Культурология определение – Культурология это что такое Культурология: определение — Философия.НЭС
КУЛЬТУРОЛОГИЯ это что такое КУЛЬТУРОЛОГИЯ: определение — Педагогика.НЭС
Культурология
наука о культуре во всем ее многообразии и единстве; область гуманитарного знания о сущности, природе и закономерностях возникновения, становления, развития и функционирования культуры.
Оцените определение:
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
Культурология
наука по исследованию культуры как системы смыслов, имеющих свою сущность и способов их постижения. Культурология изучает культуру во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, включает в себя теорию культуры и историю ее становления и развития. Это наука интегративная – она обобщает данные философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения истории науки и техники и др. дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Различается культурология фундаментальная и прикладная, куда входят социальная и культурная антропология, психологическая антропология, культурная семантика, теория и методика социокультурных взаимодействий общественных институтов и др. научные дисциплины и школы. Культурология в целом охватывает проблемы становления культурного человека как противоположного естественному человеку, сыну природы, т.е. дикому человеку. Эта наука также отвечает на вопрос о способах культурной идентификации человека, т.е. о проживании, присвоении и осмыслении принадлежности себя к какой-то определенной культуре.
Оцените определение:
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостное явление, как специфическую функцию человеческого бытия. К. изучает содержание, структуру и технологию функционирования социокультурного опыта человечества. В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, изучающих определенные сферы человеческой жизнедеятельности (например, педагогика, психология), К. относится к наукам, исследующим все виды и формы человеческой практики, но в строго определенных аспектах. В К. выделяют два осн. профиля познания: собственно К. — как интегративное знание о целостном феномене культуры и культуроведение — как совокупность частных научных дисциплин, изучающих направления культуры по различным областям человеческой деятельности (политическая, религиозная, художественная и другие культуры). Различают также социальную К. (исследует проблемы социокультурной деятельности людей) и гуманитарную К. (изучает проблемы собственно К.), фундаментальную (исследует теорию К., разрабатывает культурологические методы исследования и пр.) и прикладную К. (применение теоретических знаний о К. в социальной практике К., прогнозирование и регулирование культурных процессов и др.).
Оцените определение:
Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря
didacts.ru
Понятие культуры. Культурология
Систематическое изложение проблем культурологии предполагает обращение к различным вопросам теории культуры. Не стоит забывать, что важнейшими из них будут введение и определение основных понятий и категорий культурологии, среди кᴏᴛᴏᴩых центральное положение занимает понятие «культура». В силу того что понятие «культура» будет универсальным, оно используется не только как научный термин во всех социально-гуманитарных науках. Не менее широко оно употребляется и в обыденной жизни, в искусстве, философии. По϶ᴛᴏму прежде чем говорить об определениях культуры, целесообразно разобраться во множестве смысловых оттенков ϶ᴛᴏго понятия, рассмотреть возможные варианты его использования не только в науке, но и в других сферах бытия человека и общества.
Важно знать, что больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об ϶ᴛᴏм до сих пор сохранилась в многочисленных сельскохозяйственных и биологических терминах «агрокультура», «культура картофеля», «окультуренные пастбища», «культура микробов» и т.п.
Понятие «культура», его смыслы и определения
Уже в I в. до н.э. Цицерон применил понятие «культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При ϶ᴛᴏм признаками культурного человека считались его добровольное самоограничение, подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам. Понятие «культура» распространялось и на общество в целом, при ϶ᴛᴏм имелся в виду такой порядок ве- шей, кᴏᴛᴏᴩый противостоял естественному состоянию с его спонтанными действиями. Так сформировалось классическое понимание культуры как воспитания и образования человека, а термин «культура» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества, выделения мира, созданного человеком, из мира природы.
Слово «культура» часто используется для обозначения культуры разных народов в определенные исторические эпохи, специфики способа существования или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного исторического периода, для характеристики образа жизни отдельных социальных групп или сфер деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Так, на страницах учебников очень часто употребляются словосочетания «культура Древнего Египта», «культура эпохи Возрождения», «русская культура», «культура молодежи», «культура семьи», «деревенская культура», «городская культура», «культура труда», «культура отдыха» и т.д.
В обыденном сознании понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства, театрами, музеями, архивами — всем тем, что находится в ведении министерства культуры (или аналогичного учреждения) в любой стране. По϶ᴛᴏму данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности, всю область духовной культуры.
В повседневной жизни слово «культура» выражает одобрения, понимается как наличие идеала или идеального состояния, с кᴏᴛᴏᴩым мы неявно сравниваем оцениваемые факты или явления. К примеру, говорят о высокой профессиональной культуре, культуре исполнения какой-то вещи. С тех же позиций оценивается поведение людей. Но когда оценивают человека как культурного или некультурного, имеют в виду воспитанных или плохо воспитанных людей. Так же иногда оценивают и целые общества, если они основаны на праве, порядке, мягкости нравов в противовес состоянию варварства.
Именно ϶ᴛᴏ привело к появлению множества определений культуры, число кᴏᴛᴏᴩых постоянно растет. Так, в 1952 г. американские культурологи А. Крёбер и К. Клакхон, систематизируя известные им определения культуры, насчитали 164 определения. В 1970-е гг. число определений достигло 300, в 1990-е гг. превысило 500. Сегодня их насчитывается около 1000, что не удивительно, гак как культурой будет все, созданное человеком, весь человеческий мир. Можно классифицировать существующие определения, выделив несколько важнейших групп.
В общем виде выделяют три подхода в определении культуры — антропологический, социологический и философский (табл. 5.1).
Таблица 5.1.
Стоит отметить, что основные подходы в изучении культуры
Параметр сравнения |
Подход | |||
Философский |
Антропологический |
Социологический |
Интегралистский |
|
Краткое определение |
Система воспроизводства и развития человека как субъекта деятельности |
Система артефактов, знаний и верований |
Система ценностей и норм, опосредующих взаимодействие людей |
Метасистема деятельности |
Существенный признак |
Универсальность/всеобщность |
Символический характер |
Нормативность |
Комплексность |
Типичный структурный элемент |
Идеи и их материальное воплощение |
Артефакты, верования, обычаи и т.д. |
Ценности, нормы и значения |
Предметные и организационные формы |
Главная функция |
Креативная (творение бытия человеком или для человека) |
Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей |
Латентность (поддержание образца) и социализация |
Воспроизводство и обновление самой деятельности |
Приоритетный метод исследования |
Диалектический |
Эволюционный |
Структурно-функциональный |
Системно-деятельностный |
Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача ϶ᴛᴏго подхода — не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть. Как правило, сущность культуры видят в сознательной человеческой деятельности но преобразованию окружающего мира и самих людей.
В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые значения понятия «культура». В первую очередь, подчеркивается, что культура — ϶ᴛᴏ «вторая природа», искусственный мир, сознательно и целенаправленно созданный человеком, причем посредником между данными двумя мирами выступает человеческая деятельность, кᴏᴛᴏᴩая рассматривается предельно широко как технология и производство культуры, как производство не только материального окружения, но и всего социального бытия человека. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного. Безусловно, данные попытки заслуживают внимания, но они подчеркивают исключительно отдельные аспекты, сужая понятие культуры.
Суть антропологического подхода —
В рамках антропологического подхода предложено более всего определений культуры. Можно предложить классификацию данных определений, в основе кᴏᴛᴏᴩой лежит анализ определений культуры, данный А. Крёбером и К. Клакхоном. Стоит заметить, что они разделили все определения культуры на шесть основных типов, а некᴏᴛᴏᴩые из них в ϲʙᴏю очередь разделили на подгруппы.
