Культурология культура и общество –  Культура и общество. Базовые элементы культуры — Социология

Культурология — Культура и общество

Существуют три основных формы бытия — человек, общество, природа. Культура как особая форма бытия обслуживает все эти формы и тесно взаимосвязана с ними.

Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие. Общество влияет на культуру и это находит свое отражение в таком явлении, как субкультура.

Приставка «суб» означает принадлежность к чему-либо, выражает отношение части и целого, т.е. субкультура – это часть культуры общества.

Субкультуры – это часть культуры общества в зависимости от возрастных, профессиональных, территориальных и других особенностей той или иной группы людей. Субкультуры – это историческое явление. Социально однородное первобытное общество порождало гомогенные типы культуры, единый тип для всех членов общества. Общество гетерогенное порождает различные субкультуры в целостном культурном пространстве.

М. С. Каган выделяет 4 типа субкультур в культуре средневековья:

  1. «Храма и монастыря» — это культура, характерная для духовенства, народа, аскетическая, антигедонистическая.
  2. «Замка и дворца» — это рыцарская, придворно-аристократическая, гедонистическая культура.
  3. «Средневекового города» — это культура торговцев, ремесленников, нарождающейся буржуазии и интеллигенции.
  4. «Села и хутора» — это крестьянская культура, характеризуется тесной связью с природой, языческими верованиями.

В современном обществе различных субкультур великое множество, что связано с дифференциацией и усложнением общества.

Типология субкультур:

  • по возрастному признаку;
  • по территориальному;
  • по профессиональному;
  • по классовому;
  • по месту в обществе.

Каждая субкультура сохраняет в себе присущее культуре ядро (менталитет, ценности, ККМ). В то же время субкультуры отличаются друг от друга:

  • нормами, регулирующими отношения между людьми;
  • особенностями жизнедеятельности, истории, быта;
  • идеологическими различиями.

Наиболее разнообразными и многочисленными субкультурами являются молодежные. Выделяют следующие молодежные субкультуры:

  • рокеры;
  • скинхеды;
  • панки;
  • хиппи.

Другую типологию субкультур предлагает Багдасарян:

  1. «Мажоры» — выходцы из состоятельных семей с солидными связями, ориентированные на красивую жизнь.
  2. «Яппи» — молодые люди из семей среднего достатка, ориентированные на карьеру и образование, для которых характерен практицизм, опрятность, здоровый образ жизни.
  3. «Люберы» (гопники) – выходцы из неблагополучных семей, которые объединяются в группы с жесткой дисциплиной, культ силы, связаны с уголовным миром.

kultyres.ru

24 КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. Культурология. Шпаргалка [litres]

24 КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия.

Человеческое общество – это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.

Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.

Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).

Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общественных потребностей.

Именно общество создает возможности для использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменилось: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социального управления, открыла новый путь к установлению позитивных социальных взаимодействий – диалог.

Его целью становится не только обмен социальной информацией между представителями различных обществ и культур, но и достижение их единства.

Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура различаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним.

Общество – это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Внутренняя жизнь человека не заполняется социальными требованиями.

Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.

Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Культурология, конспект лекций =lybs.ru= =lybs.ru=

1. Субъекты культурного творчества. Виды и формы культуры.

2. Динамика культуры.

3. Социальные функции культуры.
4. Виды культурных норм и их общественное назначение.


1. Субъекты культурного творчества. Виды и формы культуры

Субъекты культурного творчества. В философии субъектом называется носитель предметно-практической деятельности и познания, т.е. источник активных социокультурных действий. Для культуроведения существенным является то, что субъект культуры — будь то общество, коллектив или индивид — не заданный природой в готовом виде, как продукт биологической эволюции. Субъекты культурного творчества являются продуктами исторического процесса, активными агентами которого они становятся в овладении орудиями труда, развития языка, общение с помощью символов и знаков.

Учитывая это, можно утверждать, что ведущим субъектом культуры является все человечество, народная масса прошлого, современного и будущего, как творец культурных универсалий. Трудно представить себе существование эпохи человеческих сообществ, которые бы без труда обходились без, речевого общения, тех или иных форм социальной организации и культурных норм.

Однако разнообразие условий и форм деятельности заставляет конкретизировать понятие субъекта культуры, выделяя в качестве него большие или малые группы людей. Так, в результате влияния этнических различий можно говорить о нации и народности, как субъекты национальной культуры. Их специфика выражается с помощью понятия национального характера, национального менталитета. Наглядным воплощением особенностей народной культуры является фольклор, типичные для данного народа жилье, костюм, хозяйственные и художественные промыслы.

Чтобы подчеркнуть активную роль некоторых культурных институтов, их также наделяют чертами субъекта культуры: в частности, говоря о культуре Украины, России или Франции, имеют в виду деятельность государства. Если же речь идет о мусульманскую, католическую или православную культуру, субъектом здесь нужно считать религиозное сообщество верующих, церковь.

Вместе с тем, известно, что этнические, политические и религиозные факторы культуры далеко не всегда согласуются между собой. Например, в многонациональном государстве, будь то Индия, Россия или США, на межэтническое разнообразие в поведении людей накладываются различия, связанные с их религиозной принадлежности или политической ориентацией. Если государство не обеспечивает равноправия всех субъектов культуры, это может приводить к серьезным общественным конфликтам.

Однако наибольший степень культурных противоречий проявляется тогда, когда субъектами культуры выступают социальные и социо-демографические группы, классы. Очевидно, что творческие возможности крестьянства или пролетариата, феодалов или буржуазии не совпадают. Здесь имеют значение место и роль группы в общественном производстве, отношении к собственности, уровень доходов. Возрастные или гендерные (по половому признаку) особенности, ограничения или преимущества культурной активности заставляют говорить, например, о молодежной субкультуре или культурные различия между мужчинами и женщинами.

Важную роль в культуре играют профессиональные группы и семья, которые обеспечивают наиболее устойчивые механизмы передачи культурной информации общего и специального назначения. В семейном воспитании благодаря связи поколений ребенок усваивает родной язык и другие важнейшие ценности. В этом творческом процессе усилия семейного коллектива обеспечивают основу всей дальнейшей жизни человека в обществе. Став взрослым, каждый из нас подчиняется общественному разделению труда. Через существующую номенклатуру профессий мы видим определенное разделение культурных обязанностей между группами людей. Специализация не только экономит силы общества, но и повышает эффективность культурных установлений.

