Либеральные реформы александра 1 кратко – Реформы Александра 1 кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Либеральные реформы Александра 1 (кратко). Реформы Александра 1: таблица
За годы царствования нового императора было предпринято довольно большое количество реформ, которые были призваны изменить систему управления, улучшить образование и жизнь народа в целом. Они были частично эффективными и сыграли значительную роль в подъёме культурного уровня державы. Реформы Александра 1 кратко описаны в данной статье.
Правление Александра 1
В истории России, как и многих других государств, нередко новый правитель приходил к престолу через ряд интриг, заговоров и даже смертей. Император Павел 1, сын Екатерины Великой и Петра Фёдоровича (который являлся внуком Петра 1), был убит в 1801 году заговорщиками. Произошёл дворцовый переворот, и престол занял Александр Павлович, который становится Александром 1. С приходом нового монарха возникла надежда на уход деспотических методов, которые практиковались в полную силу при правлении Павла 1. Либеральные реформы Александра 1, кратко указанные в таблице, не у всех вызывали поддержку. Подробнее об этом — далее.
Реформы Александра 1 — краткое содержание
Для начала 19-го века были характерны самодержавно-крепостнический строй и поиски нового уклада политической и социально-экономической жизни. Александру 1 досталось государство в сложном как внешнем, так и внутреннем положении. По приходе на престол он отменил Тайную канцелярию, запретил пытки и телесные наказания (для дворян и купцов). Также было выпущено много заключённых, содержавшихся в крепости Петропавловская.
Если говорить про реформы Александра 1 кратко, то с начала правления были оправданы долгожданные надежды – Россия увидела либеральные начинания. В том же году формируется Негласный комитет, задача которого – обсуждение насущных вопросов жизни россиян, в центре которых – крепостничество, распространение просвещения, государственные преобразования. Согласно царскому указу, идёт разработка проекта об отмене крепостного права, но реальные действия противоречат этим намерениям.
Реформы Александра 1 кратко – таблица
Дата | Реформа |
1801 | Политическая амнистия. Упразднение Тайной канцелярии. |
1802 | Замена коллегий (созданных Петром 1) министерствами под строгим единовластием министра. Создание Комитета министров. |
1803 | Касательно вольных хлебопашцев. Помещики могут освобождать крестьян с землёй, при этом последние должны заплатить выкуп. |
1803 | Введение нового положения касательно устройства учебных заведений. Школы различных ступеней (приходские, уездные училища, гимназии, университеты) получают преемственность. Основание пяти университетов – Виленского, Дерптского, Харьковского, Петербургского и Казанского. До этого существовал Московский. |
1804 | Университеты наделяются значительной самостоятельностью. Теперь они могут выбирать профессоров и ректоров, выносить собственные решения по поводу своих дел. В этом же году – издание цензурного устава либерального характера. |
1804-1805 | Начата реформа на территории Прибалтики. Результаты не соответствовали ожиданиям, т. к. не осуществлялся должный контроль выполнения. |
1815 | Дарование конституции Царству Польскому. |
Это самые важные реформы Александра 1 кратко. Таблица содержит основную их часть. Запомнившийся личностью в период правления Александра 1 стал Сперанский. Однако его проект касательно государственных реформ, которые бы коренным образом могли изменить жизни государства, а именно — привлечение общества к правлению страной, не понравились императору и правящим верхам. В 1812 году Сперанского ожидало отстранение от занимаемых должностей и ссылка. Говоря про реформы Александра 1 кратко, стоит также упомянуть, что они не готовы были позволить радикальное изменение жизненного уклада.
Изменения в образовании
С 20-х годов 19-го века начинаются радикальные действия по отношению к учебным учреждениям. За 1821 год были уничтожены ранее созданные университеты – Казанский, Московский. Профессоров постигли увольнение и суд. Созданное в 1817 году Министерство духовных дел контролировало все учреждения воспитания и образования. Разрешение на ввоз книг и создание типографий дало толчок к развитию образования.
Значительным шагом стали министерские реформы Александра 1. Краткое содержание их: благодаря созданию органов центрального управления появилась строго подчинённая цепочка, для которой была характерна единоличная власть. На место коллегиальных заседаний пришли министры, каждый из которых подчинялся и отчитывался за свою деятельность перед Сенатом. Это была попытка перестроить систему управления в целом. Эта мера оказалась эффективной частично – центральный контроль был укреплён, однако жадная натура человека взяла вверх. Снова появились казнокрадство, безответственность высших руководящих лиц, взяточничество. Древние человеческие пороки нашли для себя ходы и в новой системе.
Военные поселения
В 1816 году Александр 1 придумал способ, благодаря которому собирался уменьшить растраты на армию – военные поселения. Люди в этих поселениях обязаны были одновременно нести военную службу и заниматься обработкой земли. Место было выбрано быстро – казённые земли губерний Могилевская, Новгородская, Петербургская и Харьковская. Если описывать военные реформы Александра 1 кратко, то можно сказать, что положение армии ухудшилось.
Значение реформ
Во время правления Александра 1 были приняты первые шаги к перестройке управления государством, но они отличались неуверенностью. Однако благодаря преобразованиям в просвещении стали возможны изменения, произошедшие во второй половине 19-го века и вошедшие в историю под названием «великих реформ». Повысился культурный уровень общества, в государстве увеличилось количество образованного населения, которые понимали, насколько необходимы изменения.