Первая группа — описательные определения, кᴏᴛᴏᴩые акцентируют внимание на предметном содержании культуры. Родоначальником такого типа определений будет Э. Тайлор, кᴏᴛᴏᴩый утверждал, что культура представляет собой совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некᴏᴛᴏᴩых других способностей и привычек, уϲʙᴏенных человеком как членом общества.
Вторая группа — исторические определения, выделяющие процессы социального наследования и традиции. Стоит заметить, что они подчеркивают, что культура будет продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретенною опыта от поколения к поколению. Данные определения исходят из представлений о стабильности и неизменности социального опыта, упуская из виду постоянное появление новаций. Примером может служить определение, данное лингвистом Э. Сепиром, для кᴏᴛᴏᴩого культура — ϶ᴛᴏ социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни.
Третья группа — нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества. Эти определения можно разделить на две подгруппы:
- определения культуры как образа жизни какой-то социальной группы, например для антрополога К. Уисслера культура есть образ жизни, кᴏᴛᴏᴩому следует община или племя;
- ценностные определения, обращающие внимание на идеалы и ценности общества, например для социолога У. Томаса культура — ϶ᴛᴏ материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции).
Четвертая группа — психологические определения, делающие упор на связь культуры с психологией поведения людей и видящие в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Эти определения можно разделить на четыре подгруппы:
- адаптивные определения, подчеркивающие процесс адаптации человека к окружающей среде, к его жизненным условиям, например для социологов У. Самнера и А. Келлерома культура — ϶ᴛᴏ совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям, кᴏᴛᴏᴩое обеспечивается путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству;
- дидактические определения, обращающие внимание на процесс научения человека, культура — ϶ᴛᴏ то, чему он научился, а не унаследовал генетически, например для антрополога Р. Бенедикт культура — ϶ᴛᴏ социологическое обозначение для наученного поведения, т.е. такого, кᴏᴛᴏᴩое не дано человеку от рождения, не предопределено вею зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей;
- определения культуры как форм привычного поведения, общих для группы. Таково определение социолога К. Ян га;
- собственно психологические, точнее, психоаналитические определения. например для психоаналитика Г. Рохайма культура -϶ᴛᴏ совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации.
Пятая группа-структурные определения культуры, акцентирующие внимание на структурной организации культуры, например для антрополога Р. Линтона культура — ϶ᴛᴏ организованные повторяющиеся реакции членов общества; сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты кᴏᴛᴏᴩых разделяются и передаются по наследству членами данного общества.
Шестая группа — генетические определения, рассматривающие культуру с позиции ее происхождения. Эти определения разделяют на четыре подгруппы:
- антропологические определения, исходящие из того, что культура — ϶ᴛᴏ продукты человеческой деятельности, мир искусственных вещей и явлений, противостоящий естественному миру природы, например для П. Сорокина культура — ϶ᴛᴏ совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга;
- идеационные определения, ϲʙᴏдящие культуру к совокупности и производству идей, других продуктов духовной жизни общества, кᴏᴛᴏᴩые накапливаются в социальной памяти, например для социолога Г. Беккера культура — ϶ᴛᴏ относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления;
- определения, подчеркивающие символическую человеческую деятельность, когда культуру считают либо системой знаков, используемых обществом (семиотические определения), либо совокупностью символов (символические определения), либо множеством текстов, кᴏᴛᴏᴩые интерпретируются и осмысливаются людьми (герменевтические определения), например для культуролога Л. Уайта культура — ϶ᴛᴏ имя для особого класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, кᴏᴛᴏᴩые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, кᴏᴛᴏᴩую мы называем символизацией;
- отрицательные определения, представляющие культуру как нечто, происходящее из некультуры, например для философа и ученого В.
Стоит отметить, что оствальда культура — ϶ᴛᴏ то, что отличает человека от животных.
В целом антропологический подход отличается конкретностью, ориентацией на исследование «промежуточных» слоев и уровней культуры, когда исследователь пытается выделить конкретные формы или единицы культуры, с помощью кᴏᴛᴏᴩых человеческая жизнь разлагается на рационально конструируемые элементы. В результате появилось понятие о культурных чертах — неделимых единицах культуры (материальные продукты, произведения искусства или образцы поведения). Среди них выделяются как универсальные черты, присущие всем культурам (культурные универсалии), так и специфические, характерные для одного или нескольких народов.
Культурные универсалии выражают родовые начала в культу ре. Это — общие черты, характеристики или компоненты культуры, присущие всем странам и народам независимо от их географического и социально-экономического положения. Так, в 1965 г. Дж. Мердок выделил свыше 60 универсалий культуры, среди кᴏᴛᴏᴩых — изготовление орудий труда, институт брака, право собственности, религиозные обряды, спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, игры, запреты кровосмешения, правила гигиены, язык и т.д. Можно предположить, что культурные универсалии базируются на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих биологических потребностях, например беспомощность младенцев и необходимость ухода за ними и воспитания признаны в культурах всех типов.
Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие ϶ᴛᴏго общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.
В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных подхода в изучении культуры:
- предметный, изучающий содержание культуры как системы ценностей, норм и значений или смыслов, т.е. способов регуляции жизни в обществе;
- функциональный, выявляющий способы удовлетворения человеческих потребностей или способы развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности;
- институциональный, исследующий типические единицы или устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
В рамках социологического подхода изучаются структура, функции культуры, но анализируя внешние организующие факторы культуры, социологи мало внимания уделяют внутреннему содержанию культурных феноменов.
По϶ᴛᴏму социологический и антропологический подходы дополняют друг друга, что следует из табл. 5.2.
Таблица 5.2. Сравнение социологического и антропологического подходов
Социологический подход |
Антропологический подход |
Стремление осмыслить деятельность человека с позиции ее формы |
Стремление осмыслить деятельность человека с позиции ее содержания |
Приоритетное познание культуры современных обществ |
Приоритетное познание традиционных культур |
Ориентация на изучение чужих культур и обычаев |
Ориентация на изучение собственной культуры |
Познание культуры больших социальных групп |
Исследование общинности или общинной культуры |
Изучение институциональных аспектов культуры |
Познание внеинституциональных явлений культуры |
Исследование «системной» организации культуры и ее специализированных форм |
Изучение культуры жизненного мира и обыденной жизни |
Интегралистский подход к исследованию культуры формируется именно так и дополняется возможностями философского подхода.
Во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные
черты культуры, но в то же время каждому определению присущи недостатки и принципиальная неполнота. Важно заметить, что однако, при всем этом можно выделить ряд важнейших характеристик культуры.
Культура — ϶ᴛᴏ сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате ϶ᴛᴏго преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью кᴏᴛᴏᴩого помимо материальных предметов будут идеи, ценности и символы. Этот искусственный мир противостоит миру природы, не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.
Значения и определение «культуры»
Обобщая существующие позиции на культуру, можно сказать. что слово «культура» имеет три основных значения:
- возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли;
- образование, воспитание, развитие;
- поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.
В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Такого взгляда, в частности, придерживается культуролог Э. Маркарян. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В ϶ᴛᴏм случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, кᴏᴛᴏᴩый первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».
Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты — технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д. Духовная культура содержит в себе сферу духовного производства и его результаты — религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в ϲʙᴏю очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.
