Либерализация цен – Либерализация цен в России — Википедия
Либерализация цен в России — РИА Новости, 02.01.2017
В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности. Съезд признал деятельность правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы неудовлетворительной и предложил президенту и правительству России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.
13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства.
После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет. Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой.
Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.
В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. Главой правительства был утвержден Виктор Черномырдин.
Либерализация цен стала одним из важнейших звеньев на пути перехода России от плановой экономики к рыночной. Однако она не была согласована с монетарной политикой, в результате большинство предприятий осталось без оборотных средств.
Центробанк вынужден был включить печатный станок, что разогнало инфляцию до невиданных прежде величин — несколько тысяч процентов в год. Это привело к обесцениванию заработной платы и доходов населения, нерегулярным выплатам зарплаты, стремительному обнищанию граждан. Как следствие, гиперинфляция вызвала падение спроса, что усугубило экономический спад, а также реальное сжатие денежной массы, на которую легла дополнительная нагрузка по обслуживанию появившихся в результате первой волны приватизации акций и облигаций. Кроме того, обесценились советские сбережения, которые не были индексированы.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН — это… Что такое ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН?
- ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН
- ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН
- ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН — переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию).
Экономический словарь. 2010.
Экономический словарь. 2000.
- ЛЕСОРУБОЧНЫЙ БИЛЕТ
- ЛИВР
Смотреть что такое «ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН» в других словарях:
Либерализация цен — или отпуск цен элемент экономической политики российского правительства в начале 1990 х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования. Содержание 1 История 2 Критика 3 Сноски … Википедия
Либерализация цен — (price liberalization) – полное или частичное освобождение централизованно планируемых (регулируемых) цен и переход к рыночному ценообразованию на основе спроса и предложения. Либерализация цен, проведенная 2 января 1992 года правительством… … Экономико-математический словарь
либерализация цен — Полное или частичное освобождение централизованно планируемых (регулируемых) цен и переход к рыночному ценообразованию на основе спроса и предложения. Либерализация цен, проведенная 2 января 1992 года правительством Ельцина Гайдара, явилась… … Справочник технического переводчика
Либерализация цен — частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке. По английски: Price liberalisation См. также: Государственная экономическая политика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Либерализация Цен — освобождение цен от административного контроля, формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН — освобождение цен от административного контроля; свободное формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров … Большой экономический словарь
либерализация цен — переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию) … Словарь экономических терминов
Либерализация цен — переход к свободному движению цен под воздействием рыночных факторов; процесс расширения перечня товаров, цены на которые формируются на свободном рынке. То есть эти цены государством не регулируются. Может быть полная Л. ц, и частичная. При… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН — – процесс расширения перечня товаров, цены на которые формируются на свободном рынке, т. е. не регулируются государством. Возможна полная или частичная Л. ц. Во втором случае цены на некоторые товары или продукты регулируются государством… … Экономика от А до Я: Тематический справочник
Либерализация цен в России — Либерализация цен или отпуск цен элемент экономической политики российского правительства в начале 1990 х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования. Содержание 1 История 2 Последствия 3… … Википедия
dic.academic.ru
Либерализация цен Википедия
Запрос «Шоковая терапия (экономика России)» перенаправляется сюда; см. также другие значения.Либерализа́ция цен или отпуск цен — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.
История[ | ]

В прежние годы в экономике СССР применялись регулируемые государственные цены на абсолютное большинство производимых товаров (работ, услуг). Обсуждения среди высшего руководства страны о возможности перехода к свободным ценам начались за несколько лет до распада СССР. На заседании Политбюро ЦК КПСС 3 ноября 1989 года Н. И. Рыжков высказал мысль, что продовольственная проблема в стране не будет решена, «если к 1991 году не подойдем к свободным ценам»[1]. В 1991 г. кризис привёл к утрате контроля за ростом денежной массы в народном хозяйстве, а продолжающийся производственный спад — к сокращению объёма товарного предложения. Попытки постепенного перехода от установленных цен к договорным
Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной V съезду народных депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Предложение об отпуске цен встретило безоговорочную поддержку съезда (878 голосов «за», и только 16 «против»)[3].
Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен»[4] и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен»[5]
Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения
ru-wiki.ru
7.2. Этапы либерализации цен. Ценообразование
7.2. Этапы либерализации цен
Одним из необходимых условий формирования рыночной экономики является переход от государственных фиксированных цен к свободному ценообразованию, т. е. либерализация цен. Сущность либерализации состоит в том, что уровень цен устанавливается свободно, без прямого влияния государственных органов на основе конъюнктуры рынка и долговременности партнеров.
Либерализация цен не ослабляет, а повышает роль государства в политике ценообразования, которая должна заключаться не в установлении конкретного уровня цены, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию, активном влиянии на общую ценовую конъюнктуру рынка. Кроме того, регулируя общее состояние денежной и кредитной системы, уровень заработной платы в государственном секторе, выплаты населению из бюджета, государство влияет на спросовые ограничения, инфляцию и тем самым на динамику общих уровней цен. Государство должно создавать общие рамочные условия для ценовой политики предприятий. Но для того чтобы создать эти условия, необходимо учитывать положение в экономике на момент либерализации цен (см. подробнее: Шевчук Д. А., Шевчук В. А. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций в конспективном изложении: Учеб. – метод. пособ. – М.: Финансы и статистика, 2006).
Экономическая ситуация в России на момент либерализации цен с точки зрения ее управления подобна той, в которой находились страны Западной Европы после Второй мировой войны, когда состояние экономики характеризовалось дефицитом товаров и услуг, излишком денег в обращении, ростом цен, большим разрывом между официальными и ценами теневой экономики, а также наличием государственного администрирования по типу «командной» экономики. Практика этих стран свидетельствует о том, что нельзя внезапно перейти от административной, регламентированной экономики к рыночной системе. Необходим длительный переходный период и определенная последовательность в либерализации цен. При этом ценовой механизм должен способствовать развитию рынка, а роль цены – посредничество между экономикой и населением с тем, чтобы смягчить трудности, переживаемые экономикой. Характер переходного периода к рынку должен быть постепенным, а не «шоковым». Западноевропейские страны начали такой переход в 1945 году. Цены и производство контролировались государством. В Великобритании в 1946 году контролируемые цены составляли 60 % цен потребительских товаров. Переход к свободным ценам происходил поэтапно в соответствии с установленным государством порядком в течение 40 лет. Во Франции, например, считается, что полная свобода цен была достигнута к 1986 году (кроме квартплаты и сельскохозяйственных продуктов, имеющих общеевропейскую регламентацию). Основной упор был сделан на «классические» средства – восстановление реального роста экономики путем развития производства, роста производительности, а такие показатели, как заработная плата, затраты, постоянно контролировались экономическими службами государства. При этом освобождение цен от администрирования происходило в виде циклического процесса, при котором фазы усиления контроля чередовались с фазами его ослабления в зависимости от состояния экономики и решаемых задач.
Рассмотрим с этой точки зрения процесс либерализации цен, произошедший в России. Причем надо отметить, что, помимо тех проблем, которые существовали в европейских странах, ситуация с ценами на момент отпуска у нас характеризовалась еще и оторванностью уровня цен от мировых, а также большим разрывом между ценами на продукцию, товары, услуги и их стоимостью.
Основой свободного ценообразования стали Указ Президента РФ «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г. № 297 и аналогичное Постановление Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 55, введение в действие которых совпало с началом построения рыночной экономики.
Либерализация цен упразднила действующие на территории России многочисленные виды цен в зависимости от формы собственности и территории действия. На смену им пришли цены свободные и регулируемые – оптовые, опускные или розничные в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения и характера реализуемой продукции, при этом оговаривалось, что цены на все товары, продукцию, услуги, которые не вошли в перечень регулируемых, устанавливаются свободно под влиянием конъюнктуры рынка. Первоначально регулируемые цены формировались на основе государственных фиксированных и регулируемых цен, действовавших в 1991 году, с применением различных методов прямого административного ограничения. Большинство оптовых цен на продукцию производственно-технического назначения и услуги регулировались с помощью установления предельного коэффициента повышения к действующей оптовой цене или тарифу в 1991 году (табл. 7.1).
