Культура россии в 16 века – Культура России в 16 веке: основные направления :: SYL.ru

Культура России в 16 веке: основные направления :: SYL.ru

Культура России в 16 веке складывалась под влиянием многих значительных факторов, изменивших историю и жизнь страны. Это время великих свершений: освобождение от влияния татаро-монгольского ига, объединение русских земель в одно сильное государство, царская смута. Все это нашло отражение в культурной жизни страны.

Общее направление культуры

Наибольшее влияние на культуру России оказывало глубоко религиозное мировоззрение. Православие было основой духовной и повседневной жизни людей.

Литературные, музыкальные, художественные произведения 16 века являлись отражением происходящих событий и убеждений того времени. Архитектура переживала один из ярких периодов строительства соборов, храмов и крепостей.

Особенностями культуры России в 16 веке так же являлись традиции, обычаи и языки многих национальностей, входящих в состав страны.

Основные направления культурного развития государства изложены в данной статье.

Территория страны

Территория России в 16 веке значительно изменилась. Опытное руководство нескольких княжеских поколений смогло избавиться от татаро-монгольского ига, а также собрать из многочисленных разрозненных княжеств единое сильное государство – Русское царство.

Однако конфликты в процессе объединения земель были практически неизбежны, что значительно ухудшало экономическое положение отдельных районов и страны в целом.

Русские владения землями увеличились также за счет взятия Казани, присоединения Астраханского ханства и Сибири. Процесс освоения новых территорий был долгим и трудным. Несмотря на огромную территорию страны, множество земель оставались незаселенными.

Состав населения

Население в России в 16 веке было небольшим, около 9 миллионов человек.

Основная плотность отмечалась в центральных и северо-западных районах. Самым населенным городом являлась столица Русского государства – Москва, около 100 тыс. человек. Население других крупных городов не превышало 8 тысяч. Плотность населения даже самых больших областей не превышала пяти человек на один квадратный километр. Основной массой населения являлись крестьяне.

Самыми развитыми городами, кроме Москвы, являлись Новгород, Ярославль, Великий Устюг, Вологда и некоторые другие.

За счет присоединения больших территорий увеличивалась многонациональность страны. За долгие годы ордынского ханства произошло смешение с татарским народом. Также в состав населения входили украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, кабардинцы, ненцы, буряты, чукчи и некоторые другие национальности.

Архитектура

Один из величайших подъемов за свою историю переживала архитектура 16 века в России. Характерной особенностью этого времени стало строительство соборов, монастырей, шатровых храмов. Это особый тип строительства, зародившийся и получивший широкое распространение в русском зодчестве. Храмы сконструированы так, что не имеют внутренних опорных столбов. Поддержка всего здания сосредоточена на особо крепком фундаменте. Вершина храма оканчивается не куполом, а шатром. Строительство шло из дерева и камня.

Одним из ярких представителей шатрового зодчества является Собор Покрова на рву, именуемый еще храмом Василия Блаженного. Он был построен в честь победы над Казанским ханством и присоединением города Казани.

Также примерами шатрового строительства являются церковь Вознесения в Коломенском селе, церковь Николая Чудотворца Покровского монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря и многие другие.

Шатровые храмы являются уникальными и не имеют представителей в других странах.

Архитектура России в 16 веке выражалась не только созданием храмов по всей стране. В это время проходило строительство стен, башен Кремля, а также укрепление многих городов от возможных иноплеменных захватчиков.

Живопись

Жизненные убеждения и принципы отражались в развитии культуры в 16 веке в России. Это относится также к основным темам мастеров живописи. К произведениям этого времени относятся великолепные фрески, многочисленная роспись храмов, поражающая своей красотой. Многие из них сохранились до наших дней.

Основным направлением живописи является иконография, а также изображения сюжетов Библии, жития святых. Самой известной иконой этого времени является «Церковь воинствующая», изображенная на фото в статье.

За соблюдением всех правил и норм выполнения работ строго следила церковь.

Кроме религиозных (православных) тем, большое развитие получили исторические, бытовые сюжеты из жизни простых и знатных людей. В миниатюрах изображалась жизнь крестьян, устройство монастырей, школ, исторические завоевания царей и многое другое.

Научный прогресс

В 16 веке грамотность жителей страны постепенно росла. Самыми образованными оставались бояре, купцы и священнослужители.