Можно описать государственные реформы Александра 1 кратко следующим образом – в стране произошло большое количество образований, и новый правитель поступал более обдуманно, чем его предшественник. Две цели преследовали император и его приближённые – они пытались уравнять сословия в глазах закона, а также стремились объединить их в совместной деятельности. Однако трудное время, на которое пришлись войны и изменения в политическом укладе, давили на финансовое состояние страны, что, в свою очередь, отражалось на сумме оброка, спрашиваемого с народа. С целью повысить благоустройство государства вводились новые законы, которые понижали благосостояние обычного народа.
Окончание правления
Александр 1 прекрасно понимал, что недовольство его политикой растёт, и она не приводит государство к желанному спеху. Тем временем начинает накаляться и международная обстановка. Император отдаляется от дел и забот о стране, всё больше времени уделяет разъездам. Умер он на 48-м году жизни в Таганроге во время путешествия.
fb.ru
11 марта 1801 года в результате государственного переворота был убит Павел 1, а российский престол занял его сын, 24-летний Александр. Молодой император отличался тем, что не разделял взглядов своего отца, и стремился делать все ему наперекор. В частности, в своем вступлении при коронации Александр заявил о том, что он будет править сердцем, как то делала Екатерина Великая. Политические взгляды молодого императора, а также его несогласие с внутренней политикой отца, привели к обширный реформаторской деятельности. Эта деятельность, особенно на начальном этапе, характеризует либеральные реформы Александра 1. Эти реформы относятся к начальными годами правления (1801-1804), а сама реализация всех законопроектов связана с деятельностью Негласного комитета. Негласный комитетВступив на престол, Александр 1 искал соратников, на которых можно было бы положиться при руководстве страной. В результате был создал Негласный комитет, в который вошли доверенные императору людям: Строганов, Чарторыйский, Кочубей, Новосильцев. Это были ближайшие соратники императора, которые стояли во главе всех реформ, которые начали проводиться в Российской Империи. Всего Негласный комитет состоял из 12 человек. Официальная работа его началась в июне 1801 года и продолжалось до мая 1802 года. По начальному замыслу основное направление деятельности Комитета заключалась в ограничения самодержавия, но решено было начать с местных, менее масштабных реформ. Реформы 1801 годаПервые шаги либеральных реформ императора Александра 1 начались с амнистии всех, кто пострадал при Павле 1. В результате амнистии подверглось 12 тысяч человек. Это был вполне осознанное шаг, который наглядно демонстрировала, что Александр не разделяет взглядов своего отца, и что люди, которые представляют угрозу для Павла, являются друзьями для Александра. Это было кардинальное изменение курса внутренней политики страны. Кроме того в 1801 году либеральные реформы включали в себя следующие направления:
Эти реформы были проведены 2 апреля 1801 года. Они не носили кардинальных перемен для страны, но лишний раз подчеркивает курс Александра 1, который стремился изменить все, что делал его отец. Кроме того в этом году была проведена еще 1 реформа, согласно которой разрешалось мещанам и крестьянам покупать землю (указ от 12 декабря 1801). Кроме того, дворянам запрещалось подавать объявления в газету о продаже своих крепостных. Реформа 1802 года1802 год ознаменовался реформированием органов местной и государственной власти. В частности, Сенат получил особые полномочия, стал высшим судебным органом в стране. Кроме того, Сенат занимался еще и тем, кто контролировал деятельность всех органов местной государственной власти. Одновременно с этими реформами, Александр 1 изменил коллеги, поставив на их место министерства (указ от 8 сентября). Реформы в России 1802 года породили следующие министерства (всего их было создано 8): военное, юстиции, морское, внутренних дел, иностранных дел, народного просвещения, финансов и коммерции. Для координации деятельности министерства был создан Комитет министров, который фактически занимался вопросами управления внутри страны. Все члены Негласного комитета вошли в новое правительство (надобность в Негласном комитете ропала):
Реформы 1803 годаОдними из самых значимых являются либеральные реформы Александра 1 в 1803 году. В начале этого года произошло реформирование системы народного просвещения. Молодой император настаивал на том, чтобы образование и науки были доступны для всех слоев населения, включая крестьян и бедноту. Также было увеличено количество университетов, которые дополнительно получили больше независимости. Однако самое важное событие этого года, а также одна из важнейших реформ царствования Александра 1, произошла 20 февраля 1803 года. В этот день был издан указ о Вольных хлебопашцах. Согласно этому указу крестьяне могли по согласованию с помещиком выкупить свою свободу. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом указе, поскольку он уже подробно описан на нашем сайте, и вы можете найти этот материал. Все либеральные реформы с 1801 по 1804 годаВыше мы рассмотрели только основные либеральные реформы, которые проводились в России на начальном этапе правления Александра 1. Этих реформ было гораздо больше, и они оказывали воздействие на все сферы жизнедеятельности государства. В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:
Именно такими были либеральные реформы Александра 1 на начальном этапе его правления. Молодой император с одной стороны пытался показать, что он не разделяет взглядов своего отца но, с другой стороны пытался создать условия для лучшей жизни внутри страны. Можно сколько угодно говорить о причастности Александр к смерти Павла 1, его любви или не любви к России, но его реформаторская деятельность на начальном этапе носила исключительный характер, который был направлен на попытки улучшения жизни в стране. |
istoriarusi.ru
Либеральные реформы Александра 1 (кратко). Реформы Александра 1: таблица
За годы царствования нового императора было предпринято довольно большое количество реформ, которые были призваны изменить систему управления, улучшить образование и жизнь народа в целом. Они были частично эффективными и сыграли значительную роль в подъёме культурного уровня державы. Реформы Александра 1 кратко описаны в данной статье.
