопосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. Перед неискушенным человеком наличие у него этой субъективной картины не ставит, разумеется, никаких теоретических проблем: перед ним мир, а не мир и картина мира. В этом стихийном реализме заключается настоящая, хотя и наивная правда. Другое дело – отождествление психического отражения и сознания, это не более чем иллюзия нашей интроспекции.
Она возникает из кажущейся неограниченной широты сознания. Спрашивая себя, сознаем ли мы то или иное явление, мы ставим перед собой задачу на осознание и, конечно, практически мгновенно решаем ее. Понадобилось изобрести тахистоскопическую методику, чтобы экспериментально разделить «поле восприятия» и «поле сознания».
С другой стороны, хорошо известные и легко воспроизводимые в лабораторных условиях факты говорят о том, что человек способен осуществлять сложные приспособительные процессы, управляемые предметами обстановки, вовсе не отдавая себе отчета в наличии их образа; он обходит препятствия и даже манипулирует вещами, как бы «не видя» их.
Другое дело, если нужно сделать или изменить вещь по образцу или изобразить некоторое предметное содержание. Когда я выгибаю из проволоки или рисую, скажем, пятиугольник, то я необходимо сопоставляю имеющиеся у меня представление с предметными условиями, с этапами его реализации в продукте, внутренне примериваю одно к другому, такие сопоставления требуют, чтобы мое представление выступило для меня как бы в одной плоскости с предметным миром, не сливаясь, однако, с ним. Особенно ясно это в задачах, для решения которых нужно предварительно осуществить «в уме» взаимные пространственные смещения образов объектов, соотносимых между собой; такова, например, задача, требующая мысленного поворачивания фигуры, вписываемой в другую фигуру.
Исторически необходимость такого «предстояния» (презентированности) психического образа субъекту возникает лишь при переходе от приспособительной деятельности животных к специфической для человека производственной, трудовой деятельности. Продукт, к которому теперь стремится деятельность, актуально еще не существует. Поэтому он может регулировать деятельность лишь в том случае, если он представлен для субъекта в такой форме, которая позволяет сопоставить его с исходным материалом (предметом труда) и его промежуточными преобразованиями. Более того, психический образ продукта как цели должен существовать для субъекта так, чтобы он мог действовать с этим образом – видоизменять его в соответствии с наличными условиями. Такие образы и суть сознательные образы, сознательные представления – словом, суть явления сознания.
Сама по себе необходимость возникновения у человека явлений сознания, разумеется, еще ничего не говорит о процессе из порождения. Она, однако, ясно ставит задачу исследования этого процесса, задачу, которая в прежней психологии вообще не возникала. Дело в том, что в рамках традиционной диодической схемы объект —> субъект феномен сознания у субъекта принимался без всяких объяснений, если не считать истолкований, допускающих существование под крышкой нашего черепа некоего наблюдателя, созерцающего картины, которые ткут в мозге нервные физиологические процессы.
Впервые метод научного анализа порождения и функционирования человеческого сознания – общественного и индивидуального – был открыт Марксом. В результате, как это подчеркивает один из современных авторов, предмет исследования сознания переместился от субъективного индивида на социальные системы деятельности, так что «метод внутреннего наблюдения и понимающей интроспекции, долгое время монопольно владевший исследованиями сознания, затрещал по швам».8585 М. К. Мамардашвили. Анализ сознания в работах Маркса. «Вопросы философии», 1968, гл. 6, стр. 14. 85 На немногих страницах невозможно, разумеется, охватить сколько-нибудь полно даже только главные вопросы марксистской теории сознания. Не претендуя на это, я ограничусь лишь некоторыми положениями, которые указывают пути решения проблемы деятельности и сознания в психологии.
Очевидно, что объяснение природы сознания лежит в тех же особенностях человеческой деятельности, которые создают его необходимость: в ее объективно-предметном, продуктивном характере.
Трудовая деятельность запечатлевается в своем продукте. Происходит, говоря словами Маркса, переход деятельности в покоящееся свойство. Переход этот представляет собой процесс вещественного воплощения предметного содержания деятельности, которое презентируется теперь субъекту, т. е. предстает перед ним в форме образа воспринимаемого предмета.