Непосредственным, хотя и не автономным субъектом культурного творчества есть отдельная личность, а также особые социокультурные группы, которые называются элитой.
Индивидуальные творческие возможности людей не одинаковы, хотя и свойственны всем. Высший степень их проявления связывают с одаренностью, гениальностью человека. В современном мире личный творческий вклад связывают с авторством, что подразумевает оригинальность, новизну и неповторимость культурного продукта. Элита призвана сохранять преемственность, традиции культурного творчества и осуществлять отбор ее наиболее значимых образцов. Элиты, как правило, занимают привилегированное место в структуре общества. Различают элиту политическую, научную, деловую, художественную, религиозно-духовную, спортивную и т.д. Уничтожение элиты, как учит нас опыт, ведет к трагическим последствиям, вызывая упадок и деградацию общества. Однако и при таких условиях социальная необходимость в управлении культурными процессами сохраняется, а, следовательно, постепенно воспроизводится и элита.

Виды и формы культуры. Течение социальной истории люди освоили, сделали своим домом весь земной шар, вышли в космос, изобрели невероятное по количеству и качеству число способов деятельности. Если попытаться их сгруппировать по прикладными сферами, то можно выделить такие основные формы культуры, как материальная, духовная и физическая.

Материальная культура — превращение природных материалов и энергии в соответствии с человеческих целей, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает средства их удовлетворения.

Материальная культура включает в себя такие элементы, как породы животных и сорта растений, почвы и природные вещества (ресурсы), которые подверглись обработке. В материальную культуру входят также: 1) здания и сооружения, 2) инструменты и оборудование для любых видов деятельности, 3) пути сообщения и средства транспорта, 4) связь и средства связи, 5) технологии.

Духовная культура — продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятия, представления, верования, чувства и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Духовная культура создает особый мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Духовная культура — это продукт общественного развития, ее основное назначение заключается в продуцировании сознания.

Благодаря закреплению в знаках, символах, организационных формах, компьютерной технике, духовная культура становится относительно самостоятельной от своего создателя, человека. В ней объективируются и выделяются особые сферы духовного творчества. Духовное и духовно-практическое освоение всей реальности оформляется в философии, искусстве, различных науках. Духовно-практическое освоение (включая регулирование) общественной жизни осуществляется в политике, праве, морали. Универсальные духовные функции, как мировоззренческие, так и нормативно-регулятивные, выполняют миф и религия. В будущем, возможно, произойдут революционные изменения духовной культуры в связи с развитием экологического сознания и освоением космоса.

Физическая культура — превращение природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков, умений и качеств человеческого тела.

В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания и пищеварения). Иначе говоря, это решение такого ответственного задания, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.

На этом фундаменте надстраиваются все дальнейшие, более сложные или специализированные, физические навыки и координированные движения, наподобие балетного танца, движений рук хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько соответствующие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитана в человеке способность к совершенствованию в соответствии с тех или иных профессиональных задач.

Виды культуры. Кроме основных форм культуры выделяют также различные ее виды. Среди множества классификаций можно остановиться на той, которая опирается на понятие субъекта-носителя культуры, как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем такое распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности.

Ни один из видов культуры не сводится к двух других ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которого не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичных по отношению к ним. Культура коллектива состоит как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности группы людей, объединенной одной целью. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного “Я”.

Нужно отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в определенной степени относительна, и в реальной деятельности они переплетаются, взаимосвязаны между собой. Сложность социокультурной реальности обусловливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры требуют дальнейшего толкования конкретного исторического материала.


2. Динамика культуры

Знакомство с историей культуры показывает, что ее явления не являются неизменными. Поэтому возникают вопросы о том, как и почему, под влиянием каких факторов меняется культура. Ответы на эти вопросы стремится дать учение о динамике культуры. Сам термин «динамика» буквально означает “сила”, то есть учение о силы и движения, которые ими вызваны. Культурная динамика исследует социокультурные изменения с позиций различения типов культурного влияния и характера культурных изменений.

Когда речь идет о соціодинаміку, подразумеваются изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения — неотъемлемое свойство культуры. Понятие «изменение» включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени) так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.).


Типы культурной динамики.
В культурологии культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовой или этапной; циклической и інверсійною. Наиболее простая концепция культурного развития — традиционная теория линейного прогресса, то есть целенаправленного поступательного движения культурных форм, который понимается в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов ее материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного. Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которого является доминантный тип общественных отношений, то есть социальность как таковая. Ядром ее выступают классовые интересы в одном из своих ведущих разновидностей — имущественных преимуществ, а состоит она под воздействием факторов разного уровня. Тип социальности составляется на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или же факторов, которые формируют массовое общество в постиндустриальном обществе.

В рамках исторического материализма концепция информационного развития культуры утверждала основным фактором изменения в способе производства. Согласно этих изменений выделялись и основные периоды линейного развития мировой культуры, которые порождали соответствующие типы культуры: первоначальную, рабовладельческое, феодальную, буржуазную и социалистическую. Как предполагалось, изменение характера производства влечет за собой и смену общественного строя, а вместе с ним и культуры.

Если изменить масштаб и ввести стадиальный критерий универсального уровня, то культурная динамика человеческого общества проявится как общемировой процесс смены всемирно-исторических эпох: Первобытность, Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Динамика оценивается в этом случае как комплексное поступательное восхождение человеческого сообщества лестнице исторического прогресса.

Фундамент фазового типа культурной динамики — социокультурное преобразование. Оно имеет место, когда новое состояние возникает в результате изменения прежнего состояния под влиянием интенсивных процессов общественного обновления. Различают три основных вида преобразований: реформа, трансформацию
и революцию.

Реформой
называется изменение, переустройство определенной части социокультурной жизни, не уничтожающее основ существующего порядка. В общественной теории и практике к реформам относят более или менее прогрессивные преобразования, определенный шаг к улучшению.

Под трансформацией
понимают совокупность явлений и процессов, которые постепенно и ненасильственным образом приводят социокультурную систему к принципиально новому качеству отношений.

Революцию
определяют как глубокое качественное изменение в развитии. Что же касается социокультурной среды говорят о коренном, как правило, насильственное изменение главных традиционных ценностей и стереотипов (поведения, сознания, мышления), изменение идеологии, крутой поворот государственной политики в области культуры, кардинальное преобразование социального состава интеллигенции.

Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу до первоначального состояния хаоса. Подобные взгляды были распространены в V-IV вв. до н.э. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сыма Цянь) философии.

Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX-XX вв., найдя свое отражение в теории культурно-исторических типов М.Я.Данилевського, в понятии «культурных организмов» в концепции О.Шпенглера, круговорота «локальных цивилизаций» А. Тойнби.