Таблица 7.1

Предельные коэффициенты повышения цен были установлены и для некоторых видов потребительских товаров и услуг (табл. 7.2).
Таблица 7.2


На электроэнергию для сельскохозяйственных предприятий и потребителей, услуги водопровода и канализацию установлены фиксированные цены, а на драгоценные металлы, камни – предельные цены. Предписывалось также на I квартал 1992 года сохранить действующие размеры торговых скидок на потребительские товары. Вспомним, что до 1992 года размер торговых скидок дифференцировался по группам товаров и был одинаков на территории всей России.
Эта система регулирования цен сохранялась недолго, практически в том же 1992 году был принят целый ряд нормативных документов, упорядочивающих и изменяющих процесс ценообразования. Уже в январе 1992 года местным органам власти было дано разрешение при необходимости изменять регулируемые розничные цены на сахар и молочные продукты. В марте Постановлением Правительства Российской Федерации № 141 «Об изменении порядка формирования цен на отдельные виды потребительских товаров» местным органам власти было разрешено отменять установленные ранее предельные коэффициенты повышения цен, кроме продуктов детского питания, спирта, водки, изделий медицинского назначения и лекарств.
В мае 1992 года были отпущены цены на спирт и водку и снижены размеры предельных коэффициентов повышения цен. В сентябре 1992 года принято Постановление Правительства РФ «Об упорядочении практики установления торговых надбавок» № 712, в соответствии с которым местным органам исполнительной власти разрешено регулировать размеры торговых и оптовых надбавок на некоторые виды продовольственных товаров (масло животное и растительное, молочные продукты, мясо, колбасные изделия, сыры, яйца, крупы, сахар, хлеб, продукты детского питания и др.) Это постановление было отменено 1 января 1994 года.
В декабре 1992 года были отпущены цены на лекарства и изделия медицинского назначения при установлении предельного уровня рентабельности в размере 30 % к себестоимости, в середине октября 1993 года – на продукты детского питания при установлении предельного уровня рентабельности в размере 20 % к себестоимости.
С целью социальной защиты населения от инфляции в феврале 1993 года Постановлением Совета Министров и Правительства РФ от 3 февраля 1993 г. № 94 «О государственном регулировании цен на хлеб и хлебобулочные изделия» введено регулирование розничных цен на этот товар, уточненное Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1993 г. «О ценах на хлеб».
Так, регулируемые розничные цены на хлеб с 1 января 1994 года формировались путем установления:
свободной закупочной цены для производителей зерна;
предельного уровня рентабельности для элеваторов;
предельного уровня рентабельности для мукомольных предприятий;
предельного уровня рентабельности для предприятий хлебопекарной промышленности;
предельного уровня торговой надбавки для розничных предприятий.
Регулирование цен на хлеб осуществлялось в течение 1,5 лет и было отменено в июле 1995 года (Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 600).
Параллельно государство принимало ряд мер по контролю за деятельностью предприятий-монополистов. В соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 были определены организационные и правовые основы предупреждения, ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а именно:
предусмотрено создание Антимонопольного комитета РСФСР и определены его задачи, функции, полномочия и ответственность;
определены действия, которые классифицируются как монополистические;
определен перечень действий со стороны предприятий-монополистов, которые запрещены законодательно;
разработаны мероприятия по устранению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарных рынках;
определен порядок контроля за деятельностью предприятий-монополистов и ответственность за нарушение Закона.
Решением Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 29 декабря 1991 года в России утвержден Государственные реестр (Реестр) РФ объединений и предприятий-монополистов. Целью формирования Реестра являлось определение объекта постоянного государственного контроля и регулирования производственной, сбытовой, посреднической, торговой и других видов деятельности предприятий-монополистов, по сути, данный Реестр стал одним из элементов реализации механизма Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с Реестром и Законом монополистом признавался хозяйствующий субъект, если доля его продукции на соответствующем товарном рынке превышала 35 % или величину, ежегодно устанавливаемую ГКАП России. Для предприятий-монополистов основным методом регулирования стало декларирование повышения свободных цен, порядок которого утвержден январским постановлением Комитета цен при Министерстве экономики РФ.