Иначе говоря, в самом первом приближении порождение сознания рисуется так: представление, управляющее деятельностью, воплощаясь в предмете, получает свое второе, «объективированное» существование, доступное чувственному восприятию; в результате субъект как бы видит свое представление во внешнем мире; дублицируясь, оно осознается. Схема эта является, однако, несостоятельной. Она возвращает нас к прежней субъективно-эмпирической, по сути идеалистической, точке зрения, которая как раз и выделяет прежде всего то обстоятельство, что указанный переход имеет в качестве своей необходимой предпосылки сознание – наличие у субъекта представлений, намерений, мысленных планов, схем или «моделей»; что эти психические явления и объективируются в деятельности и ее продуктах. Что же касается самой деятельности субъекта, то, управляемая сознанием, она выполняет по отношению к его содержанию лишь передаточную функцию и функцию их «подкрепления – неподкрепления».
Однако главное состоит вовсе не в том, чтобы указать на активную, управляющую роль сознания. Главная проблема заключается в том, чтобы понять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире.
Деятельность является отнюдь не просто выразителем и переносчиком психического образа, который объективизируется в ее продукте. В продукте запечатлевается не образ, а именно деятельность, то предметное содержание, которое она объективно несет в себе.
Переходы субъект —> деятельность —> предмет образуют как бы круговое движение, поэтому может казаться безразличным, какое из его звеньев или моментов взять в качестве исходного. Однако это вовсе не движение в заколдованном круге. Круг этот размыкается, и размыкается именно в самой чувственно-практической деятельности.
Вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностью и подчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своей обогащенности она кристаллизируется в продукте. Осуществленная деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание. При этом для сознания субъекта вклады, которые вносятся его деятельностью, остаются скрытыми; отсюда и происходит, что сознание может казаться основой деятельности.
Выразим это иначе. Отражение продуктов предметной деятельности, реализующей связи, отношения общественных индивидов выступают для них как явления их сознания. Однако в действительности за этими явлениями лежат упомянутые объективные связи и отношения общественных индивидов выступают для них как явления их сознания. Однако в действительности за этими явлениями лежат упомянутые объективные связи и отношения, хотя и не в явной, а в снятой, скрытой от субъекта форме. Вместе с тем явления сознания составляют реальный момент в движении деятельности. В этом и заключается их не «эпифеноменальность», их существенность. Как верно отмечает В. П.Кузьмин, сознательный образ выступает в функции идеальной меры, которая овеществляется в деятельности.8686 См. «История марксистской диалектики». М., 1971, стр. 181–184. 86
Подход к сознанию, о котором идет речь, в корне меняет постановку важнейшей для психологии проблемы – проблемы соотношения субъективного образа и внешнего предмета. Он уничтожает ту мистификацию этой проблемы, которую создает в психологии многократно упомянутый мною постулат непосредственности. Ведь если исходить из допущения, что внешние воздействия непосредственно вызывают в нас, в нашем мозге, субъективный образ, то тотчас встает вопрос, как же происходит, что образ этот выступает как существующий вне нас, вне нашей субъективности – в координатах внешнего мира.
В рамках постулата непосредственности ответить на этот вопрос можно, только допустив процесс вторичного, так сказать, проецирования психического образа вовне. Теоретическая несостоятельность такого допущения очевидна;8787 С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. М., 1957, стр. 34; В. А. Лекторский. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. М., 1965; А. В. Брушлинский. О некоторых методах моделирования в психологии. В сб. «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1969, стр. 148–254. 87 к тому же оно находится в явном противоречии с фактами, которые свидетельствуют о том, что психический образ с самого начала уже «отнесен» к внешней по отношению к мозгу субъекта реальности и что он не проецируется во внешний мир, а, скорее вычерпывается из него.8888 См. А. Н. Леонтьев. Образ и модель. «Вопросы психологии», 1970, гл. 2. 88 Конечно, когда я говорю о «вычерпывании», то это не более чем метафора. Она, однако, выражает реальный, доступный научному исследованию процесс – процесс присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, в форме сознательного отражения.