Изменения в рамках цикла оказываются повторяющимися, общества движутся по подобным траекториям в течение многих поколений. Восприятие времени в них также циклическое, то есть такое, которое периодически возвращается к начальной точке. Поэтому прошлое поетизується в легендах о «золотом» сутки, которая представляется лучшей, достойной подражания и воспроизведения.

Еще одним типом социокультурной динамики называют инверсию, которую иногда рассматривают как отдельный случай циклических изменений. Однако это не совсем правильно, ибо инверсия описывает изменения, которые двигаются не по кругу, а совершают маятниковые движения — от одного полюса культурных значений к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в обществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро, «золотая середина» или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к разболтанности обычаев, полная покорность существующим порядкам и их носителям может меняться «бессмысленным и беспощадным бунтом», разгул страстей и чувственности может уступить место крайнем аскетизма и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налаженные отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни.

Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды — от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. В отечественной истории на определенном этапе такой характер имел переход от язычества к монотеизму, сопровождавшийся уничтожением предыдущих культов, от религии к атеизму, привело к разрушению прежних святынь, огульной критики религии и расправ со священниками, от культурной изоляции к интенсивному подражание западным образцам, от государственно-партийного тоталитаризма к плюрализму как прямо противоположных моделей политической и культурной жизни.


Характер культурных изменений.
Когда говорят о характере культурных изменений, имеют в виду направление их влияния на общество. С этой точки зрения различают: изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры; изменения, ведущие к ослаблению дифференциации и упадка культуры; и изменения, которые могут никак не проявлять себя в течение длительного времени, обрекая культуру на застой.

Обогащение культуры принято рассматривать как процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении устойчивости фундаментальных частей системы, то есть духовно-нравственного наследия. Позитивные изменения всегда связаны с формированием новых жанров, направлений, стилей искусства, внедрением новых технологий, появлением новых культурных центров, рождением гениев и т.д. Новое не всегда может служить синонимом прогресса, а лишь в том случае, когда оно способствует духовно-нравственному совершенствованию человека, помогая ему расширять зону свободы без вреда для всего живого.

Культурный упадок чаще всего связан с ослаблением значимости высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматической направленности общественного сознания, то есть с набором факторов, вызванных стандартизацией жизни в условиях массового общества. Упадок также может выражать себя или как усталость, реакция расслабления на предыдущий бурный период развития культуры, или как недовольство его результатами.

Культурный кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. Вследствие этого система подвергается распаду. Кризис может быть окончательной, но может также дать начало формированию других, более актуальных элементов и их связей, став зародышем новой культуры.

О культурный застой говорят, когда изменения не происходят в течение длительного времени. Общество проявляет приверженность к традициям, ориентируется на повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний, распространяет запрет на нововведения. В таких социокультурных средах преобладает циклический тип динамики, выпрямить в линию поступательного прогрессивного развития не в состоянии даже крупные открытия.

Тот или иной вариант культурных изменений, как правило, не охватывает культуру в целом. Напротив, отличительной особенностью любой культуры является ее многослойный характер, вследствие чего в ней могут происходить изменения, направленные в разные стороны и с разной скоростью. Движение к обновлению, как правило, вызывает накопление тенденций к стабилизации, что приводит рано или поздно к скатыванию и изменения ориентаций.

Кроме того, различные компоненты культуры меняются с разной скоростью. Наиболее устойчивой является мифология, способная в той или иной форме хранить свои образы на протяжении многих веков. Большой запас консервативности содержит в себе и религия, которая несет функцию интеграции общества. Более мобильной является художественная культура, которая гибко реагирует на изменение духовного состояния общества или его отдельных слоев. Но наивысшую способность к изменениям имеет наука, которая удваивает свои основные параметры по 10-12 лет.


3. Социальные функции культуры

Культура, как способ организации общественной, групповой и индивидуальной жизни, предполагает возможность самых разнообразных решений человеческих проблем, приспособления к условиям социального времени и пространства. Какие же функции должна выполнять культура, чтобы обеспечить, с одной стороны, стабильность общественного бытия людей, а с другой — новые подходы к меняющемуся миру?

В связи со структурной сложностью культуры, ее социальные функции многочисленны и системно взаимосвязаны. Ведущими среди них являются функции коммуникации, трансляции и трансмутации. Другие задачи культуры подчинены этим функциям или дополняют и конкретизируют их.

Коммуникативная функция культуры. Суть этой функции заключается в том, что рядом с биологическими формами общения, а потом вместо них или перестраивая их, люди создают все новые и новые способы обмена данными, мнениями, чувствами. Передача культурной информации не обеспечивается автоматически, в отличие, скажем, от генетической организации в природе. Общение как процесс должно постоянно поддерживаться творческими усилиями его участников по оформлению содержания собственного сознания и пониманию других людей. Величайший продукт культуры, который обеспечивает коммуникацию — Слово. Речь, устная и письменная, является древней и вечно молодой работающий изобретение культуры. И пусть поэт сказал однажды, что “мнение проречена является неправдой”, потенциал словесно-знакового способа общения человечество еще не исчерпало. В значительной степени оно подчинило себе и превратило наглядно-образную коммуникацию (показ, передачу образов и чувств через внушения, сопереживания и т.д.).

Трансляційна функция культуры. Это, по сути, та же коммуникация, но развернута в социально-историческом времени и пространстве. Под трансляцией нужно понимать прежде всего функцию передачи социального опыта от одного поколения людей к другому, от эпохи к эпохе. Культура обеспечивает преемственность человеческого существования для многих поколений, создавая более или менее надежную защиту от экологических законов регулирования жизни. Это объясняет, в частности, постоянный рост населения Земли, серьезное влияние на которое может иметь только культурный фактор.

Трансляция культуры чрезвычайно многопланова. Чаще всего в ней выделяют духовный и материальный компоненты. Духовная, или субъектная трансляция иногда называется людинотворчою функцией культуры, ибо она направлена на формирование личности в диапазоне, приемлемом для данного общества. На эту сторону трансляции работают все социальные институты и отношения, которые мы привыкли называть системой воспитания и образования.

Материальная, или предметная сторона культурной трансляции выражается в том, что мы наследуем и принимаем как такой мир искусственно созданных предметов, сооружений, механизмов. Среда обитания человека все в большей степени благодаря механизмам культурной преемственности превращается в техносферу. Особое значение для культурного выживания человечества имеют механизмы наследования технологических знаний. Именно передача “мозаики технологий” от поколения к поколению сформировала потребность не просто в словах, а в понятиях о предметах и процессах, привлеченные к человеческой деятельности.