Между материальной и духовной культурой имеется глубинное единство, поскольку обе они будут результатом человеческой деятельности, у истоков кᴏᴛᴏᴩой в конечном счете находится духовное начало — идеи, проекты и замыслы человека, кᴏᴛᴏᴩые он воплощает в материальную форму. По϶ᴛᴏму Н. Бердяев считал, что всякая культура будет духовной. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения — скульптурного, живописного, литературного и т.д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные постройки, когда они одновременно будут и произведениями искусства, и служат практическим целям: здание театра, храм, гостиница, иногда и жилой дом.
Вместе с тем между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия: в художественном произведении главным будет не материальная оболочка, но духовное содержание, тогда как в некᴏᴛᴏᴩых технических творениях нередко бывает весьма трудно обнаружить какие-либо признаки духовности. Эти различия в конкретных социально-исторических условиях могут войти не только в противоречия, но и в конфликт, приняв при ϶ᴛᴏм значительные масштабы. Как раз нечто подобное случилось с культурой в XIX и особенно в XX в., когда материальная культура начала все больше доминировать над духовной.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕРМИНА «КУЛЬТУРА»
Автор(ы) статьи: Важинский Н.П.Раздел: не указан
Ключевые слова:
культура, мировоззрение, образ жизни, методология, культурология.
Аннотация:Рассматриваются трудности с определением термина «культура». Доказывается, что детерминирующим фактором культуры является мировоззрение, которое формирует соответствующий образ жизни.На основе нового методологического подхода определяется термин «культура».
Текст статьи:
Первое теоретически осмысленное представление о культуре (XV — XVI вв.), было связано со сменой мировоззренческих установок, когда гуманизм пришел на смену теологическому мышлению. До этого времени слово «культура» употреблялось лишь в сочетании с другими (культура ума, культура права и т. п.) и понятие это не было объектом философского знания [См.: 1]. XVII в. потребовал уже разработки мировоззренческих основ механистического природоведения и философии, разработки учения о человеческой природе, обществе и культуре только как части более общего учения о мировом механизме. Но полная зависимость интереса к философскому осмыслению культуры от мировоззренческих установок становится очевидной в ХХ в. в период великого противостояния двух мировых идеологических систем. После распада СССР этот интерес не ослабевает, ибо уже пришло понимание, что «глубина философского осмысления феномена культуры в известной степени показывает уровень развития самой философии» [2].
Эта мысль советского философа-марксиста Г. И. Ойзермана имеет огромное методологическое значение. Применительно к рассматриваемой проблеме ее можно обобщить и перефразировать следующим образом: Если какая бы-то ни было философия не в состоянии осмыслить феномен культуры и определить термин «культура», то она ничего не стоит.
Необходимо отметить, что этот тезис требует еще большего обобщения, так как философия составляет научно-теоретическое, методологическое ядро мировоззрения. А если так, то и любое мировоззрение ничего не стоит, если оно не дает оснований для осмысления феномена культура:
«Осмысление сущности культуры любой исторической эпохи с необходимостью предусматривает изучение ее философского мировоззрения, которое выступает органом критического самосознания культуры» [3].
«Вырастая на почве общественно-политической практики, философия и культура составляют вместе с этой практикой целостное явление» [4].
В этих высказываниях уже просматривается основополагающая троица «мировоззрение (философия) — практика — культура». В этой тройке есть все для определения термина «культура». Однако для понимания триединства еще должно было пройти время, должно было возникнуть тринитарное мировоззрение, чтобы прийти к определению термина «культура» на новой мировоззренческой основе.
Приоритет в определении культуры принадлежит Э. Тайлору:
«Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [5].
Э. Тайлор невольно положил начало стремительному «клонированию» определений. Если с 1871 по 1919 гг. американские культурологи А. Кребер и К. Клахон насчитали всего семь определений культуры, то с 1920 по 1950 гг. появилось еще 157 определений данного понятия. А известный французский ученый А. Моль насчитывает уже свыше 250 таких определений, различающихся не только по форме, но и по содержанию. В средине 50-х гг. Г. Беккер и А. Басков насчитали уже 257 различных и часто противоположных определений культуры. В этих дефинициях культура — это социальная общность, органическое целое, традиции, набор всех реальностей (обычаи, привычки, социальные институты, образ жизни, экономика и т. п.), поведение, система идей, ценностей, передача социального опыта путем обучения, наличие духовного начала, языка, письменности и т. п. Эти стороны и попытались собрать в своем итоговом определении А. Кребер и К. Клахон:
«Культура состоит из стандартов эксплицидных и имплицидных, и из поведения, приобретаемого и передаваемого через символы, составляющие исключительное достижение человеческих групп, включая их воплощение в артефактах, сущностное ядро культуры состоит из традиционных (т. е. исторически развитых и отобранных) идей и особенно ценностей, культурные ценности должны, с одной стороны, пониматься как продукты деятельности, с другой — как элементы условий дальнейшей деятельности» [6].
Вторая попытка в этом направлении принадлежит Э. С. Маркаряну, который дает так называемое «интеграционное» определение:
«Под культурой в данном случае понимались ценностные, институциональные и знаковые элементы межчеловеческих связей, имеющих функцию поддержания и воспроизводства общественных отношений, образующих социальную структуру…» [7].
И далее:
«Культура — это способ существования людей. Это способ человеческого существования, способ человеческой деятельности и объективированный в различных продуктах (орудия труда), обычаях, системе представлений о добре и зле, прекрасном и уродливом, средствах коммуникации и т. д. результат этой деятельности» [8].
На сегодняшний день в науке господствует (скорее подсознательно) марксистско-ленинский подход к определению культуры, понимаемой «как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [9].
Сопоставим данное определение с дефинициями, предлагаемыми украинским студентам «незалежними» (т. е. «независимыми») преподавателями-учеными «незалежной» Украины:
- «Культура — это система жизненных смыслов субъекта (индивида, группы, общности), которая реализуется в способах и результатах его деятельности)» [10].
- «Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении всей истории, а также сам процесс создания и распределения материальных и духовных ценностей)» [11].
Нетрудно догадаться, что за «результатами деятельности» и «совокупностью материальных и духовных ценностей» скрываются марксистско-ленинские «продукты материального и духовного труда», а за «жизненными смыслами субъекта» и «процессом создания и распределения материальных и духовных ценностей» — марксистско-ленинская «система социальных норм и учреждений». Как оказалось декларация независимости и независимость от марксизма это не одно и то же.
Культурологи и культурология многим обязаны К. С. Сарингуляну, утверждающему, что при всей пестроте значений, «в которых данный термин выступает или которые ему приписываются в различных контекстах его применения, достаточно легко удостовериться в том, что все эти значения пребывают в одном из двух, так сказать, «семантических модусов» — дескриптивном (позитивном) или аксиологическом. В первом из них термин «культура» трактуется как обозначение человеческой, неприродной действительности в целом или какого-либо ее фрагмента, стороны, проявления и т. п. Во втором — аксиологическом — модусе культура осмысливается как некое мерило оценки этой же человеческой действительности; соответственно понятие «культура» мыслится как обозначение не реалий этой действительности как таковых, а меры воплощения в них тех или иных ценностей, преломляющих в себе интересы совершенствования, прогресса человеческого общества и личности» [12].
