Культурные права человека это – КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА это что такое КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: определение — Право.НЭС

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

«Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.»[1. ст.27]

Культурные права гарантируют духовное разви­тие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, со­циального и культурного прогресса.

К ним относятся:

· право на образование,

· право на доступ к культурным ценностям,

· право свободно участвовать в культурной жиз­ни общества,

· право на творчество,

· право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения,

· право на развитие и др.(85)

 

«Эти права гарантируют каждому человеку участие в культурной жизни общества: он может заниматься научной, технической, ли­тературной, художественной и иной деятельностью, иметь доступ к историческим, культурным, архитектурным памятникам, про­изведениям искусства.»[7. с.32]

«Условия полного осуществления права на образование:

· обязательное и бесплатное начальное образование для всех;

· доступность среднего, профессионально-техничес­кого и высшего образования;

· свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание в соответствии с собственными убеж­дениями.

Отдельные лица и учреждения имеют право со­здавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государ­ством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное разви­тие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и друж­бе между всеми нациями, этническими и религиоз­ными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем ра­венства возможностей в получении образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убежде­ний, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.»[10. с.86-89]

 

«Для этого государства обязуются:

а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступ­ным па основе полного равенства и в зависимости от способ­ностей каждого;

б) обеспечить во всех государственных заве­дениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения;

в) поощрять получение и повышение обра­зования; обеспечить подготовку к преподавательской профес­сии.» [11. с.171]

г) « обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 49 Конституции Рес­публики Беларусь, которая гарантирует получение бесплатного основного общего среднего и профессио­нально-технического образования, доступность сред­него специального и высшего образования.

Принципы государственной политики и государ­ственные гарантии права граждан на образование оп­ределены также законом Республики Беларусь «Об образовании».

 

Важной составляющей правового статуса личнос­ти является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художе­ственного, научного и других видов творчества. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возни­кающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах подчеркивает необходимость уважения свободы твор­чества, безусловно, необходимой для научных ис­следований и творческой деятельности. В основе названой статьи лежит право пользоваться достиже­ниями культуры, участвовать в культурной жизни и пользоваться плодами научно-технического прогресса.

Огромная важность защиты соответствующих прав обусловлена и вероятной возможностью ущемления или игнорирования государствами тех или иных культурных особенностей в попытке обеспечить ка­кой-либо одной национальной, расовой или этничес­кой группе более предпочтительное положение по сравнению с какой-либо другой группой. Кроме того, следует отметить, что указанные права вклю­чают право на участие в жизни общества с учетом широкого толкования термина «культура».

Право на пользование результатами научного прогресса заключается в том, чтобы все члены обще­ства, и в особенности наиболее обездоленные его группы, могли пользоваться достижениями в этой области. Это право включает в себя право каждого человека искать и получать информацию о таких достижениях, обусловленных применением новых научных концепций, и иметь доступ к любым раз­работкам, которые могли бы способствовать повыше­нию уровня осуществления закрепленных в Пакте прав.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации — ЮНЕСКО.

Содержание и гарантии осуществления культур­ных прав были развиты и дополнены в ряде реко­мендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982).

В них, в частности, отмечено следующее:

· развитие собственной культуры является пра­вом и долгом народа;

· одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, нацио­нальные меньшинства, этнические группы;

· каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов;

· участвовать в распространении прогресса во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни;

· государства должны защищать свободу творче­ства, оказывать содействие творческим работ­никам.

Право на развитие является неотъемлемым пра­вом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком эконо­мическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуще­ствлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами. [10. с.86-89]

 

studopedya.ru

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Федеративное устройство России

 было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.

С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83.

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.

Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.

В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:

— государственная целостность;

— единство системы государственной власти;

— разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

— равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Российский федерализм обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от федерализма в других странах.

Прежде всего, Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Следовательно, Россия может быть отнесена к конституционной Федерации, поскольку она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью.

С самого начала своего образования Россия представляла собой не конституционно-договорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию. Россия в отличие от абсолютного большинства других федераций создавалась как федерация асимметричная с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (21 республика-государство, 10 автономных округов и 1 автономная область), так и по территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения).