Функция трансляции, вместе с тем, имеет свои особенности в передаче информации. Очевидно, что объем социокультурной памяти постоянно растет, но и он не безграничен. Выходя за рамки коммуникации, эта функция предусматривает обязательный выбор и отбор материала, который передается. А поскольку жизненные цели и потребности людей изменчивы, накопленный культурный багаж постоянно подвергается переоценке, переосмыслении. Нельзя отрицать и возможность потери культурной информации.

Функция трансмутации может быть определена как творческая функция культуры. Мутацией называют реорганизацию структур воспроизведения информации, перестройку самого аппарата носителей информации. Чтобы жизнь людей в обществе было устойчивым, необходимо разнообразие форм культурной преемственности. Сохранение социальной системы через усиление разнообразия элементов и связей между ними — это основное назначение данной функции культуры. Например, в примитивных обществах имя человека или предмета никогда не было случайным, поскольку в них воплощалась предполагаемая “программа” поведения, действий. Однако сведения, которые накапливаются, в связи с их значимостью для человеческого сообщества, не могли оставаться достоянием лишь индивидуального опыта. Поэтому возникли новые, надіндивідуальні каналы передачи культурной информации, в частности миф, а значительно позже — наука.

Дополнительно можно указать такие функции культуры, как нормативно-регулятивная, сигніфікативна, игровая, рекреативная, стилеформуюча. Некоторые исследователи считают, что культура выполняет также “репрессивную” функцию — через подавление биологической агрессивности человека социальными средствами или превращения ее в социально приемлемые формы.

Кроме этого, среди других следует назвать познавательную (гносеологічну, мислетворчу), экспрессивную (которая дает возможность “увидеть” внутренний мир индивида), этическую, ідентифікативну и консолидирующую функцию культуры.


4. Виды культурных норм и их общественное назначение

Любое общество или отдельная социальная группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произвола, устранять влияние стихийных настроений. Общество также должно согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами. Наведение порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, политическое, идеологическое или психологическое манипулирование обществом. Однако устойчивое и действенное саморегулирования социальных отношений достигается также и через культурные нормы. Они обеспечивают добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на формализованные мотивы и потребности, которые соответствуют принятым целям, стимулируют устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на привычные ожидания.

Культура регулирует производственную и творческую деятельность человека и особые формы общения между людьми, формируя при этом определенные трудовые, эстетические, этические, правовые и другие навыки. Нормы культуры в их внешнем выражении предусматривают своеобразную символику, определенную знаковую систему, порой довольно сложную. Преобразование правил и норм культуры на стабильный регулятор деятельности человека предполагает, что они усваиваются человеком, становятся его внутренним убеждениям. То есть нормы культуры — это определенные образцы, правила поведения или действия, которые стали внутренними регуляторами человеческих действий.

Нормативная сторона культуры проявляется в таких формах, как обряд, ритуал, этикет, канон, стандарт.

Обряд
— это традиционное символическое действие, которое сопровождает важные моменты жизни человека и общества, призвана способствовать укреплению социальных связей. Например, эмоциональным и в то же время общественно значимым является свадебный обряд. Формы его в разных этнических традициях разнообразны, но общая основа — освящение нового этапа в жизни человека и пожелания семейного благополучия — у всех народов неизменна. Символом такого благополучия в разных этнических традициях есть, например, рис (Англия, США), пшеничное зерно или хмель (Украина, Эстония и др.), лепешку пресного хлеба (азиатская народность).

Ритуал
— это вид обряда, который представляет собой форму сложного символического поведения, исторически сложившуюся, упорядоченную систему действий, которая призвана подчеркнуть особую ценность и значимость для человека определенных социальных отношений или процессов. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. Всем известна детальность дипломатических и торжественность воинских ритуалов (приветствие или прощание со знаменем).

Этикет как норма культуры представляет собой установленный порядок поведения человека в рамках той или иной социальной группы. Поведенческий этикет в последнее время привлекает все большее внимание молодежи, деловых кругов. В этом интересе прослеживается стремление к красоте и удобству в общении. Основная социальная функция этикета — это закрепление внутригрупповых и межгрупповых культурных различий (например, придворный, деловой этикет).

Канон
— свод положений, имеющих догматический характер. Слово «канон» имеет несколько значений: 1) библейский канон — совокупность книг Библии, признаваемых церковью “богодухновенными” и применяемых в богослужении в качестве “священного писания”; 2) церковный канон — правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) канон в искусстве означает устойчивое правило художественной деятельности, художественные принципы.

Стандарт
как вид культурной нормы широко используется в науке, технике, производстве. Стандарт представляет собой определенный образец (эталон), который принимается как исходный для сопоставления с ним других подобных объектов. Современное массовое, серийное производство продукции не может существовать без стандартизации, установление жестких параметров технологии производства, обязательных параметров качества продукции, которая выпускается.

Нормы культуры изменчивы. Они подвергаются тем же трансформациям, которые претерпевает общество. Вместе с тем, нормы культуры обеспечивают надежность, предсказуемость и загальнозрозумілість поведения.

Принято различать нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Требования, которые вытекают из этих разновидностей норм, нередко расходятся между собой. Группа может требовать от своих членов действий, которые осуждаются обществом. Иногда, например, коллектив проявляет терпимость к нарушениям норм, неукоснительного соблюдения которых требует общество.

Нормы дифференцированы по социальными структурами, в разных социальных группах они могут отличаться по своему содержанию. Нормы поддерживают дистанцию между классами, профессиональными группами, сословиями, обеспечивая механизм распределения знаний и типов деятельности и соответственно социального статуса и привилегий.

Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности. Можно выделить побудительные нормы (самосовершенствуйся!) и запретительные нормы (не говори неправды!).

Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают этическое обоснование, нередко освящаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль.

Таким образом, культурные нормы — это нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами. Резкое отклонение от принятых норм может рассматриваться как ненормальное поведение, если, конечно, оно не получит статус оригинальности или талантливости. Нормы культуры имеют большое значение в жизни каждого человека и общества.

Книга: Культурология, конспект лекций


СОДЕРЖАНИЕ

На предыдущую


lybs.ru

Культура и общество. — Ответы на билеты. Культурология

Существуют три основных формы бытия: — человек, общество, природа. Культура как особая форма бытия обслуживает все эти формы и тесно взаимосвязана с ними.

Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие. Общество влияет на культуру и это находит свое отражение в таком явлении, как субкультура.

Приставка «суб» означает принадлежность к чему-либо, выражает отношение части и целого, т.е. субкультура – это часть культуры общества.

Субкультуры – это часть культуры общества в зависимости от возрастных, профессиональных, территориальных и других особенностей той или иной группы людей. Субкультуры – это историческое явление. Социально однородное первобытное общество порождало гомогенные типы культуры, единый тип для всех членов общества. Общество гетерогенное порождает различные субкультуры в целостном культурном пространстве.

М.С. Каган выделяет 4 типа субкультур в культуре средневековья:

1) «Храма и монастыря» — это культура, характерная для духовенства, народа, аскетическая, антигедонистическая.

2) «Замка и дворца» — это рыцарская, придворно-аристократическая, гедонистическая культура.

3) «Средневекового города» — это культура торговцев, ремесленников, нарождающейся буржуазии и интеллигенции.

4) «Села и хутора» — это крестьянская культура, характеризуется тесной связью с природой, языческими верованиями.

В современном обществе различных субкультур великое множество, что связано с дифференциацией и усложнением общества.

Типология субкультур:

— по возрастному признаку

— по территориальному

— по профессиональному

— по классовому

-по месту в обществе

Каждая субкультура сохраняет в себе присущее культуре ядро (менталитет, ценности, ККМ). В то же время субкультуры отличаются друг от друга:

— нормами, регулирующими отношения между людьми

— особенностями жизнедеятельности, истории, быта

— идеологическими различиями

Наиболее разнообразными и многочисленными субкультурами являются молодежные. Выделяют следующие молодежные субкультуры:

— рокеры

— скинхеды

— панки

— хиппи

Другую типологию субкультур предлагает Багдасарян:

1) «Мажоры» — выходцы из состоятельных семей с солидными связями, ориентированные на красивую жизнь.

2) «Яппи» — молодые люди из семей среднего достатка, ориентированные на карьеру и образование, для которых характерен практицизм, опрятность, здоровый образ жизни.

3) «Люберы» (гопники) – выходцы из неблагополучных семей, которые объединяются в группы с жесткой дисциплиной, культ силы, связаны с уголовным миром.

2. Контркультура.

Контркультура — это понятие, не тождественное понятию «субкультура», потому что контркультура может охватывать разные группы общества; не тождественно понятию «бескультурье», так как контркультура несет в себе и положительные черты.

Контркультура – это совокупность социально-культурных установок и ориентаций, противопоставленных официальной культуре общества. Если официальной культуре присущи такие ценности, как государство, власть, образование, религия, искусство, то для КК характерны анархия, аполитичность, нетрадиционные формы искусства, нетрадиционные формы религии.

КК возникает в кризисные моменты жизни общества как протест против бездуховности, мещанства, накопительства, лицемерия, ханжества, старшего поколения.

Основные функции КК:

— разрушительная, так как она ограничивает официальную культуру

— деструктивная, связанная с разрушением вечных ценностей

— революционирующая, обновляющая функция, так как КК ведет к обновлению культуры общества.

Теоретическое обоснование КК-ным явлениям дал Ницше. Он пишет о внутренней противоречивости любой культуры, которая включает в себя два начала:

— Аполлоновское. Символизирует умеренность, покой, стремление к развитию и гармонии.

— Диониссийское. Стихия бурной жизни, перемены, непокоя.

Культура развивается благодаря противоборству этих двух начал. Молодежный протест – это проявление диониссийского начала в культуре, стихия обновления. Преобладание аполлоновского начала порождает догматизм, формализм, застой в общественной жизни.

students-library.com

Культура и общество

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Культурология»

Содержание
1. Соотношений понятий культура и общество
2.Основные направления модернизма
3.Характерные черты расцвета русской культуры в 17 в.
4.Современная российская социокультурная ситуация
Список использованной литературы