Предприятия-монополисты сообщали потребителям продукции о намечаемом повышении цен не позднее чем за месяц до их введения, само повышение должно было быть согласовано с основным потребителем или не менее чем с тремя потребителями, занимающими наибольший удельный вес в объеме реализации данной продукции. В государственные органы ценообразования предоставлялась декларация, а новые повышенные цены регистрировались, при этом для обоснования изменения цен и тарифов прилагались:
копии протоколов согласования цен;
сопроводительные письма с указанием и обоснованием причин повышения цен и тарифов;
данные об основных экономических показателях (калькуляция себестоимости, объемы производства за два года, фактическая рентабельность предприятия, достигнутый уровень рентабельности продукции и ее планируемые размеры).
Орган ценообразования анализировал представленные материалы и в течение месяца обязан был принять решение: согласиться с указанной ценой, изменить ее, отказать в повышении цены. Зарегистрированная в органах ценообразования цена являлась предельной, если предприятия продавали продукцию по более высоким ценам, то разница между ценами перечислялась в бюджет. Одновременно действовали предельные уровни рентабельности продукции предприятий-монополистов, дифференцированные по отраслям и группам товаров, отмененные в 1994 году.
Таким образом, за 1992–1995 годы Россия прошла путь сокращения сферы государственного регулирования цен, который в других странах длился десятилетиями. В результате такой государственной политики, которую можно оценить как «шоковую», ценообразование в России оказалась слишком «либерализованным» без учета состояния национального производства, платежеспособности предприятий, уровня жизни населения.
Естественным следствием либерализации цен стала инфляция. Обуздать инфляцию удалось лишь к 1996 году, когда среднегодовые темпы инфляции постепенно стали снижаться (до 1998 года). Ограничение инфляции было осуществлено путем проведения жесткой ограничительной финансовой политики, и в результате увеличились массовые неплатежи между предприятиями, сократились налоговые поступления в бюджет, произошел рост задолженности по заработной плате, резкое ухудшение жизненного уровня населения.
К 1995 году в основном сложилась система регулирования цен, действующая в настоящее время.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
Либерализация цен в 2018 году
Чтобы понять, какие особенности либерализации цен в 2018 году есть на территории России, необходимо понять ее принцип и правовое регулирование данного вопроса.
Либерализация в нынешнее время позволяет многим странам удержать свою экономику не только на плаву, но и при этом давать ей новый толчок в развитии.
Рассмотрим подробней, какое воздействие оказывает либерализация цен на экономику России? Какие особенности она под собой несет?
Важные аспекты
Перед тем, как приступить к рассмотрению основного вопроса, рекомендуется изначально изучить основные аспекты либерализации. Что это такое, и какими нормами закона регулируется?
Что это такое
Под определением “либерализация” подразумевается непосредственно увеличение прав и свобод граждан. Наиболее ярким примером этому, для описания либерализации цен и экономики в общем случае считается по праву Советский Союз.
Во многом это связано с тем, что экономика государства была прогнозированной, что означает подчинение всей сферы конкретному плану развития, себестоимость на изготавливаемый товар регулировалась исключительно в ручном режиме.
Возможность ручного регулирования себестоимости определенной продукции либо же группы товаров используется также и в государствах с рыночной экономикой. Это происходит в кризисный период в определенных сферах и для конкретных целей.
Под определением “либерализация цен” подразумевается корректировка направленной политики государства, на формирование стоимости продукции.
Иными словами, отмена контроля со стороны Правительства РФ и иных государственных учреждений непосредственной себестоимости.
В подобной ситуации рынок самостоятельно регулирует цены той либо иной продукции. Необходимо обращать внимание на то, что либерализация цен является несамостоятельным процессом.