Наибольшее развитие получали науки, используемые в военных делах, строительстве, торговле, а также изучение богослужебных книг.

Процесс обучения включал основные навыки: письмо, чтение, арифметику. Большое внимание уделялось изучению церковных книг и пению.

В результате потребности установления отношений с другими странами, возникла необходимость в обучении переводу иностранных языков. Кроме общения с представителями разных стран, развитие этой науки позволило делать переводы множества книг.

Широкое распространение получило также развитие картографии. Создавались карты нового объединенного государства, схемы городов и волостей.

Уделялось большое внимание арифметической науке. Теоретические навыки прекрасно отображались на практике, что позволяло, например, изобретать мощные пушечные орудия для военных действий.

Не могло обойтись без арифметики и строительство. Созданные великолепные соборы, храмы, оборонительные сооружения рассчитывались с большой математической точностью.

Отмечается в данный период создание медицинских трудов с описанием лекарственных трав и болезней, а также энциклопедий с описанием сфер сельского хозяйства.

Литература

Культура России в 16 веке отражалась также в литературных произведениях. Основным направлением по-прежнему оставалось ведение летописи, фиксирование исторических событий, фактов, описание жития святых.

В 16 веке была создана одна из первых исторических энциклопедий на Руси под названием «Николаевская летопись». Также была написана энциклопедия «Азбуковник», посвященная растительному и животному миру. В ней были изложены сведения о природе не только России, но и некоторых других стран.

Одним из авторов, освещающих политическую и общественную жизнь в России в 16 веке, был Иван Пересветов.

В это время создавались книги с описаниями всех великих князей и деятелей православной церкви. Ярким примером такого произведения является «Степная книга». В ней была изложена хронология и история правления князей на Руси.

Одним из выдающихся произведений, характеризующих культуру 16 века в России, является «Домострой», написанный в середине века. Книга содержит свод общепринятых норм и правил поведения для всех членов семьи, применимых в различных жизненных ситуациях. Это уникальное произведение полностью отражает жизнь людей, ее семейные, общественные и религиозные аспекты. Несмотря на многовековую историю, некоторые положения этой книги актуальны и в наше время.

Музыка

Музыкальная культура 16 века в России также во многом была основана на религиозной теме. Создавалось множество церковных песнопений и стихир, в том числе и самим царем Иваном Грозным. Певческие рукописи тех лет характеризуют высокий художественный стиль.

Музыкальное развитие культуры в России в 16 веке характеризуется активным развитием церковных певческих школ. Этого требовало в том числе активное строительство новых храмов. Лучшие ученики формировали хоры для богослужебных песнопений.

Продолжают развиваться былинные песнопения, любимыми героями которых остаются Владимир Красное Солнышко и русские богатыри.

Вместе с былинами развиваются исторические песни, основной темой которых являлась жизнь и завоевания князей. В отличие от былин они носили более реалистичный характер, описывая те или иные события.

Светская музыка в культуре России 16 века практически не развивалась, строго осуждалась церковью как противная духу православия. Несмотря на это, в домах знатных бояр звучали песни и музыкальные инструменты, привезенные из других стран.

Театральное искусство

Театральную культуру в России в 16 веке представляли скоморохи. Чаще всего ими были люди, не имеющие другого дохода и постоянного места жительства, которые с помощью выступлений зарабатывали на жизнь. Для показа представлений на площадях строились специальные здания — балаганы.

Выступления носили разнообразный характер и проводились, в основном, для простых людей. Свое мастерство показывали музыканты, танцоры, певцы, дрессировщики. Одним из самых популярных зверей на выступлениях балагана был прирученный медведь. Номера также были шутливыми, высмеивали богатство, пороки людей, за что были гонимы властями и церковью.

Как правило, балаганы было разрешено проводить в определенное время, приуроченное к какому-либо празднику или ярмарке.

Такое лицедейство стало предшественником театра в России. Развитие театрального искусства началось только в конце следующего века при царском дворе.

Таким образом, основные направления культуры в России в 16 веке отражали религиозное мировоззрение и происходившие исторические события.

www.syl.ru

Русская культура 16-го века

Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16-го в. С размахом велось строительство, развивались архитектура, живопись и литература.