Субъекты Федерации с самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации.

studfiles.net

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Международная защита прав человека

В Европе созданы структуры, отвечающие за защиту прав человека: Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд при Совете Европы.

Основными источниками международного права, регламентирующими защиту прав и свобод человека, являются Хартия о правах человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Защита прав человека средствами оон

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал, что человечество в естественном первобытном состоянии существовало в состоянии «войны всех против всех» и только появление государства позволило упорядочить социальную жизнь и защитить права людей. Однако, полагал он, в отношениях между государствами «война всех против всех» — неизбежность, поскольку над государствами не существует никаких сдерживающих и контролирующих структур.

Необходимость создания надгосударственных структур ради коллективной безопасности стала очевидной в XX в., когда прошли две мировые войны, в которые были вовлечены многие страны мира. Число их жертв значительно превысило число жертв во всех предшествующих конфликтах; стали известны факты самого преступного и бесчеловечного обращения с военнопленными, мирным населением и т.д.

После Первой мировой войны, в 1920 г. была образована Лига Наций — первая международная организация, поставившая своей целью сохранение мира и улучшение качества жизни на планете. Однако из-за несогласованности действий стран-участниц попытка Лиги Наций создать эффективную систему коллективной безопасности потерпела неудачу. Лига Наций прекратила свое существование в 1946 г., с образованием новой межгосударственной структуры —Организации Объединенных Нации (ООН).

Появление ООН стало ответом на преступления против человечности, совершенные гитлеровской Германией и ее союзниками во время Второй мировой войны.

Защите прав человека на международном уровне в ООН было уделено особое внимание. При ООН была сформирована Комиссия по правам человека, одним из направлений работы которой стала подготовка Хартии о правах человека (которую иногда называют Международный билль о правах человека). В Хартию входят следующие документы: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) с первым (1966) и вторым (1989) факультативными протоколами к нему.

В дополнение к Хартии ООН подготовлены десятки международных договоров и деклараций по многим вопросам, связанным с правами человека; таким, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, дискриминация женщин, права инвалидов, право на развитие, права детей, статус беженцев и т.д.

Принятие Всеобщей декларации прав человека ознаменовало начало периода, когда права и свободы человека перестали быть внутренним делом того или иного государства. Они были распространены на всех жителей планеты независимо от их расы, этнической принадлежности, пола, конфессии, языка и т.д. Всеобщая декларация закрепила исходные, базовые права, которые заложили основы для всего комплекса норм и принципов, касающихся прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на личную неприкосновенность, право на равенство. В Декларации отмечается, что никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или обращению, унижающему его достоинство. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Многие положения Конституции РФ почти дословно повторяют статьи Всеобщей декларации прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ставит своей целью формирование свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, что может быть достигнуто, только если будут созданы условия, при которых каждый может пользоваться своими правами на труд, справедливое вознаграждение, отдых, социальное обеспечение, достаточный жизненный уровень и свободу от голода, здоровье, образование и участие в культурной жизни.

Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует помимо прочих следующие права: запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства, свободу передвижения, равенство перед судом и законом, право на справедливый суд, неприкосновенность личной и семейной жизни, свободу мирных собраний и ассоциаций, защиту семьи, права ребенка, право на участие в политической деятельности государства, права этнических меньшинств.

Первый факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах позволяет гражданам стран, подписавших его, обращаться в Комитет по правам человека ООН за защитой своих политических и гражданских прав. Россия приняла обязательства по этому протоколу в 1991 г. Решения Комитета не являются обязательными, но он может рекомендовать государству восстановить нарушенные права и способен привлечь к этому процессу мировое общественное мнение.

Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах направлен на отмену смертной казни. Россия не является участником этого протокола.

В Европе международную защиту прав человека осуществляет также Совет Европы, а документом, регулирующим правозащитные действия, является Европейская Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 г.