Он осуществляется исключительно с глобальными корректировками экономики страны, в процессе перехода от одной формы к иной.
Основная цель страны в этом заключается в формировании нормальной атмосферы конкуренции и оказание помощи различных форм предпринимательской деятельности.
Это возможно реализовать методом формирования структур, к примеру, антимонопольного комитета, а также передачей контролирующих функций Центральному Банку РФ и так далее.
С какой целью проводится
Либерализация может нести под собой различные цели. Одновременно с этим необходимо понимать, что главный посыл заключается в переходе от плановой экономики непосредственно к рыночной.
К примеру, либерализация в Польше была направлена на интеграцию экономики государства в мировую после того, как страна обрела независимость.
Одновременно с этим, необходимость в либерализации в Советском Союзе возникла еще до того периода, как государство сменило форму своего правления.
Основная причина заключалась в существенной разнице между денежной массой и продовольственным остатком.
Как показывает многолетняя практика, либерализация является весьма сложным процессом, причем его обсуждение между правящей элитой осуществлялось несколько лет.
Более того, для консультаций было приглашено немало специалистов в области экономики. Руководство Советского Союза изначально выступало непосредственно за поэтапную либерализацию.
Иными словами, изначально планировалось отпустить в так называемое “свободное плавание” стоимость мучных изделий и в дальнейшем решать возможные проблемы.
Одновременно с этим, многие эксперты выразили несогласие, поскольку Правительство не может рассчитать конкретные цены, которые можно отпустить. Более того, такой процесс может затянуться на много лет.
Важно помнить: либерализация цен подразумевает под собой также отмену ограничения прибыли населения, на что также Правительством было затрачено немало усилий.
Нормативное регулирование
Основным законодательным актом по рассматриваемому вопросу принято считать Указ Президента РФ от декабря 1991 года № 297.
С момента вступления в юридическую силу Указа № 297 “О мерах по либерализации цен” используются, в большинстве случаев, рыночные цены и тарификация, которая включает в себя воздействие спроса и предложения.
Регулируемые цены на государственном уровне используются исключительно по определенному перечню продукции.
Непосредственным Приложением к указанному выше Указу принято считать “Перечень товаров производственного назначения” и “Перечень основной потребительской продукции и предоставляемых услуг”, на которые применяются установленные регулируемые цены.
Либерализация цен в России
Процесс либерализации в России несет под собой немало особенностей. Рассмотрим их подробней.
В чем заключается политика
Одной из наиболее масштабной реформы за последние несколько лет принято считать либерализацию экономики, начало которой припадает еще на январь 1992 года.
Она была начата из-за простого застоя огромных финансовых средств, которые не могут покрыть объем всего товара тех годов в общем.
Именно по этой причине в той еще стране было принято единогласное решение относительно отказа регулирования себестоимости на продукцию и предоставляемые услуги.
Одним из ключевых последствий является обвал нормированной себестоимости на различную продукцию и услуги. Иными словами они стали расти огромными темпами. По статистике, на то время себестоимость возросла в среднем на 350%.
Сухим остатком для тех возникших событий послужило только несколько основных факторов, которые смогли в дальнейшем оказать воздействие на экономику, а именно:
- инфляция в полном объеме прибыли населения;
- снижение оборотного капитала различных организаций, в том числе и уменьшение оборотных активов.
Одновременно с этим, либерализация еще в постсоветских условиях однозначно была нужна всему государству, в противном случае можно было получить развал экономики в полном объеме и тем самым это повлекло бы отставание от ведущих зарубежных стран минимум на несколько пунктов.
Помимо этого, после совершения перехода на либерализацию цен, в Российской Федерации началась эпоха так называемой быстрой инфляции.
Именно они и смогла повлечь полный обвал ценовых категорий. На этот период, все без исключения собранные накопления населения не значили практического ничего.
Бюджет распределился таким образом, что его можно было просто считать абсурдным. На обеспечение населения уходило порядка 75% всего принятого бюджета.
Ситуация, которая сложилась на сегодняшний день, является в полном объеме последствием прошлых времен.