Архитектура

В 15-16-м вв. строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном зодчестве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16-го в. была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Василия Блаженного в Москве (1555-1560). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов Древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

Живопись

К живописи 16-го в. в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала «Церковь воинствующая». Икона создавалась в честь взятия Казани, она трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты Московского Кремля чувствовалось влияния Запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Типография

В 16-м в. на Руси появилась первая типография, началось книгопечатание. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, книги могли быть напечатаны, хоть их стоимость и превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553-1556 гг. «анонимной» московской типографией. Первое точно датированное издание относится к 1564 г., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и называется «Апостол».

Литература

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16-го в. включает в себя «Истории о казанском царстве», «Сказание о князьях владимирских», 12-томник «Великие Четьи-Минеи», содержащий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

Мода

В 16-м в. на Руси простая по крою и форме одежда бояр приобрела необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали образу пышность и величавость.

На огромной территории Руси проживали разные народы, поэтому одежда различалась в зависимости от местных традиций. Так, в северных регионах государства женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника, а в южных — из рубахи, кички и юбки-поневы.

Общим нарядом (усредненным) можно считать рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм: длинная рубаха из домотканого полотна (до середины бедра или до колен), порты (узкие и плотно облегающие ноги). При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Русская культура XVI века

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную Жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — расположение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Общественно-политическая мысль

События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т. д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ведемся». Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима, Византии и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем Риме. Здесь исторический процесс выступал как смена мировых царств. Первый Рим — Вечный город — погиб из-за ереси; Второй Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий Рим — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизируют нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромны летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение). Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. («Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении культуры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так и в мирской жизни,— «Домострой» (в переводе — домоводство), автором которой считаю Сильвестра.

Начало книгопечатания

Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII вв.

Архитектура

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому — покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (одни историки считают, что название произошло от слова «кита» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»). Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал—15-киломстровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах).

Живопись

Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

histerl.ru

Культура России в 16 веке кратко

Культура России в шестнадцатом веке

К концу 15 века на мировой карте появилось объединенное государство с новым наименованием – Россия. Следующее столетие было для страны, с одной стороны, драматичным, а с другой – полным прогрессивных преобразований и выдающихся достижений. Регентство Елены Глинской и боярское правление, реформы Избранной рады и опричнина, присоединение Казани и Астрахани и Ливонская война, правление династии Рюриковичей и избрание на царство Бориса Годунова — именно в таких условиях и складывалась культура России в 16 веке.


Письменность и книгопечатание.

Большим культурным достижением стал выход в 1564 г. первой печатной датированной книги «Апостол». Типографией руководили Иван Фёдоров и его сподвижник Пётр Мстиславец. На следующий год был издан «Часословец». Эти книги отличал высокий уровень мастерства, с которым они были сделаны. После обвинений в ереси и переезда за границу издатели выпускают первый русский букварь. Хотя затем в России книгопечатание продолжало развиваться, рукописные книги полностью ещё не были вытеснены.


Литература.
В самом начале 16 столетия в качестве идеологического оформления независимости и равноправия Руси, исключительности московских государей и православия появляется теория «Москва – третий Рим», созданная Филофеем.
    В это столетие получает развитие публицистика. Главной её темой является поиск правильного политического строя и пути развития страны. Она встречается в переписке царя Ивана Грозного с А. Курбским и в работах И. Пересветова.

В 40-х годах появляются «Четьи-Минеи», написанные митрополитом Макарием. Это сборник религиозных литературных произведений для чтения каждый день.
    

Крупным историческим трудом этого времени считается Никоновская летопись. Более того, на её основе был создан 10-томный Лицевой свод.


  Ещё один приближённый Ивана IV протопоп Сильвестр вошёл в историю культуры как автор «Домостроя» — книги, собравшей в себя советы, наставления, правила, касающиеся всех сторон жизни человека.
Архитектура.


    В 16 веке расширяются масштабы каменного строительства. Появляется Успенский собор в Москве, выстроенный итальянским мастером Аристотелем Фиораванти. Взятие Казани было запечатлено возведением Покровского собора  на Рву (архитекторы Барма и Постник). Совершенно новым для архитектуры того времени стало появление шатровой конструкции храма, примером которой стала церковь Вознесения в селе Коломенском.
Ремесло.


    Высокого мастерства добилось ремесленное производство. Доказательством этому служит Царь-пушка, которая была отлита Андреем Чоховым.