В Европейской конвенции гарантируются: право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного обращения, запрет рабства, право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство и наказание исключительно на основании закона, право на уважение частной и семейной жизни, свобода мысли, совести, религии и выражения мнения, свобода ассоциаций, право на вступление в брак, право на эффективные средства защиты, запрет дискриминации. К Конвенции примыкает ряд протоколов. Так, первый протокол защищает собственность, право на образование и свободные выборы; второй протокол запрещает лишение свободы за долги; шестой протокол отменяет смертную казнь и т.д.

Россия присоединилась к конвенции в 1998 г., и каждый россиянин, считающий, что его права нарушены, может обращаться в Европейский Суд по правам человека.

studfiles.net

Культурные права человека и гражданина по Конституция РФ :: SYL.ru

Права, обеспечивающие развитие духовности человека, называют культурными. Что подразумевается под данным термином? В первую очередь это право на образование, изучение ценностей культуры и использование научного прогресса.

Конституция РФ обеспечивает не только культурные права, но и свободы. Например, творческой реализации в любой сфере деятельности: литературной, художественной, научной, преподавательской и технической. Все сферы находятся под охраной закона как интеллектуальная собственность.

Культурные права и свободы в Конституции

Статья 50 гласит, что любой имеет право пользоваться родным языком и выбирать какой угодно для общения.

В ст. 51 говорится о том, что каждый гражданин может принимать участие в культурной жизни. То есть человек может не только читать, рассматривать произведения искусства или пользоваться техническими изобретениями, но и создавать их.

В ст. 43 ч. 1. говорится о том, что любой гражданин России имеет право получить образование. То есть получение дошкольного, школьного, среднего специального образования является бесплатным и общедоступным. Также каждый абитуриент может участвовать в конкурсе на получение бюджетного место в вузе.

Ст. 44 ч. 1. гласит: любой человек имеет свободу выражать свой творческий потенциал, а также защищать интеллектуальную собственность. В ст. 10. определяется то, что каждый желающий может реализовать себя посредством своих интересов и способностей.

Свобода творчества

О ней необходимо сказать в отдельности, обсуждая культурные права человека. Ибо одной из главных основ духовного развития личности является свобода творчества. То есть государство должно отпустить контроль и дать максимум возможностей для развития потенциала, при этом обеспечив охрану творчества. В ст. 29, ч. 5, к слову, запрещается цензура. Это гарантирует не только свободную работу СМИ, но и реализацию любых других видов творчества.

Кроме того, свобода гарантирована и тем, что государственным деятелям запрещается любой другой коммерческий вид деятельности кроме научной, преподавательской и творческой.

Однако и тут есть нюансы. Творческая свобода, как и любая другая, не может быть абсолютной, так как есть множество деятелей, которые без контроля могут злоупотреблять ею. В первую очередь ограничения касаются нарушения прав других лиц. Например, в детском кино нельзя показывать сцены насилия или употребления психотропных и вредных веществ.

Право на участие в культурной жизни

Это право связано с свободой творчества. И в ст. 15 подчёркивается, что она невозможна без изучения и творческого развития человека. Основа статьи – возможность и право на участие в культурной жизни.

Также большая роль уделяется охране. Так как такое право способствует попыткам ущемления и игнорированию другими государствами особенностей культуры в попытках превознести свою расу, этнос, традиции и особенности. Все это ещё и включает права не только на толкование, но и пользование достояниями культуры в широком смысле слова.

Кроме того, каждый человек имеет право получать и использовать научные и технические достижения, получать доступ к любой не засекреченной информации и разработкам. Также человек может их изменять, совершенствовать и делать другие открытия на их основе.

Интеллектуальная собственность

Эта тема непосредственно касается культурных прав человека. Вообще, такой собственностью называют результат деятельности интеллектуального или творческого характера, носящий духовную или материальную основу.

И согласно ст. 44, ч. 2, абсолютно каждый человек имеет право принимать участие в культурной жизни, посещать культурно значимые учреждения и памятники.