Какие бывают виды
Выделяют несколько разновидностей либерализации, а именно:
Либерализация цен | Поддержка максимального уровня конкурентоспособности, в том числе так называемое “смытие” различный ограничивающих барьеров в области рыночной экономики. Причем в обязательном порядке во внимание берется фактор трудовой деятельности по действующему законодательству России |
Либерализация экономики | По праву считается главенствующей, поскольку к ней в обязательном порядке примыкают вышеуказанный вид, в том числе и внешнюю торговлю. Основным смыслом такого вида расширения по праву считается исключительно точечная ликвидация основных остатков, в которых отсутствует такая терминология, как соизмеримость каких-либо деталей. Говоря простыми словами, подразумевается вето в полном объеме на существование пропорции, в том числе и ликвидация административно-командной экономики. Это делается с целью максимально идеального формирования рыночного механизма, что позволит в конечном итоге вывести ключевые позиции во всех сферах экономики на новый уровень |
Либерализация внешней торговли | Деятельность такой разновидности достаточно понятная всем. Под ней подразумевается уборка в полном объеме различных имеющихся ограничений, которые позволяют зажимать внешнюю торговлю в одном каком-либо русле |
Нередко этот процесс выявляется аннулированием либо же повышением различной массы сделок с партнерами из-за рубежа.
Более того наблюдается в полном объеме остановка деятельности тарифов и квот, частичное или же полное сокращение многочисленных валютных курсов.
Видео: к чему привела либерализация цен 1991-го года
Все это объясняется острой необходимостью государства выйти на международный экономический рынок, поскольку имеющегося внутреннего уровня конкуренции оказывается недостаточно.
Плюсы и минусы
Либерализация розничных цен в российской федерации несет под собой определенные преимущества, а именно:
Возможность перехода от стадии “государственное управление валютой” | К наиболее значимой и ключевой рыночной экономики. Во многом это делается с целью нормирования не только внутреннего рынка, но и зарубежного |
Появление многочисленных конкурентных ниш | Что автоматически влечет за собой развитие различных организаций и направлений, в том числе и увеличение качества изготавливаемой продукции (при ее наличии) |
Существенное снижение никому ненужных устоев | Которые оказывают негативное воздействие не только экономическому, но и финансовому росту страны. Примером этому является переход на торговлю различной валюты. Несмотря на то, что это относится к историческому преимуществу, о нем все-таки стоит говорить |
Возможность отделить страну от установившейся пропорциональной деятельности | А также усиленный переход диспропорции, что позволяет устранить никому ненужные грани. Это делается с целью исключить различного рода помеха в будущем повышении и развитии в целом |
Уничтожение в полном объеме дисбаланса | Между всей без исключения финансовой суммы и общей массы продукции |
Полноценное формирование и в дальнейшем улучшение | Такого фактора, как рыночный механизм. На сегодняшний день это ключевая область деятельности России и она берется за основу |
Говоря о недостатках, то в ней могут допускаться различные ошибки. К примеру, в 1992 году возникло разгосударствление властности, которое осуществилось уже после перехода на рыночную экономику.
Основная проблема заключалась в том, что себестоимость продукции была существенно занижена, что повлекло за собой ложное прогнозирование повышения потребительских цен на начальном этапе вдвое и даже втрое.
Это повлекло за собой дефолт в социально- и экономическом состоянии страны и населения в общем.
В результате этого, многие государственные организации и предприятия стали своего рода монополистами. Это позволило им существенно завышать цены на продукцию по регионам втрое.
Это своего рода дал начало монопольному эффекту, при котором снижается объем производства, но при этом существенное повышается цена на продукцию и предоставляемые услуги. Из-за этого страна остро стала нуждаться в приватизации государственных компаний для стабилизации рынка.
Помимо этого, неправильная политика может повлечь за собой снижение оборотных средств компании, что грозит их признаниями в неплатежеспособности.
Напоследок хотелось бы отметить тот факт, что, несмотря на сложность в процедуре перехода от государственного ценообразования к рыночному.