Сарингуляновские «семантические модусы» могут служить своеобразным компасом в море определений культуры. По факту «клонирования» определений культуры у культурологов также нет единого мнения: одних этот факт пугает, другие считают это нормальным, третьи предлагают соглашение об ограничении дальнейшего роста определений [13]. Существует и мнение, что попытки дать определение культуры обречены на неудачу:
«…Такой сложный объект не может быть определен формально» [14].
В таком случае цель должна заключаться не в нахождении точного определения, а в построении концепции понятия культуры.
К концу ХХ в. культурологи приходят к выводу, что разнообразные попытки дать определение культуры не могут удовлетворить нас в полной мере. Методологическая беспомощность с годами становится поражающей. Можно сказать, что история культуры и история культурологии — это история мировоззренческо-методологической беспомощности обществоведческой науки. К чему только не сводили культуру: и к тем или иным «отдельным данностям»; и к технологическому срезу социальной жизнедеятельности, и к ценностям, и к знаковым и коммуникативным структурам, и к миру творчества, и к институализированным формам межличностного общения, и к искусственным способам, типам, традициям исторической практики людей и т. д. Были и различные подходы (семиотический, технологический, аксиологический, гуманитарный), были и концепции (структурно-функционалистская, символическая, религиозная, фрейдистская, этносоциологическая, антропологическая), и тенденция соотнесения культуры с человеческой деятельностью, с ее результатами, либо со всем многообразием ее видов, либо с технологической основой человеческой деятельности, либо главным образом с активной творческой деятельностью людей, было и аксиологическое понимание: ценностные, институциональные и знаковые элементы межчеловеческих связей; единство всего того, в чем воплощены, реализованы ценности, признаваемые людьми (человеком, группой, классом, нацией) и т. п.
Что же касается аксиологического понимания, то оно вошло в противостояние с дескриптивным. История показала, что отказ от аксиологических оснований при концептуальном выделении феномена культуры, абсолютизация дескриптивного модуса, приводит к вульгарному материализму, ограничивает исследование реалий культуры процедурами описания. Другая крайность приводит к кризису аксиологического подхода, выразившемуся в неспособности «уложить» имеющееся многообразие культурных особенностей в единую ценностную шкалу. Возникла новая, противостоящая ему концепция эквивалентных культур, т. е. культурный релятивизм, рассматривавший множественность культур как доказательство их неповторимости и несравнимости между собой. Абсолютизация релятивизма, в свою очередь, исключила всякую общность культур. Подводя итоги, можно процитировать М. С. Кагана:
«В работах советских философов культура предстает, как мы видели, то как система ценностей, то как самоутверждение человека в мире, то как всеобщая технология человеческой деятельности, то как ее творческий потенциал… Сопоставляя все эти определения, нельзя не прийти к выводу, что они не столько опровергают, сколько дополняют друг друга, ибо все эти качества, действительно присущи человеческой деятельности, несомненно, отличают культуру от «натуры» [15].
Критерий «культура — натура» объединяет советского философа с представителями «буржуазной культурологии» А. Тойнби, Б. Малиновским и советскими культурологами, отождествляющими культуру с технологией воспроизводства человеческого общества, что представляет собой деятельностную интерпретацию функциональной теории культуры Б. Малиновского, где культура понимается как ответ на природный вызов, так или иначе представленный в потребностях человека. Постепенно идея «овладения природой» сменяется идеей обживания природы, сотрудничества с ней. В таком контексте культура характеризует человека с точки зрения образа жизни, отличающего человека от животных, т. е. человеческого образа жизни.
Нужно отметить, что сейчас мы подошли к основополагающей связи — «культура и образ жизни», требующей соответствующего внимания. Культурологи, исследующие взаимосвязь культуры и образа жизни, разделились по вопросу широты понятий на три лагеря:
- Л. Н. Коган, Н. И. Иванова, Давидович А. Е. и др. считают, что понятие «образ жизни» оказывается более широким по объему, чем понятие «культура», поскольку последняя характеризует лишь одну — человеческую сторону деятельности людей, а не всю систему ее сторон и черт.
- Другие авторы определяют культуру как включающую в себя образ жизни:
«Значение культуры в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (социальные установки, духовные потребности, ценности и т. д.), влияющих на характер поведения. В этом смысле образ жизни представляет собой воплощение данной культуры» [16].
- А представитель третьего подхода А. В. Азархин не без оснований отождествляет культуру и образ жизни:
«Культура… — это определенный образ жизни людей, взятый в особом, человеческом по сущности качестве. Следует подчеркнуть, что хотя и не каждый образ жизни является культурным, но в своей действительности культура — это всегда определенный образ жизни. В нем существование человека превращается в такой способ его органического бытования, который позволяет ему утверждать и сохранять свою целостность и непринужденность, гармонически вписываясь в космический миропорядок» [17].
Существуют и попытки интегрировать все три подхода в едином понимании культуры и образа жизни:
«Образ жизни — это конкретно-историческая целостность всего многообразия сфер и видов жизнедеятельности людей, обусловленная характером общественных отношений, а культура — сущностная характеристика человеческой деятельности, выражающая степень всестороннего развития людей в ходе исторического процесса. Культура всегда воплощаема в той или иной образ жизни и в нем себя проявляет» [18].
Последняя фраза свидетельствует о том, что ее авторы почти определили термин «культура». Они проникли в суть взаимоотношений культуры и образа жизни, но мировоззрение марксизма-ленинизма не позволило им сделать последний шаг. Сделать этот шаг им также мешала неопределенность термина «образ жизни». Несмотря на то, что понятие «образ жизни» формировалось только на материалистическом фундаменте марксизма-ленинизма, философы-материалисты к единому пониманию не пришли. Образ жизни как многогранное общественное явление, по мнению авторов, имеет сложную структуру с такими основными элементами: условия труда людей; условия быта, включая принятые в обществе способы использования свободного времени и формы семейной жизни; сложившиеся отношения между личной и общественной жизнью, формы общественной деятельности.
Исследование образа жизни исключительная прерогатива советских философов. Западные социологи (М. Вебер, А. Адлер, Т. Веблен, У. Уоррен и др.) исследуют стиль жизни как критерий социальной дифференциации, как фактор, интегрирующий данную социальную группу и одновременно выступающий барьером, препятствующим переходу из одной группы в другую. Мнение советских философов, с которым трудно не согласиться, относительно соотношения стиля жизни и образа жизни однозначно — «стиль жизни» есть частный случай «образа жизни».
Подводя итоги изысканий советских философов в области соотношений «культура — образ жизни», приходим к выводу: попытки разрешить противоречие «материальное — духовное» в пользу материального нельзя однозначно признать удачными, несмотря даже на прямые заявления:
«Подчеркнем только, что при таком подходе к культуре мы берем ее в самом широком смысле слова, а отнюдь не сводим только к духовной культуре, как это часто делают исследователи образа жизни» [19].
А критикуемые Л. Н. Коганом «исследователи образа жизни» полагают, что к духовным основам советского образа жизни следует отнести: совокупность идей, взглядов (политических, правовых, философских, эстетических и др.), необходимых для функционирования общества, накопленных людьми знаний и умений, ценностей науки и искусства, нравственных принципов и норм, регулирующих деятельность людей, их поведение, а также определенные системы образования, воспитания, средства массовой информации, их материальные основы, необходимые для духовной жизни людей.