Конечно, само это понятие очень своеобразно. Так, под одним словом «культура» понимается огромный спектр деятельности, её форм и способов воплощения или участия. Например, один и тот же человек может вступить в музыкальную рок-группу, при этом рисуя, создавая статуи и занимаясь наукой.

Обсуждая культурные права, важно отметить, что также правительство гарантирует сохранность всех памятников культурного наследия, которые находятся в сфере интересов различных поколений и народов. Любой гражданин имеет право получить достоверную информацию о каждом культурном объекте, заинтересовавшем его.

Свобода вероисповедания

Отдельной статьёй вынесены свободы, касающиеся вероисповедания. Её особенностью является то, что она принадлежит и к личным свободам граждан. И культурные права в данном случае – понятие особое.

Именно свобода совести и вероисповедания помогает развить духовную жизнь и сформировать мировоззрение человека, понять, кто он на самом деле, и определиться с нравственными и религиозными аспектами жизни.

Ключевой все же является свобода вероисповедания. И так как в стране проживает огромное количество наций, многообразие поражает. В России есть католики, христиане, буддисты, мусульмане, протестанты, индуисты, а также множество других приверженцев различных течений. Все это способствует терпимости и приобщению людей к добровольному выбору.

Свобода совести

Данную тему стоит затронуть в продолжение рассмотрения примеров культурных прав. Зачастую пресловутую 28-ю статью принимают только как положение, где обозначается свободу вероисповедания.

То есть человек определяется с верой, выбирая, например, христианство, или же, наоборот, отторгая веру, тем самым провозглашая себя атеистом. Но если истолковать понятие «совесть» в более широком смысле, то можно найти здесь и нравственность, которая составляет основную ее часть, но в современном мире слегка утрачивает свою ценность.

Если рассматривать совесть в понимании философии и этики, то можно обнаружить толкование её как свойства человека ощущать и делать выбор в пользу добра или зла. То есть это уже принимает юридическую значимость — человек имеет право определять свои ценности и убеждения. Но если они наносят вред окружающим, придётся отвечать по закону.

Право на образование

В нашей стране оно претерпело множество значительных изменений в течение многих лет. Но в итоге Россия, признав верховенство образования, зафиксировала его в ст. 43. Теперь это – одно из важнейших культурных прав.

Образование здесь подразумевают как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в его собственных, государственных и общественных интересах. Закон обеспечивает общедоступность образования. Сегодня возможно получить это культурное право в двух формах:

  • Окончив 9 классов – бесплатно и доступно для всех.
  • Получив бесплатное образование на конкурсной основе в гос. учреждении или за оплату в государственном или частном заведении.

Также родители могут выбрать для детей дошкольное и школьное учреждение, а также привить им свои нравственные и религиозные убеждения. Это культурное право в Конституции РФ также упомянуто.

Кроме того, у всех есть теоретическая возможность открыть частное учебное заведение и управлять им. Необходимо лишь соблюдение требований государства.

Напоследок хотелось бы сказать, что каждый гражданин имеет право развиваться и участвовать не только в культурной, но и в экономической, политической и любой другой жизни человека и общества.

www.syl.ru

Экономические и культурные права и свободы человека.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 14Следующая ⇒

Права — это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то де­лать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо.

Свободы это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (например, в поведении, деятельности), что не запрещает закон.

Правам и свободам человека и гражданина посвящена самая большая в Конститу­ции глава 2. Она включает 48 статей, подавляющее большинство которых выражает конкретные права и свободы. В этой главе зафиксированы также конституционные обязанно­сти гражданина Российской Федерации.

Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное отношение к таким важным для человека сферам, как собствен­ность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование. Они направлены на обеспече­ние физических, материальных, духовных и других социально значимых потребностей личности.

Экономические права и свободы — это совокупность конституционных прав, опре­деляющих юридические возможности человека в экономической сфере и включающих в себя право частной собственности, право насле­дования, свободу предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы) и свободу труда (ст. 34-44 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации в основах конституционного строя признает частную собственность, в том числе на землю и природные ресурсы, и ее равную защиту с другими формами собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право граждан и их объединений на землю закреплено в ст. 36 Конституции Российской Федера­ции.