Этот процесс первоначально возникает в той же системе объективных отношений, в которой происходит переход предметного содержания деятельности в ее продукт. Но для того чтобы процесс этот реализовался, недостаточно, чтобы продукт деятельности, впитавший ее в себя, предстал перед субъектом своими вещественными свойствами; должна произойти такая его трансформация, в результате который он мог бы выступить как познаваемый субъектом, т. е. идеально. Трансформация эта происходит посредством функционирования языка, являющегося продуктом и средством общения между собой участников производства. Язык несет в своих значениях (понятиях) то или другое предметное содержание, но содержание, полностью освобожденное от своей вещественности. Так, пища является, конечно, вещественным предметом, значение же слова «пища» не содержит в себе ни грамма пищевого вещества. При этом и сам язык тоже имеет свое вещественное существование, свою материю; однако язык, взятый по отношению к означаемой реальности, является лишь формой ее бытия, как и те вещественные мозговые процессы индивидов, которые реализуют ее осознание.8989 См. Э. В. Ильенков. Идеальное. «Философская энциклопедия», т.2. М., 1962. 89
Итак, индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходе становления и развития общества. Вне системы этих отношений (и вне общественного сознания) существование индивидуальной психики в форме сознательного отражения, сознательных образов невозможно.
Для психологии ясное понимание этого тем более важно, что она до сих пор окончательно не отрешилась в объяснения явлений сознания от наивного антропологизма. Даже деятельностный подход в психологическом изучении явлений сознания позволяет понять их лишь при том неприменном условии, что сама деятельность человека рассматривается как процесс, включенный в систему отношений, осуществляющий его общественное бытие, которое есть способ его существования также и в качестве природного, телесного существа.
Конечно, указанные условия и отношения, порождающие человеческое сознание, характеризуют его лишь на самых ранних этапах. Впоследствии в связи с развитием материального производства и общения, выделением, а потом и обособлением духовного производства и происходящей технизации языка сознание людей освобождается от прямой связи с их непосредственно-практической трудовой деятельностью. Круг сознаваемого все более расширяется, так что сознание становится у человека универсальной, хотя и не единственной, формой психического отражения. Оно претерпевает при этом ряд радикальных изменений.
Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по – прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно – практической деятельности и более того – управляющим ею.
Другое капитальное изменение, претерпеваемое сознанием в ходе исторического развития, состоит в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива и сознания образующих его индивидов. Это происходит в силу того, что осознаваемым становится широкий круг явлений, включающий в себя также явления, принадлежащие к сфере таких отношений индивидов, которые составляют особенное в жизни каждого их них. При этом классовое расслоение общества приводит к тому, что люди оказываются в неодинаковых, противопоставленных друг другу отношениях к средствам производства и общественному продукту; соответственно и их сознание испытывает на себе влияние этой неодинаковости, этой противопоставленности. Вместе с тем вырабатываются идеологические представления, которые включаются в процесс осознания конкретными индивидами их реальных жизненных отношений.
Возникает сложнейшая картина внутренних связей, переплетений и взаимопереходов, порождаемая развитием внутренних противоречий, которые в своем абстрактном виде выступают уже при анализе самых простых отношений, характеризующих систему человеческой деятельности. На первый взгляд погружение исследования в эту сложнейшую картину может казаться уводящим от задач конкретно-психологического изучения сознания, к подмене психологии социологией. Но это вовсе не так. Напротив, психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с темы общественными отношениями, в которые вовлечен индивид.
libsib.ru
Деятельность и сознание личности – HomeWork.net.ua
Психика человека коренным образом отличается от психики даже более высокоорганизованных животных. Она представляет собой сознание. Что все-таки касается тех моментов отражения, которые характерны и человеку и животному, то они у человека, составляя единство с сознанием, по существу носят подчиненный нрав. Даже рефлекторный акт у человека время от времени может выступить в качестве метода и типичного механизма воплощения сознательного деяния. У животных же таковой акт может войти в состав только более либо наименее сложного подсознательного деяния и “обслуживать” его.