Такая ситуация сложилась в советской философии по признанию самих философов в силу того, что понятие духовности является одним из наиболее трудно уловимых. Оно не имеет жестких связей с социальным статусом человека, особенностями его морфологической структуры, приверженностью к определенной идеологии. Философский анализ данного понятия значительно затрудняется еще и тем, что оно стоит в одном ряду с такими родственными понятиями как «дух», «душа», «духовная жизнь», «сознание», «психика», «интеллигентность» и т. п. Выход из сложившейся ситуации предлагает А. В. Азархин:
«Для непосредственно жизненной реализации личностной культуры «культурное» мировоззрение как ее духовный элемент должно воплотиться в образе жизни личности, т. е. речь идет уже не просто об иерархии различных уровней развития мировоззренческого сознания, а о месте и роли мировоззрения в культурообразующей деятельности человеческого субъекта, в культурном образе жизни личности» [20].
А. В. Азархин пока единственный ученый, обративший внимание на взаимосвязь «культура — мировоззрение = духовность — образ жизни», в то время как взаимосвязь «культура — мировоззрение» привлекает все большее внимание исследователей. Основоположником этого научного течения следует признать Хорева Н. В., который заметил, что в современную эпоху все более ощущается возрастание роли мировоззрения:
«Будучи теоретическим выражением наиболее важных тенденций социального бытия, оно обладает большой регулятивной силой. Взятое по отношению к культуре, мировоззрение выступает в качестве методологической основы ее развития…» [21].
Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Формирование научного мировоззрения основа комплексного воспитания» показывают, что для ее участников связь между культурой «как совокупностью современных норм и ценностей» и мировоззрением «как системой взглядов на объективный мир и место в нем человека» несомненна. Более того, «сама культура немыслима вне определенного мировоззренческого ядра», поскольку «мировоззрение — самосознание культуры, ее теоретическая рефлексия». На конференции выяснилось, что личность преломляет культуру и мировоззрение как минимум двояко:
« …С одной стороны мировоззрение можно рассматривать как личностное выражение культуры, с другой же культура является своего рода каналом, средством формирования определенного типа личности, в основе которого так или иначе всегда лежит то или иное мировоззрение» [22].
Была подвергнута сомнению и марксистско-ленинская методология:
«Методологическая трудность заключается не в наличии «широких» и узких определений, а в том, что такие трактовки культуры по существу не являются теориями, они фиксируют понимание культуры на уровне обыденного сознания»[23].
В качестве методологического основания для метода при исследовании явлений культуры выступает мировоззрение ученого, так как «именно оно в значительной мере обеспечивает успех исследователей или, когда установки неверны, ведет к неудачам» [24]. А ценность любого методологического подхода заключается в том, «насколько этот подход гарантирует получение объективной, адекватной картины рассматриваемого объекта» [25].
Состояние понятийно-категориального аппарата культурологии является свидетельством ее методологических проблем:
«Как известно, в науке считается недопустимым, чтобы один и тот же объект обозначался различными терминами, или чтобы несколько различных объектов обозначались одним и тем же термином. И то и другое создает серьезные трудности в исследовательской работе» [26].
Приходится констатировать, что перемен к лучшему при существующих методологических подходах ожидать не приходится. Внимательно читаем учебное пособие, изданное этим авторитетным культурологом П. С. Гуревичем, предназначенное для преподавателей, учителей, студентов и учеников, в котором, по мнению издательства, «освещены самые значительные проблемы культурологии: что есть культура»:
«Когда исследователи пытаются дать определение культуры, они неизбежно ссылаются на тот факт, единого, «окончательного» постижения культуры, не сложилось. Приводятся ссылки, которые показывают, что можно дать самые различные, порой совершенно не совпадающие определения культуры. Раскрываем любое исследование или учебное пособие по культурологии и сразу сталкиваемся с муками истолкования культуры. Как быть? Если существует культурология, то должно быть и определение культуры как исток данной гуманитарной дисциплины»[27].
Вот именно: Если существует культурология, то должно существовать и определение культуры. Если не существует определения культуры, то не существует и культурология. Однако автор считает, что «едва ли не у каждого исследователя собственная формула культуры», и «не следует драматизировать ситуацию. Прежде всего, отметим, что культура — это совокупный духовный опыт человечества. Все, что создано людьми, вошло в арсенал культуры. Естественно, что охватить исследовательским взором все богатство человеческих свершений не представляется возможным» [27].
Похожее мнение и у другого авторитетного исследователя:
«Культурология — относительно новая научная дисциплина, которая изучает, во-первых, культуры в целом, во-вторых, отдельные явления культуры (материальную культуру, духовную, быт, искусство, религию, семью и т. п.). Культурология, на наш взгляд, — дисциплина гуманитарная, отсюда различные парадоксы: нет единой культурологии, теорий культуры столько, сколько выдающихся культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление определяет свой подход и предмет» [28].
Итак: Нет единой культурологии, теорий культуры столько, сколько выдающихся культурологов. Что же касается выдающихся культурологов, то есть мысль, что «то, что они выдавали за всестороннее определение культуры, осталось в науке как характеристика одного из аспектов культуры» [29]. Да и выдающиеся культурологи остались достоянием истории, так как остались только те, которые либо не решаются вообще давать определение культуры, либо ссылаются на Философский словарь 1983 года издания, либо просто констатируют факт отсутствия дефиниции, либо исследуют культурологические концепции, Некоторые из них отдают вопросы определения культуры на откуп читателю:
«…В нашем пособии излагаются самые распространенные воззрения на культуру. В наиболее спорных вопросах мы рассматриваем противоположные точки зрения, чтобы дать возможность читателю сориентироваться в многообразии современных теорий… Если это поможет читателю составить свой взгляд на вещи, то мы будем считать задачу выполненной» [30].
Другие смирились с тем, что «количество определений понятия «культура» исчисляется сотнями», и «опустили руки»: «Так как согласия между теоретиками нет, то вынести некий «средний» вариант невозможно…» [31]. Но есть и такие, кто занимает по этому поводу «воинственную» позицию:
«Автор настоящего учебного пособия не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее знание обо всех сторонах культуры, т. е. написать книгу, которая была бы единственным руководством по культурологии. Подобная задача не только не выполнима, но и бесполезна…» [32].
Хотя тут же дается объективная оценка: «О предмете и месте культурологии в системе научного знания не сложилось единого мнения». Эту же мысль разделяет и Д. А. Силичев, указывая (хотя и робко) и причины:
«В целом же культурология не достигла вполне зрелого уровня и пребывает на стадии становления. В ней нет еще достаточно разработанных понятий, категорий и терминологического аппарата» [33].
Более последователен в этом плане П. А. Сапронов:
«Десятилетиями спокойно и уверенно себя чувствовавшая, хотя и вполне эфемерная дисциплина — «теория культурно-просветительной работы» — сегодня торжественно именуется культурологией… Источники практически безграничной эксплуатации термина «культурология» в том, что стоящая за ним научная дисциплина таковой в традиционном смысле вовсе не является» [34].
Мысль весьма объективная, заслуживающая того, чтобы взять ее на вооружение: Культурология сегодня не является научной дисциплиной.
Эта мысль не голословна и автор ее убедительно развивает:
«Смутность и неопределенность образа культурологии — свидетельство не в ее пользу. Каждый вправе усомниться в гносеологическом статусе, полноте реальности и даже самой реальности ее существования. Действительно, что это за дисциплина, чья предметная сфера часто неуловима на уровне внятных формулировок и для самих культурологов. Еще более далек от очевидности метод культурологии. Уже одни эти свидетельства дают основания для утверждения о том, что культурология в традиционном для науки смысле вовсе не существует».