Изобразительное искусство.
    Здесь наблюдается две тенденции. С одной стороны, после Стоглава было принято следовать установленным образцам, в живописи ими считались работы Андрея Рублёва и Дионисия, а с другой – появляются и новые темы (например, портретные изображения, исторические сцены).


    Таким образом, на культуру России в 16 веке имели влияние многие исторические события, способствовавшие её развитию, возникновению новых литературных и архитектурных стилей и форм.

antiquehistory.ru

Русская культура в 16 веке [России]

Основные статьи: История культуры, Россия в 16 веке

Содержание (план)

Русская культура в XVI веке развивалась в принципи­ально иных условиях, чем прежде. Исчезла гнетущая власть Орды. На смену ей пришло самодержавие. Оно стремилось возвеличить себя в памятниках культуры. Его новые идеи и военные победы во­площались в великолепных храмах, ярких литературных произве­дениях и иконах.

Политическая централизация сопровождалась быстрым ростом единообразия в области культуры. Менее заметными становятся местные творческие школы, смолкают голоса бесстрашных старцев-отшельников — обличителей жестокости и коварства правителей. В борьбе между государственной необходимостью и творческой сво­бодой прочерчивались своеобразные контуры русской культуры XVI века.

Начало книгопечатания в России

В XV в. пергамент, на котором писали средневековые книги, был заменён бумагой. Под Москвой построили бумажную мельницу, но просуществовала она недолго. Распространение бумаги как основы для письма связано с книгопечатанием, которое возникло в Запад­ной Европе уже на исходе Средних веков.

Все литературные произведения XVI столетия распространялись в виде рукописей. От руки перепи­сывали и церковные книги. Однако для быстро растущего Москов­ского государства требовалось всё больше и больше книг. При этом важно было добиться строгого единообразия в богослужебных тек­стах. Единственным способом решения обеих задач было книгопе­чатание. В Западной Европе оно началось в середине XV в.: в 1445 г. в Германии Иоганн Гуттенберг впервые стал печатать книги; в начале XVI в. в Вильно трудился печатник Франциск Скорина (ок. 1490 — ок. 1551), основатель восточнославянского книгопечатания. В Рос­сии первые достоверные сведения о нём относятся к эпохе Ивана Грозного.

В 1564 г. при активном участии митрополита Макария и с его благословения в Москве начали печатать книги. В 1564 г. дьякон церкви Николы Гостунского в Московском Кремле и русский первопечатник Иван Фёдоров (ок. 1510-1583) напечатал первую книгу — «Апостол» (одна из частей Нового Завета). Заказчиком издания выступал сам царь. Книга отличалась тщательностью исполнения. Кроме «Апосто­ла», была издана церковнослужебная книга, использовавшаяся для обучения грамоте. Она называлась «Часослов».

Однако обстоятель­ства не благоприятствовали развитию книгопечатного дела в Мо­скве — недолго просуществовала первая типография в Москве. Против­ники Ивана Фёдорова сожгли её, объясняя, что он занимался «бесов­ским делом». Ему самому угрожали распра­вой. Это вынудило уже на другой год первопечатника Ивана Фёдорова и его помощника Петра Мстиславца бежать из Москвы в Литву. Он обосновался на территории современной Украины, во Львове, где и прожил остаток жизни, про­должая заниматься печатанием книг. По-видимому, против них было выдвинуто обвинение в ереси. Поводом могло послужить то, что при подготовке текста священной книги Иван Фёдоров делал неко­торые необходимые поправки в тексте.

В Москве начинание Ивана Фёдорова продолжили другие ма­стера. Однако это были лишь редкие издания богослужебных книг. Широкое распространение книгопечатания происходит только в XVII столетии.

Образование в 16 веке в России

Государству требовались грамотные люди. Поэтому во времена Ивана Гроз­ного большое внимание уделялось об­учению грамоте. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение, чтобы в разных городах страны при церквях и монастырях обучали детей грамоте, счёту и письму. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Религия в 16 веке в России

Искусство в 16 веке в России

Картинки (фото, рисунки)

  • «Апостол» печатника Ивана Фёдорова. Лист с заставкой. 1564 г.
На этой странице материал по темам:
  • Живопись и архитектура россии в 16 веке

  • Церковная литература и искусство в 16 веке

  • История культура россии 16 века

  • Книгопечатание 16 века в россии кратко

  • Культура россии в 16 веке в области образования

Вопросы к этой статье:
  • Как развивалась культура России в XVI в.?