Сознание – это единство всех психологических процессов, состояний и параметров человека как личности; оно представляет собой очень непростой процесс отражения беспристрастной реальности. Другими словами, давая определение сознанию, мы можем выделить, что это высший уровень психологического отражения человеком реальности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Сознание представляет собой единство всех форм зания человека и его дела к тому, что он отражает. Чувство, память, мышление, настроение, мечта, склонность, напористость, принципиальность и все другие психологические процессы, состояния и характеристики человека – это формы проявления его сознания.
Развитие всех психологических функций в их содействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения окружающего мира, в неком смысле его модели. Направляющее воздействие этой модели на поведение человека отражается им как сознание.
Беспристрастный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании – преобразуется в безупречное, а сознание как безупречное претворяется в деяния, в реальное.
Один из основополагающих принципов российскей психологии, принцип единства сознания и деятельности, заключается в утверждении их связи и взаимообусловленности: деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к наружному миру. Сознание сформировывает внутренний план деятельности, ее программку. Конкретно в сознании синтезируются динамические модели реальности, с помощью которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.
Сознание определяет предварительное, мысленное, построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способностью отдавать для себя отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Внедрение сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить итог, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, другими словами безупречный. В отличие от животных, человек не просто реализует заложенную видовым опытом программку поведения, определяемую чисто био потребностями, а производит свою программку методом выдвижения новых целей и задач.
Осознанная, целесообразная и случайная регуляция поведения человека вероятна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель окружающего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошедшим и не только лишь намечать цели грядущего поведения, да и ясно их представлять. Так реализуется предусмотрительность – представление последствий поступков до их совершения – и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели методом минимизации различия меж реальным и хотимым положением вещей.
Достоинства внутренней модели перед необходимостью реально опробовать все намеченные деяния появляются и в том, что она допускает перенос обучения, другими словами правильное решение новейшей задачки в неведомой ранее сфере, где у человека нет опыта, если по неким аспектам новенькая задачка имеет схожие со старенькой черты. Таковой положительный перенос исключает необходимость скопления собственного практического опыта в каждой определенной области и тем улучшает адаптацию человека к среде. Но воззвание к мысленному тесту и к пророчествам на базе учета динамических процессов и модели может давать отличные результаты исключительно в том случае, если наружняя среда изменяется не очень стремительно: ведь неважно какая модель инерционна, и если наружняя среда очень изменчива, прогноз на модели может приводить к ошибкам.
Разумеется, что без роли памяти не могут формироваться и сохраняться представления, которые являются объектами манипулирования при предвосхищении результата грядущего поведения. Сам факт введения в память инфы о неком событии свидетельствует о его определенной значимости (по другому оно не попало бы в долговременную память), а присутствие там этой инфы безизбежно приводит к включению ее во всю систему сохранявшихся до нее схожих фактов, другими словами к перестройке последней. Таким макаром, воздействие памяти на сознание – интенсивно, ибо такая перестройка может порождать новые оценки событий и новые цели действий.
В текущее время выделяют в качестве главных последующие характеристики сознания: построение отношений, зание и переживание. Отсюда конкретно следует включение мышления и чувств в процессы понимания. Вправду, основная функция мышления – выявление беспристрастных отношений меж предметами и явлениями меж собой, а основная функция чувств – формирование личного дела человека к предметам, явлениям и людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как компанию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.
Личное отношение, данное человеку в чувствах, неразрывно связано с переживанием. Понятие переживания выражает особенный психологический нюанс сознания: он может быть более либо наименее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном определенном психологическом явлении; он всегда дан во взаимоотношении и единстве с другим моментом – познанием, в особенности значимым для сознания.
Реально существуя в едином потоке сознания, образ и идея могут, окрашиваясь чувствами, становиться чувством и, как следует, переживаться. С. Л. Рубинштейн особо подчеркивал эту сторону сознания: “Понимание переживания – это всегда установление его беспристрастной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно ориентировано, к действиям, которыми оно может быть реализовано”.