Правление Александра 1
В истории России, как и многих других государств, нередко новый правитель приходил к престолу через ряд интриг, заговоров и даже смертей. Император Павел 1, сын Екатерины Великой и Петра Фёдоровича (который являлся внуком Петра 1), был убит в 1801 году заговорщиками. Произошёл дворцовый переворот, и престол занял Александр Павлович, который становится Александром 1. С приходом нового монарха возникла надежда на уход деспотических методов, которые практиковались в полную силу при правлении Павла 1. Либеральные реформы Александра 1, кратко указанные в таблице, не у всех вызывали поддержку. Подробнее об этом далее.
Реформы Александра 1 кратко – таблица
Дата | Реформа |
1801 | Политическая амнистия. Упразднение Тайной канцелярии. |
1802 | Замена коллегий (созданных Петром 1) министерствами под строгим единовластием министра. Создание Комитета министров. |
1803 | Касательно вольных хлебопашцев. Помещики могут освобождать крестьян с землёй, при этом последние должны заплатить выкуп. |
1803 | Введение нового положения касательно устройства учебных заведений. Школы различных ступеней (приходские, уездные училища, гимназии, университеты) получают преемственность. Основание пяти университетов – Виленского, Дерптского, Харьковского, Петербургского и Казанского. До этого существовал Московский. |
1804 | Университеты наделяются значительной самостоятельностью. Теперь они могут выбирать профессоров и ректоров, выносить собственные решения по поводу своих дел. В этом же году – издание цензурного устава либерального характера. |
1804 1805 | Начата реформа на территории Прибалтики. Результаты не соответствовали ожиданиям, т. к. не осуществлялся должный контроль выполнения. |
1815 | Дарование конституции Царству Польскому. |
Это самые важные реформы Александра 1 кратко. Таблица содержит основную их часть. Запомнившийся личностью в период правления Александра 1 стал Сперанский. Однако его проект касательно государственных реформ, которые бы коренным образом могли изменить жизни государства, а именно привлечение общества к правлению страной, не понравились императору и правящим верхам. В 1812 году Сперанского ожидало отстранение от занимаемых должностей и ссылка. Говоря про реформы Александра 1 кратко, стоит также упомянуть, что они не готовы были позволить радикальное изменение жизненного уклада.
Изменения в образовании
С 20 х годов 19 го века начинаются радикальные действия по отношению к учебным учреждениям. За 1821 год были уничтожены ранее созданные университеты – Казанский, Московский. Профессоров постигли увольнение и суд. Созданное в 1817 году Министерство духовных дел контролировало все учреждения воспитания и образования. Разрешение на ввоз книг и создание типографий дало толчок к развитию образования.
Значительным шагом стали министерские реформы Александра 1. Краткое содержание их: благодаря созданию органов центрального управления появилась строго подчинённая цепочка, для которой была характерна единоличная власть. На место коллегиальных заседаний пришли министры, каждый из которых подчинялся и отчитывался за свою деятельность перед Сенатом. Это была попытка перестроить систему управления в целом. Эта мера оказалась эффективной частично – центральный контроль был укреплён, однако жадная натура человека взяла вверх. Снова появились казнокрадство, безответственность высших руководящих лиц, взяточничество. Древние человеческие пороки нашли для себя ходы и в новой системе.
Военные поселения
В 1816 году Александр 1 придумал способ, благодаря которому собирался уменьшить растраты на армию – военные поселения. Люди в этих поселениях обязаны были одновременно нести военную службу и заниматься обработкой земли. Место было выбрано быстро – казённые земли губерний Могилевская, Новгородская, Петербургская и Харьковская. Если описывать военные реформы Александра 1 кратко, то можно сказать, что положение армии ухудшилось.
Значение реформ
Во время правления Александра 1 были приняты первые шаги к перестройке управления государством, но они отличались неуверенностью. Однако благодаря преобразованиям в просвещении стали возможны изменения, произошедшие во второй половине 19 го века и вошедшие в историю под названием «великих реформ». Повысился культурный уровень общества, в государстве увеличилось количество образованного населения, которые понимали, насколько необходимы изменения.
Можно описать государственные реформы Александра 1 кратко следующим образом – в стране произошло большое количество образований, и новый правитель поступал более обдуманно, чем его предшественник. Две цели преследовали император и его приближённые – они пытались уравнять сословия в глазах закона, а также стремились объединить их в совместной деятельности. Однако трудное время, на которое пришлись войны и изменения в политическом укладе, давили на финансовое состояние страны, что, в свою очередь, отражалось на сумме оброка, спрашиваемого с народа. С целью повысить благоустройство государства вводились новые законы, которые понижали благосостояние обычного народа.
Окончание правления
Александр 1 прекрасно понимал, что недовольство его политикой растёт, и она не приводит государство к желанному спеху. Тем временем начинает накаляться и международная обстановка. Император отдаляется от дел и забот о стране, всё больше времени уделяет разъездам. Умер он на 48 м году жизни в Таганроге во время путешествия.
autogear.ru
Либеральные реформы Александра 1 (кратко). Реформы Александра 1: таблица
Образование 7 января 2015За годы царствования нового императора было предпринято довольно большое количество реформ, которые были призваны изменить систему управления, улучшить образование и жизнь народа в целом. Они были частично эффективными и сыграли значительную роль в подъёме культурного уровня державы. Реформы Александра 1 кратко описаны в данной статье.