1. Соотношений понятий культура и общество
Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме того, сложно назвать другое такое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас обычными являются словосочетания «культура поведения», «физическая культура», «культура общения» и так далее.
И не случайно с каждым годом интерес к этому понятию все возрастает. Так, по подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968г.) насчитывает уже 250 определений.
И в чем же причина такого многообразия трактовок? По мнению П.С. Гуревича «Прежде всего в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи… Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами».
Причем такое положение характерно, конечно, не только для термина «культура». Термин «наука», к примеру, тоже имеет очень большое количество определений. Бывает такое, что некоторых раздражает неясность, нестабильность, и отсутствие четкой системы, в которой должен быть ясно виден предмет и объект исследования. Но это все лишь оттого, что нам легче запомнить данное, наклеить ярлык, нежели понять, осознать, что культура, она как жизнь, существует лишь потому, что она разная, неповторимая.
И все же у всех существующих определений культуры (а их по последним исследованиям, больше 500 (!)), есть нечто объединяющее, из которого можно вывести самое общее определение, которое не противоречит ни одному из имеющихся. Например, такое (по Радугину А.А.):
Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.
А кроме этого, надо подчеркнуть еще и то, что на сегодняшний день, культура, в самом общем смысле этого слова, является семиаспектным понятием. Т.е. культура представляет собой:
— результат
— процесс
— деятельность
— способ (например, способ жизни человека, отличающей его от животного)
— отношения
— норма
— и, наконец, система.
Таким образом, традиционный подход в культурологи отождествляет культуру и общество, как сущностно сходные понятия: нет общества без культуры, а культуры без общества. Социальное и культурное противопоставляется природному.
Однако существует и иная точка зрения на соотношение понятий науки и культуры, например, культурологические концепции Л.Уайта. Разработкой науки о культуре Л. Уайт занимался всю жизнь. В нее он включает выяснение структуры культуры, анализ соотношения понятий «культура» и «общество», критерий прогресса культур, теорию культурных систем и объяснение таких классических проблем антропологии, как экзогамия, системы родства, эволюция форм брака и др. Значительное место в ней занимает теория символов.
Л. Уайт, так же, как М. Херсковиц и другие антропологи, рассматривает общество и культуру в качестве разнопорядковых явлений. Общество трактуется им как скопление живущих вместе организмов, обладающих социальной организацией, которая есть аспект питательного, защитного и воспроизводящего поведения. Согласно Л. Уайту, культура, а не общество является специфической особенностью человеческого вида.
Л. Уайт определяет культуру как экстрасоматическую традицию, ведущую роль в которой играют символы. Символическое поведение он считал одним из главных признаков культуры. Большое внимание американский антрополог уделял выявлению специфики культурологического подхода, стремясь размежеваться с психологическим подходом к анализу культурных явлений. Правда, он не всегда обоснованно отождествлял его с положением о том, что человек есть причина культуры, что он – независимая величина, а обычаи, институты, убеждения есть производные, зависимые. Взамен психологического объяснения культуры, основанного на индивидуально-личностных качествах человека, он предлагает культурологическое.
Основные положения культурологического подхода состоят в том, что люди ведут себя так, а не иначе, потому что они были воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение народа, по мнению Л. Уайта, «определяется не физическим типом или генетическим родом, не идеями, желаниями, надеждами и страхами, не процессами социального взаимодействия, а внешней экстрасоматической традицией. Воспитанные в тибетской лингвистической традиции люди будут говорить на тибетском, а не на английском языке. Отношение к моногамии, полигамии или полиандрии, отвращение к молоку, табуирование отношений с тещей или использование таблицы умножения – все это определяется реакцией людей на культурные традиции. Поведение народа является функцией его культуры».
Естественно возникает вопрос, что же определяет культуру. «Сама себя определяет», − отвечал Л. Уайт. Он рассматривал культуру в качестве самостоятельного процесса, в котором свойства культуры взаимодействуют, образуя новые комбинации и соединения. Например, определенная форма языка, письменности, социальной организации, технологии в целом развивается из предшествующего состояния. Культура ассоциируется у Л. Уайта с потоком прогрессивно развивающихся взаимодействующих элементов. «Поток культуры течет, изменяется, растет, развивается в соответствии с присущими ему законами». Сам же человек, его поведение − «это только реакция человеческого организма на этот поток культуры».
2.Основные направления модернизма
В начале XX в. культура отобразила культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации. Такой культурный процесс рубежа XIX – XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература – декадентские. Главное свойство и особенность декаданса – растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, – вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения.
Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремление к новаторству любой ценой.
В своих крайних проявлениях и в искусстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от осмысленности и визуальной оригинальности образов, от гармонии, естественности. Сущность модернистского направления – в расчеловечивании человека, о чем писал в «Философии культуры» X. Ортега-и-Гассет. Нередко модернизм функционирует и в рамках реалистического отражения, но в своеобразной форме. Кроме того, следует различать модернизм как метод и модернизм как течение. Если модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре, то модернизм в узком смысле представляет собой художественную систему, обладающую определенным единством, цельностью, общностью художественных приемов.
К понятию «модернизм» близко другое понятие – «авангард» (фр. передовой отряд), объединяющий наиболее радикальную разновидность модернизма.
В начале XX в. философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.
Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» – итальянский писатель Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др. В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты – «дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» – группа объединившихся художников-экспрессионистов.
Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. В России инновационные процессы в культуре схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И. Левитан, в духе импрессионизма писал К. Коровин. Формируется образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова. Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориентировал на нетрадиционное для России отстранение от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность.
И, наконец, выставка «Бубновый валет», состоявшаяся в Москве, определила новое направление в развитии искусства. В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы.
Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций. Для полной характеристики авангардистской литературы следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм.
Для эстетики экспрессионизма характерен приоритет выражения перед изображением, на первый план выдвигается кричащее «Я» художника, которое вытесняет объект изображения.
Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества, наив. Эстетические принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, отрицании логики, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации.
Сюрреализм связан с творчеством французского поэта Г. Апполинера, который впервые использовал этот термин. Ведущим эстетическим принципом сюрреализма было автоматическое письмо, основывающееся на теории 3. Фрейда. Автоматическое письмо – творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений. Излюбленный прием сюрреалистов – «ошеломляющий образ», состоящий из несопоставимых элементов. Авангардизм продолжал существовать и во второй половине XX в.
3.Характерные черты расцвета русской культуры в XVII в
XVII в. стал веком расцвета русской культуры, особенно вторая его половина. Наиболее серьезные изменения произошли в религиозно сфере, архитектуре. Конец XVII в был ознаменован реформами Петра, затронувшими все сферы культуры. В 1653 году тогдашний патриарх Никон объявил об исправлении церковных книг и обрядов по новогреческому образцу, что привело к расколу и возникновению старообрядческой церкви, первым идеологом которой стал протопоп Аввакум.
Особенной чертой российской культуры является ее принципиальная полярность, дуализм, когда основные культурные ценности четко поляризуются, не оставляя некой нейтральной зоны, как это происходит на Западе. В итоге происходит движение вокруг одних и тех же понятий, которые лишь наполняются новым содержанием в зависимости от историко-культурного момента. В этих изменениях и проявляются неизменные аспекты российской культуры.