По воззрению К. К. Платонова, переживание – на генном уровне более старая психологическая функция; зание, характерное в зачаточных формах и животным, зополучило у человека в связи с развитием речи словесное выражение и обусловило соц нюанс его развития; построение отношений присуще только человеку. В этом контексте принципиально выделить, что сознание развивается у человека исключительно в соц контактах. Фактически все рассмотренные высшие психологические процессы заносят собственный вклад в специфику организации сознания. Более явна роль языка как орудия внутренней деятельности. Большая часть исследователей согласны в том, что понимание теснейшим образом связано с оречевлением. С возникновением языка у человека создаются доступные для управления личные образы беспристрастного мира, представления, которыми он может манипулировать даже в отсутствие приятных восприятий. Это и есть решающий вклад языка в механизмы сознания. Многие ученые отождествляли безотчетное с невербальным поведением, не закрепленным в словах. Они подразумевали, что безотчетны те воспоминания, которые накоплены без роли речи. 1-ый год жизни малыша, о котором он ничего не помнит, с этой позиции вроде бы исчезает из его памяти, так как он не записан в словах.
Некие исследователи допускают, что сознание как структура внутренней модели наружного мира на генном уровне задано и “запускается”, начинает работать при физических и соц контактах человека с его окружением. Более убедительной смотрится позиция А. Н. Леонтьева, который считает, что развитие сознания идет не по пути перехода наружной деятельности в предсуществующий внутренний план, а по пути формирования самого этого внутреннего плана. Сначало действие во внутреннем плане еще опирается на реальное действие в реальной ситуации, и только потом становится вероятным поистине мысленный опыт с видами либо представлениями. На ранешних шагах формирования сознание существует только в форме психологического вида, открывающего человеку окружающий его мир, деятельность его при всем этом остается практической, наружной. На более позднем шаге развития предметом сознания становится также и внутренняя деятельность. Равномерно сознание как образ, картина окружающего мира преобразуется в модель, в которой уже можно на уровне мыслей действовать. Сейчас сознание во всей полноте начинает управлять наружной практической деятельностью и кажется независящим от чувственно-практической сферы.
Венцом развития высших психологических функций является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать окружающий мир, но, выделив себя в этом мире, узнавать собственный внутренний мир, переживать его и спецефическим образом относиться к для себя. Как писал И. М. Сеченов, самосознание дает “человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, другими словами отделять все свое внутреннее от всего привходящего снаружи, рассматривать его и сопоставлять (ассоциировать) с наружным словом, учить акт собственного сознания”.
Самосознание по собственному существу имеет глубоко публичный нрав. Мерилом для человека в его отношении к для себя выступают, сначала, другие люди. Каждый новый соц контакт меняет представление человека о для себя, и равномерно у него формируется целая система таких представлений. Эта система взглядов становится все более содержательной по мере того как человек врубается во взаимодействие со все более различными группами. Оценки себя самого исходя из убеждений тех, с кем встречается человек дома, в школе, на работе, равномерно делают его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каковой человек по сути, сколько результатом представлений человека о для себя, сложившихся на базе общения с ним окружающих. Конкретно это породило известную зрительную аналогию: каждый человек находится в скрещении уникальной композиции соц сфер, частью каждой из которых он является.
Понимание себя в качестве некого устойчивого объекта подразумевает внутреннюю целостность, всепостоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при всем этом оставаться сама собой. Единство, целостность и независимость при восприятии собственного “Я”, другими словами узнавание себя при непрерывном изменении наружных критерий существования человека, которое приводит к неизменному преобразованию внутреннего мира, является верхушкой в борьбе за независимость человека от среды. Мы уже гласили об отдельных шагах этого пути, когда обсуждали границы константности вида, характеристики памяти и внимания, которые присваивают устойчивость нашим реакциям во времени, обеспечивая реализацию избирательности, направляемую внутренними потребностями человека при переменных воздействиях снаружи. Конкретно эти свойства психологических процессов составляют нужные условия развития самосознания.