Правление Александра 1
В истории России, как и многих других государств, нередко новый правитель приходил к престолу через ряд интриг, заговоров и даже смертей. Император Павел 1, сын Екатерины Великой и Петра Фёдоровича (который являлся внуком Петра 1), был убит в 1801 году заговорщиками. Произошёл дворцовый переворот, и престол занял Александр Павлович, который становится Александром 1. С приходом нового монарха возникла надежда на уход деспотических методов, которые практиковались в полную силу при правлении Павла 1. Либеральные реформы Александра 1, кратко указанные в таблице, не у всех вызывали поддержку. Подробнее об этом — далее.
Реформы Александра 1 — краткое содержание
Для начала 19-го века были характерны самодержавно-крепостнический строй и поиски нового уклада политической и социально-экономической жизни. Александру 1 досталось государство в сложном как внешнем, так и внутреннем положении. По приходе на престол он отменил Тайную канцелярию, запретил пытки и телесные наказания (для дворян и купцов). Также было выпущено много заключённых, содержавшихся в крепости Петропавловская.
Если говорить про реформы Александра 1 кратко, то с начала правления были оправданы долгожданные надежды – Россия увидела либеральные начинания. В том же году формируется Негласный комитет, задача которого – обсуждение насущных вопросов жизни россиян, в центре которых – крепостничество, распространение просвещения, государственные преобразования. Согласно царскому указу, идёт разработка проекта об отмене крепостного права, но реальные действия противоречат этим намерениям.
Видео по теме
Реформы Александра 1 кратко – таблица
Дата | Реформа |
1801 | Политическая амнистия. Упразднение Тайной канцелярии. |
1802 | Замена коллегий (созданных Петром 1) министерствами под строгим единовластием министра. Создание Комитета министров. |
1803 | Касательно вольных хлебопашцев. Помещики могут освобождать крестьян с землёй, при этом последние должны заплатить выкуп. |
1803 | Введение нового положения касательно устройства учебных заведений. Школы различных ступеней (приходские, уездные училища, гимназии, университеты) получают преемственность. Основание пяти университетов – Виленского, Дерптского, Харьковского, Петербургского и Казанского. До этого существовал Московский. |
1804 | Университеты наделяются значительной самостоятельностью. Теперь они могут выбирать профессоров и ректоров, выносить собственные решения по поводу своих дел. В этом же году – издание цензурного устава либерального характера. |
1804-1805 | Начата реформа на территории Прибалтики. Результаты не соответствовали ожиданиям, т. к. не осуществлялся должный контроль выполнения. |
1815 | Дарование конституции Царству Польскому. |
Это самые важные реформы Александра 1 кратко. Таблица содержит основную их часть. Запомнившийся личностью в период правления Александра 1 стал Сперанский. Однако его проект касательно государственных реформ, которые бы коренным образом могли изменить жизни государства, а именно — привлечение общества к правлению страной, не понравились императору и правящим верхам. В 1812 году Сперанского ожидало отстранение от занимаемых должностей и ссылка. Говоря про реформы Александра 1 кратко, стоит также упомянуть, что они не готовы были позволить радикальное изменение жизненного уклада.
Изменения в образовании
С 20-х годов 19-го века начинаются радикальные действия по отношению к учебным учреждениям. За 1821 год были уничтожены ранее созданные университеты – Казанский, Московский. Профессоров постигли увольнение и суд. Созданное в 1817 году Министерство духовных дел контролировало все учреждения воспитания и образования. Разрешение на ввоз книг и создание типографий дало толчок к развитию образования.
Значительным шагом стали министерские реформы Александра 1. Краткое содержание их: благодаря созданию органов центрального управления появилась строго подчинённая цепочка, для которой была характерна единоличная власть. На место коллегиальных заседаний пришли министры, каждый из которых подчинялся и отчитывался за свою деятельность перед Сенатом. Это была попытка перестроить систему управления в целом. Эта мера оказалась эффективной частично – центральный контроль был укреплён, однако жадная натура человека взяла вверх. Снова появились казнокрадство, безответственность высших руководящих лиц, взяточничество. Древние человеческие пороки нашли для себя ходы и в новой системе.
Военные поселения
В 1816 году Александр 1 придумал способ, благодаря которому собирался уменьшить растраты на армию – военные поселения. Люди в этих поселениях обязаны были одновременно нести военную службу и заниматься обработкой земли. Место было выбрано быстро – казённые земли губерний Могилевская, Новгородская, Петербургская и Харьковская. Если описывать военные реформы Александра 1 кратко, то можно сказать, что положение армии ухудшилось.
Значение реформ
Во время правления Александра 1 были приняты первые шаги к перестройке управления государством, но они отличались неуверенностью. Однако благодаря преобразованиям в просвещении стали возможны изменения, произошедшие во второй половине 19-го века и вошедшие в историю под названием «великих реформ». Повысился культурный уровень общества, в государстве увеличилось количество образованного населения, которые понимали, насколько необходимы изменения.
Можно описать государственные реформы Александра 1 кратко следующим образом – в стране произошло большое количество образований, и новый правитель поступал более обдуманно, чем его предшественник. Две цели преследовали император и его приближённые – они пытались уравнять сословия в глазах закона, а также стремились объединить их в совместной деятельности. Однако трудное время, на которое пришлись войны и изменения в политическом укладе, давили на финансовое состояние страны, что, в свою очередь, отражалось на сумме оброка, спрашиваемого с народа. С целью повысить благоустройство государства вводились новые законы, которые понижали благосостояние обычного народа.