  • Когда в России появилась первая печатная книга?

  • Кто напечатал первую печатную книгу в Русском царстве?

  • Как связаны политическая история России XVI в. и раз­витие культуры?

  • Проявляется ли в России XVI в. воздействие культу­ры на политику?

  • Правильно ли утверждение: «Иван Фёдоров — первый евро­пейский книгопечатник»?

wikiwhat.ru

Культура Руси 16 века

Культура на Руси в 16 веке была все еще средневековой. Это следует помнить, потому как в любой сфере культуры того времени в первую очередь преобладало религиозное начало над светским, что современному человеку осознавать довольно непривычно. Какова же была культура Руси 16 века?
Религиозное миропонимание все еще полностью контролировало духовную жизнь общества. Огромную роль в данном процессе сыграл, конечно же, Стоглавый собор – особое собрание церковных служителей различных сословий, состоявшееся в 1551 г. В итоге был отобран список с новосоставленными и одобренными законами, регламентировавшими деятельность в области искусства, а также утвердив эталоны, коим надлежало беспрекословно следовать. В качестве эталона в живописи де-юре провозглашалось творчество известного иконописца Руси Андрея Рублева. Но были в первую очередь отмечены не художественные особенности, проявленные в его живописи, а иконография, иначе – уникальное месторасположение фигур, внедрение конкретного цвета и другие факторы. В архитектуре же за образчик брался Успенский храм столичного Кремля, в литературе – сочинения Макария.
В 16 веке все еще продолжается летописание. Ведется оно по-прежнему церковными служителями, в основном жившими на территории монастырей. Конечно же, во всех летописях содержатся и оценки автора той или иной ситуации, но в основном прослеживается одна и та же тенденция – во всех летописях писатели подчеркивают равенство правителя-царя и церкви. Также в летописях содержится множество описаний правителей и церковных лидеров, при этом большее внимание уделяется не их внешним данным, а характеру, достижениям и личностным качествам.
Около середины 16 века летописцы Москвы создали огромный летописный свод. Его можно назвать энциклопедией истории того времени. Свод был назван Никоновской летописью, то принадлежавшей Никону, бывшему в то время патриархом. В этой летописи было огромное количество миниатюр-иллюстраций, приблизительно 16 тысяч, причем все они выполнены в цвете. Поэтому этот свод часто называют Лицевым. Слово «лицо» тогда имело значение «изображение».
Не только летописи были популярны на Руси. В 16 веке появился жанр исторических повестей, и они были не о древней истории, а о современных событиях, или по крайней мере происходивших в обозримое для жителей Руси время. Самыми известными историческими повестями можно назвать «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков».
В 16 веке была создана одна из самых известных для современников книг – «Домострой». Это своеобразный учебник о домоводстве, в нем были подробно расписаны обычаи, правила поведения, а также давались советы в областях кулинарии, содержания скота и хозяйства. Автором этой важной для быта того времени книги считается Сильвестр, хотя не доказано, что писал он учебник единолично.
Отличился 16 век в русской культуре и тем, что именно в это время было начато книгопечатание. Первым из типографии, созданной Федоровым, вышла книга под названием «Апостол» — религиозного содержания, что вовсе не удивительно. После этого была выпущена первая напечатанная «Азбука», созданная Федоровым и его учеником.
Заслуга Ивана Федорова не только в том, что он изобрел способ напечатать книги. До этого он редактировал различные книги, оставлял к ним заметки. Именно Федоров сделал перевод Библии более точным, а также множества других церковных книг. Так что Федорова можно назвать не только первым книгопечатником, но и первым редактором-профессионалом на Руси.
С типографским делом в то время было не легко. Церковники считали, что каждая буква должна быть вымолена писцом и что это скорее духовный труд, нежели технический. К сожалению, как это часто бывает, церковная власть на время остановила прогресс печатного дела и изгнала Федорова из страны. Всего книгопечатником были изданы 20 книг, причем не известно достоверно, сколько именно до своего отвержения он успел создать.

Образование и наука


В 16 веке грамотных людей было достаточно мало – всего лишь 15-16% от всего населения. Не стоит думать, что образованными были лишь люди знатные – даже некоторые крестьяне умели читать, в то время как бояре могли жить без этого навыка. Известно, что крестьяне были более грамотными, чем городские жители, но установить причину тому не удалось.
Обучались грамоте обычно в церковных заведениях, то есть в самих церквях и монастырях. Самой главной на тот момент наукой была церковная грамота, все население знало церковные праздники, обычаи, обряды, молитвы и их смысл. Светские знания отодвигались в это время на второй план. Таковыми были арифметика, грамматика и светский этикет.