И пути выхода из кризиса в этом высказывании намечены достаточно четко — они в нахождении «внятных формулировок», а начинать необходимо с определения термина «культура», несмотря на то, что «во всей культурологии нет темы в большей степени проблематичной и дискредитировавшей себя, чем тема «понятие (или определение) культуры».
Все, что написано в данной статье, как раз и посвящено этой «проблематичной и дискредитировавшей себя» теме. И основанием для уверенности в положительном решении этой темы служит новый мировоззренческий подход. Тринитарная парадигма уже нашла признание во многих отраслях научной мысли, а сейчас наступило время ее решительного испытания на весах культурологии, которое и даст возможность увидеть культуру как то «третье, …что скрывается за реальной диалектикой «материального и духовного»[35].
Авторы приведенной цитаты так и не поняли, что они уже «увидели» путь к определению культуры. Но диалектический материализм не допускает существования именно «того третьего», а допускает существование только двух диалектических противоположностей — материи и сознания (материальное и духовное). И эти две категории можно определить только одна через другую. Марксизм и мысли не допускает, что может быть что-то третье, что единство этих противоположностей как раз и есть то третье. И это третье и есть тем явлением, которое философы определяют как «БЫТИЕ», наполняя его сугубо материальным содержанием и противопоставляя Сознанию (Бытие определяет Сознание). Однако «БЫТИЕ» является триединой категорией, которую можно в первом приближении свести к такой формуле:
БЫТИЕ = СОЗНАНИЕ Û МАТЕРИЯ
Должно было пройти время, чтобы понять триединство этих феноменов построения Мироздания. Рассмотрение этих фундаментальнейших категорий выходит за рамки данной статьи. Однако необходимо понять, что эта троица является основной формулой триединства Мироздания, а потому все, что существует в Мироздании, подчинено этой формуле. Это относится и определению культуры:
КУЛЬТУРА ЕСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, РЕАЛИЗОВАННОЕ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Это определение, сведенное до формулы, выглядит так:
КУЛЬТУРА = МИРОВОЗЗРЕНИЕ Û ОБРАЗ ЖИЗНИ
А теперь сравним эти две формулы:
БЫТИЕ = СОЗНАНИЕ Û МАТЕРИЯ
КУЛЬТУРА = МИРОВОЗЗРЕНИЕ Û ОБРАЗ ЖИЗНИ
Триединство заключается в том, что БЫТИЕ не существует за гранью сознания и материи, а культура не существует за гранью мировоззрения и образа жизни. Образ жизни можно обозначить и как ПРАКТИКУ.
Параллели между БЫТИЕМ и КУЛЬТУРОЙ более чем допустимы, так как КУЛЬТУРА является единственно возможным способом БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА. А уже вопросы о том, насколько это бытие является культурным, это и есть задача, решаемая в рамках культурологии, которая и должна проследить все степени развития культуры и культур в сравнении. Продолжая анализ, определим, что параллель СОЗНАНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ тоже природна, так как мировоззрение является разновидностью сознания, притом мировоззрение присуще только человеку. Можно сказать так: мировоззрение есть форма человеческого сознания. И последняя параллель МАТЕРИЯ — ОБРАЗ ЖИЗНИ тоже природна, поскольку образ жизни является единственным способом материализации мировоззрения.
Возвращаясь к К. С. Сарингуляну с его модусами, выразим ему благодарность за то, что его модусы дают нам возможность не тратить снова время на апробацию нашего определения культуры на всех пяти сотнях уже имеющихся. К. С. Сарингулян дает нам возможность «примерить» его модусы к нашей «тринитарной культурологической формуле», которую без излишней скромности нужно назвать «основной формулой культурологии», по аналогии с той, что связана с БЫТИЕМ, которую следует назвать «основной формулой философии».
Даже с первого взгляда становится понятным, что «аксиологический модус» есть не что иное, как явление присущее «мировоззрению». Именно мировоззрение содержит в себе критерии оценки культурных явлений. А «дескриптивный модус» — это бесконечность комбинаций реализации (воплощения) мировоззрения в образ жизни, это бесконечность комбинаций реализации мировоззрения на Практике. Развивая мысли К. С. Сарингуляна, выведем еще одну формулу, касающуюся исследований истории культуры: Культура — это единство и противоположность аксиологического и дескриптивного модусов.
Итак, дано определение культуры, которое без излишней скромности претендует на роль итогового. П. А. Сапронов сформулировал требование к любым определениям культуры:
«…Любое определение культуры только и имеет смысл тогда, когда оно дает возможность достаточно внятно выявить предметную реальность, обозначенную как культура и соответственно являющуюся сферой исследований культурологии» [34. — C. 8].
Примерим выведенную формулу к данному высказыванию. Что касается «предметной реальности», то вряд ли мировоззрение можно отнести к таковой. А то, что мировоззрение может стать сферой исследований культурологов, то в этом нет сомнений. Возьмем, например, марксистско-ленинское мировоззрение, которое создало такую «непредметную реальность» как советский образ жизни, создавший в свою очередь такую «предметную реальность» как СССР, БАМ, Советская армия и т. д. со всеми вытекающими последствиями. Поэтому культуры в первую очередь нужно классифицировать по мировоззрениям и его разновидностям — марксистская, христианская (католическая, протестантская, православная) мусульманская (сунниты, шииты), буддистская (дзен, ламаизм), синтоистская, иудаистская и т. д.
А уже внутри их классификация будет идти по образу жизни, который корригируется национальностью и другими особенностями носителя той или иной культуры. «Предметная реальность» это рецидив марксистско-ленинского мировоззрения, если, конечно, не понимать под ней «предмет исследования» той или иной науки.
Возвращаясь к состоянию современной (нетринитарной) культурологии, образно говоря, можем констатировать, что до определения «основной тринитарной формулы культурологии», историю культурологии следует считать «утробным периодом» ее существования. И только с определением этой формулы состоялись «роды». Все существующие на сегодняшний день учебники, пособия, монографии по культурологии являются вступлением к истории культурологии. Однако любой ученый скажет, что история науки (например, математики) и наука (например, математика) — это не одно и то же. Это же касается и гуманитарных наук, а особенно философии, которая еще ждет своего рождения в тринитарном измерении.
Итак, вступление в тринитарную культурологию сделано. Некоторые положения данной статьи уже опубликованы в научной литературе на украинском языке. Практическим воплощением предложенной теории стал учебник по культурологии, написанный автором данной статьи. Учебник переведен на украинский язык и готовится к изданию.
Литература
1. Негодаев И. А. НТР и культура. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост-го ун-та, 1985. — с. 6.
2. Ойзерман Г. И. Марксистская концепция и ее буржуазные интерпретаторы // Философия культуры (XVII Всемирный философский конгресс). — М.: Знание, 1985. — С. 21.
3. Бабій Л. Т. Діалектика розвитку історичних типів культури (Філософсько-соціологічні проблеми). — Львів: Світ, 1991. — С. 3.
4. Боголюбова Е. В. Культура и общество (Вопросы истории и теории). — М.: МГУ, 1978. — С. 7.
5. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1989. — С. 18.
6. Kröber A., Kluchohn C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definition/ — N. Y., 1952, р. 67.
7. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. — Ереван, 1969. — С 11.
8. Маркарян Э. С. Философские проблемы культуры. — Тбилиси, 1980. — С. 9.
9. Основы марксистско-ленинской теории культуры: Учебник для вузов. — М.: Высш. школа, 1986. — С. 22.
10. Теорія та історія світової і вітчизняної культури: Курс лекцій. — К.: Либідь, 1992. — С. 11.