Чувство человеком собственной единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени. Он обладает как мемуарами о прошедшем, так и надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Преемственность сознания, проявляющаяся в форме “Я”, определяется длительной памятью и, в свою очередь, определяет ее роль в структуре сознания. Только длительная память обеспечивает чувство непрерывности и преемственности, конкретно ее роль в процессах сознания и самосознания делает условия для чувства самотождественности личности, невзирая на конфигурации и наружных критерий и самой личности. В онтогенезе самосознание развивается по мере усложнения соц связей малыша, значимым условием его появления является усвоение речи. На значение речи в зарождении самосознания указывал к тому же. М. Сеченов. Он отмечал, что восприятие окружающего мира повсевременно сопровождается нерасчленимыми “темными” девственными реакциями телесного происхождения. В связи с развитием речи появляется возможность расчленять сигналы, поступающие из наружной и внутренней среды, и присваивать им различные наименования. Тогда хоть какое возбуждение может быть “вырвано” из его естественной связи и удержано в памяти раздельно и изолированно от других, тем создаются условия для отделения возбуждений, идущих из наружной среды, от возбуждений, идущих со стороны внутренних органов. Таким макаром, у человека появляются предпосылки для выделения себя из окружающего мира.
Понимание детками собственного “Я” происходит равномерно. Ребенок сначала существует себе постольку, так как он выступает как объект для других людей.
Сначала ребенок понимает деяния других людей, потом через их – и собственные деяния; их понимание связано с подражанием, представлениями и звуковой речью.
1-ая стадия в развитии самосознания сопоставляется с переходом малыша от случайных действий к произвольным целенаправленным поступкам. Части собственного тела осознаются ребенком по мере того как он становится способным произвольно ими управлять. Равномерно начинают осознаваться и предметы, на которые ребенок направляет свою активность. Отделение себя от собственных действий закрепляется в усвоении ребенком собственного имени. В два года появляется традиционная формула “Я сам”. Поначалу малыши молвят о для себя в различных лицах: “Не шуми”, “Митя помылся”. Только к трем годам ребенок вполне завладевает местоимением “Я” и начинает интенсивно самовыражаться в речи. Главную роль в процессе формирования его внутреннего мира играют подражание и представление, они развертываются в 2-ух разных планах: 1-ое – в двигательном, последнее – в плане образов и знаков, но имеют нечто общее, обусловленное сходством их роли. Подражания и представления позволяют выполнить сведение воспоминаний в единую вневременную модель, не зависящую от темпа развития событий во наружной среде – модель окружающего мира.
Одним из источников формирования сознания являются детские игры. До 3-4 лет это игры-подражания со рвением копировать деяния взрослого, потом это игры по правилам. Тут ребенок начинает делать определенную, взятую на себя роль; в этих играх осваиваются дела меж людьми. Ребенок играет в “дочки-матери”, в “магазин”, беря на себя определенную роль. До появления ролевых игр малыши играют рядом, но не вкупе. Ролевые игры уже представляют собой проигрывание тех отношений меж окружающими, которые известны ребенку и доступны его восприятию. Эти игры можно рассматривать как облегченную модель различных соц отношений. Выполняя различные роли, ребенок получает простое представление о самом для себя и собственных способностях. Ролевые игры подготавливают малыша к вступлению во взрослый мир с его соц связями. Овладевая продуктивной деятельностью, человек осваивает реальные семейные, проф, публичные роли. Конкретно они определяют предстоящий путь развития его сознания и самосознания. Только в подростковом возрасте происходит становление осознающей себя личности.
Самосознание – самый высокоорганизованный психологический процесс. Оно формируется при содействии с другими людьми, приемущественно с теми, с кем появляются особо важные контакты. Но самосознание связано не только лишь с воздействием этих контактов, да и с самооценками, которые зависят от соотношения фурроров и притязаний, другими словами от удачливости деятельности человека.
Основная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность осознать, каковой он есть по сути, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может или заняться самоусовершенствованием, или, включив защитные механизмы, вытеснить эти противные сведения, избегая травмирующего воздействия внутреннего конфликта. Только благодаря пониманию собственной особенности, появляется особенная функция самосознания, защитная, рвение защитить свою особенность от опасности ее нивелирования. На этой базе и развивается ряд защитных устройств.