XVI – XVII века в качестве идеала выдвинули лозунг возвращения к «старине», что было связано со значительным недовольством общим укладом русской жизни, распространившимся в разных слоях тогдашнего общества. Это и нашло свое полноценное выражение в расцвете ересей, в народных восстаниях и, конечно, в расколе. Представление о том, что движение вперед есть движение назад, к забытым ценностям и идеалам, было настолько сильным, что даже среди сторонников Никона, исправившего церковные тексты и обряды по новогреческому образцу, жила идея о современном возрождении того, что было ранее, а ныне испорчено. В умах же староверов противопоставление «старого, языческого» и «нового, христианского», возникшее в период Крещения Руси, переросло в антитезу «старого, христианского» и «нового, языческого».
В качестве примера рассмотрим развитие русской архитектуры в XVIIв. Русское барокко проявилось в избыточности чисто русских архитектурных украшений: ряды закомар и кокошников, колончатые украшения, например оконных проемов, сочетание штукатурки с кирпичной кладкой, золочение и др. украшение куполов. Затем возникла архитектура т.н. «нарышкинского барокко» – явно западной ориентации, с использованием кружевной лепнины, граненых куполов, колончатых барабанов. Исчезает былое разительное отличие церковной архитектуры от светской. Разумеется, на этом этапе (конец XVII в) прямых аналогов между элементами русского и западного барокко нет: если суть западного барокко в свободном перетекании объемов, плавности волютных обводов, то «нарышкинское барокко» – нагромождение многогранных клетей на квадрифолии (четырехлепестковом в плане здании).
Западное барокко было завезено уже при Петре итальянскими и французскими мастерами.
В первые годы царствования Петра ориентация на протестантские страны отразилась в архитектуре Доменико Трезини, скупо использовавшем барочные формы, что придало особое обаяние облику северной столицы. Сухой практицизм изменил характер русской живописи: созданное в 1724 г. художественное отделение при Академии наук призвано было подчинить искусство задачам научного изучения природы.
Дальнейшее следование по пути сакрализации абсолютизма отразилось в привлечении в Россию мастеров барокко и классицизма. Откровенное стремление превзойти роскошью Версаль отразилось в творении французского архитектора Леблона – Петергофе, загородной резиденции Петра. Вполне получило признание в России творчество уже не востребованных на Западе мастеров барокко – особенно отца и сына Растрелли. Но духу дворцового волюнтаризма больше соответствовал стиль рококо, к которому и тяготело искусство 18 в.
В течение смутного времени Русь находилась в состоянии разорения. Монументальная архитектура и живопись не развивались, не строили новых палат, храмов, не писали фресок. Строители и живописцы покидали Москву и другие крупные города. Отдельные станковые иконы (произведения строгановских мастеров) отражали тревоги и муки своего времени. Икона «Боголюбская Богоматерь» (нач. XVII в.), изображение царевича Дмитрия, русских святых, монахов, юродивых, взывающих о спасении Руси. Строгановская школа иконописи (Прокопий Чирин и др.) представляет горький пессимизм, ущербность образов.
В 17 столетии, после изгнания иноземцев древнерусская архитектура переживает новый подъем. Московский Кремль становится символом величия Руси. Сооружения и стены восстанавливаются и получают дополнительное декоративное убранство. Спасская, Арсенальная угловая, Москворецкая угловая, Троицкая, Боровицкая, Водовзводная угловая и др. башни увенчаны каменными шатрами с государственным гербом. Декоративный каменный верх Спасской башни надстроен в 1625г. английским архитектором Христофором Галофеем и русским архитектором Баженом Огурцовым. Удачно сочетается шатровая русская форма с готическими мотивами. Шатровые верхи других кремлевских башен возведены в XVII в. русскими строителями.
Московский Кремль становится одним из наиболее оригинальных творений архитектуры. Верхние части органично сливаются со своими основаниями. В XVII в. в Кремле возведено множество построек: приказных палат, церквей, монастырских подворий, боярских домов и дворов. Переизбыток больших и малых зданий сделал Кремль тесноватым. Утеряв стройность и четкость архитектурной застройки, Московский Кремль приобрел в XVII в. сказочную красоту древнерусского барокко. В 1636г. возводится Теремной дворец (арх. Бажен Огурцов и Трофим Шарутин). 3-х этажное каменное здание на подклете имело ярусный характер. Белокаменные расписные наличники, золоченые крыши с репьями, карнизы составляли богатое убранство зданий.
Башни Троице-Сергиевой обители также получили новый облик в стиле древнерусского барокко. Прототипами русских храмов XVII в. являлись московские кремлевские сооружения (Успенский собор 1479 г. итальянского зодчего Аристотеля Фиорованти). На основе московского зодчества создается общерусская архитектура, прививавшая понятие о территориальной и политической целостности Руси. Неистощимой выдумки и творческого изобретения полны лучшие образцы церковного зодчества 1 пол. XVII в: Казанский собор на Кремлевской площади, построенная князем Дмитрием Пожарским церковь Троицы в Никитниках в Москве. Обширное здание Патриаршего двора в Кремле (1655) с церковью Двенадцати апостолов, поставленной на сводах выездных ворот, положило начало строительству архиерейских домов и трапезных палат. Большая Крестовая палата этого сооружения была перекрыта сомкнутым сводом и не имела опорных столбов. Во 2 половине XVII в. каменное зодчество на Руси принимает монументальный размах и исключительную декоративность. Шатровые храмы уже не строятся. Зодчие развивают мотивы 5-главых и 9-главых храмов: пышность и великолепие храма Троицы в Останкине, церковь Николы в Хамовниках (1679), Покровский собор в Измайлове. В сер. и 2 пол. XVII в строительство идет в Ярославле, Угличе, Костроме, Ростове Великом.
Храм Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, Воскресенский собор в Новом Иерусалиме под Москвой (2 пол. 17в.). Столпы-звонницы, сооруженные по образцу Ивана Великого – в Саввино-Сторожевском, Новоиерусалимском, Новодевичьем и в др. монастырях. Древнерусская архитектура в причудливых формах, в вычурных декорациях зданий переходит к стилю барокко. Церковные главы в форме воинского шлема приобретают формы, близкие к луковице или груше. Древнерусское барокко было родственно западно-европейскому: Новоиерусалимский монастырь, дворец в Коломенском (1681), Крутицкий теремок в Москве (1680).
4.Современная российская социокультурная ситуация
Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни российского общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость.
С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и локального характера. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры – философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль.
Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России. Модернизационные процессы, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга.
Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры – научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры. Ресурсы развития культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала, его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, творческие союзы, средства массовой информации. В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию:
1. Увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и массовой способностью его освоения и использования в повседневной социокультурной практике Динамизм общественной и культурной жизни вызвал значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в субъективной плоскости – в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение. Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая неосвоенность имеющихся в культуре инноваций; расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения; отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта.
2. В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности. Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы. Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.
Наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества.
3. Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.
4. Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.
5. Происходит значительная переориентация общественного сознания − с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма Исследование Российского Института искусствознания показало, что за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентации: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной части граждан России на материальное благополучие как главную цель жизни. Если в начале 1980-х годов в системе ценностных ориентации и городских, и сельских жителей «лидировали» мысли о счастливой семейной жизни, о желании иметь хороших, верных друзей и другие гуманистические мотивы, а отсутствие материальных затруднений казалось первоочередной заботой 41% людей в городах и 36% в селах, то сегодня о материальном благополучии как самом главном говорит 70% горожан и 60% сельских жителей. Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональное. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.
Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравственного развития. Сегодня на «авансцену жизни» выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения − «духовный середняк». Если в начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает «естественникам» (медикам, биологам и т.п.). И это обусловлено не только падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем личностного развития гуманитариев – последние отстают теперь от «естественников» по важнейшим личностным потенциалам людей умственного труда − созидательному и познавательному Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры.
Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности.