11. Теорія та історія світової і вітчизняної культури: Підручник. — Львів: Каменяр, 1992. — С. 5.
12. Сарингулян К. С. Культура и регуляция деятельности. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1986. — С. 12 — 13.
13. Джиоев О. И. Проблемы культуры в марксистской философии // Культура в свете философии. — Тбилиси, 1976. -С. 20.
14. Розин В. М. Культура и проблема ее изучения // Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры: Сб. науч. тр./ НИИ культуры. — М., 1988. — С. 234 — 244.
15. Каган М. С. О месте науки в системе культуры // Наука и культура. — М.: Наука, 1984. — С. 19.
16. Проблемы философии культуры: опыт историко-материалистического анализа. — Мысль, 1984. — С. 246.
17. Азархин А. В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. — К.: Наукова думка, 1990. — С. 33.
18. Каракеев Т. Д., Тологонов Р., Есенкулов Б. Образ жизни и проблемы духовных потребностей. — Фрунзе: Илим, 1986. — С. 4.
19. Коган Л. Н. Культура в социалистическом образе жизни // Культура и социалистический образ жизни: (Сб. статей). — Свердловск: УНЦ АН СССР, 1980. — С. 4.
20. Азархин А. В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. — К.: Наукова думка, 1990. – С. 34.
21. Хорев Н. В. Философия и культура. Лекция. — М.: МГУ, 1978. — С. 4.
22. Ольшанский Д. В. Культура и пропаганда в формировании мировоззрения личности// Культура и мировоззрение: Матер. Всес. науч.-практ. конф. «Формирование научного мировоззрения основа комплексного воспитания». 17 — 18 апреля 1984 г. Вып. 1. — М., 1985. — С. 32 – 33.
23. Обидная С. Н. Актуальные методологические проблемы философской теории культуры в трудах ученых социалистических стран // Культура и мировоззрение: Матер. Всес. науч.-практ. конф. «Формирование научного мировоззрения основа комплексного воспитания». 17 — 18 апреля 1984 г. Вып. 1. — М., 1985. — С. 84.
24. Раге Ю. Н. Мировоззрение и метод в исследованиях объектов культуры // Культура и мировоззрение: Матер. Всес. науч.-практ. конф. «Формирование научного мировоззрения основа комплексного воспитания». 17 — 18 апреля 1984 г. Вып. 1. — М., 1985. — С. 19 — 22.
25. Чавчавадзе Н. З. Внешние и внутренние факторы развития культуры // Культура и общественное развитие. — Тбилиси: Мецниереба, 1979. — С. 5.
26. Ешин М. Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма (Теоретические и методологические проблемы). — М.: Наука, 1984. — С. 8 — 55.
27. Гуревич П. С. Культурология. Учебное пособие. — М.: Знание, 1999. — С. 2.
28. Розин В. М. Введение в культурологию. Учебник для высшей школы. — М.: Издательский Дом «Форум», 1998. — С. 3.
29. Артановский С. Н. Историческое единство человека и взаимное влияние культур. — Л.: Просвещение, 1967. – С. 32.
30. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. — М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 2000. — C. 4.
31. Петрова М. М. Теория культуры: Конспект лекций. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — С. 6.
32. Кравченко А. И. Культурология: Учебн. пособие для вузов. — М.: Акад. Проект, 2001. — С. 3.
33. Силичев Д. А. Культурология. Учеб. Пособие для вузов. — М.: «Изд-во ПРИОР», 2001. — С. 6.
34. Сапронов П. А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. — 2-е изд., доп. — СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. — С. 3.
35. Культура и развитие человека: (очерк философско-методологических проблем). — К.: Наук. думка, 1989. – С. 9.
analiculturolog.ru
Определение культурологии
СПГУВК
Кафедра философии и культурологии
Реферат на тему:
«Определение культурологии»
Выполнила студентка I курса. ВЗО.
Специальность:
«Экономика и управление
на предприятии туризма и гостиничного сервиса»
Боровкова В.С.
Проверил: Лебедев И.А., доцент кафедры
философии и культурологии
Санкт-Петербург
2009 год.
Содержание:
1. Введение. Термин «культура»……………………………3
2. Деятельный подход к определению «культура»…………4
3. Закономерности развития культуры……………………..5
4. Проблема типологии культуры…………………………..7
5. Личность, ее ценности……………………………………9
6. Заключение……………………………………………….11
1. ВВЕДЕНИЕ
Термин «культура» (от лат. cultura — возделывание, обрабатывание)
издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного. В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории
культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:
Описательные определения — это определения которые восходят в своей
основе к определению культуры как сумма всех видов деятельности, обычаев,
верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги,
картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и природному
окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались
веками.
Исторические определения подчеркивают роль традиций и социального
наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития
человечества. Генетические определения примыкают к историческим и утверждают,
что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что
искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению —
орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
Нормативные определения акцентируют значение принятых
правил и норм, поэтому культура — это образ жизни индивида, определяемый
социальным окружением.
Ценностные определения — культура — это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.
Психологические определения исходят из решения человеком определенных
проблем на психологическом уровне. Культура есть особое приспособление людей к
природному окружению и экономическим потребностям, поэтому складывается из всех
результатов такого приспособления.
Определения на базе теорий обучения: культура — это поведение,
которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
Структурные определения выделяют важность
моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой
систему определенных, связанных между собой признаков. Материальные и
нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных
потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью)
культуры.
Идеологические определения указывают на культуру как на поток идей,
переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью
слов или подражаний.
Символические определения: культура – это организация различных
феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты
культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и
деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности,
избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально воспринимается
или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам
достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда
речь заходит о культурах майя, Древней Греции, Киевской Руси или современной
России.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
КУЛЬТУРЫ
Историю можно рассматривать как целесообразную деятельность людей и такой
деятельностный подход и позволяет ответить на вопрос о том, что такое культура?
Ведь культуру можно рассматривать как совокупность всех видов
преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой
деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Мир ценностей
многообразен, он включает в себя природные, этические, эстетические и др.
системы.
Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие
исследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Под
материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и
форм их производства и способов овладения ими.
Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм
мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т. д.) и способов
деятельности по созданию духовных ценностей.
Но обратим внимание еще на один очень важный момент — на социальный
характер культуры. Культура — это неотъемлемая сторона жизни общества, она
неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без
культуры, как и культуры без общества. Как бы ни было слабо развито то или
иное общество, оно всегда создает соответствующую культуру, т. е. совокупность
материальных и духовных ценностей и способов их производства. Другое дело, что
степень развитости культуры может быть различной : сильной или слабой, высокой
или низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развития
общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей,
которыми оно располагает.
3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура, нелегко. В
западной социологии выделяют по крайней мере три альтернативных теории
культуры.
Некоторые культурологи, подчеркивая уникальность и неповторимость каждой
культуры, считали, что ее законы могут быть поняты не рационально, исходя,
скажем, из механистической причинности, а только иррационально, посредством
мистического проникновения в их божественную первопричину. Но существует ли
некая божественная первопричина культуры?
В 1944 году американский культуролог А. Кребер поставил
перед собой задачу выявить те пути, по которым различные общества шли к
высшей ступени развития своей культуры. В результате проведенного на большом
фактическом материале исследования он пришел к выводу, что в основе каждой
культуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в себя только то, что
соответствует ее характеру и особенностям. С течением времени возможности
модели исчерпываются и она уже не может оказывать влияния на новые области и
отрасли человеческой деятельности. Тогда прогресс культуры сменяется стадией
повторением повторения старого, регресса, упадка и устаревшая модель культуры
в конечном счете погибает. «Смерть культуры» не означает ее полного
исчезновения — ведь старая модель сменяется новой, вызревшей в лоне старой
культуры.