В самосознании соотносятся мотивы и деяния, одни мотивы с другими, и тем выстраивается иерархия мотивов. Уяснение себе более важных мотивов знаменует развитие личности. Такое понимание приводит к перестройке всех систем установок и сформировывает безупречное “Я”. В свою очередь, безупречное “Я” оказывает влияние и на соц приспособление, и на уровень тревожности, и на особенности мотивации, оно же накладывает запреты и моральные ограничения на все поведение человека. Собственные свойства, к которым он стремится, определяют для него и ближние и далекие цели, а различие меж безупречным и реальным “Я” служит источником мотивации. По Фрейду [339], “Я” – это центр сознательной адаптации к среде, включающий восприятие, ум и моторику. К системе “Я” Джеймс [84] отнес собственное тело, некие объекты, близких людей, мемуары и отдельные продолжительно выношенные и особо важные мысли. В собственное “Я” человека сейчас включают также его нрав, характер и возможности.
Для самосознания более значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (несмотря на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в тяжелых состояниях. Для того чтоб самоактуализироваться, стать самим собой, наилучшим из того, чем ты способен стать, нужно осмелиться вполне отдаться чему-либо, погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность; прислушиваться к для себя самому (а не только лишь к отцу, маме, учителю и
homework.net.ua
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [DJVU]
М.: Смысл; Академия, 2004. — 352 с. — ISBN 5–89357–153–3, ISBN 5–7695–1624–0.Издание посвящено столетнему юбилею выдающегося российского ученого А.Н. Леонтьева (1903–1979). «Деятельность. Сознание. Личность» – одна из его главных книг, по которой до сих пор в нашей стране учатся студенты-психологи.Книга включает также ряд работ из наследия А.Н. Леонтьева, тематически близких к этому изданию.Файл с текстовым слоем и интерактивным оглавлением.Марксизм и психологическая наука
Об общих основаниях марксистской психологии
Теория сознания
Психология познавательных процессов
Психическое отражение
Уровни исследования отражения
Активность психического отражения
Проблема деятельности в психологии
Два подхода в психологии – две схемы анализа
О категории предметной деятельности
Предметная деятельность и психология
Соотношение внешней и внутренней деятельности
Общее строение деятельности
Деятельность и сознание
Генезис сознания
Чувственная ткань сознания
Значение как проблема психологии сознания
Личностный смысл
Деятельность и личность
Личность как предмет психологического исследования
Индивид и личность
Деятельность как основание личности
Мотивы, эмоции и личность
Формирование личности
Методологические тетради
Сознание индивида и общественное сознание
Значение
Значение и смысл
Строение смысла
Значение, предметная отнесенность и смысл
Предмет психологии
Глоттогоническая проблема
«Функции»
Память
Задача в изучении памяти
Восприятие
Генеральная серия (мое предложение)
Проблема апперцепции
Новые психологические исследования эмоций
К проблеме воли и произвольности
«Поступок»
К генезису человеческого сознания
Деятельность – действие – операция
Первоначальные положения
«Перенос»
Основные понятия
Деятельность
Действие
Операция
Memorandum
Интеллектуальное действие (к проблеме переноса)
Возникновение теор мышления
Резюме (интеллект)
Опыты
О формализме
«Классификация психологических наук»
Психология и социология
Логическое и психологическое
Психологическая проблема личности (первоначальные тезисы)
Постановка проблемы
Индивид и личность
Возникновение и развитие личности
Личность и самосознание
Условия, предпосылки развития личности
Характер
Основы психологической типологии
Обстоятельства
Теплов
К проблеме восприятия
Константность
Смысл
К пс проблеме сознания
К проблеме памяти
Физиологическое и психологическое
Отбор и «отбор» движений
К проблеме мышления
К проблеме установок личности
«К последней странице:»
Разное – «вокруг»
Внутренняя структура сознания
Генезис ц
К дальнейшему анализу
Эмоции
Чувства
К структуре деятельности и сознания
Из лекций
К проблеме сознания (запись до лекции)
К беседе с А.Р. Лурия
О педагогике
Общее понятие о деятельности
Психологическая характеристика деятельности
Категория деятельности в современной психологии
О дальнейшем психологическом анализе деятельности
Дискуссия о проблемах деятельности
А.Н. Леонтьев – Проблемы психологии деятельности
A.B. Запорожец
П.Я. Гальперин
Д.Б. Эльконин
Комментарии
www.twirpx.com
Деятельность Сознание Личность в СОКРАЩЕНИИ — Статьи по учебе — Каталог статей
________________________________________Алексей Николаевич Леонтьев
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ
(В СОКРАЩЕНИИ)
________________________________________
Глава I
МАРКСИЗМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА
1. ОБ ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ МАРКСИСТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Советская школа психологии строилась на основе марксизма. То есть, на философских идеях диалектического материализма, которые заложил Карл Маркс. Марксизмом была создана широкая теория, раскрывающая природу и общие законы психики, сознания.