Окончание правления
Александр 1 прекрасно понимал, что недовольство его политикой растёт, и она не приводит государство к желанному спеху. Тем временем начинает накаляться и международная обстановка. Император отдаляется от дел и забот о стране, всё больше времени уделяет разъездам. Умер он на 48-м году жизни в Таганроге во время путешествия.
Источник: fb.ru ОбразованиеТаблица «Реформы Петра 1» (кратко). Основные реформы Петра 1: таблица, краткое содержание
Таблица «Реформы Петра 1» кратко излагает особенности преобразовательной деятельности первого императора России. С ее помощью можно сжато, лаконично и четко обозначить основные направления его шагов по изм…
ОбразованиеЛиберальные реформы 60-70 годов 19 века Российской империи
Александр II являлся всероссийским императором, польским царем и Великим князем Финляндским в период с 1855 по 1881 год. Происходил он из династии Романовых.Запомнился Александр II как выдающийся новатор, прово…
ЗаконРеформы Долгого парламента: таблица
Реформы Долгого парламента в Англии — интересный и важный период в истории Великобритании. Именно его деятельность привела ко множеству изменений в стране, среди которых была смена формы правления и создание республик…
ОбразованиеРеформы Петра 1: причины, итоги, плюсы и минусы, значение, последствия. Положительные и отрицательные итоги реформ Петра 1 кратко
Итоги реформ Петра 1 – это один и сложнейших и спорных вопросов в отечественной исторической науке. Можно сказать, что в историографии установились в свое время прямо противоположные оценки деятельности первого …
ОбразованиеАлександр 1: краткая биография и характеристика правления
Александр Павлович Романов родился 12 декабря 1777 года в Санкт-Петербурге. Он был любимым внуком Екатерины II и старшим сыном наследника престола Павла. С отцом у ребенка были натянутые отношения, поэтому он воспитыв…
ОбразованиеНаправление внешней политики Александра 1 (кратко). Внешняя политика Александра 1
Кратко внешняя политика Александра 1 известна многим. Конечно, ведь это тот самый российский император, который в свое время сумел победить Наполеона. Однако на этом многие предпочитают остановиться, не зная, сколь мн…
ОбразованиеАлександр 2: реформы образования (кратко). Причины, значение, плюсы и минусы реформ образования Александра 2
Проведенные в период царствования Александра 2 преобразования имели важные последствия для России тех времен. Не только потомки, но и современники императора отмечали как положительное значение реформ Александра 2
ОбразованиеВысший церковный орган при Петре 1. Реформы Петра 1 кратко
Петр I остался в истории нашей страны в роли кардинального реформатора, круто повернувшего ход жизни России. В этом амплуа с ним может сравниться только Владимир Ленин или Александр II. За 36 лет самостоятельного прав…
Новости и обществоПамятник Александру 1 в Александровском саду — символ величия державы
В российской столице много замечательных памятников. Казалось, каждый исторический деятель и даже литературный персонаж уже воплощен в бронзе или мраморе. Ан нет. В Москве отсутствовал памятник Александру 1. В Алексан…
ОбразованиеИсторический и политический портрет Александра 1: описание и интересные факты
В нашей статье мы нарисуем политический и исторический портрет Александра 1, кратко, конечно. Деятельность императора России богата разнообразными фактами, для полного освещения которых понадобится не один десяток стр…
monateka.com
Либеральные реформы Александра I. Первый этап правления
Формирование круга единомышленников императора Александра I
Александр I (1801 – 1825 гг.) сформировал вокруг себя круг единомышленников:
- Кочубей,
- Н. Новосильцев,
- П. Строганов,
- А. Чарторыйский.
Среди них особенно выделялся швейцарец Ф. Лагарп. Именно он привил молодому императору стремление к реформам и конструктивным изменениям в Российской империи. Александр І и сам осознавал необходимость преобразований.
Александр І в 1809 г. поручил М. Сперанскому разработать проект коренных реформ государственного управления. Сперанский разработал план, в основе которого был положен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную на всех уровнях управления страной – от волости до центра. Планировалось создать всероссийский представительный орган – Государственную думу. Она должна была одобрять законопроекты и слушать отчеты министров. Представители всех ветвей власти объединялись в Государственном совете и назначались царем. И только решения этого органа, утвержденные царем, становились бы законами. Фактически речь шла о превращении России в конституционную монархию.
Замечание 1
Однако, под давлением дворянства, император был вынужден отказаться от этих преобразований.
Сперанский в 1812 г. был арестован и сослан в Сибирь. К этому времени большинство реформ свернулось, а Российская империя готовилась к войне с Наполеоном.
Урегулирование отношений между помещиком и крестьянином
Важным вопросом для Александра І было урегулирование отношений между помещиками и крепостными, облегчение положения крестьян. Была прекращена практика раздачи государственных земель дворянам. В результате начало расти количество свободных крестьян и накануне ликвидации крепостного права в 1861 г. они составляли не менее 50 %. Запрещалась печать объявлений о продаже крепостных. Александр І пытался вообще запретить продажу крепостных без земли, и это ему не удалось. Более того, помещики продолжали печатать объявления, где продажа скрывалось под словом «аренда».
Замечание 2
В 1803 г. император издал указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому крепостные крестьяне получили право выкупаться из барщины вместе с землей, хотя и с согласия помещика.
Пример 1
Действием указа воспользовалось сравнительно мало крестьян (с 1803 г. к 1825 г. – 47 тыс. человек вместе с семьями). Указ «О вольных хлебопашцах» запрещал помещикам отправлять крепостных на каторгу в Сибирь.