Ряд исследователей (Ф. Нортроп, П. Сорокин и др.) предприняли попытки
установить закономерности, лежащие в основе возникновения и развития тех или
иных типов культуры, а также вскрыть главный элемент, который определяет данный
тип, независимого от того, является ли он уникальным или в той или иной степени
присущ различным культурам.
Так, Ф. Нортроп положил в основу своей попытки методологический принцип, в
соответствии с которым тип культуры определяется присущими ей формами и
способами познания — именно они диктуют всю организацию опыта, норм, идеалов,
идей, доминирующих в данном обществе. Это позволило различить два типа культур
— восточные и западные. Первые характеризуются интуитивным, эмоциональным,
непосредственным восприятием мира, вторые — интеллектуализмом, познанием в
форме теоретических концепций.
Первый тип культуры создает нетехнические цивилизации
с их описательными науками и импрессионистским искусством. Время в таких
цивилизациях воспринимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл,
в который включается и природа, и качественно не отличающаяся от нее история.
Поэтому в восточных культурах популярны концепции переселения душ и высшего
блага как слияния с природой, Подход к социальным явлениям с точки зрения
непосредственного наблюдения ведет здесь к заключению, что, раз индивид
рождается в семье, то она возвышается над индивидом. Семейные отношения
переносятся и на общество в целом, в результате чего складывается иерархия
социальных статусов, которую венчает обожествляемая личность монарха,
императора.
Второй тип культуры создает технические цивилизации с их концепциями
равенства людей, равных возможностей, одинаковых норм, с развитой этикой и
демократией. Искусство технических цивилизаций основано на геометрических
формах и перспективе.
П. Сорокин в свою очередь выделяет три основных типа культур: идеальный,
чувственный и идеалистический.
Первый тип основывается на системе понятий, касающихся вне мирового,
сверхчувственного, неизменного абсолюта, поэтому цели и потребности таких
культур в основном духовные.
Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивый
материальный мир, и поэтому цели и потребности его культур чисто физические.
Наконец, третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных
основаниях. П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их
основе истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни одна из
систем истин не является абсолютной. С развитием и укреплением данной культуры ее истины подавляют истины других систем, также имеющие право на существование.
Из-за этого господствующая система истин перестает удовлетворять запросы людей,
служить основой их культурной и социальной жизни, она погибает, а ей на смену
приходит новая, более жизнеспособная система.
4. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
Для решения сложной проблемы типологии культуры необходимо найти объективные
закономерности развития этого важного социального феномена. Для этого
используется концепция смены общественно-экономических формаций. Каждая такая
формация порождает особый тип культуры со своей системой материальных и
духовных ценностей и способов деятельности для их создания Общую схему
исторических типов культуры можно
представить следующим образом: первобытная культура, культура
рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культура
феодального общества, культура капиталистического общества, социалистическая
культура. Каждая общественно-экономическая формация, являясь качественно
своеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития общества,
создает свой тип культуры, свою специфическую, т. е. только ей присущую,
совокупность материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их
создания.
Первобытная культура возникла вместе с выделением человека из
царства животных и просуществовала до смены первобытнообщинной формации
классовым обществом,
которая происходила в различных регионах в разное время (от IV тысячелетия до
нашей эры в древнем Египте до I тысячелетия до нашей эры в Древней Греции).
В рамках первобытной культуры складываются и развиваются нравственные нормы и
сама мораль как исторически первая форма общественного сознания. Формируются магические и мифологические
воззрения, на базе которых на поздней стадии первобытнообщинной формации
возникает искусство и религия. Величайшим достижением первобытного общества
было формирование самого человека, его выделение из царства животных, что
придало мощный начальный импульс всему развитию мировой культуры.
en.coolreferat.com
Проблема определения культуры. Структура, типология культуры
Проблема определения культуры. Структура, типология культуры
Понятие «культура» является центральным в социальной и культурной антропологии. Это понятие в его современном значении начало применяться в Европе в XVIII в. благодаря работам таких мыслителей, как Дж. Вико, И. Г. Гердер, Ш. Монтескье. В этот период волна географических экспансий, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам; к дискуссиям о правомерности культурного многообразия. Со второй половины XIX в. понятие «культура» постепенно приобретает статус научной (а не только философской) категории. Оно практически утрачивает прогрессивистский оценочный оттенок, индуцированный идеями Просвещения, и перестает означать «высокий» уровень развития общества. Понятие «культура» стало пересекаться с категориями цивилизации, общественно-экономической формации, глобальной регионолизации. Его стали определять как «биологически ненаследуемую память человечества»; через системы локальных стереотипов поведения и представлений, через наборы антропологических и «эволюционных» универсалий и т. п. В XX в. из научных представлений о культуре уходят обертоны романтизма, придающие им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности, освобождения от бремени повседневности. Как отмечал Ж- П. Сартр, культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она — дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо 1. Понятие «культура» употребляется сегодня во множестве значений. Однако несмотря на кажущееся разнообразие определений есть некоторые общие позиции, которые присутствуют или ясно подразумеваются в каждом из таких определений.
Исходные общие представления, существующие в культурной антропологии, не дают ответа на вопрос «что в реальности есть культура?», но налагают ограничения на процессы и явления, включаемые в сферу изучения, служат основанием для поиска и интерпретации связей между материальными и идеальными толкованиями человеческих действий на уровне микро- и макровременных процессов социокультурной жизни. С этой точки зрения понятие «культура» подразумевает не теорию или модель, позволяющую поступательно двигаться к «правильному» объяснению человеческих феноменов, но такое теоретическое поле для их толкования, которое предупреждает неадекватный редукционизм либо только к материальным, либо только к идеальным феноменам. Говоря о современной концептуализации понятия «культура», целесообразно отметить, что она осуществляется по двум различным, хотя и взаимосвязанным направлениям. Первое из них было достаточно подробно разработано в пределах школы Т. Парсонса. Здесь культура считается всего лишь одной составляющей набора аналитических конструктов, предназначенного для анализа социального действия. Категория обеспечивает «аналитическую плоскость» структурирования для ценностей наряду с биологией, выполняющей ту же роль для требований организма, с психологией — для индивидуальных потребностей и обществом — для институтов. Второе направление возродилось в работах К. Леви-Стросса. Культура считается особой упорядоченной селективной областью феноменов, противопоставляемой «природному». «Природное» рассматривается как материал для «культуры» — реализованной способности человека специфичным образом «метить» окружение как свою «среду».
Структура культуры — термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя
— систему образования,
— науку,
— искусство,
— литературу,
— мифологию, нравственность,
— политику,
— право,
— религию,
сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как
— мировая и национальная культура,
— классовая,
— городская и сельская,
— профессиональная и др,
— духовная и материальная.
В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.
Духовная культура — наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная — орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.
Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или-вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.
Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.
В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему. Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.
Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:
а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную и специализированную культуры.
Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура. О них мы поговорим отдельно. Предлагаемую типологию культур не следует считать истиной в последней инстанции. Она весьма приблизительна и нестрога. Тем не менее, у нее есть несомненные достоинства: логическая обоснованность и непротиворечивость.
cribs.me