Список использованной литературы
1.     Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001.
2.     Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Радугина Изд. “Центр” Москва 2006.
3.     Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М., 2004.
4.     Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 2003. –344 с.
5.     Пономарёва Г.М. и др. Основы культурологии. – М., 2003.
6.     Культурология для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
7.     Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х тт. СПб, 2002.

coolreferat.com

 Культура и общество. Базовые элементы культуры — Социология

Культура изучается философией, культурологией, политологией, социологией. В то же время каждая наука должна находить свой аспект анализа в этом многомерном явлении. Скажем, философию интересует культура как «вторая природа», как «человекотворная» реальность. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства (материальная и духовная культура). Культурология занимается содержательным анализом культуры, выявляет ее типы и виды, исторические закономерности развития, своеобразие культур различных стран и народов. Политологию интересует культура в ее политическом аспекте (политическая культура общества и личности).

Социология, прежде всего,  исследует статус культуры в социуме, ее функциональные характеристики, параметры измерения, социальную динамику ее бытия. Изучение культуры позволяет глубже понять сущность общества. Социологический подход к культуре основан на ее непосредственной связи с регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием общества в целом. Здесь особое значение придается ценностно-нормативному содержанию культуры, ее социальной роли.  Хотя в реальном мире культура и общество представляют единое целое, не могут быть отделены друг от друга, в социологическом анализе принято аналитически выделять в качестве относительно самостоятельных, несводимых друг к другу социальную и культурную стороны жизни общества. Термин «культура» акцентирует внимание на предметной и символической среде, созданной человеком и наполненной значениями и смыслами, которые понятны и разделяются в данном  сообществе. Термин «общество» предполагает, прежде всего, рассмотрение сети социальных взаимодействий, характера отношений между индивидами и группами, имеющими общие ценности.

       В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

      Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру или социокультурную систему, которая в некоторой степени совпадает с другими системами. Различие среди социокультурных систем связано с физическими условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типу языка, ритуалов, традиций, изготовления и использования инструментов, степенью социального развития. На отношения, ценности, идеалы и верования индивида очень влияет культура, в которой он живет, и, конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких различных культур.

 Этноцентризм – тенденция оценивать другие культуры через призму своей собственной, с позиции ее превосходства. Этноцентризму противостоит  культурный релятивизм, провозглашающий  абсолютную  самобытность любой культуры. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом. Общество может включать в себя несколько культур (как, например, многонациональное российское общество), а культурные достижения, в свою очередь, могут получить широкое распространение в разных обществах.

Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая сопровождает индивида  на протяжении всей его жизни, передается из поколения в поколение. Уходящее корнями в глубь веков устойчивое культурное ядро воплощается в менталитете народа. Менталитет – это система внутренних  устойчивых духовных, психических качеств, которые проявляются в поведении, в деятельности, в образе жизни. С точки зрения Л.А.Зеленова, к ментальным качествам русского народа следует, прежде всего, отнести соборность (стремление к объединению, собранию, консолидации, кооперации и пр.), всемирную отзывчивость (потребность и способность причастности ко всему иному, ко вселенскому, к проблемам других народов и стран), духовность (стремление возвыситься над суетой жизни, над повседневностью и прозаичностью бытия, тяготение к сверхъестественному, божественному, космическому, культ дневников и пр.),  бескорыстие (отвращение от мирской корысти, от суетного материального расчета), терпение, жертвенность, авось (упование на случай, на помощь извне, на стечение обстоятельств, на  «пан или пропал» и пр.), штурмовщину (мгновенную мобилизацию всех сил и средств).

       Изучение структуры культуры осуществляется на основе выделения составляющих ее элементов, которые условно можно разделить на материальные и нематериальные (духовные). К числу материальных элементов культуры относятся физические объекты, созданные людьми в процессе трудовой деятельности: произведения искусства, книги, орудия труда, одежда, бытовая утварь и т.д.  и пр. Они получили название «артефактов» – предметных форм культурной деятельности. Предметные носители культуры собираются в различные «теки» (от греческого «тека» – хранилище). Здесь и библиотека – собрание книг, и фильмотека – собрание фильмов, и дискотека – собрание пластинок и т.д. По этим носителям культуры страны или народа социологи могут определять широту и степень развитости культуры в ее статике. Основное внимание социология обращает на нематериальные элементы культуры. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры социологи выделяют  язык, социальные ценности, социальные нормы, обычаи,  традиции и обряды. Эти элементы образуют генетически не наследуемые, инвариантные, постоянные слагаемые  культуры социума. Их вслед за А.Молем можно назвать «культуремами» – носителями культуры. Они, становясь установками человеческой деятельности, определяют создание «артефактов».

Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением. Он является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции,  главная из которых – создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, то есть ее распространителя.

Социальные ценности – это социально разделяемые и принятые убеждения относительно того, к чему надо стремиться. Ценности ориентируют человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.  В механизме влияния культуры на общественную жизнь особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Высшие ценности касаются наиболее общих представлений о жизни, добре, справедливости, свободе, любви, счастье. Принимаемые личностью социальные ценности называются ценностными ориентациями. В рамках общества ведущие ценности большинства людей едины. Вместе с тем целостность системы ценностей предполагает наличие в ее рамках различающихся систем ценностей социальных общностей, классов, групп. Сегодня наш соотечественник испытывает серьезную трансформацию системы ценностей (нравственных, эстетических, экономических, политических, религиозных и пр.). Утверждаются новые для последних лет ценности, другие, которые были на периферии, выходят в ранг приоритетных.

      Социальные нормы – правила, образцы, стандарты поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Особое значение имеют моральные и правовые нормы.  Выполнение социальных норм ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций – социальных наказаний (штраф, тюремное заключение, выговор и др.) и поощрений (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж и др.).

Обычаи – это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в определенном сообществе, социальной группе  в течение длительного времени.

      Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.

      Таким образом, культурные элементы образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения людей. Наряду с основными элементами существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе. В частности, привычки – стереотипы поведения в тех или иных ситуациях; манеры – внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих; этикет – особые формы поведения, принятые в определенных социальных кругах и др.

      Культурные элементы могут существовать как по отдельности, так и образуя культурные комплексы – совокупность материальных и нематериальных элементов (например, спортивные игры, театральные представления). Они предполагают наличие ценностей, норм, ритуалов, соответствующего убранства, одежды. Элементы культуры, получившие распространение во многих культурах мира, называются культурными универсалиями. Американский социолог             Дж. Мердок  выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов:  возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, ухаживание, танцы, вера в чудесные исцеления, фольклор, игры, обычай дарить подарки, приветствие, брак, медицина, музыка, торговля, хождение в гости, право наследования, родственные группы и др. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности человека.

      Культура пронизывает все сферы жизни общества. Значение культуры в жизни общества определяется выполняемыми ею функциями: коммуникативной, регулятивной и интегративной.

socialworkstud.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о