Конституция Российской Федерации закрепляет и гарантирует право наследования, которое регулируется нормами гражданского законодательства (ч.4 ст.35 Конституции РФ).

Конституция устанавливает право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ).

Свобода труда означает право каждого свободно распоряжаться своими способно­стями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещение принудительного труда, право на безопасные условия труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудо­вые споры, включая право на забастовку (ст. 37 Конституции РФ).

Культурные права — это комплекс прав и свобод, представляющий собой гаранти­рованные конституцией или законом возможности личности в сфере культурной и науч­ной жизни

Культурные правачеловека обеспечивают духовное раз­витие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользова­ние родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.), право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права. Это комплекс прав предполагающий свободу литературного, художественного, научного, техни­ческого и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Кон­ституции РФ).

В соответствии со (ст.44 Конституции) каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они не проживали. Это обеспечивается общедоступностью отечественной и мировой культуры.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и получать информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

mykonspekts.ru

Культурные права и свободы человека и гражданина — самостоятельная группа прав и свобод

(Каратаева Л. А.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 3) Текст документа

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ГРУППА ПРАВ И СВОБОД

Л. А. КАРАТАЕВА

Каратаева Людмила Александровна — старший преподаватель кафедры юридических и отраслевых дисциплин социально-правового факультета ГОУ ВПО МГПУ, генеральный директор ООО «ЮрГарант».

Человек представляет собой существо изначально свободное, которое в таком качестве вступает в общество. В этом, на мой взгляд, заключается его достоинство. Кроме того, эту свою способность человек сохраняет и развивает. «Свобода совести, свобода мысли — вот присущий человеку божественный огонь; вот источник всякой духовной силы, всякого жизненного движения, всякого разумного устройства; вот что дает человеку знания бесконечные. Все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности» <1>. Тема прав человека тесно связана с теорией личности, получившей развитие в политической философии XVIII в. Самой существенной особенностью данной теории стало предположение о возможности гармоничного соотношения интересов личности и государства <2>. ——————————— <1> См.: Чичерин Б. Н. Собственность и государство. Ч. 1. М., 1882. С. 12. <2> См.: Бадирян Г. М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право. 2006. N 8. С. 54.

В советской публицистике сама идея прав человека не стояла на первом месте при упоминании в различных общественных науках. Права человека находились в тени коллективных интересов. Само понятие «права человека» неразрывно связано с термином «права личности». Термин «права личности» использован в собрании документов Уполномоченного по правам человека в РФ за период с 1998 по 2003 г., отражающих деятельность правозащитного института в России <3>. ——————————— <3> См.: Права и свободы личности. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ О. О. Миронова. 1998 — 2003 / Сост. А. Г. Майоров. М., 2003.

Взаимоотношения личности и государства определяют состояние общества в целом и предопределяют тенденции его развития. Когда-то первые идеи прав и свобод человека воспринимались как социальная утопия. Современному человеку трудно это представить. Идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавших огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом. Однако вплоть до гигантских социальных потрясений XX века — Первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., Второй мировой войны — даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Но уже в годы брежневского «застоя» советские юристы начали разработку новых подходов к основам конституционного строя, где центральное место занимал гражданин, а не государство: «юридические гарантии прав и свобод личности», «правовое положение личности», «достоинство личности» — эти понятия позволили перевести проблематику из плоскости «государство и личность» в плоскость «права и свободы человека и гражданина». Процесс таких преобразований завершился принятием 5 сентября 1991 г. Декларации прав и свобод человека. Этот документ провозглашал: «Высшая ценность нашего общества — свобода человека, его честь и достоинство» (Преамбула), «Каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами» (ст. 1). Таким образом, принятие Декларации прав человека в российском варианте Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. и внесение многочисленных поправок к Конституции РСФСР 1978 года ознаменовали начало новой эпохи в развитии правового статуса личности в постсоветской России <4>. ——————————— <4> См.: Ковлер А. И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1. С. 23.