Быт и культура


Был на Руси зависел от обеспеченности семьи. Бояре, конечно же, жили намного лучше крестьян. Пища обычно была простой, редко подавались на стол сложные блюда. Конечно же, специально еду тогда никто не украшал, разве что для царского застолья. И все же питание у жителей Руси было достаточно разнообразным. Были в почете мучные изделия – хлеб, блины, пироги, караваи. Часто в рационе присутствовали супы, каши и овощи. Картофеля на Руси еще не было в 16 веке, а вместо него в пищу употребляли репу.
Мясо по тем временам было не слишком дорогим, но его цена зависела от урожайности в целом, а также от эпидемий скота. Сохранить мясо было непросто, чаще всего его засаливали в бочках и кадках, в таком виде хранить его можно было достаточно долго.
Популярными были блюда, приготовленные из рыбы. Часто с рыбой выпекали пироги, но употребляли ее и отдельно. Для этого рыбу солили, высушивали или же вялили.
На Руси было непринято пьянствовать и вообще выпивать. Это порицалось и церковью в том числе. Чая в современном понимании тоже не было. В основном пили компоты и морсы, все, конечно же, делали сами. Чаи были травяные, делали их из листов смородины, малины, также заваривали и целебные травы, например, зверобой, матрешку, мать-и-мачеху. Слабоалкогольные напитки тоже были, делали их из меда и хмеля, но к таким напитками можно причислить и квас.
Так как влияние церкви на Руси было всеохватывающем, посты строго соблюдали. Кроме этого часто в среду и пятницу люди воздерживались от употребления пищи.

Семейные отношения


Воспитание на Руси было таково, что главой семьи становился мужчина. Если в доме проживали несколько поколений, то главным был самый старший из всех мужчин. Ему обязаны были подчиняться все остальные члены семьи, особенно женщины и дети. Если по каким-либо причинам главного в семье ослушались, то их ждало телесное наказание. При этом даже среди бояр практиковались подобные наказания, и не обходили они стороной даже знатных дочерей и жен.
Браки в большинстве случаев заключали по взаимному договору родителей, очень редко добро на брак давали по любви детей друг к другу, таких случаев единицы. Для вступления в брак выбирали семью одного сословия и достатка, тщательно анализировали родственные связи, болезни рода, характер и другие немаловажные вещи. Спутник жизни должен быть здоровым, сильным, способным вести хозяйство. Бояре в брак вступали тоже по договоренности, но здесь важным критерием было родство с царем и его окружением, а также ожидаемое увеличение благосостояния. Так семьи становились богаче, а их общественное положение заметно возрастало. Бояре никогда не разрешали детям самостоятельно выбирать спутника жизни, а вот в крестьянских семьях, особенно не зажиточных, воля детей при выборе жениха или невесты была свободнее.
Так можно прийти к выводу, что в 16 веке русская культура активно развивалась, но в то же время ее путь был самобытен.

www.istmira.com

Русская культура 16 века.

Архитектура. В 15-16 веках строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном строительстве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16 века была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества. Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532 г.) и храм Василия Блаженного в Москве (1555 – 1560 гг.). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов древней Руси) шатровому стилю. Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

Живопись. К живописи 16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева. Ярчайшим памятником иконописи стала «Церковь воинствующая». Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты Московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Типография. Также в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатание. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, рукописные книги могли быть напечатаны, хоть и их стоимость превышала рукописную работу. Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гг. «анонимной» московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 г., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и называется «Апостол».

Литература. Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия и всех вытекающих последствий, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16 века включает в себя «Истории о казанском царстве», «Сказание о князьях Владимирских», 12-томник «Великие Четьи-Минеи», включающий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

Мода. В 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость.

За счет огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается в зависимости от мест поселения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева.

Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

Образование и просвещение

1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. — школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. — академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

Наука и техника

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.

Театр

Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичуи просуществовал с1672 годадо1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия.

17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра и первое представление. Пьеса, получившая название «Артаксерксово действо», была написана на немецком языке, однако решено было дать спектакль на русском языке.


students-library.com