10 марта 1809 г. указом Александра І запрещалось право помещиков превращать в крепостных уже освобожденных крестьян. Свобода предоставлялась выходцам из плена или из-за границы, а также рекрутам. Помещики были обязаны кормить крестьян в голодные годы. С разрешения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядными работами. Вместе с тем, в решении крестьянского вопроса Александр I допускал и противоречивые решения: с 1810 г. началась организация военных поселений, а в следующие два года из-за кризиса государственной казны было продано частным лицам свыше 10 тыс. государственных крестьян.
Главным следствием реформ Александра І в 1802 – 1810 гг. стало открытие новых университетов в:
- Дерпте (1802),
- Вильно (1803),
- Харькове (1804),
- Санкт-Петербурге (в 1804 г. как педагогический институт, а с 1819 г. – университет),
- Казани (1804),
- а также лицеев в Царском Селе, Одессе и Нежине,
введение в университетах самоуправления, а также либерализация государственной цензуры.
Формирование новых взглядов и постепенный отход от реформ
Замечание 3
Война с Наполеоном, а также длительное пребывание императора в странах Западной Европы привели к формированию у Александра I новых взглядов, которые во многом напоминали мировоззрение Павла I с его желанием изолировать Россию от революции.
На протяжении 1814 – 1925 гг. в России имел место существенный отход от либерализации, хотя попытки реформ продолжались. Так, было завершено земельную реформу в Прибалтике. Там крепостное право отменялось, но свободу крестьяне получили без земли. В 1815 г. в Королевстве Польском по воле Александра І одобрено собственную Конституцию.
С 1818 г. начала свою деятельность специальная комиссия во главе с Н. Новосильцевым, которая готовила «Уставную грамоту» – российскую конституцию, которая объединяла в себе идеи Сперанского и главные положения польской конституции.
Однако после 1920 года произошел отход от либеральных реформ. Началась реакция.
spravochnick.ru
Реформы Александра 1 — ZuboLom.ru
12 марта 1801 г. в результате заговора был убит император Павел I. В план дворцового переворота был посвящен и наследник престола великий князь Александр Павлович. С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных политике императора Павла I.
Первые годы царствования Александра I характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, князь А.А. Чарторыйский. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни — крепостничество. Проблемы государственных преобразований, вопрос о распространении просвещения.
В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп. В 1804 — 1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Однако результаты ее были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков.
В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней — приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский.
По уставу 1804 г. университеты получали значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои дела. В 1804 г. был издан либеральный по характеру цензурный устав.
В 1802 г. созданные Петром I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Был учрежден Комитет министров.
В своем проекте коренной государственной реформы — «Ведение к уложению государственных законов» — Сперанский предложил ввести строгое разделение властей и привлечь общество к государственному управлению.
Предложения Сперанского вызвали резкую оппозицию в верхах общества. Не был готов к идеям Сперанского и сам император. В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от своих постов и сослан.
В 1815 г. Царству Польскому была дарована конституция.
По указанию царя разрабатывались и проекты отмены крепостного права. Однако на деле в жизнь была проведена мера противоположного характера. В 1816 г. Александр, желая уменьшить затраты на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А.А. Аракчеев.
С 1820-х гг. правительство все более явно начинает переходить к реакции. К 1821 г. были разгромлены Московский и Казанский университеты: ряд профессоров были уволены и отданы под суд. Еще в 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, сосредоточившее в своих руках контроль за образованием, воспитанием.
Осознавая фактический крах своей политики, Александр I все в большей степени отходил от государственных дел. Много времени царь проводил в разъездах. Во время одного из таких путешествий он умер в городе Таганроге в возрасте 48 лет.
zubolom.ru
Либеральные реформы Александра I
Новые рефераты:
- Повышение пенсионного возраста.
- Безработица и её социально-экономические последствия.
- Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
- Колебательные реакции.
- Предмет формальной логики.
- Роль и значение времени в управлении.
- Античная философия.
- Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
- Рыночные структуры.
- Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
- Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
Главная » История отечества — полный курс лекций » 10.1 Либеральные реформы Александра I
Либеральные реформы Александра I
До Отечественной войны 1812 г. внутренняя политика Александра I носила либеральный характер. Новый император действовал в соответствии с принципами «просвещенного абсолютизма». Александр I был первым русским императором, получившим блестящее образование под руководством лучших отечественных и зарубежных преподавателей. Природный ум в нем сочетался с изысканными манерами и умением нравиться окружающим.
Прекрасно понимая, к чему может привести пренебрежение интересами дворянства, Александр I сознательно стремился к популярности в среде господствующего сословия. Получив власть, он прежде всего отменил все ущемлявшие права дворян указы Павла I и возвратил из ссылки опальных вельмож, чиновников и офицеров. Однако этого было недостаточно для вывода российской государственности из серьезного кризиса, в котором она оказалась отнюдь не только по причине самодурства Павла I. Глубинные структурные социально-экономические изменения с неизбежностью подталкивали государственное руководство к проведению реформ.
Своеобразным «мозговым центром» реформ стал круг ближайших друзей Александра I, сформировавшийся еще в годы правления Павла I и получивший неофициальное название «негласный комитет». В состав «негласного комитета» вошли прекрасно образованные прозападно настроенные молодые аристократы А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. «Негласный комитет» должен был помочь Александру I в выявлении ключевых государственных проблем и определении путей их решения. Неопытный и нерешительный император первоначально нуждался в советах близких ему рационально мыслящих людей. Основные направления выработанных «негласным комитетом» проектов преобразований сводились к следующему:
— распространение просвещения,
— реорганизация государственного аппарата,
— постепенное смягчение и, в перспективе, отмена крепостного права,
— расширение прав и свобод всех сословий.