Это позволяет серьезно повысить уровень экономики в стране и тем самым улучшить жизнь обычных граждан.
jurist-protect.ru
Либерализация цен в России Википедия
Запрос «Шоковая терапия (экономика России)» перенаправляется сюда; см. также другие значения.Либерализа́ция цен или отпуск цен — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.
История[ | ]

В прежние годы в экономике СССР применялись регулируемые государственные цены на абсолютное большинство производимых товаров (работ, услуг). Обсуждения среди высшего руководства страны о возможности перехода к свободным ценам начались за несколько лет до распада СССР. На заседании Политбюро ЦК КПСС 3 ноября 1989 года Н. И. Рыжков высказал мысль, что продовольственная проблема в стране не будет решена, «если к 1991 году не подойдем к свободным ценам»[1]. В 1991 г. кризис привёл к утрате контроля за ростом денежной массы в народном хозяйстве, а продолжающийся производственный спад — к сокращению объёма товарного предложения. Попытки постепенного перехода от установленных цен к договорным[2] проблему не решили. К концу 1991 г. отношение денежной массы к товарному предложению достигло трёхкратного уровня, что свидетельствовало об угрожающем экономическом неравновесии. Это проявлялось в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход народного хозяйства страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования. Предполагалось передать функции ценообразования непосредственно субъектам предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием конкуренции, исходя из существующего спроса и предложения.
Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной V съезду народных депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Предложение об отпуске цен встретило безоговорочную поддержку съезда (878 голосов «за», и только 16 «против»)[3].
Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен»[4] и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен»[5], в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством (и на некоторые из них сохраняется до сих пор). Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 г. стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и др.
Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения[источник не указан 2617 дней], поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что народное хозяйство преимущественно находилась в собственности государства[6]. Во-вторых, реформы были начаты на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. цены приблизительно 30 % товаров продолжали так или иначе регулироваться. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства. Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета,
ru-wiki.ru
Либерализация цен — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Запрос «Шоковая терапия (экономика России)» перенаправляется сюда; см. также другие значения.Либерализа́ция цен или отпуск цен — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.
История[ | ]

В прежние годы в экономике СССР применялись регулируемые государственные цены на абсолютное большинство производимых товаров (работ, услуг). Обсуждения среди высшего руководства страны о возможности перехода к свободным ценам начались за несколько лет до распада СССР. На заседании Политбюро ЦК КПСС 3 ноября 1989 года Н. И. Рыжков высказал мысль, что продовольственная проблема в стране не будет решена, «если к 1991 году не подойдем к свободным ценам»[1]. В 1991 г. кризис привёл к утрате контроля за ростом денежной массы в народном хозяйстве, а продолжающийся производственный спад — к сокращению объёма товарного предложения. Попытки постепенного перехода от установленных цен к договорным[2] проблему не решили. К концу 1991 г. отношение денежной массы к товарному предложению достигло трёхкратного уровня, что свидетельствовало об угрожающем экономическом неравновесии. Это проявлялось в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход народного хозяйства страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования. Предполагалось передать функции ценообразования непосредственно субъектам предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием конкуренции, исходя из существующего спроса и предложения.
Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной V съезду народных депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Предложение об отпуске цен встретило безоговорочную поддержку съезда (878 голосов «за», и только 16 «против»)[3].
Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен»[4] и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен»[5], в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством (и на некоторые из них сохраняется до сих пор). Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 г. стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и др.
Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения[источник не указан 2111 дней], поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что народное хозяйство преимущественно находилась в собственности государства[6]. Во-вторых, реформы были начаты на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. цены приблизительно 30 % товаров продолжали так или иначе регулироваться. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства. Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета, тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых, плохое состояние средств связи и высокие транспортные расходы осложняли способность предприятий и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и неравновесие в экономике начало уменьшаться[7].
Последствия[ | ]
Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара, благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования[8]. Как писал сотрудник института Гайдара Владимир Мау, «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ — преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991—1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля»[9].
До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту — корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, — нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие.
encyclopaedia.bid