Под правовым статусом человека подразумевается совокупность его прав, свобод и обязанностей. Действительно, во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей. Различными отраслями права предусмотрены определенные условия участия человека в качестве субъекта тех или иных правоотношений, которые определены нормами конкретной отрасли права, при реализации им своей правоспособности. Иначе говоря, правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. Права личности как права гражданина конкретного государства (так же, как свободы и обязанности) являются частью объективного права, т. е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно это субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности — это те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем. Опять же здесь встает вопрос о наличии возможности реализации прав личностью, так как любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею предоставляемой. Например, законодательное провозглашение в России права всех граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду не означает, к сожалению, того, что каждый гражданин уже имеет фактическую возможность жить и работать в условиях здоровой окружающей природной среды. Однако наличие данной юридической нормы позволяет заинтересованным гражданам и организациям требовать от государства ее обеспечения, а последнее обязано принимать в каждом конкретном случае в пределах имеющихся возможностей все меры по защите прав граждан, что практически может привести к желаемому результату. В частности, в соответствии с указанным правом граждане могут требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, могут ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иск о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями <5>. ——————————— <5> См.: Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2004. С. 47.

Говоря о свободах человека, нормативно закрепленных, государство делает акцент именно на свободном, то есть максимально самостоятельном самоопределении человека в различных сферах жизнедеятельности. Таким образом, государство стремится к минимальной регламентации поведения человека именно через невмешательство в его жизнь как со своей стороны, так и со стороны других лиц. Оптимальным представляется разделение всех прав и свобод на 4 большие группы прав в соответствии с выделением наиболее важных сфер человеческой жизни: личные, политические, социально-экономические, культурные. Политические права и свободы личности — это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. Личные права и свободы — это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. Социально-экономические права и свободы — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. Культурные права и свободы — это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями <6>. ——————————— <6> См.: Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2004. С. 34.

Объем прав и свобод человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой мере права человека освоены общественным сознанием. Реальный объем прав и свобод граждан в каждой стране — это всегда компромисс, которого удается достичь в данном сообществе <7>. ——————————— <7> См.: Гурлев В. В., Гурлев А. В. Социальное государство и общество. СПб., 2002. С. 84.

Проблемой, остающейся актуальной и сейчас, является четкое разделение всех существующих прав и свобод человека по различным критериям. Следует отметить, что эффективность реализации человеком своих прав и свобод зависит от их правильного теоретического осмысления, нормативного закрепления, включения в той или иной форме (норма права, норма морали, норма обычаев) в систему нормативного регулирования общества, закрепления в международных актах. Конституция РФ закрепила достаточно широкий перечень прав и свобод человека и гражданина. В теории государства и права принято выделять следующие группы прав и свобод: — гражданские (личные) права и свободы; — политические права и свободы; — экономические, социальные и культурные права и свободы. При этом несправедливо группа культурных прав и свобод объединена с группой экономических и социальных прав. Из всего многообразия прав и свобод выделяются, конечно, основополагающие права человека, такие как право на жизнь, право на свободу, право на равенство. Так сложилось, что наибольшее внимание ученых (теоретиков) и юристов-практиков привлечено к экономическим и социальным правам и свободам. Говоря о культурных правах и свободах, закрепленных в Конституции РФ, следует сказать, что перечень этих прав и свобод до сих пор не является исчерпывающим и конкретизированным, а следовательно, возможны коллизии при их правовом регулировании. Проблема разграничения социальных прав, с одной стороны, и экономических и культурных прав — с другой, является более сложной из-за укоренившейся в отечественном правоведении традиции единого понимания этих групп прав <8>. ——————————— <8> См.: Путило Н. В. Социальные права граждан: история и современность. М., 2007. С. 121.

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст. 44 Конституции РФ закрепляет важнейшие права и свободы граждан России — право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод. Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности <9>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л. А. Окунькова) включен в информационный банк согласно публикации — БЕК, 1996 (издание 2-е, дополненное и переработанное). —————————————————————— <9> См.: Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 1994. С. 56.