Для основной массы дворянства такие проекты были слишком радикальными. Понимая это, Александр I в 1803 г. распустил «негласный комитет», но не отбросил окончательно его наработки. Император продолжал избранный им либеральный курс, однако действовал крайне осторожно, с оглядкой на мнение придворных кругов.
При Александре I значительно возрос уровень интеллектуальной свободы в обществе. Были отменены запреты на создание частных типографий, чтение иностранных газет и журналов, значительно смягчена цензура. Наиболее последовательные преобразования были проведены в сфере образования:
— создана взаимосвязанная четырехуровневая система учебных заведений: приходские училища – уездные училища – гимназии – университеты,
— образовано 6 учебных округов, во главе которых находились университеты,
— установлено бесплатное обучение в низших учебных заведениях и – до 1819 г. – в гимназиях,
— право поступать в учебные заведения любого уровня предоставлено представителям всех сословий, за исключением крепостных,
— университеты получили автономию в организационном, учебно-методическом, хозяйственном и судебном отношении.
Александр I прекратил раздачи государственных крестьян частным владельцам. В 1801 г. купцы, мещане и государственные крестьяне получили право покупать земельные участки, тем самым была подорвана монополия дворянства на землевладение.
20 февраля 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», предоставлявший помещикам право по их доброй воле освобождать крепостных с землей за выкуп. Практический эффект от данного указа был ничтожным: за все время его действия (до 1858 г.) получили свободу только 1,5 % помещичьих крестьян. Однако, в начале XIX в. принимать какие-либо более радикальные решения по «крестьянскому вопросу» было невозможно. Как метко выразился А.И. Герцен, Александра I «всю жизнь преследовала тень убитого отца». Дворянство по-прежнему играло главную роль во внутренней политике, попытка отмены крепостного права была обречена на провал и грозила для императора потерей не только престола, но и жизни.
Одной из важнейших опор самодержавной власти в Российской империи являлся бюрократический аппарат. Однако эта опора сама нуждалась в укреплении, поскольку была поражена серьезными недугами, главными из которых являлись волокита и тотальная коррупция. В связи с этим, практически все самодержцы, правившие в России XIX в., были вынуждены проводить административные реформы.
Главной тенденцией административных преобразований Александра I являлось усиление централизации государственного управления. С этой целью в 1802 г. ликвидируется система коллегий и учреждаются министерства. Важнейшее отличие министерств от коллегий заключалось в принципе единоначалия: отныне все наиболее существенные управленческие решения в рамках соответствующей отрасли принималось лично министром, а не группой чиновников.
Первоначально было создано 8 министерств. Министерства иностранных дел, военное, морское, юстиции и коммерции стали правопреемниками соответствующих коллегий. Наибольшее значение приобрели министерства финансов и внутренних дел. Абсолютно новым для России управленческим учреждением стало министерство народного просвещения, руководившее системой образования. Окончательно формирование министерской системы завершилось в 1811 г., когда были четко определены функции министерств, их организационная структура и порядок деятельности.
В 1808 г. главным советников Александра I становится выдающийся российский государственный деятель М.М. Сперанский. Император поручил ему составить проект дальнейших преобразований. Итогом аналитической работы Сперанского стало «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.), включавшее в себя следующие предложения:
все сословия должны получить гражданские права,
всех владельцев недвижимой собственности (из числа дворян, купцов, мещан и государственных крестьян) следует наделить политическими правами, заключающимися в возможности избирать депутатов представительных учреждений,
следует создать четырехуровневую систему выборных органов законодательной власти:
а) волостные думы,
б) окружные думы,
в) губернские думы,
г) Государственная Дума,
высшим государственным учреждением, контролирующим исполнительную, законодательную и судебную власть, должен стать Государственный Совет, состав которого назначается императором,
законы, одобренные Государственной Думой, должны рассматриваться Государственным Советом, а затем поступать на подпись к императору.
Этот проект вызвал сильное раздражение высших сановников, поэтому император не решился претворить его в жизнь. Был реализован лишь один пункт программы М.М. Сперанского: в 1810 г. образован Государственный Совет. В данном учреждении обсуждались разработанные в министерствах законопроекты. Принимаемые Государственным Советом постановления назывались «мнениями», причем отдельно указывались мнения большинства и меньшинства. Таким образом, императору предлагались два варианта решения, причем он был волен выбрать любой из них. В итоге, Государственный Совет никоим образом не ограничивал власть монарха. Но все же учреждение Государственного Совета способствовало совершенствованию законотворческой деятельности и потому носило прогрессивный характер.
6 августа 1809 г. по инициативе М.М. Сперанского был издан указ «О правилах производства в чины», по которому получить чин VIII класса (коллежский асессор) могли лишь лица, имеющие высшее образование или сдавшие экзамен в объеме университетского курса. Данный указ преследовал двоякую цель: во-первых, улучшить качественный состав среднего и высшего чиновничества и, во-вторых, уменьшить возможности для проникновения в дворянское сословие выходцев из непривилегированных слоев. Дело в том, что именно чин VIII класса давал право на потомственное дворянство. А поскольку доля выпускников университетов среди чиновников – недворян была ничтожна мала, то получение дворянства для абсолютного большинства из них становилось невозможным.