В теории марксизма решающее важное значение для психологии имеет учение о человеческой деятельности, о ее развитии и формах.
2. ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ
К.Маркс заложил основы теории сознания, которая открыла для психологической науки совершенно новые перспективы.
Сознание – это отражение действительности в психике человека.
Вместе с теорией сознания Марксом были разработаны и основы истории появления сознания у людей.
Сознание появилось у человека благодаря труду и языку.
3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Марксистское учение о природе сознания создало общую теорию человеческой психики. Были сформулированы понятия – восприятие и мышление.
Восприятие – это основная форма познания, оно активно, для восприятия нужно создать деятельное отношение (с предметом).
Мышление – это продукт общественно-исторического развития, благодаря речи – физические действия переходят во внутренний план (а классы делят людей на думающих и работающих).
В этой главе были затронуты лишь некоторые вопросы, более подробное освещение которых составляет задачу дальнейшего изложения. Прежде всего в этом нуждается проблема понимания психики как отражения реальности.
________________________________________
Глава II
ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ
1. УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНИЯ
Отражение – это фундаментальное понятие, введенное Лениным – это свойство высокой материи, которое приобретает форму ощущения, восприятия, у человека форму теоретической мысли, понятия.
Отражение – это отпечатки в сознании человека образов независимо существующей реальности, и характеризуется постоянным движением переливания объективного в субъективное.
________________________________________
2. АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
Воспринимают не органы чувств, а человек при их помощи. Человек строит в сознании образ объекта.
Модель – это образ объекта в сознании – может строиться от восприятия полученных от разных органов чувств (рукой или зрением). Картина мира складывается не только на чувственном уровне, но и на познавательном уровне (общественная практика).
Представление – это аспект чувственного образа. Образ хранится в сознании не как отпечаток, а как подвижная модель.
________________________________________
Глава III
ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1. ДВА ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ – ДВЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА
Есть два подхода в психологии.
1. S R (стимул – реакция) – Сознание определяется окружающими явлениями.
2. Сознание определяется общественным бытиём людей. То есть их деятельностью.
Введем определение предметной деятельности («предметная» она потому что – деятельность всегда должна иметь предмет на который эта деятельность направлена, непредметной деятельности – нет).
________________________________________
2. О КАТЕГОРИИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность – это единица жизни, опосредованная психическим отражением, которая ориентирует субъект в предметном мире. Деятельность человека включена в систему отношений общества.
Деятельность исторически началась с приобретением жизненными процессами предметности, когда появилась элементарная форма психического отражения. Превращение раздражимости в чувствительность (восприятие).
________________________________________
3. ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ
Внешняя деятельность – это тоже часть психологии, потому что есть большая связь между внешней деятельностью и психическими процессами.
Деятельность – как функция полагания субъекта в предметной действительности и её преобразование в форму субъективности.
________________________________________
4. СООТНОШЕНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интериозация – это переход внешних процессов во внутренние процессы. И (по Выготскому) происходит благодаря деятельности человека в условиях кооперации и общения людей.
Интериозация – это не перемещение внешней деятельности во внутреннюю деятельность, а это процесс в котором формируется внутренний план.
Внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое строение, и происходят постоянные переходы между ними.
________________________________________
5. ОБЩЕЕ СТРОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У деятельности должен быть предмет. Этот предмет – есть мотив, за мотивом стоит – потребность.
________________________________________
Глава IV
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ
1. ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ
о
________________________________________
2. ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ
о
________________________________________
3. ЗНАЧЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ
о
________________________________________
4. ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ
о
________________________________________
Глава V
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ
1. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
о
________________________________________
2. ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ
о
________________________________________
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
о
________________________________________
4. МОТИВЫ, ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ
о
________________________________________
5. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
о
________________________________________
Заключение
Это полная чушь…
gask.clan.su