Если в ч. ч. 1 и 2 ст. 44 Конституции говорится о правах, то в ч. 3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Сфера культурных прав и свобод лежит в особой плоскости и изобилует терминами, не совсем привычными для теоретиков права. Основополагающими терминами являются «культура» и «творчество». Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях <10>. ——————————— <10> Большая советская энциклопедия.

Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод. Свобода творчества не является абсолютной, так как существуют некоторые ограничения в этой сфере (как и во всех остальных). Каким бы творческим ни был человек, он живет в обществе, которое подчиняется определенным нормам и соблюдает необходимые правила поведения. В действующем законодательстве нет легального определения понятия «творчество». Одно из определений понятия «творчество» звучит как «процесс творческой деятельности» и «результат творческой деятельности, облеченный в конкретную объективную форму» <11>. ——————————— <11> См.: Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Л. В. Лазарева // Система «Гарант».

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. — там, где создается, открывается, изобретается нечто новое <12>. ——————————— <12> См.: Большая советская энциклопедия.

Помимо Конституции РФ культурные права и свободы достаточно подробно описаны в Законе РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» (с изменениями и дополнениями). Это право на творчество, право на личную, культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, право на гуманитарное и художественное образование и свободу преподавания, право собственности в области культуры, право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры, право создавать общественные объединения в области культуры, право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности, право на культурную деятельность в зарубежных странах, права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры. Таким образом, достаточно остро стоит вопрос об обособлении культурных прав и свобод от социальных (социально-экономических) в системе прав и свобод человека и гражданина как возможности появления нового института культурных прав. В связи с нечеткостью и неопределенностью понятия «культурные права человека» как в международно-правовых документах, так и в национальном законодательстве, значение имеет интерпретация и уточнение содержания указанного понятия. Культурные права требуют особой правовой регламентации, уточнения конкретных параметров их содержания. Так, в теории государства и права выделяют три поколения прав человека, и распределение культурных прав и свобод произведено по-разному: при одном подходе культурные права и свободы относятся (наряду с экономическими и социальными) ко второму поколению, при другом — к третьему поколению (при этом культурные права входят в социальные). Существует и совершенно другое определение культурных прав, при котором они не только представляют собой самостоятельный комплекс прав, но и включают в себя социальные права и свободы. Однако нельзя недооценивать взаимосвязь культурных прав с экономической ситуацией в стране и политикой государства. Культурные права человека — особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, культурные права включают как социальные (право на образование), так и личные (свобода творчества) права и свободы. В РФ культурные права человека закреплены в ст. ст. 43 и 44 Конституции РФ <13>. ——————————— <13> Большой юридический словарь. М., 1981. С. 82.

Таким образом, из всего многообразия определений и упоминаний следует сделать вывод о том, что в настоящее время статусное определение комплекса культурных прав еще не завершено и подлежит дальнейшему изучению. Рассуждая о «мультикультуризме» и многонациональности в РФ, следует задуматься о более четком, расширенном и конкретном правовом регулировании культурных прав и свобод человека и гражданина. Ведь конкретные притязания человека в области культуры, искусства, науки, так же как и все остальные, должны носить объективный характер и означать для человека возможность его полноценного, всестороннего и свободного развития <14>. ——————————— <14> См.: Поленина С. В. Мультикультуризм и права человека в условиях глобализации // Государство и право. 2005. N 5. С. 66.

Человек, будучи одновременно существом биологическим, эмоционально-психическим и социокультурным, выступает еще как индивидуум, как член статусной группы в коллективе и в сообществе в целом. Концепция прав личности обретет новые контуры, если включит в свое обоснование и оправдание сущность основных человеческих потребностей, уточнит содержание прав человека и гражданина и обоснует реальность объема личных прав человека в новых исторических условиях <15>. ——————————— <15> См.: Бадирян Г. М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право. 2006. N 8. С. 54.