Данный указ, конечно, вызвал недовольство чиновничества. Но, поскольку он прежде всего затрагивал интересы наименее влиятельной части бюрократического аппарата, то к каким-либо серьезным политическим последствиям это недовольство не привело. Указ об экзаменах на чин действовал до 1834 г.
Период либеральных реформ начала XIX в. закончился в марте 1812 г., когда в результате придворных интриг был отправлен в ссылку М.М. Сперанский. А спустя три месяца, в июне 1812 г., началось наполеоновское нашествие, и вопросы внутренней политики отступили на второй план.
Лекция, реферат. Либеральные реформы Александра I — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Оглавление книги открыть закрыть
1. История как наука. Принципы изучения истории
2. Концептуальные модели истории
3. — ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IХ — ХII ВЕКАХ
4. Образование государства Древняя Русь
5. Социально-экономические отношения в Древней Руси
6. Культура Древней Руси
7. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В XIV — XVI ВЕКАХ
7.1 Нашествие Батыя
7.2 Возвышение Москвы. Дмитрий Донской
7.3 Русь в XV веке. Создание централизованного государства
8. РОССИЯ В XVI — XVII ВЕКАХ. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО
8.1 Россия в XVI веке
8.2 Ливонская война и опричнина
8.3 Жизнь и быт русского народа
8.4 Смутное время (1598 — 1613)
8.5 Россия в XVII веке
8.6 Соборное Уложение 1649 года и политический строй России
8.7 Религиозный кризис
9. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ
9.1 Реформы Петра I и начало модернизации Российского общества
9.2 Россия в эпоху дворцовых переворотов
9.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II
9.4 Военно-полицейский режим Павла I
10. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ
10.1 Либеральные реформы Александра I
10.2 Отечественная война 1812 г.
10.3 Российское государство и общество в эпоху реакции (20 — 50-е гг. XIX века)
10.4 Реформы и контрреформы 60 – 90-х гг. XIX века
10.5 Идейные течения и общественно-политические движения XIX века. Западники и славянофилы
11. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
11.1 Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале ХХ вв.
11.2 Буржуазно-демократическая революция 1905 — 1907 гг. в России и ее последствия
11.3 Думская монархия и реформы П.А. Столыпина
12. Первая мировая война — катализатор мирового исторического процесса. Россия в 1917 г.
13. Первая мировая война: ее причины, характер, последствия для мирового исторического процесса. Назревание общенационального кризиса в России
13.1 Назревание общенационального кризиса в России
13.2 Революция 1917 г. и падение самодержавия. Проблема выбора пути цивилизационного развития России
13.3 Приход большевиков к власти: причины и последствия. Конец демократической революции
14. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
14.1 Причины и периодизация гражданской войны в России
14.2 Расстановка социально-политических сил во время гражданской войны
14.3 Белый и красный террор
14.4 Итоги и уроки гражданской войны. Причины победы большевиков
15. ПОИСК СОВЕТСКИМ РУКОВОДСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗМА: «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ», НЭП
15.1 Военный коммунизм, его сущность, причины, хронологические рамки, значение, итоги
15.2 НЭП, его истоки, сущность, оценки, итоги
16. Советское общество в период форсированного строительства социализма
16.1 Выбор пути экономического развития СССР во второй половине 20-х гг.: борьба альтернатив
16.2 Политика и практика форсированной индустриализации в СССР: замыслы, итоги
16.3 Сплошная принудительная коллективизация в СССР: причины, цели, итоги
16.4 Итоги коллективизации
16.5 Формирование тоталитарного режима в СССР: сущность, причины, проявления
17. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939 — 1945 гг.
17.1 Истоки войны
17.2 Смысл второй мировой войны
17.3 Великая Отечественная война
17.4 Итоги войны
18. СССР В ПОСЛЕВОЕННОМ МИРЕ (1945 — 1985 гг.)
18.1 Внешнеполитическая стратегия
18.2 Социально-экономическое развитие СССР в послевоенные годы
18.3 Эволюция политического режима
19. ЧЕТВЕРТАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1985 — 1990-е гг.)
19.1 Сущность революции, хронологические рамки и периодизация. Проблема начала революции.
19.2 Распад СССР
19.3 После СССР
19.4 Россия в конце 90-х. Приход к власти Владимира Путина
19.5 Основные положения государственного образовательного стандарта<br />по курсу «Отечественная история»
20. Дополнительные материалы
20.1 Древнерусское государство по «Повести временных лет»
20.2 Система наказаний по «Русской правдЕ»
20.3 РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХIV – ХVI вЕКАХ
20.4 Учреждение опричнины (по никоновской летописи)
20.5 С. Платонов о деятельности Ивана IV
20.6 С. Платонов. Смута в Московском государстве
20.7 Из «Краткого известия о Московии» Исаака Массы
20.8 Э. Геркма. из сочинения
20.9 Соборное Уложение 1649 г. (извлечение)
20.10 Г. Котошихин о приказах
21. Примерные вопросы для экзамена по отечественной историиПохожие работы:
Либеральные реформы 60-70 гг. XIX века19.12.2005/реферат
Крестьянская реформа. Либеральные реформы. Учреждение земств. Самоуправление в городах. Судебная реформа. Военная реформа. Реформы в области просвещения. Церковь в период реформ. Революционные организации.
Выдающиеся личности династии Романовых10.10.2010/реферат
Михаил Федорович – основоположник царско-императорской династии Романовых. Реформы, проводимые Петром I. Золотой век Екатерины II, принципы ее правления. Крестьянская и либеральные реформы Александра II. Царствование Николая II. Конец династии Романовых.
referatwork.ru