В настоящее время, на мой взгляд, происходит «размывание» границ между социальными и культурными правами и свободами. В юридической литературе отсутствует какой-либо анализ такого вида прав и свобод, как культурные права и свободы человека, следовательно, правильное восприятие их не представляется возможным. При этом выделение культурных прав из общего блока социально-экономических прав и исследование их особенностей имеет, помимо теоретического, и практический аспект. Социальные права человека, которые законодательно признаются, закрепляются и расширяются, конституционно гарантируются, юридически обеспечиваются, охраняются и защищаются, не имеют при этом общепризнанного или согласованного своего перечня <16>. Тем более это касается и культурных прав и свобод, так как это другое понятие. ——————————— <16> См.: Миронова Т. К. Социальные права и их роль в обеспечении социальной защищенности человека // Закон. 2004. N 5. С. 119.

Таким образом, необходимы исследования для определения места культурных прав и свобод в общей системе прав и свобод человека, и, в частности, в конструкции смежных прав и свобод (социальных и экономических). Культурные права — это права, которые способствуют развитию духовного мира человека, которые позволяют человеку овладеть культурой. Следует рассмотреть возможность выделения культурных прав и свобод из комплекса социальных (социально-экономических) прав и свобод, придать нормам о культурных правах и свободах большую независимость и самостоятельность, разрешить проблему четкого их определения и законодательного закрепления в отдельных нормах права. Кроме того, в настоящее время нет определенности в том, какое место культурные права занимают среди всех остальных прав и свобод. Практический опыт показывает, что существуют единство и взаимосвязь всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны. Трудно согласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума культурных и социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие культурные права наравне с другими правами и свободами человека. Целью данной работы не является придание блоку культурных прав и свобод особого статуса, превосходного по отношению к другим правам и свободам положения, но придание данной категории именно равного статуса наряду с личными, политическими и социально-экономическими. В политических, экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и в конце концов погибнет.

Библиографический список:

1. Бадирян Г. М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право. 2006. N 8. 2. Гурлев В. В., Гурлев А. В. Социальное государство и общество. СПб., 2002. 3. Ковлер А. И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1. 4. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Л. В. Лазарева // Система «Гарант». —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л. А. Окунькова) включен в информационный банк согласно публикации — БЕК, 1996 (издание 2-е, дополненное и переработанное). —————————————————————— 5. Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 1994. 6. Права и свободы личности. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ О. О. Миронова. 1998 — 2003 / Сост. А. Г. Майоров. М., 2003. 7. Миронова Т. К. Социальные права и их роль в обеспечении социальной защищенности человека // Закон. 2004. N 5. 8. Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2004. 9. Путило Н. В. Социальные права граждан: история и современность. М., 2007. 10. Поленина С. В. Мультикультуризм и права человека в условиях глобализации // Государство и право. 2005. N 5. 11. Чичерин Б. Н. Собственность и государство. Ч. 1. М., 1882.

——————————————————————

Название документа

center-bereg.ru

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА это что такое КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА: определение — Право.НЭС

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА

права, гарантирующие духовное развитие человека и помогающие каждому индивиду стать полезным участником прогрессивного развития общества. К К.п. относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др. Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей Декларации прав человека и гражданина и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего профессионально-технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии, что образование в таких заведениях отвечает минимуму требований, установленных государством. Международно-правовые нормы устанавливают также и приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, укрепление уважения к правам и свободам человека, полезность образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1962. Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Принципы государственной политики РФ и государственные гарантии права граждан на образование определены также Федеральным законом «Об образовании» 1992 (в редакции Закона от 13 января 1996), Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996. Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает предоставление возможности пользования защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственности. Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, «безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности». Важнейшими правовыми актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992), Федеральные законы «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993, Патентный закон РФ 1992, Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» 1996 и др. Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и обеспечению гарантий участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать им свободу творчества, право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору. Поощрение и защита К.п. человека входит непосредственно в круг задач международной специализированной организации — ЮНЕСКО. В компетенцию ЮНЕСКО подпадают защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в т.ч. права иметь свое мнение и выражать его, и др. Н.В. Колотоеа

Оцените определение:

Источник: Юридическая энциклопедия

determiner.ru